Конспект как животные готовятся к зиме. Занятие - подготовка диких животных к зиме. Как звери готовятся к зиме: опыты, рассказы, стихи, речевые логические задачи, картинки для детей

Пояснительная записка.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

Учить различать звуки лесных животных;

Учить выполнять образные упражнения под слово;

Учить ориентироваться в пространстве;

Закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме;

Учить аккуратно наклеивать готовые детали;

Создание коллективной работы;

Совершенствовать знания детей о времени года осень и её признаках.

2. Развивающие задачи:

Развивать речь, наблюдательность, внимание;

Развивать моторику рук и воображение;

Развивать композиционные умения в расположении предметов;

Развивать умение реагировать на начало и окончание звучания музыки, - развивать умение менять движение в соответствии с характером музыки;

Развивать умение отвечать на вопросы;

3. Воспитательные задачи:

Формирование мотивации учения через игровой сюжет занятия;

Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание помогать им;

Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта;

Прививать желание работать в коллективе, команде.

4. Методы и приёмы.

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и сознания мотивации.

Использование наглядного материала, пальчиковая гимнастика, пение, задания на образные перевоплощения, задания на развитие художественно – творческих способностей детей. Вопросы к детям.

5. Материалы для задания.

Запись звуков животных, картинки и изображением животных, нарисованная на ватмане большая корзинка, игрушка – белочка (ёжик, маленькие готовые детали для аппликации (грибочки, ягодки, орешки) .

Демонстрационный материал.

Зал украшен в соответствии с временем года – осень, центральная стена – лесная полянка.

6. Предварительная работа.

Рассматривание осенних пейзажев.

Слушание музыки Чайковского «Времена года».

Слушание и пение песен об осени.

Чтение стихотворений об осени.

Загадывание загадок о сезонных изменениях.

Выполнение коллективных творческих работ: рисование «Солнышко» - ладошками, аппликация «Осеннее дерево».

Занятие по экологии

«Как животные готовятся к зиме»

(2 младшая группа)

Цель: - продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

1. Образовательная - закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

2. Развивающая - развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающая - воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

Разгадать загадки о диких животных.

Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

Словарная работа (Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

- Физминутка «Звериная зарядка»

Игра «Что изменилось? »

Приготовление сюрприза для белки и ежа.

Итог занятия (беседа)

Сюрприз ребятам от белки и ежа

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

Оборудование: Использование компьютера, проектора, мультимедийной презентации.

План занятия:

1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.

2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.

3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

Посадка детей

Ход занятия:

«Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

Загадываю загадки:

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (Еж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка.

Кто это? (Заяц)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Ответы детей(ёж, медведь, заяц, белка)

Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети (осень)

А после осени какая пора наступит?

Дети (зима)

Правильно, ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. (Показать картинки с изображением белки и зайца) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. (Показать картинки с изображением медведя и ежика)

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Обратить внимание на посадку детей (ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она «Что изменилось? » Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

Игра «Что изменилось?

На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа (изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

Итог занятия.

Воспитатель- Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы (белочка и еж-ответы детей)

Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

Использованная литература

    Сеть интернет

    Честнова Н. Ю.

    Иванова, М. А.

    Арсенова, М. А.

    Виноградова, Е. И.

    Светлана Нестерова
    «Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе

    Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе

    «Как дикие животные к зиме готовятся »

    Программные задачи :

    -Образовательные : Закреплять обобщающее понятие «дикие животные » , учить отгадывать описательные загадки о диких животных ; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме .

    -Развивающие : развивать логическое мышление , воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово) .

    -Воспитательные : воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным .

    Оборудование и материалы : Картина «Поздняя осень» , картинки с изображением диких животных , их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных , корзинка.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…

    Поздняя осень

    У берега несмело

    Ложится хрупкий лед.

    Печально туча серая

    По дну пруда плывет.

    Суровой дышит осенью

    Прозрачная вода.

    Деревья листья сбросили,

    Встречая холода.

    Г. Ладонщиков

    О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень.

    А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму . Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные , которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание

    Дикие животные

    С человеком не живут,

    Постоянной помощи

    От него не ждут.

    А живут они в лесах,

    На горах, в лугах, степях.

    Сами пищу добывают,

    Сами деток охраняют,

    Строят прочное жилище,

    Место сбора сами ищут.

    Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное .

    Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)

    Вот мы и оказались в лесу.

    А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

    Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что это?

    Дети : Это корзинка.

    Воспитатель : Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

    Дети : Да!

    Воспитатель : Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

    В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу,

    В дупле на старом дубе,

    Орешки я грызу.

    Кто это, ребята?

    Дети : Белка (картинка белочки)

    Воспитатель : Правда, белка. А где живет белка?

    Дети : Белка живет на дереве, в дупле. (хором скажем «дупло» )

    Воспитатель : Чем же занята белка осенью ?

    Дети : Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

    Воспитатель : А вот еще одна загадка.

    Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берез

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.

    Дети : Медведь. (картинка медведя)

    Воспитатель : Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

    Дети : В берлоге.

    Воспитатель : Медведь готовится к зиме с лета , запасает жир, готовит себе уютную берлогу . Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

    Воспитатель : А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

    Дети : Ежик. (картинка ежа)

    Воспитатель : А где он прячется?

    Дети : В норе.

    Воспитатель : Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

    Воспитатель : Но совсем по- другому готовятся к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

    Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку.

    Дети : Заяц. (картинка зайца)

    Воспитатель : А как же он готовится к зиме ?

    Дети : Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

    Воспитатель : А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

    Дети : Чтобы в снегу не было видно.

    Воспитатель : У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

    Физкультминутка :

    Зайка беленький сидит (присели на корточки)

    И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

    Зайке холодно сидеть, (встают)

    Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

    Кто-то зайку напугал -

    Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

    Воспитатель : А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

    Дети : Лисы и волки.

    Воспитатель : Это хищные звери. (хором повторили)

    У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора» , там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. (хором сказали «логово» )

    Воспитатель : А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

    Дети : Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть

    Ребята, мы все- таки испугали зверей и он разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?

    Д/и “Кто где живет? ”

    Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.

    (Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей ).

    Как- то раз осенним днем

    Звери все пошли гулять гурьбой

    За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

    За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

    За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

    За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

    За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

    За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

    Детёныши решили в прятки поиграть и спрятались от своих родителей. Поможем диким животным найти своих деток ?

    (Раздаю листочки, изображающие детёнышей. Детям нужно раскрасить каждую картинку соответствующим цветом.)

    Ну вот мы и помогли зверям найти своих детёнышей.

    А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

    Листочки, листочки

    В деток превратитесь

    В детский сад вернитесь!

    Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)

    Мяч красивый и волшебный,

    Будет в руки к вам скакать

    И вопросы задавать.

    Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

    Воспитатель - Дети

    1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

    2. Кто из животных спит зимой ? 2. Зимой спят медведь, ежик.

    3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.

    4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

    5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса

    6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.

    7. О чем мы говорили на занятии ? 7. Как дикие животные готовятся к зиме .

    Сегодня на занятии все старались . Молодцы!

    Открытое занятие по окружающей среде во второй младшей группе на тему: «Как звери готовятся к зиме».

    Цели:

    1.Расширять представления детей о многообразии природных явлений. 2.Помогать устанавливать простейшие связи между ними. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. 3.Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. 5.Развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать к творчеству и самостоятельности. 6.Развивать речь детей.

    Наглядный материал: птица, письмо, силуэты животных (белка, заяц, медведь), макет леса.

    Раздаточный материал: клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, пшено) , зимняя одежда (шапки, шарфы, варежки)

    1.Организационный момент

    2.Ход занятия.

    Здравствуйте,ребята, здравствуйте наши дорогие гости. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям как умеем заниматься (Слышен стук).

    Воспитатель: Ребята, а кто это к нам стучится, в группу нашу просится? (Заношу птицу с письмом). Да это же совушка к нам прилетела. Письмецо нам принесла

    От кого пришло письмо,

    Вам ведь хочется узнать?

    Тогда надо постараться

    Все загадки угадать.

    Загадки.

    1. Зверь мохнатый, косолапый,

    Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

    2. Кто по ёлкам ловко скачет

    И взлетает на дубы,

    Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы. (белка)

    3. Кто зимой холодной

    Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

    4. Косоглазый, маленький,

    В белой шубке в валенках. (заяц)

    Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

    Воспитатель: Письмо от наших друзей – лесных зверей. Они пишут, что хорошо им жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли зверята тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.

    Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам?

    Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям, но давайте возьмем с собой мам и пап (вызывается 2-3 родителя) Но для этого нужно одеть родителей потеплее, чтоб они не замерзли (дети на время одевают родителей)

    Молодцы! Теперь можно отправляться!

    Физминутка

    Мы шли-шли-шли,

    Сугробы слева нашли,

    Встали, постояли,

    Опять пошли.

    Мы шли-шли-шли,

    Шишку справа нашли,

    Нагнулись,подняли

    И снова пошли.

    А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

    1, 2, 3 вокруг себя повернись,

    и в сказочном лесу окажись.

    Ребята, а как надо вести себя в лесу?

    Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

    Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

    Воспитатель: А вот перед вами сказочный лес. Посмотрите внимательно, каких животных вы видите?

    Дети : зайца, медведя, белку.

    Воспитатель : Где же нам можно взять тёплые шубки?

    Дети: Купить в магазине, сшить.

    Воспитатель: Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать портными и утеплить шубки для зверей из различных круп,а родители вам помогут! Какие крупы вы видите? (Гречневая, рисовая, пшенная). (На столе лежат силуэты животных). (На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).

    Индивидуальные вопросы:

    Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)

    Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)

    Из чего ты будешь её делать? (из манной крупы)

    Какого цвета шубка у белочки?

    Шубки мы приготовили. А вот теперь зверята предлагают с ними поиграть, кубики собрать, а родители нам помогут(первая группа детей собирает белочку, вторая-медведя, третья-зайчика)

    Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили, поиграли со зверятами.

    Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

    Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

    У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

    - Ёж маленький, а медведь …….(большой)

    Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

    У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

    А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

    Расскажите стихи о своих лесных друзьях. (Дети рассказывают стихи о животных, которым мастерили шубки).

    «Мишка»

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Всё равно его не брошу,

    Потому что он хороший

    «Зайка»

    Зайку бросила хозяйка -

    Под дождём остался зайка.

    Со скамейки слезть не мог,

    Весь до ниточки промок.

    А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.

    Физминутка

    Мы шли-шли-шли,

    Сугробы слева нашли,

    Встали, постояли,

    Опять пошли.

    Мы шли-шли-шли,

    Шишку справа нашли,

    Нагнулись,подняли

    И снова пошли.

    Повторяем волшебные слова:

    Раз, два, три вокруг себя повернись,

    и снова в группе окажись.

    3.Заключительная часть.

    Ребятки, смотрите кто к нам пришел? (мягкая игрушка –мишка) Это же мишка!

    В группу приходит медведь с угощением:

    Мы детей благодарим

    Всем спасибо говорим.

    Не страшны нам холода.

    Будет нам тепло всегда.

    До свидания детвора (уходит)

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

    Вы очень старались и дикие звери вам благодарны за помощь! Мне приятно было с вами общаться. Спасибо вам и нашим гостям!

    Тема занятия : Как звери к зиме готовились?

    Программное содержание : Познакомить детей с понятием дикие животные. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие и партнерские отношения на занятии.

    Материал : куклы Незнайка, Гномик. Магнитная доска. Фигурки для картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от Гномика. Две веточки с разным количеством шишек. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Угостим друзей чаем»: чашки, блюдца по количеству гостей. Чайник, скатерть, варенье, салфетки. Разрезные карточки на каждого ребенка с изображением пенька.

    Ход занятия

    Раздается стук в дверь, заходит Незнайка. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Незнайка такой грустный. Незнайка что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Незнайка хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Незнайку и читает письмо от Гномика:

    «В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к...»

    Воспитатель задает детям вопрос:

    — Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей обсуждаются)

    Все вместе решают пойти в лес к Гномику.

    Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой переходят на другую сторону комнаты (выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью: улетающий караван птиц, деревья без листьев, заяц в белой шубке выглядывает из-за березы. Белка сидит на веточке с шишками. Медведь несет к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья. Ежик бежит к норке и несет на спинке яблоко и грибок. За пеньком спрятался Гномик).

    Звучит аудиозапись гомона птиц. Незнайка обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.

    Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит? (ответы детей обсуждаются)

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

    Проводится дидактическая игра «Опиши картину!»

    Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривал картину на магнитной доске.

    Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).

    Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)

    Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)

    Почему зайка спрятался за березой? (Потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

    Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)

    Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (У ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)

    Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (Ежик на зиму делает запасы)

    Найдите на картине, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)

    Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки)

    Незнайка сообщает детям, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

    Воспитатель задает вопрос детям:

    Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у нее очень хорошее зрение. Давайте проведем опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

    Проводится опытническая работа «Зачем белочка стучит по веточкам?»

    Цель: Определить, на какой ветке больше шишек.

    Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

    Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

    Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

    Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

    Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой шишек больше)

    Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

    Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья? (устраивает себе берлогу)

    А что такое берлога? (это домик для медведя)

    Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

    Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

    Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

    Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика? (ответы детей обсуждаются)

    Незнайка предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

    Где может быть Гномик? (ответы детей обсуждаются)

    Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

    Проводится дидактическая игра «Собери картинку!»

    Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

    Дети собирают картинки, определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

    Гномик приветствует Незнайку и ребят:

    Незнайка, ты уже догадался, почему я не смог прийти к тебе в гости? Я спешу приготовить свой домик к зиме. А эти проказники лиса и волк нам только мешают. Поэтому мы их прогнали из леса. Вы их не видели?

    Незнайка просит детей рассказать Гномику, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга, и как дети помогли Незнайке. Гномик благодарит детей и угощает всех чаем.

    Проводится сюжетно-ролевая игра «Угостим друзей чаем».

    Гномик просит всех лесных друзей: белочку, ежика, зайчика угостить ребят чаем и тем, что они запасли на зиму. Дети помогают накрыть на стол, рассаживают гостей. Лесные друзья угощают Незнайку и детей чаем с земляничным вареньем, орешками, яблочками, морковкой.

    В конце занятия дети благодарят лесных друзей и возвращаются с Незнайкой в детский сад.

    Цели:

    Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое мышление, расширять словарный запас. Воспитывать любовь к животным, интерес и бережное отношение к родной природе, эмоциональную отзывчивость.

    Оборудование:

    Демонстрационный плакат «Лесные животные», картинки и фигурки-игрушки различных животных, иллюстрации пейзажей поздней осени и начала зимы.

    Предварительная работа:

    Разучивание стихотворения «Ходит по лесу медведь… », проведение игры «Зоологическое лото», с целью закрепления умений детей классифицировать животных на диких и домашних; рассматривание альбомов «Осень», «Зима».

    Ход занятия

    1. 1. Организационный момент : дети вместе с воспитателем проговаривают разученное ранее стихотворение «Ходит по лесу медведь… »

    Воспитатель: О каком времени года это произведение?

    1. Описание признаков зимы - необходимо подобрать к слову характерные признаки, подставляя вопрос.

    Зима (какая… - холодная, снежная, белая, морозная)

    Снег (какой… - рыхлый, липкий, белый, сверкающий)

    Мороз (какой… - жгучий, сильный, трескучий, злой)

    Ветер (какой… - пронизывающий, резкий, сильный, порывистый)

    Дни (какие… - короткие, холодные, ясные).

    1. Обобщение признаков зимы, уточнение особенностей подготовки животных к зиме - белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. С наступлением зимы жизнь диких лесных животных меняется.

    Вопросы: воспитатель задает вопросы, выставляя картинки с изображениями диких, лесных животных.

    • Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
    • Что их спасает от зимней стужи? От хищников? Не страшен ли им холод?
    • Чем питаются зимой заяц, белка, что общего у них в подготовке к зиме и в чем разница?
    • Готовятся ли волк и лиса к наступлению зимы, чем они питаются зимой?
    • Как проводят зиму еж, медведь, барсук?
    • А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

    Для ответа на этот вопрос необходимо отгадать загадку.

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко. (Лось)

    Обобщение и уточнение знаний детей:

    Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть.

    У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много.

    Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест.

    Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.

    А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси.

    А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками.

    Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу.

    Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.

    1. 4. Физкультминутка:

    Снег идет, снег идет, дворник улицу метет.

    Стороной народ идет. Веселей, веселей!

    Заниматься нам не лень: мы немного разомнется,

    За дела опять возьмемся.

    1. Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (Диких)

    Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили диких, лесных животных и то, как они готовятся к зиме?

    Игры.

    • «Закончи предложения»

    Неуклюжий, как… Голодный, как… Быстроногий, как… Колючий, как… Хитрый, как…

    • «Кто где живет? »

    Покажите картинку, отвечающую на вопрос

    (Кто) юркнула в дупло. (Кто) шмыгнул в логово.

    (Кто) залез в берлогу. (Кто) забрался под листья.

    (Кто) спряталась в нору. (Кто) укрылся под кустом.

    • «Игра в слова»

    Услышав слово, подходящее названному животному (зайцу, белке, лисе, волку, медведю), надо хлопнуть в ладоши, с объяснением каждого слова. Словарь: рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, тайно, бегает, колючий, короткохвостый, нора, переливается, зайчонок, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, ежонок, волчонок, неуклюжий, осторожный, сильный, фыркает, хищник, добродушный…

    1. Итог
    • Какие признаки зимы вы знаете?
    • О каких диких животных сегодня мы говорили?
    • Что нового и интересного сегодня вы узнали?
    • Как человек может помочь животным перезимовать в лесу?