Нод по экологии в подготовительной группе зима. Занятие по экологии Прогулка в зимний лес. Материалы и оборудование

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

    замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

    за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

    без труда ассоциировать отдаленные понятия;

    стремление познавать;

    применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

    целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

    самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

    образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Одним из важных моментов для развития творческих способностей детей является интеграция видов изобразительной деятельности, что дает возможность находить свои варианты и способы изображения. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) – один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, условия обеспечивающие сочетание занятий разного вида. Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника и именно она дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, обилие изобразительных материалов на одном занятии дает возможность создать «живой» образ. Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность проведения с детьми работы по изобразительной деятельности.

Методологически важным в связи с этим является то, что в процессе взаимодействия со взрослым ребёнок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических оснований, так и в достижении новых возможностей развития.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить, об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей.

Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности формировании личности и положении Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельности взаимосвязь воспитания, обучения, творчества. В связи с этим большое внимание надо уделять развитию самостоятельности, представление им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражение личного опыта. Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием. Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Большей частью замысел у ребенка оформляется в процессе рисования. Даже в тех случаях, когда замысел предложен воспитателем, воплощение его в рисунке не дает совершенно одинакового результата у всех детей. Рисунки индивидуальны, отражают творческий потенциал каждого ребенка.

Творческие способности в передаче изображения зависят и от того, насколько хорошо дети владеют доступной им техникой рисования.

Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЗИМЫ»

ЦЕЛЬ: Продолжить расширять знания детей о природных явлениях зимы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи :

Закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе , связанные с зимним периодом ;

Закреплять знания о зимних месяцах ;

- продолжить знакомство со свойствами снега и его строением.

Развивающие задачи :

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей .

Продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к изучению природы , любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, ноутбук, разрезные картинки с изображением зимы, ванночки 2 шт., воронка, фильтровальная бумага, стакан, лупы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что сегодня мне пришло на почту (показывает конверты, в которых находятся разрезные картинки). Какие-то конверты. Давайте заглянем.

Воспитатель открывает конверты, вынимает разрезные картинки и предлагает детям собрать их. (2 слайд). Дети принимаются за работу. После окончания воспитатель задает детям вопрос.

Воспитатель: как вы думаете, какое время года изображено на картинках?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, ребята. Это зима! Послушайте загадку и отгадайте, о чем идет речь. (3 слайд).

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … (зима).

Ответы детей.

Воспитатель: правильно! Сегодня мы поговорим о зиме и ее явлениях. Давайте с вами вспомним названия зимних месяцев.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. (4 слайд) Декабрь самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь он самый первый, самый младший месяц нового года. Видите, он стоит с новогодней елочкой. Февраль последний зимний месяц. Он второй по счету месяц в году.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. (слайд 5). На ней изображена зима. А скажите, какое время года бывает перед зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: а какое время года будет после зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. Одним из первых признаков зимы является как вы думаете, что?

Ответы детей.

Воспитатель: одним из главных признаков зимы является снег. (слайд 6). Давайте посмотрим на снег под микроскопом. Посмотрите, снег состоит из маленьких кристалликов – снежинок. Нет ни одной одинаковой снежинки. Каждая снежинка уникальна. Скажите, а из чего снег состоит?

Ответы детей.

Воспитатель: снег - это замерзшая вода. (слайд 7). И сейчас с вами мы проведем опыты со снегом. Посмотрите, в ванночках находится снег. Что произойдет со снегом, если мы его оставим в комнате.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно он растает. Ребята, подскажите, а можно есть снег?

Ответы детей.

Воспитатель: вы все верно говорите, снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, воронка, фильтровальная бумага и прозрачный стакан. В воронку мы положим фильтровальную бумагу. И нальём воды. Смотрите, что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: вода стекает вниз в стакан, а все что было в воде остаётся на бумаге. Давайте, посмотрим, что осталось на бумаге через лупу.

Дети внимательно рассматривают бумагу через лупу и комментируют свои наблюдения.

Воспитатель: скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно она замёрзнет и превратиться в лед.

Воспитатель: посмотрите на картинку (слайд 8) внимательно. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это изображение луны и солнца. Как называется время суток, когда светит солнце светло?

Ответы детей.

Воспитатель: а как называется время суток, когда светит луна и темно?

Ответы детей.

Воспитатель: что вы можете сказать о продолжительности дня и ночи в зимние время года.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята! Зимой день становится короче, а ночь длиннее. А теперь, давайте, вспомним какие зимние явления в природе есть и как они называются?

Ответы детей.

Воспитатель: я вам помогу. Ответы на мои загадки будут как раз-таки явлениями в природе зимой.

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится?

Стелет белую постель,

Это снежная … (метель)

Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге …(гололед)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (северное сияние)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …(иней)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём...(узоры)

Воспитатель: правильно, ребята! Какие вы молодцы! Сегодня с вами мы вспомнили и узнали какие природные явления бывают зимой. А теперь расскажите, какое из явлений природы зимой вам понравилось больше и почему?

Ответы детей.

Занятие по экологии для детей 6-7 лет "Прогулка в зимнем лесу"

Сообщение темы:
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала.
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо,
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых
К нам пришла красавица Зима.
Я.Купала
Вводная беседа о зиме.
Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно. "
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
"Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Я- белоснежная Зима,
Я вам построю терема,
И сад, и лес посеребрю,

Всех вас ребята в гости
Ко мне скорее поспешите.
В лесу найдёте вы меня, Среди сугробов прячусь я…
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? А готовы вы к трудностям, которые встретятся нам в пути? Мы должны подготовиться к этой встрече. Давайте вспомним, что мы о ней знаем.
- У зимы три месяца. Как они называются?
Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- А что бывает только зимой? (снег)
- Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Поговорки: Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос, в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит…
Воспитатель: Нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах.
Имитация движений с речевым сопровождением
Воспитатель:
Друг за другом мы встаем
К зимушке - зиме пойдем
В царство снежное отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем бодро, весело шагать. Поднимай повыше ногу, Проложи себе дорогу. Побежим мы поскорее, Ножки с ручками согреем. Осторожно все идем. Ходят « змейкой между кочками» На сугробы не наступаем, А дружно по лыжной дорожке шагаем. Маршируют
Остановка. Ребята, посмотрите здесь какой - то зверь пробежал и оставил свои следы. Давайте я вам загадаю загадку а попробуйте отгадать чьи это следы.
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лиса)
Лисица, передвигающаяся спокойно, идёт по прямой линии, оставляя за собой чёткую цепь следов. А длинным хвостом она заметает следы.
Давайте построим цепочку семейства лисы: папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок, а много – лисята. В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой?
Дети . В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел».
Воспитатель: У лисички шерсть золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боится она самых трескучих морозов, так как шубка у неё густая и пушистая. Лапы как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы.
Зима - самое тяжелое время для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот и мышкует пока не насытится.
Воспитатель : Так ребята на этом наша остановка заканчивается, встаем на лыжи и поехали дальше.
Остановка : Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы.
И я предлагая вам со мной поиграть в игру «Опиши и расскажи»
Воспитатель: Правильно ребята это заяц. В лесу много видов зайцев. Посмотрите это заяц – беляк.
Заяц-беляк приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов.
Посмотрите, а здесь заяц-русак насторожился. Ему зимой сложнее спрятаться от врага. Мех его зимой остается серым, и только большие чуткие уши помогают услышать приближающего врага, а длинные задние ноги помогают зайцу быстро бегать и далеко прыгать.
Много врагов у зайца – совы, лисы, волки, рыси.
Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться. Зубы у зайца острые.
Заяц – беляк.
Живет в лесу, он лесной заяц. Днем спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень любит кору молодых осинок и берез. Глубокого снега он не боится, легко передвигается по нему. Потому что лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью. Ему тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел.
Заяц – русак.
Живет в полях и степях. Он тоже отправляется ночью кормиться, раскапывает снег на озимых. Когда поле покрывает глубокий снег, и русак не может добраться до озимых, он начинает бегать на огороды грызть кочерыжки от капусты. Если их нет, скачет к стогам сена. Он бегает и в сады, где обгрызает кору молодых яблонь. Русаки приносят садам большой вред. Днем русак спит в ямке на лугу или в поле.
Воспитатель: Так ребята на этом наша привал заканчивается, встаем на лыжи вперед.
Остановка: Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы.
Воспитатель : Пока вы думаете, я предлагаю вам со мной поиграть.
Разбиваемся на две команды и я каждой команде дам по картинке, вам нужно их собрать, чья команда соберет первой та команда имеет право назвать свой ответ первыми.
Игра «Пазлы» (картинка волка)
Воспитатель : Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. В поисках пищи пробегают очень большие расстояния. Недаром про них говорят “Волка ноги кормят”. Когда они голодны, то очень смелы и могут нападать на дворовых собак, овец.
Воспитатель: На это наш привал опять заканчивается. Встаем на лыжи и едем дальше.
Остановка: Ребята посмотрите опять, какой - то зверь решил нас с вами потешить и оставил для нас пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал?
Воспитатель:
Такой след оставляет после себя белка! Она искала в шишках семена, которыми питается.
А так выглядят беличьи следы на снегу.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. Гнездо белки называется гайно.
В дупле у белки сухо, тепло. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по зимнему лесу.
Давайте вспомним, кого мы с вами повстречали в нашем зимнем лесу.
Ответы детей.

Цель: Активизировать познавательный интерес детей к диким животным, стимулировать к речевой деятельности.

Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о жизни диких животных зимой;
закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе;
сформировать у детей желание принять участие в природоохранительном воспитании населения;
познакомить с экологическими проблемами в природе;
упражнять детей в составлении рассказа по картине, используя имеющиеся знания и представления;
продолжать учить внятно произносить слова с естественной интонацией.

Развивающие:
побуждать детей к творчеству и фантазии;
развивать голосовой аппарат, подражая голосам диких животных;
активизировать внимание, слуховую память, наблюдательность, словесно-логическое мышление;

Воспитательные:
воспитывать заботливое, рачительное отношение к животным;
воспитывать познавательный интерес;
создавать у детей радостное настроение;

Материалы и оборудование к занятию : картины «Белочка»,»Зайцы зимой», «Медвежья берлога»,»Лиса»,экологические знаки, картинки со следами диких животных, аудиозаписи музыки П.И.Чайковского»Времена года. Декабрь»,муляжи снежков, пастельные карандаши, бумага тонированная холодных оттенков.

Предварительная работа: презентация «Дикие животные Сибири»,рассматривание в энциклопедии следов диких животных.

Ход совместной деятельности:
Дети заходят в зал, их встречает Лесовичок.
Лесовичок:- Здравствуйте, ребята! Я-Лесовичок, хозяин леса. Совсем в последнее время люди забыли о нас, лесных жителях, разучились вести себя в природе. Вы хотите отправиться в сказочный лес? Там мы познакомимся с лесными правилами, послушаем сказочную музыку леса, встретим и поиграем с моими друзьями- лесными жителями.
Но прежде, чем оправиться в лес, подскажите, какое сейчас время года? Назовите приметы зимы? Какие вы знаете зимние месяцы?
Ответы детей.

Раздается стук в дверь, заносят телеграмму, Лесовичок читает:
«Заходите, приезжайте в лес,
Он полон сказок и чудес!» (Лесные жители)
Лесовичок:- Ну что ж, в путь мой, друзья. Давайте наденем шапки, шубы, рукавицы, валенки. Встаем на лыжи и в путь!
Дети имитируют

Вот мы с вами и приехали в лес, послушайте музыку о зимнем лесе.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»

Что вы представили, когда слушали эту музыку? Какая музыка по настроению, характеру?
Ответы детей.

Правильно, это следы белки, а вот и она в ветвях сосны. Расскажите мне,как зимует белка?
Выставляется картина»Белочка»,дети рассказывают.

Дети идут дальше, видят экологический знак»Берегите муравейник».
-Как вы думаете, что этот знак обозначает? Как вы догадались? Зачем надо охранять муравьев?

Физкультурная пауза:
-В лесу много снега, давайте поиграем с вами в игру «Снежки».Надо закидать друг друга снежками.
Дети бросают в друг друга муляжи снежков.

Пора нам двигаться дальше, отдохнули мы немного.
Дети продвигаются дальше и видят следы.
-Чьи это следы, как вы считаете?
Дети отвечают, что это следы медведя.
Правильно, это следы медведя, расскажите, как медведь готовится к зиме, как зимует?
Выставляется картина»Медвежья берлога»,дети описывают картину.

Смотрите, а это чьи следы на снегу?
Дети говорят, что это следы зайца.
Правильно, это следы зайца- беляка, расскажите мне о нем!
Выставляется картина «Зайцы зимой»,дети составляют рассказ по картине.

Дети видят знак «Не ломай и не руби ветви деревьев и кустарников».
-Как вы считаете, что обозначает этот знак? Почему вы так думаете? Что будет, если люди не будут беречь деревья?

Запомните, эти правила, есть ещё много лесных правил, с ними мы будем знакомиться при следующей встрече. Сейчас мы приехали к самой опушке леса и я хочу проверить, как вы запомнили лесных животных, которых мы встречали по дороге.

Лесовичок загадывает загадки и вписывает отгадки в кроссворд.
1.У меня меховая шубка,
Проживаю я в лесу,
Ягоды, грибочки
В дупле своем грызу.
(Белка)
***
2.Лапу он сосет зимой,
Косолапый зверь лесной.
(Медведь)

***
3.Рыжехвоста и умна,
Любит мышковать она.
(Лиса)
***
4.Грызет веточки зимой,
Длинноухий и косой.
(Заяц)

Лесовичок: -Молодцы, вы и кроссворд умеете отгадывать. Но мы уже пришли, мой лес закончился. Лесные жители попросили, чтобы вы их нарисовали, а я передам ваши рисунки.
Дети рисуют животных пастельными карандашами.
Лесовичок: -Ребята, наше путешествие лес закончилось. Что вам понравилось в путешествии в лес? Что было интересно? А что вам не понравилось?

Название: Зимнее занятие. Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология


Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ»Детский сад №72 комбинированного вида»
Месторасположение: город Новосибирск

Владимирова Ирина Эдуардовна

Воспитатель, МДОУ детский сад №9 "Малыш", г. Павловский-Посад Московская обл.

Владимирова И.Э. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

Заказ № 25643

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) н а тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.

Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Развивающие:

Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Оборудование:

Импровизированный «Воздушный шар»

-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе

Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия

Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия

Знаки по правилам поведения на природе

Иллюстрации по правилам поведения на природе

Эмблема года экологии

-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)

Фотографии животных и растений

-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем

Цветной картон (страницы для красной книги)

Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка

Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха

Эмблемы-медали: «Защитники природы»

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе
  • Разучивание стихотворений
  • Чтение экологических сказок
  • Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
  • Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
  • Просмотр видеоматериала по экологии

Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?

(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)

Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.

Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»

(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))

Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи. Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.

«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят

Ваню - земляникой, Таню - ежевикой,

Машеньку - орешком, толю - сыроежкой.

Катеньку - малиной, Васю - хворостиной.

Догадались, что это за чудо - богатырь?»

Дети: (лес)

Да, ребята -это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?

Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».

Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?

(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…)

Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?

(Предложения детей: надо всё убрать …)

Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.

А куда можно деть этот мусор?

(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку)

Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.

(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).

Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?

- Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.

Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки - радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?

(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям - мы научим всех - и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес - ведь это чистый воздух и наше здоровье.

Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.

Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.

Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».

Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.

Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.

Воспитатель прикрепляет знаки - загрязнение воды и воздуха -выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …)

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен -годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое -экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?

Дети:(экология -это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда)

Воспитатель: - Да, ребята -экология -это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?

Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)

Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.

Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему -нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.

(Просмотр детьми видео)

Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга»

Кто-нибудь может рассказать -что он запомнил из посмотренной передачи?

Зачем люди создали - «Красную книгу»?

(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор -они охраняются -законом. И никому нельзя уничтожать их.)

Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите -я приготовила -саму книгу-вот она (показ книги)

Почему она красного цвета?

Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)

Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.

Что обозначают страницы -красного цвета?

Дети:(На красных страницах - те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь)

Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого -какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)

Дети:(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)

Воспитатель: - А, что обозначают жёлтые страницы?

Дети:(-На жёлтых страницах -те растения и животные -количество которых быстро снижается)

Воспитатель: -Дети, у кого есть -жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения.

Дети:(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)

Воспитатель: - А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Дети:(На белых страницах -животные и растения, численность которых всегда была невелика.)

(Филин, сова…)

Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?

Дети:(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.)

Воспитатель: -Покажите и назовите их.

Дети:(Карликовая берёзка)

Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Дети:(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)

Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Дети:(Прибайкальский шмель)

Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.

Воспитатель читает стихотворение:

«Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.»

Воспитатель: - А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.

(Дети надевают -шапочки и садятся на ковёр)

Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится -о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.

Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.

«Все на свете, всем нужны!

И рыбы не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без лягушек нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Нам птицы нужны и нужны пауки

Нельзя обойтись никому без воды!

И солнце, и воздух нужны и земля.

Ещё без растений никак нам нельзя.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.»

Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.

В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками.

Воспитатель вручает детям -медали-эмблемы- «Защитники природы».

Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.

Просмотр видео-песня о защитниках природы.