История марии антуанетты и ее детей. Краткая биография марии-антуанетты

Путь от младшего из 15 детей ребенка австрийских монархов к королеве Франции, закончившей жизнь на гильотине, Мария-Антуанетта проделала за 38 лет. Ее называли Королевой рококо и Мадам Дефицит.

Ей приписывают изобретение множества модных аксессуаров, многие из которых дожили до наших дней и охотно используются дизайнерами модных домов. Мария - Антуанетта популяризировала фигурное катание и позаимствовала у мужчин элементы одежды. Ей приписывают скандальную рекомендацию кушать пирожные, если нет хлеба.

Детство и юность

Будущая королева Франции Мария-Антуанетта родилась в Вене. У родителей – императора Франца I Лотарингского и Марии-Терезии – уже подрастало 14 отпрысков. Пятнадцатый ребенок (полное имя - Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская) родился 2 ноября 1755 года. Появления Антуан – так называли девочку родные – совпало с лиссабонским землетрясением, унесшим за считанные минуты 80 тысяч жизней португальцев. Тяжелые роды королевы-матери и выбор крестных новорожденной – короля и королевы Португалии – трактовали как плохие знамения.


Детство Марии-Антуанетты прошло в летней резиденции Габсбургов – замке Шенбрунн, красивейшей постройке в стиле барокко. В большой и любящей семье малышку обожали, что не избавило ее от необходимых церемониальных правил. В 3 года Антуан надели корсет, как и всем женщинам семьи монарха. А заметив, что у маленькой эрцгерцогини зубы растут криво, придворный дантист надел ей проволочные насадки.


Воспитывали Марию-Антуанетту по специальной системе: уроки танцев, живописи, истории и правописания учителя дополнили изучением теории государственного управления, математикой и иностранными языками. Принцесс и принцев учили правилам этикета и умению поддерживать светскую беседу. Но Антуан не радовала королеву-мать усердием - девочка по всем предметам имела поверхностные знания.

Преподававший эрцгерцогине танцы знаменитый хореограф Жан-Жорж Новер жаловался на непослушание ученицы, а аббат Вермон, приставленный к 12-летней Антуан воспитателем, находил ее обаятельной, но легкомысленной и воспринимающей лишь те предметы, которые ее развлекают.

При дворе Франции

Браки детей рассматривались монархами в свете укрепления связей между государствами. Не стали исключением и Габсбурги. По совету австрийских дипломатов династические союзы отпрысков династии Габсбургов должны были упрочить шаткое положение Австрии в Европе, для чего эрцгерцогов и эрцгерцогинь женили и выдали замуж за наследников династии Бурбонов.

Не стала исключением и 14-летняя Мария-Антуанетта, которой подыскали пару – французского дофина . Предложения от короля Франции королева-мать добивалась год, а когда оно пришло, охотно ответила согласием и взялась за подготовку любимой Антуан к жизни при французском дворе. Учителя взялись за будущую дофину основательно: танцы, этикет и языки преподавали взбалмошной Марии-Антуанетте в ускоренном режиме. Дочь спала в покоях королевы-матери до самого отъезда.


Мария-Антуанетта и Людовик XVI

Бракосочетание состоялось в апреле 1770 года в Вене. Жениха по доверенности представил французский эрцгерцог, посланный Бурбонами в Австрию. Мария-Антуанетта покинула родину навсегда. В мае прошла церемония передачи дофины: на нейтральной территории Антуан, сменив одежду с австрийской на французскую и попрощавшись с родными и друзьями, отбыла во Францию. Жених с делегацией встретил жену в Компьенском лесу.

Второе бракосочетание состоялось в Версале. Свадебные пиршества длились с 16 по 30 мая. На последний день намечалась кульминация - народные гуляния на парижской площади Согласия. Из-за плохой организации (строительные котлованы и траншеи на площади) пришедший на торжество народ, перепуганный взрывами пиротехнических ракет, бросился врассыпную. Толпа бежала по упавшим людям, десятки из них угодили в котлованы. Число погибших достигло 139. Их похоронили в общей могиле. Это было второе мрачное знамение для Антуан.


Мария-Терезия, понимая, что дочь юна и неопытна, приставила к ней посланника Мерси д’Аржанто, следившего за каждым шагом Марии-Антуанетты.

Брак с Людовиком из-за физического недостатка мужа первые годы оказался неосуществленным: супруги спали в разных комнатах. Любившая увеселения и удовольствия Мария-Антуанетта, разочарованная холодностью супруга, пустилась во все тяжкие. На балах и раутах дофина проводила дни и ночи, давая пищу придворным сплетницам. Семья монархов была в центре внимания и порождала поводы для сочинений памфлетистов. Австрийскую невестку упрекали в неслыханном разврате и вольностях.

Королева

Нравы французского двора Марие-Антуанетте казались слишком чопорными, молодую дофину окружали чужие люди, пытавшиеся извлечь пользу из доверчивой австриячки, не разбиравшейся в дворцовых интригах. Единственным доброжелателем Антуан оставался австрийский посол, сохранившаяся переписка с которым приоткрыла тайны биографии дофины через столетия после ее смерти.


Не обошли вниманием Марию-Антуанетту и литераторы. Книгу о королеве написал . Упоминается героиня в романах , Лиона Фейхтвангера и Генриха Гейне.


Марии-Антуанетте приписывают авторство фразы «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!». Но историки и исследователи утверждают, что история происхождения слов запутанная и автором фразы является другая французская королева – Мария-Терезия. Мария-Антуанетта действительно любила роскошную жизнь и проматывала немалые суммы из казны, за что получила прозвище Мадам Дефицит, но при этом славилась благотворительностью и сочувствовала бедным.

Свержение и казнь

После свержения Людовика XVI и перехода власти к Конвенту королевскую семью заточили в тюрьму. Спустя 5 месяцев монарха казнили, а Марию-Антуанетту перевели из Тампля в башню Консьержери, что на острове Сите на Сене. Планы роялистов по спасению заточенной королевы провалились.


Суд над 38-летней королевой состоялся в середине октября 1793 года. Марию-Антуанетту обвинили в предательстве интересов Франции. Ранним утром 16 октября осужденной зачитали приговор. Палач обрил королеву наголо и сковал руки за спиной. Перед казнью Мария-Антуанетта держалась с королевским достоинством. Она взошла на эшафот сама и легла под нож гильотины, установленной на площади Согласия.

Обезглавленный труп Марии-Антуанетты бросили в общую могилу к погибшим на свадьбе королевы 23 года назад. В 1815 году останки казненной перенесли в аббатство Сен-Дени на севере Парижа. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

В моде

  • Неглиже . Мария-Антуанетта освободила дам от узких корсетов и широких юбок, доходивших по объемам до размеров, которые не вмещались в карету. Строгий дресс-код сменился стилем неглиже – домашними костюмами из юбки, лифа и распашной кофты. К неглиже относится и придуманное королевой белое муслиновое платье, напоминавшее ночную рубашку.
  • Чокеры . Желая выглядеть юной, королева прятала места, выдававшие возраст. Руки – под митенками, на щеки наносились румяна, а дряблая шея скрывалась за чокерами – атласными лентами, расшитыми узорами и камнями.
  • Мужские костюмы . Королева, приехавшая на охоту в камзоле и кюлотах, ввела в моду мужские костюмы и жакеты-фраки. Девушки надели мужские шляпы.

  • Мюли . Мария-Антуанетта ввела в моду туфли на каблуке настолько высоком, что удержаться от падения можно было только опираясь на трость. Позже туфли пережили трансформацию и превратились в мюли – изящные шлепанцы на невысоком каблуке с мыском, едва закрывавшим пальцы.
  • Обильный декор и аксессуары . Их – рюш, оборок, гирлянд из цветов, бантов – на платьях дам было так много, что хрупкие женщины казались еще изящней.
  • Цветочный принт . Узоры в виде цветов, букетов, растительных орнаментов – изобретение Марии-Антуанетты. Характеры рисунка на женских платьях менялись, но цветочный принт вошел в моду навсегда.

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15 ребенком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии, святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и святого Иоанна. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких-бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе со землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными. По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.

Дофина Франции

Союз Габсбургов и Бурбонов

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.

Мария-Антуанетта играет на арфе

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.

Но исключения всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром Марии-Антуанетты по льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба ; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.

С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри , она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.

Последние дни Марии-Антуанетты

Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите . Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия , ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра - завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень - обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.

Казнь Марии-Антуанетты

Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.

Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года . Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии . Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль . Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте , но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача.

В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени . Точное место захоронения в соборе неизвестно.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино

  • «Мария-Антуанетта», 1938, реж. В. С. Ван Дайк
  • «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер
  • «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола
  • «Мария-Антуанетта», 2006, реж. Ив Симоно, Франсис Леклер
  • «Прощай, моя королева (англ.) русск. », 2012, реж. Бенуа Жако

Мария-Антуанетта в литературе

  • Стефан Цвейг . Мария Антуанетта
  • Кэролли Эриксон. Тайный дневник Марии Антуанетты
  • А. Дюма. Джузеппе Бальзамо. (Записки врача)
  • А. Дюма. Шевалье де Мезон Руж
  • А. Дюма. Ожерелье королевы.
  • А. Дюма. Анж Питу
  • А. Дюма. Графиня де Шарни
  • Виктория Хольт . В ожидании счастья.
  • Виктория Хольт . Исповедь королевы.
  • Виктория Хольт . Мария-Антуанетта.
  • Морис Леблан Полая игла.
  • Эвелин Левер. Мария-Антуанетта.
  • Эдвард Радзинский. Железная маска и граф Сен-Жермен.
  • Шарль Анри Сансон . Записки палача, или политические и исторические тайны.
  • Шанталь Тома. Прощай, моя королева.
  • Генрих Гейне - Мария Антуанетта
  • Антония Фрэзер. Мария Антуанетта. Жизненный путь

Мария-Антуанетта в манге

  • «The Rose of Versailles», манга Риёко Икэды и одноимённое аниме.

Мария-Антуанетта в музыкальном театре

  • Мюзикл «Мария Антуанетта» на музыку Сильвестра Левая и слова Михаэля Кунце (2006 год)

См. также

  • Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные! - легендарная фраза, которая приписывается королеве
  • Принцесса де Ламбаль - подруга королевы

Примечания

Литература

Мария-Антония Йозефа Иоганна, принадлежавшая к Лотарингской ветви Габсбургского дома, была младшей дочерью и предпоследним ребенком из шестнадцати детей австрийского императора Франца и его супруги Марии-Терезии . Она появилась на свет в Вене 2 ноября 1755 года и, по всеобщему признанию, была самым красивым, обаятельным и грациозным ребенком императорской четы. Ее детство прошло в основном во дворце Шёнбрунн: хотя Мария-Терезия всегда старалась уделять внимание воспитанию и образованию своих детей, она все больше была занята государственными делами и на младших детей ее сил уже не хватало. К Марии-Антуанетте были приставлены лучшие педагоги - ее музыкальным образованием занимался сам Глюк , - но она все же прекрасно умела избегать нежеланных занятий, проводя дни в веселье и шалостях. Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными - если бы этой девочке не была уготована великая судьба.

1762 г.
Марии Антуанетте семь лет

1762 г.
портрет кисти Жана-Этьена Лиотара

1765 г.
Мария-Антуанетта и ее братья,
Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете,
поставленном по случаю бракосочетания
Иосифа II с Марией Баварской.

Французские Бурбоны и правящие Австрией Габсбурги враждовали уже две сотни лет, и к середине восемнадцатого века это надоело даже им самим. Лучшие политики обеих стран вели переговоры о примирении и наконец пришли к выводу, что лучшим залогом будущего мира будет династический брак.
После обсуждения всех вариантов было решено, что наследник французской короны дофин Людовик, внук короля Людовика XV , возьмет в жены одну из дочерей Марии-Терезии. В конце концов выбор пал на младшую, Марию-Антуанетту.
Проекты долго оставались проектами. Марии-Терезии пришлось приложить немало сил, чтобы договор дипломатов вылился в официальное брачное предложение: французский король три года тянул со сватовством, не отказываясь, но и не обнадеживая. Между тем выяснилось, что юная эрцгерцогиня, с точки зрения строгой матери, мало подходит на роль французской королевы. Она плохо знает французский, пишет с ошибками даже на родном немецком, а ее знания в остальных науках нельзя назвать даже поверхностными: Мария-Антуанетта прекрасно умела увиливать от уроков. Наконец в 1769 году король Людовик официально просит руки эрцгерцогини, и, пока два двора сочиняют церемониал будущей свадьбы и утрясают все возможные церемониальные проблемы, к будущей супруге дофина из Версаля посылают аббата Вермона - в качестве наставника в дворцовом этикете, науках и религии.
Аббат был очарован красотой будущей дофины: «Имея очаровательную внешность, она сочетает в себе обаяние, грацию, умение держать себя, и когда она, как можно надеяться, физически несколько разовьется, то будет обладать всеми внешними данными, которые только можно пожелать принцессе», - пишет он в Париж. Однако аббат прекрасно понял, что его воспитанница - девушка избалованная, легкомысленная и рассеянная: «У нее больше интеллекта, чем можно было бы предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её». Роскошный кортеж провез эрцгерцогиню к ее будущему супру1у через половину Европ ы: впервые она увидела его в Компьенском лесу, где стоял в ожидании королевский поезд. Король, престарелый Людовик, большой знаток женской красоты, нашел будущую невестку очаровательной, а вот его внук едва обратил на нее внимание - в дневнике за тот день он написал всего лишь: «Свидание с дофиной». И на Марию-Антуанетту этот юноша - крупный, обрюзгший, болезненно застенчивый, некрасивый и неуклюжий - не произвел положительного впечатления; впрочем, он был наследником великой страны, и ей этого было достаточно.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.

Свадьба состоялась 16 мая 1770 года в Версале: четырнадцатилетняя эрцгерцогиня стала женой дофина, которому еще не исполнилось и шестнадцати. Необыкновенно пышное празднество должно было закончиться фейервер ком для десятков тысяч парижан, прибывших в Версаль, дабы пожелать счастья молодым, однако разразившаяся буря посеяла среди них панику, и в давке многие пострадали - это было сочтено плохим предзнаменованием. Но Мария-Антуанетта не желала обращать внимание на дурные знаки - с детства она замечала лишь хорошие.
Однако в первую же брачную ночь выяснилось, что молодой муж не в состоянии исполнить свой супружеский долг. Неопытная и наивная Мария-Антуанетта не придала этому значения, однако подобные неудачи случались ночь за ночью. Наконец, обеспокоенная письмами дочери, Мария-Терезия вынудила короля показать внука врачам - и те диагностировали у него фимоз, нераскрытие крайней плоти, препятствующий полноценной сексуальной жизни. Дофина могла спасти простая операция - однако тот, боязливый, тугодумный и болезненно нерешительный, никак не мог отважиться отдаться в руки хирургов.
Между тем юная дофина, которую супруг продолжал регулярно навещать в спальне, страдала от сексуальной неудовлетворенности и унижения. Дофин Людовик, в свою очередь, страдал от собственной неполноценности: о его проблеме был осведомлен весь двор, и он постоянно чувствовал насмешки и жалость. Все это наложило свой отпечаток на характер и образ жизни обоих супругов: Людовик замкнулся в себе, лишь изредка пытаясь вспышками ярости утвердить свое положение, а Мария-Антуанетта изводила себя в лихорадочной активности, пытаясь как-то сублимировать женскую неудовлетворенность.

Версаль восторженно принял юную дофину: она была красива, очаровательна, невероятно грациозна, умела и любила развлекаться, и к тому же ей покровительствовал сам король. Вокруг нее моментально собрался круг молодых аристократов, в обществе которых Мария-Антуанетта развлекалась как могла: балы, праздники и гулянья следовали один за другим.
В то время как дофин вел размеренный образ жизни, рано ложился и рано вставал, его супруга развлекалась ночи напролет, а спать ложилась на рассвете. Как оказалось, они вообще были полной противоположностью друг другу: основательный, неповоротливый, флегматичный, консервативный и нерешительный Людовик и легкомысленная, очаровательная, грациозная, ни о чем не задумывающаяся Мария-Антуанетта, которая моментально принимала решения и так же быстро забывала обо всех проблемах.
Впрочем, если не считать отсутствия плотской связи, их семейная жизнь была вполне счастливой: наследник тихо обожал свою красавицу-жену и ни в чем ей не отказывал, а она, хоть и посмеивалась над его неуклюжестью, все же ценила его образованность, серьезность, доброту и порядочность.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.
Мария-Антуанетта играет на пианино,
Художник Франц Ксавер Вагеншен

В мае 1774 года король Людовик XV скончался от оспы - по преданию, он заразился от одной из своих молоденьких любовниц. Его внук стал королем Людовиком XVI, а Мария-Антуанетта стала королевой. Мария-Терезия, всегда беспокоившаяся за судьбу младшей дочери, с прозорливостью пророка писала: «Я еще более озабочена судьбой моей дочери. Судьба ее будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутаны и расстроены, а она так молода! У нее никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьезных стремлений».
Людовик с супругой получили неограниченную власть над одной из самых великих стран мира, их восшествие на престол было встречено невероятным ликованием народа: старый король давно утомил подданных развратом и непомерным мотовством, и с именем его преемника - честного, открытого, доброжелательного и необыкновенно порядочного - связывались огромные надежды. Которым, однако, так и не суждено было сбыться: Людовик, хоть и был обуреваем самыми лучшими намерениями, так и не смог преодолеть свою природную нерешительность и начать реформы. Он ограничился изгнанием из Версаля наиболее одиозных фигур, начиная с последней фаворитки деда - мадам Дюбарри , ненавидимой народом за расточительность и протекционизм.
Мария-Антуанетта же не строила никаких планов: она желала власти лишь над самой собой и своим временем. Ее главной задачей было нравиться, покорять и восхищать, и, со свойственной ей бесконечной энергией, королева Франции взялась за роль королевы мод: отныне и на полтора десятилетия наряды, прически, украшения и манеры Марии-Антуанетты станут законом для дам всей Европы. Когда она носила высокие причудливые прически - дамы соревновались в затейливости тем и высоте шиньонов. Когда королева придумывала новый оттенок - в него моментально окрашивался весь Париж. Когда ей надоели тяжелые ткани - парча, бархат, плотный шелк - и она одевалась в муслин и батист, так же поступали все француженки, а прославленные лионские мануфактуры и торговцы бархатом разорялись в угоду королеве. Ее модистка мадам Бретен, бессменный автор роскошных королевских платьев, была влиятельней министров - по ее слову вся страна переодевалась, изменяясь до неузнаваемости, подражая капризам ее величества Марии-Антуанетты. По словам язвительных современников, «никогда женщины Франции не тратили такую уйму денег на то, чтобы выглядеть посмешищем». Стиль рококо - изящный, прихотливый, неброский и вместе с тем невероятно изысканный, грациозный и легковесный, так похожий на саму
Марию-Антуанетту, - воплотил в своих затейливых завитках весь дух эпохи, всю душу прекрасной королевы.
Денег на роскошные наряды и драгоценности всегда не хватало, и, чтобы хоть как-то расправиться с долгами, королева начала играть в карты. Хотя азартные игры были официально запрещены по всей стране, королева - втайне от короля - играла с приближенными ночи напролет, проигрывая огромные деньги. В ее салон допускались любые авантюристы, лишь бы у них были деньги на игру, - и вскоре стали говорить, что королева окружает себя шулерами и мошенниками.

Никаких государственных интересов у нее не было - ей хотелось развлекаться и веселиться, и самыми грозными ее врагами были не враждебные государства, а скука и ненавистный дворцовый этикет. Выросшая при живом, изящном австрийском дворе, Мария-Антуанетта не выносила жестокий этикет, строжайше регламентировавший каждое движение, слово, каждый взгляд. Ей были невыносимы бесконечные придворные церемонии, которыми, по традиции, были расписаны все моменты жизни королевской семьи, и со временем она нашла выход. Мария-Антуанетта упросила короля подарить ей Малый Трианон: этот маленький изящный дворец на границе Версаля был построен для интимных развлечений Людовиком XV. Он отличался

Уединенностью, небольшими размерами - всего восемь комнат - и изящной отделкой, которую Мария-Антуанетта украсила по собственному вкусу. В этом дворце Мария-Антуанетта привыкла отдыхать от церемоний Версаля: удалившись от двора с узким кругом приближенных, она проводила дни в играх и забавах. Сочинения Жан-Жака Руссо породили моду на «естественность», возвращение к природе - и, хотя Мария-Антуанетта не дала себе труда ознакомиться с его книгами, моду она уловила мгновенно. Трианон украсился тщательно спланированным «естественным» парком, обошедшимся казне в огромную сумму, а позже даже обзавелся «настоящей» деревней, где к услугам королевы и ее придворных дам были крестьянские домики, живые коровы, куры и настоящие крестьяне. Вслед за Марией-Антуанеттой все знатные дамы переоделись в крестьянок: батистовые платья в полоску, украшенные лентами пышные волосы, укрытые чепцом или соломенной шляпой, - таков был новый облик королевы, презревшей видимую роскошь ради любви к простой жизни.
Впрочем, что такое простая жизнь, королева и не догадывалась: она ни разу не сталкивалась с ней лицом к лицу и была свято уверена, что мир ограничивается высшим светом. Она даже ни разу не путешествовала по стране, проводя годы в нескольких своих дворцах. Любопытство королевы было особого свойства: она любила все яркое и блестящее, ослеплявшее сразу и забывающееся мгновенно. Известно, что Мария-Антуанетта в жизни не прочла до конца ни единой книги и даже письма и важнейшие документы едва пробегала глазами, чтобы тут же отбросить: она не желала задумываться ни о чем серьезном, что может навеять скуку. «Я страшусь скуки», - признавалась она.
Однако годы шли, а королева так и не выполнила своего главного долга - не подарила королю наследника. Мария-Терезия, все более обеспокоенная липовой семейной жизнью дочери, прислала к ней ее брата, императора Иосифа . Тот уговорил Людовика сделать необходимую операцию, и Мария-Антуанетта наконец познала радости плотских удовольствий.
19 декабря 1778 года Мария-Антуанетта произвела на свет дочь Марию-Терезу-Шарлотту , а в октябре 1781 года она подарила Франции долгожданного наследника Луи-Жозефа . Став матерью, Мария-Антуанетта заметно преобразилась: она стала гораздо спокойнее, домашнее, с большей нежностью относилась к мужу, все больше времени проводила в его обществе. Детей она обожала - с ними ее жизнь, блестящая и пустая, наконец обрела смысл. Позже она родила еще двоих детей - сына Луи-Шарля и дочь Софию-Беатрису, которая скончалась, не дожив до года.
Рождение дофина, вызвавшее в стране огромную радость, стало, однако, причиной интриг против Марии-Антуанетты. Придворные и раньше не могли ей простить, что она, удалившись в Малый Трианон, лишила Версаль блеска, а его обитателей - счастья быть приближенными к королевской чете. Те, кого она не допустила в свой узкий круг, чувствовали себя оскорбленными и униженными.

1787 г.
Мари Виже-Лебрен. "Портрет Марии-Антуанетты с детьми".

1785-1786 гг.
Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер

1792 г.
Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского.

К недовольным королевой добавились и братья короля: пока у Людовика не было сына, наследником был его брат Луи Станислас Ксавье, граф Прованский , - теперь же вожделенная корона ускользала из его рук. Сплотивший вокруг себя недовольных королевой и ее супругом, он начал жестокую и остроумную кампанию по дискредитации имени Марии-Антуанетты: во многом именно этим кружком были выдуманы многочисленные слухи о порочности, жадности, сексуальной развращенности и прочих грехах королевы. Ее обвиняли даже в противоестественной связи с ее ближайшими подругами - принцессой Ламбаль и герцогиней де Полиньяк . Но ложь, какой бы неправдоподобной она ни была, падала на благодатную почву: разочарованная в своих надеждах Франция, погруженная в нищету и отчаяние, начинала ненавидеть королеву, виня ее во всех бедах. Ведь она была иностранка, австриячка, ей нет дела ни до страны, ни до своих подданных. До сих пор жив анекдот: будто однажды Марии-Антуанетте доложили, что у французов нет хлеба... «Пусть едят пирожные», - легкомысленно отмахнулась королева. Эта история - выдумка, но ее живучесть прекрасно подчеркивает, насколько во Франции не любили Марию-Антуанетту.
Окончательно разрушила репутацию королевы знаменитая история с ожерельем: желавший добиться ее расположения кардинал Луи Роган , потомок одной из знатнейших аристократических фамилий, подстрекаемый авантюристкой Жанной де ла Мотт , будто бы по просьбе Марии-Антуанетты купил у ювелиров роскошнейшее бриллиантовое колье, ранее принадлежавшее мадам Дюбарри. Авантюристка исчезла вместе с колье, а ювелиры в один прекрасный день явились к королеве требовать обещанную сумму: полтора миллиона ливров.

Разгневанная королева немедленно велела арестовать Рогана и всех, кто был причастен к этому делу. Следствие выяснило, что королеву изображала некая актриса, нанятая де ла Мотт. Хотя Мария-Антуанетта была оскорблена тем, что Роган счел, будто бы королева способна бегать ночью на свидания и покупать драгоценности через подставных лиц, суд оправдал его: в глазах судей и всего народа королева была способна еще и не на такое. Как справедливо заметил позже Наполеон, «королева невиновна, и, для того чтобы общественное мнение признало эту ее невиновность, она выбрала судьей парламент. Именно поэтому все стали считать королеву виновной».
Недовольство народа, измученного неурожаями, высокими налогами, голодом и нищетой, достигло крайней точки. Казна тоже была пуста - ив этом во многом была виновата королева, безоглядно тратившая миллионы на развлечения и подарки друзьям. Король попытался обратиться за помощью к парламенту, однако тот настоял на созыве Генеральных штатов - представительства трех сословий французского общества. Штаты были созваны в мае, а уже в июне депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием.
В то время королевской семье было не до политики: от туберкулеза скончался дофин Луи-Жозеф - его смерть была огромным ударом и для короля, и для его жены. Погруженные в траур, они упустили контроль над ситуацией в стране, очнувшись, лишь когда напряжение достигло высшей точки. 14 июля 1789 года парижане взяли Бастилию, сровняв ее с землей как символ ненавистной монархии. Король впал в апатию - его обычная нерешительность, так дорого стоившая монархии, превратилась в полное бездействие. Когда в октябре разъяренные толпы ворвались в Версаль, он даже не пытался сопротивляться.
Трудно сказать, что двигало Марией-Антуанеттой, которая в эти черные дни решила остаться рядом с супругом. У нее была не одна возможность бежать, спасти себя и детей, однако она предпочла разделить судьбу мужа. Вместе с ним Мария-Антуанетта и их дети, Мария-Тереза и Луи-Шарль, были привезены в Тюильри, где находились под домашним арестом.

Биография Марии-Антуанетты неизменно связана с эпохальными событиями самой Франции. Ведь время ее жизни и пребывания в королевском дворце припадает на интереснейший период европейской истории.

Ранняя биография Марии-Антуанетты

Будущая королева была рождена в ноябре 1755 года в столице Габсбургов - Вене, в уважаемой семье, родственной императорскому дому. Ее отцом был император Священной Франц Стефан, а матерью - эрцгерцогиня Мария-Терезия. Свои детские и юношеские годы Мария провела при дворах, в основном это был дворец Шенбрунн. Здесь она воспитывалась согласно строгим дворянским канонам, обучаясь танцам, театральным представлениям, истории, правописанию, политике, живописи, математике и иностранным языкам. Уже в возрасте пятнадцати лет девушку выдают замуж за французского принца Людовика, после чего биография Марии-Антуанетты круто меняется. Вскоре она становится королевой Франции.

Биография Марии-Антуанетты: место на троне

Мария-Антуанетта, биография которой в этих условиях представляла собой лишь развлечения, пышные балы и показательные увлечения модой, стала символом и едва ли не главным объектом ненависти со стороны широких масс. И действительно, имея значительное влияние на своего мужа, она в немалой степени способствовала отдалению королевского двора от народа. Вплоть до комичных ситуаций, когда высшие аристократы вовсе потеряли связь с реальностью и близко не понимали, что происходит в стране. В этом отношении известна ее показательная фраза в ответ на сообщение о том, что люди требуют хлеба: «Если они не имеют хлеба, пусть питаются пирожными!»

Лебединой песней королевской четы стал финансовый кризис 1788 года, когда король созвал парламент с целью попытаться взять очередные денежные займы. После неудачи в ярости старался арестовать ряд членов парламента и вовсе упразднить этот институт. Это привело к длинной веренице событий, в результате чего была народными массами взята политическая тюрьма Бастилия, династия Бурбонов свержена с престола, а сама королевская чета казнена 1793 году.

Мария-Антуанетта. Биография. Дети

В этом браке было рождено четыре ребенка. Два принца погибли еще в детстве, в бурные времена революции. Дочь София даже не дожила до этого, умерев вовсе в раннем возрасте в 1787 году, а вот старшей дочери удалось скрыться в Вене. Позже она вернулась во Францию и даже стала официальной принцессой во времена реставрации династии.

16 мая 1770 года состоялось бракосочетание дофина Людовика, будущего короля Франции, с дочерью австрийской императрицы - Марией-Антуанеттой. Брак их начался с трагических событий, повлекших за собой гибель людей. Возможно, это стало предзнаменованием для всей их последующей совместной жизни и правления.

Стоит отметить, что недобрые знаки преследуют Марию-Антуанетту с раннего детства. В день ее рождения в Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение, отголоски которого ощущала вся Европа. Изначально супругой будущего короля Франции должна была стать вовсе не она, а ее старшая сестра Шарлотта. Мать - императрица Мария Терезия надеялась этим браком установить прочный союз с Бурбонами.

Однако перед самым отъездом к своему жениху, королю Фердинанду I, от оспы умирает еще одна сестра - Мари Жозефа, и ее место приходится занять Шарлотте. Так юная Антуан, как называли Марию Антонию дома, стала невестой дофина Людовика.

Мария-Антуанетта обладала красотой матери и невероятным шармом. Ее учитель хоть и говорил, что «она не отличается ни выдающимся умом, ни хитростью», отмечал ее живой и смешливый характер. Она была обворожительна и умела очаровать собеседника, кроме того, Антуан настолько изумительно держала себя, что считалась прирожденной королевой.

Людовик Август не блистал внешней красотой - он был склонен к полноте и прыщав. Дофин был болезненно застенчив и скован, он хорошо учился, любил историю и право, покой и работу руками. Ярких эмоций по поводу предстоящей свадьбы он тоже не испытывал, о встрече с невестой в дневнике сохранилась лаконичная запись: «14 мая 1770 года - встреча с будущей женой».

По случаю свадебных торжеств был заготовлен фейерверк. По нелепой случайности искры от шутих попали в хранилище с пиротехникой. Разорвавшие Париж взрывы вызвали панику - обезумевшая толпа бросилась бежать, на соседних улицах проходила ярмарка, образовалась давка, кареты наезжали парижан, люди падали в канавы.

В итоге погибли 132 человека и около 500 получили ранения. Только благодаря тому, что карета Марии-Антуанетты припозднилась с выездом, она не попала в гущу событий. Подробности трагедии от нее старались утаить.

Марию-Антуанетту приняли во Франции довольно радушно, даже несмотря на то, что она была «австриячкой», ей удалось завоевать любовь двора. Она была 15-летней девочкой, которую ждала роскошная жизнь при дворе, она хорошо относилась к своему немного неказистому, но доброму мужу, была слегка наивной и доверчивой. Однако одно обстоятельство омрачало ее замужество - дофин не желал консумировать брак и никто не понимал, почему.

Мария-Антуанетта была раздосадована тем, что весь Версаль обсуждает ее мужа-импотента и воскликнула: «Как можно публично обсуждать столь личные вещи?». Вскоре насмешки перекинулись и на саму Антуан, ее называли фригидной и неспособной разжечь в муже огонь. Мать писала ей письма, в которых требовала любыми способами увлечь своего супруга. Такое легкомысленное положение прощалось чете, пока привил дед дофина - Людовик XV.

В то время Людовик охотнее делился с супругой своими успехами в охоте или в слесарном деле, чем делил с ней супружеское ложе. Мария-Антуанетта же дружила с мужем и проводила свои дни в веселье и развлечениях, тратила деньги без счета и привыкала к нравам версальского двора. Нередко она показывала и свой гордый нрав.

Например, она, как и ее супруг, невзлюбила фаворитку Людовик XV мадам Дюбарри. Мария-Антуанетта просто не понимала, как эта бывшая модистка и проститутка может вести себя в Версале, как дома. Дочь Габсбургов даже отказывалась заговорить с Дюбарри. Поначалу это забавляло короля, но вскоре, поскольку Дюбарри постоянно жаловалась на то, что дофина продолжает нарушать законы придворного этикета, Людовик XV потребовал от внука повлиять на супругу.

О расколе при дворе стало известно и матери Марии-Антуанетты, которая заявляла, что нельзя показывать свой нрав, пока не родила наследника и не упрочила свои позиции. Принцесса сдалась и на одном из приемов обратилась к Дюбарри с единственной фразой: «Не правда ли, в Версале сегодня чересчур многолюдно». Фаворитка и король были вполне удовлетворены этим, а Мария-Антуанетта больше никогда не разговаривала с Дюбарри. Она продолжала противится версальским обычаям и проводила дни в надежде себя развлечь.

Но все резко изменилось, когда в 1774 году от оспы умер Людовик XV и ее муж стал королем Франции. Теперь брак требовал не просто «узаконивания», но и скорейшего появления наследника. Оказалось, что причиной такой холодности Людовика в супруге была не столько его застенчивость, сколько недуг - король страдал фимозом, поэтому при физической близости он испытывал боль. Наконец, Людовик согласился на осмотр врача и с помощью нехитрой операции они смогли решить проблему. И вот спустя семь лет после заключения брака, Мария-Антуанетта смогла забеременеть.

Двор, конечно, был не рад рождению девочки, чего нельзя сказать о короле. В знак благодарности он подарил супруге дворец недалеко от Версаля, куда она и переселилась. Людовик XVI ее почти не навещал и жил спокойной размеренной жизнью, так как не любил шума. А королева продолжала вести разгульный образ жизни, не уставала задавать моду, окружала себя фаворитами и друзьями, балы сменяли праздники, а деньги текли рекой. Добродушный муж не решался сокращать расходы жены, а казна тем временем пустела.

В 1781 году у супругов наконец-то появился долгожданный наследник, а в 1785 году - еще один мальчик. Мария-Антуанетта постепенно остепенилась и стала стараться больше времени уделять семье, но былая дурная слава продолжала ее преследовать.

Своей разгульной жизнью и «советами» простым парижанам о поедании пирожных вместо хлеба, которые ходили в народе, она настроила людей против себя. Поэтому разгневанная толпа, когда случилась Рреволюция, не пожалела ни ее мужа, ни ее саму.

Королевскую семью перевезли под домашний арест в замок Тюильри. Мария-Антуанетта разработала план побега, хотя муж и настаивал оставить его, королева была непреклонна - если бежать, то всей семьей. В одной из деревень их узнали и отправили обратно. Вскоре всю королевскую семью заключили в тюрьму Темпль. Именно в то тяжелое время, возможно, впервые, они сблизились по-настоящему, наконец, у короля и королевы появилось время на семью.

В январе 1793 года плачущая королева проводила своего супруга на эшафот. Вскоре ее разлучили с детьми и перевели в другую тюрьму, а в октябре она вслед за мужем предстала перед толпой на площади Революции.