Методическая разработка "динозавры -гиганты прошлого". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Гиганты прошлого НОД в старшей группе

Конспект образовательной деятельности ПО познавательному развитию в подготовительной группе детского сада №215 «Динозавры- гиганты прошлого».

Выполнил воспитатель МБДОУ №215 «Колосок» г. Ульяновск

Лунецкас Ольга Михайловна

Программное содержание:

Познакомить детей с динозаврами, с наукой палеонтологией. Вывести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и вымерших.

Показать детям, что время нельзя вернуть назад, нельзя остановить, оно вне зависимости от нас движется вперёд.

С помощью опытов уточнить механизмы приспособления к жизни холоднокровных животных, выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Активизация слов: палеонтология, палеонтолог, прошлое, динозавр, рептилия, травоядные, плотоядные.

Предшествующая работа:

Посещение Краеведческого музея, просмотр диафильмов, мультфильмов, изготовление макета доисторического леса, изготовление макетов динозавров, рассматривание лягушки (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоёма жить не может- кожа должна быть влажной, температура тела холодной).

Материал к занятиям:

  1. Иллюстрации с изображением динозавров, книги, атласа, энциклопедии соответствующего содержания.

    Макет доисторического леса, макеты динозавров.

    Игры- пазлы (динозавры).

    Камни и окаменелости с изображением раковины.

    Для опытов: Маленькая и большая ёмкость с горячей водой, модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага, иллюстрация первых птиц (очень крупное туловище и небольшие крылья).

Ход занятия:

Сегодня мы с вами осуществим необычное путешествие. Мы отправимся с вами в прошлое. Всё что происходит в данную минуту - это настоящее.

А что же такое прошлое? (ответы детей).

Да, это то, что прошло, что уже не вернуть.

Где вы отдыхали этим летом? (ответы детей).

Всё это ушло в прошлое. Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Плохая она была или хорошая – её уже не вернуть. Время движется только вперёд. Но люди не хотят прощаться со своим прошлым. Люди хотят помнить его и знать. Прошлое – это то, что было и прошло, ушло и не вернёшь.

У нас с вами был праздник, он уже прошел. Мы можем вспомнить его, посмотрев на фотографии (показ). Это наше прошлое. По фотографиям вы можете вспомнить какие вы были маленькими или какими были ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.

Всё что уходит в прошлое становится историей. Люди хотят знать свою историю, хотят знать своё прошлое.

Что же такое прошлое? А всегда ли была жизнь на земле?

Человек появился на земле первым? (нет).

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину всё дальше и дальше. И дошли до таких древних времён, когда и людей то на земле не было. Но кто же жил на нашей планете до появления людей? (предположения детей).

Миллионы лет назад на земле царствовали странные рептилии, получившие название «Динозавры».

Вероятнее всего они появились около 210 миллионов лет назад и полностью вымерли около 65 миллионов лет назад. Людей тогда ещё не было на Земле. Первые люди появились на земле около 2 миллионов лет назад. На протяжение миллионов лет нашу планету населяли сотни различных видов динозавров, но ни один из них не сохранился до наших дней.

Как люди узнали, что на земле существовали динозавры и как они выглядели? (ответы детей)

Людей очень интересовало всё, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далёкое прошлое дало о себе знать.

Послушайте что произошло в Англии в 18 веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон».

Это первый из обнаруженных в разных странах динозавров. Сегодня мы уже много знаем о них. Наука, которая изучает динозавров, древних животных, называется палеонтология. А учёные, которые этим занимаются – палеонтологи.

Животные и растения, которые давно погибли, в основном разложились. Но порой их твёрдые части, например кости, сохранились в виде окаменелостей в скальных породах. По окаменелостям можно судить какие растения и животные были на земле много лет тому назад, как выглядели те или иные вымершие существа при жизни.

Кости, сохранившиеся в горных породах, называются окаменелостями.

Посмотрите на этот камень (показ и рассматривание камня с изображением раковины).

Это камень с нашей реки – Волги, на нём ясно видны следы от древней ракушки.

Вы согласны отправится в прошлое? На чём мы отправимся в прошлое? (на машине времени)

Дети подходят к столу, где стоят макеты, лежат книги и т.п. (звучит музыка).

Мы оказались в прошлом, где не было ещё людей.

Послушайте звуки (звучит музыкальная пауза: голоса птиц, жужжание насекомых, вой ветра, журчание воды, на этом фоне слышен звук гитары).

Звуки каких живых существ вы услышали?

Какой звук здесь лишний? Почему? (дети отвечают)

Какой звук вы ещё слышали?

Какие из этих звуков первыми появились на планете?

Жаркий и влажный климат вполне подходит для динозавров и других рептилий.

Кто такие динозавры? (ужасные ящерицы)

Детям предлагается собрать динозавров из пазлов.

Как много вокруг нас динозавров: большие и маленькие, добрые и свирепые, хищные и травоядные.

Травоядные чем питаются? (ответы детей). А хищные?

Травоядные животные питаются растениями. Животные, питающиеся мясом, называются хищными или плотоядными. Если и то и другое – всеядными. (Рассматривание материалов, пазлов, книг, иллюстраций и т.п.).

Это ящер “брахиозавр”. Он был длиннее, чем два автобуса вместе взяты, а в отпечаток его ноги вы могли бы усесться. Это самый большой из всех известных динозавров.

Это “стегозавр”. Посмотрите на его хвост. Стегозавр пользовался своим хвостом, как оружием. Он был длинной 7 метров, его мозг был величиной всего лишь с грецкий орех.

Это “тираннозавр-рекс”, что означает “тираннозавр царь”. Он был крупнейшим из когда-либо живших на Земле хищников. У него были зубы величиной с кинжал.

Верхняя часть черепа пахицелозавра была твёрже кирпича и размером в рост человека. Такой головой было очень удобно бодать врагов.

Как размножались динозавры? Динозавры откладывали в песок твёрдые, кожистые яйца.

Были ли летающие динозавры? Нет. Динозавры летать не умели. Однако в одно время с ними жили летающие рептилии, вроде птеродактелей.

Почему первые птицы не летали? (Дети рассматривают иллюстрации первых птиц. Очень крупное туловище и небольшие крылья).

Дети выбирают материалы для опыта: бумагу, грузы (туловище). Изготавливают крылья из картона, тонкой бумаги, крылья с грузами; проверяют как планируют разные “крылья”, и делают вывод: с маленькими крыльями крупным птицам было трудно летать.

В эпоху динозавров на большей части Земли климат был очень жарким. Сушу покрывали обширные болота и тропические заросли. Такая среда обитания вполне подходила динозаврам и другим рептилиям.

Многие динозавры были очень большими. А знаете почему?

Опыт: Почему динозавры были такими большими.

Учёные предполагают, что динозавры были такими же холодными как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной, резко колебалась.

Посмотрите на эти ёмкости. Представьте, что это динозавры, которые нагрелись от высокой температуре на планете.

Взрослый переливает в ёмкости разного объёма горячую воду, дети трогают их. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру ёмкостей, делают вывод, что большая банка горячее - ей надо больше времени для остывания.

Каким по размерам динозаврам легче было бороться с холодом? (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодный период, когда их не нагревало солнце).

Все ли динозавры большими? Не все. Некоторые, например “компсогнат”, был не больше крупного индюка.

Почему вымерли динозавры? Никто толком не знает от чего они вымерли. Наиболее вероятной причиной их исчезновения могло стать изменение климата, приведшее к нехватке пищи для динозавров.

Физкульт минутка:

А сейчас Все встали друг за другом, присели, руки в стороны, и немного по кругу. (дать музыкальный фон) На какого общего предка насекомых мы сейчас похожи? (на многоножку).

Нам пора возвращаться в детский сад. (Звучит весёлая песенка Геннадия Гладкова “Динозаврик”).

Где мы были? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

А сейчас – внимание!

Если вы знаете, что животные существа появлялись на нашей планете в разное время, угадайте, кто лишний в следующих тройках (демонстрируются картинки):

1 Ёж, человек, динозавр

2 Стегоцефал , крокодил, птица

3 Гиппопотам, горилла, брахиозавр

4 Журавль, птеродактиль , трясогузка

Молодцы! На этом наше необычное путешествие в прошлое закончилось.

Цели:

Расширить знания детей о доисторических животных.
Познакомить с растением папоротник, природой такого явления как вулкан, строением скелета человека.
Упражнять в рисовании, лепке, коллективной аппликации.
Учить делать самостоятельные умозаключения из результатов опытов («гибкость позвоночника», «вулкан»).
Развивать внимание, мышление, любознательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинки: первобытные люди, динозавры, вулканы, наскальная живопись, папоротники, гибель человека, происхождение человека, скелет человека.
Следы динозавров.
Пластилин. Зеленая бумага, ножницы, клей. Лист ватмана. Цветные карандаши.
Муляжи овощей и фруктов, фигурки динозавров.
Песочные столы. Шаблоны «Динозавры», ситечки, воронки, лопатки, метелки.
Мячи разных размеров.
Лист бумаги с надписями «хищники» и «травоядные», разрезные картинки.
Макет вулкана, сода, лимонная кислота. Красный краситель. Шприц без иглы, вода.
Стебли водянистых растений, глина, уголь. Листы бумаги, губка, коричневая краска.
Дрова. Картинки, изображающие языки пламени, длинная веревка.
Палки гимнастические. Мешочки для метания.
Печенье, овощи, сыр, вырезанные в виде рыбок. Шпажки. Напиток.
Синельная проволока, трубочки.

Ход занятия:

Сегодня нас ждет путешествие в очень далекое прошлое нашей планеты Земля. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений, извержений вулканов. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Люди еще не появились. В о время. Когда на Земле был теплый климат обитателями планеты были динозавры - гигантские «ужасные ящеры» и доисторические животные - мамонты, саблезубые тигры. Давайте рассмотрим картинки и узнаем как они выглядели.

Рассматривание иллюстраций «Динозавры»

Дети рассматривают иллюстрации, педагог комментирует.

Лепка «Динозавры»

Используем разные приемы лепки: раскатывание, вытягивание, защипывание.

Подвижная игра «Пройди по следам динозавра»

На полу раскладываются следы, по которым дети проходят сначала широким шагом, затем на высоких четвереньках.

Чтение стихотворения «Динозавры» В. Шипуновой

По юной и влажной планете,
Лиан раздвигая плети,
Бродят огромные звери -
Первые дети Земли.
Жуют охапками ветки
И чешут о скалы шипы.
Большие-большие звери -
Первые дети Земли.
Греют в вулканах хвосты
Огромные дети планеты
И спин выгибая мосты
Плещутся в лунном свете...
Их вылепить сможете вы!

Раскраска «Доисторические животные»

Детям предлагается раскрасить картинки цветными карандашами.

Подвижная игра «Хищники и травоядные»

Дети делятся на две команды - хищники и травоядные. По сигналу дети собирают еду (муляжи овощей и фруктов или фигурки динозавров). Затем команды меняются.

Песочная студия «Динозавры и динозаврики»

Дети рисуют динозавров с помощью шаблонов, затем песком из кулака делают яйца, ветки папоротника.
Детеныши динозавров появлялись из яиц.

Подвижная игра «Яйцо динозавра»

Эстафета: толкание фитбола перед собой и обратно, переноска мячей-яиц в совке (по одному), в платке (в парах), кто больше пронесет за один раз.

Изготовление альбома «Динозавры»

Ножницами разрезаются картинки с изображением динозавров. Альбомный лист сгибается пополам, на одну сторону наклеиваются хищники, на другую травоядные.

Папоротники

Знаете ли вы, ребята, какие растения самые древние на земле?
Папоротники - одни из самых древних растений, они росли во времена, когда жили динозавры. Многие динозавры питались листьями папоротников.
Но некоторые сохранились до наших дней.

Наблюдение за комнатным растением папоротник

У всех папоротников большие, обычно рассеченные. Молодые листья папоротников свернуты, как улитки, а разворачиваются во время роста. И еще у всех папоротников на нижней поверхности листьев появляются споры, похожие на семена. Эти споры падают на землю или разлетаются с ветром и дают жизнь все новым и новым папоротникам.

Коллективная аппликация «Папоротниковый лес»

Давайте сделаем свой папоротниковый лес. Можно сделать папоротники разными способами. Наклеить их на общий лист.

Так почему же исчезли динозавры. Из огромного множества да наших дней дожили только змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.
Ученые до сих пор спорят, из-за чего вымерли динозавры.
Многие считают, что на землю упал огромный астероид. Который поднял в небо тучи пыли. Из-за этого на долгие годы воцарилась темнота и холод. Динозавры не смогли выжить в таких условиях.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вулкан»

В форму в виде вулкана дети насыпают соду, кристаллы лимонной кислоты, красный краситель. Затем шприцем без иглы наливают воду и наблюдают за «извержением».

Художественное экспериментирование «Наскальная живопись»

Первые люди были первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных - лошадей, быков, оленей, а еще птиц и рыб, человеческие фигурки, сцены охоты. В те времена рисовали каменным углем и жидкой глиной, или сочными корешками и стеблями растений. Ведь эти материалы всегда были под рукой.
Попробуйте сами порисовать стеблями растений.
Давайте разведем кусочек глины до жидкого состояния густой краски и порисуем ею.
Затем губкой, смоченной в коричневой краске, дети тонируют лист бумаги, на котором после высыхания рисуют углем сцену из жизни первобытных людей.

Подвижная игра «Защита огня»

Дети выкладывают дрова и огонь (цветное изображение языков пламени), делая имитацию костра. Очерчивается круг. Выбирается «защитник огня» (можно два). Его задача бегать вокруг огня, не давая игрокам выхватить из дров «огонь». Ловить можно только в круге.

Инсценировка «Первобытное племя»

Дети-мальчики изображают охоту и рыбалку, дети-девочки - приготовление пищи, сбор ягод и дров.

Физкультура на воздухе

Первобытные люди умели быстро бегать, далеко прыгать, метать копье, метко попадать в цель.

(Проводится метание копья, бег, прыжки в длину с места и с разбега, метание в цель).

Кулинария

Пища древних людей была проста. Растения, которые собирали женщины и дети. А также, добытое на охоте и рыбалке - животные, птицы, рыба.
Сейчас мы поиграем в рыбалку - будем ловит рыбу копьем - нанизывать съедобные фигурки рыб на шпажку. Пойманное можно съесть.

Анатомия

Первобытные люди своим внешним видом сильно отличались от современных людей. Взгляните на картинку «Происхождение человека».
Раньше люди были меньше ростом и ходили сгорбившись. Покажите как. Сейчас вы меняли положение спины, ног и рук. Вы смогли это сделать, так как внутри каждого из нас есть скелет. (Показ картинки).

Скелет человека делится на следующие части: скелет головы скелет туловища скелет верхних конечностей (плечевой пояс, конечности) скелет нижних конечностей (тазовый пояс, конечности) Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Эксперимент «Гибкость позвоночника»

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими? Как мы уже узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков.
Давайте посмотрим наглядно как это происходит. Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения. Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь наш «позвоночник» стал более гибким?
После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом, пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Игра «Выложи фигуру человека в разных движениях»

Детям предлагается выложить из счетных палочек и круга (голова) человека в определенной позе, показанной взрослым или самими детьми.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.


Гиганты прошлого 1-е занятие
Цели: ввести понятие прошлое на примере животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры), формирование интереса к истории мира, расширение кругозора.
Оборудование: иллюстрации по теме, м/ф в мире динозавров, листы А4, карандаши простые, ластики, мелки восковые, краски, кисти.
Ход занятия:
Часы отсчитывают время от нас уходит минута за минутой. Плохая это была минута или хорошая ее уже не вернешь. Время двигается только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым они хотят помнить его и знать.
Как вы думаете, что такое прошлое? (ответы предположения детей)
Прошлое-это то, что было и прошло, ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое, становится историей. Люди хотят знать историю – свое прошлое.
Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди узнали, что были времена, когда людей на Земле не было, но жили огромные животные…
Кто знает как они называются? (ответы детей)
Динозавры
А как вы думаете люди узнали о динозаврах?
Нашли их останки, окаменелости
Как вы думаете что такое окаменелости?
Что Вы знаете о динозаврах?
Первые открытия:
Первым в 1677 году нашел кость динозавра Роберт Плотт люди приняли его находку за кость слона или великана, а через 145 лет Мантелла врач приехал осматривать больного, с ним пошла его жена. Пока врач осматривал больного его жена гуляла по большому парку. Была весна, цвели весенние цветы, щебетали птицы. Вдруг ее взгляд остановился на какиких-то камушках выступающих из под земли. Выглядели они очень странно и жена решила рассказать о них мужу. ЕЕ муж как раз коллекционировал разные окаменелости у него дома почти был музей различных костей. Поэтому он с первого взгляда определил, что это не камни, а зубы неведомого животного, который жил миллионы лет назад. Врач назвал животное «игуанодон» т.к. заметил сходство найденных останков с ящерерицей игуаной и сделал выводы, что зубы принадлежат огромной рептилии.
Игуанодон означает зуб игуаны. Это был первый обнаруженный динозавр. Ученые сочли его предположение неправдоподобным.
В 1841г. ученый Ричард Оуэн впервые заявил, что все загадочные кости – останки неизвестных науке вымерших рептилий. Он назвал их динозаврами.
Тогда и стали воссоздавать внешний вид динозавров по находкам и появились первые выставки.
Далее рассказ про палеонтологов и как находят и перевозят окаменелости, как образуются окаменелости по слайдам
Когда тело погибшего динозавра попадает н/р на дно озера, он погружается в ил. Через миллионы лет водоем, как правило пересыхает и скелет оказывается погребенным под слоем осадков. Обычно за все это время он не меняет своего положения. Со временем рыхлые осадки уплотняются под собственной тяжестью превращаются в твердые горные породы, кости окружены ими как цементом. Иногда в результате движения земли эти слои выходят на поверхность. Под действием дождя или ветра породы разрушаются, обнажая останки динозавров. Лежа в толще осадочных пород, кость медленно пропитывается минеральными солями. Поэтому она сохраняет свою форму и внутреннюю структуру, но превращается в монолит - окаменелость
Что вы думаете о динозаврах глядя на их внешний вид?
Кто знает, что означает слово динозавр? (ужасные ящеры)
Вы согласны с этим значение?
Как вы думаете, где находятся остатки динозавров?
Что бы вы хотели еще узнать о динозаврах?
Что сегодня узнали нового?
Что особенно запомнилось? Что было интересно?
Как назвали первого найденного динозавра? Почему его так назвали? Как его обнаружили?
Кто такие палеонтологи?
Как находят останки динозавров? Как их перевозят?
Как вы понимаете слово окаменелость? Как образуются окаменелости?
А теперь давайте нарисуем динозавров

Ирина Гришина
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Гиганты прошлого»

Познаю мир для детей старшего дошкольного возраста .

Гиганты прошлого .

Цель : ввести понятие «прошлое » на примере представителей животного мира, животных в далеком прошлом и вымерших (динозавры, подвести детей к желанию воссоздать (в макете) уголок далекого прошлого .

Материал. Плакат с изображением динозавров, книга с изображение динозавров, фигурки динозавров, карандаши, восковые мелки и альбомный лист для рисования на каждого ребенка.

Воспитатель. Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Прошла минута – ее уже не вернуть. Время движется только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым , люди хотят помнить его и знать. Прошлое – то что было и прошло ; ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое , становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое . Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше.

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом , люди погружались в старину все дальше и дальше . И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто-то же жил на нашей планете до появления людей или нет?

Ответы – предположения детей .

Воспитатель. Людей очень интересовало все, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далекое прошлое дало о себе знать .

Послушайте, что произошло в Англии в XIX веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон» .

Это первый из обнаруженных позднее в разных странах динозавров. Сегодня мы уже многое знаем о них. А что вы можете сказать о динозаврах? Период когда жили динозавры называется – эра динозавров.

Ответы предположения детей .

Воспитатель предлагает рассмотреть плакаты с изображением динозавров.

Что вы думаете об этих животных, глядя на их внешний вид?

Ответы детей .

Воспитатель. Слово «динозавр» в переводе означает «ужасный ящер» , а как вы считаете, страшны ли динозавры?

Ответы детей .

Физминутка.

Почемучка потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел ,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Воспитатель. Динозавры – это рептилии, которые населяли Землю много миллионов лет назад. Останки динозавров, среди которых встречаются целые скелеты и окаменелые яйца этих доисторических гигантов , были обнаружены во всех частях света. На земле обитало много видов динозавров разных размеров, строения и образа жизни.

Самыми большими обитателями Земли были растительноядные (травоядные) динозавры. (Рассматривают плакат с динозаврами) . Диплодоки длиной 27 м, весом 11 тонн; бронтозавры длиной 21 м, весом 30 тонн; брахиозавры длиной 28 м, весом 100 тонн.

Существовали также и плотоядные динозавры (хищники) : теранозавры длиной 6 м, весом 7 тонн; мегалозавры длиной 9м, весом 9 тонн; королевские теранозавры (самые свирепые) высотой 5,5 м, длиной 12 м и весом 6,5 тонны, зубы у них достигали 18см (показать на линейки 18см) .

Тела некоторых травоядных динозавров были покрыты толстым прочным панцирем, состоящим из роговых пластин. Эта броня надежно защищала их от динозавров-хищников. Самыми известными представителями панцирных ящеров были стегозавр и анкилозавр, которых можно было бы назвать живыми танками. Некоторые динозавры были защищены частично, так, например, у тороназавров шея была прикрыта костяной оборкой.

Примерно 85-65 миллионов лет назад на Земле жили гадрозавры – один из самых распространённых видов динозавров. У них было около 2000 зубов, и по мере того как старые зубы изнашивались , на их месте вырастали новые.

И наконец, была группа рогатых ящеров, типичными представителями которых были трицеротопы, населяющие землю 60-70 миллионов лет назад. У них было три рога : один на носу, а два других – над глазами.

Доисторические летающие существа.

Насекомые появились на Земле примерно 300 миллионов лет назад. Это были первые летающие существа.

Птерозавры (летающие ящеры) бороздили воздушные просторы Земли 195 – 65 миллионов лет назад. Самыми крупными летающими животными считаются кетзалкоатлы, размах крыльев которых достигал 12 м.

Первыми настоящими птицами, возможно, были гестерорнисы – громадные водоплавающие зубастые птицы длиной до 2 м, которые не умели летать. Они населяли Землю около 80 миллионов лет назад.

Доисторические млекопитающие.

Млекопитающие – это теплокровные животные, которые рождают живых детенышей и вскармливают их своим молоком. Большинство из них покрыты шерстью или мехом. Они произошли от рептилий примерно 190 миллионов лет назад. Первые млекопитающие были похожи землероек, их длина достигала 10 см. землю населяли и предки сумчатых животных. Дипротодон – это доисторический вомбат размером с медведя гризли. Прокоптодон – это гигантский кенгуру .

Дидактическая игра «Представь себе» .

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе у нас фигурки разных динозавров. Выберите себе одну фигурки и представьте себе, как этот динозавр жил в прошлом . Своими представлениями поделитесь с нами.

Ответы детей . Дети выбирают себе одну фигурку с динозавром, сравнивают с плакатом, называют, кто это и составляют небольшой рассказ с его участием.

Воспитатель. Молодцы ребята. Ваши рассказы – представления очень интересные. Предлагаю пройти за столы и нарисовать понравившегося динозавра.

Дети проходят за столы, рисуют динозавров.

Воспитатель. Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии ? (мы говорили о динозаврах)

Кто такие «гиганты прошлого » ? (это крупные животные, которых называли динозаврами) .

Как называется период, когда жили динозавры? (период, когда жили динозавры называют - эрой динозавров) .

Назовите динозавров, которых вы запомнили?

Кто такие доисторические летающие существа? (летающие ящеры – птерозавры, кетзалкоатлы, гесперорнисы)

Кто такие доисторические млекопитающие? (животные – динозавры, которые рождают живых детенышей и вскармливают детенышей своим молоком ).

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитывающие:

Индивидуальная работа:

— Следить за речью детей, добиваться полных ответов;

— Оказывать помощь при ответах на вопросы;

— Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.

Предварительная работа:

— Просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми;

— Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик»

Оборудование:

Набор цветных карандашей; простые карандаши, грифели, точилки, ластики, карты наблюдений — по количеству детей; различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного; коллекция простых карандашей; картина – Пастух пасет овец; полотно с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека; макет костра из веток; обугленные ветки по количеству детей.

Методические приемы:

Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?

— Динамическая пауза;

— Беседа с детьми «Как и чем рисовали древние люди?»;

— Упражнение «Наскальные рисунки»;

— Рассказ воспитателя «История о создании карандаша»;

Практическая работа «Рубашка для графита»;

— Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»;

— Игры и эксперименты с карандашом. (Символическая аналогия — ТРИЗ);

— Гимнастика для глаз с карандашом;

Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии — ТРИЗ);

— Рассматривание коллекции простых карандашей;

— Анализ занятия.

Ход занятия:

Дети и воспитатель встают в круг.

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.

Воспитатель загадывает детям загадку :

Палочки волшебные в руки я беру.

Ими нарисую я все, что захочу.

Домик, речку и грибочки,

Солнце, небо и цветочки.

Нравятся мне палочки, палочки такие.

Сверху деревянные, а внутри цветные.

— Ребята, вы правильно догадались, это цветные карандаши. Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они.

(Дети рассматривают, называют какого цвета карандаши лежат в коробке. Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш).

— Ребята, а какой карандаш у меня? (простой) Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке? (Потому что в коробке живут только цветные карандаши, а он не цветной, а простой). Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое карандаша.

Динамическая пауза.

По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем.

Если встретятся коряги, под корягой проползем.

И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем.

Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.

— Ребята, посмотрите, куда привел нас карандаш? В какое время? (ответы детей) Это древний мир, и живут здесь древние люди.

Воспитатель предлагает детям присесть возле костра. Дети рассматривают наскальные рисунки.

Воспитатель беседует с детьми.

— Интересно, почему карандаш привел нас именно в это время? Скажите, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Действительно, древни е люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. А рисовали они углем.

Ребята, а вы хотите сами попробовать создать свои «наскальные» рисунки. Возле костра лежат обгоревшие ветки, возьмите их и изобразите то, что бы вы хотели нарисовать.

(Дети рисуют углем на стене)

— Ребята, карандаш приглашает нас в путь. Давайте отправимся дальше.

Динамическая пауза:

Мы идем цветущими лугами.

Из цветов букеты соберем.

Где-то за высокими горами,

Где-то за далекими лесами,

Где-то за глубокими морями.

Что-то интересное найдем.

Воспитатель обращает внимание детей на картину — Пастух пасет овец.

— Как вы думаете, почему карандаш привел нас именно сюда?

Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи пасли овец и увидели на земле какое — то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

Назвали это вещество — графит. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать.

Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Молодцы, вы предложили много разных вариантов. А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли так.

Практическая работа.

Перед детьми на столе лежит различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного. Дети выбирают материал и выполняют работу.

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей). Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. А вот так выглядит современный карандаш. (Воспитатель предлагает каждому ребенку простой карандаш) Давайте поиграем с карандашом.

Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»

(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

— Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать, какими свойствами обладает карандаш.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию, надеть халаты, занять свое рабочее место. Дети совместно с воспитателем проводят игры и эксперименты с карандашом. (Символическая аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи придуманных ими символов).

Опыт 1 — Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе. Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.)

Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаш.

Опыт 3 – Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.

Опыт 4 — Свойство карандаша уменьшаться? (Дети точат карандаш точилкой).

Опыт 5 — Карандаш может быть острым и тупым.

Опыт 6 — Прочность карандаша.

Вывод:

Воспитатель задает детям вопрос, «Какие новые свойства карандаша вы выявили?» Дети отвечают, опираясь на результаты карты — наблюдений.

— Ребята, карандаш хочет с вами поиграть в игру «Догонялки» (гимнастика для глаз «Догони взглядом карандаш»)

— Мы выяснили, что карандаш обладает уникальными свойствами. Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно усовершенствуют его. Давайте подумаем, как можно его изменить, сделать лучше и удобнее.

Игровое упражнение «Изобретатель»

(Бином фантазии – ТРИЗ: новые идеи появляются в результате соединения двух вещей. Возможные варианты: система +система – карандаш +линейка, карандаш +ручка; система + антисистема – карандаш +ластик, карандаш + точилка).

Мы поняли, что существуют простые карандаши, которые легко использовать. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили ластик. Появились цветные карандаши. Люди стали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

Я собрала коллекцию карандашей и хочу показать вам ее. (Дети рассматривают коллекцию карандашей).

— А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад:

Вправо, влево повернулись,

В детский сад назад вернулись.

— Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что мы увидели? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?

Ребята я приготовила вам звездочки. Подойдите и возьмите по одной звездочке. Арина, как ты думаешь, кто на занятие был самый активный? Подари ему свою звездочку. Тимур, а кто сегодня был самый изобретательный? Подари свою звездочку. Егор, кто сегодня был самый сообразительный, и быстро справился со всеми экспериментами? Подари ему. Остальные ребята подарите звездочки тому, кто их, по вашему мнению, сегодня заслужил.

Спасибо вам ребята. Сегодня вы хорошо постарались. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии такие «непростые» простые карандаши.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое простого карандаша».

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы.

Форма проведения: игра – путешествие.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Цель : познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.

Исходя из цели, мною были поставлены задачи:

Образовательные:

— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;

— совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;

— закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты в карте наблюдений.

Развивающие:

— развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;

— развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;

— развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов;

— развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит,

Воспитывающие:

— воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

— воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Перед проведением НОД провела с детьми предварительную работу:

— Просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми об увиденном;

— Создание коллекции простых карандашей;

— Рисование на свободную тему простым и цветными карандашами.

— Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик».

Структура НОД:

Во вводной части я предполагала организацию и психологический настрой детей к НОД. Мною была выдвинута проблема: «Почему простой карандаш не живет в одной коробке с цветными карандашами?» Чтобы решить проблему, я предложила детям отправиться в путешествие в прошлое и узнать об истории простого карандаша.

В основной части я познакомила детей с историей возникновения простого карандаша. Мною были предложены различные задания, направленные на самостоятельную, умственную и практическую деятельность детей. Так же в основную часть были включены и проведены самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша, гимнастика для глаз, динамические паузы. Это позволило детям снять усталость и повысить работоспособность.

В заключительной части был проведен анализ НОД. Дети сами выявляли самых активных и сообразительных и т. д. и дарили им звездочки.

Дети были активны, проявляли интерес. Я считаю, что поставленная цель была достигнута и все задачи были решены.

воспитатель МАДОУ КВ «Детский сад №51» — «Заинька»

г.Стерлитамак, Республика Башкортостан, РФ