По фрейду происходит нейтрализации негативной информации. Классический психоанализ фрейда. Уровни человеческой психики

Теория личности З. Фрейда представляет психоаналитическое направление глубинной психологии, которая называется также психодинамической. Фрейд стремился проникнуть
в глубинные источники активности человека, раскрыть природу его энергии, конфликты и влечения. Его теория охватывает такие стороны личности, как ее: 1) структуру; 2) динамику;
3) развитие, а также 4) типологию, которые и будут представлены далее.

Взгляды Фрейда на личность являются противоречивыми, они неоднократно менялись по мере своего прояснения. Различные элементы структуры личности, их взаимосвязи и механизмы функционирования названы искусственными понятиями, которые должны были показать новаторский характер самой теории и подчеркнуть слабость традиционной психологии.

Теория личности Фрейда неоднократно подвергалась критике с разных позиций. К.Г. Юнг назвал ее научным описанием ограниченного типа людей. А польский психолог Ю. Козелецкий считал, что основные идеи Фрейда не выдержали проверки временем и что сегодня всерьез обсуждать их может или недоучившийся психолог или конъюнктурщик.

Фрейд иногда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием “психического аппарата”. Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером.

Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго (“Я”) и суперэго (“Сверх-Я”). Каждая из этих систем характеризуется определенными свойствами, обладает собственными функциями, принципами действия и динамикой. Они взаимодействуют столь тесно, что трудно взвесить их относительный вклад в поведение; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других. Например, “Эго – это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему “восприятие – сознание”. Точно так же и “Сверх-Я” нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и “погружена в Оно”. Происхождение различных инстанций рассматривается скорее как постепенно нарастающее расчленение, как возникновение различных систем.



Ид (Оно) – одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в теории личности; примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует “Я” на пути развития психики. Слово “Оно” использовано Фрейдом для того, чтобы показать, что внутри личности живут и действуют силы, неизвестные и неподвластные “Я”, которые подразумеваются, когда человек говорит, например: “это сильнее меня”. Идея “Оно” заимствована Фрейдом у Ницше, который называл так “...все безличное, что есть в человеческом существе”.

Ид – исходная система личности: из него вырастают и отделяются две другие инстанции: Эго и Суперэго. Ид служит также первичным источником психической энергии, обусловливая динамику личности в целом. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию, и находится в конфликте с “Я” и “Сверх-Я”.

“Оно” выступает как “большой резервуар” энергии влечений. Используемая “Я” энергия черпается из этого общего источника и используется прежде всего в виде сублимированной, то есть десексуализованной.

Многое из того, что входит в Ид, является врожденным, включая инстинкты. Некоторые его элементы образуются в результате вытеснения. Содержание Ид бессознательно. Фрейд назвал Ид “истинной психической реальностью”, поскольку оно отражает мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

“Оно” – это “хаос”, лишенный организации и не порождающий единой воли, противостоящий способу организации, свойственному “Я”. Отсутствие организации выражается прежде всего в том, что “противонаправленные влечения существуют бок о бок, не упраздняя и не ослабляя друг друга”. Для “Оно” характерно отсутствие единого субъекта.

Ид функционирует по “принципу удовольствия”, будучи ориентированным на избежание боли и получение удовольствия. Ид стремится к некоему комфортному состоянию, которое характеризуется незначительным внутренним напряжением. Когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешних воздействий, либо вследствие внутреннего возбуждения – Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный энергетический уровень.

Достигнуть этого Ид может двумя способами: рефлекторным действием и так называемым первичным процессом. Рефлекторное действие – это врожденная автоматическая реакция типа чихания и мигания; она обычно сразу снимает напряжение. Первичный процесс состоит в создании образа объекта, в связи с чем напряжение (энергия) перемещается. Например, у голодного человека появляется образ пищи. Галлюцинации, сновидения, так называемое аутистическое мышление – все это функции первичного процесса. Эти исполняющие желания образы являются единственной реальностью, известной Ид.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение, например, устранить голод. Должен появиться новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Эго (“Я”).

Эго (“Я”) – совокупность познавательных процессов, соотносимых с реальностью, а также определенных защитных механизмов. Разработкой концепции “Я” Фрейд занимался на протяжении всего своего творчества. В ранних работах Фрейд говорил о “Я” как о личности в целом. Затем это понятие закрепилось в качестве главной инстанции личности. Превращение “Я” в особую инстанцию было нужно Фрейду для более убедительного обоснования конфликтности психики. Эта инстанция появляется в связи с тем, что жизнь организма требует соответствующих взаимодействий с внешней реальностью. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только внутреннюю реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее. Эго – организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид, и вся его сила черпается из Ид.

“Я” не считается единственной олицетворенной инстанцией внутри психики. Вследствие расщепления в психике могут обособляться отдельные части, например критическая инстанция или моральное сознание, и тогда одна область “Я” будет противостоять другой, критически оценивать ее и обращаться с ней как с объектом.

“Я” не является вполне сознательным. Внутри “Я” обнаружено бессознательное, которое ведет себя так же, как вытесненное, т.е. оказывает мощное воздействие и требует для осознания особой работы.

“Я” реализует целый спектр функций: контроль за движением и восприятием, исследование реальности, предвосхищение, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр. В то же время “Я” свойственны и такие процессы, как отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений.

Хотя “Я” защищает интересы личности в целом, его самостоятельность относительна. “Я” выступает преимущественно как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования. “Я” – это “...слуга трех господ, который подвергается опасностям с трех сторон – внешнего мира, побуждений Оно и сурового “Сверх-Я”. “Я” стремится опосредовать отношения между миром и Оно, подчинить Оно требованиям внешнего мира и – посредством мышечных действий – привести мир в соответствие с желаниями Оно. “Я” выступает прежде всего как аппарат регуляции и приспособления к реальности, а его происхождение – в процессах физического созревания и обучения.

Эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Принцип реальности – предотвращение разрядки напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения реализуется именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта. Вторичный процесс – это реалистическое мышление, которое формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке, – как правило, некоторым действием. Это называется проверка реальностью. Эго контролирует все познавательные функции.

Эго называют исполнительным органом личности, т.к. оно решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти функции, Эго старается интегрировать команды нередко противоречивые, исходящие от Ид, Суперэго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении. В ответ на неприятный аффект (сигнал тревоги) Эго приводит в действие защитные механизмы.

Суперэго (“Сверх-Я”) – третья инстанция личности, которая образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов; ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Эта инстанция обособилась от “Я”, но властвует над ним, например, когда человек становится объектом критики и упреков. По отношению к “Я” “Сверх-Я” играет роль судьи и цензора, содержит одновременно и запрет, и идеал. “Сверх-Я” может действовать бессознательно.

Фрейд разделил “Сверх-Я” на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний за “непослушное поведение”. Совесть включает способность к критической самооценке, моральные запреты и возникновение чувства вины, когда ребенок не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект “Сверх-Я” – это эго-идеал.
Он воплощает в себе то, что родители одобряют или высоко ценят. Эго-идеал способствует установлению высоких личных стандартов.

Формирование “Сверх-Я” связано с угасанием Эдипова комплекса: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок достигает самоотождествления с родителями и интериоризует запрет. Впоследствии “Сверх-Я” обогащается социальными (религиозными, моральными) нормами. Считают, что интериоризация запретов происходит раньше угасания Эдипова комплекса: в частности, раньше усваиваются некоторые педагогические требования. Последователи Фрейда вычленили три главные предпосылки формирования “Сверх-Я”: навязанные извне физические действия, овладение жестикуляцией через самоотождествление с другими людьми и, что всего важнее, идентификация с агрессором.

“Сверх-Я” считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. “Сверх-Я”, пытаясь затормозить общественно осуждаемые импульсы Ид, старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Теория личности должна давать свою модель движущих сил, источников и форм активности человека, то есть динамики личности. Фрейдовская модель представляет динамику личности
в виде взаимодействия сил побуждения (катексиса) и сил сдерживания (антикатексиса). Все внутриличностные конфликты могут быть сведены к оппозиции этих двух сил.

Такова структура личности по Фрейду.

Фрейд считал, что энергия, обслуживающая мышление и память, только по форме отличается от энергии дыхания или пищеварения, и ее можно назвать психической энергией. В соответствии с принципом сохранения психическая энергия может трансформироваться в физиологическую. Местом встречи этих двух энергий выступает Ид и его инстинкты. Разумеется, вся энергия извлекается из телесных обменных процессов.

Фрейд полагал, что источники возбуждения, находящиеся во внешней среде, менее важны для динамики личности, чем инстинкты, то есть внутренние источники возбуждения. Внешнего стимула можно избежать, но от инстинкта убежать невозможно. Вместе взятые, инстинкты составляют суммарную психическую энергию, находящуюся в распоряжении личности. Ид представляет резервуар этой энергии и местоположение инстинктов. Инстинкт, по Фрейду, – это врожденное психологическое представительство телесного источника возбуждения. Психологическая составляющая инстинкта называется желанием; телесное возбуждение – потребностью. Желание, порожденное потребностью, действует как мотив поведения. Поэтому инстинкты считаются движущими факторами личности. Они не только побуждают поведение, но и направляют его.

Предложенная Фрейдом модель личностной динамики – это модель “редукции напряжения”. Поведение человека активизируется внутренними побудителями; активность убывает по мере того, как соответствующие действия снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта регрессивна, т.к. предполагается возвращение человека к состоянию, предшествующему проявлению инстинкта. Инстинкт считается также консервативным, т.к. его цель – сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения.

В соответствии с фрейдовой теорией инстинктов, источник и цель инстинкта остаются постоянными на протяжении жизни; изменения возможны в связи с физическим созреванием. Объект же, или средства удовлетворения могут в течение жизни существенно варьироваться. Психическая энергия способна смещаться. Если тот или иной объект недоступен, энергия будет вкладываться в другой объект. Объекты могут заменяться, чего не бывает с источником и целью инстинкта.

Перемещение энергии из одного объекта в другой – наиболее важная характеристика динамики личности. Она объясняет пластичность человеческой натуры и неисчерпаемое разнообразие поведения. Практически все интересы, предпочтения, вкусы, привычки взрослого человека представляют собой перемещение энергии от инстинктивных объект-выборов. Почти все они производны от инстинкта. Фрейдова теория мотивации основана на допущении, что инстинкты – это единственные источники человеческого поведения.

Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: “инстинкты жизни” и “инстинкты смерти”. Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее внимание Фрейд уделяет сексуальному инстинкту. Он вездесущ и его удовлетворение связано с значительными трудностями, в том числе социальными.

Гипотеза инстинктов смерти, или деструктивных инстинктов основана на смертности человека. Производным инстинктов смерти является агрессивность – саморазрушение, обращенное вовне и направленное против замещающих объектов. Человек сражается с другими и является деструктивным потому, что желание смерти блокируется силами жизненных инстинктов и другими обстоятельствами внутри личности, противостоящими инстинктам смерти. Война
1914–1918 гг. убедила Фрейда, что агрессия – такой же важный мотив, как и сексуальный.

Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны Ид, Эго и Суперэго. Так как общее количество энергии ограничено, эти три системы соревнуются за обладание ею. С усилением одной системы две другие ослабляются. Изначально всей энергией обладает Ид, используя ее для рефлекторных действий и первичного процесса. Так как Ид неспособно проводить четкое различение между объектами, инстинктивная энергия легко перемещается между различными объектами. Например, голодный младенец тащит в рот почти все.

На протяжении первых двух десятилетий жизни, пока распределение энергии более или менее не стабилизируется, имеют место частые и непредсказуемые перемещения энергии из одной системы в другую. Эти перемещения энергии удерживают личность в динамическом состоянии.

Эго не обладает собственным источником энергии и заимствует ее у Ид. Этот процесс осуществляется при помощи идентификации. Идентификация – а) механизм взаимодействия Эго и Ид; это сопоставление внутреннего образа и физической деятельности, в результате чего энергия субъективных психических процессов Ид переводится в объективные, логические процессы Эго; б) механизм развития личности, представляющий собой принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. Под идентификацией понимается сопоставление внутреннего образа и физической реальности. В результате идентификации энергия отвлекается от субъективных психических процессов Ид и переводится в объективные, логические процессы Эго. Благодаря идентификации первичный процесс замещается вторичным. Так как вторичный процесс гораздо эффективнее снимает напряжение, то Эго постепенно обретает монополию на психическую энергию. Однако в случае неудачи Эго в удовлетворении инстинктов власть забирает Ид.

Эго использует энергию более разнообразно. Часть энергии расходуется на то, чтобы перевести на более высокий уровень процессы восприятия, памяти, мышления. Другая часть энергии используется для того, чтобы сдержать импульсивную иррациональную активность Ид. Наконец, Эго, как исполнительный орган, использует энергию для интеграции трех систем личности, создания внутренней гармонии для того, чтобы эффективно осуществлять взаимодействие со средой.

Механизм идентификации обеспечивает энергией и Суперэго. Его доступ к энергетическому резервуару Ид осуществляется посредством детской идентификации с родителями, от которых изначально зависит удовлетворение потребностей ребенка. Идеалы родителей становятся эго-идеалом ребенка, а их запреты – его совестью.

Работа Суперэго часто, хотя и не всегда, направлена против импульсов Ид. Тем не менее, иногда Ид “подкупает” Суперэго. Это происходит, например, когда некто в приступе морализаторства предпринимает агрессивные действия против тех, кого считает аморальными.
В таких случаях под маской справедливого негодования (“Сверх-Я”) скрывается агрессия (Ид).

Чтобы мудро управлять личностью, Эго должно держать под контролем Ид и Суперэго, и при этом у него должно оставаться достаточно энергии для установления взаимоотношений с внешним миром. Если Ид удерживает контроль над значительной частью энергии, поведение человека становится импульсивным и примитивным. Если же слишком много энергии контролируется Суперэго, поведение будет регулироваться моральными соображениями, а не реальностью. Совесть может связывать Эго моральными узами и мешать действиям любого типа, в то время как эго-идеал может выдвигать перед Эго столь высокие стандарты, что человек оказывается
в постоянной фрустрации и в конце концов у него развивается депрессивное чувство собственной несостоятельности.

Динамика личности во многом определяется взаимодействием с объектами внешнего мира, которые служат удовлетворению потребностей. Однако внешний мир содержит и опасности. Он может причинять боль и увеличивать напряжение. Обычная реакция индивида на угрозу, с которой он не готов справиться, – страх. Эго, подавленное стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой. Тревога представляет собой состояние напряжения; это – побуждение, подобное голоду или сексуальному желанию, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека на действия. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести. Функции тревоги – предостеречь Эго о надвигающейся опасности. Фрейд различал три вида тревоги: реальную, невротическую и моральную, или чувство вины. Основной вид – реальная тревога, то есть страх реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога – это страх наказания, которое последует за удовлетворением социально неодобряемого влечения. Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым Суперэго чувствуют вину, совершая нечто противное моральному кодексу. Даже думая об этом, они терзаются муками совести.

Тревога, с которой невозможно справиться рационалистически, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Прототипом более поздних форм тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Если Эго не в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам – защитным механизмам.

Защитные механизмы Эго – чрезвычайные меры, которые вынуждено принимать Эго, чтобы снизить невыносимое давление тревоги. К числу защитных механизмов относят вытеснение, проекцию, формирование реакции, фиксацию, регрессию и ряд других. Все эти механизмы имеют две общие характеристики: 1) отвергают или искажают реальность; 2) действуют бессознательно.

Вытеснение – это защитная функция Эго, состоящая в перемещении из сознания в область Ид болезненных образов, воспоминаний и чувств. Вытесненное содержание может нарушать нормальное психическое и физическое функционирование человека. Например, сын, вытеснивший враждебные чувства к отцу, выражает неприязнь по отношению к другим авторитарным личностям. Вытесненная враждебность может способствовать развитию артрита. С вытесненным содержанием трудно справиться самостоятельно. Поэтому взрослые несут в себе множество детских страхов: у них нет возможности обнаружить, что для этих страхов нет причин.

Проекция заключается в обращении невротической или моральной тревоги в объективный страх. Например, человек защищается от негативных переживаний тем, что приписывает их другим людям. Он говорит: “Она меня ненавидит” вместо: “Я ее ненавижу” или: “Он меня преследует” вместо: “Меня мучит совесть”.

Формирование реакции – это замещение в сознании тревоги, болезненного чувства или вле-чения противоположным переживанием. Например, неприемлемая ненависть заменяется (маски-руется) любовью. Реактивные чувства отличаются от истинных тем, что принимают крайние формы: они экстравагантные, показные и компульсивные, то есть непреодолимые. Формирование реакции возможно в том случае, когда мать “душит” ребенка своей любовью и вниманием.

Фиксация представляет собой защиту путем остановки нормального развития личности на одной из ранних стадий, поскольку дальнейшее движение несет в себе тревогу.

Регрессия – это возвращение личности на раннюю стадию развития, обусловленное травматическим переживанием. Человек склонен регрессировать к той стадии, на которой до этого был фиксирован. Инфантильное поведение испуганного взрослого – это проявление регрессии.

Большое место в теории личности Фрейда занимает проблема развития личности, решение которой является развертыванием основных идей психоанализа. Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он полагал, что эти структуры складываются к концу пятого года жизни, а последующий рост представляет собой только определенное преобразование их. Фрейд верил, что “ребенок – отец взрослого”.

Личность развивается на основе четырех источников напряжения: 1) физиологического роста; 2) фрустраций; 3) конфликтов и 4) угроз. Для всех этих процессов свойственно возрастание напряжения. Развитие личности является результатом овладения новыми способами редукции напряжения. Основные методы снятия напряжения и, следовательно, механизмы развития – идентификация и смещение.

Идентификация как механизм развития личности – принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. В качестве моделей выбираются более успешные люди. Ребенок идентифицируется с родителями, поскольку они представляются ему всемогущими. Для каждого возраста есть свои идентификационные фигуры. Идентифицироваться можно и с животными, воображаемыми персонажами, группами, идеями и вещами. Объектами идентификации могут служить даже умершие люди. Дети, отвергнутые родителями, склонны идентифицироваться с ними в надежде вернуть их любовь. Возможна идентификация из-за страха. Ребенок идентифицируется с запретами родителей, чтобы избежать наказания. Этот вид идентификации – основа для формирования Суперэго. Большей частью идентификация бессознательна и осуществляется методом проб и ошибок. Критерием результата служит снижение напряжения.

Смещение – второй механизм развития личности – это замена объекта, который мог бы удовлетворить потребность, но по каким-либо причинам недоступен. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. Серии подобных смещений ведут к развитию личности, хотя при этом меняется лишь объект, а не источник и цель инстинкта. Замещающий объект редко столь же удовлетворительно снижает напряжение, как оригинальный объект, поэтому вследствие ряда смещений напряжение накапливается и действует как постоянный мотивирующий фактор поведения. Человек ищет новые и лучшие способы снятия напряжения. С возрастом наступает относительная стабилизация, некий компромисс между инстинктами и Эго и Суперэго. Смещение, приводящее к высоким культурным достижениям, называется сублимацией. Фрейд объяснял сублимацией (облагораживанием) художественное творчество, научные достижения и стремление к власти. Сублимация не приводит к полному удовлетворению, поэтому всегда существует остаточное напряжение. Оно может разряжаться в форме нервозности или беспокойства – состояний, которые являются платой за достижения. Способность к замещению объектов – это самый сильный механизм развития личности. Вся система интересов, ценностей и привязанностей взрослого формируется благодаря смещению. Если бы этот механизм отсутствовал, человек не смог бы выйти за пределы тех факторов, которые действуют на него рефлекторным образом. Общество пытается управлять смещениями, поощряя одни его направления и наказывая другие.

Процесс развития личности делится на ряд стадий. В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит три стадии, вслед за чем наступает пяти-шестилетний латентный период, которому свойственна некоторая стабилизация. С наступлением подросткового периода динамика усиливается и затем, по мере взросления, спадает.

На первой стадии, длящейся около года, источником развития являются функции, связанные с областью рта. Это – оральная стадия. За ней следует анальная стадия, когда развитие связывается с функциями выделения. Она продолжается в течение второго года жизни, затем следует фаллическая стадия, когда развитие предопределяется активностью половых органов. Оральная, анальная и фаллическая стадии называются прегенитальными. Затем ребенок попадает в длительный латентный период – так называемые спокойные с динамической точки зрения годы.
В это время импульсы в основном вытеснены и удерживаются в этом состоянии. И, наконец, наступает финальная стадия созревания – генитальная. Для нее характерно появление альтруизма – бескорыстной любви к другим людям. Ищущий удовольствий (нарциссический) ребенок превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого. Ему все более свойственны сексуальная аттракция, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни.

Однако прегенитальные тенденции не замещаются генитальными. Происходит смешение оральной, анальной и фаллической стадий с генитальными импульсами. Важнейшая биологическая функция генитальной стадии – воспроизводство; психологический аспект связан с определенной степенью стабильности и безопасности. При окончательной организации личности концентрируется то, что привнесено всеми четырьмя стадиями.

Со стадиями развития определенным образом связывается характер человека. Психоаналитики определяют характер как “...привычный способ приспособления Эго к внешнему миру, к Ид и Суперэго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом”. Решающее влияние на формирование характера оказывает внешний мир. Принято считать, что характер социально детерминирован. Существенную роль в формировании характера играет Суперэго, так как индивид строит шаблоны поведения, основываясь на представлении о “хорошем” и плохом”. Относительное постоянство характера обусловливается тремя аспектами: частично – наследственной составляющей Эго и природой инстинктов, но главным образом базируется на специфической установке Эго, обусловленной давлением внешнего мира.

По Фрейду, многие черты взрослого человека обусловлены фиксацией на той или иной стадии развития. Фиксация (остановка) – это следствие неразрешенного конфликта, свойственного определенной стадии. Определенные черты характера являются продолжением тенденций, которые наблюдались в ранний период развития ребенка.

Психоаналитическая литература содержит описания широкого разнообразия типов характера, среди которых чаще встречаются оральный, анальный, фаллический и генитальный типы.

Оральный характер – это выраженные элементы оральной фиксации в раннем детстве. Человек с таким характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка играет для него наиважнейшую роль, но он жаждет ее пассивно. Оральные тенденции: глубокое чувство одиночества, разочарования и беспомощности, потребность во внимании, похвале, протест против дисциплины. Распространенная форма поведения – идентификация с объектом, который служит источником кормления. Человек с оральным характером не принимает мысль о необходимости работы. Он чувствует, что мир обязан обеспечить ему жизнь. Он может совершенно не чувствовать проблем других людей.

Анальный характер сосредоточивает личностные черты, которые формируются в конфликтах, возникающих на почве обучения ребенка культуре отправлений. Конфликт состоит в том, что
в соответствующем возрасте ребенок, обретая возможность произвольно управлять физиологиче-скими функциями, может радовать родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности. Основные черты анального характера взрослых: бережливость, раздражительность, педантич-ность, скупость, упрямство, аккуратность. Скупость – последствие привычки к анальному задерживанию. Формируется иррациональное отношение к деньгам, которые не рассматриваются как полезное средство, а бесцельно копятся или в некоторых случаях бессмысленно транжирятся. Такое же отношение и ко времени: человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей минуты или чудовищно ненадежен. Упрямство также свойственно анальному характеру как пассивное выражение агрессии. В анальных чертах ярко проявляется защитный механизм реактивного образования. Так, чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть удивительно неряшливым и дезорганизованным.

Фаллический характер – это беспечная, решительная, самоуверенная, вызывающая манера поведения, как неосознанная защитная реакция на не преодоленный в детстве страх кастрации. Человек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себя и потому наступает первым. Агрессивность и провоцирующее поведение выражаются скорее не в содержании слов или поступков, а в манере говорить и действовать. Показное мужество в духе бесшабашного мотоциклиста считается способом гиперкомпенсации.

Генитальный характер – это зрелая личность, воплощающая в себе синтез предыдущих стадий психосексуального развития, способная к сублимации энергии Ид. Способность получать полное удовлетворение посредством генитального оргазма делает возможной физиологическую регуляцию сексуальной функции. Таким образом, прекращается блокирование разрядки энергии с неблагоприятными последствиями в поведении. Это одновременно приводит к зрелым любовным отношениям и увеличивает возможность сублимации. Вместо запрета на эмоциональную жизнь Эго выражает эмоции естественно, как составляющую часть целостной личности.

Такова теория личности (психики) Фрейда. Она кажется странной и полуфантастической. Тем не менее она сыграла важную роль, расширила подход в познании личности, показала новые возможности поиска ответов на старые вопросы и загадки человеческой природы.

Каждая личность – сложный симбиоз знаний, практического опыта, страхов и комплексов. Такой «багаж» оказывает свое влияние на поведение человека. Порой истинные мотивы не всегда понятны ни окружающим, ни самому индивиду. Разобраться в этом поможет психоанализ Фрейда.

Кратко о теории

Когда Зигмунд Фрейд занялся психоанализом и представил миру свое видение душевных проблем, общественность восприняла учение «в штыки». Новая теория противоречила всем канонам: религии, науке, философии, социальным устоям, культуре. Но, зародившись в конце 19 века, и поныне теория используется ведущими психиатрами мира.

Ученый посвятил свою жизнь тому, чтобы понять психику человека и определить составляющие, мотивирующие его действия. Основная идея теории – убеждение, что душевная природа не имеет перерывов, и из одного события рождается следующее.

Не всегда можно проследить цепочку последовательностей. Но то, что произошло в детстве, обязательно окажет свое влияние (хоть и неосознанно) в дальнейшей жизни. Теория Фрейда кратко интерпретируется так: каждый поступок, желание, мысль – это сознательное либо бессознательное намерение, «растущее» из прошлого.

Обратите внимание! Задача аналитика – разобраться в душевных переживаниях, найти скрытые связи событий и установить истинные причины поступков.

Что такое классический психоанализ

Зигмунд Фрейд основал теорию, позволяющую интерпретировать неосознанные мотивы поведения людей. Под классическим психоанализом в современном понимании подразумевают:

  • дисциплину, основанную на научных исследованиях;
  • комплекс мер, изучающих психические процессы;
  • методику, применяемую в лечении невротических нарушений.

Терапия основывается на общении врача с пациентом, в ходе которого последний делится своими сновидениями, мыслями, ассоциациями. Специалист анализирует собранную информацию, стараясь определить бессознательные конфликты.

Затем гипотеза трансформируется и выводится на осознанный, понятный уровень. В таком виде она передается исследуемому, который должен принять ее на веру.

Что входит в основу

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

Теоретические основы психоанализа по Фрейду

Душевная жизнь человека представлена 3-мя уровнями, расположенными вертикально относительно друг друга. Изучение этих областей составляет основу психоанализа.

Уровни человеческой психики

Область Определения
Бессознательное Данная область психики находится за пределами сознания и основана на инстинктах. За «ширмой» могут прятаться чувства, переживания, мысли запретного характера, а также вытесненные воспоминания.
Эта часть души неподвластна времени. Иногда события из детства могут проникнуть в сознание, придав старым воспоминаниям новые краски.
Предсознание Определяется, как память, лежащая на поверхности бессознательной области. Поэтому является доступной и легко извлекается наружу. На таком «складе» хранится информация о недавних событиях. Здесь же находятся приятные воспоминания, любимые мелодии, профессиональные навыки и т.п.
Сознание Эта область вмещает в себя то, что человек чувствует, переживает, осознает в конкретный момент своей жизни. Данный участок психики постоянно обновляется. Предыдущие элементы сознания не испаряются – одни оседают в предсознании, другие (наиболее неприятные) уходят в глубокое забытье и хранятся в бессознательном до определенного момента

Если описать кратко Фрейда теорию, то личность – это айсберг, в основании которого лежат инстинкты, побуждения, психическая энергия. Верхушку венчает ясное сознание, под ней прослойкой располагается предсознательная масса.

Из всех 3-х областей основную роль в психике индивида играет именно бессознательная часть. Человека к достижению целей направляют инстинкты:

  • основной – жизненная энергия (или либидо), зиждется на сексуальной природе;
  • инстинкт смерти – агрессивная составляющая.

Количество живой энергии, ее появление, распределение, перемещение оказывают влияние на особенности поведения, мышления, переживания, а также приводят к психическим расстройствам. Инстинкт смерти включает механизмы защиты.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Разделение психики на сознательную и бессознательную составляющие приводит к внутрипсихологическим конфликтам. Сознание вытесняет дурные желания и влечения. Но они не исчезают, а прячутся в «закромах» бессознательной области.

Обратите внимание! Из-за неудовлетворенности возникают напряжения, с которыми и должен справиться психоаналитик.

Способы решения внутренних конфликтов

Составляющая Особенности
Сновидения Они отражают скрытые нереализованные желания. Когда один и тот же сон повторяется многократно, это свидетельствует о конкретной потребности. Если желание не воплотить, оно становится помехой на пути самовыражения
Сублимация Осознанное перенаправление жизненной энергии с сексуальной темы на социальные, творческие, интеллектуальные цели. Это определенная форма защиты психики от внутренних конфликтов. Сублимированную энергию можно назвать двигателем цивилизации
Компенсация Чтобы неудовлетворенные желания не приводили к тревожному состоянию, их нейтрализуют. Если энергия не может найти выход, она перенаправляется на преодоление препятствий. Благодаря напористости и работоспособности, личность достигает успеха
Защита В психике существуют механизмы, начинающие включаться на фоне возникших напряжений. Они подавляют, искажают или отвергают ситуацию, провоцирующую конфликт

Последняя составляющая в преодолении внутреннего душевного напряжения мешает исследовать бессознательную область. Чтобы справиться с подобной трудностью, психология Фрейда предлагает метод анализа, помогающий пациенту осознать причину неудовлетворенности и справиться с конфликтом.

Защитные механизмы

Психологическая тактика личности направлена на сглаживание аффективных неприятных состояний. Механизмы защиты удерживают конфликты на бессознательном уровне, не допуская их на вершину «айсберга». Компенсацию и сублимацию можно считать составляющими защитной тактики. Кроме них, психика пользуется и другими механизмами:

  • проекция помогает переложить ответственность на других людей, приписывая им свои проблемы;
  • замещение использует перенаправление агрессии на иной объект, более безответный и приемлемый на текущий момент;
  • регрессия возвращает к модели поведения, свойственной раннему периоду, менее тревожному;
  • отрицание – это игнорирование угрозы жизнедеятельности;
  • подавление блокирует сознание или вытесняет из него тревожные моменты;
  • рационализация – почти творческий процесс, позволяющий создать легенду, оправдывающую настоящие мотивы собственного поведения и возникших неудач;
  • реактивная формация подменяет факторы, спровоцировавшие напряженность, на противоположные.

Не каждый индивид способен полностью противостоять конфликтам. Бывает сложно сдерживать защитные механизмы, из-за чего возникает риск развития невротической тревоги, импульсы которой способны захлестнуть сознание.

Понятие «комплекс» в психоанализе

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

Вид Определение
Эдип (Электра) Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
Неполноценности Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
Ионы Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Функция «Я» в психоанализе Фрейда

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Функция Особенности
ИД (или ОНО) Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я) Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я.
Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД.
Супер-ЭГО (Сверх-Я) Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО:
совесть;
самонаблюдение;
формирование идеалов.

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Видео

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности - социальная, индивидуальная, рациональная или этическая - является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий.

Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского врача-психиатра . В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех живых существ лежит динамика влечений.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа.

В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная.

От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

Гедонистический – всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение — неудовлетворения.

2. Гомеостатический — равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения.

Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

— НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует

— ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения

— ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели

— ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

Разновидности мотивов:

(1) потребности, направленные на поддержание своего существования (сексуальные влечения).

(2) потребности в агрессии (Танатос)

(3) влечение к жизни и к смерти (Эрос)

Основные положения мотивационной теории З.

1. Влечения могут проявлять себя по-разному.

Если при большей интенсивности влечения отсутствует объект, то нереализованное влечение входит в сознание в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения в виде смещения влечения на другие объекты (проекции и сублимации); влечение может быть снова выражено в виде сновидений и ошибочных действий.

2. Душевная жизнь субъекта представлена в иерархии 3-х механизмов: поиск удовлетворения – “ОНО” противостоит моральному контролю – “СВЕРХ – Я”, на достижение компромисса направлена деятельность “Я”.

То есть действует принцип удовольствия, запрета и контроля.

3. Взрослая личность есть результат истории влечений. Особое значение имеет детство – препятствия на пути удовлетворения влечений в нем оказывают активное влияние на последующую жизнь субъект.

4. Развитие влечений проходит несколько фаз со сменой аэрогенных зон (чувствительных участков кожи вокруг естественных отверстий тела).

Порядок смены фаз:

— оральная фаза,

— анальная фаза,

— фаллическая фаза,

— латентная фаза,

— генитальная фаза.

В процессе развития влечений могут возникать два механизма:

фиксации (развитие влечений задерживаются на одной из фаз из-за недополучения удовлетворения на соответствующей фазе);

II. регресса (субъект, испытывая травмирующее переживание и не будучи способен справиться с ним, смещается на более ранний уровень развития, на предыдущую фазу).

Ход развития влечений конфликтен, в основе конфликта лежит комплекс, который при нормальном развитии разрешается к 5-6 годам, реализуясь в процессе половой идентификации, в результате чего преодолевается первый комплекс – «Эдипов комплекс».

ТЕОРИЯ А.

Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).

— представляет не отдельные, а группы мотивов

— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.

Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.

Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности.

Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.

Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:

— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;

— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.

Иерархия потребности (по А.

I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);

II уровень: потребность в безопасности;

III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);

IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);

V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).

Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей.

Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Основные положения разработал К.

Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.

Теория Фрейда о психосексуальном развитии

Был близок к гештальтпсихологии.

Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.

Использовал понятия валентности поля.

Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.

Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.

Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.

К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:

Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта.

Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.

Виды конфликтных ситуаций:

(1) Конфликт «стремление – стремление».

Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.

имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.

(2) Конфликт «избегание – избегание».

Этот конфликт противоположен первому.

Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.

(3) Конфликт «стремление – избегание».

Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).

(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».

Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.

Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.

Величина поведенческой тенденции зависит от:

— величины валентности цели,

— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.

Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.

Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.

Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.

Соотношение этих сил представил в виде графика:

Миллер Д.

– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.

Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:

Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.

1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.

2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.

3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

Величина градиента зависит от силы влечения.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.

График соотношений градиентов:

Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.

По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939 гг.) - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Венского университета, первый исследователь явлений подсознания (в 1938 г.

эмигрировал в Великобританию).

Разработал в конце XIX в. особый метод лечения неврозов - психоанализ - анализ свободных ассоциаций, ошибочных действий, проговорок и сновидений. Позднее Фрейд интерпретировал его как способ проникновения в подсознание, а затем на этой основе предложил свою общепсихологическую теорию строения психики как непрерывного конфликтного взаимодействия сознания с бессознательными влечениями («Толкования сновидений», 1900).

Сознание, по Фрейд, непрерывно подавляет бессознательные влечения (особенно сексуальные), которые, прорываясь сквозь цензуру сознания, проявляются в различных проговорках, шутках, обмолвках, описках («Психопатология обыденной жизни», 1901).

Позднее Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921; «Цивилизация и недовольные ею», 1929) (см. История зарубежной психологии).

Учение Фрейда

Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного .

Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет. Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.
Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.

В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – либидо, сексуальная энергия . Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления.

Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.

Метод психоанализа

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

  1. Методика свободных ассоциаций . Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях.

    Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия.

    Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление.

    Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте.

    Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту.

    Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.

  2. Толкование сновидений .

    Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.

  3. Толкование ошибочных действий . Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки.

    Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

  • Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия.

    Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.

  • Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.
  • Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга.

    Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия.

    Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими.
    Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта.

Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя.

Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда.

Методы психологической защиты

Вытеснение . Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное.
Замещение .

Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный.
Рационализация . Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения.
Проекция .

Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо.
Соматизация . Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов.
Реактивное образование . Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные.
Регрессия . Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации.
Отрицание . Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются.

Отрицается само их существование.
Сублимация . Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 2

Психоаналитическая теория личности по Фрейду

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда 3

2. Структура личности 7

3. Защитные механизмы личности 12

ЛИТЕРАТУРА 15

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек.

Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.

Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.

Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.

В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса.

Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов.

В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко-нечном результате составляет только продукт дифференциации энер-гии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспоминаниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я.

Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения.

Теория З. Фрейда (стр. 1 из 4)

По-скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело-веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятель-ности человека играет также комплекс Эдипа.

Исследуя сновидения сво-их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ-ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых.

Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом”.

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга.

Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение “Оно” и “Я”.

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизмами защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспе-чить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал “сублимацию” (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), “вытеснение” (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на более примитив-ный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное пере-несение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую “постыдных”, бессознательных стремлений другим людям), “рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения” (тенденцию “Я” к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции.

Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Основатель психоанализа, 11 раз выдвигался на Нобелевскую премию, но не получил её.

В 1896 году Зигмунда Фрейда исключили из Венского медицинского общества - за утверждения о том, что в основе психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью…

3игмунд Фрейд о себе (из писем к невесте): «... Неужели правда, что внешне я выгляжу симпатичным? Откровенно говоря, мне кажется, что во мне есть нечто необычное, может быть, даже странное. Это, наверное, потому, что в молодости я был слишком серьёзен, а в зрелые годы неспокоен. Было время, когда во мне говорили только любознательность и честолюбие. Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. С тех пор, давно, знаю, что я - не гений , и сам не понимаю, почему так хочется стать им. Быть может, я даже не очень одарён. Однако некоторые особенности моей личности, черты характера предопределили способность к работе. Так что мои успехи объясняются отнюдь не выдающимся интеллектом. Но я уверен, что такое сочетание свойств и качеств весьма плодотворно для медленного восхождения к истине» .

Зигмунд Фрейд, Письма к невесте, М., «Московский рабочий», 1994 г., с. 131-132.

Постепенно идеи Зигмунда Фрейда захватили умы интеллектуалов, начал формироваться круг учеников, которые в 1902 году образовали Венский психоаналитический кружок, через 6 лет трансформировавшийся в Венское психоаналитическое общество.

«Фрейд объяснял искусство, науку и вообще культуру как вытеснение инстинктивной жизни и последующее более или менее успешное превращение половой энергии в творческие работы. Объективная оценка и критика искусства уступают место патографическим анализам, подобным тому, который он провёл в отношении Леонардо .
Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма.

По словам Фрейда, таково происхождение единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду». В течение этих лет он привлёк на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало учёных изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг , которые откололись от него и создали свои собственные версии этой теории. Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью.
Фрейд жил в венском гетто - Леопольдштадте - с четырёх лет, сначала в бедности, а потом с относительным буржуазным комфортом. В последние годы жизни он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе и обучению психоаналитиков. В течение последних пятнадцати лет жизни он страдал от рака полости рта; заражения гортани удалось не допустить только в результате ряда операций.

В 1938 году, незадолго до смерти Фрейда, в Австрию вторглись нацисты. Они конфисковали всё его имущество, его издательство и библиотеку. Самым серьёзным было то, что у него отняли паспорт. Он стал узником Гитлера в гетто. Международное психоаналитическое общество стало хлопотать об его освобождении. За него потребовали выкуп; одна из его пациенток и последовательниц, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Англию, где он провёл последний год своей жизни. Его четыре сестры, оставшиеся в Вене, были умерщвлены в нацистских газовых печах. 23 сентября 1939 года Фрейд умер».

Гарри Уэллс, Павлов и Фрейд, М., «Издательство иностранной литературы», 1959 г., с. 317-318.

Строго говоря, Зигмунд Фрейд и не претендовал на приоритет в открытии бессознательного. На юбилейном заседании, посвященном его 70-летию, в ответ на восторженные речи своих почитателей он заметил: «Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено».

Lionel Trilling, The Liberal Imagination: essays on literature and society, New York, 1950, p. 34.

Работа Зигмунда Фрейда : «Леонардо да Винчи», вышедшая в 1910 году, была первой психоаналитической биографией творческой личности.

Три главных достижения Зигмунда Фрейда:

«Первое. После его работ стало ясно, что неосознаваемые структуры образуют особый онтологический пласт психики и пласт, доступный научному анализу. Именно здесь - объективная в указанном выше смысле психологическая реальность.

Второе. Дав своё описание этих структур, З. Фрейд впервые построил единую, внутренне взаимосвязанную картину психики, как Ньютон построил картину физического мира.

Третье. Фрейдовская картина психики была совершенно новой и необычной. Искусство и литература описывали «внутреннего человека», «человека в человеке» - описывали на своём человечьем языке. Наука описывала «машину в человеке» (рефлекторную машину, ассоциативную машину и т.д.) - описывала на строгом, логически-непротиворечивом машинном языке. Фрейд взорвал стены между первым и вторым. Он постарался строго, на научном языке описать «внутреннего человека», описать не мёртвую, а «горячую» психологическую реальность. Для этого он создал новый, особый язык - язык психоанализа».

Радзиховский Л.А., Теория Фрейда: смена установки, журнал «Вопросы психологии», 1988 г., N 6, с. 103-104.

«С 1897 г. Фрейд пять раз проходил самоанализ (по мнению первого биографа Эрнста Джонса, этот самоанализ длился жизнь). С 1902 г. формируется первый отряд его непосредственных учеников, психоаналитиков первого поколения, которые проходили учебный анализ у самого Фрейда (с тех пор было принято условие, что психоаналитик только тогда может перейти к пpaктике, когда сам пройдёт дидактический психоанализ). Это условие неукоснительно выполняется до наших дней».