Аргументы для сочинения по русскому языку.
Природа. Часть 1.
Проблема природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.
Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)
Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы - метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Отдел образования Юстинского районного муниципального образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Харбинская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры»
Эссе
Мое отношение к природе родного края
Подготовил:
Цекеев Дольган Джангарович,
учащийся 8 класса
МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»
Юстинского района РК
Руководитель:
Наранов Байр Анатольевич,
учитель физики
п. Харба – 2016
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней язык…
Ф.И. Тютчев
Я родился и вырос в степи, в окружении бескрайнего простора с волшебными миражами на горизонте. Дом наш находился далеко от населенного пункта. Уезжая в степь, папа всегда брал меня с собой, и, будучи еще совсем маленьким мальчуганом, я наслаждался ездой на мотоцикле, красотой нашей степи, чистым воздухом. Мы с папой собирали для мамы степные ирисы, тюльпаны. Часами наблюдал за орлом, парящим высоко в небе, сайгаками, бегущими в клубящейся пыли, хитрым сусликом, пугливым зайцем, нагловатой лисичкой. Я понимал, что все это и есть мой дом, моя малая родина. Но я подрос, и мы с мамой и братишкой уехали в село, мне надо было учиться в школе. Здесь уже все было по-другому: школа, учителя, друзья. Прошло много лет, я уже не тот маленький мальчик, который радовался всему, что видел в степи, но я понимаю, что вся моя судьба связана с родными местами, с растительным и животным миром моего края.
Нас учат в семье и школе любить и уважать природу, беречь и не засорять ее разным хламом. Но каково же было мое удивление (оно вскоре сменилось возмущением), когда, проезжая по трассе, я увидел груду мусора, особенно много их в летнее время. Пакеты, бутылки, бумага - все это от порыва ветра разлетается по всей степи, цепляется за траву и создает опасную среду для животных, портит внешний вид степных просторов. Мой папа всегда мне говорит, что нельзя в степи бросать мусор, от этого страдают, в первую очередь, животные. Съев целлофановый пакет, они могут погибнуть, наступив на банку, порезать копыто. Да и не только в степи, везде, где бы ты ни был, нельзя бросать мусор, надо всегда убирать за собой. У нас в школе есть такая традиция: весной, в апреле месяце, мы проводим уборку села. Вместе с учителями мы выходим в парк, собираем мусор, белим стволы деревьев, подрезаем сухие ветки. В такие минуты ты понимаешь, что роднее этой земли у тебя ничего нет, и так хочется, чтобы у нас было тепло, чисто и уютно. Как надо любить свою малую родину, не забывать о ней, учат нас и наши земляки, живущие за пределами нашего села. Уехавшие давно по разным обстоятельствам, они не забывают о нас. Благодаря им и людям, живущим сейчас в Харбе, в нашем селе открыли Стену памяти, Аллею ветеранов Великой Отечественной войны, молельный дом, детскую площадку. Нам надо только заботиться о чистоте и порядке, что мы и делаем с большим удовольствием.
Каждое лето мы отдыхаем на Волге: плаваем, жарим шашлыки, но когда вечером мы собираемся домой, наша мама собирает в мусорные пакеты оставшуюся пищу, бутылки, пакеты, а мы ей в этом помогаем. Папа обязательно чистит место от костра, уносит подальше оставшиеся дрова, может быть, они еще кому-нибудь пригодятся.
И когда весь мусор за нами убран, мы, счастливые и довольные замечательным отдыхом, возвращаемся домой. Мысленно благодарим Волгу за то, что нам было хорошо отдыхать на ее берегу. Именно здесь осознаешь: каждый отдыхающий должен заботиться о ее чистоте, ведь Волга - одна из главных жемчужин нашей степной республики.
Я вот думаю о том, что природа дает человеку все самое лучшее: чистый воздух, зеленые леса, степи, пресные водоемы. Но мы, к сожалению, не можем пользоваться ее благами и дарами, мы не ценим того, что у нас есть. Люди вырубают леса, засоряют реки и озера, уничтожают редкие растения, убивают животных, не думая о последствиях. Человеческая жестокость по отношению к гордости нашей степи, сайгакам, довела до уменьшения этой популяции настолько, что их пришлось оградить от людей и лишить их свободы. А чем может обернуться брошенная в степи сигарета? Это конец стольким зародившимся жизням: птенцам, насекомым, мелким зверюшкам, животным, траве. Все погибнет в страшном огне и дыме. Когда я жил в степи на животноводческой стоянке, мне довелось увидеть, как горела степь. Трактористы на больших тракторах, люди с лопатами не давали огню пройти дальше и погубить пастбища, спасали домашний скот. Это было страшно, но они смогли потушить этот страшный пожар. А утром, когда нас привезли домой, мы увидели до боли печальную картину - наша степь вся черная, с клубами черной пыли, она словно плакала от боли. Мне тогда было совсем немного лет, но я помню это до сих пор. Навсегда врезалась в детскую память сцена, когда мама, будто прося прощения у бурханов, задабривала огонь молоком, а папа, испугавшись, что огонь перекинется на наш дом, спасал нас. Этого могло и не быть, если бы человек не бросил в степи окурок или надел на трубу трактора искрогаситель.
Красота и великолепие нашей природы может быть вечным, но это зависит от каждого из нас. Нужно беречь природу, относиться к ней с любовью, и тогда она ответит нам тем же. Ведь так приятно прогуляться по парку, где нет мусора, поплавать в речке, где нет разбитых бутылок, дышать чистым и свежим воздухом, наполненным свежестью зелени трав и цветов. Согласитесь, это такое счастье – ощущать себя частичкой природы – матери, чувствовать своё единство с ней.
Цекеев Дольган Джангарович, 26.06.2002 г.р.
Домашний адрес: 359315, Республика Калмыкия,
Юстинский район, п. Харба, ул. Коммунистическая, 28
8 класс МКОУ «Харбинская средняя
общеобразовательная школа» Юстинского района
Номинация «Публицистика в защиту природы и
культуры» (эссе)
Моё отношение к природе родного края
(сопроводительный тест)
Цекеев Дольган, ученик 8 класса, имеет активную жизненную позицию. Принимает активное участие в творческих конкурсах различной направленности на школьном, муниципальном и региональном уровнях. В 5 классе Дольган участвовал на районном этапе межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в номинации «Литературное творчество (проза)» и занял 2 место, на республиканском уровне эта работа «Символы моей Родины» была поощрена ценным призом – книгой. В прошлом году он написал эссе «Счастье – это быть с природой» и занял призовое место. Дольган участвует в трудовых десантах, социальных акциях «Спешите делать добро», «Защити птиц», «Забота», «Обелиск». Вместе с одноклассниками посещает и помогает ветеранам труда, работает в парке.
Дольган всегда помогает отцу на животноводческой стоянке. Он часто рассказывает о своих любимых местах, о прекрасных птицах и зверях, которые он повстречал. Дольган очень любит родную природу и все, что с ней связано: стихотворения поэтов, книги о народной мудрости и фольклоре, картины художников-пейзажистов. Его статьи, эссе наполнены тонкой наблюдательностью и особым отношением к тому, о чем он пишет. Дольгану больно видеть эти мусорные свалки, черные степи после пожара. Как пишет он в своем эссе: «Наша степь вся черная, с клубами черной пыли, она словно плакала от боли». Вся эта неприглядная картина заставила задуматься над вопросом: что ожидает нас дальше? Разве нельзя по-другому относиться к родной земле?!
Публицистическая работа, написанная для данного конкурса, дает возможность задуматься о бережном отношении к природе, к родным местам.
Я и природа
(самооценка отношения к природе)
Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого це лого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто наша «богом дан ная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе, всего живого, что насе ляет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле.
Р. Эдберг
Знакомство с проблемой. Ещё сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда - в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.
Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чувствует себя причастным и привязанным, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он считает себя ответственным и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем более богата его духовная жизнь.
Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Хотя большинство из нас живет в больших городах, где природу теснят кирпич, стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у водоема. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей духовной жизни.
Нельзя спокойно читать фантастические произведения о будущем, в которых описывается жизнь человека после экологических катастроф. Кто из вас согласился бы жить в замкнутом пространстве, в бункере под землей, без свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд, без восходов и закатов, без дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по предвидению фантастов, становится жестоким, агрессивным, эгоистичным и жадным, теряет свои человеческие качества. Значит, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.
В вашем возрасте очень важными становятся отношения с друзьями, нередко возникают конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и заслоняют все остальное. В этих случаях хорошо побыть в лесу или в парке, посмотреть на деревья, на то, как несет свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы, попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны - и трудности покажутся временными и вполне преодолимыми.
А как относитесь к природе вы? Замечаете ли, в какие цвета окрашено все вокруг? Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа?
Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фантастически богатый ландшафт сформировался, и как легко можно уничтожить все вокруг, всего за несколько десятилетий, если не остановить гибельный процесс разрушения?
Свое отношение к природе вы можете оценить с помощью приведенных ниже вопросов. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаете. Конечно, предлагаемые вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и потому оценка будет неполной. Но полученные вами результаты, как и отдельные вопросы, помогут вам задуматься о природе и о своих связях с нею.
Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания.
Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Мое отношение к природе
№ п/п | Вопросы | Ответы и баллы |
||
«Да» | «Нет» | По - разному |
||
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | ||||
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | ||||
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | ||||
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | ||||
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | ||||
Все ли в окружающей природе вас интересует? | ||||
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | ||||
Цените ли вы разнообразие в природе? | ||||
Влияет ли природа на ваше настроение? | ||||
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | ||||
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | ||||
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | ||||
Влияет ли природа на ваше поведение? | ||||
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? | ||||
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | ||||
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | ||||
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | ||||
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? | ||||
Или в более старшем возрасте? | ||||
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | ||||
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | ||||
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | ||||
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | ||||
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам |
Литература
Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся IX- X классов. – М.: Новая школа, 1996.
Общество и природа
Человеческое общество, являясь частью живой природы, в то же время соразмерно (в известном смысле) всей живой природе. Человек осваивает-воспроизводит практически все виды деятельности, качества и способности, присущие живым организмам и существам. Вот один пример: тигры и гепарды - бегающие животные, но по-разному. Тигры - спринтеры, гепарды - стайеры. А человек может быть и стайером, и спринтером. Как спортсмен он бегает и стометровки, и марафонские-сверхмарафонские дистанции. И так во всем. Звери бегают, а птицы летают. Человек и бегает, и летает. Среди людей есть такие, которые обладают необыкновенно чутким обонянием, как собаки. Это, в частности, дегустаторы, парфюмеры. Летучие мыши обладают способностью ультразвуковой эхолокации. И человек освоил этот вид деятельности.
Продолжая оставаться частью живой природы, человеческое общество, в чем-то уже выходит за ее пределы. То есть, в каких-то отношениях человек превзошел живую природу. Например, с помощью телевидения и радио он может видеть и слышать на таких расстояниях, которые не снились самым способным животным. Человек может двигаться со скоростями, превосходящими на много порядков скорости самых быстроногих и быстролетающих животных. Ни одно живое существо по своей воле не может покинуть Землю и летать в космосе. А человек может!
Одним словом, человек продолжает живую природу, т. е., с одной стороны, является ее наследником и сохраняет с ней связь, а, с другой, выходит за ее пределы, превосходит и в чем-то даже отрицает ее.
Отношение к природе
Одни люди считают, что человек должен быть ближе к природе. На такой позиции стояли древнегреческие киники. Жак-Жак Руссо в XVIII веке провозгласил: «Назад к природе!».
Другие, напротив, считают, что с природой надо бороться, что она примитивна, низка, несовершенна и человек может и должен двигаться дальше от природы к высотам культуры.
Одни выступают за гармонию с природой, за то, чтобы ее не менять, не разрушать и не поправлять. Например, традиционная культура Японии основывается на максимальном сохранении естественных черт окружающей природной среды.
Другие - за активное вмешательство в «дела» природы, за ее изменение, преобразование. Широко известно высказывание селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача» . Убедительно вроде бы звучат эти слова. В самом деле, имеется много случаев, когда мы не ждем милостей от природы а берем их у нее. Например, добываем нефть и газ из недр Земли. Или путем селекции и генной инженерии меняем свойства продуктов питания в благоприятную для нас сторону. Начинаем уже вмешиваться в святая святых биологии человека, в его генетику.
Есть, однако, обратная сторона медали в деле преобразования природы. Всё больше вмешиваясь в кухню природы, мы вольно или невольно нарушаем ее естественные балансы вплоть до того, что губим ее. А губя природу, мы в конечном счете губим себя. Вот и получается: активное отношение к миру не должно быть залихватским.
Природа - наш дом и часть нас самих.
И относиться к ней нужно так же, как мы относимся к себе. Что-то лелеем в себе, сохраняем, культивируем, а что-то меняем, переделываем…
(Дополнение к новой редакции учебника "Философия")
Мое отношение к природе. Я считаю, что мое отношение к природе осознается мной глубоко и правильно. Однако я понимаю, что выбранные ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Надо быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступать в защиту окружающей среды. Чаще интересоваться произведениями искусства, читать, слушать музыку, знакомиться с пейзажной живописью и графикой. Это поможет сделать наше отношение к природе более глубоким и действенным.
Слайд 16 из презентации «Решение экологических проблем» . Размер архива с презентацией 1968 КБ.Экология 11 класс
краткое содержание других презентаций«Решение экологических проблем» - Основные виды загрязнения: минеральными веществами, органическими веществами пром. Загрязнение местности. Загрязнение водоемов. Кислотные дожди. Цель и задачи проекта. Решение проблем. В качестве вторичного сырья получают топливо и удобрение. Не тронутые человеком леса занимают 15 млрд. га (в Росси, Канаде, Амазонки). Воздействие угледобычи на экологию. Решение проблемы. Самый грязный из городов- Новокузнецк,на втором месте Белово, на третьем Мыски.
«Загрязнение пресных вод» - Последние содержат до 80-90%воды в своей биомассе. Тепловые загрязнения. Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Загрязнение природных вод. Сообщества Популяции Организмы. Круговорот воды в биосфере. Биотические компоненты По уровням организации живого. Загрязнения природных вод. Вода. Экосистемы Популяционные системы Системы организмов. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.
«История развития экологии» - Большое влияние на мировоззрение учёных современной эпохи оказали древнегреческие учёные. История развития экологии. 2011г. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании».
«Воздействие человека на природу» - Изменение природы под свои нужды. Антропогенное воздействие на природу. Шадрин Артём 11-в. Основные типы антропологического воздействия. Города. Автомобили. Мусор. Промышленность. Антропогенное воздействие – воздействие человека на окружающую природу. Биология 11класс. Восстановительная деятельность человека. Изменение ландшафта. Уничтожение естественного. Машины.
«Глобальные проблемы XXI века» - МОУ Николаевской СОШ. 2011 год. Глобальные проблемы XXI века. Ред Т.В.Барчуновой. -Обществознание «Глобальный мир XXI веке» 11 класс. Исследовательская работа ученицы 11 класса Чувашовой Кристины. Под ред. Причины глобальных проблем. Использованные источники. Цели: Предложенные вопросы:
«Экология леса» - Россия Канада США. Вывод: Хвойными лесами богаты: Процент тропических лесов от общей площади лесных массивов мира. Биосферное значение леса: Уничтожение лесов пожарами. Причины появления искусственно насаженных лесов: Скорость уничтожения тропических лесов – 1,25 % ежегодно: Россия обладает большими запасами лесов: Цель работы: Актуальность темы: Тропические леса – кладовая планеты.