Зайцев кутюрье. Вячеслав Зайцев (модельер) - биография, информация, личная жизнь

Вячеслав Михайлович ЗАЙЦЕВ . Лауреат Государственной премии РФ, премии Президента РФ, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусств, профессор, почетный гражданин городов Иваново и Парижа.

Родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Отец – Зайцев Михаил Яковлевич. Мать – Зайцева Мария Ивановна. Супруга – Зайцева Марина Владимировна. Сын – Зайцев Егор Вячеславович.

Имя Вячеслава Зайцева почти 40 лет связано с миром моды. Оно не просто популярно – ему принадлежит свое собственное место художника и творческой личности. Все эти годы Зайцев лидирует в отечественной моде – не только как один из первопроходцев в этой области, не имевшей в нашей стране, в отличие от Запада, своей индустрии и долго не воспринимавшей самого понятия – дизайна моды, но главным образом по мощи таланта и весомости творческого вклада.

Детство будущего художника протекало в годы войны, в типичных для того времени условиях. Отец был призван в армию, и все тяготы жизни выпали на долю матери – простой и трудолюбивой женщины. Мария Ивановна в молодые годы мечтала о сцене и была человеком одаренным, чутким и восприимчивым. Именно поэтому она оказала очень большое влияние на сына, пробудив в нем с детских лет интерес к окружающему миру, красоте природы, чтению и народной песне.

В 1945 году Слава Зайцев поступил в ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году после ее окончания начал учебу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил с отличием в 1956 году по специальности художник текстильного рисунка. Выбор профессии, как и у большинства молодых людей, родившихся в столице русского ситцевого края, был скорее данью традиции – полученная профессия гарантировала обеспеченность работой на производстве.

Вячеслав любил рисовать с детства, а в техникуме проявил не только свой несомненный талант, но и усердие. Очень требовательные педагоги старой школы текстильного рисунка ставили перед учащимися нелегкие задачи. Добиваясь большей выразительности линии и наполненности рисунка, они хотели, чтобы растительный орнамент «оживал» в изображенных плодах, бутонах, листьях и расцветших цветах. Постоянное соприкосновение с природой в лесу и соседских садах было по душе студенту, который многого добился, сверяя в местном краеведческом музее свое умение с непревзойденными образцами ивановских мастеров набойки и ткацкого промышленного рисунка. Выполняя учебные задания, Зайцев не раз задавался вопросом, как могли бы выглядеть ткани с его рисунками в готовых изделиях.

Пытливый по натуре, он всматривался в жизнь, делая вывод, что красивая одежда придает людям уверенность и вселяет хорошее настроение. В послевоенное время в Иванове многие женщины, в большинстве своем одинокие ткачихи и солдатские вдовы, исходя из своих скудных возможностей, шили себе к праздникам нарядные платья. Именно желание дарить людям красоту и радость через модную одежду вызревало в Зайцеве как поиск будущей профессии. Узнав, что этому учат в Московском текстильном институте, он поставил перед собой цель непременно поступить туда.

Приехав в Москву в 1956 году, будущий известный художник мало походил на столичных абитуриентов – он отличался от них своими представлениями о жизни, людях и искусстве. Зайцев сразу же был принят на отделение моделирования одежды факультета прикладного искусства, обратив на себя внимание редкой одаренностью. У матери не было средств, чтобы помочь сыну в годы учебы, – отец в конце войны попал в плен и вернулся домой только через 17 лет после мобилизации в армию, отбыв срок в лагере и на поселении. Зная, что рассчитывать можно только на себя, Вячеслав все годы совмещал учебу с работой. Он прекрасно понимал, что ему предстоит многое преодолеть, чтобы добиться успеха и не терял зря времени, жадно впитывая впечатления и знания – посещал музеи, выставки, театры.

Совершенствование в рисунке было одной из важных задач. К тому времени студент Зайцев не только овладел прикладным текстильным рисунком, проявляя виртуозность каллиграфа, но еще и освоил рисунок как основу графического искусства. Параллельно с этим он копировал старых русских и западных мастеров, античность и египетские фрески, персидскую миниатюру, средневековые орнаменты. Все, что осваивал Вячеслав, прикасаясь к тайнам искусства и накапливая в себе опыт, он впоследствии использовал в работе над своими первыми моделями. Уже в годы учебы в институте Зайцев проявлял большую смелость, выступая одновременно в роли модельера и демонстратора одежды, показывал и носил вещи, непривычные по силуэту и сочетанию цветов, нередко шокируя преподавателей и студентов. Как оказалось, позже аналогичный стиль стал входить в моду.

Самое пристальное внимание Вячеслав Зайцев уделял русскому народному искусству. Он совершил поездку на Русский Север – в древние города. В огромном богатстве народной мудрости и красоте его привлекла не поверхностная этнографичность и возможность интонирования под русский стиль, а сама суть искусства, заключенная в устоявшемся в веках пластическом языке. Это – пропорция, ритм, сочетание излюбленных цветов, мажорность колористического строя и глубокая человечность.

В 1950-х годах не только студенты, но и дипломированные художники имели крайне узкое представление о мировой моде, лишенные доступа к необходимой информации. Единственным источником знаний в этой области были зарубежные журналы. Получая их во время занятий в Театральной библиотеке, Зайцев познакомился с великими мастерами моды. Его невероятно захватило творчество Поля Пуаре, Габриели Шанель и Кристиана Диора , которых он считал выдающимися скульпторами ткани, сумевшими выразить свою эпоху. Тяготение Вячеслава к высокой моде («от кутюр») полностью соответствовало природе его дарования и внутреннему складу – врожденной тонкости, склонности к фантазии, изяществу, отличающему пластику его моделей. Этим и было обусловлено желание выполнить в качестве дипломной работы модели нарядной одежды. Однако за ним закрепили другое задание – женский деловой костюм. С ним он справился превосходно, получив высший балл.

В 1962 году, окончив с отличием Московский текстильный институт, Зайцев по распределению попал на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкине и был назначен ее художественным руководителем. Опережая свое время, модельер уже в самом начале деятельности создал коллекцию спецодежды для работниц области и села. Очень смелая по меркам тех лет, использующая элементы народного искусства в крое и цветовом решении, она разрушала стереотип представления об облике женщин-тружениц, но после бурного обсуждения, к сожалению, была отвергнута методическим советом. Зато вскоре ее опубликовал журнал «Пари матч» со статьей «Он диктует моду Москве».

Спустя 3 года, в 1965 году, автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан («Диор»). За время, предшествовавшее встрече, Вячеслав Зайцев сумел проявить себя настолько убедительно в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, что был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды на Кузнецком мосту в Москве. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, признали в нем профессионала. Результатом этого знакомства стала статья «Короли моды» в газете «Women Wear Daily» («Женская повседневная одежда»). Однако «равным среди равных», как называют себя избранные мастера моды мира, принадлежащие к «Мезон де кутюр» в Париже, Зайцев стал почти через четверть века, в год своего 50-летия. До 1986 года он был лишен возможности выезда в капиталистические страны.

В Доме моделей одежды Вячеслав Зайцев проработал 13 лет, завершив там свою карьеру в качестве заместителя художественного руководителя. За это время им была проделана огромная работа по созданию направляющих сезонных коллекций одежды для домов моды и предприятий легкой промышленности СССР и стран СЭВ. Она выполнялась систематически совместно с группой ведущих художников под руководством модельера, и в ней учитывалось множество задач и объективных условий: уровень отечественной промышленности, качество тканей, климатические особенности регионов, возрастные категории потребителей.

В тот же период проходила успешная творческая работа Зайцева над созданием авторских моделей. Это демонстрация знаменитой «Русской серии» (1965–1968), а также коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций Дома моделей одежды в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии и многих других странах. Но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без его участия. В 1967 году Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

Именно в этот период Вячеслав Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе своеобразном титуле «Красный Диор», которое подчеркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды. В 1974 году в «Обзоре моды за 100 лет» по версии чехословацкого журнала «Кветы» Вячеслав Зайцев занял место в галерее портретов выдающихся художников мира моды вместе с такими именами, как Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор. Очень требовательный к себе и не удовлетворенный результатами труда в Доме моделей одежды, Зайцев расстается с работой, которой отдал долгие годы. И это несмотря на длительные усилия возглавляемых им художников по соединению моды с жизнью. Доводы Зайцева просты: при сложившейся системе многоступенчатых советов, государственного стандарта и отсутствии индустрии моды в моделях искажается авторский замысел и они устаревают в производстве, еще не дойдя до потребителя. Поэтому и труд модельера малоэффективен, а лозунг «Оденем всех!» превратился в пустую формальность.

Вячеслав Зайцев четко представлял профессиональные цели и отстаивал свою позицию на практике, подготавливая почву для восприятия моды как эстетической части окружающей среды. Будучи по натуре активным пропагандистом, он отдал много сил, борясь с непониманием роли художника в жизни общества, занимался просветительством, приобщал людей к эстетике одежды, писал, выступал, устраивал показы моделей в больших аудиториях, привлекая всеобщее внимание к проблемам моды. Еще на рубеже 1970-х годов складывались те принципы деятельности модельера, которые хотя и не скоро, но принесли свои очевидные плоды.

Не просто утверждало себя и его искусство. Еще в 1969 году после просмотра моделей женской одежды Зайцева из тканей американской фирмы «Селаниз» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, который проходил, как и всегда в те годы, без участия автора, американская сторона предложила открыть модные магазины художника во всех странах мира. Но это предложение было отвергнуто чиновниками, хотя и многие другие проекты мастера находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонекс» приняла его авторскую работу – эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Многостороннее дарование художника позволяло ему развивать творческий поиск в разных направлениях. К 1970-м годам его искусство достигает высокой концентрации творческих возможностей и, синтезируя в себе разнообразные интересы мастера, выявляет в каждой модели неповторимый, уникальный почерк автора. С 1970 года начинается исключительно плодотворное сотрудничество модельера со многими популярными артистами театра и эстрады. Среди них в разные годыМуслим Магомаев , Иосиф Кобзон , Тамара Синявская, Эдита Пьеха, Александра Стрельченко, Людмила Зыкина , Алла Пугачева , Филипп Киркоров , Юлиан, ансамбли «Гайя», «Машина времени», «На-на» и др.

Покинув Дом моделей одежды на Кузнецком мосту, Вячеслав Зайцев в скором времени переходит на фабрику индпошива № 19, где начинает работу над ассортиментом вновь открываемого Дома моды на проспекте Мира, художественным руководителем которого становится в 1982 году. В 1988 году на общем собрании трудового коллектива его единогласно избирают директором. В этот период главной целью Зайцева является спасение моды от подчинения городской службе быта и отстаивание ее интересов и перспектив как самостоятельной области искусства. Став первым в стране Домом моды европейского типа, он впоследствии получит имя своего основателя – выдающегося модельера Славы Зайцева (имя Вячеслав в связи с трудностью произношения на Западе в конце 1980-х годов сокращено самим художником). Именно здесь, с 1982 года и по сей день, мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей прет-а-порте и от кутюр, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы – того стиля, который отличает и делает узнаваемыми любые изделия художника.

В Доме моды на проспекте Мира в Москве в 1982 году Слава Зайцев создает первый в стране профессиональный Театр моды. Такая действенная форма демонстрации позволяет ему не только апробировать на публике свои модели, но и наиболее выигрышно показать их в отдельных спектаклях, объединенных общим режиссерским и драматургическим замыслом, а также музыкальным сопровождением. Театр успешно гастролирует по всему миру. Дом моды Зайцева давно перерос свое первоначальное назначение – по существу он является центром моды России. В 1996 году Вячеслав Зайцев избран президентом ОАО «Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева». Под руководством известного модельера работают Лаборатория моды (фактически аспирантура для наиболее перспективных молодых модельеров с высшим профессиональным образованием) и Агентство моделей, воспитывающее демонстраторов одежды. Гастроли театра проходят в Германии, Бразилии, Японии, США, Чехословакии, Австрии, Франции, Италии, Китае, Израиле и других странах. В 2001 году представлена большая коллекция моделей на выставке «Мода в театре и Театр моды» – совместный проект с музеем Большого театра.

Еще в 1980 году Вячеслав Зайцев принял участие в Международном симпозиуме моды в Болгарии (София), где выступил в качестве сопредседателя форума совместно с Пьером Карденом. Но показы его моделей в Югославии (Загреб, промышленная выставка СССР, 1984) и в Японии (Цикуба, Всемирная выставка Экспо-85) прошли без участия автора. Первый выезд модельера в капиталистическую страну состоялся лишь в 1986 году для показа смешанной коллекции в период Дней культуры советского павильона на Всемирной выставке средств продвижения в Канаде (Ванкувер). В том же году Зайцев совместно с Театром моды едет в Польшу, где посещает Варшаву и другие города, а также присутствует на открытии устного журнала «Легницкие встречи» (Легница). В 1987 году состоялись его поездки в Финляндию (Национальная выставка СССР), Индию (Дели), США (показ направляющей модной коллекции из 120 моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой «Интерторг»), ФРГ (показ «русской коллекции по приглашению фирмы «Саламандра», Неделя моды). В 1991 году Вячеслав Зайцев наряду с другими известными модельерами мира принял участие в международном гала-шоу «Единая Германия».

В числе наиболее известных коллекций мастера – «1000-летие Крещения Руси» (1987–1988, Нью-Йорк, Париж), «Русские сезоны в Париже» (1988, Париж), коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988, Мюнхен), коллекция моделей мужской моды (1989, Неделя мужской моды во Флоренции), коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990, саммит «Пять выдающихся художников моды мира», Токио). В Москве, России и ближнем зарубежье показаны коллекции: «Агония перестройки» (1990–1991), «Ностальгия по красоте» (1992–1993), «Грезы» (1993–1994) «Воспоминание о будущем» (1994–1995), «Пробуждение» (1995–1996), «Чума» (1995–1996) «Как молоды мы будем» (1996–1997), «Соблазн» (1997), «Событие» (1997–1998), «Листая памяти страницы» (1998–1999), «Прозрение» – первая коллекция из меха в России (1999), коллекция прет-а-порте и от кутюр сезона весна-лето 2000–2001 (1999). В 1992 году французская фирма «Л’Ореаль» провела презентацию в Париже духов Славы Зайцева «Маруся» («Maroussia»). Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы.

Вячеслав Зайцев – инициатор и патрон многочисленных и в основном ежегодных конкурсов, проходящих в Москве и других городах и регионах. Это – «Текстильный салон» в Иванове (с 1993), конкурс профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой (с 1994), «Золотая игла» (с 1994), «Экзерсис» (с 1994), «Талант» (с 1993 г. в Иваново), «Бархатные сезоны» в Сочи (с 1997), Неделя показа коллекций «Модельеры Москвы – москвичам» (с 1997), фестиваль мужской одежды ко Дню Георгия Победоносца (с 1999). Во многих городах страны под его председательством проходят семинары, симпозиумы, фестивали.

Впервые посетив Париж по приглашению старейшины французских модельеров – мадам Карвен в 1988 году, Зайцев добился огромного успеха, демонстрируя «Русские сезоны в Париже» в Театре Мариньи, и получил право показа своих коллекций в сезонах от кутюр, т. е. становится «равным среди равных». Тогда же по инициативе мэра Парижа Жака Ширака Зайцеву вручают медаль и диплом почетного гражданина Парижа (почетным гражданином своего родного города Иваново он станет значительно позже – в 1996 г.).

В марте 1988 года Слава Зайцев – почетный гость от «Мезон де кутюр» на Неделе моды в Мюнхене (ФРГ), где состоялся показ его новой коллекции из европейских тканей, кожи и дубленок, выполненных по эскизам модельера в Турции. В этом же году состоялись поездки в Болгарию (Пловдив, участие в 4-м Международном фестивале моды в качестве члена жюри), Берлин (ГДР, участие в Международном показе моделей одежды), Австралию (о. Брисбене, участие во Всемирной выставке Экспо-88, показ совместной коллекции Вячеслава и Егора Зайцевых – представил Егор Зайцев), Париж (второй показ совместно с мадам Карвен в Париже – Музей моды «Галера»). В 1988 году Зайцев выполняет костюмы для солистов одного из бродвейских театров, который поставил мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».

1989 год – необычайно плодотворный для талантливого художника. В феврале он посещает Международную ярмарку одежды в Швеции (Стокгольм), а в марте «Мезон де кутюр» провозглашает Славу Зайцева Человеком года в Моде мира. В марте-апреле Зайцев ведет переговоры с текстильной фирмой «Марзотто» (Рим) и в качестве почетного гостя принимает участие в Международной ярмарке «Идеокомо» (Италия). Затем Вячеслав Зайцев выступает сопредседателем жюри на фестивале «Ночь моды» и участвует в семинаре по искусству и моде, организованном французской парфюмерной фирмой «Л’Ореаль» (Париж), демонстрирует коллекции мужской и женской одежды на открытии Международного показа мужской одежды в Италии (Флоренция) и одерживает победу в саммите «Пять лучших модельеров мира» в Токио, участниками которого вместе с ним были известные модельеры из Франции, Италии, США и Японии.

С этих пор Слава Зайцев постоянно участвует в международных смотрах моды, председательствуя или будучи членом жюри. Благодаря его мастерству отечественная мода органично вошла в международное русло, являясь по своей природе интернациональным искусством.

Все средства, которые использует Зайцев в творческом процессе, направлены на создание образа современного человека и проникнуты поиском идеала красоты, который он утверждает в каждой своей работе – равно в прет-а-порте или от кутюр, где искусство художника приобретает подлинную свободу. Широта интересов автора, постоянная способность к поиску, глубокое восприятие многообразия выразительных средств мирового искусства и его наследия положительно сказываются на творчестве мастера. В силуэте, всегда красиво нарисованном, в изящных линиях и пропорциях, выявляющих конструктивную мысль, видится большой художник, создающий пластику – форму модели. Цветовые решения и нюансировка деталей гармоничны, они свидетельствуют о необычайном живописном даре и нередко об органичном наследовании колористических традиций старых русских мастеров и цветового строя народного искусства.

Наряду с модой серьезное внимание Вячеслав Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды – оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика мастера выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще всего чувства, настроения и ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение, – пастель, карандаш, фломастер. Его произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки Вячеслава Зайцева прошли в США (Сан-Франциско – галерея «Болз и Сорокко», Нью-Йорк, Лос-Анджелес, 1991–1993), в Бельгии (Берзель – галерея «Икат» и Кортрекс – участие в международной выставке «Классика-III», 1993–1994), Эстонии (Таллин – музей на Ратушной площади, 1986), где Зайцев продемонстрировал произведения станковой живописи, графики, художественной фотографии, дизайнерские решения и показ моделей. Широкую известность приобрели постоянная экспозиция станковых пастелей «Экзерсис» в студии художника в Москве и выставка «Императорская – Российская академия художеств». Пять живописных и графических произведений художника принадлежат Государственной Третьяковской галерее.

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава Зайцева составляет театральный костюм, сценография и театральный плакат. Еще в 1982 году он едет на гастроли в Германию вместе с театром «Современник» в качестве художника по костюмам к спектаклю «Вишневый сад». В последующие годы Зайцев создал сценические костюмы для многих спектаклей столичных театров. Это постановки Театра сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ее превосходительство»), МХАТа («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Все кончено»), Театра имени Евг. Вахтангова («Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»), Театра имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник» («Три сестры», «Вишневый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вульф»), «Ромэн» («Здравствуй, Пушкин», «Мы цыгане»). Модельером выполнены костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе для Театра балета Б.Я. Эйфмана в Санкт-Петербурге. Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актерами, среди которых Мария Бабанова, Любовь Орлова , Ангелина Степанова, Марк Прудкин, Михаил Ульянов , Владимир Зельдин , Вера Васильева , Юлия Борисова, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Татьяна Лаврова, Галина Волчек, Марина Неелова , Алиса Фрейндлих и многие другие. Как художник костюмов модельер принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм» и имени Горького – «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».

На протяжении многих лет Вячеслав Зайцев «одевает» советских и российских спортсменов. Среди них – чемпионы мира по фигурному катанию Л. Пахомова и А. Горшков, И. Моисеева и А. Миненков, Н. Бестемьянова и А. Букин. Он разрабатывал костюмы для членов советских спортивных делегаций (в частности, на Олимпиаде-80), создал новую униформу для советской милиции.

Еще одно увлечение мастера – фотоживопись. Художественная авторская фотография – изобретение Зайцева. Она помогает осмыслению костюма на наиболее подходящей по типажу модели, помещенной автором в специально созданный интерьер.

Вячеслав Михайлович – одновременно практик и теоретик. Ему принадлежат две книги – бестселлеры 1980-х годов: «Такая изменчивая мода» («Молодая гвардия», 1980) и «Этот многоликий мир моды» («Советская Россия», 1980). В 1983 году книги переизданы в Болгарии и Чехословакии, а в 1992 году в издательстве АПН «Новости» вышла книга на английском языке о жизни и творчестве художника «Ностальгия по красоте» (Л. Яралова). В том же 1992 году издательством «Имидж» выпущен альбом стихов и графики Зайцева «Я всем обязан Провиденью», который свидетельствует об истинном многообразии таланта этого удивительно одаренного человека.

Еще в 1979 году Вячеслав Михайлович Зайцев начал преподавательскую деятельность в качестве доцента, а позднее профессора (1992–1996) кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне Академия сферы быта и услуг). С 1995 года он – действительный член Российской академии гуманитарных наук и искусств, с 2001 года – член-корреспондент Российской академии художеств, с 2002 года – доктор искусств, с 2004 года – почетный доктор МГТУ имени А.Н. Косыгина. Почетный академик Российской академии ювелирного искусства (2002).

И все-таки мода – ведущая область искусства мастера, его творческая судьба. Он удостоен на этом поприще многочисленных отечественных и зарубежных наград, которые утверждают его имя в числе выдающихся представителей этой области искусства.

Вячеслав Зайцев – лауреат Государственной премии РФ (1996), лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2004), заслуженный деятель искусств РФ (1991), почетный работник текстильной и легкой промышленности (2002). Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998), «Знак Почета» (1980), Святого Константина Великого – от Дворянского собрания (1996), Константиновским орденом Святого Георгия (2002), медалью «За трудовую доблесть» (1973). Ему присвоены титулы почетного гражданина Парижа с вручением позолоченной медали и диплома мэрии и почетного гражданина своего родного города Иваново.

Творчество модельера отмечено также серебряной и золотой медалями ВДНХ СССР (1974, 1983), первым призом «Золотой манекен» на Неделе высокой моды в Москве (1995) и призом «Серебряное веретено с золотой нитью» на Неделе российской моды в Сочи (1995), национальной премией «Овация», которой Зайцев был отмечен как лучший модельер 1994 года (1995), золотой Пушкинской медалью, посвященной 200-летию со дня рождения поэта (за вклад в развитие, сохранение и преумножение традиций отечественной культуры, оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве, 1999), премией «Российский национальный Олимп» в номинации почетный титул – «Супер звезда» (2002), почетный знак «За заслуги в развитии дизайна» (2003), Международной премией ордена «Слава России» (2003), национальной премией «Лучший из лучших» (2004).

В 2018 году на одном из федеральных каналов модельер Вячеслав Зайцев откровенно рассказал о своей болезни и поделился планами на ближайшее будущее. Надо сказать, что слухи о тяжелом состоянии кутюрье ходили уже давно. Зайцев оставил пост ведущего программы "Модный приговор" именно потому, что ему было тяжело выдерживать многочасовые съемки. Зрители также часто жаловались на плохую дикцию ведущего, скованность его движений, которые на самом деле оказались симптомами серьезного заболевания. Какая болезнь Вячеславу Зайцеву долгие годы не дает продолжать нормально творить, как он чувствует себя сейчас, и что говорят врачи? Обо всем этом дальше!

Биография

Родился он в 1938 году в "городе невест" - Иваново, который тогда славился своей текстильной академией, куда съезжались девушки со всей страны. Несмотря на то, что в советские годы не существовало понятия "высокая мода", кутюрье смог развить эту индустрию до небывалых масштабов, заслужил уважение Запада, а потом и советских людей.

Долгие годы мастер создавал коллекции, но получал лишь неодобрительные отзывы о своей работе. Только спустя 30 лет, когда он уже вовсю пользовался популярностью у западных ценителей моды, его талант разглядели. Он работал художественным руководителем на швейной фабрике в городе Бабушкине, но публика была не готова к цветным телогрейкам и расписным валенкам (кстати, их Зайцев собственноручно расписывал гуашью перед показом). Потом он исполнял ту же должность, но уже в экспериментальном цехе общесоюзного дома моделей одежды.

Наконец, мэтр смог создавать эксклюзивные наряды для а также выступлений фигуристов. В биографии модельера Вячеслава Зайцева болезнь однажды стала мотивирующим фактором. В 1971 г. в его жизни случилась страшная авария, после которой ему пришлось проходить долгую реабилитацию. В это время он много думал о будущем. Зайцев не остановился и с новыми силами подошел к улучшению модной индустрии, сделав из маленького ателье московский Дом моды. Уже в 1988 году прошли первые "русские сезоны" в Париже, представленные коллекцией Вячеслава Зайцева, благодаря которой он приобрел статус почетного жителя этого французского города.

Затем мэтр выиграл фестиваль "Лучшие пять модельеров мира", а в начале девяностых разработал необычную для кутюрье такого уровня коллекцию - униформу милиции. За полвека, посвященного моде, Зайцев стал иконой стиля и любимым модельером многих звезд российской эстрады, а также получил звание "Почетный художник РФ".

Творческие планы

Несмотря на болезнь, модельер Вячеслав Зайцев в свои 80 лет еще планирует выпуск новых коллекций. Близкие говорят, что он постоянно придумывает модели своих прекрасных платьев, продумывает идеи для показа. Журналистам удалось узнать, что к выходу готовится коллекция "осень-весна-2018", но сам мэтр по этому поводу пока никаких комментариев не давал. В прошлом году маэстро, по традиции, открыл Российскую неделю моды Mercedes-Benz, но в этом году передал свои полномочия другим людям.

Болезнь в биографии модельера Вячеслава Зайцева: чем болеет великий кутюрье

Много лет Вячеслав Зайцев борется с болезнью Паркинсона, а также с трудом передвигается из-за больных суставов. В недавнем интервью он делился с журналистами, что для поддержания своего хрупкого здоровья, первый раз в жизни посетил санаторий в Карловых Варах. Особенно необходимо это было для больных ног. Справляться с недугом Зайцеву все сложнее с каждым годом. Врачи стараются замедлить развитие болезни Вячеслава Зайцева, но совсем вылечить ее пока не представляется возможным. Сам мастер верит, что успеет дожить до того момента, когда ученые смогут найти лекарство от болезни Паркинсона.

Справка о заболевании

Болезнь Паркинсона - серьезнейшее заболевание, которое поражает центральную нервную систему. В ходе развития болезни человеку становится тяжело управлять руками и ногами, в них появляется частая дрожь. Также люди, страдающие этим недугом, отличаются нарушением мимики. В подавляющем большинстве случаев болезнь Паркинсона приводит к инвалидности и передвижению на кресле. Многие люди, столкнувшиеся с этой болезнью, впадают в депрессивное состояние, а также жалуются на постоянный упадок сил и нарушение сна.

Состояние на 2018 год

Состояние всемирно известного модельера очень тяжелое: в 2018 году он уже успел перенести операцию на суставах. Врачи поставили ему титановый протез для уменьшения болезненных ощущений во время ходьбы. Также сейчас он готовится ко второй операции на колене. Сам себе он пожелал на день рождения - выздоровления. "Меня угнетает все, что со мной происходит" - горестно говорит модельер Вячеслав Зайцев о болезни, которая приносит ему столько боли.

Поддерживают мэтра в это непростое для него время близкие родственники: сын, внучка и бывшая жена. К слову, с последней он сохранил прекрасные отношения после развода, несмотря на то, что расстались они, когда их общему ребенку было всего девять лет. Бывшая супруга заявляет, что врачи настроены очень оптимистично и говорят, что такой сильный духом человек, как Вячеслав Зайцев с болезнью справится легко.

Вячесла́в Миха́йлович За́йцев (2 марта , Иваново , РСФСР , СССР) - советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор.

Биография

Родился 2 марта 1938 года в Иванове. Отец - Михаил Яковлевич Зайцев, мать - Мария Ивановна Зайцева.

В 1945 году Вячеслав поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учёбу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности художника текстильного рисунка.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В. М. Зайцева в Яблонце , Брно и Карловых Варах .

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В. М. Зайцева [ ] .

В числе наиболее известных коллекций мастера:

  • «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988) - показана в Нью-Йорке и Париже ,
  • «Русские сезоны в Париже» (1988) - показана в Париже,
  • коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988) - показана в Мюнхене ,
  • коллекция моделей мужской моды (1989) - показана во Флоренции на Неделе мужской моды,
  • коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) - показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».

Показаны в Москве, России и ближнем зарубежье коллекции:

  • «Агония перестройки» (1990-1991),
  • «Ностальгия по красоте» (1992-1993),
  • «Грезы» (1993-1994),
  • «Воспоминание о будущем» (1994-1995),
  • «Пробуждение» (1995-1996),
  • «Чума» (1995-1996),
  • «Как молоды мы будем» (1996-1997),
  • «Соблазн» (1997),
  • «Событие» (1997-1998),
  • «Листая памяти страницы» (1998-1999),
  • «Прозрение» - первая коллекция из меха в России (1999),
  • коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999),
  • «Тайны гармонии» (2000),
  • прет-а-порте класса люкс 2001 (2000),
  • «Посвящение» (2001),
  • прет-а-порте 2002 (2001),
  • «Нашествие» (2002),
  • прет-а-порте 2003 (2002),
  • «Дивертисмент» (2003),
  • прет-а-порте 2004 (2003),
  • «Ностальгия по временам ушедшим» (2004),
  • «Импровизация» -прет-а-порте 2005,
  • «Тайны соблазна» (2005),
  • прет-а-порте де люкс 2006 (2005),
  • «Игра с…» (2006),
  • «Фантасмагории» (2006),
  • «Истоки» (2008) и т. д.

Все коллекции имеют обширную отечественную и зарубежную прессу [ ] .

Высокий авторитет В. М. Зайцева и его активная общественная позиция придают этой деятельности целенаправленный характер, содействуя профессиональному воспитанию модельеров, педагогов и учащихся швейной отрасли, приобщению творческих и технических кадров к проблематике моды. Во многих десятках городов страны под председательством В. М. Зайцева проходят семинары, симпозиумы, фестивали моды.

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве В. М. Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика В. М. Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель , карандаш , фломастер . Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско , Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее . Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы .

Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актерами, среди которых были и есть: Мария Бабанова , Любовь Орлова , Ангелина Степанова , Марк Прудкин , Михаил Ульянов , Владимир Зельдин , Андрей Миронов , Вера Васильева , Юлия Борисова , Людмила Максакова , Марианна и Анастасия Вертинские , Татьяна Лаврова , Галина Волчек , Марина Неелова , Алиса Фрейндлих и многие другие.

В 1988 г. В. М. Зайцев выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз». Как художник костюмов В. М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм » и им. Горького : «Фокусник », «Держись за облака », «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда ».

Продолжительное время В. М. Зайцев работает над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.

с 1989 года создал множество костюмов для группы На-На , с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл » .

В. М. Зайцев необычайно популярен: его имя без малого сорок лет связано с модой. В мировом искусстве моды он занимает своё собственное место художника и творческой личности. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство в отечественной моде - не только как одному из первопроходцев этой области, не имевшей в отличие от Запада своей индустрии, и долго не воспринимавшей самого понятия «дизайн моды», но главным образом, по мощи таланта и весомости творческого вклада [ ] .

В. М. Зайцев одновременно практик и теоретик [ ] .

Его авторству принадлежат две книги - бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия ») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия ») - обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии .

С 2009 года Вячеслав Зайцев - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль ».

В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

В. М. Зайцев - Почётный гражданин Парижа [ ] и Почетный гражданин своего родного города Иваново.

Коллекциография

  1. 1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»).
  2. 1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора).
  3. 1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора).
  4. 1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии).
  5. 1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев.
  6. 1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх.
  7. 1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе , 1984 (показы без участия автора).
  8. 1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония , (показы без участия автора).
  9. 1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере .
  10. 1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке).
  11. 1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг , 1987 (показы в США).
  12. 1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси».
  13. 1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture).
  14. 1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
  15. 1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж. 1988
  16. 1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен.
  17. 1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции).
  18. 1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды».
  19. 1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки».
  20. 1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио).
  21. 1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции.
  22. 1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине).
  23. 1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте».
  24. 1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы».
  25. 1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем».
  26. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение».
  27. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума».
  28. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн».
  29. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы).
  30. 1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие».
  31. 1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы».
  32. 1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000.
  33. 1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение».
  34. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии».
  35. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001.
  36. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение».
  37. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002.
  38. 2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002.
  39. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие».
  40. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003.
  41. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент».
  42. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004.
  43. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим…».
  44. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация».
  45. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна».
  46. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006.
  47. 2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье…».
  48. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с…».
  49. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007.
  50. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории».
  51. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается».
  52. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени».
  53. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь…».
  54. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен».
  55. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории».
  56. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009.
  57. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки».
  58. 2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие».
  59. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!».
  60. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010.
  61. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы».
  62. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв».
  63. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние».
  64. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic».
  65. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации».
  66. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия».
  67. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2».
  68. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье».
  69. 2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014.
  70. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90…».
  71. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее».
  72. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн».
  73. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни».
  74. 2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век».
  75. 2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис».

Педагогическая и просветительская деятельность

1976 - Доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.

Легенде российской моды, известному модельеру Вячеславу Зайцеву 2 марта исполнилось 78 лет. Несмотря на почтенный возраст мэтра, он полон творческих планов, осуществлять которые ему, правда, удается с большим трудом из-за серьезных проблем со здоровьем.

«Я недавно вернулся из санатория в Карловых Варах, куда ездил в первый раз в своей жизни. Но вот возникла необходимость подлечить ноги и болезнь Паркинсона», - с горечью признался Вячеслав Зайцев в интервью журналистам программы «Ты не поверишь!» телеканала НТВ. Болезнь Паркинсона – это серьезное повреждение нервной системы, когда человек теряет контроль над своими движениями, что постепенно приводит к дрожанию рук и ног, нарушению мимики и инвалидности. «Единственное, что я пожелал бы себе в день рождения – это выздороветь, - говорит знаменитый модельер. – Болезнь - это то, что меня угнетает».

К слову на фуршете, который состоялся после модного показа, проведенного по случаю 78-летия Вячеслава Зайцева, он практически ничего не ел. Только пил воду и старался побыстрее присесть. У мэтра не в порядке суставы. Зайцев не так давно перенес операцию – ему поставили титановый протез, чтобы он не испытывал боли при ходьбе.

В это непростое время Вячеслава Зайцева поддерживают сын Егор, внучка Маруся и бывшая жена Марина, с которой они познакомились еще во время учебы в текстильном институте. Супруги разошлись, когда их сыну было девять лет, но все эти годы поддерживают теплые дружеские отношения. Марина едва ли не больше всех переживает за бывшего супруга и регулярно навещает Вячеслава Зайцева, принося ему его любимое угощение – малиновый пирог. «Когда-то его пекла теща Вячеслава Михайловича, моя мама, - рассказала бывшая супруга мэтра. – Это пирог из слоеного теста с толстым слоем малинового варенья и с густо уложенными грецкими орехами. Слава очень любит этот пирожок».

Несмотря на борьбу с тяжелым недугом, Вячеслав Зайцев не намерен сдаваться. Он готовит к выпуску новую коллекцию одежды «осень-зима» и надеется на то, что специалисты смогут поставить его на ноги. «Врачи настроены очень оптимистично, - заключил Зайцев. – Они говорят, что я человек жизнерадостный, сильный и поэтому у меня все будет классно».

Вконтакте

Одноклассники

Имя: Вячеслав Зайцев (Viacheslav Zaicev)

Отчество: Михайлович

Место рождения: Иваново

Рост: 170 см

Знак Зодиака: Рыбы

Восточный гороскоп: Тигр

Деятельность: художник-модельер, живописец

Детские годы будущего модельера проходило во время войны и в типичных, для того времени, условиях. Отец Вячеслава отправился на фронт и мать, простая и трудолюбивая женщина, вынуждена была ставить на ноги сына одна. Мария Ивановна мечтала о сцене, при этом была одаренным человеком. Свои мечты в жизнь воплотить не получилось, из-за этого она прививала интерес к красоте природы, окружающему миру, чтению, народной песне, Вячеславу.

В 1945 году Слава Зайцев начал обучатся в ивановской средней школе, а в 1952 году продолжил учебу в химико-технологическом техникуме. В 1956 году ему вручили красный диплом по специальности «художник текстильного рисунка». Профессия была выбрана традиционная для этого города, поскольку она гарантировала работу в столице ситца.

Впрочем, Вячеславу Зайцеву нравилось рисовать с детства. А в техникуме отличался не только своими навыками, но и усердием. Строгие учителя ставили перед учащимися сложные задачи. Они требовали не только выразительности линий на ткани и наполненности рисунка, но и «оживания» орнамента. При этом, выполняя задания, будущий модельер все время задавался вопросом, как ткани с его рисунком смотрелись бы на готовых изделиях.

Развивать свои навыки и знания Вячеслав решил в столице – в текстильном институте. В Москву он приехал в 1956 году и был абсолютно не похож на местных абитуриентов. У него были другие представления о жизни, людях, искусстве. Зайцева сразу взяли на факультет прикладного искусства по специальности моделирование одежды. В столице будущий модельер понимал, что рассчитывать ему надо только на себя, поэтому начал совмещать работу с учебой. А когда было свободное время ходил на выставки, в театры и музеи.

В учебном заведении Вячеслав Зайцев постиг не только мастерство прикладного текстильного искусства как профессиональный каллиграф, но и изучил рисунок как основу графики. К тому же Слава копировал старых зарубежных и русских мастеров, рисовал античность и египетские фрески, а так же средневековые орнаменты и персидскую миниатюру. Это и использовал в процессе работе над первыми моделями.

Уже в институте Вячеслав выступал в роли модельера и демонстратора своей одежды в одном лице. Часто непривычными вещами по силуэту и сочетанию цветов удивлял сокурсников и педагогов. Вскоре такой стиль стал входить в моду.

Под пристальным вниманием Зайцева было русское народное искусство. Модельер путешествовал по старинным городам и изучал суть искусства: пропорции, сочетание цветов, ритм, грубая человечность и мажорность колористического строя.

В 50-е года прошлого века у всех художников было скудное представление о мировой моде. Нужную информацию черпали в иностранных журналах. Издания получила на занятиях в Театральной библиотеке. Именно тогда Зайцев познакомился с известными мастерами моды. Его заинтересовали Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор.

В основу диплома модельер хотел положить нарядную одежду. Однако ему отдали женские деловые костюмы. Со своим заданием Зайцев справился прекрасно.

Московский текстильный институт Вячеслав закончил в 1962 году и оказался по распределению в городе Бабушкин на Экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза. Он там был художественным руководителем. Сразу же модельер стал разрабатывать коллекцию одежды для работниц области и села. Фасон и цветовое решение стали рушить стереотипы об образе тружениц, и после обсуждений модели были отвергнуты. Однако линию позднее опубликовали в журнале «Пари матч» вместе со статьей, которая называлась «Он диктует моду Москве».

В 1965 году по статье Марк Боан и Пьер Карден нашли Вячеслава Зайцева. А до встречи модельер отлично себя показал, и его пригласили на должность худрука экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды в столице. Парижские кутюрье ознакомились с творчеством Зайцева и признали его экспертом. В итоге была опубликована статья «Короли моды» в издании «Women Wear Daily».

В Доме моделей одежды Зайцев трудился 13 лет и закончил там карьеру как замхудожественного руководителя. За длительный период модельер проделал большую работу по созданию сезонных коллекций для предприятий легкой промышленности союза и стран СЭВ. Группа художников под управлением Зайцева учитывали и уровень промышленности, и качество тканей, и климат регионов, а также возраст потребителей.

А параллельно модельер трудился над авторскими моделями. В 1965-1968 годах показывали известную «Русскую серию», в 1976 году коллекции из ивановских ситцев, а так же сводные коллекции в Америке, Японии, Канаде, Франции, Югославии и Италии. Стоит отметить, что все показы проходили без участия самого модельера.

Тогда за рубежом Вячеслава Зайцева воспринимали как лидера советской моды, его прозвали в западной прессе «Красным Диором». В 1974 году согласно версии чехословацкого издания «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» Зайцев занял почетное место в галерее портретов именитых художников моды. Имя модельера было наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, Фредериком Ворт и Кристианом Диор.

Дом моделей модельер покинул из-за того, что при системе многоступенчатых советом, госстандарта и индустрии моды, изначальный замысел искажается, модели устаревают в производстве, не дойдя до потребителя.

Вячеслав Зайцев стал заниматься просветительством, приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и проводить показы моделей, привлекая внимания к проблемам моды.

Стоит отметить, что еще в 1969 году после просмотра коллекции одежды Зайцева для женщин в Нью-Йоркском музее модельеру предложили открытии модные магазины художника во всех странах. Данное предложение было отвергнуто чиновниками.

В 1970 году художник начинает работать с известными артистами эстрады и театра. Это Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Стрельченко, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Филипп Киркоров, «Машина времени», «На-на» и остальные. После Дома моделей одежду Зайцев перешел на фабрику индпошива и начал трудится над ассортиментом нового Дома моды, худруком которого он стал в 1982 году. Через 6 лет он стал директором. Позднее Дом моды был первым в стране Домом Моды европейского стиля и ему дали имя Вячеслава Зайцева.

В Доме моды открывается первый в стране профессиональный театр моды. Театр начинает благополучно гастролировать по городам всего мира. В 1996 году Слава Зайцев был президентом ОАО «Московский Дом Моды Зайцева». Под его управлением начинает работать Лаборатория моды (для перспективных модельеров), а также Агентство моделей.

Самые знаменитые коллекции модельера: «1000-летие Крещения Руси» в 1987-1988 годах (Париж, Нью-Йорк), «Русские сезоны в Париже» в 1988 году, модели одежды из европейский тканей в 1988 году (Мюнхен), мужские модели в 1989 году (Флоренция), женская одежда из отечественных тканей в 1990 году (Токио).

В Москве, в российских городах, а также городах ближнего зарубежья в 90-е года представлены коллекции «Агония перестройки», «Ностальгия по красоте», «Грезы», «Воспоминание о будущем», «Пробуждение», «Чума», «Как молоды мы будем», «Соблазн», «Событие», «Листая памяти страницы», меховая коллекция «Прозрение», прет-а-порте и от кутюр.

На сегодняшний день Слава Зайцев заведует Домом Моды и моделирует одежду для Людмилы Путиной, Светланы Медведевой, ведущих российских артистов, спортсменов. Летом 2007 году модельер возглавил передачу на Первом канале «Модный приговор», где проработал до середины 2009 года.

Вячеслав Зайцев состоял в браке с Мариной Владимировной Зайцевой (брак закончился разводом).

У него есть сын Егор, который в том числе стал дизайнером и внучки Маруся и Настя.