Железный человек. История успеха Илона Маска. Гении современности: Илон Маск – реальный прототип Железного Человека

Новая рубрика «Бизнес-персона» рассказывает читателям «Мегамозга» о том, какие истории и факты окружают наиболее ярких IT-предпринимателей со всего мира, стоимость компаний под управлением которых превышает любые разумные пределы. Мы не будем ограничиваться только «новой волной» бизнесменов и расскажем в том числе и о тех, кого принято называть «старой школой».

Сегодня крупным планом - Илон Маск, один из визионеров нашего времени, основавший концерн электрокаров Tesla и компанию по производству космических ракет SpaseX.

Детство, образование, увлечения

Родился в Южной Африке в 1971 году в семье модели и диетолога Майи Маск и Африканского инженера с британскими корнями Эрола Маска. Уже в раннем возрасте Илон Маск проявлял интерес к технологиям - в 10 лет купил свой первый компьютер, а в 12 лет разработал игру Blastar. В возрасте 17 лет переехал в Канаду, получив гражданство «по крови» и поступил в Королевский университет, но впоследствии бросил его для изучения бизнеса и физики в Университете Пенсильвании в 1992 году. Окончил обучение со степенью бакалавра в области экономики и остался учиться на вторую степень бакалавра в области физики.

После окончания Университета Пенсильвании Илон Маск переехал в Стэндфордский университет в Калифорнии для получения докторской степени в области философии и физики. Обучение не сложилось сразу - на фоне интернет-бума Маск покинул Стэнфорд и основал свою первую компанию Zip2Corporation.

Предпринимательский опыт

Первая компания Zip2, основанная совместно с братом братом Кимбалом Маском, разрабатывала интернет-версии городских гидов для газетной индустрии. Во время работы Zip2 компании удалось заключить контракты с такими изданиями, как The New York Times, Chicago Tribune и другими. На тот после запуска Илон убедил совет директоров отказаться от слияния с CitySearch и на протяжении существования компании хотел занять должность CEO. Но ни один из членов совета не поддержал его в этом.

В итоге Comaq поглотила Zip2 - сумма сделки была разбита на выплату $307 млн наличными и $34 млн опционами акций в феврале 1999 года. На тот момент Илон получил 7% акций, что составило $22 млн.

В 1999 году Маск стал сооснователем X.com - компании, которая специализировалась на платёжных услугах в сети. Спустя год после основания компания объединилась с Confinity и превратилась во всемирно известную платёжную систему платежей PayPal - переименование состоялось в 2001 году.

В октябре 2002 года компания eBay поглотила PayPal за $1,5 млрд, $165 млн из которых выплатили непосредственно Илону Маску. До продажи он владел крупнейшим пакетом акций в 11,5%.

Новые проекты - SpaceX

После продажи PayPal Илон Маск не стал тратить полученные средства на отдых - в этом же году была основана Space Exploratation Technologies Corporation, сокращённо SpaceX. Основной идей компании стала разработка космических кораблей многоразового использования для замены существующих на тот момент шаттлов NASA. На текущий момент SpaceX стала одной из самых перспективных компаний в своём сегменте.

Осознавая огромный потенциал этого направления, Маск запустил отдельный фонд Musk Foundation, предназначенный для исследования космоса и поиска экологически чистых и возобновляемых источников электроэнергии.

В 22 мая 2012 года состоялось историческое событие для SpaceX - запуск ракеты Falcom 9 с беспилотной капсулой. Ракета доставила на Международную космическую станцию 453 килограмма полезного груза. Спустя несколько лет, 22 декабря 2015 года, произойдёт ещё одно историческое событие - посадка первой ступени на землю после орбитального запуска ракеты-носителя Falcon 9.

«Я чувствую себя очень везучим. Для нас - это, как выиграть Суперкубок», - рассказал тогда Маск.

Tesla Motors

Tesla Motors стала вторым серьёзным проектом Илона Маска, нацеленным на глобальные изменения в мире. Основанная в 2003 году компания Мартином Эберхардом и Джеем Би Штробелем она финансировалась из личных средств сооснователей до привлечения Маска. В феврале 2004 года Tesla Motors подняла инвестиционный раунд «А», а Маск занял место председателя совета директоров и CEO компании.

Первый спортивный электрокар Tesla Roadster вышел 2008 году - на тот момент момент машина обладала неплохими скоростными характеристиками и могла разогнаться до 100 км/ч за 3,7 секунд. Но отличалась малым запасом хода - всего 407 километров на одном заряде, что только подстегнуло критику со стороны скептично настроенных аналитиков и представителей автоиндустрии.

В 2010 году компания получила $226 млн инвестиций, а первым успехом для компании стал релиз первого электрического седана Model S с запасом хода в 426 километров. В 2013 году этот электрокар получил награду «Автомобиль года» от журнала Motor Trend.

Теперь в планах выпуск электрокаров Tesla для массового рынка по более доступной цене и нет никаких сомнений в том, что такой электрокар вскоре появится на рынке.

SolarCity

Совместно с братьями Линдоном Райвом и Питером Райвом Илон Маск основал энергетическую компанию со штаб-квартирой в Сан-Матео. Идея основания принадлежала Илону Маску, но он предпочёл занять должность председателя совета директоров. Впоследствии Маск признался, что идея создания SolarCity пришла к нему во время фестиваля Burning Man.

На текущий момент SolarCity занимает лидирующие позиции по установки солнечных панелей - компания заняла первое место среди частных компаний, устанавливающих солнечные панели в США по состоянию на 2013 год. В рамках продажи батарей SolarCity реализует Tesla Powerwall - литий-ионный аккумулятор, который предназначен для хранения энергии в целях бытового использования. Изначально аккумулятор разработан Tesla Motors, но также продается в SolarCity, что не удивительно, если учесть профиль компании.

Hyperloop

Преследуемый идеями изменения транспортного сообщения между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско Илон Маск представил проект вакуумного поезда Hyperloop. В основу легла идея построения системы замкнутых туннелей с откаченным воздухом для уменьшения трения при движении на скоростях выше 1000 км/ч.

На текущий момент проект Hyperloop находится на стадии концепта, а в январе 2015 года Маск заявил о планах построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль. В рамках подготовки к этому SpaceX объявила конкурс по разработке дизайна пассажирской капсулы.

В декабре 2015 года Илон Маск совместно с рядом других предпринимателей основал компанию OpenAI, которая сосредоточена на разработке искусственного интеллекта без задачи последующей модификации. Помимо задач по разработке искусственного интеллекта, компания начнёт проводить исследования в области защиты от потенциальных угроз искусственного интеллекта (ИИ).

Об угрозах со стороны ИИ говорил и сам Илон Маск - по его мнению, учёные должны ответственно и осторожно подходить к вопросу создания ИИ. С ним согласен Бил Гейтс и многие другие ключевые персоны нашего времени.

Проблемы с сотрудниками и журналистами

Обратной стороной запуска такого количества проектов, которые нацелены на изменение многих аспектов жизни, стала требовательность к сотрудникам и странная реакция на обычные для большинства людей вещи.

По словам сотрудников SpaceX, работать с Илоном Маском - настоящее испытание. Глава компании никогда недоволен полученными результатами и зачастую сильно ужимает сроки разработки. В этом его сравнивают с молодым Стивом Джобсом, который аналогично был слишком требовательным к подчинённым, зачастую требуя от них невозможного.

«Если вам нужна семья, какие-то хобби или что-то другое, помимо работы, то SpaceX - не для вас. Илон Маск сам будет первым такого мнения и поэтому с ним никто не любит работать», - анонимный инженер SpaceX показал Quora.

С журналистами и блогерами у Илона Маска необычные отношения - из-за любой критики можно лишиться возможности купить новую Tesla. Такое уже произошло и что-то подсказывает, что подобное может повториться в будущем.

Но куда интереснее на что обратит внимание Илон Маск после завершения амбициозных задач, поставленных перед SpaceX и Tesla на данный момент.

Его называют Тони Старком реального мира, достойным наследником Билла Гейтса и Стива Джобса в одном лице. Предприниматель, сколотивший состояние на интернет-стартапах, превратился в визионера, который думает о лучшем будущем для человечества. Слабо разбираясь в интернет-банкинге, ракетостроении и электромобилях, Илон Маск раз за разом врывался в новую отрасль с уверенностью, что он лучше других знает, чего хотят клиенты. И оказывалось, что он действительно знает!

Африканское детство

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в южноафриканской Претории. Его отец Эррол был успешным инженером из уважаемой семьи. Мать Мэй в юности была моделью, а затем преуспевающим диетологом. Илон был первым ребёнком в семье. Следом на свет появились брат Кимбал и сестра Тоска (будущий режиссёр и продюсер). Хотя родители Илона были знакомы с детства и Эррол много лет добивался руки Мэй, их брак не был счастливым. Когда Илону исполнилось семь, пара подала на развод.

Сначала дети остались с матерью, но затем Илон переехал к отцу. Как он сам позже вспоминал, с матерью осталось трое детей, а у отца не было никого, он выглядел одиноким и грустным. Вскоре к отцу перебрался и Кимбал. Впоследствии братья не раз сомневались в своём решении: Эррол оказался строгим и требовательным, ему трудно было угодить. Тем не менее он дал своим сыновьям хорошее образование и привил любовь к точным наукам.

Илон отличался от других детей. Он был умнее сверстников и не разделял их интереса к спорту и развлечениям. Мальчик часто «отключался» от внешнего мира, погружаясь в себя. Одноклассники травили его. Маск сменил несколько школ, но так и не завёл настоящих друзей.

Проблемы в школе и дома привели к тому, что Маск с ранних лет искал убежище в книгах. В юности он зачитывался романами Верна, Азимова, Хайнлайна и Толкина. «Академия» и «Луна - суровая хозяйка» пробудили в нём интерес к космосу, а роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет. С тех пор Маск руководствуется принципом «Главное - задавать правильные вопросы».

Вторым увлечением Маска стали компьютеры. Едва столкнувшись с этим чудом техники, он выпросил у отца свой первый компьютер - Commodore VIC-20, популярную в начале восьмидесятых модель с целыми пятью килобайтами памяти. Маск сам освоил программирование и уже в двенадцать лет написал видеоигру Blastar, которую продал одному из местных журналов за пятьсот долларов.

Хоть Эррол и купил сыну компьютер, сам он скептически относился к увлечению Илона, считая компьютеры всего лишь дорогими игрушками. Он хотел, чтобы Илон стал инженером, как и он сам. Отсутствие поддержки и перспектив заставили Илон задуматься об эмиграции. Он грезил об Америке, которая казалась ему страной неограниченных возможностей для умных и находчивых. Воспользовавшись тем, что мать была уроженкой Канады, Маск получил канадское гражданство и в семнадцатилетнем возрасте отправился покорять Америку.

Американская мечта: Zip2

Поначалу на новом месте было непросто. Первые годы Илон постоянно переезжал, перебивался черновой работой, пока не осел на ферме у родственников. Вскоре в Канаду переехали Мэй и Кимбал. Илон поступил в университет Куинс в провинции Онтарио, где продолжил изучать программирование. По его словам, он выбрал Куинс потому, что среди его слушателей было больше всего девушек. Расчёт оправдался на все сто - в университете Илон познакомился с будущей женой, Жюстин.

Получив диплом, Маск поступил в магистратуру Пенсильванского университета по физике и экономике. Тогда он уже интересовался космосом, альтернативной энергетикой и интернет-стартапами. После Пенсильвании Маск отправился в Стэнфорд (Калифорния) для получения докторской степени, но уже два дня спустя бросил учёбу и вместе с братом открыл свой первый бизнес в Кремниевой долине.

В середине девяностых акции интернет-компаний росли как на дрожжах, и Маск просто не мог оставаться в стороне. Илона посетила идея создать Zip2 - цифровой аналог «Жёлтых страниц», позволявший, как он выражался, в любом районе Сан-Франциско найти ближайшую пиццерию и узнать, как к ней проехать.

Поначалу Маски столкнулись с проблемой: никто не хотел вкладывать в их начинание деньги. Большинство компаний ещё понятия не имели, зачем им собственный сайт и на кой сдалась реклама в интернете. Братьям помог отец, прислав двадцать восемь тысяч долларов. Этого хватило на аренду небольшого офиса, покупку оборудования и необходимых лицензий. Первые три месяца Илон и Кимбал жили в офисе: им не на что было снимать жильё. Из мебели у них была лишь пара матрасов.

Братья разделили полномочия: Илон почти не покидал офиса, всё своё время тратя на улучшение продуктов, Кимбал же искал клиентов. Первое время он просто обходил округу и предлагал свои услуги парикмахерским, автосалонам, ресторанам и магазинчикам. Кого-то удалось заинтересовать. О Zip2 заговорили, у компании появились инвесторы, и дела пошли в гору.

Но новые акционеры сомневались в способностях молодого предпринимателя руководить собственным начинанием и пригласили более опытного управляющего - Рича Соркина. Соркин решил иначе расставить акценты: теперь Zip2 в основном поставляла программное обеспечение для газет, а сам Маск хотел сосредоточиться на работе с потребителями. Он пытался сместить Соркина и занять его место, но совет директоров не поддержал Илона.

Смысл бороться вскоре пропал. Крупная фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, из которых 22 миллиона достались лично Илону. В свои двадцать семь лет он превратился в миллионера. Конечно, он купил квартиру и шикарную машину, но большую часть денег пустил на новый проект.

Если у тебя есть миллионы долларов, это меняет твой образ жизни - те, кто говорит иначе, нагло врут. Мне уже не нужно работать для выживания. Но я работаю каждый день, даже на выходных, и я несколько лет не был в отпуске.

Илон Маск

X.com и PayPal

Работа над Zip2 преподала Илону урок. Он обрёл уверенность в себе и из робкого программиста превратился в уверенного бизнесмена. Но главное, Маск понял, что больше не должен терять контроль над своими проектами. После продажи Zip2 его привлекла отрасль, где была масса денег и проблем, которые можно было исправить с помощью интернета. Речь шла о банковской сфере, которая на тот момент была громоздкой, неуклюжей и недальновидной и не понимала возможностей цифровой эры.

Потратив собственные 12 миллионов, Илон создал первый в истории сервис онлайн-банкинга с порнографическим названием X.com. Маска не пугало, что многие технологии надо придумывать с нуля. Он был уверен, что совершит революцию в банковской сфере, и его уверенность привлекала к нему инвесторов, а там и клиентов. Возможность перевести деньги парой щелчков мыши без заполнения длинных платёжных поручений всего за несколько месяцев привлекла к сервису двести тысяч человек.

Роберт Дауни-младший признал, что Тони Старк в его исполнении частично списан с Маска, и уговорил Илона на камео в «Железном человеке 2».

Скоро у X.com появился первый серьёзный конкурент в лице столь же молодого и амбициозного стартапа Confinity, которым заправляли Макс Левчин и Питер Тиль. Компании потратили уйму сил и средств на борьбу, пока не пришли к выводу, что проще объединить усилия. Крупнейшим акционером и управляющим новой компании стал Илон Маск, который так и не научился ладить с людьми. Между Илоном и Левчином с Тилем начались ссоры. Причиной стало название объединённой компании - всем нравилось предложенное основателями Confinity название PayPal, и только Маск цеплялся за X.com.

В результате конфликта Тиль покинул компанию, а Левчин начал угрожать, что последует за ним. Начались и технические проблемы: сервера не справлялись с наплывом клиентов, в программах обнаруживались «дыры», что грозило штрафами от банков. В компании зрело недовольство Маском. Воспользовавшись отсутствием Илона, который наконец-то женился на Жюстин и отправился в свадебное путешествие, совет директоров сместил его с должности и назначил на это место Питера Тиля.

Маск прервал путешествие и попробовал бороться, но вскоре остыл, осознав, что Левчин и Тиль действительно знают своё дело. Он остался акционером компании и продолжил вкладывать в неё деньги. Когда крупнейший интернет-аукцион eBay захотел приобрести PayPal, ни у одного члена правления не возникло сомнений, что надо соглашаться, но Маск посоветовал сохранять терпение и ждать. Наконец, после серии отказов, в июне 2002 года eBay предложил полтора миллиарда долларов. Как крупнейший акционер, Маск получил 250 миллионов.

История X.com двояко сказалась на репутации Маска. С одной стороны, он заслужил славу гения, создавшего уникальный продукт с нуля. С другой, он снова не смог поладить с партнёрами и допустил ряд ошибок в управлении компанией. Одни поговаривают, что если бы Илон остался у руля ещё на несколько месяцев, компанию ждал крах. Другие возражают, что ему не хватило времени - хотя многие идеи Маска на первый взгляд кажутся абсурдными, время доказывает его правоту.

SpaceX и Tesla Motors

После ухода из PayPal Маск возобновил свадебное путешествие. В поездке он подхватил опасную форму малярии и едва не умер. На полное восстановление ушло полгода, за это время Илон похудел на двадцать килограммов.

Незадолго до продажи PayPal у Илона и Жюстин родился первенец. Но счастье родителей было недолгим - ребёнок умер от так называемого синдрома внезапной детской смерти. Маск справился с горем в своей типичной манере - с головой ушёл в работу. Позже коллеги вспоминали, что рабочие трудности порой вызывали у Илона слёзы, но эту утрату он перенёс молча. Маск не любил выставлять свою личную жизнь напоказ.

Окончательно убедившись во вреде отдыха, Маск вернулся к работе. Поскольку его влияние в PayPal сократилось, Илон вспомнил о своём детском увлечении космосом. Маск чувствовал, что мир утратил веру в лучшее будущее, и хотел вдохновить человечество на новые свершения. Поначалу планы Маска были весьма наивными - он собирался купить старую российскую баллистическую ракету и с её помощью отправить корабль на Марс. Проект загнулся - Маск не сошёлся в цене с продавцами. Тогда ему и пришла в голову идея производства маленьких, экономичных ракет, которые могут завоевать рынок коммерческих перевозок на орбиту за счёт низкой стоимости запуска.

В те времена Маск ничего не смыслил в ракетостроении. Масштабы работ он представлял себе плохо, поэтому назначал себе чересчур оптимистические сроки, в которые было нереально уложиться. Критики частенько упрекали Маска во лжи, но Маск искренне верил в свои слова и неустанно работал, чтобы претворить сказанное в жизнь. Такого же отношения он ожидал и от своих сотрудников, поэтому люди, не готовые пахать по двенадцать - шестнадцать часов в день, недолго задерживались у Маска.

В июне 2002 года он основал Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Поначалу Маск хотел производить только двигатели, а остальные детали закупать у сторонних поставщиков. Но он быстро убедился, что приемлемого качества можно добиться только самому.

Параллельно Маск заинтересовался электромобилями. На это его натолкнули два знакомства - сначала Илон встретил талантливого инженера Джеффри Штробеля, работавшего над экономичной батареей для электромобиля, а затем пересёкся с Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, основателями компании Tesla Motors, целью которой было создание электромобиля нового поколения. Маск влюбился в идею и вложил в Tesla семь миллионов, став крупнейшим акционером. При этом оперативное управление компанией осталось в руках Эберхарда и Тарпеннинга.

Первые два прототипа Tesla Roadster были встречены с энтузиазмом, и в компанию стали поступать заказы. Но попытка перейти от штучного производства к массовому едва не привела к краху.

Оба предприятия Маск финансировал из собственного кармана и поэтому оказался на грани банкротства. Средства на счетах Маска таяли, а работа над первой ракетой SpaceX Falcon 1 на четыре года отставала от графика. Первые три запуска Falcon 1 кончились провалом. Череда неудач на старте - не редкость космической промышленности, но SpaceX не могла себе позволить такой роскоши. Инженеры исправили все недочёты и четвёртый запуск прошёл успешно, но на пятый уже не оставалось денег.

У NASA есть дурацкий принцип, согласно которому ошибки недопустимы. В моей компании неудача возможна. Если что-то не разваливается, значит, вы недостаточно хорошо изобретаете.

Илон Маск

Основатель Tesla Мартин Эберхард (Nicki Dugan / Flickr)

В Tesla дела обстояли ещё хуже. Контрагенты постоянно срывали поставки деталей, издержки росли, а публика начинала терять терпение. Себестоимость одного автомобиля по оптимистичным прогнозам составляла 170–200 тысяч долларов, а Tesla планировала продавать Roadster за 85 тысяч. Маск разочаровался в руководстве Эберхарда и сместил его. Мартин тяжело перенёс увольнение и развернул в СМИ кампанию против Маска. Их отношения так и остались напряжёнными, но Эберхард позже признал, что без Маска Tesla разорилась бы в самом начале.

В жизни Илона наступили нелёгкие времена. Никто всерьёз не верил в успех его начинаний, и постоянные неудачи SpaceX и Tesla не укрепляли его репутацию. В прессу просочились слухи о финансовых проблемах компаний.

Под откос покатилась и личная жизнь. Для Илона семья всегда стояла на втором месте после работы. Хотя Илон и Жюстин были знакомы много лет и растили пятерых детей, она всегда чувствовала, что для мужа была чем-то вроде аксессуара. Их брак зашёл в тупик, и Илон подал на развод. Маск отнёсся к бракоразводному процессу как к бизнес-проекту и добивался максимально удобного для себя результата. Пресса недоумевала, почему мультимиллионер спорит с матерью своих пятерых детей о сумме отступных. Но Илон не мог позволить себе лишние траты.

В декабре 2008 года у Маска кончились деньги. Если бы к январю Илон не нашёл нужные средства, Tesla можно было объявлять банкротом, а сотрудникам SpaceX было бы не на что платить зарплату. Маск прикинул, что ему придётся пожертвовать одной из компаний ради сохранения другой, но не смог сделать выбор.

Прорыв

Маск нашёл деньги в самый последний момент. Он вложил остатки своих средств в Tesla и убедил инвесторов поверить в неё ещё один раз. А со SpaceX ему просто повезло. Маск долго пытался убедить NASA, что его компания может стать подрядчиком по перевозке грузов на орбиту. И 23 декабря 2008 года космическое агентство подписало со SpaceX полуторамиллиардный контракт на двенадцать рейсов к МКС.

И вот тут начинания Маска заработали на полную мощность, и из человека, который долгие годы обещал, обещал и снова обещал, он превратился в человека, который начал делать. Сейчас SpaceX принадлежит сразу несколько рекордов, и Маск не намерен останавливаться на достигнутом.

У Tesla дела тоже идут хорошо. Tesla Roadster неплохо продавался, но настоящим хитом стала вышедшая в 2012 году модель S. Tesla Motors позиционирует её как «iPhone на колёсах». Даже распространение строится по модели Apple - Tesla реализует машины через интернет и специальные точки продаж, расположенные в крупных торговых центрах. Владельцам модели S практически не нужно платить за обслуживание. Программы автоматически обновляются через интернет, а на любой из электрозаправок Tesla владельцы могут зарядить свои машины бесплатно. Или, если торопятся, могут поменять аккумулятор, но уже за деньги. Помимо машин, Tesla производит батареи для электромобилей других компаний, причём продажа батарей приносит даже больше дохода.

Даже если случится зомби-апокалипсис, вы всё равно сможете путешествовать благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging.

Илон Маск

Преуспевает и ещё одно начинание Маска - компания SolarCity, созданная Илоном и его двоюродными братьями. SolarCity - один из крупнейших поставщиков солнечной энергии в Америке, в прошлом году стоимость её активов оценивалась в 7 миллиардов.

Впрочем, жизнь Маска нельзя назвать беззаботной. Он говорит, что ставит перед собой три цели: снабдить человечество экологически чистым транспортом и источниками энергии и помочь строительству колоний в других мирах. Илон мечтает умереть на Марсе. И если первые две задачи близки к выполнению, то до третьей ещё идти и идти.

Маск считает главной задачей SpaceX покорение других планет Солнечной системы. Начать он планирует с Марса. Космический корабль Dragon V2, который SpaceX сейчас разрабатывает для нужд NASA, в идеале должен стать основой для полётов на Красную планету, но амбиции Маска простираются гораздо дальше. Недавно магнат напомнил, что для создания колонии на Марсе планету нужно терраформировать. Для этих целей Маск предлагает использовать… термоядерное оружие. По его рассчетам, взрыв двух термоядерных бомб в атмосфере в районе полюсов Марса запустит реакцию по разогреву планеты и в итоге превратит её в более благоприятное место для людей.

Я хотел бы умереть на Марсе. Только, конечно, не при неудачной посадке.

Илон Маск

А в 2009 году Маск обрушился с критикой на проект высокоскоростной железной дороги, которая должна соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Он заявил, что это будет самая дорогая дорога в мире. В качестве альтернативы Маск предложил проект скоростного вакуумного поезда Hyperloop, работающего от солнечных батарей. Hyperloop - это огромный надземный трубопровод, по которому со скоростью свыше тысячи километров в час перемещаются пассажирские и грузовые капсулы.

По расчётам Маска, Hyperloop обойдётся в несколько раз дешевле, капсулы будут двигаться с небольшими интервалами, а дорога между городами займёт всего полчаса. Впрочем, сам Маск не намерен заниматься строительством и планирует выложить чертежи проекта в открытый доступ. Сегодня существует сразу несколько команд, готовых воплотить видение Илона в жизнь.

Каков он?

Несмотря на все его успехи, Маска часто критикуют. В прессе подсчитали, что с момента основания SpaceX, Tesla и SolarCity получили суммарно 5 миллиардов долларов в виде госзаказов, субсидий и налоговых льгот. Маска обвиняют в том, что без помощи дяди Сэма он бы ничего не достиг.

Впрочем, пусть и с помощью государства, он добился того, чего не удавалось никому. И вряд ли смог бы это сделать, если бы не твёрдость характера. Знакомые рассказывают, что Маск строг и порой жесток с сотрудниками и партнёрами. Он совершенно не считается с чувствами других людей. Тем не менее, сотрудники SpaceX и Tesla преданны своему начальнику и говорят, что, хотя в общении он неисправимый засранец, он знает, чего хочет, и умеет заражать оптимизмом других. Илон не терпит отмазок, оправданий и задержек, но, когда возникают сложности, первым вызывается помочь.

Рабочая неделя Маска превышает сто часов. Он фактически живёт на работе и постоянно летает между офисами компаний на личном самолёте, чтобы экономить время.Он стремится быть в курсе всех проблем своих подчинённых, и для него норма ответить на электронное письмо от сотрудников в течение получаса, даже если оно пришло глубокой ночью.

* * *

Идеи Илона Маска кажутся безумством, но раз за разом он оказывается прав, просто общество не поспевает за ходом его мыслей. В другом мире Илон Маск отлично подошёл бы на роль злодея в очередной серии «бондианы», но его страсть к науке, космосу и фантастике мешают разглядеть в нём беспринципного дельца. Он остаётся визионером, озабоченным лучшим будущим для всего человечества, живущим в эпоху, когда самые светлые умы думают, как впихнуть побольше фотографий котиков в пост в социальной сети.

Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там лежит его будущее.

Илон Маск

В наш циничный и расчётливый век осталось мало таких идейных мечтателей. Поэтому за Илона Маска хочется держать кулаки и верить, что у него всё получится.

Если вам мало статьи…

В начале 2015 года на прилавках книжных магазинов появилась книга американского журналиста Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее». Работая над книгой, Вэнс опросил родных и друзей Маска, бывших и нынешних сотрудников Tesla, SpaceX, PayPal и Zip2.

Сам Маск поначалу не хотел помогать Вэнсу с работой, но потом согласился - при условии, что он сможет предложить собственные версии изложенных событий. Вэнс отказал, но Маск внезапно принял условия репортёра и регулярно встречался с ним на протяжении всей работы над книгой. Сам Вэнс считает, что Маска убедила решительность журналиста и его уверенность в том, как нужно работать.

В книге есть немало забавных моментов - например, Маск рассказывал, что его семья боялась, как бы представители российской космической отрасли не наняли убийц, чтобы устранить конкурента.

И вот мы открыли новую рубрику под названием “Великие умы”, в который мы будем представлять самых влиятельных и интересных личностей в истории.

Думаю многие из вас слышали имя Элона Маска, Железного Человека нашего времени. Кстати именно с него был срисован образ для Тони Старка в фильме. Элон – самый крутой инженер из всех о ком я когда-либо слышала, хотя бы по его проектам, которые он смело надеется воплотить в обозримом будущем. Например, переехать на Марс. Задумка не только его, но у него она самая продуманная, но об этом позже. Сейчас можно начать с его детства.

Итак, Илон Маск, будущий инженер, гений и миллиардер (не правда ли действительно похоже на историю Тони Старка?), родился в ЮАР. Еще в 10-летнем возрасте собрав компьютер и продав его за 500 долларов, он убеждает родителей в будущем уехать за границу. А далее Канада, США. Поработав в двух компаниях, а также столько же и создав, он создает наконец то, что ему было нужно. Частная компания разработчик ракет-носителей SpaceX, которая уже всемирно известна на весь мир своими ракетами Falcon-1 и Falcon-9.

Так же он основатель авто-концерна Tesla Motors. Маск, глубоко убежден в том что будущее за электро-карами, а само вождение скоро будет объявлено вне закона, так как человек сам по себе не опасен. Но на Tesle можно, так как у машины будет интеллект, который и будет вас спасать (ну, или же пешеходов) от гибели. Самоуверенно, но если машина действительно будет такой, я лично не против. Tesla очень удобна, ее можно быстро зарядить через “Суперзарядку”, прототип бензоколонок. Сейчас они охватывают лишь часть Европы и Азии, и всю Австралию, но к концу 2015 охватят всю Европу, а в Росии появиться “зарядка” лишь в 2016, когда машина будет очень распространенной.

  • Заряд аккумуляторной батареи (до 80% за 40 минут для 85 кВч батареи) - бесплатно.
  • Фирменная технология быстрой роботизированной замены батареи на заряженную (занимает полторы минуты) - 60-80 долларов США.

Но самый масштабный план Элона Маска это не машины, а как я уже говорила, полеты на Марс. Компания SpaceX также делает космические корабли для пассажиров, а точнее для их перевозки, называются они Dragon SpaceX. В отличии от голландцев которые собираются отправить на Марс людей, а потом их так оставить и сделать из них реалити-шоу, Маск собирается колонизировать красную планету поэтапно. Отправит, но затем вернет. И так по планете. Но собрать такие корабли мягко говоря не легко, на строительство каждого в среднем может уйти по 20 лет. Но Маск убежден – если мы останемся на Земле, то человечество вымрет, в чем его сильно поддерживает Стивен Хокинг, а это наверняка мощная поддержка от самого известного ученого в мире.

Он проработал даже Интернет в космосе. Построить на низкой орбите (1207 км) более 4000 спутников, сделав сеть и передавая Интернет на определенные участки. В этом ему можно только пожелать удачи.

Также я поражена его проектом Hyperloop. По специальным трубам (что-то вроде рельсов для поездов и метро), капсулы которые умещают в себе по 30 человек, будут перевозить вас из города в город со скоростью 1223 км/час! Путешествие будет на основе авиаперелетов, но на основе воздушной подушки со значительно меньшей степенью турбулентности. На это уйдет около 60 миллиардов долларов, но Маск не мелочиться – обещает оплатить все со своего кармана.

Для тех кто реально заинтересован как это будет работать:

Еще более впечатлителен проект электрических двигателей со сверхзвуковой скоростью для самолетов. Так, по его мнению, они будут значительно меньше наносить вред окружающей среде.

Неизвестно, сколько у Илана Маска еще задумок, но я уверена, что все они очень круты. Человек – который смотрит в будущее с уверенностью, и более того собирается построить его сам для всех. Здорово, не правда ли? А на это по его словам его подтолкнула книга “Основание” Айзека Азимова (советую прочитать любителям фантастики, хотя как его можно не знать?). Книга о цикле человеческого бытия и будущего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Просмотры: 67

Элон Маск - один из самых выдающихся и энергичных людей нашего времени, которые меняют мир. Он является сооснователем PayPal, основателем SpaceX, Tesla Motors и соучредителем SolarCity. Он самостоятельно научился проектировать космические ракеты и корабли. Его сравнивают с такими гениями, как Вернер фон Браун, Говард Хьюз, Генри Форд, Билл Гейтс, Стив Джобс. И он не спроста стал прототипом героя Роберта Дауни в фантастическом фильме «Железный человек». Инженер-миллиардер Маск разработал немало революционных технологий и не собирается останавливаться.

Элон Маск: «Я хочу быть частью того, что меняет мир»

Родился будущий гений в 1971 г. в южноафриканской Претории в семье местного инженера и бывшей канадской модели. Когда Элону было 9 лет, его родители развелись. Мальчик жил в основном с отцом.

Он с детства полюбил книги и очень много читал. Особую роль в становлении характера юного Маска сыграла легендарная трилогия Джона Толкиена «Властелин колец» и фантастическая сатира Дугласа Адамса «Путеводитель Автостопом по Галактике».

Цитата Маска:

«Путеводитель Автостопом по Галактике» научил меня тому, что самая сложная вещь на земле - выбрать, какой именно вопрос задавать. Но если уж ты сделал правильный выбор, то все остальное пойдет легко.


Маск начал программировать еще со школьного возраста

Маск обучался всему самостоятельно. С 10 лет он начал программировать и уже в 12 лет продал созданную им первую игру Blastar за $500. В 17 лет (1988 г.) при поддержке своей матери юноша отправился в Монреаль (Канада), где занимался различной работой, балансируя на грани бедности. В 1990 г. он поступил в Королевский университет Онтарио, где проучился 2 года. Там он познакомился со своей будущей женой и матерью пятерых детей. Далее он продолжил обучение в Пенсильвании, где получил диплом по экономике и физике. В 24 года Маск отправился в Стэнфорд, Калифорния. Но на занятиях толком не появлялся, место науки заняло предпринимательство. На старте своей карьеры он удачно выбрал три прогрессивные отрасли бизнеса для покорения: интернет, экологически чистую энергетику и космос.

Проекты Zip2, X.com и PayPal

Маск стал стремительно покорять Интернет, когда ему было 23 года. Всемирная сеть только начинала свой путь становления и была одной из наиболее перспективных сфер для бизнеса. В 1995 г. вместе с братом Кимбалом они создали программу поддержки сайтов и публикации медиаконтента - Zip2. В качестве «офиса» братья использовали съемную квартиру в Пало-Альто.

В 1999 г. программа Zip2 была приобретена Compaq за $307 млн. Маск получил прибыль в размере 7% от суммы продажи ($22 млн.). Эти деньги пошли на новые проекты.

Даже если вы ни разу не видели ни один из фильмов трилогии про Тони Старка - "гения, миллиардера, плейбоя, филантропа", который спасает мир в фантастической вселенной комиксов Marvel, то наверняка на глаза попадались скриншоты с изображением героя, стоящего напротив голографической панели и проделывающего манипуляции рукой в попытке усовершенствовать свой костюм Железного человека.

В фильме голографический интерфейс был связан с системой "Джарвис", представляющей собой электронного ассистента, наделенного искусственным интеллектом, т. е. что-то вроде "прокачанной" версии Siri. Система разговаривает на отличном британском английском, распознает речь и даже способна шутить и отвешивать ироничные комментарии главному герою. Ну, а функционал "ассистента" традиционно фантастический. Программный комплекс Джарвис доступен везде - как в доме Старка, так и в гаджетах и костюме Железного человека.

В мастерской изобретателя интерфейс представлен голограммами, которыми можно управлять, совершая пассы руками, взаимодействуя тем самым с голографическими объектами и элементами управления. Технология голограмм стала классической иллюстрацией "интерфейса будущего" уже в десятках фильмов. Вспомним хотя бы классические серии "Звездных войн".
В реальном мире к технологии присматриваются, и некоторые компании даже создают отдельные части подобной системы. Так, уже названный ранее голосовой помощник Siri в iOS хоть и далек от интеллекта Джарвиса, но все же в некоторой степени реализует фантастические технологии из "далеких, далеких галактик".

Компания Hammancher выпустила почти что голографическую клавиатуру для мобильных телефонов и планшетов: устройство проецирует клавиши на поверхность, а чувствительный датчик следит, в какую точку пользователь ткнул пальцем, и распознает нажатие. Датчик выполнен из двух полупроводников лазеров. Один лазер показывает клавиатуру на любой поверхности, а другой работает в невидимом диапазоне и реагирует на прикосновения.

Управлять электрическими устройствами при помощи мановения рук стало возможным благодаря браслету MYO, который одевается на руку и посредством которого можно управлять различными электронными девайсами - от ноутбука и плеера до радиоуправляемых моделей. А вспоминая шлем Железного человека, внутри которого выводится различная информация, можно назвать проект очков дополненной реальности Google Glass, хотя наводить ракеты на танки они, конечно, не помогут.

Но ближе всех к созданию интерфейса Железного человека подошел основатель Space X и Tesla Motors Элон Маск. Режиссер трилогии Iron Man Джон Фавро никогда не скрывал, что образ "гения, миллиардера, плейбоя, филантропа" Тони Старка был частично позаимствован им именно у Элона Маска.

Многие отмечают сходство между основателем Tesla Motors и Тони Старком. Есть даже о сходстве и различиях между двумя изобретателями. Бородку Маск пока не отпустил, реактор в грудь не вставил и разработкой летающих металлических штанов пока не занялся, а вот голографическая система управления его привлекла.

Недавно Маск написал в своем аккаунте в Twitter: "Я выяснил, как проектировать части ракет с помощью движений рук в воздухе (серьезно). Теперь просто нужен голографический генератор с высокой частотой кадров".

Маску ответил режиссер Джон Фавро (Элон Маск появлялся в эпизоде фильма "Железный человек - 2" в роли самого себя: Тони Старк в исполнении Роберта Дауни-мл. встречается с Маском, и они, обменявшись любезностями, обсуждают некие совместные инициативы), спросив, будет ли это чем-то, что можно было увидеть в фильме. Маск согласился, что вдохновился визуальным воплощением технологии в фильме и решил перенести интерфейс в реальность. Прототип системы Маск обещает показать в ближайшие пару недель.