Крестные родители - обязанности. Кем приходится крестный отец отцу ребенка: названия, родственные связи, распространенные заблуждения

», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.

Когда мне приходится крестить взрослого человека, то чаще всего таинство Крещения я совершаю без крестных. Потому что крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу. Конечно, хорошо, когда рядом с взрослым крещаемым есть православный церковный человек, который может стать его восприемником и помочь ему делать первые шаги в храме, будет учить его основам веры. Но повторяю, для взрослого наличие крестных не обязательно.

Зачем вообще нужны восприемники? Крестные — это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры. Большинство людей мы крестим в младенчестве, то есть в том возрасте, когда ребенок еще не имеет сознательной веры, не может ответить, как он верует. За него это делают крестные. Мы крестим детей по вере восприемников и по вере родителей как самых близких людей. Поэтому на тех и на других лежит огромная ответственность. Крестные — это не просто друзья семьи, это не какие-то «свадебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой «Почетный свидетель», как это бывает на свадьбах. Нет, крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещеный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться. Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях, но и крестные могут очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными учителями, наставниками.

Многие родители совершенно формально подходят к Крещению своих детей и так же формально выбирают крестных

Теперь немного о грустном. Большинство современных крестных очень плохо подготовлены. К величайшему сожалению, многие родители совершенно формально подходят к таинству Крещения своих детей и так же формально выбирают крестных. Ведь крестный должен быть не просто хорошим человеком, общение с которым нам приятно, нашим другом или родственником — он должен быть человеком православным, воцерковленным и знающим свою веру. Как мы можем научить кого-то основам веры, если мы сами не знаем даже самых азов, не читали Евангелия, не знаем молитв? Ведь в любой сфере, если человек хорошо знает какое-то дело, например, умеет водить машину, работать на компьютере, решать математические задачи, делать ремонт, он может научить этому других, передать свои знания. А если он сам ничего не знает в этой области, кого он может научить?

Если вы являетесь крестными и чувствуете в себе недостаток знаний в духовной области (а никто из нас не может сказать, что он до конца изучил православную веру, ибо это неисчерпаемый кладезь духовной мудрости), необходимо восполнить этот пробел. Нужно заняться самообразованием. Поверьте, ничего сложного в этом нет, особенно сейчас, когда никто нам не запрещает читать любую духовную литературу и когда книги, брошюры, диски, рассказывающие о вере православной, продаются во всех храмах и книжных лавках. Господь открывается каждому обращающемуся к Нему, в любом возрасте. Мой дедушка принял Крещение в 70 лет и потом так хорошо освоил основы православной веры, что мог даже учить и наставлять других.

Начинать духовное образование нужно с самых начальных, основных книг, таких как «Закон Божий», «Первые шаги в православном храме» и других. Обязательно нужно прочесть Евангелие; начать можно с «Евангелия от Марка», оно самое краткое, всего 16 глав, и написано специально для новоначальных христиан из язычников.

Крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться

Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещении, в этом молитвословии в краткой форме изложено православное вероучение, и крестный должен знать, во что он верит. И конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться. По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников — мужчину и женщину. Они не должны состоять между собой в браке. Крестные потом не могут выходить замуж за своих крестников или жениться на них. Отец и мать ребенка не могут быть у него крестными, но другие родственники: бабушки, дедушки, дяди и тети, братья и сестры — вполне могут стать крестными. Восприемники, готовясь к таинству Крещения, должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Таинство крещения - это великое событие в жизни каждого человека, и особенно для ребенка. Все обязательства, которые берут на себя восприемники перед Богом - очень серьезны и ответственны. Именно поэтому (это очень важно) крестные родители, обязанности которых состоят в понимании этой ответственности, должны передать своему крестному все знания о спасительных Таинствах Церкви, как Исповедь и Причащение, а также донести знания о смысле богослужения. В обязанности крестных родителей также входит передача знаний о смысле церковного календаря, о чудодействиях церковных икон и иных святынь.

Обязанности крестных родителей - как правильно и что делать?

Как только ребенок будет окунаться в купель, с этого момента ответственность переходит восприемникам. Теперь "вторые" родители должны будут вместе с малышом посещать церковь и богослужения, учить
соблюдать Церковный устав. Но главное - это молиться о своем крестнике и в радости, и в горе. Быть всегда рядом в трудную минуту. Какие именно обязанности крестных родителей при крещении главные? Еще от купели они должны передать им или помочь найти новую жизненную стезю. Крестный папа должен купить крестик. Цепочка, как правило, не покупается, так как по обычаям малыш носит крестик на веревочке или ленточке. Так же, как и каждому сознательному верующему человеку, восприемникам необходимо знать следующие молитвы: "Отче наш", "Символ веры", "Богородице Дево"!

Родители, также как и крестник, должны быть готовы к Таинству крещения. Восприемники должны знать основы православного учения, а также благочестиво относиться к правилам христианского благочестия. Такие важные мероприятия как Пост, Исповедь и Причастие для крестных не являются строго обязательными, но верующий должен их придерживаться. Все это должно быть грамотно передано крестнику. Если он младенец, то любовь к церкви будет прививаться с сознательного возраста. Очень хорошим знаком станет чтение молитвы Символа веры одним из восприемников. Для крестника молитва читается по половой принадлежности: для девочки - крестная мать, для мальчика - отец.

Перед Крещением желательно исповедаться, ведь важно, чтобы не только помыслы были чистыми, но и душа. На теле должны быть освященные крестики. Приглашенные должны принести пожертвования церкви. Это не обязательно, но пренебрегать обычаями не стоит.

О таких обязанностях крестные родители должны знать!

С этого дня восприемники должны защищать крестника от всевозможных искушений и соблазнов. Именно это самое опасное для детского и юношеского возраста. В будущем крестный родитель может помочь с выбором профессии. Немаловажным станет совет и при выборе спутника жизни. Русская церковь учит, что свадьбу для крестника готовят именно выбранные восприемники. Стоит отметить, что и при физических страданиях, помощь должны оказывать крестные родители и делается это в первую очередь, а братья, сестры, бабушки и дедушки - помогают только потом! Духовная связь сильнее физической!

Обязанности крестных родителей для девочки никак не отличаются от обязанностей для мальчика. Однако девочкам уделяют немного больше внимания, так как учат их смирению и вере, которая напрямую ведет к покорству. Для девочки избранная крестная мать - это второй самый близкий человек, ведь она может заменить физическую мать. В обязанности матери входит покупка крыжмы или ризки - это специальное полотенце, в которое оборачивают малыша после купели.

Если крестные родители легкомысленно относятся к своим обязанностям, то это становится тяжким душевным грехом. Именно это перейдет на судьбу выбранного крестника. Не становитесь восприемником, если не можете брать столь большую ответственность на себя, не стоит принимать приглашение и на второго крестника. Физические родители также не должны принимать отказ как пренебрежение или обиду. Ведь крестные родители обязанности должны выполнять в полной мере и с чистой душой.

Заметьте, что все люди должны быть воцерковлены, а иначе: каким образом крестник сможет пойти в церковь с восприемником? Все главные
позиции, которые должны быть привиты крестнику, - это любовь, смирение, снисходительность, терпение и непрерывный труд в духовном воспитании вашего малыша - все это и есть главные обязанности крестных родителей ! Все это также является главным доказательством истинности Православия для крестника и для восприемников.

Узнать о том, как правильно себя вести в храме во время Таинства крещения можно узнать заранее. Главным образом, нужно правильно купить крещальный набор. Если это купить кто-то один из родителей, то это не будет считаться ошибкой. Важен лишь смысл самого восприемничества, важно присутствие при совершении Таинства. Конечно, оба родителя должны дать свое согласие. Без крестных родителей крещение совершается только в особых случаях, например, если жизни ребенка может угрожать серьезная опасность.

Ещё о крестных родителях

Таинство крещение соотносит человека к Единой Апостольской церкви. Православное учение имеет свои определенные вероучительные принципы, отступать от которых нельзя. Именно поэтому поручителями крестника могут стать только люди одной веры. Восприемники принимают на себя обязанности воспитывать только Православную веру. Человек с другими вероисповеданиями этого сделать просто не сможет.

Как только пройдет крещение, то родители и малыш станут духовно ближе, породнятся. Это обязательно, крестные родители обязанности исполняют в полной мере. А такое духовное родство относится к первой степени и полностью признается церковью и ее канонами!

Стоит отметить, что подобное родство становится более сильным, нежели биологическое. Между собой эти два понятия становятся практически несовместимыми. Важным моментом является то, что родители, усыновившие ребенка, не могут стать для него крестными. Это объясняется тем, что они обретут между собой самую близкую родственную связь и не смогут продолжать брачное сожительство.

Если кто не родится от воды и Духа,

не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5 )

За рождением ребенка в православной семье следует его крещение. К сожалению, не все православные христиане являются воцерковленными, поэтому возникает много вопросов: каковы сроки крещения ребенка, как проходит сама процедура, кто такие крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек духовными учителями?

Православная Церковь не устанавливает возраст крещения детей. В каждой семье этот вопрос решается самостоятельно, исходя из особенностей уклада жизни, здоровья ребенка и так далее.

Веками установилась традиция крестить младенцев не ранее 40 дней со дня рождения. Этому есть объяснение. Иисуса Христа родители принесли в Храм для посвящения Богу в сороковой день, согласно обычаю древних иудеев.

За этот же срок женщина после родов проходит период очищения. После чтения особой молитвы она может посещать храм и полноценно участвовать в жизни Церкви и ее Таинствах, в том числе присутствовать при крещении своего ребенка.

Если малыш слаб и болен, можно подождать пока подрастет и окрепнет. Церковь молится о «матери со чадом», поэтому Божья помощь не оставит их обоих, но полноценное участие ребенка в церковной жизни будет возможно только после крещения.

Если жизни новорожденного угрожает смерть, тогда лучше окрестить его как можно раньше, чтобы иметь возможность молиться о здравии или поминать во время Литургии. Регулярное причащение, которое возможно только для христианина, будет укреплять физические и духовные силы ребенка.

Когда крестить своего ребенка решает семья, но все-таки не стоит надолго откладывать важнейшее событие в его жизни. Есть еще один аргумент в пользу такого решения: малыш в возрасте 1-2 месяца еще не привязан к матери и домашним, его не пугают чужие люди и посторонние звуки. На протяжении всего Таинства держать младенца на руках будут крестные родители, ребенок постарше может этому сопротивляться.

Особенности крестин мальчиков и девочек

Таинство Крещения можно совершать над человеком, осознанно верующим в христианские истины. Взрослый сам свидетельствует о своей готовности соединиться с Христом и воспринять дары Святого Духа. От младенцев невозможно ждать осознанной веры. Во время совершения Таинства Крещения они должны давать обет верности Богу, отрекаться от сил зла и греха.

Возможно ли их крестить? «Да, возможно», – отвечает Православная Церковь. Восприемники от купели или крестные родители даются младенцу при крещении, чтобы отвечать за него перед Господом не только во время самого таинства, но и в последующей земной и вечной жизни. По их вере и вере родителей крестят младенцев.

У крестных особая роль в духовном воспитании ребенка. Они дают обещание Богу вести крестника по жизни христианским путем, воспитывать его в духе православной веры. Жизнь самих восприемников должна быть достойным примером благочестия и любви к Богу, к окружающим. По сложившейся традиции ребенку выбирают крестного отца и крестную мать, по аналогии с родителями.

Однако, по церковным канонам достаточно одного:

  • мужчины – для мальчика;
  • женщины – для девочки.

Возможно даже несовпадение полов. Однако каждый такой случай рассматривается индивидуально, решение принимает священник. Главное, чтобы будущие крестные родители являлись полноценными членами православной Церкви, знали основы православной веры и были готовы духовно воспитывать ребенка.

Кто не может быть в числе крестных родителей по церковным правилам?

Для новорожденных мальчиков и девочек, прежде чем выбирать восприемников, необходимо узнать, кто может, а кто не может ими стать.

Священник откажет в проведении Таинства Крещения, если на роль восприемников выбраны:


Могут ли крестные родители быть мужем и женой или стать ими в будущем? Запрещающих канонов на это в православии нет. В 2017 году Архиерейский собор актуализировал разрешение на браки восприемников по благословению епархиального архиерея. Такое разрешение было и раньше, но сложилась традиция на запрет подобных браков.

Кто может быть крестным родителем для мальчика, девочки?

Главным критерием при выборе восприемников является их принадлежность к Православию, а также воцерковленность — стремление жить в соответствии с христианскими истинами, бороться с грехом, исправляться.

Миссия восприемников состоит в свидетельствовании перед Богом за своего подопечного о вере, об отречении от сатаны, в обещании строить свою жизнь по заповедям Божьим, в помощи своему крестнику или крестнице выполнять все эти обещания в будущей жизни.

Духовный труд продолжается в течение жизни крестных и их крестников. Молитва за крестников, должна подкрепляться реальными делами: отвести ребенка на причастие, почитать с ним духовную литературу, выучить молитву, объяснить основы православной веры.

Церковь допускает, чтобы один из крестных родителей был другого христианского вероисповедания — католиком или протестантом, если в окружении семьи нет никакой возможности найти православного христианина.

Восприемником может стать священнослужитель, но как правило, у них много обязанностей и свободного времени на полноценное общение с крестником будет немного.

Совершеннолетие – необязательное, но желательное условие. Ответственность, которую берут на себя крестные родители перед лицом Бога, предполагает осмысление важности роли восприемника и понимания, что такое духовное наставничество.

Могут ли крестные быть родственниками ребенка?

Родственники ребенка, в том числе самые близкие, могут выбираться на роль восприемника. За исключением родителей.

Прежде чем выбрать одного из родственников в качестве восприемника своего ребенка, нужно подумать вот о чем: пройдет несколько лет, и ребенок вырастет. Подростки не готовы обсуждать свои проблемы с ближайшими родственниками, такова психология этого возраста.

Они ищут авторитетного взрослого вне семьи. Крестный мог бы стать таким человеком, помочь и направить подростка в верном направлении по христианскому пути развития. Конечно при условии, что все предыдущие годы он принимал активное участие в воспитании крестника, и у них сложились доверительные отношения.

С этой точки зрения выбор близких родственников на роль восприемников не всегда лучшее решение.

Верно выбрать воцерковленных православных христиан, которые будут воспитать ребенка в вере и любви к Богу, уважении к людям.

Необходимо ответить на вопросы:

  • Кому можно доверить тело и душу ребенка?
  • Кто поможет воспитать его в вере?
  • С кем можно духовно породниться?

Крестные родители суть наставники в православной вере, а не редкие гости с подарками на днях рождения. Истинная христианская любовь — самый ценный подарок крестникам от восприемников, а важнейшая роль – быть примером в устроительстве христианской жизни.

Как выбрать крестных для ребенка, если родители неверующие?

Неверующие родители могут крестить своих детей. Строго говоря, присутствие родителей необязательно. В некоторых храмах священник вообще не допускает родителей на Таинство.

Атеисты могут быть крестными родителями для мальчиков и девочек

В советские времена бабушки приносили крестить детей без участия родителей-атеистов.

Они сохраняли и помнили Православную веру и надеялись на милость Божью. Повзрослев, эти дети приходили к Богу уже осознанно.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек духовными воспитателями, берут на себя всю ответственность за воспитание ребенка в Евангельских истинах.

Их роль многократно возрастает: только они смогут привить веточку к Древу Жизни, взращивать семена православной веры в душе крестника.

Можно крестить ребенка и в том случае, если родители другой веры.

В подобных ситуациях в первую очередь нужно думать о пользе для ребенка: согласие родителей на крещение должно быть, чтобы избежать конфликтов.

Можно ли крестить ребенка без крестных?

Иногда возникают такие жизненные ситуации, когда ребенка нужно крестить безотлагательно, например, если ему угрожает смерть. Священник может совершить Таинство крещения без восприемников, чтобы была возможность помогать ребенку в борьбе за жизнь с помощью Святых Даров и общей молитвы всей православной Церкви.

В дальнейшем, когда малыш поправится, можно найти людей, которые станут для ребенка крестными и помогут родителям духовно взращивать мальчика или девочку. Воцерковленные родители могут делать это самостоятельно.

В экстренных ситуациях крестить младенца могут миряне, произнеся Крещальную молитву. При первой возможности священник завершит начатое, так как процесс Крещения состоит из нескольких этапов и завершается Таинством Миропомазания.

Обязанности крестных родителей

У крестных родителей по отношению к своим крестникам серьезные обязанности по воспитанию их в традициях православной Церкви:


Крестные родители отрекаются от греха за ребенка и берут на себя обязательства по духовному воспитанию крестника перед Богом. Церковь учит, что на последнем суде Он спросит за воспитание крестников так же, как за воспитание собственных детей.

Теперь становится понятно, почему выбор крестных родителей — ответственное и непростое решение. Связь с ними может стать крепче, чем с кровными родственниками, так как она освящена Господом и основана на христианской любви.

Как подготовиться крестным к Великому Таинству?

Для человека воцерковленного ничего особенного в подготовке нет. Молитва, пост, исповедь, причастие, чтение Евангелия – обычная жизнь христианина. В каждом приходе могут существовать свои традиции, поэтому стоит узнать в храме, где будет проходить крещение, есть ли какие-то особенные требования к восприемникам.

Во многих приходах проводятся, так называемые, огласительные встречи для тех будущих крестных родителей, которые пока мало знакомы с жизнью Церкви. Священник подробно разъясняет основные положения православной веры, рассказывает о Таинстве Крещения, а также тех традициях прихода, которые касаются крещения.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек восприемниками от купели, чтобы не подходить к святым обязанностям формально, должны подготовить себя к участию в предстоящем Таинстве:

  • прочитать хотя бы одно Евангелие;
  • внимательно изучить Символ веры — его произносят вслух во время крещения;
  • по возможности, выучить «Отче наш» — одну из основных христианских молитв;
  • исповедоваться и причаститься.

Даже если священник не требует, желательно осуществить такие шаги. Обязанности крестных родителей требуют приобщения к Церкви. Поэтому с этого момента может начаться избавление самих восприемников от греховного рабства, положено начало их новой жизни во Христе и со Христом. Тогда только возможно полноценно выполнять обязанности духовного наставника.

В православном храме женщина должна быть в юбке, прикрывающей колени, и с покрытой головой. Мужчина должен быть в брюках, и без головного убора.

Что должно быть у крестных во время крестин?

Священнику для проведения Таинства Крещения нужны только нательные крест и рубашка, все остальное – дань традиции.

Чаще всего крестные родители готовят:


Эти предметы хранят всю жизнь как святыню. Крыжму не надо стирать: если ребенок заболеет, ею можно укрывать малыша, чтобы она помогла скорее выздороветь.

Не существует строгих правил, кто и что готовит для крещения. В разных местностях и приходах существуют свои традиции, и они могут отличаться друг от друга. Заранее нужно договориться кто за что отвечает.

Родители ребенка сами могут приготовить все необходимое. Вещи, сшитые или связанные, будут сохранять тепло рук и любовь того, кто их создал.

Что еще учесть перед Крещением:

  1. Немаловажный вопрос касается стоимости крещения. Таинство Крещения, как и все другие Таинства и обряды Церкви, проводятся бесплатно. В знак благодарности можно пожертвовать храму определенную сумму. Ее размер можно узнать на приходе или определить самим.
  2. Обычно ребенку выдают свидетельство о Крещении, в него записывают имена ребенка и восприемников, поэтому могут понадобиться их документы.
  3. Нужно узнать, можно ли фотографировать процесс Крещения, не все священники разрешают это делать.
  4. Таинство длится достаточно долго, младенцу понадобятся обычные средства по уходу.

Процедура крещения

Крещение проходит в самом храме или специальном крестильном помещении, которое может быть отдельно стоящим зданием. По сути это два отдельных Таинства, следующие друг за другом: Крещения и Миропомазания.

Длится вся процедура около 40 минут. Все это время младенец находится на руках восприемников, они передают его священнику, когда этого требует обряд.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков или девочек духовными родителями, могут ознакомиться со схемой Крещения, чтобы представлять, как все будет происходить:

Этапы процедуры Крещения Действия, происходящие в храме
Чин оглашения:
  • Три запрещения на нечистых духов

Над крещаемым читаются особые молитвы «запрещений».

  • Отречение от сатаны
Восприемник от имени младенца вслух отрекается от сатаны три раза.
  • Сочетание Христу
Один из крестных читает Символ Веры за младенца.
Таинство Крещения:
  • Освящение воды и елея

Священник читает специальные молитвы на освящение сначала вода, а затем елея (масла)

  • Погружение в купель
Восприемник принимает ребенка после купели в крыжму. Священник одевает на ребенка крест.
  • Облачение новокрещенного
Крестильную рубашку восприемники одевают на малыша
Таинство Миропомазания: Части тела помазываются миром, таким образом подаются дары Святого Духа.
  • Шествие вокруг купели
Крестные родители со свечами и младенцем на руках три раза обходят купель.
  • Чтение Евангелия
Слушают Евангелие со свечами в руках.
  • Смывание Святого Мира
Священник смывает остатки мира.
  • Пострижение волос
С головы младенца священник крестообразно состригает немного волос, которые заворачивает в воск и опускает в купель. Это первая жертва Богу и знак покорности Ему.
  • Воцерковление
Священник обходит храм с младенцем на руках, а мальчиков еще заносят в алтарь.

На следующий день ребенка желательно первый раз причастить.

Таинство Крещения – первое таинство, которое принимает христианин. Без него невозможно начало новой жизни со Христом и во Христе, а, значит, невозможно спасение. Новорожденный ребенок еще не совершил ничего плохого, но он наследует греховную природу прародителей. Он уже на пути к смерти.

Во время Крещения непостижимым образом человек очищается от греха, умирает для него и рождается заново в чистоте, получает надежду на спасение и вечную жизнь. Возможно это только в соединении с Господом. Телом Христовым называют Церковь.

По мудрому ее устроению Таинство Миропомазания следует сразу за Крещением. Человек получает таинственные дары Святого Духа, которые будут действовать в нем невидимо и укреплять в стремлении жить по Христу.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек проводниками на пути в вечную жизнь, берут на себя ответственность за то, пойдут ли они вперед или останутся на месте. Таинство Крещения пока только ставить ребенка в начале этой дороги.

Возможно ли магическое, волшебное действие Крещения без веры? Ответ на это вопрос дает Евангелие: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Где есть истинная вера, нет нужды в суеверии.

Что подарить крестнику или крестнице?

Подарок на крестины должен нести духовный смысл, быть полезным для дальнейшего воспитания ребенка в православных традициях и напоминать о дне духовного рождения.

Это могут быть:


Множество интересных подарков продается в церковных лавках. Дело не в стоимости, а в духовной ценности предмета.

Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

Никаких препятствий женщине в положении стать крестной матерью нет.

Нужно оценить хватит ли у нее любви, доброты и возможностей на двоих детей: еще не родившегося своего и воспринятого. От крестных родителей требуется не только духовная и молитвенная помощь, но и действенная, требующая сил и времени.

Можно ли отказаться от крестных родителей?

Отказаться от таких крестных родителей ребенок не может. Крестные могут измениться в худшую сторону и перестать выполнять свои обязанности по отношению к крестнику или крестнице. В таких случаях нужно научить ребенка молиться об их исправлении. Это станет для него уроком христианской любви и милосердия.

Если родителям все-таки нужна помощь в духовном воспитании ребенка, можно найти благочестивого воцерковленного человека и попросить его взять на себя обязанности восприемника, но крестным родителем он все равно считаться не будет. На такое соглашение необходимо получить благословение священника или духовника, если он есть.

Можно ли перекрестить ребенка для нормального воспитания в вере?

Такого понятия, как перекрещивание в Православной Церкви нет. Человек не рождается дважды ни физически, ни духовно, а Крещение – это духовное рождение во Христе.

Чтобы ребенок воспитывался в православной вере, окружающие взрослые должны жить по канонам этой веры и быть примером в благочестивой христианской жизни.

Ответственность, которая ложится на крестных родителей, велика. Их миссия выходит за рамки ограниченной временем земной жизни. Крестные родители – это те, кто может быть для мальчиков и девочек проводниками в Царство Божье.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о крещении детей

Что нужно знать перед крещением ребенка:

Если у родителей в предыдущих или последующих браках рождаются дети, они считаются сводными братьями и сестрами. Муж матери, но не отец ее ребенка - отчим. Жена отца, но ребенку не родная мать - мачеха. Неродной сын мужа или жены при очередном браке своего родителя (родительницы) - пасынок, а неродная дочь - падчерица.

В русском фольклоре о мачехе говорится нелестно: не верили люди, что женщина может любить чужого ребенка, как своего. Не случайно так и растение назвали: мать-и-мачеха. Листья у него сверху гладкие и холодные, а с изнанки - теплые, пушистые. А еще говорят: «Чужая сторона - мачеха».

При усыновлении или удочерении ребенка называли приемышем. Новые родители - названная мать и названный отец - считали девочку названной дочерью, а мальчика - названным сыном.

Близкими, но не родными становились посаженные мать и отец - люди, которых приглашали на свадьбу, чтобы заменить родную мать и родного отца жениха и невесты.

А после того как появлялся в семье новорожденный, ему могла потребоваться мамка, кормилица, - молочная мать. Выкормить - это значило почти породниться с малышом. К детям постарше приставляли дядьку - для ухода и надзора. Такой дядька воспитал кавалерист-девицу Шурочку Азарову в фильме «Гусарская баллада».

Мужчины могли побрататься, обменявшись нательными крестами и троекратно поцеловавшись. Они становились крестовыми братьями. Братание бывало результатом большой дружбы или спасения жизни в бою. Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. Потом подруг так и называли - крестовые, побратимки, названные сестры.

Духовное родство

Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын - крестным братом, а оба крестных по отношению к родителям крестника - кумами: он - кум, она - кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место. Быть крестным у первого или второго ребенка в семье раньше считалось большой честью.

Выбирали крестных отца и мать из близких людей: родственников или друзей семьи. В крестные матери не звали беременную: считалось, что крестник умрет. Если в семьях раньше умирали новорожденные или малолетние дети, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крестным, у которых в живых оставалось много крестников.

Неженатый мужчина, которому впервые предстояло стать крестным, выбирал для крещения девочку, незамужняя девушка - мальчика. Считалось, что иначе девушка рискует остаться вековухой, а парень - холостяком. Среди крестьян бытовало поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крестные к первому ребенку, старше родителей крестника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень - за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.

В Петров день (12 июля) кума пекла крестникам пресные пироги с творогом. В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она - к нему с пряниками. По канонам православия, крестные не могли вступать в брак друг с другом.

Словарь родственных отношений

БАБУШКА, бабка - мать отца или матери, жена деда.

БРАТ - сын в отношении к другим детям одних родителей.

БРАТ КРЕСТНЫЙ - сын крестного отца.

Брат КРЕСТОВЫЙ, брат по кресту, брат названый - лица, обменявшиеся нательными крестами.

БРАТАН, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.

БРАТАНИЧ - племянник по брату.

БРАТАНИХА - жена двоюродного брата.

Братанна - дочь брата, племянница по брату.

Брательница - родственница двоюродная или дальняя.

Братова - жена брата.

Братыч - сын брата, племянник по брату.

Вдова - женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа.

Вдовец - мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены.

Великая тетка - сестра деда или бабки (двоюродная бабка).

Великий дядя - брат деда или бабки.

Ветвь - линия родства.

Внук - сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы.

Внучатая двоюродная племянница - внучка двоюродного брата или сестры.

Внучатая племянница - внучка брата или сестры (троюродная племянница).

Внучатный, внучатый - являющийся родственником в третьем колене, троюродный.

Внучатые братья и сестры - троюродные братья и сестры.

Внучатый двоюродный племянник - внук двоюродно - го брата или сестры.

Внучатый племянник - внук брата или сестры.

Внучатый троюродный племянник - внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник).

Внучка, внука - дочь сына или дочери, племянника или племянницы.

Двоюродная бабушка - сестра бабушки или деда.

Двоюродная прабабушка - сестра прабабушки или прадеда.

Двоюродная прапрабабушка - сестра прапрабабушки или прапрадеда.

Двоюродная племянница - дочь двоюродного брата или сестры.

Двоюродная сестра - дочь дяди или тетки.

Двоюродная тетка - двоюродная сестра отца или матери.

Двоюродный - состоящий в родстве во втором колене.

Двоюродный брат - сын дяди или тетки.

Двоюродный дед - брат деда или бабушки.

Двоюродный дядя - двоюродный брат отца или матери.

Двоюродный племянник - сын двоюродного брата или сестры.

Двоюродный прадед - брат прадеда или прабабушки.

Двоюродный прапрадед - брат прапрадеда или прапрабабушки.

Деверь - брат мужа.

Дед (дедушка) - отец отца или матери.

Дед крестный - отец крестного отца.

Дедина, дедка - тетка по дяде.

Дедич - прямой наследник по деду.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названая - приемыш, воспитанница.

Дщерич - племянник по тетке.

Дщерша - племянница по тетке.

Дядька - человек, ухаживающий за ребенком.

Дядя - брат отца или матери, а также муж тетки.

Единокровные дети (однородные) - дети, рожденные от одного отца (однородного отца), но разных матерей).

Единоутробные дети (одноутробные) - дети, рожденные одной матерью, но от разных отцов.

Единоутробный - рожденный той же матерью, но от другого отца.

Жена - женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке.

Женима, женища - невенчанная четвертая жена.

Жених - сговоривший себе невесту.

Золовка, золовища, золова - сестра мужа, иногда жена брата.

Зять - муж дочери, сестры.

Колено - разветвление рода, поколение в родословной.

Крестная мать - участница обряда крещения в роли духовной матери.

Крестник - крестный сын.

Крестница - крестная дочь.

Крестный отец - участник обряда крещения в роли духовного отца.

Кровное родство - происхождение от одних родителей.

Кровный - о родстве в пределах одной семьи.

Кузен - двоюродный брат.

Кузина - двоюродная сестра.

Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.

Кума - крестная мать по отношению к родителям кре - стника и к крестному отцу.

Малая тетка - сестра отца или матери (двоюродная тетка).

Малый дядя - брат отца или матери.

Мать - женщина по отношению к своим детям.

Мать крестная, крестовая - восприемница при обряде крещения.

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса
Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.
Общины первых христиан собирались по домам. Иногда дома даже специально перестраивали - сносили внутренние перегородки, устраивали крестильню. На фото - такой перестроенный дом III века. Баптистерий в "Доме собраний". Дура-Европос (Сирия).

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.
Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.
В домах состоятельных римлян жили домашние рабы — прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.
При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».
В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.
Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины — женщина, мужчины — мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.
Церковные правила (и в полном согласии с ними — гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).
В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже — недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.
Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще — родственников.
Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных — 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки — ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.
Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Ярослав ЗВЕРЕВ

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник — это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели — поэтому «восприемник».
Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» — мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов — это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее — эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, — но ребенку этого было явно недостаточно.
Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все — кроме молитвы — зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома — долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.
Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей — из церковных и нецерковных семей — ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи — и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?
Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально... Летом надо на дачу, зимой — эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье — единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год — это хорошо.
Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?
Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую церковь, предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.
Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор БОРОДИН, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней — к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю наша последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся — и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма — это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.
Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.
А она настаивала, говорила: “Вы же мне обещали”, предупреждала: “Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра”. Спрашивала: “Аня и Федя, а вы читали молитвы?” Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: “Ну как, Федя, ты читал молитвы?” Я говорю: “Да”. Она взяла молитвослов и сказала: “Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную”. Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.
А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие — это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. При том что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».
Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток
Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков — им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, — говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна ВОСПЕННИКОВА. — Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним — это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».
Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное — помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна КРЫЛОВА, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в Церковь. А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».
Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!



Крещение в детском доме
В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно
Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана ПОКРОВСКАЯ, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».
Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина НЕФЕДОВА (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».
Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Вероника БУЗЫНКИНА