Картотека по развитию речи "доскажи словечко". Материал на тему: Дидактическая игра "Доскажи словечко"

Воспитатель: Скороходова

Анастасия Владимировна

Загадки «Доскажи словечко» для средней группы

Задачи: - Развивать логическое мышление, чувство рифмы; - Обучать детей отгадывать загадки, тем самым расширяя их словарный запас, кругозор.; - Развивать творческое воображение.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(
АРТИСТ)

Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? … (АПРЕЛЬ)

На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (АЛФАВИТ)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (ГРАЧ)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (ГОЛ)

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый … (ГУСЬ)

Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ЁЛКИ)

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ЕЖИХА)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (ЗИМА)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)

На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ)

Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (ЛИСУ)

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (ЛУЖАМ)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (МЫЛИ)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (МЫЛО)

А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым … (НОЖИКОМ)

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.

Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе … (ПОЗВАЛ)

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (ПЯТЬ)

Верещунья, белобока,
И зовут её … (СОРОКА)

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)

Разве это слово! Игра «Доскажи словечко»

Цель: - дать учащимся понятие о системных связях слов в языке; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников;

Развивать речь, память, мышление, внимание, любознательность;

Прививать интерес к русскому языку;

Воспитывать любовь к словесности, к родной речи.

Ход занятия

1. Актуализация знаний, умений, навыков.

а) Приветствие.

Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, где вы уже не встретите ни единого уголка, где бы царило безмолвие или раздавались бы непонятные первобытные звуки дикарей, не умеющих говорить. Каменный век остался в прошлом нашем путешествии, и теперь мы будем говорить на современном русском языке.

Сегодня наше путешествие мы сразу же начнем с игры.

ИГРА «Собери словечко»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву «А»

Трижды или дважды.

Иногда всего одну –

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну! Все они сбежали.

(БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, ПРТ, КРНДШ)

2 ИГРА «Доскажи словечко»

А - лягушку проглотил (аист)
Л - тележку покатила (лошадь)
Д - откроем и войдем (дверь)
Ш - на елке мы найдем (шишка)
О - жужжит и больно жалит (оса)
П - в лесу деревья валит (пила)
В - чирикает на ветке (воробей)
Т - рычит на нас из клетки (тигр)
М - спасается от кошки (мышка)
Ц - в горшочке на окне (цветок)
Н - приятный любит запах (нос)
К - на мягких ходит лапах (кошка)
Щ - усердно чистит зубы (щетка)
3 - велит надеть нам шубы (зима)
ч - с собою домик тащит (черепаха)
Э - откликнется из чащи (эхо)
С - по шерстке мы погладим (собака)
Ё - мы к празднику нарядим (ёлка)
И - в лесу на курьих ножках (избушка)
Г - лежат у нас в лукошке (грибы)
Ф - мерцает огоньком (фонарь)

Ю - завертится волчком (юла)
Е - в лесу с куста мы ели (ежевика)
Р - вокруг луны летает (ракета)
X - к обеду на столе (хлеб)
Я - на каждом корабле (якорь)

«Игра с мячом»

– Снова обратимся к карте, она подскажет нам, где находится задание 3. Оно называется «Игра с мячом». Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - … сухой - … печаль - … быстро - …

Сладкий - … плохой - … утро - … большой - …

Светло - … смелый - … ночь - … тихо - …

День - … молодой - … весело - … начало - …

Жадный - … сытый - … больной - … старый - …

Сильный - … жарко - … чёрствый - … и др.

А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливые слова» .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встречи….

(Здравствуйте)

За день мы устали очень

Скажем всем….

(Спокойной ночи)

Зеленеет старый пень,

Скажем всем……

(Добрый день)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим…….

(Извините, пожалуйста)

Друга встретил ты в обед

И сказал ему… (Привет)

Если же вечером встреча,

Скажем ему…..

(Добрый вечер)

Если девочка больна,

Хрипло кашляет она

И опять чихает снова,

Скажем ей мы …….

(Будь здорова)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы…..

(Спасибо)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…….

(До свидание )

1.На бахче у нас растёт,

как разрежешь – сок течёт,

свеж и сладок он на вкус,

называется…. Арбуз

2.Это слово ты не тронь:

жжётся больно, как огонь,

неприметна, некрасива,

называется….. крапива

3.Жеребёнок с каждым днём

подрастал и стал … конём

4.Кот альбом раскрасит наш?

Ну конечно …. Карандаш

5.Кругла, рассыпчата, была

на стол с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная ….. картошка

6.Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ….. капуста

7.Мчусь как пуля я вперёд,

лишь поскрипывает лёд,

да мелькают огоньки!

Кто несёт меня …. Коньки

8.По дороге наша Машенька идёт,

за верёвочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза –

Очень длинная у девочки ….. коса

9.В яме спит зимой длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется ….. медведь

10.В чё ном поле заяц белый

прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто же это? ….. мел

11.В подполье, в каморке

живёт она в норке.

Серая малышка

Кто же это? …. Мышка

12.Он всю зиму в шубе спал,

лапу бурую сосал,

а проснувшись, стал реветь

этот зверь лесной …. Медведь

13. Едет он на двух колёсах,

не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой … велосипед

14.На одной ноге кружится

беззаботна, весела,

в пёстрой юбке танцовщица,

музыкальная … юла

15.На столе передо мной

Закружился шар земно:

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю …. Глобус

16.Когда порою одиноко

Тебе подарит …. Телефон

17.Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит …. Черепаха

18.Сто берёзовых солдат,

Взявшись за руки, стоят

Днём и ночью, круглый год

Охраняют огород.

Те солдаты с давних пор

Называется ….. забор

19. Схватил за уши, кончик носа,

Разрисовал окно без спросу.

Кто же это? Вот вопрос?

Это делает …. Мороз

20.Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные … коньки

21.Я с собой её ношу,

Не макаю, а пишу!

Удивительная штучка

Самопишущая ….. ручка

22.Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как зовутся? … муха

23.Всё жужжит она, жужжит,

Над цветком кружит, кружит.

Села, сок с цветка взяла,

Мёд готовит нам … пчела

24.Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …. Воробей

25.Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый … скворец

26.Кто без нот и без свирели

Кто же это? … соловей

27.И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке.

Мы зелёные … лягушки

28.Вместо носа – пятачок,

Я весёлый …. поросёнок

Заключительная часть (рефлексия).

Чему научились на сегодняшнем занятии?

Что было самым интересным?

ЗВУКИ [с]-[сь]

Где весною было пусто,

Летом выросла … (капуста).

От дождя земля намокла,

Вылезай, толстушка … (свёкла).

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить … (редиску).

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я … (капуста).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький … (снежок).

Для птенцов и для зверят

Тоже нужен детский … (сад).

Прилетел из леса жук

И залез на толстый … (сук).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? … (лиса).

Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит … (слон).

Мне вчера приснился сон:

По саванне бродит … (слон).

Вдруг видят: стоит у колес

Огромный взъерошенный … (пес).

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (сорока).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису).

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не … (киска).

Кто один имеет рог?

Отгадайте - …(носорог).

На носу – огромный рог.

Перед вами … (носорог).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для …(нас).

Целый день «уа-уа»

Вот и все ее …(слова).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

Рисунок сделаю прекрасный,

Слегка дунул ветерок,

С дерева слетел … (листок).

Мамочке любимой часто

Приношу в подарок … (астру).

Что же это за цветок?

Это синий … (василек).

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой … (рассказ).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, … (сушки).

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его … (боюсь).

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая … (лисица).

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты … (спишь).

Десять ночей Айболит

Не ест, не пьет и не … (спит).

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я … (ПОДОСИНОВИК)

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они – морские … (СВИНКИ)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …(ГУСЬ)

ЗВУКИ [з]-[зь]

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался … (зайка).

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? … (зайка).

Зеленая береза стоит в лесу.

Зоя у березы поймала … (стрекозу).

Ходит по лесу хорек,

Хищный, маленький …(зверек).

Где обедал, воробей?

В зоопарке у … (зверей).

Зайка громко барабанит,

Он серьезным делом … (занят).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и … (музыкант).

Телефон опять звонит

От него в ушах … (звенит).

На дыру в штанах, ребята,

Ставит мама вам … (заплатку).

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые,

В них застежки … (золотые).

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные … (глаза).

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки … (звать).

Он и плачет, медведь, и ревет,

Медвежат из болота … (зовет).

Сама из магазина

Несла покупку … (Зина).

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (ЗАДАЧА)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (ЗИМА)

ЗВУК [ц]

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать … (цветок).

Лукоморье вспомнил ты:

Кот там ходит по … (цепи).

Кошка с котенком,

Курочка с … (цыпленком).

И сказали блюдца:

Надо бы … (вернуться).

На даче в лесу были разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и … (синицы).

К нам на пестрые страницы

Прилетели две … (синицы).

По ночам сове не спится,

Ведь сова – ночная … (птица).

Вон по бульвару гуляет Тигрица

Ляля ни капли ее не … (боится).

Не хотел котенок мыться –

Убежал он из … (корытца).

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал … (заяц).

Эй, кузнец-молодец,

захромал мой … (жеребец).

ЗВУКИ [ш] и [ж]

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (картошку).

Просит дедушка Федюшку:

Собери еще … (петрушку).

Ты скажи, барашек наш,

сколько шерсти ты нам дашь?

Не стриги меня пока,

дам я шерсти три … (мешка).

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные … (шары).

Сегодня все ликует,

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные … (шары).

Что ты, Петя,

Не встаешь?

Что ты песен

Не … (поешь).

В подполье, в каморке.

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? … (мышка).

Говорит мартышка мишке:

Я в гостях была у … (мышки).

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? … (петушок).

Летом в болоте вы ее найдете,

Зеленая квакушка. Кто это? … (лягушка).

Загляни-ка ты в кадушку –

И увидишь там … (лягушку).

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула … (зайчишку).

И шалить без передышки

Целый день могли … (мартышки).

Он с бубенчиком в руке

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

И зовут его … (петрушка).

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему … (штанишки).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась …(шишка).

Вылезла из норки мышка,

На нее упала … (шишка).

Любопытные мартышки

Собирают с веток … (шишки).

Уберем скорее чашки

И сыграем с другом в … (шашки).

Долго, долго крокодил

Море синее … (тушил).

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится … (кошки).

Только жив ли петушок,

Золотой наш … (гребешок).

Красные щечки,

Пестрые платочки.

Хлопают в ладошки веселые … (матрешки).

Жук летает над лужком,

Он устал ходить … (пешком).

Прицепившись к задней шине,

очень сладко ты … (поешь).

Не дрожи, Сережка,

Это ж наша … (кошка).

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки).

Когда спишь, кладешь под ушко

Свою мягкую … (подушку).

Я пришью ему новые ножки,

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по … (животикам).

А рядом бегемотики

Схватились за … (животики).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало … (жарко).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

Лейся, дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по … (лужам).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо …

Жили-были серый еж

И его … (ежиха).

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже,

И ребенок был у них –

Очень тихий … (ежик).

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок … (ежик).

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (еж).

А слониха, вся дрожа,

Так и села на … (ежа).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

Закурлыкали вдали,

А зовут их … (журавли).

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф).

На большой дубовый сук

Опустился майский … (жук).

И встал Айболит, побежал Айболит,

По полям, по лесам, по лугам он … (бежит).

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым … (ножиком).

Два березовых коня

По снегам несут меня,

Как на тоненький ледок

Выпал беленький … (снежок).

ЗВУК [ч]

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий … (чай).

Мы из блюдца через край

Пьем душистый сладкий … (чай).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в … (речке).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку … (мячик).

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке … (мяч).

На кусте сидит галчонок,

Под кустом сидит … (зайчонок).

Мед в лесу медведь нашел.

Мало меду, много … (пчел).

Вот зеленый толстячок,

Круглый, гладкий … (кабачок).

И красавец-великан

Темно-синий … (баклажан).

Не придется старику

В тишине попить … (чайку).

Я не бегаю к врачу –

Я сама его … (лечу)

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и … (девочки).

Сверху солнышко печет,

А внизу река … (течет).

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо … (речка).

Не замерзнут твои … (ручки).

Водичка, водичка,

Умой мое … (личико).

На лугу среди букашек

Поднялся переполох –

Оттеснил семью ромашек

Великан- … (чертополох).

ЗВУК [щ]

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как …(трещотки).

А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами … (ищет).

Приходите, тараканы,

Я вас чаем … (угощу).

У меня пропал носок,

Утащил его … (щенок).

Ухвачу-ка! Проглочу-ка! –

Щелкает зубами … (щука).

Затаилась и без звука

Ждет добычу злая … (щука).

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

сапожной строгой … (щетки).

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку … (поищи).

Как у нашей дочки

Розовые … (щечки).

ЗВУКИ [л]-[ль]

Помогает деду внук –

Собирает с грядок … (лук).

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук).

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

и ставит подпись: … (дятел).

Мне вчера приснился сон:

По саванне бродит … (слон).

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (крокодил).

А возле этой елки

Бродили злые …(волки).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке … (лапу).

Не послушал зайка папу,

Отдавили зайке … (лапу).

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает … (головой).

Игрушку Юля завела,

Закружилась тут … (юла).

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе … (лопатой).

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче … (лампу).

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (мыло).

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги,

Два большие колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой … (велосипед).

Крошка-сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

Что такое хорошо и что такое … (плохо)?

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Эй, давай играть в футбол!

Забивай в ворота … (гол).

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много … (пчел).

Долго, долго крокодил

Море синее … (тушил).

Ну и платье!

Сплошь иголки.

Его носят вечно … (елки).

За рекой в лесу росли

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это?… (елки).

Стоит, растопырив иголки,

В лесочке зеленая … (елка).

Елка, елка, елочка –

Колкая … (иголочка).

Два березовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи).

Целый день «уа-уа»,

Вот и все ее … (слова).

И-го-го! – поет лошадка. –

Спи, мышонок, сладко … (сладко).

На дыру в штанах, ребята,

Ставит мама вам … (заплатку).

Порванный рукавчик свой

Зашью с ниткою … (иглой).

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные …(глаза).

Молодчина эта Лина,

Лепит все из … (пластилина).

На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (АЛФАВИТ)

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (ЛУЖАМ)

На скамейке у ворот

Лена горько слезы … (льет).

Рыщет волк в густом лесу,

Ищет кумушку … (лису).

Пусть крыша течет и сломалась калитка,

Свой дом ни за что не покинет … (улитка)

За мамой-слонихой топал слоненок.

За мамой лисицей крался … (лисенок).

Сладкий мох искал весь день

И жевал его … (олень).

Ехали медведи

На … (велосипеде).

И рыщут по дороге

Слоны и носороги

И говорят сердито:

«Что ж нету … (Айболита).

Звери задрожали,

В обморок … (упали).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой … (мыли).

Подготовлен самолет,

Он отправится в … (полет).

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет. Что такое? … (самолет).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки).

Дети в скверике сидели

И мороженое … (ели).

Лепестки цветка, как шлейф,

Спит в цветке малютка- … (эльф).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную … (лепили).

Мяу, мяу, - кот пищит, -

у меня живот … (болит).

Не будильник, а звонит.

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну, конечно, … (телефон).

Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы … (УЛЕТЕЛИ)

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький … (ФЛАЖОК)

ЗВУКИ [р]-[рь]

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручка …(горох).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (картошку).

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом - … (картошка).

Из земли за чуб плутовку

Тянем, сочную … (морковку).

Просит дедушка Федюшку:

Собери еще … (петрушку).

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок,

Врос в землю крепко. Что же это? … (репка).

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

А зовут его … (арбуз).

Мамочке любимой часто

Приношу в подарок … (астру).

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же … (крапива).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало … (жарко).

В реке большая драка –

Поссорились два … (рака).

Кто один имеет рог?

Отгадайте - … (носорог).

На носу – огромный рог.

Перед вами … (носорог).

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый … (таракан).

По песку, среди камной

Прутик тащит … (муравей).

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я … (комара).

В этой речке утром рано

Утонули два … (барана).

Среди жирных голубей

Прыгал тощий … (воробей).

Верещунья-белобока,

А зовут ее … (сорока).

Птица черная кружится,

«Кар-кар-кар», - кричит и злится.

Всем известная персона,

А зовут ее … (ворона).

Как бы мне пошла корона! –

важно каркает …(ворона).

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый … (воробей).

Это не ручной зверек.

Это хищный зверь … (хорёк).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли … (тигры).

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик … (отгрызет).

Куклу я лечу с утра

Я сегодня мед … (сестра).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого … (утра).

Я сегодня утром рано

Умывался из-под … (крана).

Рисунок сделаю прекрасный,

Возьму лишь кисточки и … (краски).

Мы купили кошке

К празднику сапожки,

Причесали ей усы,

Сшили новые … (трусы).

Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить … (марки).

В варежках, в мороз трескучий,

Не замерзнут твои … (ручки).

На дворе, там, где дрова,

Растет зеленая … (трава).

Эй, цыпленок,

Где твой дом?

Он у маму под … (крылом).

«Я трудиться не привык!» -

Отвечает … (грузовик).

А водитель спозаранку

Крутит круглую … (баранку).

То назад, то вперед

Может плыть … (пароход).

Не полезет Влад на ель,

У него в руках … (портфель).

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руках его горит

Маленький … (фонарик).

В темноте вам, как и в старь,

Свет подарит ваш … (фонарь).

Скоро вечер, посмотри –

Загорелись … (фонари).

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери).

Только жив ли петушок,

Золотой наш … (гребешок).

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо … (речка).

Между гор издалека

Течет бурная … (река).

Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке … (репка).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная … (КАРТОШКА)

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)

Все ребята со двора
Малярам кричат: … (УРА!)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно … (КАРАНДАШ)

Чтобы было где писать.
В школе нам нужна … (ТЕТРАДЬ)

Я взял муки, я взял творог,
Испёк рассыпчатый … (ПИРОГ)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)

Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)

«Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!»
И покраснела … (БОЖЬЯ КОРОВКА)

А водитель спозаранку
Крутит круглую … (БАРАНКУ)

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(АРТИСТ)

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (АЛЬБАТРОС)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (ГРАЧ)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)

ЗВУКИ [п]-[б]

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это? … (палатка).

То назад, то вперед

Может плыть … (пароход).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я … (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в … (полет).

Если все ты будешь знать,

То получишь в школе … (пять).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый … (пирог).

В этой речке утром рано

Утонули два … (барана).

Зайка маме говорит:

«Хвостик у меня … (болит).

Как-то утром, спозаранку,

Выпил я компота … (банку).

А водитель спозаранку

Крутит круглую … (баранку).

Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка).

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его … (боюсь).

Спрятав шляпку под листок,

Растет под деревом … (грибок)

ЗВУКИ [т]-[д]

Долго, долго крокодил

Море синее … (тушил).

Расшумелись не на шутку

На пруду четыре … (утки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил … (точку).

Ранка быстро заживет,

Если есть целебный … (йод).

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате … (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли … (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина).

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи … (туч).

Пес козе принес букет,

Сытый будет ей … (обед).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной - … (медведь).

Тишину нарушил стук:

Дятел долбит старый … (дуб).

Без нее совсем беда,

Чтобы жить, нужна … (еда).

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит … (дом).

Доки на гору везем,

Будем строить новый … (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по … (домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по … (дорожке).

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я … (дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и … (девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

и ставит подпись … (дятел).

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери).

ЗВУКИ [ф]-[в]

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок –

Красный, маленький … (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я когда играл в … (футбол).

Скоро вечер, посмотри –

Загорелись … (фонари).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый … (воробей).

Среди жирных голубей

Прыгал тощий … (воробей).

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский … (вертолет).

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый

Из открытого окна

Вся Садовая … (видна).

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери).

Мы собирали васильки,

на головах у нас … (венки).

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без … (воды).

ЗВУКИ [г]-[к]

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки).

Не дрожи, Сережка,

Это ж наша … (кошка).

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы,

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (кот).

Жил в лесу один чудак,

Разводил в лесу он … (мак).

Если дождь идет давно,

С грустью смотришь ты в … (окно).

«Я трудиться не привык!» -

отвечает … (грузовик).

Эй, давай играть в футбол!

Забивай в ворота … (гол).

УГАДАЙ СКАЗКУ

С дочерьми отец-купец прощался,

За три моря ехать собирался.

Попросила младшая из дочек

Привести ей аленький … (цветочек).

Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел.

Круглый сам, румяный бок,

А зовется … (колобок).

Мишка косолапый по лесу идет,

Пирожки в корзине на спине несет,

И нельзя Топтыгину на пеньке сидеть.

Это что за сказочка? … (Мама и медведь).

На печи лежал Емеля,

Долго мучился бездельем.

А потом пошло везенье,

Все … (по щучьему веленью).

Купец, хоть не ждал, не гадал,

В подводное царство попал.

И там, под водой глубоко

На гуслях играет … (Садко).

Зимой она красавицей гуляла,

Но вот пора весенняя настала.

Лишь солнцем озарилась улочка,

Под солнышком растаяла … (Снегурочка).

Злой Кощей ее заколдовал,

А Иван-Царевич в жены взял.

В этой сказке она не простушка.

Кто такая? … (царевна-лягушка).

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ЕЖИХА)

РАЗНОЕ

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)

Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля … (ЕНОТ)

Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен … (ИНЕЙ)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)

Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (ОДУВАНЧИК)

Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический … (УТЮГ)

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)

Ирина Дерина
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи .

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия , которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют . Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша.

Ро-ро-ро - у нас новое вед.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ри-ри-ри - на ветках снеги.

Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ры-ры-ры - детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью (желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память , внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание .

Ход игры: Расскажите, что бывает :

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели : расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель : учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила : подбирать наиболее точные слова.

Ход игры : Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина : Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой) . Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный) . Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный) .

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей .

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог : - Дети : Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход игры : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель : развитие слухового внимания , остроты слуха.

Ход игры : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения :

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель : развивать у детей слуховое внимание.

Правила : Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего : «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» . Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика) . (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
ОТВЕТЫ

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица...
ОТВЕТЫ

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый...
ОТВЕТЫ

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись: ...
ОТВЕТЫ

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель...
ОТВЕТЫ

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля...
ОТВЕТЫ

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется...
ОТВЕТЫ

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это...
ОТВЕТЫ

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит...
ОТВЕТЫ

крокодил

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...
ОТВЕТЫ

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?...
ОТВЕТЫ

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
ОТВЕТЫ

Кто имеет один рог?
Отгадайте! ...
ОТВЕТЫ

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —...
ОТВЕТЫ

осьминог

Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? ...
ОТВЕТЫ

Вперевалку шел со льдин
Очень важный к нам...
ОТВЕТЫ

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это...
ОТВЕТЫ

поросенок

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это...
ОТВЕТЫ

Лесники ее котят
Взять с собой не захотят.
Ей не скажешь: "Кошка, брысь!"
Потому что это...
ОТВЕТЫ

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать...
ОТВЕТЫ

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там...
ОТВЕТЫ

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они — морские...
ОТВЕТЫ

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг — вспорхнули яблоки.
Ведь это...
ОТВЕТЫ

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый...
ОТВЕТЫ

светлячок

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова...Это...
ОТВЕТЫ

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?...
ОТВЕТЫ