Продолжительность и периодизация роста и развития организма животных

Вопрос о классификации возрастных периодов лабораторных животных почти не отражен в литературе. Все расширяющиеся масштабы исследований в области биологии и медицины требуют новых, более совершенных подходов к выполнению экспериментов. He учитывать и не указывать в научных работах возраст животных означает в ряде случаев сознательно ставить под сомнение достоверность выводов проведенной работы и лишать возможности сопоставлять факты, полученные в разных лабораториях. Это вытекает из того, что весьма часто одни и те же воздействия (физиологические, фармакологические, патологические) у животных различных возрастных групп вызывают не только количественно, но и качественно неоднотипные, в том числе парадоксальные, реакции.
Нередко отмечается значительная разница в реакциях животных на воздействие фармакологических веществ, когда, казалось бы, нет большого разрыва в возрасте лабораторных животных.
Важность создания классификации возрастных периодов наиболее часто используемых в эксперименте лабораторных животных диктуется многими обстоятельствами, и прежде всего необходимостью адекватного сопоставления данных. получаемых разными исследователями. Правда, разработка возрастной периодизации лабораторных животных весьма сложна из-за отсутствия четких критериев для оценки возраста. В связи с этим вынужденным и неизбежным является допущение ряда условных характеристик, сроков и признаков. Так, масса животных и длина их туловища лишь весьма приближенно могут служить показателями возраста, поскольку они зависят от особенностей содержания и кормления, генотипа.
Мы сделали попытку разработать классификацию возрастных периодов индивидуального развития собак, кошек, кроликов, морских свинок, крыс, мышей и золотистых хомячков. В основу этой периодизации взяты анатомо-физиологические особенности животных, интенсивность их роста, поведенческие реакции, изменения в половой сфере и др.
Постнатальное развитие животных разделено нами на четыре периода: молочного кормления, полового созревания, репродуктивный и период выраженных старческих изменений. В свою очередь, каждый из указанных периодов разделен на возрасты (табл. 1).


Примерные характеристики каждого периода и возраста следующие:
I. Период молочного кормления. Животные находятся в гнезде и кормятся молоком матери. Дистантные рецепторы не функционируют или функционируют недостаточно. Появляется шерстный покров. Прорезываются молочные зубы. Интенсивный рост. Средний ежедневный прирост: массы тела - 5-15 %; длины тела - 2-8 %.
1. Возраст новорожденный (новорожденные животные). Шерстный покров отсутствует. Кормятся животные молозивом. Зубы отсутствуют. (Морские свинки рождаются с шерстным покровом, имеют все зубы, хорошо передвигаются, дистантные рецепторы функционируют. Крольчата при рождении имеют 16 зубов).
2. Возраст подсосный (сосуны). Появляются пигментация кожи и шерстный покров. Открываются уши, глаза. Начинают функционировать дистантные рецепторы. Реализуется поза стояния. Животные передвигаются по гнезду. У самок появляются грудные соски. У щенят на 20-30-й день появляются клыки.
II. Период полового созревания. Самостоятельное кормление. Животные оставляют гнездо, их отсаживают от матери. Хорошо развиты двигательные акты. Появляются вторичные половые признаки. Молочные зубы сменяются постоянными. Интенсивный линейный рост. Шерстный покров густой, глянцевый. Глаза блестят.
Средний ежедневный прирост: массы тела - 1-10%, длины тела - 0,5-2 %.
3. Возраст неполовозрелый (инфантильные животные). Животные не требуют ухода матери. Совершенствуются двигательные акты. Намечается дифференциация вторичных половых признаков (самцы крупнее самок). У части самок открывается вагина, а у самцов происходит опускание семенников в мошонку. У собак на 45-60-й день появляется третий коренной зуб, а молочные зубы сменяются постоянными.
4. Возраст предслучный (ювенильные животные). Хорошо выражены вторичные половые признаки: у самок открыта вагина, у самцов завершено опускание семенников в мошонку. Проявляется половая охота. У собак сменяются резцы, появляется шестой зуб. У кошек заканчивается смена зубов.
III. Период репродуктивный. Завершено развитие половых органов, дифференцированы вторичные половые признаки. У самок установились половые циклы. Интенсивное размножение. Значительно снижен линейный рост. Животные физически крепки. Шерстный покров густой, глянцевый.
Средний ежедневный прирост: массы тела 0,15-1,5 %, длины тела - 0,01-0,15 %.
5. Возраст молодой (молодые животные). Животные допускаются в случку. Размножение интенсивное. Приплод многочислен. Зубы белые без признаков стирания.
6. Возраст зрелый (взрослые животные). Интенсивность размножения снижается. Зубы белые без налета, на них отмечаются первые признаки стирания.

Продолжительность жизни животных ограничена. Непрерывность существования вида обеспечивается за счет размножения: индивидуальное развитие особи (от зарождения до смерти), или онтогенез, можно разделить на четыре основных периода.

Эмбриональный период начинается с момента слияния отцовской и материнской половых клеток и образования нового организма. Продолжительность эмбрионального периода у разных видов различна. У кукушки он длится 12 суток, у хомячка золотистого — 16 суток, у альбатроса — 80 суток, у слонихи — до 660 суток.

Формирование и рост организма продолжается от рождения до взрослого состояния. Одни животные развиваются с превращением, другие — без него. У некоторых животных в этом периоде могут наблюдаться существенные отличия от взрослых особей, несмотря на развитие без метаморфоза и внешнее сходство.

Этот период заканчивается половым созреванием, полным развитием органов чувств и нервной системы. Продолжительность этого периода у позвоночных разная: минимальна у лемминга норвежского (19 суток); максимальна у гаттерии и носорога (20 лет).

Половая зрелость — это период активного размножения. Продолжительность его может сильно различаться: от нескольких часов, например у поденки, до нескольких десятков лет, например у попугаев и черепах. Скорость размножения и численность приносимого потомства также весьма различны. Например, вошь дает до 12 поколений в год и откладывает за один раз до 300 яиц. Скат манта рождает в год одного детеныша, а треска выметывает до 6,5 млн икринок; саламандра черная имеет 1—2 детенышей, а жаба зеленая — до 12 тыс. Слониха рождает одного детеныша в 3—4 года.

Знаете ли вы, что:

Чтобы определить точный возраст погибшего в природе позвоночного животного, необходимо найти его любую кость или зуб, а затем по кольцам на их тонких срезах подсчитать возраст с точностью до полугода.

§42. ПЕРИОДЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ

Вспомните, каких вы знаете животных-долгожителей.

КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ?

У многих беспозвоночных животных продолжительность жизни не пре одного года. Например, гидры зимуют на стадии яйца, из яиц весной выходят молодые особи. Еще короче продолжительность жизни ракообразных - щитней - всего 30-40 суток, к моменту пересыхания водоема. Но яйца этих животных могут переносить длительные периоды засухи.

Среди беспозвоночных животных есть и настоящие долгожители (рис. 242, 1). Например, продолжительность жизни довгопалого речного рака может составлять до 25 лет, американского омара - до 50. Среди пауков значительная продолжительность жизни присуща птахоїдам. Есть данные, что самки некоторых видов этих крупных пауков доживали до 30 лет. Рекордсменом по продолжительности жизни является двустворчатый моллюск арктика исландский (рис. 242, 2): возраст одного из выловленных экземпляров составлял более 500 лет. Есть долгожители и среди гельминтов. Так стьожак широкий живет до 13 лет, бычий цепень - до 20 лет.

Рис. 242. Животные - долгожители: 1 - американский омар; 2 - моллюск арктика исландский

Продолжительность жизни позвоночных животных пасто соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половой зрелости, условия жизни.

Важной причиной разницы в продолжительности жизни многоклеточных организмов интенсивность обмена веществ. Более крупные по размерам виды живут обычно дольше, чем более мелкие. Это объясняют тем, что в более мелких животных более интенсивный обмен веществ. У млекопитающих это нужно для поддержания постоянной температуры тела. Поэтому, например, слон для поддержания постоянной температуры тела в целом тратит в пересчете на 1 г массы меньше энергии, чем мышь домашняя. Следовательно, при более интенсивном обмене веществ, присущем мелким животным, быстрее «сгорает» энергия и истощается организм.

Среди млекопитающих самые маленькие размеры имеет карликовая белозубка (рис. 213, 1). Ее сердце сокращается в течение минуты в среднем около 1400 раз. Чтобы обеспечить себя необходимой энергией, карликовая белозубка съедает в течение суток пищи почти вдвое больше, чем весит сама. Продолжительность ее жизни незначительна и составляет примерно 2 года. Самый крупный представитель млекопитающих - синий кит - живет до 80 лет (рис. 213, 2). Африканские слоны в природе живут до 70 лет, а в условиях искусственного содержания - до 80.

Возраст птиц, которых содержали в неволе, может быть значительно больше, чем тех особей, которые обитали в природе. Например, кондор в природе живет до 50 лет (примерно такая же продолжительность жизни и у крупнейшего представителя соколоподібних нашей фауны - черного грифа), а в условиях искусственного содержания - до 70. Известен случай, когда белый журавль, содержавшийся в Международном фонде охраны журавлей, дожил до 82 лет. Среди хрящевых рыб долгожителем является китовая акула, продолжительность жизни которого может составлять до 100 лет (по некоторым данным - даже до 150). Большинство видов акул живет до 30 лет. Среди костных рыб значительная продолжительность жизни присуща белуге. Продолжительность жизни этой рыбы - до 100 лет. Речной окунь живет до 23 лет.

Значительная продолжительность жизни присуща и гигантским черепахам. Например, слоновая черепаха в природе живет до 100 лет, за искусственного удержания - до 170.

Рис. 243. Самый мелкий и самый большой представители млекопитающих; 1 - карликовая белозубка; 2 - синий кит

ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Определение пика животных (на примере двустворчатых моллюсков и костистых рыб)

Оборудование, материалы и объекты исследования: раковины двустворчатых моллюсков: чешуя костных рыб (желательно крупных экземпляров карповых рыб), ручные лупы.

Ход работы

1. Возьмите в руки ракушку жабурниці (перлівниці тому подобное). Верните роговым слоем к себе. На темном фоне найдите полосы годового прироста.

2. С помощью ручной лупы исследуйте кольца годового прироста, посчитайте их количество. Определите возраст моллюска.

3. С помощью ручной лупы рассмотрите кольцевые структуры на чешуе карповых рыб. Считая кольца попарно, определите возраст рыбы, чешую которой вы исследуете.

ЧТО ТАКОЕ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ?

Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени. Каждое существо сначала зарождается (из зиготы), затем растет, взрослеет и в определенное время начинает размножаться, давая начало новому поколению, которое проходит те же этапы (фазы) развития. Это и есть цикличность (повторяемость этапов жизни).

Период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества последовательных поколений имеет название цикл развития или жизненный цикл. Непрерывность цикла развития организмов обеспечивают половые клетки, которые передают наследственную информацию организмам дочернего поколения. Различают простые и сложные циклы развития. За простого цикла развития все поколения не отличаются друг от друга. Такие жизненные циклы характерны для гидры, речного рака, паука-крестовика, рептилий, птиц, млекопитающих.

Сложные циклы развития сопровождаются закономерной сменой различных по строению или способами размножения поколений. В жизненном цикле многих кишечнополостных наблюдают закономерное чередование поколений, которые размножаются половых и неполовых путем. Так, у жителя морей аурелии неполовое поколение - полипы, половое - медузы (рис. 214). Другой вариант сложного жизненного цикла наблюдаем у сосунков - кошачьего и печеночного (вспомните его).

Рис. 244. Жизненный цикл медузы аурелии: 1 - яйцеклетка; 2 - сперматозоиды; 3 - зигота; 4 - личинка; 5 - полип; 6 - медуза

Чередование поколений имеет большое значение для животных, которые обитают в постоянно меняющихся условиях.

Жизненные циклы животных связаны с циклическими явлениями природы, например со сменой времен года. К примеру, у большинства млекопитающих яйцеклетки созревают в основном ранней весны, когда пробуждаются все природные процессы.

Продолжительность цикла развития зависит от ковкости поколений, которые последовательно сменяют друг друга в течение одного года, или количества лет, в течение которого развивается одно поколение.

Биологический словарик: циклы развития, или жизненные циклы.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Каждому виду животных, так же как И другим организмам, присущ определенный тип цикла развития (половой цикл). Это период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества последовательных поколений.

Циклы развития многоклеточных животных бывают простыми и сложными. Простой цикл развития длится от определенной фазы развития одного поколения к такой же стадии развития следующего подобного поколения. Сложные жизненные циклы развития сопровождаются закономерной сменой различных по строению или способами размножения поколений.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

1. Что такое цикл развития? От чего зависит его продолжительность? 2. Какой может быть продолжительность жизни беспозвоночных животных? 3. Какой может быть продолжительность жизни позвоночных животных? 4. От чего может зависеть продолжительность жизни птиц и млекопитающих? 5. Какие жизненные циклы называют простыми? Приведите примеры. 6. Какие жизненные циклы называют сложными? Приведите примеры.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ И НАХОДЧИВЫХ

Какие функции присущи половому и нестатевому поколению в жизненном цикле аурелии?

ТЕСТОВЫЙ САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

(выберите один правильный ответ)

2. Укажите животное-сапротрофа: а) гепард; б) стьожак широк: в) скарабей священный: г) колорадский жук

4. Укажите животное, которому присуще позакишкове пищеварения: а) беззубка; б) речной рак; в) печеночный сосальщиков; г) паук-крестовик.

5. Укажите отдел желудка жвачных животных, в котором выделяется желудочный сок: а) рубец; б) сетка; в) книжка; г) сычуг.

6. Укажите животных, слюна которых не содержит пищеварительных ферментов: а) амфибии б) рептилии в) птицы; г) млекопитающие.

7. Укажите органы дыхания водных насекомых: а) легкие; б) трахеи; в) легочные мешки; г) органы дыхания у них отсутствуют.

8. Укажите животных, которым присущ механизм двойного дыхания: а) насекомые; б) амфибии; в) птицы; г) млекопитающие.

9. Укажите животных с незамкнутой кровеносной системой: а) насекомые; б) рептилий; в) амфибии; г) рыбы.

10. Укажите название сосудов, по которым кровь движется к сердцу: а) вены; б) артерии; в) аорта; г) капилляры.

11. Укажите животных, которые принадлежат к теплокровным: а) лягушки; б) акулы: в) крокодилы; г) голуби.

12. Укажите позвоночных животных, в системе выделения которых нет мочевого пузыря: а) амфибии б) рептилии в) птицы; г) млекопитающие.

13. Укажите животных, у которых нет сформированной мышечной ткани: а) гидра; б) виноградная улитка; в) насекомые; г) дождевой червь.

14. Укажите моллюска, которому присущ реактивный движение: а) беззубка; б) виноградная улитка; в) кальмар; г) ставковик.

15. Укажите животных, которым присуща радиальная симметрия тела: а) страусы; б) дельфины; в) актинии; г) жабы.

16. Укажите животных, у которых отсутствует грудная клетка: а) амфибии б) рептилии в) птицы; г) млекопитающие.

17. Укажите мышцу, присущ только млекопитающим: а) межреберный; б) грудной; в) диафрагма; г) шейный.

18. Укажите животных, у которых покровный эпителий выделяет хітиновмісну кутикулу: а) плоские черви; б) рыбы; в) амфибии; г) насекомые.

19. Укажите животных, у которых кожа практически лишена желез: а) рыбы; б) амфибии; в) рептилии; г) млекопитающие.

20. Укажите животное, окраску которого является примером мимикрии: а) тарантул; б) муха-дзюрчалка; в) саламандра пятнистая; г) жук божья коровка.

21. Укажите животных, нервная система которых не делится на центральную и периферическую: а) кишковопорожнинні; б) моллюски; в) насекомые; г) кольчатые черви.

22. Укажите животных, у которых полушария большого мозга покрыты серым веществом: а) млекопитающие; б) птицы; в) рептилии; г) амфибии.

23. Укажите животных - обитателей водоемов, которым присуще только внутреннее оплодотворение: а) багатощетинкові черви; б) костные рыбы; в) двустворчатые моллюски; г) хрящевые рыбы.

24. Укажите позвоночных животных, которым присущ косвенный развитие: а) хрящевые рыбы; б) амфибии; в) рептилии; г) птицы.

25. Укажите беспозвоночных животных, которым присущ прямой развитие: а) насекомые; б) пауков; в) багатощетинкові черви; г) нематоды.

26. Укажите животных, в жизненном цикле которых чередуются половое и неполовое поколения: а) аскарида человеческая; б) дождевой червь; в) речной рак; г) аурелия.


Развитие организма носит стадийный характер. Весь путь от оплодотворенного яйца до взрослого животного, способного к размножению и продуцированию, состоит из двух периодов (стадий развития): эмбрионального, или внутриутробного, и постэмбрионального.

В зародышевой фазе происходят следующие изменения:

1) Образование зиготы

2) Имплантация (внедрение зиготы в слизистую оболочку матки 13-15 дней)

3) Дробление зиготы, формирование эктодермы, эндодермы, мезодермы

4) Органогенез

5) Дифференциация и специализация клеток, тканей, начало образования органов

6) Масса эмбриона растёт медленно

В предплодной фазе:

1) Продолжение органогенеза плода

2) Окостенение скелета, формирование мускулатуры и породных признаков

В плодной фазе:

1) Завершение дифференцировки тканей, органов и систем

2) Бурный рост массы эмбриона (в последнюю треть беременности). Рост скелета, внутренних органов, мышц.

Эмбриональное развитие организма начинается с зиготы и продолжается до рождения животного. Оно подразделяется на три периода: зародышевый, предплодный и плодный.

Зародышевый период начинается с образования зиготы после оплодотворения яйцеклетки, характеризуется интенсивным ростом и началом дифференцировки тканей и органов. В течение предплодного периода продолжается интенсивный процесс органогенеза, и формируются основные морфологические породные признаки. В плодный период интенсивно нарастает абсолютная масса организма, и происходят дальнейшие морфологические и физиологические изменения, в результате которых формируется плод. Продолжительность этих периодов эмбрионального развития у животных разных видов неодинакова. Продолжительность эмбрионального развития зависит также от породных особенностей и условий кормления самок в период беременности.

Так, у коров абердин-ангусской породы беременность продолжается в среднем 281 день, у шортгорнских коров - 285, у овец гемпширской породы - 144, у овец породы рамбулье - 150 дней.

Интенсивное кормление беременных самок способствует некоторому сокращению периода развития плода.

Внутриутробное развитие животных происходит неравномерно. Наиболее интенсивное увеличение массы растущего организма наблюдается на ранних стадиях эмбрионального развития, когда зародыш еще состоит из недифференцированных клеток, не несущих специальных функций. Недифференцированные клетки растут быстрее.

Живая масса новорожденных животных зависит от их видовых и породных особенностей, пола, условий кормления матери в период беременности, а также от ее живой массы. Например, масса жеребят при рождении 40 - 60 кг, телят - 25 - 40, ягнят - 3-1,5, поросят -- 1 - 1,5 кг. Масса самцов при рождении больше самок на 10- 12 %. При обильном и полноценном кормлении беременных маток масса их приплода повышается, а при недостаточном кормлении снижается. Масса животных при рождении - важный селекционный признак, показатель дальнейшего развития организма.

В постэмбриональном развитии животных выделяют периоды новорожденности, молодости, зрелости и старости.

Период новорожденности у сельскохозяйственных животных разных видов длится несколько дней. В этот период организм новорожденного адаптируется к условиям жизни вне организма матери; при этом изменяются характер дыхания, кровообращения и питания, вырабатываются терморегуляция и условные рефлексы на внешние факторы. Единственным кормом новорожденных в первые дни служит молозиво и молоко матери. Создание для животных в период новорожденности необходимых условий кормления и содержания, обеспечивающих их здоровье и нормальное становление жизненных функций, имеет большое значение для развития их продуктивности в последующем.

Период молодости начинается по завершении периода новорожденности и продолжается до наступления половой зрелости животного. В начале этого периода основной пищей молодняка является молоко, в последующем в связи с развитием органов пищеварения оно заменяется растительными кормами. Животные приобретают способность давать высокие абсолютные приросты. В период молодости наступает их половое созревание, что весьма существенно влияет на развитие организма. К концу периода половые циклы регулярно повторяются и развиваются вторичные половые признаки. В фазу полового созревания приросты молодняка несколько снижаются.

Период зрелости охватывает время производственного использования животных. Начинается он с наступлением половой зрелости и заканчивается при значительном снижении продуктивности животных в связи с наступлением старости. Период зрелости характеризуется активным обменом веществ, высокой продуктивностью животных и нормальными воспроизводительными функциями их полового аппарата.

В период старости уменьшается интенсивность обмена веществ, снижается продуктивность животных, угасают функции воспроизводства, ослабляется резистентность организма.

Установлено, что длительность жизни зависит от продолжительности периода развития, размеров животных, их плодовитости, типа питания. Животные живут дольше, если период их развития и масса тела больше. Травоядные животные долговечнее плотоядных. Плодовитость животных находится в обратной зависимости от продолжительности их жизни.

Таблица 2

Изменение живой массы животных разных видов в процессе роста

Вид животного Продолжительность Живая масса во взрослом состоянии
жизни, лет эмбрионального

периода, дней

роста, лет
Слон 150 650 40 3000
Верблюд 25 390 6 600
Лошадь 35 340 5 500
Крупный рогатый скот 30 285 4 450
Свинья 11 120 2 300
Овца 12 154 1,5 60-70
Собака 11 62 2 15-20
Кошка 9,5 60 1,5 3,5
Кролик 7 30 1,0 4-6

Таблица 3

Продолжительность жизни и хозяйственно использования животных разных видов, лет

Вид животного Продолжительность
жизни хозяйственного использования
Крупный рогатый скот 30 8-12
Лошади 35 20
Свиньи 11 5-7
Овцы 12 5-8
Верблюды 25 20
Кролики 7 2-3
Куры 3 1
Гуси 6 5-6

В эмбриональный период закладываются все основные органы будущего цыпленка. Правильное формирование организма имеет значение не только для эмбрионального периода, но и для всей последующей жизни птицы и ее продуктивности. Развитие эмбриона различных видов птицы имеет одинаковый характер, но различается по времени и продолжительности. Эмбриональное развитие кур подразделяют на четыре основных периода.

В первый период (с 1-го по 7-й день инкубации) происходит закладка почти всех органов. При просвечивании яиц видна хорошо развитая кровеносная система, а зародыш едва различим, так, как он глубоко погружен в желток.

Во второй период (с 8-го по 11-й день инкубации) изучают рост аллантоиса, так как он служит показателем развития зародыша. При хорошем развитии зародыша края аллантоиса должны сомкнуться и охватить все содержимое яйца.

Третий период (с 12-го по 19-й день инкубации). При просмотре яиц на овоскопе острый конец должен быть темным, что свидетельствует о полном использовании белка, а граница воздушной камеры - извилистой и подвижной в связи с выпячиванием шеи цыпленка.

В четвертый период (20-21-е сутки) происходит вылупление цыплят.

В соответствии с названными периодами осуществляют биологический контроль в инкубации, то есть ведут наблюдение за эмбриональным развитием птицы путем просвечивания яиц. Оценивают развитие эмбрионов по нескольким контрольным лоткам из партии.

Следует отметить, что на рост и развитие в эмбриональный период оказывают влияние породы и вид птицы. У кур продолжительность эмбрионального развития составляет 21-21,5 суток; у уток легких пород - 27, у тяжелых - 28; у гусей легких пород - 29, тяжелых - 30; у индеек - 28; у цесарок - 28 сут.

Установлены определенные фазы роста и развития и в постэмбриональный период жизни сельскохозяйственной птицы. Русский ученый И. Абозин, принимая 6 мес. за отрезок времени, необходимый для формирования цыпленка, делит его на две фазы развития: первая - с суточного до 3-месячного возраста; вторая - с 3 до 6-месячного возраста. При этом первую фазу разделяют на два периода: с суточного до 2-месячного возраста (происходит преимущественное развитие костей переднего пояса и рост первичного пера) и с 2 до 3 мес. жизни (наблюдается усиленное развитие костей ног, выпадение первичного оперения). Вторую фазу также подразделяют на два периода: с 3 до 4,5 мес. (развиваются тазовые кости и вторичное оперение) и с 4,5 до 6 мес. (вторичное оперение сформировано полностью, процесс окостенения грудной кости и других частей скелета закончен).

В соответствии с формированием терморегуляции в организме выделяют следующие периоды в росте и развитии цыплят.

Впервые 10 дней жизни происходит окончательное дифференцирование всех тканей и органов, развивается функциональная деятельность желудочно-кишечного тракта и желез внутренней секреции. Цыплята ограничены в движениях, терморегуляция несовершенна, слабо реагируют на внешние раздражители. Этот возраст наиболее ответственный при выращивании молодняка.

С 11-го по 30-й день наблюдается быстрый рост цыплят, усиливается теплообразование, происходит интенсивная оперяемость. Значительно возрастает потребность в кормах.

С 31-го по 60-й день терморегуляция становится совершенной, заканчивается рост первичного пера. У цыплят закрепляются условные рефлексы на кормление, вырабатывается привычка к окружающей обстановке.

При сохранении общих закономерностей роста у птицы различных пород и видов неодинакова скорость роста (табл. 4).

Быстрее других (в абсолютных показателях) происходит увеличение живой массы у гусят, затем у индюшат и утят. В месячном возрасте гусята весят на 75% больше, чем утята. В то же время у птицы всех видов наиболее быстрый рост происходит в первый месяц жизни. Поэтому данный период является наиболее ответственным в выращивании молодняка.

Существуют значительные возрастные различия по живой массе птицы. Куры в 2-летнем возрасте имеют массу на 10-20%, а индейки на 15-20% выше, чем в годовалом. Отмечаются индивидуальные различия в скорости прироста живой массы у птицы одной и той же породы. У линейной птицы индивидуальные различия значительно меньше.

Таблица 4.

относительная скорость роста молодняка птицы, %

Месяц жизни Цыплята Индюшата Утята Гусята
Первый 150 150 180 170
Второй 85 100 90 45
Третий 50 70 25 35
Четвёртый 30 40 4 10
Пятый 20 30 4 7
 06.01.2015 5321 0

Цели урока: Продолжить формирование понятия об индивидуальном раз­витии - онтогенезе; познакомить учащихся с периодами онтогенеза.

Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных системати­ческих групп.

Ход урока

I. Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

-Что такое онтогенез?

-Какие два типа постэмбрионального развития вы знаете?

-В чем преимущества и недостатки развития с превращением?

-Для каких животных характерно развитие с превращением?

2.Лабораторная работа «Определение возраста животных».

Учебник, стр. 246.

3.Игра «Развитие животных».

Учитель называет животное или показывает карточку с его изображением, а учащиеся поднимают над головой тетрадь (или руку), если развитие живот­ного происходите полным превращением.

Уверенность действий учащихся позволяют учителю оценить степень под­готовленности каждого ученика.

II. Изучение нового материала

1.Беседа с учащимися с элементами самостоятельной работы.

Изучение продолжительности жизни животных начато лишь в 20-х годах

нашего века, а исследования динамики численности животных и ее регуляции

-только в последние десятилетия. Тем не менее, за этот период накоплено не­мало, сведений о продолжительности и периодизации жизни животных, атак же раскрыто немало секретов природы, связанных с размножением и индивидуальным развитием некоторых животных

Развитие животного начинается с оплодотворения, и всю дальнейшую его жизнь можно разделить на четыре периода.

Эмбриональный период, (от греч. « эмбрион » - зародыш). Это развитие жи­вотного от зиготы до момента рождения - самостоятельной жизни вне орга­низма матери или вне яйца. Продолжительность эмбрионального периода у различных групп животных неодинакова. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это).

Формирование и рост организма (ювенильный период). Продолжается от рождения до взрослого состояния (до периода половозрелости). У некоторых животных этот период проходит с превращением, а у других без него. Часто ювенильная особь может быть непохожа на взрослый организм. Она может обитать в другой среде, питаться другой пищей, иметь другое устройство рото­вого аппарата. (Приведите примеры). В этот период происходит формирова­ние всех систем организма. Для многих животных в характерна забота о потомстве в период его роста и развития. (Приведите примеры). Продолжи­тельность ювенильного периода у различных животных сильно отличается. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это). Ювенильный период заканчивается половым созреванием.

Период половой зрелости (фертильный период). В этот период организм способен производить полноценные половые клетки. (Какие половые клетки вы знаете?) Это период активного размножения. Продолжительность его у различных организмов колеблется от нескольких часов до нескольких десят­ков лет. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это).

2.Выступления учащихся с докладами по теме: «Периоды жизни и про­должительность жизни различных животных». (Каждый доклад должен быть рассчитан на 2-5 минут.)

3.Подведение итогов.

Часто утверждают, что продолжительность жизни соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половозрел ости и др. Дейст­вительно, чем дольше организм развивается до взрослого состояния, тем боль­ше срок его жизни. Однако, это не всегда так. Это правило верно в основном для позвоночных животных. У многих беспозвоночных, в частности у насекомых, личиночная стадия - основной период их жизни, а взрослая форма (имаго) по­является только на короткий период размножения.

Тем не менее, существуют определенные стратегии размножения. Можно заметить, что животные, заботящиеся о своем потомстве, рождают меньшее количество детенышей, чем животные, для которых забота о потомстве нехарактерна.

Часто увидеть как выглядит животное в глубокой старости можно только в зоопарке. При хорошем уходе средняя продолжительность жизни в неволе в 2-15 раз больше продолжительности жизни в природе. Данных о средней про­должительности жизни животных всегда меньше, чем сообщений об отдельных долгожителях.

III. Закрепление знаний

1.Опрос.

-Что такое онтогенез?

-Какие периоды онтогенеза вы можете назвать?

-Чем характеризуется каждый из них?

-Всегда ли по внешнему облику животного можно определить на каком периоде развития он находится? Приведите примеры.

-Есть ли зависимость продолжительности жизни от размеров тела жи­вотного?

-Как взаимосвязаны забота о потомстве и плодовитость животных?

2.Решение задач.

1)У пары в белых мышей в одном помете рождается в среднем 10 детены­шей (самок и самцов поровну), которые вступают в период половой зрелости через 3 месяца. Определите, сколько мышей будет через год, при условии, что все они выживают и дают потомство?

2)В зоопарке живет пара слонов. Известно, что беременность слона длит­ся примерно два года, половой зрелости слоненок достигает на 4-й год. Все это время мать заботится о нем. Следующая беременность самки наступает после достижением потомком половой зрелости. Сколько времени потребуется зоопарку, чтоб утроить число слонов в слоновни­ке?

Домашнее задание

Подготовиться к обобщающему уроку.