Занятие как животные готовятся к зиме. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся". Как звери к зиме готовятся

Конспект

Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Цель: Закрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Задачи : 1. Расширять представление детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними. 2. Закреплять знания о диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 3. Воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным. О О «Речевое развитие». 1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 2. Создать условия. способствующие эмоциональному сближению детей. 3. Закреплять знания детей о правилах поведения в лесу. ОО «Художественно-эстетическое развитие ». 1. Совершенствовать навыки лепки, развивать мелкую моторику. 2. побуждать к творчеству и самостоятельности. ОО «Физическая культура».

Наглядный материал : презентация, карточки с изображением диких животных, картинки с изображением берлоги, норки, куста и дупла, сундучок, морковь.

Раздаточный материал : пластилин, доски, стеки, клеенки.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с животными, осенними пейзажами, загадывание загадок о животных, закрашивание готовых форм, чтение стихов, рассказов.

Ход НОД.

В. Ребята, какое сейчас время года?

Д. Осень.

В. Какое время года наступит за осенью?

Д. Зима.

В. Ребята, вы хотите побывать в лесу и посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме?

В. Сегодня мы пешком пойдем в лес, чтобы все рассмотреть и не распугать животных. Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать?

Д. Бегать, кричать ломать ветки, не разжигать костры, не кидать мусор, чтоб не упасть, смотреть под ноги, ходить очень осторожно, разорять муравейники и птичьи гнезда.

В. Отправляемся в путь!

Пасмурным осенним днем Мы все вместе в лес идем Дружно мы идем по лесу. А вокруг так интересно. Отдохнуть пора дружок Мы присядем на пенек

Картина осеннего леса (Слайд №1)

В. Ребята, где мы с вами находимся? Давайте прислушаемся. Почему так тихо? (птицы улетели теплые края, звери к зиме готовятся.)

Отгадайте загадку:

Маленький, беленький. По полю скачет, Ушки прячет (заяц) . (Слайд «Заяц в белой шубке)

Почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? - Чем он питается зимой? - Где у него домик (слайд «Заяц под кустом».)

Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку:

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна (медведь)

(Показывает слайд «Медведь в берлоге »)

В. Чем питается медведь? Д. Грибами, ягодами, мышами. В. Как называется домик медведя? Д. Берлога. В. Делает ли медведь запасы на зиму?

В. Ребята, мне кажется, кто-то пыхтит за пеньком. Как вы думаете кто это? Тогда отгадайте загадку.

На спине иголки Длинные и колкие, А свернется в клубок - Ни головы нет, ни ног (Слайд «Ежик»)

Дыхательная гимнастика «Ежик»

(Вдох носом выход через рот произнося «пых-пых»

В. Чем питается еж? Д. Грибами, ягодами, мышами. В. Где у ежика домик? Д. В норе. (слайд «Ежик около норки») В. Для чего еж сворачивается в клубок? Д. Он защищается от врагов, и чтоб насадить сухие листья, мох на иголки. Приносит в норку, утепляя жилище. В. Делает ли еж запасы на зиму? Д. Нет, он зимой спит свернувшись клубком до весеннего солнышка. (слайд «Ежик спит»)

Отгадайте следующую загадку: Кто на ветке шишку грыз И бросал объедки вниз Кто по елкам ловко скачет Кто в дупле орешки прячет

(слайд «Белкины запасы»)

Где живет белка? Д. В дупле В. Как белка готовит дупло к зиме? Д. Она таскает траву и листья. В. Какие запасы делает белка? Д. Сушит грибы, орехи, желуди. В. Меняет ли белка шубу? Д. С рыжей на серую. (показывает слайд «белка зимой»,) В. Зачем?

В. А какие еще животные живут в лесу?

В. Ребята раз уж мы с вами пришли в лес, давайте поиграем в игру «Охотник и звери»

Проводится игра «Охотник» (2-3 раза)

В. Ну что, вам понравилось играть? Нам уже пора в детский сад, в нашу группу. Скажем волшебные слова «1- 2- 3 повернись и снова в группе окажись».

А скажите мне, как вы думаете, кому в лесу зимой живется труднее? Почему? А давайте мы для зайчиков слепим морковку.

ЛЕПКА

Дети садятся за столы.

В-ль показывает детям морковку, предлагает рассмотреть ее форму (конус) и дает задание слепить такую же. Под руководством в-ля дети раскатывают колбаску и оттягивают один кончик, с другой стороны вставляют листочки из цветного картона. Вылепленные морковки складывают в корзину.

В. Какие вы молодцы, морковь как настоящая. А у меня есть волшебный сундучок. Давайте сложим вашу морковь в этот сундучок, а сундучок отправит вашу морковь зайчикам в лес. Поделки кладутся в сундучок, дети произносят волшебные слова, сундучок открывается и из него достается настоящая морковь. Ребята, сундучок и вам приготовил гостинец!

В. Дети где мы сегодня были с вами? - Что видели? - Чем занимались? - Что вам понравилось?

А сейчас угощайтесь морковкой.

ДО СВИДАНИЯ!

Анализ занятия.

Цель: Закрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие».

1. Расширять представление детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними. 2. Закреплять знания о диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 3. Воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным.

ОО «Речевое развитие».

1. Обогащать словарь детей по теме. 2. Закреплять умение использовать в речи простые и сложные предложения.

ОО «Социально - коммуникативное развитие».

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 2. Создать условия способствующие эмоциональному сближению детей. 3. Закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

1. Совершенствовать навыки лепки, развивать мелкую моторику. 2. побуждать к творчеству и самостоятельности.

ОО «Физическое развитие».

1. Использовать двигательную активность для повышения умственной работоспособности детей. 2. Развивать внимание, память, мышление, тренировать носовое дыхание, координацию движений.

Организационная деятельность, подготовка к занятию Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Прогулка в лес» в стихотворной форме был направлен на установление дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время подвижной игры «Охотник и зайцы», работа с пластилином рук – сидя на стульчиках, дыхательное упражнение «Ёжик» – стоя. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:

Познавательное развитие : Расширяла представление детей о многообразии природных явлений. Помогала устанавливать простейшие связи между ними. Закрепляла знания о диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитывала любознательность, любовь к природе и диким животным ; Речевое развитие : Обогатила словарь детей словами и выражениями: разорять (гнезда, муравейники), впадать в спячку, цилиндр. Закрепила умение использовать в речи простые и сложные предложения Социально - коммуникативное развитие: Развивала общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками. Создала условия способствующие эмоциональному сближению детей. Закрепила знания детей о правилах поведения в лесу. Художественно-эстетическое развитие : Совершенствовала навыки лепки, развивала мелкую моторику. Побуждала к творчеству и самостоятельности. Физическое развитие. Использовала двигательную активность для повышения умственной работоспособности детей. Развивала внимание, память, мышление, тренировала носовое дыхание, координацию движений

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях; Использование презентации помогло в интересной форме реализовать основную обучающую задачу- з акрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях . Моя роль сводилась к закреплению умения использовать в речи простые и сложные предложения. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Наглядная демонстрация и беседа активизировали мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Итог занятия был организован в форме вопросов так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Цели:

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое мышление, расширять словарный запас. Воспитывать любовь к животным, интерес и бережное отношение к родной природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

Демонстрационный плакат «Лесные животные», картинки и фигурки-игрушки различных животных, иллюстрации пейзажей поздней осени и начала зимы.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворения «Ходит по лесу медведь… », проведение игры «Зоологическое лото», с целью закрепления умений детей классифицировать животных на диких и домашних; рассматривание альбомов «Осень», «Зима».

Ход занятия

  1. 1. Организационный момент : дети вместе с воспитателем проговаривают разученное ранее стихотворение «Ходит по лесу медведь… »

Воспитатель: О каком времени года это произведение?

  1. Описание признаков зимы - необходимо подобрать к слову характерные признаки, подставляя вопрос.

Зима (какая… - холодная, снежная, белая, морозная)

Снег (какой… - рыхлый, липкий, белый, сверкающий)

Мороз (какой… - жгучий, сильный, трескучий, злой)

Ветер (какой… - пронизывающий, резкий, сильный, порывистый)

Дни (какие… - короткие, холодные, ясные).

  1. Обобщение признаков зимы, уточнение особенностей подготовки животных к зиме - белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. С наступлением зимы жизнь диких лесных животных меняется.

Вопросы: воспитатель задает вопросы, выставляя картинки с изображениями диких, лесных животных.

  • Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
  • Что их спасает от зимней стужи? От хищников? Не страшен ли им холод?
  • Чем питаются зимой заяц, белка, что общего у них в подготовке к зиме и в чем разница?
  • Готовятся ли волк и лиса к наступлению зимы, чем они питаются зимой?
  • Как проводят зиму еж, медведь, барсук?
  • А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Для ответа на этот вопрос необходимо отгадать загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Обобщение и уточнение знаний детей:

Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть.

У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много.

Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест.

Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.

А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси.

А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками.

Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу.

Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.

  1. 4. Физкультминутка:

Снег идет, снег идет, дворник улицу метет.

Стороной народ идет. Веселей, веселей!

Заниматься нам не лень: мы немного разомнется,

За дела опять возьмемся.

  1. Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (Диких)

Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили диких, лесных животных и то, как они готовятся к зиме?

Игры.

  • «Закончи предложения»

Неуклюжий, как… Голодный, как… Быстроногий, как… Колючий, как… Хитрый, как…

  • «Кто где живет? »

Покажите картинку, отвечающую на вопрос

(Кто) юркнула в дупло. (Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) залез в берлогу. (Кто) забрался под листья.

(Кто) спряталась в нору. (Кто) укрылся под кустом.

  • «Игра в слова»

Услышав слово, подходящее названному животному (зайцу, белке, лисе, волку, медведю), надо хлопнуть в ладоши, с объяснением каждого слова. Словарь: рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, тайно, бегает, колючий, короткохвостый, нора, переливается, зайчонок, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, ежонок, волчонок, неуклюжий, осторожный, сильный, фыркает, хищник, добродушный…

  1. Итог
  • Какие признаки зимы вы знаете?
  • О каких диких животных сегодня мы говорили?
  • Что нового и интересного сегодня вы узнали?
  • Как человек может помочь животным перезимовать в лесу?

Пояснительная записка.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

— учить различать звуки лесных животных;

— учить выполнять образные упражнения под слово;

— учить ориентироваться в пространстве;

— закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме;

— учить аккуратно наклеивать готовые детали;

Создание коллективной работы;

— совершенствовать знания детей о времени года осень и её признаках.

2. Развивающие задачи:

— развивать речь, наблюдательность, внимание;

— развивать моторику рук и воображение;

— развивать композиционные умения в расположении предметов;

— развивать умение реагировать на начало и окончание звучания музыки, — развивать умение менять движение в соответствии с характером музыки;

— развивать умение отвечать на вопросы;

3. Воспитательные задачи:

— формирование мотивации учения через игровой сюжет занятия;

— продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание помогать им;

— способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта;

— прививать желание работать в коллективе, команде.

4. Методы и приёмы.

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и сознания мотивации.

Использование наглядного материала, пальчиковая гимнастика, пение, задания на образные перевоплощения, задания на развитие художественно – творческих способностей детей. Вопросы к детям.

5. Материалы для задания.

Запись звуков животных, картинки и изображением животных, нарисованная на ватмане большая корзинка, игрушка – белочка (ёжик, маленькие готовые детали для аппликации (грибочки, ягодки, орешки) .

Демонстрационный материал.

Зал украшен в соответствии с временем года – осень, центральная стена – лесная полянка.

6. Предварительная работа.

Рассматривание осенних пейзажев.

Слушание музыки Чайковского «Времена года».

Слушание и пение песен об осени.

Чтение стихотворений об осени.

Загадывание загадок о сезонных изменениях.

Выполнение коллективных творческих работ: рисование «Солнышко» — ладошками, аппликация «Осеннее дерево».

Занятие по экологии

«Как животные готовятся к зиме»

(2 младшая группа)

Цель: — продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

1. Образовательная — закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

2. Развивающая — развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающая — воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

— Разгадать загадки о диких животных.

— Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

— Словарная работа (Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

— Физминутка «Звериная зарядка»

— Игра «Что изменилось? »

— Приготовление сюрприза для белки и ежа.

— Итог занятия (беседа)

— Сюрприз ребятам от белки и ежа

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

Оборудование: Использование компьютера, проектора, мультимедийной презентации.

План занятия:

1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.

2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.

3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

Посадка детей

Ход занятия:

«Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

Загадываю загадки:

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (Еж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка.

Кто это? (Заяц)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Ответы детей(ёж, медведь, заяц, белка)

Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети (осень)

А после осени какая пора наступит?

Дети (зима)

Правильно, ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. (Показать картинки с изображением белки и зайца) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. (Показать картинки с изображением медведя и ежика)

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

— Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Обратить внимание на посадку детей (ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она «Что изменилось? » Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

Игра «Что изменилось?

На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа (изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

Итог занятия.

Воспитатель- Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы (белочка и еж-ответы детей)

Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

Использованная литература

    Сеть интернет

    Честнова Н. Ю.

    Иванова, М. А.

    Арсенова, М. А.

    Виноградова, Е. И.

    Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
    Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
    Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

    Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

    Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

    Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

    Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

    Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

    Викторина «Как зимуют звери»

    1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
    - улетают в тёплые края
    - меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
    - меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

    2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
    - белка
    - заяц
    - ёж

    3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
    - барсук
    - лисица
    - волк

    4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
    - Жировые запасы под шубкой
    - тишина
    - покой

    5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
    - Корой деревьев и веточками
    - морковкой
    - капустой

    6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
    - кору деревьев и веточки
    - мелких зверьков
    - голодают

    Кто здесь лишний?

    Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
    (Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

    В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
    (Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

    Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
    (Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

    Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

    Тема: Как звери к зиме готовятся.

    Цель:

    Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.

    Задачи:

    Образовательная:

    Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.

    Развивающая:

    Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

    Воспитательная:

    Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

    Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

    Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

    Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

    Тематические физ.минутки.

    Интеграция образовательных областей:

    Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).

    Материалы к занятию:

    Картина «Времена года»;

    Картинки с изображением диких животных;

    Карточки-модели;

    Дидактическая игра «Когда это бывает»;

    Музыкальное сопровождение;

    На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

    Клей.

    Ход занятия.

    Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

    Вот лето и осень, зима и весна,

    Приходит весна – зеленеют леса,

    И птичьи повсюду звенят голоса.

    Красное - лето пришло - все цветет

    И спелые ягоды просятся в рот.

    Желтая осень раскрасит наш сад

    Красивые листья по ветру летят.

    Зима засыпает снегами поля

    И синего цвета дремлет земля.

    А теперь давайте немного поиграем.

    Игра "Когда это бывает".

    У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

    Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

    Снег на полях,

    Лёд на водах,
    Вьюга гуляет.

    Когда это бывает?

    Ответ: Зимой

    Тает снежок

    Ожил лужок.
    День прибывает.

    Когда это бывает?

    Ответ: Весной

    Солнце печёт,

    Липа цветёт.
    Рожь поспевает,

    Когда это бывает?

    Ответ: Летом

    Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает.
    Когда это бывает?

    Ответ: Осенью

    Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

    Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

    (Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

    Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

    Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

    Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

    Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

    1.Загадка:

    Лежала между ёлками
    Подушечка с иголками.
    Тихонечко лежала,
    Потом вдруг убежала.

    Ответ: Ёж

    Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

    Как вы думаете зачем? (ответы детей)

    Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

    Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

    А чем же еж питается? (ответы детей)

    Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

    2. Загадка

    Хозяин лесной, просыпается весной,
    А зимой, под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой.

    Ответ: Медведь

    Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

    Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

    Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

    Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

    Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

    Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

    Оздоровительная минутка

    Наш Мишутка потянулся,

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Лапы в стороны развел

    Видно меду не нашел.

    дети выполняют движения согласно тексту

    Мишка в улей влез и вот

    изображают походку медведя

    Лижет с лапы сладкий мед

    имитация текста

    А вот еще один лесной житель.

    3.Загадка: Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

    Ответ: Волк

    Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

    А чем же питается волк? (ответы детей)

    4.Загадка: Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса,

    А зовут ее…

    Ответ: Лиса

    Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

    Чем питается лиса? (ответы детей)

    Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

    Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

    5.Загадка: Комочек пуха,

    Длинное ухо.

    Прыгает ловко,

    Любит морковку. Ответ: Заяц

    Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

    Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

    Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

    Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

    Как заяц спасается? (ответы детей)

    Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

    Где заячий дом? (ответы детей)

    Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

    Какую? (ответы детей)

    6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз?

    Кто по елкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орешки прячет,

    Сушит на зиму грибы?

    Ответ: Белка

    Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

    Она шубку поменяла на более теплую.

    А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

    Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

    Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

    Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

    Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

    Как называется домик у белки? (ответы детей)

    Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

    5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)

    Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.

    Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.

    «Поиграй со мной, дружок».

    Становись скорей в кружок,

    Будь внимательным, дружок

    Шаг назад,

    Шаг вперед

    И на месте поворот.

    Спинку мы с тобой прогнем,

    Ну и хвостиком вильнем

    Ну, давай,

    Не зевай

    И за мною повторяй.

    Заниматься целый день,

    Прыгать нам с тобой не лень

    Шаг назад,

    Шаг вперед

    И на месте поворот.

    дети выполняют движения согласно тексту.

    Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?

    Белочка Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

    Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки

    Художественное творчество (аппликация из бросового материала)

    Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

    Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

    7. Рефлексия.

      Какие признаки осени вы знаете?

      О каких диких животных мы говорили?

      Что нового узнали?

      Вам понравилось занятие?