Модернизация российской армии вызывает невроз за океаном. Танковый прорыв: как проходит модернизация основных боевых машин российской армии

В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).

Т-90 «Владимир» является перспективной разработкой конца 1980-х годов. В 2000-х годах эта машина стала самой популярной на мировом рынке. Помимо прекрасных ходовых характеристик и огневой мощи, модель отличалась от предшественника (Т-72Б) наличием автоматизированной системы управления огнём.

По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».

  • Танки Т-90
  • РИА Новости

Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».

Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.

Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.

На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.

Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.

«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.

«Реактивный» танк

В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.

Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).

  • Модернизированный танк Т-80БВМ на демонстрации бронетанковой техники в честь Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона. Луга (Ленинградская область), 09.09.2017
  • Decoder / otvaga2004.mybb.ru

Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.

О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).

Базовая модель Т-80 (1976 год) была революционной разработкой кировского СКБ-2. Это был первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Главными достоинствами машины стали выдающиеся ходовые качества. Т-80 был намного быстрее и манёвренней своих конкурентов.

В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».

Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».

Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.

Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.

Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».

  • Т-80БВМ
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов). Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.

Реализация потенциала

Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.

В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».

«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.

Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.

«Прошло более двух десятилетий, и машины должны получить более современное оборудование и комплексы защиты. Цель модернизации Т-80БВМ — приблизить боевые возможности машины к тем, которыми обладает Т-72Б3. В свою очередь, обновление Т-90М направлено на реализацию заложенного в этом танке потенциала до масштабного поступления Т-14», — отметил Мураховский.

Наиболее активные представители российского общества, включая и военнослужащих, уже во второй половине 80-х годов настаивали на последовательном применении принципов народовластия в сфере обеспечения военной безопасности страны. Нелишне напомнить, какие ориентиры военной реформы были намечены в самом начале строительства новой российской армии - в апрельском Постановлении Верховного Совета РФ 1992 года и в Постановлении Правительства РФ от 30.11.1992 № 918 «О мероприятиях по этапному переходу к комплектованию ВС РФ военнослужащими в добровольном порядке - по контракту»:

Совокупная численность российских военнослужащих не должна превышать 1 млн (т. е. в дальнейшем предполагалось воевать «не числом, а уменьем»);

Компактные армия и флот должны быть оснащены эффективным вооружением, созданным на основе передовых технологий;

Расходы, структура и численность военной организации должны быть открытыми для общества.

Увы! Реализация принятых в 1992 году решений была вопреки здравому смыслу поручена самим «силовикам». Стоит ли удивляться плачевным результатам? Впрочем, не вдаваясь в детальный анализ событий 90-х годов, обратимся к нынешней ситуации. В 2003 году, сознавая необходимость скорых и радикальных перемен, президент России заявил о предстоящей модернизации армии. Вот важнейшие идеи, высказанные президентом в послании Федеральному собранию РФ 2003 года и, по его словам, не утратившие своего значения в настоящее время: «В военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных сил… В соответствии с утвержденными планами, мы продолжим формирование в сухопутных, воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 году. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках… Хочу также отметить, что опережающими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших Вооруженных сил. С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора - либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе, гарантированное право на высшее образование за государственный счет».

Эти тезисы вполне соответствовали надеждам и ожиданиям подавляющего большинства граждан, тем более что при их обосновании использовались выводы общественных организаций и независимых экспертов. Иначе мыслили только военачальники. Осенью 2003 года министерством обороны было подготовлено и, при участии президента РФ, проведено совещание, после чего была опубликована так называемая «Белая книга», в которой утверждалось, что военная реформа уже завершена, что радикально менять в армии ничего не надо . Проблема комплектования рассматривалась здесь с точки зрения военных, интересы общества упоминались лишь вскользь. И хотя «Белая книга» не имеет юридической силы, генералы на нее регулярно ссылаются, а их подчиненные вынуждены ею руководствоваться.

Тем не менее модернизация вооруженных сил началась. Чтобы судить о ее возможных результатах, нужно ответить на два вопроса: 1) кому поручается проведение соответствующих мероприятий; 2) какие реальные действия предприняты к настоящему времени. Попытаемся дать ответы на эти вопросы применительно к основным направлениям модернизации.

Принципы комплектования армии

Ответственным за реформу системы комплектования в целом осталось министерство обороны. И это настораживает. Вообще-то федеральная целевая программа (ФЦП) перевода на контракт военнослужащих рядового и младшего командного состава (РМКС), принятая правительством РФ 25 августа 2003 года, формально является межведомственной. Однако в действительности эту программу реализуют только «силовики». Представители общества (в частности, сотрудники негосударственного Института экономики переходного периода (ИЭПП), принимавшие участие в ее обосновании) отстранены от реализации программы под предлогом секретности. Контроль за исполнением ФЦП также возложен на министерство обороны. Таким образом, это министерство само планирует мероприятия, само их выполняет, само себя контролирует.

Не меньшую обеспокоенность вызывает ответ и на второй из поставленных вопросов. Начальные шаги по реализации ФЦП благоразумными назвать трудно: вместо рекомендованного гражданскими специалистами скорейшего и существенного повышения денежного довольствия солдатам-контрактникам (на 10–20% выше средней зарплаты по стране) министр обороны в 2003 году поспешил подписать приказ о повышении денежного довольствия военнослужащим центральных органов управления министерства обороны.

В дальнейшем удалось «скорректировать» эту политику, но все же успокаиваться нельзя. Прежде всего потому, что принятая в 2003 году ФЦП перевода на контракт воинских частей постоянной готовности ВС министерства обороны, внутренних войск МВД и пограничных войск ФСБ реализуется в этих ведомствах по-разному.

ФСБ уже отказалась от призыва и переходит к комплектованию погранслужбы исключительно по контракту, она идет с опережением по отношению к ФЦП. Это уже второе из «силовых» ведомств, сумевшее оценить собственную выгоду от перехода на контракт (первым, как известно, было Главное управление исполнения наказаний, переданное некоторое время тому назад из МВД в министерство юстиции).

МВД к концу 2005 года намеревалось полностью укомплектовать по контракту лишь 46-ю отдельную бригаду внутренних войск, дислоцируемую в Чечне . Однако полный перевод этих войск на контрактную форму комплектования, о чем президент РФ говорил в послании 2003 года, сейчас отвергается. На каком основании? Внятных объяснений это ведомство пока не дает.

Особенно решительно противятся переводу всех регулярных войск на контракт - даже в отдаленной перспективе - министерство обороны и ответственное за этот участок работы Главное организационно-мобилизационное управление Генштаба (ГОМУ). На контракт в ВС РФ переведены полностью лишь отдельные соединения, в первую очередь 76-я воздушно-десантная дивизия (дислоцируется в Пскове, участвует в выполнении ряда операций на Северном Кавказе) и 42-я мотострелковая дивизия (дислоцируется в Чечне). В остальном реформа, если верить министерству обороны, осуществляется в соответствии с ФЦП, но сталкивается с трудностями. А вот «опережающие темпы» комплектования по контракту всех должностей сержантов во всех регулярных войсках временно забыты: к этому мероприятию собираются приступить только после завершения ФЦП.

И все же появление в российской армии не только воинских частей, но и соединений, полностью укомплектованных по контракту, на добровольной основе, следует расценивать как огромное достижение.

Что же касается трудностей, то следует заметить: до сих пор денежное довольствие контрактника не превышает среднюю зарплату по стране нигде, кроме Чечни. Поэтому вместо интенсивного притока контрактников в армию наблюдается отток ранее набранных - в основном тех, кто служил не в частях постоянной готовности. Но и не только из них. Из-за поборов, которым подвергаются контрактники, служащие в Чечне, военная карьера утрачивает привлекательность и для них. Согласно опубликованным данным, из 42-й дивизии в 2005 году уволились более 1,3 тыс. чел., еще более 400 будут досрочно уволены, поскольку не вернулись из отпусков . Как выяснилось, во время службы они не получали положенных видов довольствия. Да и в «элитной» 76-й не все благополучно, о чем свидетельствует начальник штаба этой дивизии . Нормы довольствия таковы, что зачастую контрактники вынуждены на собственные деньги покупать некоторые предметы одежды и экипировки, в том числе - даже лыжи. А министр обороны только в конце 2005 года, после нескольких дополнительных «вливаний» средств в бюджет министерства, обнаружил, что расходы на ФЦП не проиндексированы, что программа финансируется без учета инфляции .

Еще хуже обстоит дело с предстоящим сокращением продолжительности службы по призыву. Вместо шестимесячного срока, вполне достаточного, как показали многие специалисты, для обучения основам военно-учетной специальности и подготовки к службе по контракту (либо к зачислению в мобилизационный ресурс), в постановлении правительства и в послании президента РФ появилась формула «до 1 года», под которой военные понимают не шесть, а полных двенадцать месяцев. Это разрушает жизненные планы тех, кто, например, не прошел по конкурсу в вуз, а затем был призван в армию. Фактически такой призывник потеряет не один, а два года, так как не сможет летом следующего года вновь держать экзамены.

Обещано, что все призванные проведут первое полугодие в учебной воинской части. Но и тут нет ясности. Количество таких частей и суммарная численность их контингента явно недостаточны. Значит, многих юношей сразу призовут в учебные подразделения при других воинских частях, где их ждет встреча с «дедами». Да и те военнослужащие, которые пройдут через учебные воинские части, во втором полугодии службы окажутся не в частях постоянной готовности, а в каких-то загадочных «линейных» частях. Что это за части, далеко не ясно. Видимо, военачальники, готовившие Президенту РФ предложения по этому вопросу, забыли, что термин «линейные войска» давно устарел . Официально воинских частей с названием «линейные» в РФ вообще нет. Согласно трудам наших военных теоретиков и практиков, сейчас существуют такие «категории содержания» соединений и воинских частей: постоянной готовности, сокращенного состава (типа А и Б), кадра и вновь формируемые . Формирование новых воинских частей не планируется (если не считать двух горных бригад, которые предполагается создать к 2007 году). Воинские части кадра и сокращенного состава типа Б для выполнения задач по предназначению не готовы. Воинские части сокращенного состава типа А решают задачи в ограниченном объеме. Какие же навыки приобретут там служащие по призыву во втором полугодии службы? Наверняка их будут использовать не «по предназначению».

Вероятно, из-за этой неясности министерство обороны до сих пор не выполнило п. 4 упомянутого постановления правительства от 25.08.03 (о ФЦП) и не представило вовремя - т. е. к четвертому кварталу 2003 года! - законопроект об изменении порядка призыва на сокращенный срок и самого назначения такой службы. Вместо этого нас взбудораживают законопроектами об отмене отсрочек, о ликвидации военных кафедр и т. п. Недавно выяснилось, что таких кафедр слишком много. Но напомним: по нашим законам ни одной военной кафедры без ведома министерства обороны создать нельзя. Так кто же эти ненужные кафедры наплодил?

Между тем оттягивание такого перехода чревато крайне негативными последствиями, особенно если учесть грядущий демографический обвал. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты математического моделирования процессов комплектования и их военно-экономических характеристик. Подробные материалы моделирования публиковались . Они детально представлены и регулярно обновляются на сайте ИЭПП [www.iet.ru] в разделе «Публикации», в рубрике «Военная реформа» .

Ниже на графиках показаны некоторые результаты моделирования.

Рисунок 1. Изменение темпов (тыс. чел. в полугодие) пополнения призывного контингента, призыва, набора и пополнения контрактников, а также общей численности призывного контингента (тыс. чел.) - по варианту, предложенному министерством обороны

Большая глубина прогнозирования - до 2035 года - объясняется тем, что только так можно учесть демографические колебания, расхождение во времени между процессами призыва в армию, демобилизации, перехода граждан в мобилизационный ресурс и пребывания в нем, а с экономической точки зрения - все виды расходов, включая пенсионное обеспечение будущих пенсионеров из числа РМКС, набираемых сейчас по контракту. Количество лиц, проходящих службу, находящихся в резерве и ушедших на пенсию, существенно зависит от проводимой кадровой политики; то же относится и к соответствующим расходам.

Как показало моделирование, после 2008 года предусмотренный в ФЦП темп роста количества контрактников, а также решение президента сократить срок службы по призыву никак не вяжутся с намерением министерства обороны и его сторонников по силовому блоку сохранить нынешнюю численность вооруженных сил. Несовместимы они и с обещанием сохранить «студенческие» отсрочки. От чего-то придется отказаться, поскольку даже при отмене всех отсрочек демографический обвал приведет к резкому снижению притока молодых граждан в призывной контингент. Что же касается инициируемого сейчас законопроекта о призыве на один год после окончания вуза, то нелишне вспомнить императора Александра II: согласно его реформе лица с высшим образованием должны были служить только полгода! Даже в те годы призыв специалистов на больший срок представлялся нецелесообразным.

Утверждают, что планы ГОМУ обусловлены экономическими факторами. Но и этот аспект был всесторонне изучен негосударственными организациями и независимыми экспертами. Расчеты показывают, что при реализации про граммы министерства обороны (вначале - выполнение ФЦП, затем перевод на контракт всех сержантов) расходы на все виды довольствия РМКС, включая жилье для тех, кто станет профессиональным военнослужащим, а потом - военным пенсионером, возрастут примерно до 125 млрд руб. в год (в ценах 2005 года). В этих расчетах учтены все компоненты расходов, а также то обстоятельство, что, повышая денежное довольствие военнослужащим РМКС, одновременно придется поднять его офицерам, прапорщикам и мичманам. Ну и, конечно же, предполагается, что кадровая политика будет разумной и не все военнослужащие, заключившие первый контракт, будут дослуживать до пенсии, как говорилось ранее в статье начальника ГОМУ В. В. Смирнова и понимается многими до сих пор . В большинстве государств, имеющих крупные вооруженные силы (например, в США), после каждого контрактного срока приблизительно половина военнослужащих остается в кадровом составе, остальные - уходят. Именно на это направлены система стимулов и законодательство. Отрадно, что В. В. Смирнов хотя бы сейчас, в конце 2005 года, признал такую политику эффективной и для России .

Рисунок 2. Бюджетные расходы на реформу системы комплектования военной организации военнослужащими РМКС (млрд руб. в год) по варианту, предложенному министерством обороны

С учетом такой, рациональной для России, кадровой политики были оценены дополнительные расходы на ускорение реформы системы комплектования при различных вариантах ускорения (по сравнению с планами ГОМУ). Велики ли они? Вопрос не праздный, поскольку министр обороны с подачи некоторых своих подчиненных пытается запугать общество именно «непомерностью расходов». Характерно, что финансово-экономическая служба министерства обороны ничего подобного не заявляла, тем более не было официальных публикаций исходных данных, методик и результатов расчетов. Видимо, для министра «считают» другие лица, пользующиеся другой арифметикой.

Моделированием установлено, что высказывания военачальников об экономической непосильности для страны полного перевода военной организации на добровольный принцип комплектования не соответствуют действительности.

Рисунок 3. Дополнительные суммарные расходы на ускорение перевода военной организации на добровольный принцип комплектования (по сравнению с вариантом, предложенным министерством обороны; млрд руб. в год)
Формы перехода на добровольный принцип комплектования:
В 1–2 после выполнения ФЦП к 2008 г.
В 2–2 немедленный переход (в скобках - месяцы службы).

Даже если не сокращать численность РМКС и вообще всех военнослужащих, то при форсировании федеральной целевой программы превышение расходов, которые понадобились бы при реализации варианта министерства обороны, составит всего лишь несколько процентов от нынешних совокупных расходов на оборону. На рисунке представлены шесть вариантов ускорения перехода, их подробные описания можно найти в публикациях ИЭПП. Эти расчеты никем не были опровергнуты!

За исключением двух «форсированных» вариантов, требующих «всплеска» расходов в ближайшие несколько лет, остальные вообще лежат в диапазоне 10–15 млрд руб. Но и «всплески», обеспечивающие немедленный переход, в финансовом отношении вполне терпимы. Напомним, в принятом бюджете расходы министерства обороны составляют 600 млрд руб. Только в 2005 году дополнительно к бюджету (!) министерство обороны получило гораздо больше средств, чем потребовалось бы для ускорения перехода на контрактную систему комплектования. И в следующем 2006 году такая прибавка больше. Однако дополнительные средства направляются на иные цели. Кто доказал обществу, что они более актуальны и что деньги расходуются эффективно? Судя по материалам Главной военной прокуратуры и Счетной палаты, огромные суммы просто разворовываются.

Но дело даже не в этом. Более рациональным является принципиально иной подход к решению задачи комплектования. По показателю боеспособности количество военнослужащих в группировке, составленной из контрактников, эквивалентно в полтора раза большему количеству военнослужащих, проходящих службу по призыву в течение двух лет, как сейчас. Еще более существенной будет разница в их боеспособности при переходе на один год службы по призыву. Это означает, что численность военной организации в процессе перехода на контракт может быть сокращена более чем в полтора раза без какого-либо ущерба для обороноспособности страны. О зарубежном опыте «резкого» сокращения численности при переходе на контракт говорил в упомянутой выше статье и В. В. Смирнов. Непонятно только, почему эти выводы нельзя применить к России.

Заметим: сокращение коснется не только солдат, матросов, сержантов и старшин, но и более «дорогостоящего» офицерского состава. Иначе говоря, речь идет не о дополнительных расходах, а о возможности направить высвободившиеся средства на оснащение оставшихся после сокращения боеспособных воинских частей современным оружием.

Оснащение и содержание военной организации

Этот аспект модернизации армии упоминался Президентом РФ в его Послании Федеральному собранию 2004 года: «Для успешной модернизации всей военной организации государства нам необходимо четко знать, как тратятся немалые деньги, в том числе на обеспечение военнослужащих жильем, на военную медицину, на образование. Кроме того, в армии и других силовых ведомствах накоплено огромное имущество, и оно также нуждается в оценке и в эффективном управлении. Прозрачная военная экономика - это необходимое условие реформы». Закономерен вопрос: достаточно ли проявляется политическая воля к осуществлению поставленных задач? Ведь в 1992 году, как уже сказано, эти задачи формулировались приблизительно так же.

Можно говорить об успехах применительно к военно-техническому и социально-экономическому аспекту модернизации? Несомненно. Прежде всего это создание унифицированных систем материально-технического и иных видов обеспечения всей военной организации РФ. Очевидны и некоторые успехи в обеспечении военнослужащих жильем, в оснащении ВС РФ новейшими системами вооружения. Общество оценило их по достоинству, однако сейчас его тревожит другое. По-прежнему оставляет желать лучшего качество вооружений и уровень их применения: последнее обусловлено как техническими причинами, так и человеческим фактором (недостаточной выучкой личного состава, боевая подготовка которого не финансируется в полном объеме).

Для решения этой проблемы был предпринят ряд административных (институциональных) преобразований. Создана служба Гособоронзаказа, формируется система «единого заказчика» в министерстве обороны, создана Комиссия правительства РФ по военно-промышленным вопросам. Продолжается реструктуризация оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

При этом, однако, ОПК по-прежнему «отгораживается» от российской экономики, а входящие в него предприятия укрупняются, превращаются в группу монополистов, что плохо согласуется с рыночными принципами. К сожалению, до сих пор распространено мнение, что отечественный ОПК является локомотивом прогресса, что для спасения экономики России надо вкладывать средства именно в него. Но этот тезис и раньше был не вполне точен, а теперь тем более не выдерживает критики, особенно если речь идет о вложениях, не контролируемых обществом .

Министерство обороны должно содействовать унификации производства военной техники и продукции народно-хозяйственного назначения, комплексному подходу к инновационным процессам, поскольку само по себе это министерство сейчас не может сделать заказ крупносерийным, экономически выгодным. Если инновации будут опираться на единство материалов, элементной базы и конструктивных составных частей для изделий военного и гражданского назначения, сразу появится возможность межотраслевой унификации, а значит, начнет работать фактор снижения себестоимости продукции при увеличении серийности. Напомним, что удвоение объема выпуска современных изделий машиностроительного профиля обычно снижает их себестоимость на 15–20%, а на прорывных направлениях - и того больше.

Таким образом, при грамотной инновационной политике можно даже снизить военные расходы при сохранении уровня обороноспособности страны, или, что сейчас разумнее, повысить уровень военной безопасности без привлечения дополнительных средств. Полезной для военной организации России станет такая военно-техническая политика, при которой инновации двойного назначения естественно будут включаться в планы военного строительства. Но готов ли к осуществлению именно такой политики министр обороны С. Б. Иванов, ставший по совместительству еще и заместителем Председателя Правительства РФ? Пока, к сожалению, мы не слышали его заявлений, свидетельствующих о готовности принять радикальную и совершенно необходимую меру: не утверждать впредь ни Государственную программу вооружения, ни Гособоронзаказ, если их проекты не будут подкреплены не только традиционными военно-техническими, но и унификационными обоснованиями, гарантирующими рациональное гражданское применение военных технологий.

Системы планирования и контроля

На исходе 2005 года можно было с удовлетворением отметить, что порядок в «силовых» ведомствах несколько укрепился, а в результате поднялся и уровень военной безопасности России. Об этом свидетельствует ряд фактов, из которых наиболее впечатляющим представляется срыв замысла крупного террористического акта в Нальчике. Однако заметного снижения уровня правонарушений в самой военной организации, особенно экономических, мы пока не видим. Тут стoит вновь процитировать послание Федеральному собранию 2004 года, в котором президент специально напомнил: «Прошу иметь в виду министерство обороны и правительство в целом: объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований». Можно только сожалеть, что президент выразил свое пожелание в форме просьбы, а не категорического требования, ибо отсутствие гражданского контроля как раз и является камнем преткновения для военной реформы.

Пока не видно, чтобы «силовые» ведомства должным образом учитывали изменения в методах государственного управления. Дело в том, что за последние годы во многих государствах система, известная как «планирование, программирование и разработка бюджета», получила дальнейшее развитие в двух направлениях: во-первых, она охватила и стадию контроля, причем не столько за исполнением бюджета, сколько за достижением стратегических целей; во-вторых, при этом потребовалась, естественно, более строгая формализация системы стратегических целей, тактических задач, которые должны решаться для достижения этих целей, и ясных (измеряемых или вычисляемых) показателей, свидетельствующих о степени такого достижения. Появился новый термин: «бюджетирование, ориентированное на результат». Разработаны международные стандарты, касающиеся классификации финансовых средств.

В этих условиях некоторые российские экономисты сочли возможным принять за основу функциональной бюджетной классификации РФ международный стандарт Классификации функций органов государственного управления, который был составлен Организацией экономического сотрудничества и развития и принят ООН в 2000 году в качестве элемента Системы национальных счетов ООН, введенной в 1993 году. К такому шагу их дополнительно подтолкнуло то, что использование этого стандарта было поддержано Международным валютным фондом, включившим его в свое «Руководство по статистике государственных финансов». Правительство приняло концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ, предусматривающую «приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов» (постановление № 249 от 22.05.2004 года).

Но при этом было забыто то важнейшее обстоятельство, что военные расходы являются особой заботой мирового сообщества, что по ним давно принят и действует другой международный стандарт. Нелишне напомнить, что он был введен по инициативе СССР Генеральной Ассамблеей ООН еще 12.12.1980 года (резолюция №35/142 В). И выполнять постановление правительства РФ в части военных расходов надо прежде всего на основе этого стандарта . Отчасти можно ориентироваться также и на стандартизованную отчетность НАТО, поскольку РФ находится с этой организацией в отношениях «партнерства» и ведет соответствующий обмен военно-экономической информацией.

Однако при разработке и утверждении бюджетов на 2005-й, а потом и на 2006 год требования международного стандарта, регулирующего военные расходы, были проигнорированы. Этим не преминули воспользоваться сторонники их всемерной засекреченности. В итоге, вопреки приведенной выше «просьбе» президента РФ, степень засекреченности военных расходов в РФ не снизилась, а существенно возросла! Этот факт негативно оценили практически все независимые эксперты и даже - в официальном заключении на проект бюджета - думский комитет по обороне. Но начальник службы экономики и финансов министерства обороны Л. Куделина, характеризуя бюджет в недавней газетной публикации, ни словом не обмолвилась об этом его недостатке .

Роль российского общества в реформировании военной организации

Прежде всего: модернизация военной организации РФ должна быть объявлена приоритетной стратегической целью всего общества, а не какого-либо одного ведомства или группы ведомств. Печальный опыт срыва военной реформы в 90-е годы и трудности, с которыми она столкнулась в последние годы, свидетельствуют о том, что поручать ее только «силовикам» нельзя. Руководство модернизацией можно доверить лишь тем представителям российского общества, которые действительно признают принципы народовластия и неукоснительно руководствуются ими в своей деятельности. Без четкой постановки целей модернизации и создания ответственного за нее надведомственного рабочего органа она снова может выродиться в фикцию. Одновременно необходимо подкрепить полномочия такого органа федеральным законом - например, с помощью корректировки закона о Совете безопасности.

Обязательными его участниками должны стать представители администрации президента, Совета безопасности, военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, и, главное, одной из комиссий при Общественной палате, сформированной этим новым институтом. Но одной Общественной палаты отнюдь недостаточно. Нужно сделать так, чтобы все общественные организации, все граждане имели реальную возможность оказывать на военную организацию России благотворное воздействие в интересах общества и государства.

Важнейшая и безотлагательная задача, которую должен решить этот орган, - создание двух взаимосвязанных систем: 1) стратегических целей в области военной безопасности и 2) детальной классификации бюджетных расходов, выделяемых на их достижение. Только он, руководствуясь законом о государственной тайне (а не ведомственными положениями) и международными нормами (стандартами), будет вправе решать, какие статьи и виды расходов должны быть секретными.

Все мы не хотели бы конфликта между обществом и военным руководством. Но еще больше мы заинтересованы в том, чтобы новый замысел модернизации армии не был загублен, чтобы президент РФ проявил волю и не отступил перед силами противодействия. И здесь общество должно сказать веское слово.

Некоторые оставшиеся «у руля» военные чиновники объясняют свою бездеятельность ссылками на опыт американцев, будто бы переходивших на добровольную систему комплектования более 10 лет. Между тем американцы управились без малого за пять лет (с учётом подготовки к переходу), а фактически (между решением президента о начале перехода и демобилизацией последнего призванного) - еще быстрее - за два года. См. в частности: Шлыков В. Как это было в Америке // Отечественные записки. 2002. № 8 (9). С. 246–459.

Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации. М.: Военинформ МО РФ, 2003.

Северинов С. Выбор добровольцев (беседа с В. Смирновым) // Красная звезда. № 242 от 29.12.05.

Шлыков В. Черный хлеб военного бизнеса // Отечественные записки. 2003. № 2 (11). С. 459–472.

О рациональности использованной в нем классификации военных расходов применительно к бюджетному планированию в РФ см., например, монографию: Военный бюджет государства: Методы обоснования и анализа. М.: Воениздат, 2000.

С каждым годом модернизация Вооруженных Сил России набирает обороты. Утверждаются новые образцы вооружения, улучшается инфраструктура армии, существенно растет профессиональное мастерство военнослужащих. Так что на сегодняшний день вопрос реформы перевооружения ВС РФ 2018 все еще остается открытым.

В определенных кругах возникают сомнения в том, что военная реформационная программа 2008-2020 годов будет выполнена в свой срок. В виду экономического кризиса и быстро меняющихся условий в стране, очень сложно спрогнозировать исход реформы.

Проблема необходимости подобной реформы была озвучена незадолго до 2008 года и подавалась лишь как одно из возможных направлений будущей реформации. Комплекс мероприятий, разделенных на несколько этапов, призван изменить и усовершенствовать структуру, численность и состав стратегически важной для страны военной организации – Вооруженные Силы Российской Федерации.

Этапы перевооружения:

  • I этап – прошел в период с 2008 года по 2011 год включительно.
  • II этап – начался в 2012 году и завершился в 2015 году.
  • III этап – запланирован на период с 2016 года по 2020 год включительно.

Организационно-штатные маневры

На первом этапе проводились организационные и штатные мероприятия, направленные на совершенствование управления, оптимизацию численности и проведение реформы военного образования.

Одним из главных направлений первого этапа реформации был переход от системы, состоящей из четырех звеньев (то есть «военный округ – армия – дивизия – полк») к системе, включающей в себя лишь три звена: «военный округ – оперативное командование – бригада».

Прошло сокращение число военных округов, в каждом из которых было учреждено свое командование резерва. В ходе проведения реформы перевооружения было сокращено и количество воинских частей.

Степень сокращения:

  • Сухопутные войска – на 90%;
  • Военно-морской флот – на 49%;
  • Военно-воздушные силы – на 48%;
  • Ракетные войска стратегического назначения – на 33%;
  • Воздушно-десантные войска – на 17%;
  • Космические войска – на 15%.

Значительной частью перевооружения стало уменьшение количества военнослужащих. Больше всего под реформацию «попали» офицеры: с примерно 300 тысяч человек численность офицерского состава сократилась почти в два раза.

Нужно сказать, что оптимизация численности была определена как неудачная. Действия военного ведомства привели к сложным проблемам: профессиональная часть младшего состава командования армии была полностью уничтожена. Специалисты, к слову, признали программу создания замены прапорщиков сержантами провальной.

Ожидается, что прапорщики вернутся в части причем в необходимом составе. Уже к началу 2018 года в планах военного ведомства увеличить численность российской армии. Итак, общее число офицеров составит 220 тысяч человек, прапорщиков и мичманов – примерно 50 тысяч человек, военных-контрактников – 425 тысяч человек, срочников – 300 тысяч человек. Значительное количество военнослужащих-срочников свидетельствует о .

Реформа военного образования подразумевает сокращение некоторых военных институтов и университетов, а вместо них под предводительством Министерства обороны были сформированы научные центры.

Оптимизация социального обеспечения военнослужащих

Второй этап реформации, включающий в себя решение вопросов социального характера, был направлен на такие мероприятия: обеспечение жильем, увеличение материального довольствия, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

На данный момент количество военнослужащих, не обеспеченных жильем, существенно снизилось, по сравнению с 2009 годом. К сожалению, не все шло гладко. В первые годы второго этапа данный вопрос успешно решался, однако с 2012 года численность не обеспеченных своей квартирой неумолимо росла.

Ликвидация очереди на жилье, согласно плану Министерства обороны, должна была осуществиться к 2013 году. Однако данный процесс не был претворен в жизнь по ряду серьезных причин. В таких условиях ведомство приняло единственно верное решение вместо жилья выдавать очередникам единовременную денежную выплату.

Повышение материального довольствия военнослужащих пришлось на 2012 год. Оклады были увеличены практически в 3 раза, также возросли военные пенсии. Все действующие до реформации надбавки и дополнительные выплаты были отменены, а вместо них ввели абсолютно новые дополнительные выплаты.

Все военнослужащие контрактной службы, согласно реформе профессионально переподготовки, обязаны были пройти специальные «курсы выживания», направленные на повышение квалификации. Переподготовка офицеров проводится при назначении военнослужащего на должность.

Реформа перевооружения в настоящее время

В настоящее время проходит уже третий этап реформы перевооружения ВС России. По состоянию на 2016 год общая доля новых вооружений в Военных силах РФ составила 47%, в то время как, согласно плану, этот показатель должен был находиться лишь на уровне 30%. Для армии это означает получение дополнительного количества современных , танков, стрелкового оружия и других видов вооружения.

Конечной целью реформы является доведение количества современного оружия до 70% до 2020 года. Таким образом, модернизация армии Российской Федерации должна быть завершена в свои сроки и в полном объеме.

Помимо технического усовершенствования, реформа перевооружения способствовала повышению уровня боевой подготовки военнослужащих, проведению крупномасштабных учений, формированию новых военных учреждений и частей, оптимизации структуры Военных сил и т.д.

Наилучшей оценкой текущему состоянию дел может стать мнение наших заклятых «друзей» с Запада, которые подчеркивают все возрастающую военную мощь нашей страны.

Россия энергично перевооружает свою армию. В 2011 году была утверждена Государственная программа развития вооружений до 2020 года стоимостью 1,2 трлн. долларов. Ее цель - довести количество новейших образцов военной техники в войсках до 70%. Москва всерьез решила взяться за коренную модернизацию вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса.

2020: новая армия
На 2010 год доля новой техники в вооруженных силах России составляла менее 20%. К 2020-му году этот показатель должен составить 70%. Это позволяет назвать программу модернизации армии беспрецедентной в постсоветской истории России. Если в 2003 году общий объем бюджета Минобороны составлял 600 млрд. рублей, то сегодня он составляет 2,3 трлн. рублей.

Приоритетом программы является модернизация стратегических ядерных сил (СЯС). Доля ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в составе СЯС должна сократится с 70 до 35%. Связано это с тем, что на вооружении России находится большое количество устаревших ракет советского производства. Армия делает ставку на ядерные силы ВМФ вместо ракет наземного базирования. Парк РВСН должен обновиться на 80%.

Главным ядерным щитом страны к 2020 году должны стать десять подводных стратегических ракетоносцев проекта 955. Они оснащаются баллистическими ракетами с расщепляющимися головными частями «Булава». На начало 2014 года в строю находятся уже два подводных крейсера «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», третий корабль - «Владимир Мономах», проходит сдаточные испытания.

Развитие Военно-морского флота - одна из приоритетных задач программы перевооружения. Ставка делается, по прежнему, на мощный подводный флот. Восстановление надводного флота идет от строительства малых кораблей к крупным. Связка корвет-фрегат-эсминец нового поколения должна за шесть лет стать основой надводных сил ВМФ.

Масштабна по своим планам и модернизация военной авиации. До 2020 года планируется закупить более 1500 летательных аппаратов новейших типов и модернизировать более 400 состоящих на вооружении. К 2020 году Россия будет иметь современную армию, способную выполнять широкий спектр задач.

Новые вызовы безопасности
Москва называет четыре основные военные опасности, которые в перспективе могут создать угрозу безопасности страны: (1) расширение НАТО на восток, (2) усиление иностранных воинских контингентов в сопредельных государствах, (3) дестабилизация политической и стратегической ситуации на границах России, (4) международный терроризм. По оценкам Генерального штаба Вооруженных сил РФ к 2030 году к этому списку могут добавиться войны за ресурсы Центральной Азии и Арктике. Военная политика России в Арктике предусматривает создание арктических бригад, новых атомных ледоколов для освоения Северного морского пути, создание арктических военных баз в Карском море и формирование особого военного округа.

Россия не планирует участие в конфликтах в ближайшем будущем. Это дает ей время на приведение армии в современное состояние. Оборонно-промышленный комплекс России создает новейшие системы вооружений: стратегические ракеты, донные ракетные комплексы, боевые лазеры, роботехнику, высокоточное оружие. Ракеты большой точности, наводящиеся через спутники ГЛОНАСС вскоре должны составить арсеналы российской фронтовой авиации. Ограничением является слабая развитость в России современного информационного обеспечения. Западные технологии и аналоги в бортовом оборудовании в случае военного конфликта могут обесценить боевую эффективность современной боевой техники.

Тем не менее, Россия производит непревзойденные ядерные силы, средства противовоздушной и противоракетной обороны. Ракетные комплексы С-400 имеют дальность действия вдвое большую, чем американские MIM-104 Patriot. Радары С-400 могут отслеживать до 100 целей одновременно, а скорость их ракет в 12 раз превышает скорость звука. Российские комплексы ПВО «Панцирь С-1» являются одними из самых эффективных в своем классе. Не имеют аналогов гиперзвуковые высокоточные баллистические ракеты «Искандер-М». Новейшие подлодки проекта 885 «Ясень», признаны одними из самых бесшумных и малозаметных в океане. Большие возможности у российских истребителей Су-35. Ударные вертолеты «Ка-52» являются одними из самых мощных комплексов вооружений такого класса в мире.

Экспортные позиции
В 2013 году «Рособоронэкспорт» поставил на экспорт военную технику на 13 млрд. долларов. Основные покупатели российского оружия - Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Индонезия, Алжир. На долю этих государств приходится более 75% экспортируемой военной продукции. Всего «Рособоронэкспорт» сотрудничает с 60 странами. Традиционно высоким спросом пользуются российское стрелковое оружие, вертолеты, зенитные ракетные комплексы (ЗРК), истребители, а также фрегаты и подлодки российского производства.

Рынок оружия периодически подвергается серьезным испытаниям - здесь сталкиваются политика и экономика. Ввиду сокращения военных расходов в мире идет жестокая конкуренция. Афганистану приходится отказываться от привычных вертолетов Ми-17 в пользу американского концерна «Sikorsky». Эмбарго на поставки оружия в Иран лишили Россию значительных доходов. Также повлияла на экспорт смена режима и гражданская война в Ливии, сократились контракты с Сирией. Тем не менее, Россия удерживает второе место по поставкам вооружений в мире после США.

Возрождение
Потребность государства в создании и совершенствовании Вооруженных сил содействует успеху реализации программы перевооружения. Российский оборонно-промышленный комплекс обладает высоким потенциалом, сохраняет наследие военной машины СССР и развивает перспективные разработки. Результаты осуществления программы в 2011-2013 годах говорят о готовности Москвы привести армию и флот к современному облику к 2020 году.

В течение последнего десятилетия военно-промышленный комплекс (ВПК) России начал активно работать в интересах собственных Вооруженных сил. Достаточно высокими темпами идёт перевооружение многих видов войск, в особенности это касается Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-космических сил (ВКС), в меньшей степени - Военно-морского флота (за исключением подводного флота). На финальной стадии разработки находятся многие перспективные системы вооружений, процесс создания которых был начат уже после распада СССР. Тем не менее, реально в войска пока в основном поступает техника, являющаяся глубокой модернизацией советских разработок. Это стало возможным благодаря отличному модернизационному потенциалу многих видов вооружений, а также возможностям, которые открываются благодаря «оцифровке» советской техники (цифровое оборудование тогда применяли редко) с использование современной элементной базы. Тем не менее, представить себе ВПК России без наследия СССР невозможно - преемственность в этой области имеет важнейшей значение. Да и большинство предприятий остались с советских времен, в большинстве случаев сохранив свои названия. Это будет продемонстрировано на конкретных примерах из ключевых отраслей ВПК.

Военное авиастроение: советские платформы Су-27 и Ми-8 приносят России миллиардные прибыли

После начала российской военной кампании в Сирии в сентябре 2015 года в крупнейших мировых и российских СМИ постоянно появляются кадры применения фронтовых бомбардировщиков Су-34, а также многофункциональных истребителей Су-30СМ и Су-35С. На данный момент эти самолёты являются самыми современными и эффективными машинами в составе ВКС России, привлекая внимание многих покупателей на мировом рынке вооружений. И все они созданы на базе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, принятого на вооружении военно-воздушных сил СССР в 1985 году.

Что касается создания этих глубоких модернизаций Су-27 - то сделано это было, во многом, на средства иностранных заказчиков в инициативном порядке, так как до 2010-х годов гособоронзаказ на новые боевые самолёты практически отсутствовал. Особенно это касается двухместного многоцелевого истребителя Су-30СМ, который вряд ли бы появился без крупнейшего индийского заказа (на данный момент законтрактовано 272 машины, около 250 из них поставлены). Этот самолёт в скором времени принесёт еще до $8 млрд российскому ВПК - столько, вероятно, будет стоить контракт на модернизацию всего индийского авиапарка Су-30МКИ до уровня SuperSukhoi.

В итоге, на сегодняшний день, новые боевые самолеты, созданные на базе советской платформы, являются основой ВКС России, поступая в войска в большом количестве. Назвать полностью «самостоятельным» проектом можно только истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА, который впервые поднялся в воздух 29 января 2010 года, а первые работы по его созданию начались в 2002 году. Хоть самолёт полностью создан уже в Российской Федерации, сами работы по созданию истребителей пятого поколения начались еще в начале 1980-х годов в СССР. Были выработаны технические требования к машинам этого класса, кроме того, традиционно конкурирующие опытно-конструкторские бюро (ОКБ) «МиГ» и «Сухой» начали работу над созданием своих самолётов. Строго говоря, изначально истребителем пятого поколения занималось только ОКБ «МиГ» с проектом МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), а «Сухой» получил проект нового палубного истребителя С-32 с крылом обратной стреловидности. Позже (уже после распада СССР), С-32 был переименован в С-37 или Су-47 «Беркут» и стал экспериментальным самолётом для отработки технологий истребителя пятого поколения. Судьба же МФИ оказалась достаточно печальной - единственный летный прототип МиГ 1.44 осуществил всего два полёта - в феврале и апреле 2000 года, после чего проект был закрыт, став «жертвой» дезорганизации и низкого государственного финансирования 1990-х годов. Затянувшаяся разработка машины привела к её существенному техническому отставанию от американского F-22 Raptor, который уже активно летал и в 2005 году был принят на вооружение ВВС США .

В итоге, было принято решение начать разработку истребителя пятого поколения «с нуля» - уже силами ОКБ «Сухого», сохранившего дееспособность, благодаря масштабным экспортным проектам. Собственно, речь уже идёт о Т-50 ПАК ФА, в создании которого использовали все те технические наработки, которые накопились при испытаниях С-37 и МФИ. На данный момент построено 9 прототипов Т-50, из которых 7 летных. К 2020 году ожидается поставка первой партии из 6 серийных машин.

Похожее положение дел сохраняется и в вертолётостроении - лучше всех на международном, да и на внутреннем рынке, реализуются военно-транспортные вертолёты Ми-8/Ми-17 в современных модификациях, например Ми-8АМТШ. Стоит отметить, что первые Ми-8 поступили в эксплуатацию еще в далеком 1965 году, тем не менее, машина актуальна и по сей день. Всего было выпущено более 16 000 Ми-8, что делает его самым распространенным двухдвигательным вертолётом в мире. Другие популярные современные российские военные вертолёты - ударные Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 также являются прямыми потомками советских машин. Первый полёт Ми-28 был совершен еще 10 ноября 1982 года, а Ка-52 является двухместной модификацией вертолёта Ка-50, совершившим первый полёт 17 июня 1982 года. Ми-35М же является модернизацией массового советского ударного вертолёта Ми-24, принятого на вооружение в 1972 году. «Исконно» российские проекты, такие как транспортные вертолёты Ми-38 и «Ансат» пока не вызывают уверенности в том, что они получат столь широкое распространение, как их советские предшественники, до сих пор пользующиеся большим спросом в мире.

Что касается военно-транспортной авиации - то в этой сфере и вовсе отмечается полная зависимость от самолётов советского производства. Новые машины постройки ГП «Антонов» , по понятным причинам, для российской армии более недоступны, да и в целом дела украинской компании идут неважно. В итоге приходится поддерживать в летном состоянии огромный авиапарк из таких машин, как Ан-124, Ан-26, Ан-22 и т.п. Освоить же производство на территории России удалось пока только для машин «Ильюшина» (производство было перенесено из Ташкента в Ульяновск). В последние годы стартовало мелкосерийное производство Ил-76МД-90А, наиболее совершенной модификации советского военного транспортника Ил-76. Единственный российский проект лёгкого транспортного самолёта Ил-112, создаваемый на замену Ан-26, пока только готовится к своему первому полёту. Замены же Ан-124 и Ил-76 на горизонте пока совершенно не видно.

Серийно производящаяся российская сухопутная техника - прямое наследие СССР

На данный момент, Россия является безусловным лидером по количеству поставляемых на мировой рынок новых танков. Такой успех «Уралвагонзаводу» принесли основные боевые танки Т-90С. Танк Т-90 был принят на вооружение в 1992 году, а его разработка началась в конце 1980-х годов на базе Т-72, являющегося самым массовым танком второго поколения в мире (выпущено более 30 000 единиц). В 2001 году была создана экспортная модификация танка - Т-90С, которая стала пользоваться огромным спросом, благодаря отличному соотношению цена-качество. Во многом это было связано с тем, что российских, «рыночных» денег в стоимости разработки машины практически не было - базовые работы были сделаны в СССР, то же самое касается и создания производственных мощностей. В итоге, Индией законтрактовано более 2000 танков, более 300 машин приобрел Алжир и др.

Что же касается новшеств на бронетанковом рынке - то здесь надо отметить разработку перспективного танка нового поколения на универсальной тяжелой гусеничной платформе «Армата». Некоторое количество танков Т-14 уже находятся в опытной эксплуатации в Вооруженных силах России. Напрямую Т-14 с советскими разработками не связан, однако работы по танку с «необитаемой» башней, которая является главной особенностью «Арматы», велись и до распада СССР. Создание реальной машины с такой компоновкой, когда экипаж вынесен в изолированнуюбронекапсулу в нижней части танка, стало возможным только с развитием компьютерных технологий.

Похожая ситуация имеется и с боевыми бронированными машинами - боевыми машинами пехоты (БМП) и бронетранспортёрами (БТР). Пока перспективные изделия на базе средней гусеничной платформы «Курагнец-25» и средней колесной платформе «Бумеранг» только начинают проходить испытания и имеют не вполне ясные перспективы, российская армия вооружена еще советскими БМП-2, БМП-3, БТР-80 и т.п. Эти машины проходят различные модернизации, например, до уровня БТР-82А или БМП-3М, тем не менее, принципиального нового в них ничего нет. Эти же изделия и пополняют бюджет российских предприятий при экспортных поставках.

Мощная система ПВО России - наследие Советского Союза

Одной из самых известных российских систем вооружений является зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) большой дальности действия С-400, поступивший на вооружение Вооруженных сил России в 2007 году. Однако разработка этого ЗРК, изначально именуемого С-300ПМ3, началась в 1987 году, на основе его предшественника - С-300ПМ. Несколько позже ЗРК был переименован в С-400 «Триумф», а разработка была доведена до конца уже в современной России, во многом благодаря финансовым средствам, поступавшим от экспорта ЗРК С-300 (большая часть изделий была приобретена Китаем - по некоторым данным, до 36 дивизионов).

Другие средства противовоздушной обороны (ПВО), активно поступающие на вооружение Воздушно-космических сил России, такие как зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Панцирь-С1», ЗРК малой дальности «Тор-М2», ЗРК средней дальности «Бук-М3» и др. являются модернизациями советских систем, что видно и из их названий. Все эти высокоэффективные средства ПВО, считающиеся одними из самых эффективных в мире, являются наследием СССР. Использование новой элементной базы и технологий в условиях современной России позволило в разы улучшить их характеристики - как по дальности действия и вероятности поражения, так и по количеству одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.

Ядерное сдерживание обеспечивается вооружениями, являющимися развитием советских изделий

Пожалуй, самым важным компонентом российской армии являются стратегические ядерные силы (СЯС), обеспечивающие сдерживание от глобальных конфликтов. В них входят Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), стратегический подводный флот и стратегическая авиация.

Что касается РВСН, представленных шахтными и мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) наземного базирования, то здесь все стоящие на вооружении образцы имеют прямую связь с советским ВПК. Тяжелые жидкостные ракеты Р-36М2 «Воевода», способные нести по 10 тяжелых ядерных боеголовок (мощностью 800 килотонн в тротиловом эквиваленте) индивидуального наведения, были построены в период с 1988 по 1992 год на предприятии «Южмаш» в Днепропетровске . Заменить этот важный компонент СЯС должна МБР РС-28 «Сармат», которая фактически является прямой ветвью эволюции «Воеводы». Правда, работы несколько осложнены тем, что производство ракет было налажено на «Южмаше», который остался на Украине , однако ГРЦ им. Макеева вполне способно разработать и освоить производство новой МБР. Кстати, еще одним важнейшим проектом является создание управляемого гиперзвукового планера-боеголовки для «Сармата» (такую боевую часть практически невозможно перехватить с помощью средств противоракетной обороны). По имеющимся данным, она носит название «изделие 4202», а над её предшественницей - проектом «Альбатрос», работали еще в конце 1980-х, однако из-за недофинансирования, или других проблем, программа была закрыта. Есть и другая интересная стратегическая «реанимация» - система обороны шахт МБР «Мозырь». По данным некоторых источников, с 2012 года работы по её созданию возобновлены. Возможности современных радиолокационных станций дали возможность довести работы до конца, и обеспечить перехват боеголовок противника залпом облака металлических стрел и шариков на огромной скорости в сторону цели.

Что же касается легких твердотопливные МБР «Тополь-М» и, наиболее современных, РС-24 «Ярс», то они являются эволюцией МБР «Тополь», произведенных с 1980 по 1994 год. Тоже самое можно сказать и про сверхлёгкую МБР РС-26 «Рубеж».

Теперь обратимся к морскому компоненту ядерной триады России. Здесь мы встретим несколько больше российской «новизны», чем в РВСН. В первую очередь, речь о подводных лодках четвёртого поколения проекта 955 «Борей» и баллистических ракетах, которыми они оснащаются - Р-30 «Булава». Если разработка «Борея» в нынешнем облике началась в 1989 году, то ракета для подлодки разрабатывалась уже в современной России - с 1998 года. И получилась она очень неудачной - пока из 26 пусков 9 оказались аварийными, что составляет целых 34,6%. И это при том, что «Булава» не обладает какими-то выдающимися характеристиками: та же американская ракета TridentII, принятая на вооружение еще в 1990 году, забрасывает вдвое больший вес, а ее боеголовки наводятся на цель точнее. Такая ситуация сложилась из-за того, что проект Р-39УТТХ «Барк», разрабатываемый традиционным «морским» ракетостроительным КБ им. Макеева, был закрыт в связи с дороговизной, а в 1998 году создание твердотопливной ракеты для «Борея» доверили « », не обладавшему никаким опытом создания ракет морского базирования.

В итоге, на данный момент, основой морского компонента ядерной триады России остаются произведенные еще в советское время атомные подлодки проекта 667БДРМ «Дельфин» с модернизированными в России жидкостными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Стратегическая же авиация России представлена бомбардировщиками исключительно советского производства - Ту-95МС и Ту-160. В современной России запущена программа модернизации существующих самолётов, а также созданы новые стратегические крылатые ракеты Х-101/102 (традиционная/ядерная боевая часть). К тому же, в начале 2020-х годов планируется восстановить производство бомбардировщиков Ту-160 в исполнении Ту-160М2 (кардинально обновлена бортовая электроника), однако создание нового самолёта под названием ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), судя по всему, отложено на неопределенный срок.

Заключение

Естественно, мы поговорили далеко не обо всех отраслях российского и советского ВПК. Однако, приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы понять имеющиеся тенденции:

1. Основой российского ВПК остаются советские предприятия и советские наработки. Большая часть новой техники, которая принимается на вооружение, является модернизацией образцов, созданных в СССР, или же доводкой до уровня серийных изделий проектов, заложенных еще советскими конструкторами. В некоторых случаях, реанимируются закрытые в 1990-х проекты.

2. Техника, полностью разработанная в условиях современной России, только начинает свой путь - большинство этих изделий находятся на стадии испытаний и еще не приняты на вооружении российской армии. Некоторые из них имеют заметно более туманные перспективы, нежели глубокие модернизации проверенных временем советских образов.

3. Несмотря на свою эффективность и популярность, технику, созданную в 1970-1980-х годах в СССР, все же придется заменять. Имеющийся модернизационный потенциал многих изделий хоть и был огромен, но всё же подходит к концу. Именно поэтому российский ВПК оказывается перед серьезным вызовом - необходимо создать новое поколение техники почти во всех отраслях. Причем созданные вооружения должны стать основой для Вооруженных сил России на ближайшие полвека. Естественно, в процессе разработки важнейшую роль играет и советский опыт и школа - без них даже создание нового танка очень затруднено, а в таких отраслях как ракетостроение онии вовсе жизненно необходимы.

4. Смена поколений требует серьезных финансовых вложений, которые были заложены в государственную программу вооружений (ГПВ) 2011−2020. Однако экономический кризис, падение курса рубля и снижение нефтегазовых доходов, привели к некоторому падению темпов выполняемых работ. Теперь поспешное принятие на вооружение новых российских вооружений в срок до 2020 года стало маловероятным - в эти сроки упор будет сделан на модернизированную советскую технику. Более понятными перспективы станут после принятия ГПВ-2025, которое планируется в 2017 году.