Инструкция
Все военнослужащие, подлежащие призыву, отправляются в места, где есть в них необходимость, т.е. наблюдается недостаточная укомплектованность военными кадрами. Однако всегда существует 50-процентная вероятность того, что призывник останется служить в своей родной области.
Чтобы узнать место службы призывника, дождитесь от него сообщения. Будущий солдат может сказать о месте его службы, сделав звонок с распределительного пункта, куда он будет отправлен для прохождения последней комиссии. Если же телефоны будут изъяты и сделать вызов не удастся, звонка следует ждать только после транспортировки призывника в учебную часть – в течение 2-5 дней, в зависимости от дальности места пребывания и возможности совершить вызов.
Для получения нужной информации вы также можете позвонить в военкомат по месту жительства, где призывник состоит на учете. Комиссариат узнает о месте службы практически сразу после прибытия солдата в военную часть. Стоит отметить, что получить данные о местоположении призывника вы сможете лишь в том случае, если имеете с ним родственные связи.
Военкомат отправляет письмо родителям призывника в течение месяца. В нем указывается точное местоположение части, ее номер и род войск, в которых служит солдат. Скорость доставки данного сообщения зависит от удаленности региона несения службы и работы почты.
Обратите внимание
Место пребывания призывника зависит от его физического здоровья. В зависимости от рода войск и укомплектованности боевым составом определяется будущая дислокация солдата. После прохождения учебной части место службы может также измениться.
Узнать место отправки призывника можно по номеру воинской части. Для этого достаточно воспользоваться поиском в интернете для получения нужных результатов. Также можно воспользоваться поиском по специальным базам данных, где написаны адреса воинских частей.
Призывник пополняет ряды вооруженных сил России. Друзья и родственники, как могут, собирают его в армию. Кто советом, кто делом, кто моральной поддержкой, а кто и материальной - помогают ему.
(при прочтении пищу не принимать, брезгливым – не читать )
Сколько у нас учебных воинских частей в России? А сколько было в Советском Союзе? Не сосчитать! Все они похожи друг на друга, и все разные. Пишу так не из-за того, что все знаю и очень умный – просто всегда во всем военном есть некая похожесть. Иногда просто до одури – помните, как в фильме «Брат-2» герой спрашивал у таксиста в Америке про брата в Москве? Вот-вот, и тут так же. Вроде и звания разные, и внешне не очень похожи, а повадки у сволочей одинаковые до жути! Ну, а разница – это естественно. Виды войск, географическая привязка, климатическая… Много чего.
Моя учебка стояла на берегу озера. Сразу, как привезли, объяснили: тут, дескать, Петр Первый свой потешный флот строил. Поэтому служить здесь великая честь и все такое. Какая связь между царскими игрушками и нашим армейским профилем, никто объяснять не стал. Но мы с первого дня к этой простой военной логике были привыкшие, да и не заплакали – на флоте-то на год больше служить бы пришлось! Зато, чего не отнять, вокруг красота: озеро это самое, церквушки из казармы видать…
Впрочем, это были почти все плюсы.
С чего начинается каждый армейский день? С кросса и зарядки. Это уже потом, в боевой части, после года службы мне было иногда, по желанию, «положено» похалявить и не идти на пробежку, сказавшись дежурным по уборке. А в учебке – ни фига! Три километра бегоооом! И в первое же утро я добрым словом вспомнил своего тренера Владислава Васильевича, который за год до этого в спортлагере также по утрам гонял нас по лесу шесть камэ. Потому что рядом со мной бежали красавцы и молодцы… э, нет, неправильно – это поначалу мы все вместе бежали, а потом наш взвод растянулся на неприличное расстояние, и тех самых красавцев и молодцов, бежавших где-то сзади, сержант без ложной скромности пинал под зад, как бы вежливо объясняя: «Потерпи, дорогой, еще немного осталось…» И так было в первый день… во второй, пятый, десятый… Больше всех тосковал самый большой из нас. Как это зачастую бывает, он носил прозвище Малыш. Вот Малышу перепадало более всего, из-за него мы чаще всего останавливались поотжиматься или пробежаться на месте. Злости на него не было: во-первых, он такой был не один – тот же Фиса, худой как глиста, ростом почти с Малыша и непонятно как призванный со своим сколиозом, ходил-то не всегда нормально, а тут бегать..! А во-вторых, было видно, что Малыш старается как может. Другому бы давно наваляли ночью за все эти совместные отжимания, но Малышу? Нет, это не тот случай. Да и великоват он был, в общем-то…
Случалось таковое не только в нашем взводе, конечно. Везде были свои Малыши и прочие Карандаши. На то она и учебка, на то здесь и сержанты. Оставалось надеяться на то, что постепенно дыхалка освоится и начнет давать нужный результат. Но! Как говорят - не было бы счастья, да помогло сами знаете что.
Призванные курсантики в основной своей массе – ну хорошо, процентов 50, и, как правило, городские – не умели наматывать портянки. А с утра ведь как? «Рота, 45 секунд – подъем!» Некоторые с вечера ложили портянки сверху на голенища сапог и потом просто засовывали туда ногу – и так бежали! Я опять же понимаю, если бы это было хотя бы после года службы, там уж нога превращается в некий костыль, ей ничего не страшно, по себе помню. А тут-то – ведь почти младенцы с города приехали! Вот и результат: мозоли, кровавые, причем иногда страшенные, во всю ступню. А климат тут был… а хрен его знает, как это по-научному, но влажность из-за этого самого озера была просто офигеть! Как результат: ноги начали гнить. И руки. Кто-то заусенец погрызет (каюсь, я был из оных), кто-то царапнет – вот тут и появляется нагноение.
В итоге почти та самая половина учебки с утра ходила по плацу в тапочках – да-да, самых натуральных дермантиновых тапочках. А что делать, если ноги все в болячках? Доктор приказал! Так же они ходили в столовую, на различные учебы и мероприятия. Это было бы смешно, если бы не было грустно, ведь в наряд, к примеру, по хоздвору в тапочках не пойдешь, там у свиней почти по колено (не свинье - человеку) говнища, и бегать, убирать все это надо быстро. Или караул – на вышку с автоматом в тапочках не полезешь. У нас рота как-то стояла в карауле, так попали под ливень, и у одного на вышке крыша съехала – в смысле, у него самого, а не у вышки. Он стрелять начал – показалось, что враг идет. Хорошо, что было недалеко от дежурки, услышали и быстро сменили чувака. Но он хоть не замерз, в сапогах был…
В общем, и мы меж собой начали грызться, и начальство наверху поняло, что в этот раз – а так было всегда, сколько учебка стояла, - что-то уж много сирых и убогих. У нас в роте местный служил, прям из города, что рядом стоял, он нам многое и рассказывал – попал-то сюда по блату, в увольнение ходил почти каждые выходные, кое-какие новости до него и доходили. Он, естественно, никакими гнойными делами не страдал – это касалось только вновь прибывших, и то, как сержанты объясняли, первые пару месяцев, потом организм перестраивался и привыкал. Вот местный и поведал: начальство наехало на санчасть – нехрен ждать «перестройки», мажьте всех, чем только можно мазать, но чтобы через неделю!..
А надо сказать, в санчасти был еще один, редкий для учебки плюс. Там была ОНА. Я уже за давностью лет не помню, как ее звали, вроде – Наташа, и кем она там была – медсестрой или врачом. Помню, что вместе с ней работал такой же молодой, как она, доктор, тоже весь себе такой Аполлон, но он-то интересовал нас, курсантов, только в том смысле, чтобы не очень больно процедуру какую сделать – помазать рану, перевязку сделать, если закровило, или – никто не ест? точно? – снять кожу, если на пальцах крайняя фаланга распухла от гноя, и, все это обработав, замотать. Вот сейчас пишу и вспоминаю… брр, у меня на одной руке на всех пальцах так было. Ужас, кровь идет, башка кружится!
Так о чем это я? А! Там была ОНА. И вот подойдет к тебе пустьбудетНаташа, заговорит с тобой своим ангельским голосом, посмотрит на тебя ласково – и все, нет никакой боли, нет головокружений. Лишь прекрасный лик перед тобою… А в двери уже стучат: эй, братан, не засиживайся, тебе уже все там замотали, и всем хочется на пустьбудетНаташу еще раз посмотреть.
Кстати, не буду исключать, что кто-то специально что-нибудь себе там расковыривал, лишь бы лишний раз в санчасть прийти и на нашу Мадонну взглянуть. Но основной части, к коим я отношу и себя, хватало имеющегося – и это при том, что с ногами у меня проблем не было. Но вот пальцы подкачали, грешен был, любил до армии заусенцы покусать. С тех пор такой привычки нет.
Любопытно, что помимо нас, курсантов, в тапочках поневоле ходили и некоторые ученики школы прапорщиков, которая была расположена на этой же территории. Вот над ними было не грех поржать: будущие «куски», взрослые (для нас тогдашних) дяденьки, некоторые – так и вовсе мордовороты, чапают в тапочках как пацаны!
Кто-то, прочитав вышенаписанное, наверняка подумает негодное: ага, ходили на девку молодую пялиться, а потом ночами или где потише занимались, чем ни попадя, прости Господи? Рискую разочаровать. Потому как, во-первых, нет в учебке тихих мест. Не оставят тебя командиры одного и надолго. А ночью обычно усталый за день курсант спит. И даже если б он захотел… Лично у нас были двухъярусные железные кровати, поставленные по две в ряд, и если бы кто-то ритмично задвигался посреди ночи, он вмиг разбудил бы всех своих соседей. Но и это не главное. Потому что, и это во-вторых, в армии есть бром.
Уже много позже я много читал о том, что бром – это яд, что такого не может быть, потому что такого не может быть никогда. Спорить не буду. Просто скажу о том, что тот кисель, который нам давали минимум раз в день, был с каким-то металлическим вкусом – это раз. Офицеры (не сержанты, нет!) говорили нам о том, что во избежание всяких глупостей нам в еду и питье добавляют бром – это два. За все время учебки – а я веду речь только о периоде службы в учебной части – у меня ничего такого не происходило, что должно происходить у молодого мужчины, не имеющего постоянных половых контактов – это три. И не только у меня. При этом я – и опять же не только - видел красивых девушек и женщин, писал письма своей любимой, оставшейся на гражданке. И ни-че-го! Слава Богу, это никак и ни на чем не сказалось. Потому как первые признаки возвращающейся мужской силы я ощутил уже в поезде, когда мы ехали из учебки в боевую часть, и до сих пор – тьфу-тьфу-тьфу! – она меня не покидает. Так что верить в бром или не верить – это пусть каждый решает сам.
Тем не менее, все когда-то проходит. Так и болячки наши постепенно затянулись. А к кроссам добавились марш-броски, выездные учебные занятия, полевые сборы. Иногда этого не мог вынести даже мой тренированный организм. Таких, как я, кто занимался на гражданке спортом, у нас во взводе было мало – всех спортсменов сразу отбирали в сержантские взводы. Мне «повезло»: когда меня провожали в армию, на вокзале зять столковался со старшим сержантом, который забирал нас на пару с офицером. Типа, так и так, нормальный парень, оставь себе… что-то в этом духе. Вот я у него во взводе и остался. И «старый», как называли старшего по званию и призыву сержанта, относился ко мне вполне нормально, даже предложил командиру взвода не брать никого со взвода сержантов, а оставить в учебке меня. Комвзвода был не против, и обратился с этим предложением командиру роты. Тот вызвал меня на беседу, помучал минут десять, и дал «добро». После этого меня стал обхаживать местный старшина. Я сначала не мог понять, чего надо старому «куску» - чисто мужской интерес отпадал, по моему мнению, точно, а ведать каптеркой, то есть ротным складским хозяйством, которое подведомственно старшине роты, я в перспективе как будущий сержант не мог. Все оказалось прозаично: старый прапорщик, выяснив, насколько я владею ситуацией по отношениям между курсантами в роте – а знакомые или земляки у меня были во всех взводах – предложил мне составить список «команд»! Для неслуживших поясню: командами называют группы солдат, отправляющихся из учебки в ту или иную воинскую часть. Вот старшина, с благословления комроты, и предложил: рисуй «команды» по несколько человек - по интересам, землячеству, дружбе, и т.д., и т.п. Так, чтобы курсантам было удобно ехать дальше по распределению со своими близкими людьми. Только все в секрете, а то…
Естественно, секрет я уже тем же вечером разболтал своим корешам. И первые списки составил довольно быстро. А дальше начались проблемы. Кого-то не хотелось обидеть, где-то группа получалась слишком большая, а кто-то был одинок и недружелюбен. А иногда не хватало времени - вмешивалась «армейская политика».
Второй сержант в нашем взводе, тот, что помладше, был совсем не рад тому, что я нахожусь под такой опекой со стороны «старого» и командования. Он был одессит, но совсем не смешливый, скорее говнистый. Говорили, что его земляки, с которыми он призвался в эту учебку, перед отъездом крепко его отдубасили напоследок за какую-то провинность. И вот он начал меня гнобить. Найти причины в армии – это как два пальца… дальше вы знаете. К примеру, в карауле ставил меня выводным – это когда разводить и собирать караульных. Не выспаться, не отдохнуть. Стало немного тоскливо, но жаловаться смысла не было – все как бы по Уставу, да и лишний раз жаловаться в армии не принято. Приходилось «косить». Одним из прекрасных способов для этого обнаружился, когда каждый взвод начал выпускать «Боевой Листок». Там перечислялись всякие разные новости во взводе, случившиеся за какой-то период – вроде как неделю. Сначала писать БЛ комвзвода назначал сам, но получалось все как-то нехорошо. И вот однажды выпуск был доверен мне и моему корешу Сане с Вятки. Увидев результат, - а мы заняли первое место, даже комроты восхитился! - комвзвода решил: «Все, с этого раза все БЛ делаете только вы!» Саня классно рисовал, а у меня в техникуме профильным предметом шло черчение, благодаря чему я писал шикарным шрифтом (спасибо, Наталья Николаевна!). Вот и славненько! Все на выездное УЗ – а мы пишем БЛ. Или взвод гонят лишний раз на кросс – а мы творим!
Но сержанту-одесситу это, конечно, не нравилось. И по нарядам он меня погонял – будь здоров! Стоя «на тумбочке» или будучи дежурным по роте, по ночам, я представлял себе, как буду целых полгода служить с этим уродом. Понятно, что он, став «старым», все свалит на меня. И все косяки будут мои. Хапну горя, факт. Но и отказываться от сержантства было чревато. «Команды» я почти все к тому времени сформировал, и откажись я от перспективы, озвученной мне руководством – что бы они мне тогда сказали?
Вот так мы стояли в одну из осенних ночей с курсантом из другого взвода. Он был дневальным «на тумбочке», я – дежурным по роте. С чего-то мы решили заглянуть в саму эту тумбочку. Обычно на нее или в нее складывались письма, которые приходили курсантам. «А вдруг там что-то есть?» - решили мы и открыли ящик. Там действительно лежали несколько писем. Большая часть по штемпелям были давние и с неизвестными нам фамилиями в строчках «Кому» – видимо, их адресаты уже уехали из учебки. А одно было относительно свежим. Оно заинтересовало нас еще и потому, что было адресовано «Незнакомому мне солдату» и было весьма толстеньким.
Фото? – вместе вскрикнули мы в ночи.
Подойдя поближе к дежурной лампе, я открыл конверт. Оставив письмо на потом, я достал фотографию. Лучше бы я так не торопился! Изображенная там девушка была… как бы это помягче сказать? – не очень красивой.
Ну чего там? – вожделенно спросил коллега по наряду.
Посмотри сам, - я протянул ему фото. Пока он ужасался, я мельком проглядел письмо. Бла-бла-бла, я тебя не знаю, но хочу познакомиться, вот я вся такая, оттуда-то, такие-то интересы и прочие дела. Вкладываю фото. «Лучше бы пока не вкладывала…» Я отдал письмо дневальному.
Вот бабам делать нечего, - сказал он, прочитав письмо. Причем внимательнее, чем я. – Что делать будем, порвем и выкинем?
Те порви. А это с фоткой дай мне пока.
Возможно, он меня не так понял. Или подумал что-то плохое. Но у меня появилась идея.
Иногда у нас появлялось так называемое «свободное время». Можно было подшить свежий подворотничок, написать домой или любимой письмо. Я подошел к комвзвода, молодому старлею с хитрыми глазами и гусарскими усами, и предложил в приказном порядке занять «свободное время» иначе. Идея ему понравилась. Взвод, как всегда, расселся на табуретах в своем закутке, и комвзвода, подозвав меня, сказал:
Короче, делаем сейчас так. А как – вот он объяснит.
Я всем показал фотографию девушки и пояснил, что она одинока и несчастна. Выждав, пока схлынет волна нескромного хохота и аналогичных замечаний, я вслух прочитал ее письмо и предложил каждому – а было нас, если не ошибаюсь, 30 человек, - написать ей ответ. С любыми словами, любыми пожеланиями, вежливо и корректно, чтобы даме было приятно. Не обязательно от себя лично – пусть в мечтах автор будет кем угодно!
Вот вы, наша мелочь, - обратился я к двум самым маленьким нашим курсантам, общий рост которых слегка превышал рост Малыша, - будьте гигантами в письмах, почему нет?
«Гиганты» покраснели и синхронно кивнули.
За всем происходящим издали наблюдал сержант-одессит. Все это ему явно не нравилось, но что он мог сделать, когда вместе со всеми письма писал комвзвода, почесывая ручкой усы, а «старый», придя откуда-то с улицы, долго сокрушался, что не нашел этого письма раньше и не ответил неизвестной «Белладонне».
Письма написали все, я успел даже два. Очень медленно, аккуратно, все написали на конвертах правильный адрес доставки. Очень хотелось узнать, что ощутила деваха, получив всю нашу корреспонденцию…
А после очередного наряда я понял, что в учебке мне будет очень нелегко. Возможно, кто-то обвинит меня в том, что я испугался трудностей, но и тогда, и сейчас, по прошествии лет, я считаю, что поступил правильно. И когда я с тяжелым сердцем подошел к старому прапору и сообщил ему, что не хочу оставаться сержантом в роте, и готов это сказать командиру роты («старому» и комвзвода я до этого уже все сказал), он устало посмотрел на меня, вздохнул и ответил:
Ты сам выбрал этот путь. И за это я засуну тебя к белым медведям…
Благодаря ему я попал в ту самую «команду», в которой были собраны все одинокие и недружелюбные. Нас забрали и везли несколько дней, с пересадкой. Но старый «кусок» в чем-то ошибся, и белых медведей я так и не увидел. Как не увидел через неделю и своих попутчиков, которых судьба разбросала по разным частям. Я увидел… Украину. И прослужил в армии всего 645 дней вместо положенных 732, что входят в полные два года.
А той учебки, насколько я знаю, больше не существует. Все снесено, и на месте казарм стоят коттеджи. А то! Место на берегу озера, церквушки вокруг. Красота…
В армейской учебной части («учебке») советский новобранец постигал азы воинской науки и привыкал к суровым условиям жизни на будущие два (а для морфлота и три) года службы.
Все быстро, сразу и правильно
«Учебки» в советской армии были разными - могли сразу послать в специализированную, в зависимости от полученной на гражданке квалификации (к примеру, в школу по подготовке сержантского состава). Но в основном «учебка» ассоциировалась с армейским «предбанником», где старослужащие-сержанты на протяжении полугода муштровали «духов», приучая их к армейским порядкам.
В «учебке» новобранцам доходчиво давали понять, что в армии надо делать все быстро, сразу, и правильно - выполнять команды «подъем-отбой» за 45 секунд (если кто-то один не успевал, страдало все подразделение), подшивать воротнички, пришивать погоны, пуговицы, петлицы… «Духов» (ими становились сразу после принятия присяги) гоняли строевой и физподготовкой, они ходили в наряды по кухне, гауптвахте и караулы. Для советской армии неизменной составляющей были политзанятия, на которых солдаты должны были конспектировать лекции о международном положении и «склеротическом пальце мирового империализма, лежащем на спусковом крючке войны». С самого начала службы для советских солдат существовали только две телепередачи, которые они не только имели право, но и обязаны были смотреть - ежевечерняя программа «Время» (в 9 часов) и «Служу Советскому Союзу!» (в 10 часов утра по воскресеньям).
В «учебке» солдаты сталкивались со многими вещами, которые они не умели делать на гражданке. К примеру, мотать портянки. Это была целая наука, и если портянка не наматывалась как положено, то ноги на марше (при пробежке и т.п.) растирались в кровь.
Как кормили в «учебках»
Одна из составляющих «дурдома» армейской «учебки» - солдатский рацион. Таких блюд, которыми кормили советских воинов в армии, потом они не встречали нигде. Бугус (с точки зрения языка, правильнее будет «бигос», но в советской армии давали именно «бигус») - вареная кислая капуста, иногда со следами картошки. Воняла она так, что воины чаще предпочитали оставаться голодными, и недоеденный бигус шел на свинарник. Вареное сало, нередко со следами щетины, в солдатском рационе, как правило, преобладало над мясом. Мусульмане салом тоже не брезговали - кушать-то всем хотелось. Продукты жарились на комбижире, весьма нежелательном для тех, у кого нездоровая пищеварительная система.
Постоянное желание «откосить»
Неизбывное стремление любого солдата «учебки» - попасть в санчасть, а еще лучше - в госпиталь, надолго - «закосить», «затариться». Это удавалось редко, и немногим. «Низовая» советская армейская медицина, впрочем, была таковой и по качеству. Поэтому нередко военнослужащие-срочники демобилизовывались домой с букетом самых разных, часто хронических, заболеваний.
Получение военной специальности
В «учебке» солдаты должны были получить военную специальность в зависимости от рода войск - если новобранец, к примеру, готовился стать танкистом, он на практике осваивал эту гусеничную громадину. Учебные стрельбы из всех видов оружия и боевой техники, находившихся на вооружении в советской армии, проводились как днем, так и ночью, в любое время года, и невзирая на погоду. На полигон могли выезжать ежемесячно, а то и чаще.
Помимо собственно подготовки по военной специальности обязательными в «учебке» были занятия по изучению устройства, сборке-разборке автомата Калашникова (на время), учебные стрельбы из него на полигонах.
Общие представления о том, как проходили занятия по получению военных навыков в советской армии, можно получить из фильма Бондарчука «9 рота» (сам Федор Сергеевич в СА в свое время послужил). С учетом всех условностей картины, которые можно списать на режиссерское художественное преувеличение, армейский учебный процесс там показан более-менее достоверно. Во всяком случае, это не рождественская открытка «Максим Перепелица» о перерождении деревенского хулигана в бравого младшего сержанта, снятая на
Я расскажу о распорядке дня в армии .
Распорядок дня в армии — это то, что ты будешь делать в армии день изо дня в течении целого года. Распорядок начинается с подъема сержантов (заместителей командиров взводов, ). В каждой роте есть сержанты, мы уже писали в одной из статей, они встают раньше своего личного состава на 10-15 минут. Сержант идет к старшему (офицеру) в роте, который дает им указания на утренний распорядок дня.
Утренний распорядок дня в армии
Только после этого в 06:00, а в некоторых частях в 06:30, в ротном расположении звучит команда «Рота подъем». Ее подает дневальный каждое утро.
После подъема весь личный состав убывает на утреннюю физическую зарядку (УФЗ). В роте остается только дежурная служба, а также 1-2 солдат из числа освобожденных от УФЗ для наведения порядка в спальных помещениях (кубриках).
Типичный распорядок дня в армии России в 2019 году по часам.
Утренняя физическая зарядка проходит, как правило, на спортивном стадионе воинской части, а в его отсутствии на плацу. После зарядки вы прибываете в казарму и заправляете свою кровать, которая должна быть идеально застелена. Если этого не будет сделано, то вашу кровать могут «взорвать» — это когда приходит старшина или сержант и переворачивает матрас вместе со спальными принадлежностями, поэтому лучше все делать как нужно с первого раза.
После утреннего туалета рота строится, и начинается утренний осмотр. Утренний осмотр (он же телесный осмотр) — это осмотр внешнего вида каждого солдата (бритость, наличие чистой подшивы, длинна волос), а также наличие или отсутствие на теле солдата синяков и ссадин, которые могли появиться в ночное время. Одним из важных критериев утреннего осмотра является чистота обуви солдата. Обувь проверяется не только утром, но и в течении дня, солдат обязан следить за ее чистотой (это хорошее качество пригодится вам и на гражданке).
Что делают солдаты днем по распорядку дня
После завтрака согласно распорядка дня в армии солдаты направляются на развод. Начало развода, как правило, в 09:00. Утренний развод включает в себя: проверку наличия личного состава, подъем Государственного флага, исполнение гимна Российской Федерации.
Дополнительно в это период времени осуществляется постановка задач от командира на текущий день, разведение на занятия (теоретические, практические) или работы связанные с обслуживанием оружия и военной техники. Обычно отправляют в парк боевых машин для их технического обслуживания.
Также, в этот период согласно распорядка дня происходит построение и . Что это такое и как все происходит расскажу в следующей статье.
Вечерний распорядок дня в армии РФ
Переходим к вечернему распорядку в армии. После окончания занятий и работ личный состав перемещается (снова строем и снова с песней) в столовую на ужин, предварительно почистив обувь и приведя свой внешний вид в опрятное состояние.
По окончании ужина следует так называемое время для личных потребностей. В это время солдаты готовят свою форму и внешний вид к следующему дню (подшиваются, стригутся).
Далее по распорядку дня следует просмотр информационной программы «Время» по первому каналу. После просмотра новостей следует вечерняя прогулка, во время которой происходит строевое слаживание роты/взвода, а также солдаты разучивают строевые песни.
После вечерней прогулки начинается вечерняя поверка. Вечерняя поверка — это когда строится весь личный состав воинской части и каждого солдата проверяют на наличие его в строю по фамилии. Дополнительно до солдат доводят суточный план на завтра, озвучивают приказ, кто куда заступает в суточный наряд на следующих сутках, также доводят статьи ОВУ ВС РФ, УК РФ.
Общая вечерняя поверка важный элемент распорядка дня в армии. Особенно в учебке.
По окончании вечерней поверки наступает время для личной гигиены (вечерний туалет). Солдаты чистят зубы, моют ноги и т.д, в это же время проходит телесный осмотр каждого солдата на наличие телесных повреждений за прошедший день. О читайте отдельную нашу статью
И только после всего этого звучит самая долгожданная для каждого солдата команда «Рота отбой». И, по идее, если не будет тревоги или ночной тренировки, солдаты спят до утра. Ну а с утра все начинается по новой, и так почти каждый день весь год.
Конечно же, такой армейский распорядок дня происходит не каждый день. К примеру, в субботу почти полдня солдаты занимаются наведением порядка во время парко-хозяйственного дня (ПХД), в воскресенье у солдат выходной день (если можно так сказать), во время которого проходят такие мероприятия как просмотр патриотических художественных фильмов, час солдатского письма и масса культурно-массовых мероприятий.
Еще стоит обратить внимание, что распорядок дня в армии до присяги отличается от того, что будет после присяги. Почти все свое время солдаты до присяги занимаются отработкой строевых приемов и изучением уставов. О будет отдельная статья.
Примерно так выглядит стандартный распорядок дня в армии . Если я что-то упустил поправьте – дополню.
Здесь нужно остановиться на одной особенности современной армии, смысл которой лично для меня остаётся неясным до сих пор. Речь идёт о том, что после призыва не все молодые отправляются сразу в боевые части, кое-кто попадает в части учебные; однако таких «счастливчиков» оказывается меньшинство. Сразу возникает закономерный вопрос: почему не всех солдат отправляют учиться? Казалось бы: поголовное обучение воинским специальностям позволит повысить уровень профессиональной подготовки солдат и повысит качество увольняемых в запас на случай мобилизации. Возможно, причина в том, что и в обычных частях солдат в должной мере обучают военной специальности? На некотором уровне, конечно, обучают, но такое самопальное «обучение» редко дотягивает до профессиональной подготовки в учебной части, так как сильно разбавляется поручениями дедов и муштрой уставщины. Значит, причина в чём-то другом.
Наиболее разумным объяснением мне кажется такое: если всех солдат сначала обучать в учебной войсковой части, то армия столкнётся с потребностью в чрезвычайно большом количестве таких частей, а равно и с проблемой укомплектования боевых частей. Кроме того, не на все воинские должности в армии требуются прошедшие обучение профессионалы. В самом деле, пулемётчика или автоматчика не обязательно длительное время обучать, достаточно научить разбирать и чистить своё оружие, в довершение отправив пару раз на стрельбы. И хотя такой автоматчик или пулемётчик явно не сравнится с аналогом из спецназа или военной разведки, где умеют не только нажимать на спусковой крючок, но ещё и точно стрелять, использовать рельеф местности для укрытий и организации обороны и многое другое, однако, он сможет выполнять требуемый от него минимум, а максимуму научится уже в бою или от офицера. Так что власти пошли по пути наименьшего сопротивления, сделав обучение в учебных войсковых частях скорее исключением из правил, чем правилом.
Учебные войсковые части на армейском жаргоне именуются «учебками». Их организационной особенностью является то, что в каждый конкретный момент времени здесь учится только один призыв, организуемый более опытными сержантами, оставшимися здесь от предыдущих наборов призывников. Соответственно, в лице учебки мы получаем растянутый на всё время обучения КМБ, отличающийся ярко уставными отношениями без примесей дедовщины.
В целом отношения здесь характеризуются высокой степенью социальной справедливости. Полученное в посылках делится между солдатами поровну, все в равной степени участвуют в нарядах по части, даже наказаниям подвергается, в лучших традициях уставщины, всё подразделение.
Срок обучения обычно составляет 6 месяцев, однако в некоторых учебных частях он может быть и больше, достигая 9 месяцев. Качество обучения не берусь оценивать, так как отзывами солдат оно измеряться не может. Обучение оценивается отдачей и квалификацией выпускников, о которых следовало бы поспрашивать опытных офицеров. Единственное, мне довелось плотно столкнуться с работой учебной части разведки, которая мне показалась весьма качественной. Также в нашу часть приходили неплохо подготовленные сапёры, которые, по крайней мере, знали устройство и параметры основных мин, в отличие от пришедших сразу в войска гражданских.
После окончания курса обучения некоторым выпускникам предлагается остаться в учебке в качестве сержантов для следующих призывов, если, конечно, имеются вакансии. Больше всего командование натерпливается страху, когда предыдущий призыв ещё ожидает отправки в войска, а новый уже приступил к обучению. Тогда сержанты и офицеры стремятся полностью изолировать новый призыв от старого, однако, это не всегда удаётся. С другой стороны, ребята отзывались, что такая изоляция не достигает своей цели, и старый призыв всё равно пообщается с молодым, как бы его ни пытались от этого отвадить. Правда, во всех известных мне случаях общение старого призыва с молодым никогда не приводило к драматическим последствиям и велось обычно с позиции покровительственного отношения старожил к молодым. С ними делились бытовым опытом, узнавали новости «большого» мира, свежие истории из жизни – в общем, старожилы вели себя, как деды по отношению к молодому пополнению в первые дни его прибытия. В любом случае, период совместного сосуществования старожилов и молодых в учебке совершенно незначителен как по времени, так и по взаимному влиянию, ведь новый и старый коллективы почти не пересекаются, не выполняют единого дела и не образуют единой общности, связанной официальной или неофициальной иерархией.
Так что для дедовщины в учебке просто нет никаких организационных оснований по причине отсутствия дедов как вида. Основная проблема для командования – чтобы сержанты не зарывались и не пытались использовать молодых в своих интересах. Это обеспечивается, в том числе, развитой системой доносительства, которая здесь поддерживается на более-менее приемлемом уровне, а также частым соприкосновением солдат с офицерами. Последнее связано с организацией в учебках распорядка, когда большая часть времени посвящается реальному обучению, а функции учителей при этом выполняют офицеры. Дополнительно сержантов сдерживает от произвола их боязнь потерять место и отправиться в войска.
В учебках также редко практикуются примитивные методы мордобития, работа с личным составом поставлена более тонко и строится на системе коллективных наказаний: за провинность одного отвечает всё подразделение. Ответственность приходит либо в форме большого количества физических упражнений (отжимания, приседания), либо бегом в полной химической защите с надетыми противогазами, либо в виде дополнительных нарядов по части.
В итоге, самое страшное для молодых не в соприкосновении со старожилами и не в произволе сержантов, а в последующем попадании в войска. В некоторых частях положение выходцев из учебки хуже, чем положение духов. При этом служивые рассуждают так: «Раз они полгода проё…, то теперь должны получить по полной!» На них сваливается вся тяжесть обслуживания дедов и общественной работы по части, так что таким слонам не позавидуют даже зелёные духи.
А в день приезда в войска им устраивают демонстрацию, эдакую локальную Варфоломеевскую ночь. Поздно вечером деды, черпаки и организованные ими слоны вооружаются дужками от кроватей, табуретками и любыми другими подручными средствами и хорошенько отхаживают вновь прибывших, проводя параллельно назидательное внушение. Новички должны в полной мере проникнуться атмосферой РЕАЛЬНОЙ армии, понять, кого им следует уважать и бояться и каково теперь их собственное социальное положение. Так заканчивается обучение и начинается служба.
Обрисованная ситуация показывает судьбу любого «исключения из правил» в армии, которым оказывается в том числе и обучение в учебке. С другой стороны, данная акция направлена на разобщение вновь прибывших из учебки молодых, которые в учебной части успели образовать коллектив со своими лидерами и своими эгоистичными интересами. Иногда дедам не удаётся разрушить такой коллектив, и вновь прибывшие оказывают организованное сопротивление, но такие случаи не слишком часты: обычно в войска попадает не весь коллектив учебки, который распределяют по разным частям страны на вакантные должности по профилю обучения, а лишь некоторые его «ошмётки». Гораздо более часты ситуации, когда сопротивление оказывает часть прибывших, и тогда этих бойцов оставляют в покое, – особенно, если сопротивление оказывает не один отмороженный боец, а небольшая спаянная за время совместного обучения группа.