Шпионка, которую любили. Реальная история Маты Хари. Биография Маргареты Гертруды Зелле (Маты Хари)

«Да она же совершенно не умеет танцевать, у неё плоскостопие. Она всё придумала про свои способности!» — твердил бывший муж прекрасной танцовщицы. Но никто ему не верил. Хотя он говорил чистую правду.

Знаменитая танцовщица и шпионка Мата Хари действительно многое придумала в своей жизни. Начать надо с того, что на самом деле звали прекрасную нимфу Маргарета Гертруда Зелле . Родилась она в Нидерландах в Леувардене, отец её был шляпных дел мастером. В 17 лет Маргарета перебралась в Гаагу к своему дядюшке. Но жизнь с родственником не задалась. Он требовал от девушки послушания, а она... Она мечтала о красивой жизни, в которой не было места скучным правилам.

Источником красивой жизни красивая девушка выбрала, конечно же, мужчин. Начала она с того, что купила и проштудировала газету с объявлениями о знакомствах. Из целого списка одиноких мужчин Маргарета выбрала офицера Рудольфа Маклида , который невесте в отцы годился. Но девушку в поиске это ничуть не смутило. Она пожалела о своём выборе только через год, когда мужа по службе отправили в Индию. Говорят, Маргарета там потеряла голову от скуки и напропалую изменяла супругу, а потом и вовсе укатила в Париж. Потом она скажет: «Я выбрала Париж, наверно, потому, что всех жён, сбежавших от своих мужей, тянет именно в этот город».

Но поначалу город встретил романтичную Маргарету недружелюбно. Денег у неё не было, приходилось во всём себя ограничивать. Она подалась было в натурщицы, но её быстро потеснили более удачливые конкурентки — Маргарету не сильно-то жаловали французские художники, так как она не могла похвастаться пышным бюстом. Какое-то время она работала с лошадьми в цирке Молье , но это всё было не то, она понимала, что состояния этим не заработать.

Маргарета вспомнила, как ещё будучи замужней дамой в Ост-Индии видела восточные танцы и то, какой восторг у публики они вызывали. Она, не будучи профессиональной танцовщицей, поставила себе номер и в 1905 году впервые вышла перед публикой в салоне госпожи Киреевской . Экзотические движения прекрасной незнакомки понравились всем собравшимся, мужская же часть публики больше всего запомнила финал танца, когда девушка лёгким движением руки скинула с себя свой сценический наряд.

Конечно, у Маргареты тут же появилось множество богатых поклонников. Один из них, французский олигарх, предложил танцовщице-самоучке выступить в его Музее восточного искусства. Магнат, знающий в шоу-бизнесе толк, выбрал красавице сценический псевдоним — именно он нарек её мистическим именем Мата Хари. В переводе с яванского оно означало «око утренней зари». Маргарета добавила таинственности своему образу: она повсюду начала рассказывать историю о том, как её мать, 14-летняя индианка, умерла при родах, как она сама жила в буддийских храмах, где её и обучили необычным и экзотическим танцам.

Конечно же, Маргарета отдавала себе отчёт в том, что никакая она не восточная танцовщица, потом она сама говорила о себе: «Я никогда не умела танцевать, но людям нравились мои спектакли, скорее всего, по большей части потому, что я была обнажена».

Обнажённую диву звали в лучшие театры Европы. Ей рукоплескала Франция, Испания, Италия, Германия. Один богатый любовник сменялся другим. Мата Хари купалась в роскоши и любви. Она не всегда была разборчива в связях. Так, перед войной Маргарета связалась с германским полицейским чиновником. Кто-то считает, что именно тогда немцы «положили глаз» на смазливую танцовщицу и решили использовать её для слежки.

Мата Хари. 1900-е годы. Фото: www.globallookpress.com

Летом 1914 года Маргарета ехала через Швейцарию в Париж. На границе её остановили и потребовали дополнительные документы. Их у девушки не оказалось, поэтому, отправив свои костюмы в одиночное путешествие, Маргарета отправилась в Голландию через Берлин. «Прибыв на родину, я почувствовала себя кошмарно, — вспоминала она. — У меня не осталось средств к существованию». Совершенно случайно на улице Маргарета познакомилась с обеспеченным банкиром, который очень быстро стал её любовником и спонсором по совместительству. Он-то и свёл её с влиятельными немецкими господами, которые были очень добры и щедры к Мате Хари. Она так и не доехала до Парижа и через год в Гааге была завербована германской разведкой. Маргарете было присвоено кодовое имя Н-21.

Была ли она полезна немецкой разведке? Мнения историков на этот счёт разнятся. Кто-то уверен, что Мата Хари совершено не интересовалась успехами разведки и создавала видимость шпионской работы, только чтобы получать от немецкого командования неплохую зарплату. Маргарета сама говорила о свей вербовке так: «Я вспомнила о своих дорогих шубах и нарядах, которые задержали немцы в Берлине, и приняла решение, что нужно получить с них за это как можно больше денег».

Оппоненты убеждены, что Н-21 не раз удавалось передать полезную информацию о военных планах стран Антанты. Она работала на немецкую разведку до начала 1916 года. Но в январе радиограмма с секретными данными, в которых звучало имя Маты Хари, была перехвачена британскими спецслужбами.

Лояльные французы, падкие на женскую красоту, не спешили наказывать предательницу. Напротив, они предложили Маргарете шпионить на них. Она с радостью соглашается, но... за миллион франков. «Я буду работать на вас, но только потому, что хочу выйти замуж за того мужчину, которого люблю, и хочу стать состоятельной женщиной». Она действительно полюбила. Её избранником стал русский капитан Вадим Маслов .

По иронии судьбы, возлюбленный Маты Хари не строил таких далеко идущих планов с женщиной, обладать которой мечтала половина мужского населения Парижа. Позже он скажет, что с Матой Хари у него был просто мимолётный роман. В поисках большого куша Мата Хари стала двойным агентом. Французам она продавала информацию про немцев, немцам — про французов. Конечно, долго так продолжаться не могло.

Мата Хари. 1915 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Jacob Merkelbach

Мата Хари была арестована 13 февраля 1917 года в отеле «Элизе-палас». Говорят, она встретила полицию совершено обнажённой. Она отрицала всё, кроме своих романов с высокопоставленными лицами Германии и Франции. «Я никогда не занималась какой-либо шпионской деятельностью против Франции», — уверяла следователя Маргарета. На суде ей сочувствовали, её бывшие любовники присылали в суд прошения о помиловании, её адвокат и одновременно любовник даже стоял перед судьёй на коленях. Но это её не спасло. 25 июля 1917 года Маргарета Гертруда Зелле была приговорена к смертной казни. 15 октября 1917 года Мату Хари вывели из камеры и повезли в её последние гастроли. Шпионку привезли в Венсенские казармы. Там уже всё было готово к расстрелу.

Несколько солдат встали в шеренгу, подняли винтовки. Мата Хари, Маргарета Гертруда Зелле смотрела им прямо в глаза. Она отказалась от повязки. Выстрелы прозвучали как раскат грома.

Antje van der Meulen ) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек . Затем она продолжила своё обучение в Лейдене , получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу .

Индонезия

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в её тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, её тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр.

Реакция на казнь

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней » .

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты , опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков
  • Марк Алданов в 1932 г. напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . роман «Жизнь и смерть Мата Хари» (Москва, Издательство «Пресса» ,1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова)
  • Елена Гремина . пьеса «Глаза дня »
  • В 1982 немецкая группа Dschinghis Khan альбом Helden, schurken und der dudelmoser
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»)
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина ,О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж » на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях
  • 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (реж. Д. Попова)
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера»
  • Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
  • Песня «» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман
  • В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени»
  • Была в трилогии «Мы Боги» Бернара Вербера

Киновоплощения

  • Аста Нильсен - «Мата Хари » (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо - «Мата Хари » (1931)
  • Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро - «Мата Хари » / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум - «Мата Хари » (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель - «Мата Хари » (США, 1985)
  • Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса » / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес » / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
  • Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
  • Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
  • Ваина Джоканте - «Мата Хари » (телесериал, Россия, 2016)

См. также

Напишите отзыв о статье "Мата Хари"

Литература

  • Ваагенаар С. (нем.) русск. / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», // Waagenaar, Sam . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, .
    • Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, . - ISBN 3-404-61071-7 .
  • Всемирная история шпионажа / Авт.-сост. М. И. Умнов . - М.: АСТ , . - ISBN 5-237-05178-2
  • Лейла Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари». Роман./Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6

Ссылки

  • сайте peoples.ru
  • на IMDB
  • на IMDB
  • на IMDB

Примечания

Отрывок, характеризующий Мата Хари

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Тринадцатого марта 1905 года немногочисленная, тщательно отобранная публика с любопытством разглядывала помещение библиотеки Музея Гиме, которая тем вечером была превращена в некое подобие индийского храма: везде свечи, восемь колонн были украшены цветами, в глубине зала - статуя Шивы, а в центре, окруженная четырьмя девушками в черных туниках, извивалась индийская танцовщица в весьма откровенном наряде: нагрудная повязка с вышивкой, обвязанный вокруг бедер кусок ткани и несколько браслетов. Танцовщица была приглашена в качестве живой иллюстрации к лекции самого Эмиля Гиме, известного знатока Востока, об индийских храмовых танцах - и уже первыми своими движениями заставила всех присутствующих забыть и о лекции, и обо всем на свете. А когда в конце выступления ткань с бедер соскользнула и танцовщица предстала перед зрителями почти совершенно обнаженной, вопль восторга, обычно неуместный в музейных стенах, потряс здание.

На следующий день журналисты, присутствовавшие на выступлении в Музее Гиме, разнесли по всей Франции весть о Мата Хари, о ее владении священным искусством храмовых танцев и о ее божественном теле. Газеты захлебывались похвалами в адрес прекрасной танцовщицы, и зрители, которым удалось воочию увидеть выступление Мата Хари, передавали друг другу восторженные отзывы как о самих танцах, так и о редкостной красоте их исполнительницы. Говорили, что Мата Хари, чье имя в переводе означает «око зари», родилась в Южной Индии и с детства была обучена священным танцам. С тринадцати лет она танцевала обнаженной в храме в Канда Свани, и танцевала бы и дальше, но влюбленный английский офицер женился на ней и привез ее в Европу.
К сожалению, в этой красивой истории не было ни слова правды.
Мата Хари не была ни танцовщицей, ни индианкой, ни даже Мата Хари. Ее звали Маргарета Гертруда Зелле, и ее родиной был тихий городок Леуварден в нидерландской провинции Фрисланд. Она родилась 7 августа 1876 года в семье владельца шляпного магазина Адама Зелле и его жены Антье Ван дер Мелен, и ее детство было обычным, ничем не примечательным детством девочки из хорошо обеспеченной семьи: три младших брата, балующие единственную дочь родители, частная школа с тремя иностранными языками и любовь к музыке.
Но Маргарета все же выделялась среди сверстниц - и рано проявившейся красотой, и бурной фантазией, и стремлением любой ценой привлечь к себе внимание. Ее соученицы вспоминают, что Маргарета приходила в школу в невероятных для провинциального городка вызывающих нарядах, сшитых из необычных ярких тканей. А ее фантастические рассказы о своей семье и ее прошлом были до того правдоподобны, что им бы безоговорочно верили - если бы Маргарета не выдумывала все время новые.
Но действительность была и трагичнее, и обыденнее. Адам постепенно разорялся, и вместе с долгами росло его раздражение на жену и детей. Долги в 1889 году привели к банкротству, постоянные ссоры - к разводу. Через девять месяцев после развода - в мае 1891 года - Антье Зелле умерла. Ее бывший муж к тому времени уже жил в Амстердаме. Детей разобрали родственники: Маргарета поселилась у крестного, господина Фиссера, который вскоре решил отправить девочку в Лейден - в пансион, готовящий воспитательниц детского сада. Более неподходящей профессии для непоседливой и независимой Маргареты трудно было придумать: неудивительно, что вместо занятий она строила глазки директору школы. До сих пор биографы спорят, кто кого соблазнил, но итог все равно был предрешен - Маргарета была вынуждена оставить школу.

Она переехала к своему дяде в Гаагу. В то время это был город, где проводили отпуск офицеры голландской колониальной армии - они служили в Голландской Индии (современной Индонезии) и приезжали поправлять здоровье на близлежащих курортах. Бравые мужчины в мундирах были покорены красотой юной Маргареты, а она, в свою очередь, была на всю жизнь очарована военными. Это пристрастие к мужчинам в военной форме преследовало ее всю оставшуюся жизнь.
Дядя, прекрасно видя легкомысленную натуру своей племянницы, держал ее под строгим контролем. Единственным способом вырваться из-под его опеки было замужество, а единственной возможностью познакомиться с потенциальным женихом - брачная колонка в местной газете, поскольку все знакомства на улице дядя пресекал на корню. Ее внимание привлекло объявление: «Офицер из Голландской Восточной Индии, находящийся сейчас в отпуске дома, хочет познакомиться с милой девушкой с целью последующего супружества». Маргарета ответила, приложив к письму фотографию.
Письмо было размещено от имени Рудольфа МакЛеода. Потомственный военный, племянник адъютанта короля Вильгельма III и двоюродный брат вицеадмирала, он прибыл на родину для поправки изрядно расшатанного за шестнадцать лет в колониях здоровья. Друзья решили, что Рудольфу - или Джону, как его называли, - срочно необходимо жениться, и втайне от него разместили брачное объявление. Сам МакЛеод, узнав об этом, велел возвращать все письма в редакцию нераспечатанными - однако некоторые он все же прочел, и одним из них было письмо от юной Маргареты Зелле, чье лицо на фотографии сразило Рудольфа наповал.


Капитан и миссис МакЛеод

Через месяц они познакомились лично: почти сорокалетний, практически лысый Мак-Леод и восемнадцатилетняя Маргарета - стройная, большеглазая, с густыми темными волосами и великолепной фигурой. Оба решили, что это любовь с первого взгляда, и уже через шесть дней - 13 мая 1895 года - они обручились, а еще через три месяца обвенчались. В свадебное путешествие они отправились в Висбаден, откуда, правда, быстро уехали - к красавице Маргарете слишком активно начали приставать молодые офицеры, которых на этом курорте было множество.
Очевидцы первых месяцев брака утверждали, что этот союз был с самого начала обречен на неудачу. Рудольф был груб, вспыльчив и не слишком много внимания уделял жене, а Маргарета, хотя и искренне - поначалу - хотела быть ему хорошей женой, все больше удовольствия находила в том, чтобы кокетничать с другими. Муж мог послужить ей в этом примером - он начал изменять ей уже через несколько месяцев после свадьбы. К тому же он оказался картежником и был не дурак выпить.


Джон с сыном Норманом (1899) (1899)

30 января 1897 года в семье Мак-Леодов родился сын, которого назвали Норман Джон - в честь родственников отца. А уже первого мая Рудольф с женой и сыном отправился к месту службы - на остров Ява. Еще через год у них родилась дочь, которую назвали Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон: распространенное сокращение малайского слова nonah - девочка), а вскоре Рудольфа перевели командиром гарнизона на Суматру.


Дочь Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон)

Его семья пока осталась на Яве: Маргарете было скучно, одиноко, тоскливо, обидно - но без мужа жизнь была гораздо приятнее, чем с ним. Она устала от семейной жизни, от тропиков, от неотесанных военных, от безденежья и мужниной ревности - во многом оправданной. Белых женщин в тех краях было крайне мало, а уж таких красивых, как Маргарета, не водилось вообще, так что ничего удивительного, что за ней начали ухаживать сразу и многие, и еще менее удивительно то, что она эти ухаживания с удовольствием принимала.
Мак-Леод перевез семью на Суматру лишь через несколько месяцев. Должность обязывала его давать приемы, на которых его жена с удовольствием выступала в роли хозяйки - платья для нее выписывались из Амстердама. Семейные отношения вроде начали налаживаться, но тут произошла трагедия: при загадочных обстоятельствах умер их сын. Говорят, что его отравила нянька, возлюбленного которой избил Рудольф. По другой версии, убийцей был как раз любовник, отомстивший Мак-Леоду за соблазнение няни. Есть версия, что ребенок умер от холеры. Как бы то ни было, с этого дня отношения между супругами безнадежно испортились: Рудольф безо всякой логики обвинял в смерти сына жену и утешался в объятиях местных проституток, а Маргарета легкомысленно проводила время с его подчиненными. Как говорят, именно из-за ее не слишком благопристойного поведения Мак-Леода перевели обратно на Яву, где обоим стало ясно, что развод неизбежен. Маргарета стремилась в Европу, а Рудольф жаждал от нее отделаться. Он вышел в отставку, и в 1902 году они вернулись в Голландию.


Mata Hari als junge Frau (Aufnahme vor 1900)

Мак-Леоды поселились в Амстердаме. Однажды вечером Маргарета вернулась домой - и обнаружила, что ее муж забрал дочь, все ценности и сбежал. Она немедленно подала прошение о раздельном проживании: по решению суда дочь оставалась с матерью, а Рудольфа обязали платить алименты, однако он так и не дал ни гульдена. Устав от безденежья, Маргарета вернула дочь мужу, а сама уехала в город своей мечты - Париж. Как она потом объясняла свое решение, «я думаю, что всех жен, сбежавших от мужей, тянет в Париж».


1915

Она больше никогда не видела ни дочери, ни мужа.

Приехав в Париж без единого гроша, Маргарета решила, что ее красивое тело и определенный опыт помогут ей заработать. Но работа натурщицы оплачивалась плохо, а после того, как известный импрессионист Гийоме назвал ее грудь плоской и отказался от ее услуг, она решила, что больше ей в Париже делать нечего.
И потом, став Мата Хари, Маргарета продолжала стесняться своей груди. Даже когда она полностью обнажалась ниже талии, ее грудь все же прикрывал бюстгальтер.

В 1904 году Маргарета снова попыталась покорить Париж. Она устроилась в школу верховой езды господина Молье - пригодилось полученное в тропиках умение обращаться с лошадьми. Но тот как-то заметил, что ее загорелое тело и пластичность больше пригодятся в танцах, чем в верховой езде.
Слова запомнились. Маргарета знала, что она хорошо двигается и на нее засматриваются мужчины. Она знала цену своей красоте - и себе самой: танцевать она никогда не училась, но очаровывать и соблазнять умела. Кроме того, она неплохо знала малайский язык и обладала хорошей зрительной памятью - народные танцы, которые были одним из немногих развлечений на Яве и Суматре, она прекрасно помнила, ибо видела их не раз, - а ее смуглая кожа и темные, почти черные волосы помогут ей сойти за уроженку Юго-Восточной Азии.
На вечере у ведущей актрисы Comédie Française Сесиль Сорель, жены графа де Сегюра, Мата Хари пленила богатейшего «шоколадного короля» Гастона Менье, который не только сделал несколько фотоснимков обнаженной Мата Хари, но и стал ее любовником и содержателем. Снимки эти сыграли в судьбе Мата Хари роковую роль: Рудольф Мак-Леод, узнав на газетных фотографиях свою бывшую жену и поняв, чем она занимается, потребовал развода. Адвокат долго пытался добиться от бывшей миссис Мак-Леод согласия на развод, но та делала вид, что не понимает, чего от нее хотят, пока адвокат не показал ей один из тех самых откровенных снимков. Было ясно, что если его предъявить суду, то скандала, который мог затронуть и их дочь, не избежать. Маргарета согласилась - окончательный развод состоялся 26 апреля 1906 года.

Рудольф Мак-Леод никогда не видел свою бывшую жену на сцене. Любопытным журналистам, решившим выяснить его мнение относительно сценических талантов Мата Хари, он заявил: «У нее плоскостопие, и она абсолютно не умеет танцевать». А когда она выступала в Гааге и друзья звали его на представление, Мак-Леод сказал: «Я видел ее во всех возможных позах, и больше мне смотреть не на что».
Газеты были полны бешеных восторгов, а публика была готова носить «индийскую богиню» на руках. Потом были двухнедельные гастроли в Испании, где ее танцы назвали «тактично-чувственными», а сопровождавшие их овации - «сенсационными»; говорили также, что за время поездки она соблазнила некоторых членов королевской семьи и посла Франции Жюля Камбона - последний оставался близким другом Мата Хари еще долгие годы.
За полтора года Мата Хари стала самой высокооплачиваемой, самой популярной и самой обсуждаемой танцовщицей в мире. Открытки с ее изображениями продавались в каждой лавке, были выпущены сигареты ее имени (как писали в рекламе, «лучшие индийские сигареты из табака с острова Суматра») и печенье, на банках которого были ее портреты - в одной такой банке носила в школу завтраки Нон МакЛеод, дочь Мата Хари. Танцовщица тратила огромные суммы на роскошные наряды и драгоценности, но зарабатывала столько, что могла уже позволить себе вообще не выступать. После венских гастролей она в компании Киперта несколько месяцев путешествует по Европе и Египту - в Париж она вернулась лишь в конце 1907 года.
Ее любовные приключения давно уже вызывали не меньший - если не больший - интерес, чем ее танцы
Однако в 1913 году Мата Хари почувствовала, что надвигается кризис. Ее танцы уже не вызывали прежних восторгов, и денег становилось все меньше.
1 августа началась война
Мата Хари пытается уехать в Швейцарию, однако туда уехал только ее багаж - саму танцовщицу в страну не пустили, и ей пришлось вернуться в Берлин. Она осталась без вещей, без денег, без покровителей, но ее снова спас мужчина - один голландец, сосед по отелю, узнав о бедственном положении своей землячки, купил ей билет в Голландию и дал немного денег.
В Голландии она прямо на улице нашла очередного поклонника - банкира Ван дер Скальха. Банкир принял ее за русскую; он бросил Мата Хари, как только узнал, что она голландка - как признавалась она сама, «роман с русской для голландца был настоящим приключением, а в связи с соотечественницей ничего необычного нет». Однако Ван дер Скальх был настоящим джентльменом - перед расставанием он оплатил все ее счета.
Место банкира заняли сразу двое: барон Эдуард Виллем Ван дер Капеллен, с которым Мата Хари познакомилась несколько лет назад, и маркиз де Бофор. Но в Голландии ей было невыносимо скучно, она всеми силами стремится в Париж. В конце 1915 года она приезжает в столицу Франции, где продолжает вести прежний легкомысленный образ жизни, - который в военное время выглядит весьма неуместно и подозрительно. Ужины для военных, постоянные поездки по Европе и встречи наедине с высокопоставленными офицерами в условиях нарастающей шпиономании кажутся откровенными провокациями - так что вполне понятно, почему в это время за Мата Хари пристально следят агенты французской, немецкой и британской спецслужб. Исследователи пишут, что ей нередко предлагали деньги за ценную информацию, - правда, сама Мата Хари потом признавалась, что считала их платой за ее любовь. Как стало известно в 1941 году, осенью 1915 года ее завербовала германская разведка - однако ни одного внятного сообщения от агента Н-21 (так Мата Хари значилась в документах) так и не поступило.
В это неподходящее для человеческих чувств время она влюбилась - в русского, капитана гвардейского императорского полка Вадима Маслова. Влюбилась настолько, что даже собиралась за него замуж. Встреча влюбленных была назначена в курортном местечке Виттель - но оно по случайности находилось в прифронтовой зоне, куда был нужен особый пропуск. За ним Мата Хари отправилась в военное бюро по делам иностранцев на бульваре Сен-Жермен - но ошиблась дверью и попала к капитану Жоржу Ладу, руководителю французской контрразведки. А тот, недолго думая, завербовал Мата Хари - за один миллион франков (которые она так и не получила).
После нескольких недель рядом с любимым Мата Хари возвращается в Париж. Как она потом объясняла, ей были нужны деньги, чтобы семья Маслова разрешила ему на ней жениться. А по дороге в Голландию (ездить приходилось в обход фронтов, через Испанию), где ее ждал Вадим, Мата Хари арестовали: английские спецслужбы приняли ее за германскую шпионку Клару Бенедикт, однако отпустили - после того, как Мата Хари призналась, что на самом деле она работает на Францию.
Вся эта история дошла до Ладу: англичане прозрачно намекали ему, что вербовка такой недалекой и легкомысленной особы, как Мата Хари, была не самым умным поступком в его жизни. Возможно, именно с тех пор Ладу невзлюбил ее - настолько, что в итоге подвел ее под смертный приговор.

Ее арестовали 13 февраля 1917 года в парижском отеле Élysée Palace. Часто писали, что она попыталась соблазнить полицейского, который пришел с ордером, но их было шестеро, так что «Зелле, Маргерит, известная как Мата Хари, проживающая в отеле Élysée Palace, протестантка, иностранка, родившаяся в Голландии 7 августа 1876 года, рост один метр семьдесят восемь сантиметров, умеющая читать и писать», была отправлена в тюрьму Сен-Лазар по обвинению в шпионаже и выдаче государственных тайн. Первое, что она сделала - это написала начальнику тюрьмы: «Я невиновна и никогда не занималась какой-либо шпионской деятельностью против Франции. Ввиду этого прошу дать необходимые указания, чтобы меня отсюда выпустили».

В тюрьме она провела восемь месяцев. Все ее попытки оправдаться были напрасны, следствие было предвзятым, а вердикт - предрешенным. Франция проигрывала одну битву за другой, и кто-то должен был ответить за неудачи командования. Свалив все промахи на шпионов, а затем публично осудив одного - точнее, одну, - французское правительство рассчитывало хоть как-то оправдаться в глазах своих граждан.

Один из участников процесса Андре Морне потом сказал, что «показаний не хватило бы даже на то, чтобы отхлестать кошку». Все допрошенные в один голос твердили, что она никогда ничего не спрашивала, никому ничего не рассказывала, и ее интересовали только любовь и развлечения, а не местонахождение военных объектов или сроки военных операций, и лишь Ладу настаивал на ее полной виновности. Мата Хари поставили в вину все: посещения с Альфредом Кипертом императорских маневров в 1906 году и встречи с немецкими офицерами в Гааге, гибель трех кораблей, на которые она опоздала, собираясь уехать из Парижа в 1916, и арест одного из французских агентов в Бельгии. Суд длился всего два дня, и после недолгого совещания был вынесен приговор: расстрел.
Адвокат и старый друг Мата Хари Эдуар Клюне - ему было семьдесят четыре года - попытался было заявить, что Мата Хари беременна от него (по французским законам беременную женщину нельзя казнить), но она сама отказалась от этой уловки. Голландию даже не поставили в известность о судьбе ее гражданки. Президент отклонил прошение о помиловании; Мата Хари узнала об этом только утром накануне казни. Ей был сорок один год.
Утром 15 октября 1917 года Мата Хари в жемчужно-сером платье, соломенной шляпе с вуалью, своих лучших туфлях и длинных перчатках, стояла перед двенадцатью зуавами - расстрельной командой. Она отказалась от повязки на глаза, не захотела быть привязанной к столбу - очевидцы вспоминают, что она была самым спокойным человеком из всех, кто там присутствовал. В 6.15 - на рассвете - Мата Хари не стало.
Узнав об этом, ее бывший муж сказал: «Что бы она ни натворила, такого она не заслужила».

Тело, как невостребованное родственниками, было передано для практики студентам-медикам. Все ее имущество было продано на аукционе - если перевести на современные деньги, было выручено всего две с половиной тысячи долларов. Рудольф Мак-Леод пытался добиться от французского правительства выдачи наследства своей бывшей жены в пользу их дочери, но получил отказ: все имущество Мата Хари пошло «в пользу Французской республики на покрытие судебных издержек и ущерба от ее преступной деятельности». Прочем, Жанне-Луизе Мак-Леод наследство все равно не понадобилось бы: через четыре месяца она внезапно скончалась от кровоизлияния в мозг.

Мата Хари любила мужчин и умела дарить любовь. Но мужчины не любят, когда их покоряет женщина, которая сильнее их, и они мстят. Только в истории остались не те, кто убил Мата Хари, а она - удивительная, таинственная, загадочная женщина, которая просто умела любить лучше других.

Мата Хари родилась 7 августа 1876 года в небольшом городке Левурдене в Нидерландах. При рождении получила красивое, но привычное для скандинавского имя – Маргарета-Гертруда Зелле. До 15 лет жизнь Маргарет была обеспеченной и безмятежной. Второй ребенок в семье, единственная балованная девочка, она получала лучшее образование в привилегированных учебных заведениях и не знала ни в чем отказа. Ее отец, шляпник Адам Зелле, сделал ряд удачных инвестиций в нефтяной бизнес и не скупился на любимую дочь. Но 1889 году Адам неожиданно разорился, впал в депрессию, а затем бросил семью, и больше участия в судьбе Маргарет не принимал. Мать девочки умерла спустя два года, и ребенок оказался на попечении .

Девушку пристроили в училище, предполагалось, что там она получит профессию воспитательницы детского сада, но директор данного образовательного учреждения проявил к Маргарет слишком неоднозначный интерес, разразился скандал, и семья решила отправить юную красотку в дяде в Гаагу. Там она знакомится с молодым офицером Рудольфом Маклеодом и в марте 1895 года выходит за него замуж. Молодожены отправляются к месту службы мужа, в Индонезию. Спустя 7 лет Маклеоды возвращаются в Голландию и . Маргарет остается не только без мужской поддержки, но и без гроша в кармане, и, что гораздо хуже, она ничего не умеет, у нее нет никакой профессии. Молодая женщина принимает решение ехать в Париж.

В 1905 году на французской сцене восходит новая экзотическая «звездочка». Ее зовут Мата Хари, она дочь индийской принцессы и шотландского барона, она воспитывалась в священном индийском храме и училась древним танцам у жриц, которые и дали ей столь экзотическое имя, что в переводе с малайского «глаз дня». Считается, что эту легенду для бывшей Маргарет придумал господин Гиме, владелец музея Азиатского искусства в Париже, попавший на ее первое представление и сраженный красотой и грацией молодой женщины.

Мата Хари выступала в экзотическом декоре, имитирующем индийского храма, при свете многочисленных свечей. По тем временам костюм ее был шокирующим – грудь едва прикрыта драгоценными камнями, с инкрустированного пояса спадает полотнище полупрозрачной ткани, браслеты щедро украшают запястья и икры, а в темных волосах поблескивает корона. Как она танцевала, было уже неважно при таких нарядах. Даже когда кто-то из журналистов пытался критиковать ее далеко небезупречную технику, он все равно вынужден был упомянуть ее скандальный сценический костюм, и любопытная публика валом валила на представление. Мата Хари стала знаменитой. Она танцевала в частных салонах и на большой сцене. Ее номер вставляли в балетную и оперную программу. Ее приглашали на гастроли, и она много путешествовала. Среди многочисленных поклонников танцовщицы, предоставляющих ей финансовую поддержку в обмен на время, проведенное в ее обществе, множество офицеров из разных стран.

Во время Первой мировой войны именно этот образ жизни сыграл с Марагарет Маклеод дурную шутку. Много путешествует? Ее видят в обществе высокопоставленных военных чинов? Кто же она - шпионка? В феврале 1917 года французские власти арестовали Мату Хари по обвинению в шпионаже и посадили в Сен-Лазар в Париже. На закрытом военном суде, прошедшем в июле, она была обвинена в передаче сведений о новом оружии (танках) противнику и, как следствие, в гибели тысяч солдат. Маргарет признали виновной и 15 октября 1917 года расстреляли в пригороде французской столицы Венсене. Так умерла Маргарет-Гертруда Маклеод, но о прекрасной шпионке Мате Хари продолжала жить и после ее смерти. Рассказывали и том, что танцовщица сбросила перед расстрельной командой пальто и оказалась обнажена, но это не смутило доблестных солдат, и те все же выстрелили. Что последними словами ее были – «Куртизанка – да, шпионка – никогда!», что самый молоденький солдат упал в обморок во время этой казни и многое другое.

Современные историки все больше склоняются к версии, что единственной виной этой роковой женщины была слишком большая любовь к мужчинам в форме и, как следствие, компрометирующая связь с кем-то из высокопоставленной армейской французской верхушки.

Одна из самых загадочных женщин прошлого столетия – Мата Хари. Она была известна не только своим талантом соблазнять представителей противоположного пола, но и получать от них информацию. Это одна из немногих женщин-шпионок, которые оставили свой след в истории.

Кто такая Мата Хари – биография

Настоящее имя известной шпионки - Маргарет Гертруда Зелле. Родилась она в 1876 году. Широкой общественности она известна, как Мата Хари. Известны многие факты ее жизни:

  1. Ее семья была обеспеченной, но в 1889 году из-за действий отца им пришлось признать банкротство.
  2. Выясняя, кто такая Мата Хари, стоит заметить, что до 13 лет девочка ходила в элитную школу для детей, что дало ей возможность получить хорошее образование.
  3. После развода родителей и смерти матери судьба Мата Хари изменилась и она сначала переехала к крестному, а затем в город Лейден, где проходила обучение на воспитательницу. Здесь она была вовлечена в секс скандал с директором заведения.
  4. Из-за позора Маргарет сбежала к дяде, где и началась ее новая жизнь. После замужества она стала заниматься танцами, чтобы справиться с бедностью.
  5. Через время о ней знали в разных уголках Европы и многие мужчины мечтали оказаться в ее постели.

Внешность Мата Хари

Есть много реальных фотографий, на которых изображена обворожительная женщина (учтите, что раньше требования красоты были другими). Корреспондент одной из газет описывал, как выглядела Мата Хари: высокая девушка со стройной фигурой, которая обладает пластичностью и грацией хищного зверя. У нее черные волосы, которые обрамляют маленькое лицо, длинные ресницы и тонкие брови, будто их нарисовал художник. Есть описание и груди, которая была неидеальной, поскольку один сосок являлся деформированным.

Личная жизнь Мата Хари

Летом 1985 года девушка заключила брак с Рудольфом Мак-Леодом, который бал старше ее на 20 лет. Замужество было неудачным, хоть она и родила двоих детей. Сын скончался в результате осложнений сифилиса, а дочка осталась с отцом после развода, который произошел в 1903 году. На острове Ява, где жила Мата Хари она начала заниматься танцами, а затем, из-за отсутствия денег стала выступать на публике. Ее шоу напоминало современный стриптиз. Любовники Мата Хари были богаты и влиятельны, поэтому их имена держались в строгом секрете. Есть информация, что за 5 лет у нее было 104 мужчины.

На кого работала Мата Хари?

Известная танцовщица имела связи с высокопоставленными мужчинами и накануне войны ей предложили сотрудничать с разведкой Германии. Женщина дала согласие и в итоге ей дали секретное имя «агент Н-21». Выбрали ее не просто так, ведь Мата Хари благодаря паспорту Нидерландов могла свободно путешествовать, а еще она легко заводила знакомства с нужными людьми.

Ее частые переезды не могла не заметить союзная контрразведка и в 1916 году спецслужбы Франции получили первые сведения, указывающие на то, что Мата Хари шпионка. Женщина узнала об этом и чтобы себя обезопасить, она сама пришла к французским спецслужбам и сказала, что может работать на них. Чтобы получить утвердительный ответ, она даже ненароком упомянула своего любовника немецкого агента-вербовщика. С этого момента она стала двойным агентом.

Против кого шпионила Мата Хари?

Во времена войны информация, полученная из уст шпионов, имела большое значение, тем более мужчины во время общения с красивой женщиной теряли голову, и без какой- либо осторожности выдавали важные секреты. Агент Н-21 работала на стороне Германии, поэтому танцовщица Мата Хари должна была шпионить против Франции и союзников этой страны. Когда она предложила свои услуги французским спецслужбам, то должна была уже рассказывать немецкие тайны, но ее планы были раскрыты.

Кто рассекретил Мата Хари?

Много информации того времени было не только засекречено, но и уничтожено, поэтому точной версии, кто предал Мата Хари, с реальными доказательствами, не существует. Есть несколько предположений, так согласно некоторым данным про Мата Хари рассказала немецкая сторона, которая рассекретила радиоперехват, о котором упоминалось ранее. Это было сделано для того, чтобы убрать двойного агента, поскольку она уже создавала опасность для страны.

Как погибла Мата Хари?

Арест шпионки произошел 13 февраля 1917 года. Французские спецслужбы обвинили ее в шпионаже во время войны. Ей предъявили обвинения в том, что она передала сведения, которые стали причиной гибели большого количества солдат. Важно сказать о том, что много информации, касающейся того, кто такая Мата Хари, является засекреченной. Суд согласился с виной женщины и вынес приговор – смертная казнь.

Многих интересует, кто убил Мата Хари, так вот казнь ее проходила на военном полигоне в Венсене 15 октября 1917 года. Женщина без волнения стояла у столба, попросив не привязывать ей руки и не завязывать глаза. Перед тем, как умереть она послала 12 солдатам, которые должны были провести расстрел, воздушный поцелуй. Согласно существующей информации один из них потом подошел к телу, и выстрелили для уверенности женщине в голову.


Секреты обольщения Мата Хари

Люди могут по-разному относиться к этой легендарной женщине, но то, что она была популярна среди представителей сильного пола отрицать нельзя. Выясняя, кто такая Мата Хари, стоит узнать ее секреты обольщения.

  1. Будь инициативной. Девушка всегда понимала, что она может управлять мужчинами и добиваться всего, чего только пожелает.
  2. Используйте шансы, представляемые судьбой. Мата Хари не умела танцевать, но она не могла упустить возможности изменить свою жизнь. Она стала популярной благодаря тому, чтобы танцевала обнаженной, прикрывая грудь.
  3. Всегда держи интригу. Женщина придумывала для себя разные легенды, сохраняя вокруг ореол загадочности. Огромное количество мужчин желали узнать настоящую Мата Хари.
  4. Ум – превыше всего. Шпионка была далеко не глупа, что доказывают истории ее жизни. Она могла обманывать не только своих любовников, но и даже спецслужбы, на которые работала.

Мата Хари – факты

Хоть женщина и была шпионом, много информации о ней является доступной.

  1. Заниматься танцами Маргарет начала в Индонезии и там она придумала свой псевдоним, который дословно переводится, как «око дня». Профессиональную карьеру Мата Хари начала в Париже.
  2. Есть информация о Мата Хари, что она является родоначальницей стриптиза, а все благодаря номеру «Заклинание Шивы». В конце танца зрители думали, что женщина полностью обнажается, но на самом деле, она просто снимала верхнюю одежду, под которой находился обтягивающий костюм телесного цвета, и издалека складывалось впечатление, будто артистка оголена.
  3. Женщина прошла много курсов обучения, так она владела секретными знаниями в химии и физике. Умела шпионка читать тайнопись.
  4. Выясняя, кто такая известная Мата Хари, стоит сказать о том, что перед тем, как стать известной танцовщицей в Париже, она зарабатывала на жизнь в качестве цирковой наездницы под псевдонимом Греша Мак-Леод.
  5. В 1916 году женщину арестовали по ошибки, считая ее разыскиваемым агентом. Через небольшой промежуток времени ее освободили, поскольку в паспорте было указано ее настоящее имя.
  6. Есть версия, что Мата Хари не была шпионкой, и ее казнили из-за того, что она имела сексуальную связь с представителями военной и политической элиты Франции, и если бы эта информация раскрылась, то их репутация была испорчена. Чтобы это предотвратить женщину обвинили в шпионаже и казнили.
  7. После смерти останки были переданы в Анатомический театр, а голова оказалась в Анатомическом музее Франции, но в 2000 году обнаружили, что она пропала.

Книги про Мата Хари

  1. «Львиное око» Л. Вертенбейкер . Благодаря автору Мата Хари приобрела человеческие черты, которых в глазах многих она была лишена. Произведение содержит страсти, предательство, клевету и другие эмоции, дающие представление о жизни известной танцовщицы.
  2. «Мата Хари» С. Ваагенаар . В этой документальной книге собрано много важной и скрытой информации, поскольку автор имел доступ с архивам военного министерства Франции, материалам допросам и даже личным дневникам шпионки. Жизнь и смерть Мата Хари в этом произведении описано очень подробно.
  3. «Мата Хари. Шпионка» П. Коэльо . Популярный автор описывает жизнь шпионки, показывая, что из обычного зерна может вырасти шикарное дерево.