Конспект викторины по экологии в подготовительной группе. Экологическая викторина в подготовительной к школе группе доу. Конспект экологической викторины в подготовительной группе

Конспект открытого занятия – викторины

по экологии в подготовительной группе

«Мы - друзья природы»

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.

Cистематизировать представления детей о многообразии природы.

1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе; Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях; Закрепить правила поведения в природе

2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие под названием – «Мы - друзья природы».

Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс.

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать. 3.Вопросы:

– Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб);

– Назовите перелетных птиц ласточка, утки, грачи, жуавли)

– Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.(воробьи, сороки, вороны)

– Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

– Что птицам зимой страшнее голод или холод? Почему? (не будет пищи-замерзнут)

– Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов? (кукушка-она подбрасывает свои яйца друим птицам)

Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

А сейчас мы с вами маленько отдонем.

4. Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

5 конкурс

– Как называются больие растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

– Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

– Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

6 конкурс «Загадки- задачки»

У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

Кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю, ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

Про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

8 Задание «Узнай по описанию»

1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.

3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)

Елочки - пенечки

9.А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают отверстия во льду. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). (Вытаскивает жучков и паучков вредных, котоые губят деревья)

– Какое животное называют “кораблём пустыни” (Песок как волны и когда идет верблюд как будто плывет)

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)

Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

10 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”

Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

Не лови красивых насекомых.

Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

Не жги костры

Не рви цветы

Не руби деревья

Не ломай ветки

Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.

наталия карташова
Викторина по экологии для подготовительной группы «Природа вокруг нас»

Викторина по экологии для подготовительной группы .

«Природа вокруг нас »

Программное содержание : обобщить знания детей о живой природе , в форме экологической викторины .

Предварительная работа : показ презентации о жизни зайца и ежа, беседы о жизни животного мира, познавательные игры из серии «природный мир » .

Оборудование : картинки с животными, листки бумаги, карандаши, игрушки животных.

Сегодня у нас с вами ребята необычное занятие, а соревнование. Делимся на две команды. (на столе лежат карточки с рисунками ежей и зайчат, дети выбирают по карточки и формируются команды).

1 КОНКУРС. «Быстро ответь на вопрос»

Команда «Ежей»

Белобокая птица (сорока)

Какое растение может нас обжечь (крапива)

Новогоднее дерево (елка)

Время года, когда просыпается вся природа (весна)

Лошадь в тельняшке (зебра)

Команда «Зайчат»

Дикий родственник свиньи (кабан)

Красногрудая птица (снегирь)

Зверь, который строит на реке платины (бобр)

Жилище медведя (берлога)

Домашний родственник зайца (кролик)

2 КОНКУРС. «Отгадать по описанию дерево»

Команда «Ежей»

Красавица русского леса. Этому дереву посвящено много песен, стихов. С белой кроной и тонкими ветвями. Птиц привлекает «сережками» с семенами. (береза)

Дерево имеет резные листочки. Осенью ветви обсыпаны гроздьями ярких ягод. В зимнее время любят это дерево посещать птицы. (рябина)

Команда «Зайчат»

Праздничное дерево с тонкими иголочками. (елка)

Это дерево могучий богатырь. Даже в сильные ураганы оно крепко «сидит» в земле.

3 КОНКУРС. «Назови лишнее слово» .

Команда «Ежей»

1. белка, медвежонок, лиса, волчица.

2. стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик.

3. клен, липа, ромашка, дуб.

Команда «Зайчат»

1. грач, акула, окунь, кит.

2. лиса, корова, еж, заяц, волк.

3. рябина, сосна, черемуха, тюльпан.

Дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы идем во лесок, будь внимателен дружок (ходьба на месте)

Впереди ручеек, перейти – вот мосток. (идем на носочках)

Пробирайся осторожно – промочить здесь ноги можно. (высоко поднимаем ноги)

Промочить здесь ноги можно, мы попробуем немножко. (прыгаем)

По извилистой дорожке, как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом (присесть)

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути (легкий бег на месте)

Мы пришли с тобой дружок, во дремучий во лесок. (ходьба)

4 КОНКУРС. «Разбери животных»

На столе расставлены игрушки зверей домашних, диких и животные жарких стран.

Первая команда по одному игроку подходит к столу и кладет в пакет одно домашнее животная, а вторая команда должна собрать диких животных.

5 КОНКУРС. «Рассказ о животного своей команды»

Команда «Ежей» . Рассказывает о жизни ежей.

Команда «Зайчат» . Рассказывает о жизни зайчат.

6 КОНКУРС. «Отгадай загадку» .

Команда «Ежей» .

У него из всех зверей хвост пушистей и длинней (лиса)

В одежде богатой, а сам слеповатый (крот)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец (лось)

Команда «Зайчат» .

Не портной, а с иголками (еж)

Комок пуха, длинное ухо (заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной (медведь)

7 КОНКУРС. «Рисуем символ команды» .

Первый игрок своей команды рисует туловище, а остальные дорисовывают животного – символа своей команды : еж и заяц.

Экологическая викторина "Знатоки природы" с родителями по экологической безопасности.

Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ «Детский сад Улыбка», Пермский край, п.г.т. Суксун.

Описание: Данный конспект представляет собой игру-викторину с родителями по экологической безопасности. Материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий о природе

Цель:
повысить интерес родителей в области экологической безопасности и экологии в целом.

Задачи:
Образовательная область «Здоровье»
Помочь родителям вспомнить лекарственные растения, через интеллектуальную экологическую викторину.

Образовательная область «Безопасность»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы.

Образовательная область «Социализация»
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности

Образовательная область «Познание»
Привлечь родителей к интеллектуальной викторине по экологической безопасности.

Образовательная область «Коммуникация»
Показывать родителям ценность общения, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.

Образовательная область «Музыка»
Привлечь родителей вспомнить песни на тему «Поющая природа»

Для проведения викторины формируются 2 команды

Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего
поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.
Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


А чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня объявляем викторину "Знатоки природы".
А участвовать в ней будут 2 команды, за каждый правильный ответ команда
получает одну еловую шишку

1 конкурс. Представление.
Каждая команда должна придумать себя название команды на экологическую тему и нарисовать эмблему своей команде (время 3 минуты)



2 конкурс. Экологические загадки
1. Голубой шатер, всю землю покрыл (небо)


2. Много рук, а нога одна (дерево)


3. Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)


4. Кто в лесу без топора строит избу, без угла (муравьи)


5. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)


6. Похож я с виду на горах, где пройду - переполох (град)


7. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел (одуванчик)


8. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)


9. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)


10. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)


11. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)



12. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)



13. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)


14. Кого называют листопадничками? (зайчат родившихся осенью)


15. Наука о животных? (Зоология)


16. Кто такой Ихтиолог? (Ученый изучающих рыб)


17. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
18. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)


19. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)


20. Самая высокая трава? (Бамбук)


21. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)


22. Как называется самая большая птица? (Страус)


23. Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро» (П.И. Чайковский)


24. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)


3-й конкурс. "Лесные Айболиты".
1. Какой цветок лечит сердце? (ландыш)


2. Какое растение богато витамином «С»? (шиповник)


3. Какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)


4. Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)


5. Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля)


6. Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют? (Валерьяна. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах).


7. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания . (Чистотел)


8. Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива)



9. Какое растение помогает от кашля? (Ромашка)


10. Народная мудрость гласит, что этот овощ “ от семи недуг”. (Лук)

Экологическая викторина для старшей группы.
Тема: « Знатоки природы».

Воспитатель: Яковлева В.И.

Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников

Задачи: расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный со-держательный ответ на них.

Ход викторины

Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется спра-ведливое жюри: я предлагаю выбрать Старичка-лесовичка. За каждый правильный ответ он будут давать карточку с изображением ягодку (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

1 остановка в нашем путешествии -«Грибы - ягоды»

Ведущая: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки «растут» в нашем лесу:

Очень дружные ребята, У березок, посмотри:

У пенька живут... (опята). Здесь один, тут целых три!

(подберезовик)

Белая панамка, Где хвоинок многовато,

Бледная... (поганка) Поджидают нас... (маслята).

Под осиной гриб тот, дети, Он в лесу стоял,

В ярко-красненьком берете. Никто его не брал,

(подосиновик) В красной шапке модной,

Никуда не годный. (мухомор)

Золотистые…… -

Очень дружные сестрички,

Ходят в рыженьких беретках,

Осень в лес приносят летом. (лисички)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (опята)

Вопросы викторины:

— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые).

— Что значит - ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)

— Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)

— Что значит - съедобные? Назовите их. (Ответы детей)

Ведущая: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды - отгадайте:

Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста

Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.

Очень любят бусы эти (земляника)

Дети, птицы и медведи.

Я красна, я кисла, Под листом на каждой ветке

На болоте я росла, Сидят маленькие детки,

Дозревала под снежком, Тот, кто деток соберёт,

Ну-ка, кто со мной знаком? Руки вымажет и рот.

(клюква) (черника)

Вкус у ягоды хорош, В сенокос - горька,

Но сорви её пойди-ка: А в мороз - сладка.

Куст в колючках, будто ёж,- Что за ягодка?

Вот и назван … (ежевика) (калина)

Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

2 остановка в нашем путешествии - «Деревья - наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

— Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

— Как надо относиться к лесным обитателям?

— Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

— Какую пользу приносит лес людям?

Прямо в небо рвутся, ввысь; Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись: Дивным дерево то станет:

Не березы, не осинки, Листья-звезды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки. Золотые, жаркие. (клен)

Не береза, не сосна Летом цветёт, зимой греет,

В тишине стоит она. Настанет весна - потечёт слеза.

Но лишь ветер пробежит (берёза)

Вся листва на ней дрожит. (осина)

Весной зеленела, летом загорела, Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела. Шелестит листвой зелёной.

(рябина) Погляди, среди ветвей,

Сколько спеет желудей. (дуб)

Ведущая: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листочек?»

Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки).

Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество «ягод» - увеличилось, отправляем их в корзинку и отправляемся дальше.

3 остановка - « В гостях у птиц »

Ведущая: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ - 1 очко (ягодка): прослушивание записи пения птиц (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

Вопросы викторины:

— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).

— Что значит - перелётные? Назовите их. (ответы детей)

— Что значит - зимующие? Назовите их. (ответы детей)

— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Непоседа пёстрая, Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая, Её на месте не сидится,

Птица говорливая, Это бойкая …(синица)

Самая болтливая. (сорока)

Чернокрылый, красногрудый, На одной ноге стоит,

И зимой найдёт приют, В воду пристально глядит.

Не боится он простуды Тычет клювом наугад -

С первым снегом тут как тут. Ищет в речке лягушат

(снегирь) (цапля)

Спереди шильце, сзади - вильце, Угадайте, что за птица,

Сверху - чёрное суконце, Света яркого боится,

Снизу - белое полотенце. Клюв - крючком, глаза - пятачком

(ласточка) Ушастая голова, это …(сова)

Ведущая: А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка».

Подвижная игра «Совушка»

В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Ведущая: Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.

4 остановка - « Звериное царство »

Ведущая: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка, На спине его иголки,

На пеньке ты как игрушка. Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал... Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц) Потому что это…(ёж)

Я хозяин леса строгий, Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге. Пасётся весь день, кто это?.....(олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд. Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь, По деревьям прыг да скок.

Кто же я, скажи?.....(медведь) (белка)

Разбойник он серый, нет ему веры.

Всё клыками щёлк, кто же это?....

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

— Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

— Что такое «Красная книга»?

Ведущая: Ребята, кто же прячется от нас в лесной глуши. Узнать нам поможет игра.

«Чьи следы?»

Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются ягодки- очки.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Ведущая: Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели,
Зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон
И голос птичий
Охраняет — кто?..

Дети: Лесничий.

Ведущая: Да, ребята, лесничий (или егерь) - главный человек в лесу.

В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

Подведение итогов

Ведущая: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги. Старичок-лесовичок готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод-очков).

Ведущая: Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок, а вы слушайте внимательно:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню - земляникой, Таню - костяникой,

Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок - сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем коробку - «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

Ведущая: Вот так подарок - все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Экологическая викторина

«Знатоки природы»

подготовительная группа

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о природе, вырабатывать умение быстро на­ходить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе, бережное отно­шение к ней. Развивать мышления, память.

МАТЕРИАЛ: Карточка с заданиями, жетоны за правильные ответы, юла со стрелкой

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети садятся на две команды: «Ёлочка» («Кузня») и «Белочка» («Урня»).

У каждой команды своя эмблема. Воспитатель кружит юлу, где стрелочка остановится, то задание и выполняется.

КОНВЕРТ № 1;

Задание «ПОДБЕРИ СЛОВА»

    Лес может быть густым, а может быть и (редким)

    Волк - зверь большой, а ёж (маленький)

    Лось могучий, т.е (крупный, огромный, большой)

    Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)

    Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)

    Январь год начинается, а декабрь (кончает)

КОНВЕРТ №2:

задание «ЖИВОТНЫЕ ЗАПОВЕДНИКА»

    Какое животное в заповеднике самое крупное (зубр)

    Какое животное строит хатку? (бобр)

    В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

    Что кормит волка? (волка кормят ноги)

    Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

    У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

    Какого животного называют санитаром леса? (волка)

    Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

    Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)

    Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)

    Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

    Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

КОНВЕРТ № 3: задание

«ДЕРЕВЬЯ РОДНОГО КРАЯ»

1.Чем береза выделяется среди других деревьев? (цветом ствола)

    У какого дерева зимой красные ягоды? (у рябины)

    На каких деревьях растут шишки? (на елке, сосне)

    Назовите медоносное дерево? (липа)

    Какие деревья растут в лесах Мордовии? (дуб, осина, липа, береза, ель, со­сна, лиственница)

    Какое дерево любят кабаны? (дуб) Почему?

    Загадка: много рук, а ног одна? (дерево)

    На каком дереве осенью листья краснеют? (на клене)

9.У ёлки шишки (еловые), а у сосны (сосновые)

КОНВЕРТ №4:

задание игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»

«Кто быстрее соберет осенний, зимний пейзаж?»

КОНВЕРТ № 5:

задание «ПТИЦЫ»

    Какую птицу называют птицей мира? (голубь)

    Какая птица никогда не станет матерью? (кукушка)

    Какая редкая птица живет в темниковском заповеднике? (черный аист)

    Загадка: На шесте - дворец, во дворце - певец. Кто это? (Скворец)

    Назовите крупных птиц, которые живут в заповеднике? (глухарь, тетерев)

Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло, (сова)

КОНВЕРТ № 6: задание соревнование: «КТО ТИШЕ ХОДИТ?», и «КТО ГРОМЧЕ РЫЧИТ»

КОНВЕРТ № 7:

задание соревнование: «ЧЬЯ КОМАНДА БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»