Как написать комментарий к статье пример. Комментарии к фото

Как-то раз сидел в аудитории с ноутом около розетки, а в это время на соседней парте принимался зачет по программированию. Я не сильно вникал в суть вопросов на которые общались студент и преподаватель, назовем его Иван Ивановичем. Разговор был довольно спокойный и тихий, но у меня получилось выхватить часть. Преподаватель говорил о комментариях (видимо сдавалась программа, в которой не было ни строчки комментариев). Меня этот момент заинтересовал и я начал прислушиваться. Было замечено, что мне тоже интересно, преподаватель начал импровизированную лекцию. Ниже представлен тот небольшой кусок знаний который я тогда вынес с этой 5ти минутной лекции.

Хочется сразу предупредить, что для многих описанное здесь - очевидные вещи, однако, новичкам в коллективном программировании (когда над кодом работают 2 и более программиста) и студентам будет полезно. Кроме того, все изложенные ниже советы имеют альтернативу и могут быть использованы лишь частично.

Почему я приписал сюда студентов? Они же, казалось бы, одни работают над программой на зачет! Препод, когда принимает программу, справедливо считается вторым разработчиком, который в идеале без помощи студента должен понять, что там написано и как оно работает.

Как писать код сразу с комментариями

По сути говоря, на той лекции принцип TDD (Test-driven development, разработка через тестирование) был перенесен на уровень ниже. Не помню как это звучало в оригинале, но по сути «Опиши комментариями структуру кода» . На примере (сильно утрированном, почему - ниже) кода программы, складывающей два числа, этот принцип будет выглядеть так:
int main() { // Принять от пользователя два числа // Завести переменную для результата сложения // Вернуть результат сложения return 0; }
И лишь когда готов каркас из комментариев, следует писать код который будет реализовывать то, что описано комментариями.
... int main() { double a,b; // Принять от пользователя два числа cin>>a; cin>>b; //Завести переменную для результата сложения double sum = a+b; // Вернуть результат сложения cout< Как упоминалось выше, данный принцип представляет собой модифицированный принцип, хорошо зарекомендовавшего себя TDD. Тут следует понимать, что отступление от комментариев, в отличии от отступления от логики тестов, не приведет к тяжелым последствиям, ну разве что придется комментарии переписывать

Теперь представим «чисто гипотетическую» ситуацию, когда уже имеется код в 200 000 строк, написанный гениальным программистом криворуким индусом и не содержит ни строчки комментария. Однако вам необходимо, мало того что убить этого программиста понять этот код, но и сопровождать его в дальнейшем. Вы даже разобрались в этом коде, и будучи приличным человеком, решили дополнить код комментариями для, так сказать, будущих поколений. Но возникает вопрос: как?

Как комментировать уже существующий код

Ответ на этот вопрос довольно прост: комментируем сущности от родителя к потомку: класс -> метод -> код внутри метода (если необходимо).

Вполне логично будет задуматься: а что не нужно комментировать. Комментировать не надо в двух случаях (один из них поясняет почему пример кода выше был сильно утрированный):

  • Совсем уж очевидные вещи. Комментарии вида // инициализируем счетчик бесят больше чем их отсутствие
  • Непонятный код дополнять комментарием типа // ничего не понял
Относительно второго пункта стоит немного пояснить и привести пример: вставка 100 строк ассемблера код на C! Вы на нее смотрите и пишите комментарий // Многа букаф! Ниасилил
После этого человек пришедший после вашего увольнения на ваше место видит этот комментарий и… все! Он даже не будет пытаться в нем разобраться и эта ваша запись будет клеймом на этом куске кода до тех пор пока его не уберут (либо код, либо комментарий).
Напоследок
В заключение могу сказать, что искусство написания комментариев является неотъемлемой частью искусства программирования, поэтому

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача - понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

Внимание

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация - это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации - авторского глубинного смысла высказывания - требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Прямая речь - это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

Например:
Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге - куст встаёт, особенно - рябина...».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста - достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Современный ритм жизни не позволяет часто встречаться, но благодаря социальным сетям мы можем делиться красивыми и интересными моментами жизни по фото. Комментарии к фотографиям очень популярны и могут передать настроение тех, кто в кадре или поднять его тем, кто смотрит на фото.
Удачный комментарий лучше всякого комплимента и самая замечательная оценка фотографа и тех, кто попал в объектив. Мы поможем подобрать нужные слова для самых впечатляющих кадров!

Спасибо за добавление праздники.ру в:


Фотография не передаёт, насколько ты потрясающе смотришься в жизни! Но благодаря ей можно видеть тебя чаще))

Твоё фото поднимает мне настроение и даёт возможность любоваться тобой тогда, когда мне этого захочется.

Ты не меняешься, но меняешь каждое фото собой к лучшему! Просто супер!

Сочетания обаяния и фотогеничности! Этот кадр – фантастически классный!

Ты умеешь удивлять! Каждый кадр поражает жизнелюбием и обаянием. Твоя внешность – магнит для любого объектива.

Остановись, мгновение, ты прекрасно! Спасибо за наслаждение глаз таким кадром!

* * *

Такой классный момент запечатлён! Молодец, что стремишься сохранить в кадрах лучшие воспоминания.

Приятно видеть тебя. Ты меняешься к лучшему. Молодеешь что ли? Секретом поделишься?

Этим фото можно выставки украшать. Очень эмоциональное и впечатляющее.

Здесь вы все такие интересные и настоящие – кадр, взятый из жизни для светлой памяти о лучших моментах!

Приятно видеть, что ты живёшь хорошо) Фото удалось передать твоё прекрасное настроение и поднять его мне.

Ах, что за фото! Твоей фигуре позавидуют спортсмены, а костюмчику - лучшие модные дизайнеры!

С тобой мы не знакомы лично, но в этих прекрасных глазах мне удалось рассмотреть кристально чистую душу и истинное очарование!

Твоя улыбка, будто магнит. Хочется смотреть на нее, не отрываясь, целыми днями!

Это фото - произведение искусства... Прекрасный фон, красивый антураж, а ты - настоящее чудо!

Какая внешность! Ты очаруешь всех, начиная с меня!

Чем больше смотрю на это фото, тем больше влюбляюсь... в твои красивые часы!

Фотографируйся чаще, ведь смотреть на твои профиль и анфас так приятно!

Какое милое лицо интеллигентного человека! Блеск глаз виден даже на фото. Благородство черт поражает! Вы, наверное, снимаетесь в кино?

Твоя фотография вызывает во мне настоящую бурю эмоций, главная из которых - искреннее восхищение!

При взгляде на твое фото я вспоминаю все прекрасное, что есть на свете - сияющее солнце и беспокойное море, блеск звезд и бурные водопады. Так ты меня вдохновляешь своим притягательным образом!

Красивые комментарии к фото

Публикуйте фото и получайте красивые комментарии, чтобы стремиться фотографироваться чаще и оставаться незабываемыми

Браво, фотографу! Ухватил и сохранил замечательный кадр. Мне нравится, как все получились.

Это фото просто светится, видно ваша энергетика настолько хороша, как и внешность.

Довольный вид – порождение благополучной жизни. Радуюсь и улыбаюсь вместе с тобой)

Смотрю на вас и наслаждаюсь увиденным. Вы классные!

Фотографируйтесь чаще, вы здорово получаетесь на фото. Хочется уже поскорее увидеть вас в реальности рядом))

У тебя нет ни одной скучной фотографии. Ты просто находка для удачного кадра!

Ты – красивее всех, без преувеличения и фильтров!

Твоё фото излучает тепло и выглядит так, будто его сделал лучший фотограф в самый удачный момент.

Когда смотришь на эту фотографию, хочется оказаться там же и немедленно. Чтобы вместе переживать прекрасные мгновения жизни.

Ты излучаешь свет и успех. Невозможно оторвать глаз!

Вот это кадр! Просто шедевр фотографии! Ты позируешь круче всех моделей и выглядишь на уровне.

Супер. Такие моменты нужно не просто фотографировать, а обрамлять и вешать на стену у всех на виду!

Нет ничего дороже воспоминаний. Твои кадры – главный вклад в них!

На твоё фото можно смотреть часами, не отрываясь. Как хорошо, что есть возможность видеть твою жизнь хотя бы через призму объектива.

Красивый человек, излучающий успешность и доброту.

Приятно видеть вас счастливыми и довольными. Вы – замечательные вместе и по отдельности!

Тебя, определённо, любит камера)) Всегда выходишь на фото великолепно!

Классно смотришься в этом образе. Очень эффектно и необычно!

* * *

В тебе явно есть задатки фотомодели)) Выглядишь естественно и великолепно в любой обстановке!

Как писать статьи на разных площадках и в изданиях существует много разных пособий. Интернет предлагает пособия для копирайтеров, используя которые автор может проявить себя и показать свои способности. Но как писать комментарии или отзывы на статьи других авторов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Ради чего пишется комментарий?

Есть площадки, на которые можно пробраться только после того, как опытные и известные авторы обратят внимание на вас как еще одного интересного автора и дадут рекомендации. Следовательно, оставив свой комментарий к той или иной публикации, можно привлечь к внимание к собственной персоне. Встречались очень интересные авторы, их публикации вызывали определенный интерес у читателей, но они не могли набрать необходимый рейтинг, чтобы их статьи переместились на более высокие позиции на конкретной площадке. От рейтинга во многом зависит и уровень оплаты за определенное количество знаков.

При прочтении публикации следует обратить внимание на заголовок и содержание. Читая тест, обращаем внимание на ход излагаемых мыслей. Если наблюдается логичное перемещение по всему объему, то делаем заметку о наличии последовательности в изложении мыслей и промежуточных выводов. Разброс мыслей, потеря последовательности, неожиданные и непоследовательные выводы, необоснованные по тексту, тоже должны, быть отмечены.

Важно уметь оценивать и объем публикации. Многие авторы, имеющие за плечами определенный опыт, могут с определенной точностью судить о его величине, просматривая текст на мониторе.

Как просто оценить объем? Можно выделить текст и скопировать его, а потом, открыв Word, вставить и увидеть информацию по количеству слов, знаков с пробелами и без них. Если имеются определенные требования к объему публикации, и они выполнены, то делается соответствующая отметка.

Иногда можно встретить такие публикации, что создается впечатление, словно работа дает не прямого описания по принятому заголовку. Грамотные и самобытные авторы иногда идут на то, чтобы не давать полных ответов в самой статье. Они рассчитывают, что будут заданы вопросы, отвечая на которые можно более глубоко и подробно изложить свои мысли. При оценке работ подобных авторов следует просмотреть, как после публикации ведется диалог с другими комментаторами.

Если после прочтения некоторых публикаций возникает ощущение причастности к проблеме, которые отражены в статье, значит, статья задела «за живое». Привлекла внимание – публикация актуальна для читателя. Она может стать полезной и для других читателей. Помним и еще одно назначение комментария – это привлечение других читателей к прочтению и осмысливанию текста.

Бывают публикации, которые вызывают негативную реакцию. Не все авторы «белые и пушистые», встречаются и довольно странные личности. Если освещаемый вопрос интересен, то есть смысл задуматься над статьей. Полагаете необходимым привлечь и других читателей – оставляйте комментарий, только желательно предупредить о возможном негативном воздействии. Помните, что словом можно убить в прямом и переносном смысле. По возможности сами меньше набирайтесь негатива от чужих публикаций, некоторые мысли могут осесть глубоко в подкорковом слое головного мозга – изгнать будет трудно, а порой навязчивые мысли могут нанести вред и психике.

Есть статьи, которые ждут сопереживания, поддержки или сочувствия. Попробуйте стать на позицию автора. Если подобное возможно и с вами, то выразите свою поддержку коротким отзывом или расширенным комментарием. В случае явной вины самого автора в сложившейся ситуации стоит подумать, насколько полезен комментарий. Среди авторов попадаются и люди, которых относят к энергетическим вампирам. Можно легко подсесть на его «иглу», а потом оказаться под его воздействием. Здесь может сработать и эффект неосознанного гипноза со стороны автора по отношению к читателю. Попадаются и такие, кто осознанного заманивает на свои странички «добрые» души, чтобы потом черпать из читателя энергию. Слезливые статьи легче всего проникают в мозг.

Авторы с агрессивной психикой, ищущие конфликта со всеми вокруг себя, заслуживают комментария только по необходимости. Здесь вы вынуждены идти на компромисс между своей совестью и реальностью. Выбор за вами. Только будьте готовы ко всяким неожиданностям.

Легко писать комментарии авторам, отличающимся легким и добрым нравом. Их статьи читаются легко, они не «грузят» читателя своими жизненными проблемами. Комментарий можно представит и в шутливой (мера нужна во всем) форме. Умный человек поймет шутку и сумеет ответить на должном уровне. Если не поймет, то можете получить и неожиданного недоброжелателя.

Как написать комментарий?

Если сложилось определенное отношение к статье, то можно приступать к написанию комментария. Некоторые авторы совершенно не могут грамотно составить комментарий, они ограничиваются набором смайликов, междометий и непонятных высказываний, типа «Дыкть!» или «Фи…». Что он при этом подразумевает, известно только ему одному, может быть, предлагает вступить с ним в особые отношения или разделить радость.

При написании комментария желательно быть корректным, не переходить на личности, обосновывать свои замечания, найти не только недостатки, отметить и положительные аспекты комментируемой публикации. Отзыв, написанный по всем грамматическим канонам, покажет вас, как грамотного и уважающего себя и других человека. Нужно ли вам выглядеть перед окружающими безграмотным? Сленг следует использовать только на тех площадках, где большинство авторов используют его, но мера нужна во всем, иначе можно перестать думать на языке Пушкина и Толстого, сместиться непонятно в каком направлении. В русском языке кроме сленга имеется и нецензурная лексика, каково между ними расстояние еще никто не измерял, но мне кажется, что минимальна.

На сайтах, где криминальные авторитеты пишут свои воспоминания, жаргон используется весьма ограниченно, только по необходимости вложить слова в прямую речь. Появление в их среде авторов, козыряющих сленгом или феней, чревато неконтролируемыми последствиями. Там авторы наоборот стараются представить себя и других достаточно грамотными людьми.

В русском языке появляются новые слова, заимствованные из других языков, преимущественно с английского. Стоит ли их использовать везде? Наверное, нет. Не все читатели настолько продвинуты, чтобы сообразить, что их не критикуют, а хвалят.

Если площадка, для которой пишется комментарий, предусматривает и оценку, то следует оценить публикацию и в баллах (где-то ставят только плюсы или минусы, в других местах используется пятибалльная система, а встречаются и шкалы с большим количеством оттенков). Доброжелательный подход к другим авторам будет оценен положительно.

Встречаются комментаторы, которые выскакивают со своими комментариями по несколько раз на одну публикацию. Они выглядят довольно смешно, их перестают воспринимать всерьез. Нежелательно также и повторение чужих комментариев. Совсем нелепо выглядят комментаторы, которые своим комментарием ссылаются на чужой. Например, один из читателей высказался относительно публикации вполне определенно, другой, не зная, как аргументировать свои мысли добавляет от себя: «Маша (Даша, Саша или иное имя) права, я тоже такого мнения». Такой комментарий кроме появления определенных мыслей относительно комментатора ничего не вызовет. Недостаточно квалифицированным показаться легко, следует задуматься, нужно ли вставлять такой комментарий вообще.

Как отвечать на комментарий?

На вашу публикацию читатель потратил время. Уже большое спасибо, что прочел ее. Если решил написать комментарий, то простая благодарность не окажется лишней. Бывают и критические замечания. Каждый видит работу по-своему, необязательно он прав (можете и вы оказаться неправым). Бежать и сразу исправлять? «На вкус и цвет – товарищей нет». Публикация должна вылежаться (кроме новостных статей, те стареют на глазах). Потом можно автору взглянуть на нее и оценить, стоит ли вносить изменения. Учесть все мнения и угодить всем вряд ли возможно.

Нужно уметь и удержаться и не ответить грубостью на шутку. Редко, когда преднамеренно вас хотят оскорбить. Просто уровень шутливости у каждого разный, а некоторые понимают шутки только, когда шутят сами, а про себя ни-ни.

При написании комментария и ответе на оный доброжелательное отношение поможет не впадать в крайности. Даже в политических спорах не следует принимать крайнюю позицию. «Паны ругаются - а у холопов чубы трещат» срабатывает и сегодня. Никто не вправе требовать принятия вашей точки зрения, но и выискивать врага в позиции автора тоже не следует. Свобода мыслей позволяет прийти к консенсусу (взаимопониманию между разными людьми). Можно оставаться при своем мнении в любой ситуации. Оскорбить или обидеть легко, исправить потом отношения довольно сложно. Тем более сложно, если потом кто-то из оппонентов сам поступает вопреки своей совести. Гражданская позиция в политических спорах будет самой правильной. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» слова, доставшиеся нам в наследство от авторов девятнадцатого века, актуальны и сегодня.

Статья опубликована. Прошло много времени с момента ее публикации, кажется, что она перестала быть актуальной. Будет ли она интересна новому кругу читателей? Есть статьи, которые не устаревают. Они освещают вопросы, которыми живет не одно поколение. Стоит ли акцентировать внимание читателей на ранние публикации? Полагаю, что стоит. Особенно на темы, отнесенные к знаменательным датам. Например, только статей про любовь написаны миллионы, страстные отношения всегда вызывают определенный интерес. Можно своим комментарием обратить внимание публики, что есть интересная статья. Если она на самом деле интересна, то обязательно найдутся читатели, которые пожелают с нею ознакомиться. Они смогут дать и новое звучание старой публикации. Только, как и во всем, нужна мера.

Можно еще найти мысли по поводу написания комментариев. Полагаю, что читатели смогут найти полезное для себя, при необходимости дать свои отзывы или комментарии.

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»

Что такое «комментарий к проблеме»?

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Объем комментария небольшой: трех - четырех развернутых фраз будет достаточно.

Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .

4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .

2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

2. Исторические факты

3. Афоризмы, пословицы, поговорки

5. Статистические данные

6. Литературные источники и т.п.

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария

Примеры типовых конструкций (клише)

1. Зачин

2. Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

3. Вывод (концовка)

Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Иван Ильин обращает внимание на то , что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.

Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.

4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.

С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.

3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?

4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

«Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

Текстовый комментарий (публицистический текст)

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

Не случайно писатель изображает (кого, что)…

Поступок героя свидетельствует о том, что …

Слова (мысли) героя показывают, что …

Проблема (чего?) - одна из актуальных проблем нашего времени.

Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

Введение цитат в текст сочинения.

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Используемые материалы:

Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012