Вступление Армении в Евразийский союз — с Карабахом или без него. Что даст армении вступление в таможенный союз

Таможенный союз действует на основании Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

Создание Таможенного союза, как написано в Преамбуле Договора, отражает необходимость координации подходов входящих в него государств при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Данная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

Участниками Таможенного союза на данный момент являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Однако, Таможенный союз открыт для присоединения к нему любого государства. Такая возможность прямо предусмотрена в ст. 63 Договора.

В настоящее время о возможности вступить в Таможенный союз и присоединиться к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. заявила Армения.

Как отмечают эксперты (информация сайта www.vesti.ru) «Армения готова вступить в Таможенный союз, даже не имея общих границ с его участниками. Товарооборот Армении с Россией составляет чуть больше миллиарда долларов в год. Цифра почти незаметная на фоне других участников союза. Товарооборот России и Казахстана – 24 миллиарда долларов. С Белоруссией - в два раза больше. Особой экономической выгоды от вступления в Таможенный союз Армения не получит…

Скорее, решение Еревана - это политическая победа России в создании общего евразийского пространства, особенно на фоне натянутых отношений с Украиной и Белоруссией.

Причиной вступления Армении в Таможенный союз эксперты сайта www.vesti.ru называют так же стоимость энергоносителей. Весной 2013 г. «пришла новость о повышении цены на газ для Армении со 189 до 270 долларов за тысячу кубометров.

Участникам Таможенного союза Россия продает газ по 150 долларов.

Но есть и другие причины для сближения с Россией и Белоруссией. "Это вопрос безопасности. Дело в том, что Армения граничит на западе с Турцией, с которой ее связывают давние противоречия. А на востоке - граница с Азербайджаном, где не урегулирован конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Армения заинтересована в сотрудничестве с Россией с точки зрения политики", - отмечает Станислав Савинов».

По информации экспертов сайта www.vedomosti.ru «Экономическая выгода Армении, перед которой, как перед Казахстаном, не стояла проблема китайского ширпотреба, будет в том, что российские предприятия начнут, наконец, модернизацию принадлежащих им в стране предприятий, теперь ее будут политически мотивировать….

Всего, по данным В.В.Путина, в Армении работают около 1300 российских компаний. О первом проекте В.В.Путин объявил вчера в присутствии Саргсяна: РЖД готова инвестировать вармянскую железную дорогу около 15 млрд. руб. Серьезной оппозиции это решение в армянском обществе не встретит, там, наоборот, сетуют на недостаточное присутствие России…».

Основанием для присоединения к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. согласно ст. 63, является:

  • признание новым участником принципов Договора;
  • готовность принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Поскольку Таможенный союз направлен на формирование Единого экономического пространства, оно предполагает, что на территории присоединяющейся Стороны будут функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, будет существовать единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно - кредитная, валютно - финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Общий принцип присоединения к Договору установлен в ст. 63. Он состоит в том, что заинтересованная Сторона направляет соответствующую просьбу в Межгосударственный Совет через депозитария.

Примечание

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества является высшим органом Евразийского экономического сообщества и действует в соответствии с Положением о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества, утв. Решением № 3 от 31 мая 2001 г.

Депозитарием принимаемых Межгоссоветом документов и решений является Интеграционный Комитет.

Конкретные условия присоединения к Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного Совета.

Армения в 2015 году вступила в ЕАЭС, а еще раньше, в 1992 году, - в ОДКБ, получив торговые преференции и военную помощь от России. Но недавно выяснилось, что приоритетом Еревана стали европейская интеграция и сотрудничество с НАТО. И тут Москва, судя по всему, уже не повторит ошибок, допущенных на Украине .


Нагорный Карабах: компромисс найден?

Планы Армении изменились

В нынешнем году Ереван заявил о желании ассоциироваться с ЕС и подготовил проект для подписания. Еще раньше Армения вступила в программу индивидуального партнерства с НАТО (Individual Partnership Action Plan, IPAP), план которого на 2017-2019 годы (пятый по счету) был утвержден в апреле. Он предусматривает консультации с альянсом по региональной безопасности, разработку военной доктрины Армении, усовершенствование процесса оборонного и бюджетного планирования, а также участие в миротворческих миссиях военного блока в Косово и Афганистане. На последних саммитах НАТО армянская делегация присутствовала в качестве наблюдателя.

Это выглядит уже не попыткой усидеть на двух стульях, а прямым предательством России. Впору сказать: "Пойдите и попросите НАТО решить ваши проблемы с Турцией и Азербайджаном".

Обижаться надо на самих себя

Собственная "многовекторность" не мешала Еревану обижаться на многовекторность России - налаживание экономических отношений с Турцией, планы принятия Анкары в ЕАЭС, продажу оружия Азербайджану. И это при том, что Баку платит России живыми деньгами, а Ереван приобретает оружие у России на ее же кредит, то есть берет взаймы.

Надо же, господа, как-то соразмерять свое желание всюду поспеть и свои возможности небольшой региональной страны! И понять, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - это не бывший СССР в одном флаконе и не кормушка, а интеграция через соревнование и взаимопомощь.

Хочется также напомнить армянским друзьям, что именно Владимир Путин (а не Ангела Меркель) в апреле остановил наступление азербайджанских войск в Нагорном Карабахе. Россия исторически доказала свое хорошее отношение к армянам. Вспомним хотя бы, что именно продвижение российской армии на помощь самообороне города Ван в 1915 году помогло спасти 200 тысяч армян от геноцида со стороны Османской империи. А чего стоит признание этого геноцида в 1995 году - на 20 лет раньше, чем это сделала Германия?!

Если бы армянская сторона хорошо подумала, то ей стало бы ясно, что сближение России с Турцией надо не осуждать, а приветствовать - по очень простой причине: Москва и Анкара сближаются не столько в политическом, сколько в экономическом плане, и Ереван может от этого выиграть. Ведь ее граница с Турцией закрыта, так почему бы не попросить Путина посодействовать смягчению позиции Эрдогана?

Надо делать шаг в опровержение нового курса

Похоже, здравый смысл все же берет верх. Армения, как сегодня сообщает портал news.am, отказалась принимать участие в учениях Agile Spirit 2017, которые проводятся в Грузии странами-партнерами НАТО из США, Румынии, Украины, Болгарии, Латвии и Румынии (кстати, Азербайджан их бойкотирует). Военнослужащие Армении и представители вооруженных сил страны не прибыли на церемонию открытия учений. "Без комментариев", - заявил ТАСС пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Оганесян.

А вот его заместитель Артак Закарян сказал, что военно-политическая дипломатия Армении полностью соответствует внешней политике республики, поэтому "вообще непонятно, почему Армения была указана в числе участников учений".

"Участие Армении в учениях НАТО изначально оговаривалось, как часть многовекторной политики", - сказал "Правде.Ру" Арман Бошян, председатель Ереванского геополитического клуба. - Однако я считаю, что в условиях глобального обострения в Сирии, в условиях санкционной войны эта политика себя оправдать не может. С учетом того факта, что Армения является членом ОДКБ, членом Евразийского экономического союза, нам надо более конкретно определить, куда мы идем, и какие отношения выстраиваем в военной сфере".

"Мне кажется, что Армения должна более активное участие принимать в сирийской операции, потому что, там речь идет не только о сирийцах, но и о судьбе христиан, и с НАТО и Турцией нам не по пути", - уверен Арман Бошян.

По вопросу евроассоциации Еревана Москве тоже надо занять твердую позицию: в Россию хлынет европейская подсанкционная продукция через Армению, которая будет зарабатывать на транзите, а РФ - терять имидж и внутренний рынок.

Самое непримиримое противостояние происходит, безусловно, между западным миром во главе с США и Россией, которая пытается восстановить утраченные в конце прошлого века позиции. Политологи давно окрестили эту конфронтацию новой «холодной войной», признавая при этом, что ситуация складывается еще более рискованная.

НАТО – это НАДО

Ведущие институты Запада, включая и НАТО, являются главными геополитическими оппонентами России. А главная задача политики Путина, нацеленной на восстановление Россией былого могущества, состоит в том, чтобы держать НАТО как можно дальше от своих границ.

И Россия на сегодня добилась неплохих результатов. Во всяком случае, начавшаяся в конце прошлого века стремительная экспансия НАТО на восток, подразумевавшая вхождение в блок нескольких постсоветских стран и окружение России своими базами, приостановлена.

Но НАТО не сдается, объявляет одним из своих приоритетов республики Южного Кавказа и уже добился значительного продвижения в Грузии. Кульминацией закрепления блока в этой стране стала середина 2000-х, когда грузинский президент Михаил Саакашвили официально обратился в альянс с просьбой принять Грузию в НАТО.

Россия, естественно, не могла спокойно наблюдать, как вслед за Прибалтикой НАТО пытается установить контроль над всем Южным Кавказом, и августовская война 2008 года вынудила Грузию отложить свои планы по членству в НАТО.

Что касается Азербайджана, который изначально не ставил перед собой цель вступления в Североатлантический блок и оставался верен своему внешнеполитическому курсу неприсоединения, то он, напротив, стал ограничивать свои контакты с альянсом с учетом геополитических перемен в регионе.

Армения же, являясь по сути форпостом России в регионе, вообще не могла рассчитывать на сотрудничество с НАТО, и все ее контакты носили лишь формальный характер.

Но все начало меняться

Форпост России на Южном Кавказе неожиданно свернул на прозападный курс и стал сближаться с НАТО и Евросоюзом. Haqqin.az уже сообщал, что осенью этого года Армения готовится подписать соглашение о расширенном сотрудничестве с Евросоюзом. И это несмотря на попытки ЕС расширить экономические и политические связи с постсоветскими странами, вызывающие не меньшее раздражение России, чем приближение к ее границам НАТО. Правда, по последней информации разных источников, сближение Армении с Евросоюзом проходит в согласованной с Россией форме, но серьезных доказательств этому нет.

В любом случае шаги Армении в сторону ЕС и с НАТО, учитывая ее вассальное по отношению к России положение, вызывают немалое удивление мировой общественности. И дело зашло так далеко, что политические круги в Ереване и представители НАТО всерьез говорят о возможностях вступления Армении в военный альянс. А ведь недавно, даже когда позиции Запада в регионе были более устойчивы, в Ереване и мечтать не могли о подобном. А сейчас Армения пытается позиционировать себя главным партнером НАТО в регионе и активно участвует в программах блока. Достаточно взглянуть на хронику событий последних нескольких месяцев и даже недель.

Хроника необъявленной Арменией войны России

Военные из Армении приняли участие в учениях НАТО Saber Guardian, которые проходили в Румынии с 11 по 20 июля. Это самые крупные учения НАТО из состоявшихся в 2017 году.

В первой декаде августа в Грузии стартуют учения НАТО под названием Noble Рartner. За маневрами будет лично наблюдать вице-президент США Майкл Пенс. И Армения решила отправить туда довольно внушительный военный контингент.

А в сентябре в Германии стартуют учения Combined Resolve IX, где плечом к плечу с натовскими военными будут условно воевать 112 военнослужащих из Армении. Стоит отметить, что Азербайджана на этих учениях не будет.

Саргсян на встрече с Джеймсом Аппатураем

Армения планирует расширять свое сотрудничество с НАТО и в 2018 году, приняв участие как минимум в четырех учениях.

Заметно участились и дипломатические контакты между НАТО и Арменией. В прошлом месяце спецпредставитель блока по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай был с визитом в Ереване. Его встречали на самом высоком уровне, включая президента Армении Сержа Саргсяна, спикера парламента Ара Баблояна и руководства Минобороны.

На всех встречах обсуждался один вопрос – расширение сотрудничества Армении с НАТО, а президент Саргсян даже пригласил в Ереван генсека альянса. В то же время министр обороны Армении Виген Саргсян заверил высокопоставленного гостя в том, что его страна намерена увеличить свой контингент в Афганистане, где осуществляется миссия блока.

Там же, в Ереване, Джеймс Аппатурай пообещал, что НАТО будет разрабатывать «новые программы, представляющие интерес для Армении». Это интригующее заявление Аппатурая вызвало серьезный ажиотаж в экспертных кругах Армении.

Представитель НАТО счел нужным приветствовать соглашение, которое Армения должна подписать в сентябре с Евросоюзом, отметив, что «Запад хочет сблизиться с Арменией».

А на днях спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в то же время глава офиса альянса в Тбилиси Уильям Лахью и вовсе заговорил о возможном членстве Армении в НАТО. Дипломат в открытой форме признался, что в НАТО не оставили своих планов по расширению на восток, и если Армения примет решение вступить в Североатлантический союз, это увеличит возможности сотрудничества.

«Армения должна сама выбрать, насколько может расширить сотрудничество с альянсом», – добавил дипломат.

Уильям Лахью

Официальной реакции России на происходящие события пока не было, но нетрудно догадаться, какое замешательство все это вызвало в Кремле. Еще бы, ведь гипотетическое вступление Армении в НАТО подразумевает приостановку членства этой страны в ОДКБ и вывод с ее территории российских военных баз.

Тем временем Уильям Лахью, подливая масла в огонь, делает заявление за заявлением, способные вконец разозлить Россию. По его словам, отношения НАТО с Арменией находятся на «очень высоком уровне» и дальнейшее их развитие требует «серьезного политического решения». Если верить словам дипломата, то политическое руководство Армении стоит перед выбором: отвернуться от России и выбрать Запад или оставить все как есть.

«Армения – суверенное государство и само принимает решение, как ей строить отношения с соседними странами», – сказал дипломат.

Надо сказать, что это совершенно новый политический ход НАТО, потому что до сих пор отношения с Россией и Ираном, а также неурегулированныйкарабах ский конфликт были одним из основных факторов, определяющих сотрудничество альянса со странами региона.

Другой высокопоставленный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, чтобы подтолкнуть Армению к сотрудничеству, заметил, что членство в ОДКБ не является препятствием для этого. «Армения может быть членом ОДКБ и одновременно быть надежным партнером НАТО», – сказал Аппатурай журналистам в Ереване.

29 июня министр обороны Армении Виген Саргсян отправился на переговоры с НАТО в Брюссель и принял участие в совещании министров обороны стран-участниц миссии альянса в Афганистане. Министерство обороны Азербайджана принимало участие в совещании на менее высоком уровне.

После совещания В.Саргсян встретился с заместителем генсека НАТО Роуз Геттемюллер и обсудил вопросы расширения сотрудничества и перевод вооруженных сил Армении на натовские стандарты.

Другую встречу министр обороны Армении провел с руководителем военного комитета Евросоюза генералом Михаилом Костанакосом, обсудив возможности военного сотрудничества между Арменией и Евросоюзом.

Виген Саркисян на встрече с руководством НАТО

Свой вклад в укрепление контактов с НАТО вносят и гражданские институты Армении, все чаще присоединяющиеся к различным программам блока.

К примеру, в середине прошлого месяца при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и Североатлантического блока для журналистов в Армении был организован семинар на тему «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развитие в регионе». Принимавший в нем участие высокопоставленный представитель Минобороны Армении Мгер Исраэлян назвал отношения между Арменией и НАТО «стратегическими» и отметил, что они будут и впредь углубляться.

Ничем, кроме как бунтом вассала против своего хозяина, эти события не назовешь. Рассчитала ли Армения возможные последствия своего самовольства и реакцию России?

Евразийский Союз - амбициозный проект, который продолжает сохранять лидирующие позиции в информационном мейнстриме постсоветского пространства. Впервые озвученная действующим президентом России Владимиром Путиным, идея стала предметом жарких споров между политологами и экспертами.

В Армении вопрос о том, вступать или нет в Евразийский Союз, которого пока что даже на бумаге не существует, особенно актуален в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Некоторые связывают с данным проектом судьбу непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, которая фактически находится под контролем Армении. Повлияет ли членство Армении в новой структуре на статус Нагорного Карабаха и как скажется на процессе урегулирования конфликта - этот и другие вопросы в беседе с ИА REGNUM комментируют эксперты из Нагорного Карабаха, Армении, России и Азербайджана.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов уверен, что вступление Армении в Евразийский союз не приведет к серьезным изменениям в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Здесь, в общем то, ничего не меняется, так как отношение России к странам Закавказья понятно, и новый проект ничего не изменит. При этом речь идет о вступлении именно Армении, о включении международно признанной территории этой страны, о Карабахе говорить пока не приходится в виду неясности его статуса», - отметил он.

На вопрос о том, трансформируется ли нагорно-карабахский конфликт из «закавказской» в «евразийскую», если в Ереване решат вступить в новую структуру, старший научный сотрудник центра ответил: «Пока что евразийский проект в основном нацелен на экономическую интеграцию. Если даже дело дойдет до создания единого государства, скажем, по принципу конфедерации, то это очень долгий процесс, речь идет о десятилетиях. Пока об этом говорить рано».

Вадим Муханов склоняется к мнению, что Евразийский союз - стимулирующий фактор для развития двусторонних отношений России в данном случае с Арменией. «Евразийский союз - политическая идея, призванная обеспечить нужную ориентацию различных субъектов, в том числе Армении.

«Это инструмент в руках России, посредством которого она стремится обеспечить свое влияние», - такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.

Одновременно эксперт выразил сомнение в том, что Евразийский союз вообще когда-либо будет создан. «Над этим никто не работает. О проекте - не разработанном и в высшей степени аморфном - больше говорят, чем реально что-то делают. Однако эти разговоры несут в себе определенную нагрузку, в частности, в вопросах безопасности», - отметил он.

По мнению Саркисяна, первое, что нужно понять, так это что Евразийский и Европейский союзы - совершенно разные вещи. «Евросоюз - это ряд развитых государств, которые договорились по стандартам по принципу консенсуса. ЕС - это союз стандартов. А то, что сегодня происходит под названием „построение Евразийского союза“, является, по сути, разработкой нагромождения нескольких двух- и более сторонних документов, регулирующих отношения между отдельными государствами», - считает эксперт.

Азербайджанский политолог, директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу полагает, что Армения не вступит в Евразийский союз. К такому выводу эксперт пришел, в частности, на основании недавних заявлений премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна о том, что цена на поставляемый в Армению российский газ будет меняться с учетом мировой конъюнктуры. «Известно, что для стран-членов Евразийского союза будет действовать внутренняя цена, для остальных государств - внешняя. Это говорит о том, что в Ереване скептически относятся к возможному вступлению в Евразийский союз», - отметил он.

В любом случае, считает Ахмедоглу, даже если Армения вступит в создаваемую структуру, это позволит Баку иметь дело напрямую с той стороной, которая несет наибольшую ответственность за ситуацию в Закавказье. «Если России до сих пор удавалось избегать ответственности, уходить от ответов на вопросы по Нагорному Карабаху, то после вступления Армении в Евразийский союз Москве этого не удастся», - заявил директор Центра политических инноваций и технологий.

В любом случае, по мнению собеседника, Азербайджан ни на секунду не перестанет стремиться к тому, чтобы Нагорный Карабах вошел в его состав, и не пожалеет на это ни одного доллара. «Если Армения примет членство в Евразийском союзе, это создаст для Баку новые возможности, так как Азербайджан граничит с Россией, с Северным Кавказом, поддерживает хорошие отношения с Западными странами…», - перечислил он, подчеркнув, что все эти факторы играют на пользу Азербайджану.

«Если Армения вступит в Евразийский союз - модифицированную под нынешние реалии версию СССР - Нагорный Карабах рано или поздно войдет в состав Азербайджана», - резюмировал эксперт.

Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян, говоря о возможном вступлении Армении в состав Евразийского союза и последствий такого шага относительно урегулирования карабахского конфликта, заявил, что это не является самой актуальной темой в армянском обществе. «В силу неопределенности в вопросе вступления в создаваемый союз как армянских государств, так и соседних, трудно предугадать какое влияние могут оказать предполагаемые объединительные процессы на урегулирование нагорно-карабахского конфликта», - резюмировал Маилян.

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.