Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу. День буждения лешего Как выглядит леший

Маленькими шагами к новому миру


В прошлый раз мы с вами познакомились с домовым. Хранителем дома и домашнего очага. Дом восточные славяне воспринимали как безопасное человеческое пространство. Но были и опасные, чуждые человеку места, где по поверьям жили свои духи. Такие места даже считали воплощением иного мира. Одним из таких мест является лес.
Полноправным «хозяином» леса считают лешего. По-другому его ещё называют: лесовик, лешак, лесной дедушка, лесной житель, лесной хозяин, лес праведный.
Отношение к лешему у славян было двойственное. С одной стороны относились к нему как к злобному проказливому духу, способному завести в чащу, болото или заставить плутать в лесу, карающему за нарушения лесных законов. С другой именно лесовик мог показать место, где много грибов и ягод, вывести на опушку, защитить от зверей и злой нечистой силы.

Представляют лешего в виде мужчины с бородой и в крестьянской одежде: кафтан, балахон, армяк, лапти, шапка из разных лоскутьев. Цвет в одежде предпочитает белый, красный, чёрный или зелёный. Вот только надевает он всё это не как человек – правую полу кафтана запахивает за левую, левый лапоть надевает на правую ногу и наоборот. Пояс леший не носит вообще, отчего его и причисляют к нечистой силе. В руках часто держит кнут, дубинку или кошелку. Правый глаз у него неподвижен и больше левого, волосы он зачёсывает налево, когда садится, то всегда закидывает левую ногу на правую. Такое видение лешего неспроста – левая сторона всегда ассоциировалась с нечистой силой.
Кожа у лесовика синеватая, глаза светятся зелёным огнём.
Но в тоже время, постоянного облика у лешего нет. Он может предстать в виде родственника или знакомого, обратиться в зверя, птицу. По желанию становится ростом с самые высокие деревья или уменьшается до размеров муравья.
Когда леший является в образе человека, увидеть его истинный облик можно, лишь посмотрев через правое ухо лошади.
Любимые места лешака – коряги, выворотни, лесные избушки и чаша леса.
Забот у лешего много. Он и лес сторожит, и распоряжается в нём всем. Как пастух следит за стадами лесных зверей, перегоняет их с места на место. Бывает что он сидит на пеньке и плетёт себе новые лапти или занимается другими хозяйственными делами, устав от которых он, бывало, выходил к остановившимся в лесу путникам погреться у костра, посидеть, поговорить.
Входя в лес, обязательно надо испросить разрешения у лешего, а лучше всего прийти с подарком. Вспомните обычай, когда идя в гости мы покупаем что-нибудь к чаю. Так, и идя в гости к лесовику, надо попросить разрешения войти в лес и отдельно разрешение для сбора грибов-ягод, ловли дичи. Иначе незваных гостей, лешак может наказать – собьёт с пути, заведёт на болото или в чащу, натравит зверей, украдёт вещи.
Охотникам, например, надо было договорится с лешим об охоте – на кого охотиться, сколько особей можно подстрелить и в какое время. Иначе лесовик всю охоту испортит, да ещё заночевавшего в лесной избушке (а охотники там часто останавливались на ночь) будет всю ночь пугать скрипами, стонами и другими страшными звуками.
Нельзя поминать лешего, когда туда собирается идти ребёнок. Брошенное сгоряча: «Понеси тебя леший!» могло обернутся плохими последствиями – ребёнок мог не вернутся из леса. Чтобы это точно не случилось, мать должна сама проводить детей в лес, положить на пень кусок хлеба, завёрнутый в тряпочку и сказать: «Царь лесной, царица лесовица, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят и отпусти их домой».
Если леший всё же начал доставать, то уберечься от него можно солью, огнём, бранью. Но с последней надо быть осторожнее – некоторые лешие настолько её не терпят, что карают за одно-единственное ругательство. Но самый распространённый способ спасения от лесного хозяина – вывернуть наизнанку свою одежду и надеть левую обувь на правую ногу. Тогда леший примет человека за своего собрата и перестанет морочить.
Не только охотникам и грибникам приходилось договариваться с лешим. Пастухи тоже иногда заключали с ними договор. Приходили за полночь в лес, неподпоясаные, и кликали лесного хозяина. С ним заключали устный договор о том, что стадо беспрепятственно пасётся рядом с лесом и лесу, звери его не трогают, леший не уводит. А в обмен леший просил несколько коров. Часто пастух уговаривал его на одну, но самую лучшую в стаде, а очень умелый и болтливый мог даже уговорить на пару куриных яиц. По окончании договора, обычно следующей весной, пастух должен был привести/принести лешему плату. Если он не исполнял своего слова, расплачивался тогда своей жизнью.
«Ну, с лесным раньше пастухи знались, так говорили, что у тех, кто с лесным знается, лесной выбирает из стада самую лучшую скотину. Ну, он забирает, закрывает ее, она так в лесу и остается, она зайдет в такое место, что ей не выйти. У нас все время пас Игнат. Он пас лесом. И вот знаешь, ведь с лесным надо тоже рассчитываться. А лесной взял и выбрал у него корову-то от сирот. Тут вот рядом соседка была, а у нее двое детишек. А лесной-то взял и эту корову выбрал от сирот, от бедных, а не от богатых. Пригнал пастух коров, а этой нет. Эта женщина пастуха спрашивает: «Где, Игнатий, моя корова? У меня коровы нету». Так он сходил и пригнал. Он пригнал эту корову, которую лесной себе выбрал, не отдал эту корову лесному. А надо было отдать - отдал бы, живой остался. А он не отдал, так его старуха рассказывала: «Двери ночью открыло, среди ночи все стены исхлестало в избе». Леший его захлестал. И он умер. Два дня спал, а на третий умер.»
Но лешие не только заключали договоры, но и любили развлекаться. Особенно играть в азартные игры между собой. Обычно на кон ставились подчинённые лешего – белки, зайцы. Если один лесовик проигрывал стаю в карты другому, то потом эта стая насильно перегонялась в лес выигрывавшего. Как писал об этом Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила»: «Не освобождены от такой зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами, и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие сибирские города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, – то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру, и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. По рассказам старожилов, одна из таких грандиозных игр велась в 1859 году между русскими и сибирскими лешими, причем победили русские, а продувшиеся сибиряки гнали затем из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы, в печорскую и мезенскую тайболы.»
Существует поверье, что леший как некоторые звери засыпает на зиму – проваливается под землю 17 октября и просыпается весной, когда снег начинает таять.
Перед уходом на зиму лесовики валят деревья, роют землю, загоняют зверей в норы. Люди стараются в этот день не заходить в лес, чтобы не попасть под горячую руку.
Опасны и летние свадьбы лешего, когда в лесу поднимаются бури, выворачиваются с корнем деревья, разбрасывается валежник.
Так что будьте осторожны заходя в лес и не забудьте спросить разрешения у его хозяина.

Использованные материалы:
1. В.В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»,
2. Е.Е. Левкиевская «Мифы и легенды восточных славян»
3. К. Королёв «Энциклопедия сверхъестественных существ»

Все мы любим лес и природу. Но забываем об одном — лес это территория жителей, которые сложно воспринимаются человеческому взгляду. И не стоит думать, что там живут только птички и белки, там живут и своего рода невидимые хранители этих зеленых территорий. В этой статье вы узнаете кто такой и какие правила поведения в лесу существуют.

Леший – это лесной дух, популярный персонаж многочисленных преданий восточных славян.

Примечательно то, что на фоне современного упадка мифологической традиции, леший не забыт. В сказках и стихотворениях, в кино и мультфильмах, в текстах песен и на полотнах художников перед нами предстает сложный и многогранный образ лешего. Но каким бы ни был хозяин леса, в его владениях следует обязательно придерживаться определенных правил.

Он - полноправный владелец всего, что есть в лесу, пасет лесную живность, кормит и защищает ее от охотников.

Леший очень силен, причем не всегда можно точно сказать, что эта сила принесет человеку – добро или зло. Но поскольку лесное пространство, хоть и активно используемое, но все же дремучее, неизведанное и полное опасностей, всегда вызывало в людях страх – то и леший, которому принадлежат эти просторы, со временем стал ассоциироваться с нечистой силой. Его боялись и, находясь в лесу, всеми силами старались избежать с ним встречи.

Однако представление о лешем не всегда было таковым: в былые времена его считали добрым и справедливым духом. Наши далекие предки были уверены, что леший ни за что не навредит человеку без причины.

Но со временем люди стали злоупотреблять добротой хозяина леса и ненадлежаще вести себя в его владениях:

  • рубить деревья, не зная меры,
  • охотиться ради забавы,
  • неразумно жечь костры,
  • устраивать на лесных полянах шумные пиршества.

Тогда леший стал представать перед людьми как злой дух, вредящий, пугающий до полусмерти, насылающий видения и болезни.

Но надо понимать, что таким образом леший просто пытается защитить свои владения. Посудите сами, если бы в ваш дом ворвались грубые невежественные люди, переломали вашу мебель, развели костер посреди кухни и повсюду разбросали мусор – вам бы это понравилось? Вряд ли. Поэтому важно знать, как вести себя в лесу , чтобы не разозлить его полноправного хозяина, и чем задобрить разозленного лешего.

Как выглядит леший?

Многие люди, в том числе эзотерики считают, что леший лишен материальной оболочки, но в то же время способен принимать формы. В сказаниях, песнях и стихах он изображается по-разному, например, как человек, зверя, ветра, гиганта или гнома...


Его настоящего облика никто никогда не видел и вряд ли увидит: поговаривают, будто хозяин леса не хочет, чтобы люди, посмотрев на него настоящего, сошли с ума от ужаса.

Хозяин леса меняет свой внешний вид и рост в зависимости от ситуации и окружающей его растительности. Так, выходя погулять на лесные поляны, он становится малой былинкой, чтобы без труда укрываться за цветками и ягодными кустами. В лесу рост лешего может соответствовать высоте деревьев. А вот для встречи с опасностью он может выбрать облик медведя, волка или другого грозного зверя, но также может предстать в виде (чаще всего филина).

Усредненный «портрет» лешего в образе человека: отсутствуют ресницы и брови, волосы всклокочены или зачесаны налево, лицо темнее, чем у людей, ярко-зеленые или неестественно светлые глаза.

В некоторых рассказах леший описывается как человекоподобное остроголовое существо, лишенное ноздрей или правого уха.

Белорусские староверцы, говорят, что у лешего все в порядке с ноздрями и ушами, но у него всего один глаз. Это одноногое существо.

Некоторые уверяют, что лесной дух никогда не снимает остроконечную шляпу, что он носит зеленую бороду, очень схожую с ветками деревьев.

По поверьям, лешие – это очень шумные существа: часто хохочут, аукают, свистят, плачут, подражают птиц и зверей. При встрече с людьми они молчат.


Есть мнение, что леший иногда контактирует с людьми, например, с человеком, который заблудился в лесном массиве. В таких случаях лесной дух обычно принимает вид маленького сгорбленного старичка, с длинной седой, рыжей или зеленой бородой. При этом наряд защитника леса обычно состоит из белого балахона и красной рубахи, лаптей. Лешего можно определить по — левому лапту на правой ноге или наоборот.

Говорят, что постоянным спутником лешего является ветер, заметающий его следы.

В свое время последствия ураганов – сорванные крыши, вырванные с корнями деревья... причисляли к проделкам лешего. В то же время нет сведений о том, что лесной дух намеренно вредил человеку. Исключение – заслуженные наказания.

Правила поведения в лесу

Перед входом в лес наши предки обязательно молились и просили у лесного духа разрешения войти. Даже на сбор лесных даров, хвороста надо было получить разрешение. Духа часто задабривали угощениями: пирогом, хлебом.


После этого можно было входить в лес. Только леший зорко следил за деятельностью человека в своих владениях и не разрешал брать больше, чем следовало.

Перед походом в лес старались не говорить, что уходят ненадолго и скоро вернутся – ведь это решать лешему, а не человеку. Лесной дух не любит хвастунов, поэтому он нарочно старается держать их в чащобе как можно дольше – чтобы показать, кто здесь настоящий хозяин.

В лес также ни в коем случае не шли, если незадолго до этого услышали из уст родственника проклятие в свой адрес, пусть даже сказанное не всерьез. Сначала следовало снять действие проклятья.

Считалось, что у охотников особые отношения с лесным духом, и ответственность перед ним больше, чем у обычных людей. Верили, что охоту ради развлечения лесовик не позволяет, и строго наказывает всех, кто убивает животных просто так.

Остальные же охотники могли заключить с духом леса особый договор. Наилучшим временем для этого считалась Пасха, в которую охотники отправлялись в лес и на перекрестке дорог задабривали лешего яйцом, хлебом с солью, первой добычей. Некоторые охотники для верности скрепляли договор своей кровью.

Иногда леший сам указывает охотнику, как заключить договор и каковы будут его условия.

Охотники, особенно нуждавшиеся в удаче, иногда использовали специальные заговоры с обращением к лешему. Если охотник все делал по правилам и не нарушал своих обязательств, то леший приводил под его ружье целые стада животных и делал метким каждый его выстрел.

Но если человек нарушает договор с лесовиком и берет больше лесных богатств, чем положено, тогда леший всячески вредит и мешает ему. Он может прятать и ломать топоры, раскидывать уже собранные поленья, отводить выстрелы, портить ружья, заманивать людей в непроходимые места. Некоторые стараются обмануть хозяина природы, применяя против него специальные обереги и заговоры – но чаще всего это не срабатывает и лишь еще сильнее злит его.

Леший не терпит на своей территории брань, шум, ссоры, громкие пения. Особенно он не любит, когда люди свистят, так как считает, что только он может это делать в своих владениях. Также не любит, когда даром поминают его имя. Если вы услышали эхо или незнакомый голос, не спешите откликаться и идти на крик – сначала прислушайтесь. Это вполне может быть леший, недовольный вашим поведением и желающий вам навредить.

Хозяин леса хорошо относится к кострам и даже сам любит погреться у огонька. Однако если на костер использовали живые деревья, а не опавшие ветки, он может разозлиться. Также его вряд ли устроит, если огонь был разведен не по правилам, в результате чего пострадала окружающая природа. Также нельзя разжигать костер на тропе или на пересечении нескольких тропинок – в таком случае недовольство лешего будет вам обеспечено.

Лешие целый день блуждают по лесу, а ночевать отправляются в лесные сторожки. Если же путник, очутившись в лесу, задумает переночевать в избушке, уже занятой лешим – ему несдобровать. Разозленный тем, что его напрасно потревожили, леший приложит все усилия для выпроваживания незваного гостя. Он поднимет сильный ветер, какой будет шатать кровлю избушки, со страшным грохотом открывать двери и окна, низко сгибать ветви близлежащих деревьев. Но если все это не заставит путника в страхе убежать прочь от сторожки, то потом он непременно заблудится.

Что спасет от проделок лешего?

Заблудившиеся в лесном массиве люди ранее просили у лесного духа помочь найти путь домой. В этом случае не обойтись без подношения чего-нибудь съестного (достаточно положить на землю).


После этого необходимо сесть под ближайшее дерево и ждать знака – он может прийти как извне, так и в виде предчувствия. Так что необходимо внимательно наблюдать за всем происходящим вокруг и в то же время прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

Сойти с «путаной» тропы, если вдруг леший отказал вам в помощи, можно и самостоятельно. Для этого необходимо идти прямо и сыпать перед собой соль. Если будете слышать позади себя окрики – на них не обращайте внимания. Не надо ни оборачиваться, ни сходить с выбранного пути, ни откликаться на голоса – это лесной дух пытается вас запугать, а испуганный человек, как известно, быстро теряет ясность разума.

Если вы попадете под чары лешего, избавьтесь от всей одежды, а затем наденьте ее задом наперед. Нелишним будет поменять местами обувь. Таким образом, человек подражает обычаю лешего ходить в одежде шиворот-навыворот и показывает лесному духу, что он свой.

От его воздействия можно спастись в реке или на мосту, так как он, согласно поверью, не может пересечь бегущую воду. Ну а чтобы завершить разговор с лесовиком, надлежит произнести «заднее слово», то есть то, какое было первым произнесено в разговоре (неважно, человеком или самим лешим) – это как бы замкнет словесный круг.

Впрочем, бывают эпизоды, когда от проделок лешего не помогает ни один из перечисленных выше способов. Происходит это один раз в году – 17 октября. В данный день знающие этот факт крестьяне в лес не приходят.

Стараются не ходить в леса и даже по рощам не гулять также в Ильин день. От лесных прогулок лучше воздержаться и на Воздвижение. Считается, что в эти день лешие осматривают свои владения, перегоняя по лесу зверье – попадаться на пути такому каравану смертельно опасно.

Вот и все, дорогие, друзья. Уважайте природу и его хозяина. Убирайте за собой и всегда будьте в хорошем настроении. Приятных вам путешествий!

Делитесь статьей с друзьями и рассказывайте как вести себя в лесу и уважать его хозяина.

Поведение в лесу
Поведение у воды

Поведение в лесу

Лес - «чужое» пространство. Такое отношение к лесу русского крестьянина вызвано тем, что земледелие было подсечным. Отчужденность лесного пространства подчеркивалась эпитетами: густой, непроходимый, темный, дремучий. Лес населен как вредоносными персонажами, так и помощниками человека. В Троицкое воскресенье лес считался именинником, его нельзя ни ломать, ни рубить, кроме одной обрядовой березки.

Леший - хозяин зверей и леса в целом. Леший представлялся стариком в белой одежде и в большой белой шапке, а также одетым в звериную шкуру. Эхо в лесу считалось криком Лешего. Он может отзываться на человеческое пение своими заунывными песнями.

Леший живет в лесных чащобах. Он любит гулять по лесу, особенно в лунные ночи, висеть и качаться на деревьях. Подшучивая над человеком, обводит его невидимой чертой, за которую тому не выбраться. Когда человек заблудился, Леший радуется, свищет, хохочет, хлопает в ладоши и громко кричит на разные голоса: ржет, мычит, лает и мяукает.

По поверьям, заблудившийся должен вывернуть одежду и белье, или надеть обувь не на ту ногу, или снять обувь и перевернуть в ней стельки наоборот. Тогда при ходьбе ноги пойдут в сторону, противоположную той, куда направляет Леший, и человек выйдет на правильную дорогу. Более всего оберегались от потехи Лешего 22 августа. Но он может и помогать человеку, предупреждать об опасности, отгонять с места, на которое падает дерево, вывести заблудившегося человека из леса, пасти скот при соответствующем договоре с пастухом и даже нянчить потерянного (оставленного на покосе) ребенка. Леший - повелитель зверей. Любимцем является прислуживающий ему медведь. 14 сентября Леший сгоняет в одно место все подвластное ему зверье и устраивает смотр перед наступающей зимой. В этот день крестьяне в лес не ходили. Опасались ходить и 4 октября, когда Леший бесится перед тем, как пропасть или замереть на зиму, ломает деревья, гоняет зверей. С первыми морозами он проваливается под землю.

Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть - лес на кварталы делят, где кому хозяйничать.

Звижнев день - 25 сентября. Нельзя в лес ходить, собираются все звери, особенно змеи. 25 марта змеи выползают из-под земли «на юрьеву росу», 30 мая у змей свой праздник. Они собираются вместе на змеиную свадьбу. В этот день встречи с ними особенно опасны. 20 июля (Перунов день) змеи выходят из своих нор и ползают по лугам и лесам.

Охотники, кто в лес ходит, когда надо ночь в лесу переночевать - спрашивают у Хозяина: «Пусти, Хозяин, не век вековать, А одну ночь ночевать». Так три раза скажут, и спать укладываются. А то если не сказать, бывает, Хозяин пихнет что-нибудь в огонь, напугает или еще что.

Когда в лесу ночуешь, обязательно просишься:

«Хозяин и хозяюшка,
Хозяйские малые детушки.
Нам не век вековать.
Одну ночь ночевать».

Если кто ночует в лесу, рыбак или охотник, обязательно надо у вольного (лешего) спросить разрешения ночевать.

Чтобы не блудить, надо все платье снять и на левую сторону вывернуть. И пойдешь, куда надо.

Нельзя лешакаться, лучше уж матюгаться, особенно если по лесу идешь.

Змей убивать и ловить нельзя, змеи добро приводят. Говорят, если змею за хвост стряхнуть - не укусит и не уползет никуда.

Поведение у воды

Вода - это граница между мирами: небом, землей, потусторонним миром. Очистительные омовения сопровождали рождение человека, его свадьбу и смерть. Преодоление водной стихии как границы между жизнью и смертью. Ритуальное омовение было свидетельством «второго» рождения и в этом смысле перешло в христианскую символику крещения как духовного рождения человека. Ритуальное омовение считалось обязательным каждый второй день весенних и летних празднеств. Известно также купание в крещенских прорубях после ряженья на Святках. Особое значение купанию придавали накануне и в день Купалы. Наиболее животворящей считалась небесная вода. Люди спешили умыться в речной воде в то время, когда реки начинали очищаться ото льда.

Но старались особенно не беспокоить, в нее не бросали камни, палки, мусор. Лечебные свойства приписывались ключевой воде, а также воде, взятой из горного источника, так как происхождением своим ключи, родники обязаны «ударам молнии в землю или камень».

И все же вода не так чиста, как огонь, так как в ней может водиться нечистая сила. Чтобы этого не случилось, русские не оставляли открытыми сосуды с водой, особенно на ночь, а пустые сосуды для воды держали перевернутыми. Вода играла роль передатчика магической силы в чародействе, и «наговоренной» водой пытались вылечить человека или принести ему вред. Соединение в воде губительных и живительных начал нашло отражение в представлениях о живой и мертвой воде.

Водяной - персонаж, воплощающий стихию воды. Как обитатель водоемов Водяной считался повелителем рыб. Он может привлекать в свои воды рыбу из чужих рек и озер. В рассказах о встречах с Водяным говорилось, что люди видели его плывущим на чурбане или коряге: он сидит голый, весь в тине, на голове высокая шапка, свитая из зеленой куги (безлистных растений), и вокруг тела зеленый пояс из той же травы.

С Водяным связаны разнообразные обряды. Он считался именинником в день Купалы, празднование которого сопровождалось жертвоприношениями, играми, песнями, обливанием водой, купанием. По-своему чтили Водяного рыбаки, мельники, пасечники, опасаясь, что он может разбушеваться и порвать сети, распутать рыбу разрушить мельничную плотину, затопить ульи. Рыбаки спешили угостить Водяного, когда он просыпается от зимней спячки: начинает ломать лед и мучить рыбу. Если в три дня (Водяной обычно просыпается 30 апреля) рыбаки не успевали с угощением, то лишались удачного лова на весь сезон.

Одной из главных рек России всегда была и есть Волга, с которой связаны различные сюжеты. В преданиях Волга выглядит непокорной рекой. Когда Иван Грозный вел свое войско через нее, на Волге поднялись высокие валы. Царь призвал палача, который трижды ударил по ней кнутом, «чтобы не бунтовала против царской рати». От этого из нее брызнула кровь и образовались три кровавых рубца, которые видно и по сей день, особенно летним вечером, если взглянуть, против солнца, когда оно закатывается за горы. На речке надо говорить: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня».

Вода спит ночью везде, хоть в реке, хоть в озере.

Ночью водичка-матушка спит, нельзя водичку шевелить.

Худо будет, если не вовремя ходят за водой.

Купаться нельзя ночью. Водичке надо отдыхать. В Петров день нельзя было купаться - чертушка утащит.

Опусти ртуть в колодец - вода уйдет.

При этом в искусственно созданном людьми насаждении типа сада или лесопосадки Леший зародиться не может, причиной тому небольшие размеры и ментальная отчужденность данных объектов.

Зарождается подобный Дух в момент, когда лес достигает определенного размера, что позволяет ему накопить достаточно энергии для этого самого рождения. Можно сказать, что когда рождается Леший, у леса появляется нечто, похожее на сознание и волю, которые и оформляются в Дух. Вот его-то мы и называем Лешим. Чем больше и здоровее лес, тем сильнее его проявление - Леший.

ХОЗЯЙСТВО ЛЕШЕГО

В хозяйстве Лешего вся «инфраструктура» леса. Птицы, животные, насекомые, деревья, травы, кустарники - все, что растет и живет в лесу. Ведь если посмотреть со стороны, лес - это замкнутая экосистема, которая полностью себя обслуживает. Здесь есть все условия для роста растений, есть пища и кров для всех его жителей, и всем этим заведует Леший. Единственная беда для такой системы – человек, невежественный и самонадеянный, стремящийся к наживе. Именно он иногда становится злейшим врагом Лешего. И в частности немалую роль в этом сыграло и христианство, объявляя сего духа нечистым и злым. Извращая понимание Духа леса, христианские священники еще более отдаляют человека от природы, лишая его сил и глубокой природной нравственности.

Однако вернемся к Лешему и его владениям. В определенных случаях Леший может исцелять раненых или больных животных и поврежденные растения. При защите леса и его обитателей Леший может использовать все, что его окружает: растения, животных, даже погодные явления. Но сначала он будет пытаться справиться своими собственными силами, дабы не подвергать опасности живых существ, за которых он отвечает, - станет наводить морок – своего рода помутнение рассудка и галлюцинации, путать и запугивать правонарушителя. Так же как Водяной заведует русалками – душами утопленников, в ведении Лешего находятся мавки - души погибших в лесу незамужних девушек, которые помогают ему следить за хозяйством и не знают покоя, так как страдают по своим женихам.

ОБЛИК ЛЕШЕГО

Внешний вид Лешего довольно разнообразный. Здесь следует учесть, что Леший – дух, и изначально он не материален. Поэтому он никак не выглядит и может выглядеть как угодно. Леший может обитать в теле любого обитателя леса. Для встречи с опасностью он может выбрать тело медведя или волка, но также может пребывать в теле птицы, чаще всего филина. Если же Леший хочет вступить в контакт с человеком, чтобы поговорить, помочь или предупредить его, он выбирает облик, более соответствующий человеческому, - старичка маленького роста, сгорбленного и сухого, с длинной седой или зеленой бородой, крючковатым носом, деревянным телом, совиными глазами, одетого в волчовку – кожух из волчьей шкуры наружу и с резным посохом. Но при необходимости Леший может принять облик обычного человека, вашего знакомого, соблазнительной девушки или пугающей старухи. Однако чаще всего Леший обитает в теле животного или птицы. Возможно, это связано с тем, что ныне сил у этих Духов немного, и они их экономят. Если вы хотите найти Лешего, не гадая, в теле какого зверя или птицы он в данный момент скрывается, вам нужно отыскать самое старое дерево в лесу. Это, если можно так сказать, колыбель Лешего, именно с этим деревом Леший связан неразрывно. И если вам необходимо увидеть или связаться с Лешим, то у этого места вы всегда сможете его призвать. Считается, что если это дерево уничтожить, то погибнет и сам Дух леса. Бывает, что Лешему зачем-то понадобилось покинуть на время лес, в этом случае он может завладеть человеком, чтобы в его теле отправиться в нужное ему место.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

В жизни людей Леший проявляется по-разному. Дух леса знает о каждом, кто в этот лес приходит, знает каков этот человек и зачем он пришел. Вот и проявляется согласно тому, что видит. Если человек не любит лес и боится его, Леший обязательно сделает что-нибудь такое, чтобы напугать его, еще больше отталкивая его от леса. Ему не нужны такие гости. Если человек приходит с плохими мыслями, Леший может завести его в трясину или закружить по лесу так, что три сосны покажутся целым лесом. Может зверя напустить, а может и вывести из леса, если человек добрый. Но стоит отметить, что просто так, ради забавы, Леший никогда не будет водить человека по лесу, тем более подвергая его жизнь опасности. Если это происходит, то у Лешего есть все основания это делать.

УГОЩЕНИЕ ЛЕШЕГО

Перед тем, как зайти в лес, мудрые и знающие люди всегда на опушке приносили жертву Лешему. Это часто был просто кусочек хлеба, орехи или овощи для самых малых жителей леса: птиц, мышек, белок и зайцев. Жертву нужно возлагать со словами: «Дух леса, к тебе с добром пришел, детям твоим жертву принес. Позволь во владения твои ступить, позволь от щедрот твоих толику получить. Короба да корзины добром лесным наполнить. Поклон низкий тебе, хозяин леса, кладу и закон твой признаю». Следует запомнить, что общаясь с Лешим, нельзя кричать, также в лесу нельзя свистеть, материться, ссориться. После того, как дар Лешему принесен, можно собирать то, зачем пришел, - ягоды, грибы, травы или дрова. Для охотников существуют другие слова обращения к Лешему, потому как у настоящих охотников всегда особые отношения с Духом леса, и ответственность у них перед Лешим большая. Кстати, охотиться для развлечения Леший никогда не позволит. Рубить деревья, если лес болен или мал, тоже. Ослушавшемуся в этом случае человеку Леший будет всячески мешать и вредить. Некоторые охотники пытаются обмануть Лешего, применив против него оберег и специальные заговоры, но это все равно, что объявить ему войну.

Если человек заблудился в лесу, он может попросить помощи у Лешего. Для этого нужно положить кусочек чего-нибудь съестного на землю и произнести: «Дух лесной, тебе поклон бью, детям твоим жертву приношу, о милости тебя прошу. По лесу ты меня не кружи, по полянам и буреломам меня не води, из владений своих меня отпусти, тропинку к дому родному укажи». Затем нужно сесть под дерево и прислушаться к себе и внешнему миру. Вам обязательно будет знак, в какую сторону идти. Бывает так, человек чем-то провинился перед Лешим, и тот стал пугать и водить по лесу. В этом случае следует остановиться и покаяться перед хозяином леса, заплатив откуп. Откуп зависит от вины человека. Для этого часто хватает хлеба или сладостей, а иногда нужно платить своей кровью. Все духи любят кровь, но не из жестокости, а из-за практичности: кровь живого существа содержит мощную энергию. Если вина человека велика, Леший может успокоиться только после того, как человек прольет свою кровь в знак раскаяния. Крови пролить нужно немного, гораздо важнее ваша решимость. Для этого достаточно сделать на пальце руки небольшой надрез и окропить своей кровью землю перед собой или корни дерева, после чего повиниться перед Лешим, попросить простить и не гневаться, а взамен пообещать исправить нанесенный лесу вред или никогда не показываться в этом лесу. Тогда Леший смилостивится. Если же провинность человека невелика, то достаточно провести тот же ритуал угощения Лешего, который совершают при входе в лес. Сойти с «путаной» тропы можно и своими силами, для этого нужно посыпать путь перед собой солью. При этом не стоит отзываться на непонятные окрики, которые заставляют свернуть с известного пути, не нужно впадать в панику, ведь путать Лешему удается именно благодаря человеческому страху: испуганный человек легко поддается морокам. Также от Лешего можно спастись на мосту или в реке (ручье): Леший не может пересечь бегущую воду. Леший боится огня, меди, соли.

ЗИМОВЬЕ ЛЕШЕГО

В народе считается, что 17 октября, в Ерофеев день, Леший впадает в спячку. На самом деле это приблизительная дата. Леший погружается в спячку с наступлением холодов, и начинается она в день, когда выпадает первый снег. Зимой во время спячки Леший копит силы, отдыхает. В зимнее время года люди реже ходят в лес, поэтому опасности и необходимости в его защите нет. Просыпается Леший, как только сходит снег и появляются подснежники. Но если лесу будет грозить опасность, Леший пробудится посреди зимы, правда, он будет намного слабее, чем обычно, потому что его сила напрямую зависит от состояния леса, и зимой она идет в основном на противостояние холоду и сохранение своей жизни.

Слышали, что 4 октября проводы Лешего? Готовите подарки лесному духу, хотите нынче его уважить? Как собираетесь подарки отдавать, неужто, в самую гущу леса зайдете? На Севере ведают – нельзя в день проводов Лешего заходить дальше улеска, опушки леса.

Быличка первая: о страшном духе лесном

Шёл бы ты в лес, да там и исчез – такое проклятье на Севере ещё помнят, сильно оно встарь человека пугало. Лес силен, страшен, а без леса нельзя. Лес кормит, поит, одевает. Только до самых проводов Лешего правит там хозяин лесной.

Поднялись леса темные от земли до неба. Деревья плотной стеной стоят, меж ними кустики пониже притаились, коли нет тропинки - по лесу не пройти. В лесу даже днем темно, солнышка почти не видно, только светлы ягодные полянки лучами солнца освещены, теплом согреты.

Правит лесом хозяин лесной, дядька-Леший. Без его ведома ни одна шишка с дерева не упадет, ни одна ягодка не созреет. Нрав суровый у северного Лешего, не то что у Домовых, что ближе к людям живут. До осеннего прощания с Лешим ходят в чащу лесную только с разрешения хозяина. Иначе жди беды: запутает Лесовик, заведет в топкое болото, не даст из леса выйти.

Чтобы умаслить Лесовика брали в лес подарочки: пару яиц вареных, горбушку хлеба, соль, яркую ленточку из косы. В подарок Лешему стараются выбрать то, что не в лесу найдено: не дело владельцу леса его же богатства в дар возвращать.

Густые северные леса, в которых родились былички о Лешем

Быличка вторая: как вызвать Лешего на помощь

Сказывают, на глаза путникам Леший редко является. Иногда видят Лесовика вдали – большой, равняется с самыми высокими деревьями, а по лесу идёт не гнет и травинки. Иногда Леший ростом с малый листок становится, подле человека прячется, наблюдает, не чинят ли вреда лесу.

Сказывают, можно Лешего в облике людском встретить: одежду носит на изнанку, правый лапоть на левую ногу надет, левый – на правую, глаза сверкают зеленым или желтым огнем. Коли не получается выбраться из леса, переоденься подобно его хозяину: одежку выверни, коли не один в лесу – обменяйся одеждой с товарищами, обувь поменяй с одной ноги на другую. Тогда дядька-Леший тебя к людям выведет сам или с помощью подручных лесных зверей.

Сказывают, есть и особая поговорка, которую Леший любит: «Шёл. Нашёл. Потерял». Коли в лесу в беду попадешь – слова заветные повторяй, тогда дядька-Леший в обиду не даст. Особо смелые парни на берёзу старую забираются, кричат оттуда трижды: «Царь лесной, всем зверям батько, явись сюда!». Сказывают, является на зов Леший в человеческом облике, ни в одной просьбе не откажет тому, кто позвал его.

Ведают на Севере, что есть один день в году, когда нельзя Лешего призвать на помощь или договориться с лесным духом. Приходится тот день на 4 октября. Проводы Лешего нынче, после лесной дух должен будет уснуть, покинуть землю до весны. Потому сегодня лютует лесной хозяин, не желает уходить.

Пенёк или Леший, наблюдающий за людьми?

Быличка третья: как бабушки наши на проводы Лешего приходили

В день, когда с Лешим прощаются, стараются дальше двора не выходить, детей без пригляда даже за дверь горницы не пускают. Полезно обратиться нынче к Домовому с просьбой семью от духов лесных оградить: когда Леший осенью лютует, сказывают, даже в деревню иногда заглядывает, хотя в другое время старается не встречаться с Домовым, Дворовым и Банником.

Подарки лесному духу относят на опушку заранее, на вечерней зоре 3 октября да к закату солнышка стараются уж на двор вернуться. Коли в день прощания с Лешим услышишь со стороны леса крик или плачь – ничему не верь. Коли выйдет из леса девица или ребенок, попросит в избу впустить, обогреть – двери не открывай. Все деревенские люди во время проводов Лешего со двора не выходят, только духи лесные могут со стороны опушки в деревню прийти.

В день проводов Лешего не выпускали со двора детей, чтобы лесные духи не увели их

Так нужно ли устраивать проводы Лешего?

Напугали вас сказками о лесном духе? Дядька-Леший не то, что добрый Домовой, осторожа с ним надобна. Обряд прощания с Лешим провести – дело доброе, но надобно о себе во время обряда позаботиться.

Коли хочется лесного хозяина уважить, идите с дарами к Лешему 1-3 октября. Идти лучше днём, не на закате солнышка, на вечерней зоре обряд проводов Лешего только ведающие проводят. В сам день проводов Лешего в лесу не появляйтесь, да и в парках лучше не гулять. Так прощание с Лешим честь по чести проведете, и волноваться не придется о том, чем закончится встреча с лесным хозяином.

А чтобы не бояться Лешего, ! В них поведаем о том, что Леший только раз в году лютует, а в остальное время добр к тем, кто уважает его.