Каким должно быть отношение к природе. Отношение к природе

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Природа. Часть 1.
Проблема природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)

Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы - метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Отдел образования Юстинского районного муниципального образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Харбинская средняя общеобразовательная школа»

Республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры»

Эссе

Мое отношение к природе родного края

Подготовил:

Цекеев Дольган Джангарович,

учащийся 8 класса

МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»

Юстинского района РК

Руководитель:

Наранов Байр Анатольевич,

учитель физики

п. Харба – 2016

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней язык…

Ф.И. Тютчев

Я родился и вырос в степи, в окружении бескрайнего простора с волшебными миражами на горизонте. Дом наш находился далеко от населенного пункта. Уезжая в степь, папа всегда брал меня с собой, и, будучи еще совсем маленьким мальчуганом, я наслаждался ездой на мотоцикле, красотой нашей степи, чистым воздухом. Мы с папой собирали для мамы степные ирисы, тюльпаны. Часами наблюдал за орлом, парящим высоко в небе, сайгаками, бегущими в клубящейся пыли, хитрым сусликом, пугливым зайцем, нагловатой лисичкой. Я понимал, что все это и есть мой дом, моя малая родина. Но я подрос, и мы с мамой и братишкой уехали в село, мне надо было учиться в школе. Здесь уже все было по-другому: школа, учителя, друзья. Прошло много лет, я уже не тот маленький мальчик, который радовался всему, что видел в степи, но я понимаю, что вся моя судьба связана с родными местами, с растительным и животным миром моего края.

Нас учат в семье и школе любить и уважать природу, беречь и не засорять ее разным хламом. Но каково же было мое удивление (оно вскоре сменилось возмущением), когда, проезжая по трассе, я увидел груду мусора, особенно много их в летнее время. Пакеты, бутылки, бумага - все это от порыва ветра разлетается по всей степи, цепляется за траву и создает опасную среду для животных, портит внешний вид степных просторов. Мой папа всегда мне говорит, что нельзя в степи бросать мусор, от этого страдают, в первую очередь, животные. Съев целлофановый пакет, они могут погибнуть, наступив на банку, порезать копыто. Да и не только в степи, везде, где бы ты ни был, нельзя бросать мусор, надо всегда убирать за собой. У нас в школе есть такая традиция: весной, в апреле месяце, мы проводим уборку села. Вместе с учителями мы выходим в парк, собираем мусор, белим стволы деревьев, подрезаем сухие ветки. В такие минуты ты понимаешь, что роднее этой земли у тебя ничего нет, и так хочется, чтобы у нас было тепло, чисто и уютно. Как надо любить свою малую родину, не забывать о ней, учат нас и наши земляки, живущие за пределами нашего села. Уехавшие давно по разным обстоятельствам, они не забывают о нас. Благодаря им и людям, живущим сейчас в Харбе, в нашем селе открыли Стену памяти, Аллею ветеранов Великой Отечественной войны, молельный дом, детскую площадку. Нам надо только заботиться о чистоте и порядке, что мы и делаем с большим удовольствием.

Каждое лето мы отдыхаем на Волге: плаваем, жарим шашлыки, но когда вечером мы собираемся домой, наша мама собирает в мусорные пакеты оставшуюся пищу, бутылки, пакеты, а мы ей в этом помогаем. Папа обязательно чистит место от костра, уносит подальше оставшиеся дрова, может быть, они еще кому-нибудь пригодятся.

И когда весь мусор за нами убран, мы, счастливые и довольные замечательным отдыхом, возвращаемся домой. Мысленно благодарим Волгу за то, что нам было хорошо отдыхать на ее берегу. Именно здесь осознаешь: каждый отдыхающий должен заботиться о ее чистоте, ведь Волга - одна из главных жемчужин нашей степной республики.

Я вот думаю о том, что природа дает человеку все самое лучшее: чистый воздух, зеленые леса, степи, пресные водоемы. Но мы, к сожалению, не можем пользоваться ее благами и дарами, мы не ценим того, что у нас есть. Люди вырубают леса, засоряют реки и озера, уничтожают редкие растения, убивают животных, не думая о последствиях. Человеческая жестокость по отношению к гордости нашей степи, сайгакам, довела до уменьшения этой популяции настолько, что их пришлось оградить от людей и лишить их свободы. А чем может обернуться брошенная в степи сигарета? Это конец стольким зародившимся жизням: птенцам, насекомым, мелким зверюшкам, животным, траве. Все погибнет в страшном огне и дыме. Когда я жил в степи на животноводческой стоянке, мне довелось увидеть, как горела степь. Трактористы на больших тракторах, люди с лопатами не давали огню пройти дальше и погубить пастбища, спасали домашний скот. Это было страшно, но они смогли потушить этот страшный пожар. А утром, когда нас привезли домой, мы увидели до боли печальную картину - наша степь вся черная, с клубами черной пыли, она словно плакала от боли. Мне тогда было совсем немного лет, но я помню это до сих пор. Навсегда врезалась в детскую память сцена, когда мама, будто прося прощения у бурханов, задабривала огонь молоком, а папа, испугавшись, что огонь перекинется на наш дом, спасал нас. Этого могло и не быть, если бы человек не бросил в степи окурок или надел на трубу трактора искрогаситель.

Красота и великолепие нашей природы может быть вечным, но это зависит от каждого из нас. Нужно беречь природу, относиться к ней с любовью, и тогда она ответит нам тем же. Ведь так приятно прогуляться по парку, где нет мусора, поплавать в речке, где нет разбитых бутылок, дышать чистым и свежим воздухом, наполненным свежестью зелени трав и цветов. Согласитесь, это такое счастье – ощущать себя частичкой природы – матери, чувствовать своё единство с ней.

Цекеев Дольган Джангарович, 26.06.2002 г.р.

Домашний адрес: 359315, Республика Калмыкия,

Юстинский район, п. Харба, ул. Коммунистическая, 28

8 класс МКОУ «Харбинская средняя

общеобразовательная школа» Юстинского района

Номинация «Публицистика в защиту природы и

культуры» (эссе)

Моё отношение к природе родного края

(сопроводительный тест)

Цекеев Дольган, ученик 8 класса, имеет активную жизненную позицию. Принимает активное участие в творческих конкурсах различной направленности на школьном, муниципальном и региональном уровнях. В 5 классе Дольган участвовал на районном этапе межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в номинации «Литературное творчество (проза)» и занял 2 место, на республиканском уровне эта работа «Символы моей Родины» была поощрена ценным призом – книгой. В прошлом году он написал эссе «Счастье – это быть с природой» и занял призовое место. Дольган участвует в трудовых десантах, социальных акциях «Спешите делать добро», «Защити птиц», «Забота», «Обелиск». Вместе с одноклассниками посещает и помогает ветеранам труда, работает в парке.

Дольган всегда помогает отцу на животноводческой стоянке. Он часто рассказывает о своих любимых местах, о прекрасных птицах и зверях, которые он повстречал. Дольган очень любит родную природу и все, что с ней связано: стихотворения поэтов, книги о народной мудрости и фольклоре, картины художников-пейзажистов. Его статьи, эссе наполнены тонкой наблюдательностью и особым отношением к тому, о чем он пишет. Дольгану больно видеть эти мусорные свалки, черные степи после пожара. Как пишет он в своем эссе: «Наша степь вся черная, с клубами черной пыли, она словно плакала от боли». Вся эта неприглядная картина заставила задуматься над вопросом: что ожидает нас дальше? Разве нельзя по-другому относиться к родной земле?!

Публицистическая работа, написанная для данного конкурса, дает возможность задуматься о бережном отношении к природе, к родным местам.

Я и природа

(самооценка отношения к природе)

Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого це­ лого. Слишком долго мы придерживались прими­тивного представления, будто наша «богом дан­ ная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе, всего живого, что насе­ ляет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле.

Р. Эдберг

Знакомство с проблемой. Ещё сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что «Я» че­ловека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда - в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.

Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чув­ствует себя причастным и привязанным, чем больше в окру­жающем мире происходит событий, за которые он считает себя ответственным и которые вызывают в нем глубокие пережива­ния, тем более богата его духовная жизнь.

Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен чело­век, является его отношение к окружающей природе. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Хотя большинство из нас живет в больших городах, где природу теснят кирпич, стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у водоема. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не все­гда понимаем ее роль в нашей духовной жизни.

Нельзя спокойно читать фантастические произведения о бу­дущем, в которых описывается жизнь человека после экологи­ческих катастроф. Кто из вас согласился бы жить в замкнутом пространстве, в бункере под землей, без свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд, без восходов и закатов, без дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по пред­видению фантастов, становится жестоким, агрессивным, эгои­стичным и жадным, теряет свои человеческие качества. Зна­чит, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.

В вашем возрасте очень важными становятся отношения с друзьями, нередко возникают конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и за­слоняют все остальное. В этих случаях хорошо побыть в лесу или в парке, посмотреть на деревья, на то, как несет свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы, попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны - и труд­ности покажутся временными и вполне преодолимыми.

А как относитесь к природе вы? Замечаете ли, в какие цве­та окрашено все вокруг? Какой палитрой красок и бесконеч­ной гаммой звуков владеет природа?

Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фанта­стически богатый ландшафт сформировался, и как легко мож­но уничтожить все вокруг, всего за несколько десятилетий, ес­ли не остановить гибельный процесс разрушения?

Свое отношение к природе вы можете оценить с помощью приведенных ниже вопросов. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаете. Конечно, предлагаемые вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и потому оценка будет неполной. Но полученные вами результа­ты, как и отдельные вопросы, помогут вам задуматься о приро­де и о своих связях с нею.

Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.

Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Срав­ните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впе­чатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни получен­ные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувст­во оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей чело­века в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем сове­там, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осоз­нано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания.

Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, за­думывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями ис­кусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к ок­ружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые вы­бранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении бла­гополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведе­нию окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружа­ющей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: чи­тайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сде­лать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализи­руйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.

Мое отношение к природе

п/п

Вопросы

Ответы и баллы

«Да»

«Нет»

По - разному

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

Делите ли вы природные объекты на привле­кательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

Всегда ли вы обращаете внимание на окру­жающую вас природу?

Все ли в окружающей природе вас интересует?

Проявляется ли этот интерес в ваших по­ступках?

Цените ли вы разнообразие в природе?

Влияет ли природа на ваше настроение?

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда ви­дите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

Влияет ли природа на ваше поведение?

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

Часто ли вы проявляете равнодушие к при­роде?

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах?

Или в более старшем возрасте?

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на кар­тинах (фотографиях)?

Знакомы ли вам музыкальные произведе­ния, связанные с природой?

Приходилось ли вам сочинять стихи о при­роде, рисовать природу, работать с природ­ным материалом?

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

Литература

Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся IX- X классов. – М.: Новая школа, 1996.

Общество и природа
Человеческое общество, являясь частью живой природы, в то же время соразмерно (в известном смысле) всей живой природе. Человек осваивает-воспроизводит практически все виды деятельности, качества и способности, присущие живым организмам и существам. Вот один пример: тигры и гепарды - бегающие животные, но по-разному. Тигры - спринтеры, гепарды - стайеры. А человек может быть и стайером, и спринтером. Как спортсмен он бегает и стометровки, и марафонские-сверхмарафонские дистанции. И так во всем. Звери бегают, а птицы летают. Человек и бегает, и летает. Среди людей есть такие, которые обладают необыкновенно чутким обонянием, как собаки. Это, в частности, дегустаторы, парфюмеры. Летучие мыши обладают способностью ультразвуковой эхолокации. И человек освоил этот вид деятельности.
Продолжая оставаться частью живой природы, человеческое общество, в чем-то уже выходит за ее пределы. То есть, в каких-то отношениях человек превзошел живую природу. Например, с помощью телевидения и радио он может видеть и слышать на таких расстояниях, которые не снились самым способным животным. Человек может двигаться со скоростями, превосходящими на много порядков скорости самых быстроногих и быстролетающих животных. Ни одно живое существо по своей воле не может покинуть Землю и летать в космосе. А человек может!
Одним словом, человек продолжает живую природу, т. е., с одной стороны, является ее наследником и сохраняет с ней связь, а, с другой, выходит за ее пределы, превосходит и в чем-то даже отрицает ее.

Отношение к природе
Одни люди считают, что человек должен быть ближе к природе. На такой позиции стояли древнегреческие киники. Жак-Жак Руссо в XVIII веке провозгласил: «Назад к природе!».
Другие, напротив, считают, что с природой надо бороться, что она примитивна, низка, несовершенна и человек может и должен двигаться дальше от природы к высотам культуры.
Одни выступают за гармонию с природой, за то, чтобы ее не менять, не разрушать и не поправлять. Например, традиционная культура Японии основывается на максимальном сохранении естественных черт окружающей природной среды.
Другие - за активное вмешательство в «дела» природы, за ее изменение, преобразование. Широко известно высказывание селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача» . Убедительно вроде бы звучат эти слова. В самом деле, имеется много случаев, когда мы не ждем милостей от природы а берем их у нее. Например, добываем нефть и газ из недр Земли. Или путем селекции и генной инженерии меняем свойства продуктов питания в благоприятную для нас сторону. Начинаем уже вмешиваться в святая святых биологии человека, в его генетику.
Есть, однако, обратная сторона медали в деле преобразования природы. Всё больше вмешиваясь в кухню природы, мы вольно или невольно нарушаем ее естественные балансы вплоть до того, что губим ее. А губя природу, мы в конечном счете губим себя. Вот и получается: активное отношение к миру не должно быть залихватским.
Природа - наш дом и часть нас самих. И относиться к ней нужно так же, как мы относимся к себе. Что-то лелеем в себе, сохраняем, культивируем, а что-то меняем, переделываем…

(Дополнение к новой редакции учебника "Философия")

Мое отношение к природе. Я считаю, что мое отношение к природе осознается мной глубоко и правильно. Однако я понимаю, что выбранные ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Надо быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступать в защиту окружающей среды. Чаще интересоваться произведениями искусства, читать, слушать музыку, знакомиться с пейзажной живописью и графикой. Это поможет сделать наше отношение к природе более глубоким и действенным.

Слайд 16 из презентации «Решение экологических проблем» . Размер архива с презентацией 1968 КБ.

Экология 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Решение экологических проблем» - Основные виды загрязнения: минеральными веществами, органическими веществами пром. Загрязнение местности. Загрязнение водоемов. Кислотные дожди. Цель и задачи проекта. Решение проблем. В качестве вторичного сырья получают топливо и удобрение. Не тронутые человеком леса занимают 15 млрд. га (в Росси, Канаде, Амазонки). Воздействие угледобычи на экологию. Решение проблемы. Самый грязный из городов- Новокузнецк,на втором месте Белово, на третьем Мыски.

«Загрязнение пресных вод» - Последние содержат до 80-90%воды в своей биомассе. Тепловые загрязнения. Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Загрязнение природных вод. Сообщества Популяции Организмы. Круговорот воды в биосфере. Биотические компоненты По уровням организации живого. Загрязнения природных вод. Вода. Экосистемы Популяционные системы Системы организмов. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

«История развития экологии» - Большое влияние на мировоззрение учёных современной эпохи оказали древнегреческие учёные. История развития экологии. 2011г. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании».

«Воздействие человека на природу» - Изменение природы под свои нужды. Антропогенное воздействие на природу. Шадрин Артём 11-в. Основные типы антропологического воздействия. Города. Автомобили. Мусор. Промышленность. Антропогенное воздействие – воздействие человека на окружающую природу. Биология 11класс. Восстановительная деятельность человека. Изменение ландшафта. Уничтожение естественного. Машины.

«Глобальные проблемы XXI века» - МОУ Николаевской СОШ. 2011 год. Глобальные проблемы XXI века. Ред Т.В.Барчуновой. -Обществознание «Глобальный мир XXI веке» 11 класс. Исследовательская работа ученицы 11 класса Чувашовой Кристины. Под ред. Причины глобальных проблем. Использованные источники. Цели: Предложенные вопросы:

«Экология леса» - Россия Канада США. Вывод: Хвойными лесами богаты: Процент тропических лесов от общей площади лесных массивов мира. Биосферное значение леса: Уничтожение лесов пожарами. Причины появления искусственно насаженных лесов: Скорость уничтожения тропических лесов – 1,25 % ежегодно: Россия обладает большими запасами лесов: Цель работы: Актуальность темы: Тропические леса – кладовая планеты.