Зигмунд фрейд - биография, фото, личная жизнь ученого-психиатра. О химии жизни. Об анекдотах, которые рассказывает Фрейд


Ревнивый, прямолинейный, конфликтный – такой портрет всемирно известного ученого возникает из его писем к жене – Марте Бернейс . Несмотря на «несемейный» характер Зигмунда Фрейда , их брак продлится 53 года. Но на какие уступки пришлось идти Марте, чтобы сохранить отношения, которые многие современники считали гармоничными?


26-летний Зигмунд, замкнутый и нелюдимый, влюбился в Марту до головокружения. Прежде он никогда не встречался с девушками. Марта заставила изменить его принципы в отношении к противоположному полу. Нерешительный молодой человек начинал проявлять инициативу. Денег не было, но каждый день он посылал Марте розу. Их встречи наполнены романтикой. Однажды Зигмунд решается прикоснуться к руке девушки, что по еврейским традициям до свадьбы строго запрещено.


Вскоре состоялась помолвка, но ждать свадьбы пришлось несколько лет по финансовым причинам. Годы ожиданий Зигмунд заполняет длинными письмами, которые сегодня дают представления об их отношениях. Фрейд честолюбиво обещает своей «маленькой принцессе», что станет великим ученым.


Уже в самом начале Зигмунд показал себя темпераментным и неуступчивым человеком. Влюбленность не мешает ему сказать, что невеста некрасива. Он постоянно оспаривает ее религиозность (Марта - иудейка из ортодоксальной семьи). Начинаются конфликты с будущей тещей. Девушка ждет жениха, хотя даже он удивляется ее терпению.
Фрейд ревнует Марту к ее брату, Максу, и к своему другу. Припоминает, что она не сразу ответила на его чувства. Заставляет отказаться от свадебной церемонии по религиозному обряду. Он хочет ее перевоспитать. Наиболее щекотливый момент – выдвинутый перед Мартой ультиматум: или он, или ее родственники.


Очевидно, Фрейд осознавал свой трудный нрав, замечая в письме: «Моя любимая, ты дожидаешься не очень легкого человека» . Из Парижа он возвращается без обещанного «величия», как и без денег. Поиски собственного метода лечения пациентов зашли в тупик. И все-таки 14 сентября 1886 года свадьба состоялась. Часть суммы пришлось одолжить.


Фрейд предпочитал эмоциональных женщин, с «мужским» характером, вроде Минны, сестры Марты, которой некоторые биографы приписывают роман с ученым. Однако считать Марту покладистой и послушной – заблуждение. Она выбрала стратегию выжидания, когда очередная вспышка нервозности мужа пройдет, и они смогут договориться. Помимо терпения и спокойствия, Марта была упрямой и умной женщиной.

Title="Зигмунд Фрейд и его дочь Анна, 1938 год, Париж
" border="0" vspace="5">


Зигмунд Фрейд и его дочь Анна, 1938 год, Париж

Марта всецело подчинила себя интересам семьи. Понимая, что на первом месте у мужа всегда будет наука, бытовые вопросы взяла на себя. У пары было шестеро детей. Забот хватало. Однако финансовые трудности к этому времени отступили. Учение доктора Фрейда получило широкую огласку.
Фрейд, вопреки слухам, был верным и заботливым супругом. После рождения последнего, шестого, ребенка, ученый перестал спать с Мартой. Его личная жизнь влияет и на научную практику. Он активно интересуется проблемами контрацепции.






В тридцатые годы жизнь семьи была омрачена тяжелой болезнью Зигмунда Фрейда. Ухудшалось его психологическое состояние. Вдохновительницей и соратником в это время становится младшая дочь – Анна, впоследствии продолжившая работу отца, посвятившая себя науке и не создавшая семью.
Надвигалась еще одна угроза: Германия оккупировала Австрию. Благодаря вмешательству влиятельных людей, семье удается бежать в Лондон. В сентябре 1939 года Зигмунду Фрейду сделали смертельную инъекцию морфина. 23 сентября он скончался в кругу близких людей. Марта доживет до 90 лет. После смерти мужа, она вернется к религии.
Зигмунд Фрейд был гениальной личностью, в которой сталкивались взаимоисключающие черты и явления. Например, врача и ученого, посвятившего себя исцелению людей от психических расстройств.
По материалам:www.theguardian.com

Зигмунд с юных лет отличался исключительными способностями и живым интересом к новейшим достижениям науки. Главным образом его привлекают естественные науки - в их строгих законах он надеется обрасти ключ к тайнам природы и человеческого существования. Но любознательность и широта интересов не позволяют ему ограничиться лишь на одной области познания. В Университете Зигмунд входит в студенческий союз по изучению истории, политики и философии, изучает труды Платона и Аристотеля, а так же - тексты восточных философов.

Окончив медицинский факультет Венского Университета, Фрейд мечтает о карьере ученого, но он вынужден заботиться о «куске хлеба» и потому становится практикующим врачем-неврологом. Он работает в одной из Венских психиатрических клиник под руководством крупнейшего психиатра и невропатолога того времени Т. Мейнерта. В этот период Фрейдом было написано несколько статей об оригинальных методах изучения нервной ткани и они быстро обретают известность в научном мире. В последствии его наблюдения сыграли важную роль в создании нейронной теории - основного положения современной неврологии. В 1881г Фрейд получает ученую степень по медицине.

Одной из причин, побудившей Фрейда заботиться не только о своих научных интересах, но и о материальном благополучии, была предстоящая женитьба. В 1882г состоялась его помолвка с Мартой Бернайс. Забота о семье, отношения с близкими людьми всегда были чрезвычайно важны для него. В последствии проблема отношений отцов и детей, а также - хитросплетения желаний и долга в семейных отношениях становятся одной из главных тем его творчества.

В том же году в жизни Фрейда произошло событие, сильно повлиявшее на дальнейшее развитие его взглядов. К этому времени Фрейд начинает ощущать ограниченность физеотерапевтических методов лечения, предлагаемых неврологами. Он становится учеником Иосифа Брейера - успешно практикующего врача, ставшего впоследствии не только его учителем, но и близким другом. Брейер использовал легкий гипноз для лечения своих пациентов и добивался достаточно хороших результатов. В конце 1882 г. Фрейд знакомится с историей Анны О. , пациентки Брейера. Эта девушка потеряла отца, после чего у нее развились истерические симптомы: паралич конечностей, нарушение кожной чувствительности, расстройства речи и зрения. Помимо этого, у нее было раздвоение личности. Переход от одной личности к другой сопровождался у нее самогипнозом, сопровождавшемся рассказами о своей повседневной жизни. Во время одного из таких состояний она подробно рассказала о том, как у нее появился один из симптомов. Когда же она вернулась в обычное свое состояние, то вдруг обнаружилось, что этот симптом исчез. Это событие побудило Брейера к созданию нового метода лечения, названного им катартическим: он погружал пациента в гипнотическое состояние и просил рассказывать со всеми подробностями обо всех событиях, сопутствующих появлению симптома.

Несмотря на свои успехи в лечении Анны О., Брейер внезапно отказывается от продолжения работы с ней и спешно уезжает вместе со своей женой в Венецию. Причина этого - страстные чувства, вдруг пробудившиеся к нему в пациентке. Когда он отказывается от дальнейших сеансов, Анна переживает сильнейший истерический криз, символизирующий роды. Оказалось, что еще во время лечения у Брейера у нее развилась мнимая беременность, почему-то не замеченная врачом. Брейер потрясен и растерян, он не может найти объяснений этому случаю.

Еще с древних времен истерию называли «болезнью-обманщицей».Обычно врачи не принимали всерьез больных-истериков, полагая их обычными симулянтами, искусно пародирующими симптомы различных заболеваний - паралич, астму, болезни желудка и т.д. Случай Анны О. пробудил у Фрейда глубокий интерес к этой болезни.

В 1885г Фрейд узнает о необычных методах лечения психических болезней французским врачом Шарко, прозванного современниками «королем неврозов». Большая часть работ этого ученого посвящена изучению истерии. Для изучения природы этой болезни и ее лечения Шарко, так же как и Брейер, применяет гипноз. Французская школа невропатологии располагала богатым клиническим материалом и неординарными успехами в изучении гипноза и истерии, но в Вене эти исследования были встречены довольно скептически. Поэтому Фрейд решает отправиться в Париж, чтобы лично пройти обучение у Шарко.

Перед отъездом в Париж невеста Фрейда, Марта, застает его за странным занятием: он сжигает в печке свои письма и бумаги. Он объясняет ей, что хочет затруднить работу своим биографам, поскольку заранее питает к ним неприязнь. На ее возражение, что никаких биографов у него не будет, он уверенно отвечает, что у великих людей всегда есть биографы... Эта сцена описана Сартром в его киносценарии «Фрейд». Когда был написан этот сценарий, личность Фрейда стала уже легендарной, а психоанализ обрел силу одной из новых мифологий ХХ -го века. Трудно сказать с определенностью, происходил ли этот разговор на самом деле, но несомненно, что Фрейд верил в свое особое предназначение и эта вера придавала ему стойкости и решимости в самые тяжелые периоды его жизни.

Знакомство с работами Шарко, «парижский период» оказался поворотным моментом в его судьбе. Шарко уделял большое внимание миру фантазий больного, он утверждал, что причины истерии заключены в психике, а не в физиологии. В одной из бесед с Фрейдом, он замечает, что по его мнению причины болезни невротика кроются в особенностях его половой жизни. Эти идеи, сопоставленные с наблюдениями самого Фрейда, а также с памятным случаем Анны О., наводят его на мысль о существовании особой сферы психики, скрытой от сознания, но оказывающей большое влияние на нашу жизнь . Причем состоит эта сфера преимущественно из сексуальных влечений и желаний, так или иначе проявляющихся во время лече

Ния.
В 1886г Фрейд возвращается в Вену и в октябре делает доклад в Медицинском обществе «об истерии у мужчин». Главным образом, он излагает в нем идеи Шарко, видя в них возможность решения загадки этой болезни. Однако его сообщение было принято довольно скептически и вскоре забыто. Испытав глубокое разочарование, Фрейд возвратился к неврологии, занимаясь при этом и врачебной практикой. Выходят в свет его работы «Афазия» (1891г), «Проект научной психологии» (1895г), «О детском параличе мозга» (1897г).

Совместно с Брейером Фрейд продолжил изучение истерии и ее лечения при помощи катарсического метода. В 1895г они издают книгу «Этюды по истерии», где впервые говорится о взаимосвязи возникновения невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания. Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим - сновидение. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них - это исполнение желания. Эта мысль так поразила его, что он даже шутливо предложил прибить памятную табличку в том месте, где это произошло. Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге «Толкование сновидений», которую неизменно считал своим лучшим трудом.

Развивая свои идеи, Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека - это энергия либидо, то есть сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном противоборстве с сознанием - воплощением моральных норм и нравственных устоев. Таким образом он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трех «уровней»: сознания, предсознательного и бессознательного. Предсознательное состоит из тех желаний и мыслей, которые были осознаны, но подверглись вытеснению, они могут быть достаточно легко возвращены в область сознания. Бессознательное же составляют природные силы и инстинкты, осознание которых сильно затруднено. Кроме того, Фрейд выделяет три качества психики, трех «действующих лиц», присутствующих в каждом из нас, между которыми постоянно происходит противоборство. Эти персонажи - Сверх-Я, Я и Оно. Первое из них - это средоточие моральных норм и стереотипов, диктуемых обществом. Оно - это мир хаоса, природных сил и влечений. Оказавшееся между ними Я вынуждено примирять друг с другом требования одного и другого, учитывая также при этом условия внешнего мира. Фрейд писал: «Я, движимое Оно, стесненное Сверх-Я, отталкиваемое реальностью» вынуждено прилагать все свои усилия для гармонизации отношений между этими тремя его «хозяевами».

Открытия Фрейда были очень холодно встречены пуританской Веной. Он сам писал об этом: «отношение к ним было отрицательным, проникнутым чувством презрения, сострадания, или превосходства». По-научному точные описания «оборотной стороны» человеческой души, игры инстинктов и бессознательных стихий произвели на чопорных научных мужей впечатление чего-то низменного и непристойного. Теория Фрейда была принята как «шутка дурного тона» (П.Жане). Но Фрейд остается верен истине научных фактов, сохраняя строгость и беспристрастность. Он не идет ни на какие компромиссы

С 1896 по 1902гг Фрейд оказывается в полной изоляции. Даже его наставник Брейер отворачивается от него, не желая вредить своей карьере. Годы одиночества он посвящает продолжению своих исследований и получает новые подтверждения истинности своих взглядов. Воцарившаяся вокруг пустота была встречена им с большим мужеством и спокойствием, позже он называет этот период «прекрасное, героическое время».

Несмотря на негативную реакцию интеллектуальной элиты, неординарные идеи Фрейда постепенно находят признание у молодых врачей Вены. В 1902 г. вокруг Фрейда собираются ученики и единомышленники, образуется психоаналитический кружок. В этот период Фрейд пишет «Психопатологию обыденной жизни»(1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Пять лекций по психоанализу» (1909). В 1907 г. он устанавливает контакт со школой психиатров их Цюриха и его учеником становится молодой швейцарский врач К.Г. Юнг. С этим человеком Фрейд связывал большие надежды - именно его он считал наилучшим преемником своего детища, способного возглавить психоаналитическое сообщество. В 1909 г. они вдвоем были приглашены в США для чтения лекций, где выступили с большим успехом.

Однако К.Г.Юнг смел и независим в своих суждениях и он вступает в спор со своим учителем. В результате собственных исследований и наблюдений Юнг не может согласиться с тем, что основной силой, движущей волей и желаниями всего человечества, является энергия сексуального влечения, обозначенная Фрейдом термином либидо. Юнг также использует этот термин, но он понимает под ним энергию более общего, глобального характера, некую основополагающую «жизненную силу» как таковую. Отношения, начавшиеся взаимным восхищением, кончаются судебным процессом. По требованию Фрейда Юнг «отлучен» от психоанализа и вынужден назвать свой метод психотерапии по-другому: «аналитическая психология».

Фрейда по-прежнему окружают ученики, но ни в одном из них он не видит достойного преемника. Он строит теорию психоанализа по образцу естественной науки, со всей присущей ей строгостью. Потому и от своих учеников он требует соблюдения этих строгих правил, следования четким принципам и закономерностям. Но самые талантливые ученики, один за другим покидают его, создавая свои собственные направления. Не смотря на все удары судьбы, Фрейд не теряет надежды. Одну из своих книг этого периода жизни он заканчивает пожеланием, чтобы «судьба даровала легкий подъем всем тем, кому стало неуютно в преисподней психоанализа, остальным же пусть будет свободно предоставлено довести работу до конца в его глубинах».

Фрейд продолжает активно работать, психоанализ получает широкую известность во всей Европе, в США, в России. В 1909 г. он выступает с лекциями в США, в 1910-и в Нюрнберге собирается Первый международный конгресс по психоанализу. В 1915-1917 гг. он читает лекции на своей родине, в Венском Университете. Выходят в печати его новые работы, где он продолжает свои исследования тайн бессознательного. Теперь его идеи выходят за рамки лишь медицины и психологии, но касаются также законов развития культуры и общества. Многие молодые врачи приезжают учиться психоанализу непосредственно к его основателю.

В том числе, это - С. Шпильрейн, Л. Андреас-Саломе, Николай Осипов, Моисей Вульф из России. С 1910 по 1930 гг. психоанализ был одной из важнейших составляющих Российской культуры. В 1914 г. Фрейд писал: «В России психоанализ известен и распространен; почти все мои книги, как и других приверженцев психоанализа, переведены на русский язык». В Российское психоаналитическое общество входили такие яркие психологи, как Н.Е. Осипов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Однако с середины 20-х годов одни из них вынуждены были сменить тему своих исследований, отказавшись от психоанализа, другим пришлось продолжить работу за пределами своей Родины. Дальнейшее развитие психоанализа в России стало невозможным. Об этом красноречиво свидетельствует судьба С. Шпильрейн. Вернувшись в Россию в 1923г, полная романтических надежд, она пытается продолжить свою психоаналитическую практику, но заканчивает свою жизнь трагически, в одиночестве и нищете...

В начале 20-х годов судьба вновь подвергает Фрейда тяжелым испытаниям: у него развивается рак челюсти, вызванный пристрастием к сигарам. Тревожная социально-политическая обстановка порождает массовые беспорядки и волнения. Фрейд, оставаясь верен естественно-научной традиции, все чаще обращается к темам психологии масс, психологическому устройству религиозных и идеологических догматов. Продолжая исследовать бездны бессознательного, теперь он приходит к выводу, что два одинаково сильных начала управляют человеком: это - стремление к жизни (Эрос) и стремление к смерти (Танатос). Инстинкт разрушения, силы агрессии и насилия слишком явно проявляют себя вокруг, чтобы их не заметить.

В 1933 г. в Германии приходит к власти фашизм и книги Фрейда, вместе со многими другими, не угодными новым властям, придаются огню. На это Фрейд замечает: «Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги». После захвата Австрии фашистами Фрейд оказывается в руках гестапо и лишь английской королеве, заплатив выкуп за его жизнь, удается спасти его от неминуемой гибели. Фрейд со своей семьей эмигрирует в Англию, где проводит остаток своих дней.

Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Еще при жизни Фрейда выходит книга Стефана Цвейга «Врачевание и психика ». Одна из ее глав посвящена «отцу психоанализа», его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний. После второй мировой войны в США психоанализ становится «второй религией» и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов - Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни Фрейда, а немного позже Голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам... Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или ученого, философа или режиссера двадцатого века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа. Так сбылось обещание молодого венского врача, которое он дал своей будущей жене Марте - он действительно стал великим человеком.

«Как, говорите, ваш журнал называется?» - ехидно прищурился Фрейд, чем смутил нас окончательно. Основатель психоанализа поведал «Большому» о сексе, кокаине и любви - но может быть, это нам только приснилось?

Цитаты по собранию сочинений Зигмунда Фрейда в 10 томах

О бесконечном одиночестве

Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.

О том, почему европейский флирт лучше американского

Жизнь теряет содержательность и интерес, когда из жизненной борьбы исключена наивысшая ставка, то есть сама жизнь. Она становится пустой и пресной, как американский флирт, при котором заранее известно, что ничего не должно случиться, в отличие от любовных отношений в Европе, при которых обоим партнерам приходится помнить о постоянно подстерегающей их опасности.

О том, как не заскучать во время визитов

В гостях можно было лопнуть от скуки, если бы не крохотная доза кокаина.

О том, почему мы делаем все

В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.

О том, что насчет младенцев мы заблуждаемся

Каждое пробуждение утром является как бы новым рождением. О состоянии после сна мы даже говорим: я как будто вновь родился, хотя при этом мы, вероятно, делаем весьма неправильное предположение об общем самочувствии новорожденного. Есть основания предполагать, что он чувствует себя, скорее всего, очень неуютно.

О том, что гомосексуализм - это нормально

Гомосексуальность, несомненно, не преимущество, но в ней нет и ничего постыдного, это не порок и не унижение; нельзя считать ее и болезнью; мы считаем ее разновидностью сексуальной функции, вызванной известной приостановкой сексуального развития. Многие лица древних и новых времен, достойные высокого уважения, были гомосексуалами, среди них - ряд величайших людей… Преследование гомосексуальности как преступления - большая несправедливость и к тому же жестокость.

Фрейд в пяти предложениях
1. Фрейд употреблял кокаин более десяти лет и всем советовал делать так же, поскольку в конце XIX века наркотик принимали за лекарство.
2. В молодости Фрейд изучал половую жизнь речных угрей.
3. По слухам, Фрейд боялся числа 62 и отказывался резервировать номер в отеле с более чем 62 комнатами из-за боязни случайно получить комнату под этим номером.
4. Жена Фрейда Марта родила ему шестерых детей - и тогда Фрейд предпочел контрацепции воздержание.
5. Фрейд очень страдал от рака неба и попросил врача ввести ему смертельную дозу морфия, таким образом, став первым объектом эвтаназии.

О том, чего не хватает девочкам

Чреватое тяжелыми последствиями открытие, выпадающее на долю маленькой девочки. Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису.

О химии жизни

Химия состоит на две трети из ожидания; жизнь, очевидно, тоже.

О людях и свободе

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.

О том, что ты не должна работать

Неужели женщины должны зарабатывать и добывать хлеб насущный точно так же, как и мужчины. В таком случае все очарование, которое женщины дарят миру, исчезает, и мы скорбим об утраченном идеале женщины.

О том, почему мальчики не любят евреев

Кастрационный комплекс - это самый глубокий бессознательный корень антисемитизма, потому что еще в детстве мальчик часто слышит, что у евреев отрезают что-то, - он думает, кусочек пениса, и это дает ему право относиться с презрением к евреям.

Мы потомки бесконечно длинной череды поколений убийц. Страсть к убийству у нас в крови

О любви к детям

Гораздо больше, чем древние камни, мне нравятся дети. Они такие маленькие и такие чистенькие. И они нравятся мне гораздо больше, чем взрослые больные. Эти бедняжки действительно привлекательны, ведь их маленькие головки еще ничем не затуманены. И когда они страдают, это меня трогает до глубины души.

О смерти, как водится

Каково ныне наше отношение к смерти? По-моему, оно достойно удивления. Мы, так сказать, пытаемся хранить на ее счет гробовое молчание; мы думаем о ней - как о смерти! Мы, правда, допускаем, что рано или поздно всем придется умереть, но это «рано или поздно» мы умеем отодвигать в необозримую даль. Когда у еврея спрашивают, сколько ему лет, он бодро отвечает: «До ста двадцати осталось лет этак шестьдесят!»

О поцелуях и зубной щетке

Кто со страстью целует губы красивой девушки, тот, может быть, только с отвращением сможет воспользоваться ее зубной щеткой, хотя нет никакого основания предполагать, что полость его собственного рта, которая ему не противна, чище, чем рот девушки.

О том, что бьет - значит любит

История культуры человечества вне всякого сомнения доказывает, что жестокость и половое влечение связаны самым тесным образом.

О том, что мы рождены для убийства

Нет уж, давайте не будем заблуждаться. У нас нет никакого инстинктивного отвращения перед пролитием крови. Мы потомки бесконечно длинной череды поколений убийц. Страсть к убийству у нас в крови, и, вероятно, скоро мы отыщем ее не только там.

Об анекдотах, которые рассказывает Фрейд

Муж, обращаясь к жене, говорит: «Если один из нас умрет, я перееду в Париж».

Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения

О том, почему больно Фрейду, если мы верим в Бога

Провидение обычный человек представляет не иначе как в облике чрезвычайно возвеличенного отца. Только ему ведомы нужды детей человеческих, а они могут его умилостивить мольбами и знаками раскаяния. Все это настолько инфантильно, так далеко от действительности, что стороннику гуманистических убеждений становится больно от одной мысли о том, что подавляющее большинство смертных никогда не поднимется над подобным пониманием жизни.

О том, что такое нормальный секс

Нормальной сексуальной целью считается соединение гениталий в акте, называемом совокуплением, ведущем к разрешению сексуального напряжения и к временному угашению сексуального влечения.

О деньгах и их отсутствии

Как это ужасно, моя любимая, когда нет денег. Просто ума не приложу, как люди содержат семью, если статьи так дешево оплачиваются, что трудно свести концы с концами.

Картина «Социальный смотритель спит» Люсьена Фрейда - внука психоаналитика - была продана в 2005 году за 33 миллиона долларов.

О том, как выглядят гении

Неужели правда, что внешне я выгляжу симпатичным? Откровенно говоря, мне кажется, что во мне есть нечто необычное, может быть, даже странное. Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. Часто она случайно и щедро раздаривает людям печать гения. С тех пор, давно, знаю, что я - не гений, и сам не понимаю, почему так хочется стать им. Быть может, я даже не очень одарен.

О достижениях, своих и не только

В известной мере я очень доволен своими достижениями или, по крайней мере, достижениями кокаина.

О вопросах без ответа

Почему мы не спиваемся? Может быть, потому, что нам неприятен кошачий вой, который пьяные вынуждены слушать на улицах. Почему не влюбляемся каждый месяц снова? Если при каждой разлуке обрывается кусочек нашего сердца, то почему порой мы так черствы?

Собственность - это осадок всех отношений нежности и любви между людьми

О том, что коммунизму не бывать

Собственность - это осадок всех отношений нежности и любви между людьми, быть может, за единственным исключением любви матери к своему ребенку мужского пола.

О том, почему мы несчастны

Намерение «осчастливить» человека не входит в планы «творения».

О том, что в жизни нет смысла, но это не страшно

Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть, его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысла, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Ведь не говорят о смысле жизни животных, разве что в связи с их предназначением служить человеку.

Рождение психоанализа

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко , оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями , как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером . Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса , и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция ».

Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным . Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений . Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией , а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках , мифах , обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидених символами, ограниченно.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос - что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы , и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Кроме того, некоторые особые элементы сновидений всё же могут быть истолкованы психоаналитиком и без помощи обладателя сновидения. Это символы - элементы сновидений, имеющие постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

Последние годы жизни

Книги Фрейда

  • «Толкование сновидений», 1900
  • «Тотем и табу», 1913
  • «Лекции по введению в психоанализ», 1916-1917
  • «Я и Оно», 1923
  • «Моисей и монотеизм», 1939

Литература

  1. Брайн Д. «Психология Фрейда и постфрейдисты». - Рефл-бук. - 1997.
  2. Зейгарник. «Теории личности в зарубежной психологии». - Издательство Московского университета. - 1982.
  3. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) М: Гнозис/Логос, 1998.
  4. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955) М: Гнозис/Логос, 1999.
  5. Марсон П. «25 ключевых книг по психоанализу». Урал Ltd. - 1999
  6. Фрейд, Зигмунд. Собрание сочинений в 26 томах. СПб., изд-во «ВЕИП», 2005 - изд. продолжается.
  7. Пол ФЕРРИС. «Зигмунд Фрейд»

Зигмунд Фрейд родился в небольшом городке Фрайберг, который на то время был во власти Австрии. Его родители – выходцы с еврейскими корнями. Отец – Якоб Фрейд – был занят в текстильной промышленности, мать — Амалия Натансон — принимала непосредственное участие в семейном бизнесе. Амалия, которая была вдвое младше Якоба, стала для него второй женой. В первом браке у Фрейда-старшего родилось двое парней – сводных по отцу братьев Зигмунда – Эммануил и Филипп. Именно за последним парнишка очень тосковал, когда вследствие провала малого бизнеса отца, им с семьей пришлось уехать из родного города сначала в Лейпциг, а после в Вену, где они и обосновались на долгие годы. Поселившись в бедном районе, населенном не самыми благопристойными гражданами, семья Фрейдов испытывала немало трудностей. Однако вскоре, дела отца все же начали налаживаться, и семейство съехало в более-менее приличный квартал. Примерно в это время Зигмунд Фрейд открыл для себе литературу – мальчишка просто влюбился в чтение.

Образование

Изначально образованием сына занимались мать и отец, что в купе с неплохими способностями мальчика дало результат – Зигмунд был зачислен в специализированную гимназию на год раньше положенного возраста – в девять лет. Родители, особенно отец, возлагали огромные надежды на мальчика, и при этом всячески старались создать необходимые условия для его развития. Такая позиция оказалась эффективной — в 17 лет юный Зигмунд Фрейд принес в дом диплом об окончании учебного заведения с отличием. Следующим местом обучения для Фрейда стал Венский университет, куда он поступил на медицинский факультет в 1873 году. Однако, перед тем, как определиться со специализацией, Фрейд не один час провел в раздумьях, то и дело, взвешивая все «за» и «против» таких направлений как юриспруденция, промышленность и коммерция.

Решающим стал момент прослушивания лекции Гете – именно тогда Фрейд окончательно определился со сферой деятельности. Однако, всегда заинтересованный и невероятно активный парень медицину познавал без особого пристрастия. Изучая анатомию, химию и другие профильные науки, наибольшее удовольствие Фрейд получал от прослушивания лекций известного физиолога и психолога Эрнста фон Брюкке. Посещение занятий не менее известного зоолога Карла Клауса открыло перед парнем еще и неплохие перспективы. Работая под руководством Клауса, Фрейд написал несколько серьезных научных работ, осуществил первую исследовательскую работу в Институте зоологических исследований Триеста и стал дважды (1875 и 1876) стипендиатом этого же заведения.

Фрейд планировал и в дальше продолжать академическую работу, однако, нехватка средств заставила перейти великого ученого от теории к практике. Так он проработал несколько лет под началом ведущих терапевтов, а после и вовсе подал заявку на открытие личного кабинета невропатологии. В 1885 году, изучив документы и свидетельства, а также рекомендации Фрейда, ему был дан зеленый свет.

Фрейд и кокаин

В биографии Фрейда, и без того противоречивой, есть отдельный пункт, который до определенного момента даже пытались скрывать. Таким пунктом является исследование кокаина, и даже не само его исследование, а невероятная страсть ученого к нему, а также регулярное приобщение друзей и знакомых к приему данного препарата.

В 1884 году, прочитав работу одного военного врача о использовании инновационного средства кокаина, Фрейд решил провести опыт непосредственно на себе. Повышение выносливости, снижение утомляемости – заявленные немецким испытателем факты Фрейд в полной мере ощутил на себе. Он был настолько впечатлен эффектом, что буквально в этом же году выпустил работу, воспевающую его невероятные свойства, называлась она просто «О коке». Кроме того, что Фрейд сам пристрастился к пагубному веществу, он безоговорочно советовал его всем – и знакомым, и совершено незнакомым людям, посредством выпуска новых научных работ.

Не смущал ученого и тот факт, что вести о страшных последствиях принятия кокаина приходили все чаще — он продолжал изучать препарат как анестезирующее средство. На эту тему Фрейд написал огромную научную работу, опубликованную в «Центральном журнале общей терапии», а позже даже прочитал лекцию, в которой в открытую призывал использовать кокаин для подкожных инъекций. Продолжалась «кокаиновая эпопея» Фрейда до 1887 года – именно тогда раз и навсегда был разрушен миф о его целебных свойствах и признана пагубность. Так, пытаясь сотворить прорыв в медицине, Фрейд, сам того не понимая, не только стал наркозависимым, но и «подсадил» на препарат огромное количество людей.

Фрейд и психоанализ

В 18885 году Фрейд попал на стажировку к одному из самых влиятельных и авторитетных профессоров психиатрии Жану Шарко. Возможность наблюдать за работой выдающегося врача позволила Фрейду освоить гипноз, с помощью которого он научился облегчать течение многих болезней, диагностировавшихся у пациентов. Постепенно развиваясь и постигая все тонкости науки, Фрейд начал использовать “Метод свободных ассоциаций” – метод, при котором пациент не вводится в гипноз, а наоборот, получает возможность выговориться. Это помогало больному облегчить сознание, а доктору в свою очередь, составить определенную картину из отдельных фраз, слов и жестов. Вскоре Фрейд и вовсе отказался от гипноза, отдавая предпочтение лечению в чистом сознании. Согласно Фрейду, причины психоза в любом его проявлении скрываются в человеческих воспоминаниях, а его теория, гласящая о том, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности и вовсе вызвали массу споров и противоречий. Одни безоговорочно видели истину в суждениях ученного, другие говорили что Фрейд и сам является жертвой психоза.

Своей самой большой и важной работе – книге «Толковании снов» — Фрейд посвятил около двух лет (1897-1899). Однако, выход столь важной для ученого книги не был ознаменован ни фурором, ни заинтересованностью в профессиональных кругах. Книга не вызывала ровным счетом никакого интереса. Впоследствии значимость работы все же была признана ведущими психоаналитиками и психиатрами, а сам Фрейд неоднократно приглашался в качестве лектора в лучшие ВУЗы США и Германии.

Успех Фрейда был омрачен расколом в рядах учеников и последователей его учения. Так, потеряв из своего окружения ближайших, как ему казалось, людей и соратников, на почве разногласий, Фрейд решил оставить рядом лишь тех, кто был абсолютно и безоговорочно согласен с его теорией.

Личная жизнь

Супружницей великого ученого стала девушка, также имеющая еврейские корни – Марта Бернейс. Познакомившись с будущей женой в 1882 году, и общаясь чаще всего с помощью писем, пара сыграла свадьбу через несколько лет. В браке у четы Фрейд родилось шестеро детей, в после появления на свет самой младшей дочери – Анны – Фрейд полностью отрекся от половой жизни. К слову Анна, бывшая любимицей отца, единственная продолжила его дело — ей принадлежит основание детского психоанализа и огромное количество работ в этом направлении.

Анна была рядом с отцом до последнего – вплоть о того самого момента, когда в вену великого ученого был введен смертельный препарат – морфий. Зигмунд Фрейд, у которого было обнаружено онкозаболевание, после массы неудачных попыток лечения попросил своего друга – доктора Макса Шура – помочь ему умереть. Дочь, изначально противящаяся данному решению отца, видя его постоянные мучения, все же дала добро. Так. Ученого не стало 23 сентября 1939 года ближе к трем часам утра.