Меч ниндзя-то – легендарное оружие японских ниндзя. Самое смертоносное оружие из арсенала ниндзя (10 фото)

Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень») - так называли разведчиков-невидимок, специалистов по тайным убийствам, шпионов, не оставлявших следов средневековых лазутчиков. Однако точный перевод более прост и емок - «терпеливые», а учение, которому они следовали, - ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым». Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

Ниндзя, тайные агенты средневековой Японии, не были самураями, но в продолжавшихся столетиями столкновениях военной знати они играли важную, иногда решающую роль. Они совершали порой невероятное. Так, утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежавшего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук - его убили спящим. Удивительным оказалось и другое: воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был неудивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитавших в темных подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом.

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сёгуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом - Сёгуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина - на конях сидели два воина без голов. Сам же самурай исчез, а его конь в испуге задирал морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя.

Предполагается, что ниндзя и их искусство действовать тайно и незаметно появились благодаря развитому в средневековой Японии ремеслу шпионажа.

Но есть утверждения, что ниндзюцу зародилось в Японии в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Однако другие исследователи, считают это вымыслом, который объясняется спецификой Востока, где считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI-VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например: изготовление и использование ядов, бои подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины - ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII-VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Чтобы удовлетворить его, близ Киото появилась первая школа ниндзюцу, которая принадлежала клану Хаттори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое духовность.

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи с еще большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не имеющие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч катана стоил страшно дорого.

Естественно, катана - «душа самурая» - был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами - легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе - количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка. Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

Характерным оружием ниндзя были кусаригама - крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку (нунчаку) - цеп для обмолота зерна; тонфа - ручка ручной зерновой мельницы. Особую категорию составляли мелкие подручные предметы - тонки (например, обычная иголка). К тонкам относились и метательные орудия - например, сюрикены (остро заточенные многогранные пластины). Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 метров. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5-6 штук.

Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя оставлял за собой острые шипы - тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл. Яд тоже входил в арсенал ниндзя.

Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку (Гасило) с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее. При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше.

Междоусобные войны XII века в Японии усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории - Камакура (1185-1333 гг.) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу (только на острове Хонсю их насчитывалось от 25 до 70). Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей - копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару (легконогие). Они-то и были прообразом тех, кого стали позднее называть ниндзя.

Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории - гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

Кланы ниндзя зачастую формировались и в деревнях - для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким - его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага «по правилам», как предписывал кодекс самурайской чести - бусидо. Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться: «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди имелись десятки методов. «Терпеливый» умел просачиваться сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20×20 сантиметров. Благодаря тренировкам, начинавшимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке - личная безопасность превыше удобств. Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом либо в горло летел сюрикен.

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. В открытых дуэлях меч самурая был для шпиона смертным приговором. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго - мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву.

Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним, мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием были красота, изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай - удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Школы, где готовились ниндзя, находились в уединенных, недоступных, строго охраняемых местах. Все, что делалось в этих школах, было окутано глухим покровом тайны.

В секретных школах ниндзя обучали огромному множеству вещей. Главное внимание уделялось тренировке силы, выдержки и умения в совершенстве владеть своим телом, ведь от этого впоследствии могла зависеть жизнь ниндзя. Вдобавок будущие агенты осваивали различные способы выживания в экстремальных ситуациях - в ледяной воде или под водой, при длительном голодании, после получения тяжелых увечий. Они должны были также уметь быстро и незаметно, в полном снаряжении преодолевать любые препятствия - стены замка, засеки, бурные водные потоки, болота, проникать в самый неприступный вражеский лагерь. Немаловажное значение для успешной деятельности ниндзя имело владение искусством маскировки, ведь им часто приходилось под самыми разными личинами, в самых разных облачениях неожиданно скрываться, заметая следы. И потом, будущему тайному агенту, разумеется, полагалось безукоризненно владеть всеми существовавшими в Японии видами оружия, и прежде всего теми, что убивали бесшумно. Главным «оружием» ниндзя было терпение. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в зал. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки - го.

Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Молодые люди, прошедшие подобное многолетнее обучение, становились членами разбросанных по всей стране тайных обществ, в которых никто друг друга не знал. Ловко маскируясь, ниндзя поодиночке жили в городах и деревнях. Они не знали ни имен своих предводителей, ни где они живут и даже никогда не видели их. Такие меры предосторожности гарантировали, что в организацию не сможет проникнуть ни предатель, ни шпион.

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял своего слугу в условленное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.

Такими местами, в частности, были увеселительные кварталы крупных городов. Как только посредник признавал в слонявшемся по улице чужаке вероятного заказчика, он подходил и завязывал беседу. Если эти двое заключали сделку, то посредник сообщал об этому другому посреднику. Тот, в свою очередь, передавал поручение - опять же окольными путями - начальнику ниндзя того округа, в котором следовало выполнить задание заказчика. Сначала начальник ниндзя узнавал о всех деталях планируемой операции, а затем отдавал приказ о ее проведении.

Ниндзя, который получал заказ, был полностью предоставлен самому себе. Он тщательно, учитывая каждую мелочь, готовился к предстоящему делу. Он собирал подробнейшую информацию обо всем, что имело отношение к его заданию: о месте будущей операции, человеке, которого он должен был убить, планировке замка, охране военного лагеря, устройстве защитных сооружений и о многом другом. Затем он подбирал подходящую одежду, необходимое снаряжение и оружие и под видом монаха, бродячего актера, торговца, крестьянина или переодевшись женщиной отправлялся в путь. По дороге он прислушивался ко всем разговорам и старался завязать нужные знакомства. Добравшись до места назначения, ниндзя начинал наблюдать за интересующими его людьми или объектами. Для этого он выбирал подходящее укрытие, где проводил, не шелохнувшись, по многу часов.

Узнав таким образом все, что было необходимо, он приступал к разработке плана действий. Следовало взвесить все возможные варианты и выбрать из них лишь один. Например, если ниндзя получал задание убить высокопоставленного самурая, то с помощью разных хитростей или акробатических трюков он должен был попасть к нему в дом. Нападал он обычно из засады - тихо, внезапно и вероломно, тут все средства были хороши. Ниндзя мог убить приговоренного к смерти человека, ударив его ребром ладони, задушив или заколов кинжалом. Иногда несчастных отправляли на тот свет, например, влив им в рот яд в то время, когда они спали.

Продумывая свои действия шаг за шагом, ниндзя всегда предусматривал и пути отступления. Скрываясь с места преступления, «воин-тень» мог прыгнуть в глубокий крепостной ров (тогда ему приходилось прятаться под водой и дышать через бамбуковую трубку) либо, вооружившись крючьями и веревкой, перескакивать с крыши на крышу или с одной верхушки дерева на другую - потому и пошла молва, что ниндзя умеют летать.

Чтобы очистить себе дорогу назад, ниндзя пользовался разными отвлекающими средствами: например, подготовив все заранее, поджигал дом своей жертвы. Поднималась суматоха. Пока домочадцы и челядь бегали за водой, звали на помощь, пытались тушить огонь, убийца уходил никем не замеченным.

Ниндзя был готов и к неудачному исходу дела. Если он попадал в руки противников, то убивал себя, вонзая в горло кинжал, или, если заколоть себя не успевал, раскусывал капсулу с ядом - ее во время чреватой опасностями операции он всегда предусмотрительно держал за щекой.

Ниндзя должен был владеть не только специальным оружием и приемами для осуществления тайных операций, но и не хуже самураев действовать их вооружением. Дело в том, что ниндзя часто внедрялись на службу к противнику и состояли в числе самураев этого клана. И если бы их вооружение чем-либо отличалось от вооружения остальных самураев, то плохо пришлось бы этим шпионам. Кроме того, ниндзя, как правило, имели достаточно средств, чтобы приобрести хороший меч, а хорошее оружие они любили ничуть не меньше самураев.

Видео о Ниндзя.

Оружие Ниндзя (сверху фото, снизу описание).

Колющее оружие с клинком круглого или многогранного сечения. Крюк у рукояти предназначен для перехвата оружия противника

Метательный нож

Меч длиной около полуметра. Навершие рукояти снабжено иглой, часто отравленной. Игла могла убираться внутрь полой рукояти. Меч носили за спиной

Обоюдоострый кинжал с дополнительным клинком, снабженный длинной веревкой с кольцом. Использовался как ударное оружие, а также в качестве кошки

Трансформировавшийся из сельскохозяйственного серпа. Часто им пользовались как парным оружием

Дополнительно оснащался цепочкой длиной 2,5 метра с грузом на конце

Японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Металлический шарик с шипами, который ниндзя метал под ноги противнику

Миниатюрное духовое ружье длиной около полуметра, стреляло отравленными стрелками - хари (вверху)

Бамбуковое духовое ружье, стрелявшее стрелками в виде бумажного конуса с зазубренным отравленным наконечником

Боевой веер, при раскрывании которого обнажались отравленные спицы. Иногда веер скрывал миниатюрный арбалет

— укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера.Метательные стрелки длиной 10-15 сантиметров ниндзя носил по несколько штук в футляре, пристегнутом к ноге или предплечью

Боевой посох, внутри которого скрывалась цепь с гирьками

Полый посох, внутри которого замаскирована цепь с крюком на конце

Пустотелый шест с пропущенной через него веревкой с крюком. Выпущенные через специальные отверстия петли позволяют использовать сино-битсу в качестве лестницы.

Меч ниндзя — один из самых любопытных предметов в арсенале японских. И дело даже не в особой хитроумности его устройства — с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях. Что же реально представлял собой этот загадочный меч ниндзя-то?

Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.

Ораньжевая рукоятка синоби-гатана

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком.

Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо — около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

Прямые ниндзя-то выдумка

И все. Hичего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских же энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Судя по всему, прямые ниндзя-то — выдумка режиссеров боевиков.

И если кто-то попытается демонстрировать вам с прямым мечом в руках, можете быть уверены — перед вами жулик.

И никакие утверждения вроде: — здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч и потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Hет. Hиндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Особеность меча ниндзя

Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости , но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка.

В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.

шнур сагэо

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п. Синоби даже кодифицировали так называемые — сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные гарда и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.

Гарда меча ниндзя

Защита от воды и отличия от самурайского меча

Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч является обузой во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким и обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Описание мечей по испанским рукописям подделкам-имитациям

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то модно описывать ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям.

Вот как описывает синоби-гатану уже поминавшийся в этой главе Валерий Момот:

  • Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая — прим. автора) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье:
  • В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд):
  • За гасира (правильнее касира — прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок.

Меч синоби-сайа

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки испанских дизайнеров, воплощенные в, которыми сейчас завалены магазины в Москве и других крупных городах стран СHГ.

Меч ниндзя - ниндзя-кэн (ниндзя-то) был прямым и коротким, короче меча самурая; общая длина составляла меньше метра, клинок - 50-60 см.

Меч как инструмент

Длинная рукоять могла вмещать в себе тайник, была хорошим рычагом при взламывании. Прямое лезвие удобно для бурения дыр, прорубания дверей, расшатывания бревен и каменной клади, копания земли. Квадратная гарда (цубо) использовалась как ступенька, при ударе в голову служила как кастет.

Многофункциональные ножны

Ножны (сая) изготавливались предельно прочными, со сквозной полостью.

Они использовались как дубинка или качели, на которых сидя могли отдыхать. Вставив в полость рукоять меча и закрепив его, получали короткую алебарду для боя и дистанции. Ножны служили как тайник для писем, ядов, дротиков, отмычек, цепочек, отравленных шипов…

Переправляясь или затаившись под водой ниндзя мог долго сидеть, уцепившись за камни и дышать через полость ножен.

В некоторых случаях их использовали как ружьё, начиняя порохом, или как духовую трубку при выдувании колючек с ядом.

Для практичности использовались и двойные ножны для меча и ножа - танто, что впрочем встречалось довольно редко.

На ножны накручивалась прочная веревка или кожаный ремешок с быстро развазывающимся узлом для использования в самых различных целях: как жгут для остановки кровотечения, веревка для переправы или связывания и удушения противника, для транспортировки грузов или пленных, конструирования ловушек, навешивания качелей и т.д.

Наконечник-заглушка со стороны острия в ножнах порой имела небольшое лезвие и использовалась как бурав.

Нужна ли гарда мечу ниндзя?

Меч иногда не имел гарды, замаскировавшись под палку-посох.

В некоторых моделях вместо гарды имеются выступы-рожки, которыми заклинивается оружие противника.
В общем, это целый арсенал, удобный для переноски в походе. Его носили за поясом, пробираясь по лесу, иначе он цеплялся за ветки, а при неудачном перекате через голову мог ударить гардой по затылку. Да и выхватывание меча сбоку являлось более скоростным, что имеет большое значение в случае непредвиденной ситуации. Другое дело, когда появлялась необходимость куда-то карабкаться или ползти. Тогда меч на перевязи помещали за спину.

Практичное применение меча

Если маршрут был длинным, ниндзя мог и не брать с собой меч, а отобрать у самурая длинный меч-катана или короткий-вакидзаши, и орудовать “трофейным” оружием.

Коротким мечом было гораздо проще сражаться в узких коридорах замка, в небольших помещениях или толпе.

Для практичного ниндзя меч был просто удобным куском железа, инструментом, не более того. И он не сильно горевал, бросая его в случае необходимости или для отвлечения внимания. В отличии от самурая, для самурая потеря меча, означало потерю достоинства.

Техника выхватывания меча ниндзя тоже отличалась от самурайского искусства. Выхватывать его приходилось порой из-за спины, одновременно спрыгивая с дерева и тут же нанося удары.

Техника владения мечом предусматривала также выхватывания оружия из-за пояса, сразу переходя к ударам, вынимая его по дуге снизу вверх или по диагонали.


В ход шли неожиданные удары концом рукояти, где в некоторых моделях оружия был хорошо заточенный выступ или шип.

Не успевая выхватить меч, можно было попробовать парировать оружие рукоятью меча.

Техника фехтования тоже существенно отличалась от самурайского. Поскольку клинок текуто плохо резал оттягивающими ударами сверху и по диагонали, широко использовались рубящие и колющие техники.

Следует учитывать, что самурайский меч - катана запросто разрубал плохое или среднего качества изделия. Поэтому не практиковалось киношных ударов клинок о клинок, при котором летят искры. Ниндзя должен был как бы обвиваться вокруг более крепкого меча или стараться ударить по нему сбоку.

Для некоторых ниндзя меч служил, так же как и для самурая - чуть ли не святыней, как у других ниндзей просто полезным инструментом и потеряв его не огорчались, потому что оружие практичного ниндзя - все же остается хитрость и умение адаптироваться под различные ситуации.

— Делитесь с друзьями

Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] Горбылев Алексей Михайлович

Меч ниндзя

Меч ниндзя

Меч ниндзя (синоби-гатана, ниндзя-то) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи» (рис. 43).

Дело не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях.

Что же реально представлял собой этот «загадочный» меч ниндзя-то?

На основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Нава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом (названия частей японского меча и ножа см. на рис. 44).

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей и лишь затем крыли лаком. Никаких украшений на них обычно не было. На конец ножен надевали отточенную железную головку кодзири. Для прочности ножны охватывали одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

И все. Ничего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что «шпионский» меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, прямые мечи ниндзя-то - выдумка режиссеров боевиков. Так что если кто-то попытается демонстрировать вам «технику фехтования ниндзя» с прямым мечом в руках, можете быть уверены - перед вами жулик. Никакие утверждения вроде: «у нас в школе было именно так…», - здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч, а потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Ниндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Главной особенностью шпионского меча являлась его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе глазы любопытных, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Нередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему появлалась возможность использовать ножны как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками, или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т. д. Синоби даже кодифицировали пресловутые «семь способов использования сагэо» - сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной, со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз.

Нава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывали рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобнее. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч - обуза во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким, но обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны, как правило, не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то принято описывать мечи ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синоби-гатану уже упоминавшийся в этой главе В. Момот: «Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая - прим. автора) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье…

…В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд)… За гасира (правильнее касира - прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок».

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки испанских дизайнеров, воплощенные в тех фантастических «ниндзя-то», которыми сейчас завалены магазины Москвы и других крупных городов Европы.

НОШЕНИЕ МЕЧА НИНДЗЯ-ТО

В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Нава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались. Аргументы японского специалиста таковы:

Во-первых, торчащие рукоять и кодзири беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть лицо или пробить висок. В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить обратно в ножны. И, в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении просто невозможно выхватить из ножен.

Вообще способ ношения меча за спиной был известен японцам с глубокой древности. Правда, носили его иначе, нежели показывают в фильмах про ниндзя: рукоять над левым плечом, а кодзири у правого бока. Этот вариант хорош тем, что правша может легко выхватить даже довольно длинный меч и столь же легко вложить его обратно. По мнению Навы, именно этим традиционным для японских воинов способом пользовались в случае необходимости «воины-тени», отнюдь не являвшиеся новаторами в данном вопросе.

Как бы то ни было, чаще всего меч ниндзя носили так, как и обычные воины - за поясом на левом боку. Именно это положение наиболее рационально, ибо меч находится в буквальном смысле под рукой. Его можно мгновенно выхватить, вытащить вместе с ножнами или засунуть обратно. Такая свобода маневра очень кстати во время тайного проникновения во вражеский дом. Двигаясь в кромешной тьме, ниндзя почти до конца выдвигал меч вместе с ножнами из-за пояса и орудовал его рукоятью как щупом. Если было нужно сделать кувырок, лазутчик одним движением левой руки сдвигал меч на середину живота, если же было нужно присесть, он перемещал меч на спину. Пролезая в щель под забором, «невидимка» вынимал его из-за пояса совсем, клал наземь, зажимал сагэо в зубах, лез в дыру, а затем втягивал меч за собой шнуром.

ОКРАСКА НИНДЗЯ-ТО

Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную гипотезу, согласно которой ниндзя-то специально делали черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдавал местонахождение лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые «черные мечи» (курогатана), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.

Действительно, в настоящее время известны некоторые образцы японского оружия, выкрашенные в черный цвет. Известно, например, что в XX веке японцы специально чернили штыки, чтобы они не отсвечивали во время ночных атак. Да и сюрикэны, которые использовали ниндзя, тоже были черными. Тем не менее, гипотеза о «черных мечах» на поверку оказывается совершенно беспочвенной.

Во-первых, название «курогатана» не встречается в древних текстах. Во-вторых, ни один из знаменитых боевых мечей не имеет лакового покрытия. Дело в том, что для шлифовки и заточки такого меча требуются колоссальные усилия, так как необходимо каждый раз удалять весь лак. В действительности, покрытые лаком мечи назывались о-каси-гатана, что буквально означает «меч, даваемый взаймы». В периоды мира князья-даймё заказывали дешевые мечи десятками про запас на случай войны, чтобы после начала военных действий вооружать ими вновь призванных на службу воинов. Так как эти мечи подлежали долгому хранению в арсеналах без употребления, их во избежание ржавления покрывали лаком (хорошие же мечи самураи хранили в бочках с маслом). Мечи о-каси-гатана обычно имели длину от 60 до 70 см, т. е. были слишком длинными для ниндзя.

В.Н. Попенко в своей книжке «Древнее оружие Востока» приводит десятки способов окраски мечей в разные цвета радужного спектра, якобы соответствующие традициям разных школ нин-дзюцу. Он пишет: «Каждая школа, чтобы подчеркнуть свое отличие и индивидуальность, использовала, помимо традиционных, также и клинки «своего» цвета… Рецепты окраски каждая школа хранила в тайне, однако секреты многих цветов были разгаданы». Согласно утверждениям Попенко, мечи Тогакурэ-рю были голубыми, Синсю-рю - сине-черными, Хатуро-рю (вероятно, имеется ввиду Хагуро-рю - прим. автора) - темно-вишневыми, Ёсицунэ-рю - бронзово-коричневыми и т. д. и т. п.

Познакомившись с этими «разгаданными» секретами, автор испытал настоящее чувство зависти: какой счастливый человек, этот Виктор Николаевич Попенко! У него, видимо, в кланах ниндзя обширные связи! Даже в японских музеях нин-дзюцу ни одного крашенного меча нет, а он уже где-то рецепты окраски клинков сразу по одиннадцати школам раздобыл!

Но увы! Крашенных «по-попенковски» мечей в Японии пока не нашли. И как ни поражают воображение отдельных слишком доверчивых «товарищей» голубые мечи школы Тогакурэ-рю, все это чистейшей воды выдумка «горе-ниндзеведа», начитавшегося работ по современной металлургии. Чего стоит только одна фраза в описании технологии хромирования (его, согласно Попенко, использовали «все школы»): «В современных условиях применяются различные способы хромирования (металлизации): электролитический, химический, газоплазменный (напыление), плакированием, осаждением химических соединений из газовой фазы, электрофорезом, вакуумным взрывом, лазерный, плазменный, погружением в расплав и другие». Да, далеко шагнула мысль средневековых лазутчиков…

Нет! Не были мечи ниндзя ни черными, ни серо-буро-малиновыми. И по внешнему виду клинки их ничем не отличались от обычных.

Другой «крутой» отечественный специалист, В. Момот, в своей работе «Традиционное оружие ниндзя» (том 1, с. 176) пишет, что ниндзя за редким исключением никогда не полировали своих мечей, чтобы те не «отсвечивали». Однако и это утверждение далеко от истины, так как в действительности мечи полируют совсем не для красоты, а ради защиты их от ржавчины.

САГЭО СИТИ-ДЗЮЦУ - «СЕМЬ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САГЭО»

Сагэо - шнур для крепления ножен на поясе - представляет собой длинный плоский шнур, продеваемый в отверстие на специальном выступе ножен, называемом кури-гагата и находящемся в 7–8 см от их устья. После того, как меч в ножнах засовывают за пояс, ножны привязывают к поясу посредством сагэо, чтобы предотвратить его выпадение оттуда и надежно зафиксировать на месте.

Обычно сагэо имеет длину около 180 см. Однако у синоби-гатаны он намного длиннее - от 240 до 360 см. Дело в том, что ниндзя использовали сагэо не только для крепления ножен за поясом, но и другими способами, которые известны под общим названием «семь способов использования сагэо».

1. В абсолютной темноте ниндзя, как и все обычные люди, видеть не могли. Поэтому при проникновении во вражеский дом следовало использовать кое-какие меры предосторожности, чтобы не напороться вдруг на хозяина, севшего в засаду с занесенным над головой мечом.

Если ниндзя предполагал наличие засады, он использовал уловку, именуемую «дзасагаси-но дзюцу », или «дза-сагурино хо », - «техника поиска места» (рис. 46).

Суть этой техники состоит в том, чтобы двигаться в кромешной тьме по комнате по траектории полукруга, используя меч в качестве щупа. Для этого нужно вытащить меч вместе с ножнами из-за кушака, достать клинок из ножен так, чтобы в устье осталось лишь 5–6 см и, взявшись за рукоять, выставить меч вперед(лезвие обращено вверх, спинка меча, естественно, развернута вниз) с подвешенными на нем ножнами как щуп. Чтобы ножны не упали на пол, их нужно придерживать, натягивая сагэо, который сначала держат левой рукой, а потом зажимают между зубами. Приняв такую изготовку, можно перемещаться, двигаясь спиной вдоль стены и как можно ниже припадая к полу. Мечом с висящими на нем ножнами действуют как щупом, двигая из стороны в сторону, словно обмахиваясь веером. Если ножны вдруг натолкнутся на какую-то преграду, значит, в темноте притаился враг - ведь в середине японской комнаты никакой мебели не бывает, а шпион двигается спиной вдоль стены и может хорошо ориентироваться в пространстве. В такой ситуации ниндзя выплевывает шнур, ножны падают на пол, а «невидимка», мгновенно отдернув руку с клинком для замаха, наносит два-три укола в темноту, туда, где был обнаружен объект.

Здесь нужно отметить две дополнительных хитрости. Во-первых, ниндзя должен двигаться, опустившись максимально низко, чтобы его не настиг внезапный горизонтальный рассекающий удар. Во-вторых, уколы нужно выполнять, развернув клинок горизонтально, так как велика вероятность, что они придутся в область ребер. Если клинок стоит вертикально, он наткнется на ребра, и рана не будет опасной.

2. Сагэо можно использовать как замену пояса, если его перерезали в рукопашной схватке, или просто нет под рукой. В случае ранения шнур может заменить жгут для остановки кровотечения путем тугой перетяжки конечности на отрезке, расположенном ближе к сердцу, чем рана.

Другой вариант применения - связывание пленника. Длины «шпионского» шнура вполне для этого достаточно.

Правда, в такой ситуации ниндзя мог воспользоваться и гораздо более короткой веревочкой, длиной в каких-нибудь 6 сун (около 18 см), откуда и происходит ее название: «рокусун-нава» - «веревка длиной в 6 сун». Иное название той же веревочки раскрывает сущность этого способа связывания - «юби-гатамэ-нава» - «веревка для связывания (удержания) пальцев». Пленнику заводили обе руки за спину, скрещивали большие пальцы его рук и крестообразно перетягивали их шнурком пониже сустава (рис. 47).

Освободиться от такой «фиксирующей повязки» практически невозможно. А небольшие размеры шнурка позволяют запросто «перевязать» одним сагэо, порезанным на части, человек семь-восемь.

3. Сагэо можно использовать в качестве ёдзин-нава - «веревки предосторожности» при использовании уловки нава-бари - «натягивание веревок». Этот способ использования шнура входит, кроме того, в число так называемых «хитростей на дороге» (цуро-сикакэ ). Чтобы уберечься от «визита» нежданного гостя, ниндзя протягивал веревку поперек входа в свою спальню на высоте голени. В ночной темноте при отсутствии освещения такая веревочная преграда оказывалась весьма неприятным сюрпризом для врага: споткнувшись о нее, он кубарем летел на пол комнаты. Разбуженный шумом падения, ниндзя располагавшийся, как правило, в самом центре комнаты, моментально выхватывал меч из ножен и одним махом наносил удар в том направлении, куда падал незадачливый противник.

4. Перебираясь через высокий забор, ниндзя приставлял к нему синоби-гатану, воткнув ее окованным металлическим кончиком ножен-кодзири в землю. Зажав кончик сагэо в зубах, он отталкивался ногой от широкой гарды и прыгал вверх, стараясь схватиться руками за гребень. Вскарабкавшись на вершину стены, «невидимка» шнуром втягивал за собой меч. Такая уловка называлась «цури-гатана-но хо» - «способ ужения меча» (рис. 48–49).

5. Сагэо использовали для постановки «походной палатки» при ночевке в «полевых условиях» («нонака дзин-бари-но хо» - «постановка лагерем в поле»). Для этого ниндзя обвивал шнуром три-четыре стоящих поблизости друг от друга дерева и сверху натягивал лист промасленной бумаги, под которым можно было укрыться от дождя и снега.

6. Еще один вариант употребления сагэо для устройства «места ночлега» назывался табимакура-но хо - «способ походной подушки». В этом случае использовалась пара мечей - длинный и короткий. Связав шнуры обоих мечей друг с другом, ниндзя туго натягивал их под телом. Мечи помещались вдоль тела, и ниндзя ложился спиной поверх связанных сагэо. Большой меч (дайто) находился слева от шпиона, а малый (сёто) - справа. Спал шпион, обхватив дайто левым предплечьем (рис. 50).

Если подкравшийся враг пытался отобрать меч у заснувшего ниндзя, то связка с другим мечом не позволяла сделать это незаметно. А ниндзя, очнувшись ото сна, но все еще оставаясь в лежачем положении, сбрасывал ножны в сторону ног и одновременно обнажал меч движением руки в сторону головы и закалывал врага. Подобный вариант обнажения меча (батто) очень характерен для ниндзя. Из-за того, что выхватывание происходит одновременно с броском ножен в противоположном направлении, скорость этого движения почти в два раза выше, чем при других способах выхватывания меча.

Кроме того, при неожиданном нападении противника, когда нужно срочно удирать, а времени заткнуть мечи за пояс нет, благодаря связанным сагэо их можно просто повесить на шею и бежать в таком виде, на ходу приводя себя в порядок.

7. Яри-домэ-но дзюцу - «способ остановки копья», или нагацука-дори - «захват длинного древка» - так называется техника оплетания длинного древкового оружия противника вроде копья или алебарды с помощью шнура, чтобы сковать его действия и, воспользовавшись временной беспомощностью, заколоть мечом (рис. 51).

Для этого необходимо вытащить меч из-за пояса вместе с ножнами и мгновенно привязать к рукояти конец сагэо. После этого клинок извлекают из ножен правой рукой. Ножны как дубинку берут в левую руку рядом с устьем (коигути) и вытягивают в сторону противника в положение сэйган: рука находится напротив точки тандэн, локализуемой в месте на три пальца ниже пупка, а кончик оружия устремлен в горло противника. Правую руку с обнаженным мечом поднимают над головой в позицию дзёдан, так чтобы сагэо оказался туго натянутым в вертикальном положении с левой стороны от тела шпиона. В этой позиции нужно ждать действий противника.

Если противник наносит укол копьем в живот, удар отражают скрещенными мечом и ножнами движением сверху вниз, стараясь прижать копье к земле. Если это удалось, следует мгновенно наступить ногой на древко, придавить его к земле и одновременно уколом меча поразить противника. Если противник наносит укол в лицо, удар отклоняется «крестом» снизу вверх, после чего нужно нанести укол мечом, скользя им вдоль древка копья.

Если же противник колет в грудь слева от сагэо, нужно сделать небольшой шаг вперед-вправо по диагонали, отражая укол влево, согнуть левую руку в локте и зажать древко копья в сгибе руки. Затем, скрещивая меч и ножны, оплести шнуром древко копья противника. Следуя за возвратным движением копья, сблизиться с противником и пронзить ему грудь клинком, находящимся в горизонтальном положении.

Если противник выполняет укол справа от сагэо, нужно сделать шаг по диагонали вперед-влево, отклонить копье влево, зажать его древко под правую мышку и оплести шнуром, сковав движения. При попытке противника выдернуть оружие моментально с ним сблизиться и заколоть.

автора

Глава 2. ОРУЖИЕ НИНДЗЯ Описание оружия ниндзя традиционно составляет один из самых больших разделов в книгах о ниндзюцу. Различные виды боевых цепей, серпов, кастетов, духовых трубок и прочих «дьявольских» штучек, равно как и способы применения таковых действительно

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Огнестрельное оружие и артиллерия ниндзя Как это ни странно, но такой крупнейший специалист по истории нин-дзюцу как Нава Юмио начинает разговор о вооружении ниндзя именно с огневых средств. Дело в том, что японские «невидимки» в числе самых первых в стране Восходящего

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Меч ниндзя Меч ниндзя (синоби-гатана, ниндзя-то) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи» (рис. 43). Дело не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Фехтование ниндзя Сразу нужно оговориться, что о фехтовании ниндзя (синоби-кэн-дзюцу, синоби иай-дзюцу) мы знаем очень и очень мало по той простой причине, что в старинных источниках эта тема практически не отражена. С другой стороны, кино успело уже сформировать

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Потайное оружие ниндзя Действуя на территории противника, ниндзя не должен ни на секунду забывать о том, что все вокруг враги, что надо всегда быть готовым дать им отпор. Однако у «невидимки» далеко не всегда есть возможность использовать стандартное оружие. На этот

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Фантастическое вооружение ниндзя Хацуми Масааки включил в свою книгу «Ниндзя нинпо гахо» (Токио, 1977) целый ряд оригинальных видов вооружения и снаряжения, упоминаний о которых не найти в старинных текстах или работах других исследователей. В принципе, эта его книга была

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Глава 4. НИНДЗЯ-ЯСИКИ - «ШПИОНСКАЯ УСАДЬБА» С некоторой натяжкой к снаряжению ниндзя можно отнести и специальные дома ниндзя-ясики, в которых «ночные демоны» проживали со своими семьями. До наших дней сохранилось довольно много таких «шпионских домов», начиненных

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Питательные и жаждоутоляющие пилюли ниндзя Одно из значений иероглифа «нин», как, вероятно, знает читатель, - «терпеть», «выносить». Рассказывают, что, пробравшись в дом врага, «ночные демоны» порой неделями выжидали удобного случая, чтобы отправить на тот свет свою

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Лекарства и военно-полевая медицина ниндзя Знание медицины и фармакологии в тех суровых условиях, в которых приходилось жить ниндзя, имело первостепенное значение. Ранения мечом, стрелами, ножом; падения, сопровождающиеся переломами, вывихами, растяжениями; ушибы,

автора Тарновский Вольфганг

Кто такие ниндзя? Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень», лазутчик) - так называли воинов-одиночек, специально подготовленных для выполнения тайных поручений - разведки, диверсий, убийств предводителей врагов. Ниндзя, тайные агенты старой Японии, не были самураями, но

Из книги Самураи [Рыцари Дальнего Востока] автора Тарновский Вольфганг

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда сегун, даймё или самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял слугу в условное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.Такими местами, в частности, были

автора

НИНДЗЯ: ГЕРОИ, НАЁМНИКИ И ПРЕДАТЕЛИ «Post mortem nihil est; ipsa que mors nihil». «После смерти нет ничего; да и сама смерть – тоже ничто». Фраза в римском театре Сколько разнообразных легенд и историй ходит о великих шпионах и лазутчиках японского средневековья – ниндзя. Это –

Из книги Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы автора Маслов Алексей Александрович

ВОССТАНИЕ НИНДЗЯ «На самом деле, умирать имеет смысл только за свободу, ибо лишь тогда человек уверен, что он умирает не целиком». Альбер Камю Родина ниндзяВ конце ХVI в. Ода Нобунага начинает гонения против буддизма. Кланы ниндзя восприняли их крайне негативно. И вот

Из книги Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы автора Маслов Алексей Александрович

НИНДЗЯ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?! Игра в ниндзяКажется, давно канули в Лету подвиги «воинов ночи»; ушли в прошлое штурм крепостей, хитро умные способы преодоления оборонительных рвов и методы тайного устранения конкурентов. Современная разведка действует эффективнее, превосходит

Из книги Дворцовые перевороты автора Згурская Мария Павловна

Докё и ниндзя Считается, что амбициям монаха Докё мы обязаны возникновению и такого культурного феномена, как таинственные воины-ниндзя, прочно обосновавшиеся в умах людей, пространстве легенд и мифов и современном искусстве. Есть ли в такой гипотезе хотя бы доля истины?

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Ниндзя: путь невидимых воинов Они нападали молниеносно. Убивали бесшумно. Сеяли страх и ужас. Как призраки, они слетали на указанных им врагов. В средневековой Японии, где сто лет не стихала гражданская война, такие бойцы были как нельзя кстати. Их ремесло долго оставалось

) , также известен как ниндзякэн (яп. 忍者剣 ) или синобигатана (яп. 忍刀 ) - меч, которым пользовались ниндзя . Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати . Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу (гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай , а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны также был мощный режущий удар.

Поскольку японские кузнецы-оружейники были тесно связаны с аристократией, чаще всего никаких контактов у ниндзя с ними не было. Поэтому обычное, захваченное у самураев оружие переделывалось для целей ниндзя. При этом они не испытывали никаких стеснений, так как не признавали идеологии самураев и их почитания меча. В зависимости от необходимости клинки мечей укорачивались: у большинства мечей ниндзя длина клинков составляет около двух сяку , а часто даже меньше.

Согласно словам Масааки Хацуми (яп. ), ниндзято были разных форм и размеров. Однако чаще всего они были короче дайсё , используемыми самураями. С прямым лезвием, но все равно слегка изогнутым. Типичный ниндзято был больше похож на вакидзаси, имевший рукоятку, как у катаны и размещавшийся в таких же ножнах. Это давало возможность выхватить меч быстрее противника и к тому же одурачить его, так как такая маскировка никоим образом не выдавала истинную сущность ниндзя. Свободное место в ножнах могло использоваться для хранения или сокрытия другого инвентаря или необходимых вещей. Более короткое лезвие в ряде случаев было недостатком, так как противник мог значительно сократить дистанцию, но в ряде поединков это же было и преимуществом, так как ниндзя мог в полной мере использовать малую длину клинка, например, в иайдо -поединке, когда нужно вытащить меч и поразить противника как можно быстрее. Другие исследователи, впрочем, полагают, что более короткий клинок давал преимущество ниндзя в том плане, что его было куда легче скрыть и, что немаловажно, он давал преимущество в случае боя в помещении: стены и потолки значительно препятствовали использованию самураями катаны или дайсё в некоторых приёмах нападения.

Как отмечалось, ниндзя существенно переделывали мечи самураев, делая из них ниндзято. Все части, кроме клинка, для использования ночью делали черными. Ножны часто переделывали таким образом, что их можно было использовать в качестве трубки для дыхания под водой или духового оружия. Когда ниндзя надо было забраться на стену, он прислонял к ней меч или в ножнах упирал его в землю, вставал ногой на цубу и, таким образом, использовал меч как вспомогательную лесенку. В завершение оружие затягивалось вверх за ремешок, прикрепленный к ножнам. Гораздо более оригинальным образом применения был «прибор ночного видения»: когда ниндзя попадал в темное помещение, он использовал меч в качестве зонда, чтобы нащупать противника и сразу же его убить. Для этого применялся следующий способ: ниндзя вешал ножны устьем на острие меча, при этом ремень от ножен удерживался в зубах. Как только он этим импровизированным приспособлением натыкался на противника, он чувствовал самый слабый контакт - отпускал ремешок изо рта, ножны соскальзывали с клинка, и ниндзя мог одним движением нанести удар. Ниндзя не гнушались отравлять свои мечи: клинки погружали в смесь из конского навоза и крови. Ранение таким оружием приводило к заражению крови, мышечным судорогам и смерти. Иногда клинки прятали в посохи странников Данная модификация позволяла ниндзя маскироваться под странствующего монаха (комусо). Такие мечи были лишены цубы (гарды) и назывались сикомидзуэ .

Примечания

Литература

  • Лайбле Т.Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. /Перевод с нем./ - М.: Омега, 2008. - 232 с
  • Керцман Дж. Современные спортивные ножи от ведущих производителей. Иллюстрированый справочник. /Перевод с англ./ - М.: Омега, 2007. - 160 с

Ссылки