Дуэль: история зарождения. Отличие русских дуэлей от европейских. Дуэль

Герман Климов. О времени, спорте и кино…

Визитная карточка

Герман Германович Климов, сценарист.

Родился 9 мая 1941 года в Сталинграде, родной брат известного советского кинорежиссера, народного артиста России Элема Климова.

В 1964 году окончил Всесоюзный институт физической культуры. Мастер спорта международного класса по легкой атлетике. С 1959 по 1970 год входил в сборную СССР по легкой атлетике. Призер чемпионата СССР и ряда международных соревнований по десятиборью и прыжкам в длину.

Когда Владимир Высоцкий писал свою «Песенку про прыгуна в длину», прообразом ее героя для него был Герман Климов.

В 1970 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Автор сценария художественно-публицистического фильма «Спорт, спорт, спорт» (1970). По сценариям Германа Климова поставлены художественные фильмы «Мужские игры на свежем воздухе» (1978), «Тактика бега на длинную дистанцию» (1978), «Прощание» (1978), ряд документальных фильмов. Герман Климов написал сценарий документального фильма о Сталинградской битве «Ни шагу назад» (2003), помогал Алесю Адамовичу и Элему Климову в работе над сценарием фильма «Иди и смотри» (1985).

С 1986 по 1991 год Герман Климов возглавлял Федерацию спортивного кино СССР. С 1988 по 1991 год был президентом Международной федерации спортивного кино и телевидения.

Пятнадцать сценариев Германа Климова по независящим от него причинам не были реализованы, однако он продолжал работать над новыми проектами. В мае 2011 года Герман Климов презентовал в Волгограде сборник своих стихов «Время дует в лицо».

Сейчас по его сценарию режиссер Сергей Головецкий завершает работу над документальным фильмом «Дуэль. Финал» - о матчах легкоатлетов СССР и США.

«Матчи гигантов»

В 1958 году СССР и США заключили в Вашингтоне Соглашение о сотрудничестве в области культуры, техники и образования. В этом Соглашении была предусмотрена и организация регулярных соревнований между спортивными командами обеих стран.

…Всё дальше и дальше уплывают в прошлое «матчи гигантов», как когда-то называли встречи легкоатлетических сборных СССР и США, унося с собой неповторимую атмосферу того времени, его уже почти забытые приметы и особенности. Однако мастера кино могут вернуть на экран запечатленную в архивных кадрах реальность, оживив ее своим талантом и своими воспоминаниями.

Казалось бы, именно мне должна была прийти в голову мысль сделать фильм о «матчах гигантов», - рассказывает Герман Климов. - Ведь я в те годы был своим в мире легкой атлетики, жил в ее атмосфере и присутствовал на первой матчевой встрече советских и американских спортсменов. Однако такая идея возникла не у меня, а у известного режиссера-документалиста, большого знатока легкой атлетики Сергея Головецкого (он бывший спортсмен-копьеметатель), который и обратился ко мне с предложением стать сценаристом этой ленты.

…Тем знаменитым встречам предшествовала довольно сложная предыстория.

В конце пятидесятых годов прошлого века, когда совершенно реальной стала угроза холодной войны, все мы хотели, чтобы между нами и американцами было хотя бы чуть больше доверия. Но как приблизиться к такой цели? С чего начать? Ответ на эти вопросы еще на Олимпиаде в Мельбурне дал главный тренер легкоатлетической сборной СССР Гавриил Витальевич Коробков, предложивший ежегодно проводить матчевые встречи между сборными СССР и США.

Коробков встретился с руководителями американской легкой атлетики и изложил им свою идею. Они ею зажглись, однако встретили жесткое сопротивление со стороны политиков. С особенно резкой критикой выступил одержимый ненавистью к Советскому Союзу сенатор Маккарти. Против таких встреч возражал и Никита Сергеевич Хрущев, опасавшийся, что наши легкоатлеты могут проиграть.

Но всё же в июле 1958 года на стадионе «Лужники» состоялся первый матч СССР-США.

Американцы приехали в Москву, чтобы не просто выиграть, а смять нас, поскольку были уверены, что наша сборная не идет ни в какое сравнение с американской. Но мы выиграли, а в сложной обстановке тогдашнего противостояния - это был самый верный путь если не к дружбе, то хотя бы к какому-то взаимопониманию. Мы ближе узнали друг друга, а наши зрители с воодушевлением и дружелюбием приветствовали спортсменов обеих стран.

Та встреча стала главным событием в спортивной жизни всего мира. И о ней писали все газеты и журналы…

Предварительная работа по созданию нового фильма началась всего несколько месяцев назад, в феврале 2017 года. Однако судьба Германа Климова сложилась так, что готовиться к ней он начал много десятилетий назад… В недавнем прошлом он входил в элиту советской легкой атлетики: начав с десятиборья, стал затем одним из сильнейших наших прыгунов в длину, членом сборной команды СССР. Он, кстати сказать, один из немногих советских легкоатлетов, который сумел выиграть у легендарного Валерия Брумеля в многоборье и у Игоря Тер-Ованесяна в многоборье и даже в прыжках в длину…

В новом фильме, - говорит Герман Германович, - мы хотим передать дух спорта тех лет и дать представление о той открытости, которая помогала нам лучше понять друг друга.

На первых матчах и у нас, и в США стадионы были, как говорится, забиты под завязку. Наши спортсмены Валерий Брумель, Игорь Тер-Ованесян, Василий Кузнецов были кумирами не только советских, но и американских любителей легкой атлетики, которые, следя за выступлениями наших спортсменов, убеждались в том, что мы такие же люди, как и они, и что мы ни в чем им не уступаем.

А потом началась перестройка (1985-1991), и всё пошло на спад. Завершающие встречи той серии, проходившие в нашей стране на второстепенных аренах, не вызывали уже почти никакого интереса у зрителей, которым теперь было не до спорта: потеряв работу, люди не жили, а выживали, не зная, как обеспечить существование своих семей.

Последний «матч гигантов» состоялся в 1985 году в Японии, поскольку японцы тоже захотели поучаствовать в этих соревнованиях. Но это, конечно, было уже совсем не в тему.

А затем всё это закончилось. К сожалению…

Когда я приступил к работе над фильмом, мною владела только одна мысль: необходимо сделать всё возможное, чтобы спасти от забвения ту беспрецедентную серию встреч между сборными СССР и США и проследить все ее этапы. (Тогда, кстати сказать, советские легкоатлеты одержали на стадионах 15 побед, потерпев только одно поражение.)

Ностальгические воспоминания и «прыжок за квартирой»

Видимо, под влиянием этого неослабевающего ностальгического чувства Герман Германович решил показать мне фотографии из старых газет, которые сегодня выглядят как опознавательные знаки тех давних времен.

На одной из них, датированной 1959 годом, запечатлены чемпионы Шестой всесоюзной спартакиады школьников, проходившей на московском «Стадионе юных пионеров». «На фото, - гласит подпись под ним, - победители соревнований по пятиборью: Г. Климов, В. Брумель и А. Липеев».

Я тогда сделал Валерку на последнем виде - в беге на полтора километра, - улыбается Герман Германович. - И нас с ним взяли во взрослую сборную СССР. Мне тогда было 18 лет.

В феврале 1960 года мы приехали во Львов на сборы. Жили с Валерой в одной комнате и вместе пришли в манеж на свою первую тренировку. А там - лучшие прыгуны: Роберт Шавлакадзе и Виктор Большов, которые уже прыгали на 2.14 и 2.15. По меркам тех лет это был космос… Брумелю же тогда принадлежал лишь юношеский рекорд - 2. 01. Но он без всякого почтения отнесся к нашим лучшим высотникам. «В этом году, - сказал он мне, - я их сделаю». - «Ты что, смеешься?» - «Сделаю», - повторил он. И сделал…

Это воспоминание тут же повлекло за собой другое - о том, как нашему великому спортсмену удалось решить проблему с жильем.

А знаете, как Валера получил квартиру на улице Рылеева? - почти без паузы продолжил Герман Германович.

- Нет. Никогда об этом не слышал…

В 1963 году в Москве, в Лужниках, проходил очередной матч легкоатлетов СССР-США. Планку в секторе для прыжков установили на высоте 2.28. Только что закончился дождь, так размывший гаревую дорожку, что прыгать было невозможно.

Перед третьей попыткой в секторе появился Леонид Хоменков (один из главных наших легкоатлетических начальников), который, проходя мимо Брумеля, произнес какие-то слова. И Брумель взял 2.28 (это был его последний рекорд). «Что же сказал тебе Хоменков?» - спросил я потом Валеру. - «На трибуне - Хрущев. Прыгнешь - получишь квартиру».

Валера прыгнул.

«Но почему мой собеседник счел необходимым рассказать о «прыжке за квартирой»? Может быть, потому, что и ему тоже пришлось пережить нечто подобное?» - подумал я и тут же задал ему такой вопрос.

В подобной ситуации я оказался в 1970 году, когда вроде бы уже закончил с большим спортом, - подтвердил мое предположение Герман Германович. - Но мне надо было получить квартиру от общества «Динамо», за которое я много лет выступал, поэтому я должен был хорошо прыгнуть на чемпионате СССР в Минске. И мне это удалось. Я показал 7.86, то есть такой же результат, как и молодой Владимир Скибенко из Ростова-на-Дону, но проиграл ему по второй попытке. В итоге он стал чемпионом, а я - серебряным призером…

А на следующий день в минском Доме кино состоялась премьера фильма «Спорт, спорт, спорт» (это моя дипломная работа на Высших курсах сценаристов и режиссеров при Госкино). Я был сценаристом этой ленты, а мой брат Элем - режиссером (накануне премьеры он приехал в Минск).

В зале тогда присутствовала вся сборная СССР по легкой атлетике. Фильм был принят на ура. И вот так, под аплодисменты, совершился мой переход от спорта к кино.

- А когда вы поступили на Высшие курсы?

В 1968-м, через четыре года после окончания Всесоюзного государственного института физической культуры. Я всё еще продолжал тренироваться, но, конечно, далеко не так, как прежде, так как целыми днями просиживал на Курсах. Здесь была совершенно иная атмосфера, чем та, к которой я привык в сборной. Я познакомился с новыми для меня людьми, стал с ними общаться, и это всё больше и больше затягивало меня. Тем не менее в 1968 году, на первенстве Советского Союза в Ленинакане, где проходил отбор на Олимпиаду в Мехико, я всё же сумел занять пятое место.

В том же году мы с братом подали заявку на фильм «Спорт, спорт, спорт» и туристами поехали на Олимпиаду. В Мехико мы много снимали, проникаясь царившим там духом большого спорта.

Чего братья Климовы не могли себе простить

Помню, как мы с Витольдом Креером, сидя во время олимпийских соревнований в прыжковом секторе, подсказывали Вите Санееву, как он попадает на планку.

Вход в Олимпийскую деревню был строго воспрещен, но с помощью знакомых (а их у меня было полкоманды) мы пробились туда. Наши ребята жили в трехкомнатных квартирах; в каждой комнате - по одному спортсмену.

И там мы стали свидетелями трех потрясающих сцен.

Входим в первую комнату. Перед нами - Витя Санеев, который стал олимпийским чемпионом и мировым рекордсменом, и его тренер Акоп Керселян. Они ликуют и пьют шампанское.

Проходим во вторую комнату. На постели лежит эстонский десятиборец Рейн Аун. В 1964 году, в Токио, он был серебряным призером, а в Мехико получил травму (порвал заднюю поверхность бедра) и сошел. У Рейна текут слезы, а рядом с ним сидят девушки и поют ему песню на эстонском языке.

Третья комната. На кровати, облокотившись о стенку, сидит убитый горем Игорь Тер-Ованесян (только что свой феноменальный прыжок на 8.90 совершил Боб Бимон). «Ну что, Игорь? Как ты?» - спросил я его. - «Отняли игрушку», - без всякого выражения сказал он, и мы поняли, что игрушкой он назвал свой мировой рекорд.

В той квартире, на площади в несколько десятков метров, мы увидели трех атлетов, которые одновременно пережили в Мехико запредельные чувства и эмоции - от восторга до безнадежности и трагедии…

Но мы ничего не сняли. И потом не могли простить себе этого…

В течение 1969 года мы с братом работали над своим фильмом: вели съемки, занимались монтажом и озвучиванием. Я в этой ленте, кроме всего прочего, еще и сыграл самого себя.

Огромную работу по розыску нужных нам материалов мы провели в Красногорском киноархиве. Ездили в Петербург и там тоже копались в архивах. Увы, нам не удалось наладить сотрудничество с американскими телестудиями, поэтому получить что-либо и от них мы не смогли.

Композитором у нас был Альфред Шнитке. И однажды он нам сказал: «Ребята, в музыке к фильму у меня есть органная партия. Сегодня ночью мы проберемся в Малый зал консерватории (я уже договорился об этом), и я вам ее покажу». И мы втроем «пробрались» в Малый зал; Шнитке сам играл на органе, а мы его записывали…

В фильме «Спорт, спорт, спорт» прозвучал и голос Беллы Ахмадулиной, которая, избрав бег как символ нескончаемого человеческого движения «вверх и вдаль», постигла со свойственной только ей поэтической непреложностью, «что суть судьбы есть вечный бег к победе». И в этих ее словах, как мне кажется, выразилась главная идея этой ленты.

Партизанская история со стайером в главной роли

Следующей работой Германа Климова стал сценарий художественного фильма «Тактика бега на длинную дистанцию», который вышел в 1978 году. В его основу положена судьба одного из братьев Знаменских - Георгия, который во время Великой Отечественной войны был врачом в партизанском отряде…

С первых дней войны многие наши спортсмены добровольцами уходили на фронт. Уже 17 июня 1941 года из спортсменов-добровольцев были сформированы первые отряды Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН).

Всего же с 1941 по 1945 год за линию фронта было отправлено более двухсот оперативных групп, сформированных из спортсменов-добровольцев, которые были обучены минировать шоссейные и железные дороги, стрелять со снайперской точностью, бесшумно снимать часовых.

О том, как они действовали в тылу врага, Герману Климову рассказывал воевавший в составе ОМСБОНа его первый тренер Али Холадаевич Исаев, метатель диска, девять раз выигрывавший чемпионаты СССР. Свою первую победу на таких соревнованиях он одержал в 1940 году.

Его слова произвели на меня такое впечатление, что я в течение долгого времени не мог думать ни о чем другом, - говорит Герман Германович. - Историю моего героя Ивана Русака, который в партизанском отряде лечил раненых и больных, я не придумал. Она родилась во мне под влиянием рассказов Али Холодаевича и всего того, что я знал о подвигах наших спортсменов, воевавших за линией фронта. Я же должен был прожить ее и записать.

…Когда немцы обнаружили партизанский отряд, Иван Русак, который в мирное время был одним из лучших советских бегунов, вышел навстречу вражеской колонне и, применив тактику бега на длинную дистанцию, увел фашистов от партизанского лагеря, заманив их в глухой лес…

Спорт и кино: катамаран на волнах времени

Спорт и кино. Взаимопроникая друг в друга, они сыграли решающую роль в судьбе Германа Климова. Неудивительно поэтому, что он потратил немало времени, чтобы разгадать тайну их параллельного сосуществования и взаимного притяжения.

Десять лет назад, - рассказывает Климов, - я сделал пятисерийную документальную картину «Олимпия на бульваре Капуцинов» о спорте и о кино, которые, наверное, можно назвать главными феноменами двадцатого века.

Они родились практически одновременно: в декабре 1895 года состоялся первый публичный платный киносеанс, который провели в подвале «Гран-кафе» в Париже братья Люмьер, а в апреле 1896 года в Афинах прошли первые современные Олимпийские игры.

Я стремился узнать, как они развивались, проходя через весьма схожие этапы. И параллелизм их исторического движения меня поражал…

В начале века кино было немым, снимать его никто еще толком не умел. Спорт также был далек от своих последующих достижений. На первых Олимпийских играх спортсмены соревновались всего в девяти видах спорта, причем женщины к этим стартам не допускались, а тогдашние рекорды сегодня могут показаться смешными.

Однако и кино, и спорт неудержимо двигались к своим вершинам. И в 60-е годы они были достигнуты. В кино появились такие мастера, как Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, уровень мастерства которых и сегодня остается непревзойденным. А в спорте выросли выдающиеся атлеты, потрясающие болельщиков не только результатами, но и своей самоотверженностью и спортивным вдохновением. Зрители же видели и чувствовали, что их кумир без остатка отдает себя борьбе на арене потому, что этого требует его душа, его человеческая суть, а вовсе не жажда во что бы то ни стало сорвать большой куш.

Когда-то, испытывая огромный интерес к Олимпийским играм, проходившим в Древней Греции, я подробно проследил, как там развивался спорт. У современных олимпиад - столетняя история, а у античных - тысячелетняя. Но они очень схожи. В программе первых древнегреческих олимпиад было всего несколько видов спорта. Потом их становилось всё больше и больше. Постоянно росло и число участников соревнований: первыми олимпийцами были только уроженцы Греции, затем к ним присоединились атлеты из ей подвластных областей.

Олимпийские игры стали центром притяжения для огромного количества торговцев и коммерсантов, спортсменов и судей стали подкупать, так как от их побед и поражений зависели успехи дельцов. Своего расцвета это достигло в Древнем Риме, где спорт стал уже чисто профессиональным, а закончилось всё Колизеем, куда со всего мира свозили диких животных и гладиаторов. И где на потребу публики совершались тысячи убийств.

Колизей вмещал триста тысяч зрителей (нам сейчас даже не снятся такие стадионы). Там проходили и сражения на воде. Для этого Колизей заполняли водой из Тибра, и туда вплывали суда с гладиаторами, которые убивали и топили друг друга. Потом открывали шлюзы, вода уходила, и гладиаторские бои продолжались на суше…

Современный спорт тоже потихоньку движется в этом же направлении. Эта мысль не оставляет меня, когда я вижу, как сражаются представители смешанных единоборств.

Когда шли гладиаторские бои в Колизее, то около него собирались тысячи болельщиков, которые не скупились на взаимные оскорбления и с беспредельным ожесточением дрались друг с другом. Но разве не точно так же ведут себя порой и наши футбольные фанаты?

В картине «Олимпия на бульваре Капуцинов» я сделал акцент и на кое-каких явных аналогиях между спортом и кино, сопоставляя, скажем, режиссеров и тренеров, поскольку и те, и другие зачастую выступают в трех ипостасях: отца, друга и диктатора.

Актеры же, которые, отказываясь от услуг каскадеров, сами выполняют сложнейшие трюки, соперничают со спортсменами, а звезды футбола, тенниса или бокса в краткие мгновения триумфов и поражений на зависть артистам с максимальной искренностью выражают свою человеческую суть.

Иногда же они актерствуют только для того, чтобы обмануть либо судей, либо соперников…

Сейчас спортсмена порой оценивают не по его результатам, а по заработкам, поэтому так популярны сегодня такие соревнования, как, скажем, старты «Бриллиантовой лиги», победители которой получают огромные деньги. А вот в прежде спорт действительно был любительским; и разве у кого-нибудь повернется язык назвать профессионалами членов сборной команды Советского Союза, которые получали по 150-160 рублей в месяц?

Но человеческие силы не беспредельны, потому в двадцать первом веке спорт начал двигаться к новым высотам за счет совершенствования тренировочных методик, новых материалов и технологий…

- Согласно исследованиям, которые недавно провели американцы, мировой рекорд Валерия Брумеля в прыжках в высоту - выступай он в современных шиповках и не на гаревой, а на тартановой дорожке - был бы равен не 2.28, а 2.45. Наверное, и ваш лучший результат в прыжках длину - 7. 98, если «осовременить» его таким же образом, вырос бы до 8.30.

Наверное. Мы прыгали в песок, а шестовики - в опилки. А по гаревой дорожке мы бежали в шиповках с трехсантиметровыми шипами, которые, проваливаясь в нее, оставляли после себя ямы.

Сейчас все другое: покрытия, шиповки, методики подготовки и, конечно же, медицина. А о фармакологии, которая сегодня стала постоянной спутницей профессионального спорта, мы и понятия не имели. Нам давали только поливитамины: желтые такие шарики.

Тренировались же мы так, как Бог на душу положит. А своему тренерскому искусству наши наставники учились в процессе работы с нами.

То же самое происходит и в кино. Сейчас оно развивается за счет высоких технологий. За последние годы никому из кинематографистов не удалось проникнуть в глубь человеческой души и открыть в нас, людях, что-то новое. Успеха же добиваются за счет невероятных съемок, внешних эффектов, словом, того, что я бы назвал машинерией.

Чтобы возродить чувство доверия…

- Но вернемся к вашей последней работе, у которой пока еще нет названия…

Съемки мы начали 19 мая нынешнего года, в день рождения Игоря Тер-Ованесяна, у него на даче во Владимирской области. Игорь собирается приглашать к себе прежних и нынешних чемпионов по прыжкам в длину и устраивать между ними соревнования. Яму для прыжков он уже сделал.

Мы с ним поиграли в гольф, и он мне рассказал о своем сне, который, наверное, может присниться только прыгуну. Игорю привиделось, будто, прыгнув, он ощутил, что может летать. Он запомнил те ощущения. И теперь, тренируя детей, будет ставить им технику по подсказкам своего сна.

«И мне, - сказал я ему в ответ, - часто снилось, что, оттолкнувшись от земли, я взлетаю и лечу. Казалось бы, я должен приземлиться, но вот уже яма осталась позади, а я всё лечу и лечу, испытывая наслаждение от полета».

Кроме Тер-Ованесяна, мы сняли еще нескольких наших спортсменов, отличившихся в «матчах гигантов»: прыгунов тройным Витольда Креера и Олега Ряховского (в 1958 году он победил с мировым рекордом), Аиду Чуйко, первенствовавшую в прыжках в длину, Галину Филатову, дважды побеждавшую в прыжках в высоту, спринтеров Леонида Бартенева и Эдвина Озолина, на равных соперничавших с американцами, барьериста Анатолия Михайлова, опередившего всех в беге на 110 метров с барьерами, Надежду Бесфамильную, выигрывавшую на стометровке, и Александра Барышникова, превзошедшего своих соперников в толкании ядра.

Чтобы снять Барышникова, мы ездили в Санкт-Петербург. Александр - ученик знаменитого тренера Виктора Ильича Алексеева, который первым стал обучать своих подопечных толкать ядро круговым махом, то есть так, как это было свойственно лишь метателям диска. Сейчас, к слову, подобная техника стала повсеместной. Применив это круговое движение, Барышников в 1976 году побил мировой рекорд, впервые послав снаряд на 22 метра…

Вот так я окунулся в тот, уже подзабытый мною мир. Я с наслаждением встречался со своими друзьями, бывшими коллегами, слушал рассказы об их сегодняшней жизни, испытывая потрясающее чувство возвращения в те времена, когда легкая атлетика действительно покоряла мир…

Чувство взаимного доверия. Сегодня, когда на смену холодной войне пришли новые страшные угрозы, оно оказалось в огромном дефиците. И потому крайне актуальным должен стать документальный фильм, который напомнит о тех временах, когда в матчах между легкоатлетами СССР и США рождалось планетарное чувство доверия, заставлявшее людей, отрешившись от пропагандистских канонов, попытаться сблизиться, начав делать шаги навстречу друг другу.

Прыжки, выполненные ими когда-то, оказались еще и разминкой перед прыжками-полетами, которые они совершают в своих сновидениях…

Андрей БАТАШЕВ

В старинном анекдоте про Дикий Запад в салуне имеется вывеска: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Если бы Киран Дарси-Смит каким-то чудом оказался на месте того пианиста, его бы все равно пристрелили. Слишком сильно фальшивит режиссер, запустивший на экраны фильм «Дуэль».

Вообще, разговоры о том, что вестерн как кинематографический жанр вымер полностью и окончательно, подобно трицератопсам и стегозаврам, слегка приутихли после триумфального шествия по экранам последних хитов Иньярриту («Выживший») и Тарантино («Омерзительная восьмерка»). «Дуэль», к сожалению, не дает дополнительных поводов для оптимизма. Дарис-Смит гарантировал провальный результат уже на стадии подбора сценария. Творение Мэтта Кука он обнаружил в знаменитом «Черном списке Голливуда», где складируются наиболее перспективные сценарии. Но если к числу перспективных отнести текст «Дуэли» – что же тогда считать бесперспективным? Дефекты видны невооруженным взглядом. Провисают целые сюжетные линии, логика хромает, эстетические жанровые каноны нарушаются с упорством, достойным лучшего применения. Кульминация выстроена так, что не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать.

Женщины в вестерне, как известно, должны оставаться на втором плане (исключение – роль Шэрон Стоун в «Быстром и мертвом»). В «Дуэли» жена главного персонажа увязывается за мужем (Дэвид Кингстон в исполнении Лиама Хемсворта) и сопровождает его в смертельно опасной командировке. Разумеется, главный злодей (Авраам Брандт в исполнении Вуди Харрельсона) начинает чего-то хотеть от неугомонной дамочки. Но до конца фильма эти намерения остаются непонятными. Ты скажи – че те надо? Не томи женщину, ее мужа и нас, ни в чем неповинных зрителей. То ли он отбить ее желает, то ли сделать из нее пророчицу в своей секте (имя у женщины многообещающее – Марисол – то есть Маша Солнечная… а, может, и Солнцевская). В результате Авраам Брандт настолько неубедительно отстаивает свои матримониальные перспективы, что Марисол остается ни с чем, муженек пускается в финальное странствие в полном одиночестве. Еще один женский персонаж – шлюха Наоми – появилась в картине вообще неизвестно для чего. Создается впечатление, что сценарист просто решил – надо. Какой же вестерн без несчастных, жестоко сексплуатируемых ковбоями и индейцами проституток? Заодно лишний повод главному герою мужество проявить при защите униженных, изнасилованных и оскорбленных (кто же не вспомнит при этом «Плохого, хорошего, злого» Клинта Иствуда). С этим персонажем авторы поступили не так жестоко, как с Марисол, дамочка обрела покой в весьма живописном местечке, откуда открывается неплохой вид для тех, кто способен видеть.

Ладно, бог с ними, с женщинами. Поговорим лучше о боге Авраама. Брандт не только кровавый бандит, сексист и ксенофоб. Он вдобавок еще и проповедник. В чем состоит его символ веры – понять невозможно. Обрывки проповедей, камлания с пресмыкающимися, таинственные обряды с Марисол (то ли в нее бесов вселяют, то ли изгоняют, то ли просто доводят до оргазма – не разберешь). Короче: Авраам нехороший человек и верит тоже во что-то откровенно нехорошее. А еще персонажи фильма слишком много говорят. Вестерн – это история про молчаливых мужчин. Обычно они говорят: «Стреляли». Самая длинная фраза, которую они себе позволяют: «Павлины, говоришь». Герои Клинта Иствуда, чтобы ненароком не сказать лишнего, сигару изо рта не вынимают. Они прекрасно помнят истину, о которой забыли персонажи «Дуэли»: пистолетом и добрым словом можно сделать больше хороших дел, чем только добрым словом. Клинт Иствуд довел этот принцип до совершенства: он совсем отказался от добрых слов. Сразу стреляет. Авраам Брандт болтает практически без умолку, несет какую-то псевдорелигиозную чушь. Наверное, чтобы дать многоумным кинокритикам повод поговорить о том, что «Дуэль» – не вестерн, а вовсе даже проникновенная философская притча. На что тут же можно возразить: притча очень напоминает вестерн. Она должна быть простой и понятной, избыточная рефлексия персонажей здесь так же неуместна, как в историях о ковбоях и шерифах.

Главный секрет фильма составляет бизнес Авраама. Он, оказывается, делает деньги на двух человеческих пороках одновременно: ксенофобии и стремлении убивать все, что движется. Авторы хотели создать просто универсального монстра, но с психологической точки зрения как-то неправдоподобно получается: фанатик-сектант и расчетливый криминальный бизнесмен в одном лице. Хотя кто их знает. Я как честная блондинка попыталась прочитать «Протестантскую этику и дух капитализма» Макса Вебера, но уснула слишком рано. Одно мне кажется очень неправдоподобным: в конце позапрошлого века платить 200 долларов (сумма по тем временам не маленькая) за сомнительное удовольствие пристрелить мексиканскую старушку согласился бы только сумасшедший. В Техасе белые люди отстреливали латиносов абсолютно бесплатно при любом удобном случае, как сейчас полицейские – негров, и наоборот. Вообще тема «белый самец против несчастных нацменьшинств» в США сегодня откровенно политизирована: Трамп стену на границе с Мексикой построить обещает. Так что о правдоподобии можно забыть. Но не до такой же степени, как при изготовлении ударной концовки, без которой вестерн просто немыслим. Я, конечно, не самый большой знаток физиологии, но когда меня пытаются убедить, что человек способен отрезать себе ногу и, не потеряв сознание от болевого шока, постараться убить противника (и дать, таким образом, шанс слабой девушке подержать нежными ручонками тяжелый револьвер на фоне заходящего солнца) – так это даже не смешно. Просто убого.

А еще раздражают лошади. Они категорически не желают скакать, галопировать, даже рысить. Эти медлительные твари просто пешком перемещаются! Целый час мы наблюдаем за тем, как многочисленное ковбойское население фильма перемещается туда-сюда на лениво бредущих лошадях. Почему люди ногами не ходят, ведь быстрее получится? Наверное, из тех же соображений, что московские мажоры, которые стоят в пробках на «Геликах»: крутым так положено. Только ближе к концу фильма нас порадовали несколько лошадок, которые проскакали, задрав хвосты, в сторону заката. Но в финале одинокий герой снова тащится на едва плетущейся коняге куда-то вдаль. В таком темпе он туда доберется нескоро.

В переводе с латинского слово "дуэль" означает "поединок". В нём принимают участие 2 человека. Одни из них является обидчиком, а второй защищает свою честь. При этом не исключена смерть одного из дуэлянтов. В наши дни подобные поединки случаются чрезвычайно редко, а караются они в соответствии с законодательством. Если один из участников поединка убивает другого, то это рассматривается как убийство. По нынешним понятиям униженный и оскорблённый человек должен обращаться в суд, а не брать в руки пистолет или шпагу.

Совсем иначе обстояли дела ещё 100 лет тому назад. Тяжкое оскорбление смывалось только кровью. Но подобная практика имела место лишь среди лиц благородного сословия. Люди низкого происхождения решали спорные вопросы кулаками. А вот дворяне использовали холодное или огнестрельное оружие. В ход шли пистолеты, шпаги и сабли. В разное время государственная власть к дуэлям относилась по-разному. Но чаще отрицательно, чем положительно. Ведь гибли полные сил молодые люди, которые могли принести большую пользу своему государству.

История дуэли

В стародавние времена никаких дуэлей не было. Между людьми устраивались так называемые судебные поединки. Считалось, что Бог выступает на стороне невиновного, и этот человек обязательно победит. Допускалось вместо себя выставлять на такой поединок другого человека. Ведь суд-то был божий, а поэтому не имело значение, кто дерётся. По понятиям людей одерживал победу всегда тот, на чьей стороне правда.

Однако практика доказала, что Бог не всегда бывает объективным. Нередко в выигрыше оставался явный злодей, а честный человек терпел поражение. Поэтому постепенно такие поединки сошли на нет, так как оказались нежизнеспособными.

Рыцарский поединок

Рыцарские турниры также можно назвать прародителями дуэлей, хотя несли они в себе чисто соревновательные функции. Рыцари демонстрировали свою силу, ловкость. При этом стремились не убить соперника, а сбить его с лошади. Но в их среде было очень сильно развито понятие чести. Именно эти моральные установки и перешли к дворянам, родившимся в XV и XVI веках.

Они уже не изнуряли себя физическими упражнениями с 5-летнего возраста, чтобы в тяжёлых доспехах неутомимо махать огромным мечом. Это потеряло свою актуальность, так как появились мощные арбалеты, а затем и мушкеты. Но понятия чести и достоинства остались. Поэтому разодетые господа, встречаясь на узких городских улицах, не желали уступать друг другу дорогу. Подобные конфликты они решали при помощи шпаг. Иногда дерущихся успевала разнять городская стража, а иногда солдаты подбегали уже к хладным трупам.

Когда зародилась дуэль

Дуэль в том смысле, в каком мы её представляем, впервые зародилась в Италии в конец XIV века. Именно в этой солнечной стране у молодых дворян вошло в обычай разрешать конфликтные ситуации при помощи холодного оружия. Они уходили в укромное место и там дрались до первой крови или до смерти одного из противников.

Данное поветрие оказалось очень заразительным и быстро перекинулось во Францию. Этот народ тоже южный, поэтому кровь у него горячая. А вот в Англии подобные поединки практиковались гораздо реже. То же самое можно сказать и о Германии.

Дуэльная лихорадка

Массовая дуэльная лихорадка пришлась на XVI-XVIII века. Дворяне стали гибнуть в огромном количестве. Это вынудило королей издавать законы, направленные против кровавых поединков. Но помогали они слабо. Люди продолжали с поразительным упорством убивать друг друга. Причём поводом для схватки мог служить просто косой взгляд или неучтивый тон.

Второе дыхание смертельные поединки получили в XIX веке, когда в обиход вошло огнестрельное оружие. Здесь уже физические данные противников не играли никакой роли. Очень многое зависело от удачи. Ведь стреляли по очереди, согласно жребию. Стояли же противники в 20 шагах друг от друга, так что промахнуться было сложно.

Пистолеты, которые использовались на дуэлях

Дуэльный кодекс

Именно в XIX веке окончательно сформировался дуэльный кодекс. Его неукоснительное выполнение считалось хорошим тоном. Отклонения же от норм и правил порицались. Вызов на дуэль осуществлялся либо в устной форме либо письменной. Причём оскорбленный должен был сообщить о желании вступить в поединок в течение суток.

К месту действия приезжали рано утром. При этом присутствовали секунданты и врач. Один из секундантов брал на себя функции распорядителя. Он предлагал дуэлянтам помириться и забыть обиды. Как правило, следовал отказ. После этого заряжались пистолеты и передавались участникам поединка. Те стреляли по жребию. Вначале один, затем второй. При этом противники могли стоять на определённой дистанции или идти навстречу друг к другу до заранее намеченного барьера.

Самым опасным считался поединок, когда противники стреляли одновременно по команде распорядителя. В этом случае могли погибнуть оба. Максимальное расстояние между дуэлянтами обычно не превышало 30 шагов. Это примерно 15-20 метров, поэтому промахнуться было практически невозможно. Если же первый стрелявший всё же промахивался, то второй мог оставить за собой право выстрела на неопределённый срок, или, выстрелив в воздух, разрешить конфликт самым благоприятным для всех образом.

Дуэль очень часто заканчивалась убийством или тяжёлым ранением одного из её участников

Дуэль в России

Что касается России, то здесь дуэльная лихорадка началась в конце XVIII века в период окончания царствования Екатерины II. Императрица умерла в 1796 году, а поединки при ней случались крайне редко. Этому в немалой степени способствовал "Указ о поединках", изданный в 1787 году. Участникам столь неприглядного действия грозила ссылка в Сибирь. Если же поединок заканчивался убийством, то оставшемуся в живых участнику светила каторга.

Самое большое число дуэлей пришлось на период царствования Николая I (1825-1855). Именно в эти годы прошли поединки с участием таких известных личностей как Лермонтов , Пушкин , Рылеев, Грибоедов. Это цвет и гордость русской нации. Однако сам император терпеть не мог дуэли. Участников поединка отправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летального исхода могли даже разжаловать в рядовые. Но дворяне всё равно стрелялись с поразительным упорством. Участие в подобных поединках считалось хорошим тоном и добавляло уважение и авторитет человеку.

Для России были характерны очень короткие барьерные дистанции. Они составляли всего 10-12 метров. Неприятным нюансом было также то, что поединок считался оконченным только в случае смерти или потери сознания одного из участников. Поэтому если с первого раза оба промахивались, то пистолеты заряжались повторно. В Европе такое никогда не практиковалось. Отсюда большое число убитых.

На кровавый поединок нельзя было опаздывать более чем на 15 минут. Начинался он сражу же после прибытия всех участников. Весь процесс занимал не более 10 минут. Получили пистолеты, выстрелили. Один упал, его положили в карету, увезли. Второй поехал праздновать удачный конец. И продолжалось такое многие годы.

13 мая 1894 года по высочайшему повелению Александра III (1881-1894) были разрешены поединки между офицерами по личным обидам. Вплоть до 1914 года произошло 329 подобных инцидентов, но лишь 32 закончились смертельным исходом для одного из участников. Во всех остальных случаях фиксировались лишь лёгкие ранения. Во время Первой мировой войны поединков практически не было. Это порицалось, так как жизнь нужно было отдавать за Отечество.

Заключение

В наши дни дуэль потеряла былую популярность. Всё-таки она была прерогативой дворянства, а в XXI веке все равны. Такие понятия как честь и достоинство защищают в суде при помощи адвокатов. В офицерской среде существуют суды чести, но они не имеют к поединкам никакого отношения. Поэтому жить стало гораздо спокойнее. Вот только число погибших насильственной смертью с каждым годом растёт. Обусловлено это ростом преступности, которая не имеет никакой связи с ушедшими в историю кровавыми поединками.

Австралийца Кирана Дарси-Смита стал второй полнометражной работой в его карьере, то же самое касается и Мэтта Кука, сценарный дебют которого состоялся в России с картиной «Три девятки». Вы можете не знать этих двух кинематографистов, зато исполнителей главных ролей вы признаете с большого расстояния и даже без бинокля. Это Вуди Харрельсон, который украшает любой фильм, и Лиам Хемсворт, который снимается почти в каждом проекте 2016 года. Уже не впервые в лентах малоизвестных постановщиков принимают участие именитые актёры, и если она стоящая, то от этого лишь преображается. Но всё-таки голливудские звёзды никак не могут повлиять на качество сценария, что постигло и .

Действие фильма разворачивается на границе с Мексикой, где произошла череда убийств, вероятнее всего, совершённых белыми людьми, так как жертвами стали латиноамериканцы. Техасского рейнджера Дэвида посылают в небольшой городок Хелена, где 22 года назад местный тиран и проповедник Авраам убил его отца на традиционной дуэли. Вместе с ним отправляется его жена-мексиканка Марисоль, что грозит вылиться в большую беду. Главная цель Дэвида - понять, как Авраам связан со всеми этими убийствами, а вовсе не отомстить за смерть отца, как вы могли подумать.


В итоге в сюжете образуется чрезмерное количество конфликтов, связей и мотивов, что отдаляет от понимания главной его сути. Религиозная одержимость, расизм, любовь, месть, предательство, поиски своего места в жизни - всего этого тут понемножку. Что же стоит на первом месте? Можно предположить, что речь идёт о слепой расовой ненависти, но куда гораздо больше внимания, например, уделяется рефлексирующему Лиаму Хэмсворту, а жестокость, свойственная подобным темам, появляется лишь под конец и в малой дозе. Является ли месть основной идеей? Тоже вряд ли, потому что в самом начале герой даёт понять, что не очень-то и сожалеет о смерти отца, и в таком случае следовало сделать акцент на том, как Дэвид планирует совершить убийство из возмездия, но он этого не делает вовсе. Зато немало внимания уделено его конфликту с женой, который в итоге выливается в непонятное безумие и даже не имеет никакого завершения, оставляя после себя сплошную недосказанность.