Первый танк год. Великие открытия человечества. Танк (история изобретения)

Время неумолимо во всем, стирая память, если люди забывают о чем-то значимом в своей истории. Хорошо, что о последней страшной войне напоминают ветераны ВОВ, приближающиеся к столетнему юбилею, и танк Т-34, возглавляющий парад военной техники в День Победы. Такие боевые машины, прошедшие тысячи километров фронтовых дорог России и Европы, стоят на постаментах во многих городах страны. Глядя на них, часто возникают вопросы: танк в мире, кто его создатели?

Так вкратце можно охарактеризовать общее представление от просмотра фотографий, запечатлевших первые танки, созданные в начале XX века:

Если добавить к этому, что скорость этих первых боевых машин колебалась в интервале от 2 до 8 км/ч, а вооружение состояло из 1 - 3 пулеметов на бронированный «вагон», то картина станет еще более полной. Кажется, зачем такие неудачные конструкции использовались в боевых действиях? Ответ на это прост:

  • Даже бывалые солдаты, увидев впервые грохочущие металлические коробки, впадали в панику.
  • Несовершенная броня первых танков с легкостью выдерживала попадания пуль из винтовок, пулеметов противника, а артиллерия была не готова бороться с ними, в связи с отсутствием навыков вести огонь прямой наводкой.
  • Главные препятствия для пехоты, выстроенные в ходе окопной войны в 1916 – 1917 годах (изгороди из колючей проволоки, траншеи с пулеметными гнездами), танки преодолевали без особого труда, прорывая долговременную оборону противника, при этом потери наступающих войск уменьшались многократно.

Преимущества использования новой военной техники преобладали, поэтому противоборствующие страны с разным успехом проектировали, производили и применяли первые танки.

Германия, Россия и прочая Антанта

Две первые страны как в Первой, так и во Второй великих войнах понесли огромные потери. Дивиденды получали другие – торговцы из-за океана, стравливающие всех джентльмены с туманного Альбиона, французы, неплохо умеющие остаться в стороне.

Истощенные в первые годы войны Германия и Россия не могли позволить себе вкладывать огромные средства, мощности металлургических, машиностроительных, оружейных заводов, инженерные, трудовые ресурсы в производство новой, еще недостаточно опробованной на поле боя военной техники. Поэтому дальше разработки комплекта чертежей, сборки опытных образцов дело не сдвинулось:

Совсем по-другому дела обстояли у «верных» союзников России по Антанте:

Всего за годы Первой мировой войны этими государствами было выпущено почти 7 тыс. танков всех типов:

  • Англия – 2905 шт.
  • Франция – 3997 шт.

Хотясамый первый танк в миребыл создан в Англии, наиболее удачно сконструированным, приближенным к современной концепции боевой машины оказался французский Рено FT-17. Подтверждает это то, что его модификации в дальнейшем производились во многих странах, включая Советскую , а последние случаи использования в боевых действиях относятся к 1945 году.

Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. А кто же создал первый танк в мире, и что собой представляла его конструкция?

Самый первый танк в мире был создан А.А.Пороховщиковым, который был русским конструктором и летчиком. Идея создать такую машину возникла у него, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». На свой испытательный пробег машина вышла в этом же году в конце весны (в мае). Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).


В качестве несущей конструкции самого первого танка в мире служила сварная рама, выполненная с 4-мя вращающимися барабанами, «обвиваемые» гусеничной лентой достаточно большой ширины. При помощи специального натяжного приспособления и натяжного барабана гусеничная лента натягивалась. Два поворотных рулевых колеса осуществляли управление танком. Когда он двигался по твердой поверхности, то ему приходилось опираться на ведущий барабан и эти колеса. При движении же по мягкому грунту боевая машина словно «укладывалась» на ленту.


В длину «Вездеход» равнялся 360 сантиметрам, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра (без учета башни). Весила машина примерно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. И чуть позднее самым первым опытным танком стала английская разработка, которую спроектировали в сентябре 1915 года.

Маленький и Большой Вилли


Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.

Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.

Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.


В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.

Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.


Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.

Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.

Слово «танк» происходит от английского слова tank, то есть «бак» или «цистерна». Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии царским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн Интересно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (один вариант перевода слова tank).

Первая механическая повозка этого рода была изобретена по всей вероятности в 1769 г. французом Кюньо, установившим паровую машину на повозке. Ему удалось добиться скорости в 4 км, но он вынужден был останавливаться каждые 20 мин., чтобы поднимать давление пара. Когда же изобретатель, показывая свое изобретение представителям французского правительства, свалил каменную стену, - он был посажен в тюрьму.
Гусеничный движитель был изобретен выходцем из крестьянского сословия Саратовской губернии, Федором Абрамовичем Блиновым (1827-1902 гг.).
В 1877 году Блинов изобретает «гусеничный вагон», своеобразные гусеничный прицеп, передвигавшийся пароконной упряжкой; опытный образец был построен летом 1880 г. и испытан, в том числе и на болотистой местности. Эффект был весьма и весьма многообещающим, в частности в пароконной упряжке «вагон» мог перевозить груз, для перевозки которого на колесной тележке требовалось не менее десяти лошадей.

Первым реальным шагом по пути создания танка была изобретенная одним американцем в 1888 г. паровая самодвижущаяся повозка на бесконечных гусеничных рельсах; в свою очередь, гусеница была изобретена англичанином Рихардом Ловеллем Идживортом, запатентовавшим ее в 1770 г.
В 1888 году был изготовлен «Самоход», педставлявший по сути первый гусеничный трактор. Двигателем служили две паровые машины по 12 л.с. при 40 оборотах каждая, котел на 6 атм. был с нефтяной топкой. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины. Машина демонстрировалась на сельхохозяйственной выставке в Саратове в 1889 г., улучшенная модель была представлена на Нижегородской выставке в 1896 г., при этом за свое изобретение автор получил похвальную грамоту; тем не менее массовой постройки гусеничных тракторов в Российской Империи не производилось.

Предшественником танка в отношении многих деталей, особенно механизма управления, явился трактор с созданием двигателя внутреннего сгорания. Его дальнейшее развитие было совершенно ясно, так как комбинация этого двигателя с гусеничной цепью дала возможность сконструировать повозку, способную передвигаться без дорог и по болотистому грунту благодаря распределению веса машины на большой площади.
Но я бы все же признал окончательно и бесповоротно первенство за машиной изготовленой в Англии, 1910 году в единственном экземпляре. Презназначен этот агрегат был для перетаскивания грузов на Аляске - там с дорогами было плохо, колесные тягачи не обладали необходимой проходимостью, а лошади и собаки возить большие грузы не могли. Однако, построенная в Юконе теплоэлектростанция испытывала потребность в угле, а доставлять его зимой при замерзшей реке было нечем. Поэтому Хорнсби, уже имевший к этому моменту опыт постройки чуть менее масштабного гусеничного парового трактора (10 тонн собственной массы с двигателем всего в 20л.с.) - создал такой вот сухопутный локомотив, который должен был возить уголь от моря до станции всю зиму…

Масса гиганта составляла 40 тонн, а паровая машина развивала 80 л.с. По ровной дороге и без нагрузки трактор мог разогнаться до 40км/ч, а полная масса поезда из трактора и восьми(!) прицепов массой по 12,5т составляла, как несложно подсчитать, 140 тонн. Результат для 1910 года не просто хороший, - фантастический! При собственной массе каждого прицепа около 5т., за одну ходку поезд доставлял, как нетрудно подсчитать, 60 тонн угля

Еще до мировой войны военное министерство производило разные опыты с гусеничными тракторами, снабженными двигателями внутреннего сгорания, хотя при этом оно и не преследовало непосредственных боевых целей, а в 1903 г. Писатель Г.Уэллс предсказал и живо описал странные боевые машины, похожие на танки.
В 1912 г. австралиец Моле предложил военному министерству проект ползучей боевой гусеничной машины. Благодаря применению штырей на концах и гибких гусеничных цепей для езды по кривой эта машина, по-видимому, имела преимущества перед танками. Однако, это сенсационное предложение было скоро забыто, и проект Моле не оказал никакого влияния на действительное изобретение танка; военное министерство не принимало в нем никакого участия, а предложение Моле вообще не было известно до конца войны.
Известна также история с водопроводчиком из Ноттингама, представившим военному министерству за несколько лет перед мировой войной проект вездеходной машины. Этот водопроводчик получил несколько обычных в таких случаях писем, но о дальнейшем ничего не слышал. Через несколько лет по окончании войны проект был обнаружен в одном из пыльных шкафов с резолюцией: «Этот человек болен».

Немцы также могут претендовать на изобретение танка, так как в 1913 г. некий Гебель сконструировал бронированный сухопутный крейсер, страшный своими ощетинившимися пушками. Этот крейсер переходил в Познани через треугольные препятствия высотой 90 фут. (около 27 м). В 1914 г. он сделал попытку повторить показ своей машины перед широкой публикой на стадионе в Берлине, но во время преодоления короткого подъема в 30° машина остановилась, и никакие усилия изобретателя не могли заставить ее вновь начать движение. Долгое ожидание надоело публике, она стала протестовать и требовать обратно входную плату; в несчастного изобретателя полетели даже камни, и он больше не осмелился показывать свое изобретение публично.
Задолго до первой мировой войны в русское военное министерство поступил проект необычайной боевой машины, разработанный сыном знаменитого русского химика - Василием Дмитриевичем Менделеевым.
Проект боевой машины Менделеева-это талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила все развитие танковой техники. Многие элементы машины Менделеева в наши дни выглядят современными.
Менделеев спроектировал танк весом в 170 тонн» обслуживаемый командой в 8 человек. Он представлял собой огромную бронированную коробку, со скрытыми внутри гусеницами, необходимыми для передвижения, двигателем и боекомплектом.
Во время передвижения гусеницы с помощью сжатого воздуха должны были приподнимать бронированный корпус над землей и обеспечивать движение танка со скоростью до 24 км в час.
Кроме пушки, Менделеев предполагал вооружить танк пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.

Все эти предварительные попытки не дали никаких результатов, потому что им недоставало страшного импульса войны, но мировая война сделала изобретение танка неизбежным.
В октябре 1914 г. полк. Свинтон - человек с большим кругозором и фантазией, работавший в качестве военного корреспондента в британской экспедиционной армии, - пришел как «очевидец» к сознанию необходимости бронированной машины, которая была бы в состоянии прокладывать себе дорогу через проволочные заграждения, переходить через окопы и разрушать или раздавливать пулеметные гнезда.

Один из его друзей написал ему об американском тракторе Холт, который мог карабкаться на крутые склоны.
Свинтону пришла мысль использовать эту машину, и 20 октября 1914 г. он послал в военное министерство проект гусеничных истребителей пулеметов. Они должны были быть тяжело забронированы, вооружены пушками, пулеметами, иметь способность переходить через окопы и разрушать проволочные заграждения.

Так родилась идея танка. Его история (пока эта идея оформлялась и стала спустя 15 месяцев реальным танком) является историей долгой борьбы с бюрократизмом.Для разработки нового шасси пришлось обратиться к фирме W.Foster & Co. (Линькольншир), которая занималась в те годы сборкой тракторов Hornsby. Эти машины были уникальны тем, что по сути они представляли собой паровозы на гусеничном движителе и использовались в качестве тягачей для “сухопутных поездов”. Помимо этого, фирма производила колёсные тягачи для полевой артиллерии.

Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года и завершились не слишком удачно. Общая длина машины составила 8 метров, масса – 14 тонн. Танк обладал невысокой проходимостью, а ходовая часть оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок. Тем не менее, максимальная скорость Lincoln Machine No.1 составила 5,5 км\ч, что было несколько выше требуемого показателя.

Длины тракторного шасси не хватало для преодоления окопов и воронок, потому его скрестили с колёсной парой, прикрепив её к корпусу сзади.

Два инженера - Триттон и лейтенант Вильсон, - работая днем и ночью, закончили проект «Маленького Вилли». Полк. Свинтон, осмотрев в Линкольне модель его в натуральную величину, так описал ее в своем письме генеральному штабу:
«Моряки изготовили первый экземпляр гусеничной машины, которая способна переходить через канавы шириной 135 см и вращаться вокруг своей оси, подобно собаке, у которой на спине сидит блоха».

«Нейтральные» США стали за время войны настоящим арсеналом для стран Антанты, и «техники» знали о потребностях, вызванных мировой войной, едва ли не лучше военных наблюдателей. К тому же США обладали развитым машиностроением, потенциал которого еще более возрос за счет заграничных заказов. Так что разработки вездеходных боевых машин велись независимо от мнения военного руководства.

Одной из наиболее совершенных, в техническом плане, американских разработок в области гусеничных боевых машин можно считать бензоэлектрический танк Холта.

Танк имел отделение для пехоты и отдельную дверь для её высадки.

Непосредственно сам трактор представлял собой широко известный Holt 75 образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии. Трактор оказался настолько удачным, что его широко использовали в американской и британской армии вплоть до 1919 года включительно, а во время Гражданской войны Holt 75 поставлялся российским “белым” армиям. Последние образцы этих машин, правда уже не армейские, были списаны лишь в 1945 году!

Судьба этого танка, названного Best 75 Tracklayer, осталась достаточно туманной. Ясно было только одно - американская армия после осмотра прототипа из неброневой стали пришли к выводу, что подобный монстр им абсолютно не нужен.

Следующими опять-таки стали американцы из фирмы Holt, разработавшие в конце 1916 года свой проект колесного танка. Работы проводились при непосредственном участии Army Corps of Engineers и при содействии Stanley Steamer. Танк получил массивный корпус, в носовой части которого решили разместить два 2-цилиндровых паровых двигателя системы Double мощностью по 75 л.с. Каждый из двигателей имел индивидуальный привод на одно колесо диаметром 2,4 метра, целиком выполненными из стали, и устанавливался вертикально. Поскольку оба колеса были неуправляемыми для поворота танка было предусмотрено третье колесо “барабанного” типа, крепившееся на поворотном кронштейне в кормовой части корпуса.

Постройка первого опытного образца задержалась и была завершена только зимой 1918 года. Танк отправили на полигон в Абердине, где военные приступили к испытаниям танка, которые… закончились едва успев начаться. Американскую машину постигла та же участь, что и колесный танк Лебеденко – едва сдвинувшись с места Steam Wheeled Tank проехал около 50 футов (15 метров) и прочно увяз в грунте. Было очевидно, что мощности паровых двигателей явно не хватает для того, чтобы танк выбрался из этой “западни”. Присутствовавшие при этом представители от армии были сильно расстроены этим фактом и отказались от дальнейших работ по Steam Wheeled Tank.

Ещё одно чудо американской техники.

Увы, в годы Первой мировой войны наша страна не входила в элитный клуб великих танковых держав. Тот факт, что и Германия, наш главный противник, тоже не была членом этого клуба - слабое утешение (немцы за всю войну произвели 21 (двадцать один) серийный танк собственной постройки).

Но было произведено несколько опытных экземпляров разлиной конструкции. В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и лишь 9 января 1915 года после долгих проволочек на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой «Вездеход».

По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили - разрешение на постройку «Вездехода» было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым (на фото стоит слева).

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 г. Вопреки расчетам Пороховщикова возможности его машины были очень далеки от боевых. Хуже того, механизм поворота на ходу оказался крайне ненадежным и при испытаниях, в ряде случаев, водителю приходилось пользоваться шестом. Конструкция ходовой части была признана несовершенной, так как гусеница нередко соскакивала с барабанов. Уже в процессе испытаний Пороховщиков попытался устранить этот недостаток, сделав по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы - соответственно три центрирующих выступа.

Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие - «вездеход» ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.

Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее.

В 1916 году провел в Петрограде испытания - 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем.

Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.

Но, зато никто не будет оспаривать тот факт, что именно в России в годы Первой мировой создан самый большой в мире танк – 17 метров в длину, 9 метров в высоту, 60 тонн веса!

Идея постройки такой необычной машины возникла у капитана российской армии Николая Николаевича Лебеденко во время службы на Кавказе, еще до войны. Он по достоинству оценил арбу – транспортное средство местных жителей. Дорог в привычном понимании этого слова на Кавказе тогда не было, но арба – тележка с двумя колесами с высокими ободами легко преодолевала все кочки и ухабы на том, что считалось там дорогами.

27 августа 1915 года под Дмитровом состоялись первые ходовые испытания гигантского танка. Первые и последние. Машина прошла десяток метров по гати, но мгновенно застряла на мягком грунте – задняя направляющая тележка застряла в канаве.Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.

Первый серийный танк был уже советским. И традиционно цельнотянутым.

Русский «Рено» (также «Рено-русский» , «Танк М» , «Танк КС» (Красное Сормово) ; в ряде источников именуется «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» , по имени собственному первого танка серии) - первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство. Классификационно относился к лёгким танкамнепосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Выпускался в 1920-1921 годах на Сормовском заводе (Нижний Новгород) малой серией в 15 машин. Несмотря на официальное принятие на вооружение Красной Армии в 1920 году, в каких-либо боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали. На вооружении состояли до 1930 года. Интересно также, что его пулеметное вооружение было изготовлено на базе универсального автомата Федорова.

Comments Off

Comments are closed at this time.

Уже в конце XIX столетия имелись все технические предпосылки для изобретения такого грозного оружия, как танк . К этому времени изобрели двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель, броню, пушки и пулеметы. Перед началом войны 1914-го года был создан гусеничный трактор «Холт», явившийся предшественником танка. В самом начале Первой мировой войны перед воюющими сторонами встал вопрос выхода из позиционного тупика, создания орудия, с помощью которого можно прорвать фронт и достичь желанных побед.

Мысль о создании бронированной гусеничной боевой машины, беспрепятственно преодолевающей вражеские рвы, окопы и заграждения проволоки впервые высказал английский полковник Суинтон. 20 октября 1914 г. он представил свои предложения в военное министерство. После тщательного изучения и обсуждения министерство приняло его идею в целом. Тут же были сформулированы основные требования к будущей боевой машине: иметь небольшие размеры, пуленепробиваемую броню и гусеничный ход, двигаться со скоростью не менее 4 км/ч, преодолевать проволочные заграждения, рвы, окопы, воронки до 4-х метров шириной, иметь 2 пулемета и пушку.

Фирма «Уильям Фостер и Ко» за рекордно короткий срок (40 дней) создала танк на основе гусеничного трактора «Холт». Главными конструкторами танка, названного «Маленький Вилли», были лейтенант Уильсон и инженер Триттон. На испытаниях машина проявила хорошие ходовые качества и в ноябре фирма «Холт» решила приступить к изготовлению машины. Недостатком была небольшая ширина преодолеваемого препятствия в виде рва, окопа. Чтобы танк легко преодолевал 4-х метровые окопы, крутые возвышения и вертикальные насыпи, конструкторы увеличили длину машины на 1 м, придав форму параллелограмма обводу гусеницы и пустив ее поверх корпуса. По предложению Дейнкурта вооружение разместили в боковых полубашнях — спонсонах. Так появился новый танк — «Большой Вилли». Корпус и ходовая часть танка были закрыты броней толщиной 5-10 мм. Внутри «сухопутный крейсер» выглядел как машинное отделение маленького корабля, у водителя и командира впереди была отдельная рубка. Мотор «Даймлер», трансмиссия и коробка передач занимали очень много пространства, перврначально внутри машин находились еще и топливные баки. Между крышей и верхом двигателя находилась полка с боеприпасами. При движении внутри танка скапливались пары бензина и выхлопные газы, из-за работающего двигателя температура поднималась до 50 градусов. Едкий пороховой дым заполнял танк после выстрела пушки. Экипаж машины страдал от перегрева и угорал. Тяжелый танк часто садился на грунт и камни из-за узкмх гусениц, отсутствовала радиосвязь и даже внутреннее переговорное устройство. Наблюдение из танка велось через незащищенные щели, что не обеспечивало осмотра, но являлось причиной лицевых ранений у танкистов.

Управляли танком 4 человека: водитель, его 2 помощника и командир. На танке установлено три коробки передач, одна была возле водителя и служила для изменения скорости движения, две другие стояли по бортам машины, использовались для изменения скорости танка и его поворота. С помощью двух тормозов осуществлялся тормоз гусениц, за это отвечал командир танка. 15 сентября 1916 г. в сражении на Сомме впервые были применены танки. Благодаря участию в атаке танков в 20 раз меньше были потери пехоты.

Дальше последовал ряд модификаций Mk («Большого Вилли»),последующие модели были более совершенными. Так, танк MkC имел 19,5 тонн веса, при этом развивал скорость 13 км/ч. На вооружении было 4 пулемета, экипаж был из 4 человек. Последний плавающий танк MkI, созданный в 1918 г., имел вращающуюся башню, 3 пулемета и 4 члена экипажа. Имея вес 13,5 тонн, он имел скорость 43 км/ч на суше и 5 км/ч на воде. За годы войны англичане создали 13 различных модификаций и выпустили 3 тысячи танков.

Лучшим танком Первой мировой войны считается «Рено» FT, фирмы «Рено», ставший прообразом будущих танков. При весе всего в 6 тонн он развивал скорость 9,6 км/ч, имел на вооружении пулемет (позже — пушку), экипаж состоял из двух человек. Впервые на эти танки установили бортовые радиостанции, что моментально повысило управляемость танковыми частями. Компоновка основных узлов танка является классической: двигатель, трансмиссия, спереди — отделение управления, сзади — ведущее колесо, в центре находится вращающаяся башня. Немецкая фирма «Бремерваген» не смогла наладить массовый выпуск танка A7V.

Русская версия танка была предложена мастером машиностроительного завода Пороховщиковым еще в августе 1914 года. При испытании его машина развивала скорость до 25 км/час. Первые английские и французские танки такой скоростью не обладали. Затем мастер усовершенствовал свою гусеничную машину, создав ее колесно-гусеничной, предвосхитив танкостроение того периода на несколько лет. Танк Пороховщикова был водонепроницаемым и легко преодолевал всевозможные водные преграды. К сожалению, промышленность России была не готова к выпуску таких сложных машин и танк не был применен в русской армии.

Изобретатель : Уильям Триттон и Уолтер Уильсон
Страна : Англия
Время изобретения : 1915 г.

Технические предпосылки для создания танка появились еще в конце XIX столетия - к тому времени были изобретены гусеничный движитель, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные и пулеметы. Первый гусеничный на паровом ходу создал еще в 1888 году американец Бэтером. Накануне Первой мировой войны появился промышленный гусеничный трактор «Холт», который можно считать непосредственным предшественником танка.

Но одних предпосылок было мало - недоставало насущной потребности. Только начавшаяся в 1914 году Первая мировая война жестко определила эту необходимость.

Когда противники бросили в наступление миллионные армии, они никак не предполагали, что пулеметы и пушки буквально сметут идущие в атаку полки и дивизии. Громадные потери заставили солдат, в конце концов, скрыться в окопах и блиндажах. На Западе фронт застыл и превратился в сплошную линию укреплений, протянувшуюся от Ла-Манша до границы со Швейцарией.

Война зашла в так называемый позиционный тупик. Выход из него пытались найти при помощи артиллерии - тысячи орудий в течение нескольких дней, а то и недель перепахивали снарядами каждый метр неприятельских позиций. Казалось, там не осталось ничего живого. Но как только атакующая пехота выбиралась из окопов, уцелевшие пушки и пулеметы обороняющихся вновь наносили ей чудовищные потери. Вот тогда-то на поле боя и появились танки.

Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности через окопы, рвы и проволочные заграждения, впервые высказал в 1914 году английский полковник Суинтон. После обсуждения в различных инстанциях военное министерство в целом приняло его идею и сформулировало основные требования, которым должна была отвечать боевая машина. Она должна была быть небольшой, иметь гусеничный ход, пуленепробиваемую броню, преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь пушку и два пулемета.

Основным назначением танка было разрушение проволочных заграждений и подавление пулеметов противника. Вскоре фирма «Уильям Фостер и Ко» за сорок дней создала на базе гусеничного трактора «Холт» боевую машину, получившую название «Маленький Вилли». Его главными конструкторами были инженер Триттон и лейтенант Уильсон.

«Маленький Вилли» был испытан в 1915 году и показал неплохие ходовые качества. В ноябре фирма «Холт» приступила к изготовлению новой машины. Конструкторам предстояла трудная проблема не утяжеляя танка, увеличить его длину на 1 м, чтобы он мог преодолевать четырехметровые окопы. В конце концов это удалось достигнуть за счет того, что обводу гусеницы придали форму параллелограмма.

Кроме того, оказалось, что танк с трудом берет вертикальные насыпи и крутые возвышения. Чтобы увеличить высоту зацепа, Вильсон и Триттон придумали пустить гусеницу поверх корпуса. Это значительно повысило проходимость машины, но одновременно породило ряд других затруднений, связанных, в частности, с размещением пушек и пулеметов.

Вооружение пришлось распределить по бортам, а чтобы пулеметы могли стрелять по курсу в сторону и назад, их установили в боковых выступах - спонсонах. В феврале 1916 года новый танк, названный «Большой Вилли», с успехом прошел ходовые испытания. Он мог преодолевать широкие окопы, двигаться по вспаханному полю, перебираться через стенки и насыпи высотой до 1, 8 м. Окопы до 3, 6 м не представляли для него серьезного препятствия.

Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепились бронированные листы. Броней была закрыта и ходовая часть, которая состояла из малых неподрессоренных опорных катков (тряска в машине была ужасной). Внутри «сухопутный крейсер» напоминал машинное отделение небольшого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Для водителя и командира в передней части имелась отдельная рубка.

Большую часть остального пространства занимали мотор «Даймлер», коробка передач и трансмиссия. Для пуска двигателя 3-4 человека команды должны были вращать огромную пусковую рукоять, пока мотор не заводился с оглушительным ревом. На машинах первых марок внутри размещались еще и топливные баки. С обеих сторон двигателя оставались узкие проходы. Боеприпасы находились на полках между верхней частью двигателя и крышей.

На ходу в танке скапливались выхлопные газы и пары бензина. Вентиляция не предусматривалась. Между тем жар от работающего двигателя вскоре делался невыносимым - достигала 50 градусов. Кроме того, при каждом выстреле пушки танк наполнялся едкими пороховыми газами. Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах, угорал и страдал от перегрева. Даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, чтобы вдохнуть свежего воздуха, не обращая при этом внимания на свист пуль и осколков.

Существенным недостатком «Большого Вилли» оказались узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве. При этом тяжелый танк садился на грунт, пни и камни. Плохо было с наблюдением и связью - смотровые щели в бортах не обеспечивали осмотра, зато брызги от пуль, попавших вблизи них в броню, поражали танкистов в лицо и глаза. Радиосвязи не было. Для дальней связи держали почтовых голубей, для ближней - специальные сигнальные флажки. Не было и внутреннего переговорного устройства.

Управление танком требовало значительных усилий водителей и командира (последний отвечал за тормоза гусениц правого и левого борта). Танк имел три коробки передач - одну основную и по одной на каждом борту (каждая из них управляла специальной трансмиссией). Поворот осуществлялся или торможением одной гусеницы, или переключением одной из бортовых коробок передач в нейтральное положение, в то время как на другом борту включали первую или вторую передачу. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте.

Впервые танки были применены в бою 15 сентября 1916 года у деревни Флер-Курслет в ходе грандиозного сражения на Сомме. Наступление англичан, начатое в июле, дало ничтожные результаты и весьма ощутимые потери. Тогда-то главнокомандующий генерал Хейг решил бросить в бой танки. Всего их было 49, но на исходные позиции вышло только 32, остальные из-за поломок остались в тылу.

В атаке участвовали всего 18, но за несколько часов они продвинулись вместе с пехотой в глубь немецких позиций на 5 км на фронте такой же ширины. Хейг был доволен - по его мнению, именно новое оружие сократило потери пехоты в 20 раз против «нормы». Он немедленно направил требование в Лондон сразу на 1000 боевых машин.

В последующие годы англичане выпустили несколько модификаций Mk (таково было официальное название «Большого Вилли»). Каждая следующая модель была совершеннее предыдущей. Например, первый серийный танк Mk-1 имел вес 28 тонн, передвигался со скоростью 4, 5 км/ч, был вооружен двумя пушками и тремя пулеметами. Экипаж его составляли 8 человек.

Более поздний танк MkA имел скорость 9, 6 км/ч, вес - 18 тонн, экипаж - 5 человек, вооружение - 6 пулеметов. MkC при весе 19, 5 тонн развивал скорость 13 км/ч. Экипаж на этом танке состоял из четырех человек, а вооружение - из четырех пулеметов.

Последний, созданный уже в 1918 году, плавающий танк MkI имел вращающуюся башню, экипаж из четырех человек и вооружение из трех пулеметов. При весе в 13, 5 тонн он развивал на суше скорость 43 км/ч, а на воде - 5 км/ч. Всего англичане изготовили за годы войны 3000 танков 13 различных модификаций.

Постепенно танки были приняты на вооружение и другими воюющими армиями. Первые французские танки были разработаны и выпущены фирмой «Шнейдер» в октябре 1916 года. Внешне они мало походили на своих английских собратьев - гусеницы не охватывали корпус, а располагались по его бортам или под ним. Ходовая часть подрессоривалась специальными пружинами, что облегчало работу экипажа. Однако из-за того, что верхняя часть танка сильно нависала над гусеницами, проходимость «Шнейдеров» была хуже, и они не могли преодолевать даже незначительные вертикальные преграды.

Самым лучшим танком Первой мировой войны стал «Рено» FT, выпущенный фирмой «Рено» и имевший вес всего 6 т, экипаж из двух человек, вооружение - пулемет (с 1917 г пушка), максимальную скорость - 9, 6 км/ч.

«Рено» FT стал прообразом танка будущего. На нем впервые нашла свое разрешение компоновка основных узлов, которая до сих пор остается классической: двигатель, трансмиссия, ведущее колесо - сзади, отделение управления - впереди, вращающаяся башня - в центре. На танки «Рено» впервые стали устанавливать бортовые радиостанции, что сразу повысило управляемость танковыми соединениями.

Ведущее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. Танк имел хорошую проходимость и был прост в управлении. В течение 15 лет он служил образцом для многих конструкторов. В самой Франции «Рено» состоял на вооружении до конца 30-х годов, а по лицензии его выпускали еще в 20-ти странах.

Немцы также попробовали освоить новое оружие. С 1917 года фирма «Бремерваген» начала производство танка A7V, однако их массовый выпуск немцы так и не смогли наладить. Их танки участвовали в некоторых операциях, но в количествах, не превышавших нескольких десятков машин.

Напротив, страны Антанты (то есть собственно Англия и Франция) имели к концу войны около 7 тысяч танков. Здесь бронированные машины получили признание и прочно утвердились в системе вооружения. Ллойд-Джордж, английский премьер в годы войны, говорил: «Танк был выдающимся и потрясающим новшеством в области механической помощи войне. Этот окончательный английский ответ на немецкие пулеметы и траншеи без сомнения сыграл очень важную роль в ускорении победы союзников».

Танки широко применялись англичанами в боевых действиях. В ноябре 1917 года впервые была проведена массовая танковая атака. В ней участвовали 476 машин при поддержке шести пехотных дивизий. Это был огромный успех нового вида оружия. Стреляя из пушек и пулеметов, танки снесли проволочные заграждения и с ходу преодолели первую линию окопов.

Всего за несколько часов англичане продвинулись вглубь фронта на 9 км, потеряв при этом всего 4 тысячи человек. (В предыдущее британское наступление под Ипром, продолжавшееся четыре месяца, англичане потеряли 400 тысяч человек и сумели вклиниться в немецкую оборону всего на 6-10 км). Французы тоже несколько раз массированно использовали танки. Так, в июле 1918 года более 500 французских танков участвовало в бою под Суассоном.