Почему затягивается вступление Армении в ТС? Что даст армении вступление в таможенный союз

Армения со 2 января вступила в состав Евразийского экономического союза. Членство страны в ЕАЭС пока будет ограниченным: у нее будет ограниченное представительство в Евразийской экономической комиссии, а ряд таможенных ставок и пошлин она введет позднее

Армения со 2 января 2015 года официально присоединяется к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Об этом сообщает ТАСС .

При этом в исполнительных органах союза страна пока будет представлена в урезанном составе до окончания срока их полномочий. В коллегии Евразийской экономической комиссии она будет, как и другие страны, представлена тремя членами, но у всех будет только один голос.

Долю Армении в объеме таможенных пошлин, которые будут получать от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, агентство оценивает в 1,13%. При этом в сфере услуг Армения присоединится к договоренностям членов союза на общих основаниях, а в сфере торговли товарами будет предусмотрен постепенный переход к единому тарифу ЕАЭС. До 2018 года страна также будет применять нулевые таможенные ставки на бензин. К ставкам единого таможенного тарифа страна перейдет в 2020 году.

Поддержка Белоруссии, Киргизии и Армении России в несколько миллиардов долларов. Так, Белоруссия в 2014 году не платила в российскую казну $2 млрд по договору о распределении нефтяных пошлин. План интеграции Киргизии в ЕАЭС, в свою очередь, обойдется в $500 млн - для этого будет создан киргизско-российский фонд развития с общим капиталом $1 млрд, где 50% составят вложения России, сообщал РБК человек, знакомый с сутью договоренностей.

Также в 2009 году Россия выделила Киргизии кредит для строительства Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,6-1,9 МВт на $1,7 млрд. Тогда же Киргизия получила госкредит на $300 млн и безвозмездный грант на $150 млн.

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

Ереван готовится вступить в Таможенный Союз; соответствующий договор в Армении собираются подготовить уже к первому июня. Для небольшой республики это короткий путь к экономическому процветанию. ТС для нее — выгодный партнер, который укрепит слабую экономику и обеспечит приток инвестиций вкупе с гигантским рынком сбыта. А для России это важная стратегическая площадка в регионе.

В последнее время в Армении идет много диспутов о том, куда движется страна. Этот вопрос интересует всех, от политиков до домохозяек. Собственных ресурсов для того, чтобы справиться с экономическими проблемами, нет. Необходимо выбирать системную модель экономического сотрудничества, которая позволит реанимировать порядком ослабевшую экономическую систему.

«Дорожная карта в целом одобрена»

Пока Запад медитирует на «возможный провал» Таможенного Союза, Армения набирает обороты на пути к вступлению в ТС. Как заявил накануне председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, до первого июня Еревану поручено подготовить проект соответствующего договора. Из 126 пунктов "дорожной карты" по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Армения выполнила 111, а остальные 15 будут включены в сам договор о присоединении. Работа, которая проведена закавказской республикой по реализации "дорожной карты", в целом одобрена.

В Ереване тоже не видят серьезных преград на пути в Таможенный союз. По словам председателя постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания Артака Закаряна, основная часть мероприятий в рамках «дорожной карты» по присоединению Армении к ТС выполнена, и сейчас ведется работа над окончательным документом.

Но не все так однозначно. Нерешенный карабахский конфликт может помешать быстрому вступлению Армении в триумвират. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже позволил себе резкий выпад по этому поводу. Но армянские политологи в унисон говорят, что мнение тяжеловеса Назарбаева не станет помехой для членства Армении в ТС.

«В политике нет друзей, а есть только интересы»

Сейчас маленькая Армения готовится смело нырнуть в гигантский, величиной чуть ли не с материк, Таможенный союз. Между тем, долгое время вопрос о вступлении в ТС был для Еревана скорее политическим, нежели экономическим. Когда республика собиралась ратифицировать проект Европейского Союза «Восточное партнерство», в Москве на нее посматривали косо. Армянские государственные деятели вслед за британским премьером Уинстоном Черчиллем твердили, что «в политике нет друзей, а есть лишь интересы», в соответствии с которыми существуют противники и союзники. Однако армяно-российские отношения ощутимо охладели.

Ложку дегтя во взаимоотношения двух стран подлил и «АрмРосгазпром», заявивший о повышении цен на «голубое топливо» для Армении. Окончательно страсти закипели после того, как Россия продала оружие Азербайджану.

Не зря, видимо, в начале сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян полетел в Москву. После того как Ереван заявил о вступлении в Таможенный союз, оказалось, что между лидерами двух стран никаких разногласий нет. Вот и получается, что в итоге Ереван предпочел безопасность и дешевый газ.

Следует признать, что Армения для стран ТС - это слабый экономический партнер. Для них она интересна прежде всего в силу своего геополитического положения, как форпост России в Закавказье.

Вступать? Обязательно!

Сегодня экономика Армении катится вниз. Резко сокращаются инвестиции. Благосостояние народа падает. Согласно рейтингам международных организаций, капиталы из Армении не просто уходят, а убегают. Рецепт спасения один - интеграция.

Вступление республики в ТС, как считают эксперты, будет способствовать привлечению российских инвестиций. Помимо этого, товары армянских производителей смогут осваивать безграничные просторы триумвирата. Например, продукции швейной отрасли светит колоссальный российско-казахстанско-белорусский рынок сбыта, тогда как на американском или западноевропейском рынках очень даже неплохой одежде с лейблом Made in Аrmenia не приходится серьезно рассчитывать на успех.

Вступление в ТС - это короткий и выгодный путь к экономическому процветанию Армении. На сегодняшний день Россия - основной экономический партнер Еревана. Объем российских инвестиций в экономику с 1991 года составил около трех миллиардов долларов. Львиная доля товарооборота также приходится на РФ.

Таким образом, Армении наиболее выгодно сотрудничество со странами бывшего Союза. Однако в этой выигрышной партии есть свои недостатки.

Камень преткновения

Вступление Армении в Таможенный союз не дает покоя наиболее беспокойной части местной оппозиции. Активно упражняясь в популистской риторике, оппозиционеры стараются повернуть спор в политическую плоскость.

На днях на площади Свободы в Ереване опять собирались недовольные. Несколько десятков митингующих выступали против вступления Армении в Таможенный союз. Идейным вдохновителем и организатором митинга стал недавний кандидат в президенты Паруйр Айрикян. Этого политика в шутку называют «жертвой российского империализма и отцом армянской демократии». Он - открытый сторонник европейской, а не евразийской интеграции.

Однако подобным «гигантам мысли» лучше всего удается надувать щеки и кричать на площадях. Им остается лишь мутить воду в надежде поймать в грязной луже рыбку личных интересов.

Суровые будни союзников

Конечно, противников вступления в Таможенный союз предостаточно не только в Армении. В начале формирования этого объединения и в России, и в Беларуси, и в Казахстане были свои недовольные. Однако сторонников решительного шага по расширению Таможенного союза все же везде больше. И самое главное: лидеры четырех государств именно сейчас достигли консенсуса о приеме Армении в полноправные члены элитарного клуба России и ее ближайших друзей. Со всеми причитающимися преференциями.

Правда, порой царскую долю бальзама на душу евразийской интеграции портят суровые будни союзников. У всех на слуху постоянные конфликты стран-членов ТС из-за молока, мяса, предоставления кредита в рублях. Буквально на днях разразился новый скандал. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев возмутился, что прилавки местных магазинов завалены белорусским мясом. Да и на последнем заседании Евразийского экономического совета, как сообщают СМИ, не прошло все гладко. Президенты даже не вышли на совместную пресс-конференцию.

«Центр экономического притяжения»

«Таможенный союз только формируется, - говорит заведующая сектором экономического развития Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина. - Да, есть споры. Есть и проблемы. Но все они решаются. Бывает, что некоторые страны триумвирата пытаются демпинговать. К примеру, подобная история случилась в Беларуси. Но когда члены ТС пригрозили судебными исками, подобной практике пришел конец».

Эксперт отмечает: можно бесконечно рассуждать о причинах той или иной страны вступить в Таможенный союз, но у каждой страны свой выбор. «Никого на аркане в ТС не тянут. Да и насильно мил не будешь. Скажу только, что Единое экономическое пространство - это центр экономического притяжения. Таможенная интеграция выгодна всем», - подчеркнула Кузьмина.

0

Самое непримиримое противостояние происходит, безусловно, между западным миром во главе с США и Россией, которая пытается восстановить утраченные в конце прошлого века позиции. Политологи давно окрестили эту конфронтацию новой «холодной войной», признавая при этом, что ситуация складывается еще более рискованная.

НАТО – это НАДО

Ведущие институты Запада, включая и НАТО, являются главными геополитическими оппонентами России. А главная задача политики Путина, нацеленной на восстановление Россией былого могущества, состоит в том, чтобы держать НАТО как можно дальше от своих границ.

И Россия на сегодня добилась неплохих результатов. Во всяком случае, начавшаяся в конце прошлого века стремительная экспансия НАТО на восток, подразумевавшая вхождение в блок нескольких постсоветских стран и окружение России своими базами, приостановлена.

Но НАТО не сдается, объявляет одним из своих приоритетов республики Южного Кавказа и уже добился значительного продвижения в Грузии. Кульминацией закрепления блока в этой стране стала середина 2000-х, когда грузинский президент Михаил Саакашвили официально обратился в альянс с просьбой принять Грузию в НАТО.

Россия, естественно, не могла спокойно наблюдать, как вслед за Прибалтикой НАТО пытается установить контроль над всем Южным Кавказом, и августовская война 2008 года вынудила Грузию отложить свои планы по членству в НАТО.

Что касается Азербайджана, который изначально не ставил перед собой цель вступления в Североатлантический блок и оставался верен своему внешнеполитическому курсу неприсоединения, то он, напротив, стал ограничивать свои контакты с альянсом с учетом геополитических перемен в регионе.

Армения же, являясь по сути форпостом России в регионе, вообще не могла рассчитывать на сотрудничество с НАТО, и все ее контакты носили лишь формальный характер.

Но все начало меняться

Форпост России на Южном Кавказе неожиданно свернул на прозападный курс и стал сближаться с НАТО и Евросоюзом. Haqqin.az уже сообщал, что осенью этого года Армения готовится подписать соглашение о расширенном сотрудничестве с Евросоюзом. И это несмотря на попытки ЕС расширить экономические и политические связи с постсоветскими странами, вызывающие не меньшее раздражение России, чем приближение к ее границам НАТО. Правда, по последней информации разных источников, сближение Армении с Евросоюзом проходит в согласованной с Россией форме, но серьезных доказательств этому нет.

В любом случае шаги Армении в сторону ЕС и с НАТО, учитывая ее вассальное по отношению к России положение, вызывают немалое удивление мировой общественности. И дело зашло так далеко, что политические круги в Ереване и представители НАТО всерьез говорят о возможностях вступления Армении в военный альянс. А ведь недавно, даже когда позиции Запада в регионе были более устойчивы, в Ереване и мечтать не могли о подобном. А сейчас Армения пытается позиционировать себя главным партнером НАТО в регионе и активно участвует в программах блока. Достаточно взглянуть на хронику событий последних нескольких месяцев и даже недель.

Хроника необъявленной Арменией войны России

Военные из Армении приняли участие в учениях НАТО Saber Guardian, которые проходили в Румынии с 11 по 20 июля. Это самые крупные учения НАТО из состоявшихся в 2017 году.

В первой декаде августа в Грузии стартуют учения НАТО под названием Noble Рartner. За маневрами будет лично наблюдать вице-президент США Майкл Пенс. И Армения решила отправить туда довольно внушительный военный контингент.

А в сентябре в Германии стартуют учения Combined Resolve IX, где плечом к плечу с натовскими военными будут условно воевать 112 военнослужащих из Армении. Стоит отметить, что Азербайджана на этих учениях не будет.

Саргсян на встрече с Джеймсом Аппатураем

Армения планирует расширять свое сотрудничество с НАТО и в 2018 году, приняв участие как минимум в четырех учениях.

Заметно участились и дипломатические контакты между НАТО и Арменией. В прошлом месяце спецпредставитель блока по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай был с визитом в Ереване. Его встречали на самом высоком уровне, включая президента Армении Сержа Саргсяна, спикера парламента Ара Баблояна и руководства Минобороны.

На всех встречах обсуждался один вопрос – расширение сотрудничества Армении с НАТО, а президент Саргсян даже пригласил в Ереван генсека альянса. В то же время министр обороны Армении Виген Саргсян заверил высокопоставленного гостя в том, что его страна намерена увеличить свой контингент в Афганистане, где осуществляется миссия блока.

Там же, в Ереване, Джеймс Аппатурай пообещал, что НАТО будет разрабатывать «новые программы, представляющие интерес для Армении». Это интригующее заявление Аппатурая вызвало серьезный ажиотаж в экспертных кругах Армении.

Представитель НАТО счел нужным приветствовать соглашение, которое Армения должна подписать в сентябре с Евросоюзом, отметив, что «Запад хочет сблизиться с Арменией».

А на днях спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в то же время глава офиса альянса в Тбилиси Уильям Лахью и вовсе заговорил о возможном членстве Армении в НАТО. Дипломат в открытой форме признался, что в НАТО не оставили своих планов по расширению на восток, и если Армения примет решение вступить в Североатлантический союз, это увеличит возможности сотрудничества.

«Армения должна сама выбрать, насколько может расширить сотрудничество с альянсом», – добавил дипломат.

Уильям Лахью

Официальной реакции России на происходящие события пока не было, но нетрудно догадаться, какое замешательство все это вызвало в Кремле. Еще бы, ведь гипотетическое вступление Армении в НАТО подразумевает приостановку членства этой страны в ОДКБ и вывод с ее территории российских военных баз.

Тем временем Уильям Лахью, подливая масла в огонь, делает заявление за заявлением, способные вконец разозлить Россию. По его словам, отношения НАТО с Арменией находятся на «очень высоком уровне» и дальнейшее их развитие требует «серьезного политического решения». Если верить словам дипломата, то политическое руководство Армении стоит перед выбором: отвернуться от России и выбрать Запад или оставить все как есть.

«Армения – суверенное государство и само принимает решение, как ей строить отношения с соседними странами», – сказал дипломат.

Надо сказать, что это совершенно новый политический ход НАТО, потому что до сих пор отношения с Россией и Ираном, а также неурегулированныйкарабах ский конфликт были одним из основных факторов, определяющих сотрудничество альянса со странами региона.

Другой высокопоставленный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, чтобы подтолкнуть Армению к сотрудничеству, заметил, что членство в ОДКБ не является препятствием для этого. «Армения может быть членом ОДКБ и одновременно быть надежным партнером НАТО», – сказал Аппатурай журналистам в Ереване.

29 июня министр обороны Армении Виген Саргсян отправился на переговоры с НАТО в Брюссель и принял участие в совещании министров обороны стран-участниц миссии альянса в Афганистане. Министерство обороны Азербайджана принимало участие в совещании на менее высоком уровне.

После совещания В.Саргсян встретился с заместителем генсека НАТО Роуз Геттемюллер и обсудил вопросы расширения сотрудничества и перевод вооруженных сил Армении на натовские стандарты.

Другую встречу министр обороны Армении провел с руководителем военного комитета Евросоюза генералом Михаилом Костанакосом, обсудив возможности военного сотрудничества между Арменией и Евросоюзом.

Виген Саркисян на встрече с руководством НАТО

Свой вклад в укрепление контактов с НАТО вносят и гражданские институты Армении, все чаще присоединяющиеся к различным программам блока.

К примеру, в середине прошлого месяца при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и Североатлантического блока для журналистов в Армении был организован семинар на тему «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развитие в регионе». Принимавший в нем участие высокопоставленный представитель Минобороны Армении Мгер Исраэлян назвал отношения между Арменией и НАТО «стратегическими» и отметил, что они будут и впредь углубляться.

Ничем, кроме как бунтом вассала против своего хозяина, эти события не назовешь. Рассчитала ли Армения возможные последствия своего самовольства и реакцию России?

Раскрыть структуру статьи

Скрыть содержание статьи

В начале сентября президент

Армении

Серж Саргсян объявил о намерении страны

вступить в Таможенный союз

В случае если переговоры пройдут успешно, закавказское государство станет четвертым в евразийском клубе и единственным, у кого нет с другими странами союза общих границ. «Лента.ру» решила присмотреться к экономике Армении, чтобы понять, насколько значимым для всех сторон будет присоединение республики к союзу.

История развития армянской экономики

Армения стала промышленно развитой (для своего времени) республикой в послевоенные советские годы. Самыми значимыми для экономики СССР были находившиеся в ее недрах руды молибдена и меди. В 1957 году в Алаверди был построен крупный медеплавильный комбинат. Вместе с металлами Армения снабжала другие союзные республики продуктами питания и, конечно, алкоголем в первую очередь коньяком. При советской власти в Армении также были построены несколько электростанций, которые работают до сих пор, и заводы комплектующих для огромного советского ВПК, в частности, электро- и радиоприборов.

После развала СССР промышленность оказалась на грани коллапса, так как доступ ко всем бывшим рынкам теперь был перекрыт. ВВП за пару лет рухнул в два с лишним раза, и множество людей остались без работы и средств к существованию. Лишь к середине 2000-х годов урон от краха СССР удалось в целом восполнить, но большая часть армянской промышленности, в особенности высокотехнологичные секторы, за полтора десятилетия успела погибнуть. Во многом это было связано с тем, что ориентировалась она именно на ВПК, а ресурсы были привозными.

Все это усугубилось экономической блокадой, в которую государство попало из-за карабахского конфликта. О торговых связях через Турцию и Азербайджан Еревану теперь пришлось забыть, оставались только коридоры через Грузию и Иран. Отсутствие выхода к морю и крупным магистралям привело к тому, что армянское государство экономически замкнулось в себе, полагаясь в основном на взаимоотношения с Россией. Они же постепенно начали налаживаться «через голову» Грузии, хотя того объема торговых связей, который существовал в советский период, достичь было уже невозможно.


Ориентация на производство металлов и продуктов питания

Сейчас Армения является небольшой по размеру экономикой (в мировом рейтинге она не входит даже в первую сотню, располагаясь между Маврикием и Экваториальной Гвинеей), в основном концентрирующейся на производстве цветных металлов и продуктов питания. В 2000-е ей удалось добиться неплохих показателей экономического роста (в отдельные годы они заходили за 10-процентную отметку), часть которого, однако, была «съедена» глобальными кризисом 2008-2009 годов, когда ВВП рухнул на 14 процентов. Потока инвестиций в страну не наблюдается, поскольку деньги в Армении вкладывать особенно некуда, да и по уровню коррупции республика занимает одно из самых высоких мест в мире, что тоже приходу иностранного капитала не способствует.

Значительную часть средств Ереван получает за счет переводов из-за рубежа, составляющих около 13 процентов ВВП. Из этой суммы 60 процентов переводится из России. По сути, для национальной экономики переводы являются ключевым источником дохода, за их счет страна получает половину всей валюты. Именно снижение объема переводов из-за границы и вызвало столько резкий обвал ВВП во время кризиса.


Сильная зависимость от России

Что касается непосредственно товарного производства и экспорта, то здесь зависимость от России почти столь же существенная, как и в сегменте денежных переводов. В 2012 году на долю России приходилось около 18 процентов всего экспорта товаров. Особого разнообразия не наблюдается: продукты питания и алкоголь составляют почти две трети всех поставок в РФ и приносят ежегодно около 150 миллионов долларов.

В обратном направлении идут энергоресурсы, зерновые и некоторые виды металлов, причем в значительно большем количестве: Армения имеет с Россией большой торговый дефицит, составляющий почти 800 миллионов долларов. По значимости для национальной экономики российские поставки для Армении в разы важнее, чем от какой-либо другой страны: даже объем импорта из Китая втрое меньше, чем из РФ. И если экспорт в европейские страны является более или менее существенным (в Германию и Бельгию вместе закавказская страна поставляет примерно столько же продукции, сколько и в Россию), то импорт крайне невелик и ограничивается по большей части предметами роскоши и некоторыми товарами хай-тека.

Так как все заявления о каких-либо реформах и диверсификации экономики пока никакого реального продолжения не получают, а объективно Армения к России привязана крепко и в экономическом, и в политическом плане, о кардинальном изменении картины в ближайшие годы говорить никак не приходится. Поэтому вступление в Таможенный союз в каком-то смысле лишь фиксирует сложившееся положение: несмотря на то что в ТС входят еще и Белоруссия с Казахстаном, «первую скрипку» в нем играет именно Москва.


Плюсы от вступления в ТС для Армении очевидны

Для Армении выигрыш от присоединения к Таможенному союзу заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится. С учетом того, что Армения страна маленькая, даже эта копейка в ее масштабах будет очень значимой.

Впрочем, едва ли не важнее для правительства Армении вопросы импорта товаров из России. Москва известна тем, что готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; это в полтора раза меньше, чем цена, по которой газ отправляется на Украину), но в следующем году Москва пообещала тарифы поднять. Таможенный союз может это повышение отменить или хотя бы заморозить на несколько лет: Белоруссия как член ТС получает топливо из России по 150 долларов. Аналогичным образом понизятся и цены на уран для местной АЭС.

Наконец, армянской стороне присоединение к ТС дает еще и определенные гарантии того, что ее продукции не будут угрожать никакие форс-мажоры. Пример украинских кондитерских изделий Roshen, объявленных в России вне закона, или грузинского вина более чем нагляден: в обоих случаях производители потеряли основной рынок сбыта и понесли значительные убытки.

Для России это мало на что повлияет

В Таможенном союзе нападок со стороны санитарных и других служб, по идее, быть не должно. Что касается чисто торговых споров, то они также маловероятны: Армения едва ли способна как-то существенно задеть интересы России или, скажем, Белоруссии, а слабое развитие промышленности и ее узкая специализация позволяют республике не бояться, что ее завалят импортом просто потому что она и так им завалена.

Российская экономика от вступления Армении в Таможенный союз не выиграет, но, впрочем, и не проиграет. Армения поставляет в РФ слишком мало, чтобы разница в тарифах как-то сказалась хотя бы на каком-нибудь сегменте отечественного рынка. Ясно, что для Москвы вступление республики в Таможенный союз лишь показатель политической мощи, рекламный ход с целью привлечь другие, более важные страны (читай Украину) к проекту.