Что значит "авиационное вооружение". Оружие века. Лучшие самолеты

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ , средства поражения и обеспечивающие их боевое применение системы, устанавливаемые на летат. аппаратах (ЛА). К авиац. средствам поражения относятся: авиац. пулемёты и пушки с боеприпасами, управляемые и неуправляемые авиац. ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины. Системы, обеспечивающие применение средств поражения, включают установки и устройства для размещения средств поражения, а также для прицеливания и управления стрельбой (сбрасыванием, пуском).

Совокупность всех средств, относящихся к вооружению конкретного ЛА, наз. комплексом А. в. В зависимости от принципов действия и способов применения различают следующие виды А. в.: ракетное (см. Авиационная ракета), стрелково-пушечное (см. Авиационное стрелково-пушечное вооружение), бомбардировочное (см. Бомбардировочное вооружение), минно-торпедное (см. Мина, Торпеда) и специальное (ядерпые, а за рубежом и химические боеприпасы, выливные авиационные приборы, зажигательные баки и др.). Первым видом А. в. был пулемёт, установленный в опытном порядке на самолёте в 1911 (почти одновременно в России и во Франции). Авиац. бомбы были впервые применены итал. авиацией во время итало-тур. войны 1911 -12. Участвовавшие в балканской войне рус. лётчики бомбардировали в 1912 тур. крепость Адрианополь, сбрасывая вручную 10-кг бомбы.

В 1913 в России на самолёте был установлен прибор штабс-капитана В. И. Толмачёва для прицеливания при бомбометании. В том же году нем. инж. Франц Шнейдер запатентовал конструкцию синхронного пулемётного привода (синхронизатора), позволявшего стрелять из пулемёта через плоскость, ометаемую возд. винтом. Однако к началу 1-й мировой войны авиация пришла практически невооружённой - лётчики имели лишь личное оружие.

Самолёту отводилась в осн . роль разведчика. С первых же месяцев войны стала очевидной необходимость уничтожения самолётов пр-ка в воздухе и нанесения авиац. ударов по наземным (морским) объектам. Потребовались самолёты-бомбардировщики it истребители, оснащённые спец. оружием.

Первый истребитель рус. армии - двухместный самолёт С-16 (1915) - был вооружён неподвижным синхронным пулемётом, стрелявшим вперёд, и подвижным пулемётом для ведения огня в задней полусфере. В 191& франц. лётчик Г. Гинемер использовал в возд. боях 37-мм пушку, стрелявшую через пустотелую втулку винта. В России 37-мм пушка устанавливалась на гидросамолёте М-9; на бомбардировщике «Илья Муромец» пробовали применять 76-мм пушку.

В нач . 1917 в России появился коллиматорный прицел (см. Коллиматор), что повысило эффективность стрельбы истребителей. К концу войны вооружение истребителя состояло из 1-2 пулемёTOB; самолёты-разведчики и лёгкие бомбардировщики имели 1-2 неподвижных пулемёта для стрельбы впереди 1- 2 подвижных (турель-ных) пулемёта и могли брать до 200-300 кг бомб. На тяжёлых бомбардировщиках устанавливалось до 6-8 пулемётов, бомбовая нагрузка - 500-800 кг и более.

Пушкина самолётах были в единичных случаях. В годы Гражд. войны на вооружении сов. авиации состояли пулемёты иностр. систем. Начало развитию отечеств.

А . в. положила принятая в 1921 Советом Труда и Обороны программа, к-рая предусматривала создание необходимых типов вооружения, организацию их произ-ва и снабжение самолётов средствами возд. боя. Первый сов. серийный истребитель И-2 в 1926 был вооружён 2 синхронными пулемётами ПВ-1, созданными А. В. Надаш-кевичем на базе пулемёта «Максим». В 1928 сов. военная авиация получила турельный пулемёт ДА конструкции В. А. Дегтярёва.

Первый сов . цельнометаллич. бомбардировщик ТБ-1 в 1930 был вооружён 3 турельными установками со спаренными пулемётами ДА. В 1932 на вооружение был принят 7,62-мм авиац. пулемёт ШКАС со скорострельностью до 1800 выстр. /мин, не имевший равных в мире (конструкция Б. Г. Шпитального и И. А. Комарицкого). Пулемёты ШКАС с 1934 устанавливались на истребителях И-15 и И-16 (сначала 2, затем 4).

В 1936-38 успешно прошёл испытания авиац . пулемёт Ультра-Ill К АС с темпом стрельбы 3000 выстр. /мин. В 1936 Б. Г. Шпитальный и С. В. Владимиров создали 20-мм авиац. пушку ШВАК. В конце 1938 начались испытания 12,7-мм пулемёта ВС конструкции M. E. Березина.

В 1937-39 на вооружение истребителей приняты неуправляемые реактивные снаряды калибра 82 и 132 мм (РС-82, РС-132). В развитие отечеств. А. в. существенный вклад внесли сов. учёные H. E.

Жуковский, А. Н. Журавченко, Д. А. Вентцель, В. С. Пугачёв, Г. И. Покровский и др. К нач. 2-й мировой войны вооружение истребителя состояло из 2-3 пулемётов и 1-2 пушек; среднего бомбардировщика - 3-5 пулемётов или 1 пушки калибра 20 мм и до 4 пулемётов, 500-2000 кг бомб; тяжёлого бомбардировщика - 4-6 пулемётов или 1-2 пушек и до 4-5 пулемётов, бомбовая нагрузка до 4000 кг. В период 2-й мировой войны пушки (пулемёты) размещались, как правило, в фюзеляже.

На одномоторных самолётах стрельба осуществлялась с помощью синхронизатора через плоскость, ометаемую винтом, или через полый вал редуктора двигателя (для пушек). Установка оружия в крыле практиковалась реже, т. к. это сильно увеличивало рассеивание за счёт колебаний крыла при стрельбе. В начале войны на некоторых бомбардировщиках устанавливались турели с почти круговым обстрелом.

Впоследствии, с увеличением скоростей полёта, от них отказались. Стали применять неподвижное вооружение для защиты передней полусферы и подвижное для защиты задней полусферы. В ходе 2-й мировой войны в сявязи с ростом скоростей истребителей, усилением бронирования самолётов и протек-тированием (защитой) баков существенно снизилась эффективность огня 7,62-7,92-мм пулемётов по самолётам. На смену им пришли крупнокалиб. пулемёты и пушки с большой скорострельностью.

В ходе войны на вооружение сов. авиации поступили 23-мм пушки ВЯ конструкции А. А. Волкова и С. А. Ярцева, 12,7-мм пулемёты УБТ и 20-мм пушка (Б-20) M. E. Березина, пушки калибра 23 мм (НС-23) и 37 мм (НС-37) А. Э. Нудельмана и А. С. Суранова.

Увеличилось число пушек, устанавливаемых на самолёте . Так, на истребителях было 3-4 пушки (сов. Ла-7, нем. Me-109G2 и FW-190A3) калибра 20-23 мм. На амер. истребителях Р-39 устанавливали 37-мм пушки, а на сов. Як-9 - 37- и 45-мм.

Усилилось и вооружение бомбардировщиков. Так, сов. фронтовой бомбардировщик Ту-2 имел две 20-мм пушки, три 7,62-мм пулемёта и мог нести до 3 т бомб. На амер. тяжёлом бомбардировщике В-29 были одна 20-мм пушка и 10-12 пулемётов калибра 12,7 мм, бомбовая нагрузка до 12 т. В ходе 2-й мировой войны пушки стали осн. средством стрелково-пушечного вооружения истребителей и штурмовиков, а в ряде случаев также и бомбардировщиков. Появились радиолокац. прицелы и системы наведения, позволявшие осуществлять бомбометание по визуально не видимым целям (ночью, из-за облаков).

Бомбард, установки позволяли производить автомат, сброс бомб как одиночно, так и залпом или серией с заданным числом бомб и установленной величиной интервалов . Калибр бомб колебался в широких пределах - от 0,5 кг до 12 т. На вооружение сов. ВВС поступили противотанковые бомбы кумулятивного действия, разработанные А. В. Ларионовым. Широкое применение нашли бомбы и неуправляемые ракеты (снаряды).

В конце войны испытывались управляемые ракеты и бомбы . В послевоенный период появились новые средства поражения.

Широкое применение нашли управляемые и неуправляемые реактивные боевые средства. Поступили на вооружение бомбы и ракеты с ядерными зарядами. Истребители, состоящие на вооружении в 70-х гг., имеют упр. ракеты класса «воздух - воздух» различных типов (масса от 50 до 450 кг и дальность от 5-7 до 100 км), неупр. ракеты (в т. ч. с ядерным зарядом) для поражения возд. и наземных целей и скорострельные пушки (до 6000 выстр. /мин). Истребители-бомбардировщики (штурмовики) и такт, бомбардировщики могут применять бомбы с ядерными и обычными зарядами (общая бомб, нагрузка 3-5 т и более), различные типы упр. ракет (масса до 1 т и более, дальность стрельбы до 300 км), а также пушки и неупр. ракеты.

Стратег, бомбардировщики вооружены упр . ракетами класса «воздух - поверхность» (дальность до 1000 км и более), могут иметь ядерные и обычные бомбы, а также оборонит, вооружение - до 4 скорострельных пушек. Для подавления радиолокац. средств стратег, бомбардировщики могут применять упр. (самонаводящиеся) ракеты. Вертолёты огневой поддержки вооружены скорострельными пулемётами и гранатомётами.

Для борьбы с танками они имеют противотанковые упр. и неупр. ракеты (снаряды). Самолёты и вертолёты, предназначенные для уничтожения подводных лодок, вооружены самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, упр. ракетами «воздух - поверхность».

Дальнейшее развитие А . в. базируется на новых достижениях науки и техники. Совр. комплекс А. в. - это совокупность взаимосвяз. устройств, ряд к-рых функционирует как при применении стрелково-пу-шечного, так и бомбард, или ракетного вооружения. Напр., на балочные держатели, входящие в установку бомбард, вооружения, могут подвешиваться контейнеры с пушками или ракетные пусковые устройства.

Обязательной принадлежностью комплекса является бортовая вычислит, машина - аналоговая или цифровая. Она выполняет матем. операции при решении задач прицеливания как при стрельбе, так и при бомбометании, производит выбор средств из имеющихся на ЛА, обеспечивающих макс, эффективность поражения цели. Структура комплекса А. в. и характеристики его составных частей определяются боевым назначением ЛА. Дальнейшее развитие А. в. идёт по пути увеличения дальности и повышения точности стрельбы управляемыми ракетами класса «воздух - поверхность»; на ракетах устанавливаются лазерные и телевиз. головки наведения.

Усиливаются манёвр, характеристики ракет класса «воздух - воздух». Разрабатываются авиац. скорострельные 25-30-мм пушки. Совершенствуются бомбы и зажигательные смеси.

Сложность пилотирования на малых высотак и больших скоростях вызвала необходимость автоматизации поиска и обнаружения целей, прицеливания при стрельбе и бомбометании. Выход авиации в стратосферу потребовал разработки новых, высоконадёжных и эффективных комплексов авиационного вооружения.

Литература:
Марисов В. И., Кучеров И. К. Управляемые снаряды.

М., 1959; По номарев А . Н. Ракетоносная авиация. М., 1964; П о н о м а -р е в А. Н. Авиация на пороге в космос. М., 1971; Симаков Б. Л., Шипиловй. Ф. Воздушный флот Страны Советов.

М., 1958; Вооруженные силы капиталистических государств. М., 1971; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств. Изд. 2-е.

  • АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ - АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ, палубная авиация, авиация ВМС, базирующаяся на авианосцы; предназначена для уничтожения кораблей и транспортов пр-ка в море и в базах, уничтожения самолётов, обеспечения действий к...
  • АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА - АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА, совокупность авиационных летательных аппаратов с их оборудованием и вооружением (см. Авиационное вооружение, Авиационный двигатель, Бортовое оборудование летательного аппарата). В...
  • АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ - АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ (аэ), основное авиац. подразделение, предназначенное для решения тактических задач. Отдельная аэ является авиац. частью. Аэ выполняет свои задачи самостоятельно или в составе по...
  • АВИАЦИОННОЕ КОМАНДОВАНИЕ - АВИАЦИОННОЕ КОМАНДОВАНИЕ (иностр.), стратегическое или оперативное объединение в военно-воздушных силах ряда иностр. государств и в объединённых силах НАТО; совокупность частей, учреждений и служб тог...
  • АВИАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - АВИАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ист),совокупность боевых действий авиации в интересах сухопутных (воздушно-десантных) войск и ВМФ при решении ими боевых задач. Напр., А. о. ввода в прорыв подвижной группы (т...
  • АВИАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - АВИАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, боевые действия авиац. частей, приданных общевойсковым объединениям (соединениям), проводимые с целью непрерывного содействия наступающим войскам в глубине обороны пр-ка пут...
  • АВИАЦИОННОЕ СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ - АВИАЦИОННОЕ СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ (АСПВ), авиационное артиллерийское вооружение, авиац. пушки, пулемёты с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы (см. Прицелы), применяем...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Назначение и основные характеристики зенитной установки ЗУ-23. Меры безопасности при работе на установке. Состав автомата и назначение его узлов и механизмов. Взаимодействие частей автомата при первом заряжании, стрельбе и при остановке стрельбы.

    конспект урока , добавлен 15.03.2016

    Новые и перспективные образцы вооружения, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны, поступающие для оснащения учреждений (подразделений) и органов Минюста России. Основные достоинства и тактико-технические характеристики вооружения.

    конспект урока , добавлен 12.01.2010

    Изучение пилотажно-навигационного комплекса, тактико-технических характеристик и вариантов вооружения боевых вертолетов – МИ-24, МИ-28Н, КА-50, МиГ-29. Этапы модернизации вертолета: продление жизненного цикла; модернизация вооружения и средств связи.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Хронология создания боевого вертолета Российских ВС Ка-52 "Аллигатор": назначение, тактико-технические характеристики; первый образец, государственные испытания. Применение новых разработок отечественного ВПК в области прицельно-навигационных комплексов.

    презентация , добавлен 09.04.2011

    Компоновка и огневая мощь, защищённость, подвижность. Модификации танка "Т-72". Производство и поставки на экспорт. Технические характеристики танка Т-14 "Армата". Возможность дистанционного управления. Тактико-технические характеристики пушки 2А83.

    презентация , добавлен 04.10.2015

    Тактико-технические характеристики последнего варианта БТР-60. Общая компоновка БТР-90, его колесная формула и высокая подвижность. Главные отличия Т-72 от Т-64. Основные модификации Т-80. Тактико-технические характеристики и схемы компоновки БМД и БМП.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    История, основные цели и задачи, характеристики и особенности подводной лодки "Барс". Ее важные характеристики, боевой путь и гибель. Особенности конструкции лодки, ее тактико-технические элементы, вооружение, состав нагрузки и энергетическая установка.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Мощный комплекс вооружения и надежная защита в боевой машине поддержки танков. Основные части и механизмы автоматической пушки, ее средства поражения. Автоматический гранатомёт, противотанковая управляемая ракета. Математические модели боевых действий.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2011

Вооружение авиационное

Рис. 1. Классификация авиационного вооружения.

вооруже́ние авиацио́нное — совокупность размещаемых на летательном аппарате средств поражения противника, устройств для их транспортировки и использования, а также систем, обеспечивающих боевое применение средств поражения (рис. 1). Иногда к В. а. относят также боевые средства, не обеспечивающие непосредственного поражения противника, но служащие в конечном счёте повышению эффективности и средств поражения (устройства помехового или маскирующего действия, средства защиты различных типов). К В. а. относят также системы и средства его контроля.

Первым видом В. а. был пулемёт, установленный в опытном порядке на самолёте в 1911 (почти одновременно в России и во Франции). Авиационные бомбы были впервые применены итальянской авиацией во время итало-турецкой войны 1911—12, Участвовавшие в 1-й балканской войне 1912—13 русские лётчики бомбардировали в 1912 турецкую крепость Адрианополь (Эдирне), сбрасывая вручную 10-килограммовые бомбы. Для атаки наземных войск — пехоты и кавалерии — с самолёта сбрасывали стрелки-дротики размером чуть больше карандаша. Стрелка массой 30 г пробивала деревянный брусок толщиной свыше 15 В 1913 в России на самолёте был установлен прибор штабс-капитана В. И. Толмачёва для прицеливания при бомбометании. В том же году немецкий инженер Ф. Шнейдер запатентовал конструкцию синхронного пулемётного привода (синхронизатора), позволяющего стрелять из пулемёта через плоскость, сметаемую воздушным винтом. Значительное развитие В. а. связано с созданием И. И. Сикорским в 1913 первого тяжёлого бомбардировщика . Пулемётно-пушечное оборонительное вооружение самолёта имело круговую зону обстрела и насчитывало до 8 пулемётов, в том числе подвижных. Самолёт был оборудован держателем для внутрифюзеляжной подвески вооружения, механической системой сбрасывания авиабомб из кабины самолёта и бомбардировочным прицелом. Для вооружения самолёта В. В. Орановским были разработаны первая в мире система (ряд) фугасных и осколочных бомб и авиационный взрыватель. Система фугасных авиабомб состояла из 8 бомб, а осколочных — из 4 бомб. Осколочные бомбы имели готовые элементы и упредительный шток для подрыва над поверхностью земли. Зажигательные бомбы представляли собой ёмкости, заполненные паклей и опилками, пропитанными мазутом и бензином. В 1916 французский лётчик Г. Гинемер использовал в воздушных боях 37-мм пушку, стрелявшую через пустотелую втулку винта. В России 37-мм пушка устанавливалась на гидросамолёте М-9 (см. ), на бомбардировщике пробовали применять 76-мм пушку. Первый советский серийный истребитель И-2 в 1926 был вооружён двумя синхронными пулемётами . В 1928 советская военная авиация получила турельный пулемёт . В 1932 на вооружение был принят 7,62-мм авиационный пулемёт со скорострельностью 1800 выстрелов в 1 мин, не имевший равных в мире. К 1933 создаётся новая система авиационных бомб М32. В 1936—38 успешно прошёл испытания авиационный пулемёт Ультра-ШКАС с темпом стрельбы 3000 выстрелов в 1 мин. В 1936 на вооружение принята 20-мм авиационная пушка . В конце 1938 начались испытания 12,7-мм пулемёта БС конструкции М. Е. Березина. В 1937—39 на вооружение истребителей поступили неуправляемые PC-82, PC-132. В ходе 2-й мировой войны советская авиация имела также 23-мм пушки , 12,7-мм пулемёты и 20-мм пушки Б-20, пушки -23 и НС-37. Появились радиолокационные прицелы и системы наведения, позволяющие осуществлять бомбометание по невидимым целям (ночью, из-за облаков). Бомбардировочные установки производили автоматические сбросы бомб как одиночно, так и залпом или серией с заданным числом бомб и установленными интервалами. Калибр бомб колебался в широких пределах — от 0,5 кг до 12 т. На вооружение советских ВВС еще во время войны поступили противотанковые бомбы кумулятивного действия.

Авиационные средства поражения представляют собой управляемое, корректируемое и неуправляемое оружие. Управляемое оружие — это авиационные ракеты классов «воздух — воздух» (для поражения воздушных целей при пуске с летательного аппарата), «воздух — поверхность» (для поражения наземных и надводных целей), «воздух — космос» (частный случай ракет класса «воздух — воздух» для поражения объектов в космосе), а также противоракеты (для поражения ракет противника главным образом в целях обороны и перехвата). Корректируемое оружие — промежуточное между управляемым и неуправляемым оружием, охватывающее главным образом средства поражения, основанные на образцах неуправляемого оружия, оснащённых системами разовой и многоразовой коррекции для уменьшения вероятности промаха. Корректируемыми бывают бомбы, артиллерийский снаряды, ракеты. К неуправляемому оружию относятся: бомбардировочное оружие, включающее разнообразные авиационные бомбы, кассеты с мелкими поражающими субснарядами, зажигательные баки, мины и торпеды (см. ); ракетное оружие не имеющее средств наведения на цель; пулемётно- пушечное оружие, включающее пушки, пулемёты, гранатомёты и боеприпасы к ним (см. ), в также выливные системы, разбрасыватели (дипольные отражатели, ложные тепловые цели), огнемёты и пр. С 80-х гг. в США ведутся работы над новым видом средств поражения — лазерно-лучевым оружием.

Под устройствами, служащими для транспортировки и реализации средств поражения, принято понимать подвижные и неподвижные установки пулемётно-пушечного вооружения, авиационные пусковые установки, катапультные установки, блоки неуправляемых ракет, бомбозамки, контейнеры, пилоны, а также обслуживающие их электрические, гидравлические, пневматические, и пиротехнические системы. Сюда относят также вытяжные системы, парашютные системы стабилизации и торможения и т. д. Современный комплекс В. а. — это совокупность взаимосвязанных устройств, которые функционируют как при применении пулемётно-пушечного, так и бомбардировочного или ракетного вооружения (рис. 2). Например, на балочные держатели, входящие в установку бомбардировочного вооружения, могут подвешиваться контейнеры с пушками или ракетные пусковые устройства.

Системы, обеспечивающие боевое применение средств поражения, разнообразны по виду и по характеру действия. Системы для обнаружения и опознавания целей составляют самостоятельный класс обзорно-прицельных систем. Основным видом обеспечивающих систем, входящих в В. а. , являются системы управления оружием (вооружением); схема одной из них показана на рис. 3. С 80-х гг. основу этих систем, помимо силовых линий и агрегатов энергопитания, составляют цифровые вычислители разных уровней, объединённые цифровой мультиплексной линией связи и передачи информации, дополняемые иногда аналоговыми линиями передачи информации (например, телевизионного изображения цели с головки самонаведения ракеты), устройства отображения информации экипажу и др. Вычислители нижнего уровня в системе управления оружием получают информацию о типе подвешиваемого оружия, готовности его к работе, осуществляют периодический контроль исправности, по командам центрального вычислителя или вычислителя более высокого уровня рассчитывают и вводят в оружие программу работы (время включения и выключения двигателя ракеты, моменты изменения конфигурации и раскрытия крыльев, выпуска тормозного парашюта), а также рассчитывают параметры (например, момент срабатывания) взрывателя. При необходимости они же обеспечивают перевод цифровых команд управления в аналоговые сигналы. Вычислители более высокого уровня решают баллистическую задачу, определяют зону пуска или точку сброса, выбирают вид оружия и порядок его применения, обеспечивают экипажу наглядную индикацию обстановки и оптимизацию в этой обстановке решения. В ряде случаев эти вычислители решают и более сложные задачи, выходящие за рамки управления только вооружением, например оптимальное маневрирование летательного аппарата в зоне цели, одновременное управление летательным аппаратом и двигателем для обеспечения максимальной эффективности применения оружия и т. д.

Непрерывное развитие средств противовоздушной обороны, рост требований к эффективности В. а. приводят к постоянному усложнению В. а. , его постепенному слиянию с подсистемами летательного аппарат-носителя и в конечном счёте к превращению боевого летательного аппарата в единый боевой авиационный комплекс. Усложнение систем В. а. вызывает необходимость надёжного контроля работоспособности В. а. при наземной эксплуатации и применении. В результате совершенствования В. а. большинство систем неуправляемого и некоторые виды управляемого В. а. ввиду их высокой надёжности не подвергаются контролю (так называемые беспроверочные системы). Роль контроля В. а. постоянно возрастает.

До 60-х гг. для проверки авиационного вооружения использовались в основном неавтоматизированные средства, выполненные в виде контрольно-поверочной аппаратуры с приборами индикации сигналов. С 70-х гг. получили широкое развитие автоматизированные системы контроля на базе цифровых электронно-вычислительных машин (рис. 4). Они осуществляют параметрический контроль по задаваемым программам, производят поиск неисправного блока или узла, прогнозируют техническое состояние, а также фиксируют результаты контроля с помощью печатающих устройств или дисплеев.

Литература:
Боевая авиационная техника. Авиационное вооружение, под ред. Д. И. Гладкова, М., 1987.

В. С. Егер, И. А. Родионов.


Рис. 2. Возможная схема размещения вооружения в корпусе или на внешней подвеске современного истребителя-бомбардировщика.


Рис. 3. Схема системы управления вооружением.


Рис. 4. Типовая схема автоматизированной системы контроля управляемых авиационных ракет.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия . Свищёв Г. Г. . 1998 .

Смотреть что такое "вооружение авиационное" в других словарях:

    Вооружение авиационное - совокупность размещаемых на летательном аппарате средств поражения противника, устройств для их транспортировки и использования, а также систем, обеспечивающих боевое применение средств поражения. Иногда к В. а. относят также боевые средства, не… … Энциклопедия техники

    Энциклопедия «Авиация»

    Рис. 1. Классификация авиационного вооружения. вооружение авиационное — совокупность размещаемых на летательном аппарате средств поражения противника, устройств для их транспортировки и использования, а также систем, обеспечивающих боевое… … Энциклопедия «Авиация»

    Рис. 1. Классификация авиационного вооружения. вооружение авиационное — совокупность размещаемых на летательном аппарате средств поражения противника, устройств для их транспортировки и использования, а также систем, обеспечивающих боевое… … Энциклопедия «Авиация»

    АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ - вид вооружения, устанавливаемый на авиационных летательных аппаратах для поражения воздушных, наземных, и морских целей. Различают авиационное артиллерийское, авиационное ракетное (авиационный ракетный комплекс) и бомбардировочное вооружение.… … Юридическая энциклопедия

    Авиационное дело - 1946 года очередная серия Сталинских политических репрессий послевоенного периода, в результате которых весной 1946 года были арестованы руководители авиационной промышленности и командование ВВС СССР. Указывают на сложившееся к концу войны … Википедия

    Авиационное вооружение - средства поражения и обеспечивающие их боевое применение системы (в том числе электронные), устанавливаемые на летательные аппаратах. К средствам поражения относятся авиационные пулеметы, пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и… … Морской словарь

    АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ - устанавливаемые на боевых летательных аппаратах оружие и технические средства, обеспечивающие поиск и обнаружение целей, прицеливание, управление оружием и средствами противодействия, наведение на цель и ее поражение, контроль результатов… … Война и мир в терминах и определениях

Авиационное вооружение - совокупность комплексов, систем, агрегатов и средств, предназначенных для боевого воздействия на противника или обеспечения такого воздействия, размещаемая на летательных аппаратах.

В авиационное вооружение входят

  • средства поражения;
  • установки средств поражения;
  • артиллерийское вооружение;
  • системы управления авиационным вооружением;
  • системы обороны самолёта;
  • авиационные прицельные системы;
  • авиационные средства обеспечения.

Средства поражения можно подразделить по принципу наведения на неуправляемые и управляемые , а по принципу устройства конструкции - на бомбы , ракеты , мины , торпеды и баки с зажигательной смесью.
Установки подразделяются на держатели , к которым непосредственно подвешивается средство поражения и контейнеры , из которым производится запуск или сброс средств поражения.
В состав артиллерийского вооружения входят пулеметы (калибр 7,5...15 мм), пушки (от 20 мм) и гранатометы .
Под системами управления имеются ввиду:

  • системы наведения и целеуказания;
  • системы управления стрельбой, пуском, сбросом;
  • командные приборы;
  • системы электропитания;
  • вычислительно программирующие устройства;
  • фотоконтрольная аппаратура (фотопулеметы и пр.).

Системы обороны самолета - это, прежде всего, системы помех. Различают пассивные и активные помехи. К первым относят дипольные отражатели, тепловые ловушки и ложные цели, ко вторым - радиоэлектронные помехи, которые создает соответствующая аппаратура.
В прицельные системы входят собственно различные прицелы и визиры, теплопеленгаторы, станции подсветки цели (апрежде всего, лазерные), дальномеры, а также бортовые компьютеры для управления электронной составляющей вышеописанного оборудования.
Авиационные средства обеспечения это вспомогательное оборудования для обнаружения и поиска целей:

  • сигнальные ракеты и шашки;
  • радио- и гидроакустические буи;
  • осветительные и пр. бомбы.

Сегодня главное оружие палубных истребителей - управляемые ракеты класса "воздух-воздух" (УР ВВ), в основном, средней и малой дальности. Хотя на вооружении ВМС США стоял перехватчик Grumman F-14 Tomcat , который нес ракеты большой дальности AIM-54 Phoenix , которые способны поразить цель на расстоянии 190 км. Но и сейчас на палубных истребителях имеются пушки (калибра 20... 30 мм). Ударные и разведывательные самолеты первой половины ХХ-го века имели более слабое курсовое вооружение, чем истребители, т.к. для атаки наземных целей использовалось подвесное вооружение. Но после окончания Второй Мировой Войны с появлением класса штурмовики на некторых из них использовали пушки калибра 20...30 мм.
Зато почти всегда пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и разведывательные самолеты имели оборонительное вооружение, размещенное на турели - пулеметы калибра 7,62 мм (или 7,7 мм) или 12,7 мм. Во второй половине ХХ-го века турели практически исчезли с самолетов. Но главное вооружение ударных самолетов - бомбы, торпеды и ракеты.
Пикирующие бомбардировщики, как правило, несли одну бомбу массой 250...500 кг (или, примерно, 500...1000 lb), которую они и сбрасывали на цель во время пикирования. Хотя пикирующие бомбардировщики конца Второй Мировой войны могли нести и бомбы массой 726 кг (1600 lb). Бомбы массой меньше 200 кг против крейсеров и линкоров практически не использовались из-за малой массы взрывчатого вещества и сильного бронирования этих кораблей.
Торпедоносцы несли 1 торпеду - в основном, использовались торпеды диаметром 450 мм, но в США в годы Второй Мировой Войны использовали торпеду Mark 13 диаметром 570 мм .
Также торпедоносцы и пикировщики могли нести глубинные бомбы и неуправляемые ракеты под крылом.
В основном, использовались небольшие ракеты - диаметром (наибольшим) 76 мм и 130 мм (все боеголовки до 27 кг), но также на вооружении США стояла и неуправляемая ракета Tiny Tim диаметром 298 мм и боеголовкой массой 67,4 кг. Данная ракета устанавливалась не только на ударные самолеты, но и даже на истребители.

Blackburn Roc - турельный палубный истребитель: все его 4 пулемета располагались на турели

Противокорабельные авиационные торпеды и торпедоносцы исчезли в 50-ых годах ХХ-го века. Но на смену им пришли управляемые ракеты, включая появившиеся в начале 70-ых годов ХХ-го века малогабаритные противокорабельные ракеты. Boeing F/A-18E/F Super Hornet может нести даже крылатую ракету AGM-84H SLAM-ER с дальность полета 270 км - таким образом, самолет может не входить в воздушное пространство противника для уничтожения цели в тылу.
Также на вооружение противолодочных самолетов и вертолетов поступили противолодочные торпеды - они имеют меньшие размеры и массу, чем их предшественники противокорабельные, поэтому, к примеру, Lockheed S-3 Viking может брать во внутренний отсек вооружения 4 торпеды Mk.46 (весом 230 кг каждая и диаметром 324 мм).

Как и сухопутные самолеты, для уничтожения наземных целей палубные самолеты могут использовать и корректируемые бомбы. Ударные палубные вертолеты, созданные на основе обычных, несут противотанковые управляемые ракеты, позволяющие при поддержке десанта уничтожать на береговой линии танки противника - к примеру, Ка-52К является носителем ПТУР "Вихрь" и "Штурм".
Но палубные ударные самолеты имеют вооружение, которое делает авианосец инструментом глобальной политики - это атомное оружие. Ведь только первые атомные бомбы имели большие размеры и массу, следующие поколение атомных бомб имеет компактные размеры и их могут нести даже истребители и штурмовики. Хотя, с другой стороны, это повышает риск утери атомных боеприпасов, как случилось 5 декабря 1965, когда в Филиппинское море с палубы авианосца USS Ticonderoga (1944) упал штурмовик Douglas A-4E Skyhawk c атомной бомбой B43 (мощность варьировалась от 70 КТ до 1 МТ в тротиловом эквиваленте) - бомба, как и самолет, и пилот, найдены не были...


К авиационному вооружению относят оружие, которое устанавливается на летательных аппаратах военного назначения, и системы, обеспечивающие его боевое применение. Оно подразделяется на ракетное, бомбардировочное, минно-торпедное, стрелково-пу- шечное и специальное.

РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ включает авиационные ракетные комплексы класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». К нему также можно отнести реактивные системы залпового огня для поражения наземных целей НУР.

БОМБАРДИРОВОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ включает бомбардировочные средства поражения (авиационные бомбы, бомбовые кассеты, связки и др.), прицелы и бомбардировочные установки. На современных летательных аппаратах прицелы входят в состав прицельно-навигационных систем.

МИННО-ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ состоит из авиационных торпед и мин (противопехотных, противотанковых, морских), устройств их подвески и сброса, приборов управления. Оно является составной частью авиационных систем минирования, которые предназначены для минирования участков суши или моря на большом удалении от своих войск в предельно сжатые сроки.

К СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОМУ ВООРУЖЕНИЮ относятся авиационные пушки и пулеметы с их установками, боеприпасы к ним, прицельные и другие обеспечивающие системы. Основные характеристики: калибр пушек 20-45 мм, пулеметов – 7,62-14,5 мм; темп стрельбы пушек 300-1800 выстр./мин, пулеметов – 600-3000 выстр./мин (на 1 ствол); начальная скорость снаряда (пули) 700-1100 м/с; масса пушек 20-140 кг, пулеметов – 8-25 кг; эффективная дальность стрельбы пушек до 2000 м, пулеметов – 500-1200 м. На вертолетах огневой поддержки могут также устанавливаться гранатометы.

СПЕЦИАЛЬНОЕ АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ имеет в качестве средств поражения ядерные, химические и другие специальные боеприпасы.

Управляемые авиационные средства поражения, которые включают ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», управляемые бомбы и кассеты, относятся к высокоточному оружию.

По однозначному выводу ряда западных и российских военных специалистов, именно благодаря использованию высокоточного оружия и средств радиоэлектронной борьбы союзникам удалось в первые часы и дни войны в Персидском заливе вывести из строя систему ПВО Ирака, аэродромы базирования боевой авиации и пункты дислокации органов государственного и военного руководства страной, что в конечном счете обеспечило завоевание полного превосходства в воздухе. Применяя высокоточные средства поражения, союзники блокировали большинство иракских аэродромов, уничтожили значительное число складов военной техники, боеприпасов и ГСМ. Причем высокоточное оружие составило всего 7% от всей массы использованных авиационных боеприпасов. В условиях незначительного противодействия со стороны Ирака их эффективность равнялась 90%, что в 3-4 раза выше эффективности неуправляемого оружия.

УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ»

В зависимости от конкретного целевого назначения такие ракеты подразделяются на стратегические и тактические.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ авиационные ракеты класса «воздух-поверхность» предназначены для поражения точечных, высокозащищенных объектов, главным образом шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, пунктов управления, узлов связи в глубоком тылу противника. Максимальная дальность пуска от 1300 до 4500 км. Ракеты, как правило, оснащаются ядерной боевой частью и системами управления, наводящими их на объект удара с высокой точностью (5-35 м).

Ракеты запускаются вне зон действия средств ПВО и имеют малую радиолокационную заметность, что значительно снижает возможности ПВО по их обнаружению и обстрелу.


1* Об этом подробнее см. в разделе «Приложения».


ТАКТИЧЕСКИЕ авиационные ракеты класса «воздух-поверхность» служат для поражения самолетов, позиций ЗУР и РЛС, командных пунктов, складов горючего и боеприпасов, военной техники и кораблей на малых и средних дальностях. Максимальная дальность пуска от 10 до 150 км. Они подразделяются на ракеты общего назначения, противокорабельные, противора- диолокационные и противотанковые, имеют различные системы наведения и снаряжаются полубронебойными, кумулятивными, проникающими, кассетными, осколочными и осколочно-фугасными боевыми частями.

Авиационные ракеты общего назначения применяются для поражения открыто расположенной или слабо защищенной техники и личного состава, командных пунктов, складов горючего и боеприпасов и других объектов. Управление ракет на начальном и среднем участках полета преимущественно радиокомандное или инерциального наведения, на конечном – самонаведение (телевизионное, лазерное).

Противорадиолокационные ракеты применяются для поражения работающих на излучении РЛС. Наводятся на цель с помощью радиолокационной ГСН На начальном и среднем участках полета к цели может использоваться инерциальная система наведения.

Авиационные противокорабельные ракеты предназначены для поражения обычными и ядерными зарядами надводных кораблей в море. На начальном и среднем участках полета система наведения ракет инерциальная, а на конечном – самонаведение.

Авиационные противотанковые управляемые ракеты служат для поражения бронированных целей на поле боя и в своем большинстве являются аналогами соответствующих ракет, входящих в состав наземных противотанковых ракетных комплексов, но приспособленных для применения с вертолетов и самолетов. Разработаны также специализированные авиационные противотанковые ракеты, которые запускаются только с летательных аппаратов военного назначения. Использование авиационных противотанковых ракет возможно только при визуальной видимости цели.

УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»

Для успешного ведения борьбы с воздушными целями в различных условиях на вооружении авиации находятся ракеты малой (до 15 км), средней (50- 75 км) и большой (200-240 км) дальности. Они являются основным средством поражения воздушных целей, обеспечивая по сравнению с неуправляемыми средствами более высокую вероятность поражения целей в широком диапазоне условий применения.

В современных УР этого класса используются 3 системы наведения: комбинированная (командно-инерциальная и активная радиолокационная), полуактивная радиолокационная и пассивная инфракрасная. Все без исключения ракеты наводятся на цель по методу пропорционального сближения; современные управляемые ракеты «воздух-воздух» всеракурсные, в том числе с ИК ГСН Комплектуются они осколочно-фугасными и стержневыми боевыми частями массой от 4 до 60 кг. Подрыв БЧ осуществляется неконтактными (радиолокационными, инфракрасными, лазерными) и контактными взрывателями.

Некоторые специалисты все еще считают, что появление УР класса «воздух-воздух» большой дальности, усовершенствованных радиоэлектронных систем и снижение заметности самолетов не изменяют принципиально характер воздушного боя. В свое время эта точка зрения подкреплялась тем фактом, что УР не оправдали возлагавшихся на них надежд. Однако опыт боевого применения авиации в последнее время позволяет предполагать, что положение изменилось. Использование УР большой дальности в качестве основного вооружения самолета оказывает большое влияние на структуру требований к самолету, так как основное внимание переключается с ближнего воздушного боя на другие его виды.

На вооружение самолетов тактической и фронтовой авиации в последние годы стали поступать УР нового (четвертого) поколения. Основными их отличиями от существующих выступают увеличенная на 30-40% дальность действия, более высокая средняя скорость, повышенная почти в 2 раза маневренность и точность попадания при одновременном снижении на 25-40% стартовой массы (что позволяет увеличить боекомплект одного истребителя), а также возможность одновременного пуска по нескольким целям Кроме того, в УР четвертого поколения, особенно средней и большой дальности, используются комбинированные способы наведения на цель: командное – на начальном и самонаведение – на конечном участках траектории. Истребительная авиация с учетом оснащения ее УР нового поколения почти в 2 раза повысит свою эффективность в воздушном бою.

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ

Неуправляемые авиационные ракеты (НАР) занимают важное место в системах вооружения тактических истребителей, палубных штурмовиков и боевых вертолетов всех стран. Они предназначаются для поражения наземных, надводных и воздушных целей. По сравнению с управляемыми средствами поражения НАР имеют невысокую точность и малую дальность эффективной стрельбы.

Конструктивно все зарубежные НАР выполнены примерно одинаково. Они состоят из трех отсеков: носового, включающего боевую часть и взрыватель, двигательного и хвостового (состоит из соплового блока и хвостового оперения) Поражающее действие НАР обусловлено особенностями боевой части и взрывателя.

АВИАЦИОННЫЕ БОМБЫ

Основное назначение авиабомб – поражение наземных и морских целей.

К ним относятся: фугасные, осколочные, осколочно-фугасные, объемного взрыва, противотанковые, бронебойные, бетонобойные, противолодочные, зажигательные, фугасно-зажигательные, химические и др. Калибр авиабомб (масса в кг) может быть от 0,5 до 20000 кг.

Бомбы вспомогательного назначения используются для решения специальных задач (освещение местности, постановка дымовых завес, разбрасывание агитационной литературы, сигнализация, в учебных целях и т. п.). К ним относятся: светящие, фотографические, дымовые, имитационные, агитационные, ориентирно- сигнальные, практические.

Управляемые авиабомбы (УАБ) предназначены для поражения в основном прочных малоразмерных целей (мостов, переправ, командных пунктов, железобетонных укрытий). Сброс этих средств на дальностях 10- 65 км от поражаемых объектов и наведение с использованием телевизионных, тепловизионных, командных и лазерных полуактивных систем позволяют обеспечить точные удары без входа в зону действия объектовых средств ПВО.

Управляемые авиационные кассеты (УАК) используются для поражения площадных и групповых целей (живая сила, сосредоточение боевой техники, аэродромы). Они подразделяются на сбрасываемые и не- сбрасываемые и снаряжаются кумулятивными, осколочными, бетонобойными, зажигательными бомбами и минами малой массы.

В зоне Персидского залива широко применялись, помимо других видов высокоточного оружия, УАБ типа GBU-10, -12, -15, -16, -23, -24 с лазерными и телевизионными системами наведения, авиационные кассеты JP-233 с бетонобойными бомбами и противо- транспортными минами. Показателен следующий факт – 90% УАБ общей массой 6520 т поразили намеченные цели, а 70% неуправляемых авиабомб общей массой 81980 т вообще не попали в атакуемые объекты. На основе полученных результатов был сделан однозначный вывод о целесообразности наращивания темпов работ по расширению номенклатуры и боевой эффективности высокоточного оружия.

Авиабомба объемного взрыва (АБОВ) предназначена для поражения скоплений живой силы, легкоуязвимой боевой техники, сооружений слабой прочности, а также для разминирования минных полей. Особенностью этих бомб является снаряжение их взрывчатой смесью, состоящей из окиси этилена или пропилнит- рата и других горючих веществ. Принцип действия бомб данного типа состоит в создании из топливовоз- душной смеси аэрозольного облака и последующем его подрыве.

Агитационная авиабомба (АГИТАБ) снаряжается взрывателем дистанционного действия, который срабатывает на заданной высоте и обеспечивает разбрасывание агитационной литературы.

Бетонобойная авиабомба (БЕТАБ) поражает объекты, имеющие прочную бетонную или железобетонную защиту (долговременные фортификационные сооружения и укрытия, бетонированные взлетно-посадочные полосы). Масса 250-500 кг (в отдельных случаях до 2000 кг). Конструктивно она имеет один-два тормозных парашюта, разгонный и тормозной ракетные двигатели и боевую часть. Парашюты и двигатели обеспечивают падение бомб на конечном участке с углами более 30-40° и скоростью 250-260 м/с. При встрече с преградой бомба пробивает ее прочным корпусом или углубляется в нее, после чего взрывается. Например, авиабомба GBU-28 при длине 6 м и массе 2000 кг проникает на глубину до 30 м и пробивает железобетонные плиты толщиной более 6 м.

Бронебойная авиабомба (БРАБ) поражает бронированные цели или объекты с прочной бетонной или железобетонной защитой. Масса 100-1000 кг. При встрече с преградой пробивает ее прочным корпусом и взрывается внутри объекта.

Дымовая авиабомба (ДАБ) создает маскирующие и ослепляющие нейтральные (безвредные) дымовые завесы. Снаряжается белым фосфором, который разбрасывается при взрыве в радиусе 10-15 м и горит, выделяя большое количество белого дыма.

Зажигательная авиабомба (ЗАБ) создает очаги пожара и непосредственно поражает огнем живую силу и военную технику. Масса 0,5-500 кг. Бомбы малой массы предназначаются для нанесения ударов по промышленным и жилым зданиям, складам боеприпасов и ГСМ и, как правило, снаряжаются твердыми горючими смесями на основе окислов различных металлов (например, термитом), создающими при горении температуру до 3000 °С. Крупнокалиберные бомбы предназначаются для поражения живой силы, воспламеняемых сооружений, автомобильной техники, самолетов и снаряжаются легковоспламеняющимся загущенным веществом (например, напалмом). Напалмовый порошок добавляют почти во все бомбы перед подвеской на самолет. ЗАБ комплектуются взрывателем и воспламенителями с белым фосфором. При ударе о землю тонкостенный корпус разрушается, и напалм разбрасывается по поверхности цели. Одновременно срабатывают взрыватели, белый фосфор воспламенителей смешивается с напалмом и самовозгорается.

Имитационная авиабомба (ИАБ) обозначает центр ядерного взрыва при обучении войск. Снаряжается разрывным зарядом, жидким горючим, вспышка которого имитирует светящуюся область ядерного взрыва, и белым фосфором для образования грибовидного дымового облака.

Ориентирно-сигнальная авиабомба (ОСАБ) служит для обозначения района сбора групп летательных аппаратов, точек маршрута полета, решения навигационных и бомбардировочных задач, сигнализации на земле, воде и в воздухе. Снаряжается пиротехническим или специальным составами, которые при горении дают дымовое облако (днем) или пламя различного цвета (ночью). Для действия на море ОСАБ снабжают флуоресцирующей жидкостью: при ударе бомбы о воду она растекается в виде тонкой пленки, образуя хорошо заметное пятно – сигнальную точку.

Осколочная авиабомба (ОАБ) поражает открытые, небронированные или слабобронированные цели (живая сила, ракеты на открытых позициях, самолеты вне укрытий, автотранспорт и т. п.). Масса 0,5-100 кг. Основное поражение живой силы и техники (образование пробоин, воспламенение горючего) производится осколками, образующимися при дроблении корпуса бомбы Для увеличения их числа корпус может иметь на поверхности насечки (канавки). Разновидностью ОАБ является шариковая авиабомба (ШАБ).

Осколочно-фугасная авиабомба (ОФАБ) поражает открытые, небронированные или слабобронированные цели как осколками, так и фугасным действием. Масса 100-250 кг. ОФАБ комплектуются ударными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, которые срабатывают на высоте 5-15 м.

Практическая авиабомба (ПАБ) служит для обучения летного состава бомбометанию. Имеет чугунный или цементный (керамический) корпус, снаряжается пиротехническими составами, которые обозначают точку ее падения вспышкой фотосостава (ночью) или облаком дыма (днем). Некоторые практические авиабомбы для обозначения траектории снабжены патронами с трассирующими составами.

Противолодочная авиабомба (ПЛАБ) поражает подводные лодки По конструкции напоминает фугасную авиабомбу. Головная часть корпуса может иметь форму, уменьшающую возможности рикошетирования от водной поверхности. Взрыватель обеспечивает взрыв бомбы при попадании в подводную лодку или на заданной глубине с помощью гидростатического устройства.

Противотанковая авиабомба (ПТАБ) поражает танки, самоходные орудия, БМП, БТР и другие объекты, имеющие броневую защиту Масса современных ПТАБ 0 5-5 кг. Их поражающее действие основано на использовании кумулятивного эффекта.

Светящая авиабомба (САБ) освещает местность при прицельном бомбометании и визуальной разведке ночью. Снаряжается одним или несколькими пиротехническими факелами с парашютами. При срабатывании дистанционного взрывателя факел воспламеняется и выбрасывается с парашютом, медленно опускаясь, в течение 5-7 мин освещает местность.

Корректируемая (управляемая) авиабомба (КАБ) имеет стабилизатор, рули, иногда крылья (планирующая авиабомба), а также средства управления, позволяющие изменять траекторию ее движения, совершать управляемый полет и поражать цель с высокой точностью Управление может осуществляться по радио, лазерному лучу, путем самонаведения и т. д.

Фотографическая авиабомба (ФОТАБ) служит для освещения местности при ночной аэрофотосъемке. Снаряжается фотосоставом (например, смесь алюминиево-магниевых порошков с окислителями) и разрывным зарядом. Кратковременная вспышка (0,1- 0,2 с) дает силу света в несколько миллиардов килоджоулей.

Фугасная авиабомба (ФАБ) применяется для поражения различных целей (военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, энергетических комплексов, фортификационных сооружений, живой силы и военной техники) ударной волной и частично осколками корпуса. Масса 50-2000 кг (в отдельных случаях до 10-20 тыс. кг). ФАБ может снабжаться ударными взрывателями мгновенного действия (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, разрушаемым взрывом изнутри или заглубленным).

Фугасно-зажигательная авиабомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием. Она снаряжается зарядом взрывчатого вещества, пиротехническими или другими зажигательными составами.

Химическая авиабомба (ХАБ) поражает живую силу отравляющими веществами. Хотя применение отравляющих веществ запрещено Женевским протоколом 1925 г., ХАБ состоят на вооружении армий некоторых государств. Снаряжаются различными отравляющими веществами и комплектуются дистанционными (взрыв на высоте 200 м) или неконтактными (взрыв на высоте 50 м) взрывателями. Известны ХАБ с корпусами из пластмассы массой 0,4-0,9 кг, не имеющие взрывателей (разбиваются при ударе о землю).

Шариковая авиабомба (ШАБ) является разновидностью осколочной авиабомбы, поражающими элементами которой служат стальные или пластмассовые шарики. Впервые применена ВВС США во время войны во Вьетнаме.

АВИАЦИОННЫЕ ПУШКИ

Пушки устанавливаются практически на всех боевых самолетах и вертолетах. При этом истребители оснащены преимущественно неподвижными пушками калибра 20 и 27 мм (реже 30 мм), многоцелевые тактические истребители и штурмовики – подвижными и неподвижными пушками калибра 30 мм (реже 20 и 27 мм), а вертолеты – пушками калибра 30 мм. На бомбардировщиках в качестве оборонительного оружия используются подвижные пушки калибра 20 мм.

Эффективная дальность стрельбы пушек составляет 90-250 м. В настоящее время в большинстве зарубежных стран предпочтение отдается многоствольным авиационным пушкам, обладающим более высокой скорострельностью. Параллельно продолжается разработка и одноствольных пушек с относительно невысоким темпом стрельбы, но более дешевых, надежных и легких.