Легенда о том, как появились амурские тигры. Интересные факты об амурских тиграх

Древнее поверье почти вымершего в 21 веке народа удэхэ гласит, что Первые Тигр и Тигрица спустились с вершин Сихотэ-Алиня (неба?), когда река Уссури ещё не знала первых людей.

Однажды, ранним мглистым утром их могучий рык возгласил из туманности Главной Горы, прокатился нарастая и повторяясь через Ущелье и достиг Долины: "Теперь Мы - новые владыки этого края! Мы пришли навсегда! Сдавайтесь или умрите!" Так они обратились к ещё более древним хищникам края... И были битвы, были победы. Смирились противники полосатых воителей, признали их Силу и Власть. Наступила долгая Эра Тигра. Пока не пришёл Белый Человек.

Я последний тигр Уссури и Сихотэ.

Мать назвала меня Белый, потому что в отличие от брата (Ленивец) и сестры (Яркая), мой окрас между тёмными полосками с рождения получился не обычный - рыжий или жёлтый, а светло-серый, почти белый. Откуда я узнал про свой цвет? Однажды, ещё до расставания с мамой, мы переходили мелкую речку и в тихом месте, где вода не бурлит и пенится, я увидел себя. Сначала испугался, фыркнул и отпрыгнул. Мать засмеялась, а брат с сестрой даже не поняли, поворчали, что Белый опять чудит. Я же постоял, подумал, сделал несколько небольших движений и понял - точно, это мой образ в воде. Позже засмеялся. А потом попил воды вместе со своим вторым Я. И подобных, ярких открытий ещё при ранней жизни вчетвером у меня было немало.

Это синий, а это красный. И жёлтый цвет.

Я говорил и показывал лапами, перемещая цветки по зелёной траве. И очень стало обидно, когда почти ничего не добился.

Сынок, я поняла про что ты. Да, жёлтый мы видим. Иначе как бы мы поняли, что ты Белый. Видим и зелёный. А вот эти два цвета для нас почти как обычный серый. Не расстраивайся. Просто ты особенный. Кроме запахов, Духи Предков наградили тебя и цветами-оттенками. Я немного завидую тебе - наверное это захватывающее зрелище - время перед Листопадом.

Мама... на нашем языке мне не хватает слов, чтобы передать состояние, когда леса из в основном зелёных превращаются в волшебный мир. Почти как мир Духов из Преданий. Ты уже заметила, что в это время я часто ухожу от вас на расстояние, чтобы побыть одному и пить глазами все краски... Наши прародители выбрали лучшее место на земле.
http://www.gosrf.ru/images/2/44/33/776/original.jpg

Позже, почти перед расставанием с роднёй, я понял, что мой слух и зрение тоже лучше своих. И это однажды спасло нам жизни. А дело было после удачной охоты. Мать тогда отбила от стаи кабанов молодого вепря. И мы тоже участвовали в погоне, заходя с флангов и устрашая их стадо уже окрепшим рыком. Ужас сделал своё дело - они не стали защищаться и просто убегали. И самого медленного мать догнала и свалила одним прыжком... Это было лучшее семейное пиршество. Много самого вкусного, нежного мяса. Вот тогда мы и расслабились, наевшись вдоволь и даже про запас...

Ранее утро. Все спали очень глубоким сном. Даже мать (редкий случай) не спала "в одно ухо". Никто не услышал далёкого хруста сухой ветки. Кроме меня. Я быстро вынырнул из сна и приподнялся. Своих решил не будить - ну мало ли - вдруг это наша пища где-то идёт. Однако любопытство одолело и решил посмотреть. Взобрался выше по сопке, нашёл прогал между деревьев и начал смотреть на доступное открытое пространство. И я увидел вдали несколько фигур. Люди. Они двигались к нам. Мать уже объясняла - кто наш главный беспощадный враг. Медлить было нельзя. Я быстро и почти бесшумно примчался к своим. Растолкал мать, объяснил. И мы ушли, петляя и запутывая следы.

Из тебя выйдет неплохой охотник, сынок. Видишь не просто далеко, но чуткость к оттенкам помогает тебе различать. И быть готовым к опасностям. Немного жаль, что мы такие все гордые и не живём стаей как волки, а только изредка делаем Сходы... Ты бы стал хорошим вождём, но Предки завещали Одиночество. И никто не волен нарушить этот Завет.

Я спокойна за твоё будущее. Возможно, ты проживёшь до самой старости и уйдешь духом в Страну Небесной Охоты своей смертью.

Так она говорила. Мама была не глупа...

Иногда мне грустно и хочется вернуться в детство, когда она была рядом - кормила, обучала, защищала от безответственных отцов и других клыкастых. И памятен тот день, когда она сказала нам троим:

Сегодня уходите. Пора вам узнать прелести вольной, почти одинокой жизни. Вы готовы и совесть моя чиста.

Она лизнула нас на прощанье и медленно, немного сутулясь, исчезла в тайге. Больше я никогда её не видел.

Брата я тоже никогда больше не встречал. А вот с сестрой была единственная встреча. Давно. Пять листопадов назад, а сейчас я уже пережил 17 листопадов. Это случилось в Дни Слияния. Наверное лучшее время в жизни тигра, когда тебя сначала охватывает тревога ожидания, потом восторг предчувствия скорого слияния и, наконец, ты полностью подчиняешься Зову.

Я услышал её призывный рык с очень большого расстояния. Сразу узнал голос Яркой, который перебил во мне Желание. В голове вспыхнули картины детства. Мчался огромными прыжками как будто за мной гнались древние Демоны из Преданий. Не думая про врагов и пищу летел я по кратчайшему пути.

Желтое светило неба почти не сдвинулось, когда я уже увидел её. И опоздал. Рядом два чужих тигра уже охаживали мою Яркую. Нет, ещё не дрались. Они демонстрировали ей свою силу и ловкость. Можно сказать, что танцевали на близком от неё расстоянии. Выглядело весьма весело. И тут подумалось - неужели я такой же смешной в такие Дни? Да, у меня уже был один опыт. Три листопада назад. Тогда нас собралось аж четыре претендента. Не хочется себя превозносить, но чужая тигрица выбрала меня. И я кое-что для этого проделал...

Я не стал совсем близко подходить к ним и тихо ей сказал-фыркнул:

Привет, сестра. Сколько снегов, сколько листопадов. Не скучала по мне?

Белый, Белый... А ты такой же чудной как в детстве. Когда же ты повзрослеешь? (и улыбнулась) Да, вспоминала тебя пару раз. Маму и Ленивца. Но это со мной редко. Жизнь давно уже совсем иная. Хотя не скрою - я рада, что ты жив-здоров. И в хорошей форме. Но тебе сейчас надо уйти. Не мешай мне. Ты же помнишь про Табу?

Да. Я прекрасно помню по все Табу. Мать за месяц перед расставанием нам всё рассказала. Была тихая ночь и маленькие белые светила беззвучно подтверждали правоту Матери. Я никогда не забуду ту ночь, Яркая. Пока дышу.

Молодец. Но тебе пора уходить. А то кавалеров мне всех отпугнёшь. Не хочу время терять - Зов сказал, что надо сегодня сделать Игру.

Я понял её. И ушел тихо. Ни разу не оглянулся. Только про себя пожелал ей удачи сделать правильный выбор.

Что-то я сегодня совсем глубоко предался дорогим воспоминаниям былого. А думать сейчас надо совсем о другом. Сегодня возможно моя последняя ночь на этой земле.

Но я немного забежал вперёд. Сначала расскажу про последний тигриный Сход. Он произошёл два Листопада назад. На Большой Поляне (там была традиция собираться соседям в сытое время Тепла).

Тогда пришло всего шесть полосатых. Четыре тигра (Старик, Одноухий, Весельчак, я) и две тигрицы (Молчунья и Ворчливая). За листопад до этого нас было десять. Четверо исчезли.

Начал свои речи по праву старшинства Старик:

Вы как хотите, но пока теплынь я решил идти на Север - к Великой Реке. По преданиям наши предки уже ходили туда. Да, надо дойти, не попасть под огненные стрелы Врага, потом ночью переплыть и не утонуть. И попытаться набрать как можно больше жиру перед лютой зимой за Рекой. Но здесь я не могу далее оставаться. Людей-убийц всё больше. Они становятся всё агрессивней. Это не в древние времена, когда у них были обычные стрелы... Мало того, что нашего собрата от года к году всё больше убивают с далекого расстояния, но и пищу распугивают - охотиться всё трудней. А я уже близок к Духам. Хочу умереть сам по себе - спеть спокойно Последнюю Песню. Я всё сказал. Кто пойдёт вместе со мной в Неизвестность? Только уговор - там мы будем чужаками, а значит надо держаться вместе.

Весельчак:

Ну а что... Мне здесь тоже порядком надоело. Давно уже не смешно. Даже мне. Я с тобой, Старик.

Ворчливая:

Мужики, мужики... Совсем вы измельчали - жизнь ставите дороже лесов, гор и ущелий Предков. Нет. Я останусь ещё на Листопад. Буду охотиться высоко - близко к Главной Горе. И дух мой точно вознесётся в Древний снег-туман. Я всё сказала.

Одноухий:

Не хочу, чтоб Враг отстрелил мне второе ухо. И так уже плохо слышу. Старик и Весельчак - я с вами. Может быть там охота лучше и глупого мяса можно больше вкусить.

Молчунья как всегда промолчала. Нет, она всё понимала, но говорить не любила. Даже в Дни Слияния. Скромная. Только кивнула Старику.

Очередь пришла за мной. Я не сразу начал речи. Лежал и обдумывал. С одной стороны у Старика своя правота. Но и Ворчунья немного задела меня за живое, самцовское. Кроме того мне стало её немного жаль оставлять совсем одну на бывшей нашей земле. И я решился.

Я остаюсь с Ворчуньей... Да, Старик, ты скорее всего прав - здесь долго не продержаться. Но вдруг случиться Чудо и Враг забудет на время про наше существование. Тогда будет шанс спеть последнюю Песню у Главной Горы. Как и хочет Ворчунья.

После этого мы на время замолчали. Но позже, чтоб расставание не было тягостным, вспомнили удачные охоты, лучшие битвы с Бурыми и кабанами. Так всю ночь и проговорили.

Перед самым рассветом мы чуть ли не в первый раз услышали речь Молчуньи. И пасти наши раскрылись от удивления:

Белый... Раз уж прощаться навсегда - расскажи про свой самый трудный бой. Ну да - про того огромного Шатуна. Ты же тогда на Сход не пришёл. Думали, что смерть тебя нашла.

Эээ... ну раз уж ты обрела речь - расскажу, но кратко. Встретил я тогда на своей территории, на главной тропе Великого Воина. Он не уступил мне пути. Оспорил моё Право. И деваться уже было некуда - нельзя было пище слабость показать... Долго мы бились. Никто не уступал. Решили исход пара моих крайних удара. Я долго без памяти валялся в крови - своей и его. Когда очнулся - подползал к его телу, питался и снова в сон проваливался. И так много дней. Еле выжил. Так было...

А на заре разошлись. Четверо двинулись на Север. Их ждала Великая Река. А нас с Ворчуньей - борьба за выживание на родине.

Какое-то время мы шли с ней вместе. Через час она резко остановилась и проворчала:

Спасибо конечно тебе, Белый, что не бросил одну. Но не расслабляйся и на многое не рассчитывай. И тем более не заходи на мою территорию. Ты её границы знаешь. Я же не погляжу, что давний знакомый - нарежу по наглой усатой морде. Дни Слияния? Мне уже 17 Листопадов. На три больше, чем тебе. Не думаю, что Зов будет сильным. Преодолею. Время жуткое пришло и я уже не уверена, что надо плодиться... Короче, не хочу переживать горя потери детей. Понял или грубее разъяснить?

Куда уж яснее. Ты как всегда очень любезна... Ладно. Через год сделаем Сход? Мне достаточно.

Вот и умница. Ну, до встречи что ли? Прощай не скажу. Плохая примета.

Больше я её не видел. Но однажды она прорычала мне издалека. Не смогла преодолеть Зов. Это её и погубило. А я уже начал двигаться в её сторону. Шел очень осторожно, включив всё - зрение, слух, нюх. Предчувствие. Когда до её территории оставалось всего-ничего раздались выстрелы. И её предсмертный рык:

Белый, обходи и уходи. Двигай на Север. Может быть найдёшь наших. Про меня расскажешь, что я до конца здесь оставалась. Прощай.

Вскоре всё стихло... Но я не ушёл далеко. Продвинулся немного севернее, на бывшую территорию Старика. И вот теперь пришла и моя последняя ночь.

Весь день я уходил от погони. Большая банда, много Врагов и их жалких рабов-собак. Этих предателей мы вообще не уважали в отличие от волков. Давно в прислуге у Человека... Не редко специально тихими ночами подходили к селениям и утаскивали их в тайгу. Так себе мясо. Хуже дикого. Эти трусы храбры, когда под прикрытием огненных стрел. Вот тогда они все из себя и чуть ли не рвут на себе шерсть, демонстрируя преданность Хозяевам. Без них нам конечно жилось бы проще - легче обманывать двуногих и уходить в глубины горной тайги... Но сегодня я понял, что есть что-то, что хуже собак.

Летающие Демоны. Они с утра заметили меня с воздуха и начали кружить рядом и около, издавая отвратительный шум своими вращающимися руками. Они и навели на меня Банду. И как я теперь понимаю - именно они магическим образом указывали мой путь убийцам позади. Как бы я не петлял, не обманывал, не шёл временами по речкам.

Да, я продержался до темноты. И преследователи остановились на ночлег, разожгли свои страшные ночные огни. Я тоже зарылся на передышку в тёплый уже снег. Скоро он должен был начать превращаться в воду. Дело скоро к Теплу. И мой белый цвет уже совсем не поможет среди зелени. Нужно что-то решать. До выхода из-за краёв земли Светила. Времени совсем немного. И за три часа до Света я решил - сделаю то, чего они не ожидают. Дам последний свой бой.

Ветер с их стороны. Это удача. Я ещё по темноте смогу тихо подойти к их стоянке. Да, собаки в последний момент завопят. Убью тех, кто бросится. А дальше займусь Врагами. Постараюсь отправить в Их Страну Теней как можно больше. Сколько успею. Пусть их и большая банда. Ничего. Осталось сделать последнее - написать для истории про свой Конец.

Поднимаюсь. Нахожу подходящий мягкий камень на взгорке сопки и выцарапываю: "Я - Тигр. По прозвищу Белый. Последний из рода Уссури и Сихотэ. Сегодня моя последняя битва. Не за выживание. Против Врага. Ради Памяти Предков. Ради возмездия за трусливое и низменное истребление моих сородичей".

Вот теперь мне легко. Немного разминаюсь и начинаю движение навстречу Врагу и его огненным стрелам.

Через несколько дней все крупные газеты Края вышли с паническими заголовками:

"Тигр-убийца напал на большую команду охотников. Много убитых и раненых...", "Тигр-оборотень? Страшная бойня у подножия Сихотэ. Куда смотрит власть?", "Полосатый убийца, несмотря на многие раны, скрылся в горных пещерах", "Общественность совместной российско-китайской Территории требует поимки и уничтожения тигра-людоеда".

* * * * * * * * *

Дерсу Узала. Кинорассказ (1961) = > https://www.youtube.com/watch?v=fedTBS4lBPU

Тигрёнок на подсолнухе (мульт, СССР) = > https://www.youtube.com/watch?v=FJgXJh1yv8s

Дух предка в образе Куты мафа = > http://www.slovoart.ru/node/1507

.
Тигр - в мифопоэтических представлениях (прежде всего в ареале от Средней Азии на северо-западе до Китая и Индокитая на юго-востоке) Тигр часто выступает как царь зверей и хозяин леса. В Юго-Восточной Азии Тигр известен и как дух гор и пещер (ср. Хосин в корейской мифологии, часто ассоциируемый с духом гор сансин). В Китае Тигр почитался не только как царь зверей, но и как гроза демонов , в частности приносящих болезни. Великие маги, выступающие как устрашители демонов, как правило, изображаются восседающими на Тигре. Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе Тигра. Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вку-шением кусочка мяса Тигра, поклонением его следам, прыганьем через шкуру Тигра; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего Тигра, и т. п. Представления о Тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь идёт о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти. В этой связи приобретает особое значе-ние образ малоазийской богини плодородия с двумя леопардами или с леопардом и львом в хатто-хеттской мифологической традиции; дальнейшей трансформацией этой темы, воз-можно, является и образ героя в шкуре леопарда, льва или Тигра (ср. тигровую шкуру как атрибут Диониса, Вакха, буддийского Дхармапалы и др.). Связь Тигра с женским бо-жеством можно видеть в том, что в более позднем индуистском пантеоне тигрица соотносится с ездовым животным (вахана) шакти Махадевы. С Тигром связана и богиня Иштар , а владычица Запада Сиванму на основании архаичных китайских источников вос-станавливается как зооморфное существо с тигриными чертами.
Особое положение Тигра отражено и в широко распространённых представлениях об их связи с человеком. Некоторые народы Малайи верят, что Тигр, подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных городах или деревнях. Нивхи считали Тигра особой породой людей (т. н. «люди-тигры» или «лесные тигры»); считалось, что Тигр не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием «ас-салям-алейкум». Целый этикет обращения с Тигром выработан на Суматре, где различают, что в поведении человека нравится Тигру и что вызывает с его стороны грозную реакцию. В горных районах Бенгалии охотник, убив Тигра-убийцу, кладёт на его тело своё оружие и обращается к богу с объяснением мотивов этого убийства. Нередко Тигра рассматривают как доброжелательное животное, которое может помогать людям. Так, киргизские шаманы во время камлания обращались с просьбой о помощи к белому Тигру.
Связь Тигра с человеком объясняется в ряде традиций двояко: с одной стороны, способностью Тигра превращаться в человека или (чаще) способностью оборачиваться Тигром. (образ Тигра-оборотня), с другой стороны, что от Тигра или от брака женщины с Тигром ведут своё происхождение многие племена. Есть все основания говорить о Тигре как о тотемическом животном (ср. современные «тигриные» названия отдельных родов у индийских племён, наименования типа «человек-тигр», тигр или «тигриные» имена, как обозначение высшего геройства). Следы трансформированной тотемической классификационной системы можно видеть в ряде более поздних спекулятивных таксономий, где выступает и образ Тигра (таково, напр., соотнесение белого Тигра с западом, осенью и землёй в Китае и Японии; иногда с образом Тигра соотносится особый месяц; в Китае один из пяти звёздных дворцов был связан с Байху, белым Тигром, символизирующим долголетие). В христианстве Тигр - эмблема Христа (тигрица иногда рассматривается как эмблема христианства). Образ дракона на Тигре соотносится в Юго-Восточной Азии с небом и землёй. Тигр в бамбуковой роще в японской традиции символизирует одержимое злом человечество в повседневном мире.

Здесь представлена история возникновения знака китайского гороскопа Тигр.

Легенда о китайском гороскопе - Тигр

Много-много тысяч лет назад, когда мир был совсем молод, животные умели разговаривать, а люди их понимали, жил-был очень любопытный Тигр. Он был очень красив - весь золотисто-оранжевый, с пушистым, длинным, изящным хвостом, который носил с гордостью.

Однажды наш Тигр бродил без дела и забрел на ферму. Там он увидел, как Бык тянул плуг, за которым шел человек. Бедный Бык напрягал все силы, в полуденном зное пот тек с него ручьями. Он высунул язык от жажды, но терпел и работал, а человек безо всякой жалости погонял беднягу.

Через некоторое время человек привязал Быка к дереву и пошел в деревню обедать. Тигр подошел к измученному животному и спросил:

Господин Бык, почему вы позволяете человеку так с собой обращаться? Вы же намного больше и сильнее этого тщедушного существа. Вы бы могли легко проткнуть его рогами или переломать ему все кости своими мощными копытами. Но все же вы даете ему надеть на себя ярмо и выполняете для него такую тяжелую работу под палящим солнцем.

Большой Бык грустно покачал головой и ответил: -Да, господин Тигр, можете надо мной потешаться, но вы, очевидно, мало знаете о людях. Человек мал и слаб по сравнению со мной, но у него есть очень ценное оружие, которое он обратит против меня, если я ему не подчинюсь.

Ценное оружие? - спросил любопытный Тигр. - Какое?

Человек называет это «ум», - ответил Бык. - Он часто говорит: «Я решу эту проблему своим умом» или «Ничто не сравнится с моим остроумием». Или даже: «Своим умом я могу победить кого угодно и что угодно». Так что, господин Тигр, я боюсь человека и, уж конечно, не хочу, чтобы он рассердился и использовал свое остроумие против меня,

На что этот ум похож? А человеческое остроумие, которого вы так боитесь, вы когда-нибудь видели? - спросил Тигр.

Не знаю, - ответил Бык, - но иногда он говорит, что ему надо заострить свой ум, и часто посмеивается над своим другом, которого называет «тупоумным».

Поэтому на следующий день Тигр дождался, когда тот самый человек пошел собирать хворост в лесу. Он выпрыгнул прямо на человека и потребовал:

Эй, я слышал, что у тебя есть ум... или остроумие, как ты его там называешь? Ну-ка, поделись со мной!

Ох, господин Тигр, вы меня так напугали! - сказал человек. - С добрым утром! Конечно, я с радостью поделюсь своим остроумием с вами. Только я его сегодня с собой не взял. Я подумал, что сегодня оно мне не пригодится, и оставил дома.

Ну так пойди домой и принеси! - потребовал Тигр. - Я очень хочу его получить и не уйду, пока ты мне его не отдашь.

Отлично, - ответил человек. - Я охотно схожу домой и принесу его. Но что, если вы меня обманете и даже не дождетесь моего возвращения?

Да нет, я буду тут и никуда не уйду, - пообещал Тигр.

Нет, так дело не пойдет, - упорствовал человек. - Давайте я привяжу вас к тому большому старому дереву. Тогда я буду полностью уверен, что вы будете здесь, когда я вернусь. Если вы не согласитесь, я ни за что не отправлюсь в такой далекий путь за такой ценной вещью, как ум.

Тигру так хотелось получить этот ум-остроумие, что он согласился и дал человеку привязать себя длинной крепкой веревкой к дереву.

Я скоро вернусь, - сказал человек, уходя. Вскоре он вернулся с факелом и начал складывать

хворост вокруг Тигра. Потом он поджег ветки прямо под ним.

Что ты делаешь? - зарычал Тигр, пытаясь освободиться от веревок.

Пользуюсь своим умом, глупый Тигр! - закричал человек в ответ.

Но ты же сказал, что отдашь ум мне! - шипел испуганный Тигр. - Где же остроумие, которое ты мне обещал?

В голове, глупое животное. Мое остроумие невидимо, и оно находится у меня в голове. Я бы не смог тебе его отдать, даже если бы захотел - а я, конечно, не хочу! - засмеялся человек, уходя.

Когда занялся хворост и загорелись веревки, на прекрасной золотистой шкуре Тигра появились длинные черные полоски. Он подумал, что сейчас весь сгорит. Тут Тигр понял, что господин Бык был прав, когда боялся человека и его удивительного ума. Он пожалел, что не поверил Быку сразу и стал тягаться с человеком.

Но Тигра спас какой-то мальчик. Он ловко перерезал горящие веревки и освободил его, так что огонь не успел сжечь всю шкуру. У мальчика было ведерко с водой, и он помог Тигру умыться.

Спасибо, спасибо тебе! - задыхаясь, сказал Тигр, когда мальчик дал ему напиться. - Я уж думал, что мне конец. Наверное, я был глуп, когда потребовал у того человека его остроумие.

Не бойтесь, господин Тигр, - тихо сказал мальчик. - У нас, людей, есть еще одна очень ценная вещь - доброта. Я только что сделал для вас доброе дело. Ум у нас в голове, а доброта - в сердце. Там она нужнее всего.

Тигр и мальчик погасили огонь и распрощались. С того времени Тигр перебрался в горы, так как с высоты было удобнее наблюдать за людьми, живущими в долине. Он не хотел больше с ними связываться, гласит легенда о Тигре китайского гороскопа.

Годы шли, мальчик вырос и стал удачливым торговцем. Он часто переходил через горы, в которых бродил Тигр. Его телегу, нагруженную шелками, фарфором и другими товарами, возили две лошади. Он ездил торговать в дальние города и деревни.

Однажды молодого торговца подкараулила шайка грабителей. Они выскочили из засады и напали на парня при свете дня, когда он меньше всего этого ожидал. Он храбро пытался защищаться, но был один и семеро бандитов его окружили.

Торговец уже подумал, что тут ему и конец, но тут раздалось громовое рычание и большой полосатый Тигр прыгнул на бандитов и разогнал их. Точнее, они сами разбежались без оглядки.

Ты тот мальчик, который спас меня от огня, - сказал Тигр. - Я пришел отплатить тебе за твою доброту.

Спасибо, спасибо, господин Тигр! Вы спасли мне жизнь! - поклонился благодарный парень.

У меня, может, и нет вашего остроумия, - подмигнул Тигр, - но я не забыл про доброту.

С этими словами Тигр скрылся в лесу.

Когда молодой торговец вернулся в деревню, он заказал художнику портрет Тигра в натуральную величину; шкура этого Тигра была покрыта черными полосками. и всем, кого он встречал, торговец рассказывал, что Тигр спас ему жизнь, что Тигр отважен и бесстрашен, потому что он смог распугать грабителей своим ужасным рычанием.

Такова легенда о Тигре китайского гороскопа.

Тигр (лат. Panthera tigris) — вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из четырёх представителей рода пантера (лат. Panthera), который относится к подсемейству больших кошек. Слово «тигр» происходит от др.-греч. τίγρις, которое в свою очередь восходит к др.-перс. *tigri от корня «*taig» со значением «острый» , «быстрый» , «заостренный» . Тигр - самая большая и самая грозная из крупных кошек. Тигр является крупнейшим представителем семейства кошачьих и одним из крупнейших наземных хищников, уступая по массе лишь белому и бурому медведям, и поэтому неудивительно, что в представлении людей он часто выступает как царь зверей и хозяин леса, соперничая со львом. Взрослые самцы амурских тигров достигают в длину более трех с половиной метров и весят более 315 килограммов. Тигры тех подвидов, которые обитают в тропических областях азиатского ареала, несколько мельче - бенгальские тигры обычно весят не более 225 килограммов, и вообще материковые подвиды тигра крупнее островных .

Выделено девять подвидов тигра , из которых к началу XXI века сохранились лишь шесть , из них самым многочисленным является бенгальский тигр (номинативный подвид), составляющий 40 % от всей популяции.

Амурские тигры являются крупнейшими кошками на нашей планете, а также находятся под угрозой исчезновения. Цвет шкуры сибирских тигров бледно-оранжевый с черными цветными полосами. Белые сибирские тигры имеют шоколадного цвета полосы на своей белой шубке. Амурский тигр нуждается в 20 килограмах мяса ежедневно. Они в основном едят оленей, лосей, и кабанов. Обезьяны, птицы, лягушки и рыбы становятся частью их рациона во время нехватки еды. В среднем, только 1 из 10 попыток охоты приводит к успеху. Согласно записи, тигры, как известно, прошли более 600 километров в поисках пищи. Взрослый амурский тигр может съесть 90 кг мяса за один день, и 45 кг за один присест. Он использует метод «засады ‘во время охоты. Хотя эти тигры бегают с большой скоростью, они должны находиться на расстоянии 9 до 25 м от своей добычи, чтобы начать атаку.

Местное население, проживающее на Дальнем Востоке, очень уважает этих тигров. Тунгусы называют сибирских тигров как «старик» или «дедушка», а нанайцы назвали их «Амба».

Были случаи убийства медведя сибирскими тиграми. Это происходит только тогда, когда число копытных падает и тиграм нужно искать какие-то альтернативные источники питания. Бурый медведь в большей степени подвержен нападению тигра по сравнению с черными медведями. Это связано с неумением бурых медведей лазить по деревьям.

Древнейшие ископаемые останки тигров известны из северного Китая и о. Ява . Хотя амурского тигра часто называют сибирским , в лесах Сибири тигра нет и никогда не было. Ископаемые остатки тигров известны лишь на юге Дальнего Востока в верхнеплейстоценовых и голоценовых слоях. На основании этих палеонтологических и зоогеографических данных в настоящее время принято считать, что центр происхождения тигра находится в Юго-Восточной Азии . Отсюда тигр, как и многие другие животные (леопард, пятнистый олень, мягко-кожистые черепахи), вслед за широколиственными лесами после последнего оледенения расселился к северу, дойдя до Уссурийского края и Приамурья .

Около 10 тысяч лет назад тигры продвинулись на юг через Гималаи и в конце концов распространились почти по всей Индии , Малайскому полуострову и островам Суматра , Ява и Бали . Но, несмотря на столь огромный ареал , тигр стал теперь редчайшей из кошек. Ещё несколько веков назад область его обитания очерчивалась следующими границами: 50 градусов с. ш. (Казахстан ), 50 градусов в. д. (Северный Иран ), 140 градусов в. д. (устье Амура ), 8 градусов ю. ш. (Зондские острова ). Сейчас на большей части этой территории тигры истреблены; крупнейшие популяции сохранились в Индии и Индокитае . В пределах России небольшая популяция тигров имеется только на Дальнем Востоке , в Приморском и Хабаровском крае . Только в период между 1995 и 2005 ареал тигра сократился в Азии на примерно 40 %, таким образом, на сегодня тигры заселяют только лишь 7 % от первоначального ареала . В Индии популяция тигров сократилась с 20 тысяч, как ее оценивали лет десять назад, до 2 тысяч и даже менее. На Суматре , Яве и Бали более темный и мелкий островной подвид исчез совершенно. Наступление человека на среду обитания тигров, а также интенсивная охота на них привели великолепного зверя на грань вымирания. В XX веке внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. По состоянию на 2015 год охота на тигров запрещена во всём мире. В настоящее время тигры сохранились на территории 16 стран Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Камбоджа, Китай, Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Пакистан, Россия, Таиланд .

В зоопарке на фоне задней стены клетки тигр поражает яркостью окраски - оранжевой в черную полоску. Но в естественной среде обитания (слева) полосы служат прекрасной маскировкой. В высоких травах дельты Ганга (Индия) королевский, или бенгальский, тигр становится почти невидимым, едва только он застынет в неподвижности. Но даже когда он грациозно скользит в прихотливых тенях густых джунглей, его очень трудно заметить. Все подвиды тигров - бенгальский, амурский и семь других - обладают окраской, соответствующей особенностям среды их обитания . Тигры обитают в широком спектре ландшафтов: влажные тропические леса, мангровые болота и бамбуковые чащи в тропиках, сухие саванны, полупустыни, голые каменистые сопки и тайга на севере. В горах поднимаются до 3000 м над уровнем моря.

Считается, что тигр стал известен в античные времена на Западе только после похода в Индию Александра Великого . Впервые тигр появляется в Европе в 19 г. н.э. в Риме в качестве подарка индийских послов Августу. В более древней символике тигр, естественно, мог существовать лишь в Азии , где его сила вызывала восхищение и страх.

Древнеримский поэт Овидий упоминает, что в тигрицу превращалась богиня Фетида, чтобы избежать замужества с прославленным героем, но смертным человеком Пелеем (замужества богине избежать не удалось, и от брака Пелея и Фетиды родился легендарный герой Троянской войны Ахиллес). В античной мифологии тигр также упоминается как верховое животное бога вина, веселья и виноделия Диониса (бога, связанного с Индией ), впрочем, чаще эту роль выполняют родственные ему леопард или пантера. Тигр наряду с леопардом, пантерой и рысью является одним из атрибутов Диониса. Также в греческой мифологии тигры иногда служили заменой леопардам, влекущим колесницу Диониса (у римлян - Вакха). Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками бога Диониса на всех памятниках античного искусства, изображающих его триумф. У тигра также существуют символические связи с богом ветра Зефиром и с малоазиатской богиней-матерью Кибелой. В позднейшей Европе тигр стал восприниматься как воплощение мощи и кровожадности.

Тигр является одним из главных персонажей в мифах народов стран Азии , преимущественно тех регионов, которые являются естественной зоной его обитания. Он часто описывается как царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, символ силы и монархии. Тигра обычно связывают с воинской доблестью, так в Индии его изображение — воинская эмблема, символ кшатриев, касты правителей и воинов.

Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре, Шива и его воинственная супруга Кали (тёмная и яростная форма Парвати, тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы) часто предстают в тигровых шкурах. Согласно мифу, древние мудрецы, бесконечно ревновавшие к Шиве, который увлекал чувственной любовью их жен, создали страшное чудище — тигра . Шива убил хищника и сделал себе из его шкуры одежду. На многих изображениях он просто сидит на тигровой шкуре. Его внутреннее состояние описывается понятием «каши-пури» — «сияющий город» (от «каш» — «блестеть, сиять»). В переносном смысле это означает полное преодоление всей низменной животной алчности, которая столь часто обуревает людей.

В Индии супруга (в более широком смысле — женская творческая сила) Шивы Шакти — скачет на тигре — воплощении человеческих страстей, которые она может развязать или усмирить, обучая этому колдовскому искусству всех женщин.

Шива не только добрый защитник , но и грозный бог , обитающий на полях сражений и у погребальных костров, Шива бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения .

Хотя в Японии тигр изначально был известен только по мифам, его образ был символом мужества и является атрибутом воинов-героев. (Тресиддер Джек. Словарь символов. — 1999)

Центром происхождения и современным ареалом распространения тигров является Восточная и Юго-Восточная Азия (о чем написано выше), и мифология тигра в этом регионе очень сложна и зачастую противоречива.

С древнейших времен тигр был тотемных животным многих племен Юго-Восточной Азии . Такие племена считали, что ведут свое происхождение от тигра и после смерти сами становятся тиграми, т.е., что ныне живущие тигры являются их умершими родственниками. Это отразилось в современных «тигриных» названиях отдельных родов у индийских племен, наименованиях типа «человек-тигр» или «тигриных» именах как обозначения высшего геройства. Это особое положение тигра отражается в широко распространенных мифах о его связи с человеком. Некоторые народы Малайзии верят, что тигры, как и люди, образуют некое общество и живут в собственных городах и деревнях.

Нивхи , почти исчезнувшая народность жившие на острове Сахалин и близ устья реки Амур считали Тигра особой породой людей (так называемые «люди-тигры» или «лесные тигры»); считалось, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения, кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием «ас-салям-алейкум». На Суматре был выработан целый ритуал при обращении к тигру при встрече с ним, там знают, когда тигру нравится поведение человека, а когда вызывает грозную реакцию. В горных районах Бенгалии охотник, убив тигра-убийцу, кладет на его тело свое оружие и обращается к богу с объяснением причин и мотивов этого убийства.

В Юго-Восточной Азии и Корее тигра почитали как бога-хозяина гор и пещер, покровителя правящих королевских родов, и рассматривали как посредника между Небом и Землёй. Неслучайно талисманом Летних олимпийских игр 1988 года в Сеуле был выбран тигрёнок Ходори. Также корейцы верили, что оберегами служили предметы быта, украшенные рисунками, резьбой, вышивкой, в виде тигров.

Связь человека и тигра отразилась в многочисленных мифах о ракшасах (тиграх-оборотнях) , распространенных в Азии , особенно в Индии . В образе ракшасы ярко отражены восхищение тигром и страх перед ним. Ракшаса — демоническое существо; он владеет магией, но сам неуязвим для всех заклинаний, за исключением самых могущественных. Его любимое дело — война. Он вероломен — любит завоевать доверие жертвы, а потом напасть исподтишка.

Китайская мифология довольно противоречива и представляет собой смесь даосской, буддийской мифологий с народными верованиями. Кроме того, существовали еще различные архаические и вновь возникающие местные народные культы, а также культы конфуцианских мудрецов и героев. Все это сложно переплелось в мифологическом восприятии тигра.

Тигр в Китае — царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, вызывающий ужас и страх. Главная характеристика тигра, красной нитью проходящая через все верования и мифы — его сила, которая может проявляться двояко — он творец и разрушитель одновременно. Тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

Тигр - третий из двенадцати зверей китайского 12-летнего календаря . В Корее первый лунный месяц также носит название «месяца Тигра».

Тигра соотносили с женским началом Инь , с подземным миром и западом , где солнце опускается за край земли, а его противоположностью был Зеленый Дракон , носитель мужского начала Ян . С тигром связана и владычица запада Си-Ванму , которая в древних китайских рукописях описывалась как зооморфное существо с хвостом барса и клыками тигра. Возможно, именно некую ипостась этой грозной богини представляет тигроподобное чудовище дао-дай («пожиратель»), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань . Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ — земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым. Позднее демоническая сущность Си-Ванму претерпела радикальные изменения: она вошла в даосский пантеон уже не как страшная владычица запада, насылающая кары, а как хозяйка снадобья бессмертия, а тигр стал стражем могил, его изображение используется против борьбы с демонами и злыми духами. Сами демоны должны были испытывать перед тигром ужас, поэтому на могилах нередко выставлялись каменные скульптуры тигров .

Изображения тигров на дверных косяках также должны были изгонять демонов. Белый Тигр в паре с Зеленым Драконом в Средние века почитался как дух — страж дверей . Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В Древнем Китае тигр , наряду с драконом , фениксом и черепахой , — одно из четырех священных существ . Дракон считался символом весны и востока, феникс — лета и юга, тигр — осени и запада, черепаха — зимы и севера. Их изображали на боевых знаменах — при этом во время следования войска знамя с изображением Чжун-яо (Феникса) несли спереди, Сюань-яо (Черепахи) — сзади, Цин-луна (Зеленого Дракона) — слева, а Бай Ху (Белого Тигра) — справа.

Боги-защитники изображались скачущими верхом на тиграх . У китайцев бог богатства ездит верхом на тигре, охраняющем сундуки с монетами. Один из наиболее известных китайских богов богатства — это Цай Шэн Йе , который часто изображается облаченным в мантию с образом дракона и сидящим на тигре . Говорят, в благоприятное время он приносит большое процветание, а в плохое время защищает семью от бедности.

Позднее Тигр и Зеленый Дракон поменялись местами: иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более, что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф «ван», что означает «царь». Когда тигр имеет символику ян, то, в соответствии с китайской символикой, он олицетворяет власть, мужество, военную силу и ярость, которая нужна ему как защитнику.

Тем самым, становится ясно, что толкование образа тигра в искусстве зависит от его окружения. Например, образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян) в древнем Китае символизировал испорченное, больное общество: т. е. тьму, внедрившуюся в область света. Аналогично, в японской традиции тигр в бамбуковой роще символизирует одержимое злом человечество в неиспорченном мире. Когда тигр изображается сражающимся с Небесным драконом (символом ян), он становится земным олицетворением инь.

В еще более поздней китайской традиции появляются пять легендарных тигров , охраняющих мир от сил хаоса: Белый Тигр — со стороны запада, Синий (Зеленый) Тигр — с востока, Красный Тигр — с юга. Черный Тигр — с северной стороны. Желтый Тигр защищает центр мира, то есть собственно Китай. С Белым Тигром (Бай Ху), символизирующим долголетие, связывают один из пяти звездных дворцов. Он является символом страны мертвых (в Китае белый цвет — это цвет траура).

Тигр является персонажем многих древних легенд, где зачастую выступает в роли спасителя. Например, в одной сказке говорится, как одна женщина бросила незаконнорожденного младенца в поле, но его нашла тигрица и выкормила его. Ребенок вырос и стал первым министром государства. Аналогичную историю рассказывают о Конфуции . Говорят, что в младенчестве он был настолько уродлив, что родители, не в силах смотреть на ребенка, решили оставить его на горе, где он неминуемо должен был погибнуть, но тигр, вернее, тигрица спасла его.

Это животное в фэн-шуй представляется как белый тигр, который так силен, что лучшей защиты от зла не найти. По-китайски он звучит, как Бай-ху и является хранителем Запада . Белый тигр в Китае является символом страны мертвых, а как известно в Китае белый цвет - это признак траура. С большой осторожностью используют талисман тигра, т.к. это очень свирепое животное, которое при таком обращении, вместо того чтобы защищать, выпустит свои когти против жильцов дома. Для защиты дома китайцы не используют талисман тигра , если в доме есть человек, который родился в год того животного, которое используется тигром в пищу - кабан или петух и т.д. Но для внутреннего пространства дома талисман слишком силен, и будет лучше если использовать скульптуру или изображение тигра, когда он спит.

В других же мифах тигр ведет себя совсем по-другому. Согласно одному из мифов, тигр убил мать четверых детей пришел в дом и схватил младшего сына. Остальные забрались на сосну, но тигр полез за ними. Тогда они позвали на помощь небесного владыку, и тот спустил с неба верёвку, по которой они поднялись вверх на небо. Тигр также стал подниматься, но сорвался и испустил дух. Один брат стал солнцем, другой - луной, третий - звёздами. Была сказка о брате и сестре, которые, испугавшись тигра, залезли на небо и стали Солнцем и Луной.

В китайской алхимии тигр символизирует свинец и физическую силу . В китайском буддизме тигр — одно из трех Бесчувственных Существ , олицетворяющий злость (наряду с обезьяной — символом алчности и оленем — олицетворением похоти), а также персонификация гнева.

«Стиль тигра» — один из крупнейших традиционных внешних стилей ушу .

В некоторых регионах тигр символизирует брак и деторождение . В провинции Шанхкси (Шаанкси) невеста перед тем, как войти в дом жениха, берет с собой двух тигров из теста, ибо традиция велит вешать украшения с образом тигра над кроватью новобрачных. В провинции Хенань храмовая ярмарка проводится в третьем лунном месяце, и игрушечные тигры, сделанные из различных материалов, продаются повсюду. Множество людей приходят в храм молиться за своего ребенка и затем приносят игрушку тигра домой. Одна такая игрушка обычно сделана из двух тигров, как символ мужчины и женщины. Популярен, особенно в вышивке, сюжет «Тигрица, кормящая человека».

С тигром был также связан культ плодовитости . В разных отдалённых уголках Азии считалось, что для лечения бесплодия или увеличения потомства следует есть мясо тигра, красться по его следам или носить его шкуру. Например, китайская богиня Си Ван Му , повелительница Запада, плодовитости и бессмертия, возникает в старинных китайских источниках с тигроморфными чертами.

Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе тигра не только в Китае . Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вкушением кусочка мяса тигра, поклонением его следам, прыганьем через шкуру тигра; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего тигра, и т. п. Представления о тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь идет о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти.

Во время камлания киргизские шаманы обращались за помощью к белому тигру. В ряде традиций связь человека объясняется двояко: с одной стороны, тигр превращается в человека или назад в тигра, с другой стороны, что от брака женщины с тигром ведут свое происхождение многие племена.

В Китае тигр является символом тьмы и новой луны . Ассоциируясь с темнотой , всегда выражает темные стороны души , соответствуя тому состоянию, которое индусы определили как tamas и которое подпадает под общий символизм уровня, обозначает также разнузданное выражение низких сил инстинкта. Предлагаемое двойственное значение тигра представлено и в античной традиции : «Он ассоциируется с Дионисом , являясь символом силы, гнева и жестокости».

Одни из первых произведений живописи, на которых присутствует тигр , были найдены в корейских гробницах , предположительно относящиеся к периоду правления Когурё (37 до н. э. — 668 н. э).

Считалось, что изображения тигров оберегают гробницы . Кроме настенной живописи, в гробницах присутствовало много предметов быта, датируемых бронзовым веком (1000 г. до н. э. — 300 г. до н. э.), с изображением тигра: зеркала, топоры, ножи, сосуды, колокольчики, гири, украшения, ритуальные предметы и т.д. Тигр является одним из ключевых сюжетов китайской живописи.

Нередки изображения тигра в индийском искусстве . Одним из самых знаменитых примеров является деревянный механизированный и раскрашенный тигр Типу Султана , пожирающий английского солдата в красной униформе (вывезен из Шрирангапатнама, сейчас находится в музее Виктории и Альберта).

В исламе существует запрет на изображение живых существ, что во многом определяет особенность искусства стран, в которых был распространён ислам. Однако, именно для тигров в суфизме , одной из ветвей ислама распространённой в Средней Азии , было сделано своеобразное исключение, и образ тигра встречается на коврах и тканях, а также на фасадах мечетей города Самарканда в Узбекистане , в том числе на одной из мечетей знаменитого комплекса мечетей на площади Регистан.

Образы тигра присутствовали и в европейской живописи , например, в африканских охотничьих сценах Делакруа и на картине Питера Пауля Рубенса «Охота на тигров и львов» (1618).

Средневековые книги о животных (бестиарии) воспевали «материнскую любовь» тигрицы и сообщали, что охотники знали, как ее использовать. Они бросали круглое зеркало на землю, и когда она в него смотрела, то думала, что видит там тигренка, который пытается сосать у нее молоко. Люди, которых преследует тигрица, тоже могут спастись за счет этой хитрости.

В западноевропейской литературе отношение к тиграм было неоднозначным. Так, Редьярд Киплинг в «Книге джунглей» изобразил тигра коварным и грозным животным. Г. К. Честертон называл тигра «олицетворением горестного изящества» (Jorge Luis Borges: Conversations. University Press of Mississippi, 1998). Вместе с тем детский писатель Алан Милн в своём произведении о Винни-Пухе создал привлекательный и весёлый персонаж — Тигру. Тигр показан в позитивном свете Г. Л. Олди в рассказе «Хоанга».

Тигр! О тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами,
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
Средь каких пещер, небес
Огнь пылал твоих очес?
Кто дерзнул, взмахнув крылами,
Грозное похитить пламя?
Чьим искусством, чьей рукой
Узел сердца свит тугой?
Кто заставил сердце биться,
Чья великая десница?
Молот чей? В каком горниле
Ярость страсти раскалили?
Кто ужасной хваткой смог
Грозный мозг сдавить в комок?
А когда, сверкнув стрелами,
Звезды изошли слезами,
Рад ли Он творенью был?
Он ли Агнца сотворил?
Тигр! О тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами?
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
(Уильям Блейк «Тигр»)

Сила, свирепость, жестокость, гнев, красота и скорость. Звериный и божественный символ как агрессии, так и защиты, особенно в культурах Азии и Индии, где тигр часто заменяет льва в качестве основной эмблемы величия и дикости. Уильям Блейк в поэме «Тигр» (1794) использует такую же символику двуединства этого животного, связывая его с опасными силами природных инстинктов. Подобно льву, тигр может символизировать как жизнь, так и смерть, как зло, так и победу добра. Некоторые боги передвигаются на тиграх, демонстрируя этим свое могущество, например, индуистский Дурга . Удивительно, но китайский бог богатства (о чем говорилось выше) тоже восседает верхом на тигре, символизирующем в этом случае азарт и риск (в США «тигр» — жаргонное обозначение самой низкой покерной взятки).

Запоминающийся образ гусара-тигра создал в стихотворении «У цыган» (1920) Н.С. Гумилёв . У Х.Л. Борхеса , который в детском возрасте первым из зверей увидел и запомнил в зоопарке тигра, имеется сборник стихов «Золото тигров». В англоязычных странах к числу самых хрестоматийных относится стихотворение Уильяма Блейка «Тигр», в котором зверь, по словам Борхеса, представлен «символом зла». Существует несколько его переводов на русский язык, в том числе авторства К. Бальмонта и С. Я. Маршака (Jorge Luis Borges: Conversations. University Press of Mississippi, 1998).

В книге Владимира Клавдиевича Арсеньева «В дебрях Уссурийского края» главный герой Дерсу Узала, убив случайно в молодости тотемное животное — тигра, всю жизнь мучался от вины и страха перед «хозяином тайги». Этот эпизод вошёл и в фильмы, поставленные по книге Арсеньева.

Крупнейшими кошками на нашей планете являются сибирские тигры, они находятся под угрозой исчезновения.

Это массивные плотоядные, они живут в холодных районах нашей Земли. Сибирский или Амурский тигр – исчезающий сегодня вид. Они встречаются чаще всего на юго-востоке современной России.

Браконьеры в Китае и Корее сильно сократили их численность. Считают, что 350 – 400 тигров осталось в дикой природе и приблизительно 490 в зоопарках.

Факты о Сибирских тиграх.

Они огромные существа и весят до 390 кг и приблизительно 3-4 метра в длину. Средний вес Амурского тигра составляет 180-300 кг. Их высота в плечах достигает от 1 метра в вертикальном положении. Они имеют бледно-оранжевый цвет кожи с чёрными цветными полосами. Белые Сибирские тигры имеют на своей белой шубе шоколадного цвета полосы. Зрелость их наступает в 3-5 лет и у них есть конкретный сезон спаривания. Период беременности длится от 3 до 3,5 месяцев. Детёныши защищаются матерями в периоде 8 недель, потому что рождаются слепыми, затем они ходят за ней. В возрасте 1 года они помогают взрослым охотникам. В возрасте от 3 лет Амурские тигры считаются взрослыми и начинают охотиться самостоятельно. Прыжок Амурского тигра может быть в длину до 7 метров.

Что ест Амурский тигр?

Ему нужно съедать 20 кг мяса ежедневно. Восновном, в их рацион входят олени, лоси, кабаны. Во время нехватки еды в их рацион могут попасть даже обезьяны, рыбы, лягушки, птицы. Приблизительно из 10 попыток охоты приводит к успеху только 1. В поисках пищи тигры проходят большие расстояния, до 600 км. Взрослый Амурский тигр может скушать до 90 кг мяса за день и до 45 кг за один раз. Во время охоты он использует метод засады. Хотя эти тигры сильные и бегают быстро, атаку свою они могут начать с расстояния до своей добычи от 9 до 25 метров.


Среда обитания Сибирского тигра.

Тигры любят жить отдельно и занимать большие территории, иногда достигающие больше 4000 квадратных миль. Самки, восновном, живут семьями и заботятся о своих детёнышах.

Сначала тигры встречались в большом количестве в России, Корее, Китае, но браконьеры резко уменьшили их численность. Тигров убивают из-за их драгоценных шкур, однако китайцы их используют часто для приготовления лекарств. На сегодняшний день тигры обитают только на Дальнем Востоке России.

Некоторые интересные факты:

Местное население уважительно относятся к тиграм. У тунгусов они называются старик или дедушка, а у нанайцев Амба.

Амурские тигры в отличие от бенгальских редко становятся людоедами. В 20 веке было зарегистрировано только 6 случаев людоедства.

После побега из зоопарка Сан-Францизско 22 декабря 2007 года Амурский тигр Татьяна был застрелен. Он ранил двух человек и убил одного.

Случалось Амурские тигры убивали медведя. Это происходит тогда, когда численность парнокопытных снижается и тиграм необходимо искать альтернативные источники питания. Бурый медведь подвергается нападению чаще чёрного, потому что не может лазить по деревьям.

Амурские тигрв в дикой природе живут до 15 лет, а в неволе меньше.

Белые Сибирские тигры живут дольше свих коллег с оранжевой шкурой.

Амурские тигры выдерживают сильные морозы.

В случае драки они гремят хвостом и предупреждают соперника.

Самец жестоко защищает свою территорию, но самке-нарушителю с детёнышами он вреда не нанесёт.

Сохранение Амурского тигра – это необходимость. Нужны искренние усилия, чтобы защитить этих сильных, но уязвимых существ.

Ух, ты!.. Вот, это да!.. Будьте здоровы!..