Биография цискаридзе семейное положение. Николай Цискаридзе, биография, новости, фото! Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Этот видный восточный мужчина, обладатель яркой и выразительной внешности, наверняка поразил сердца большей части россиянок. Однако они с удивлением узнают, что его сердце до сих пор не принадлежит ни одной женщине. Возникают разные подозрения, однако поклонники творчества танцора Николая Цискаридзе уверяют, что у него одна любовь и на всю жизнь - это балет!

Однако недавно в интернет просочилось фото, где артист стоит рядом с очаровательной девушкой в белом платье. Сами собой напрашиваются вопросы, правда ли что Цискаридзе недавно женился? Также и заголовки в соцсетях типа «Цискаридзе женится на Порывкиной» немного настораживают. Стоит прояснить ситуацию, подтвердить или опровергнуть эти слухи.

Даты, параметры, зодиак

Николай Максимович Цискаридзе - ведущий артист отечественного балета и педагог (как сказано в википедии) появился на свет в столице Грузии. Тогда республика еще входила в состав СССР. Биография его началась в последний день уходящего 1973 года. По знаку Зодиака Николай - Козерог, по восточному гороскопу - Бык.

Артист имеет высокий рост - метр 83 см, а вес его небольшой, как и подобает тем, кто связал жизнь с балетом - 58 кг. Николай обладает настоящей восточной внешностью - черными глазами, густыми бровями и жгуче-черными волосами.

Детство

Николаю посчастливилось родиться в семье интеллигентов: отец был скрипачом, а мать - ученым-физиком. Интересно, что бабушка работала актрисой и была француженкой. Мать часто водила сына в театр, потому что любила искусство. Так Коля с раннего возраста приобщался к миру прекрасного.

Ему повезло с няней, которая часто читала классику (Шекспира, Л. Толстого). Мальчику очень понравился фильм «Ромео и Джульетта» режиссера Ф. Дзеффирелли.

С малых лет у Коли была прекрасная пластика, ему нравились танцы. Он посещал хореографическую школу. Однажды мальчик попал на спектакль кукольного театра С.Образцова. Это произвело на него большое впечатление, мальчик даже самостоятельно изготовлял куклы и готовил спектакль. Но основной любовью все же оставались танцы.

С детства Коля был очень артистичен, он любил собирать вокруг себя публику, читать им стихи. Было ясно с ранних пор, что этот ребенок станет артистом. Так получилось, что родители разошлись, и мальчика воспитывал отчим, по национальности армянин.

Николай рассказывал, что в детстве он был очень целеустремленным и упрямым, в хорошем смысле этого слова. На него никогда не давили, единственная проблема была с едой. Мальчик очень плохо ел (наверно предвидел, что ему в будущей профессии понадобится идеальная фигура).

И когда ему ставили ультиматум: «Не встанешь из стола, пока не съешь!», он сидел до последнего, но не ел. Наверно эта черта помогла ему добиться многих высот в жизни, всегда достигать своей цели.

Мама с малых лет водила сына в высшие артистические круги, где Николай «вживую» мог видеть настоящих знаменитостей (Н.Брегвадзе, С.Чиаурели, К.Махарадзе, С.Параджанов и др.) Так что он с детства был знаком с миром богемы, видел, как они общались, как себя вели.

Учеба

В возрасте одиннадцати лет Николай Цискаридзе поступил в хореографическое училище в Тбилиси. У мальчика сразу был замечен незаурядный талант, поэтому сомнений не было, что ему надо продолжать учебу в столице.

В Москве также высоко оценили не только внешние данные будущего великого артиста (его длинные и тонкие щиколотки, прекрасный выворот стопы и т. д.), но и талант танцора.

Николай имел высокий рост в сочетании с легкостью, мог высоко прыгать. Сам он вспоминал, что в Грузии ему делали комплименты только насчет красивых глаз, а здесь оценили творческие способности. Это послужило для поднятия его самооценки, что немаловажно для начинающего артиста.

Но немногие знают, что в Московское хореографическое училище будущего Народного артиста взяли не сразу, а только с третьего раза.

Николай говорит, что вежливость, в которой он был воспитан своей мамой, немного мешала ему в начале жизни в столице. Он вспоминает, что мама его научила пропускать вперед женщину, здороваться со всеми и. д. Но в общей среде училища это было не принято. Над ним смеялись, когда он здоровался приветливо со всеми, встречающимися в помещении людьми, поднимал бумажку с пола, кем-то оброненную. Но он был так воспитан!

Учителем будущего знаменитого танцора стал известный педагог и артист Пестов П.А. Николай получил много полезного от своего преподавателя. Он говорил, что всегда будет благодарным ему за то, что он научил его быть мужественным и стойким, исполнять свою роль добросовестно до конца, даже если почувствует, что умирает.

В довольно раннем возрасте, во время учебы в школе мальчику доверяли весьма серьезные партии из балетов.

Николай исполнял партии во время учебы:

  • солиста в «Классической симфонии» (Первая симфония Прокофьева);
  • па-де-де в «Эсмеральде» Ц.Пуни;
  • па-де-де в «Фестивале цветов в Дженцано» Э.Халстеда и др.

Его талант оценили по достоинству профессионалы, и вскоре юноше вручили стипендию «Новые имена».

Начало карьеры

Цискаридзе окончил обучение в 92-м году, после чего незамедлительно был взят в труппу Большого театра. Одновременно с этим молодой человек учился в хореографическом институте, который окончил в 96-м году со специальностью: педагог, артист балета. Он говорил, что он очень благодарен своим наставникам.

Ими были:

  • Н.Р.Симачев;
  • М.Т.Семенова;
  • Г.С.Уланова.

Знаменитая балерина Галина Уланова стала его самым лучшим другом, а не только наставником. Так получилось, что после гибели его матери никого ближе для Николая не было, чем эта великая балерина. Она словно заменяла ему рано ушедшую мать, дарила материнское внимание и любовь.

Ей он остался очень благодарен. Интересен факт, что чем старше становилась эта замечательная балерина, тем быстрее она танцевала! Николай говорит, что никто даже не догадывался, сколько же ей лет.

Вначале он участвовал в кордебалете, но потом ему доверили серьезные роли.

Сначала это были партии:

  • Французская кукла в «Щелкунчике»;
  • Конферансье в «Золотом веке»;
  • Солист в «Ромео и Джульетте»;
  • Солист вальса в «Лебедином озере».

Но вскоре уже он стал играть более ответственные роли в тех же спектаклях:

  • Щелкунчик-принц;
  • Меркуцио в «Ромео и Джульетте»;
  • Ротбарт в «Лебедином озере».

Его труд был по достоинству оценен, в 95-м году он получил серебряную медаль на Международном конкурсе молодых танцоров Японии. А спустя два года он уже победил на Международном конкурсе в России.

Взлет, популярность

После этого карьера артиста пошла заметно в гору. Ему доверяли исполнять основные партии, его стали приглашать в другие театры в нашей стране (Мариинский театр) и за границей (Парижская национальная опера, Латвийская опера, Японский театр и др.) Взлет его карьеры пришелся на начало нового века. Об этом танцоре стали много говорить, к нему пришла небывалая популярность.

В основном своему успеху Цискаридзе обязан идеальным физическим данным: природа наградила его всем, что требуется настоящему танцору. Он имеет высокий рост, тонкие и длинные щиколотки, изящные руки, хороший выворот стопы. Но неправильно было бы только в этом видеть залог его популярности. Во многом успех этого артиста зависел от его необычайного трудолюбия, выдержки, терпения, самопожертвования.

Все знают, насколько труден путь танцора. Они должны по нескольку часов в день тренироваться до пота и изнеможения. Часто на тренировках им становится плохо. Кроме того, они всю жизнь вынуждены придерживаться строгой диеты, ограничивать себя в сладостях, чтобы не набрать вес. Вот от этого каждодневного труда и зависела популярность Цискаридзе.

В начале века он уже исполнял основные роли в спектаклях:

  • Принц Зигфрид в «Лебедином озере»;
  • Солор в «Баядерке»;
  • Германн в «Пиковой Даме» (постановка Пети);
  • Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» и др.

В первый год нового века ему было присуждено звание Народного артиста страны, несмотря на его молодость. Ведь танцору было тогда всего 27 лет! Но после этого он не «расслабился», а продолжал усердно трудиться. Николай много гастролировал в составе труппы Мариинского театра.

Его творчество и талант был замечен за рубежом. Артиста приглашали в знаменитый театр Ла Скала, в американский театр, в Театр Елисейских полей в Париже, в Лондонский театр «Колизей» и др.

Все было хорошо до рокового 2013 года. Тогда состоялся немалый конфликт между руководителями Большого Театра и танцором. Во время ремонта Николай заметил, что работники заменяют дорогостоящие детали отделки совсем дешевыми.

Попросту говоря, кто-то решил сэкономить на этом ремонте, а от глаз ревностного артиста это не скрылось. Николай не стал молчать, как остальные, и решил сообщить об этом куда следует. Тут же произошла немалая ссора с руководством, артиста даже вызывали в Следственный комитет.

Он выступил на телевидении, обсуждая этот конфликт, и в заключение признался, что, скорее всего, ему недолго осталось работать в Большом. Так и произошло: в конце 2013 года его уволили по причине окончания трудового договора, продлевать который отказалось руководство.

После этого артиста неожиданно назначили на должность ректора Питерской балетной академии. Прежний руководитель был спешно уволен. Многие утверждали, что в этом событии заслуга высоко стоящих особ. И действительно, выяснилось, что в этом «виновата» супруга руководителя «Ростеха.

На самом деле, такое спешное назначение постороннего человека на пост руководителя Академии нарушает устав этого учебного заведения. Перед этим человек должен проработать не менее трех лет в Академии, знать, как говорится, всю изнанку.

И хотя Николай пренебрег установленными правилами, он проявил себя наилучшим образом на руководящем посту. К моменту его появления вся обстановка в Академии была плачевной: учителя курили при детях, окна ни в одном классе не открывались, постановочная программа вызывала недоумение.

Николай изменил многое в уставе: запретил учителям курить в присутствии учеников, а им запретил на уроках применять гаджеты (на переменах - можно).

Педагогическая деятельность нравится Николаю, но он говорит, что это большая ответственность, в том числе и материальная. На вопрос: жалеет ли он, что оставил сцену, в своем интервью на канале «Культура», танцор ответил отрицательно. Во-первых, он уже чувствовал, что силы не те. На одном из выступлений Николай вдруг заметил, что вместо того, чтоб бежать, он просто идет. Тогда артист сам себе сказал, что это начало конца.

Личность и характер

Николай - весьма разносторонне развитая и интересная личность. Из его интервью можно сделать вывод, что обладает высокой требовательностью к себе, большими принципами. Например, он заявил, что человек, который не держит свое слово, кажется ему подлецом.

Артист с детства был воспитан хорошим манерам, научен честности и ответственности. Николай начитан, имеет широкий кругозор и богатый словарный запас. С ним очень интересно беседовать.

Видно из разговора, что это - всесторонне развитая и нравственно-богатая личность. Когда его спросили, гордится ли он собой, артист ответил, что это - бесполезно, не приносит никакой пользы. Сколько ни гордись, на сцене не будет поблажек никому, и сразу будет заметно: занимался ли артист.

Если в драматических спектаклях артист забудет слова, он может сделать паузу, ему могут подсказать текст. Но если ты оплошаешь в балете, подсказок не может быть, и артист просто упадет носом в пол. Так что от гордости мало проку здесь.

Цискаридзе не скрывает, что довольно строг в отношении с учениками, потому что только так можно воспитать будущих настоящих артистов. Он вспоминает, что мать его воспитывала в строгости, могла даже выпороть ремнем за непослушание.

Характер Николай имеет волевой, честный, упорный, это причина его успеха. Кстати, он мог бы промолчать во время ремонта Большого театра, и до сей поры танцевать на сцене. Но он выбрал честность и принципиальность.

Николай - человек утонченный, имеющий высокий духовный уровень.

Личная жизнь

Это, пожалуй, самая интересная тема, поскольку личная жизнь Николая Цискаридзе интересует многих его поклонников. Официально он заявил, что никогда не был женат, и детей не имеет. Тогда и появились сплетни относительно его ориентации. Тем более что в интернете можно часто встретить фото Николая, одетого в пачку или длинное женское платье. Насчет богатого применения косметики тоже много разговоров.

Но ни подтверждения тому, ни опровержения Николай не дает. Единственное, что он открыл, ему некогда было всегда думать о браке. Даже испытывать глубокие чувства он себе не позволял, принося всего себя в жертву искусству. Так что тихая семейная жизнь - не для него.

Но он поддерживает тесную дружбу со своей двоюродной сестрой - Вероникой Ицкович. Она работает хореографом, замужем за Егором Дружининым. Николай является крестным их дочки.

На вопрос: есть ли у него дама сердца, он отвечать не собирается. Но ходят слухи о его романах с известными балеринами: Эльзой Лиепой, Анастасией Волочковой и др. Имеются их совместные фото в обнимку, хотя это мало о чем говорит.

Образ жизни

Поскольку Николай имеет большую загруженность, у него мало времени остается на досуг. О его увлечениях мало что известно. Но, хотя, он давно оставил сцену, Николай имеет поднятую фигуру. Видно, что он не расслабился, а продолжает соблюдать диету, ведет активный образ жизни. Также заметно, что он много читает книг, многим интересуется.

Кроме того, Цискаридзе является ревностным православным христианином. Он признался в своем интервью, что живет напротив Никольского собора, куда часто заходит для молитвы, даже перед началом рабочего дня. Ни одного спектакля не было, чтобы перед ним он не помолился в этом храме.

Это, конечно, говорит, о высокой духовной нравственности артиста. Но когда он стал работать ректором, у него мало времени остается на молитву, и он жалеет об этом.

Еще артист ведет активную общественную деятельность. В прошлом году он выступал в поддержку президента России, а в текущем года Николай стал его доверенным лицом на выборах.

Участие в разных проектах

Цискаридзе принимал участия во многих конкурсах, концертах. Кроме того, он немало гастролировал в России и заграницей.

Его можно было видеть в различных городах:

  • в Париже («Шопениана»);
  • в Нью-Йорке («Жизель»);
  • в Каннах («Послеполуденный отдых Фавна»).

Николай танцевал в Фестивале российского искусства в Париже, в проекте «Звезды двадцать первого века» в Нью-Йорке, в фестивале искусств «Черешневый лес» и др. Еще он снимался в фильмах: «Бенефис Николая Цискаридзе», «Пиковая дама» (балетмейстер Пати) и др. Он даже снялся в «Ералаше», где сыграл самого себя.

В 99-м году был снят документальный фильм о его творчестве «Николай Цискаридзе. Быть звездой». Долго можно перечислять все его труды, но это уже - материал для отдельной статьи.

Жизнь сегодня

В настоящее время Николай занимается преподавательской деятельностью. О Цискаридзе новости на сегодня можно узнать из социальных сетей и СМИ. Насчет сомнительного фото с девушкой в белом платье и слухов о женитьбе, было пояснение, что это его ученица.

Фото было сделано на выпускном вечере, поэтому девушка в красивом платье. Она просто пожелала сняться со своим преподавателем, но это вовсе не означает, что они поженились.

Лучшие роли

Самыми выдающимися ролями Николая были главные роли в балетах:

  • «Жизель»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Щелкунчик»;
  • «Собор Парижской Богоматери»;
  • «Пиковая дама».

Хотя, конечно, все его работы были замечательными. Везде артист выкладывался «на полную», не жалея себя.

Самые значительные награды

У артиста много наград, самые важные из которых:

  • «Орден Дружбы»;
  • Орден искусств и литературы;
  • Народный артист России и Северной Осетии;
  • Орден св. равноапостольной Нины;
  • Премия «Золотая маска»;
  • премия «Триумф».

И другие награды, которые он заслужил талантом и упорным трудом.

Аккаунты в соцсетях

Николай Цискаридзе в инстаграм и других соцсетях не имеет своих страниц. Кумир многих предпочитает не представлять свою жизнь на обозрение. Однажды к нему подошла радостная девушка и заявила: «Ну, я приехала!» Он не понял и попросить разъяснить, в чем дело, ведь он ее впервые видит.

Тогда она очень удивилась и сказала, что давно переписывается в соцсетях с Николаем Цискаридзе. Он наконец-то пригласил ее на свидание, и она приехала. Тогда он понял, что неизвестный представлялся его именем и общался в интернете с этой несчастной.

После этого казусного случая он дал себе обещание никогда не создавать страничек в соцсетях.

Уникальный танцовщик Николай Цискаридзе, по мнению многих, обладает сложным характером, и не любит рассказывать о своей личной жизни. Чтобы сразу отсечь все наводящие вопросы, он говорит, что жена Николая Цискаридзе – понятие чисто теоретическое и жениться он пока не собирается. Возможно, это происходит из-за того, что он полностью поглощен работой, и на личную жизнь времени совсем не остается.

По словам Николая Максимовича, у него нет возможности длительно ухаживать за девушками, назначать им романтические свидания, но он не отрицает, что романы в его жизни случаются периодически. А то, что в светских новостях не появляется информации о той или иной потенциальной жене Николая Цискаридзе знаменитый танцовщик объясняет тем, что не афиширует своих отношений и умеет хорошо маскироваться. В любом случае, он бы не хотел, чтобы на всеобщее обозрение и обсуждение выносились подробности, касающиеся только его лично.

На фото - Николай Цискаридзе

Но Николай Максимович совсем не против того, что когда- нибудь он станет отцом семейства, но расставаться с холостяцкой жизнью не спешит. Цискаридзе считает себя очень ответственным человеком во всем, в том числе и в создании семьи, о которой он собирался подумать где-нибудь после сорока лет. В этом году Николаю исполнится сорок один год, так что время, о котором он упоминал, уже приближается, и, вполне возможно, что в его личной жизни что-нибудь изменится.

Цискаридзе сложно найти спутницу жизни – запросы у него очень высокие. Николай Максимович ищет девушку красивую не только лицом, но и душой, и поиски эти пока не увенчались успехом. Ему было бы скучно жить с красивой пустышкой, поэтому будущая жена Николая Цискаридзе должна быть не только красивой, но и мудрой, самодостаточной девушкой, не для выхода в свет, а для долгой семейной жизни, и найти такую сейчас, по его мнению, очень сложно, тем более такому занятому человеку.

В свое время, когда Николай Цискаридзе был артистом балета, все его время занимали репетиции и спектакли, а сейчас он вышел на другой уровень, став ректором Академии русского балета им. Вагановой. Новая должность требует от Николая Максимовича огромной ответственности и еще больше времени, которое опять же будет украдено у личной жизни этого замечательного артиста и интересного человека. Тем не менее, хочется надеяться, что он встретит ту единственную, которая составит его счастье.

Грузинские мужчины не просто любят танцевать – они это делают феноменально, не зря грузинские танцоры считаются одними из лучших в мире. Балет грузины обожают смотреть, но с большим «скрипом» отдают учиться мальчиков в балетную школу. Это считается, мягко говоря «странным», если юноша-грузин сам хочет посвятить себя балету.

«Ненормальный» ребенок, мечтающий о пуантах, он превратился в «особого» танцора. Про Николая Цискаридзе распускают противоречивые слухи, им восхищаются и выискивают гнусные детали биографии, лезут в его личную жизнь. А он, летавший в облаках в детских местах, парит сейчас над всей грязью, и единственная цель жизни, по его словам: «Даже если будут убивать, двигаться до тех пор, пока не закончится последняя роль».

Официальные данные

  • Место и дата рождения – Грузия (бывшая ГССР), Тбилиси, 1973 год, 31 декабря;
  • Родители – Максим Николаевич и Ламара Николаевна Цискаридзе;
  • Рост и вес – 183 см, около 58 кг;
  • Образование – высшее: Московская государственная академия хореографии (бывший МГХИ); Московская государственная юридическая академия;
  • Государственные награды – звание Народного артиста РФ; орден Дружбы;
  • Семейное положение – холост, детей нет.

Про детство и годы молодости Ники Цискаридзе

Совсем немного «не дотянул» мальчик, будущая звезда российского балета, до новогодних курантов, родился почти в полночь 31 декабря 73-го. Отец Ники, Максим Николаевич (по некоторым сведениям Иосифович), был музыкантом, играл на скрипке. С матерью Николоза (полное имя Ники) он с рождения сына отношений не поддерживал, воспитывали ребенка Ламара Николаевна и бабушка. Потом Никина мама вышла замуж, и к воспитанию мальчика присоединился отчим-армянин.

Ламара Николаевна весь день была на работе в школе (преподавала физику и математику), бабушка умерла, и пригласили няню-украинку. С ней Ника в раннем детстве проводил почти все время, гулял, ходил на выставки, они читали вместе сказки. На балет мальчика тоже водили, но чтобы отдать в балетную студию – ни-ни! По грузинскому менталитету мужчина в белом обтягивающем трико – мягко говоря «неправильно».

«Жизель» – первое, что Ника увидел из балетного репертуара, он тогда понял, что балет его судьба. Малыш уже представлял, как прыгает высоко, отталкиваясь грациозно ногами от сцены. В семье никто даже слушать не хотел о балетной студии – мальчика готовили в педагоги или в переводчики.

Про ноги – отдельная история, они у Ники были длинные и стройные, как у девочки. Его как-то послали за грузинским хлебом в булочную. Он шел домой и нес целую стопку «тонис пури» (по-грузински хлеб): лица не видно, только над хлебом возвышается кипа черных кудрявых волос. Идущая навстречу женщина восхитилась:

«Какие чудесные стройные ножки и красивые волосы! Что за женщина родила эту красавицу?» Ника опустил немного хлеб, и восхищение сменилось ужасом: «Урод какой…»

А ему было наплевать, кем его считают, он хотел танцевать! Какой силой воли надо обладать, чтобы в 11-летнем возрасте самостоятельно пойти в хореографическое училище и записаться на курсы? Дома был скандал – никакого балета, что скажут люди? Педагоги убеждали Ламару Цискаридзе, что ребенок – истинный самородок. Его приняли на первый курс несмотря на то, что он не подходил по возрасту.

Родной город был уже тогда для Цискаридзе тесен, и он в 1987-м едет в Москву (опять самостоятельно) и поступает в Московское хореографическое училище, попадает в класс к Пестову, талантливому балетному педагогу. Через пять лет Ника выпускается из училища лучшим в своем классе и сразу поступает в МГХИ. Еще не получив высшего образования, Николай приходит в Большой театр на пробы, и сразу его замечает Юрий Григорович.

Начало творческой карьеры, первые успехи

Даже очень талантливые новички, придя в Большой, долго могут прозябать на «задворках» кордебалета, но эта история – не про Цискаридзе. Уже в 1992-м он утвержден на роль конферансье в балете «Золотой век». Через год он танцует Дона Хуана в постановке «Любовь за любовь». Потом были три партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте». Сначала в «Щелкунчике» он танцевал французскую куклу, но в 1995-м ему доверили главную роль. Почти сразу предлагают танцевать в «Силифиде» (партия Джемса) и «Паганини» (главная одноименная роль).


В 2001-м в Большой театр приходит Ролан Пети, французский балетмейстер. Пети сразу обращает внимание на молодого танцора и отдает ему главную роль Германа в «Пиковой даме». Успех постановки благодаря Цискаридзе был такой ошеломительный, что Пети предлагает Николаю самому выбрать следующую партию. Это становится Квазимодо, по решению Цискаридзе, в «Соборе парижской богоматери». Ох, не случайно был выбран именно горбун: дома по-прежнему не понимали его выбора и осуждали. «Неправильный урод» хотел всем знакомым-тбилисцам и родственникам доказать: он не урод, а танцор от Бога!

Еще были роли в балетах «Лебединое озеро» (Злой гений), «Сон в летнюю ночь» (Тезей), множество партий в маленьких постановках. В 2000 году Цискаридзе принимают в Союз деятелей театров России. Год спустя его, как яркую и популярную личность, приглашают вести «Взгляд» на Первом канале, но этого не случилось из-за досадного события – Цискаридзе попал в аварию и получил серьезную травму.

Всемирное признание и настоящий успех

После выздоровления начинаются зарубежные гастроли. «Ла Скала», Национальный театр Токио, театр «Елисейские поля» во Франции – везде Цискаридзе своими танцами производил фурор и вызывал бурю восторга. Уже имея диплом о высшем художественном образовании, Николай начинает преподавать в Московской хореографической академии с 2004-го.

Наряду с крупными балетами, он танцует и в одноактных, и каждое выступление – восхищение зрителей и прекрасные отзывы в СМИ. В 2006-м в составе российском труппы едет в США, где открывается проект «Короли танца». Через два года – новое посещение Америки, программа «Звезды XXI века».

В балете мало быть пластичным и музыкальным – надо обладать еще многими другими качествами, чтобы превратиться в «звезду». Цискаридзе как танцор уникален тем, что он владеет всеми техническими тонкостями классического балета, одновременно вкладывая в танец необыкновенную эмоциональность. Плюс – уникальная яркая внешность, идеальные пропорции фигуры. В школе, кстати, учитель биологии ставил мальчика на стул, замерял его части тела и говорил: «Посмотрите, вот идеал, который воспевал Микеланджело!»

Сотрудничество с Пети продолжается: в 2009-м результатом совместного труда Пети и Николая стала постановка «Кармен. Соло». В том же году Борис Эйфман ставит «Падшего ангела», и нетрудно догадаться, кому он отдает первую партию. Цискаридзе уже не оглядывается на Тбилиси, откуда сбежал в Москву. Родители не поняли – не страшно. Семья стесняется вспоминать про «неправильного» родственника – наплевать! Он и имя давно себе поменял, переделал плебейское «Николоз» на русский вариант «Николай».

В 2011-м подходила к концу реконструкция Большого театра, и Цискаридзе высказал открыто то, что стеснялись (или боялись) озвучить многие работники коллектива – внутренний дизайн и отделка сцены не годится! «Убрали старинную лепнину и заменили ее дешевкой из папье-маше – зачем? Театр внутри теперь как турецкая гостиница, даже на пять звезд не тянет», – его слова.

Конфликт с руководством разгорался, и в 2013-м глава Большого Иксанов объявил: контракт с танцором и педагогом Цискаридзе продлен не будет. Узнав об этом, деятели культуры России отправили Путину письмо, в котором требовали снять Иксанова с должности и назначить главой театра Николая Цискаридзе. В страхе за свою должность Иксанов выдал танцору два «строгача»: нарушение трудовой дисциплины.

Не получилось стать руководителем Большого (контракт истек, Николай покидает театр) – не беда! В 2014-м Цискаридзе почти единогласно избирается ректором Академии русского балета имени Вагановой. Он стал первым (и пока единственным) человеком, который стал ректором академии, не окончившим ее. В том же году Николай выпускается из Государственной юридической академии и получает звание магистра.

Цискаридзе – частый гость на ТВ, он участвует как в talk-show, так и в прицельно музыкальных проектах. В «Танцы со звездами» его неоднократно приглашали в жюри, он – постоянный ведущий проекта «Шедевры мирового музыкального театра».

Из-за фантомных болей (последствия аварии и растяжения ноги) Николай с 2013 года не выступает, но он руководит академией и преподает, его все равно считают неугасающей «звездой» российского балета. Он не устает повторять (и он прав!): «Большое театр – это обо мне. Будут писать первую, вторую или третью историю театра, и всегда в ней напишут про Цискаридзе».

Скандалы, связанные с именем Цискаридзе, интересные факты про него

Одновременно с нападками главы Большого театра в 2013-м случилась еще одна беда. Кроме Иксанова, Николай сильно не ладил в тот период с худруком Филиным. В том, что произошло с Филиным (ему плеснули в лицо кислотой), обвиняли и Цискаридзе: якобы Дмитриченко был простым исполнителем, а задумка «кислотной атаки» – дело рук Николая.

Даже под угрозой непродления контракта он стоял на своем и не изменил мнения об ущербности нового вида Большого. И это у него с детства, такое упрямство:

«Передо мной ставили кашу, а я кашу ненавидел. Говорили: не встанешь из-за стола, пока не съешь. Я сидел сутки, уходил голодный, каша оставалась. Эта упертость со мной осталась навсегда».

Шептались, что ректором академии его назначили незаслуженно, якобы на этом настояла супруга одного из совладельцев корпорации «Ростех». Но во-первых, за него проголосовали 227 человек (из 241), а во-вторых, он как-то проговорился, что наоборот, его уговаривали «высшие структуры» согласиться на эту должность.

Он яростный противник проекта новых законов, по которому в школы искусств будут принимать детей без конкурса с 15 лет. «Руки будущему пианисту надо ставить с 5-ти, ноги танцору с 9-ти, и эти ручки, ножки надо выбирать, как крупинки!»


Везде, где Цискаридзе появляется: на ТВ ли, на сцене, в зданиях Академии – знают, что он ненавидит пустые ведра. Он постоянно «гоняет» уборщиц, если видит кого-то с пустым ведром. Цискаридзе даже может подойти и проверить, чтобы в ведре была хотя бы тряпочка – главное, чтобы не пустое.

Он не выносит, когда ради карьеры «лезут в постель». Одну актрису (сейчас довольно известную) он при людях громко «послал» за назойливые приставания. «Высокий» чиновник в шутку спросил его:

«Ну что же ты, Коля, зачем так резко, неужели трудно было хоть разик… кхм…» Николай (снова громко и при людях) ответил: «Талант половым путем не передается».

Что мы знаем о личной жизни танцора, о его хобби

Высокий, красивый, атлетически сложенный, он – мечта многих женщин в роли мужа или хотя бы любовника. Николай признает, что да, случаются «быстрые» романы, но реальных кандидаток в жены пока нет. Когда его спрашивают о планах на создание семьи и на появление детей, он отвечает, что мужчина «созревает» для этого полностью после сорока. Цискаридзе говорит, что в будущем у него, возможно, будет много детей, но сейчас ничто не посмеет отвлечь его от театра.

Слухи, что Цискаридзе «игрок за другую команду» (попросту говоря голубой) ни разу не были подтверждены даже намеком. Поговаривали, что у него был бурный роман с актрисой Натальей Громушкиной. Еще были слухи о близких отношениях с Анастасией Волочковой и партнершей по сцене Ильзой Лиепа. Обе «дивы» не подтвердили, но и не опровергли сплетни.


Фото volochkova-a.livejournal.com

На серьезные увлечения вне театра у артиста банально нет времени. Он не хвалится спортивными достижениями или экстремальными хобби. Слушаю, как мои коллеги заявляют:

«Хожу по горам, гоняю на коньках, езжу на мотоцикле, и знаю – врут. Ничего такого не делаю и не придумываю».

Но одно хобби у него есть, которое совместное с Ольгой Голодец, вице-премьером российского правительства – они оба коллекционируют кукол. Они встречаются на заседаниях Совета по культуре, и один раз Ольга Юрьевна пообещала танцору сделать подарок на день рождения в виде оригинальной куклы.

«А вы театр ему подарите», – пошутил стоявший тогда рядом Карен Шахназаров. А разве он недостоин этого? Его в академии боятся из-за тяжелого характера и резкой реакции на фальшь, но именно такой тиран-учитель может воспитать подобных ему «звезд».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Цискаридзе Николая Максимовича

Родился Николай Максимович Цискаридзе в 1973 году 31 декабря. Отец его – скрипач, Максим Николаевич Цискаридзе. Мать – учительница математики и физики в школе, Ламара Николаевна. Николай с детства был театралом, что приводило в ужас интеллигентную грузинскую семью. Впечатления на Николая произвели театр Образцова, спектакли и балет. Он заявил в семье, что хочет быть танцором. Николай в детстве сам мастерил кукол, делал целые спектакли для соседей. Он выучил наизусть классические оперетты и оперы и пел их, обливаясь слезами в душещипательных местах. Он хотел даже учиться играть на арфе. Мать отвела его в балетную школу. Нехотя, но ради собственного покоя, она рассматривала балет как способ укрепления позвоночника и способ улучшения здоровья. Николая отдали в училище хореографии в 1984 году. Учился он с головокружительным успехом. И вскоре стало ясно, что его надо вести в Москву.

Николай поступил в 1987 году в Московское училище в класс Пестова. Именно Пестов заставлял Цискаридзе танцевать труднейшие партии, давал книги и повышал общую грамотность в отношении искусства и культуры, учил писать сочинения и проводил опросы по истории балета.

В 1992 году Николая взяли в труппу Большого театра сразу после училища. Его пригласил Григорович. Цискаридзе в том же году немного раньше приглашения в Большой театр стал стипендиатом программы благотворительности "Новые имена". С ним стал заниматься в театре Симачёв Николай Романович. Николаю помогала даже Галина Уланова. С Улановой он встретился после смерти своей матери и именно она стала его опекать. Николай учился в это время уже в хореографическом институте по специальности "Артист балета", он закончил его в 1996 году. Николай станцевал в Большом театре все полагающиеся новичкам партии, весь кордебалетный репертуар и начал исполнять более сложные партии. В 1995 году он получил серебряную медаль в Осаке на конкурсе артистов балета. Награды и призы не оставляли его, он был отмечен целым рядом премий в течение нескольких лет (с 1995 до 2001 года). Николай достиг высот искусства благодаря уникальным данным от природы. В художественный результат им было претворено всё – и стройность, и рост, и фигура, и внешность, и пластика, и школа классического танца. Его безупречный танец отличается чистотой линий и редкостных легких движений полёта. Кроме того, он наполнил свои роли духовностью и внутренним содержанием. В его танце чувствовалось лирическое наполнение без сентиментальности, эмоциональность без наигрыша.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Всё это относится к его ролям классического репертуара. Он получил за классические роли большинство своих наград, в том числе, и Госпремию. В постановке Григоровича Цискаридзе исполнил главную роль Ферхада в балете "Легенда о любви". В этой роли он подчеркнул не столько героизм героя, сколько любовную драму. Новую образную и философскую концепцию сыграл Цискаридзе в балете "Лебединое озеро". Главным мечущейся и раздвоенной душой. Особенно интересной стала роль Злого гения. Цискаридзе прекрасно передал драму Зигфрида в результате совершённой роковой ошибки. В спектакле "Пиковая дама", поставленным Роланом Пети, балетмейстер создал очень сложную партию главного героя. В жизни Цискаридзе главное место всегда занимало искусство танца. Он очень серьёзно и ответственно подходил к каждому спектаклю, вдумчиво относился к передаче характеров своих героев. Он сам принимал участие в создании костюмов, находил для них интересные и выразительные детали. Николай давно стал жить в Москве, стал премьером Большого театра, работал в Академии хореографии, где преподавал классический танец. Он явился одним из учредителей центра "Грандбалет".

В 2006 году он танцевал в специально поставленном балете "Для четверых" вместе с Итаном Стифелом, Анхелем Корейей и Йоханом Кобборгом в проекте "Короли танца" в Центре исполнительских искусств в Калифорнии. В 2007 он выступил на Международном фестивале балета. Принял в 2008 году участие в гала-концерте в Нью-Йорке. Это только небольшая часть из выдающихся международных выступлений артиста.

Большую историю имеет конфликт Цискаридзе с Большим театром. Год назад Николай выступил с критикой результатов реконструкции театра. На театр было потрачено 35 миллиардов рублей. Цискаридзе был недоволен тем, что заменили лепнину на пластик, сделали низкие потолки в репетиционных залах, заменили паркет на кафель за кулисами, убрали бронзу и канделябры. В его поддержку было ещё письмо, но его едва не уволили за критику. Цискаридзе также написал статьи, в которых отмечал недостатки репертуара театра. Он написал о том, как коллектив относится к директору театра. Источники из театра рассказали, что на пост директора некоторые намечали кандидатуру Цискаридзе. "Неизвестные источники" отмечали недостатки нынешнего директора Иксанова: критическое отношение к нему коллектива, отдалённость от коллектива, равнодушие к спектаклям, которые он мало даже посещает. Вопрос с назначением Цискаридзе на эту должность был закрыт, так как его администраторские способности вызывали сомнение у коллектива. Контракт с Иксановым был подписан до 2014 года.

Перед Новым 2013 годом Цискаридзе получил уведомление о расторжении с ним контракта. Он работал на полставки в качестве совместителя вместе с Годовским. Уволили также и Годовского. Цискаридзе был уверен, что это месть руководства Большого театра за критику.

- Очень интересна ваша личная жизнь. Расскажите, кто может стать вашей избранницей? (вопрос от пользователя Mari Kistauri)

— Личная жизнь - она на то и личная, чтобы о ней не разговаривать. Я не понимаю людей, которые говорят о своей личной жизни, которые про это вообще рассказывают. Никогда ни в одном интервью я ничего не говорил о своей личной жизни. Слово "личное" — оно на то и есть личное, оно же не называется "общественное". Общественная жизнь - это то, что я делаю на сцене, то, что куда-то выхожу. Об этом я могу говорить. То, что я делаю за дверями своей квартиры, я не обсуждаю.

© photo: Sputnik / Екатерина Чеснокова

Торжественный вечер-коктейль журнала Vogue по случаю выхода книги "Impresario. Dancers in New Dimensions”

Не собираетесь ли вы приехать на гастроли в Тбилиси? Я вас очень люблю, но видела вас по ТВ и в интернете. А очень хочется увидеть вживую. (вопрос от пользователя Irina Shakulashvili)

— Я уже очень давно не танцую. Пока танцевал, приезжал в Тбилиси. Если будут предложения из Тбилиси другого формата, я всегда за - запросто встречаюсь с людьми. Но у меня сейчас вообще нет никакого времени. Очень много работы. Потому, если я и попаду домой в Тбилиси, то совсем ненамного, и даже не представляю, когда, потому что расписание не позволяет.

- Была ли у вас практика танца с исполнениями хитов? Если да, то с кем? (вопрос от пользователя Нана Лобжанидзе)

— Не знаю, что вы имеете в виду под словом "хит". Я работал в мюзикле "Ромео и Джульетта". Не знаю, хит это для вас или не хит. На "Новогодних огоньках" выступаю регулярно. С эстрадными исполнителями так или иначе пересекаюсь.

- Нет ли у вас желания открыть школу балета в Грузии? (вопрос от пользователя Диана Диана)

— Нет. Я работаю в государственной, одной из лучших школ в мире. Поэтому у меня нет никакого желания ничего еще открывать.

photo: courtesy of Nikolay Tsiskaridze

Часто ли вы ходите в театр? Ваши любимые спектакли? Какой спектакль вы посетили в последний раз (имеется в виду драматический театр)? И такой же вопрос о книгах: ваши любимые книги: что вам понравилось из последнего прочитанного?

— Часто. Не могу сказать, какой любимый спектакль: что-то мне нравится, что-то нет. Наизусть спектаклей не помню. Вы представляете, сколько я хожу в театр?! Что касается книг, очень давно ничего не читал, потому что у меня нет на это времени. Любимая книга, наверное, "Театр" Моэма.

- Кто ваш любимый композитор и почему? (вопрос от пользователя Elena Semenets)

— Чайковский. Потому что это красиво.

- Спасибо вам за ваше творчество, юмор и интеллект! Что сложнее: танцевать или преподавать? (вопрос от пользователя Sophia Gvidani)

— Спасибо! Это абсолютно разные профессии, их нельзя сравнивать. Просто было время, когда я танцевал, а теперь, слава Богу, могу преподавать. Я это умею делать. Меня этому научили, это очень сложно. Это совсем не просто, и мало кто это умеет, мало кто может. А у меня это получилось. Потому это большое счастье.

© photo: Sputnik / Igor Russak

- Вы счастливы? (вопрос от пользователя GU GA)

— Так нельзя сказать. Это абсолютная глупость. Когда счастлив, когда нет. Я же нормальный человек. Просто такого не бывает, так нельзя говорить - счастлив или несчастлив. Счастье - это же не такси, которое приходит, когда ты его вызываешь.

- Случилось ли когда-либо в вашей творческой жизни что-то мистическое и необъяснимое? (вопрос от пользователя Nini Japaridze)

— Я попал в балет - это уже мистика.

Как вы думаете, в каком состоянии сейчас находится грузинский балет? И чем, по-вашему, вызван у нас недостаток мужчин - артистов балета? (вопрос от пользователя Nini Japaridze)

Положа руку на сердце, откровенно скажите: ментально вы больше русский или грузин? Ничего личного! В принципе, можете использовать "право молчания". (вопрос от пользователя Tamaz Cheishvili)

— Я абсолютно русский человек. Меня воспитывала украинская няня. Говорили в нашем доме, в основном, на русском языке. Ну как, говорили и на русском, и на грузинском. И на армянском, поскольку мой отчим армянин. Я на нем очень бегло говорил в детстве… Но главный был русский. И уже мое серьезное формирование прошло в Москве. Я москвич по менталитету. И мне абсолютно не стыдно, так сложились обстоятельства. Другое дело, что по происхождению я грузин, так получилось. Кровь не перелить.