Т 35 чертежи. Служба и боевое применение

Немного о многобашенных танках

Т-35 - тяжёлый танк 30-х годов, выпускавшийся в СССР. Является единственным в мире пятибашенным танком серийного производства (в период с 1933 по 1939 годы была произведена 61 машина). Был самым мощным танком Красной армии 30-х годов. До 1941 года не участвовал в боях, однако использовался во время военных парадов, являясь зримым воплощением военной мощи Советского Союза. Т-35 участвовал в боях начального этапа ВОВ, однако довольно быстро были потеряны, но, согласно имеющимся отчетам, в основном из-за возникающих неисправностей.

Работы над тяжёлым танком в СССР начались ещё в конце 20-х годов, но отсутствие у отечественных конструкторов необходимого опыта в данной области не позволяло разработать полноценную боевую машину. Выходом из сложившейся ситуации стало приглашение немецких конструкторов под руководством Эдварда Гротте, которые в 1930 г. прибыли в Советский Союз и совместно с молодыми инженерами начали проектировать тяжёлый танк. И хотя танк ТГ созданный под руководством Гротте в серию не пошёл, советские конструкторы смогли получить бесценный опыт, который был использован при проектировании отечественных тяжёлых боевых машин.

После того как были прекращены работы над танком ТГ КБ, в состав которого входили работавшие с Гротте советские инженеры под руководством Н. В. Барыкова приступили к разработке собственного тяжёлого танка. Задание было выдано Управлением механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии и в нем говорилось: «К 01.08.1932 года разработать и построить 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Во время проектирования танка Т-35 конструкторы использовали полуторалетний опыт работы над танком ТГ, результаты испытаний немецких «Гросстрактор» под Казанью а также материалы комиссии по закупке бронированной техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, который получил обозначение Т-35-1, окончили 20 августа 1932 г. а 1 сентября танк показали представителям УММ РККА. Вес танка составляла 42 тонны, толщина брони - 30-40 миллиметров, в вооружение входили: одна 76-миллиметровая и две 37-миллиметровые пушки (вместо 76-мм орудия на Т-35-1 был установлен макет), и три пулемёта. Экипаж танка состоял 10-11 человек. Габариты танка: длина 9720 мм; ширина 3200 мм; высота 3430 мм. Запас хода 150 км (по шоссе). 500-сильный двигатель М-17 позволял развивать танку скорость до 28 километров в час. Удельное давление на грунт составляло менее 0,7 кг/см². Опорные катки сгруппировали попарно по три тележки на один борт. Верх главной башни имел округлую форму.

Т-35-1 во время испытаний прошедших осенью 1932 года показал хорошие результаты и удовлетворял военных, однако было отмечено несколько недостатков в силовой установке танка. Кроме того, конструкция пневматических приводов управления и трансмиссии была слишком сложной и дорогостоящей для массового производства. Конструкторам предложили доработать проект по выявленным недостаткам, усилить вооружение а также провести унификацию некоторых деталей (например, главной баши) со средним танком Т-28.

Танковое производство завода «Большевик» в феврале 1933 г. выделили в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, при этом КБ Барыкова переформировали в ОКМО (Опытно-конструкторский машиностроительный отдел), который приступил к доработке Т-35-1.

Второй образец, получивший обозначение Т-35-2, был собран в апреле 1933 г., а 1 мая его привлекли для участия в параде на площади Урицкого (бывшая Дворцовая) в Ленинграде. Танк от Т-35-1 отличался, не только главной башей, но и установкой другого двигателя, формой фальшборта и некоторыми другим мелкими деталями.

Параллельно в КБ вели разработку чертежей серийного танка Т-35А. Танк Т-35А имел значительные отличия от Т-35-1(2). Ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые пулемётные башни имели другую конструкцию, средние башни, имеющие увеличенную форму, оснащались 45-миллиметровыми пушками 20К, форму корпуса изменили, кроме того имелись и другие менее значительные отличия. Всё это стало причиной трудностей при изготовлении, поскольку танк Т-35А, по существу, являлся совершенно новой машиной.

Серийное производство танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Работу по улучшению танка начали в 1932 г. Руководителем работ стал Н. В. Цейц. 11.08.1933 г. Т-35 приняли на вооружение а с 1934 танк начал поступать в войска.

В 1933 г. выпустили 2 серийных образца, в 1934 начали к мелкосерийное производство. В различные годы было выпущено следующее количество танков: 1933 - 2; 1934 - 10; 1935 - 7; 1936 - 15; 1937 - 10; 1938 - 11; 1939 - 6.

Всего же с 1933 по 1939 годы было выпущено 2 прототипа и 61 серийная машина.

Во время производства в конструкцию множество раз вносились изменения. Например, в 1937 г. была увеличена толщина бортовых, нижнего и верхнего лобовых листов, броня башен и кормы стала изготавливаться из 23-мм бронеплит; мощность двигателя была повышена до 580 л. с.; вес танка возрос до 52, а затем и до 55 тонн. Число членов экипажа - от 9 до 11 человек. Последние шесть машин, выпущенные в 1938-1939 гг., имели башни конической формы, улучшенные уплотнения корпуса и изменённую конструкцию бортовых экранов. Также были усилены элементы подвески.

Конструкция танка

Т-35 являлся тяжёлым танком классической компоновки, пятибашенным, с двухъярусным расположением пушек и пулемётов. Бронирование танка было адекватным для времени его создания (необходимо отметить, что она не уступало и большинству танков начального периода Второй мировой войны), однако для выполнения задачи прорыва к началу войны его было недостаточно.

Танка имел корпус коробчатой формы, сложной конфигурации. Корпус сваривался (частично клепался) из бронелистов толщиной 10 - 50 миллиметров. Толщина брони танка Т-35 в основном составляла 20 миллиметров (низ лобовой части, борта и корма). Башни выполнялись из брони толщиной 25-30 миллиметров. Слева в носовой части корпуса был выполнен смотровой люк механика-водителя имеющий смотровую щель, прикрытую стеклоблоком. Во время марша люк мог оставаться открытым (открывание производилось вверх, для фиксации служил винтовой механизм). Для входа/выхода механик-водитель использовал люк в крыше корпуса, расположенный над его рабочим местом. Первоначально люк изготавливался как двухстворчатый, но позднее был заменен одностворчатым складным. Поздняя модификация танка, имеющая конические башни имела овальный люк, выполненный по аналогии с конструкцией башенного люка БТ-7. Главная башня имела шестигранный пьедестал - так называемый «шестигран». По его бокам располагались ящики, предназначенные для размещения приборов создания дымовой завесы. Позади кормовых башен были выполнены воздухозаборные жалюзи, которые прикрывались бронеэкранами, а также люк доступа к двигателю. Глушитель располагался позади люка. В верхнем листе кормы было выполнено круглое отверстие, предназначенное для установки вентилятора. Отверстие прикрывалось съёмным бронеколпаком, имеющим жалюзи.

Главная башня Т-35 и башня танка Т-28 первых выпусков были идентичными по конструкции (вплоть до момента введения конических башен у главной башни не было шаровой штатной установки кормового пулемёта). Она имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемёт. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом.

Конструкция средних башен идентична башням танка БТ-5, однако без кормовой ниши. Форма башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-миллиметровая пушка и пулемёт, спаренный с ней, устанавливались в ее передней части.

Тяжёлый танк Т-35

Малые пулемётные башни имели такую же конструкцию, как и пулемётные башни танка Т-28, однако, в отличие от них, были оснащены кольцевыми рымами, используемыми при демонтаже. Цилиндрические башни в носовой части имели смещённым вправо выступом. В ее лобовом листе размещался пулемёт ДТ в шаровой установке.

Последние серийные танки Т-35 имели конические башни, при этом конструкция их главной башни была идентична башне Т-28.

Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса - 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.

Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Двигатель и трансмиссия

V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 имеющий жидкостное охлаждение, был установлен в задней части корпуса. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л. с. Это позволяло танку развивать скорость до 30 км/ч по трассе и около 12 км/ч на пересеченной местности. Топливными баками ёмкостью 910 литров обеспечивался запас хода до 150 км по шоссе. Двигатель и механическая пятискоростная коробка передач соединялись через главный фрикцион. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, имеющие ленточные тормоза.

Ходовая часть

Каждая сторона гусеничного движителя состоял из: восьми обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, шести поддерживающих катков имеющих резиновые шины, направляющих колёс оснащенных винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колёс имеющих съёмные зубчатые венцы, мелкозвенчатых гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками. Траки соединялись пальцами, которые стопорились при помощи шплинтов. Между передними опорными катками и направляющими колёсами устанавливались натяжные ролики, которые предотвращают прогибы передних ветвей гусениц во время преодоления вертикальных препятствий.

Подвеска - блокированная, в тележке по два катка; подрессоривание при помощи двух спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-миллиметровыми бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъёмы до 36°, брод глубиной 1,2 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, рвы шириной 3,5 м. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см². На маневренности танка неблагоприятно сказывалось большое значение отношения его длины к ширине (> 3).

Электрооборудование

Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну вокруг главной башни, телефонным переговорным устройством на семь абонентов, системой дымопуска. Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением сети 12В.

Размещение экипажа

Во время производства количество членов экипажа танка Т-35 колебалось от 9 до 11 человек, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной серии. В большинстве случаев размещение экипажа выглядело так. В верхней – главной башне, которая была унифицирована с башней Т-28, размещалось три члена экипажа: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик, и радист (также выполняющий функции заряжающего). В двух башнях, в которых устанавливались 45-миллиметровые пушками, находилось по два человека - пулемётчик и наводчик, в пулемётных башнях - один стрелок. Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой. Задние и передние башни сообщались между собой попарно. Между гусеницами в передней части танка находилось отделение управления, в котором размещался механик-водитель (имел ограниченный обзор из-за того, что ветви гусениц сильно выступали вперёд, зачастую машиной управляли практически вслепую).

Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны. Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.

Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 - в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы - простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины - танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

T-35 – тяжёлый многобашенный танк

В первые межвоенные годы большинство танковых держав вооружали свои армии почти исключительно лёгкими танками. Однако

, наряду с лёгкими танками, в некоторых странах мелкими сериями и даже единичными экземплярами строились и тяжёлые боевые многобашенные бронированные машины, которые называли сухопутными дредноутами . Не обошло это увлечение и советское танкостроение: советским представителем класса сухопутных дредноутов стал тяжёлый многобашенный танк Т-35 .


Начало работ по созданию Т-35 относится к 1929-30 годам, когда группа специалистов Опытного конструкторско-машиностромтельного отдела (ОКМО), возглавляемого Н. В. Барыковым, разработала проект экспериментальной машины этого типа. Она рассматривалась как танк резерва Главного командования при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос.
Опытный образец танка Т-35 , впоследствии названый Т-35-1 , был изготовлен в 1931 году. Его масса составляла 42 т, броня - 30-40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки, а также три пулемета; экипаж - 10 человек. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки (на борт). Верх главной башни - округлой формы.

Традиционно распространено мнение, что Т-35 был создан под влиянием британского танка A1E1 «Independent» , однако в архивных документах нет данных о том, что комиссия Семёна Гинзбурга во время своего пребывания в Англии интересовалась этой машиной.

На испытаниях осенью 1932 года Т-35-1 показал неплохие результаты и в принципе удовлетворял военных, но был отмечен ряд недостатков в силовой установке машины. Кроме того, конструкция трансмиссии и пневматических приводов управления была слишком сложной и дорогой для массового производства танка. Конструкторам было предложено доработать проект по указанным направлениям, усилить вооружение и провести унификацию ряда деталей (в частности, главных башен) со средним танком .
В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, а КБ Барыкова переформировано в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся доработкой Т-35-1 .

Параллельно в том же КБ велась разработка чертежей танка Т-35А , предполагавшегося для серийного производства. Т-35А значительно отличался и от Т-35-2 , и от Т-35-1 . Он имел удлинённую на одну тележку ходовую часть, малые пулемётные башни другой конструкции, увеличенные средние башни с

, изменённую форму корпуса. Именно этот прототип и послужил основой для серийной машины.

Серийное изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (ХПЗ). В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б , то его так и не построили, хотя вопрос о производстве этой машины поднимался в течение полутора лет.
Т-35 обходился казне в 525 тысяч рублей За эти же деньги можно было построить девять легких танков .

Вооружение танка Т-35

Основным вооружением танка Т-35 стала 76,2-мм пушка КТ-28 образца 1927/32 годов, представлявшая собой танковый вариант . КТ-28 имела длину ствола в 16,5 калибров. Начальная скорость 7-килограммового осколочно-фугасного снаряда составляла 262 м/с, 6,5-килограммового шрапнельного - 381 м/с. Максимальный угол возвышения пушки составлял +25°, а максимальный угол склонения был равен −5°
Две , обеспечивающие начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с, размещались в двух башнях, расположенных по диагонали. Пушки были закреплены в подвижных бронировках на цапфах, а пулеметы - в шаровых установках, отдельно от пушки.

Боекомплект к 76-мм пушке 96 выстрелов - 48 фугасных гранат и 48 шрапнелей. Бронебойные снаряды к этой пушке были крайне редки, так как для борьбы с бронецелями предназначались сорокопятки. Более того, когда в 1938 году КБ ХПЗ подняло вопрос вопрос о перевооружении Т-35 новой 76-мм пушкой Л-10 вместо КТ, но военные от этого отказались, считая, что «для решения задач сопровождения пехоты хватит мощности КТ, а для борьбы с бронеобъектами вполне достаточно двух 45-мм орудий». Общий боекомплект обеих сорокопяток насчитывал 226 снарядов - 113 бронебойных и 113 осколочно-фугасных.

Вспомогательное вооружение Т-35 состояло из шести 7,62-мм пулемётов ДТ. Два пулемёта размещались в главной башне: один - в лобовой части главной башни в автономной шаровой установке, справа от пушки, другой мог устанавливаться в кормовой нише на бугельной установке и вести огонь через закрывавшуюся броневой крышкой вертикальную амбразуру. Ещё два устанавливались по одному в малых пушечных башнях в спарке с 45-мм орудием. По одному пулемёту устанавливалось в лобовых частях пулемётных башен в шаровых установках. На танках последних серий на люке наводчика устанавливалась также зенитная турельная установка П-40 с пулемётом ДТ, снабжённым для стрельбы по воздушным целям коллиматорным прицелом. Таким образом, общее количество пулемётов танка доводилось до семи. Боекомплект пулемётов составлял 10080 патронов в 160 дисковых магазинах по 63 патрона каждый.

1 – 45-мм пушка, 2 – 76-мм пушка, 3 – перископический прицел ПТ-1, 4 – бронировка выхода антенны, 5 – радиостанция 71-ТК-1, 6 – поручневая антенна, 7 – сиденье наводчика 76-мм пушки, 8 – сиденье радиста, 9 – укладка 76-мм артвыстрелов на стенке корпуса, 10 – сиденье механика-водителя, 11 – рычаг управления бортовым фрикционом, 12 – педаль главного фрикциона, 13 – педаль акселератора, 14 – буксирная серьга, 15 – сигнал, 16 – носовая укладка 45-мм артвыстрелов, 17 – пулемет ДТ, 18 – стеллажи пулеметных магазинов, 19 – походное сиденье стрелка-пулеметчика, 20 – укладки 76-мм артвыстрелов под верхним настилом пола главной башни, 21 – верхний настил пола главной башни, 22 – укладка пулеметных магазинов на полу отделения задних башен, 23 – сиденье заряжающего, 24 – укладка 45-мм артвыстрелов на борту корпуса, 25 – воздушной фильтр, 26 – отверстия для притока воздуха к радиаторам, 27 – двигатель М– 17, 28 – подмоторная рама, 29 – выхлопной коллектор, 30 – глушитель, 31 – главный фрикцион, 32 – карданный вал привода к вентилятору, 33 – коробка передач, 34 – вентилятор, 35 – жалюзи воздухопритока к вентилятору, 36 – броневой колпак фары, 37 – башмак, ограничивающий прогиб гусеницы, 38 – распылитель дымового прибора. А – отделение передних башен с постом управления механика-водителя, Б – отделение главной башни, В – отделение задних башен, Г – моторное отделение, Д – трансмиссионное отделение.

В главной - верхней - башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулеметчик и сзади - радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа-наводчик и пулеметчик: в пулеметных башнях - по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой.

На танках Т-35 установлена радиостанция 71-ТК-1 (с 1936 года - 71-ТК-З) с поручневой антенной. 71-ТК-З - наиболее массовая танковая радиостанция предвоенных лет. Это была специальная приемопередающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией, работающая в диапазоне частот 4 - 5,625 МГц, которая обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянке до 30 км, а телеграфом на стоянке - до 50 км. Масса радиостанции без антенны - 80 кг. Для внутренней связи имеется специальное переговорное устройство СПУ-7р на семь человек.

Двигатель танка Т-35

На всех экземплярах танка Т-35 устанавливался четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т . Это был танковый вариант авиационного двигателя М-17, который, в свою очередь, являлся советизированным вариантом немецкого авиамотора БМВ-6. При160-миллиметровом диаметре цилиндра и 190-миллиметровом ходе поршня рабочий объём двигателя составлял 45,842 литра. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л.с. В ходе модернизации в 1936-37 годах двигатель был форсирован до 580 л.с.

Топливные баки общей ёмкостью 910 л (два емкостью по 320 л и один - 270 л) обеспечивали танку запас хода по шоссе до 150 км.

Служба и боевое применение танка Т-35

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) в Харькове. 12 декабря 1935 гола этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Приказом Наркома обороны от 21 мая 1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных позиций противника. В соответствии с этим назначением по специально разработанной АБТУ программе велось и обучение танкистов. Подготовка экипажей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с ХПЗ. Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35 .

начиная с 1933 года Т-35 были непременными участниками парадов – 10 танков проходили по Красной площади в Москве и ещё 10 – в Киеве.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 не принимали участия в боевых действиях. Периодически Т-35 использовались в войсковых манёврах, однако главным «полем боя» этих машин стали площади Москвы и Киева, по которым эти танки проходили в составе всех парадов начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны. Танки Т-35 , объективно имевшие весьма грозный и внушительный вид, воистину стали зримым воплощением силы РККА. Правда, число танков, принимавших участие в параде, было достаточно невелико.

Т-35 из состава 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. Юго-Запа падный фронт, июнь 1941 года.

На 22 июня 1941 года в РККА числилось 48 танков Т-35 , состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и испытательных полигонов. Все Т-35 , имевшиеся в распоряжении 34-й тд, к началу войны находились в районе Равы-Русской и были потеряны в первые дни боёв. При этом лишь 7 машин были потеряны непосредственно в бою, 6 на момент начала войны были в ремонте, а другие 35 выбыли из строя в результате неисправностей, сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами.

Последнее применение танков Т-35 отмечено во время битвы под Москвой. В боях приняли участие две машины, успевшие засветиться в кадрах кинохроники.

В первые недели войны один Т-35, полностью исправный и оставленный, видимо, из-за отсутствия топлива, был отправлен немецким командованием на танковый полигон в Куммерсдорфе, где был тщательно изучен немецкими инженерами. При этом немцы отмечали, что с транспортировкой машины возникли проблемы - танк не вписывался в железнодорожный габарит, а переключение рычагов было невероятно тяжёлым и изнурительным делом. Дальнейшая судьба этого танка точно неизвестна, хотя возможно, что именно с этим экземпляром связан последний случай боевого применения Т-35 , относящийся к концу апреля 1945 года. В ходе обороны Берлина один трофейный Т-35 с испытательного полигона Цоссена был включён в состав 4-й роты 11-го танкового полка вермахта. В составе роты танк участвовал в боях в районе полигона, где вскоре и был подбит трофейным немецким фауст-патроном.

Единственный сохранившийся экземпляр танка Т-35 находится в танковом музе в Кубинке.

Смотрите также:

Советский танк Т-35, оставленный и подорванный экипажем на восточной окраине города Харьков возле опытной сельхозстанции, неподалеку от места, где проспект Сталина (ныне Московский проспект) переходил в Чугуевское шоссе. Танк двигался на восток в сторону Чугуева. Это один из четырех Т-35, принимавших участие в обороне города в октябре 1941 года. На танке виден нанесенный тактический знак немецкой 100 легкой пехотной дивизии (буква «S» и изображение елки).

Танк с цилиндрическими башнями, на главной башне восемь креплений для установки поручневой антенны и один люк, пулеметные башни без дополнительного бронирования, глушитель раннего типа. По характерным признакам машина выпуска 1936 года. Танк №220-28. Известно, что летом 1941 г. на заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35. На четырех машинах был произведен мелкий ремонт после чего танки были направлены в состав противотанкового отряда гранизона города Харьков.

Давайте вспомним историю создания этого бронированного монстра:

Работы по созданию тяжелых танков начались в СССР в декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механизации (УММ) РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения договор на разработку проекта тяжелого танка прорыва, получившего обозначение Т-30.

Предполагалось, что это будет 50 тонная машина, вооруженная двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Но отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать даже проекта полноценной боевой машины такого класса. В начале 1932 года, после выполнения эскизных чертежей и постройки деревянной модели танка все работы по Т-30 были прекращены, ввиду его полной несостоятельности, как боевой машины.

Не увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) (тюремного КБ в котором трудились арестованные конструкторы) разработать до 1931 года проект танка прорыва, массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших возможность серийной постройки такой машины.

Лишь вмешательство иностранных специалистов сдвинуло дело с мертвой точки. В марте 1930 года в Советский Союз прибыла из Германии группа инженеров во главе с Эдвардом Гротте. На ленинградском заводе «Большевик» из них сформировали конструкторское бюро АВО-5, в состав которого и вошла эта группа. Помимо немецких, в группу вошли и молодые советские инженеры. После постройки в августе 1931 года танка ТГ-1 и его испытаний, от дальнейших услуг Гротте и немецких инженеров по ряду причин отказались. АВО-5 было реорганизовано, и его возглавил молодой и энергичный инженер Н. В. Барыков, работавший ранее заместителем Гротте. В состав КБ вошли также конструкторы М.П.Зигель, Б.А.Андрыхевич, А.Б.Гаккель, Я.В.Обухов и другие.

Новое КБ получило от УММ РККА задание «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвоили индекс Т-35. 28 февраля 1932 года заместитель начальника УММ РККА Г.Г.Бокис докладывал М.Н.Тухачевскому: «Работы по Т-35 идут ударными темпами, и срыва сроков окончания работ не намечается».

При проектировании Т-35 учитывался полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты испытаний немецких танков «Гросстрактор» на полигоне под Казанью и материалы (развединформация) комиссии по закупке бронетанковой техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям УММ РККА во главе с Бокисом. На присутствующих машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 оказался похожим на английский опытный пятибашенный танк А1Е1 «Индепендент» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году. Принято считать, что Т-35 создан по типу «Индепендента», однако в российских архивах нет данных о том, что Советская закупочная комиссия, находившаяся в Англии в 1930 году, интересовалась этой машиной. Скорее всего, что советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, как наиболее рациональной, независимо от своих английских коллег.

В главной башне Т-35-1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, повышенной мощности ПС-3 и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия, в танке был смонтирован только его макет. В четырех малых башнях, одинаковой конструкции, располагались (по диагонали) две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ, установили в лобовом листе корпуса (курсовой).

Ходовая часть машины, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков среднего диаметра, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески немецкого танка «Гросстрактор» фирмы «Крупп». Однако советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески, примененной на «Гросстракторе».

Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ-1. Она состояла из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов.

Для управления ими использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения машины массой 38 тонн чрезвычайно легким. Правда в ходе испытаний осенью 1932 года, выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, стало ясно что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому работы по Т-35-1 прекратили и в конце 1932 года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) для подготовки командиров.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова. На нем КБ Н.В. Барыкова преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся с учетом недостатков первого, разработкой второго опытного образца танка, названного Т-35-2. По личному указанию И.В. Сталина была произведена унификация главных башен Т-35 и T-28. Т-35-2 получил также новый двигатель М-17, другую трансмиссию и коробку передач. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76,2-мм пушки ПС-3.

Сборку Т-35-2 завершили в апреле 1933 года. 1 мая он прошел во главе парада по площади Урицкого (Дворцовая площадь) в Ленинграде, а Т-35-1 в это время высекал искры из брусчатки Красной площади в Москве.

Параллельно со сборкой Т-35-2 в ОКМО велась разработка чертежей серийного танка Т-35А. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как переходная модель, идентичная серийному образцу лишь в части трансмиссии. В соответствии с Постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 былопередано на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда, в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытания машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.

Проект последнего значительно отличался от обоих прототипов. Танк имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями 20K, измененную форму корпуса и т.д. По существу это была уже новая машина, что вызвало ряд трудностей при ее изготовлении.

К производству Т-35 подключили несколько заводов, в том числе Ижорский (бронекорпуса), «Красный Октябрь» (коробки передач), Рыбинский (двигатели). По плану Харьковского предприятия, смежники должны были уже в июне 1933 года начать отгрузку своей продукции на ХПЗ, но реально они смогли это сделать лишь в августе.

Т-35 изготовлялся по узловому принципу (9 узлов), окончательная же сборка первой машины велась на специальных козлах(стапелях). Она началась 18 октября 1933 года и закончилась к 1 ноября. После предварительной обкатки танк 7 ноября принял участие в праздничном параде в Харькове (в то время столица Украины). В этот же день оба прототипа — Т-35-1 и Т-35-2 были показаны на параде в Москве.

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года, ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о производстве этой машины поднимался в течение полутора лет, после чего о нем «забыли». Т-35 был для своего времени грандиозен не только по размерам, но и по финансовым затратам на его разработку, строительство и эксплуатацию (Т-35А обходился казне в 525 тыс. рублей; за эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5). Это обстоятельство, отчасти, и повлияло на то, что в серию не пошла ни одна его дальнейшая модификация.

Тяжелый танк T-35A.

По плану на 1934 год, ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем учитывая сложность танка, УММ РККА заключило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную партию. В процессе освоения производства, завод, по своей инициативе внес ряд изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его изготовления. Но несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. До этого ни один завод в СССР, в массовых количествах, эту сталь не производил, ХПЗ был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки передач оказался недостаточно прочным. Но, помимо технических и технологических, существовали и трудности другого рода. Так, начальник 2-го отдела Научно-технического управления УММ РККА Свиридов, посетивший Харьков в апреле 1934 года, докладывал: «Директор ХПЗ т.Бондаренко не только не мобилизует вокруг Т-35 работников завода, но и при всех возможных случаях дискредитирует машину. На ХПЗ никто серьезно не хочет ею заниматься, за исключением КБ завода, которое действительно работает над тем, чтобы выпустить хорошую боевую машину».

Репрессии инженерно-технических работников тоже не способствовали быстрому освоению производства Т-35. Например, в марте 1934 года на ХПЗ пришло указание «о необходимости тщательной проверки конструкторских расчетов, особенно по коробке скоростей, поскольку в ее проектировании принимал участие конструктор Андрыхевич, ныне арестованный».

Первую машину Т-35 с полностью устраненными недостатками предполагалось сдать к 20 августа 1934 года, однако этот срок был заводом сорван. По этому поводу в конце августа начальник УММ РККА И.А. Халепский писал директору ХПЗ И. Бондаренко: «Сейчас приходится уже говорить не об одной машине. Перед Вами и мной стоит ответственная задача: дать к 7 ноября на парад не менее б машин, причем они должны быть вполне закончены для работы в армии. Теперь не может быть никаких оправданий. Мы с Вами отвечаем за это дело как члены партии. Нужно очень крепко взяться сейчас за выполнение этой задачи…» И действительно «взялись крепко» — в московском параде участвовало шесть новеньких Т-35, а к концу 1934 года были сданы армии еще четыре машины.

В 1937 году, была проведена модернизация КПП, бортовых фрикционов, масляного бака, электрооборудования, изменена конструкция фальшборта, спроектированы и установлены на машины специальные уплотнения, предохраняющие машину от попадания внутрь воды. Кроме того, глушитель убрали внутрь корпуса, а наружу вывели лишь выхлопные трубы, закрытые бронекожухами. Благодаря этой модернизации надежность танка сильно возросла.

В 1937 году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Выпуск таких танков начался на ХПЗ с конца 1938 года. Всего же за 1932-39 гг. было изготовлено два прототипа (Т-35-1 и Т-35-2) и 61 серийная машина.

Т-35 — единственный в мире серийный пятибашенный танк является уникальной боевой машиной несмотря на все свои недостатки.

Состав и размещение его вооружения оптимальны для многобашенного танка. Пять башен расположенных в два яруса позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед назад или на любой борт. Однако, столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка. Двухъярусное расположение башен обусловило значительную высоту машины что повышало уязвимость танка на поле боя. Без малого 10-метровая длина привела к резкому снижению маневренных характеристик. Кроме того, Т-35 имел большое количество недостатков связанных с двигателем и трансмиссией. К сожалению их так и не удалось полностью устранить. Справедливости ради следует сказать что подвеска Т-35 при всей ее громоздкости, в целом зарекомендовала себя хорошо и отличалась плавностью хода.

Высота танка, кроме увеличения уязвимости на поле боя, еще и доставляла ряд проблем при эксплуатации. Например надгусеничные полки располагались на почти двухметровой высоте. Так что взобраться на танк стоило большого труда, а если нет специальных лесенок, без посторонней помощи практически невозможно. Учитывая, что в танкисты предпочитали брать людей невысокого роста (примерно 160 см), можно себе представить каково было экипажу машины занимать по тревоге свои места!

Внешне Т-35 ошеломляет своими размерами, но внутренний объем великана очень мал. Боевые отделения не сообщаются между собой, так что проникнуть из одного в другое без выхода из танка невозможно.

Обзорность из Т-35 была просто отвратительная, особенно с места механика водителя. Можно предположить, что в боевых условиях ему приходилось вести машину чуть ли не вслепую, так как смотровые щели позволяли видеть местность только слева и впереди, да и то в весьма ограниченных секторах.

Но самой большой проблемой было покинуть подбитую машину. Ведь выход осуществлялся лишь через верхние люки и при этом экипаж главной башни например, оказывался на четырехметровой высоте под огнем противника. Люк же механика-водителя нельзя открыть, не повернув влево пулеметную башню, заклинивание которой могло стоить ему жизни. Выход из задних башен сильно затруднен нависающей над ними нишей главной башни и поручневой антенной. Поэтому, можно смело утверждать, что такой достаточно важный в бою параметр, как удобство посадки и высадки экипажа, конструкторами танка Т-35 был совершенно не продуман. Члены экипажа, становились, по сути, заложниками собственной боевой машины.

Если до 1935 года тактические данные Т-35 позволяли ему выполнять возложенные на него задачи, то техническое несовершенство и недоведенность машины сводили на нет возможность такого применения. После 1935 года, когда была существенно повышена надежность машины, уже морально устарел и перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям. Возросшая мощь противотанковой артиллерии оставляла громоздкому и неповоротливому «сухопутному линкору» мало шансов на поле боя. Резерва же для увеличения толщины брони и без того тяжелая машина уже не имела. Вместе с тем следует отметить, что в период «соответствия задачам» проверить в боевой обстановке идею многобашенного тяжелого танка прорыва так и не удалось, а следовательно, вопрос о том, нужно или не нужно было строить эти боевые машины, остается открытым.

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК). в Харькове 12 декабря 1935 года этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов одного учебного батальона боевого обеспечения и других подразделений. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных позиций противника.

Брошенные T-35 и T-26 8-го мехкорпуса. Район Дубно. Июль 1941.

В соответствии с этим назначением по специально разработанной АБТУ программе велось и обучение танкистов. Подготовка экипажей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с ХПЗ. Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35.

Эксплуатация машин первых выпусков (1933-1936 гг.) в войсках показала их весьма слабые тяговые характеристики. Так, по донесению командиров Т-35 «танк преодолевал подъем только в 17°, не мог выйти из большой лужи» Военными отмечалась низкая надежность его агрегатов, вызывала трудности и большая масса боевых машин. В этом отношении весьма характерным можно считать следующий документ, адресованный командному составу тяжелой танковой бригады РГК:

«Предлагаю принять к неуклонному руководству следующие правила движения по мостам танков Т-35:

1. На однопролетных мостах — только один танк одновременно

2. На многопролетных мостах может быть несколько танков, но не менее чем в 50 м друг от друга

3. Движение по мосту во всех случаях должно производиться так чтобы ось танка строго совпадала с осью моста Скорость на мосту — не более 15 км/ч.»

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года в РККА имелся 41 танк Т-35, 27 — в уже упомянутой танковой бригаде, 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС), 2 — на НИБТ полигоне в Кубинке, 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани 1 — при Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве, 1 — в Орловской бронетанковой школе, 1 — на ЛБТКУКС (Т-35-1), 1 — в Ленинградской школе танковых техников, 1 — в Институте # 20 (с системой централизованной наводки) и 5 — на ХПЗ.

До начала Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях. Упоминания в западных и некоторых отечественных изданиях об использовании этих машин в Зимней войне не соответствуют действительности.

Не прошло и полгода, как «служебная карьера» Т-35 чуть было не завершилась. 27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов В отношении Т-35 мнения разделились Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности (типа СУ-14), другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50 — 70 мм».

В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой.

21 июня 1941 года в 24.00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны. Вам предоставляется уникальная возможность проследить судьбу каждого из них, вплоть до номера машины, даты и места гибели и характера боевого или технического повреждения Сделать это позволяют сохранившиеся в архивах акты на списание боевых машин, из которых следует, что на 18 июля 1941 года танки Т-35 67-го и 68-го танковых полков были потеряны.

Из этих актов следует, что большинство Т-35 обоих полков были потеряны по техническим причинам. Погибли в бою считанные танки. Четыре машины, находившиеся в ремонте на ХПЗ в июле — августе 1941 года, были в спешном порядке отремонтированы и переданы в войска. В боях под Москвой в составе танкового полка ВАММ принимали участие два Т-35, правда, подробностей об этом боевом эпизоде пока обнаружить не удалось. До наших дней сохранился единственный экземпляр тяжелого танка Т-35. Он экспонируется в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

T-35A в стандартном камуфляже 30-х годов. 3-й танк, 1-й танковой роты, 3-го танкового батальона, 5-й тяжелой танковой бригады. 1936. (рис. В.Лобачева)

T-35A в стандартном зимнем камуфляже. Танковый полк ВАММ. Зима 1941. (рис. В.Лобачева)

Английский танк A1E1 «Индепендент» (рис. М.Петровского)

Параметр A1E1 «Индепендент» Экипаж, чел 8 Масса, кг 31 500 Вооружение 1×47мм пушка

4×7,62мм пулеметы Бронирование, мм 13-28 Двигатель «Armstrong-Siddley», 398 л.с. Макс. скорость, км/ч 32 Запас хода, км 320

Производство танков Т-35

Ходовая часть T-35A

Секторы обстрела танка T-35A

А теперь фотоматериалы:

Предыстория создания танка

В 30-х гг. прошлого столетия, на заре становления бронетанковой промышленности СССР, имели место две основные концепции ее развития: первая - создание легких, маневренных, подвижных и сравнительно слабо вооруженных танков; вторая - строительство тяжелых многобашенных машин. Слабая сторона последних - тихоходность и плохая маневренность компенсировалась мощной броневой защитой и большим количеством вооружения: танковыми пушками и пулеметами, расположенными в многочисленных башнях (от трех до пяти).

Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Наряду с легкими машинами, предназначенными для разведки, сопровождения пехоты и кавалерии на поле боя, советские конструкторы, согласно военной тактике того времени, стремились создать тяжелые танки, предназначенные для прорыва сильно укрепленной эшелонированной обороны противника. Эти машины рассматривались также в качестве резерва Главного командования.
Приверженцы создания тяжелых многобашенных машин имелись и за рубежом. Еще в 1917 г. во Франции приступили к созданию двухбашенного 70-тонного танка 2С с 36-мм броней и 75-мм пушкой. Предполагалось в 1919 г. построить 300 машин, но в связи с окончанием военных действий их производство было прекращено. Новым в компоновке было размещение основного вооружения в башнях, а не непосредственно в корпусе или в бортовых спонсонах с небольшими секторами обстрела. Высокое расположение башен у танка 2С уменьшало «мертвую» зону обстрела, а бортовые пулеметы могли вести продольный обстрел траншей. В 1930-е гг.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1930 года.

Французские конструкторы продолжали разработку тяжелых танков и в 1935 г. начали производство тяжелого танка В-1 с одной башней и расположенными в ней 47-мм пушкой и пулеметом, орудие же главного 75-мм калибра размещалось в лобовом броневом листе. Последнее не имело механизма горизонтальной наводки, что снижало эффективность стрельбы. С 1937 г. начала выпускаться более усовершенствованная модель В-I bis с толщиной лобовых и бортовых листов 60 мм, литой башни - 56 мм. Масса танка увеличилась, что сказалось на подвижности машины. Всего было выпущено 400 танков. Аналогичной конструкции машину под индексом B-1fer французские танкостроители выпустили в 1940 г., при этом были учтены недостатки предшествующих моделей: увеличен до 5 человек состав экипажа, установлены более мощный двигатель и механизм горизонтального наведения 75-мм пушки. Было изготовлено 5 машин, и в дальнейшем в связи с капитуляцией Франции производство их было прекращено.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1935 года.

Идея строительства многобашенного танка была воплощена английскими конструкторами в тяжелом танке «Индепендент» в 1926 г. При использовании принципов французского проекта им удалось благодаря рациональной компоновке сделать машину лучше, компактнее, значительно увеличить сектор обстрела. Броня у «Индепендента» была тоньше, чем у французского 2С, но за счет этого удалось уменьшить его массу и, следовательно, увеличить до 30 км/ч скорость, что для того времени было хорошим показателем. Несмотря на то что машину не приняли на вооружение, создание ее заметно повлияло на дальнейшие разработки танков подобного класса.


Спешно готовилась к предстоящей войне Германия. В середине 1930-х гг. фирмы «Крупп» и «Рейн-металл» построили небольшую партию тяжелых трехбашенных танков NbFz. Была применена оригинальная схема размещения оружия. В центральной башне с круговым вращением разместили две спаренные пушки 75- и 37-мм калибров, две диагонально разнесенные башни во втором ярусе оснастили спаренными пулеметами, которые обеспечивали высокую плотность огня. Весила машина 35 т, т.е. была достаточно легкой и благодаря этому подвижной (скорость 35 км/ч), бронирование обеспечивало защиту от артиллерийского огня (в начале 1930-х гг. ни в одной армии не было противотанковой артиллерии).

Японский двухбашенный тяжелый танк «92», созданный в 1932 г., нес черты английской и немецкой конструкций и отличался мощным вооружением - в главной башне имелась 75-мм пушка, в меньшей башне, расположенной спереди слева - 47-мм. Характерной особенностью этой модели была пулеметная башенка, расположенная в кормовой части, за силовым отделением.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

В августе 1931 г. Совет Труда и Обороны СССР принял «большую танковую программу», в которой отмечалось, что достижения в области танкостроения создали прочные предпосылки для коренного изменения общей оперативно-технической доктрины по применению танков и созданию высших механизированных соединений, способных самостоятельно решать задачи как на поле сражения, так и на всей оперативной глубине современного боевого фронта.
В СССР работы по созданию тяжелых танков начались в конце 1930 г. Управлением моторизации и механизации Красной Армии был заключен договор с главным конструкторским бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения о разработке проекта 50-тонного тяжелого танка прорыва, вооруженного двумя 76-мм пушками и пятью пулеметами. Машина получила обозначение Т-30, Но при отсутствии отечественного опыта создания техники проект такого класса реализовать не удалось. В 1932 г. работы были прекращены в силу несостоятельности Т-30 в качестве боевой машины.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1937 года.

В 1931 г. автотанкодизельным отделом Экономического управления ОГПУ (КБ, в котором работали заключенные конструкторы) разрабатывался еще один проект танка прорыва массой 75 т. Но как и Т-30, он имел много недостатков, не позволивших осуществить постройку такой машины.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Весной 1930 г. из Германии в СССР прибыла группа специалистов, возглавляемая Э. Гротте. Из этой группы и молодых советских инженеров сформировали конструкторское бюро АВО-5, в котором разработали, построили и испытали в 1931 г. танкТГ-1. Вскоре от услуг немецких специалистов отказались, КБ АВО-5 реорганизовали. В его состав вошли конструкторы М.П. Зигель.Б.А. Андрыхевич, А.Б. Гаккель, Я.В. Обухов и другие. Возглавил КБ молодой инженер Н.В. Барыков.

От Управления моторизации и механизации РККА новому КБ было выдано задание к 1 августа 1932 г. создать новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ, которому присвоили индекс Т-35.

Этот танк создавался как боевая бронированная машина качественного усиления при прорывах сильно укрепленных полос. Выпуск его продолжался с 1933 по 1939 г.. но производство не было крупносерийным.

При создании Т-35 был учтен опыт проектирования танка ТГ. Сборку первого опытного образца Т-35-1 закончили 20 августа 1932 г.. и уже 1 сентября он был продемонстрирован представителям Управления моторизации и механизации РККА. Машина произвела на присутствующих сильное впечатление своим внушительным видом и, по мнению ряда специалистов, внешне напоминала английский пятибашенный танк «Индепендент» 1929 г. выпуска. Однако оснований считать, что он послужил прототипом для Т-35. нет. Архивных данных, подтверждающих интерес советской закупочной комиссии, находившейся в Англии в 1930 г.. к данному образцу, не имеется. По всей вероятности, как это часто бывает, советские конструкторы самостоятельно пришли к такой схеме как наиболее рациональной.
Предполагалось, что о главной башне Т-35-1 будут размотаться 76-мм танковая пушка повышенной мощности ПС-3 образца 1927 г. с круговым сектором обстрела {из-за отсутствия орудия it танке был смонтирован только его макет) и пулемет ДТ в шаровой установке О- В четырех малых башнях, аналогичных по конструкции, по диагонали располагались две 37-мм пушки ПС-2 образца 1932 г. и два пулемета ДТ. Еще один пулемет ДТ (курсовой) располагался и лобовом листе.


Советский тяжелый танк Т-35

С учетом опыта работы над танком ТГ-1 изготовили моторно-трансмиссионную группу, состоящую из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов. Управление последними осуществлялось посредством пневматической системы, что значительно облегчало процесс вождения машины массой 36 т. Осенью 1932 г.
Т-35-2 оснастили новым двигателем М-17, другой трансмиссией и коробкой передач, по личному указанию И.В. Сталина унифицировали главные башни. Изменению подверглась конструкция фальшборта, танк вооружили 76,2-мм пушкой ПС-3. Сборка была завершена весной 1933 г., и 1 мая он прошел во главе парада по Дворцовой площади Ленинграда.

Вскоре провели испытания машины, в ходе их выявили ряд недостатков в силовой установке, к тому же конструкция трансмиссии и пневмоуправления оказалась слишком сложной и дорогой. В результате было решено дальнейшие работы по Т-35-1 прекратить, опытный образец передать Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава для подготовки командиров.
В начале 1933 г. танковое производство ленинградского завода "Большевик"было преобразовано а самостоятельный завод № 174 им. К.Е. Ворошилова, и созданный особый конструкторский машиностроительный отдел завода (ОКМО) возглавил Н.В. Барыков (впоследствии видный конструктор танков, генерал-майор). ОКМО по существу стал первым конструкторским бюро по разработке отечественных конструкций танков, он занялся разработкой второго опытного образца танка Т-35-2, учтя недостатки первого Т-35-1.
Одновременно со сборкой Т-35-2. который рассматривался в качестве переходной модели к серийному образцу лишь п части трансмиссии, в ОКМО разрабатывались чертежи серийного Т-35.


Советский тяжелый танк Т-35.

ТАНК Т-35 1933 г. ВЫПУСКА

В мае 1933 г.. согласно постановлению Правительства СССР, производство серийного Т-35 было передано Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Ему передали всю рабочую документацию на Т-35А. а также доставили Т-35А, еще не прошедший испытания. Машина значительно отличалась от Т-35-1 и Т-35-2. Претерпели конструктивные изменения малые пулеметные башни, увеличились размеры средних башен с установленными в них 45-мм орудиями 20К. Изменилась форма корпуса и увеличилась его длина (до 10 м).

Иными словами, это уже была другая машина, что требовало ее доработки и обусловливало трудности при ее производстве Причастны были к выпуску Т-35 нескопько заводов: Ижорский выпускал бронекорпуса. Рыбинский - двигатели, «Красный Октябрь" - коробки передач. В июне они должны были поставить выпускаемую ими продукции на ХПЗ. Но произошло это лишь в августе.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Окончательная сборка первого Т-35. который изготовлялся по узловому принципу (9 узлов), началась 18 октября, закончилась 1 ноября, а 7 ноября он участвовал в праздничном параде в Харькове - столице тогдашней Украины.

Как своим внешним видом, так и затратами Т-35 поражал воображение: за 525 тысяч рублей, в которые обошлись его разработка. строительство и эксплуатация, можно было построить 9 легких танков. По вооружению это был самый сильный танк в мире. Размещение в пяти башнях трех пушек и пяти пулеметов обеспечивало массированный круговой огонь, что было очень важно при действии танка в глубине обороны противника. Пушки устанавливались на цапфах, пулеметы - в шаровых установках. Механизм наведения пушек - с ручным приводом, механизм поворота центральной башни - червячного типа с электрическим и ручным приводами.

Советский тяжелый танк Т-35.

Ходовая часть машины состояла из гусеничной ленты цевочного зацепления, из шести опорных сдвоенных катков (на борт),
сгруппированных в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были выполнены по типу подвески немецкого танка "Гросстрактор" фирмы -"Крупп", однако советские конструкторы сумели значительно улучшить принцип ее работы.

Ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса с винтовым механизмом натяжения. Подвеска - на каждом борту по четыре тележки, а каждой по два катка. Подрессоривание осуществлялось двумя спиральными пружинами.

Отделение управления располагалось в передней части и сообщалось с боевым через люк в перегородке. Двигатель жидкостного охлаждения располагался в кормовой части корпуса. Силовую передачу составляли: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), коробка передач, многодисковые бортовые фрикционы с ленточными тормозами, коробка отбора мощности на привод вентилятора и бортовые передачи с цилиндрическими шестернями.

Советский тяжелый танк Т-35.

Танки Т-35 образца 1933 г. изготовлялись в двух вариантах - линейные и командирские. На командирских
радиостанция устанавливалась в центральной башне, а антенна радиостанции, как и на других танках того времени, укреплялась на башне. В 1934 г. планировалось изготовить 10 машин Т-35. Освоение танка в производстве шло с большим трудом. Наряду с техническими и технологическими трудностями тормозили освоение производства и репрессии инженерно-технических работников, Но несмотря на это, 7 ноября о параде на Красной площади участвовало шесть новых Т-35.

ТАНК Т-35 1937 г. ВЫПУСКА

В 1937 г. была проведена модернизация Т-35. в результате чего надежность машины значительно возросла. Изменениям подверглись прежде всего коробка перемены передач, бортовые фрикционы, масляный бак, электрооборудование. Была изменена конструкция фальшборта, спроектированы и установлены специальные уплотнения, предотвращающие попадание внутрь танка воды. Убрали внутрь корпуса глушитель, выхлопные трубы, закрытые броне-кожухами, вывели наружу. В этом же году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Целью изменений было усиление броневой защиты за счет изменения формы башен и увеличения толщины броневых листов. Боевая масса машины возросла до 55 т.


Советский тяжелый танк Т-35.

Т-35 образца 1937 г. также выпускались линейные и командирские. На командирских в центральной башне устанавливалась радиостанция, снаружи - по-ручневая антенна. Но устранить многие конструкторские недостатки, присущие Т-35. не удалось. Несмотря на внушительные размеры, внутренние объемы были очень невелики. Боевые отделения не сообщались между собой и проникнут иэ одного в другое было невозможно. Весьма ограниченная обзорность, особенно с места механика-водителя, позволяла видеть местность лишь слева и впереди и го в ограниченных секторах. Выход из машины через верхние люки и из задниц башен был сильно затруднен и фактически для членов экипажа было большой проблемой покинуть поврежденную машину.

Оставляли желать лучшего и тяговые характеристики: танк мог преодолеть подъем только в 17 градусов, была для него препятствием и большая лужа. Военные отмечали низкую надежность его агрегатов, большая масса затрудняла движение, особенно по мостам. Четырехметровая высота его повышала уязвимость на поле боя. где он становился отличной мишенью, большого труда экипажу стоило взобраться на танк и занять по тревоге свои боевые места, поскольку надгусеничные полки располагались на двухметровой высоте 0
Вместо с тем. несмотря на все свои недостатки. Т-35 - уникальная боевая машина, единственный в мире серийный пятибашен-иый танк.
Всего за 1932-1939 гг. было изготовлено два варианта (Т-35-1 иТ-35-2) и 61 серийная машина.

До начала Великой Отечественной войны танки Т-35 в боевых действиях не участвовали. Первые серийные Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк резерва Главного командования, часть машин - в различные военные учебные заведения, где по специально разработанной АБТУ программе велось обучение танкистов.


Советский тяжелый танк Т-35.

В июне 1940 г. а Москве состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и снятии с вооружении старых образцов. Что касается Т-35, ряд специалистов высказались за то, чтобы переделать их в самоходные установки большой мощности, другие - передать их танковому полку Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) и использовать для парадов. Действительно, если до 1935 г. тактические данные позволяли танку выполнять возложенные на него задачи, то в последующий период, с возрастанием мощи противотанковой артиллерии и при отсутствии резерва увеличения толщины брони машина уже морально устарела.

Решено было оставить на вооружении Т-35 до полного износа, и почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. 34-я танковая дивизия была сформирована в июле 1940 г.. и она единственная имела на вооружении тяжелые танки Т-35

21 июня 1941 г. в полках 8-й танковой дивизии, которые дислоцировались в Грудеке-Ягеллонском. юго-западнее Львова, объявили тревогу. Танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплектов, 22 июня в составе 6-й армии дивизия совершила марш в новый район сосредоточения, 24-го - еще один марш, а 25-го по приказу командующего Юго-западным фронтом начала выдвижение для участия в контрударе в районе г. Дубно. В первые три дня войны дивизия прошла более 500 км и потеряла по техническим причинам 50% материальной части. 26 июня дивизия атаковала 16-ю танковую дивизию немцев и продвинулась на 10 км в направлении населенного пункта Берестечко. В боевых действиях погибли считанные машины. Акты на списание боевых машин, сохранившиеся в архивах, свидетельствуют, что большинство танков Т-35 67-го и 68-го полков вышли из строя по техническим причинам. Четыре машины, которые находились в ремонте на ХПЗ, были срочно отремонтированы и переданы в войска. Две из них в составе танкового полка ВАММ принимали участие в боях под Москвой, однако подробностей об этом их боевом применении не сохранилось.


Советский тяжелый танк Т-35.

____________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"


*

»

Советский тяжелый танк Т-35, брошенный на шоссе Золочев-Тернополь, проехав село Плугов. Танк с заводским номером 744-63 из 68-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. На танк нанесены знаки воздушного опознавания (треугольники).

, »

Советский тяжелый танк Т-35, брошенный на трассе Львов - Буск, недалеко от села Жидатичи (сейчас село Гамалиевка) Пустомытовского района Львовской области. Машина выпуска конца 1935 — начала 1936 года из 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта.

, »

Захваченный советский тяжелый танк Т-35 в ангаре испытательного полигона Куммерсдорф. На листах корпуса и башнях проставлены толщины броневых листов. Танк получил инвентарный №336. На башне видны две белые горизонтальные полосы – тактический знак 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта.
Данная машина была брошена в Львове на улице Перацкого (ныне Залызничная (Железнодорожная), возле парка и казарм 15-го танкового полка и ремонтной базы №82 КОВО, располагавшимися между улицами Яновской (ныне ул. Тараса Шевченко) и Городокской. Танк двигался в направлении ремонтной базы и, очевидно, был оставлен в ожидании ремонта. ...

, »

Советский тяжелый танк Т-35, застрявший в придорожном кювете и брошенный 28-29 июня 1941 года на трассе Птичье - Верба, на северо-восточной окраине села Верба Дубновского района Ровенской области во время боя с немецкой 16-й танковой дивизией.

, »

Советский тяжелый танк Т-35, брошенный на улице Львовская города Гродек, (улица Львовская - участок дороги Перемышль-Львов в черте Гродека). Данная машина из 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса 26-й армии Юго-Западного фронта. Танк выпуска 1939 года с коническими башнями и прямой подбашенной коробкой. С коническими башнями выпущено 7 экземпляров (номера с 744-61 по 744-67 включительно), из них с прямой подбашенной коробкой выпущено 3 машины. Данный танк имеет серийный номер 744-62.
Танк оставлен возле КПП воинской части на южной стороне Львовской улицы (по свидетельству местных жителей, после войны там...

, »

Немецкие солдаты фотографируются на броне советского тяжелого танка Т-35, брошенного в селе Белый Камень Золочевского района Львовской области.
Согласно акта на потерянные Т-35 34-й танковой дивизии, танк №183-3 «Авария двигателя. Танк оставлен экипажем в Бело-Каменке 30.6. Вооружение и боеприпасы с машины сняты и закопаны». По характерным признакам машина выпуска 1936 года. Танк из 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта.

, »

Тяжелый танк Т-35, брошенный из-за неисправности на дороге Сасов – Золочев в 1,5 км от села Елиховичи в сторону Сасова (Золочевский район Львовской области). Данная машина из состава 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Согласно акта на потерянные Т-35 34-й танковой дивизии танк №200-5: «3.7.41 г. потерпела авар. кор. пер. пер. сожжена тормозная лента, приведена в негодность, вооружение снято в р-не Злочев».
Танк с цилиндрическими башнями, антенна на 8 опорах, пулеметные башни с усиленным бронированием, два люка в главной башне, глушитель поздний, люк водителя двустворчатый, люки...

, »

Советский тяжелый танк Т-35 выпуска 1937 года из 67-го танкового полка 34-ой танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта, подбитый 30 июня 1941 года на трассе село Верба – село Птичье. Машина сдвинута на обочину, чтобы не мешать проезду. Серийный номер танка №988-16. Выписка из акта списания: «№988-16 – подбит и сгорел во время атаки в с. Птичье 30 июня».