Сколько весит тополь м с машиной. Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М

April 13th, 2013

Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle «Серп») — российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».

Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).


Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Предназначена для выполнения задач по нанесению ядерного удара по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.


Основные характеристики:


Количество ступеней — 3

Длина (с ГЧ) — 22,55 м

Длина (без ГЧ) — 17,5 м

Диаметр — 1,81 м

Стартовая масса — 46,5 т

Забрасываемый вес 1,2 т

Вид топлива — твёрдое смесевое

Максимальная дальность — 11000 км

Тип головной части — моноблочная, ядерная, отделяемая

Количество боевых блоков — 1 + около 20 муляжей

Мощность заряда — 550 Кт

Система управления — автономная, инерциальная на базе БЦВК

Способ базирования — шахтный и мобильный


Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.


Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления - инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта — миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:


  • Сокращения по времени и протяжённости активного участка путём крайне быстрого разгона ракеты. Время разгона до конечной скорости (свыше 7 км/с) составляет менее 3 мин.

  • Возможности ракеты маневрировать на активном участке, усложняющей решение противником задачи перехвата, а также совершать программный манёвр при прохождении облака ядерного взрыва

  • Защитного покрытия корпуса новой разработки, обеспечивающего комплексную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и оружия, основанного на новых физических принципах.

  • Комплекса преодоления ПРО, включающего пассивные и активные ложные цели и средства искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, вплоть до высот 2 — 5 км; являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных помех и пр. Радиолокационная заметность боевого блока снижена на несколько порядков, ЭПР составляет 0,0001 кв.м. Дальность его обнаружения снижена до 100 — 200 км. Оптическая — и ИК-заметность ББ предельно снижена за счёт эффективного охлаждения поверхности ББ на заатмосферном участке и снижению светимости спутного следа ББ на атмосферном участке, достигаемой в т.ч. за счёт впрыска в следовую область специальных жидких продуктов, снижающих интенсивность излучения. В результате принятых мер обеспечивается преодоление моноблочной ГЧ перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования с вероятностью 0.93 — 0.94. Высоко- и заатмосферный участок ПРО преодолевается с вероятностью 0.99, атмосферный — с вероятностью 0.93 — 0.95.

Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.

Круговое вероятное отклонение — не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.


Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса — 250 000 кв.км.


Ракета «Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава » морского базирования, создаваемых для вооружения РПКСН проекта 955. Конкурентом «Булавы» является жидкостная МБР Р-29РМУ2 «Синева ». Она существенно превосходит «Булаву» (как и все другие МБР) по энергомассовому совершенству, но уступает по важному для российских ракет морского базирования критерию — выживаемости на активном участке за счёт меньшей скорости разгона и большей уязвимости от лазерного оружия, свойственной жидкостным ракетам по сравнению с твёрдотопливными. Однако ракета «Булава», со стартовой массой около 37 тонн, существенно уступает по ударной мощи существующим более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, в том числе ракете «Трайдент»-2 со стартовой массой 59 тонн. (БЧ «Булавы» — 6х150 кт, «Трайдент-2″ (теоретически) — 8х475 кт). Проект оснащения морской составляющей ядерных сил России ПЛАРБ с лёгкими баллистическими ракетами «Булава» подвергается критике специалистов, указывающих на необходимость вооружения отечественных ПЛАРБ высокотехнологичной твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания которой были свёрнуты в 90-х гг. и которая, в случае постановки на вооружение, не имела бы мировых аналогов среди БРПЛ по ударной мощи и лётно-техническим характеристикам.

MISSILE COMPLEX 15P765 «TOPOL-M» SILO-TYPE OS

29.04.2015
Ракетный комплекс «Тополь-М»: пятнадцать лет на службе Миноброны РФ. Модернизированный ракетный комплекс «Тополь-М» — первый ракетный комплекс, созданный только российскими предприятиями. Он был разработан в конце 1980-х гг.
Акт о принятии на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) был утвержден государственной комиссией 28 апреля 2000 г.
Первый пуск ракеты «Тополя-М» с автономной пусковой установки (АПУ) проведен 20 сентября 2000 г., на боевое дежурство АПУ была поставлена в 2006 г., принята на вооружение указом президента РФ Владимира Путина от 20 января 2007 г.
В настоящее время, по данным СМИ, комплексами «Тополь-М» вооружены две дивизии РВСН.
ТАСС

18.01.2017


16 января 2017 года совместным боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-космических сил с космодрома Плесецк проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) “Тополь-М” шахтного базирования.
Учебная боевая часть ракеты с высокой точностью поразила условную цель на полигоне на полуострове Камчатка.
Целью данного пуска явилось подтверждение стабильности летно-технических характеристик МБР данного типа.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П765 «ТОПОЛЬ-М» С ШПУ ТИПА ОС



С начала 1990-х годов в России для РВСН велась разработка только одной ракетной системы — “Тополь-М” с шахтными ПУ типа ОС и подвижными грунтовыми ПУ. После 1991 года технический облик ракеты был уточнен, в кооперации остались только российские организации и предприятия. К разработке первой ступени МБР подключилось пермское НПО «Искра». В 1992 году МИТ выпустил дополнение к эскизному проекту, отразившее изменившейся облик ракеты и комплекса в целом. В 1993 году Указом президента РФ перед МИТ была поставлена задача создания унифицированной МБР силами российских предприятий. К ракете «Тополь-М» были предъявлены практически те же требования, что к ракетам четвертого поколения. Сегодня можно сказать, что МБР «Тополь-М» характеризуется большой степенью преемственности от ранее созданного комплекса «Тополь».
Возможности по совершенствованию ракеты «Тополь-М», по отношению к сущест-вовавшей ракете «Тополь», были определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считалась ракета, отличающаяся от существующей хо¬тя бы по одному из определенных признаков. Массогабаритные характеристи¬ки и некоторые принципы конструктивного исполнения МБР «Тополь-М» этим договором были ограничены. Тем не менее, ракету «Тополь-М» удалось существенно изменить по срав¬нению со своей предшественницей. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков: числу ступеней; виду топлива любой из ступеней; стартовой массе более чем на 10%; длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты, более чем на 10%; диаметру первой ступени более чем на 5%; забрасываемому, весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

В новой ракете были применены самые передовые научные и техниче¬ские решения: материалы, конструкции, твердые топлива Ракета “Тополь-М” выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой степенями. В маршевых ступенях используется высокоплотное смесевое топливо повышенной энергетики разработки НПО “Союз”. На ракете применены органы управления высокой эффективности и быстродействия. Боевой блок оснащается мощным термоядерным зарядом, отвечает самым жестким требованиям по ядерной взрывобезопасности и обладает особо высокой стойкостью к воздействию ядерных и других средств поражения.
Разработчиками ракетного комплекса «Тополь-М» были успешно решены задачи эффективного противодействия эшелонированным перспективным системам ПРО со средствами космического базирования. В соответствии с основными задачами разработки ракета “Тополь-М” обладает высокими возможностями по преодолению перспективной системы ПРО с элементами космического базирования и может применяться в условиях массированного ракетно-ядерного удара по позиционному району базирования комплексов РВСН. Ракета не имеет выступающих частей, в том числе аэродинамических рулей. Тем самым, наряду с применением соответствующих конструкционных материалов и покрытий обеспечивается повышенная стойкость к воздействию пылегрунтовых образований и других поражающих факторов ядерного взрыва лазерного и другого лучевого оружия.
Двигательные установки ракеты характеризуются сокращенной продолжительностью работы. В результате чего большая часть активного участка траектории находится в пределах атмосферы, препятствующей применению ракетных средств ПРО космического базирования и снижающей интенсивность воздействия на ракету лучевых средств поражения. По оценке специалистов, ракетный комплекс “Тополь-М”, первый чисто российского производства ракетный комплекс, который по своим тактико-техническим характеристикам будет значительно превосходить комплексы, находящиеся в эксплуатации.

С марта 1997 года работы по комплексу “Тополь-М” возглавил директор и генеральный конструктор МИТ Ю.С.Соломонов. Вспоминая о работе над шахтным вариантом комплекса «Тополь-М» он говорит: «При проектировании ракеты «Тополь-М» нам необходимо было создать конст¬рукцию, которая впервые в отечественной и мировой практике позволила бы решить ряд сложнейших задач. Требовалось разработать универсальную по отношению к видам базирования ракету, которая имела бы: одинаково высокие боевые качества как в составе стационарного шахтного комплекса, так и в составе подвижного грунтового комплекса на базе самоходной пусковой установки; высочайшую точность стрельбы и возможность длительного боевого дежурства в различных боевых готовностях; высокий уровень стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва в полете; адаптивность к развертыванию возможным противником систем противоракетной обороны различного состава.
…Удалось значительно улучшишь один из основных показателей боевого оружия — точность стрельбы, снизить степень уязвимости ракеты при воздействии на нее ПРО, повысить стойкость ракеты в полете к воздействию поражающих факторов различных видов оружия, включая ядерное, обеспечить повышенную ядерную взрывобезопасность. Гарантийный срок хранения новой раке¬ты больше, чем у созданных ранее. Была решена еще одна важная зада¬ча: комплекс, от разработки и изготов¬ления до поставки в войска, создан рос¬сийской кооперацией».
В кооперацию смежни¬ков МИТ по РК «Тополь-М» вошли ФГУП «НПЦ АП им. академика Н.А. Пилюгина» (генеральный дире¬ктор ЕЛ. Межирицкий), ФГУП «РФЯЦ — ВНИИЭФ» (директор Р.И. Илькаев, главный конструктор Ю.И. Файков), ФГУП «ФПДТ «Союз» (генеральный директор Ю.М. Милехин), НПО «Искра» (генеральный директор и генеральный конструк¬тор М.И. Соколовский), ФГУП «Вот¬кинский завод» (генеральный директор В.Г Толмачев), ФГУП ОКБ «Вым-пел» (генеральный директор и генеральный конструктор Д.К. Драгун), ОАО «КБСМ» (генеральный директор и генеральный конструктор Н.А. Трофимов) и другие предприятия.
Шахтный вид базирования с высокой стойкостью ШПУ предполагал минимальные расходы при развертывании, по этому он стал разрабатываться в первую очередь. Одним из главных достоинств структуры ракетных полков с РК «Тополь-М» стало использование ресурсосберегаю¬щих технологий. Исчезла необходимость в изменении диаметра или глубины старых «стаканов» шахтных ПУ - меняется лишь система крепления контейнера к ракете.
Разработка шахтного комплекса, учитывая тот факт, что на полигоне две шахтные пусковые установки - «Южная-1″ и «Южная-2″ — готовились тогда под ракеты КБ «Южное», стала проводиться под ракету «Тополь-М». Необходимо было переоборудовать эти ШПУ под новую ракету, что и было сделано в достаточно короткие сроки. Первый пуск ракеты «Тополь-М» был произведен из переоборудованной ШПУ «Южная-1″ разра¬ботки ОКБ «Вымпел» (главный конструктор О.С. Баскаков).

Первоначально для МБР «Тополь-М» было предложено использовать ШПУ типа ОС разработки ОКБ «Вымпел» для ракет среднего класса УР-100НУТТХ (15А35). В процессе проработок выявились опре¬деленные проблемы. Если для подвижного грунтового варианта комплекса «Тополь-М» такой проблемой был вопрос выбора шасси для пусковой установки — семи- или восьмиосное, то для стационарного варианта «критическим моментом» стало применение ранее построенных шахт. При этом без доработок остались их защитные устройства с приводами открытия, аппаратурный отсек, ствол, входной люк и вводные устройства. С минимальными доработками используется система амортизации при переосведетельствовании.

В дальнейшем, в соответствии с совместным решением МИТ, ГУРВО МО и КБСМ от 21 августа 1992 г. о проведении работ по переоборудованию были разработаны проектные материалы, определившие основные направления работ по переоборудованию шахтных пусковых установок тяжелых ракет Р-36М УТТХ под ракету ‘Тополь-М». С января 1993 г. в соответствии с подписанным Договором СНВ-2, допускалось переоборудование 90 ШПУ для тяжелых ракет под ракету «Тополь-М». Это важное решение открывало возможность сохране-ния шахтной группировки РВСН на основе ПУ для тяжелых ракет типа Р-36М УТТХ (по СНВ – РС-20) для размещения в них в перспективе ракет ‘Тополь-М».

Командный пункт для РК создан в ЦКБТМ под руководством А.Леонтенкова. Он является дальнейшим развитием КП шахтного типа и имеет некоторые отличия от своих предшественников. В КП применена аппаратура и другие средства нового поколения с увеличенной защищенностью от поражающих факторов ядерного взрыва и улучшенными характеристиками информационных каналов. Все составляющие КП изготовляются предприятиями России, до этого до четверти оборудования производилось на Украине, в Белоруссии, Латвии и др. Основное оборудование для стационарного КП РК «Тополь-М» проектировалось и изготовлялось на ФГУП «Государственный Обуховский завод» (генеральный директор А.Ф.Ващенко, главный конструктор Н.Ф.Илюшихин).

Огневые испытания маршевых РДТТ МБР «Тополь-М» проводились в ЦНИИ «Геодезии». Ее летные испытания ракеты начались успешным пуском, выполненной из шахтной пусковой установки полигона Плесецк 20 декабря 1994 года. В дальнейшем до 26 сентября 2000 года было произведено еще 10 испытательных пусков ракет “Тополь-М” стационарного комплекса. Второй запуск произведен в сентябре 1995 г., третий — 25 июля 1996 г. Четвертый пуск модернизирован-ной МБР «Тополь-М» был успешно выполнен 8 июля 1997 г. с полигона «Плесецк». Только пятый пуск, выполненный 22 октября 1998 г. оказался аварийным из-за ошибочного срабатывания нештатных системы аварийного подрыва, не устанавливаемой на боевой ракете, которая прервала полет вполне исправной ракеты. Все испытательные пуски произведены со стартовой площадки «Южная» из ШПУ. Для проведения дальнейших испытаний была построена вторая стартовая площадка — «Светлая» для размещения ШПУ комплекса «Тополь-М». Председатель Государственной комиссии заместитель ГК РВСН генерал-полковник В.А.Никитин. 8 декабря 1998 года с Плесецкого полигона был произведен шестой испытательный пуск ракеты «Тополь-М», при котором была показана высокая надежность техники. Седьмой пуск состоялся 3 июня 1999 года, он прошел успешно. 3 сентября 1999 года был выполнен восьмой пуск МБР, при котором боеголовка за 23 минуты достигла полигона «Кура» на Камчатке, затем 14 декабря 1999 года.
В 1999 году по проекту КБСМ (Гл. конструктор В.Д.Гуськов) было завершено создание экспериментальной боевой стартовой позиции 15П765-18Э на площадке «Юбилейная» космодрома «Плесецк» с использованием оборудования, демонтируемого в соответствии с Договором СНВ-2 из ШПУ МБР Р-36М. 9 февраля и 26 августа 2000 года (по цели в районе Камчатки) состоялись два успешных пуска ракеты «Тополь-М» из этой ШПУ. Успешно осуществленные очередные ис¬пытательные пуски «Тополь-М» подтвердили основные летно-технические характеристики ракеты.

Еще до окончания испытаний РК, 24 декабря 1997 года в Таманской ракетной дивизии под Татищево (Саратовской обл.) на боевое дежурство заступило две ШПУ с ракетами «Тополь-М» (одна из них учебная), а 27 дека¬бря 1998 г. на боевое дежурство был поставлен головной 104-й ракетный полк (командир Ю.Петровский) с 10 МБР «Тополь-М» в переоборудованных шахтных пусковых установках высокой защищенности снимаемых с дежурства МБР УР-100Н. Вся модернизация ракетной инфраструктуры под новый комплекс проводится по ресурсосберегающей технологии и обходится намного дешевле по сравнению с тем, если бы пришлось заново строить ракетные шахты, командные пункты и системы управления. На пусковых установках обошлись минимумом строительно-монтажных работ, так как ни глубина, ни диаметр шахт не изменялись. На командном пункте заменили только сам контейнер с аппаратурой, изготовленный на ФГУП «Государственный Обуховский завод». Все это, по словам начальника оперативного управления Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-майора С.Пономарева, позволило сэкономить на каждой ракетной шахте по 18,5 миллионов рублей, а полное переоборудование шахт под новую ракету принесет экономию в 3,38 миллиарда, растянутых на несколько лет. Кроме ракетных шахт и стационарных командных пунктов, в полку были модернизированы подъездные пути, проложены новые кабельные сети энергоснабжения и связи, модернизирована система управления. Построены жилой и учебный комплексы для дежурных боевых смен.

В течение 1999 г. с полигона Плесецк боевыми расчетами РВСН из этих шахтных пусковых установок успешно осуществлено не¬сколько учебно-боевых пусков МБР «Тополь-М». Эти пуски выполнялись с целью накопления статистических данных о тактико-технических характеристиках, работе всех систем МБР в полете и точности выполнения за¬данных программ. Успешные старты позволили Госу¬дарственной комиссии по проведе¬нию летных испытаний ракеты «То¬поль-М» позволили рекомендовать 25 апреля 2000 г. принятие на вооружение ново-го ракетного комплекса стационарного базирования, а 13 июля 2000 г. Указом президента РФ №1314 комплекс «Тополь-М» в шахтном варианте был принят на вооружение РВСН. Данным Указом открывалась дорога новому этапу развития РВСН. 26 декабря 2000 г. на боевое дежурство заступил третий полк комплекса «Тополь-М» шахтного вида базирования.
По первоначальным планам темпы ввода новых комплексов могли после 2000 года составить 40-50 пусковых установок (4-5 ракетных полков) в год. Но по скорректированным планам и реальным выделяемым средствам Минобороны РФ каждый год должны были ставить на вооружение один полк - десять ракет, однако из-за финансовых проблем смогли закупать не более шести машин в год. А в 2001-2002 годах подобных закупок вообще не было. Как заявил генеральный конструктор Ю.С.Соломонов: «На 2004 год объем госинвестиций для изготов¬ления нашего «Тополя-М» без ка¬кого-либо обсуждения и согласования с нами урезали почти вдвое, хотя именно нам эту работу поручал президент России.» В 2005 году на вооружение вместо шести ракет «Тополь-М» поступило лишь четыре. С 1997 года и до конца 2006 года в РВСН поступило 42 комплекса «Тополь-М». Согласно утвержденной госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг. для РВСН будет закуплено 50 стратегических ракетных комплексов “Тополь-М”. Создание МБР «Тополь-М» от эскизного проекта до первого опытного пуска обошлось в 142,8 млрд. рублей (в ценах 1992 года).

На начало 2010 года на ракетный комплекс пятого поколения «Тополь-М» стационарного (шахтного) базирования были перевооружены 5 ракетных полков дивизии — в 1998, 1999, 2000, 2003 и 2005 гг.
С 2010 года в Татищевском ракетном соединении ведутся работы по перевооружению на ракетный комплекс «Тополь-М» очередного, шестого по счету ракетного полка. До конца 2012 года этот полк был доведен до полного штатного состава. После окончания перевооружения этого полка программа оснащения РВСН ракетным комплексом «Тополь-М» была завершена.
Как неоднократно отмечалось в российских СМИ, при выхода США из Договора по ПРО в рамках гособоронзаказа обсуждаются планы установки на комплексе «Тополь-М» трех боеголовок индивидуального наведения. Пока это запрещено договором СНВ-1, однако 5 декабря 2009 года срок действия этого документа истекает, что открывает перед Москвой возможность оснащения «Тополей-М» многозарядными боеголовками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ
Ген. конструктор Б.Н.Лагутин, Ю.С.Соломонов
Изготовитель ракет Воткинский МЗ
Код НАТО SS-X-29
Наименование по СНВ-1 РС-12М2
(РС-12М вариант 2)
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса стратегического назначения с ШПУ типа ОС с твердотопливной МБР, пятого поколения
Состояние первый испытательный пуск ракеты из ШПУ состоялся 20 декабря 1994 года.
На вооружение МБР поступила в декабре 1997 года, принят на вооружение Указом призедента РФ в 2000 году
Ракета РТ-2ПМ210 («Тополь-М»)
Дальн. стрел. межконтинентальная
Головная часть:
— тип моноблочная
термоядерная4
— разработчик ВНИИЭФ
— гл. конструктор Г.Дмитриев
— вес, кг 1200
Система управления ИНС с БЦВМ
— разработчик НПО АП


Рулевые приводы:
— разработчик ЦНИИ АГ
— гл. конструктор В.Солунин
Система прицеливания:
— тип наземная
— разработчик НПО АП
— гл. конструктор В.Л.Лапыгин, Ю.Трунов
— изготовитель аппаратуры управления ижевский завод «Аксион»
Тип старта из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты 33, 7
Длина ракеты, м:
— полная ракеты в ТПК 22,7
— без головной части 17,5
Макс. диаметр корпуса, м 1,86-1,95
Стартовый вес, т: 47,2-47,21
Тип топлива смесевое твердое
Гарант. срок хранения ракеты, лет 15
Первая ступень:
Размеры, м:
— диаметр 1,95
Двигатель однокамерный РДТТ


Вторая ступень:
Двигатель однокамерный РДТТ
— разработчик заряда НПО «Союз»
— гл. конструктор заряда З.П.Пак, Ю.М.Милехин
— корпус:
тип цельномотанный типа «кокон» из органопластика
разработчик ЦНИИСМ
гл. конструктор В.А.Барынин
изготовитель ЦНИИСМ
Третья ступень:
Двигатель однокамерный РДТТ
— разработчик заряда НПО «Союз»
— гл. конструктор заряда З.П.Пак, Ю.М.Милехин
Транспортно-пусковой контейнер:
Тип с термостатированием
Материал корпуса композиционный
Разработчик ЦНИИ спецмаш
Руководитель разработки В.А.Барынин
Размеры, м:
— диаметр 2,0
— длина 22,7
Пусковая установка (вариант 1):
Тип шахтная типа ОС переоборудованная ШПУ МБР УР-100Н
Разработчик ГНИП ОКБ «Вымпел»
Гл. конструктор О.С.Бакаков, Д.К.Драгун
Тип ПУ шахтная типа ОС
Защитное устройство от ШПУ МБР УР-100НУ11
Размеры шахты, м:
— диаметр внутренний 4,6
— высота 29,8
— внутрений диаметр крыши 7,6
Степень защищенности высокая
Число ракет в ШПУ 1
Число ШПУ в комплексе (полку) 10
Пусковая установка (вариант 2):
Тип шахтная типа ОС переоборудо-ванная ШПУ МБР Р-36М
Разработчик КБСМ
Гл. конструктор В.Д.Гуськов
Защитное устройство от ШПУ МБР Р-36М
Размеры шахты, м:
— диаметр внутренний 5,9
— высота соответсвует ШПУ МБР Р-36 с заливкой бетона на 5 метров выше старого дна шахты
— проходное сечение ограничительного кольца, м 2,9
Степень защиты высокая
Число ракет в ШПУ 1
Число ШПУ в комплексе до 10
Командный пункт:
Тип контейнерный шахтного
типа 15В222
Разработчик ЦКБ ТМ
Гл. конструктор А.А.Леонтенков
Разработчик и изготовитель основ-ного оборудования ФГУП «Государственный Обуховский завод»
Степень защиты высокая
Число КП в комплексе 1
Система боевого управления:
Разработчик НПО «Импульс»
Гл. конструктор Б.Михайлов

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» + доп.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
2. «На стратегическом направлении…», М: Интервестник, 2006
3. Днепровский ракетно-космический центр. Днепропетровск: ЮМЗ-КБЮ, 1994
4. Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству. Под общ. ред. С.Н.Конюхова — Днепропетровск:АРТ-ПРЕСС, 2004. — 768 с.
5. «От артиллерийских систем до стартовых комплексов», СПб: КБСМ, 2002
6. «Полигон особой важности» — М:»Согласие», 1997
7. Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
8. «ГП «Московский институт теплотехники», М: ЦИ ГП «МИТ» и Ортех», 2001
9. Информационный сборник РВСН. Спец. выпуск. ГШ РВСН, 1995 год
10. Абакумов А.Г. «Штрихи истории ракетного оружия», М: ВА РНСН им. Петра Первого, 1998
11. Ракетный щит отечества. М: ЦИПК РВСН, 1999
12. Трембач Е.И., Есин К.П., Рябец А.Ф., Беликов Б.Н. «Титан» на Волге. От артиллериии к космическим стартам», Волгоград: Станица-2, 2000
13. «Минский завод колесных тягачей 1959-1999″ — «Военный Парад», 1999
14. «Первый шаг военной реформы укрепил ракетно-ядерный щит России» В.Литовкин — «Известия» № 219 от 19 ноября 1997 года
15. Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
16. «Военная тайна» В.Литовкин — «Известия» от 24 декабря 1997 года
17. «Звездные войны-2″ А.Проценко — «Труд» от 3 февраля 1998 года
18. В.Литовкин «…и все-таки мы делаем ракеты!» — «Известия»
19. «В мире нет равных российскому ракетному комплексу «Тополь-М» — министр обороны РФ» — «Интерфакс» от 24 декабря 1997 года
20. М.Тарасенко «35 лет ОКБ «Вымпел» — «Новости космонавтики» №8 (175) — 1998
21. «Ракетные комплексы — в боевой готовности» — «Содружество», 199
22. Газеты «Известия», «Труд», «Красная Звезда», «ВПК», «НВО», «Общая газета», «Российская газета», «Содружество», журналы «Армейский сборник», «Армия», «Аэрокосмический курьер», «Военный Парад», «Морская политика России», «Национальная оборона», «Новости космонавтики», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Lenta.ru,

Ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.

10.

11.

На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На наружной поверхности хвостового отсека первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт.), используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ . Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.


12. Первая ступень

13. Вторая ступень

14. Третья ступень

15. Хвостовой отсек


16. Боевая ступень ракеты РС-12М

Корпуса верхних ступеней впервые были выполнены методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы было сложнейшей технической задачей и производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемыми ДУЗ ами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции корпуса. Узел отсечки тяги размещался на переднем днище корпуса верхней ступени.

Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина . Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода «Арсенал» Серафима Парнякова . Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска, а также подготовительно-регламентные работы полностью автоматизированы.

Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. В состав головной части входит двигательная установка и система управления, которая обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО ) 400 м (так говорят наши источники, на Западе точность оценивают в 150-200 м). «Тополь » оснащен комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца . По западным источникам, ракета по крайней мере однократно испытывалась с четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения, но этот вариант дальнейшего развития не получил.

Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники. Ракета 15Ж58 производится в Воткинске.

Весь срок эксплуатации ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ) проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м.

Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет.

Пусковая установка и оборудование

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленном на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД ), размещенного в транспортно-пусковом контейнере (ТПК ).

Пусковая установка разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина .

В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса использовался семиосный МАЗ-7912 (15У128.1 ) , позднее - МАЗ-7917 (15У168 ) колесной формулы 14х12 (завод «Баррикады» в Волгограде). Эта машина Минского автозавода оснащена дизелем мощностью 710 л.с. Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев . На машине располагался герметизированный транспортно-пусковой контейнер диаметром 2 м и длиной 22 м. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс « Тополь » имел хорошую подвижность и проходимость.

Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак ). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова . Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики.


32. Пример расположения сооружений на стартовой позиции

32.1. Стартовая позиция Новосибирск-2

32.2. Стартовая позиция Новосибирск-2

32.3. Стартовая позиция Новосибирск-2

В некоторых источниках сообщалось, что пуск мог быть произведен с любой точки маршрута патрулирования, но по более точным сведениям: «При получении приказа на пуск по АСБУ , расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ » .

В поле (т.е. на полевых БСП и МБП полки «Тополей » несут боевое дежурство, как правило, в течение 1,5 месяцев зимой и столько же летом).

Пуск РС-12М мог быть произведен и непосредственно из спецагрегата 15У135 «Крона » в котором «Тополя » несут боевое дежурство на стационарных БСП . Для этого крыша ангара сделана раздвижной.

Изначально крыша была раздвижная, а на запирающем устройстве, которое не давало тросам с грузами - бетонными противовесами - на конце (подобно гирьке на цепочке на ходиках) упасть устанавливались пиропатронами. При команде на пуск (в циклограмме режима «Пуск») проходила команда на срабатывание пиропатронов, и тогда грузы тянули своим весом тросы и крыша раздвигалась.

В суровых зимних условиях такая схема показала себя отрицательно (определить точно массу противовеса из-за снежных осадков невозможно, усредненное показание приводило либо к заклиниванию, либо к срыву с направляющих, кроме этого - без отстрела не возможно определить состояние пиропатрона). Поэтому пиропатроны были заменены на старые и более надежные (по сравнению с Пионером были усовершенствованы) электромеханические приводы. [ Ред.]

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

Для обеспечения возможности пуска ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Эти операции входят в режим развертывания. Затем контейнер с ракетой поднимается в вертикальное положение. Для этого в режиме «Пуск» срабатывает пороховой аккумулятор давления (ПАД ), расположенный на самой АПУ . Он нужен для того, чтобы работала система гидравлики для подъема стрелы с ТПК в вертикаль. Другими словами это обыкновенный газогенератор. На Пионере стрела поднималась (т.е. работал двигатель гидронасоса) от привода от ходового двигателя (ХД ) шасси, что приводило к необходимости иметь систему для поддержания ХД в «горячем состоянии», дублировать систему запуска ХД воздушными баллонами и пр. Но такая схема несколько снижала надежность.

Тип старта - артиллерийский: после установки ТПК в вертикальное положение и отстрела его верхнего защитного колпака срабатывает вначале первый ПАД ТПК – для выдвижения подвижного днища ТПК , чтобы «упереться» в землю для большей устойчивости, и затем второй ПАД уже выталкивает ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Управление АПУ осуществляется ПКП «Зенит » (дивизионное звено) и «Гранит » (полковое звено).

Для комплекса Тополь был разработан подвижный командный пункт полка (ПКП РП ). Агрегаты ПКП РП размещались на шасси МАЗ-543 . Состав ПКП РП :

Агрегат 15В168 – машина боевого управления

Агрегат 15В179 – машина связи 1

Агрегат 15В75 – машина связи 2

К каждому этому агрегату прилагался агрегат МОБД (машина обеспечения боевых действий) , тоже на шасси МАЗ-543 . Сначала это был агрегат 15В148 , затем (с 1989 г.) агрегат 15В231 .

Один МОБД включал в себя функции 4-х агрегатов комплекса Пионер : МДЭС , столовую, общежитие, МДСО ). Т.е. имел дизель-агрегаты, бытовой отсек, БПУ .

АПУ РК «Тополь » были оснащены модернизированной системой РБУ , что позволяло принимать команды на пуск по системе «Периметр » по 3-м диапазонам.

Стандартное расстояние вдоль поверхности Земли, которое покрывают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), составляет 10 000 км. Этого достаточно, чтобы старые друзья США и Россия могли поражать любые цели на территории друг друга. Китаю сложней из-за большей удаленности Америки, хотя способность Поднебесной запускать космические аппараты позволяет ей дотянуться термоядерной дубиной до любой точки Земного шара. А до России доброму соседу «рукой подать».

Источник изображения: http://abyss.uoregon.edu/~js/space/lectures/lec18.html

Оптимальными по энергозатратам являются траектории с апогеем 1000 - 1500 км. При этом полетное время составляет около 30 минут, а активный участок траектории заканчивается на высоте 200 - 350 км. Сравнительно короткий участок разгона можно не учитывать, оценивая дальность полета боевых частей ракеты. Последние описывают длинные баллистические кривые, разгонясь до 7 км/сек на участках снижения к цели. Смоделируем их численно, используя следующие уравнения динамики материальной точки:

Центр Земли находится в начале координат, а при падении на ее поверхность имеет место:

Предположим, что в момент времени t = 0 платформа разведения (bus) находится на высоте h км и имеет скорость v км/сек, направленную под некоторым углом к горизонтали (угол тангажа). Пренебрегая тем, что на участке разведения траектория каждой боеголовки слегка изменяется, результаты вычислений при разных исходных данных сведем в таблицу:

Из таблицы видно, что небольшое снижение дальности полета, которое не является существенным для БРПЛ, приводит к резкому снижению полетного времени. Фактор времени может иметь критическое значение в ситуации, когда атакующая сторона наносит упреждающий удар по центрам управления и ядерным силам противника. Первая космическая скорость на высоте h = 100 км составляет 7.843 км/сек, а на высоте h = 200 км - 7.783 км/сек. Видно, что при межконтинентальной дальности полета т.н. настильные траектории возможны лишь в том случае, когда на активном участке ракета разгоняется до скорости, существенно превышающей 7 км/cек и приближающейся к первой космической.

Кто вы, мистер Тополь М?

Наиболее современная из российских МБР, которая является незначительной модификацией еще советского изделия, это ракета 15Ж65, известная также как «Тополь-М». Пропагандистский миф о том, что против Тополя нет эффективной ПРО, стал очень популярен в 2000-х. Рассмотрим этот предмет национальной гордости поближе.

Длина 22.5 м, максимальный диаметр 1.9 м, взлетная масса 47 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть массой 1.2 тонны, которая оснащена боеголовкой мощностью 0.55 Мт. Кроме нее полезной нагрузкой Тополя служат десятки ложных целей + электронные средства противодействия ПРО: как радиолокационным методам селекции целей, так и инфракрасным. По сведениям из http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/topol_m/topol_m.shtml , двигатели первой ступени создают тягу в 91 тонну. Круговое вероятностное отклонение (КВО) выражает радиус круга, в который боеголовка попадет с вероятностью не меньше 50%. Показатель КВО критически важен с точки зрения ударов по ракетным шахтам и подземным центрам управления. Для него приводится размытая оценка 200 — 350 м. Возможно, что в этом Тополь-М не уступает ветерану Минитмен-3, который больше 30 лет является главной американской МБР.

О летных данных Тополя-М нет сведений, которые заслуживают доверия. Утверждается, что дальность достигает 11 000 км и встречается оценка скорости 7.3 км/сек, которую боевой блок имеет при выходе на баллистический участок траектории. Численное моделирование приводит к различным вариантам. Например возможно, что боевая часть отделяется на уровне 300 км с углом тангажа 6 градусов и, поднимаясь на максимальную высоту 550 км (апогей), за 27 минут преодолевает расстояние 11 000 км вдоль поверхности земного шара. Однако, такой профиль полета не адекватен популярным представлениям о низкой, настильной траектории Тополя-М. Весьма реалистично выглядит сценарий, согласно которому моноблок отделяется на высоте 200 км с начальным тангажом 5 градусов, пролетая в итоге 8 800 км за 21 минуту и достигая апогея 350 км. Такой дальности вполне достаточно для обстрела территории США с различных направлений, а полетное время существенно меньше того, которое характерно для МБР на дистанции 10 000 км (~30 минут). Это создает дополнительные трудности для ПРО, которая должна успеть провести селекцию боеголовки среди ложных целей. Ясно, что сокращенное полетное время является более важным фактором при упреждающем ударе, нежели ответном.

Чтобы хоть как-то разобраться в «исключительных» способностях Тополя-М, полезно сравнить его с американским аналогом LGM-30 Minutemen-3. Длина 18.2 м, максимальный диаметр 1.67 м, взлетная масса 36 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть неизвестной массы. Которая в настоящее время оснащена боеголовкой W62 мощностью 170 килотонн, а также несет ложные цели вместе с мелким металлическим мусором, затрудняющим радиолокационное обнаружение. КВО Минитмена-3 оценивается в 150 — 200 м. Согласно данным из http://www.af.mil/information/factsheets/factsheet.asp?id=113 , стартовая тяга первой ступени достигает 92 тонны, и при выходе на баллистический участок боевая часть имеет скорость около 6.7 км/сек. При этом МБР имеет дальность 9 600 км и апогей 1 120 км. Такой «классический» профиль полета соответствует начальному углу тангажа в 15.5 градусов и высоте 450 км при выходе на баллистический участок. Полетное время Минитмена — 28 минут. При таких скромных скоростных характеристиках о настильной траектории межконтинентального полета не может быть и речи. Это контрастирует с тяговооруженностью Минитмена-3, которая в 1.3 раза превосходит Тополь-М. На видео пусков он не выглядит особенно резвым спринтером http://www.youtube.com/watch?v=VHuFh_PNc68&feature=related , а реликтовый Минитмен-I срывался с места не хуже даже без «пинка» от минометного старта http://www.youtube.com/watch?v=mrnfRfawtI0&feature=related . Попробуем объяснить это несоответствие.

Доступные сведения о летных данных Минитмена-3 относятся к его модификации, которая была оснащена тремя боеголовками W78 по 335 Кт, с индивидуальным наведением на цели. Но эта же ракета способна разогнать относительно легкий моноблок до большей скорости, чем заявленные 24 000 км/час, чтобы забросить его на большую дальность и по более пологой траектории. Это косвенно подтверждается тем, что встречаются сведения о предельной дальности Минимена в 15 000 км. Для США такая дистанция актуальна ввиду растущей военной мощи Китая, который находится от Америки достаточно далеко. Высокая тяговооруженность Минитмена-3 также могла иметь значение в конфигурации с тремя боеголовками, обеспечивая более энергичный старт и уход ракеты из зоны поражения от ядерного удара по району расположения пусковых шахт.

Ужас, летящий на крыльях ночи?

Таким образом выдающиеся способности Тополя в том, что касается способности быстро набрать скорость и выйти на пологую траекторию, сильно преувеличены. Но если боевая часть Тополя-М летит по настильной траектории, то это означает следующее. В конце активного участка моноблок практически выходит на круговую орбиту, имея неограниченную дальность полета. В таком случае траектория может быть очень низкой (см. строки 7, 8 в таблице), хотя данное обстоятельство является сомнительным достоинством, учитывая возможности перехватчиков ПРО действовать на высотах до 200 км. О чевидно также, что новое поколение антиракет класса Standard-3 достигнет больших высот. Кроме того, летящий по настильной траектории моноблок, как мишень для перехвата, мало отличается от обычного спутника. А сбить спутник на низкой орбите давно не проблема. При этом слишком низко опуститься не получится, т.к. в свои права вступает сопротивление атмосферы — уже на высоте 120 км Шаттлы использовали аэродинамическое маневрирование вместо ракетных двигателей (новая статья о проблемах настильной траектории ) .

На это можно возразить другим популярным свойством Тополя-М, которое якобы заключается в умении моноблока совершать маневры, используя специальные мини-двигатели на баллистическом участке траектории. Данная способность имеет отчасти мифологический характер, т.к. во многих источниках пишется лишь о том, что Тополь может быть оснащен такими моноблоками. Восторженные реляции о неуловимом для перехватчиков и реально существующем моноблоке не подтверждаются серьезными источниками в то время, как несерьезные дописались до того, что существуют боевые части с ПВРД (ramjet), летающие и маневрирующие подобно гиперзвуковым самолетам.

Орбитальные маневры боеголовок имеют плохую оборотную сторону, о которой скромно умалчивает пропаганда. А именно, при любом маневре моноблока окружающее его, экранирующее облако из ложных целей, источников помех и всякого металлизированного мусора останется в стороне, продолжая движение по баллистической траектории. Боеголовка как бы вынырнет из-под защитного покрывала и останется голой, что сразу снимет задачу селекции для системы ПРО. После первого же маневра моноблок будет виден на радарах, как на ладони. При этом ему не хватит топлива и времени, чтобы долго рыскать из стороны в сторону, учитывая не слишком большой запас полезной нагрузки Тополя-М и необходимость наведения на цель.

Таким образом сомнительно, что хорошая МБР «Тополь-М» чем-либо существенно превосходит «Минитмен-3″, кроме использования мобильной пусковой установки. Однако число таких развернутых установок по разным оценкам составляет 20 — 25, поэтому они не являются основной частью Российских сил ядерного сдерживания. Интересно, что Китай тоже любит мобильные МБР и у него их не меньше .

Дмитрий Зотьев

Статьи о настильных траекториях, гиперзвуковых БЧ и других кошмарах ПРО:

«Жар стратосферы»

«Космический слалом» .

Запись опубликована автором в рубрике . Добавьте в закладки .

Разработка стратегического мобильного комплекса "Тополь" 15Ж58 (РС-12М)с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П ) была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти А.Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина. Мобильный "Тополь" должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать комплекс, обладающий повышенной живучестью, достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

К концу осени 1983 года опытная серия новых ракет, получивших обозначение РТ-2ПМ, была построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена. Однако произошла задержка в разработке некоторых элементов комплекса, не связанных напрямую с ракетой. Вся программа испытаний была успешно завершена в декабре 1988 года.

Решение о начале серийного производства комплексов принято в декабре 1984 года. Серийное производство развернуто в 1985 году.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь". Объекты строительства размещались в позиционных районах снимаемых с дежурства межконтинентальных баллистических ракет РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже начато обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности "Пионер" .

С целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено было развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного завершения программы совместных испытаний. 23 июля 1985 года первый полк мобильных "Тополей" заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой на месте дислокации ракет РТ-2П. Позже "Тополя" поступили на вооружение дивизии, дислоцированной под Тейково и имевшей ранее на вооружении МБР УР-100 (8К84) .

28 апреля 1987 года на боевое дежурство под Нижним Тагилом заступил ракетный полк, вооруженный комплексами "Тополь" с подвижным командным пунктом "Барьер". ПКП "Барьер" имеет многократно защищенную дублированную радиокомандную систему. На подвижной пусковой установке ПКП "Барьер" размещена ракета боевого управления. После запуска ракеты ее передатчик дает команду на пуск МБР.

1 декабря 1988 году новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН СССР. В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. 27 мая 1988 года на боевое дежурcтво под Иркутском заступил первый полк МБР "Тополь" с усовершенствованным ПКП "Гранит" и автоматизированной системой управления.

К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.В 1999 году на вооружении РВСН находилось 360 ПУ ракетных комплексов "Тополь". Они несли дежурство в десяти позиционных районах. В каждом районе базируется по четыре - пять полков. На вооружении каждого полка - девять автономных пусковых установок и подвижной командный пункт.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались за пределами России, на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН "Тополь" из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен.

На западе комплекс получил обозначение SS-25 "Sickle".

Состав

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон". Сложнейшей технической задачей оказалось размещение на переднем днище корпуса верхней ступени узла отсечки тяги с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемые ДУЗ"ами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции.

Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно неподвижное сопло.Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.

Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода "Арсенал" Серафима Парнякова. Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. По отечественным источникам круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность составляет 400м, по западным источникам - 150-200м. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты без разворота пусковой установки. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска полностью автоматизированы.

"Тополь" оснащен комплексом средств преодоления ПРО. Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники, "Тополь" может стартовать как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки в гаражных укрытиях с раздвигающейся крышей. Для этого пусковая установка вывешивается на домкратах. Боеготовность с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут. Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты.Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещен на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере.

Пусковая установка (см.схему ) разработана в Волгоградском ЦКБ "Титан" под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина. Пусковая установка смонтирована на шасси семиосного тягача МАЗ-7912 (позже - МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Эта машина 80-х годов оснащена дизелем мощностью 710 л.с.) Минского автозавода с двигателем Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев. Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО "Союз" под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова. Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца.

Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет. Подвижный командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы,км 10 000
Длина ракеты,м 21,5
Стартовая масса,т 45
Масса головной части,т 1
Масса снаряженной первой ступени ракеты,т 27,8
Длина первой ступени,м 8,1
Длина второй ступени,м 4,6
Длина третьей ступени,м 3,9
Длина головной части,м 2,1
Диаметр корпуса первой ступени,м 1,8
Диаметр корпуса второй ступени,м 1,55
Диаметр корпуса третьей ступени,м 1,34
Диаметр транспортно-пускового контейнера,м 2
Площадь района боевого патрулирования комплекса,км 2 125 000

Испытания и эксплуатация

ПГРК "Тополь" вышел на испытания в феврале 1983 года. Первый пуск состоялся 8 февраля на полигоне Плесецк. Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П. Один пуск закончился неудачно.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

29 ноября 2005г. был осуществлен учебно-боевой пуск МБР РС-12М "Тополь" мобильного базирования с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке. Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска - проверка надежности оборудования. Ракета простояла на боевом дежурстве 20 лет. Это первый случай в практике не только отечественного, но и мирового ракетостроения - успешно осуществлен пуск твердотопливной ракеты, находившейся столько лет в эксплуатации.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт". Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.