Современный танк тигр. Panzerkampfwagen VI "Tiger" - тяжелый танк "Тигр". О торопливости и ее последствиях

Доброго времени суток! На сегодняшний день осталось не так и много сохранившихся танков семейства «Тигр». Уцелевшие и отреставрированные машины доступные для обозрения широкой публике, находятся в музеях разных стран. Их фотографии и местонахождение будут представлены ниже. Ссылки на источники информации прилагаются. Как вы увидите, уцелевших машин совсем немного, но кто знает, может, еще существуют и другие Тигры, спрятанные в закрытых частных коллекциях.

  1. Tiger I – Танковый музей в Бовингтоне, Великобритания – рабочее состояние.

Номер шасси 250112 (Алан Хэмби). Двигатель (Maybach HL 230) взят от одного из двух музейных Королевских Тигров, скорее всего, от того, который с башней Порше.

История и реставрация этого Тигра — http://www.tiger-tank.com/secure/journal.htm .

  1. Tiger I – Танковый Музей в Мюнстере, Германия.

Этот танк демонстрируется в Мюнстере с апреля 2013 года. Гражданин Hoebig, который реконструировал этот танк, был когда-то владельцем свалки Trun в Нормандии. Зная, что несколько Тигров I были разрезаны на куски на этой свалке, он, вероятно, взял все части и начал их сваривать. Некоторые детали, например как ствол и колеса пришли из Латвии (Курляндская область). Траки полная репродукция. Танк, который на данный момент состоит на 90% из оригинальных деталей, скорее всего, пуст внутри, нахватает двигателя и коробки передач.

  1. Tiger I – Вимутье, Франция.

Номер шасси неизвестен. Номер 251113 (часто путается с номером шасси) является на самом деле номером башни этого экземпляра.

  1. Tiger I – Музей бронетехники в г.Сомюр, Франция.

Номер шасси 251114. Этот танк был взят на правах аренды из танкового музея в Мюнстере в 2003-2004 гг.

  1. Командирский Tiger I – Танковый Музей в Кубинке, Россия.

Номер шасси 250427. Этот танк как предполагается, принадлежал s. Pz. Abt. 424, и был захвачен во время отступления этого батальона в январе 1945 г. Сейчас танк окрашен и маркирован s. Pz. Abt. 505. Это командирская версия Tiger I.

  1. Tiger I — Военно-исторический Музей, Ленино-Снегири (Россия) — очень плохое состояние.

Номер шасси 251227, сильно поврежденная машина находится на военном полигоне Нахабино, где он часто используется в качестве крепкой мишени. Этот танк был найден с несколькими Шерманами (которые демонстрируются в Ленино-Снегири) и Тигром Hull, который сейчас находится в частной коллекции в Германии. Всего был три разных Тигра на Полигоне Нахабино (третий был полностью разрушен), все три привезли из Курляндского котла, Латвия и принадлежали Schw.Pz.Abt. 510.

  1. Tiger I – Национальный Музей Брони и Кавалерии, Форт Беннинг, штат Джорджия (США).

Этот танк был передан на правах аренды в Германию (Sinsheim Auto + Technik Museum, Panzermuseum Munster), позже перевезен на несколько лет в коллекцию Кевина Уиткрофта, и возвращен обратно в США в июле 2012 года.

Номер шасси 250031. Принадлежит s. Pz. Abt. 504, тактический номер был 712. Он был захвачен в Тунисе в Мае 1943 г.



Номер шасси 280101, принадлежал s. SS-Pz. Abt. 501 с тактическим номером «121». Он был захвачен во Франции (Ла Капелле, вблизи Камбре и Бельгийской границы) в сентябре 1944 года.


Номер шасси 280273, построен в декабре 1944 года. Танк брошен здесь 24 декабря 1944 года. Восстановлен в 1970-х. Тактический номер 213.


Номер шасси 280112. Согласно статье из журнала №54, этот танк, который теперь носит башенный номер 233, может быть танком 123, который принадлежал 1-ой роте 101 SS.s.Abt в Августе 1944. Он, возможно, был оставлен экипажем 23 августа 1944 года, в связи с возникшими проблемами с двигателем, в Brueil-en-Vexin (около Мант-ла-Жоли). Танк, по-видимому, был спасен Французской Армией в сентябре 1944 года, а затем хранился на заводе AMX в Сатори до передачи в музей, когда он был создан. Машина была нерабочей в течение нескольких месяцев из-за проблем с коробкой передач, но позднее танк был отремонтирован.

В настоящее время арендован из танкового музея в г. Тун, для приведения в рабочее состояние на 5 лет (данные из музея, начиная с июля 2007 года).

Номер шасси 280215, принадлежал к s. Pz. Abt. 506. Этот танк был отдан Францией Швейцарии после войны.


Этот танк служил вs.Pz. Abt. 501 и был захвачен Советской Армией в польской деревне Oględów в августе 1944 года. Он был вывезен Красной Армией во время войны. Правильный (оригинальный) тактический номер, нарисованный на башне – 502.


Номер шасси 280243, построен в сентябре 1944 года (Википедия). Эта машина на данный момент находится на хранении и недоступна публике.


Редкий вариант с ходовой Порше. Номер шасси 305004. Захвачен англичанами на полигонах Хеншеля в Haustenbeck, в Германии в апреле 1945 г. На нем изначально не было тактического номера.


Боевая группа из s.Pz.Jg.Abt 653, оснащенная 4-мя Ягдтиграми сдалась в Амштеттене, Австия 5 мая 1945 года. Этот Ягдтигр был захвачен в отличном состоянии с комплектом боковых юбок и поздним 9 зубчатым цепным ободом. 12 крючьев на каждой стороне верхней части использовались для закрепления 6 пар траков. Машина не была покрыта циммеритом. Инструменты утеряны, но сохранился зенитный MG-42, смонтированный на задней палубе двигателя.


Этот Ягдтигр произведен в октябре 1944 г. Номер шасси 305020. Прикреплен к s.Pz.Jg.Abt 653 и имел номер 331. Машина захвачена недалеко от Нойштадт-Вайнштрассе, Германия, в марте 1945 года. Повреждения до сих пор видны на маске орудия, лобовой плите и нижней носовой броне. На машине использовалась поздняя версия 9 зубчатого ведущего колеса.


Эта машина, которая является прототипом Штурмтигра, был, скорее всего, в районе Эльбы в апреле 1945 года. Номер шасси 250043. Катки были заменены немцами во время обновления. Двигатель и внутреннее оснащение отсутствует.


Номер шасси 150072, принадлежит к s. Pz. Jäg. Abt. 654, с тактическим номером «501». Захвачен во время Курской битвы (операция Цитадель) в июле 1943 года.

  1. САУ Элефант – Форт-Ли Музей артиллерии армии США, Виргиния, США.

Эта САУ была одной из первой партии 200 машин, переданных с испытательного полигона MD г. Абердин, в Форт-Ли Виргиния. Номер шасси 150040, принадлежал к s. Pz. Jäg. Abt. 653, с тактическим номером «102». Захвачен в Италии, в мае 1944 года. Во время Курской битвы эта САУ принадлежала s. Pz. Jäg. Abt. 654 (тактический номер «511»). В настоящее время эта машина находится на хранении и недоступна для публики.

“Aberdeen Proving Ground”, Сентябрь 2009 — https://www.flickr.com/photos/usagapg/4497115003/in/set-72157623794807980/

  1. Броневые листы башни и корпуса Tiger I — Коллекция Кевин Уиткрофт, Великобритания.

Эти части были найдены где-то в Курляндии (Латвия). Другие части Тигр I в коллекции Уиткрофт включают в себя: 3 аварийных люка, часть основного орудия, 1 основу выхлопной трубы, большуючасть брони со стороны башни, заднюю крышку палубы, крыло бокового брызговика.

  1. Передняя панель Tiger I найденная рядом с деревушкой Кисели, недалеко от города Орска, Россия.

  1. Крышка башни Tiger I – Музей Вадим Задорожный, Архангельское, Московская область, Россия.

  1. Части башни раннего Tiger I – Мемориал, Стрельбище 38 НИИИ, Академия Кубинки, Россия.

  1. Некоторые части Tiger I – местоположение неизвестно, Россия.

  1. Двигатель Королевского Тигра — Pansarmuseet, Axvall, Швеция.

Эти компоненты принадлежат Королевскому Тигру, который был куплен Швецией во Франции в 1948 году, для тестовых целей. Эти части последние останки от танка.

  1. Задняя палуба Королевского Тигра – Коллекция Кевина Уиткрофта, Великобритания.

Эта часть найдена в Германии в 1990-е годы.

  1. Лобовая бронеплита Королевского Тигра — Коллекция Кевина Уиткрофта, Великобритания.

  1. Рулевой механизм Королевского Тигра – Музей Westwall, Пирмазенс, Грмания.

  1. Двигатель и трансмиссия Королевского Тигра – Танковый Музей в г. Сомюр, Франция.

  1. Часть башни Королевского Тигра, обнаруженная в 2001 году вблизи Мант-ла-Жоли, Франция

Этот танк от 101 SS.s.Abteilung погиб в кратере возле Фонтене-Сен-Пер 26 августа 1944 года. После войны он был взорван дилером металлолома и небольшие металлические части были погребены во время строительства дороги D913.BrunoRenoult, краевед, обнаружил и восстановил часть башни: крыша и левая сторона башни. Корпус танка (в частях) все еще находится под дорогой. Существует проект для восстановления всех частей танка и создания памятника с танком, но он сталкивается с техническими и административными трудностями.

  1. 88 мм пушка Jagdpanther/ Часть брони Kingtiger – Schweizerisches Militär museum, Full, Швейцария.

Эти части ранее были экспозицией в Танковом Музее, Thun, Швейцария

  1. Пушка и часть башни Королевского Тигра – музей им. OrłaBiałego, Skarżysko-Kamienna (Польша).

  1. Некоторые части Королевского Тигра найденные в Венгрии.

  1. 380 мм миномет Штурмтигра – Танковый Музей в Бовингтоне, Великобритания.


История завоеваний Третьего Рейха начиналась не с громких побед над Францией или странами Бенилюкса, а в куда более мирное время и без применения активных боевых действий.

Немецкий танк «Тигр»

Речь идет о “Мюнхенском сговоре”, когда Чехословакию разделили на несколько частей, каждая из которых отошла определенным европейским странам. В том числе и Германии. Вместе с территорией немецкое правительство завладело и технически продвинутыми заводами, расположенными на ней. В частности, танковыми производствами с налаженным конвейером по выпуску легких t38.

После проведения данной операции, в сентябре 1939 года нацистская Германия вторглась на территорию Польши. Сражения за нее длились меньше месяца и закончились бегством руководящей верхушки в Англию. Так официально началась Вторая Мировая Война, которая продлиться еще долгие 6 лет.


В 1940 году немецкие войска, обойдя линию Мажино через Бельгийские Ардены, подчинили себе Францию. Основной ударной силой при проведение этой компании стали танки, в основном Т-2 и Т-3.

Быстрые, легкие бронированные машины ворвались на оперативный простор, почти не защищенный вооруженными силами Третьей Республики, нарушая линии снабжения и лишая французские войска возможности дать отпор.

После нескольких месяцев сопротивления и позорного бегства британского экспедиционного корпуса через порт Дюнкерка, Франция капитулировала. Часть ее территории перешла в состав Рейха, вторая половина стала руководиться марионеточным правительством.

Трофеями стали танки Samua S35, AMX-30, B1 и т.д.

Главной отличительной особенностью реквизированных танков была толстая противоснарядная броня, фронтальная и боковая. Именно эти машины стали самыми бронированными и защищенными в войсках “Панцерваффе” до появления “Тигра” в 1942 году.


Фото, как выглядит Танк Тигр

В 1941 году 22 июня в 4 утра без предупреждения и объявления войны, силы немецкой армии начали вторжение на территорию СССР. Как и в случае с Францией применялись те же тактические и стратегические приемы. Прорыв танковых армад вглубь страны, полное подавление авиации противника и отрезание вражеских частей от снабжения. Танковые силы Гитлера были модифицированные Т-2, Т-3 и Т-4.

Быстрые, но слабобронированные боевые машины с пушками калибра 37, 50 и 75 мм. Они обладали высокой проходимостью, для связи в каждой устанавливалась мощная рация. В принципе вооружения хватало для борьбы с советскими танками БТ-7 и Т-26.

Реальную угрозу представляли КВ и Т-34, чья броня спокойно выдерживала 37-мм и 50-мм снаряды, как танков, так и противотанковых орудий. Такие пушки даже начали называть – пушки-колотушки. Гарантированно броню советских средних и тяжелых танков пробивала только 88-мм зенитная пушка.


Танк Т-34, сильнейший противник немецкого Тигра

Несмотря на героизм советских солдат и крепкую броню танков, немецкое войско активно прорывалось в направлении Москвы. Но осенью 1941 года после титанических усилий, многочисленных потерь и применения Красной Армией новых типов вооружения, страшный враг был отброшен от столицы и началась долгая позиционная войны.

Холмы и города превращались в укрепленные центры, сети окопов паутиной растянулись на десятки километров.

Для прорыва обороны требовались машины тяжелее, чем Pz.4 и Pz.3.

Работы в конструкторских бюро над тяжелым танком велись задолго до начала Второй Мировой, начиная с 1937 года. После вторжения в Советский Союз, стало понятно, что армии требуется тяжелый танк прорыва. Задание поручили конструкторским бюро “Хеншель” и “Порше”.


Тяжелый танк Pz VI Ausf.H «Тигр»

По итогам проведенных полевых испытаний и доработок выбор командования остановился на варианте, предложенном заводом Хеншеля.

Машина получила название Panzerkapfvagen VI “Tiger” и была направлена на восточный фронт и в качестве усиления Роммелю, в Африку. Несмотря на ряд недоработок и проблем с двигателем и подвеской, новый танк оказался грозным оружием и оставался на вооружении до самого падения Берлина.

История создания

Стоит отметить, что компания “Хеншель” активно разрабатывала тяжелую машину и в конструкторском бюро уже имелись серьезные наработки и опыт создания. Занимался подобными проектами Эрвин Адерс, глава первого КБ. Именно он и есть тот человек, кто создал танк Тигр. Первые версии боевой машины обозначались аббревиатурой DW1 и DW2. Поэтому когда фюрер поручил им создание немецкого аналога КВ, работы стартовали с применением старых наработок.


Хеншель против Порше

Второе КБ, которому поручили создание танка прорыва, стало КБ доктора Порше. В отличие от своих конкурентов, им пришлось начинать с нуля. До этого бюро не занималось танкостроением и одним из основных направлений было создание гоночных автомобилей. По этой причине Порше внес в конструкцию танка технологические решения, до этого применяемые только в гражданских сферах.

Оба конструкторских бюро представили свои машины 20 апреля 1942 года. Дата выбрана неслучайно. Именно в этот день родился Гитлер и показ этих машин стал своеобразным подарком. Впрочем немало немецкого вооружения было принято именно после показов фюреру в его праздник.


Немецкий тяжелый танк «Тигр» фирмы «Порше»

Тяжелый танк, подготовленный КБ “Хеншель”, именовался VK 4501 (H) и был разработан по классической схеме. Конструкторы не стали экспериментировать, и за основу взяли расположение узлов, как на Pz. 4. Трансмиссия спереди, моторный отсек позади, в центре – боевое отделение.

Особого внимания заслуживала подвеска созданная Книпкампом.

Выполненная по “шахматной” схеме, она позволила добиться плавности хода и, соответственно, высокой точности на ходу.

“Порше” представили танк VK 4501 (P), оснащенный продвинутой электромеханической трансмиссией и торсионной подвеской особой конструкции. В лобовой проекции машина имела бронелист толщиной в 200 мм, а в башню устанавливалось 8,8-см орудие.


Фердинант Порше, близкий друг немецкого фюрера, был уверен, что Гитлер выберет его танк и приказал начинать выпуск корпусов еще до завершения конкурса.

Однако немецкое командование остановило свой выбор на VK 4501 (H). Этому способствовал целый ряд причин:

  • классическая компановка обеспечивала быстрый старт полномасштабного производства;
  • “Шахматная” подвеска обеспечивала стабилизацию орудия на ходу;
  • будущий Тигр, обладал меньшим весом, чем аналог от КБ “Порше”, что обеспечивало более высокую проходимость и пригодность к транспортировке;
  • в VK 4501 (P) устанавливалась электрическая трансмиссия, нуждающаяся в большом количестве дефицитной меди для своих элементов;

Правда, принятый “Тигр”, созданный под руководством Адерса, имел существенный недостаток – для него не было башни. Изначально планировалось поставить на танк орудие 7,5-см с длиной в 70 калибров. Позже стало ясно, что требуется нечто более мощное и башню стали перерабатывать под 8,8-мм орудие, длиной в 56 калибр. К моменту полевых испытаний, башни успели доделать.

Тигр оснащен 8,8-мм орудием, длиной в 56 калибр.

Поэтому на танк Хеншеля установили башню от боевой машины Порше и такой гибрид пустили в серию в 1942 году под армейским названием Pz. VI “Tiger”.

Что стало с VK 4501 (P)?

В момент принятия вышеописанного танка на вооружение Вермахта, производственные линий Порше выпустили 98 готовых шасси. 7 из них дооснастили башнями и отправили на полевые испытания, а затем часть их них, по разным источникам, поступили на восточный фронт.

На базе незавершенных танков разработали и пустили в небольшую серию противотанковое штурмовое самоходное орудие – “Фердинант”. Калибр установленной в рубку пушки – 128 мм, а бронирование создавало проблемы для советских орудий не только в фронтальной проекции, но и по бортами и корме.


CAУ «Фердинанд» 5-й роты 654-го дивизиона истребителей танков

Данная самоходка активно применялась Панцерваффе во время операции “Цитадель”, известно у нас, как Битва на Курской дуге. Зачастую для уничтожения одной машины жертвовали несколькими средними танками или закидывали авиабомбами. После провала операции, уцелевшие “Фердинанты”, были отправлены немецким командованием на доработку.

Модернизация коснулась лишь установки пулемета MG-42, для ведения огня по пехоте, в лобовой детали. Новая версия получила наименование “Элефант”. Стояла на вооружение немецких частей в Италии, где их благополучно уничтожили войска Союзников.

Работы над улучшением Тигра


Сразу после запуска в серию выявились недостатки, до этого никем не обнаруженные. В основном они касались ходовой части и силовой установки танка. В ходе ряда доработок проблемы с амортизаторами и топливной системой были решены. Также приняли решение установить более мощный двигатель HL230, вместо HL210. Модификация получила обозначение “H”. За все время существования выпустили 1354 машины.

к этому году у СССР и Союзников появились орудия, способные поражать Т-6 не только в борта, но и в передние бронелисты

Поэтому в 1943 году в КБ “Хеншель” начались работы по созданию более бронированного танка, лучшим вооружением и бронирование. Новой модели присвоили название Pz. VI Ausf. B “Tiger 2”. Орудие сохранило калибр, но изменилась длина до 71 калибра. Передняя бронедеталь стала иметь наклон 50 градусов и толщину 120 мм.


История создания тяжелого танка «Королевский тигр»

Первые 100 машин оснащались башнями, спроектированными КБ “Порше”, остальные уже “Хеншелем”. Танк получился тяжелым и неповоротливым и редко кто мог пробить его броню. По крайней мере было на бумаге. Но качество броневой стали в Рейхе тех годов оставляло желать лучшего. Не хватало никеля, марганца и молибдена – важных компонентов, не дающих металлу крошиться под ударами снарядов.

Данная машина в основном участвовала на западном фронте, где такое бронирование не требовалось. В то время, как против советских танков продолжали выводить простые Тигры. Разрабатывалась и более легкая модификация второго Tiger – полумифическая Пантера 2.


Пантера 2

Конструкция

Танк выполнен по классической схеме, имел экипаж из 5 человек и вес 57 тонн. Компоновка узлов распределялась следующим образом:

  • в передней части места для механика-водителя и стрелка, смещенные влево и вправо соответственно, а также элементы трансмиссии, пулемет и органы управления танков;
  • в центральной части располагались стеллажи под боекомплект, радиостанция. Сверху корпуса монтировалась башня, в которой размещались командир танка, наводчик и заряжающий, а также средства для наблюдения за местностью и казенная часть орудия. На каждом танке обязательно монтировалась рация FuG-5;
  • в корме устанавливался двигатель, топливный бак, элементы выхлопа и радиаторы для охлаждения.

Конструкция танка «Тигр»

Башня танка

Башня танка располагалась по центру корпуса на пагоне. Она была сварная. Передний бронелист приваривался к детали, формировавшей борта и корму. Крыша также крепилась сваркой. Для нужды экипажа были предусмотрены люки для загрузки в машину.

Предусматривалась установка вентилятора, выдувающего и боевого отделения пороховые газы. По бортам монтировались щели для наблюдения. В поздних модификациях появилась установка для отстрела дымовых или осколочных гранат.


Конструкция танка «Тигр»

В передней части башни устанавливалось нарезное орудие KwK 36, калибром 88-мм. Обслуживали его наводчик и заряжающий. Прицеливание осуществлялось через бинокулярный, а в 1944 году — монокулярный прицел, с оптикой от фирмы “Цейсс”. Располагался слева от пушки и имел постоянную кратность в 2,5. Орудие могло пробивать броню советских Т-34 на расстоянии в 2 км.

Снаряды – унитарные. Имелись калиберные, осколочно-фугасный и подкалиберные варианты. У последних показатель пробития приближался к 150 – 160 мм. В качестве оружия для подавления живой силы противника предназначались пулеметы 7,92-мм MG-34.

Силовая установка и трансмиссия

Двигатель бензиновый карбюраторный с 12-ю цилиндрами. Производитель – компания Maybach. Большая часть танков оснащалась версией HL230, мощностью 700 л/с. Полная загрузка топливом составляла 530 литров. Отдельно подавалась мощность от движка на приводы башни.

В случае возгорания срабатывала система автоматического пожаротушения. На крайний случай имелся ручной огнетушитель. А вообще, в случае возгорания экипаж часто покидал боевую машину.


12-цилиндровый V-образный двигатель Майбах HL-210 Р-30.

Для предотвращения перегрева двигателя предусматривался радиатор с водяным охлаждением и 4-мя вентиляторами. Коробка передач полуавтоматическая, с 12 передачами. Через нее подавалась мощность на трансмиссию, расположенную в передней части танка.

Ходовая часть

Подвеска представляла собой расположенные в “шахматном” порядке катки. По 8 катков на каждый борт, расположенных в 4 ряда. Для смягчения ходя использовались индивидуальные торсионы. Подобная система повышала плавность ходя, но имела ряд недостатков.

Если ломался каток, расположенный в центре, то приходилось долго разбирать половину ходовой, чтобы заменить.

Надежности не добавляла высокая чувствительность к заледенению.

Партизаны, а зачастую просто дети, по ночам поливали водой катки “Тигров”. После такой процедуры немцам приходилось долго и упорно их размораживать, иначе боевая машина просто не могла сдвинуться с места.


Торсионная подвеска

Гусеницы широкие, металлические, с большими просветами. Проходимость танка была хорошей. Существовало два типа гусениц: боевые и транспортные. Транспортные применялись при погрузке Т-6 на ж/д платформу для транспортировки.

Тактико-технические характеристики танка Тигр (ТТХ)

  • масса танка составляла 57 тонн;
  • экипаж насчитывал 5 человек;
  • длина, высота, ширина корпуса, см – 631, 293, 370;
  • тип бронестали – хромомолибденовая, катанная;
  • толщина бронирования корпуса, мм – лоб 100, корма и бок – 80;
  • толщина брони башни, мм – лоб 100, маска до 200, борт и корма – 80;
  • бронирование крыши башни, корпуса, а также днища – 28 мм. С 1944 года крыша башни – 40 мм;
  • нарезная 88-мм пушка имела длину 56 калибров и наводилась по вертикали: вниз – 8, вверх – 15 градусов;
  • полный боекомплект начиная с 1945 года составлял до 120 унитарных снарядов;
  • максимальная дальность выстрела: 4 км из пушки, 1,2 км из спаренного пулемета;
  • количество пулеметов варьировалось и зависело от модели танка. 2 – 3 MG-34 калибром 7,92-мм;
  • в качестве дополнительного вооружения использовалась мортирка, стреляющая осколочными или дымовыми гранатами;
  • боевая скорострельность пушки 5 – 6 выстрелов в минуту;
  • v-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель позволял разогнать танк по шоссе до 44 км/ч;
  • скорость по бездорожью ограничивалась в пределах 20 – 25 км/ч;
  • запас хода по шоссе и пересеченной местности – 195 и 110 км;
  • расход топлива составлял 10 литров на 1 км;
  • мощность двигателя – 700 л/с.

Модификации и машины на базе “Tiger”

Pz. 6 “Tiger” Ausf. H Улучшенная версия серийной модели. Поставили более мощный движок и провели ряд мелких исправлений
Pz.VI Ausf E(F) Предназначался для войны в тропиках. Обладал “тигровым” камуфляжем и улучшенными фильтрами

Sd.Kfz. 267/268 Командирские варианты. Оснащались улучшенными радиостанциями FuG-7/8
Sturmpanzer VI “Штурмтигр” – переделка линейной машины в осадное орудие. Снабжался неподвижной рубкой, в которую устанавливалось 380-мм орудие (Реактивный бомбомет). Переделке подвергались поврежденные в боях “Тигры”

Бергетигр Ремонтно-эвакуационная машина, на базе линейного “Тигра”. Создавались в полевых условиях

Преимущества и недостатки танка Тигр

Положительные качества

  • бронирование не потеряло актуальности даже на поздних этапах войны. Считается, что Тигр один из самых безопасных для экипажей танков;
  • благодаря своим размера, боевое отделение машины было просторным. В нем с комфортом размещались все члены экипажа;
  • 8,8-см орудие редко не могло пробить вражеские танки. Пожалуй, только лобовая деталь корпуса ИС-2 могла с близких дистанций выдержать калиберный снаряд пушки Т-6;
  • отличные средства визуального наблюдения. Оптика “Цейсс” имела высокое качество, а сама фирма существует до сих пор.

Недостатки танка Тигр

  • несмотря на тех.характеристики танка Тигр и установку 700-сильного двигателя подвижность машины оставалась на низком уровне. Впрочем, это не мешало оперативно перебрасывать бронетехнику по всей линии фронта;
  • самый главный недостаток Pz. 6 – это высокая себестоимость и сложность производства. Ряд историков считает, что серийное производство этого танка было ошибкой;
  • сложность конструкции и большой вес танка Тигр-1 зачастую вынуждал оставлять подбитые машины на поле боя. Впрочем, немцам удавалось иногда оттаскивать их с помощью эвакуационных машин.

Применение

Первое применение Тигра состоялось в конце лета 1942 года под Ленинградом, около станции Мга. Опыт оказался неудачным – машины вязли в болотах и часто ломались. Один из “Тигров” захватили Советские солдаты.

С другой стороны, была на практике опробована новая броня тяжелых машин. Результат оказался внушительным. Советская противотанковая артиллерия не могла пробить броню, даже с близких дистанций. Танковые пушки калибра 76-мм также “не брали” новый немецкий танк.


Танк Тигр в «Курской битве»

Одно из самых массовых применений “Тигров” ПЗ-6 (Т-6) зафиксировано на Курской дуге – 188 машин. Что составляло 7% от общего количества танковой группировки Вермахта, принимавшей участив в операции “Цитадель”.

После поражения танки в 1943 году, германское командование стало применять Pz. 6 , как качественное усиление на отдельно взятых участках фронтов.

Кроме восточного фронта, танк Тигр Т-6 участвовал в операциях на африканском континенте и на западном фронте, после высадки союзников в Нормандии.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

КОМПОНОВКА танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.

В передней части находилось отделение управления. В нём размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемёт, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемёт, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка - гидропривод поворота башни.

В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой.

Компоновка корпуса (продольный разрез):

1 - панель приборов; 2 - карданные валы; 3 - масляный фильтр; 4 - воздушные фильтры; 5 - магнето; 6 - выхлопной коллектор; 7 - генератор; 8 - масляный радиатор; 9 - топливные насосы; 10 - нагнетатель воздуха; 11 - водооткачивающий насос; 12 - привод механизма поворота башни; 13 - труба подачи воздуха; 14 - коробка передач; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота; 17 - рычаг переключения передач.

Компоновка корпуса (план):

1 - вал отбора мощности к механизму поворота башни и водооткачивающему насосу; 2 - радиатор; 3 - вентиляторы; 4 - магнето; 5 - огнеупорная перегородка; 6 - воздушные фильтры; 7 - коробка передач; 8 - тормоза; 9 - механизм поворота.

КОРПУС танка собирался из броневых листов, соединённых в шип и сваренных двойным швом. Броня - катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией.

Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса - под углом 77°, нижний - под углом 27°. Бортовые листы - вертикальные, кормовой лист наклонён под углом 8°.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решётками. Две передние решётки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние - для его отвода.

Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком.

В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

«Тигры» 502-го тяжёлого танкового батальона в засаде. Район Нарвы, февраль 1944 г.

БАШНЯ подковообразной формы - сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполнявшимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемёт и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжёлой броневой маски, была неуравновешена, что делало невозможным её поворот вручную при крене в 5°. На её крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами.

Схема бронирования тяжёлого танка «Тигр».

ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение «Тигра» - пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. Масса пушки - 1310 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -6,5° до +17°. Предельная длина отката - 580 мм.

Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под её казённой частью.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG 34. Курсовой пулемёт размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzger?t 42 можно было установить зенитный пулемёт MG 34.

ПРИМЕЧАНИЕ. Таблица составлена на основании немецких источников.

Танки «Тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всём диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемёт MG 34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.

Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулемётов - из 5100 патронов.

Крыша моторного отделения. Обращают на себя внимание массивные литые решётки над окнами воздухопритока (справа) и воздухооттока (слева).

Крыша корпуса:

1 - карман воздухопритока к двигателю; 2 - броневой колпак над окном воздухооттока; 3 - антенна; 4 - лючок над наливной горловиной правого топливного бака; 5 - решётки над окнами воздухопритоков к радиатору; 6 - лючок над предохранительным клапаном системы охлаждения; 7 - решётки над окнами воздухооттока; 8 - откидная крышка над лючком для монтажа трубы ОПВТ; 9 - лючок над заливной горловиной системы охлаждения; 10 - лючок над заливной горловиной левого топливного бака.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке устанавливались двигатели Мауbach HL 210Р30 или Maybach HL 230Р45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров - 60°), карбюраторные, четырёхтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125 и 130 мм. Ход поршня 145 мм. Степень сжатия 7 (HL 210Р30) и 6,8 (HL 230Р45). Рабочий объём 21 353 см 2 и 23 095 см 2 . Сухая масса двигателей 1200–1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230Р45 был практически идентичен двигателю HL 230Р30 танка «Пантера». Для повышения жёсткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъёма в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннельную» конструкцию.

Демонстрация «Тигра» членам турецкой военной делегации, возглавляемой министром обороны Турции. Восточный фронт, июнь 1943 г. Показ производился в рамках санкционированной Гитлером кампании по втягиванию Турции в войну.

Топливо - этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Ёмкость четырёх бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырёх топливных насосов Solex. Карбюраторов - четыре, марки Solex 52FFJIID.

Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применён специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора.

Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.

Расположение агрегатов и боеприпасов на днище боевого отделения:

1 - ящики для укладки на 4 выстрела; 2 - укладки на 16 выстрелов; 3 - ящик для укладки на 6 выстрелов (показано пунктиром); 4 - ящик для снаряжения (показано пунктиром); 5 - ящик для мелких деталей; 6 - ящик для ЗИП пушки; 7 - огнетушитель; 8 - укладка трёх канистр с водой; 9 - гидрообъёмная передача механизма поворота башни; 10 - педали управления гидрообъёмной передачей; 11 - привод гидрообъёмной передачи; 12 - корзина с флагами; 13 - педаль спуска спаренного пулемёта.

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене - безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерён, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперёд и 4 назад. Её особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерён, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включённую передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

«Тигры» после перевозки по железной дороге - у танков демонтированы наружные катки и надеты узкие транспортные гусеницы. Размещение запасных траков на бортах башни практиковалось со второй половины 1943 года.

В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерён и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путём. Система смазки шестерён - струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.

Картер коробки передач центрировался и жёстко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причём в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жёстко закреплённой в броневом корпусе.

Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестерёнчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный - 3,44 м. Более крутые повороты при включённой передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперёд и отстающей назад с радиусом В/2.

Бортовые передачи - двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом.

Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800x95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп - активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин.

Схема ходовой части и днища танка:

1, 2 - опорные катки; 3 - ведущее колесо; 4 - направляющее колесо; 5 - люк для слива масла из коробки передач; 6 - лючки для слива топлива; 7 - лючок для слива воды и моторного масла; 8 - днищевые вентили; 9 - люк для доступа к генератору и топливному насосу.

Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещёнными внутри корпуса.

Ведущие колёса переднего расположения имели два съёмных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное.

Направляющие колёса - литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725 мм, шаг трака 130 мм.

Башня позднего выпуска.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch ёмкостью 150 А*ч. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулемётов.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Тунис, 1943 год. Местное население осматривает один из «тигров» 501-го тяжёлого танкового батальона.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Система пожаротушения - автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперёд составила 8455 мм, а высота - 2885 мм.

PANZERKAMPFWAGEN VI TIGER AUSF.H1

Тяжёлый танк «Тигр»:

1 - мортирки для стрельбы дымовыми гранатами; 2 - ящик с прикладом и сошкой спаренного пулемёта; 3 - бинокулярный прицел; 4 - бортовой люк; 5 - вентилятор; 6 - блок предохранителей; 7 - антенна; 8 - сиденье командира; 9 - лючок для стрельбы из личного оружия; 10 - командирский маховик поворота башни; 11 - ограждение пушки; 12 - механизм поворота башни; 13 - укладка пулемётных лент; 14 - топливный бак; 15 - сиденье наводчика; 16 - гидромотор поворота башни; 17 - механизм управления поворотом башни; 18 - амортизатор; 19 - педаль сцепления; 20 - педаль тормоза; 21 - сиденье механика-водителя; 22 - механизм поворота; 23 - дисковый тормоз; 24 - радиостанция.

Размещение снаряжения и боеприпасов на правом борту корпуса и башни:

1 - ящик для снаряжения; 2 - смотровой прибор; 3 - фляги; 4 - ящик с прикладом и сошкой спаренного пулемёта; 5 - коробка противогаза; 6 - бортовой люк; 7 - укладки пулемётных лент; 8 - принадлежности пулемёта; 9 - укладки на 16 артвыстрелов; 10 - укладки на 4 артвыстрелов; 11 - укладка на 6 артвыстрелов; 12 - пружинный механизм уравновешивания пушки.

Размещение снаряжения и боеприпасов на левом борту корпуса и башни:

1 - планшет с картами; 2 - маховик поворота башни; 3 - коробка противогаза; 4 - прибор наблюдения; 5 - башенный курсоуказатель; 6 - спуск дымовых мортирок; 7 - укладки на 16 артвыстрелов; 8 - укладки на 4 артвыстрела; 9 - ящик для снаряжения; 10 - корзина для сигнальных флагов; 11 - сиденье командира.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Tiger Ausf.E

Из книги Техника и вооружение 2001 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Описание конструкции Схема, по которой выполнена компоновка БМП-1, впоследствии стала классической и отвечает требованиям повышения защищенности от огня из переднего сектора, уменьшения силуэта машины (для снижения заметности и увеличения числа возможных укрытий на

Из книги Junkers Ju 88 автора Иванов С. В.

Из книги Ил-2 Ил-10 Часть 2 автора Иванов С. В.

Описание конструкции Ил-2 Штурмовик Ил-2 был одно- или двухместным низкопланом, смешанной или однородной конструкции, первоначально деревянно-металлической со смешанной металлическо- фанерно- полотняной обшивкой, позднее цельнометаллической с металлическо -

Из книги Тяжёлый танк Т-35 автора Коломиец Максим Викторович

Описание конструкции Ил-10 Самолет Ил-10 был двухместным цельнометаллическим низкопланом.Крылья - так же как на Ил-2 состояли из трех частей (центроплана и двух отъемных консолей). Консоли крыла трапециевидной формы имели подъем в 4’50”, относительно нижней, ровной

Из книги Тяжёлый танк КВ, часть 1 автора Барятинский Михаил

Описание конструкции КомпоновкаТанк Т-35 представляет собой пятибашенную боевую машину с двухъярусным расположением вооружения. Корпус танка имеет четыре внутренние перегородки и функционально разделён на пять отделений: передних башен с постом управленияОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ В соответствии с классификацией, принятой в чехословацкой армии, легкие танки категории II-а предназначались для действий в составе кавалерийских частей, однако только совместно с пехотой. В целом это почти соответствовало английскому классу

Из книги Лёгкий танк Pz.38(t) автора Барятинский Михаил

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с помощью клепки. До высоты 1 м все клепаные соединения выполнялись водонепроницаемыми. Лобовые

Из книги Gnimman Avenger. Часть 2 автора Иванов С. В.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы,

Из книги Линейные корабли «Ришелье» и «Жан Бар» автора Сулига Сергей

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с помощью клёпки. До высоты 1 м все клёпаные соединения выполнялись водонепроницаемыми. Лобовые

Из книги Главный калибр линкоров автора Амирханов Л. И.

Описание конструкции Самолет TBM/TBF Эвенджер был однодвигательным среднепланом цельнометаллической конструкции, с убирающимся в полете двухколесным шасси и хвостовым колесом, и одинарным вертикальным стабилизатором.Фюзеляж. Имел полумонококовую конструкцию

Описание конструкции Корпус и общее расположение Длинный, почти 200-метровый корпус набирался по продольной схеме, с использованием стали ST-52 для основных частей конструкции и включением броневых листов в качестве элементов прочности. Килевая балка высотой около 1,5 м

Из книги автора

Описание конструкции Корпус Одно из главных отличий новых кораблей по сравнению с линкорами первой мировой войны заключалось в более тщательном подходе к проектированию корпуса. Желание иметь высокую скорость, отличную мореходность и гарантированную прочность набора

Panzerkampfwagen VI «Тигр» – тяжелый немецкий танк времен Второй мировой войны. Разработка инженеров фирмы «Хеншель» под началом Эрвина Андерса. Один из наиболее известных танков Второй мировой войны. Применялся, начиная с весны 1942 года и вплоть до капитуляции Германии. Всего выпущено 1354 машины. Официально состоял на вооружении в Германии, а также в количестве несольких штук в Венгрии.

На пути к танку «Тигр».

Развитие средств ПТО, строительство танков тяжелого бронирования и насыщение ими войск возможного противника подтолкнули германских конструкторов к продолжению конструкторских работ в направлении создания 30-тонных и более тяжелых боевых машин. В 1937 г. контракт на постройку опытного образца получила фирма «Хеншель». Как только компания в следующем году приступила к испытанию корпуса и шасси первого «Хеншель» DW1, как работу пришлось остановить.

Хеншелю велели начать проектирование куда более крупного танка: 65-тонного WK 6501, во многих аспектах представлявшего собой продукт эволюции VK 6501 с его, не выдержавшими испытания действительностью дополнительными пулеметными башнями. Фирма «Хеншель» закончила два опытных образца, но тут - на пороге 1940 г. -заказчики отказались от WK 6501, а фирма получила указание вернуться к машине 30-тонного класса, которому предстояло получить обозначение DW2.



Однако и эту программу свернули в 1941 г., чтобы обратиться к новому варианту машины такой же концепции. Свои проекты представили компаний «Даймлер-Бенц», МАН и «Порше», «Хеншель» и две последние получили заказ на постройку каждая четырех прототипов, которым предстояло называться соответственно WK 3001 (Р) и WK 3001 (Н).

В сорок первом году фирма «Хеншель» завершила проектирование VK 3001(H) весом тридцать тонн. На этапе проектирования учтен опыт создания танков DW1-2- предыдущего поколения опытных тяжелых танков. Проект предусматривал броневую защиту в 35-50 мм, бензиновый двигатель в 265 л.с., а также максимальную скорость в 35 км/ч., и подвеску «шахматного» типа.

Как явствует из названия подвески, катки последней расположены в «шахматном» порядке, для чего их монтировали на осях разных по длине. Особенностью подвески являлось то, что она хорошо амортизировала толчки и удары и способствовала плавному ходу танка. VK 3001(H) так не пошел в серию, а опытные образцы использовали для испытаний нового типа гусеницы и КПП.

Одновременно с «Хеншель» проектированием тяжелого танка занимался Ф. Порше - талантливый австрийский конструктор и изобретатель. Танк Порше получил индекс VK 3001(Р). Отличительной особенностью его машины являлась электротрансмиссия.
Пара бензиновых двигателей вращала электрогенераторы, электроэнергия которую они вырабатывали, вращала электромоторы. Ходовая из шести катков, по паре в каждой из тех тележек, плюс два поддерживающих катка.

Как все прототипы немецких тяжелых танков до этого, они вооружались KwK 40 L/43 - удлиненной версией короткой 75-мм пушки, которая устанавливалась ранее на первых Pz.Kpfw IV и отличавшейся более низкой скоростью снаряда. Позднее танк планировали оснастить 105-мм пушкой длиной в 28 калибров. Бронирование 35-50 см. В течении зимы сорок первого – сорок второго года VK 3001 прошли испытания.

В механическом отношении машина получилась довольно удачной, однако тем временем, пока шли испытания, с полей сражений в Советском Союзе стали поступать сведения о применении, по сути, такого же Pz.Kpfw IV. Защищенные лобовой броней толщиной 30 мм, Pz.Kpfw IV оказались крайне уязвимыми перед огнем новейших советских танков, с которыми столкнулись в операции «Барбаросса».

Тогда как их 75-мм пушки KwK 37, стрелявшие 6,75-кг бронебойным снарядом при скорости у дула 385 м/с, оказывались неспособными поразить 45-мм наклонную лобовую броню вражеских танков иначе как с самоубийственно близкого расстояния. 20 ноября 1941 г. опасения подтвердились- немцы получили возможность испытать новые советские Т-34 , доставшиеся войскам в более или менее пригодном к применению состоянии.

Уже через несколько дней от проектов по созданию WK3001/WK 3601 решили отказаться. Вместо этого военные потребовали испробовать все возможные средства для того, чтобы построить более тяжелый танк, обладавший куда более мощной броневой защитой и пушкой, способной пробивать 100-мм броню с расстояния в полтора километра. Это позволило бы уничтожать технику врага на дальних расстояниях, когда его вооружение оставалось бы неэффективным против танка.

В настоящее время трудно сказать, верно, ли поступили немцы, свернув программу строительства 30-тонного танка, которую в итоге реализовала фирм MAN, создав Pz.Kpfw V «Пантера» . И не следовало, ли было ее продолжить именно тогда, вместо программы строительства танка «Тигр».

Тогда же принято решение использовать вместо 75-мм, 88-мм длинноствольную пушку. Именно невозможность установки на корпус «Хеншель» башни производства «Крупп» вооруженной 8,8 cm KwK 36 поставила крест на проекте VK 3001(H).

В мае сорок первого года Гитлер поддержал концепцию тяжелого танка впоследствии воплотившуюся в танк известный как Panzerkampfwagen VI «Tiger». Главным назначением танка будущего танка считался прорыв долговременной обороны противника. Предполагалось, что в составе пехотных дивизий будут около 20 таких танков. Эти машины нужны были в качестве бронированного тарана, который обеспечит применение более легко бронированных танков. Исходя из этой концепции, был спроектирован и построен опытный танк VK 3601(H), конструкция которого была развитием VK 3001(H). Наиболее существенные изменения затронули ходовую, которая лишилась поддерживающий катков. Башня танка изготовлена концерном «Крупп», тогда как корпус – «Хеншель». Броневую защиту удалось довести до ста миллиметров, скорость хода составила сорок километров в час.

Заказ предусматривал изготовление прототипа, а также шести предсерийных машин. В течение текущего года армия должна была получить 116 машин и впоследствии еще 172.

В течении проектирования изменились требования к танковому орудию. Первоначальные планы по вооружению танка 75-мм орудием с коническим каналом стола, пошли прахом. Дефицит вольфрама, необходимого для производства бронебойных сердечников снарядов. Первый прототип танка использовали для разного рода тестов, тогда как оставшиеся четыре переоборудовали в БРЭМ.

Первые танки Pz.Kpfw. VI «Тигр».

Желание Гитлера получить неуязвимый и всесокрушающий танк, к дальнейшему увеличению веса машины и на смену VK 3601(H) пришла ее еще более тяжелая модификация VK 4501(H).

Наряду с «Хеншель» и «Крупп», Ф.Порше также получил заказ на проектирование танка своей конструкции VK 4501(Р), неофициальным названием танка было название «Тигр I». Машина должна была быть оснащена «крупповской» башней и двигателем в 400 л.с. Трансмиссия по своей конструкции значительно от таковой в VK 3001(Р) не отличалась и использовала электромоторы и генераторы. Решение спорное для Германии военного времени из-за дефицита меди. Во многом именно из-за электротрансмиссии, предпочтение отдали машине «Хеншель».

Прототип «Хеншель» был готов 17.04.42 г., через два дня обе машины «Хеншель» и «Порше» прибыли на испытания на железнодорожную станцию недалеко от ставки «Волчье Логово». На испытаниях машина от «Хеншель» показала себя немногим менее скоростной, но более маневренной, хотя при этом двигатель постоянно перегревался.

Испытания не смогли выявить явного фаворита. Гитлер после консультаций со Шпеером и секретарем министерства вооружений, приказал провести дополнительные тесты, которые были завершены в мае сорок второго года. По итогам испытаний комиссия выбрала танк от «Хешель».

Заказ «Порше» - всего на 90 танков «Тигр» - служил своего рода подстраховкой, если «Хеншель» не сумеет наладить выпуск более удачной машины в отведенный на это строк. Вскоре оказалось, что на заводе компании «Хеншель» в Касселе все идет без лишних осложнений и Порше принялся переделывать так и не законченные танки «Тигр» в САУ «Элефант» ориентированную на борьбу с танками.

Танк «Тигр» от «Хеншель» получил стандартный индекс вермахта - Pz.Kpfw VI «Тигр» и в июле сорок второго года запущен производство. С августа сорок второго года по май сорок третьего заводские цеха «Хеншель» покинули первые 258 танков «Тигр». До завершения производства в 1944 г. выпустили 1355 танков, при 1376 заказанных.


Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач (8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.

Производство танков Тигр I.

Месяц год
1942 г. 1943 г. 1944 г.
Январь 35 93
Февраль 32 95
Март 41 86
Апрель 1 46 104
Май 50 100
Июнь 60 75
Июль 65 64
Август 8 60 6
Сентябрь 3 85
Октябрь 11 50
Ноябрь 25 60
Декабрь 3 65
Итого 78 649 623

Тактико-технические характеристики танка "Тигр"

Боевая масса, т. 56,9
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8450
длина корпуса 6316
ширина 3705
высота 3000
клиренс 470
Высота линии огня, мм. 2195
Макс. скорость движения, км/ч.
по шоссе 40
по персеченной местности 20-25
Запас хода, км.
по шоссе, км. 100
по персеченной местности 60
Преодолеваемые препятсвия:
угол подъема, град. 35
высота стенки, м. 0,79
глубина брода, м. 1,2
ширина рва, м. 2,3
Длина опорной поверхности, мм. 3606
Удельное давление,кг/см 2 1,05
Удельная мощность, л.с/т. 11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

Оценка конструкции.

Тяжелый танк «Тигр» являлся одним из наиболее удачных танков Германии выпущенных в течении войны. По своим боевым качествам он вплоть до сорок четвертого года оставался сильнейшим танком своего класса. Появление танка «Тигр» оказало мощное влияние на развитие, как противотанковых средств, так и танков. Как немецких, так и стран антигитлеровской коалиции.

Среди несомненных достоинств этого танка - мощное бронирование и вооружение, качественная оптика, приборы связи и весьма удовлетворительная эргономика. Танк пользовался хорошей репутацией у своих экипажей, но был требователен к уровню их подготовки.

К недостаткам следует отнести, прежде всего, высокую конструктивную сложность и как следствие высокую цену.

  • Танк Pz VI "Тигр" видео
  • Видео танка Pz VI "Tiger Day 2014"
  • Tiger Tank 131 At Bovington

Предыстория

Разрабатываемый в 1942 году в ответ на появление на Восточном фронте российских танков КВ-1 и Т-34, «Тигр I» (нем. Panzerkampfwagen VI), было решено оснастить 88-мм пушкой в качестве основного вооружения.

Выбор разработчиков пал на зенитную 88-мм Flak 36, которая и послужила прототипом для создания танковой пушки.

И чтобы понять, почему именно зенитная пушка послужила основой для создания танкового орудия, нужно вернуться во времена гражданской войны в Испании 1936-39 г.

В помощь испанским националистам немецкие власти отправили военный контингент, известный как «Легион Кондор», который состоял в основном из персонала Люфтваффе и был оснащен новыми 88-мм зенитными орудиями Flak 18 (предшественник Flak 36). С начала 1937 года «Flak» артиллерия все больше и больше использовалась в местах боевых действий, где наиболее подходят ее точное попадание, быстрый огонь и дальность действия. В конце концов, это привело к использованию «Flak» в последнем большом наступлении Испанской войны, в Каталонии, в следующих пропорциях: 7% по воздушным целям и 93% по наземным целям от общего числа выстрелов выпущенных из орудий. Именно в то время немцы увидели будущий потенциал 88-мм орудия в качестве противотанкового.

Танковая пушка

Чтобы установить тяжелое, с сильной отдачей зенитное орудие в башне «Тигра» на танковом варианте пушки установили дульный тормоз, который существенно снизил величину отката. Также для улучшения баллистических характеристик пушки увеличили длину ствола с 53 калибров до 56. Горизонтальный скользящий затвор, применявшейся на зенитных орудиях, заменили на вертикальный, а механический спуск на электрический, как это было принято для всех немецких танков времен войны.

Танковая пушка получила обозначение KwK 36 L/56 (нем. Kampfwagenkanone 36). Она крепилась передней частью люльки к массивной литой маске орудия. Маска в свою очередь имела цапфы и поворачивалась в вертикальной плоскости вместе с пушкой.

Конструктивно орудие включало в себя: ствол с кожухом; двухкамерный дульный тормоз; казенную часть с запирающим механизмом; люльку; гидравлический откатник и гидропневматический накатник; защитную раму экипажа с закрепленным на ней лотком для стреляных гильз.

Ствол

Ствол имел скрепляющий кожух, расположенный в месте наибольших давлений газов (участок, длиной примерно 2,6 метра от казенника). Кожух, одетый с натягом создавал в стволе напряжения сжатия, а сам испытывал напряжения растяжения. В результате внутренние и наружные слои металла ствола более равномерно воспринимали напряжения создаваемые давлением пороховых газов при выстреле, что позволяло увеличить максимальное давление в стволе.

В конце кожуха ставили стопорное кольцо.

Габаритная длина пушки (от среза дульного тормоза до среза казенника) — 5316 мм. Длина ствола — 56 калибров, т.е. L=88*56=4930 мм. Благодаря увеличенной длине ствола снаряды получали высокую начальную скорость, что обеспечивало им очень плоскую траекториею полета и большую бронепробиваемость. Ствол делали нарезным, чтобы придать вращение снаряду и запустить его по более точной траектории. Всего было 32 винтообразных нареза, завернутых в правую сторону, с глубиной 1,5 мм, шириной 3,6 мм и расстоянием друг от друга 5,04 мм. Длина нарезной части ствола — 4093 мм.

KwK 36 L/56 получилась очень мощной и точной пушкой. Германские власти тщательно протестировали точность 8,8 см орудия. Размеры мишени в испытаниях составляли 2,5 м в ширину и 2 м в высоту. Стрельба велась с фиксированных дистанций, например снаряд Pzgr 39, попадал в мишень со 100% точностью на 1000 м, на 2000 м точность уменьшалась до 87% и до 53% на 3000 м. Однако эти впечатляющие цифры должны расцениваться как взятые в контролируемой «тестовой» среде. С отклонениями вносимыми износом ствола, качеством боеприпасов и человеческих ошибок процент точности значительно падает на дальних дистанциях и, несомненно, точность снизится в боевых условиях, где существуют дополнительные факторы, такие как рельеф местности, атмосфера и сложные обстоятельства, действующие в бою.

Не возникает никаких сомнений, что пушка давала преимущество «Тигру» на поле боя. Она могла поражать большинство вражеских танков, на дальностях превышающих дистанции с которых противники могли вести эффективный ответный огонь.

В общей сложности было собрано 1514 орудия, которые приняли инспектора из Управления Армейских Вооружений (нем. Heereswaffenamt, сокр. HWA). Производили пушки две основные сборочные компании DHHV (сокр. от Dortmund-Horder Huttenverein AG) и Wolf Buchau. Каждый ствол стоил 18000 рейхсмарок.

Пушки маркировались клеймением на срезе казенной части. В левом нижнем углу ставили год выпуска (две цифры) и код производителя. Компания DHHV имела код «amp», а Wolf Buchau «cxp» (предположение автора). В правом нижнем углу размещался серийный номер пушки, состоящий из буквы R (сокр. от нем. Rohr – орудие) и цифр. Под номером мелким шрифтом указывали номер контракта с производителем, состоящий непосредственно из двух букв FL (сокр. от нем. Fertig Lieterant – Завершил Поставку), порядкового номера и кода производителя.

Ниже приведен снимок казенной части Tiger 131. Как видно пушка этой машины произведена в 1942 году (число «42») компанией DHHV (код «amp») по контракту номер 79 и имеет серийный номер R179. Строчка штампа «S: M: 79 FL amp» предположительно обозначала еще одну маркировку контракта.

Как известно всего было произведено 1354 «Тигра», а это значит, что оставалось только 160 «запасных» стволов. Срок службы ствола оценивался в 6000 выстрелов и зависел от типа используемых снарядов, которые изнашивали ствол и делали пушку чуть менее точной. По этой причине было маловероятным, что на большинстве танков сменят стволы в течение срока их эксплуатации.

Дульный тормоз

Для уменьшения отката и облегчения функционирования противооткатных устройств KwK 36 оснащалась большим двухкамерным дульным тормозом. Дульная тормозная система работает путем захвата расширяющихся газов, которые вырываются из ствола после вылета снаряда. Газы толкают ствол вперед от танка и тем самым противодействуют части силы отката. «Tigerfibel» гласил, что дульный тормоз, установленный на «Тигре» снижает отдачу на 70%, и предупреждал, что нельзя стрелять из пушки, если тормоз отстрелили или повредили.

Дульный тормоз прикручивался к концу ствола и фиксировался стопорным кольцом.

В процессе производства в дульный тормоз внесли некоторые изменения, поэтому стоит знать, что существовали также ранние и поздние его версии.


Балансир и замок-фиксатор

Тяжелый дульный тормоз на длинном стволе смещал центр масс пушки к срезу ствола, что привело к дисбалансу орудия относительно цапф маски орудия. Для устранения этой проблемы, на ранних версиях танка, орудие было сбалансировано тяжелой пружиной, находящейся в трубе вдоль правого борта в башне и присоединенной к маске орудия через систему рычагов.

На поздних версиях балансир разместили в задней части башни с небольшим наклоном по вертикали за сиденьем командира. Теперь балансир связывал защитную раму экипажа и пол башенной корзины.

Когда орудие не использовалось, его фиксировали замком, расположенным под потолком башни над казенной частью. В походном положении замок-фиксатор цеплялся за шпильки по бокам казенника, тем самым защищая элементы конструкции от нежелательных напряжений и исключая возможные перемещения ствола. Конструкция замка менялась во время производственного цикла Тигра, так как экипажи жаловались на время, которое требовалось, чтобы освободить и привести орудие в действие.

Следует напомнить, что тигр должен был остановиться, чтобы произвести точный выстрел. Стрельба на ходу с нестабилизированной пушки была крайне неточной и приводила к бесполезной трате боеприпасов.

Люлька

Люлька предназначалась для размещения в ней ствола и противооткатных устройств. Она крепилась к маске орудия своей передней частью.

Откатник с накатником в свою очередь крепились по бокам люльки. Ствол проходил через центральную трубу люльки и опирался на два латунных направляющих кольца запрессованных в нее.

При выстреле ствол откатывался, скользя по кольцам, назад и тормозился противооткатными устройствами.

Накатник

Гидропневматический накатник заправлялся газом и жидкостью, находящимися в непосредственном контакте, и поглощал 5% силы отката. Жидкостный цилиндр располагался в нижней части внешнего газового баллона. Осевые линии обоих цилиндров параллельны. Жидкостный цилиндр полностью заполнялся раствором глицерина с водой, а остальная часть механизма заправлялась азотом до надлежащего давления.

Работает накатник следующим образом. После отдачи, стержень накатника с поршнем останавливаются в тыльной позиции, а жидкость переносится из жидкостного цилиндра в газовый баллон. Газ сжимается с уменьшением объема цилиндра, тем самым уменьшая энергию отдачи. В то время как накатник поглощает часть энергии отдачи, откатник поглощает остальную энергию отдачи и дополнительно регулирует длину отката. При накате движущей силой является расширяющийся газ стремящийся вернуть жидкость обратно в жидкостный цилиндр, тем самым активизируя поршень накатника. Сила наката гасится тормозом отдачи. После нескольких выстрелов, газ и жидкость эмульсируют. Такое состояние, однако, не меняет отношения давления и объема, и жидкость по-прежнему эффективна для использования, при условии достаточной герметичности камеры.

Поршневой шток выполнен полым, чтобы устранить вакуум, который будет вызван в герметичном цилиндре. Этот канал позволяет выйти воздуху из задней части головки поршня.

Откатник

Тормоз отката полностью заполнялся тормозной жидкостью и поглощал 25% силы отката.

Он состоит из коаксиально расположенных внешнего цилиндра, веретена с модератором и штока с поршнем. Цилиндр заполнен жидкостью при атмосферном давлении. Веретено соединено с цилиндром неподвижно.

При отдаче, поршень и веретено управляют ходом казенной части. Когда оружие откатывается, часть жидкости выдавливается через кольцевой зазор между головкой поршня и веретеном. Другая часть жидкости проходит через клапан модератора и заполняет увеличивающуюся полость штока за модератором. Сжатая жидкость, протекая через сужающийся канал, отнимает большую часть силы отдачи и постепенно доводит пушку до полной остановки. Часть силы отдачи также поглощается повышением давления азота в накатнике. Далее действие наката активируется расширяющимся азотом в накатнике. Тормозная жидкость, которая сейчас находится в передней части головки поршня, проходит обратно через кольцевой зазор. Шток с поршнем скользит назад, а веретено с модератором проникает все глубже в шток, вытесняя из него жидкость. Клапан закрывается, жидкость нагнетается и выходит через канавки в штоке и отверстия в модераторе. Сила наката, таким образом, уменьшается и пушка приходит в состояние покоя без удара. Ниже для лучшего понимания приведена общая схема похожего по конструкции отактника не от «Тигра».

Защитная рама экипажа с лотком для гильз, индикатор отката

К задней части люльки крепилась защитная рама ограждавшая экипаж от удара казенной частью при откате орудия.

Под рамой располагался брезентовый лоток для стреляных гильз.

На раме устанавливали индикатор отката ствола. Он был напоминанием о тормозной жидкости, содержащейся в орудийной гидравлике. При откате казенная часть орудия сдвигала указатель. Пушка могла перемещаться назад до 620 мм, но при нормальной работе противооткатных устройств откат составлял 580 мм, о чем свидетельствует надпись «Feuerpause» (с нем. Прекращение огня) над соответствующей отметкой.

Казенная часть

Казенная часть имела в сечении форму квадрата со стороной 320 мм. Клиновой затвор вертикально раздвижной типа задвигался в расточенное прямоугольное отверстие в казеннике, которое воспринимало отдачу от ствола и затвора. На казенной части крепились части затворного механизма и штоки противооткатных устройств.

Приводной механизм

Приводной механизм, открывавший и закрывавший затвор, состоял из приводного штока, открывающей и закрывающей спиральных пружин, разделительной пластины, пускового рычага, левой и правой частей корпуса.

Пружины вставлялись в левый и правый корпуса. Между корпусами устанавливалась разделительная пластина. Собранный корпус одевался на приводной шток. Далее шток вставлялся в казенную часть, проходя ее насквозь, корпус механизма при этом располагался справа от казенника. С другой стороны приводного штока крепилась кулиса (левая сторона казенника). При откате кулиса входила в зацепление с дорожкой, при накате она двигалась по дорожке, инициируя работу автоматики.

Приводной шток также проходил через пусковой рычаг, который в свою очередь входил в зацепление с отверстием в правом боку затвора. Именно посредством пускового рычага на затвор передавались усилия от пружин для его закрытия и открытия.

Левая часть корпуса приводного механизма имела рукоятку, предназначенную для открытия затвора в ручном режиме. Когда механизм затвора установлен в ручной режим, пружина выходит из зацепления с приводным механизмом, и затвор может быть открыт и закрыт без действия пружины.

Затворный механизм

Затворный механизм имел клиновой затвор вертикально раздвижной типа и полуавтоматическое управление. В полуавтоматическом режиме после выстрела пустая гильза автоматически выбрасывалась из каморы, в то время как затвор оставался открытым, и готовым к заряжанию следующего снаряда. Затвор удерживался открытым посредством выбрасывателя, вопреки действию закрывающей пружины. При заряжании снаряда, выступающая закраина гильзы ударяла выбрасыватель, он срабатывал, и позволял затвору закрыться.

Выбрасыватель представлял собой два вертикальных прямоугольных прутка соединенных общей горизонтальной осью. Сверху на прутках имелись зацепы, которыми он удерживал затвор в открытом положении. В нижней части прутков располагались выступы предназначенные для срабатывания выбрасывателя при открытии затвора. Затвор, двигаясь вниз, ударял по выступам, тем самым поворачивая выбрасыватель на небольшой угол, и он в свою очередь выбивал гильзу из каморы. После полного открытия затвора и извлечения гильзы верхние зацепы выбрасывателя входили в зацепление с затвором, и удерживали его в открытом положении.

Переключатель режимов

Переключатель полуавтоматического и ручного режимов находился с правой стороны казенника и имел два положения.

Для включения ручного режима нужно было перевести переключатель в положении «Sicher», что в переводе с немецкого означает «Безопасный». В ручном режиме заряжающий мог сам открывать и закрывать затвор. Этот режим использовался в основном для открытия затвора при заряжании первого выстрела. Кроме того, электроспуск в ручном режиме не работал, то есть, можно сказать, орудие находилось на предохранителе. Для полуавтоматического режима переключатель переводили в положение «Feuer», «Огонь». В этом режиме после выстрела затвор автоматически открывался и гильза выбрасывалась в лоток. Таким образом, орудие после работы автоматики сразу было готово к заряжанию и проведению следующего выстрела.

Электрический спуск

KwK 36, как и все танки вермахта, оснастили электрическим спуском. Это значит, что воспламенение электрозапальной втулки происходило от нагрева при протекании через нее электрического тока. Электрическое воспламенение по сравнению с ударным (применявшимся на Flak 18/36) имеет меньшее время срабатывания и дает возможность производить выстрел в любой момент по желанию стреляющего нажатием всего лишь одной кнопки.

Как видно из схемы цепи, в ней присутствовали два аварийных выключателя, размыкающие цепь в случае неправильной работы противооткатных устройств. Выключатели исключали возможность совершить выстрел, который приведет к поломке орудия. Первый выключатель – электрический, размыкал цепь, если после выстрела орудие не возвращалось в свое первоначальное положение. Второй – гидравлический, который размыкал цепь при снижении давления накатнике (предположение автора).

Выстрел осуществлял наводчик, нажимая рычаг спуска (имевший форму дуги) находящийся за маховиком вертикальной наводки орудия. В результате нажатия на рычаг замыкалась токовая цепь электроспуска питающаяся от аккумулятора 12 вольт.