Домашние любимцы. Психологическая и эмоциональная связь людей и животных. Животные и люди: невидимая связь Связь между людьми и животными

В начале 20 века весь мир буквально перевернулся с ног на голову. Это был период безумных идей, опытов и открытий. Именно в этот период времени ученым казалось, что они стоят на пороге величайшего открытия. Впервые новость о том, что произойдет скрещивание человека и животного, появилась в 1909 году. Биолог Илья Иванович Иванов сообщил на всемирном конгрессе, что создать обезьяночеловека вполне возможно. И, он был не единственным ученым, занимающимся этим вопросом.

Кто и когда занимался созданием обезьяночеловека

В 1910 году хирурги Воронов и Штейнах произвели первые попытки пересадки желез обезьяны человеку. Бизнес на ксенотрансплантации набрал таких оборотов, что Воронову пришлось открыть собственный обезьяний питомник на юге Франции.

Розанов Владимир Николаевич, известный хирург, оперировавший в свое время Сталина и Ленина, также проводил многочисленные опыты в этой области. Он пересаживал железы шимпанзе людям и, как казалось, это сулило ошеломляющий успех. Местные газетные издания постоянно публиковали рассказы о том, как железы примата способны излечить от слабоумия, сниженной потенции и старения. Но увенчались ли эти попытки успехом? Со временем мир пришел к выводу, что данные опыты были всего лишь плацебо. То есть, эффект, который наблюдался после проведения ксенотрансплантации, был не более чем самовнушением.

Следы невиданных зверей

В трудах Бернара Эйвельманса, биолога и известного зоолога, встречается огромное количество упоминаний о так называемых «йети». Действительно ли существовали снежные люди - до сих пор точно не известно. Большое количество ученых придерживаются мнения, что йети на самом деле жили неподалеку от поселений людей, однако скептиков, которые это отрицают, не меньше. Однажды двум ковбоям удалось снять на видео самку снежного человека. Знаменитый сюжет Паттерсона - Гимлина, на котором отчетливо виден йети, облетел весь мир, однако и здесь нашлись ученые, опровергающие это событие. Они считают, что, поскольку является невозможным скрещивание людей с животными, фото и видеоматериалы, представленные многими очевидцами, не более чем монтаж.

Есть и еще одно свидетельство о существовании как минимум одного снежного человека. В дореволюционных лесах Абхазии одним князем была поймана необычная женщина. Ее рост составлял более 2-х метров, кроме того, она была вся покрыта шерстью и не умела разговаривать. Некоторые ученые считают, что эксперименты скрещивания человека с животными могли привести к рождению подобной особи. Ее насильно привезли в поселение и долгое время держали взаперти, поскольку она была очень агрессивна. Существуют факты, подтверждающие, что снежная женщина имела интимную связь с мужчинами (людьми в поселении) и родила от них как минимум 4 детей. Хвит - один из ее сыновей, впоследствии имел свою семью и детей.

Сильная рабочая сила

Известно, что в начале 20-го столетия катастрофически не хватало Иосиф Сталин, узнав, что в Германии проводят определенные и животными, решил тоже не медлить. Под его руководством производились многочисленные эксперименты над людьми. Скрещивание с животными должно было помочь создать невероятно выносливых, и в то же время довольно покорных обезьянолюдей. Кроме того, по расчетам ученых, такое существо должно было достигать полной зрелости всего за 4 года. Сталин планировал, что новая рабочая сила сможет не только добывать уголь, строить железные дороги, но и при необходимости воевать.

Первые попытки

Первые опыты французского ученого Сергея Воронова были направлены на омоложение людей. Проходя обучение в Египте, он обратил внимание на евнухов. Они выглядели намного старше, чем остальные мужчины. В этот момент ученый и задумался о влиянии половых желез на состояние организма. В 1910 году Воронову удалось впервые удачно трансплантировать яичко шимпанзе пожилому английскому аристократу. Местные газеты писали, что эффект от ксенотрансплантации не заставил себя ждать, и через некоторое время англичанин выглядел на несколько лет моложе. В таком случае возникает вопрос: почему же данный метод омоложения не используется в современной трансплантологии? Очевидно, что это на самом деле был

Секретные опыты профессора Иванова в Гвинее

Практически в это же время Кремль также начал интересоваться, действительно возможно ли скрещивание человека и животного? Вся научная деятельность в этой области была доверена двум ученым-биологам - Илье Иванову и Владимиру Розанову. На то время они уже успешно занимались искусственным Владимир Розанов, как и его французский коллега Воронов, проводил операции по трансплантации половых желез шимпанзе. Трудность заключалась в том, что спрос на трансплантацию был настолько огромным, что ученому не хватало обезьян.

В 1926 году доктор Иванов вместе со своим сыном отправились в экспедицию в Гвинею. Им необходимо было отловить самок и самцов шимпанзе для проведения опытов. Кроме того, перед ними стояла задача - уговорить хотя бы несколько принять участие в эксперименте. Иванов хотел попробовать оплодотворить женщину сперматозоидами шимпанзе, и самку шимпанзе - человеческим семенем. Однако найти жительницу Гвинеи, согласившуюся на подобные опыты, даже за большие деньги, оказалось невозможным. Тогда ученый вместе с Кремлем принял решение сделать это тайно. Под видом осмотра нескольким африканкам ввели сперму шимпанзе. Чем закончилось это скрещивание животных и человека - неизвестно. Вскоре ученый Иванов покинул Африку и отправился проводить опыты в абхазском городке Сухуми.

Сухумский обезьяний заповедник

В 1927 году в Абхазии, в небольшом и малоизвестном на то время городке Сухум, для того чтобы провести скрещивание животных и человека, был создан обезьяний заповедник.

Из Гвинеи Иванов привез первых шимпанзе и горилл, среди которых были две большие и здоровые самки. Профессор пытался оплодотворить их спермой человека. Через некоторое время самки обезьян умерли. При вскрытии оказалось, что зачатие так и не произошло. На то время Иванов еще не понимал, почему же опыты не получаются. Современные ученые генетики объясняют это довольно просто.

Так ли с шимпанзе

Оказывается, несмотря на то, что человек и обезьяна имеют массу сходств, есть также и значительные отличия. Человек имеет 23 пары хромосом, что в сумме дает 46. Шимпанзе же имеет 24 пары, то есть 48 хромосом. Если такие особи произведут потомка, то у него будет нечетное количество хромосом - 47. Такая особь не сможет давать потомство, поскольку набор хромосом будет 46+1 - одна хромосома будет без пары.

Примером такого бесплодного животного являет мул. Известно, что его родители - это осел (имеющий 31 пару хромосом) и лошадь (32 пары хромосом). В науке получение потомства от родителей, которые относятся к разным видам, называют межвидовое скрещивание. Человека и животных можно скрещивать только в том случае, если у них одинаковое ДНК, похожий кариотип и анатомические особенности.

Поэтому получается, что скрещивание животных и человека в обычных условиях невозможно из-за существенных различий в их кариотипах. Доказано, что 18 пар хромосом человека и обезьяны практически идентичны, однако остальные имеют массу отличий. Существенно отличаются и половые хромосомы, отвечающее за будущий пол потомства.

Невозможное вчера стало возможным сегодня

Опыты по скрещиванию человека и животных, наверное, не прекращались и не прекратятся никогда. Ученые выяснили, что все же в чем-то профессор Иванов был прав. действительно может принести огромную пользу человечеству. Однако речь вовсе не о мутантах и снежных людях. Здесь речь идет о стволовых клетках, которые удается получить из гибридных эмбрионов.

Современная медицина очень нуждается в стволовых клетках, поскольку с их помощью можно вылечить множество заболеваний. Стволовая клетка способна самообновляться и делиться, создавая при этом любые клетки всех органов и тканей. Более того, эксперименты в генной инженерии доказывают, что стволовые клетки в организме отвечают за молодость и долголетие. К старости таких клеток в организме человека становится гораздо меньше, ткани теряют способность к самообновлению, органы работают намного слабее.

Тайны и мистика опытов

Несмотря на огромное количество доказательств, тайн в этой области исследований было не меньше. К примеру, после смерти Иванова все документы и материалы по скрещиванию были спрятаны и строго засекречены. Возникает вопрос: если опыты не принесли никакого положительного результата, почему Кремль засекретил все материалы? Скрещивание животных и человека всегда было покрыто тайной. Существуют сведения, что во время опытов в Абхазии участвовало много женщин. Их добровольно оплодотворяли спермой шимпанзе. Но найти такую женщину и расспросить ее о ходе экспериментов оказывалось невозможным. Что же произошло со всеми теми людьми, которые участвовали в опытах, и куда они пропали?

В данный момент во многих странах опыты по скрещиванию животных и человека запрещены. Однако значит ли это, что они не проводятся? Кто знает, может, в следующем столетии наука все же увидит химеру?


Обычно экстрасенсы и медиумы якобы общаются с духами умерших или с представителями инопланетных цивилизаций. Но есть люди, которые утверждают, что могут устанавливать психическую связь с животными и даже могут рассказать хозяину, чего же не хватает домашнему питомцу.

1. Лаура Стинчфилд



Один из наиболее известных "животных экстрасенсов" в Калифорнии, Лаура Стинчфилд сделала себе имя в качестве посредника для общения между домашними животными и их владельцами. Она "специализируется" на психологии собак и утверждает, что многие собаки проявляют агрессию из-за посттравматического стрессового расстройства. Стинчфилд также утверждает, что собаки удивительно проницательны и часто хотят дать советы своим хозяевам относительно других людей.

2. Хиллари Ренессанс


Хиллари Ренессанс специализируется на поиске потерянных животных. О своем даре она узнала в 16 лет, когда почувствовала, что у ее кошки болит живот. Затем она помогла одной женщине найти ее потерявшуюся кошку. В конце концов, Ренессанс поняла, что она может зарабатывать на жизнь благодаря своей необычной духовной связи с животными. Однако в ее занятии есть свои недостатки. К примеру, экстрасенс призналась, что если у животного болит голова, то у нее тоже начинает болеть голова. Она помогла десяткам людей найти их пропавших домашних любимцев.

3. Терри Джей


В 1990 году дрессировщица лошадей Терри Джей из города Рено заявила, что у нее открылся дар психической связи с животными. Когда она работала в программе терапии лошадьми для детей-инвалидов, то внезапно поняла, что она может слышать мысли лошадей. Впоследствии Терри стала специалистом в "психической коммуникации с лошадьми", утверждая, чтобы она может помочь с поведением, обучением, здоровьем и укрощением любой лошади. По словам Терри Джей, каждое животное имеет уникальную личность и точку зрения, которую она якобы способна узнать.

4. Пола Браун


Пола Браун - основоположник искусства, которое она назвала фёр-шуй (в котором сочетается общение с животными и фэн-шуй). Пола, которая является выпускницей тибетской школы черной шляпы, гавайского института фэн-шуй, а также посещала программу ци гун в императорском колледже традиционной восточной медицины, утверждает, что умеет общаться с животными и может улучшить их здоровье с помощью перенаправления энергии ци в теле животных. Несмотря на то, что Браун живет в Калифорнии, ее деятельность стала известной даже в Финляндии.

5. Кадзуко Тао


Кадзуко Тао всегда интересовалась метафизикой, изучая "медитацию, энергетическое исцеление ума, тела и духа, а также духовное чтение" в 1980 году. Она стала заниматься общением с животными после того, как у нее заболела раком кошка.

В отличие от многих экстрасенсов, общающихся с животными, Тао поступила в ветеринарную школу и официально начала работать техником-ветеринаром с 1988 года. С 1990 года она начала предлагать свои услуги в общении с животными. Несмотря на то, что Тао уважает западную медицину, она предпочитает альтернативную медицину и лечит животных иглоукалыванием, мануальной терапией, а также травяными отварами.

6. Карен Андерсон

Карен Андерсон работала помощником шерифа в Бейли, штат Колорадо. Внезапно Карен начала утверждать, что ее психические способности позволяют ей считывать энергию подозреваемых и преступников. Оказалось, что когда Карен была еще ребенком, она обнаруживать свою способность разговаривать с животными, мысленно позвав бродячего кота и внушив ему, что она друг. С 2002 года женщина начала работать в качестве профессионального собеседника с животными, а также якобы она помогала правоохранительным органам раскрывать преступления, общаясь с духами погибших.

7. Невилл Роу


Невилл Роу, инженер-электрик и гипнотерапевт родом из Новой Зеландии, утверждает, что вступил в контакт с группой из шести или семи дельфинов, живущих в разных морях по всему миру. Вскоре Роу заявил, что начал мысленно общаться с галактическими социальными сущностями по имени Соли, которые контролируют эволюцию Земли и Солнечной системы. В итоге Роу умер в результате падения во время прогулки в Скво-Пик в Аризоне.

8. Латифа Мина


Латифа Мина, которая изначально была внештатным техническим тренером, в конечном итоге стала самым известным психиатром для животных и посредником в общении с ними в Луисвилле, штат Кентукки. Она утверждает, что в состоянии общаться с животными, независимо от языка, к которому они привыкли. Также она утверждает, что умеет общаться с духами усопших животных и может узнать, счастливы ли они за гранью.

9. Белая мочка уха


Доктор Ширли Липпенштайнер работала в течение 10 лет в качестве научного антрополога в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Тихом океане. Рядом с руинами ацтекского храма в Мексике Липпенштайнер якобы упала в обморок, поскольку "астральная энергия пронзила ее сердце". После этого она обрела новые знания и начала новую жизнь в качестве Lobulo Blanco (белой мочки уха). Сейчас Ширли предлагает свои услуги в качестве шамана.

10. Общение с динозаврами


Существует на удивление мало экстрасенсов, которые общаются с духами динозавров. В декабре 1995 года на фестивале Burning Man появилась группа людей, которые предлагали психический ченнелинг с вымершими ящерами. В 2006 же году некая мадемуазель Симоне попыталась вступить в контакт с отцом клиента, чтобы найти пропавшее завещание, но случайно связалась с духом диметродона.

В зеленом дыму появился призрак динозавра, который сломал несколько кристаллов на люстре и проревел что-то через рот медиума. Первоначально разочарованный клиент якобы проверил библиотеку отца и нашел завещание в книге про динозавров.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

С этим связана довольно-таки распространенная идея, что человек вообще не имеет никакого отношения к животным. Ссылаются на библейские предания, согласно которым люди были сотворены богом отдельно от животных. В последние десятилетия эта мысль находит выражение в разнообразных фантастических гипотезах, по которым предки современных людей прилетели на Землю из космоса.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIIIв. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).



Коснулся Ч.Дарвин и проблемы происхождения общества. Он характеризовал человека как общественное животное. Отсюда он сделал вывод, что предки человека тоже жили не в одиночку или даже семьями, а более широкими объединениями. Но доказав, что человек произошел от животных, Ч.Дарвин в то же время не смог нарисовать конкретную картину превращения животного в человека - для этого ему не хватало фактических данных. Еще меньше он мог сказать о возникновении человеческого общества.

К настоящему времени положение резко изменилось. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме. В свете этого материала стало ясно, что между непосредственными животными предками человека, с одной стороны, и людьми, такими, каковы они сейчас, - людьми современного типа , с другой, лежит длительный переходный период, который начался самое малое 1,6 млн. лет назад.

Это был период превращения животного в человека, формирования человека (антропогенеза) и одновременно период становления человеческого общества (социогенеза). Антропогенез (от греч. антропос - человек и генезис - происхождение) и социогенез (от лат. societas - общество и греч. генезис - происхождение) были двумя неразрывно связанными сторонами одного единого процесса - антропосоциогенеза - процесса становления человека и общества. Люди, жившие в этот период, отличались и от животных, и от людей современного типа. Это были формирующиеся люди (пралюди). Соответственно они жили в формирующемся обществе (праобществе).

Процесс антропогенеза и социогенеза, начавшись 1,6 млн. лет назад, завершился примерно 35-40 тысяч лет тому назад. На смену пралюдям и праобществу пришли сформировавшиеся, готовые люди, которые жили уже в готовом, сложившемся обществе.



О том, как конкретно шел процесс становления человека, можно судить по дошедшим до нас костным остаткам животных предков человека, пралюдей и самых ранних из современных людей. Их изучает палеоантропология (от греч. палайос - древний, антропос - человек, логос - учение).

Общественные отношения невещественны, нетелесны, они не имеют физического существования. Поэтому, собственно, от них до нас ничего не дошло и дойти не могло. Судить о том, как шел процесс становления общества, можно лишь по косвенным данным. Такие данные, с одной стороны, те же костные остатки пралюдей, с другой - дошедшие до нас их каменные орудия и другие вещественные памятники. Их исследует археология (от греч. архайос - древний, логос - учение).

Но даже прямые данные можно истолковывать по-разному. Различные ученые далеко не одинаково рисуют картину становления человека и эволюции его каменных орудий. Тем более это относится к косвенным данным. Поэтому единственный путь, позволяющий понять сущность социогенеза, заключается в сопоставлении его исходного пункта и конечного результата.

Исходный пункт социогенеза - объединения животных предков человека. Определенное представление о них можно составить, изучая объединения ныне существующих животных. Конечный результат социогенеза - сложившееся человеческое общество. Оно существует в разных формах. Одни из общественных форм более ранние, другие - более поздние. Самая ранняя форма существования сложившегося человеческого общества - общество, которое у нас принято именовать первобытным или первобытнообщинным, а в западной науке - примитивным (primitive), племенным (tribal), эгалитарным (egalitarian), безгосударственным (stateless), бесклассовым (classless). Оно существовало в виде большого количества во многом совершенно самостоятельных первобытных общин.

Сопоставление объединений животных и первобытных общин может дать ключ к пониманию того, в чем заключался процесс социогенеза.

Животные и их объединения

Из всех наук о животном мире для нас наиболее интересна та, которая исследует поведение животных в естественных или близких к естественным условиях. Она называется этологией (от греческого этос - характер, нрав и логос - учение). Эта наука выявила стимулы и мотивы поведения животных. Ими являются биологические инстинкты. К числу их прежде всего относятся пищевой, половой и инстинкт самосохранения. Особое место занимает инстинкт, побуждающий заботиться о потомстве. Его называют материнским, когда о детенышах заботится одна лишь самка, и родительским, когда в этом деле участвует и самец.

Материнский или родительский инстинкт - единственная в животном мире потребность, удовлетворение которой состоит в заботе о других. Все прочие инстинкты данного животного индивида предполагают и требуют его заботы только о себе. Это особенно легко заметить на примере пищевого инстинкта. У взрослого животного этот инстинкт может быть удовлетворен одним и только одним способом - путем обеспечения себя пищей. Он непосредственно побуждает к одному - к поискам пищи для себя и только для себя. Если животное при этом найдет столько пищи, что ее хватит и для других, или если найденной пищей завладеет другое животное, то это ни в малейшей степени не меняет общей направленности его поведения. Оно ориентировано на заботу только о самом себе. В этом смысле пищевой инстинкт - это инстинкт индивидуалистический. Такой же характер носят половой инстинкт и инстинкт самосохранения.

Индивидуалистические инстинкты определяют поведение животного во всех сферах его деятельности, исключая лишь область отношений к детенышам. Поэтому вполне правомерно говорить о господстве в животном мире, взятом как целое, зоологического индивидуализма. Животный эгоизм, т.е. ориентация на удовлетворение своих индивидуалистических инстинктов, не только не исключает, но, наоборот, в определенных условиях с неизбежностью предполагает объединение животных. Там, где животные в одиночку оказываются не в состоянии удовлетворить свои инстинкты, включая индивидуалистические, они объединяются для совместной деятельности. В условиях, когда совместная охота более успешна, чем одиночная, волки и дикие собаки образуют стаи. Опасность, грозящая со стороны хищников, побуждает обезьян объединяться в стада.

Стремление животного к удовлетворению своих инстинктов может согласовываться с такими же стремлениями других особей того же вида, а может вступать с ними в противоречие. Если при этом у животных, ведущих одиночный образ жизни, столкновение стремлений отдельных особей происходит от случая к случаю, то у животных, живущих в объединениях, такого рода противоречие носит более или менее постоянный характер. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения - систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования.

Доминирование есть такого рода отношение между двумя животными, при котором одно животное получает возможность удовлетворить свои инстинкты, не считаясь с потребностями другого животного и даже за его счет, а это второе животное вынуждено воздерживаться от удовлетворения своих инстинктов, если это стремление приходит в противоречие со стремлениями первого животного. Первое животное занимает положение (приобретает “статус”, как говорят этологи) доминирующего (господствующего), а второе - положение (статус) доминируемого (подчиненного).

Доминирующим животным обычно оказывается более сильное, подчиненным - более слабое. Один из известных способов определения статуса - драка. Однако чаще всего отношения доминирования устанавливаются без физического столкновения. Иногда достаточно угрозы со стороны одного животного, чтобы превратить другое в подчиненное. В других случаях (обычно когда животные резко отличаются по силе) и угроз не требуется.

В зоологическом объединении отношения доминирования устанавливаются между всеми животными, исключая детенышей. Элементарные отношения доминирования, существующие между каждыми двумя взрослыми животными, образуют сложную иерархическую систему, в которой каждое животное занимает определенное место. В зоологическом объединении существует таким образом система рангов. Одно из животных может быть только доминирующим. Оно в таком случае имеет высший ранг и играет роль вожака. Большинство членов объединения становятся господствующими по отношению к одним и подчиненными по отношению к другим. Отдельные животные находятся в положении только доминируемых. Поведение каждого животного в значительной степени зависит от его положения в иерархии, от его ранга.

Эти отношения наглядно зримы у групп обезьян, живущих в неволе. Когда животным дают пищу, к ней нередко первоначально приближается один вожак, иногда вместе с ним начинают есть еще несколько обезьян, которых он поощрит к этому своим поведением. Когда эти животные насытятся, наступает очередь следующих по рангу. Самые слабые животные получают доступ к пище лишь после того, как основная часть группы покидает место кормления. В самом худшем положении оказываются подростки и старые животные. Они нередко голодают даже тогда, когда пищи поступает вполне достаточно.

Иногда доминирование пытаются истолковать как обуздание зоологического индивидуализма. В действительности же оно представляет собой наиболее яркое проявление животного эгоизма. Доминирующие животные удовлетворяют свои инстинкты, совершенно не считаясь с потребностями подчиненных животных, а иногда и за их счет.

В естественных условиях отношения доминирования по-разному проявляются в объединениях различных животных и в разных сферах деятельности. Обезьяны - животные, в основном, растительноядные. Их пища, как правило, рассеяна в пространстве и доступна всем. Поэтому отношения доминирования в этой сфере у обезьян почти не проявляются. Однако когда в поле зрения нескольких животных оказывается более или менее редкий или привлекательный пищевой объект, то им завладевает именно доминирующее животное, а подчиненные, как правило, уступают без особого сопротивления.

У шимпанзе - человекообразных обезьян, наиболее близких к человеку, наблюдались случаи охоты на более или менее крупных животных. Из-за добычи вспыхивали драки. Все мясо или, во всяком случае, основная его часть доставалась доминирующим животным. Остальные, как правило, не получали ничего. В сфере распределения мяса у шимпанзе всецело господствовал зоологический индивидуализм.

Доминирование - единственный способ согласовывания сталкивающихся стремлений членов обычного зоологического объединения. Доминирование предотвращает постоянные конфликты внутри объединения высших животных, обеспечивает в рамках такого объединения относительный мир и порядок.

В связи с последними событиями в нашем городе, хочу поговорить об отношении людей к животным.

Дело в том, что за последние две недели у нас случилось три гадких события. Какой-то мужик, которого до сих пор не могут найти, бросил в дворовую собаку топор и попал ей в спину. В общественном туалете (тот, что с дыркой) на рынке нашли щенка, который, как оказалось, был сброшен туда около месяца назад. И никто его вытаскивать не собирался. А ходили в туалет прямо на этого несчастного. Хозяин спаниеля решил избавиться от своей собаки и выбросил его с седьмого этажа.

Да, граждан, неравнодушных к нашим «меньшим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины уже с утра несут миски с похлёбкой для бездомных собак или котов. Но все же…

Бессмертны ли души животных?

Большинство людей отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека. А это далеко не так.

У меня есть друг-погодка, который теперь послушник митрополита нашего города. И я у него спросила: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство?

Ответом было, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу Святых Отцов .

1. Одни утверждения, что душа животного распадается в момент его физической смерти, говорят следующее: всё, что не имеет в себе «образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. В первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена). Причём, сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются «образом и подобием Бога”, были нетленны, а в раю будущем их быть не должно?

2. Есть сторонники другой идеи, которые для доказательства верности своих мыслей приводят цитату Священного Писания:

Нетленный Твой дух пребывает во всем.

Вся тварь жила бы в свете и радо сти, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира. И теперь животные страдают вместе с людьми. Выходит, что мы перед животными – в неоплатном долгу! Зверушки, птицы и вся Божья тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Я думаю, что бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её.

Палач всего живого на Земле

К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при ви де страданий ни в чем невинной твари, не имеет в себе ни капли любви . А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа «неразумные”, они не имеют «духовной ценности”.

Я же уверена, что никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением. Тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Вселенной, Всевышнего (у кажд ого свое мнение, что или кто над нами).

Любить, а не поклоняться

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Для меня не понятны, скажем, траты больших денег на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им одежды и т.д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место. Но никак нельзя относиться к своим «меньшим братьям” как к неодушевлённой вещи.

Например, родители часто берут для своего ребенка щенка или котёнка - в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу. Обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать недопустимо. Если человек взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним - кормить, лечить и т.д. - до конца его жизни (в исключительных случаях – например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка - необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

Вы - добрый человек

Вы когда - нибудь видели «подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже – забитые, запуганные и беспомощные. А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: «Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..” И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и надеяться на то, чтобы поскорее прекратились страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен.

Не позволительно доброму человеку пройти мимо голодного кота или сбитой машиной, но ещё живой, собаки!

Милосердие – неотъемлемая часть нашей жизни. Человек с каменным сердцем не может быть хорошим человеком. Причём, сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальных живых существ. В противном случае такое «милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

Помните, все мы – пусть и в разную меру (кто-то «старший брат”, а кто-то «младший”), но дети одного Мира, одной Земли, одной Вселенной.

Отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества. В условиях же информационно-энергетического взрыва или, как мы привыкли говорить, научно-технической революции эта сторона бытия человечества из морально-этической (надстройка) становится нравственно-экономической (базисной).

Много веков назад человек приручил диких животных, сделав их домашними. Давно прошли те времена, когда животных держали лишь для выполнения ими определенных функций - кошки должны были ловить мышей, собаки - пасти скот, охранять жилище и помогать людям во время охоты на дикого зверя.

Сейчас для многих, домашние животные - это члены семьи, компаньоны, просто любимые существа. Именно от человека зависит их качество жизни, уход и правильное содержание. Поэтому, прежде чем взять домой маленький пушистый комочек, нужно многое узнать, чтобы в дальнейшем не наделать огромное количество ошибок, последствия которых могут привести к тяжелой болезни или даже гибели питомца.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек).

Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно них не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство.

Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к животным, взывали к человеческому милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ "благополучия животных", которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение к животным, преимущественно к домашним. С XVIII века философы и богословы начали предлагать другие аргументы в пользу пересмотра отношения человека к животным. Они выдвинули идею справедливости (X. Приматт), идею долга человека - быть милосердным к живым существам. Идея справедливости в отношении животных получила свое развитие в концепции Прав животных, согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам, удовлетворение их насущных потребностей.

Указывая, что животные заслуживают справедливого к ним отношения и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили и аргументировали положение о самостоятельной ценности, животных.

Антропоцентрический подход к оценке животного в течение многих веков заставлял человека воспринимать животное через призму его полезности для людей. Даже если речь не шла о пользе животного, как продукта питания, исходного сырья для одежды или биологической модели в экспериментах, а говорилось об узах привязанности между человеком и животным или о сострадании к животному, - ситуация рассматривалась только с точки зрения пользы для человека. Указывалось, что животные ценны для нас тем, что скрашивают одиночество, помогают сохранить здоровье, благоприятно влияют на нервную систему, помогают воспитывать детей отзывчивыми. Ни слова не говорилось о том, что извлекают животные из контактов с человеком, легко ли им дается роль объекта милосердия со стороны детей, тем более роль живой игрушки.

Наука решила вопрос о том, что животные могут чувствовать, думать, общаться друг с другом и с человеком. Наиболее близко стоящие к человеку виды обезьян - антропоиды - умеют не только разговаривать с помощью системы сигналов типа азбуки глухонемых, но могут заниматься искусством - рисовать. Наблюдения этологов показали сложность психики животных, их способность к глубоким эмоциям и даже наличие у них альтруистического поведения .

Поэтому в документах, определяющих стратегию деятельности Всемирного общества защиты животных, указывается, что животные - это чувствующие существа и, как таковые, имеют потребности. Если потребности животных, в целом, аналогичны потребностям человека: питаться, размножаться, трудиться, играть, общаться с себе подобными, - то, очевидно, они также должны быть удовлетворены. Человек всегда считал своей привилегией наличие у него потребностей и своим правом - их удовлетворение .

Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, - и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.

Наличие животных в доме развивает у детей чувство ответственности и дисциплинирует их. Наличие домашнего животного, несомненно, внесет изменения в распорядок дня вашего ребенка. Наряду с другими домашними обязанностями добавятся: регулярное кормление, прогулки и прочий уход за животным - в зависимости от его потребностей. И даже рыбки в аквариуме требуют постоянного внимания. Забота о своем питомце дисциплинирует юного человека, учит его не только брать, но и отдавать .

Подросток, у которого дома есть животные, никогда не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки и обычно связаны с психопатологией или переадресованной агрессией: если ребенка бьют родители, он будет бить свою собаку или кошку, которая зависит от него, как он от родителей.

С животными в доме у детей расширяются возможности общения. Щенок, котенок, хомячок или другой питомец - непременный участник игр ребенка, и это очень важная часть процесса развития. Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками: разговаривают, поверяют свои тайны. В чем-то они идеальные собеседники - во всяком случае, идеальные слушатели.

Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку - заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий "младший брат" выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах.

Постоянное общение с питомцами помогает детям вырасти думающими и чувствующими людьми, позволяет постичь навыки невербального (неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира. С помощью животных ребенок удовлетворяет свою любознательность и чувствует неразрывную связь с природой .

Таким образом, животные нуждаются в заботе, уходе человека. Они являются не только «меньшими братьями», но и «лекарями» человека. У ребёнка необходимо прививать положительное отношение к животным личным примером с детства.

Заключения и выводы по теоретической части исследования

Почти каждому человеку с детства знакомы приятные ощущения, которые можно получить от общения с животными. С чем это связано и какой эффект оказывают питомцы на наше здоровье, - этими вопросами люди начали задаваться очень давно. Ещё 3000 лет назад древние греки обратили внимание на благотворное влияние собак на самочувствие человека. Сегодня положительное влияние животных на человека подтверждено экспериментами. Доказано, что люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше, при этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у которых питомцев нет.

Анималотерапия - это, пожалуй, самый приятный из всех известных видов лечения, дарящий массу приятных ощущений и не дающий никаких побочных эффектов. Вид анималотерапии с участием собак называют канистерапией. Собаки-«доктора» могут принадлежать к любой породе, но обязательно должны иметь уравновешенный характер. Их используют для работы с детьми, а также в хосписах и психиатрических клиниках. Чаще всего канистерапия используется для лечения неврозов, истерий, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, общение с собакой - верный способ повысить самооценку и стать общительнее.

Несмотря на то, что кошка стоит не на первой ступени по уровню взаимодействия с организмом, ее терапевтическое влияние носит поистине уникальный характер. Биополе кошек лечит головную боль, воспалительные заболевания, стабилизирует работу сердца, укрепляет иммунную систему.

Птицы и рыбы также оказывают определенное биоэнергетическое влияние на человека. Активное поведение и веселый нрав птиц помогут меланхоличному или флегматичному хозяину стать активнее и общительнее. А вот рыбки, наоборот, позволят гиперактивным людям стать спокойнее.

Лечение животными сегодня обычная и довольно популярная терапия. Стоит лишь добавить, что каждый человек сам интуитивно определяет, какое именно животное больше всего подходит ему в энергетическом плане и выбирает домашнего любимца, чаще всего, руководствуясь подобными чувствами, и чаще всего использует ненаправленную анималотерпию (обычно неосознанно) для решения своей психологической проблемы или ее компенсации. Но кем бы ни был домашний питомец - огромным догом или золотой рыбкой, влияние биополей хозяина и животного друг на друга принесет только пользу. Нужно помнить, что бережное отношение к животным обязательно доставит радость и человеку, и питомцу, а это, в свою очередь, положительно отзовется на состоянии здоровья и настроении.

В настоящее время проблема ненаправленной анималотерапии плохо изучена, и поэтому мы ставим цель исследовать особенности восприятия своего домашнего животного людьми разного пола и возраста. В восприятии своего домашнего животного отражаются те его качества и особенности взаимодействия человека с теми, которые и отражают потребности человека в компенсации своих психологических проблем.

В практической части исследования нами будет изучено эмпирическим путём отношение к домашним животным разновозрастных групп.

Заключение должно быть более структурировано и ориентировано на гипотезу исследования

анималотерапия животное половой