Что такое штурмовик самолет. Разница между истребителем и штурмовиком. Смотреть что такое "Штурмовик" в других словарях

Современный темп жизни часто приводит к появлению проблем с желудочно-кишечным трактом. При этом они могут носить как периодический характер (переедание), так и постоянный (хронический панкреатит). Вне зависимости от причины, вызвавшей дискомфорт в пищеварительной системе, человеку назначаются ферментные препараты. Чаще всего пациент сталкивается с выбором между аналогичными (по действующему веществу) лекарственными средствами. Панкреатин и Креон относятся именно к этой категории, поэтому важно определиться, что лучше выбрать в каждом конкретном случае.

В чем разница препаратов

Хотя в составе Панкреатина и Креона одно действующее вещество, его концентрация в препаратах различается.

Из данной таблицы видно, что отличие Креона заключается в дозировке. Вне зависимости от формы выпуска, он содержит большее число ферментов, что значительно повышает его эффективность.

Кроме того, существенные различия Креона и Панкреатина заключены в лекарственной форме.

  • Креон выпускается в виде желатиновых капсул. Их содержимое представляет собой сотни минимикросфер, каждая единица которых покрыта особым кислотоустойчивым составом. Оболочка капсулы растворяется под воздействием кислой среды желудочного содержимого, высвобождая микросферы. В результате происходит их равномерное смешивание с химусом (кашицей из полупереваренной пищи). Это способствует более равномерному действию ферментов и значительному увеличению их активности.
  • Панкреатин представлен таблетками, покрытыми кишечнорастворимой оболочкой. Они в неизменном виде проходят через желудок и попадают в кишечник. Там в щелочной среде защитная оболочка растворяется и активируются амилаза, липаза и протеаза. Но в этом случае наблюдается сначала точенная концентрация веществ, которая распределяется во всем объеме по мере растворения таблетки. Поэтому скорость действия Панкреатина будет значительно меньше.

Что лучше

Несмотря на различия, оба средства применяются для восполнения дефицита ферментов поджелудочной железы при следующих состояниях:

  • муковисцидоз (редко встречаемое заболевание, передающееся по наследству);
  • вялотекущее воспаление поджелудочной железы (хронический панкреатит);
  • восстановительный период после приступа острого панкреатита;
  • хирургические вмешательства на органах пищеварения (желудке, поджелудочной железе, печени, желчном пузыре) и их частичное или полное удаление;
  • злокачественные процессы в пищеварительном тракте;
  • после облучения органов ЖКТ;
  • нарушение питания, выраженное в повышенном потреблении жирного, жареного и острого.

Поэтому точно решить, что подходит больше (Креон или Панкреатин) в каждом конкретном случае, сложно. При наличии серьезных заболеваний лучше всего проконсультироваться с врачом.


А чтобы решить, что подойдет лучше для устранения последствий переедания, следует ознакомиться с преимуществами и недостатками обоих препаратов.

Преимущества и недостатки Креона

Креон является оригинальным препаратом, поэтому его клинические испытания проводились в полном объеме. Это говорит о большей безопасности препарата.

Также в его составе содержатся ферменты в более высоких концентрациях, следовательно, частота приема будет отличаться в меньшую сторону.

За счет особого строения лекарственной формы, Креон действует сразу во всем объеме потребленной пищи. Поэтому он помогает быстрее справиться с расстройством пищеварения.

Главным и основным недостатком препарата стала цена. Стоимость препарата значительно выше как Панкреатина, так и других аналогов.


Преимущества и недостатки Панкреатина

Достоинством Панкреатина становится его доступность любым слоям населения. Его цена как правило не превышает 50-100 рублей.

Также препарат выпускается сразу несколькими фармацевтическими компаниями (в большей части российскими). Поэтому не возникает проблем с поиском его в аптеках.

К минусам относится малая концентрация, при этом не все производители точно указывают ее на упаковке. Из-за этого следует тщательнее подходить к расчету необходимой дозы.


Какие выводы можно сделать

  1. Курс лечения Панкреатином обойдется дешевле.
  2. Креон и Панкреатин могут использоваться как при нарушении диеты, так и для лечения более серьезных патологических состояний.
  3. Креон действует быстрее и эффективнее справляется с проблемами пищеварения. Поэтому чаще используется в комплексном лечении тяжелых заболеваний ЖКТ.
  4. Панкреатин в меньшей степени вызывает развитие побочных эффектов (из-за небольших дозировок в одной таблетке).

Применение ферментных препаратов без назначения врача может носить разовый характер. Но если симптомы несварения заставляют вас ежедневно пить таблетки, стоит обратиться к гастроэнтерологу.

Зачем человеку нужны пищеварительные ферменты?

Стеапсин и протеолитические ферменты - являются пищеварительными ферментами или энзимами, которые расщепляют сложные соединения до более простых. Крахмал расщепляет углеводы, стеапсин триглицериды, а протеолитические ферменты полипептиды. Все они вырабатываются в поджелудочной железе.

Ферменты помогают витаминам и минеральным веществам усваиваться в организме. Без участия ферментов не могут работать гормоны. Если у человека мало пищеварительных ферментов, то его организм плохо усваивает из пищи все полезные и необходимые вещества, возникают болезни кишечника, нарушен стул, а также есть риск сбоев в работе поджелудочной железы.

Изжога, отрыжка, понос или запор - все это говорит либо о дефиците ферментов, либо о том, что ферменты не справляются с нагрузкой. Например, когда человек переел либо резко вышел из диеты.

Действующие вещества

Панкреатин - это средство, которое включает в себя крахмал, стеапсин и протеаза. Поскольку эти ферменты вырабатываются исключительно поджелудочной железой, то для фармацевтических целей их добывают из данного органа у свиней и крупного рогатого скота.

Панкреатин является действующим веществом таких медикаментозных препаратов как:

  • «Панкреатин»;
  • «Креон»;
  • «Мезим»;
  • «Микразим»;
  • «Пангрол»;
  • «Панзинорм»;
  • «Пензитал»;
  • «Эрмиталь»;
  • «Фестал»;
  • «Юниэнзим».

Данные лекарства восполняют в организме нехватку пищеварительных ферментов, и в некоторой степени выполняют функцию поджелудочной железы.

Они, по сути, имеют практически одинаковые показания к применению, назначаются врачом при заболеваниях ЖКТ и поджелудочной железы:

  1. Гастрокардиальный синдром (болезнь Ремхельда);
  2. Метеоризм;
  3. Хронический панкреатит;
  4. Диарея, не вызванная инфекциями;
  5. Дисперсия;
  6. После переедания и при резком выходе из диеты.

Как принимать панкреатин?

Панкреатин в чистом виде содержится в медицинском препарате «Панкреатин». Производится он в странах СНГ. Панкреатин содержит умеренную дозу действующего вещества, а поэтому может быть применен для профилактики болезней ЖКТ, перед застольем или когда человек немного переел.

Принимать его нужно во время еды, по 2-3 таблетки 3-5 раз в день.

Мезим или панкреатин: что лучше?

Мезим рекламируется производителем как отличное средство при вздутии, переедании, изжоге и тяжести в животе. Но и Панкреатин тоже способен устранить эти симптомы, поэтому ввиду более низкой цены им заменяют Мезим.

Однако между этими препаратами есть отличия : одна таблетка Мезима содержит в себе 3500 ЕД стеапсина, 4200 ЕД крахмала, 250 ЕД протеолитических ферментов, в Панкреатине точный состав неизвестен.

Получается, что Мезим имеет существенное преимущество перед Панкреатином: его состав строго дозирован и известен покупателю, а значит принимать его гораздо проще и безопаснее.

Пензитал или панкреатин: что лучше?

Воздействующее вещество Пензитала - все тот же панкреатин. Таблетка Пензитала имеет следующий качественный и количественный химический состав:

  • Амилаза присутствует в количестве 4500 ЕД,
  • Стеапсин - 6000 ЕД,
  • Протеолитические ферменты - 300 ЕД.

Пензитал сильнее Мезима и Панкреатина, так как в его составе больше пищеварительных ферментов. Таблетки Пензитала нужно пить после, или во время приема пищи.

Пензитал отпускается в твердой форме, дозировка препарата подбирается на основании того, сколько нужно липазы для организма, с учетом необходимого количества данного фермента на 1 килограмм массы тела.

Креон или панкреатин: что лучше?

Креон еще один препарат схожий по действию с Панкреатином. Он выпускается в форме капсул, в каждой капсуле имеется строгая доза стеапсина, крахмала и протеолитических ферментов, например в Креон 100 содержится 1000 ЕД липазы, 800 ЕД амилазы, 680 протеазы.

В чем принципиальные отличия Креона от Панкреатина:

  • В Креоне содержится большая дозировка панкреатина, чем в Панкреатине, причем в Креоне строго соблюдено количество стеапсина, крахмала и протеолитических ферментов;
  • В состав обоих препаратов входят дополнительные ферменты, например химотрипсин, трипсин и альфа-амиаза, но производитель Панкреатина, в отличие от производителя Креона, не указывает их точное количество;
  • Панкреатин выпускается в твердой форме, а Креон - в капсулах, которые как известно действуют быстрее;
  • Капсулы Креона начинают действовать в тонком кишечнике, как и Панкреатина, ведь они покрыты специальной кишечнорастворимой оболочкой.

Из вышесказанного следует, что Креон из-за большой дозы панкреатина следует принимать при серьезных заболеваниях , например при хроническом панкреатите. Панкреатин в таком случае окажется слишком слабым препаратом.

По этой же причине не стоит пить Креон без назначения врача, для профилактики и при переедании. В таких случаях лучше отдать предпочтение Панкреатину.

Если сравнить препараты Панкреатин, Мезим, Пензитал и Креон, то можно увидеть, что в их составе один и тот же элемент, имеют одни и те же показания к употреблению, и основаны на одном принципе действия. Единственным существенным отличием всех этих лекарств является количественный состав действующих ферментов, который и играет решающую роль при выборе одного из них. Что лучше, Панкреатин или Креон, Панкреатин или Мезим, Креон или Пензитал, можно сказать только в конкретном случае, если точно знать этимологию заболевания, его тяжесть и индивидуальные особенности человеческого организма.

Видео: сравнение показателей и состава

В этом ролике Елена Малышева расскажет про различные ферментные средства, расскажет какие из них лучше:

В общевойсковом наступательном бою можно обойтись без поддержки с воздуха: гаубичный артиллерийский дивизион Советской армии мог за один час обрушить на голову врага полтысячи снарядов калибра 152 мм! Артиллерия бьет в туман, грозу и вьюгу, а работа авиации зачастую бывает ограничена неблагоприятными погодными условиями и темным временем суток.


Конечно, у авиации имеются свои сильные стороны. Бомбардировщики могут использовать боеприпасы огромной мощности – пожилой Су-24 стрелой взмывает ввысь с двумя авиабомбами КАБ-1500 под крылом. Индекс боеприпаса говорит сам за себя. Трудно представить себе артиллерийское орудие, способное стрелять такими же тяжелыми снарядами. Чудовищная морская пушка «Тип 94» (Япония) имела калибр 460 мм и массу орудия 165 тонн! При этом дальность её стрельбы едва достигала 40 км. В отличии от японской артиллерийской системы, Су-24 может «забросить» парочку своих 1,5-тонных бомб на пять сотен километров.

Но для непосредственной огневой поддержки наземных войск не требуется столь мощных боеприпасов, как и сверхбольшой дальности стрельбы! Легендарная пушка-гаубица Д-20 бьет на 17 километров – более чем достаточно для поражения любых целей в прифронтовой полосе. А мощности её снарядов массой 45-50 килограммов хватает для поражения большинства объектов на переднем крае обороны противника. Ведь неслучайно, в годы Второй мировой войны Люфтваффе отказалось от «соток» – для непосредственной поддержки наземных войск было достаточно авиабомб массой 50 кг.

В результате, мы сталкиваемся с удивительным парадоксом – с точки зрения логики, эффективная огневая поддержка на переднем крае может быть обеспечена только лишь применением артиллерийских средств. Нет никакой необходимости в применении штурмовиков и прочих «самолетов поля боя» - дорогих и ненадежных «игрушек» с избыточными возможностями.
С другой стороны, всякий современный общевойсковой наступательный бой без качественной поддержки с воздуха обречен на скорое и неминуемое поражение.

У штурмовой авиации есть свой секрет успеха. И этот секрет никак не связан с летными характеристиками самих «самолетов поля боя», толщиной их брони и мощностью бортового вооружения.
Чтобы решить головоломку, предлагаю читателям познакомиться с семью лучшими штурмовиками и самолетами непосредственной поддержки войск в истории авиации, проследить боевой путь этих легендарных машин и ответить на главный вопрос: для чего нужна штурмовая авиация?

Противотанковый штурмовик A-10 «Тандерболт II» («Удар грома»)

Норм. взлетная масса: 14 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: семиствольное орудие GAU-8 с боезапасом 1350 снарядов. Боевая нагрузка: 11 точек подвески, до 7,5 тонн бомб, блоков НУРС и высокоточного . Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость у земли 720 км/ч.


«Тандерболт» - не самолет. Это настоящая летающая пушка! Главным конструктивным элементом, вокруг которого построен штурмовик «Тандерболт», является невероятное орудие GAU-8 с вращающимся блоком из семи стволов. Мощнейшая из авиационных пушек калибра 30 мм, когда-либо устанавливавшихся на самолетах – её отдача превышает силу тяги двух реактивных двигателей «Тандерболта»! Темп стрельбы 1800 – 3900 выстр./мин. Скорость снаряда на срезе ствола достигает 1 км/с.

Рассказ о фантастической пушке GAU-8 был бы неполным без упоминания о её боеприпасах. Особенно популярен бронебойный PGU-14/B с сердечником из обедненного урана, пробивающий на дистанции 500 метров под прямым углом 69 мм брони. Для сравнения: толщина крыши советской БМП первого поколения 6 мм, борт корпуса 14 мм. Феноменальная точность орудия позволяет с дистанции 1200 метров уложить 80% снарядов в круг диаметром около шести метров. Другими словами, односекундный залп на максимальной скорострельности дает 50 попаданий во вражеский танк!



Достойный представитель своего класса, созданный в разгар Холодной войны для истребления советских танковых армад. «Летающий крест» не страдает от отсутствия современных прицельно-навигационных систем и высокоточного оружия, а высокая живучесть его конструкции была не раз подтверждена в локальных войнах последних лет.

Самолет огневой поддержки АС-130 «Спектр»

Норм. взлетная масса: 60 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: 105 мм гаубица, 40 мм автоматическая пушка, два 6-ти ствольных «Вулкана» калибра 20 мм. Экипаж: 13 человек. Макс. скорость 480 км/ч.

При виде атакующего «Спектра» Юнг и Фрейд обнялись бы как братья и заплакали от счастья. Национальная американская забава – отстрел папуасов из пушек с борта летящего самолета (т.н. «ганшип» - пушечный корабль). Сон разума рождает чудовищ.
Идея «ганшипа» не нова – попытки установить на самолет тяжелое вооружение делались еще во времена Второй мировой. Но лишь янки догадались смонтировать батарею из нескольких пушек на борту военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес» (аналог советского Ан-12). При этом, траектории выпущенных снарядов перпендикулярны курсу летящего самолета – пушки ведут огонь сквозь амбразуры в левом борту.

Увы, весело пострелять из гаубицы по проплывающим под крылом городам и поселкам не получится. Работа АС-130 намного прозаичнее: цели (укрепленные пункты, скопления техники, мятежные кишлаки) выбираются заранее. При подходе к цели, «ганшип» делает вираж и начинает кружить над целью с постоянным креном на левый борт, таким образом, чтобы траектории снарядов сходились точно в «точке прицеливания» на поверхности земли. В сложных баллистических расчетах помогает автоматика, «Ганшип» оснащен самыми современными прицельными системами, тепловизорами и лазерными дальномерами.

Несмотря на кажующийся идиотизм, АС-130 «Спектр» - простое и гениальное решение для локальных конфликтов низкой интенсивности. Главное, чтобы у противовоздушной обороны противника не было ничего серьезнее ПЗРК и крупнокалиберных пулеметов – иначе, никакие тепловые ловушки и оптико-электронные системы защиты не спасут «ганшип» от огня с земли.


Рабочее место наводчика



Рабочее место заряжающих

Двухмоторный штурмовик Хеншель-129

Норм. взлетная масса: 4,3 тонны. Стрелково-пушечное вооружение: 2 пулемета винтовочного калибра, две автоматические пушки калибра 20 мм со 125 снарядами на ствол. Боевая нагрузка: до 200 кг бомб, подвесных пушечных контейнеров или другого вооружения. Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость 320 км/ч.


Самолет настолько уродлив, что нет никакой возможности показать его реальное ч/б изоображение. Hs.129, фантазия художника.


Омерзительный небесный тихоход Hs.129 стал самым громким провалом авиационной промышленности Третьего рейха. Плохой самолет во всех смыслах. О его ничтожности говорят учебники для курсантов летных училищ Красной армии: там, где «мессерам» и «юнкерсам» уделены целые главы, Hs.129 удостоился лишь нескольких общих фраз: можно безнаказанно атаковать со всех направлений, кроме атаки в лоб. Короче, сбивайте его, как хотите. Медленный, неуклюжий, слабый, и ко всему еще «слепой» самолет - немецкий летчик не видел из своей кабины ничего, кроме узкого участка передней полусферы.

Серийное производство неудачного самолета возможно было бы свернуто, не успев начаться, но встреча с десятками тысяч советских танков заставило немецкое командование принимать любые возможные меры, лишь бы остановить Т-34 и его бесчисленных «коллег». В результате, убогий штурмовик, выпущенный в количестве всего 878 экземпляров, прошел всю войну. Отметился на Западном фронте, в Африке, на Курской дуге…

Немцы неоднократно пытались модернизировать «летающий гроб», ставили на него катапультируемое кресло (иначе пилоту было не спастись из тесной и неудобной кабины), вооружали «Хеншель» 50 мм и 75 мм противотанковыми пушками – после такой «модернизации» самолет едва держался в воздухе и кое-как развивал скорость 250 км/ч.
Но самой необычной была система «Форстерзонд» - оснащенный металлодетектором самолет летел, едва не цепляясь за верхушки деревьев. При срабатывании датчика в нижнюю полусферу выстреливались шесть снарядов калибра 45 мм, способные проломить крышу любого танка.

История о Hs.129 – это история о летном мастерстве. Немцы никогда не жаловались на плохое качество техники и воевали даже на таких убогих машинах. При этом, время от времени, добивались некоторых успехов, на счету проклятого «Хеншеля» немало крови советских солдат

Бронированный штурмовик Су-25 «Грач»

Норм. взлетная масса: 14,6 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: двуствольная пушка ГШ-2-30 с боезапасом 250 снарядов. Боевая нагрузка: 10 точек подвески, до 4 тонн бомб, неуправляемых ракет, пушечных контейнеров и высокоточного оружия. Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость 950 км/ч.


Символ жаркого неба Афганистана, советский дозвуковой штурмовик с титановой броней (общая масса броневых плит достигает 600 кг).
Идея дозвуковой высокозащищенной ударной машины родилась в результате анализа боевого применения авиации по наземным целям на учениях «Днепр» в сентябре 1967 года: всякий раз, лучшие результаты демонстрировал дозвуковой МиГ-17. Устаревший самолет, в отличие от сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7 и Су-17, уверенно находил и прицельно поражал точечные наземные цели.

В результате на свет появился «Грач», специализированный штурмовик Су-25 с предельно простой и живучей конструкцией. Неприхотливый «самолет-солдат», способный работать по оперативным вызовам сухопутных войск в условиях сильного противодействия фронтовой ПВО противника.

Немалую роль при проектировании Су-25 сыграли «трофейные» F-5 «Тайгер» и А-37 «Дрэгонфлай», прибывшие в Советский Союз из Вьетнама. К тому времени, американцы уже «вкусили» все прелести противопартизанской войны в условиях отсутствия четкой линии фронта. В конструкции легкого штурмовика «Дрэгонфлай» был воплощен весь накопленный боевой опыт, купленный, к счастью, не нашей кровью.

В результате, к началу Афганской войны Су-25 стал единственным самолетов советских ВВС, максимально приспособленным к подобным «нестандартным» конфликтам. Кроме Афгана, благодаря своей дешевизне и простоте эксплуатации, штурмовик «Грач» отметился в паре десятков вооруженных конфликтов и гражданских войн по всему миру.

Лучшее подтверждение эффективности Су-25 – «Грач» не сходит с конвейера тридцать лет, помимо базовой, экспортной и учебно-боевой версии, появился ряд новых модификаций: противотанковый штурмовик Су-39, палубный самолет Су-25УТГ, модернизированный Су-25СМ со «стеклянной кабиной» и даже грузинская модификация «Скорпион» с зарубежной авионикой и прицельно-навигационными системами израильского производства.


Сборка Су-25 "Скорпион" на грузинском авиазаводе "Тбилавиамшени"

Многоцелевой истребитель P-47 «Тандерболт»

Норм. взлетная масса: 6 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: восемь пулеметов 50-го калибра с боезапасом 425 патронов на ствол. Боевая нагрузка: 10 точек подвески для 127 мм неуправляемых реактивных снарядов, до 1000 кг бомб. Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость 700 км/ч.

Легендарный предшественник современного штурмовика А-10, спроектированный грузинским авиаконструктором Александром Картвелишвили. Считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Роскошное оснащение кабины пилота, исключительная живучесть и защищенность, мощное вооружение, дальность полета 3700 км (от Москвы до Берлина и обратно!), турбонаддув, позволявший тяжелому самолету вести бой на заоблачных высотах.
Все это достигнуто благодаря появлению двигателя Пратт&Уитни R2800 – невероятной 18-цилиндровой «звезды» воздушного охлаждения мощностью 2400 л.с.

Но что делает эскортный высотный истребитель в нашем списке лучших штурмовиков? Ответ прост – боевая нагрузка «Тандерболта» была сравнима с боевой нагрузкой двух штурмовиков Ил-2. Плюс восемь крупнокалиберных «Браунингов» с общим боезапасом 3400 патронов – любая небронированная цель превратится в решето! А для уничтожения тяжелой бронетехники под крылом «Тандерболта» могли подвешиваться 10 неуправляемых ракет с кумулятивными боевыми частями.

В результате истребитель P-47 успешно применялся на Западном фронте в качестве штурмовика. Последнее, что видели в своей жизни многие немецкие танкисты, – пикирующее на них серебристое тупоносое бревно, извергающее потоки смертельного огня.


P-47D Thunderbolt. На заднем плане Б-29 Enola Gay, Национальный музей Авиации и Космонавтики США

Бронированный Штурмовик Ил-2 vs Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87

Попытка сравнения Ju.87 со штурмовиком Ил-2 всякий раз встречает яростные возражения: да как вы смеете! это разные самолеты: один атакует цель в крутом пикировании, второй – обстреливает цель с бреющего полета.
Но это лишь технические детали. По факту обе машины – «самолеты поля боя», созданные для непосредственной поддержки наземных войск. У них общие задачи и ЕДИНОЕ предназначение. А вот какой из способов атаки эффективнее – выяснить.

Юнкерс-87 «Штука» . Норм. взлетная масса: 4,5 тонны. Стрелково-пушечное вооружение: 3 пулемета калибра 7,92 мм. Бомбовая нагрузка: могла достигать 1 тонны, но обычно не превышала 250 кг. Экипаж: 2 человека. Макс. скорость 390 км/ч (в горизонтальном полете, разумеется).

В сентябре 1941 года было выпущено 12 Ju.87. К ноябрю 1941 года производство «лаптежника» было практически прекращено – всего выпустили 2 самолета. К началу 1942 года производство пикирующих бомбардировщиков вновь возобновилось – всего за последующие полгода немцы построили около 700 Ju.87. Просто удивительно, как выпускавшийся в таких ничтожных количествах «лаптежник» смог натворить столько бед!

Табличные характеристики Ju.87 тоже вызывают удивление – самолет морально устарел еще за 10 лет до своего появления, о каком боевом применении может идти речь?! Но, в таблицах не указано главное – очень прочная, жесткая конструкция и тормозные аэродинамические решетки, позволявшие «лаптежнику» практически отвесно пикировать на цель. При этом Ju.87 мог ГАРАНТИРОВАННО «положить» бомбу в круг радиусом 30 метров! На выходе из крутого пике скорость Ju.87 превышала 600 км/ч – советским зенитчикам было крайне сложно попасть в столь быструю цель, постоянно меняющую свою скорость и высоту. Заградительный зенитный огонь был тоже малоэффективен – пикирующий «лаптежник» мог в любой момент изменить наклон своей траектории и выйти из зоны поражения.
Однако, несмотря на все свои уникальные качества, высокая эффективность Ju.87 объяснялась совсем другими, гораздо более глубокими причинами.

Ил-2 Штурмовик : норм. взлетная масса 6 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: 2 автоматические пушки ВЯ-23 калибра 23 мм с боезапасом 150 снарядов на ствол; 2 пулемета ШКАС с боезапасом 750 выстрелов на ствол; 1 крупнокалиберный пулемет Березина для защиты задней полусферы, боекомплект 150 выстрелов. Боевая нагрузка – до 600 кг бомб или 8 неуправляемых реактивных снарядов РС-82, в реальности бомбовая нагрузка обычно не превышала 400 кг. Экипаж 2 человека. Макс. скорость 414 км/ч

«В штопор не срывается, по прямой летит устойчиво даже с брошенным управлением, садится сам. Прост, как табуретка»


- мнение пилотов Ил-2

Самый массовый самолет в истории боевой авиации, «летающий танк», «бетонный самолет» или попросту «Schwarzer Tod» (неправильный, дословный перевод – «черная смерть», правильный перевод – «чума»). Революционная машина для своего времени: штампованные броневые панели двойной кривизны, полностью интегрированные в конструкцию Штурмовика; реактивные снаряды; мощнейшее пушечное вооружение…

Всего за годы войны было выпущено 36 тысяч самолетов Ил-2 (плюс еще около тысячи модернизированных штурмовиков Ил-10 в первой половине 1945 г.). Количество выпущенных Илов превышало количество всех немецких танков и САУ, имевшихся на Восточном фронте – если бы каждый Ил-2 уничтожил хотя бы по одной единице вражеской бронетехники, стальные клинья Панцерваффе просто перестали бы существовать!

Много вопросов связано с неуязвимостью Штурмовика. Суровая реальность подтверждает: тяжелое бронирование и авиация – вещи несовместимые. Снаряды немецкой автоматической пушки MG 151/20 пробивали бронекабину Ил-2 насквозь. Консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа Штурмовика были вообще выполнены из фанеры и никакого бронирования не имели – очередь зенитного пулемета запросто «отрубала» крыло или хвост от бронекабины с летчиками.

Смысл «бронирования» Штурмовика был в другом – на предельно малых высотах резко возрастала вероятность поражения огнем стрелкового оружия немецкой пехоты. Вот здесь и пригодилась бронекабина Ил-2 - она прекрасно «держала» пули винтовочного калибра, а что касается фанерных консолей крыла, мелкокалиберные пули не могли причинить им вреда – Илы благополучно возвращались на аэродром, имея по несколько сотен пулевых пробоин.

И все же, статистика боевого применения Ил-2 безрадостна: в боевых вылетах было потеряно 10759 самолетов этого типа (без учета небоевых аварий, катастроф и списания по техническим причинам). С оружием Штурмовика тоже все было не так просто:

При стрельбе из пушки ВЯ-23 при общем расходе 435 снарядов в 6 вылетах пилоты 245-го ШАП получили 46 попаданий в колонну танков (10,6 %), из них лишь 16 попаданий в танк точки наводки (3,7 %).


- отчет об испытаниях Ил-2 в НИИ вооружений ВВС

Безо всякого противодействия противника, в идеальных полигонных условиях по заранее известной цели! Более того, стрельба с пологого пикирования плохо сказывалась на бронепробиваемости: снаряды просто рикошетили от брони – ни в одном из случаев броню вражеских средних танков пробить не удалось.

Еще меньше шансов оставляла атака бомбами: при сбросе 4 бомб с горизонтального полета с высоты 50 метров вероятность попадания хотя бы одной бомбы в полосу 20×100 м (участок широкого шоссе или позиция артиллерийской батареи) составляла всего 8%! Примерно той же цифрой выражалась точность стрельбы реактивными снарядами.

Неплохо показал себя белый фосфор, однако, высокие требования к его хранению сделали невозможным его массовое применение в боевых условиях. Но самая интересная история связана с кумулятивными противотанковыми авиабомбами (ПТАБ), весом 1,5-2,5 кг – Штурмовик мог взять на борт до 196 таких боеприпасов в каждом боевом вылете. В первые дни Курской дуги эффект был ошеломительный: Штурмовики «выносили» ПТАБами по 6-8 фашистских танков за один заход, чтобы избежать полного разгрома немцам пришлось срочно менять порядок построения танков. Тем не менее, реальная эффективность этого оружия часто подвергается сомнению: в годы войны было изготовлено 12 миллионов ПТАБ: если хотя бы 10% этого количества было бы применено в бою, а из них 3% бомб попали в цель – от бронетанковых сил Вермахта ничего бы не осталось.

Как показывает практика, основными целями Штурмовиков все-таки были не танки, а немецкая пехота, огневые точки и артбатареи, скопления техники, железнодорожные станции и склады в прифронтовой полосе. Вклад Штурмовиков в победу над фашизмом неоценим.

Итак, перед нами семь лучших самолетов непосредственной поддержки сухопутных сил. Каждый «супергерой» имеет свою уникальную историю и собственный неповторимый «секрет успеха». Как вы могли заметить, все они не отличаются высокими летными характеристиками, скорее наоборот – все как один неуклюжие, тихоходные «утюги» с несовершенной аэродинамикой, отданной на откуп повышенной живучести и вооружению. Так в чем же смысл существования этих самолетов?

152 мм пушка-гаубица Д-20 буксируется грузовым автомобилем ЗиЛ-375 с максимальной скоростью 60 км/ч. Штурмовик «Грач» летит в небе со скоростью в 15 раз быстрее. Это обстоятельство позволяет самолету в считанные минуты прибыть на нужный участок линии фронта и высыпать на голову противнику град мощных боеприпасов. Артиллерия, увы, таких возможностей оперативного маневра не имеет.

Отсюда следует незамысловатый вывод: эффективность работы «авиации поля боя» в первую очередь зависит от грамотного взаимодействия между сухопутными силами и ВВС. Качественная, связь, организация, правильная тактика, грамотные действия командиров, авиадиспетчеры-корректировщики. Если все сделано правильно, авиация принесет на своих крыльях победу. Нарушение данных условий неизбежно вызовет «френдли файр».