Невероятные бушмены — народ властителей и пленников пустыни. Бушмены - загадочное племя

У африканского племени бушменов до недавнего времени не было понятия частной собственности. По их представлениям, все животные на земле – общие, и на них может охотиться любой. Кого убить – дикую антилопу или корову, за которой не углядели хозяева, бушмену все равно. Терпеть рядом с собой такой народ не могли ни африканские племена, ни белые поселенцы. Совместными усилиями они оттеснили бушменов в бесплодные пустыни.


У африканского племени бушменов до недавнего времени не было понятия частной собственности. По их представлениям, все животные на земле – общие, и на них может охотиться любой. Кого убить – дикую антилопу или корову, за которой не углядели хозяева, бушмену все равно. Терпеть рядом с собой такой народ не могли ни африканские племена, ни белые поселенцы. Совместными усилиями они оттеснили бушменов в бесплодные пустыни.
Галерея под открытым небом. Выставочный зал - африканская саванна. Вместо полотен камни, на которых высечены странные изображения. Изящество и гармоничность линий сочетаются здесь c крайней условностью изображений. Слон, похожий на огромную запятую. Солнце, напоминающее каракатицу. Голова носорога… Дэвид Моррис, археолог: "Больше всего здесь изображений антилоп-канна, носорогов и страусов. Ряд исследователей полагает, что не все эти рисунки сделаны бушменами, но наши исследования говорят об обратном". Антропологи полагают, что некогда весь юг Африки ниже реки Замбези был территорией бушменов. Но постепенно негроидные племена вытеснили их на север в пустыни и леса. Свое название этот народ получил от белых поселенцев: бушмены - значит лесные люди. Лес для них - естественная среда обитания, как для зверей и птиц. Недаром в представлении бушменов они вместе со всем, что существует в природе - животными, небесными светилами, - раньше были одним народом. Солнце в бушменских мифах - это человек, у которого светились подмышки. Когда он поднимал руку, земля озарялась светом, ложился спать - все погружалось во тьму.
Дэвид Моррис: "Первобытные бушмены рисовали не ради собственного удовольствия. Это была охотничья магия: изображения, высеченные на камне, отождествлялись с реальными животными. Многие рисунки носят символический характер. Как, например, агнец в христианском искусстве - он там не просто ягненок, а воплощение определенной идеи". Что означают эти символы, не помнят теперь и сами бушмены. Одно из самых загадочных изображений, высеченных бушменами на камне, - страус с двумя головами. Ученые до сих пор гадают, зачем бушменам понадобилось изображать две страусиные головы вместо одной. Многих животных - таких, как носорог, слон или гиппопотам, - бушмены наделяли магическими свойствами. Носорог считался "дождевым зверем". Изображая его на камне, бушмены думали, что вызывают тем самым дождь. Дождь же, вернее, Дождевое Облако, был одним из главных бушменских божеств. Отправляясь на охоту, мужчины просили богов послать им удачу, а по возвращении часть добычи обязательно приносили им в жертву.
В последние десятилетия ученые проявляют такой интерес к бушменам, что его иначе, как бушменоманией, не назовешь. Число написанных об этом народе статей, наверное, превышает число самих бушменов. Оно и понятно - до недавнего времени бушмены сохраняли первобытный уклад, а об их умении выживать в самых невероятных условиях вообще ходят легенды. Отчасти поэтому в массовом сознании утвердился образ бушмена - эдакого взрослого ребенка, живущего в полной гармонии с собой и природой. Но мир быстро меняется, меняя жизнь целых народов. Деревня Муэпа в шестидесяти километрах от города Кимберли. Когда-то эта территория принадлежала африканскому племени тсвана, дружественному бушменам. В конце семидесятых правительство построило здесь военную базу, а коренных жителей переселило на другие земли. После падения режима апартеида в ЮАР база прекратила свое существование. Какое-то время она пустовала, но постепенно здесь стали селиться бушмены. Большинство перекочевало сюда с юга Замбии, но много выходцев из Анголы и Намибии.
Сальвадор, бушмен: "На самом деле здесь живут представители двух племен. И те и те - бушмены, но с разных концов Африки. У них довольно мало общего. Разная культура, разные традиции, даже языки разные. Настолько, что люди с трудом понимают друг друга. Приходится пользоваться языком жестов или африкаанс. Но его знают далеко не все". Речь бушмена для нашего слуха звучит крайне непривычно. Это что-то вроде упражнения для выработки четкой дикции. Кто-то из исследователей Африканского континента называл бушменов "последними на планете живыми ископаемыми". К началу прошлого века их оставалось менее десяти тысяч. Считалось, что этот народ обречен на вымирание, так как в принципе не способен адаптироваться к условиям современной цивилизации. Но за последние сто лет численность бушменов выросла почти в десять раз.
Бушмены - кочевники. Их жилище - это шалаш или навес из веток и травы. Еще недавно кормились они исключительно охотой. Причем домашние животные, принадлежавшие белым фермерам или другим племенам, в их представлении ничем не отличались от диких зверей. Сальвадор: "Раньше люди охотились, когда им было нужно, и убивали, сколько им было нужно. Потом нам сказали, что без специального разрешения охотиться нельзя. Бушмены этого не понимают и не принимают. Разрешение - ведь это просто кусок бумаги. По какому праву белые чиновники запрещают нам делать то, что мы делали, когда их здесь и в помине не было? Для бушмена охота - это не просто взял ружье и пошел в саванну. Это способ общения с нашими богами. Почему для этого надо получать какие-то бумаги от белых?"
Стремясь привязать бушменов к месту, южно-африканское правительство, выделило им двенадцать тысяч гектар земли. Кстати, совсем недалеко от деревни Муэпа. Жилище современного бушмена - в недавнем прошлом армейская палатка, переоборудованная под "апартаменты". Стен внутри, разумеется, никаких нет. Вместо них - простыни, развешанные на проволоках. Кстати, очень удобно: сколько комнат захочешь, столько себе и сделаешь. Обстановка здесь мало чем отличается от той, что мы привыкли видеть в студенческом общежитии. Те же продавленные кровати, которые при малейшей попытке на них сесть издают чудовищный скрип. Те же облезлые тумбочки. Только вот электричество бывает далеко не всегда и проведено оно далеко не во все палатки. Переход к оседлому образу жизни полностью изменил привычки и психологию бушменов. Но многие предметы, их окружающие, еще напоминают об охотничьем прошлом этого народа. Типичный аксессуар бушмена - на первый взгляд обыкновенная палка, на которой вырезаны и выжжены какие-то узоры. На самом деле - никакая не палка, а универсальный набор ножей. Незаменимое орудие труда. И обороны.
Многие жители деревни Муэпа работают пастухами у белых фермеров. Не менее массовая профессия - смотритель в заповеднике или национальном парке. Здесь у бушменов нет конкурентов - никто лучше них не знает повадки зверей и птиц. Правда, молодые бушмены уже не чувствуют себя в лесу и саванне как дома. Их больше влечет футбол, чем охота. Футбол у бушменов - не просто самый популярный вид спорта. Он для них наподобие религии. Самое интересное в том, что об этом виде спорта они узнали совсем недавно - в шестидесятых годах прошлого века. Причем п""ервыми о футболе узнали бушмены, жившие на территории Анголы, которая в те времена была колонией Португалии. Купить настоящий футбольный мяч здесь могут далеко не все. Но мальчишек это нисколько не смущает - они гоняют все, что подворачивается под ногу.
Адаптации бушменов к современной жизни - процесс довольно болезненный. Вместе с плюсами они получают и все минусы цивилизации. Еще недавно бушмены даже не знали, что такое спиртные напитки. Теперь алкоголизм - одна из главных проблем этого народа. Ведь бушмену, даже самому крепкому, ста граммов виски достаточно, чтобы полностью потерять человеческий облик. Если с этой бедой не удастся справиться, бушмены рискуют и в самом деле оказаться "последними на планете живыми ископаемыми". Впрочем, у Сальвадора на этот счет свое мнение: "Мы выжили в более чем двадцатилетней войне в Намибии, выжили в безжизненных песках Калахари. Выживание - это искусство, которому мы учились с самого начала. Так что, думаю, выживем и в этот раз".







На вопрос Бушмены кто они? заданный автором Вровень лучший ответ это Бушмены - африканцы, племя было так названо от слова Буш - куст, они жили в местах редколесья и кустов.. .где была тень, чтобы укрываться от ослепительно палящего солнца
Когда их обнаружили, "открыли" для себя европейцы, они были малорослы, казались наивными, как дети, открытыми и честными.. Были ловки, жили в единении и гармонии с природой.. .Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенов.
Я видела чудесный фильм о них:"Наверное, боги сошли с ума"
где дети бушменов играли и забрались в грузовик, остановившийся на дороге, под тент, тот тронулся и увёз их, а шофёр и не видел. .
И папа - бушмен отважно идёт пешком по следу грузовика, предполагая по размеру шин, что это какой-то зверь, невиданный ранее, чтобы найти и вернуть своих детей. Вокруг столкновения двух цивилизаций происходит масса комедийных моментов.
Там играл роль отца настоящий бушмен. Никсау.
Режиссёр Ями Уйс нашёл его для этой роли в настоящем бушменском племени на востоке Намибии.
Вот он:
а это афиша

Ответ от свежепросольный [гуру]


Ответ от [_SeReBrEnNiE GvOzDiKi_] [эксперт]
а я не знаю!


Ответ от Просвира [гуру]
Бушме́ны - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность - около 100 тысяч человек.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер» , «чужой»)



В декабре 2005 года Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» .
В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки»


Ответ от Алексей [гуру]
Бушмены - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность около 100 тысяч человек.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер» , «чужой») .
Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Характерной чертой языков является наличие щёлкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» - личинок муравьёв.
Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н. э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.
В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.
В декабре 2005 г. Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» . В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки».

БУШМЕНЫ
бушмены (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»), народ, живущий в пустынных областях Намибии и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также в Танзании. Численность около 75 тыс. человек (1983, оценка).

Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»).

Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Особенностью языков является наличие щелкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» - личинок муравьев.

Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н.э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционных образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены - великолепные рассказчики и сказители. Они неподражаемы в музыке, пантомиме и танце. Простейший музыкальный инструмент - охотничий лук, натянутый с помощью волос животных с прикрепленной пустой дыней или пустой консервной банкой, в качестве резонатора. Коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами, надеваются на щиколотки и отбивают ритм во время танца. В настоящее время многие пытаются снимать на пленку и записывать песни, ритуалы и сказы Бушменов, чтобы сохранить для потомков эту древнюю африканскую культуру.


Койсанский народ – бушмены. Пустыня Калахари. Наиболее обездоленный народ Африки. Охота и собирательство дикорастущих плодов и кореньев. Метательные копья, лук, стрелы, кожаный мешок для дичи – снаряжение мужчины. Железные орудия получали путем обмена от готтенготов. Искусны и выносливы в охоте. Охотник может преследовать антилопу в течении 2-3х суток, маскировка под страуса, применение ловушек. Нет прочных поселений. Временные стоянки, ветровые заслоны, шалаши, охоткики могли спать в вырытых в теплом песке ямках. Набедренные повязки. Почти нет домашней утвари. Племена лишь как этнические объединения, хозяйственные объединения – локальные группы во главе с наиболее удачливым охотником. Промысловый культ. Охотники обращались к солнцу, луне, звездам с молитвами о даровании успеха в промысле. Яркая наскальная живопись.

Пигмеи. В глубине тропических лесов, бассейна Конго. Не знали земледелия, скотоводства. Охотничий образ жизни. Небольшие группы в постоянных странствиях в поисках пищи в четких границах. Обмен с банту: лесные продукты и дичь на земледельческие продукты и железные ножи, наконечники для стрел. Главный предмет почитания – лесной дух – хозяин дичи. Тотемизм.

Бушмены (англ. bushman, от голл. bosjesman, буквально - лесной человек), древнейшее ко-ренное население Южной и Восточной Африки. Живут в пустынях Калахари и Намиб, в окрестностях впадины Этоша в Намибии, в смежных с ней районах Ботсваны, Анголы и ЮАР; незначительное число в Танзании. Общая численность около 50 тыс. чел. (1967, оценка). Говорят на бушменских языках, а также на языках банту. Некогда Б. были расселены по всей Южной Африке, но были оттеснены переселившимися с С. народами банту и европейскими колонизаторами (с Ю.); последние систематически истребляли Б. Ведут жизнь бродячих охотников и собирателей дикорастущих плодов. Известны как искусные мастера выразительных наскальных росписей. Эти росписи, выполненные минеральными и земляными красками, а также известью и сажей, разведёнными на воде и животном жире, сохранились на территории ЮАР, Лесото, Родезии и Намибии. Датировка древнейших из них связывается с различными теориями происхождения искусства Б. и колеблется от тысячелетий до нескольких сот лет до н. э. Мотивы росписей - реалистически изображенные животные, динамичные, полные экспрессии сцены охоты и боев, человеческие фигуры, сильно вытянутые в пропорциях, фантастические существа. Древнейшие пласты выполнены одной краской (красной или коричневой), позднейшие (конец 19 в.) - полихромные с мягкими переходами тонов.

Мифологические представления бушменов Намибии и прилегающих к ней районах Ботсваны, Анголы и ЮАР. Мифилогия бушменов принадлежит к числу архаических мифологий, для неё характерны антропоморфизация природы, тотемические представления.

Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»).

Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Особенностью языков является наличие щелкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» - личинок муравьев.

Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н.э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционных образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены - великолепные рассказчики и сказители. Они неподражаемы в музыке, пантомиме и танце. Простейший музыкальный инструмент - охотничий лук, натянутый с помощью волос животных с прикрепленной пустой дыней или пустой консервной банкой, в качестве резонатора. Коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами, надеваются на щиколотки и отбивают ритм во время танца. В настоящее время многие пытаются снимать на пленку и записывать песни, ритуалы и сказы Бушменов, чтобы сохранить для потомков эту древнюю африканскую культуру.



бушмены

    Группа народов кайсанской этноязыковой семьи, древнейшее коренное население Южной и Восточной Африки.

    Представители этих народов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

бушмены

БУШМЕНЫ (от нидерл. bosjesman, букв. - лесной человек) народ, коренное население Юж. и Вост. Африки. Вытеснены в 16-19 вв. народами банту в пустынные районы Намибии (85 тыс. человек, 1992), Ботсваны (35 тыс. человек), Анголы (8 тыс. человек) и Зимбабве (1 тыс. человек). Относятся к бушменской расе. Языки бушменские. Сохраняют традиционные верования.

Бушмены

(англ. bushman, от голл. bosjesman, буквально ≈ лесной человек), древнейшее коренное население Южной и Восточной Африки. Живут в пустынях Калахари и Намиб, в окрестностях впадины Этоша в Намибии, в смежных с ней районах Ботсваны, Анголы и ЮАР; незначительное число в Танзании. Общая численность около 50 тыс. чел. (1967, оценка). Говорят на бушменских языках, а также на языках банту . Некогда Б. были расселены по всей Южной Африке, но были оттеснены переселившимися с С. народами банту и европейскими колонизаторами (с Ю.); последние систематически истребляли Б. Ведут жизнь бродячих охотников и собирателей дикорастущих плодов. Известны как искусные мастера выразительных наскальных росписей. Эти росписи, выполненные минеральными и земляными красками, а также известью и сажей, разведёнными на воде и животном жире, сохранились на территории ЮАР, Лесото, Родезии и Намибии. Датировка древнейших из них связывается с различными теориями происхождения искусства Б. и колеблется от тысячелетий до нескольких сот лет до н. э. Мотивы росписей ≈ реалистически изображенные животные, динамичные, полные экспрессии сцены охоты и боев, человеческие фигуры, сильно вытянутые в пропорциях, фантастические существа. Древнейшие пласты выполнены одной краской (красной или коричневой), позднейшие (конец 19 в.) ≈ полихромные с мягкими переходами тонов.

Лит.: Элленбергер В., Трагический конец бушменов, пер. с франц., М., 1956; Tonque Н., Bushmen paintings, Oxf., 1909.

Википедия

Бушмены

Бушме́ны (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность - около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним этнотипом, носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А.

Примеры употребления слова бушмены в литературе.

Известно, что бушмены в пустыне Калахари при случае решаются приблизиться к кормящемуся прайду, чтобы криками и угрожающими жестами прогнать львов от их добычи.

В той же самой гористой местности некогда нашли убежище бушмены , которые в дальнейшем были вытеснены и отсюда белыми поселенцами.

Безжалостно преследуемые и истребляемые, бушмены стали уходить на запад, в районы, где сама природа могла защитить их от захватчиков - далеко в пески и колючие заросли пустыни Калахари.

Сесил Джон Роде, основатель Родезии, бывший в свое время самым могущественным человеком в Южной Африке, издал закон, согласно которому бушмены и гиеновые собаки должны были отстреливаться при первой встрече с ними, причем и за человеческий скальп, и за собачий хвост выплачивалась денежная премия.

Мирно и с пониманием естественных законов бушмены осваивали отведенную им природой экологическую нишу.

Когда бушмены исчезнут окончательно, они унесут с собой многие секреты происхождения человека.

Существует поверье, что бушмены обладают способностью превращаться в льва.

В этом отношении особенно славятся бушмены клана макаукау, населяющие район Гханзи в Ботсване и вызывающие всеобщий суеверный страх за свое умение осуществлять подобную трансформацию.

Тогда бушмены , спутники Флеттери, обратили его внимание на обитателей хижин: двоих мужчин, двух женщин и нескольких детей.

Собственное население здесь до недавнего времени было немногочисленным, но вместе с армией пришли бушмены из Анголы, обосновавшиеся здесь в силу определенных обстоятельств.

Как я уже упоминал, дар следопытов, которым обладают бушмены , оказался истинным подарком для военных, да и самих бушменов они стали рассматривать как прекрасную находку.

В семидесятых годах коренные обитатели этих районов - бушмены джуваси - постепенно покидали девственный буш и переселялись поближе к административному центру Бушменленда - городку Тсумкве.

Тогда оно отменило предложение создать здесь убежище дикой природы - и весьма неудачно, поскольку в противном случае бушмены могли, как и до нашествия чужаков, стать естественной и неотъемлемой частью природной экосистемы.

Ведь, как я уже упоминал, бушмены нередко грабили львов, забирая у них часть добычи - практика, сохраняющаяся еще и сегодня в некоторых удаленных районах Африки.

Теперь стало ясно, что бушмены племени сан предпринимали рискованные походы через бескрайние просторы пустыни, преодолевая расстояние порядка ста пятидесяти километров до побережья Атлантики и, возвратившись домой, запечатляли на камне то, что им довелось увидеть во время странствий.