Лексическая тема грибы, ягоды, лес

В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме «ГРИБЫ И ЯГОДЫ » , направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

Существительные : грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.

Прилагательные: съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.

Глаголы : искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать, знать.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

О том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отлича­ются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Гри­бы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;

Какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;

Основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.

Дети должны уметь:

Отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распро­страненные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;

Обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особен­ности, выделять основные части;

Использовать активный словарь (названия, признаки, дей­ствия), накопленный при изучении темы.

6-7 лет

  • Беседа . Грибы и ягоды - дары леса; их польза, особенности.
  • Лексико-грамматические игры и упражнения

«Подбери слово» . Воспитатель спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Ана­логично проводится игра со словом ягоды.

«Что приготовим?» Образование относительных прила­гательных от существительных: из матины - малиновое варенье; из грибов - грибной суп; из клюквы - клюквенный морс; из грибов - грибной соус и т. д.

«Съедобный - несъедобный» . Воспитатель называет грибы и яго­ды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухо­мор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.

«Мы в лес пойдем». Употребление распространенных пред­ложений и предлогов в, за, из. Мы с друзьями в лес пойдем, Ягоды, грибы найдем, Их в корзинки соберем И домой мы принесем. Мы кричим в лесу: «Ау!» Эхо там живет в бору. Воспитатель вместе с детьми импровизирует движения в такт стихотворению. Затем спрашивает каждого ребенка: «Зачем ты пойдешь в лес?» Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки: «Я пойду в лес за малиной (брусни­кой, клюквой, ежевикой, черникой; опятами, сыроежками, лисичками; цветами, листьями и т. д.)». Дети «пришли из леса». Логопед спрашивает: «Откуда ты принес сыроежки?» (Я принес сыроежки из леса.) И т. д.

  • Развитие связной речи

Составление рассказа «Грибы и ягоды»:

«Мухомор - это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.

Подосиновик - это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подоси­новик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.

Шиповник - это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колю­чие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него - маленькие ко­сточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».

Дети хором повторяют рассказ. Затем логопед просит ко­го-нибудь еще раз рассказать о грибах и ягодах.

  • Физкультминутка

«Раздели слово ножками». Дети должны разделить называемые слова на слоги (словарь по теме). Со словами мы играем, Их ногами разделяем.

  • Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]. Буква Ы

Характеристика звука (гласный, поется, произносится го­лосом, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед).

Определение позиции звука в словах.

На доске - картинки с изображением грибов и ягод. Де­ти называют их и говорят, где расположен звук [ы] (в сере­дине или в конце слова).

«Один - много». По возможности используется словарь по теме. Воспитатель произносит слово в единственном числе, а дети - во множественном, при этом в слове появляется звук [ы]. Воспитатель обращает на это внимание детей.

«Найди ошибку». На доске расположено несколько кар­тинок. В названии одной из них нет звука [ы]. Дети долж­ны найти ее.

« Чего не стало?» На доске - несколько картинок. Воспитатель незаметно от детей убирает одну или две из них. Дети должны определить, каких картинок не стало.

«Запомни и повтори». Дети называют 6-7 картинок с изо­бражением грибов и ягод. Затем картинки убирают, а дети должны назвать их по памяти.

Знакомство с буквой Ы: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на доске, отыскивание в алфавите. Воспитатель. Куда «смотрит» буква Ы? (Вправо.)

Заучивание потешки.

Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву... (ы).

Воспитатель объясняет детям, что буква Ы может быть только в середине или в конце слова, что с нее слова не начинаются.

Чтение звукокомплексов: ауы, иоы, ауыи, иыо, ауиоы. Дети должны определить, сколько букв в каждом звуко-комплексе.

Чтение слов: мы, мама, мамы, ум, умы. Составление гра­фических схем слов.

Подбор схем к словам (слова из предыдущего упражнения).

Серия «Лесные сказки» об обитателях леса: животных и растениях. «Бледная поганка»

В этой части из серии лесные сказки рассказывается о белом грибе

ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "ГРИБЫ"

МАТЕРИАЛЫ
Картинки и картины с изображением леса, грибов; муляжи грибов; искусственная зелень, нарисованные или сделанные со­вместно с детьми деревца или ветки березы, осины, ели, дуба, сосны; кубы из спортивного оборудования или перевернутые вед­ра, задекорированные под пень; книги о грибах, детская энцик­лопедия и др.
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ
Гриб-лесовик из фильма-сказки «Морозко».

Первая половина дня . Утро

Вводная беседа
Цели: вызвать интерес к теме; настроить на предстоящую де­ятельность; собрать внимание, совместно спланировать основные этапы тематического дня (путешествие в царство грибов).

Оформление групповой комнаты
Цели
: знать зависимость расположения грибов oт растений (растут ли они группами-семейками или по одному, под дере­вом, в траве или на пне); уметь действовать сообща, договари­ваясь друг с другом, планируя размещение наглядного матери­ала; использовать пояснительную речь при оформлении группы фрагментами царства грибов.

Утренняя гимнастика «Отправляемся в царство грибов»
Цели: знать, какие бывают грибы, где они растут; уметь син­хронно с текстом выполнять разнообразные упражнения в иг­ровом образе; двигаться ритмично в разном темпе, ориентиру­ясь в пространстве.

* * *

Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют со­ответствующие движения.
По тропинке в лес пойдем,
Много там грибов найдем.
Топ-топ-топ - шагают ножки,
Топ-топ-топ - идут по дорожке.
Наши ножки не устали
В лес быстрее побежали.
До поляны добежали,
У пенечков сразу встали.
Мы посмотрим вправо, влево,
Ловко примемся за дело.
Вниз, под ноги поглядим
И присядем, посидим.
Разбредемся кто куда.
Не случилась бы беда!
Далеко не уходите,
А грибочки вы ищите.
Приседайте, наклоняйтесь
И набрать грибов старайтесь.
Вот лесной ручей бежит
И куда-то все спешит.
Перепрыгнем мы его
И не скажем ничего.
Пусть бежит себе вперед,
За собою нас ведет.
А теперь на мох ступаем,
Мягко, мягко наступаем.
Как по мягкому ковру,
Ходим тихо мы в бору.
А во мхе боровички,
Чудо - дивные грибки!
Мы присядем, мох раздвинем,
Осторожно ножку вынем.
Бор закончился, гляди:
Там березки впереди.
В сарафанах круглый год
Водят плавно хоровод.
В круг и вы скорей вставайте,
Дружно песню запевайте.
Песню пойте и смотрите,
Подберезовик ищите.

(Дети поют один куплет «Во поле береза стояла».)
Весь березнячок прошли.
Сколько там грибов нашли!
На пути осинки ждут,
Нас листочками зовут.
Все осинки встали в ряд,
Весело на нас глядят.
Вдруг из ряда разбежались
И в колонну все собрались.
Разыгрались мы совсем -
В треугольник встали все.
Вот вершина, вот углы.
Будь внимателен! Смотри!
Головой вокруг крути,
Подосиновик ищи.
Он с оранжевой головкой.
Ты его не прогляди!
Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:
Один - лисичка,
Два - свинушка,
Три - опята,
Четыре - чернушка,
Пять - пузатый боровик,
Шесть - малышка моховик,
Семь - как шляпа, черный груздь,
Восемь - я назад вернусь.
Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А десятым будет белый -
Всей корзины нашей гвоздь!
Вы внимательно искали.
Много все грибов собрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.
До свиданья, лес дремучий!
Мы к тебе еще придем.
За грибы спасибо скажем,
Весело рукой помашем.

Комплексное занятие «В царстве грибов»
Цели: знать названия наиболее часто встречающихся в дан­ной местности грибов, их внешние отличительные признаки, место произрастания (лес, луг, грибное хозяйство), какую пользу и вред могут принести грибы; способы обработки грибов (суш­ка, консервирование, засолка, заморозка), блюда, которые можно приготовить из них; уметь отличать съедобные грибы от не­съедобных по внешним характерным признакам; в игровых за­даниях использовать знания и активный словарь, накоплен­ные при изучении темы.

* * *

Педагог дает детям различные задания.

  1. Этюд «Мы - грибочки» с элементами психогимнастики. Дети превращаются в разные грибы, опираясь на воображение или используются наглядные элементы отличительных признаков грибов.
  2. Выбрать из предложенных свою шляпку, описать ее.
  3. Найти в группе свое место, обозначающее часть леса, рас­сказать, под каким деревом, во мху, в траве, на пне растет дан­ный гриб, как связаны названия деревьев и грибов.
  4. Отделить муляжи съедобных и несъедобных грибов, рас­сказать, чем они отличаются.
  5. Дорисовать картинки-символы, обозначающие, как мож­но и как нельзя собирать грибы, рассказать о них.
  6. Конкурс: кто больше назовет способов заготовки грибов и блюд из них, опираясь на картинки, кулинарную книгу.
  7. Хоровод «За грибами в лес пойдем». Используется мелодия хоровода «По малину в сад пойдем». Дети поют и танцуют.

За грибами в лес пойдем,
Плясовую заведем.
Припев:
Солнышко во дворе,
А в саду тропинка.
Вкусная из грибов
В пироге начинка.
Ты, грибочек, не ленись
И ребяткам покажись.
Припев.
Мы грибочки соберем,
Пирогов мы напечем.
Припев.

Прогулка

Игры с мячом «Съедобные - несъедобные грибы»,

«Назови себя по цвету шапочки»
Цели: знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности; уметь быстро реагировать на ко­манду педагога, ловить мяч, не прижимая к груди.
Правила. Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в кру­ге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб - съедобный или несъедобный. Если ребенок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съе­добный» или «несъедобный», а дети должны назвать конкретный гриб. Аналогично проводится игра по цвету шапочки гриба. Перед игрой педагогу необходимо вспомнить с детьми тот материал, на котором стоится игра, поскольку в быту с грибами дети сталки­ваются не так часто.

Опыты с губкой, и водой
Цели: знать о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волок­нистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая вы­воды о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать умозаключения.

Наблюдение «Грибы на деревьях и зданиях»
Цели: иметь представление о грибах, которые растут на деревьях и в сырых местах зданий, о вреде; быть внимательным, наблюда­тельным, быстро ориентироваться на участке; находить отличия лесных грибов от грибов на деревьях и зданиях; активизировать словарь по теме.

Вторая половина дня

Загадывание загадок о грибах
Цели: уметь выделять в загадке характерные признаки грибов; логически мыслить; объяснять, как отгадал загадку.

* * *

Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб.)

Пока дети - каждый в берете. Повзрослели - шляпы надели. (Грибы.)

Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под ко­ричневою шапкой, с бархатной подкладкой. (Боровик.)

Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, - он опасный. (Мухомор.)

Т. Шорыгина

Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас... (опята).

Т. Шорыгина

В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подруж­ки, зовут их... (волнушки).

Т. Шорыгина

Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной рас­тут открыто крепкие... (маслятки).

Т. Шорыгина

В рыжих шапочках сестрички, называют их... (лисички).

Т. Шорыгина

Очень к дождику привык пухлый, круглый... (дождевик).

Т. Шорыгина

На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)

Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик.)

Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)

Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)

Как вам с нами повезло! Пень один - грибов ведро. (Опя­та.)

Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно вол­ны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)

Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)

Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но об­ходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)

Если знаешь нас, срезай. А не знаешь - оставляй. (Грибы.)

Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай. (Грибы.)

Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Цели: знать содержание сказки; уметь использовать панто­мимическую и речевую выразительность для создания образа героя сказки; действовать совместно с партнерами по сцене, ориентироваться в сценическом пространстве; вносить измене­ния в сценарий, проявлять сочинительское творчество.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба»
Цели: знать цвета наиболее распространенных в данной мес­тности грибов; уметь закрашивать шаблон ритмично, в одном направлении, без пропусков.

Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов»
Цели: уметь внимательно слушать зарифмованный текст, вы­делять из него и запоминать названия грибов; выбирать из кар­тинок ту, на которой изображен названный гриб, выделять его части.

* * *

Педагог читает детям зарифмованный текст.
Подберезовик стоит,
Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины
Подосиновик глядит.
На Поляне две подружки -
Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают
Неразлучные волнушки.
Вот под ёлкою лисички,
Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху боровики,
Всей семьей здоровяки,
Дружно рядышком сидят
И в корзину не хотят.

Варианты содержания тематического дня

Дидактические упражнения Продолжи мое предложение
Цели : знать места произрастания грибов; уметь внимательно слушать предложение, заканчивать его, подбирая правильное на­звание грибов.

* * *
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

В березовой роще растут... (подберезовики).
Под осинками растут... (подосиновики).
В ельнике растут... (маслята).
В смешанном лесу растут... (белые грибы).
На старых пнях растут... (опята).
Предложения можно строить наоборот: «Подберезовики ра­стут в...».

Что будет с грибами, если...
Цель: уметь устанавливать последовательность событий, вы­ражать это в предложении.
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

Что будет, если лето засушливое?

Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?

Что будет, если осенью придут ранние заморозки?

Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?

Что будет, если грибы долго не собирать?

Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъе­добных грибах?

Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?

Что будет, если грибы плохо проварить?

Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?

От какого слова произошло название гриба?
Цель: уметь объяснять происхождение названия грибов: ли­сички, маслята, волнушки, белый гриб, мухомор, сыроежки.

Контрольные вопросы и задания

Грибы относятся к животным, растениям, или представля­ют собой самостоятельное царство?

Чем грибы отличаются от растений?

Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?

Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.

Из каких частей состоит гриб?

В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?

Назовите грибы, которые вы знаете.

Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изоб­ражением.

Какие грибы называются ложными?

Как правильно собирать грибы?

Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?

В какое время года растут грибы?

Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?

Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусорен­ном лесу, рядом с заводом или фабрикой?

Как можно хранить собранные грибы?

Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам боль­ше нравится?

Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некото­рые люди их не могут найти?

реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"

Информационно-методическое обеспечение





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов
  • Развитие связной речи, речевого слуха, координации речи с движением, общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти, логического мышления.
  • Воспитание активности, эмоциональности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: «Осенний зал» (пожелтевшие деревья, кустарники, ягоды, грибы, сухие листья, пень), проектор, слайдовая презентация, корзинки, шляпки-грибочки, тросточка грибника, кипяченая вода, брусничное варенье, стаканы.

Ход занятия

1. Организационный момент. Настрой на занятие. Слайд №1

2. Вводная беседа.

Логопед. Отгадайте загадку.

Если дождь стучит по крыше
Листья падают неслышно
Птицам улететь пора –
Это к нам стучится…..
(осень)

Слайд №2

Логопед. Правильно. Это осень. А как вы догадались, что это про осень?

Дети. Потому что осенью идут дожди, листья падают с деревьев, птицы улетают в теплые края.

Логопед. Молодцы!

3. Сообщение темы занятия.

Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Но прежде давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Послушайте меня внимательно.

Слайд №3

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ну-ка, кто мне скажет как нужно вести себя в лесу, какие правила надо соблюдать?

Дети. В лесу нельзя громко кричать.

В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.

В лесу нельзя убивать насекомых.

В лесу нельзя разжигать костер без взрослых.

В лесу нельзя оставлять за собой мусор.

Логопед. Молодцы! … возьмите корзинки. Они нам понадобятся.

3. Основная часть. Прогулка в лесу.

Логопед. Чтобы попасть в осенний лес, давайте мы с вами споем нашу песенку.

В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем Ходят «змейкой»
Друг за дружкою гуськом. Между «кочками».
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.

Звучит музыка.

Логопед. Ребятки куда мы с вами попали?

Дети. Мы попали в лес.

Логопед. В какой лес?

Дети. Мы попали в осенний лес.

Логопед. А как мы узнали, что это осенний лес?

Дети. Это осенний лес, потому что листья на деревьях желтые и красные, земля покрыта золотом.

Логопед. А какие изменения в природе происходит осенью?

Дети. Осенью на улице становится холодно. Часто идут дожди. Дуют сильные ветры. Птицы улетают в теплые края.

Логопед. А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья. Слайд №4

Дети. Листопад.

Развитие воздушной струи. Слайд №5

Логопед. Давайте мы сами устроим листопад. Вот вам листочки. Сейчас мы будем на них дуть. Когда дуем, помним - губы трубочкой, щеки не надуваем.

Логопед. Раз, два, три листопад начнись.

Дети дуют на засохшие листочки березы.

Логопед. Молодцы! У нас получился очень красивый листопад. Кто мне скажет, что растет в осеннем лесу?

Дети. В осеннем лесу растут грибы и ягоды.

Логопед. Давайте мы с вами в наши корзинки соберем их. В одну корзинку соберем грибы, в другую ягоды. Пойдемте.

Логопед. Ребятки посмотрите вот и наш первый гриб. Кто знает, какой это гриб?

Дети. Это подберезовик. Слайд №6

Логопед. Как вы определили?

Дети. Подберезовик растет под березой. Шляпа у него круглая, темно-коричневого цвета, а ножка тонкая, высокая.

Логопед. Возьмем этот гриб?

Дети. Да.

Логопед. Почему?

Дети. Подберезовик съедобный гриб.

Логопед. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы. Положим подберезовик в корзинку. Посмотрите, какой гриб спрятался в травке?

Дети. Это лисичка. Слайд №7

Логопед. А как вы узнали?

Дети. Лисичка растет в траве. Она желтого цвета. У нее круглая шляпка и тонкая ножка.

Логопед. Как вы думаете, почему этот гриб назвали лисичкой?

Дети. Потому что этот гриб похож на лису.

Логопед. Возьмем лисичку?

Дети. Да, она съедобный гриб.

Логопед. Но прежде нам нужно придумать предложение о грибах – лисичках по данной схеме.

____ ____ ____ _____ . Слайд №8

Дети. Лисичка растет в лесу. Лисичка похожа на лису.

Логопед. Молодцы! Возьмем лисичку. Посмотрите, какой красивый гриб. Давайте возьмем его пока никто не взял. Слайд №9

Дети. Это мухомор. Его нельзя брать, он ядовитый.

Логопед. А что значит ядовитый?

Дети. Ядовитый – это значит опасный для здоровья, им можно отравиться и умереть.

Логопед. А какие еще ядовитые грибы вы знаете?

Дети. Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб.

Логопед. Сейчас я проверю, сможете ли вы определить несъедобные грибы. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно, назовите грибы, скажите какой гриб лишний и почему.

Мухомор, белый гриб, подберезовик, груздь. Слайд №10

Масленок, бледная поганка, боровик, лисичка. Слайд №11

Логопед. А теперь, соберем семейку слов. Как мы назовем маленький гриб?

Дети. Грибок. Слайд №12

Логопед. А как назовем очень большой гриб?

Дети. Грибище.

Логопед. Как называют человека собирающего грибы?

Дети. Грибник.

Логопед. Ребята, я думаю нам достаточно грибов. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных. Сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Грибник». Хотите?

Дети одевают шляпки-грибы, грибник берет тросточку.

Дети двигаются по залу врассыпную топающим шагом.

Я – грибник, а вы грибы.
Ну-ка, прячьтесь за дубы!
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду грибы искать!

Грибник. Мне понравился гриб мухомор, я его выбираю.

Логопед. А сейчас мы проверим, насколько внимателен наш грибник. Ну-ка, грибы, построились в один ряд. Грибник, запомни, как стоят наши грибочки. Сейчас они поменяются местами. Запомнил? Закрывай глаза.

Грибник закрывает глаза.

Логопед. Открывай, какие грибы поменялись местами.

Логопед. Молодцы, ребята! Поиграли, отдохнули. Теперь нам надо наполнить вторую корзинку. Что мы соберем?

Дети. Мы соберем ягоды.

Логопед. Где растут ягоды?

Дети. Ягоды растут в лесу на высоких и низких кустах.

Логопед. А какие лесные ягоды вы знаете?

Дети. Брусника, малина, черника, клюква.

Логопед. Сейчас мы проверим. Сможете ли вы найти эти ягоды в лесу. … найдут малину. … найдут бруснику. … найдут чернику. Кто нашел ягодку, стоит рядом с ягодой.

Логопед. … какую ягоду вы нашли.

Дети. Мы нашли малину. Слайд №13

Логопед. Докажите, что это малина.

Дети. Малина растет на высоких кустах. Ягоды у малины сложной формы, красного цвета.

Логопед. … какую ягоды вы нашли.

Дети. Мы нашли бруснику. Слайд №14

Логопед. Докажите, что это брусника.

Дети. Брусника растет на низких кустах. Ягоды у брусники круглой формы, красного цвета.

Логопед. … какую ягоду вы нашли?

Дети. Мы нашли чернику. Слайд №15

Логопед. Молодцы! Вы все правильно определили ягоды. Но прежде чем наполнить нашу корзинку ягодами сделаем звуковой анализ слова малина.

Слайд №16

Логопед. Ну вот, наши корзинки полные. Пора нам и домой возвращаться.

Слайд №17

Под музыку идут домой.

5. Практическая часть.

Логопед. Вот мы и дома. Поставим наши корзинки. А что нужно сделать с грибами и ягодами по приходу домой? Слайд №18

Дети. Ягоды и грибы нужно перебирать, очищать и помыть.

Логопед. Что можно сделать с грибами, что можно приготовить?

Слайд №19

Дети. Из грибов можно сварить грибной суп, жаркое. Грибы солят, сушат, маринуют.

Логопед. А что можно приготовить из ягод?

Дети. Из ягод можно приготовить варенье, джем, повидло. Можно сделать сок, компот, морс, сироп. Слайд №20

Логопед. Если мы сделаем сок из малины, то какой это будет сок?

Дети. Малиновый сок.

Логопед. Если приготовим джем из ежевики?

Дети. Ежевичный джем.

Логопед. Если сделаем сироп из брусники?

Дети. Брусничный сироп.

Логопед. Молодцы! Сейчас мы с вами из брусничного сиропа сделаем брусничный морс. Для этого нам нужна кипяченая вода и брусничный сироп.

В воду наливаем немного брусничного сиропа, аккуратно перемешиваем и у нас получается брусничный морс. Наливаем в стаканы. Пробуем. Ну как?

Дети. Очень вкусно.

Логопед. Ребята морс не только очень вкусный, но и очень полезный, так как в ягодах много витаминов необходимых нашему организму.

6. Итог занятия. Оценка работы детей. Слайд №21

Лексическая тема «Ягоды. Грибы»

в старшей группе.

Ребенок должен знать: названия садовых и лесных ягод, где растут ягоды, как растут ягоды (На деревьях, больших или маленьких кустах). За садовыми ягодами ухаживают люди, а лесные - растут сами. Ребенок должен знать названия грибов, различать ядовитые и съедобные грибы.

Стихотворения

В лес по ягоды.

Корзина малины

В руках у Аленушки.

А у Танюшки в корзине – на донышке.

Вздохнула Танюша

И маме сказала:

«Малину я в рот

По ошибке бросала»

Т.Дмитриев.

«Земляника»

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад наклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

Ю.Кушак.

Пальчиковая гимнастика.

Цель : развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Игра “Большой- маленький

Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Гриб- грибок, грибочек

ягода- ягодка


Дерево- деревце

куст- кустик

малина - малинка
земляника – земляничка

черника – черничка

клюква-клюковка

Игра “Один- много”

Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса.
Гриб- грибы

ягода- ягоды


Дерево- деревья

куст- кусты

Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

Игра “Подскажи словечко ”.

Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.

Цель: учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.

Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

Упражнение «Эхо»

Цель : развивать умение говорить с разной громкостью.

Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цель: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И.Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

Скороговорка

Цель: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Игра «Кто заблудился?»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за

правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Осень - время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и

ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

-Бабушка, - спрашивала Катя. - Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

-А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

- Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

-Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

-Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

- А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цель: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и

«садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём

(начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква,

черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цель: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и

начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цель: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл.

Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

-Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрализемляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

-Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

-Что ж ты, Саня, - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала.

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

- Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?



Подготовила: Воспитатель - Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Лес (грибы, лесные ягоды)».

Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде их обитания, назначении, времени сбора.

Образовательные задачи:

Уточнить и расширить представления детей о грибах и лесных ягодах, их отличительных особенностях.

Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод.

Расширить и уточнить словарь по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом).

Развивающие задачи:

Активизировать речевую деятельность детей.

Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.

Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию, силу голоса.

Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.

Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Игрушка – ежик, осенние листики, муляжи грибов, предметные и разрезные картинки с изображениями грибов и лесных ягод, карточки с изображениями одного, двух, трех и четырех мухоморов, куклы по числу детей, сюжетная картинка с изображением девочки, укачивающей куклу, сюжетная картина «Ранняя осень», мяч среднего размера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово Кемеровской области.

Конспект совместной образовательной деятельности

по теме «Лес (грибы, лесные ягоды)»

Подготовила: Воспитатель - Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Лес (грибы, лесные ягоды)».

Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде их обитания, назначении, времени сбора.

Образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о грибах и лесных ягодах, их отличительных особенностях.
  • Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод.
  • Расширить и уточнить словарь по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом).

Развивающие задачи:

  • Активизировать речевую деятельность детей.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
  • Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.
  • Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию, силу голоса.
  • Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.
  • Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Игрушка – ежик, осенние листики, муляжи грибов, предметные и разрезные картинки с изображениями грибов и лесных ягод, карточки с изображениями одного, двух, трех и четырех мухоморов, куклы по числу детей, сюжетная картинка с изображением девочки, укачивающей куклу, сюжетная картина «Ранняя осень», мяч среднего размера.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ. Вводная.

1.1. Организационный момент.

Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными дарами леса в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. Это же ежик.

Воспитатель. Давайте поздороваемся с Ежик.

Дети (все вместе). Здравствуй Ежик.

Воспитатель. А откуда к нам пришел ежик?

Дети (все вместе). Из леса.

Воспитатель. Посмотрите, что с собой принес ежик из леса. Это листочки, под которыми спрятано что-то. Чтобы узнать, что спрятано под листочками отгадайте загадки.

Воспитатель загадывает загадки.

В коричневой шляпке,

На пестренькой ножке

Стоит под березкой

У самой дорожки.

(Подберезовик)

Встали возле тропочки

Желтенькие кнопочки.

Симпатичные сестрички!

Назовите их.

(Лисички)

Этот гриб - любимец мой -

С ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор)

Воспитатель. Молодцы, все загадки разгадали.

2 ЧАСТЬ. Основная .

2.1. Беседа по картине «Ранняя осень».

Цель: развитие диалогической речи. Расширение и уточнение словаря по теме «Грибы».

Воспитатель помещает на доску картину «Ранняя осень», позволяет детям рассмотреть ее и организует беседу.

Воспитатель. Кого вы видите на картинке? Дети. Детей.

Воспитатель. Что они делают в лесу?

1-й ребенок. Гуляют.

2-й ребенок. Собирают листья.

3-й ребенок. Собирают грибы.

Воспитатель. Правильно. Дети гуляют в лесу и собирают листья, рябину, грибы. Какие грибы вы видите около пенька, рядом с пеньком?

Дети. Подосиновики.

Воспитатель помещает на доску предметную картинку с изображением подосиновика.

Воспитатель. Верно. Какие шляпки у подосиновиков?

Дети. Красные.

Воспитатель. У подосиновиков красные шляпки и прямые серые ножки. А какой гриб вы видите под березой?

Воспитатель. Подберезовик.

Воспитатель помещает на доску предметную картинку с изображением подберезовика и демонстрирует детям муляж этого гриба.

Воспитатель. Какая шляпка у подберезовика?

Дети. Темная.

Воспитатель. Правильно. Она почти черная. А ножка у него серая, но потоньше, чем у подосиновика. А какие грибы лежат в корзинке?

Дети. Подосиновики.

Воспитатель. Верно. В корзинке лежат подосиновики. А какие грибы вы знаете еще?

Воспитатель помещает на доску несколько предметных картинок и демонстрирует детям муляжи этих же грибов.

1-й ребенок . Лисички.

2-й ребенок. Сыроежки.

3-й ребенок. Белый гриб.

Воспитатель. Молодцы! Вот как много названий грибов вы вспомнили. Давайте расскажем о них. Какие ножка и шляпка у лисички?

Дети. Желтые.

Воспитатель. А ножка толстая или тонкая?

Дети. Тонкая.

Воспитатель. Все эти грибы растут в лесу под деревьями, во мху, в траве. Девочки и мальчики, их родители собирают грибы. Грибы обычно собирают поздним летом или осенью. А что можно приготовить из грибов?

Дети. Пожарить. Воспитатель. Правильно из грибов делают жаркое, варят суп. Чтобы приготовить жаркое грибы собирают, моют, чистят, режут, жарят.

Воспитатель. А все грибы можно собрать и кушать? Дети. Нет.

Воспитатель. Правильно, есть грибы съедобные, и несъедобные. Какие вы знаете несъедобные грибы? Дети. Мухомор, поганка.

2.2. Пальчиковая гимнастика «Мухомор».

Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с движением.

2.3. Упражнение «Бабочка и грибок».

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.

На доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

Воспитатель: Где сидит бабочка? Дети: На грибке.

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает: Откуда слетела бабочка? Дети: С грибка.

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву: Где сидит бабочка? Дети: В траве. И т. п.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

2.4. Игра с мячом «Один - много».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных); развитие ловкости, умения бросать мяч от груди и ловить его обеими руками.

Воспитатель предлагает детям поиграть в мяч, объяснив, что он будет бросать мяч и называть один гриб, а дети кидать мяч обратно и называть несколько таких же грибов.

Воспитатель. Подосиновик. 1-й ребенок. Подосиновики.

Воспитатель. Подберезовик. 2-й ребенок. Подберезовики.

Воспитатель. Лисичка. 3-й ребенок. Лисички.

Воспитатель. Сыроежка. 4-й ребенок. Сыроежки.

Воспитатель. В лесу растут не только грибы, но и ягоды. Давайте пройдем на ковер и рассмотрим картинки с лесными ягодами.

2.5. Подвижная игра «За малиной».

Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением; уточнение словаря по теме «Лесные ягоды»; закрепление навыка ходьбы по кругу в общем для всех темпе.]

Воспитатель предлагает детям встать и образовать круг, делает вместе с ними упражнение, давая образец интонирования речи.

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.

(Идут в хороводе, взявшись за руки.)

Спелых ягод наберем, наберем.

(Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.)

Солнышко высоко,

(Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.)

А в лесу тропинка.

(Наклоняются и пытаются достать пол.)

Сладкая ты моя, Ягодка-малинка.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

2.6. Загадки.

Цель: развитие слухового внимания.

Дети с воспитателем садятся вокруг мольберта, на котором находятся предметные картинки с изображениями лесных. Воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет загадывать им загадки о лесных ягодах, которые изображены на картинках.

На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.

(Земляника)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Черная такая?

На кусточки, под листочки,

Кто-то бусы бросил, -

Все поляны в черных точках

У зеленых сосен.

(Черника)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

Сразу станет кисло.

(Клюква)

2.7. Рассмотрение предметных картинок с изображением лесных ягод.

Цель: развитие диалогической речи, расширение и уточнение словаря по теме «Лесные ягоды». (Отработка прилагательных: красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый).

Воспитатель обращает внимание детей на цвет и форму ягод.

Воспитатель . Посмотрите, это малина. У нее красные овальные ягоды.

Воспитатель . Дети, а что вы можете рассказать о цвете и форме лесной ягоды, которая называется – черника (земляника, клюква)?

Дети. Черника круглой формы, синего цвета. …

Воспитатель. А что можно приготовить из ягод?

Дети. Варенье, …

Воспитатель. Правильно, из малины, черники, земляники варят варенье, компот, джем, делают повидло, фруктовые салата, соки, пироги, др. Все это полезное и вкусное».

Воспитатель. Ягоды растут не только в лесу, но и в саду. Урожай ягод собирают летом и осенью. В лесу и саду растут разные ягоды.

2.8. Игра «Брать - НЕ брать».

Цель: увеличение словарного запаса (тема «Ягоды»), дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.

Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх. (земляника, крыжовник, красная смородина, виктория, черника, черная смородина, малина.)

2.9. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с движением, уточнение словаря по теме «Лесные ягоды».

2.10. Формирование понятия о речевых и неречевых звуках.

Цель: развитие слухового восприятия.

Воспитатель предлагает детям пройти к столу, сесть на стульчики, внимательно послушать и рассказать обо всем, что они слышат сейчас вокруг себя.

1-й ребенок. Дети поют.

2-й ребенок. Шумит ветер.

3-йребенок. Волк воет.

4-йребенок. Дождик идет.

Воспитатель. Вот сколько разных звуков вы слышали. И звери, и ветер, и дождь производят разные звуки. А люди умеют произносить звуки. Когда люди говорят, они произносят звуки (помещает на мольберт картинку с изображением девочки, укачивающей куклу). Как девочка укачивает куклу? Что она ей поет? Какой звук?

Дети. А-а-а-а-а!

Воспитатель. Правильно. Встаньте рядом со стульчиками, возьмите кукол на руки. Давайте тоже споем им колыбельную песенку. Будем петь звук [а].

Дети укачивают кукол и поют звук «а-а-а».

Воспитатель. Вы замечательно спели колыбельную, и куклы уснули. Положите их на стол.

3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов .

Цель: оценка работы детей, развитие общих речевых навыков (формирование навыка ясной шепотной речи.

Воспитатель предлагает детям тихо сесть на стульчики.

Воспитатель (шепотом). Куклы уснули, чтобы их не разбудить, будем говорить очень тихо, шепотом. Расскажите, о чем мы говорили на занятии, в какие игры играли. Говорите тихо, как говорю я.

Дети называют игры и задания. Воспитатель оценивает деятельнос ть каждого ребенка.


Пальчиковые игры

по лексической теме «Грибы. Лесные ягоды»

в режиме дня, средняя группа

Программное содержание. Развитие мелкой моторики, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. Формировать умение слушать воспитателя.

Ход игры

Игра - ситуация «Путешествие в лес.»

Воспитатель. - Осенью созревает урожай. И люди, и звери делают запасы на зиму. Сегодня мы с вами отправимся в лес и узнаем, какой урожай в лесу вырос.

На лошадке ехали, до леса доехали.

Гоп, гоп, гоп, гоп - стоп!

Мы в лес приехали!

Мы по лесу пойдём, ягоды соберём.

А помогут нам ягодку собрать наши пальчики.

Приготовьте пальчики девочки и мальчики.

Пальчиковая игра «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять.

(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Упражнение на дыхание «Чем пахнет лес»

Ягоды мы собрали.

(сделать чашечку из двух ладошек)

Носиком вдыхаем, ротиком выдыхаем.

Воспитатель. - Ой, ребята, а в лесу ещё чем то пахнет. Закройте глазки и понюхайте. Носиком делаем вдох, ротиком выдох.

(поставить грибок)

Дети. (открывают глаза) Грибами.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Воспитатель. - Ребята, давайте поможем зверятам, сделать запасы на зиму.

Игра «За грибами» (используя картинки)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(Дети идут в хороводе.)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

(Скачут в присядку, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

(Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

(Скачут стоя, срывают воображаемые грибы.)

Медведь проходил,

мухомор раздавил.

(Идут в развалку, затем топают правой ногой.)

Воспитатель . Спасибо вам ребята, за помощь зверятам.

Нам в детский сад пора.

Поедем? Садитесь на лошадку!

(Дети под музыку скачут галопам)

На лошадке ехали, до садика доехали.

Гоп, гоп, гоп, гоп - стоп!

В детский сад приехали!

Аннотация

Пальчиковые игры по лексической теме «Грибы. Лесные ягоды» в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторики, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены: игровая ситуация «Путешествие в лес», две пальчиковые игры «За ягодами», «Грибы», упражнение на дыхание «Чем пахнет лес», игра на имитацию «За грибами» с использованием картинок.