Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Гиганты прошлого. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Гиганты прошлого НОД в старшей группе

Павленко Валентина Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» воспитатель ЯНАО, г. Надым

Образовательная область: «Познавательное развитие»

, «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , .

Образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .

Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через продуктивную деятельность.

Задачи:

  • познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность
  • дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных (динозавров, саблезубых тигров, ящуров, шерстистых носорогов, мамонтов)
  • расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта
  • познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания
  • формировать умение детей работать по операционной карте, создавать объемную фигуру животного по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа
  • закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, радоваться результатам коллективного труда
  • развивать любознательность, познавательную активность

Воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций и чтение книг по данной теме
  • беседы о профессии палеонтолога
  • просмотр документального фильма о возникновении жизни на Земле
  • игры с макетом «Древний мир»
  • экскурсия в выставочный музей г. Надыма, Дом природы
  • занятие «Путешествие в прошлое человека»
  • заучивание стихотворения о динозаврах
  • рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики
  • изготовление плоскостных и объемных животных разными способами

Оборудование:

  • предметные картинки, картинки слона и мамонта, «волшебная коробочка»
  • презентация «Древние животные, или жил – был мамонт»
  • стенд «Наука палеонтология»
  • наборы древних животных
  • глобус
  • муляжи останков, фотоматериалы, иллюстрации, песок
  • бейджики «Участник научной конференции» по количеству детей
  • карточки «Скелет мамонта»
  • операционные карты
  • вырезанные из картона заготовки – части тела мамонта, цветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, простые карандаши (по необходимости)
  • пластиковые хомутики для соединения деталей

Музыка для фона; фотоаппарат.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Осуществляется самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель плавно организовывает переход от игровой деятельности к НОД (непосредственно организованной деятельности) .

1. Введение в ситуацию:

Упражнение «Ветерок»

Цель:

Формирование интереса к занятию, создание эмоционального настроя.

Воспитатель: - Ой, ребята! Налетел легкий ветерок и расставленные мною картинки рассыпались! Помогите их собрать! (дети поднимают картинки, воспитатель благодарит детей и помещает картинки на доску) . Что изображено на картинках?

Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.

Воспитатель: Как вы думаете, есть что – то общее между этими картинками? (дети рассуждают: дерево – одно, кукла – игрушка, ничего общего, арбуз – ягода, снежинка – это явление природы, мамонт – животное) . Картинки разные, между ними нет ничего общего.

Дидактическая игра «Найди загаданное слово»

Цель:

Создание мотивации к включению в деятельность на занятии посредством умозаключения.

Воспитатель: Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этой волшебной коробочке лежит то, что может подходить к одной из картинок. Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон» ) :

Это игрушка?

Это животное?

Травоядное?

Животное большое или маленькое?

Да! Очень большое!

Живет в жарких странах?

Хобот есть?

Это слон?

К какой картинке подходит картинка «слон» ? («мамонт» ) .

Они оба животные, большое тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.

Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мамонтах. Хотите? Ребята! Как раз сегодня нам предложили стать участниками научной конференции, которая проходит в нашем городе. Там работают палеонтологи. Ребята, вам понятны все слова, которые я сказала?

Дети: Кто такие палеонтологи?

Ребенок: (заранее подготовленный) . Палеонтолог - это ученый–исследователь.

Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад.

Воспитатель: Спасибо! Молодец! Правильно! Палеонтологи - это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология. Ребята, вы хотите стать юными палеонтологами и участвовать в научной конференции? А сможете? Я буду вашим научным руководителем. Теперь мы все участники научной конференции палеонтологов (дети прикрепляют бейджики «юный палеонтолог» ) . Конференция проходит в музее палеонтологии. Сейчас мы туда и отправимся. (Дети перемещаются в мини – музей «Ямал – мой край родной» ) .

2. Актуализация знаний:

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?

Ребенок: Планета, на которой мы живем, называется Земля.

Воспитатель: Все так думают? Совершенно верно! Именно на планете Земля существует жизнь. А почему?

Дети: На нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Есть вода, свет, тепло, почва. Без этих условий не было бы и жизни на нашей планете.

Воспитатель: Глобус – макет Земли. (Рассматривание глобуса.) Что вы видите на глобусе?

Дети: синий цвет на глобусе – это океаны и моря, коричневым цветом обозначены горы, зеленым – равнины, желтым – пустыни.

Воспитатель: Глобус вращается (вращает) , так и наша планета Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца. Поэтому и происходит смена времен года. А знаете ли вы, что в истории нашей планеты был период, когда весна была круглый год. Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Вот тогда и жили эти древние животные.

3. Затруднение в ситуации:

Беседа по теме: «Как работают палеонтологи» .

Рассматривание экспонатов и иллюстраций

Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Это палеонтологи (рассматривание фотоматериалов на магнитной доске) . Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей.

Дети самостоятельно передвигаются по музею и рассматривают картинки:

  • раскопки палеонтологов
  • музейные экспонаты: динозавры, мамонт, ящуры, саблезубые тигры и др

Кости (муляжи) .

Научный сотрудник (воспитатель) : - Что делают ученые?

Кому могли принадлежать эти кости и черепа?

Что могут сказать ученые?

(Дети указкой демонстрируют скелет на картинке)

Коллеги, что вы знаете о динозаврах?

1 ребенок: Динозавр – это ящер огромный

Жил когда-то, но мы его помним.

2 ребенок: Динозавра давно уже нет –

По костям его создан скелет.

3 ребенок: Шея длиннее жирафовой шеи –

С деревьев листву доставать ею умеет.

Научный сотрудник (воспитатель) : Уважаемые коллеги! Может кому – либо из вас довелось встретить этих животных в природе, в зоопарках в настоящее время? А почему? Докажите это! (Дети сталкиваются с затруднением – не встречали таких животных в зоопарке, слышали от родителей, но не знают, почему их сейчас нет в природе.)

Научный сотрудник (педагог доп. образования) : Здравствуйте, коллеги! Рада встрече с вами. Проходите в конференцзал.

Уважаемые участники конференции! Просьба занять места в зале для просмотра презентации (дети садятся за столы) .

4. Открытие нового знания:

Презентация «Древние животные, или «Жил – был мамонт»

Научный сотрудник (педагог доп. образования) : Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Климат был теплый и влажный, на планете росли необычные растения, а Землю населяли удивительные животные – динозавры, ящуры, саблезубые тигры. Почему вымерли эти древние животные – одна из величайших загадок в истории земли. Сегодня ученые называют десятки различных версий, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.

  1. слайд. Одни ученые считают, что 65 млн. лет назад на землю упал гигантский астероид. От взрыва в небо взлетели огромные тучи пыли, заблистали чудовищные молнии. Они подожгли леса, и по всей земле вспыхнули пожары. Дым и пыль смешались от взрыва и вся планета окуталась мглой. Да так сильно, что горячие лучи солнца не могли ее пробить. И вечное лето сменилось вечной зимой.
  2. слайд. Начался Ледниковый период. Лед покрыл всю сушу и моря. Многие животные вымерли от холода, голода, некоторые приспособились к холодам: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
  3. слайд. Животные: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.

О своих исследованиях о мамонте нам расскажет юный палеонтолог Дима

(рассказ ребенка о мамонте)

4 слайд. Мамонт. Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Их врагами были волки и свирепые саблезубые тигры, а также пещерные люди, которые охотились на них, чтобы добыть пищу, шкуру для одежды.

Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте сибирской тундры возле г. Салехард. Первого ямальского мамонтенка назвали Машей. Сегодня он хранится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга, а его муляж - в выставочном музее города Салехард. Второго мамонтенка палеонтологи назвали Любой. Его также нашли на Ямале. Прекрасно сохранившаяся туша мамонтенка с хоботом, глазами и остатками шерсти на теле. Ученые установили, что он жил более 10 тысяч лет назад и умер в возрасте одного года.

5 слайд. Охота на мамонтов пещерным человеком.

Пещерные люди охотились на мамонтов: вырывали огромную яму, прикрывали ее ветками и с громким криком и метанием копий гнали жертву к яме. Потом добивали камнями, копьями, топорами. Они употребляли мясо в пищу, из шкуры шили одежду, утепляли свои жилища. Чрезмерное уничтожение мамонтов также привело к их исчезновению. Это тоже одна из версий исчезновения мамонтов.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений:

6 слайд. Скелет мамонта.

Научный сотрудник: (педагог доп. образования) Уважаемые коллеги – палеонтологи! Найден скелет животного. Вы должны восстановить внешний вид этого животного на основании фотографии его скелета и полученных знаний.

7 слайд. Мамонт.

Задание «Восстанови животное по скелету»

У детей карточки с нанесенным скелетом мамонта. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая коричневым карандашом части тела.

Физкультминутка «Динозаврики и мамонты» :

У динозавра есть мурашки
Очень крупные везде:
На лбу, на ушах,
На носу, на животе.

На шее, на локтях.
На коленях и носках.
У мамонта есть шерсть
Очень длинная,

Густая везде:
На лбу, на ушах,
На носу и животе.
На локтях, коленях, шее.

С нею мамонтам теплее!

(Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до называемых частей тела.)

Научный сотрудник: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается.

Сейчас вы должны для нашего музея собрать из найденных на раскопках останках мамонта целого гиганта – мамонта. Вот останки мамонта (показ частей – голова, бивни, ноги, туловище, уши) . Что это? А это какая часть тела?.. Работа предстоит большая и

ответственная, поэтому вам нужно разбиться на рабочие группы. Одна группа палеонтологов будет собирать тело мамонта, другая группа делать заготовки шерсти мамонта, третья – воссоздавать глаза и ступни ног. На столах вы видите сигнальные операционные карточки (схемы) : а) – последовательность изготовления тела мамонта; б) – последовательность изготовления шерсти мамонта; в) – последовательность изготовления глаз и ступней. Уважаемые палеонтологи! У вас есть возможность самому выбрать работу по душе и своему умению и подойти к тому столу, за которым и начнется работа. Приступайте к работе! Умейте договариваться, обсуждать, уступать, оказывать помощь и поддержку. Желаю творческих успехов!

Практическая работа: коллективное изготовление мамонта.

Звучит легкая музыка. В процессе работы научные руководители (воспитатель, педагог дополнительного образования) наблюдают, дают индивидуальные советы по необходимости, оказывают помощь в соединении деталей пластиковыми хомутиками. Обращает внимание ученых на использование в работе операционных схем.

6. Осмысление.

Научный сотрудник: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые палеонтологи! Смогли ли вы по останкам мамонта воссоздать целого мамонта?

Понравилось ли вам быть учеными – палеонтологами?

А кто такие палеонтологи?

Какие новые знания вам помогли в работе?

Какие новые умения вы приобрели?

Какой совет дадите людям, живущим на планете Земля?

Научный сотрудник: Пусть на планете Земля всегда торжествует жизнь! Мы – сегодняшние ее жители. Так будем любить, уважать и беречь все то, что есть на нашей планете! Ведь она наш дом, наша надежда, наше будущее! До следующей встречи!

Общая фотография на память.

Экспонат мамонт помещается в мини – музей.

Конспект занятия по познавательному развитю мир «Гиганты прошлого».

Цели: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира (динозавры, птеродактили). Познакомить с различными видами древнейших животных и местом их обитания. Дать понятие профессии «палеонтолог» и ввести в словарный запас детей. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания и памяти. Развивать воображение, логическое мышление, умение рассуждать и доказывать. Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе. Воспитывать познавательный интерес к работе палеонтологов.

Методика проведения:

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.

Жили на Земле давно,

В мезозое эти звери,

И ходить на лапах двух,

Хорошо умели.

Дети: Динозавры.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о динозаврах. Скажите, а кто такие динозавры? Кто знает, когда жили динозавры?

Ответы детей

Воспитатель: Много миллионов лет назад, во времена, которые назывались мезозойской эрой, на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чём-то похожие на современных рептилий – крокодилов, ящериц, черепах. Но динозавры были особенными. Среди них были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники из когда-либо живших на Земле. На суше динозавры расселились повсюду, став её полновластными хозяевами. Вот почему мезозойскую эру называют эрой динозавров.

«Динозавр» означает «страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат был размеров примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми.

У динозавров ноги подпирали туловище снизу, как у зверей и птиц. Вот поэтому динозавры могли быстро бегать, причём некоторые из них- на задних ногах.

Динозавры были сухопутными животными, хотя некоторые из них жили вблизи воды и умели плавать. Но в мезозойскую эру на Земле процветали и другие необычные рептилии. Одни из них освоились в море. Тела у них были обтекаемой формы, а конечности превратились в приспособленные для плавания ласты. А в небе, ещё не было птиц, безраздельно властвовали крылатые ящеры – птерозавры. Их крылья были образованы тонкой кожаной перепонкой, натянутой между удлиненными передними конечностями и хвостом.

По сохранившимся скелетам, ихтиозавры внешне удивительно походили на современных дельфинов. Они тоже питались рыбой и кальмарами и были самыми быстрыми пловцами в океане.

Кетцалькоатль («крылатый змей») – самый крупный из летющих ящеров. Размах его крыльев был как у небольшого самолета!

Людмила Степанова
Познавательный проект в старшей группе «Гиганты прошлого»

Паспорт проекта

Актуальность проекта: Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник, в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему). Основываясь на интересах детей, педагог должен создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования.

Вид проекта: «Познавательно-исследовательский»

Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель

По срокам реализации: краткосрочный

Работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.

Цели проекта: 1. Изучение жизни динозавров на Земле

2. Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения).

Задачи проекта:

1. Образовательные: Сформировать представления о жизни динозавров.

2. Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, развивать художественно – творческое воображение.

3. Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей.

4. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность.

Предполагаемый результат:

Создание коллективной работы коллаж «Мир динозавров»

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Демонстрационный материал: Игрушка динозавра, презентация «Гиганты прошлого».

Раздаточный материал: Цветная, фактурная бумага, клей, ножницы, карандаши, фантики, ткань, готовые силуэты и отдельные элементы динозавров.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание слайдов презентации «Гиганты прошлого» и беседа по ним, физкультминутка «Динозаврики», продуктивная деятельность детей коллаж «Мир динозавров», анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз (игрушка динозавра, закрытая салфеткой). Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Когда - то жил он на Земле,

Но это было так давно

Теперь - музейный экспонат

Еще - снимается в кино

Он стал игрушкой для детей

Звездой экранов и картин

Он большой и тяжелый,

Длинный ужасно, но очень веселый.

Воспитатель. Ребята, что вы знаете о динозаврах? (они большие, длинные, острые зубы и т. д.)

А что вы хотели бы еще узнать? (где они жили, что ели и т. д.)

Что мы можем сделать, чтобы узнать о них больше? (Прочитать в книге и т. д.)

На экране появляется презентация «Гиганты прошлого» (воспитатель работает с детьми согласно презентации, по каждому слайду задает вопросы и комментирует.)

Воспитатель. Дорогие ребята, вы хотите отправиться в эпоху динозавров? Узнать ответы на такие вопросы как:

Кто такие динозавры?

Как выглядели динозавры?

Почему погибли динозавры?

Мы вместе постараемся на них ответить. (Слайд 2)

Воспитатель. Когда жили динозавры? Считается, что динозавры жили в мезозойскую эру. Мезозойская эра началась 225 миллионов лет назад и закончилась 65 миллионов лет назад. В этот период менялись размеры материковой части Земли и формировались континенты. (Слайд 3). Посмотрите, как выглядела наша Земля 200млн. лет назад, а 100 млн. лет назад, 50 млн. лет назад и какая она сейчас. (ответы детей)

Воспитатель. Как мы узнали о динозаврах? Все, что сегодня известно о динозаврах, люди узнали, исследуя окаменелости растений, животных или же их частей - иначе говоря, ископаемые,- которые находят при раскопках или случайно. (Слайд 4)

Посмотрите на картинку и попробуйте рассказать, что же нашли археологи? (ответы детей)

Воспитатель. Как они выглядели? Кости, зубы и иногда крошечные кусочки окаменелой кожи - это все, что осталось от динозавров и дошло до нас. По костям ученые определяют строение тела животных, по форме и размерам зубов - чем они питались. Так, длинные острые зубы говорят о том, что их обладатели были хищниками и добывали себе мясную пищу, а те, у кого были маленькие плоские зубы, предпочитали растения. (Слайд 5).

Воспитатель. Где жили динозавры? Динозавры обитали почти на всех материках Земли. Но больше всего свидетельств их существования найдено в Америке и Азии. Здесь современная картинка расположения континентов. А в эпоху динозавров Земля выглядела иначе. Сначала это был единый континент - Пангея. Потом он распался на Гондвану и Лавразию. Динозавры царили на Земле. В океанах плавали морские рептилии. Воздух осваивали крылатые ящеры. (Слайд 6)

Воспитатель. Как выглядели динозавры? Некоторые динозавры были огромных размеров, с целую теннисную площадку, а другие - маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других - покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого у некоторых ящеров были рога или шипы. Известно около 600 разновидностей динозавров. (Слайд 7)

Воспитатель. Была ли семья у динозавров? Некоторые ящеры, подобно человеку, жили семьями. Эти семейные ящеры вскармливали своих детенышей в гнездах на охраняемых площадках молодняка и заботливо опекали их. При переселении в другие места в середине стада бежали детеныши, опекаемые ящерами-мамами. Представители мужской половины трусили рысцой с внешней стороны стада, и защищали от врагов своих соплеменников. (Слайд 8)

Воспитатель. Как размножались динозавры? Представьте себе, что гигантские динозавры откладывали яйца, из которых затем вылуплялись детеныши! Динозавры размножались так же, как змеи, ящерицы, черепахи и прочие рептилии. Детеныши великанов - ящеров рождались очень маленькими и беспомощными. (Слайд 9)

Воспитатель. Чем питались динозавры? Большинство динозавров питались травой. Ученые называют их травоядными. Кроме этих миролюбивых поедателей травы были динозавры - хищники, питавшиеся мясом. Бои между плотоядными и травоядными динозаврами происходили ежедневно, потому что питающиеся мясом хищники жили за счет мирных вегетарианцев. (Слайд 10)

Воспитатель. Почему исчезли динозавры? Существует несколько теорий, обосновывающих разные причины вымирания динозавров 65 миллионов лет. Одна из них утверждает, что с Землей столкнулся громадный метеорит, в результате чего произошел мощный взрыв. Поднявшиеся в воздух пыль и водные пары уничтожили практически все растения. Солнечный свет не мог пробиться сквозь пыльную завесу, и поэтому на Земле стало очень холодно. (Слайд 11)

Воспитатель. Каких динозавров следует знать? Всех существовавших некогда ящеров никто не знает, потому что их известно около 600 разновидностей и все еще находят новые. Однако несколько особенно интересных видов должен знать каждый, интересующийся динозаврами. (Слайд 12,13 Дети и воспитатель рассматривают несколько видов динозавров на экране.)

Физкультминутка «Динозаврики»

Воспитатель. А теперь, ребята, мы с вами поиграем, так как мамы динозавры играли со своими детенышами.

Кончиками пальцев касаемся частей тела, согласно тексту

У динозавра есть мурашки

Очень крупные везде: На лбу, на ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках,

У динозавра есть чешуйки

Есть чешуечки везде

На лбу, на ушах

На шее, на локтях,

Есть на носах, на животах

Коленях и носках.

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель. У меня для вас есть для вас замечательная книга «Аппликация динозаврики». (Дети совместно с воспитателем рассматривают книгу, и подробно останавливаются на панорамной композиции «Динозаврики гуляют на плато»).

Воспитатель. Ребята, а вы хотите то же сделать таких динозавриков? Тогда вы будете работать в парах. И так начинаем.

Дети создают образы динозавров и динозавриков из готовых силуэтов и отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них коллективное панно для своей группы. Воспитатель с детьми складывает из детских работ общий коллаж. Дети рассматривают панорамную композицию в книге и свободно экспериментируют – оформляют силуэты динозавров различными способами, по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивая у нас получилась композиция. Ребята, скажите, а как мы назовем нашу совместную работу? (Дети предлагают различные варианты.)

Воспитатель. Очень хорошее название вы придумали. Наша композиция будет называться «Мир динозавров».

Подведение итогов, анализ.

– На этом наше путешествие в прошлое закончилось.

– Где мы сегодня побывали?

– Что нового и интересного вы узнали?

– Кто такие динозавры?

– Почему они исчезли?

Список литературы:

1. И. А. Лыкова. Демонстрационный материал «Аппликация Динозаврики». ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011;

2. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова - Свирская. - М. : Просвещение,2015;

3. Динозавры моя первая энциклопедия в вопросах и ответах. / М. Лункенбайн. - М. Оникс, 1998;

4. Динозавры. Для дошкольного возраста/ Анна Касалис. ООО «Издательство Астрель», 2002.

Цель: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры), подвести к желанию воссоздать (в макете) уголок далекого прошлого.

Материал к занятию: посылка с яйцом динозавра, рисунки динозавра, пластилин, книга о динозаврах, макет уголка земли из далекого прошлого.

Организация детей: дети сидят полукругом вокруг стола с посылкой.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает рассмотреть посылку от Деда Мороза для них. Вынимает яйцо и письмо с загадкой.

«Здравствуйте, дети! Я – Дед Мороз. Шлю посылкой вам вопрос.

Здесь в яйце и не цыпленок, и не гусь, и не утенок. Он похож на всех их сразу. Гребень как у петушка растет (с головки) по спинке до хвоста. И еще подсказка есть: в наше время не живет он: места мало на земле. Раньше жил он на болоте, и на суше, и в воде. Если б рос он вместе с вами, все поел в один бы мах. А найдешь его в раскопках: и в земле скелет и в льдах. Пусть лежит окаменелый, вы ж ответьте на вопрос: из яйца кто б получился, кто бы вместе с вами рос? Я ответа подожду, как на праздник к вам приду. И спрошу вас свой вопрос. Ждите. Дедушка Мороз.

Дети отгадывают – динозаврик.

Вопросы воспитателя – кто такие динозавры? а вы знаете, когда они жили на земле? а знаете ли вы каких они были размеров?

Молодцы – знаете много.

А Дед Мороз прислал вам альбом с картинками, книжку про динозавров, которые жили на нашей земле много-много лет назад, т.е. в далеком прошлом, когда людей в то время еще не было.

Обо всем этом ученые узнают по окаменелостям при раскопках. Этими останками, превратившимися в камень могут быть раковины, насекомые, кости, целые скелеты, даже следы, оставленные на земле, на берегах болот. Чаще всего встречаются зубы, когти, кости. Отдельные кости собирают в скелет. По скелету судят о строении тела животных, о его размерах. Зубы рассказывают ученым, чем питался динозавр. В азиатской пустыне были найдены гнезда и гигантские кости динозавра. В гнезде было целое окаменевшее яйцо, из которого чуть не вылупился детеныш динозавра.

Окаменелости динозавров были найдены во всех частях нашей планеты. Значит в далеком прошлом динозавры населяли всю нашу Землю. Они ели то, что едят животные сейчас, т.е. те, кто питался растениями, назывались травоядными, а кто пожирал мясо – тех звали хищниками.

Большинство динозавров были травоядные. Для жизни этих дивных животных нужны были теплый влажный климат и много растений. Температура тела динозавров изменялась вместе с температурой воздуха. Но на земле произошло изменение климата. Болота высохли. Равнины превратились в горы. Стало холодно и сухо. Динозавры стали вялыми от холода. Холод погубил растения. Динозаврам стало нечего есть. И они стали вымирать. На их место пришли животные малых размеров, которые прятались от холода в пещерах. Слово динозавры означает «ужасные ящеры».

Одним из самых больших динозавров был Бронтозавр – означает «громовой ящер». Он был велик и неуклюж. Как будто гора из мяса и костей бродил этот ящер по берегам болот. Он покидал свои болота только тогда, когда хотел погреться на солнышке или отложить яйца. Голова маленькая, мощный хвост служил опорой, если ему приходилось вставать на задние ноги. Двигался медленно, кожа не покрыта панцирем, поэтому он постоянно находился в воде, защищаясь от врагов. В воде легче было передвигаться.

Рос бронтозавр очень медленно, но к старости вырастал с пятиэтажный дом.

А вот ящеры, похожие на танки (показать картинки). Они покрыты прочным панцирем. Это Стегозавр – означает ящер под крышей. Пластины по всей спине не дают врагу добраться до тела.

Очень похож на Стегозавра Кентозавр. Только вместо пластин с середины спины были острые шипы, а на хвосте находились смертельные шипы. На вид эти животные выглядели неуклюжими, но, когда на них нападал враг, они крутились на месте, стараясь ранить того шипами. А сами они никого не обижали, хотя имели устрашающий вид. Мирно щипали целыми днями траву.

(Найти фигурку Стегозавра.)

А хищный динозавр назывался Тираннозавром – деспот ящериц.

В поисках пищи он быстро бегал на своих сильных задних ногах. Догонял свою жертву, разрывал ее зубами, а передними короткими лапами удерживал пищу. Но пища ему давалась нелегко. Встреча со взрослым Стегозаром или Кентазавром означала схватку не на жизнь, а на смерть. Поэтому Тираннозавр выслеживал детенышей. (Показать картинку в книге.)

Еще существовали динозавры, которые могли летать – это летающие ящеры. И жившие в воде – ихтиозавры – рыбоящеры.

И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный.

А у нас в группе есть макет земли, где есть и болото и растения и озеро и местность ровная. А животных нет. Как вы думаете, могли бы здесь жить динозавры? Вот сюда в болото кого бы мы поселили? (Бронтозавра). А на равнине мог бы жить Стегозавр или Кентозавр. А Тираннозавра можно спрятать за дерево.

У меня пластилин есть, можем слепить динозавров и населить этот кусочек земли.

Дети лепят и населяют землю.

А дома у родителей спросите, знают ли они такое удивительное место на земле, где сейчас живут потомки динозавров (крокодилы, черепахи), где нет зимы.


Гиганты прошлого 1-е занятие
Цели: ввести понятие прошлое на примере животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры), формирование интереса к истории мира, расширение кругозора.
Оборудование: иллюстрации по теме, м/ф в мире динозавров, листы А4, карандаши простые, ластики, мелки восковые, краски, кисти.
Ход занятия:
Часы отсчитывают время от нас уходит минута за минутой. Плохая это была минута или хорошая ее уже не вернешь. Время двигается только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым они хотят помнить его и знать.
Как вы думаете, что такое прошлое? (ответы предположения детей)
Прошлое-это то, что было и прошло, ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое, становится историей. Люди хотят знать историю – свое прошлое.
Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди узнали, что были времена, когда людей на Земле не было, но жили огромные животные…
Кто знает как они называются? (ответы детей)
Динозавры
А как вы думаете люди узнали о динозаврах?
Нашли их останки, окаменелости
Как вы думаете что такое окаменелости?
Что Вы знаете о динозаврах?
Первые открытия:
Первым в 1677 году нашел кость динозавра Роберт Плотт люди приняли его находку за кость слона или великана, а через 145 лет Мантелла врач приехал осматривать больного, с ним пошла его жена. Пока врач осматривал больного его жена гуляла по большому парку. Была весна, цвели весенние цветы, щебетали птицы. Вдруг ее взгляд остановился на какиких-то камушках выступающих из под земли. Выглядели они очень странно и жена решила рассказать о них мужу. ЕЕ муж как раз коллекционировал разные окаменелости у него дома почти был музей различных костей. Поэтому он с первого взгляда определил, что это не камни, а зубы неведомого животного, который жил миллионы лет назад. Врач назвал животное «игуанодон» т.к. заметил сходство найденных останков с ящерерицей игуаной и сделал выводы, что зубы принадлежат огромной рептилии.
Игуанодон означает зуб игуаны. Это был первый обнаруженный динозавр. Ученые сочли его предположение неправдоподобным.
В 1841г. ученый Ричард Оуэн впервые заявил, что все загадочные кости – останки неизвестных науке вымерших рептилий. Он назвал их динозаврами.
Тогда и стали воссоздавать внешний вид динозавров по находкам и появились первые выставки.
Далее рассказ про палеонтологов и как находят и перевозят окаменелости, как образуются окаменелости по слайдам
Когда тело погибшего динозавра попадает н/р на дно озера, он погружается в ил. Через миллионы лет водоем, как правило пересыхает и скелет оказывается погребенным под слоем осадков. Обычно за все это время он не меняет своего положения. Со временем рыхлые осадки уплотняются под собственной тяжестью превращаются в твердые горные породы, кости окружены ими как цементом. Иногда в результате движения земли эти слои выходят на поверхность. Под действием дождя или ветра породы разрушаются, обнажая останки динозавров. Лежа в толще осадочных пород, кость медленно пропитывается минеральными солями. Поэтому она сохраняет свою форму и внутреннюю структуру, но превращается в монолит - окаменелость
Что вы думаете о динозаврах глядя на их внешний вид?
Кто знает, что означает слово динозавр? (ужасные ящеры)
Вы согласны с этим значение?
Как вы думаете, где находятся остатки динозавров?
Что бы вы хотели еще узнать о динозаврах?
Что сегодня узнали нового?
Что особенно запомнилось? Что было интересно?
Как назвали первого найденного динозавра? Почему его так назвали? Как его обнаружили?
Кто такие палеонтологи?
Как находят останки динозавров? Как их перевозят?
Как вы понимаете слово окаменелость? Как образуются окаменелости?
А теперь давайте нарисуем динозавров