Структура международной организации по стандартизации. ИСО - это что такое? Международная организация по стандартизации

ИСО (Международная организация по стандартизации) является крупнейшим в мире разработчиком Международных стандартов. ИСО это сеть национальных организаций по стандартизации 157 стран. Одну страну представляет одна организация, центральный аппарат находится в Швейцарии и координирует работу всей организации.

ИСО это неправительственная организация, которая связывает государственный и частный сектор, таким образом способствует консенсусу, который должен быть достигнут на основе решений, отвечающих требованиям бизнеса и потребителям общества.

Названию «Международная организация по стандартизации» дано сокращение «ИСО» от греческого isos, что значит «равный». Независимо от страны и языка краткая форма названия организации всегда звучит ИСО.

Стандарты ИСО обеспечивают желательные характеристики изделий и услуг, делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективными, безопасными и хорошего качества, тем самым способствуют торговле между странами, обеспечивают техническую базу и базу для защиты потребителей и пользователей в целом, в вопросах касающихся изделий и услуг - делают жизнь проще, предоставляя решения общих проблем.

Стандарты ИСО обеспечивают технологические, экономические и социальные преимущества:

  • для промышленности и торговли - поставщики могут разрабатывать и предлагать изделия и услуги, отвечающие техническим требованиям, принятым в международном масштабе;
  • для покупателей - совместимость техники предлагает широкий выбор товаров и услуг, благодаря конкуренции между поставщиками они только выигрывают;

Правительствам Международные стандарты обеспечивают технологическую и научную базу в области здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды. В торговле - равные условия всем конкурентам на рынке, для потребителей гарантирует качество, безопасность и надежность изделий и услуг.

Сторонами заинтересованными в международной стандартизации, являются все те группы, которые заинтересованы в ней потому, что они испытывают ее влияние, и поэтому хотят внести свой вклад в процесс разработки международных стандартов. Заинтересованные стороны участвуют в технической работе ИСО через национальные делегации, назначаемые странами-членами ИСО, или через сотрудничающие организации. Национальные организации обычно состоят из смешанных групп заинтересованных сторон, они представляют мнения, консолидированные на национальном уровне до того, как делегации примут участие в заседаниях ИСО. Основные группы заинтересованных сторон:

  • промышленные и промышленно-торговые ассоциации;
  • высшие учебные заведения, научные и академические организации;
  • потребители и потребительские ассоциации;
  • правительственные и регулирующие органы.

Стандарты ИСО разрабатываются техническими комитетами (подкомитетами или комитетами по проектам), включающими в себя специалистов из производственных, технических и экономических секторов, которые делали запрос о разработке и которые впоследствии введут их в действие. К этим специалистам могут присоединяться представители правительственных органов, испытательных лабораторий, потребительских ассоциаций, неправительственных организаций и академических кругов. Предложения о создании новых технических комитетов рассылаются всем национальным комитетам-членам ИСО, которые могут иметь статус постоянного (Р) члена комитета, наблюдатель (О), либо совсем не становится членом комитета.. Административную поддержку работе комитета оказывает Техническое руководящее бюро, которое само подотчетно Совету ИСО. Специалисты участвуют в разработке стандарта как члены делегации, которую формирует национальный комитет - член ИСО. От национальных делегаций требуется представлять не только мнения организаций, в которых работают специалисты, но и мнения других заинтересованных сторон. Согласно правилам ИСО национальному комитету - члену следует учесть точки зрения всех сторон, заинтересованных в разрабатываемом стандарте. Это позволит ему представить техническому комитету консолидированную, согласованную в национальном масштабе, позицию. Международные и региональные организации частного и государственного секторов могут обратиться с просьбой о предоставлении им статуса сотрудничающей организации, чтобы участвовать в разработке стандарта или быть информированными о ходе работы над ним. Такие организации могут представлять замечания по последовательным проектам стандартов, предлагать новые рабочие темы, но не имеют права голоса. Каждый рабочий день происходит семь технических заседаний ИСО. Между заседаниями специалисты продолжают разработку стандартов, используя электронные средства связи.

Каждый полноправный комитет - член может принять участие в разработке любого стандарта, который будет являться важным для его страны. Независимо от величины и стабильности экономики страна-член ИСО имеет один голос и равное право влиять как на направление работ ИСО в стратегическом плане, так и на содержание ее отдельных стандартов. Как неправительственная организация, ИСО не имеет юридического полномочия принуждать кого-либо к внедрению стандартов. Страны могут вынести решение о принятии стандартов ИСО, - в основном тех, которые касаются вопросов здравоохранения, безопасности или экологии, в качестве регламентов или ссылочных документов в законах, для которых они обеспечивают техническую базу. К тому же стандарты ИСО добровольные, они могут стать требованием рынка.

ИСО не занимается регулированием или законодательством. ИСО разрабатывает только те стандарты, на которые есть рыночный спрос. Обычно работа ведется специалистами из промышленных, технических и экономических секторов, в которых появился спрос на стандарты и которые потом вводят их в действие. Стандарты ИСО основаны на международном консенсусе среди специалистов в данной области. Принимая во внимание и развивающиеся технологии и развивающиеся интересы, ИСО требует периодического пересмотра своих стандартов каждые пять лет, чтобы принять решение: вести их дальше, актуализировать или отменить. Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения, которые обеспечивают структуру для совместимости технологий в международном масштабе. На сегодняшний день ИСО разработано порядка 16 000 Международных Стандартов.


ИСО разработала схему представления различных видов имеющихся в наличии своих документов:

  • Стандарт ИСО (ISO)
  • Общедоступные технические требования ИСО/ОТТ (ISO/PAS)
  • Технические требования ИСО/ТТ (ISO/TS)
  • Технический отчет ИСО/ТО (ISO/TR)
  • Соглашение международного семинара СМС (IWA)
  • Руководство ИСО (ISO/Guide)

В своей работе ИСО руководствуется Стратегическим планом, утвержденным на пять лет. Члены ИСО являются единственными ее представителями в своих странах. Они подразделяются на три категории: комитеты - члены (полноправные члены), члены - корреспонденты и члены - абоненты. Право голоса имеют только комитеты-члены. Ежегодно проводится Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие руководство ИСО и делегаты, выбранные комитетами-членами. Члены-корреспонденты и члены-абоненты могут участвовать в качестве наблюдателей. В число руководства входят: Президент, Вице-Президент (по политике), Вице-Президент (по техническому управлению), Казначей, Генеральный секретарь.

Структура ИСО

  1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
    • 1.1 Руководство
    • 1.2 Делегаты от

Комитетов-членов;

Членов-корреспондентов;


· Постоянные комитеты при Совете

Стратегия

· Консультативные группы

· Техническое руководящее бюро


· Стратегические и технические консультативные группы и РЕМКО (REMCO)

· Технические комитеты

В Уставе ИСО сказано, что Генеральная Ассамблея является высшим органом власти ИСО, однако, большую часть управленческих функций выполняет Совет. Совет заседает дважды в год, и членами в нем по очереди становятся члены ИСО. Под руководством Совета работают несколько комитетов по разработке политики, чтобы обеспечить стратегическое руководство разработкой стандартов в пересекающихся областях. Это КАСКО (CASCO) (оценка соответствия), КОПОЛКО (COPOLCO) (политика в области интересов потребителей), ДЕВКО (DEVCO) (вопросы, касающиеся развивающихся стран). Техническое руководящее бюро (ТРБ) (TMB) подчинено совету ИСО и несет ответственность за общее руководство технической работой, в том числе по отношению к ряду консультативных групп по стратегическим и техническим вопросам. Страны - члены могут быть делегированы/выбраны в ТРБ (TMB) согласно критериям, установленным Советом. Деятельностью руководит Генеральный секретарь (главное административное лицо) который ответственен перед Советом. Центральный Секретариат ИСО и генеральный Секретарь находятся в Женеве вместе с необходимым штатом, который обеспечивает административную и техническую поддержку членам ИСО, координирует программу децентрализованной разработки стандартов и публикует результаты. Центральный Секретариат ИСО действует также как секретариат управляющих органов, комитетов по разработке политики и подчиненных им органов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Рубрика (тематическая категория) Стандартизация

В области международной стандартизации работа­ют Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации.

Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 ᴦ. Аббревиатура ИСО происходит от греческого isos - ʼʼравныйʼʼ. Сфера деятельности

ИСО охватывает стандартизацию во всœех областях, за исключением электроники и электротехники, кото­рые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из осно­вателœей организации. Денежные фонды ИСО состав­ляются из взносов стран-членов, от продажи стан­дартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета͵ технические комитеты и Централь­ный секретариат; высший орган ИСО - Генераль­ная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабаты­ваются непосредственно рабочими группами, дейст­вующими в рамках технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в кон­кретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, к примеру, относят­ся ТК 12 ʼʼЕдиницы измеренийʼʼ, ТК 19 ʼʼПредпочти­тельные числаʼʼ, ТК 37 ʼʼТерминологияʼʼ. Остальные ТК (числом около 140) действуют в конкретных об­ластях техники (ТК 22 ʼʼАвтомобилиʼʼ, ТК 39 ʼʼСтан­киʼʼ и др.). ТК, деятельность которых охватывает це­лую отрасль (химия, авиационная и космическая тех­ника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

Учитывая зависимость отстепени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство должна быть активным и в качестве наблюдателœей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, в случае если он одоб­рен большинством (75%) активных членов ТК. В начале 2000 ᴦ. действовало примерно 11 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО - основополагающие стан­дарты, или стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации ос­новной упор при разработке стандартов на продук­цию делается на установление единых методов испы­таний продукции, требований к маркировке, терми­нологии, ᴛ.ᴇ. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя неза­висимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяе­мости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продук­ции, то их нецелœесообразно устанавливать в МС, - конкретные нормы качества на конкретную продук­цию для разных категорий потребителœей регулируют­ся через цену непосредственно в контрактах.

Рассматривая результаты деятельности общетех­нических и межотраслевых ТК, следует отметить как значительные достижения ИСО разработку междуна­родной системы единиц измерения, принятие метри­ческой системы резьбы, системы стандартных разме­ров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всœеми видами транспорта. Сегодня особое внимание привлекает работа ТК 176 ʼʼСистемы обес­печения качестваʼʼ. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основопола­гающих принципов создания систем обеспечения ка­чества. В 1987 ᴦ. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов каче­ства продукции на предприятиях.

Актуальной задачей ИСО является совершенство­вание структуры фонда стандартов. В начале 90-х гᴦ. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандар­тов в области здравоохранения и медицины приходи­лось всœего 3,5%, охраны окружающей среды - 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) зани­мали стандарты в области информатики, электрони­ки и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здра­воохранение), а также информационные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями кон­кретной продукции, начинается и проявляется на, этапе разработки МС. В региональных и междуна­родных организациях по стандартизации идет посто­янная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проек­те конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в данном проекте сво­их национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всœеми ТК, бо­лее 70% соответствуют национальным или фирмен­ным стандартам промышленно развитых стран мира. Лидерство какой-либо страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ - ТК, ПК, РГ.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ.

МС ИСО не являются обязательными, ᴛ.ᴇ. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. При этом в усло­виях острой конкуренции на мировом рынке изгото­вители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промы­шленно развитые страны мира применяют до 80% всœего фонда стандартов ИСО. Особенно широко ис­пользуют стандарты ИСО и других международных

организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидер­ланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объёму производства составляет 40-50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротех­ники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 ᴦ., ᴛ.ᴇ. задолго до образования ИСО. Разновре­менность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существова­ния двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возмож­ности дублирования деятельности отдельных техниче­ских органов между этими организациями заключено соглашение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой - на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (около 60) меньше, чем чле­нов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развиваю­щиеся страны практически не имеют или имеют сла­боразвитую электротехнику, электронику и связь. На­ша страна является членов МЭК с 1922 ᴦ. Высший ру­ководящий орган МЭК - Совет, в котором представ­лены всœе национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические ко­митеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического да межотрасле­вого характера, а другая - МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

Сегодня разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасно­сти для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 ʼʼБезопасность бытовых элект­роприборовʼʼ выпущено более 40 МС, устанавливаю­щих требования практически ко всœем электробыто­вым приборам и машинам: Разработка МС в этой об­ласти имеет особо важное значение в связи с созда­нием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специали­стов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе - это выработка еди­ных правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информацион­ной технологии), а на втором этапе - возможное слияние, тем более что большинство стран представ­лено в ИСО и МЭК одними и теми же органами - национальными организациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время выработка их занимает в среднем 4-5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старе­ния продукции, крайне важно сть оперативного реаги­рования на запросы международной торговли в стан­дартах ставят задачу резкого сокращения сроков раз­работки МС. Все чаще начинает практиковаться про­цедура обсуждения проектов МС в рамках телœекон­ференций. В отличие от традиционных заседаний ра­бочих органов по стандартизации, на которые коман­дируются специалисты из разных стран, телœеконфе­ренции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телœеконференций экономит 80% средств и 60% вре­мени, затрачиваемых на разработку МС в рамках тра­диционных процедур.

В зарубежной практике процессы ʼʼэлектрониза­ции процедур разработки стандартовʼʼ могут со вре­менем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки ʼʼпро­ект-отзыв-учет отзываʼʼ планируется работа в режи­ме реального многостороннего участия всœех заинте­ресованных сторон непосредственно в отработке ре­дакций стандартов.

Помимо ИСО, МЭК, МСТ (как организаций, специали­зирующихся на работах по стандартизации), в работах по меж­дународной стандартизации участвуют другие организации.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) ши­роко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус меж­дународных стандартов и являются нормативной базой между­народной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте (см. о системе ʼʼЭДИ-ФАКТʼʼ с. 100).

Последней разработкой в области товаров народного по­требления стали стандарты на мясо - говядину и свинину.

Международная торговая палата (МТП) широко известна работами по унификации торговой документации. ʼʼНастоль­ной книгойʼʼ специалистов внешней торговли являлся сборник ʼʼИНКОТЕРМСʼʼ - Международные правила толкования тор­говых терминов.

В рамках Объединœенного комитета экспертов ФАО – учреждения ООН по продовольствию в рамках Всемирной организации по здравоохранению действует Комиссия ʼʼКодекс алиментариусʼʼ. Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколь­ко десятков сводов гигиенических правил. Европейское отде­ление комиссии определяет возможность использования пи­щевых добавок в пищевых продуктах (российскому потреби­телю добавки знакомы по обозначениям на упаковке - Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит, от усечения слова ʼʼEuropeʼʼ)..

В пределах своей компетенции в работах по стандартиза­ции участвуют и другие международные организации при ООН - ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединœений производителœей отдельных видов продукции (их свыше 40), к примеру шерсти, текстиля, мяса и пр.
Размещено на реф.рф
К примеру, известна (с 1937 ᴦ.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании ʼʼВулмаркʼʼ. Она выдает лицензии на приме­нение знака ʼʼВулмаркʼʼ тем изготовителям шерсти и изделий из неё, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного сек­ретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международ­ная организация виноградарства и виноделия, Международная ассоциация производителœей бутилированной воды и т. д.

В мире действует семь региональных организацийпо стандартизации, подобных рассмотренной ранее - в Скандинавии, Латинской Америке, Араб­ском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.

Сегодня наблюдается тенденция к ин­теграции экономики, созданию объединœенных регио­нальных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического со­общества (ЕЭС), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформировало единый вну­тренний рынок к 1 января 1993 ᴦ. Такой рынок об­служивает в общей сложности 320 млн жителœей 12 стран - членов ЕЭС (Англии, Бельгии, Герма­нии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции). При этом первоочередное значение в устранении на­циональных барьеров придается развитию европей­ской стандартизации.

В 1972 ᴦ. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в тор­говле в пределах Сообщества. Под техническим барьером принято понимать различия в требова­ниях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практи­кой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

В рамках этой про­граммы ставилась задача создания системы обяза­тельных для ЕС единых стандартов - ʼʼиз сотен на­циональных стандартов в каждой европейской стра­не сделать несколько тысяч единых стандартовʼʼ.

Единые стандарты должны были лишить страны - члены ЕС возможности отказа от иностранных про­дуктов из государств. Сообщества. Огромное внима­ние, предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, устанавливаемым едиными стан­дартами. В этой части предполагалось брать за обра­зец стандарты ФРГ - ДИНы, дающие гарантию вы­сокого технического уровня стандартизируемой про­дукции.

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произо­шел в начале 90-х гᴦ. В случае если в 1991 ᴦ. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 ᴦ. была поставлена задача - удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

Техническое законодательство ЕС представлено поста­новлениями Совета͵ директивами Совета͵ гармонизированны­ми европейскими стандартами. Постановления Совета имеют прямое действие для стран-членов ЕС (без переоформления через национальное законо­дательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты государств-членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в националь­ных рамках.

В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие - директива) существуют старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, к примеру, на продукты питания, автомобильную тех­нику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. К примеру, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 ᴦ., содержится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В при­ложениях даются: список веществ, которые не должны вхо­дить в состав косметических продуктов (приложение 2), пе­речни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состо­янию на 1996 ᴦ.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 ᴦ.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 ᴦ. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополне­ний и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру - две части, одна из ко­торых правовая, другая - техническая в виде 4-6 приложе­ний. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину ʼʼевропейский стандартʼʼ добавляется определœение ʼʼгармонизи­рованныйʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, гармонизированный европейский стан­дарт - это стандарт, обеспечивающий реализацию соответст­вующей директивы, и в данном случае он обязателœен для приме­нения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стан­дартов публикуются в официальном бюллетене ЕС. В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, комиссия ЕС дает мандат евро­пейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти ра­боты.

Стандарт считается гармонизированным после его опуб­ликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствую­щей директивы.

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт должна быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, марки­руется знаком СЕ.

Особенность и ʼʼсилаʼʼ большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. К примеру, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого стандарта ЕС. Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на совре­менном этапе состоит по сути в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве реги­ональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС пред­ставляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.

5.5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хо­зяйства. Существует три варианта применения в Россий­ской Федерации международных, региональных, на­циональных стандартов других стран исходя из степени использования международного докумен­та и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта͵ пред­ставляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного документа. Этот вариант называют прямым методом или ʼʼметодом обложкиʼʼ. При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделœенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93.

2. Принятие государственного стандарта͵ представ­ляющего аутентичный текст на русском языке соответ­ствующего документа с дополнительными требования­ми, отражающими специфику потребностей России. Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозна­чение МС, к примеру: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89). В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учиты­вающие национальные особенности России или СНГ.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на базе междуна­родного документа до принятия их в качестве госу­дарственных стандартов. Как видно, данный метод состоит в локальном ис­пользовании международного документа или в рам­ках отрасли, или в.рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, по­скольку государственные органы и субъекты хозяйст­венной деятельности России в целом еще не подго­товлены к применению международного стандарта.

Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений между­народных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной ин­формации, тем более ГОСТ Р 1.2 ʼʼГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартовʼʼ обязывает разработчиков учитывать международные, регио­нальные стандарты и прогрессивные стандарты дру­гих стран.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ" 2017, 2018.

Международная организация по стандартизации (далее – ИСО) была создана в 1946 году на заседании Комитета ООН по координации стандартов. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.

Генеральная ассамблея ИСО, состоявшаяся 14 октября 1946 года, приняла решение о том, что организация официально начнет свою деятельность после ратификации Устава и Правил процедур 15 национальными организациями по стандартизации. С 1970 года эта дата – 14 октября – отмечается как Всемирный день стандартов. Пятнадцатая ратификация поступила от Дании 23 февраля 1947 года (Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. – М.: Издательство стандартов, 1990). Эта дата считается днем основания ИСО. В 1997 году мировая общественность отметила полувековой юбилей ИСО.

Так как сокращенное название организации в разных языках могло образовывать разные аббревиатуры, было решено использовать во всех странах аббревиатуру ISO .

СССР был одним из основателей ИСО, активно участвовал в ее работе, являлся постоянным членом руководящих органов ИСО. Дважды (в 1961 – 1964 и в 1976 – 1979 годах) представитель Госстандарта СССР избирался Президентом ИСО. Правопреемником СССР (после его распада) в ИСО является Российская Федерация.

В соответствии с Уставом основными целями ИСО являются:

  • содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире (с целью облегчения международного обмена товарами и услугами);
  • развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности.

Для достижения этих целей ИСО может:

  • принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;
  • разрабатывать и публиковать международные стандарты;
  • организовывать обмен информацией о работе своих комитетов-членов и технических комитетов;
  • сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и другие являются объектами совместных разработок ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК). ИСО много внимания уделяет стандартизации систем качества.

ИСО при публикации МС учитывает интересы заинтересованных сторон: производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

Президент ИСО господин Mario Gilberio Corpopassi (Бразилия) в послании, произнесенном на церемонии инаугурации (1 января 2001 года) отметил:

"Значительные секторы мировой экономики, следуя за стремительным развитием мировой торговли, превратились в "глобальные", а электронная торговля в темпах своего распространения ничуть не отступает от темпов развития информационной технологии. Поскольку эти тенденции влияют на торговый баланс, на уровень жизни и благосостояние населения растущего числа стран, потребность в технических стандартах ощущается больше, чем когда-либо ранее, так как они облегчают обмен для всех, кто избрал для себя глобальный рынок со всеми его возможностями и проблемами. Границы между торговыми, культурными и техническими взаимными обменами все больше стираются, а потому страна, не способная пользоваться универсальным языком международных стандартов, не может рассчитывать на успех в будущем.

Признанное качество по конкурентной цене стало сегодня целью экономики. Поставщики товаров и услуг не могут вступить на новые рынки, привлечь и удержать потребителей, если они не рассматривают качество и производительность как стратегическую необходимость. Стандартизация, метрология, испытание, подтверждение соответствия стандартам и сертификация изделий входят в число ключевых инструментов, пользуясь которыми они могут добиваться своих целей… И здесь также основой для признанных во всем мире процедур соответствия и сертификации могут послужить действительно международные нормы. Конечной же целью является, безусловно, разработка единого стандарта, единой процедуры подтверждения соответствия и единой сертификации, признаваемой всеми. Работая в тесном сотрудничестве с другими международными организациями, в том числе с теми, которые принимают участие в Форуме "Деятельность в области стандартов в условиях глобального рынка" (SGM Forum), ИСО сможет играть свою роль на глобальном рынке и содействовать тому, чтобы процветание наступило во всех странах." (Послание нового президента ИСО.// Стандарты и качество. – 2001, № 2).

С 1970 года, как уже отмечалось, мировая общественность ежегодно 14 октября отмечает Всемирный день стандартов. Девиз каждого такого Дня, предлагаемый ИСО, направлен на то, чтобы привлечь внимание научно-технической общественности и национальных органов по стандартизации к глобальным проблемам мирового сообщества. В числе этих проблем – защита окружающей среды, обеспечение безопасности труда, развитие рынков как источников эффективных торговых отношений и повышения уровня жизни, управление информацией, использование стандартов изготовителями и потребителями, развитие сферы услуг, передвижение товаров, энергии и информации, а также устранение торговых барьеров в свободном передвижении товаров, работ и финансов.

По состоянию на 1 июля 2001 года в ИСО входит 140 стран-членов, из них 92 постоянных члена, 37 членов-корреспондентов и 11 членов-подписчиков (абонентов).

В работе ИСО принимают участие 187 технических комитетов, 552 подкомитета, 2100 рабочих групп и 19 специальных консультативных групп по изучению конкретных проблем.

Постоянными членами ИСО являются национальные органы по стандартизации, наиболее экономически развитых стран. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции. Постоянные члены имеют право участвовать в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, быть избранными в состав Совета и участвовать на заседаниях Генеральной ассамблеи с правом голоса. Российскую Федерацию в качестве постоянного члена ИСО представляет Госстандарт России.

Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания ТК их представители направляются только в качестве наблюдателей.

Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, а также из пожертвований.

Организационная структура ИСО приведена на рисунке.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие технические органы.

Руководящие органы ИСО: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро, Центральный секретариат.

Должностными лицами ИСО являются президент, два вице-президента, возглавляющие работу по вопросам политики и технического управления, казначей и генеральный секретарь Центрального секретариата ИСО.

Право голоса на Генеральной ассамблее ИСО предоставлено должностным лицам ИСО и представителям национальных организаций по стандартизации – постоянным членам ИСО. Каждый постоянный член имеет право представить не более трех делегатов. В качестве делегатов-наблюдателей на Генеральной Ассамблеи ИСО присутствуют представители организаций членов-корреспондентов и членов-подписчиков.

На Ассамблее заслушивается ежегодный отчет о деятельности организации, обсуждаются перспективные стратегические задачи, принимается ежегодный отчет о финансовой деятельности ИСО.

Генеральная ассамблея собирается один раз год. На ее сессиях выбирается президент ИСО.

В ходе проведения Генеральной ассамблеи организуется с участием ведущих специалистов промышленности обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации. Помимо регулярных сессий Генеральная ассамблея может собираться дополнительно по распоряжению президента или по просьбе девяти членов Совета или одной четверти всех постоянных членов ИСО.

Председателем Генеральной ассамблеи является президент ИСО.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого состоит президент или (по согласованию с президентом) вице-президент по вопросам политики.

Совет состоит из высших должностных лиц ИСО и 18 представителей постоянных членов, назначаемых или избираемых в соответствии с Правилами процедуры ИСО.

Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год. Совет решает вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов. Совет назначает казначея, двенадцать членов Технического руководящего бюро и председателей консультативных комитетов (или комитетов стратегического развития). Рассматривает бюджет Центрального секретариата. В 2001 году истекает срок полномочий Госстандарта России в качестве члена Совета ИСО.

Генеральная Ассамблея может создавать консультативные комитеты, называемые комитетами стратегического развития. Они открыты для всех организаций, сотрудничающих с ИСО.

Совету подчиняются три консультативных комитета (комитета стратегического развития) ИСО:

  • КАСКО – Комитет по оценке соответствия (CASCO – Committee on conformity assessment);
  • КОПОЛКО – Комитет по защите интересов потребителей (COPOLCO – Committee on consumer policy);
  • ДЕВКО – Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (DEVCO – Committee on developing country matters);

КАСКО – это Комитет по оценке соответствия.

В 1970 году 8-я сессия Генеральной ассамблеи ИСО приняла резолюцию о переходе на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. Это способствовало коренному изменению отношения постоянных членов ИСО к международной стандартизации и расширению применения международных стандартов в национальной и внешнеторговой практике. Одновременно сессия приняла решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО), с 1985 года переименованного в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). Именно в этот период создаются национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). С целью выработки единого подхода к решению вопросов сертификации с тем, чтобы различия в национальных системах сертификации не становились преградой на пути расширения торговли между странами, было решено поручить этому органу выработку международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации. К этим аспектам относятся: организация испытательных центров в странах; требования, предъявляемые к ним; маркировка сертификационной продукции; требования, предъявляемые к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.

В работе комитета принимают участие представители 67 постоянных членов ИСО и 20 представителей членов-корреспондентов.

КАСКО:
  • занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов;
  • разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;
  • содействует взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации (подтверждения соответствия), а также использованию МС в области испытаний и подтверждения соответствия;
  • занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и другими.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.

КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовлены руководства по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах – членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции.

В последнее время деятельность ИСО по оценке соответствия приобретает особую значимость.

Под воздействием деятельности Всемирной торговой организации оценка соответствия приобрела большую значимость и заслуженное признание. Это потребовало от КАСКО фундаментально предусмотреть направления будущей деятельности. Важным событием для КАСКО стало принятое Генеральной Ассамблеей ИСО решение о предоставлении этому комитету права на выпуск международных стандартов. Опираясь на новый статус, КАСКО активизировал свою деятельность.

КОПОЛКО (Комитет по защите интересов потребителей)

создан в 1978 году с целью стандартизации в области информации потребителей, т.е. обеспечения связи между ИСО и международными организациями потребителей и другими международными организациями, занимающимися вопросами, которые интересуют потребителей. В работе комитета принимают участие 38 представителей постоянных членов ИСО и 38 представителей членов-корреспондентов.

В задачи КОПОЛКО входят:

  • изучение вопросов содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в рамках национальной и международной стандартизации;
  • разработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также разработка программ обучения потребителей вопросам стандартизации;
  • обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
  • поддержание связей с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей;
  • поддержание связей с экспертами по делам потребителей из других международных и национальных организаций, прежде всего из Международной организации потребительских союзов;
  • разработка политики в сфере личного потребления;
  • определение приоритетов международной стандартизации в интересах потребителей.

КОПОЛКО подготовил ряд документов по вопросам потребительских товаров, качеству товаров для потребителей, стандартным методам измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров.

В связи с созданием Генерального соглашения о торговле в сфере услуг ВТО особую актуальность в КОПОЛКО получила стандартизация в сфере услуг.

Одним из важнейших направлений в деятельности КОПОЛКО является разработка стандартов в области электронной торговли, поскольку глобальная торговля требует глобальной кооперации.

ДЕВКО (Комитет по оказанию помощи развивающимся странам)

создан в 1961 году. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации. В работе комитета принимают участие 71 представитель постоянных членов ИСО и 30 представителей стран-корреспондентов.

В основные функции ДЕВКО входят:

  • выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и смежным областям (например, метрология, сертификация);
  • создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве со специализированными агентствами ООН, другими международными организациями.

Главные направления работы ДЕВКО :

  • организация обсуждения вопросов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами;
  • подготовка специалистов по стандартизации на базе обучающих центров в развитых странах;
  • подготовка учебной литературы по стандартизации для развивающихся стран;
  • стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся стран в области стандартизации и метрологии.

Совет ИСО контролирует работу двух постоянных комиссий по финансовым и стратегическим вопросам.

Постоянная комиссия по финансам состоит из казначея и представителей шести постоянных членов, назначаемых Советом для двухлетнего срока полномочий. Комиссию возглавляет председатель, избираемый из членов комитета. Председатель Госстандарта России Г.П.Воронин является членом этого комитета с 2000 года.

В компетенцию комиссии входит уведомлять Генерального секретаря и Совет о финансовой деятельности организации, о решении вопросов, связанных с оценкой стоимости услуг, предоставляемых ИСО.

Постоянная комиссия по стратегическим вопросам состоит из представителей шести постоянных членов и председателей консультативных комитетов (комитетов стратегического развития), назначаемых Советом для двухлетнего срока полномочий. Комиссию возглавляет вице-президент по стратегическому развитию.

В компетенцию комиссии входит консультировать Совет по вопросам стратегического развития, пересматривать долгосрочные (трехлетние) стратегические планы, один раз в год отчитываться перед Советом о своей деятельности.

Для решения стратегических вопросов развития ИСО Президент с согласия Совета может учреждать специальные консультативные группы, состоящие, в частности, из представителей организаций по стандартизации, заинтересованных в решении той или иной проблемы. Члены таких групп приглашаются Президентом ИСО, как правило, скорее как личности, чем представители той организации. Рекомендации специальных консультативных групп докладываются Совету и носят рекомендательный характер.

Центральный секретариат ИСО действует как фактический секретариат Генеральной ассамблеи, Совета, консультативных комитетов стратегического развития и их вспомогательных органов, технического руководящего бюро и комитета по стандартным образцам (РЕМКО). В состав центрального секретариата входят: Генеральный секретарь, помощник генерального секретаря по административным и финансовым вопросам, помощник генерального секретаря по вопросам стратегического управления, руководители служб стандартизации, информационного центра ИСО/МЭК, руководитель программы для оказания помощи развивающимся странам, руководитель службы обработки информации (внутренняя служба ИСО), руководитель службы маркетинга и услуг.

Техническое руководящее бюро возглавляет вице-президент ИСО по технической политике, оно представлено двенадцатью представителями постоянных членов ИСО.

Техническое руководящее бюро отчитывается перед Советом по вопросам относительно организации, координации и стратегического планирования работ; исследует предложения о новых областях деятельности; занимается вопросами организации или роспуска технических комитетов и подкомитетов, назначает их председателей; контролирует взаимоотношения ИСО с МЭК, координирует работу с международными и региональными организациями по стандартизации и др.

Техническому руководящему бюро подчиняется РЕМКО – Комитет по стандартным образцам (REMCO – Committee on reference materials).

В работе РЕМКО принимают участие представители 28 постоянных членов ИСО и 34 представителя членов-корреспондентов.

Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые в международных стандартах используют ссылки на стандартные образцы.

  • Руководство ИСО/МЭК 6 "Ссылки на стандартные образцы в международных стандартах";
  • Руководство ИСО/МЭК 30 "Термины и определения, относящиеся к стандартным образцам";
  • Руководство ИСО/МЭК 31 "Содержание свидетельств на стандартные образцы";
  • Руководство ИСО/МЭК 35 "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистические принципы".

РЕМКО координирует деятельность ИСО по стандартным образцам с другими международными организациями, в том числе с МОЗМ – Международной организацией законодательной метрологии (OIML – International Organization of Legal Metrology , www . oiml . org).

Для решения вопросов координации, планирования и необходимости открытия новых направлений в основной, секторной и межсекторной деятельности Техническим руководящим бюро создаются технические консультативные группы (TAG – Technical advisory groups). В настоящее время это: TAG 1 – новые технологии в здравоохранении, TAG 4 – метрология, TAG 8 – строительство.

Техническая работа ИСО ведется в рамках технических комитетов (ТК). Решение о создании каждого ТК принимает Техническое руководящее бюро. Оно устанавливает область деятельности ТК, назначает его председателя. Программу работ в пределах своей компетенции определяет сам ТК.

ТК могут создавать подкомитеты (ПК), а также рабочие группы (РГ) и специальные группы по отдельным направлениям работ и изучению конкретных проблем.

Общее руководство техническими комитетами и подкомитетами ИСО осуществляет Техническое руководящее бюро.

При каждом ТК или ПК существует секретариат, закрепленный за одним из постоянных членов ИСО. Секретариат ТК назначается Техническим руководящим бюро, а секретариаты ПК и руководители РГ и специальных групп – соответствующим техническим комитетом.

Помимо этого, заинтересованные постоянные члены могут быть активными членами любого ТК (ПК) и наблюдателями. В первом случае они имеют статус члена "Р" (participating - участвующий), а во втором случае – статус члена "О" (observer - наблюдатель). В ИСО имеются ТК, решающие общетехнические и межотраслевые задачи (ТК 12 "Единицы измерений", ТК 19 "Предпочтительные числа", ТК 37 "Терминология" и другие) и ТК , работающие в конкретных областях техники (ТК 22 "Автомобили", ТК 39 "Станки" и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК).

Международные стандарты ИСО являются результатом соглашений между постоянными членами: если не менее 75 % проголосовавших постоянных членов одобрили присланный им на рассмотрение проект разработанного документа, он принимается к публикации в качестве МС – международного стандарта. До принятия к публикации стандарт проходит несколько стадий разработки: рабочий проект (WD), проект комитета (CD), проект (ПМС – DIS) и окончательный проект международного стандарта (ОПМС – FDIS). На 31 декабря 2002 года в ИСО было зарегистрировано 13700 международных стандартов.

Около 20 % МС включают требования к конкретной продукции.

Основная часть МС устанавливает требования безопасности продукции для жизни и здоровья людей, окружающей среды, требования взаимозаменяемости, технической совместимости, методы испытаний продукции, а также другие требования.

Важнейшими международными документами ИСО в области стандартизации являются разработки ТК 176 "Общее руководство качеством и обеспечение качества" – международные стандарты серии 9000. Они были впервые опубликованы в 1987 году, пересмотрены в 1994 году (второе издание). Стандарты серии 9000 находятся в постоянном развитии, в декабре 2000 года были опубликованы первые три стандарта третьего издания этой серии.

Эта серия стандартов превратилась в международный эталон требований к качеству для коммерческой деятельности и составляет основу 350 тыс. систем качества, сертифицированных в организациях государственного и частного сектора более 150 стран.

Более 20 технических комитетов ИСО разрабатывают стандарты, связанные с природой и климатом, а именно: стандарты систем экологического управления (ИСО серии 14000), стандарты, устанавливающие уровень качества воды и воздуха, уровень содержания выхлопных газов, а также методы их анализа. В стандартах серии 14000, разрабатываемых ИСО/ТК 207 "Управление окружающей средой", представлена модель сертификации системы управления окружающей средой; включение экологических аспектов в стандарты на продукцию; экологический аудит; экологические знаки и декларации; оценка характеристик экологичности и др.

Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 приняты в 102 странах в качестве национальных стандартов.

Значительными достижениями ИСО являются: разработка Международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта и другие.

Рабочие контакты с ИСО поддерживают более 500 международных организаций. Среди них все специализированные агентства ООН, работающие в тех же областях. Партнером ИСО в области международной стандартизации является МЭК – Международная электротехническая комиссия (IEC – International Electrotechnical Commission). Сферы деятельности этих организаций взаимно дополняют друг друга. ИСО и МЭК активно сотрудничают с МСЭ – Международным союзом электросвязи (ITU – International Telecommunication Union) по вопросам стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций.

ИСО поддерживает деловые связи с региональными объединениями органов по стандартизации. Члены таких объединений являются и членами ИСО, поэтому общепринятой практикой является принятие стандартов ИСО за основу при разработке стандартов, отвечающих специфическим требованиям региона.

Официальные языки ИСО: английский, французский и русский.

Госстандарт России, как постоянный член ИСО, получает все вновь опубликованные стандарты. Полный массив этих стандартов на языке оригинала хранится в Федеральном фонде стандартов (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России). Информация о новых поступлениях стандартов ИСО публикуется в информационном указателе "Государственные стандарты. Информационный указатель (ИУС) ".

С целью координации и создания каналов движения информации по стандартизации, как на международном, так и на национальном уровнях в рамках ИСО была создана единая информационная система – ИСОНЕТ (ISONET).

В ИСОНЕТ входят 85 национальных органов по стандартизации и 7 международных и региональных организаций, в т.ч. Информационный центр ИСО/МЭК, СЕН – Европейский комитет по стандартизации (CEN – European Committee for Standardization), КОПАНТ – Пан-американская комиссия по стандартам (COPANT – Pan American Standards Commission) и другие.

Каждый член ИСОНЕТ отвечает за распространение информации на своей территории или в пределах своей компетенции, являясь одновременно справочной службой для других членов ИСОНЕТ. Связи между информационными центрами ИСОНЕТ могут осуществляться с использованием различных средств связи (почта, телефон и т.п.), обмена данными на магнитных или оптических носителях, с использованием международных сетей передачи информации.

Осуществляется практика безвозмездного обмена каталогами и национальными стандартами между членами ИСОНЕТ. Это позволило сформировать в России значительную часть Федерального фонда стандартов общим объемом 300 тысяч иностранных документов.

Большой заслугой ИСОНЕТ явилось создание Международной классификации стандартов, которая направлена на достижение гармонизации представления информации. МКС – Международный классификатор стандартов (ICS – International classification for standards) предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, региональным и национальным стандартам и другим нормативным документам по стандартизации, обеспечивая, таким образом, распространение этих документов на национальном, региональным и международном уровнях. Объектами классификации МКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы по стандартизации.

На 1999 год 26 стран строили свои указатели стандартов на основе МКС и 28 стран применяли ее в указателях стандартов в качестве дополнительного средства поиска. В России на основе МКС в 1993 году принят Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

Одним из самых масштабных проектов ИСО явилось создание Международной сети служб стандартов (WSSN – World Standards Services Network , www . wssn . net). WSSN представляет собой Web -сервер, который виртуально объединил информационные ресурсы национальных, региональных и международных организаций по стандартизации, а также родственных по задачам организаций.

Проект создания WSSN , был подготовлен и реализован комитетом ИСО по информационным системам и услугам – ИНФКО (INFCO – ISO Committee on information systems and services). ИНФКО, созданный в 1967 году, занимался представлением Совету ИСО рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работы национальных фондов стандартов (Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. – М.:Издательство стандартов, 1990). С 2001 года ИНФКО прекратил свою деятельность. Вопросы, входящие в компетенцию ИНФКО, переданы в Центральный секретариат ИСО.

В настоящее время WSSN объединяет информационные ресурсы ИСО; МЭК; МСЭ; национальных организаций по стандартизации – членов ИСО, МЭК; региональных органов по стандартизации, сотрудничающих с ИСО, МЭК и МСЭ; международных и региональных организаций, сотрудничающих в области стандартизации, всего 134 организации.

Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

На сегодняшний день в состав ИСО входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро.

Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года пройдет в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой ор­ганизации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Большинство стран-членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Международные организации, участвующие в международной стандартизации

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) - это орган ЭКОCOC ООН (Экономического и социального совета OOH). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г, ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ВЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств-членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны-члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлении политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области.

ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает "Перечень ЕЭК ООН по стандартизации", определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания - помочь правительствам стран членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, занятых вопросами стандартизации.

В связи с этим ЕЭК признает необходимым:

Содействие внедрению международных стандартов;

Использование единообразной терминологии;

Устранение технических барьеров в торговле на основе международных стандартов;

Установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

Унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения.

ЕЭК рекомендует меры координации деятельности в области стандартизации, относящиеся к национальному и международному уровням разработки стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации; правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стандартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизованным с ними национальным нормативным документам.

На международном уровне правительствам предлагается принять меры по соблюдению определенных принципов в деятельности по международной стандартизации: до начала работ не­обходимы сбор и анализ информации по имеющимся в данной области стандартам, по возможности при выработке новых стандартов следует идти от международного уровня к региональному. Исключения допустимы, когда региональные потребности в силу своей специфики не могут быть удовлетворены таким образом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Назначение и цели международной стандартизации. Задачи, цели и организационная структура Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии, Международного союза электросвязи, Европейской организации по качеству.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Роль стандартизации в международном разделении труда, в преодолении технических барьеров во внешней торговле. Развитие государственных организаций по стандартизации в зарубежных странах. Подход к стандартизации со стороны субъектов этой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2009

    Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    Особенности современной мировой политики и ее основные принципы. Международные отношения, их субъекты, особенности, основные виды и типы. Деятельность Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации гастроэнтерологов, Красного креста.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Теоретические и методические основы международных экономических организаций, их классификация, функции и особенности функционирования. Анализ общемировых перспектив развития международных экономических организаций и их связей с Российской Федерацией.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2010

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Практика международной стандартизации. Соглашение по техническим барьерам в торговле. Региональные организации по стандартизации. Главный объект международной стандартизации и основные задачи России в международном сотрудничестве в области стандартизации.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Международные организации и их роль в современных международных отношениях. Проблемы функциональной и дипломатической защиты и место Международного суда ООН в обеспечении защиты работников международных организаций и регулировании международных споров.