Миниатюрная подводная лодка. Сверхмалые подводные лодки типа «А» (Япония). Сверхмалая подводная лодка «Мольх»

Во время Второй мировой войны управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были серьезной угрозой. В составе экипажа находилось только два человека и небольшая команда, но эти маленькие корабли сыграли важную роль в самых захватывающих эпизодах войны и многие стоили кому-то жизни.

Идея создания карликовых субмарин впервые пришла к итальянцам во время Первой мировой войны. Под покровом темноты 15 октября 1915 года два итальянских морских офицера вели особую торпеду в один из портов в Адриатическом море. Они прикрепили торпеду к борту флагмана австро-венгерского флота и зажгли фитиль. Взрыв повредил этот военный корабль.
Война вновь вспыхнула в Средиземноморье в июне 1940 года, когда лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини объявил войну Англии и Франции. Британцы первыми нанесли серьезный удар по итальянскому флоту в Торонто в ноябре 1940 года. Английские палубные торпедоносцы потопили несколько тяжелых кораблей. Так как большая часть тяжелых крейсеров была уничтожена, итальянцам пришлось изобретать неожиданные приемы нападения. И ночью 21 декабря 1941 года они взяли реванш. Шестеро боевых пловцов, члены итальянской элитной группы известны как «морские дьяволы», незамеченными проникли в средиземноморскую базу британского флота. Их оружием была управляемая торпеда, получившая название Майяли или «свинья», так как ею было очень сложно управлять. Майяли это шестиметровая торпеда со съемной боеголовкой содержащей более 200 кг взрывчатого вещества. Она приводилась в движение с помощью электрического мотора. Двое пловцов сидели на торпеде верхом, а над водой были видны только их головы. Они вели торпеды к их цели. Затем они подныривали под выбранный корабль и прикрепляли боеголовку под днище. Пловцы устанавливали таймер мины и уплывали прочь. Испробовав новое оружие, итальянцы стали искать достойную цель, которая нашлась в Александрии. На британской военно-морской база в Египте базировались тяжелые боевые корабли. 21 декабря итальянская подводная лодка выпустила три торпеды, управляемые шестью водолазами.

Операцией руководил офицер Луиджи Дюран де Ла Пенн. Той ночью, когда английские военные корабли вошли в порт Александрии управляемые торпеды уже подкрались к ним. Дюран де Ла Пенн ведущий торпеды и Эмилио Бьянчи выбрали свою цель английский линкор «Вэлиант» и направились к нему. Им удалось провести свою «корову» под торпедными сетями, защищающими корабль, пришлось потрудиться, но их никто не заметил. Недалеко о цели у Бьянчи возникла проблема с дыхательным аппаратом, и Пенне пришлось продолжать одному - он прикрепил боеголовку к днищу корабля. Итальянский пловец установил таймер взрывателя на шесть утра и присоединился к Бьянчи у ближайшего буя. Две другие группы достигли своих целей - линкора «Куин Элизабет» и танкера «Савона». На рассвете все три корабля были серьезно повреждены взрывами, проделавшими огромные пробоины в их корпусах. Линкор «Куин Элизабет» сел на дно в порту, но верхняя палуба и надстройка остались над водой. Адмирал Сэр Эндрю Гелингем настоял на том, чтобы английский военно-морской флаг по-прежнему блеял над затопленным кораблем. Казалось, ничего особенного не произошло, но удар по двум самым мощным в Восточном Средиземноморье английским кораблям спутал британцам все карты. Шестеро итальянцев попали в плен, но они сумели ясно показать англичанам, на что способны управляемые торпеды. Британский премьер Уинстон Черчилль был взбешен успехом итальянцев и потребовал создания такого же подразделения.

Вскоре в марте 1942 года начались тренировки спецотряда водолазов в Портсмуте. Водолазы были оснащены теми же примитивными английскими дыхательными аппаратами, которые использовали итальянцы. Это были аппараты замкнутого цикла, которые не оставляли на поверхности следа из пузырей. В конструкции дыхательного аппарата был баллон с чистым кислородом, в то время еще не понимали насколько опасно им дышать. Позже англичане разработали собственную управляемую торпеду Чериот на основе конструкции итальянском Реале захваченной в Гибралтаре. Последовали месяцы тренировок и упражнений. Один из водолазов погиб, но команда «чериотов» была готова к своему первому заданию. Она должна была закрепить за ними статус элитных частей. Целью стал непотопляемый линкор «Тирпиц» самый большой корабль в Северных водах. Этот корабль представлял серьезную угрозу Англии и морским конвоям в СССР, поэтому его следовало уничтожить. Линкор стоял на якоре во фьорде в Северной Норвегии и был окружен противоторпедными сетями. 26 октября 1942 года две торпеды-чериота были принайтованы к днищу норвежского рыболовного судна. Планировалось дойти таким способом до фьорда, где стоял «Тирпиц» и выпустить торпеды рядом с целью. Лейтенант Лиф Ларсен командовал судном, в то время как команды чериотов выдавали себя за норвежцев. Но по пути в бухту их настиг шторм. Чериоты ударялись о дно рыболовного судна, и вскоре сильные волны оторвали две торпеды, и рейс пришлось отменить. Команда немецкого линкора даже не догадывалась, насколько близко они были от гибели. Вскоре чериоты были отправлены на Средиземное море, где операции были намного успешнее. В январе 1943 года две такие торпеды прорвали противоторпедные боны гавани в Палермо в Сицилии. Команда успешно установила боеголовки на итальянский крейсер, и уже скоро этот корабль должен был пойти ко дну. Двое водолазов установившие торпеды знали, что не сумеют вернуться на свой корабль. Когда они пытались уйти из Палермо их схватили. В это время взорвались боеголовки, сильно повредив итальянские корабли.

Позже англичане переключились на злополучный линкор «Тирпиц», который вышел из безопасного фьорда и совершал нападения на конвои в районе Шпицбергена. Королевский флот собирался выследить этот корабль. Для своей следующей операции англичане разработали собственную карликовую подводную лодку, которую назвали X-Craft. Подлодка длиной 15 м вмещала команду из 4 человек и могла оставаться в море несколько дней, проплывая до 4 км. Она могла погружаться на 100 м. Это был маленький, но грозный корабль. Карликовые субмарины X-Craft не несла торпед, вместо этого они были оснащены магнитными минами с 4 тоннами взрывчатки, которые размещались по обеим сторонам лодки. Когда минилодка достигала своей цели, мины заводили под днище корабля и отсоединяли. Эта карликовая субмарина и его храбрая команда должны были уничтожить один из мощнейших линкоров Второй мировой войны. Англичане знали, что это могло стать самоубийством. 11 сентября 1943 года шесть мини-субмарин вышли из Шотландии. Большую часть своего десятидневного морского путешествия они шли на буксире за обычными подводными лодками, причем три из них по пути были потеряны. Перед остальными стояла почти невыполнимая задача. Данные малые подводные лодки должны были и подорвать один из самых больших в мире кораблей того времени. Их целью был «Тирпиц» стоящий на якоре во фьорде в Норвегии.

Три уцелевшие лодки достигли цели. Ночью, когда становилось темнее настолько темно как это могло быть в то время года команда шла среди мелких островов в 7 км от цели. Они остановились среди скал, чтобы зарядить батареи, некоторые члены команды выходили на палубу время от времени, чтобы осмотреться и глотнуть свежего воздуха. Они слушали эфир, а затем снова погружались. На самом деле там было очень спокойно. В два часа ночи лейтенанта Дональд Кемерон и его команда достигли цель на лодке X-6. На их пути была противоторпедная сеть. Кемерон рискнул и поднялся близко к поверхности, чтобы пройти через проход в сети, надеясь, что карликовая лодка не подведет. Пока все шло хорошо. Но вскоре случилось непредвиденное, когда команда подошла ближе к цели они наткнулись на камни. Это был волнующий момент. Преграда означала, что им придется всплыть на поверхность. Они так и сделали, но команда на линкоре приняла мини-субмарину за морское животное и ничего не предприняли. Кроме того перископ вышел из строя, но командир продолжил движение к немецкому кораблю вслепую. Лодка поднялась на поверхность снова, но на этот раз была замечена. Из пулеметов был открыт огонь, но малютка была слишком близко, чтобы применять противнее корабельную артиллерию. Кемерон решив, что с таким количеством взрывчатки единственное что оставалось это отсоединить заряды и пытаться спастись, поэтому команда сбросила свои заряды и двинулись в сторону линкора. Напоследок команде все же удалось установить на сброшенных зарядах таймеры. На борту немецкого линкора уже звучала тревога. Немцы попытались захватить Х-6, но Кемерон и его команда покинули лодку и сдались добровольно. Пока британскую команду допрашивали на военном корабле, другая мини-субмарина Х-7 подкрадывалась к линкору. Когда лодка была у цели, команда установила взрыватели и часовой механизм на 1 час, подводники отсоединили первый заряд. Затем отплыв на 100 м от корабля они отсоединили второй заряд, после чего быстро пошли назад к проходу через который проникли к вражескому линкору. В 08:12 утра заряды под килем гигантского корабля «Tirpitz» взорвались. Английские подводники, находившиеся на его борту, почувствовали, как взрывной волной подбросило на несколько метров. Отсоединив свои заряды, команда Х-7 попыталась уйти, но их мини-лодка запуталась в противоторпедной сети. Кроме того взрыв под линкором вытолкнул их на поверхность. Командир и один из членов экипажа сумели спастись, но двое других застряли внутри и затонули вместе с лодкой. Большая часть команды Х-6 и Х-7 выжили в операции, но мини-субмарина Х-5 исчезла вместе со своим экипажем. В результате полученных повреждений «Тирпиц» простоял на ремонте больше полугода. Это были шесть спокойных месяцев для арктических конвоев. Затем в ноябре 1944 года Королевские ВВС нанесли завершающий удар. Пятитонная авиационная бомба покончила с немецким линкором навсегда.

Английская карликовая лодка продолжала демонстрировать свои качества уже на Дальнем Востоке. В июле 1945 года два X-Craft покинули бухту Бруней на Борнео. Их целью был японский крейсер «Такао», который находился в проливе Джохор в Тихом океане - стратегической точки для японского императорского флота. Лейтенант Фрейзер и его команда установили шесть магнитных мин под днищем крейсера и потопили его.

На Тихом океане японский военно-морской флот тоже располагал карликовыми субмаринами . Они совершили несколько успешных операций в начале войны, проникли в бухту Сидней и затопили несколько кораблей. Но к 1944 году Япония проигрывала войну. Она терпела поражение за поражением от американцев и в ход пошли самолеты-камикадзе. Это безумие продолжалось и под водой. Японцы наладили выпуск управляемых торпед для смертников, которые назвали «кайтен». Длиной 14 метров они несли полуторатонные боевые части от японской торпеды длинный меч. Их приняли на вооружение в ноябре 1944 года. Эти торпеды нужно было еще доставить на корабле или подводной лодке и затем взорвать. Теоретически экипаж мог спастись до взрыва, но на практике такое случалось редко.

Смертник, управляющий торпедой доставлял ее к цели, проплывая до 10 км. Первый удар японцев был направлен против торговых кораблей союзников. Однако японская пропаганда как всегда преувеличивала достигнутый успех. Они объявили об уничтожении трех авианосцев и двух линкоров. Такие результаты могли повернуть ход войны в пользу Японии, но эти сведения были ложными. Они раздували успех, чтобы найти больше добровольцев для этих самоубийственных миссий. Но смертникам не говорили всю правду. Чаще всего подводных камикадзе запечатывали в их подводных лодках так, что они не могли выбраться. Если такая лодка застревала в противоторпедных сетях союзников, из них нельзя было выбраться.

Во время американской десантной операции в Окинаве в апреле 1945 года японское военно-морское командование собралось применить новую стратегию. Против американских кораблей собирались массово применять камикадзе и карликовые подводные лодки с экипажами из самоубийц. Главный удар планировался на 15 июня. Солдаты готовились управлять кайтеном, выпивая ритуальную чашку саке. Многие брали с собой самурайские мечи. Если у них не получалось добраться до врага, они должны были совершить сипуку по традиции самураев. Но в итоге кайтены не добились особых успехов, только два военных корабля затонули и четыре получили повреждения. При этом погибли около 900 японских моряков, их готовность умереть не сделала оружие эффективнее.

Управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были более эффективны в руках опытных подводников, которые учились находить свои цели, а затем и спасать свою жизнь. Карликовые подводные лодки много требовали от своих команд, но итогом их работы стали самые яркие и успешные операции Второй мировой войны.

Среди дорогостоящих «игрушек» эксцентричных миллионеров теперь можно увидеть не только шикарные автомобили, гигантские особняки и виллы, первоклассные частные самолеты и поражающие воображение корабли, но и личные подводные лодки!

(Всего 10 фото)

10. Частная подводная лодка Nautilus VAS - $2,7 миллиона

Эта роскошная субмарина «военного образца» вмещает до 8 человек, способна погружаться на глубину до 2000 метров и может оставаться под водой в течение 4 дней. Подлодка оборудована шлюзовым отсеком, позволяющим дайверам покидать борт и осматривать глубоководное пространство. В Nautilus VAS также имеется гальюн, лестница, мини-бар, цифровое телевидение и стереосистема.

9. Подводная лодка «Тритон 3300/3» - $3 миллиона

Трехместная субмарина «Тритон» размером 4 метра в длину и 3 метра в ширину способна опускаться на глубину до 1000 метров. Подводная лодка в форме пузыря отлично подходит для морских прогулок и научной работы, так как из прозрачной акриловой капсулы открывается панорамный вид на подводный мир. Для освещения темных подводных глубин «Тритон» использует мощные светодиодные фары.

За 3 миллиона долларов вы приобретете не просто комфортное подводное судно: в стоимость также входит четырехнедельное обучение по ее управлению и обслуживанию. Знаменитый канал «Дискавери» использовал «Тритоны» для съемок документального фильма о легендарном ужасе морей - гигантском кальмаре.

8. Катер для подводного плавания Marion Hyper-Sub - $3,5 миллиона

Этот глубоководный аппарат является нечто средним между подводной лодкой и катером. На воде он может развивать максимальную скорость до 40 узлов при максимальной дальности плавания в 920 километров, а также оснащен дизельным двигателем в 440 лошадиных сил. Используя самозаряжающуюся электрическую/гидравлическую систему погружения, судно может опускаться на глубину до 76 метров. Объемы катера позволяют размещать в нем небольшой экипаж в составе 5 человек, который получит в свое распоряжение кожаные сидения и деревянную обшивку.

Изобретатель лодки Рейнольдс Мэрион заявил, что созданный им опытный образец пригоден как для проведения морских исследований и прогулок, так и для военных целей.

7. Подводная лодка «Nomad 1000» - $6,5 миллиона

«Nomad 1000» - это автономная подводная лодка, которая способна держаться на поверхности (с помощью мощных дизельных двигателей) одну минуту, а затем исчезнуть под водой в течение следующей. Субмарина способна покрыть до 1000 морских миль (1850 километров) и оставаться под водой в течение 10 дней.

С полутораметровых акриловых смотровых окон открывается впечатляющий вид на морские просторы. Лежа на двуспальных кроватях, пассажиры имеют возможность наслаждаться «подводным кино», а 1000-ваттные кварцевые галогенные подводные фары будут разгонять мрак. На палубах подлодки, рассчитанных на 30 пассажиров, расположены каюты с ванной комнатой, а также просторные гостиные со столовой.

6. «Подводный автобус» Proteus - $8 миллионов

Бывший французский морской пехотинец Эрве Жобер, возглавляющий в ОАЭ компанию «Эксамос» по производству частных подлодок класса люкс, сконструировал «подводный автобус» под названием Proteus, вмещающий 14 пассажиров, совмещающий в себе функции роскошной яхты. Такой 19-метровый аппарат выглядит как «подводный лимузин» с широкими диванами, панорамными окнами и джакузи. На нем вполне можно устраивать крутые вечеринки или проводить секретные переговоры.

5. Батискаф Deepsea Challenger - $8 миллионов

Сняв два кассовых блокбастера и завоевав Голливуд, режиссер Джеймс Кэмерон на этом не успокаивается и решает покорить океан. Славящийся своей любовью ко всему масштабному и дорогому, в 2012 году он в одиночку достигает дна Марианской впадины - самой глубокой точки Земли. Такое путешествие стало реальностью благодаря специально разработанному одноместному батискафу под названием Deepsea Challenger, оснащенному специальным оборудованием для фото- и видеосъемки под водой. Устройство весом 11 тонн и длиной более 7 метров было разработано и построено по заказу Джеймса Кэмерона в течение 8 лет в Австралии.

Это стало вторым пилотируемым погружением в «Бездну Челленджера» в истории, а также первым одиночным и самым длительным из всех. Спуск в Марианский желоб занял 2 часа 36 минут; на 11-километровой глубине Кэмерон пробыл около 3 часов. В ходе погружения режиссер снимал видео в 3D, которое затем смонтировал в документальный фильм.

4. Субмарина Yellow Submarine - $12 миллионов

Эта «Желтая субмарина» - собственность одного из основателей компании Microsoft Пола Аллена. 12-метровое судно может оставаться под водой в течение недели. Большой любитель морских и подводных путешествий, предприниматель утверждал, что обнаружил на дне обломки судов, потерпевших кораблекрушение. Он также является владельцем яхты под названием «Осьминог» стоимостью $200 миллионов, в которой могут вместиться два вертолета, семь лодок и экипаж из 60 человек. А ее недельное обслуживание обходится Аллену в $384 тысячи.

3. Субмарина «Seattle 1000» - $25 миллионов

«Seattle 1000» - это огромное судно длиной 36 метров и высотой с трехэтажное здание, которое может оставаться под водой в течение 20 дней. Дальность ее плавания составляет 3000 морских миль (5550 километров), а это означает, что на подлодке можно отправиться в трансатлантическое путешествие. Мегаглубинная субмарина также может похвастаться 5 каютами, 5 ванными комнатами, 2 тренажерными залами, винным погребом, кухней, акриловой палубой для отдыха пассажиров, кормовым отсеком для ныряльщиков. Иллюминаторы большой гостиной достигают 2,5 метра в диаметре. Пожалуй, данную субмарину можно назвать одной из самых роскошных в мире.

2. Частная подводная лодка «Phoenix 1000» - $80 миллионов

По внутреннему убранству «Phoenix 1000» сравним с суперъяхтой, в технологическом же плане превосходит ее, поскольку является одновременно и яхтой, и подводной лодкой. 65-метровое судно имеет 10 спален, несколько спортзалов, винный погреб, джакузи и многие другие удобства. «Яхта» способна погружаться на глубину до 300 метров, а интегрированная в ее корпус мини-субмарина - на все 600 метров. Также мини-субмарина может доставлять пассажиров с поверхности на подводную лодку, находящуюся на глубине, и обратно.

Из-за обширного внутреннего пространства площадью более 460 квадратных метров этого морского гиганта называют крупнейшей в мире субмариной класса люкс.

1. Яхта-субмарина Migaloo - $2,3 миллиарда

Да, вы не ошиблись. Это современное роскошное приватное судно является одним из самых дорогих транспортных средств и самой дорогой лодкой в мире.

Migaloo сочетает в себе функции субмарины и яхты, хотя судно больше похоже на «плавающий город». Длина белого гибрида составляет рекордные 115 метров, а свое название он получил в честь белого горбатого кита-альбиноса. На кормовой части палубы расположен трехметровый бассейн и посадочная площадка для вертолета. Все это закрывается специальными механизмами перед погружением гибрида в воду. Среди других удобств следует упомянуть двухуровневые каюты, кинотеатр, VIP-люксы, библиотеку, тренажерный зал, игровую комнату, прачечную, приватные комнаты отдыха, лифты, доставляющие пассажиров на разные уровни палуб.

Главный эксклюзив этого плавучего сооружения - в его способности «нырять» на глубину в 240 метров, чего не удавалось сделать ни одной суперъяхте в мире. К сожалению, шестипалубная Migaloo пока еще не бороздит просторы морей и океанов, а находится в стадии строительства.

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.


Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.


Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.


Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным « » подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.


Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.

Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html

Если вы читали мою серию про Югославские войны, то, наверняка, помните, что хребет Югославских ВМФ состоял из хорватов и, в целом, опирался на славное наследие Австро-венгерского флота. Во время холодной войны Югославия не могла рассчитывать на победу в открытом морском сражении и поэтому следовала на море партизанской доктрине (под противником, в первую очередь, подразумевался Итальянский флот).

Концепция морской партизанской войны была принята флотом Югославии в начале 80-ых годов, когда столкновение сверхдержав на суше и на море казалось делом ближайшего будущего (во всяком случае, об этом непрестанно трещали пропагандисты по обе стороны железного занавеса). Морская партизанская война состояла из двух линий обороны. Первая линия обороны включала в себя надводные корабли и дизельные подводные лодки, тогда как вторая линия обороны опиралась на миджеты (мини-субмарины, предназначенные для проведения специальных и диверсионных акций).

Считалось, что носителем диверсионных аппаратов должны были стать субмарины классов Heroj и Slava, которые могли действовать разве что в прибрежных водах. Обе подводные лодки могли взять на борт одноместный подводный «скутер» R1, запуск которого был возможен через торпедный аппарат. Более крупные двуместные скутеры R2, обладающие большим радиусом действия, на югославские подводные лодки не помещались. Даже если бы югославские конструкторы смогли установить R2 на маленьких подводных лодках, то в этом случае югославские субмарины не смогли бы взять на борт торпеды. Не стоило забывать и о том, что большая часть Адриатики была мелкой даже для крохотных подводных лодок класса Slava, из-за чего использование миджетов оказывалось под большим вопросом (целей для атаки было немного и все они были надежно защищены от атак диверсантов).


Югославская субмарина класса Heroj.


КЛАСС M100D

В 1977 году Югославские моряки решили, что для полноценной партизанской войны им нужна специальная дизель-электрическая подводная лодка, предназначенная исключительно для операций коммандос. Этот тип субмарины получил название M100D (модель водоизмещением 100 тонн, дизельная). M100D должна была уметь маневрировать на малых глубинах итальянского побережья на чрезвычайно низкой скорости (стандартная операционная глубина 10-15 метров при скорости в 4 узла).


Такими должны быть лодки класса M100D. Не шибко красивые корабли.


В рамках программы M100D институт судостроения в Загребе предложил два проекта. Проект M40 представлял собой подводную лодку «миджет» крайне малых размеров. Второй проект M100 был «большой» 20 метровой субмариной, оборудованной торпедными аппаратами и подводными скутерами R1. В носу M100 располагался сонар, четыре 533мм торпедных аппарата размещались по два за пределами корпуса. Четыре скутера R1 находились в специальном отсеке в нижней части лодки. Батареи ПЛ располагались внутри корпуса по обе стороны подводного корабля, так что члены экипажа могли ходить между ними.

Рубка управления размещалась в носу субмарины. На командном посту находились командир, рулевой и акустик (последний отвечал за радар, сонар и систему связи). В центре субмарины должна была появится водолазная камера, а также перископ, картинка с которого, по проводам, передавалась на командный пост.

Изучив оба предложенных концепта, Югославские моряки решили дать зеленый свет проекту M100 несмотря на то, что инженеры-проектировщики сомневались в том, что их подводная лодка удовлетворит всем требованиям заказчика. В конечном итоге так и получилось, проект оказался слишком сложным для реализации и ни одна подводная лодка M100 в море так и не вышла.

КЛАСС M31E (Una)


Zeta мини-субмарина класса Una.


Подводные лодки класса Una были наследниками проекта B-91, созданного под управлением подполковника Даворина Кажица. Подобно ПЛ класса M40 они не имели торпедных аппаратов и были предназначены для ведения диверсионных боевых действий. Наименование класса эти ПЛ получили по серийному номеру первого корабля. Иногда их называли 911-ми, временами M-31E, R-3E или Una (по имени первого корабля в серии).

Первая из шести подводных лодок класса M31E была спущена на воду в 1983 году и вошла в состав флота в 1988 году. Будучи длиной 20 метров, первая Una была в два раза меньше типовой дизельной лодки тех времен. Интервал автономного плавания M31E достигал 160 часов с полным экипажем или 96 часов с полным экипажем и 4 водолазами.

В качестве основного сенсора M31E использовала активно-пассивный сонар Krupp-Atlas.


В отсеках "Уны".


На своем борту M31E несла 4 мины M70 или 4 скутера R1 с бортовым минным оружием. Подобно классу M100, 31-ая несла мины на внешнем корпусе. Настоящей надстройки у лодки не было, вместо нее была сооружена импровизированная надстройка необходимая для того, чтобы вода не затекала внутрь подводной лодки. Когда M31E брала на борт водолазов, импровизированную надстройку снимали (в противном случае ныряльщику было трудно покинуть ПЛ). В верхней части корпуса также располагались вентиляционная система и мачта с навигационными огнями, которую поднимали при движении в надводном положении.

Из-за того, что подводная лодка не имела торпедных аппаратов, пост управления располагался в передней части ПЛ. Командир сидел в кресле и смотрел в перископ (он тоже был установлен в передней части корпуса) через дистанционную систему наблюдения.


Tisa и Vardar скучают на пляже.


Поскольку лодка должна была действовать в прибрежных водах, конструкторы спроектировали для M31E два передних руля управления и Х-образный хвост (по примеру USS Albacore), который должен был обеспечить высокую маневренность субмарины на малых глубинах. В целях снижения шума подводная лодка была оборудована электрическим двигателем в 24 л.с, который работал на переменном токе. При этом на борту лодки стоял специальный конвертер, преобразующий постоянный ток батарей, в переменный ток двигателя. Батареи были разделены на 2 группы по 128 ячеек в каждой. Перезарядка двигателя могла быть произведена в порту от корабля снабжения, стационарного генератора или от трех мобильных генераторов, который могли быть доставлены на борт ПЛ до начала миссии. Без подзарядки оперативный радиус действия M31E достигал 250-270 морских миль, что позволяло подводной лодке атаковать цели на итальянском побережье. Максимальная глубина погружения составляла 120 метров. Под водой лодка шла со скоростью 8 узлов, тогда как над водой ее скорость не превышала 7 узлов.

Благодаря электрическому двигателю подводная лодка была столь тихой, что ее не могли обнаружить гидрофоны, защищающие от проникновения гавань Пулы. Позже, во время Югославских войн, M31E могла отслеживать перемещение натовских субмарин, тогда как последние не могли ее обнаружить. В случае атаки вражеской цели, M31E могла высадить 6 боевых пловцов на расстоянии 12 морских миль от объекта атаки.


Una в музее Черногории.


С 1985 по 1989 год Югославские ВМФ получили 6 подводных лодок класса M31E, которые дислоцировались на базе Лора в составе 88 флотилии подводных лодок. Во время Хорватской войны за независимость все лодки за исключением Soca были переведены в Черногорию. Soca была захвачена хорватами, получила дизельный генератор и вошла в состав Хорватских ВМФ как Velebit P-01.
Название ПЛ Номер Спущена на воду Выведена из состава флота Судьба
Tisa P-911 1985 2001 Находится в Музее Науки и Технологии, Белград
Una P-912 1986 2001 Музей Черногории
Zeta P-913 1987 2005 Военно-исторический парк Пивка, Словения
Soca P-914 1987 2005 Будет направлена в музей.
Kupa P-915 1989 2003 Сдана на слом в 2008.
Vardar P-916 1989 2005 Судьба неизвестна. Возможно, сдана на слом.


Хорватская мини-субмарина Velebit (экс-Soca) класса Una.


M31E / Una - класс
Водоизмещение: 76.1 т. (надводное) / 87.6 т. (подводное)
Длина: 18.82 м.
Ширина: 2.4 м.
Максимальная глубина погружения: 120 м.
Энергетическая установка: 2х18 КВ электрический двигатель
Скорость: 8 узлов (подводная) / 7 узлов (надводная)
Боевой радиус действия: 250-270 морских миль
Экипаж: 4 офицера + 6 боевых пловцов
Вооружение: 4 подводных скутера R-1, 4 донные мины AIM-70

Грозные «карлики». Сверхмалую подводную лодку (СМПЛ), со времен Второй мировой войны принято считать техникой для особых задач, которые не под силу обычным подводным лодкам: только она может скрытно прокрасться в закрытые порты и акватории для проведения внезапных диверсий...


Подводная лодка «Черепаха»
1. Винт для движения по горизонтали
2. Бур. В подводном положении «водитель» сверлил днище корабля, затем выдергивал крепление мины, активируя часовой механизм
3. Винт для вертикального движения
4. Два шноркеля остроумной конструкции для вентиляции, при погружении автоматически закрывались
5. Мина, привязанная к острию бура
6. Руль (управлялся спиной или ногами)
7. Помпа для закачивания балластной воды
8. Свинцовый балласт-балансир
9. «Приборная панель»: компас и глубиномер

На самом деле сверхмалые подводные лодки появились задолго до середины ХХ века. По большому счету все первые подводные лодки были сверхмалыми - если исходить из их водоизмещения и главных размерений. Например, спущенная на воду в 1901 году британская ПЛ «Холланд I» имела водоизмещение в подводном положении всего 122 тонны (сегодня стандартом для СМПЛ считается водоизмещение 150 тонн), а ее вооружение включало только один торпедный аппарат. Что уж говорить о более ранних эпизодах, таких как неосуществленные на практике проекты подлодки Леонардо да Винчи и французского монаха Марена Мерсена или же построенное «в дереве» в начале XVII века «потаенное судно» конструкции Ефима Никонова, плотника родом из подмосковного Покровского. Но это все же были, скорее, «пробы пера» на ниве подводного кораблестроения, или, выражаясь современным военным языком, отработка концепции ведения подводной войны.

Первым же реальным прототипом современных СМПЛ, как по водоизмещению и главным размерениям, так и по тактике, самому «духу» ее боевого применения, можно считать американскую одноместную субмарину «Тартл» («Черепаха»), построенную в 1775 году по проекту Давида Бушнелля и использованную в ходе войны за независимость от метрополии британской колонии в Северной Америке. Она представляла собой яйцевидную конструкцию, выполненную из дерева и стянутую металлическими обручами, оборудованную мини-рубкой с входным люком и иллюминаторами, а также имевшую средства движения, бур и мину. Субмарина имела водоизмещение 2 тонны, длину по корпусу 2,3 метра и ширину 1,8 метра, а автономность по запасам воздуха составляла 30 минут. По курсу и глубине «Черепаха» перемещалась при помощи примитивных гребных винтов с мускульным приводом, имелись также несовершенные глубиномер и компас. Мина (гильза с 68 килограммами пороха) крепилась снаружи и с помощью линя соединялась с буром, который надлежало ввинтить, словно штопор, в деревянный корпус вражеского корабля. После этого подводнику-диверсанту оставалось только отдать крепеж мины и на всех парах удирать прочь - часовой механизм заряда должен был сработать спустя полчаса.

Много позже на арену борьбы за господство на море вышли морские, а затем и большие океанские стальные акулы. Но стало ясно, что для диверсионной деятельности, например, нужны не столько гиганты, сколько малые и сверхмалые подводные лодки. А для обеспечения действий военно-морского спецназа стали создавать еще и индивидуальные и групповые подводные носители (транспортировщики), а также человекоуправляемые торпеды, ошибочно зачисляемые в разряд СМПЛ.

«Морские дьяволы» за работой
Основное предназначение сверхмалых подводных лодок и причисляемых к ним групповых подводных носителей (ГПН) - обеспечение специальных операций против кораблей, судов и объектов портовой и береговой инфраструктуры противника. В отличие от «сверхмалюток», способных самостоятельно наносить удары с помощью торпедного оружия или ставить мины, ГПН могут лишь скрытно доставить подводных диверсантов с их вооружением и снаряжением к месту проведения специальной акции

Первые серийные «карлики»


Золотой эпохой сверхмалых подводных лодок стали 30–40-е годы XX века. Первыми «карликовую» подлодку в серийное производство запустили японцы. Проект СМПЛ, известной затем как «Тип А», разрабатывался под руководством капитана 1-го ранга Кисимото Канэдзи и был готов в первом приближении уже в 1932 году, а в следующем на военно-морской верфи в районе Курэ был спущен на воду уже первый прототип субмарины, не имевший, правда, ни рубки, ни вооружения и использовавшийся для подтверждения правильности самой концепции.

СМПЛ была однокорпусной, с обводами, подчиненными фактически единственной цели - развитию максимального подводного хода. Корпус изготавливался сварным - из 8-мм стальных листов для непроницаемых секций и 2,6-мм листов в остальных случаях. Межотсечные переборки имели толщину 1,2 миллиметра и не были водонепроницаемыми. Безопасная глубина погружения - 100 метров. Постройка велась секционным методом, существенно ускорявшим процесс. Причем серийные «сверхмалютки» имели отнюдь не «карликовое» оружие - две 457-мм кислородные торпеды «Тип 97». На испытаниях прототипа была достигнута скорость подводного хода 24,85 узла - абсолютный рекорд для «сверхмалюток».

Японские «сверхмалютки» строились в условиях настолько высокой секретности, что до вступления империи в войну подавляющее большинство военачальников считали, что сигарообразные аппараты есть не что иное, как самоходные мишени для обучения экипажей подлодок торпедной стрельбе. Доходило даже до курьезов. Одно из условных обозначений СМПЛ («мишень для отработки противолодочного бомбометания») настолько заинтересовало ВВС, что морякам стоило большого труда отбиться от настойчивых запросов летчиков на «новые средства учебно-боевой подготовки».

Первая серия, «Тип А», имела подводное водоизмещение 46 тонн, развивала скорость надводного хода до 24 узлов и имела очень незначительную автономность, тогда как модернизированный «Тип В» водоизмещением 50 тонн развивал под водой ход до 18,5 узла, имел автономность 1–2 суток и оснащался уже 40-сильным дизелем. Была построена лишь одна такая СМПЛ, но затем флот получил еще 15 субмарин улучшенного типа («Тип С»), которые принимали участие в обороне баз на Филиппинах, восемь из них там и погибли.

Затем последовали более многочисленные СМПЛ типов «Корю» («Тип D», «Чешуйчатый дракон»), построенные в количестве 115 единиц, - на последнем этапе войны их торпедные аппараты заменялись подрывным зарядом для таранной атаки, - а также «Кайрю» («Тип S», «Морской дракон») с автомобильным мотором и либо двумя 450-мм торпедами, либо в большинстве случаев мощным 600-килограммовым зарядом, подрываемым при таранном ударе. К концу войны японцы успели построить лишь 215 таких субмарин.

Большого влияния ни «Корю», ни «Кайрю» на ход войны на море не оказали и впечатлили только захвативших их американцев своим необычным видом и многочисленностью. СМПЛ «Типа А» принимали безрезультатное участие в атаке на Пёрл-Харбор, а единственный выживший из 10 членов их экипажей подводник стал первым японским военнопленным во Второй мировой войне. Неудача постигла японские СМПЛ и при попытке атаковать 31 мая 1942 года порт Сиднея - были потеряны все три мини-подлодки, которые смогли потопить только одно небольшое судно. Зато в гавани Диего-Суареца на Мадагаскаре лейтенант Акэйда Сабуро и унтер-офицер Такэмото Массами на своей мини-субмарине потопили танкер «Бритиш Лоялти» и тяжело повредили линкор «Рэмиллис». Интересно, что одна из «сверхмалюток» атаковала в море Минданао американский крейсер «Бойс», на борту которого тогда находился знаменитый генерал Дуглас Макартур. Корабль вовремя выполнил маневр уклонения, и обе торпеды прошли мимо, а вот субмарина погибла под форштевнем эсминца «Тейлор».


Немцы занялись «сверхмалютками» только под конец войны. Первой в серию пошла СМПЛ «Мольх» («Саламандра»). Для того чтобы вытащить «Мольх» на побережье, приходилось использовать специальную технику, как, например, изображенный здесь военный трактор «Панцерфаре IV»

«Черный князь» вступает в игру


Итальянцы начали строить мини-подлодки на несколько лет позже своих коллег по Оси: первые СМПЛ, класса СА, были переданы флоту лишь в апреле 1938 года, но зато Италия добилась с их помощью намного более впечатляющих результатов.

В течение 1938-1943 годов итальянские моряки получили четыре СМПЛ класса СА и 22 - класса СВ. Первые строились двумя сериями: СА.1 и СА.2 имели подводное водоизмещение 16,1 тонны, длину 10 метров, ширину 1,96 метра, экипаж два человека и вооружались двумя 450-мм торпедами. СА.3 и СА.4, подводным водоизмещением 13,8 тонны, имели длину 10,47 метра и ширину 1,9 метра, экипаж из трех человек и несли восемь подрывных зарядов по 100 килограммов. Причем если первая пара имела 60-сильный дизель и 25-сильный электромотор и предназначалась для действий в прибрежных водах, то вторую двойку, оснащенную уже только электромотором, планировалось использовать с борта ПЛ-носителей, которые должны были доставлять «малышей» в район цели, а уж затем они проникали бы в порт или базу и ставили подрывные заряды (для этого в экипаж ввели специально обученного боевого пловца).

Класс СА был настолько секретным, что подлодки вначале даже не включили официально в боевой состав ВМС. Это были настоящие «летучие голландцы», один из которых готовился для атаки в конце 1943 года гавани Нью-Йорка, куда его предполагалось доставить на борту ПЛ «Леонардо да Винчи», на которой демонтировали 100-мм орудие. Автором этого плана был легендарный подводник, Юнио Валерио Боргезе, Черный Князь, ставший 1 мая 1943 года командиром Decima MAS - 10-й флотилии МАС, занимавшейся специальными операциями.

Однако союзники в мае 1943-го потопили подлодку «Леонардо да Винчи», которая была назначена на роль «матки». Вместе с «Леонардо» погиб единственный капитан, которого готовили к этой операции. Другие итальянские СМПЛ, класса СВ, уже представляли собой полноценные субмарины подводным водоизмещением 44,3 тонны, длина по корпусу - 14,99 метра, ширина - три метра, экипаж - четыре человека, вооружение - две 450-мм торпеды в забортных аппаратах. Энергоустановка - одновальная дизель-электрическая в составе 80-сильного дизеля марки Isotta Fraschini и 50-сильного электромотора Brown-Boveri, что позволяло развивать мини-субмарине подводный ход до 7 узлов. Шесть таких подлодок в мае 1942 года были доставлены в Констанцу, откуда они по морю своим ходом перешли в Крым: местом базирования был выбран Ялтинский порт. Все они были размещены во внутреннем ковше порта и тщательно замаскированы, что не помешало 13 июня двум советским торпедным катерам совершить дерзкий рейд в Ялтинский порт и в результате торпедного залпа отправить на дно мини-подлодку СВ-5 вместе с ее командиром.

Однако оставшиеся в Крыму пять СМПЛ сыграли важную роль в нарушении коммуникаций советского Черноморского флота и достоверно потопили ПЛ Щ-203 «Камбала» в ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет. Погибла вся команда в составе 46 человек. В 1950 году эта ПЛ была поднята. Убийцей советской ПЛ стала итальянская СМПЛ СВ-4. Другая «сверхмалютка» СВ-3 потопила еще одну советскую субмарину С-32. 9 октября 1942 года 4-я флотилия ВМС Италии, в состав которой и входили все СМПЛ и боевые катера на Черном море, получила приказ о перебазировании на Каспийское море (!), но переезд так и не состоялся, поскольку нацисты вскоре потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом.

Британские «карлики»


В отличие от своих противников Лондон достаточно долго «отмахивался» от идеи постройки сверхмалых подлодок и групповых подводных носителей. Так, незадолго до Первой мировой войны Уинстон Черчилль, тогда первый лорд Адмиралтейства, и первый морской лорд Луис Баттенберг отвергли несколько проектов человекоуправляемых торпед как «слишком опасное оружие для водителя и как оружие слабейшей стороны». Адмиралы и политики по-прежнему полагались на мощь своих дредноутов. И только в 1940 году благодаря активной поддержке вице-адмирала сэра Макса Хортона, только что назначенного командующим подводными силами британских ВМС и автора сразу нескольких проектов «сверхмалюток» (предложенных им еще в 1924 году), работа над мини-подлодками сдвинулась с места. Первый прототип, «Х-3», был готов к испытаниям в марте 1942 года, за ним последовал второй прототип, а затем на верфи фирмы «Виккерс» была построена серия из 12 усовершенствованных СМПЛ (подтипы «Х-5» и «Х-20»), которые и приняли самое активное участие в войне.

Для действий на Тихом океане англичане построили 12 мини-подлодок модифицированного типа ХЕ. Их снабдили кондиционерами, поскольку действовать им приходилось в жарком климате, и (дополнительно к двум съемным зарядам) еще шестью 9-килограммовыми магнитными минами. Первые шесть таких СМПЛ вместе с «кораблем-маткой» «Бонавенчур» прибыли в Лабуан в июле 1945 года, а уже в августе «ХЕ-1» и«ХЕ-3», крадучись, проникли в гавань Сингапура с задачей уничтожить японские тяжелые крейсеры «Такао» и «Миоко». «ХЕ-3» смогла установить все шесть мин на корпус «Такао» и сбросить под него два двухтонных заряда, а «ХЕ-1», не найдя свою цель, также сбросила заряды под «Такао». В результате взрыва крейсер был сильно поврежден и больше в боевых действиях участия не принимал. Подлодки данного типа также принимали участие в операциях по обрыву подводных линий связи японцев, связывающих Токио с Сингапуром, Сайгоном и Гонконгом.

«Тюлень» - слуга трех господ


Как это ни удивительно, но Германия стала последней из основных стран - участниц Второй мировой войны, заинтересовавшейся мини-субмаринами. По большому счету только после подрыва британскими СМПЛ линкора «Тирпиц» адмиралы-консерваторы наконец задумались. В Италию к Черному Князю Боргезе для изучения передового опыта был отправлен капитан-лейтенант Хайнц Шомбург. А в кригсмарине быстрыми темпами приступили к созданию частей спецназа, и в начале 1944 года на побережье Балтийского моря, около Хейлигенхафена, уже было готово боевое ядро соединения «К» (соединение малого боя), командиром которого назначили вице-адмирала Хельмута Хайе. В состав этого соединения и вошли дивизионы мини-подлодок «Мольх» («Саламандра»), «Бибер» («Бобр»), «Хехт» («Щука») и, наконец, «Зеехунд» («Тюлень») - пожалуй, лучшей мини-субмарины Второй мировой войны.

«Зеехунд» уже был полноценной субмариной, обводы корпуса во многом напоминали большие подлодки кригсмарине, с двумя корпусами, в пространстве между которыми были помещены балластные и топливная цистерны. Вооружение «Зеехунда» включало две 533-мм электрические торпеды типа TIIIc/G7e (масса БЧ - 280 килограммов), находившиеся в бугельных аппаратах. Это была специально приспособленная для мини-подлодок облегченная на 256 килограммов модификация TIII/G7e. Торпеды подвешивались на направляющих, закрепленных на обшивке прочного корпуса субмарины.

Всего немцы успели построить до конца войны около 250 таких подлодок. В общей сложности только мини-подлодки «тюленьей» флотилии совершили за время войны 142 выхода в море. Гибелью 33 субмарин «заплатили» за девять кораблей союзников суммарным тоннажем 18 451 тонна. Также повреждения различной степени тяжести получили еще четыре корабля и судна суммарным тоннажем 18 354 тонны. С поражением Германии их служба не закончилась, после войны четыре «Зеехунда» были включены в состав отдельного соединения ВМС Франции. С 1946 по 1956 год они совершили 858 боевых и учебных походов, за время которых прошли 14 050 миль. В 1953 году командование ВМС США даже попросило французов «одолжить» на год две СМПЛ типа «Зеехунд». Их предполагалось использовать в рамках обширной программы по изучению степени эффективности существующей на то время системы обеспечения безопасности морских портов, военно-морских баз и пунктов базирования на территории США.


Первой к массовой постройке «сверхмалюток» накануне Второй мировой войны приступила Япония - мини-подлодки сходили со стапелей десятками. Особенно впечатляюще выглядел сухой док в Курэ, где американцы обнаружили около 80 различных СМПЛ. Фото: WWWHISTORY NAVYMIL

Братья «тритоны» и хищная «пиранья»


В Советском Союзе работы над сверхмалыми подлодками начались еще в 20-х годах прошлого века. Идеологом выступал начальник Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения Владимир Бекаури. Уже в 1936 году было построено и успешно испытано «Автономное подводное специальное судно» надводным водоизмещением 7,2 тонны, с экипажем из одного человека и вооруженное одной торпедой. Причем этой мини-подлодкой можно было также управлять по радио - с корабля или самолета, в этом случае лодка несла 500-кг заряд взрывчатки и использовалась как подводный брандер.

В том же году на Черном море приступили к испытаниям автономной подводной лодки «Пигмей» надводным водоизмещением 19 тонн, вооруженной двумя 450-мм торпедными аппаратами. После их успешных завершений в 1937 году планировалось построить 10 таких «сверхмалюток», однако год тот оказался роковым: и для подлодки (она так и осталась в единственном экземпляре и с началом войны досталась немцам), и для Владимира Бекаури (по сфабрикованному доносу он был арестован и расстрелян).

В годы войны три проекта СМПЛ, предложенные ЦКБ-18 (проекты 606, 606бис и 610), были отклонены наркомом ВМФ Николаем Кузнецовым: он считал, что все силы надо пока сосредоточить на постройке обычных субмарин, а после победы и так немногочисленный спецназ ВМФ был расформирован за «ненадобностью». Соответственно не нужны были и «сверхмалютки», ведь партия и правительство поставили задачу создавать океанский ракетно-ядерный флот.

Только в начале 1950-х годов руководство Минобороны и командование ВМФ СССР начали воссоздавать отряды спецназа военно-морской разведки. Однако оказалось, что набрать способных бойцов и подготовить их соответствующим образом - это только полдела. Личный состав групп спецназначения надо еще и надлежащим образом вооружить. ВМФ попытался решить эту проблему своими силами и практически кустарным способом. На свои места все встало лишь в 1966 году, когда все работы по проекту СМПЛ «Тритон-2» передали в ЦПБ «Волна», а строительство поручили ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ и начато проектирование нового аппарата «Тритон-1М» - на двух человек.

Всего в Ленинграде построены 32 сверхмалые подводные лодки - транспортировщики легководолазов типа «Тритон-1М», а также 11 мини-подлодок «Тритон-2». Их уникальной особенностью стала конструкция так называемого мокрого типа - у подлодки отсутствует прочный корпус и «пассажиры» находятся в полностью заполняемой водой кабине СМПЛ. Прочные непроницаемые отсеки небольшого размера на СМПЛ предназначены только для приборов, аккумуляторов и электромоторов. Причем в СМПЛ «Тритон-2» спецназовцы во время транспортировки использовали для дыхания не свои аппараты, а стационарную дыхательную систему. Но самым известным образцом отечественных «сверхмалюток» стала СМПЛ типа «Пиранья», успевшая даже стать кинозвездой: ее «выход» в фильме «Особенности национальной рыбалки» не оставит равнодушным никого из зрителей. Эта миниподлодка уже была способна нести не только бойцов с оружием и снаряжением, но еще торпеды и мины, и могла самостоятельно атаковать в прибрежной зоне надводные корабли и суда. «Сверхмалютка» длиной в 28,2 и шириной в 4,7 метра имела водоизмещение около 200 тонн, могла погружаться на глубину до 200 метров и развивать под водой ход до 6,7 узла. Автономность по запасам топлива и провизии - 10 суток, экипаж - три человека и шесть легководолазов, вооружение - два забортных устройства для постановки мин или пуска 400-мм торпед. Узнавшие об этих субмаринах после падения железного занавеса зарубежные эксперты сошлись во мнении, что СССР опередил в этом направлении Запад минимум лет на 10–15. К сожалению, обе мини-подлодки были в 1999 году выведены из боевого состава ВМФ и после безуспешных попыток найти покупателя за границей утилизированы.
Американский путь

После Второй мировой войны американское Управление стратегических служб, предшественник ЦРУ, проводило интенсивные испытания доставшихся американцам в качестве трофеев нескольких немецких СМПЛ типа «Зеехунд». Особое беспокойство у Вашингтона вызвал сделанный в мае 1948 года американской военной разведкой доклад, в котором утверждалось, что СССР захватил 18 готовых «Зеехундов» и еще 38 в различной стадии готовности. Аналитики Пентагона опасались, что советский флот может использовать их для разведки (а то и диверсий) в отношении американских военно-морских баз и стратегически важных портов. В итоге ВМС США выдали проектным организациям задание на проектирование опытной СМПЛ «Х-1», которая была заложена 8 июня 1954 года, 7 сентября 1955 года спущена на воду, а с 7 октября под командой лейтенанта К. Хэнлона стала полноценной боевой единицей подводных сил ВМС США.

«Х-1» имела подводное водоизмещение 36,3 тонны, длину 15,09 метра, ширину 2,13 метра и экипаж из 10 человек. Первоначально она получила комбинированную энергоустановку в составе дизельного двигателя и воздухонезависимой энергоустановки, работавшей на перекиси водорода, но после того как 20 мая 1957 года на подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода, было принято решение заменить энергетическую установку на традиционную - дизель-электрическую. В настоящее время она находится в Музее подводных сил США в Гротоне.