Лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки. Японские мультики Хаяо Миядзаки: список, описание и отзывы

Я очень люблю работы режиссера Миядзаки. Они наполнены такой сильной энергетикой ЛЮБВИ ко всему живому, что невозможно остаться равнодушным. Его фильмам присуща глубочайшая мудрость, яркость и утонченность которая обязательно коснется Вашего сердца. Эти фильмы можно смотреть множество раз, открывая для себя новую грань красоты и добра.

Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao )

Миядзаки Хаяо (р. 5.01.1941, Токио ) - один из крупнейших режиссеров в истории аниме.

В годы войны отец Миядзаки владел небольшой фирмой, в которой изготавливались элементы хвостового оперения знаменитых истребителей серии A6M (американское название - "Zero ") корпорации "Мицубиси" . Поэтому с детства мальчик бредил авиацией и обожал все летающее.

Военные поставки были в Японии очень выгодным делом. Поэтому после войны семья Миядзаки не бедствовала, в отличие от многих и многих их соседей и соотечественников. Возникший в результате комплекс вины позднее привел Миядзаки к социалистическим идеям.

Увиденный Миядзаки в 1958 году первый японский полнометражный аниме-фильм "Легенда о Белой Змее" перевернул всю его жизнь. Молодой человек, и до этого проявлявший склонность к рисованию, загорелся анимацией. Он также пробовал свои силы в создании манги, но его первые опыты юношу совершенно не удовлетворили.

В 1963 году Миядзаки начал работать аниматором в "Toei Douga ". Первым фильмом, в котором он работал фазовщиком, был полнометражный фильм "Верные слуги-псы" (1963), "животная" экранизация классического сюжета о 47 самураях, отомстивших за своего хозяина. Режиссером этого фильма был Сиракава Дайсаку .



Однако по-настоящему свой талант Миядзаки удалось проявить в фильме "Космические путешествия Гулливера" (1965), режиссером которого был Курода Масэо . Миядзаки все еще работал фазовщиком, однако он предложил несколько изменений в сценарий фильма и возглавил работу по анимированию измененных им сцен. Талантливого аниматора заметило начальство и начало поручать ему все более ответственные задания.

Огромный вклад в обучение и продвижение по службе молодого аниматора внес видный аниматор и художник Мори Ясудзи , ставший учителем для целого поколения молодежи "Toei Douga ".

Во время работы в "Toei Douga " Миядзаки познакомился и подружился с Такахатой Исао . Вместе они создали и возглавили (Миядзаки был председателем, а Такахата - вице-председателем) профсоюз молодых аниматоров студии "Toei Douga " и добивались повышения зарплаты и различных социальных льгот. В те времена Миядзаки разделял многие марксистские идеи, хотя и никогда не был коммунистом.

Политическая и профсоюзная борьба принесла Миядзаки и Такахате множество проблем. Так, их первый совместный полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Холса" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken ] (1968), режиссером которого был Такахата, главным раскадровщиком - Миядзаки, а ведущим художником - Мори, был снят с проката руководством "Toei Douga " через десять дней после выхода на экраны. После этого начальство обвинило Такахату в "коммерческом провале фильма", понизило его в должности и создало обоим друзьям и их коллегам совершенно невыносимые условия работы.

Тем не менее, Миядзаки продолжал работать. Так, он принял участие (в качестве раскадровщика) в создании полнометражных фильмов "Кот в сапогах" (1969) режиссера Ябуки Кимио и "Корабль-призрак" (1969) и "Животные на Острове Сокровищ" (1971) режиссера Икэды Хироси . В лучших фрагментах этих фильмов легко различима рука и дизайны Миядзаки.



В 1969 году Миядзаки под псевдонимом Акицу Сабуро опубликовал в газете "Shounen Shoujo Shinbun " свою первую мангу "Люди пустыни" . Однако в те годы его опыты с мангой продолжения не получили.

В 1971 году Миядзаки и Такахата, а также их коллега Отабэ Ёити создали собственную студию, которая получила название "A Pro ". Их мечтой была экранизация классической книги Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок", однако этот проект провалился, так как обладатели прав на книгу не дали согласия на аниме-экранизацию.

В конце концов неудавшиеся "бизнесмены" перешли на работу на студию "TMS ", где начали работать над ТВ-сериалом "Люпен III" (1971-1972), режиссерами которого и стали Такахата и Миядзаки. Во время работы над этим сериалом они познакомились со своим будущим другом и коллегой Кондо Ёсифуми .

В 1972 году Миядзаки написал сценарий для короткометражного фильма "Большая панда и маленькая панда" , режиссером которого стал Такахата. Этот небольшой, но весьма популярный фильм вышел на волне "панда-бума" в Японии начала 1970-х. Связан этот бум был с появлением в токийском зоопарке двух панд, специально привезенных из Китая.

В 1973 году Миядзаки и Такахата перешли на работу на студию "Zuiyo Enterprise ", которая позднее была переименована в "Nippon Animation ". Здесь они приняли участие в создании нескольких ТВ-сериалов - экранизаций американской и европейской детской классики. Их первой значительной работой на новом месте стал ТВ-сериал "Хейди - девочка Альп" (1974). Такахата был его режиссером, а Миядзаки - ведущим дизайнером.

В 1978 году Миядзаки наконец-то представился случай проявить себя на "Nippon Animation " в качестве самостоятельного режиссера. Он написал сценарий и поставил свой первый ТВ-сериал "Конан - мальчик из будущего" (1978), созданный по мотивам книги Александра Кэя "Невероятный прилив" . При этом он использовал только образ мира, описанный в книге, а также несколько персонажей из нее - сюжет он полностью переработал.

В 1979 году Миядзаки вернулся на студию "TMS ", чтобы поставить свой первый самостоятельный полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" [Lupin III: Cagliostro no Shiro ], многие годы называвшийся лучшим аниме в истории Японии.

После всех этих свершений Миядзаки вернулся к своей старой мечте о карьере мангаки. В 1982 году журнал "Animage " начал публикацию манги Миядзаки "Навсикая из Долины Ветров" (1982-1994).

Animage", компания "Tokuma Shoten ", предложила Миядзаки экранизировать "Навсикаю из Долины Ветров" . Согласившись на это предложение, Миядзаки привлек Такахату в качестве продюсера и нанял студию "Topcraft ", ранее работавшую как субподрядчик американской студии "Rankin-Bass ".

В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме. Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 году для создания своего следующего фильма они с Такахатой основали студию "Studio Ghibli" .

За время работы в "Studio Ghibli " Миядзаки как режиссер снял: "Небесный замок Лапута" , "Наш сосед Тоторо" , "Ведьмина служба доставки" , "Порко Россо" и видеоклип на песню J-POP группы "Chage&Aska" "На старт!" (1995).

В 1997 году, после выхода очередного шедевра "Принцесса-мононокэ" Миядзаки объявил о своем уходе из коммерческой анимации и студии "Studio Ghibli ". Он заявил, что собирается заняться экспериментальными некоммерческими анимационными проектами.

Однако коммерческая анимация оказалась слишком сильным "наркотиком", чтобы от нее можно было так просто отказаться. Поэтому в 2001 году Миядзаки выпустил новый полнометражный фильм "Сэн и Тихиро, унесенные духами" .

Параллельно работе на студии "Studio Ghibli " Миядзаки продолжал публиковаться как мангака. Так, его манга "Эпоха гидропланов" (1990) послужила основой сценария "Порко Россо".

Миядзаки - художник поколения "шестидесятников", при этом режиссер семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, в том числе и концепция экологии. При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а аниме - к их пересказу. Миядзаки умеет построить захватывающую зрителей историю, как правило, не очень привязанную к японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее пределами.

Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссеров. Добившись мирового признания, он возвел японскую анимацию на пьедестал и установил очень высокую планку для семейных мультфильмов. Младшее поколение называет его добрым сказочником, ведь все работы Миядзаки наполнены радостью и волшебством.

Детство Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки родился в городке Акэбоно-те, расположенном в Бунке-ку – одном из 23 специальных районов Токио. Отец, Кацудзи Миядзаки, был авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Во время войны завод изготовлял штурвалы для истребителей A6M Zero, возможно, поэтому Хаяо с детства трепетно относился ко всему, что летает. Со старшим на два года братом Арито он часами рисовал разные самолетики и часто представлял себя их пилотом. Позже к «авиационным» забавам присоединились и младшие братья – Ютака и Широ.


Семья Миядзаки была довольно богата и могла жить комфортно даже во время войны, ведь работавшие в сфере военной промышленности отец и дядя Хаяо получали огромную прибыль. Но производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переносили в условно безопасные районы Японии, поэтому семья Миядзаки часто переезжала.


Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномия в префектуре Тотиги. Здесь маленькие сыновья Кацудзи впервые ощутили, что такое война – они пережили ночные авианалеты и страшную бомбардировку города. Когда им в спешке пришлось покидать временное пристанище, Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также цвет ночного неба, окрашенного многочисленными пожарами.


Семья переехала в городок Канума в той же префектуре Тотиги, но через некоторое время вернулась в Уцуномию. После войны семью Миядзаки ждала новая беда – серьезно заболела мама, Ёсико Миядзаки. В 1947 году врачи поставили ей диагноз – болезнь Потта, туберкулёз позвоночника. Кацудзи искал лучшие больницы Японии для прикованной к постели жены, поэтому Миядзаки снова были вынуждены переезжать с места на место. Но все врачи только разводили руками, и Кацудзи вынужден был забрать жену домой.

Творческий процесс Хаяо Миядзаки

Мальчики по очереди ухаживали за мамой, и в это время Хаяо очень сблизился с ней и увлекся литературой. А в 1956 году случилось чудо – мама встала на ноги. Она еще четверть века опекала своих мальчиков – мужа и подросших сыновей.


Из-за частых переездов Хаяо поменял множество школ. В начальную школу он поступил в Уцуномии, где учился с 1 по 3 класс, потом семья переехала в Токио в район Сугинами, и мальчик 4 класс учился в начальной школе района Омия. С 5 класса Миядзаки посещал школу в Эйфуку, потом снова перевелся в среднюю школу Омии, а с 1958 года учился в школе Тотоямы.


Именно тогда он впервые увидел первое цветное полнометражное аниме Hakujaden, или «Легенда о Белой Змее». До этого школьник уже прочитал иллюстрированные рассказы японских мангак Фукусиме, Ямакава и Тэдзука Осаму – их печатали в журналах для мальчиков. Но воспроизведение манги на экране – это было что-то совсем другое, невероятное и захватывающее. Хаяо «влюбился» в главную героиню Пай-Нян и мечтал в будущем создать что-то похожее.


Школьник начал осуществление мечты с создания собственной манги, но когда он написал первое произведение, то с ужасом осознал, что просто копирует стиль своего кумира Тэдзука. К тому же он не умел рисовать людей, ведь с детства увлекался только самолетиками. Хаяо сжег свое творение и начал создавать свой собственный стиль.


После окончания школы Тотоямы Миядзаки поступил в престижный университет Гакусюин, где изучал политику и экономику. В своей диссертации он затронул проблемы японской промышленности. Параллельно Хаяо присоединился к университетскому клубу по изучению детской литературы, где познакомился с произведениями западных авторов.

Карьера Хаяо Миядзаки

Сразу же после окончания университета в апреле 1963 года Миядзаки получил должность художника-фазовщика на киностудии Тоэй. Первым фильмом, для которого Хаяо рисовал промежуточные кадры, стал Wan Wan Chuushingura («Верные слуги-псы»). Условия труда на киностудии не устраивали молодого амбициозного парня, поэтому он собрал группу единомышленников и создал Профсоюз молодых аниматоров. Организация боролась за права работников студии Тоэй, добивалась повышения зарплат и введения социальных льгот. Это приносило много проблем Хаяо, но юный художник никогда не уступал свои принципам.


В 1965 году, во время работы над фильмом «Gulliver no Uchuu Ryoko» («Путешествие Гулливера по ту сторону Луны»), Миядзаки заявил, что оригинальный финал точно не придется по душе зрителям. Он добился разрешения переписать концовку, чем обратил на себя внимание руководства. После инцидента молодому аниматору начали доверять более значимую работу, кроме того, его взял в ученики известный художник Ясудзи Мори.


В 1968 году началось сотрудничество молодого аниматора с именитым режиссером Исао Такахата, который пригласил Хаяо на должность главного раскадровщика, концептуального художника и дизайнера нового проекта под названием Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц севера»). Но уже через 10 дней после выхода фильма руководство Тоэй сняло картину с проката, мотивировав это тем, что проект оказался коммерчески провальным.


Несмотря на явно предвзятое отношение руководства студии, Миядзаки продолжал работу. В этот период он принял непосредственное участие в создании таких легендарных аниме, как Nagagutsu o Haita Neko («Кот в сапогах»), Sora Tobu Yureisen («Летучий голландец»), Doubutsu Takarajima («Остров сокровищ животных»).

Фантастические пейзажи аниме студии Ghilbi

В 1969 году увидела свет первая манга Хаяо Миядзаки – Sabaku No Tami, которую молодой автор подписал псевдонимом Сабуро Акицу.


В 1971 году Хаяо наконец распрощался со студией Тоэй и вместе с Еити Отабэ и Исао Такахата организовал собственную студию A Pro. Начинать с нуля оказалось непросто, и уже через несколько месяцев Миядзаки и Такахата пришли работать в TMS Entertainment (ранее Tokyo Movie Shinsha), где вместе создали шесть эпизодов сериала Lupin III («Люпин Третий»). В этом же году Хаяо сопровождал президента Tokyo Movie в Швецию, чтобы получить там права на экранизацию «Пеппи Длинный Чулок» Астрид Линдгрен. Аниматоры ехали не с пустыми руками – у них уже была готова раскадровка некоторых эпизодов о веселой девочке, однако автор книги не приняла предложение японцев. Но Миядзаки не остался без работы, он стал главным аниматором сериала Panda Petit Panda («Панда большая и маленькая»), поставленного Такахатой.


В 1973 году троица Миядзаки – Такахата – Отабэ перешла работать на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. Здесь Хаяо проявил себя как превосходный режиссер, сняв аниме Mirai Shonen Conan («Конан – мальчик из будущего»).


В 1979 году он вернулся на студию TMS, чтобы срежиссировать очередную часть сериала Lupin III– Lupin III: The Castle of Cagliostro («Люпин III: Замок Калиостро). В 1982 году увидела свет еще одна манга авторства Миядзаки – «Навсикая из Долины ветров». Ее напечатали в журнале Animage, принадлежащем издательскому дому Tokuma Shoten. Вскоре автор получил предложение от руководства издательства на экранизацию своего произведения. Хаяо согласился, и в качестве продюсера привлек свое неизменного партнера Такахату.


Успех анимационного фильма вдохновил Миядзаки, и в его планах появились еще несколько экранизаций собственных произведений. Во время работы над новыми проектами Миядзаки и Такахата предприняли еще одну попытку создать свою студию. В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки они организовали анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому японцу и любителям аниме по всему миру.


В стенах Studio Ghibli и увидели мир новые картины Хаяо – Tenku no Shiro Rapyuta («Небесный замок Лапута»), Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»), Hepburn: Majo no Takkyubin («Ведьмина служба доставки»), Kurenai no Buta («Порко Россо») и Mimi wo sumaseba («Шепот сердца»), которая стала первым аниме от Ghibli с использованием компьютерных технологий и озвучкой в системе Dolby Digital. Каждое аниме Миядзаки открывало зрителям двери в сказочный мир, давая взрослым возможность снова научиться мечтать и прививая детям важность дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром.


В 1995 году Миядзаки начал масштабную работу над фильмом Mononoke- hime («Принцесса Мононоке»), который после выхода стал самым кассовым фильмом за всю историю кинопроката в Японии. В 1998 «Принцесса Мононоке» принесла Хаяо премию Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года».


После грандиозного успеха аниматор взял тайм-аут. Во время отпуска Миядзаки наблюдал за играми дочерей своих друзей. Они вдохновили его на написание сценария Sen to Chihiro no Kamikakushi («Унесенные призраками»). В 2001 году свет увидел одноименный анимационный фильм, наполненный фирменной «миядзаковской» атмосферой дружелюбия и волшебства.


Проект принес студии Studio Ghibli более $300 миллионов прибыли. Аниме «Унесенные призраками» было удостоено множества премий – от награды Японской киноакадемии до приза Берлинского кинофестиваля и премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».

Интервью Хаяо Миядзаки и Юрия Норштейна

Хаяо Миядзаки знал, что его шедевр являлся одним из фаворитов Американской киноакадемии, но на вручение «Оскара» не приехал, объяснив свое отсутствие твердой политической позицией: «Я не хотел посещать страну, которая бомбила Ирак».


В 2004 году Миядзаки добавил в копилку своих шедевров экранизацию фэнтези Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Фильм был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. В 2005 году Хаяо Миядзаки удостоился специального приза Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство.


В 2008 в мировой прокат вышла «Рыбка Поньо на утесе», вольная экранизация «Русалочки» Андерсена. Фильму было присуждено 5 премий: две награды Венецианского кинофестиваля, две премии Японской академии и приз Asian Film Awards в категории «Лучший композитор», врученный автору музыкального сопровождения к фильму – Дзе Хисаиси.


В 2013 году Хаяо Миядзаки начал работу над картиной «Ветер крепчает», ставшей первым мультфильмом для взрослых в фильмографии режиссера. В основу сюжета легла одноименная манга авторства Хаяо, опубликованная в 2009 году в журнале Model Graphix. Работать над лентой для аудитории, отличной от привычной, было сложно. Миядзаки рассказывал, что даже его любимое занятие – наблюдать за игрой ребят из детского сада, расположенного на территории студии Ghibli, – не помогало ему понять, что от него ждут зрители. «Ветер крепчает»: последний полнометражный фильм Хаяо Миядзаки

Впоследствии Хаяо и Акэми вместе работали над аниме «Путешествие Гулливера по ту сторону Луны» и «Кот в сапогах».

В январе 1967 года у пары родился первенец Горо, а через два года на свет появился второй сын, Кейсуке Миядзаки. После рождения детей Акэми ушла с работы, чтобы посвятить себя семье.


Старший сын пошел по стопам отца и стал аниматором. В 2006 году на студии Ghibli он выпустил фильм «Сказания Земноморья» по циклу произведений Урсулы Ле Гуин. Хаяо сам пытался несколько раз получить разрешение автора на экранизацию ее романов, но каждый раз получал отказ. Во время работы над аниме отношения отца и сына были крайне натянуты, а после выхода картины Ле Гуин выразила разочарование полученным результатом. Автор пожалела, что не доверила работу старшему Миядзаки.

Хаяо Миядзаки и его «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе

В 2015 году в СМИ появилась информация, что Хаяо Миядзаки начал работу над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной 3D-графики. Это будет десятиминутная короткометражка про гусеницу Боро, а премьера мультфильма запланирована на 2018 год.


10

  • Жанр: фэнтези, мелодрама, приключения
  • Год: 1993
  • Композитор: Джо Хисаиси

Мультфильм основан на короткой манге Миядзаки «Эпоха гидропланов» и рассказывает о том, как виртуозному летчику трудно быть человеком среди свиней, которые вдобавок считают, что он сам - свинья промеж людей. В общем, чужой среди свиней и свинья седи чужих.

Действие аниме происходит между Первой и Второй мировыми войнами где-то на Адриатике. Главный герой, пилот Марко Паготт - участник Первой мировой войны. После её окончания Марко разочаровался в людях и в жизни до такой степени, что навлёк на себя проклятие: частично превратился в свинью.

Большая часть событий в «Porco Rosso» построена на реальных событиях и реальных героях. Исключением является, конечно, «свинство» Марко Паготта. Porco Rosso переводится с итальянского как «красная синья», так же мультфильм называется и на японском - «Курэнай-но Бута», однако Миядзаки рекомендовал иностранным переводчикам использовать итальянскую версию названия.

9

  • Жанр: мультфильм, приключения, семейный
  • Год: 2008
  • Композитор: Джо Хисаиси

История повествует о дружбе двух пятилетних детей, мальчика Сооске и рыбки Поньо, дочери колдуна и морской богини. Сооске живёт со своей матерью в доме на утёсе с видом на море. Отец Сооске - капитан рыболовецкого судна и редко бывает дома. Рыбка Поньо вместе со своими многочисленными сёстрами живёт в жилище морского колдуна на дне океана. Однажды любопытная Поньо уплывает из дома понаблюдать за людьми и, случайно попав в стеклянную банку, оказывается выброшенной на берег, где её подбирает Сооске. Поньо влюбляется в Сооске и теперь хочет только одного - стать человеком.

При работе над катиной Хаяо Миядзаки собственноручно нарисовал часть кадров «Поньо». Всего же было создано 170000 отдельных картинок.

8

  • Жанр: драма, исторический, биография
  • Год: 2014
  • Композитор: Джо Хисаиси

«Ветер кепчает» - последняя работа Хаяо Миядзаки, об этом было фициально заявлено на 70-ом Венецианском кинофестивале.

В основу сюжета произведения легла одноимённая манга авторства самого Миядзаки, публиковавшаяся в журнале Model Graphix в 2009 году и рассказывающая о японском конструкторе Дзиро Хорикоси, известном своей работой над истребителями Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero. Кроме того, источником сюжета является рассказ писателя Тацуо Хори «Ветер крепчает», написанный в 1936-37 годах, названием которому послужила цитата из стихотворения Поля Валери «Кладбище у моря»: «Крепчает ветер!.. Значит - жить с начала!»

Постановка мультфильма была произведена лично Хаяо Миядзаки, это его первая работа в качестве режиссёра за 5 лет, предыдущей была «Рыбка Поньо на утёсе»

7

  • Жанр: фэнтези, комедия, приключения, семейный
  • Год: 1989
  • Композитор: Джо Хисаиси

Эта лента стала пятым полнометражным аниме-фильмом Хаяо Миядзаки и вторым его фильмом, созданым по мотивам оригинального художественного произведения. Мультфильм основан на детской книге «Служба доставки Кики» японской писательницы Эйко Кадоно, но книга Эйко Кадоно - это сборник отдельных рассказов о приключениях Кики и, когда Миядзаки внес значительные изменения в сюжет, чтобы создать цельный и последовательный сценарий, Кадоно рассердилась и отказалась разрешать экранизацию. Ее пришлось долго уговаривать.

В мультфильме рассказывается о том, как молодая ведьма Кики по достижению 13 лет должна прожить определенное время среди людей. Кики вместе со своим котом Зизи отправляется в город, где и знакомится с добрым пекарем, который помогает ей начать собственное дело - Экстренную Службу Доставки.

6

  • Жанр: фантастика, фэнтези, приключения, семейный
  • Год: 1986
  • Композитор: Джо Хисаиси

Действие происходит в альтернативной реальности, соответствующей началу XX века. В руках девочки по имени Сита находится Летающий Камень, за которым охотятся агенты правительства и пираты, потому что Камень представляет огромную ценность. Пытаясь скрыться от преследователей, Сита встречает Пазу, своего ровесника, работающего в шахтерском городке. Вместе дети выясняют, что Камень - ключ к таинственному летающему острову Лапута, считавшемуся до того лишь легендой...

Идею Лапуты Миядзаки позаимствовал у Джонатана Свифта из книги «Путешествия Гулливера», где фигурирует одноимённый летающий остров.

5

  • Жанр: фантастика, фэнтези, драма
  • Год: 1984
  • Композитор: Джо Хисаиси

Миядзаки изобразил в своём произведении будущее, в котором человеческая жадность привела мир к глобальной катастрофе, однако люди продолжают совершать те же ошибки, что и до войны, приведшей к опустошению планеты. Оставшимся в живых людям приходится жить в тени Леса и его чудовищных насекомообразных обитателей, пытаясь не допустить распространения вредоносной растительности. Мирная Долина Ветров - одно из царств, образовавшихся на руинах прежних государств. Жители Долины обожают своего доброго правителя и его дочь Навсикаю, необычную девочку, находящую общий язык с исполинскими насекомыми Леса, странными порождениями нарушенной экосистемы.

Но безмятежное существование Долины Ветров нарушается, когда маленькая страна становится пешкой в играх крупных воинственных соседей, сражающихся за остатки драгоценных природных ресурсов планеты. Тем не менее, скрытому потенциалу Навсикаи ещё предстоит раскрыться, и юной принцессе, возможно, удастся изменить судьбу мира.

Имя и характер Навсикаи были придуманы под влиянием поэмы «Одиссея», где аналогичное имя носила феакийская принцесса.

Параллельно с работой над фильмом, Миядзаки работал над одноименной мангой и еще не знал, когда и чем она завершится. Поэтому специально для фильма была придумана «быстрая» концовка, о которой режиссер в дальнейшем отзывался с большим пренебрежением.

4

  • Жанр: фэнтези, драма, приключения
  • Год: 1997
  • Композитор: Джо Хисаиси

Сюжет фильма разворачивается во времена периода Муромати, в эпоху которого в Японии появилось первое огнестрельное оружие. Главные герои - молодой принц Ашитака, ставший после убийства вепря Наго жертвой демонического проклятия и вынужденный покинуть родную деревню, и Сан, которую также называют принцесса Мононоке, оставленная родителями и выращенная волками. Она преданна Лесу и всеми силами старается защитить его от людей, которые готовы на всё, чтобы заполучитьэти заповедные земли, даже на убийство божества.

После своего выхода, этот фильм стал самым кассовым в истории Японии, но впоследствии уступил эту позицию «Титанику».

3

  • Жанр: фэнтези, приключения, семейный
  • Год: 1988
  • Композитор: Джо Хисаиси

Не смотря на занимаемую третью позицию в этом рейтинге, изначально «Мой сосед Тоторо» прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате, полностью окупившись только через два года, когда на прилавки магазинов попали и стали очень популярными плюшевые куклы Большого Тоторо. Кроме этого оригинальный японский релиз анимационной ленты шёл в виде сдвоенных показов с фильмом Исао Такахата «Могила светлячков», поскольку прокатчики посчитали, что выпускать её самостоятельно будет слишком рискованным шагом,но зато эти два мультфильма впоследствии продавались для показа в японских школах как часть программы исторического и эстетического воспитания.

Коротко о сюжете: переехав в деревню, две маленькие сестры, Сацуки и Мэй, случайно знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет «Тоторо». Что им принесет дружба с таким необычным существом? Об этом и не только и рассказывается в данной ленте.

Стоит также отметить, что Тоторо - не традиционный японский персонаж: его полностью придумал Хаяо Миядзаки, его название есть искаженное слово «Тролль».

2

  • Жанр: фантастика, фэнтези, мелодрама, приключения
  • Год: 2004
  • Композитор: Джо Хисаиси

«Ходячий замок» создан Хаяо Миядзаки по мотивам одноимённого сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс и был номинирован на 78-ю премию «Оскар» (2006) за «лучший анимационный полнометражный фильм».

Действие фильма происходит в параллельном мире Европы конца XIX-го века, где магия идёт рука об руку с развитием технологий. Скромная жизнь шляпницы Софи полностью изменяется, когда в окрестностях её города появляется ходячий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими «похищениями» девичьих сердец. Спасённая этим голубоглазым юношей от приставаний двух военных, она влюбляется в него. Однако волнующая прогулка с ним обходится юной шляпнице её красотой и молодостью, отнятыми колдовством ревнивой Ведьмы Пустоши. В отчаянии Софи отправиться в Дикую Пустошь, которая пользуется дурной славой, в надежде снять с себя проклятие. По дороге ей попадается огородное пугало, которое помогает попасть в странное сооружение - замок Хаула. Оставшись в замке на праввах уборщицы, со временем она обретает в замке своеобразную семью. В замке живут: огненный демон - Кальцифер, ученик Хаула - Маркл, а также сам Хаул - могущественный юный волшебник и хозяин замка. Со временем выясняется, что заклятие лежит не на ней одной и чтобы разгадать тайны проклятий и снять их, героям приходится пройти через множество испытаний и приключений.

1

  • Жанр: фэнтези, приключения, драма, романтика, сказка
  • Год: 2001
  • Композитор: Джо Хисаиси

История начинается с того, как Маленькая Тихиро вместе с мамой и папой переезжают в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном безлюдном городе. Походив по улицам, они находят ресторанчик полный всевозможными манящими явствами. Родители остаются перекусить, а Тихиро, отказавшись, направляется бродить по городу. Вернувшись к ним, она к своему ужасу обнаружила, что они превращатились в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы, управляющей купальнями и ресторанами для богов, духов и других сверхъестественных существ у стен которых они и остановились. Чтобы найти способ снять чары со своих родителей и не пропасть самой, Тихиро нанимается на работу в купальни Юбабы. Теперь, она должна придумать, как вернуть своим родителям прежний облик и спастись из пугающего царства призраков.

Фильм имел огромный успех у критиков и зрителей, а также фигурирует во многих списках величайших анимационных фильмов в истории. Он стал самым успешным фильмом в истории Японии, с кассовыми сборами около $274 млн. В японском прокате фильм обогнал «Титаник», являвшийся в то время самым кассовым фильмом в мире, и стал самым кассовым фильмом в истории Японии с общими сборами в 30,4 млрд йен. Он выиграл премию «Оскар» в номинации «лучший анимационный полнометражный фильм» в 2003 году и приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в 2002 году. Также «Унесённые призраками» занимают безоговорочное 1-е место в рейтинге лучших мультфильмов всех времён и народов по версии IMDb.

В Японии творчество Миядзаки встречается повсюду. В любой сувенирной лавке, специализированном магазине или универмаге можно увидеть плюшевых Тоторо, брелоки с демоном огня, зажигалки с роботами, портреты героев. К этому дополняется лицензионная продукция в виде одежды, обуви, косметики и всевозможных изделий.

Мультики Хаяо Миядзаки, список которых будет представлен, обладают особой магией, перенося зрителя в воображаемый мир. Связана визуализация идей и сюжетов автора со студией, которую он создал.

Статья ответит на самые значимые вопросы:

  • О чем думал автор, создавая свои творения?
  • в первую очередь?
  • Что думают о творениях Миядзяки его поклонники?
  • Будут ли сняты новые мультфильмы автором или его последователями на студии «Гибили»?

Студия «Гибили»

Все мультфильмы Хаяо Миядзаки были выпущены студией «Гибили», история которой началась с 1983 года с появления аниме «Навсикая из долины Ветров». Официально студия появилась в 1985 году.

Название компания получила благодаря любви Миядзяки к авиации и творчества Антуана де Сента-Экзюпери. Габили - это название самолета, который должен был лететь над Африкой. Свое название он получил из-за горячего ветра в пустыне.

Студия была создана с целью производства высококачественного аниме. Создателями управляло желание вдохнуть свежее дыхание в мир японской анимации, и у них это получилось.

Однако все меняется. Так случилось и с «Гибили». В 2013 году главный автор выпустил прощальную работу «Ветер крепчает» и ушел из компании. Сегодня на студии создаются короткометражки и рекламные ролики.

Полнометражные мультфильмы

Основатель студии создавал в своих творениях неповторимые миры, которые притягивали зрителей со всех сторон нашей планеты. Он один из первых, кто стал активно использовать компьютерные технологии при создании анимации. За время существования компании в свет вышло множество неповторимых произведений.

Мультики Хаяо Миядзаки (список):

  • «Мой сосед Тоторо»;
  • «Ведьмина служба доставки»;
  • «Еще вчера»;
  • «Порко Россо»;
  • «Помпоко»;
  • «Шепот сердца»;
  • «Принцесса Мононокэ»;
  • «Унесенные призраками»;
  • «Возвращение кота»;
  • «Ходячий замок»;
  • «Воспоминания Марни»;
  • «Сказания Земноморья»;
  • «Ветер крепчает».

Короткометражные мультфильмы

Наиболее известные короткие мультики Хаяо Миядзаки (список):

  • «Большая панда и маленькая панда» (два выпуска);
  • «Великий детектив Холмс»;
  • «Время Ибларда».

Работы при участии Хаяо Миядзаки

Некоторые свои работы основатель «Гибили» создавал с Исао Такахатой. По жанрам как и предыдущие работы автора, очень разнообразны. Встречаются среди них комедии, фэнтези, приключения, повседневность, сказка, фантастика, драма.

Совместные с Такахатой мультики Хаяо Миядзаки (список):

  • «Принц Севера»;
  • «Люпен»;
  • «Хулиганка Тиэ»;
  • «Виолончелист Госю»;
  • «Кот в сапогах»;
  • «Летающий Корабль-Призрак» и другие.

5 самых запоминающихся картин

Если человеку понравится хотя бы одно творение известного японского создателя аниме, велика вероятность, что этот же человек полюбит все мультфильмы Хаяо Миядзаки. Какие же произведения стоит посмотреть в первую очередь, чтобы понять мир известного мультипликатора и увлечься его творчеством? Подборка 5 лучших аниме, которые создал Хаяо Миядзаки.

Список мультиков с кратким описанием сюжета:

  • «Навсикая из долины Ветров» - одна из первых работ мультипликатора. Главной героиней является девочка Навсикая, она же дочь правителя деревни, сохранившейся на развалинах мира после апокалипсиса. В ней заложен особый дар: она умеет общаться с природой, поэтому может спасти остатки человечества.
  • «Мой сосед Тоторо» - легендарное аниме про двух сестер, которые переезжают в деревню. Там у своего дома они знакомятся с добродушным лесным духом. Он развлекает девочек воздушными экскурсиями и помогает встретиться с их мамой, лежащей в больнице.
  • «Принцесса Мононоке». Сюжет проникновенного аниме завязан на борьбе юного принца с проклятием. Мультипликатор создал загадочную страну, в которой люди воюют с лесными обитателями. Принц встречает дочь волчицы Мононоке, и его судьба зависит от того, способен ли он будет разрешить конфликт между человеком и природой.

  • «Унесенные призраками» - аниме, получившее в 2001 году «Оскар». По сюжету родители с девочкой, переезжая в новый дом на машине, заблудились. Они попали в пустынный город. Поев там блюда на пиру, родители превратились в свиней, а испуганная девочка попадает в дом к злой колдунье. Дочь должна понять, как избавить родителей от чар и найти выход из царства призраков.
  • «Ходячий замок» повествует о юной девушке, которую злая ведьма заточила в тело старухи. Она знакомится с могущественным волшебником, которому служит демон огня. Девушка и демон хотят избавить от чар, но все не так просто.

Отдельного внимания достойна последняя работа автора - «Ветер крепчает». Она является наиболее реалистичной его картиной. Сам автор в своем интервью замечает, что эта лента рассчитана не для детей, поскольку при ее создании он не представлял их себе в качестве зрителей. А для Миядзаки это важно, поскольку автор при работе всегда должен представлять себе лица тех, для кого создает мультфильм. Без этого успех невозможен.

Тема полетов, порой на самых причудливых видах транспорта, является лейтмотивом всего творчества японца - героиня «Навсикаи из долины ветров» путешествует верхом на реактивном планере, персонажи «Тоторо» летают на пушистом коте-автобусе с мышами-габаритами, а в «Небесном замке Лапута» мастер заставляет левитировать буквально все - от маленького камешка до целого острова. Причина столь пристального внимания к перемещениям по воздуху кроется в том, что сам Миядзаки с детства рьяный поклонник авиации - возможно, поэтому в его любимых писателях Антуан де Сент-Экзюпери, в жизни которого, как известно, было две страсти: летать и рассказывать истории.

Даже для своей собственной студии Миядзаки выбрал «полетное» название Ghibli, которое служит отсылкой к модели итальянского самолета Caproni Ca 309 Ghibli. Принцип «как корабль назовешь, так он и поплывет» сработал в полной мере - полет фантазии здесь вот уже 30 лет проходит без инцидентов и нештатных ситуаций. Именно в стенах этой студии были созданы все анимационные шедевры Миядзаки, которые научили мечтать и верить в чудеса не одно поколение детей.

Миядзаки часто называют «японским Диснеем», но сам мастер не считает это комплиментом. И даже отдавая дань уважения работам американских коллег, он критикует их за то, что коммерческие интересы западные аниматоры ставят во главе угла и в погоне за новыми технологиями изменяют собственным традициям. В свою очередь Миядзаки на протяжении всей карьеры остается верен себе и предпочитает «старую школу» - полупрозрачные, акварельные краски и тона, реалистичная манера рисовки персонажей и невероятное внимание к деталям.

Миядзаки, как и любой художник, всегда очень трепетно и ревностно относится к своим творениям, никогда не идет на компромиссы со студиями и продюсерами, отстаивая неприкосновенность режиссерского замысла. А методы борьбы под стать его анимационным метафорам - чтобы выразить свое несогласие с попытками сократить американскую версию «Принцессы Мононоке», Миядзаки прислал студии Disney окровавленный меч с надписью «не резать».

Классик аниме никогда не скрывал своей большой любви к советской мультипликации. Особенное впечатление на него произвели «Снежная королева» Льва Атаманова и «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, которого Хаяо и вовсе считает гением. Кроме того, при ближайшем рассмотрении в историях Миядзаки можно найти множество отсылок к русскому фольклору. Например, Ходячий замок из одноименного мультфильма - чем не модернизированная избушка на курьих ножках!

На родине творения Миядзаки относят к фильмам «для всей семьи», однако на Западе принято считать, что его волшебные миры настолько сложны и многослойны, что расшифровать их под силу только «осознанной» аудитории. Сам же режиссер к категории «для взрослых» относит лишь один свой фильм - «Ветер крепчает», где фирменная фантазия Миядзаки впервые уходит на второй план, уступая место холодному дыханию опустошающей реальности. Лента рассказывает о том, как из лучших побуждений создавались самолеты, впоследствии взявшие курс на Перл-Харбор.

Сейчас сложно это представить, но «Унесенные призраками» и «Ходячий замок», принесшие Миядзаки всемирную славу и успех, могли не увидеть свет. В 1997 году после выхода «Принцессы Мононоке» режиссер начал задумываться о завершении карьеры из-за серьезных проблем со зрением. Однако любовь к анимации оказалась сильнее, и в 2001 году Миядзаки все же указал девочке Тихиро дорогу в загадочный городок, населенный духами и призраками. Вторая попытка завязать с режиссурой случилась три года назад, когда ветеран японской анимации назвал «Ветер крепчает» своим последним фильмом. Но любой миядзакиман скажет, что волшебные миры студии Ghibli так просто не отпускают, поэтому в июле 2015-го Хаяо сообщил, что работает над новым мультфильмом о гусенице Боро, в котором им впервые будут применены 3D-технологии.