Как правильно вращать нож в руке. Что вам понадобится. Техника перехватов кинжала для смены его положения в руке

11 27 879 0

Нож балисонг получил у нас прозвище «бабочка» из-за характерного следа от вращения рукоятки. По назначению такой нож используется на Филиппинах, а в нашей стране его применяют для выполнения различных трюков с переворачиванием. Они обычно выглядят достаточно эффектно и производят впечатление на зрителей. Однако не стоит забывать, что это прежде всего нож, а, значит, существует опасность порезов при работе с ним.

Перед тем как начать тренировки, заклейте лезвия лейкопластырем.

Поэтому чтобы научиться правильно выполнять различные трюки с ножом-бабочкой, ознакомьтесь с пошаговой инструкцией, в которой подробно описана техника их выполнения.

Вам понадобятся:

Открытие и закрытие

Базовыми элементами вращения ножа-бабочки являются его открытие и закрытие. Если у вас нет этих навыков, то остальные вам явно будут не по плечу. Чтобы ловко открыть нож, необходимо взять его безопасной рукояткой к себе. При этом все пальцы, кроме большого, должны лежать на опасной стороне.

  1. Резким движением поверните балисонг так, чтобы указательный палец держал безопасную рукоятку справа, а все остальные оставались прежними.
  2. После этого следует опустить нижнюю часть ножа, чтобы она оказалась в свободном положении.
  3. Поднимите кисть вверх и продвиньте вперёд, таким образом, закинув нижнюю часть ножа на неё, а лезвие, наоборот, вниз. Следующим движением обхватите безопасную рукоятку снизу, держа большой палец чуть выше.
  4. Далее, нужно резко поднять кисть и убрать большой палец, после чего рукоятки соединятся.
  5. Чтобы закрыть нож-бабочку, отверните его лезвие от себя. Вместе с ним закиньте опасную рукоятку за указательный палец.
  6. Опустите лезвие вниз, держа вторую рукоятку по бокам. А затем, резким движением верните их обратно.

Исполнение трюка «Вентиляция»

Один из самых простых трюков с балисонгом – это fanning (вентиляция).

Чтобы его выполнить правильно и безопасно, необходимо выполнить следующие действия:

  • возьмите нож за безопасную часть;
  • опустите лезвие вниз и сложите пальцы в виде трубочки так, чтобы большой и указательные пальцы придерживали лезвия, а рукоятка свободно болталась между тремя остальными пальцами и кистью;
  • вращайте нож любым удобным для вас способом;
  • чтобы вернуться в исходное положение, постарайтесь поймать тот момент, когда рукоятка окажется над вашей рукой, а затем замедлите её движение. После этого нож сам автоматически закроется.

Простое вращение

Для выполнения трюка Basic Twirl, необходимо взять нож безопасной стороной, удерживая её всеми пальцами, кроме большого – он должен быть свободным.

  1. Начните вращать нож-бабочку кистью.
  2. Во время движения ножа, необходимо менять положение пальцев. Закинув его за средний палец, уберите безымянный на безопасную сторону. Делать это нужно, когда бабочка открыта.
  3. После этого, забросьте острую рукоятку на указательный палец.
  4. Вращая подобным образом балисонг, держите его за безопасную часть сначала средним и указательным пальцами, а затем смените средний на большой.

Однако следите за тем, чтобы во время соединения рукояток большой палец был убран и защищён от удара.

panzerhaubitz 05-01-2011 16:33

Здравствуйте, уважаемые ножевики.

Создаю тему, поскольку поиском не нашел интересующего.

А интересует меня т.н. "кручение" ножа в руке: какие приемы, какие для этого нужны особенности ножа, ну и всякие хитрости, связанные с этим вопросом.

Для наглядности поясню на примере, что имею в виду: в фильме "Двенадцать" персонаж Сергея Газарова очень ловко управлялся с холодным оружием. Вертит нож в руках так быстро, к сожалению, что ни чего не рассмотреть

Конешно, эта тема к ножевому бою прямого отношения не имеет, однако у кого такой вопрос спрашивать, если не у вас?

Михаил Ж 05-01-2011 19:53

Посмотрите фильм "Статский советник", где бандит Козырь перед Хабенским выделывается. Нож зажат между средним и безымянным пальцами острием вниз лезвием от себя. Была такая книжка "Кинжалы" С.Г.Пучкова там всяких перехватов и переводов - умотаться. Для тренировок в стиле Пучкова СОГ Пентагон обоюдоострый в самый раз.
А насчет прямого отношения - это точно. Не выёживался бы в кино Козырь, а сразу революционера зарезал - не ударило бы ему шампанское в голову (причем в бутылке)

Valde 06-01-2011 12:02

Херня к ножевому бою не относящаяся, это скорее на форум офисных видов спорта (есть аткие )

hiflex 06-01-2011 12:21

Можно найти много интересного на Ютубе поискав по ключевым словам balisong tutorial и balisong tricks. Самое лучшее ножеверчение, КМК. Я хоть ничему особенному так и не научился, зато пальцы теперь не дрожат даже когда я трезвый.
Еще на этом форуме в разделе "Холодное оружие" есть тема "Все о балисонгах".
Тока аккуратнее. А то ножик может вылететь из руки и воткнуться в...

YURAN-99 06-01-2011 12:36

quote: А интересует меня т.н. "кручение" ножа в руке

ИМХО не кручение,а способы перехвата ножа из прямого и обратный хват.
В основном существует инерцеонно гравитационный и игра между среднем и безимянным пальцами. У обоих способов есть свои недостатки и достоинства.

panzerhaubitz 06-01-2011 03:41

quote: Originally posted by Михаил Ж:
книжка "Кинжалы" С.Г.Пучкова

Благодарю, поисщу.


Можно найти много интересного на Ютубе

Дык то-то и оно, что неразборчиво и плохое качество: ни чего не разлядеть..

Может и херня, а перехватить нож в бою тоже порою необходимо.

Kurasaj 06-01-2011 11:08

Хрень конечно с одной стороны, но с другой когда кто то далекий от НБ в разговоре узнает что я занимаюсь НБ, нередко следует вопрос вроде: "А можешь показать че нить этакое? Как в кино?") И смотрят с недоверием когда я начинаю объяснять что к НБ это имеет довольно далекое отношение. Так что я уж решил при случае разучить пару эффектных переводов и перехватов, чтобы производить впечатление на подобную публику)).

Куан Шихуан 06-01-2011 11:12

Вот именно. Или попробуйте хотя бы в полную силу макетом ножа поработать на боксерском мешке, сразу отпадут все фантазии.

Куан Шихуан 06-01-2011 11:15

Я бы на вашем месте, уважаемый Курасай, не бравировал бы этим фактом.

DisPetcher 06-01-2011 12:12

quote: Originally posted by Куан Шихуан:
Ничего кроме ловкости пальцев не дающая, как справедливо было сказано, ХЕРНЯ.

не скажи. мелкая моторика - она ведь развивает определенные участки головного мозга, отвечающие за развитие речи.
Так что тоже полезно.

Valde 06-01-2011 12:51

DisPetcher 06-01-2011 13:16

да, но артикуляция напрямую связанна с движением пальцев. я настаиваю, что мелкая моторика развивает мозг.
по крайней мере, в возрасте до 5 лет.

Valde 06-01-2011 13:36

Мелкая моторика развивает речь, никто ж не спорит. Но Куан прав

panzerhaubitz 06-01-2011 13:50

Ругани тут не место, извините.

Если что по делу - поблагодарю.

DisPetcher 06-01-2011 14:03

1. по делу уже ответили, пора флудить.
2. Куан прав. но и я тоже прав.

Куан Шихуан 06-01-2011 14:34

Я вроде не ругался, сам люблю покрутить.)))

Костя Федотов 06-01-2011 14:44

Ловкость рук еще никому не мешала! Обкрутитесь куда хотите и чего хотите... В фильмах примеров множество. А вот использовать в бою... на ваше усмотрение, по любому все это можно попробовать в спаринвах, получится - в добрый путь:-)

Adonis 06-01-2011 21:41

А перед девками понтануться лихо перехватив ножик? Как однако полезно. И боевое предназначение есть-защитников больше родиться

YURAN-99 06-01-2011 21:48

ИМХО вращение ножа в руке,не только улудшает моторику,но также способствует более ощущать положение ножа в руке,и быстрее изменять хват ножа.
Жду летящих табуреток.
С уважением.

panzerhaubitz 07-01-2011 03:15

А я (и другие - я такой не один) жду, кто еще поделится опытом и/или источниками.

YURAN-99 07-01-2011 07:44

Костя Федотов 07-01-2011 11:41

ну а чё ... ловкий паренек... здравомыслящий)))

hiflex 07-01-2011 13:18

Ай да Valde!
Наконец-то panzerhaubitz получит то, что хотел. Как раз все видно и понятно и не балисонг. А балисонг все равно понтовее, да! На женщинах балисонги проверял - они радуются и не боятся.
К чести panzerhaubitz стоит вспомнить, что он написал: "Конешно, эта тема к ножевому бою прямого отношения не имеет, однако у кого такой вопрос спрашивать, если не у вас?"
Каникулы же, ну! :-)

Valde 07-01-2011 13:26

quote: Originally posted by hiflex:
Ай да Valde!

Каникулы же, ну! :-)


Тонко подметил

джерри 07-01-2011 13:30

справедливости ради скажу, что в ближнем бою перехват может пригодиться и может пройти. был у меня один знакомый, у кого получалось. работали, скажем так, на средней скорости. в клинче успевал перехватить и атаковать с неожиданного сектора.

vulcan1600 07-01-2011 14:45

Внимание! Отбор в группу очень строгий,допускаются не все.

Kurasaj 07-01-2011 14:45



Смотрим это видео, восхищаемся его героем и внимательнос слушаем его пылкую речь в конце.


Нормальное видео кстате. Спасибо!

vulcan1600 07-01-2011 14:58

Записывайтесь в группу.Будет показ по ТВ.

Valde 07-01-2011 16:42

Десятый дан же!

Adonis 07-01-2011 17:44

quote: Originally posted by Valde:

Десятый дан же!


Какой десятый? 14-й однако

mako45 07-01-2011 18:10

quote: Originally posted by vulcan1600:

Обьявляем набор в группу "Перехват".Тренер заслуженный мастер спорта и чемпион мира по ножевому перехвату Натан Ножевихер.Изучается техника хвата,ухвата,захвата и перехвата ножа.Цена семинара 25 000рублей за 3 занятия.Гарантированы навыки мгновенного перехвата с последующим умерщвлением противника и свидетелей.Только в январе,только у гранд-мастера,только в течении недели за 25 000 руб.
Внимание! Отбор в группу очень строгий,допускаются не все


Два билета в первом... нет... пожалуй в третьем ряду скока стоят?

Для ТС Идете в -Холодное оружие- открываете тему -EDC, или что мы таскаем каждый день- примерно на 161 странице ищем пост нумер3273 и смотрим как некое гендерное недоразумение бесплатно дает мастер класс по художественному верчению ножа(вроде тоже Натан, родственник видимо)http://talks.guns.ru/forummessage/5/319958-161.html

dmitrox 07-01-2011 22:49

Попробуй как ЗК чётки крутить... должно помочь...

vulcan1600 08-01-2011 01:44

Данов у учителя нет.Его талант неизмерим данами.Единственное,тот кто заплатит 35 000 руб вместо 25 000 получает 3 дан по выходу с семинара.Затем идёт мастер-семинар продвинутой ступени за 50 000.Туда попадают очень немногие,успешно прошедшим предлагается работа в госструктурах высшей секретности.

Dzutte 09-01-2011 01:13

"Кручение ножа.."
Скажем так, любой перехват ножа в бою опасен для владельца минимальным контролем - риск утери - это догма.
Когда навык перехвата может быть полезен:
1. Нож (предмет) необходимо поднять с поверхности и быстро привести в нормальное (удобное) положение в руке.
2. Тупо для развития навыка удержания предмета в руке (а так же искусство доставания и открывания ножа - яй-дзюцу, если угодно)
3. В случае блокировки руки попробовать (если уж ситуация патовая) перехватить нож и что-то изменить.
Пример (из пальца, но как вариант): партнер захватывает руку в районе локтя и зажимает предплечье подмышкой (рука и бок), ваш хват - прямой.
Как вы туда попали - это отдельный вопрос, сам дурак, как говорится. Если руки крепкие - можно и не освободиться, тем более если борец, и левую еще подхватил и т.п., развиваем ситуацию до абсурда. Но если сделать перехват ножа в кисти на обратный хват - можно пробовать толкнуть партнера на стену или с подсечки упасть на него, причинив ему какой-либо вред.

Ситуация вымышленная, в концовке, ибо свидетелем начальной фазы был не раз.

Наверняка есть что-то еще, но пока думать не хочется, бойцов своих на всякий случай гоняю и по этой теме.

Valde 09-01-2011 11:56

Я если шо без под...бок написал про ловкого (ловкий же ) и пылкую речь.

Dzutte 11-01-2011 14:54

quote: Я если шо без под...бок написал про ловкого (ловкий же) и пылкую речь.

Та мона и с подъ..ками - я с чувством юмора)

Конспект 15-минутки взаимного обучения, проведённой мною на работе в прошлую среду. Моей сверхполезной и жизненно необходимой пятнадцатиминутки.
Не придумав, чему бы толковому научить коллег за 15 минут, решила научить хотя бы чему-нибудь интересному.
Я хочу рассказать о частице своего обширного пула бесполезных умений -- трюках со складными ножами балисонг. Это хобби, которое я сейчас осваиваю. Умею пока не слишком много, но была рада научить хотя бы чему-нибудь из этого.

Кусочек истории. По наиболее распространённой легенде, балисонг или, как его ещё любят называть, нож-бабочка приехал к нам с Филиппин. Компактный и безопасный в сложенном состоянии нож был придуман для своих нужд местными рыбаками.
Балисонг изначально был обоюдоострым. Но позже кому-то пришло в голову, что им можно не только резать, но и вытворять всевозможные замечательные трюки. Вероятно, именно в связи с этим почти все модели сейчас производят с односторонней или, в крайнем случае, полуторной заточкой.


Пример обоюдоострых балисонгов

Safe handle и Bite handle. У ножа-бабочки есть две рукояти. Поначалу можете различать их для себя тем, что на одной из них болтается хвостик-застёжка, а на другой -- нет. За ту, на которой хвостика нет, держаться безопасно. В этом случае, как бы вы не вертели ножом, самое страшное что грозит вашим пальцам -- удар по ним второй рукоятью или тупой стороной клинка. (На самом деле, иногда можно весьма противно прищемить себе какой-нибудь участок руки и получить гору неприятных ощущений и крохотный долго сходящий синячок.) Эта ручка называется Safe handle. Потому что безопасно.
За другую рукоять следует держаться с осторожностью, потому как рука на ней находится между молотом и наковальней. Клинок смотрит на ваши пальцы заточенной стороной и при неосторожном размахивании радостно на них захлопнется. “Укусит.” Поэтому рукоять с застёжкой зовётся Bite handle.


Анатомия балисонга

Суть такова. Большинство трюков для новичков построены так, чтобы мы не выпускали из рук Safe handle. Тот, который показывала я -- не исключение. Это, пожалуй, один из самых простых и самых контролируемых фокусов, который можно найти в интернете. При этом смотрится эффектно и как по мне, идеален для того чтобы начать увлечение, поскольку позволяет быстро почувствовать себя молодцом.

Я прикладываю сюда отличный туториал с YouTube. Человек, который их делает, очень хорошо объясняет, даёт подсказки, рассказывает про тонкости и возможные ошибки. Самые качественные видео-обучалки по флиппингу - у него.

Как видим, Basic Twirl можно условно разделить на 3 движения. 1 -- открыть нож и переставить указательный палец поверх. 2 -- перекинуть нож через указательный палец. 3 -- средним пальцем немного опустить безопасную рукоять и, переставив большой палец за неё, резко её толкнуть, придав достаточный импульс, чтобы совершить ≈270-градусный (180 за счёт собственного шарнира и чуть больше 90 на шарнире второй рукояти) оборот и оказаться у вас в руке. Эти движения можно учить, повторяя по-отдельности, но чтобы в конце концов всё смотрелось красиво, придётся изловчиться выполнять их как один длинный и непрерывный жест. Поэтому я всё же рекомендую делать так: выучили 1. Выучили 1-2. Выучили 1-2-3. Выпендрились перед друзьями.

Basic Twirl, если его правильно выполнять, совсем не ставит под угрозу пальцы, так как все манипуляции проводятся исключительно с Safe handle. Возможная критическая ошибка - в самом начале неправильно взять нож, перепутав рукояти. Тогда в начале второго движения лезвие приземлится на указательный палец. Результат - тысячи кровищи, но что ещё хуже - негативный опыт, из-за которого слабовольные могут совсем потерять желание учиться.
Вторая теоретически возможная ошибка - если вам каким-то волшебным образом удастся, закрывая нож, поставить пальцы на заточенную сторону клинка и сверху их прихлопнет приземляющейся рукоятью. Теоретически - возможно. Практически - трудновыполнимо. Не делайте этого.



Today Balisongs come in all shapes and sizes.

Как начать новое хобби. Чтобы начать и посмотреть, близко ли вам это увлечение, достаточно будет купить в ближайшем магазине туристического инвентаря какой-нибудь Viking Nordway за 200 российских денег и тканевый пластырь. Далее - принять волевое решение, куда будем клеить пластырь. Можно однократно заклеить им заточенную сторону клинка. В противном случае - будем многократно заклеивать дырочки в пальцах, которые неизбежно появятся во время обучения.

В интернете можно заказать бессмысленные и беспощадные “тренировочные инструменты”. Стоит отметить, что хорошие производители делают дырочки в клинке не просто так, а чтобы сохранить баланс веса. У тренировочных балисонгов клинок значительно толще, чем у настоящих. Дырочки нужны, чтобы такой нож весил столько же, сколько и не тренировочный. Вдоволь навертевшись игрушкой и взяв в руки аналогичную модель с острым краем, ощущения должны быть привычными. Это критически важно для трюков типа Spinning. В них мы много полагаемся на импульс, крутящий момент и не так надёжно удерживаем нож пальцами, как обычно происходит в Twirling.


Бессмысленный беспощадный Training and Practice Tool


Более осмысленные, но не менее беспощадные

Лучшими ножами для флиппинга считаются

Самый сложный раздел в кинжальном это техника перехватов. Быстрая смена хвата кинжала и выбор его оптимального положения в руке во время передвижения. Овладение искусством перехватов кинжала или ножа требует не только высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и кистями рук, но также и хорошей технической подготовки. Это означает, что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в фехтовании.

Различаются базовая система комбинаций перехватов и вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко употребляемые варианты смены оружия в руке. Базовый раздел перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.

Перехваты кинжала или ножа можно проводить в трех ситуациях.

— Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
— При движении руки вперед, в процессе удара.
— При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.

Практически все перехваты проводятся в технике вращения между пальцами. Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение клинком вниз — один из самых распространенных (рис. 1).

Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б. Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем — и всей кистью руки Г.

Техника перехватов кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз.

Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз (рис. 2, сравните с комбинацией на рисунке 1), можно проводить вращением клинка вниз.

Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б. При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным пальцами.

Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки вверх. Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на Г. Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.

Техника перехватов кинжала в положение для ударов сверху и сбоку.

Положение кинжала для прямых ударов (рис. 3) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.

Указательный палец убирается из-под рукоятки и накладывается на нее сверху Б. Одновременным движением указательным пальцем от себя и средним — к себе, кинжал переводится в положение клинком вниз В, большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение Г.

Техника перехватов кинжала в мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Традиционный жесткий хват клинком вниз (рис. 4) меняется на мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Из положения А рука движется вниз, кистью разворачивая кинжал вперед ручкой. Одновременно с этим указательный палец переводится в положение над рукояткой Б. Надавливая на конец рукоятки, указательный палец переводит кинжал в положение клинком вверх В. Большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение хвата на указательном пальце Г.

Техника перехватов кинжала для смены его положения в руке.

Оптимальный вариант смены жесткого положения кинжала показан на рисунке 5. Перехват проводится в технике, показанной на рисунках 2 и 4, тремя способами.

— Кинжал вращается да счет перебора пальцами, без изменения положения руки.
— Перехват сопровождается вспомогательным движением кисти.
— Вся рука участвует в проведении перехвата.

На рисунке 6 показан следующий перехват.

В исходном положении кинжал берется полным хватом клинком вниз А. Пальцы разгибаются, выбрасывая кинжал вперед Б. Рукоятка оружия зажимается у основания большого и указательного пальцев. Кинжал продолжает до тех пор, пока рукоятка не коснется указательного пальца. Тогда оружие перехватывается снизу и плотно сжимается всей ладонью в положении клинком вперед В.

Прямые удары удобно проводить хватами с внешним положением клинка. В тех случаях, когда в комбинации прямой удар сменяется боковым или нижним, можно пользоваться перехватом, показанным на рисунке 7.

В начальном положении А кинжал плотно зажат между средним и указательным пальцами клинком вперед. Одновременно с началом вращения кинжала в руке, пальцы разгибаются. При этом средний палец направляет движение клинка вниз, а указательный подхватывает снизу поднимающуюся рукоятку Б.

Поддерживая вращение, указательный палец давит на рукоять, а мизинец и безымянный сгибаются, позволяя кинжалу вращением выйти в положение клинком вверх В. Пальцы одновременно сжимаются в кулак, фиксируя хват на указательном пальце.

Хват кинжала на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца.

Хват на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца (рис. 8, Г,Д) обслуживает практически все траектории и считается универсальным. Поэтому в системе кинжального фехтования любое положение оружия в руке связано с ним соответствующим перехватом или переводом. На рисунке 8 показан один из таких перехватов.

Из начального положения А средний палец давлением на рукоятку посылает клинком вверх Б, где рукоятка подхватывается указательным пальцем. Вращение кинжала поддерживается на указательном пальце, пока клинок, совершив полный круг, не опустится вниз В. Большой палец подхватывает рукоятку снизу и фиксирует ее в конечном положении с обхватом у гарды Д, либо с упором Г.

Техника перехватов кинжала для в внешний центральный хват.

Внешний центральный хват универсален. Вывод оружия в это положение показан на рисунке 9.

Исходное положение А предназначено для ударов из нижнего и бокового секторов. Техника перехвата аналогична комбинации, показанной на рисунке 8. Указательный палец начинает вращение кинжала внутрь Б. Рукоятка попадает между средним и безымянным пальцами В, указательный палец перехватывает ее сверху и все пальцы плотно сжимаются в кулак Г, заканчивая перехват.

Упражнения для отработки техники перехватов кинжала и ножа.

Для отработки техники перехватов используются упражнения, развивающие скорость и легкость вращения кинжалов между пальцами. На малом круге вращения оружия пальцами в переборе участвуют все пальцы, кроме мизинца (рис. 10).

Из начального хвата А указательный палец задает вращение движением внутрь. Быстрым перебором пальцами, как это показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е совершает один оборот, возвращаясь в исходное положение.

Все движение делается без остановки, на одном импульсе. Необходимо добиться вращения, при котором пальцевый перебор не мешал бы движению кинжала. В полном круге вращения кинжала участвуют все пальцы руки (рис. 11).

Из начального положения оружие совершает два оборота, возвращаясь в исходную точку, как показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З. Так же, как и на малом круге, движение делается безостановочно. Вращение необходимо проводить как можно ближе к основанию пальцев.

Техника вращения в руке позволяет останавливать их в любом необходимом положении. На рисунке 12 (в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З) показан пример того, как практически в любой фазе вращения оружие может быть остановлено для проведения необходимого приема.

Техника перехватов кинжала и ножа для броска.

Подготовка оружия для проводится перехватом из любого положения: из центрального хвата (рис. 13), из полного хвата (рис. 14), из хвата на указательном пальце (рис. 15).

Хват кинжала в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 15 В), так и клинком вниз (рис. 15 Г).

Рисунки О. Н. Манько.

Самый сложный раздел в кинжальном это техника перехватов. Быстрая смена хвата кинжала и выбор его оптимального положения в руке во время передвижения. Овладение искусством перехватов кинжала или ножа требует не только высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и кистями рук, но также и хорошей технической подготовки. Это означает, что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в фехтовании.

Различаются базовая система комбинаций перехватов и вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко употребляемые варианты смены оружия в руке. Базовый раздел перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.

Перехваты кинжала или ножа можно проводить в трех ситуациях.

— Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
— При движении руки вперед, в процессе удара.
— При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.

Практически все перехваты проводятся в технике вращения между пальцами. Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение клинком вниз — один из самых распространенных (рис. 1).

Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б. Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем — и всей кистью руки Г.

Техника перехватов кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз.

Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение клинком вниз (рис. 2, сравните с комбинацией на рисунке 1), можно проводить вращением клинка вниз.

Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б. При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным пальцами.

Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки вверх. Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на Г. Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.

Техника перехватов кинжала в положение для ударов сверху и сбоку.

Положение кинжала для прямых ударов (рис. 3) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.

Указательный палец убирается из-под рукоятки и накладывается на нее сверху Б. Одновременным движением указательным пальцем от себя и средним — к себе, кинжал переводится в положение клинком вниз В, большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение Г.

Техника перехватов кинжала в мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Традиционный жесткий хват клинком вниз (рис. 4) меняется на мягкий хват для ударов из нижнего сектора.

Из положения А рука движется вниз, кистью разворачивая кинжал вперед ручкой. Одновременно с этим указательный палец переводится в положение над рукояткой Б. Надавливая на конец рукоятки, указательный палец переводит кинжал в положение клинком вверх В. Большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение хвата на указательном пальце Г.

Техника перехватов кинжала для смены его положения в руке.

Оптимальный вариант смены жесткого положения кинжала показан на рисунке 5. Перехват проводится в технике, показанной на рисунках 2 и 4, тремя способами.

— Кинжал вращается да счет перебора пальцами, без изменения положения руки.
— Перехват сопровождается вспомогательным движением кисти.
— Вся рука участвует в проведении перехвата.

На рисунке 6 показан следующий перехват.

В исходном положении кинжал берется полным хватом клинком вниз А. Пальцы разгибаются, выбрасывая кинжал вперед Б. Рукоятка оружия зажимается у основания большого и указательного пальцев. Кинжал продолжает до тех пор, пока рукоятка не коснется указательного пальца. Тогда оружие перехватывается снизу и плотно сжимается всей ладонью в положении клинком вперед В.

Прямые удары удобно проводить хватами с внешним положением клинка. В тех случаях, когда в комбинации прямой удар сменяется боковым или нижним, можно пользоваться перехватом, показанным на рисунке 7.

В начальном положении А кинжал плотно зажат между средним и указательным пальцами клинком вперед. Одновременно с началом вращения кинжала в руке, пальцы разгибаются. При этом средний палец направляет движение клинка вниз, а указательный подхватывает снизу поднимающуюся рукоятку Б.

Поддерживая вращение, указательный палец давит на рукоять, а мизинец и безымянный сгибаются, позволяя кинжалу вращением выйти в положение клинком вверх В. Пальцы одновременно сжимаются в кулак, фиксируя хват на указательном пальце.

Хват кинжала на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца.

Хват на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца (рис. 8, Г,Д) обслуживает практически все траектории и считается универсальным. Поэтому в системе кинжального фехтования любое положение оружия в руке связано с ним соответствующим перехватом или переводом. На рисунке 8 показан один из таких перехватов.

Из начального положения А средний палец давлением на рукоятку посылает клинком вверх Б, где рукоятка подхватывается указательным пальцем. Вращение кинжала поддерживается на указательном пальце, пока клинок, совершив полный круг, не опустится вниз В. Большой палец подхватывает рукоятку снизу и фиксирует ее в конечном положении с обхватом у гарды Д, либо с упором Г.

Техника перехватов кинжала для в внешний центральный хват.

Внешний центральный хват универсален. Вывод оружия в это положение показан на рисунке 9.

Исходное положение А предназначено для ударов из нижнего и бокового секторов. Техника перехвата аналогична комбинации, показанной на рисунке 8. Указательный палец начинает вращение кинжала внутрь Б. Рукоятка попадает между средним и безымянным пальцами В, указательный палец перехватывает ее сверху и все пальцы плотно сжимаются в кулак Г, заканчивая перехват.

Упражнения для отработки техники перехватов кинжала и ножа.

Для отработки техники перехватов используются упражнения, развивающие скорость и легкость вращения кинжалов между пальцами. На малом круге вращения оружия пальцами в переборе участвуют все пальцы, кроме мизинца (рис. 10).

Из начального хвата А указательный палец задает вращение движением внутрь. Быстрым перебором пальцами, как это показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е совершает один оборот, возвращаясь в исходное положение.

Все движение делается без остановки, на одном импульсе. Необходимо добиться вращения, при котором пальцевый перебор не мешал бы движению кинжала. В полном круге вращения кинжала участвуют все пальцы руки (рис. 11).

Из начального положения оружие совершает два оборота, возвращаясь в исходную точку, как показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З. Так же, как и на малом круге, движение делается безостановочно. Вращение необходимо проводить как можно ближе к основанию пальцев.

Техника вращения в руке позволяет останавливать их в любом необходимом положении. На рисунке 12 (в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З) показан пример того, как практически в любой фазе вращения оружие может быть остановлено для проведения необходимого приема.

Техника перехватов кинжала и ножа для броска.

Подготовка оружия для проводится перехватом из любого положения: из центрального хвата (рис. 13), из полного хвата (рис. 14), из хвата на указательном пальце (рис. 15).

Хват кинжала в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 15 В), так и клинком вниз (рис. 15 Г).

Рисунки О. Н. Манько.