Огненный ливень. Самое грозное многоствольное оружие России и США. Самые мощные пулеметы в мире

Скорострельное оружие с вращающимся блоком стволов - обязательный элемент фантастических боевиков и компьютерных игр. В кино часто фигурируют накачанные рэмбо с шестиствольным пулеметом, поливающие злодеев потоком свинца. Благодаря Голливуду за этими «газонокосилками» прочно закрепилась слава супероружия.

Вместе с тем пушки и пулеметы, работающие по схеме американского изобретателя Ричарда Гатлинга, уже давно стоят на вооружении ряда стран. Разрушительная мощь многоствольников действительно поражает воображение. РИА Новости публикует подборку самого грозного оружия с вращающимся блоком стволов.


Артиллерийская стрельба установки АК-630 © РИА Новости / Ильдус Гилязутдинов

Самый известный

Американский скорострельный пулемет M134 Minigun, пожалуй, самый известный обывателю «гатлинг» из существующих. Боевики про бравых морпехов США или кадры военной хроники с Ближнего Востока редко обходятся без этой шестиствольной махины калибра 7,62 миллиметра. Американские оружейники с 1960-х годов умудрились внедрить его везде, где только можно. M134 устанавливаются в люках армейских «Хаммеров», на караульных вышках, патрульных катерах, вертолетах, бронетранспортерах, фортификационных сооружениях. Все-таки шесть тысяч выстрелов в минуту - серьезный аргумент в любой критической ситуации.


Многоствольный пулемет M134 Minigun © Фото: Lance Cpl. Randall A. Clinton

Вопреки стереотипам, в оружии схемы Гатлинга стреляют не все стволы одновременно. В М134 патрон досылается в нижний, остывший ствол, выстрел производится сверху, выброс гильзы - справа. Таким образом, стволы стреляют по очереди, успевают перезарядиться и остыть, пока «работают» оставшиеся пять. Подобная схема нивелирует главное препятствие на пути сверхвысокой скорострельности - перегрев оружия. Подобным образом работает большинство других пулеметов с вращающимся блоком стволов.

«Старшим братом» M134 является 20-миллиметровая шестиствольная авиационная пушка M61 Vulcan. Почти 60 лет ее ставят на американские боевые самолеты, ударные вертолеты и сухопутное шасси. Эта система способна достаточно эффективно бить и по воздушным, и по наземным целям. Но, как и M134, на сегодняшний день она считается морально устаревающей.

Самая скорострельная

Российские установки АК-630 М-2 «Дуэт» являются современной модификацией советских шестиствольных корабельных комплексов АК-630. От предшественника новая система отличается в первую очередь наличием двух орудий и сложной электронной «начинкой», позволяющей во многом автоматизировать процесс наведения и сопровождения целей. Один «Дуэт» способен обрушить на противника рекордные десять тысяч 30-миллиметровых снарядов в минуту. Этого с запасом хватит, чтобы уничтожить любую воздушную цель на удалении до четырех километров и на высотах до пяти километров - будь то сверхзвуковой самолет, беспилотник или крылатая ракета. А на ближних дистанциях флотские «шестиствольники» способны сильно повредить или даже разрушить небольшой боевой корабль. Комплексы семейства АК-630 являются последней и самой прочной линией обороны военно-морской эскадры.


Автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630 на гвардейском ракетном крейсере «Москва», который прибыл к побережью Латакии для противовоздушной обороны района © РИА Новости / Пресс-служба Минобороны РФ

На сегодняшний день АК-630 М-2 установлены в корме пяти малых ракетных кораблей проекта «Буян-М», а также на большом десантном корабле «Иван Грен», который должен вступить в боевой состав Северного флота в ноябре этого года. Кроме того, Минобороны планирует перевооружить на «Дуэты» ряд других кораблей, несущих более старые АК-630.

Самая бронебойная

Вершиной развития оружия с вращающимся блоком стволов, пожалуй, можно назвать американскую авиационную пушку GAU-8 Avenger - основное вооружение штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Масса всей пушечной установки с системой подачи патронов и полным барабаном 30-миллиметровых снарядов почти две тонны, а заправленный и подготовленный к взлету A-10 весит десять тонн. Самолет фактически построен вокруг этого трехметрового семиствольного чудовища. Собственно, именно пушка является единственной причиной, почему штурмовики Thunderbolt II остаются в строю ВВС США - по своим летно-техническим характеристикам и бортовому оборудованию они значительно уступают машинам того же класса других стран.


Семиствольная автоматическая пушка GAU-8 Avenger на самолете A-10 Thunderbolt II CC BY 3.0 / Mrkoww or Matthew Zalewski

GAU-8 в минуту выпускает по цели до 4200 бронебойно-подкалиберных снарядов с сердечником из обедненного урана. Из-за колоссальной отдачи и опасности попадания пороховых газов в воздухозаборники пилоты обычно дают короткие очереди по две-три секунды. Этого хватает, чтобы целиком накрыть колонну из десятка тяжелых боевых машин. А-10 задумывался как противотанковый самолет, специфика его боевого применения предусматривает атаку цели по верхней полусфере, меньше всего защищенной броней. В Афганистане и Ираке вооруженные GAU-8 штурмовики демонстрировали хорошие результаты. Однако в войне с противником, обладающим развитой ПВО, шансы этих дозвуковых самолетов на выживание стремительно уменьшаются.


Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II (A-10 «Тандерболт» II) © Flickr / Samuel King Jr

Самый кучный

Четырехствольный авиационный пулемет ЯкБ калибра 12,7 миллиметра был создан в конце 70-х годов специально для новейших на тот момент ударных вертолетов Ми-24. Боевое крещение крупнокалиберные советские «гатлинги» прошли в Афганистане. Пилоты армейской авиации сразу полюбили новые пулеметы за исключительно высокую плотность огня и прозвали ЯкБ-12,7 «металлорезкой». Свою кличку это оружие оправдывало неоднократно: в августе 1982 года под Кандагаром один вертолет «разрезал» пополам очередью из пулемета шедший во главе каравана душманов автобус. Афганским боевикам еще повезло, что Ми-24 бил поперек колонны, а не вдоль - при максимальном темпе стрельбы 5500 выстрелов в минуту он мог изрешетить весь караван за один заход.


Пулемет ЯкБ-12,7 на Ми-24 в Национальном историческом музее Болгарии CC BY-SA 4.0 / Benjamín Núñez González /

Именно этому пулемету принадлежит уникальный и до сих пор никем не побитый рекорд. Двадцать седьмого октября 1982 года во время воздушного боя иракский Ми-24 смог сбить из ЯкБ-12,7 иранский истребитель F-4 Phantom II. Это единственный в истории мировой авиации задокументированный случай, когда вертолет смог уничтожить сверхзвуковой реактивный самолет с помощью бортового пулемета. Во многом этого удалось добиться благодаря отличной кучности оружия. Впрочем, с надежностью у ЯкБ-12,7 были некоторые проблемы. Опыт Афганистана показал, что пулемет довольно капризный и подвержен загрязнению. Этот недостаток удалось устранить в модификации ЯБКЮ-12,7, принятой на вооружение в 1988 году.

Андрей Коц

Подпишитесь на нас

Первая половина XX века стала золотым периодом для авиационной промышленности, которая сумела аккумулировать в себе все самые последние достижения науки и техники. Именно в авиастроительной отрасли впервые использовались самые передовые технологии, вновь созданные двигатели, приборы и образцы вооружения, проводились испытания новых материалов. За разработками в авиационной промышленности следили и представители других отраслей. В середине 1930-х годов одним из многочисленных примеров взаимодействия советского авиа- и танкостроения стала попытка установки на плавающий танк Т-37А авиационного пулемета ШКАС.Стоит отметить, что в советской истории были удачные примеры подобного взаимодействия. В очень трудный для страны период, когда немецкие солдаты стояли под Москвой, а Красная Армия лишилась почти всех своих танков, очень важное значение сыграли не самые совершенные и очень простые легкие танки Т-60, который в сжатые сроки освоила советская промышленность. Эти боевые машины были вооружены 20-мм пушкой ТНШ, которая представляла собой танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Пушка изначально разрабатывалась как авиационная, конструкторы не планировали устанавливать ее на наземной боевой технике, однако в условиях войны в сжатые сроки смогли адаптировать ее для установки на легком танке. Но первые попытки установить авиационное вооружение на танк были предприняты в Советском Союзе еще до начала Второй мировой войны.


Еще в 1930 году в СССР был сконструирован первый в стране пулемет, созданный специально для авиации - это был 7,62-мм ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный). Он стал первыми советским скорострельным синхронным авиационным пулеметом. Серийно производился с 1932 по 1945 гг., когда ему на смену пришли новые образцы. Специально для пулемета ШКАС были созданы новые авиационные патроны повышенной надежности с бронебойно-зажигательными и бронебойными пулями. Пулемет ставился на все советские самолеты, которые были выпущены с 1934 по 1941 гг., и использовался во всех вооруженных конфликтах с участием СССР, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая сражениями Великой Отечественной войны. Пулемет производился в крыльевом, турельном и синхронном вариантах.

Шаровая установка ШКАС, РГВА

В авиационных вариантах пулемета ШКАС лента подавалась из короба на 250 патронов, в более поздних версиях - на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулеметам специально устанавливали патронные коробы на 1500 патронов. В танке Т-37А питание пулемета должно было осуществляться из короба на 750 патронов. Помимо этого в корпусе боевой машины находился запас в 2000 патронов. Полный боезапас пулемета составлял 2750 патронов в лентах по 250 штук, которые располагались внутри танка следующим образом: три ленты укладывались в короб, который непосредственно питал пулемет. А 2000 патронов - в короба по 250 патронов, которые вставлялись в специальную решетку-держатель с гнездами на 7 коробов. Еще одна коробка с патронами лежала отдельно. Подача патронов из короба происходила с помощью гибкого металлического рукава, который был аналогичен тем, что использовались в авиации. Такое устройство позволяло обеспечить бесперебойное питание пулемета при ведении огня с любыми углами прицеливания как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

Основным отличием танкового пулемета ШКАС от авиационного было то, что по требованию специалистов ГАБТУ он был переведен на матерчатую ленту вместо рассыпной металлической ленты. Объяснялось это довольно просто: матерчатую ленту было проще набивать патронами, и не было необходимости собирать рассыпавшиеся после стрельбы звенья в специальную емкость. Помимо этого существовал риск, что звенья рассыпной ленты случайно могли оказаться в движущихся частях внутри танка, заклинив их. Для перехода на матерчатую ленту был изменен приемник и подача патронов в пулемете.

По итогам проведенных испытаний эксперимент с установкой пулемета ШКАС в башню плавающего танка Т-37А был признан неудачным. Выделялся целый ряд причин: небольшие углы вертикальной наводки пулемета, низкая надежность матерчатой ленты, которая была чувствительна к влажности, разбухала и затем рвалась, вызывала перекосы при столь высоком темпе стрельбы. Работа над устранением этих проблем отнимала у командира боевой машины много времени. Но и без проблем с лентой пулемет ШКАС оказался слишком сложным и неудобным для небольшой и тесной башни танка Т-37А. Военные сочли недостатком и слишком большую скорострельность пулемета. Весь боекомплект можно было расстрелять буквально за 5 минут боя, даже принимая во внимание время на замену коробок. Отмечалось и то, что для ШКАСа необходимы были особые, более надежные патроны, которыми советская промышленность не могла в достаточном количестве обеспечить и авиацию, и танковые части.

Наведение пулемёта по вертикали.

Одно можно сказать точно: установка на плавающий танк пулемета ШКАС, обладающего скорострельностью 1800 выстр./мин, могла оказать сильное моральное воздействие на противника. Знаменитый единый немецкий пулемет MG-42 обладал скорострельностью на уровне 1200-1500 выстр./мин в зависимости от затвора. Это было ужасное оружие, с которым пришлось столкнуться всем противникам гитлеровской Германии, недаром оно заслужило такие прозвища, как газонокосилка и циркулярная пила Гитлера. Советский авиационный ШКАС по скорострельности превосходил и его. 1800 выстрелов в минуту - это 30 выстрелов в секунду. При этом человеческий глаз воспринимает изображение как плавное и непрерывное уже при частоте 18 Гц или 18 кадров в секунду. Общепринятым стандартом в кино стала частота 24 кадра в секунду. При скорострельности 1800 выстр./мин и использовании трассирующих боеприпасов мог возникнуть зрительный эффект, при котором стрельба из танка воспринималась бы глазом как непрерывные лучи, тянущиеся в сторону противника. При атаке танков с воды в ночное время эффект был бы особенно сильным.

ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) - первый советский скорострельный авиационный пулемёт.

В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания Московского механического института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

1932 год. Была завершена окончательная отладка конструкции.

Июнь 1932 года пулемёт был представлен К. Е. Ворошилову
14 июля 1932 года пулемёт был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания.
7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта.
11 октября 1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием "7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 года.

Особенности конструкции
В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.
Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а её отражение - подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счёт короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.

Патроны
Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами.

Необычные осечки
Неожиданно при стрельбе возникли осечки. Для выяснения причин была создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов.
«Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулемётах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулемётах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патронов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему - этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта чёрным или красным лаком. Красный лак был импортным, а чёрный - отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми чёрным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились».


Модернизация
При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс - около 1500-2000 выстрелов.
В марте 1933 г. советское правительство, давая заказ на первую крупную партию пулемётов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов.
В апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемёта. В новой модели была существенно изменена её основная деталь - коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упразднённых. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряжённых деталей.
В июле 1933 г. начался выпуск пулемётов по новым чертежам.
24 декабря 1934 г. закончено испытание пулемёта ШКАС с витой трёхжильной возвратно-боевой пружиной. Предыдущая возвратно-боевая пружина часто выходила из строя, не выдерживая более 2500-2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определённого количества выстрелов, стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной витой. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелов.
В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана механическая спарка пулемётов ШКАС, в которой суммарный темп стрельбы двух пулемётов был доведён до 6000-6400 выстрелов в минуту.
15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемёта УльтраШКАС. Применив в нём принцип подвижного ствола при ходе вперёд, они достигли скорострельности - 2800-3000 выстрелов в минуту.

С 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.


Китай Китай
Китайская Республика Китайская Республика
КНДР КНДР Войны и конфликты Гражданская война в Испании ,
Бои на Халхин-Голе ,
Зимняя война ,
Великая Отечественная война ,
Гражданская война в Китае ,
Корейская война
История производства Конструктор Шпитальный Б. Г. , Комарицкий И. А. Разработан 1930 Производитель завод № 525
завод № 536
завод № 486 (установки)
завод № 187 (звенья лент)
Годы производства 1932-1945 Всего выпущено около 150 000 Варианты турельный
крыльевой
синхронный Характеристики Масса, кг 10,5 (турельный)
9,8 (крыльевой)
11,1 (синхронный)
Патрон 7,62 × 54 мм R Калибр , мм 7,62 Принципы работы отвод пороховых газов ,
перекос затвора Скорострельность ,
выстрелов/мин 1800 (турельный и крыльевой)
1650 (синхронный) Начальная скорость
пули , м/с 775-825 (турельный и крыльевой)
800-850 (синхронный) Вид боепитания ленточное ШКАС на Викискладе

ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) - первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт . Пулемёт был разработан в 1930 году и производился с 1932 по 1945 год, когда было принято решение о прекращении выпуска авиационных пулемётов винтовочного калибра. ШКАС - первый пулемёт, разработанный специально для авиации, для него также были разработаны специальные авиационные патроны повышенной надёжности с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями .

Пулемёт ШКАС устанавливался на всех советских самолётах, выпущенных с 1934 по 1941 год, и использовался во всех военных конфликтах с участием СССР этого периода, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая Великой Отечественной войной . Имеются также данные о применении самолётов И-16 , оснащённых этими пулемётами, в корейской и китайской гражданских войнах. Причиной такой популярности стала высокая скорострельность, достигнутая использованием подающего барабана для извлечения патрона из ленты и газового поршня для приведения автоматики в действие.

Выпуск пулемёта был налажен в трёх вариантах , также выпускались спаренные установки , рассматривались возможности сухопутного и морского использования. В 1937 году была разработана модификация «УльтраШКАС» со скорострельностью, достигавшей 3000 выстрелов в минуту, но отличавшаяся низкой надёжностью . Параллельно конструктор С. В. Владимиров разрабатывал крупнокалиберный вариант пулемёта, получивший наименование ШВАК , а из него, в свою очередь, путём увеличения калибра была разработана одноимённая пушка .

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода , Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт , по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим »). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями . Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в , он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста .

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого . В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия .

Принятие на вооружение

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500-2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года . К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС .

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500-2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали , смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной .

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени .

Особенности конструкции

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов . Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень , непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему . Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня» . Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди .

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику . Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы .

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник . По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен .

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок . Стрельба одиночными выстрелами невозможна . Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона .

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад . После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается .

Электроспуск

Боеприпасы

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы . Лента подаётся из короба на 250 , в более поздних версиях - на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов .

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32) , бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки . В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы , усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже . На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет . В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации .

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки . Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова . Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск. Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным - нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки - недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя .

Варианты установки

Турельный и крыльевой варианты

Крыльевой пулемёт ШКАС взаимозаменяем с турельным за небольшими отличиями, обусловленными дистанционным управлением огнём подвешенного на крыле пулемёта из кабины пилота: ручку перезаряжания заменили тросовым механизмом, а ручку управления - механизмом подавателя . Крыльевой вариант легче турельного - его масса составляла 9,8 кг .

Синхронный вариант

Сухопутные варианты

В 1930-х годах рассматривалась возможность использования пулемёта ШКАС в сухопутных войсках. Изготовленные автомобильная и мотоциклетная установки для пулемётов так и остались опытными экземплярами . В 1935-1936 годах велись изыскания по созданию зенитной установки для оснащения наземной техники от бронеавтомобилей до бронепоездов, а в стандартную цилиндрическую танковую башню предлагалось устанавливать помимо 45-мм пушки спаренный с ней ШКАС. Звучали и предложения по замене шаровой установки под ДТ на аналогичную под пулемёт Шпитального на танках Т-28 и Т-35 . В 1936-1937 годах в СССР разрабатывался плавающий бронеавтомобиль ПБ-7 с установленным на нём пулемётом ШКАС . Эти испытания свёрнуты в 1937 году в связи с недостатком средств и более в прежнем объёме не возобновлялись .

Определённого успеха достигли конструкторы в установке ШКАСа на плавающий танк Т-37А - создан опытный образец. Для этого в самом пулемёте сделаны незначительные изменения, позволившие использовать для боепитания матерчатые ленты. Такое требование обусловлено тем, что звенья разборной ленты могли попадать в движущиеся части танка и заклинивать их; вдобавок такую ленту сложнее снаряжать в полевых условиях. Боекомплект к пулемёту составлял 2750 патронов в лентах по 250 патронов: 750 хранились в коробе, непосредственно питающем пулемёт, а остальные - в коробках, размещённых в специальном держателе. Подача патронов из короба осуществлялась через гибкий металлический рукав, аналогичный использовавшемуся в авиации. На башне присутствовал специальный стопор на 39 положений, позволявший закреплять угол поворота во время стрельбы. Шаровая установка позволяла наводить пулемёт без поворота башни влево на 10°30", вправо на 18°, вниз на 4°, вверх на 22° .

Фото с испытаний из архива РККА

Шаровая башенная установка

Горизонтальный угол наведения

Вертикальный угол наведения

Держатель с патронными коробками

Внешние изображения
ШКАС на тумбовой установке фото Наума Грановского , 1941 год, Москва .

Согласно заключению комиссии, составленному после испытаний, разработка признана неудачной: матерчатая лента при высокой скорострельности показала низкую надёжность, так как от влажности разбухала и рвалась при стрельбе, вызывала перекосы патрона и даже их демонтаж. Высокая скорострельность приводила к тому, что даже с учётом времени на замену лент боезапас мог быть истрачен за 3–5 минут боя. Также нарекания вызвала и шаровая установка: отмечалось неудобство её использования в тесной башне танка, а также малый угол вертикальной наводки, создававший слепую зону вблизи танка. Вдобавок ко всему, промышленность была не способна обеспечить специальными патронами, необходимыми пулемёту , сверх авиации ещё и бронетанковые войска .

В 1940 году на волне замены малокалиберных ШКАСов в авиации на более мощные, но такие же скорострельные ШВАКи на заводе № 66 заказана опытная партия станков Соколова для использования с пулемётами ШКАС в пехотных частях. Однако широкого распространения они не получили .

Вариант для ВМФ

Имеются данные об установке пулемётов ШКАС на торпедные катера . Катера Г-5 сначала выпускались с двумя установленными пулемётами ДА , после на них стали устанавливать ШКАСы, а в 1941 году их заменили на ДШК . В блокадном Ленинграде на недостроенные торпедные катера Д-3 за неимением необходимого количества ДШК на 10 катеров установили пулемёты ШКАС и ДТ .

Модификации

ШВАК

Ещё до принятия пулемёта ШКАС на вооружение, в 1931 году С. В. Владимиров начал разработку на его основе пулемёта под специальный фланцевый патрон 12,7 × 108 мм R , созданный для этого пулемёта. От гильзы штатного патрона 12,7 × 108 мм гильза патрона ШВАК отличалась не только наличием закраины (фланца), но и более выраженной конусностью, пули использовались идентичные . В процессе разработки Владимиров перенёс газовую камеру под ствол, усовершенствовал зубчатый барабан и затвор. Новый пулемёт был принят на вооружение в турельном, крыльевом, синхронном и моторном вариантах .

Полигонные испытания, проведённые в 1932 году, показали, что калибр нового пулемёта, получившего наименование ШВАК, может быть увеличен заменой ствола до 20 мм. При этом не было необходимости менять габариты других подвижных частей оружия, потому как диаметр фланца гильзы и её длина не менялись . Так в 1934 году появилась одноимённая авиационная автоматическая пушка , выпускавшаяся в крыльевом, турельном и моторном вариантах. Последний в 1941-1942 годах ограниченно устанавливали на танки Т-60 и Т-38 .

ШВАК стал первой в мире унифицированной бикалиберной системой . В конце Великой Отечественной войны создавались также опытные образцы под снаряд калибра 37 мм, которые так и не получили широкого распространения .

Спаренный пулемёт МСШ

В 1935-1937 годах группой конструкторов во главе с К. Н. Рудневым разрабатывалась спарка пулемётов ШКАС, получившая индекс МСШ. Для обеспечения синхронной работы штоки двух пулемётов снабжались зубчатыми рейками и соединялись шестернёй так, что цикл автоматики включал в себя два выстрела. Это позволило получить скорострельность до 6000 выстр./мин. при незначительном увеличении отдачи . Дальнейшие разработки спаренных установок на основе ШКАСа были свёрнуты в связи с планировавшимся переходом ВВС на более крупный калибр .

УльтраШКАС

Применение и оценки

К 1936 году пулемётами системы Шпитального - Комарицкого вооружались практически все боевые самолёты советской авиации , в основном благодаря непревзойдённой на тот момент скорострельности в 1800 выстр./мин. , тогда как лучшие зарубежные образцы не превышали порога в 1200 выстр./мин . В 1938 году на значках выпускников военной школы лётчиков и лётных наблюдателей вместо пулемёта ДА стали изображать ШКАС .

Первое боевое применение пулемётов ШКАС произошло в период Гражданской войны в Испании . Отмечалось, что пулемёты обладают низкой эффективностью стрельбы при использовании патронов с обычными пулями, но использование специальных (бронебойных, разрывных, зажигательных) боеприпасов позволяло при высокой плотности огня - до 5 пуль на квадратный метр - достигать неплохих показателей . В начальный период боёв за Мадрид И-16 , вооружённые пулемётами ШКАС и пушками ШВАК , сбили около 350 самолётов противника при минимальных потерях .

Пулемёты также использовались в конфликтах у озера Хасан и на Халхин-Голе . По итогам применения пулемёт получил преимущественно положительные отзывы от лётчиков .

Однако к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, резко снизилась, они могли разрушить самолёт противника только при очень большом числе попаданий. Применение пулемёта во время


В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.

Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а ее отражение - подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.

Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.

Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами.

При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс - около 1500-2000 выстрелов.
* В марте 1933 г. советское правительство, давая заказ на первую крупную партию пулемётов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя ее до 5000 выстрелов.
* В апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемёта. В новой модели была существенно изменена ее основная деталь - коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упраздненных. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряжённых деталей
* В июле 1933 г. начался выпуск пулемётов по новым чертежам.
* 24 декабря 1934 г. закончено испытание пулемёта ШКАС с витой трехжильной возвратно-боевой пружиной. Предыдущая возвратно-боевая пружина часто выходила из строя, не выдерживая более 2500-2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определённого количества выстрелов, стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной, витой. Испытания показали, что живучесть витой трехжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелам.
* В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана механическая спарка пулемётов ШКАС, в которой суммарный темп стрельбы двух пулемётов был доведен до 6000- 6400 выстрелов в минуту.
* 15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемёта УльтраШКАС. Применив в нем принцип подвижного ствола при ходе вперед, они достигли скорострельности - 2800-3000 выстрелов в минуту.

Варианты установки
Перед конструкторами была поставлена задача приспособить пулемёт системы ШКАС для применения в различных точках самолета в качестве турельного, синхронного и крыльевого.

Турельный и Крыльевой варианты
Были созданы в начале 1934 г. Установку для турельного пулемёта разработал Н. Ф. Токарев, в марте 1934 г. она была принята на вооружение. Предпринятые ранее попытки установить пулемёты ШКАС на старых турелях, предназначенных для авиационных пулемётов Дегтярёва, оружия значительно более слабого, не увенчались успехом из-за сильного рассеивания пуль. Крыльевой пулемёт ШКАС был взаимозаменяем с турельным. Ручка перезаряжания в нем заменена тросовым механизмом, а ручка управления - механизмом подавателя.

Синхронный вариант
Синхронизация пулемёта была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкций синхронного механизма этого пулемёта является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.
К 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.

Страна: СССР, Россия
Тип: Авиационный пулемёт
Конструктор: Шпитальный, Борис Гавриилович, Комарицкий, Иринарх Андреевич
Дата выпуска: 1930
На вооружении: 11 октября 1932-1945
Патрон: 7,62 мм
Принцип действия: Отвод пороховых газов
Темп стрельбы: 1800/1800/1650 выстрелов в минуту
Начальная скорость пули: 775-825/775-825/800-850 м/с
Масса (без магазина): 10.5/9.8/11.1 кг
Длина: н/д
Ствол: н/д
Система зарядки: ленточное
Прицел: н/д
Типы: ШВАК
Выпущено: примерно 151127

Патроны к пулемёту ШКАС


Патрон к пулемёту ШКАС с обыкновенной лёгкой пулей производства ТПЗ. Виден характерный двойной обжим пули по высоте дульца гильзы.


Известны две разновидности рассыпных металлических лент к пулемёту ШКАС: с рёбрами жёсткости и без них.

Разрезы 7,62-мм гильз. Гильза патрона к пулемёту ШКАС (слева), в отличие от обычной (справа) имеет более толстые стенки и донную перегородку.

Схема крепления пули в патронах, производившихся Подольским (1) и Тульским (2) патронными заводами

Пули к 7,62-мм патронам ШКАС


1 - Л, лёгкая; 2 - Д, тяжёлая дальнобойная; 3 - Б-30, бронебойная; 4 - Б-32, бронебойно-зажигательная; 5 -Т-30 (Т-46), трассирующая; 6 - БТ, бронебойно-трассирующая, 7 - БЗТ, бронебойно-зажигательно-трассирующая; 8 - БЗТ модернизированная (ЗБ-46); 9 - ЗП (ПЗ), пристрелочно-зажигательная
Образцы маркировки (клеймения) гильз патронов ШКАС


Завод №46 располагался в Кунцево (Московская обл). С началом войны был частично эвакуирован в г. Новая Ляля, где позднее был объединён с заводом №529

Основные массо-габаритные и баллистические параметры патронов к пулемёту ШКАС соответствуют параметрам сухопутных винтовочных патронов с теми же видами пуль

Характеристики 7,62-мм патронов к пулемёту ШКАС
Характеристика Тип патронов
Л Б-32 ПЗ
БЗТ Т-30 (Т-46)
Масса патрона, г 21,75 21,75 22,2 21,23 21,7
Масса пули, г 9,6 9,5...10,0 9,7...10,4
9,0...9,2
9,4...9,6
Масса заряда, г 2,25 3,25 3,25 3,25 3,25
Масса гильзы,г* 18,7 18,7 18,7 18,7 18,7
Нач. скорость пули, м/с** 860 860 820 855 850
Длина патрона, мм*** 75,2 77,2 77,2 77,2 77,2
Длина гильзы, мм 53,7 53,7 53,7 53,7 53,7
Длина пули, мм 28,4 37,8 38,5 40,1 37,8
* Приведена масса стальной биметаллической гильзы ШКАС
** Скорость пуль при стрельбе из винтовки
*** Длина патрона ШКАС с пулей обр. 1908 г. производства ТПЗ