Когда катюша впервые вступила в бой. Катюша - уникальная боевая машина ссср (интересно)

Удар по Орше

Фашисты чувствовали себя как дома: блицкриг развивался строго по планам великого фюрера - русские еще сопротивлялись, но это ненадолго, ведь им нечем воевать - еще пара-тройка месяцев, и война закончится очередной доблестной победой германского оружия.

Правда, фашистов смущали эти новые танки - Т-34, они создавали немало проблем. Но гениальные немецкие конструкторы обязательно найдут способ бороться с ними! А больше у русских ничего нет, кроме старых винтовок…

К 14 июля на Оршинском железнодорожном узле скопилась уйма составов: вагоны, забитые весело орущими немецкими солдатами, платформы, укрытые горбящимся тяжелым брезентом, на каждой платформе - мрачный часовой с автоматом. Один из путей занимала длинная цепь черных цистерн - бензин для гитлеровских танков и самолетов.

Ровно в 15 часов 15 минут над грузовой станцией пронесся жуткий, хватающий за душу вой. Затем раздались взрывы, грохот, и буквально через доли секунды практически все железнодорожные составы запылали ярким пламенем. Такое ощущение, что кто-то разом накрыл всю станцию огненным покрывалом. Уцелевшие нацисты в ужасе и панике метались по путям. Что это было? Обстрел? Диверсия?

Так на узловой станции города Орша гитлеровские вояки впервые испытали на себе удар знаменитых БМ-13, «Катюш» или «Сталинских органов», как потом назвали их фашисты.

Первая ракетная батарея БМ-13 сформировалась уже на второй день войны. Она состояла из 7 пусковых установок, взятых прямо с испытательных стендов, 44 грузовиков, загруженных 600 реактивными снарядами и 170 человек личного состава. Весь командный состав батареи состоял из слушателей Военной артиллерийской академии. Охрану секретного оружия выполнял особый взвод НКВД, солдатам которого было отдан приказ: без предупреждения стрелять в каждого постороннего, кто осмелится близко подойти к боевым машинам. Вдобавок, на поворотной раме каждой ракетной установки крепился особый железный ящик - якобы для ветоши. На самом деле внутри находился мощный фугас. В случае реальной угрозы окружения и захвата противником машины командир должен был самоуничтожиться вместе с техникой. Достаточно было только поджечь бикфордов шнур, чтобы секретное оружие взлетело на воздух.

Командир секретной батареи

Командиром ракетной батареи был назначен капитан Иван Флеров. Этот выбор неслучаен. Иван Андреевич Флеров родился и вырос в рабочей семье, что было тогда крайне важно.

После окончания артиллерийского училища участвовал в советско-финской войне, где командовал батареей. К началу Великой Отечественной войны капитан Флеров уже имел боевые награды.

В ночь на 2 июля 1941 года экспериментальная батарея отправилась под Смоленск, а к 14 июля оказалась под Оршей.

Атака батареи капитана Флерова на железнодорожную станцию длилась всего восемь секунд, но за эти секунды батарея выпустила больше сотни снарядов, и потери немцев оказались катастрофическими. В тот же день батарея произвела второй залп, только уже по переправе через речку Оршица, где также скопилось немало живой силы противника. Результат снова превзошел все ожидания. В журнале боевых действий батареи сохранилась такая запись: «1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениями в плен».

Батарея под командованием капитана Флерова быстро, насколько позволяли фронтовые дороги, перемещалась вдоль линии фронта, лишь ненадолго останавливаясь для нанесения беспощадных ударов по врагу. Залпы «Катюш» не только наносили материальный урон гитлеровцам, но и поднимали боевой дух у наших солдат и офицеров. Все это прекрасно понимали и фашисты, устроившие за новым оружием русских настоящую охоту. Как только батарея давала о себе знать очередной внезапной атакой - немцы тут же посылали туда танки и авиацию. Но Флеров знал об этом и не задерживался долго на одном месте - дав залп, «Катюши» сразу же меняли позицию.

Но, в конце концов, везение кончилось. В ночь на 7 октября 1941 года недалеко от поселка Знаменка на Смоленщине батарея капитана Флерова попала в окружение. Командир сделал все возможное, чтобы спасти ракетные установки и прорваться к своим. Батарея прошла более 150 километров по вражеским тылам. Тяжелые машины ползли по лесам и болотам, пока топливо не подошло к концу. В конце концов, капитан Флеров приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне осталось семь заряженных «Катюш» и три грузовика с людьми.

Гибель батареи

Обогнув Знаменку, колонна остановилась и вперед пошла разведка. Вернувшись, разведчики доложили, что путь свободен. Когда опустилась ночь, командир выслал вперед одну машину, а следом за ней, на расстоянии не больше одного километра, с выключенными фарами потянулись колонной остальные.

Вдруг пули защелкали по кабинам ракетных установок. Видимо, немцы давно сидели в засаде и, сознательно пропустив головную машину, поджидали именно колонну «Катюш». Фашистам был дан строгий приказ: любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового оружия. Капитан Флеров и его гвардейцы вступили в неравный бой. Пока одни отстреливались, другие бросились к ракетным установкам и успели взорвать машины. Многие из них погибли, а те, кто смог оторваться от гитлеровцев, в конце концов, пересекли линию фронта, и добрались до своих.

О судьбе командира первой в мире ракетной батареи долгое время ничего не было неизвестно. Оставшиеся в живых утверждали, что капитан Флеров геройски погиб при уничтожении пусковых установок, но солдатам, побывавшим в окружении, веры не было, и официально Флеров числился пропавшим без вести. Ходили даже совершенно нелепые слухи, что командир сознательно завел свою батарею в ловушку. Всю эту чепуху удалось опровергнуть с помощью захваченных после войны немецких штабных документов, где подробно описывался неравный бой под Знаменкой. В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. А в этом году исполнилось сто лет со дня рождения легендарного командира.

Ракеты - фронту

Эффект от действий только одной батареи капитана Флерова явился настолько сокрушительным, что до 1 ноября 1941 года в срочном порядке были сформированы и отправлены на боевые позиции десятки ракетных дивизионов на базе БМ-13 и БМ-8.

1 октября 1941 года из ставки ВГК на фронт пришла директива о порядке использования реактивной артиллерии. В частности в ней говорилось: «Внезапный, массированный и хорошо подготовленный огонь дивизионом М-8 и М-13 обеспечивает исключительно хорошее поражение противника и одновременно оказывает сильнейшее моральное потрясение его живой силы, приводящее к потере боеспособности».

В опубликованных после войны мемуарах гитлеровцев рассказывается о том, что появление «Катюш» на участках фронта действительно вызывало панику у фашистских солдат, многие из них если и не погибали под ударами «Сталинских органов», то буквально сходили с ума от ужаса. Кстати говоря, вследствие строжайшей секретности нового оружия, наши войска тоже не всегда были готовы к побочным эффектам мощных залпов «Катюш».

Генерал армии П. И. Батов в своей книге «В походах и боях» описывает такую ситуацию: «В поле зрения было до двух батальонов немецкой пехоты. И вот «Катюши» сработали. Мощный залп. Огненные струи. Взрывы. Немцы побежали. Наши - тоже. Редкое зрелище «атаки», когда обе стороны бегут друг от друга! Пересекретничали. Надо было как-то оповестить людей переднего края, чтобы не пугались, если произойдет нечто неожиданное». Неизвестно, откуда у наших реактивных установок появилось название - «Катюша». Ветераны считают, что это название прижилось благодаря знаменитой довоенной песне М. Матусовского и М. Блантера о девушке Катюше. А реактивные снаряды (РС) для «Катюши» наши солдаты ласково называли «Раисой Семеновной». Когда в сторону врага с воем уходили огненные стрелы, бойцы радостно приговаривали: «Раиса Семеновна пошла».

, принята на вооружение в 1941, стояла на вооружении до 1980 г, за годы ВОВ изготовлено 30000 штук. Легенды об этом оружии начали складываться сразу после того, как оно появилось. Впрочем, история создания и применения гвардейского миномёта БМ-13 и в самом деле необычна, статью немного разбавим фото, пусть и не всегда вовремя по тексту, но по теме, самое то.

БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня фото, была продемонстрирована советским руководителям 21 июня 1941 года. И в тот же день, буквально за несколько часов до начала войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки для них, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина-13).

Схема реактивной установки БМ-13 Катюша

Первая батарея полевой БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня фото , отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 г. под командованием капитана Флёрова, имела в своём составе семь автомобильных установок на базе трёхосного грузовика ЗиС-6. 14 июля состоялась боевая премьера в виде обстрела базарной площади городка Рудня. Но «звёздный час» ракетного оружия наступил 16 июля 1941 г. Залп, произведенный батареей, среди бела дня буквально стёр с лица земли оккупированный железнодорожный узел Орша вместе с находившимися там эшелонами Красной армии, которые не успели эвакуировать(!).

БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня на базе ЗИС-6 фото, это трехосный вариант грузовика ЗИС-5 и в значительной степени унифицирован с ним.

В результате огромное количество вооружения, топлива и боеприпасов не досталось врагу. Эффект артналёта был такой, что многие немцы, попавшие в зону поражения, сошли с ума. Таково было, вдобавок ко всему прочему, психологическое воздействие нового оружия, о чём в мемуарах признавались многие солдаты и офицеры Вермахта. Надо сказать, что первое применение реактивных снарядов произошло чуть ранее, в воздушных боях с японцами над далёкой речкой Халхин-Гол. Тогда были успешпо испытаны 82-мм реактивные снаряды класса «воздух-воздух» РС-82 разработки 1937 г. и 132-мм реактивные снаряды класса «воздух-земля» PC-132, созданные годом позже. Именно после этого Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком этих снарядов - Реактивным НИИ задачу создания реактивной полевой системы залпового огня па основе снарядов PC-132. Уточнённое тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 г.

На фото "Катюши" при детальном рассмотрении можно увидеть много интересного

Сам же РНИИ был создан ещё в конце 1933 г. па основе двух конструкторских групп. В Москве при Центральном Совете Осоавиахима с августа 1931 г. существовала «Группа по изучению реактивного движения» (ГИРД), в октябре того же года аналогичная группа под названием «Газодинамическая лаборатория» (ГДЛ) образовалась в Ленинграде. Инициатором слияния двух самостоятельных поначалу коллективов в единую организацию был тогдашний начальник вооружений Красной Армии М.Н. Тухачевский. По его мнению, РНИИ должен был решать вопросы ракетной техники применительно к военному делу, в первую очередь авиации и артиллерии. Директором института был назначен И.Т. Клеймёнов, а его заместителем - Г.Э. Лангемак, оба - военные инженеры. Авиационный конструктор С.П. Королёв был назначен начальником 5-го отдела института, которому поручалась разработка ракетопланов и крылатых ракет. В соответствии с полученным заданием к лету 1939 г. был разработай 132-мм реактивный снаряд, получивший позднее название М-13. По сравнению с авиационным аналогом PC-132 имел большую дальность полёта, большую массу и значительно более мощную боевую часть. Это было достигнуто за счёт увеличения количества ракетного топлива и взрывчатки, для чего на 48 см были удлинены ракетная и головная части снаряда. Снаряд М-13 имел также лучшие, чем у PC-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность стрельбы.
За время работы в институте Клеймёнов с Лангемаком практически завершили доводку реактивных снарядов РС-82 и РС-132. Всего в 1933 г. в Газодинамической лаборатории были проведены официальные полигонные испытания с земли, морских судов и самолётов девяти видов ракетных снарядов различных калибров конструкции Б.С. Петропавловского, Г.Э. Лангемака и В.А. Артемьева, II.И. Тихомирова и Ю.А. Победоносцева на бездымном порохе.

Ракетные снаряды М-13 боевой машины реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

И все было бы хорошо, если бы... В РНИИ со временем сложились две противоборствующие группировки. Считалось, что разногласия вышли по поводу того, каким топливом заправлять ракету. На самом деле корни конфликта и последующей трагедии следует искать глубже. Часть сотрудников во главе с А.Г. Костиковым полагали, что их несправедливо «затирают» занявшие командные посты Клеймёнов, Лангемак, Королёв и Глушко. Метод борьбы за место под солнцем был известен и проверен. Костиков начал писать на сослуживцев доносы в НКВД. «Раскрытие контрреволюционной троцкистской диверсиоино-вредительской шайки, их методов и тактики настойчиво требует от нас вновь еще глубже присмотреться к нашей работе, к людям, возглавляющим и работающим на том или ином участке Ин-та, - писал он в одном из своих писем. - Я утверждаю, что в производстве была явно принята система абсолютно негодная, тормозящая развитие. Это тоже не случайный факт. Дайте мне все материалы, и я со всей очевидностью докажу фактами, что чья-то рука, возможно ио неопытности, тормозила работу и вводила государство в колоссальные убытки. В этом повинны Клеймёнов, Лангемак и Падежип, в первую очередь...»

132-мм реактивная система залпового огня БМ-13 Катюша фото различных шасси

Чувствуя, что работать в РНИИ ему спокойно не дадут, Клеймёнов в конце лета 1937-го договорился с начальником ЦАГИ Харламовым о своём переходе туда. Однако не успел... В ночь на 2 ноября 1937 г. Иван Терентьевич Клеймёнов был арестован как немецкий шпион и саботажник. Одновременно та же участь постигла и его заместителя Г.Э. Лангемака (немца по национальности, что было отягчающим обстоятельством).

БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня на шасси ЗиС-6, практически все памятники реактивному миномету базируются на этом шасси, обратите внимание на квадратные крылья, на самом деле Зис-6 имел округлые крылья. Отдельные установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 прослужили всю войну и дошли до Берлина и Праги.

Вскоре оба были расстреляны. Возможно, дополнительную (или основную) роль в этом злодействе сыграли и близкие контакты арестованных с Тухачевским. Много позднее, 19 ноября 1955 г., Военная Коллегия Верховного Суда СССР определила: «...приговор... от 11 января 1938 г. в отношении Лангемака Георгия Эриховича по вновь открывшимся обстоятельствам отменить, а дело по его обвинению па основании п. 5 ст. 4 УПК РСФСР в уголовном порядке прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления...» Ещё через почти четыре десятилетия Указом Президента СССР от 21 июня 1991 г. Лангемаку Г.Э. присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно). Этим же Указом были награждены его коллеги - И.Т. Клеймёнов, В.П. Лужин, Б.С. Петропавловский, Б.М. Слонимер и II.И. Тихомиров. Все герои оказались невиновны, однако мёрт-вых с того света не вернёшь... Что же касается Костикова, то он добился своего, став начальником РПИИ. Правда, его же стараниями институт просуществовал недолго. 18 февраля 1944 г. Государственный комитет обороны в связи с «нестерпимым положением, сложившимся с развитием реактивной техники в СССР» постановил: «...Государственный институт реактивной техники при СНК СССР ликвидировать и возложить решение этой задачи па Наркомат авиационной промышленности».

Катюша реактивная установка залпового огня на шасси Студебеккер фото

Так что, можно сказать, легендарная «катюша» родилась вопреки многим обстоятельствам. По родилась! Её реактивные снаряды запускались с направляющих, располагавшихся в кузове самоходной многозарядной пусковой установки. Первый вариант базировался на шасси грузовика ЗиС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведённые в период с декабря 1938-го по февраль 1939 г. полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям.

Установка МУ-1 фото, поздний вариант, направляющие расположены поперечно, но шасси уже используется ЗиС-6

В частности, при стрельбе машина начинала раскачиваться па рессорах подвески, что снижало точность огня, и без того не слишком высокую. С учётом результатов испытаний РПИИ разработал новую пусковую установку МУ-2 (ЗиС-6), которая в сентябре 1939 г. была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По их результатам институту были заказаны пять таких установок для проведения войсковых испытаний. Ещё одну стационарную установку заказало Артиллерийское управление ВМФ для использования её в системе береговой обороны.

БМ-13 «Катюша» на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ

Исключительная эффективность боевых действий батареи капитана Флёрова и сформированных вслед за ней ещё семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 г. на фронтах действовали 45 дивизионов, каждый из которых состоял из трёх батарей по четыре пусковые установки в каждой. Для их вооружения в 1941 г. было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники с заводов началось формирование полноценных полков реактивной артиллерии, состоявших из трёх дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона.

  • Каждый полк имел 1414 человек личного состава,
  • 36 пусковых установок БМ-13
  • двенадцать 37-мм зениток.
  • Залп артиллерийского полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм.
  • При этом живая сила и техника противника уничтожались на площади свыше 100 га. Официально такие подразделения стали называться «гвардейскими миномётными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования».

Экипаж, отъехав в тыл, производит перезарядку боевой установки БМ-13 на базе грузовика Chevrolet G-7117, лето 1943 г.

На чём же была основана исключительная боевая мощь гвардейских миномётов? Каждый снаряд по мощности был примерно равен гаубичному того же калибра, ио при этом сама установка могла практически одновременно выпустить, в зависимости от модели, от 8 до 32 ракет. При этом в каждом дивизионе, оснащенном, к примеру, установками БМ-13, было пять машин, каждая из которых имела 16 направляющих для пуска 132-мм снарядов М-13, каждый весом 42 кг, с дальностью полёта 8470 м. Соответственно, только один дивизион мог выпустить по врагу 80 снарядов.

Реактивный миномет БМ-8-36 на базе автомобиля ЗИС-6

Если же дивизион оснащался установками БМ-8 с 32-мя 82-мм снарядами, то один залп состоял уже из 160 ракет меньшего калибра. На противника за несколько секунд обрушивалась буквально лавина огня и металла. Именно высочайшая огневая плотность и отличала реактивную артиллерию от ствольной. Во время наступлений советское командование традиционно старалось сосредоточить па острие главного удара как можно больше артиллерии.

Устройство реактивных снарядов БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня фото : 1 - стопорное кольцо взрывателя, 2 - взрыватель ГВМЗ, 3 - шашка детонатора, 4 - разрывной заряд, 5 - головная часть, 6 - воспламенитель, 7 - дно камеры, 8 - направляющий штифт, 9 - ракетный заряд, 10 - ракетная часть, 11 - колосниковая решётка, 12 - критическое сечение сопла, 13 - сопло, 14 - стабилизатор, 15 - чека дистанционного взрывателя, 16 - дистанционный взрыватель АГДТ, 17 - воспламенитель.
Сверхмассированная артподготовка, которая предшествовала прорыву вражеского фронта, стала одним из главных козырей РККА. Пи одна армия в той войне не смогла обеспечить такой плотности огня. Так, в 1945 г. во время наступления советское командование стягивало на один километр фронта до 230- 260 орудий ствольной артиллерии. Кроме них, па каждый километр приходилось, в среднем, 15-20 боевых машин реактивной артиллерии, не считая более крупных стационарных ракетных пусковых установок М-30. Традиционно «катюши» завершали артналёт: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Фронтовики говорили: «Ну, вот и «катюша» запела...»

реактивная установка залпового огня на шасси GMC CCKW фото

Кстати, почему артустановка получила такое неофициальное название, толком не мог ответить никто ни тогда, пе может и сегодня. Одни говорят, что просто в честь популярной в то время песни: в начале стрельоы, срываясь с направляющих, снаряды улетали в свой последний восьмикилометровый путь с протяжным «пением». Другие полагают, что название пошло от самодельных солдатских зажигалок, тоже почему-то прозванных «катюшами». Таким же именем назывались ещё в Испанскую войну туполевские бомбардировщики СБ, иногда вооружённые РСами. Так или иначе, но после того как катюши-миномёты заканчивали свою песню, пехота входила в обстрелянный населённый пункт или на вражеские позиции, пе встречая никакого сопротивления. Сопротивляться было некому. Те немногие солдаты противника, что оставались в живых, были полностью деморализованы. Правда, со временем противник перестроился. Да это и понятно. Иначе бы весь Вермахт через некоторое время полностью деморализовался, сошёл бы от «катюш» с ума, и воевать Красной армии стало бы не с кем. Немецкие солдаты научились прятаться в хорошо укреплённых блиндажах при первых же звуках «сталинских органов», так прозвал противник паши ракеты за их нестерпимый вой. Тогда перестроились и паши ракетчики. Теперь «катюши» начинали артподготовку, а заканчивали её пушки.

БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня на шасси Ford WOT фото

«Если привлекать для артподготовки ствольный полк, то командир полка обязательно скажет: «У меня нет точных данных, я должен пристрелять орудия...» Если ои начинал вести пристрелку, а пристреливают обычно одним орудием, беря цель в «вилку», - это сигнал противнику, что надо прятаться. Что солдаты и делали за 15-20 секунд. За это время артиллерийский ствол выпускал всего один-два снаряда. А я дивизионом за 15-20 секунд выпущу 120 ракет, которые летят все сразу», - рассказывал командир полка реактивных миномётов А.Ф. Пануев. Но, как известно, плюсов без минусов пе бывает. Мобильные установки реактивных миномётов обычно выдвигались па позиции непосредственно перед залпом и так же быстро после залпа старались уйти из данного района. При этом немцы, по понятным причинам, именно «катюши» старались уничтожать в первую очередь. Поэтому сразу после залпа миномётов на позиции тех, кто оставался, как правило, обрушивались залпы немецкой артиллерии и бомбы мгновенно прилетавших пикировщиков Ю-87. Так что теперь приходилось прятаться уже ракетчикам. Вот что вспоминал по этому поводу артиллерист Иван Трофимович Сальницкий:

«Выбираем огневые позиции. Нам говорят: в таком- то месте огневая позиция, будете ждать солдат или поставленные маяки. Принимаем огневую позицию ночью. В это время подходит дивизион «катюш». Если бы у меня время было, я бы сразу убрал оттуда свои пушки. Потому как «катюши» сделали залп и ушли. А немцы подняли девятку «юикерсов» и навалились па пашу батарею. Был переполох! Открытое место, прятались под лафетами пушек...»

Подбитая реактивная установка, дата фото неизвестна

Впрочем, доставалось и самим ракетчикам. Как рассказывал ветеран-миномётчик Семён Савельевич Кристя, существовала строжайшая секретная инструкция. На некоторых форумах идет спор что именно из-за секрета топлива, немцы старались захватить установку. Как видно на фото установка была захвачена и не одна.

Реактивный миномет БМ-13-16, на шасси машины ЗИС-6 захваченный неповрежденным немецкими войсками, фото Восточный фронт, осень 1941 года

Реактивный миномет БМ-13-16 брошенный при отступлении. Лето 1942 года, Восточный фронт фото, как видно из обеих фото боекомплект отстрелян, на самом деле состав снарядов не представлял секрета, ро крайней мере для наших союзников, основную массу снарядов делали они

Реактивный миномет Б-13-16 Катюша на шасси ЗИС-6 (захвачена немцами), как видно на фото с полным боекомплектом

В случае угрозы возможного захвата ракетной установки врагом, экипаж «БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня фото » должен был подорвать установку с помощью системы самоликвидации. Что при этом будет с самим экипажем - составители инструкции не уточняли... Именно так покончил с собой в окружении 7 октября 1941 г. раненый капитан Иван Андреевич Флёров. Зато товарищ Кристя дважды попадал в плен, выловленный специальными командами Вермахта, которые направлялись для захвата «катюш» и их экипажей. Семён Савельевич, надо сказать, был везучим. Он дважды смог бежать из плена, оглушив охрану. Но вернувшись в родной полк, молчал об этих подвигах. А то, как многие, попал бы из огня да в полымя... Такие приключения чаще случались в первый год войны. Потом и войска наши перестали отступать столь быстро, что за фронтом можно было не успеть даже на автомобиле, да и сами ракетчики, обретя необходимый боевой опыт, стали действовать осмотрительнее.

БМ-13 Катюша реактивный миномет на шасси танка Т-40, кстати американцы так же ставили на Шерман, свои системы залпового огня

Сначала на позиции выходили офицеры, которые производили соответствующие расчёты, кстати, довольно сложные, поскольку приходилось учитывать не только расстояние до цели, скорость и на-правление ветра, по даже температуру воздуха, которая тоже влияла на траекторию полёта ракет. После того как все вычисления были сделаны, машины выдвигались на позицию, производили несколько залпов (обычно не более пяти) и быстро мчались в тыл. Промедление в этом случае и впрямь было подобно смерти - немцы сразу накрывали место, откуда стреляли реактивные миномёты, ответным артиллерийским огнём.
Во время наступления тактика при-менения «катюш», окончательно отработанная к 1943 г. и до конца войны применявшаяся повсеместно, была такой: в самом начале наступ¬ления, когда требовалось взломать глубоко эшелонированную оборону врага, артиллерия образовывала так называемый «огневой вал». В начале обстрела все гаубицы (зачастую и тяжёлые самоходки) и реактивные миномёты обрабатывали первый рубеж обороны. Затем огонь переходил па укрепления второй линии, а атакующая пехота занимала окопы и блиндажи первой. После этого огонь переносился на третий рубеж, а пехотинцы тем временем занимали второй.

Катюша реактивная установка залпового огня на базе Ford-Marmon фото

Скорее всего та же часть, фото сделано с другого ракурса

При этом чем дальше вперёд уходила пехота, тем меньше её могла поддерживать ствольная артиллерия - буксируемые орудия не могли сопровождать её па всём протяжении наступления. Эта задача возлагалась па гораздо более мобильные САУ и «катюши». Именно они вместе с тапками шли следом за пехотой, поддерживая её огнём.
Теперь солдатам Вермахта было уже не до охоты за «катюшами». Да и сами установки, которые всё чаще стали базироваться па полпоприводных американских Studebaker US6, не представляли особой тайны. Направляющими ракет при запуске служили стальные рельсы, угол наклона их регулировался вручную простой винтовой передачей. Некоторый секрет представляли лишь сами ракеты, точнее, их начинка. А их-то после залпа на установках как раз и не оставалось. Делались попытки монтажа пусковых установок и на базе гусеничных машин, но скорость передвижения для реактивной артиллерии оказалась важнее проходимости. Ставились «катюши» также на бронепоезда и корабли

БМ-13 Катюша ведет огонь фото

БМ-13 Катюша реактивная установка залпового огня на улицах Берлина фото

Кстати, наладить в РНИИ производство порохов для снаряжения ракет Костиков толком так и не смог. Дело дошло до того, что ракетное твёрдое топливо одно время производили для нас американцы по нашим рецептам (!). Это и послужило ещё одной причиной расформирования института... А как дела обстояли у наших противников, у них имелся своя реактивная установка шестиствольный миномет, Небельверфер.

Небельверфер. Немецкая реактивная установка 15 см фото

Использовался с самого начала войны, но столь массовых формирований частей как у нас, у немцев не было, смотри статью "Немецкий шестиствольный миномет".
Конструкторский и боевой опыт, полученный на «катюшах», послужил основой для создания и дальнейшего совершенствования «градов», «ураганов», «тайфунов» и других установок залпового огня. Одно лишь осталось почти на прежнем уровне - точность залпа, которая и сегодня оставляет желать лучшего. Ювелирной работу реактивных систем никак не назовёшь. Потому и лупят из них в основном по площадям, в том числе и на нынешней украинской войне. А страдают от этого огня зачастую больше мирные жители, подобно советским гражданам, имевшим неосторожность оказаться в своих избушках в 41-м вблизи станции Орша...

Знаменитую песню о девушке Катюше, выходящей на берег крутой, написанную в 1939 году поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в годы Великой Отечественной войны стали прочно ассоциировать с одним из новейших образцов оружия — боевой машиной реактивной артиллерии БМ-13.

До сих пор идут споры, по какой причине БМ-13 получила в армии прозвище «Катюша». Одни связывают это с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна, другие говорят о том, что звук, издаваемый снарядами, был похож на протяжное звучание песни. По третьей версии, первое применение БМ-13 с крутой горы, что кому-то тоже напомнило содержание шлягера.

К середине войны в песне «Катюша» даже появился новый куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!

«Эрэсы» изначально создавались для авиации

Установка БМ-13 стала одним из новейших видов вооружения, появление которых в Красной Армии стало крайне неприятным сюрпризом для гитлеровского командования.

Работы над созданием снарядов на бездымном порохе велись в СССР еще с 1920-х годов. Первые образцы реактивных снарядов — «эрэсов» — были созданы в 1933 году и предназначались для вооружения самолетов.

О том, что подобные снаряды могут быть эффективны также и при использовании в наземных войсках и на флоте, задумались позже. Работы над созданием многозарядной реактивной установке на базе грузовой машины начались в 1938 году.

В августе того же года инженеры Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) во главе с Иваном Гваем представили первый проект многозарядной установки на базе автомашины ЗИС-5. Полигонные испытания показали, что проект «сырой», имеющий очень много недостатков.

В апреле 1939 был создана новая модель МУ-2 (механизированная установка, 2-й образец). Эту установка, заряжавшаяся 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами, позднее названными М-13, военных в целом устроила.

В декабре 1939 года Артиллерийское управление Красной Армии утвердило программу продолжение работ по «Боевой машине-13» (БМ-13) и созданию опытной партии машин для всесторонних полигонных испытаний.

Первая батарея

Времени катастрофически не хватало — в Европе уже бушевала Вторая Мировая война, и не было никаких сомнений в том, что она не обойдет Советский Союз.

Окончательное решение о начале серийного производства БМ-13 было утверждено Иосифом Сталиным за день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года.

Первые серийные БМ-13, созданные на базе автомобиля ЗИС-6, сошли с конвейера завода №723 Наркомата минометного вооружения в Воронеже.

Командование Красной Армии приняло решение — из первых БМ-13 сформировать экспериментальную батарею, вооружить ее снарядами, производство которых тоже находилось в стадии запуска, и отправить на фронт, проведя испытания в по-настоящему боевых условиях.

28 июня 1941 года командующий войсками Московского военного округа подписал приказ о формировании экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии Красной Армии.

В батарею были включены 7 БМ-13, собранные к этому моменту, одна 152-миллиметровая гаубица, предназначавшаяся для пристрелки целей, а также грузовики для перевозки снарядов. Командный состав формировался из слушателей Артиллерийской академии Красной Армии.

Командиром батареи стал 36-летний капитан Иван Флёров , герой советско-финской войны, отличившийся при прорыве «линии Маннергейма».

Иван Андреевич Флеров, капитан, командир первой батареи реактивной артиллерии «катюш». Фото: РИА Новости

Премьера под Оршей

3 июля 1941 года батарея капитана Флерова, личный состав которой составлял 198 человек, с соблюдением мер секретности выдвинулась из Москвы по Можайскому шоссе. Целью был район белорусской Орши, где батарея должна была поступить в распоряжение Западного фронта.

О появлении на фронте новых образцов вооружения не знали ни немцы, ни советские солдаты. Поэтому первое боевое применение БМ-13 вызвало шок по обе стороны фронта.

Около 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флёров отдал команду нанести удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. 112 реактивных снарядов, выпущенные установками в течение нескольких секунд, произвели сильнейшие разрушения, уничтожив скопление немецкой техники. Над районом поднялось огненное зарево. Через полтора часа после первого залпа батарея Флерова нанесла удар по переправе на реке Оршица, сорвав дальнейшее продвижением гитлеровцев на этом направлении.

Первый опыт показал — БМ-13 могут быть чрезвычайно эффективным оружием, которое не только наносит материальный урон врагу, но и подавляет его психику. Правда, и советским солдатам поначалу пришлось привыкать к характерному завыванию снарядов. В июле 1941 года особо впечатлительные воины боялись этих звуков не меньше, чем немецких бомбардировок.

В конце июля — начале августа 1941 года на Западном фронте начали действовать еще четыре батареи «катюш».

Охота за секретом

Немецкое командование, получив доклад с фронта о применении нового оружия русскими, отдало приказ во чтобы то ни стало захватить образец этой техники. На батарею капитана Флёрова началась охота.

Флёров прекрасно знал об этом, и сразу после нанесения удара по позициям немцев менял место расположения. Так вырабатывалась тактика применения реактивных минометов.

Первая опытная батарея БМ-13 успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. Иван Флёров отправил в Москву подробный отчет о применении установок, в котором указывал на достоинства и недостатки нового оружия.

В начале октября 1941 года во время отражения нового гитлеровского наступления батарея Флёрова за три дня израсходовала почти весь запас боеприпасов. Гитлеровцы провели стремительную операцию по окружению советских войск под Вязьмой. Первая батарея «катюш» также оказалась во вражеском «кольце».

Командир батареи делал все возможное, чтобы вывести людей и технику из окружения. Те машины, на которых заканчивалось горючее, взрывались.

Из вяземского «котла» удалось выбраться 46 бойцам батареи капитана Флёрова. Остальные, включая командира, долгое время числились пропавшими без вести. Разведка докладывала — никаких признаков того, что немцам удалось захватить установки, нет.

Реактивный снаряд от установки БМ-13 батареи капитана Ивана Флерова, найденный поисковиками группы «Экипаж» у деревни Корнюшково. Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин

Последний подвиг капитана Флёрова

Лишь гораздо позднее, когда в руках советского командование оказались архивы одного из армейских штабов вермахта, стало точно известно, что случилось с батареей.

В ночь с 6 на 7 октября 1941 года в районе деревни Богатырь Смоленской области колонна «катюш» нарвалась на засаду немцев. Личный состав батареи принял бой. За то время, что бойцам удавалось сдерживать натиск немцев, их товарищам удалось подорвать все установки БМ-13.

Сам командир батареи, будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

Памятная доска на доме в Балашихе. Фото: Commons.wikimedia.org / IGW

В 1960-х годах командующий Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии Константин Казаков подписал представление на посмертное присвоение капитану Флерову звания Героя Советского Союза. Однако 14 ноября 1963 года указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В 1995 году поисковики в районе деревни Богатырь обнаружили останки советских солдат. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленном в память о подвиге первой батареи «катюш».

21 июня 1995 года указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

5 марта 1998 года приказом министра обороны РФ Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Несмотря на то, что со дня победного завершения Великой Отечественной войны прошло уже 67 лет, многие исторические факты нуждаются в уточнении и более тщательном рассмотрении. Это касается и эпизода начального периода войны, когда свой первый залп «Катюши» нанесли по скоплению немецких войск на железнодорожной станции Орша. Известные историки-исследователи Александр Осокин и Александр Корняков на основе архивных данных высказывают предположение о том, что первый залп «Катюши» нанесли по другим установкам «Катюш» с целью недопущения их захвата противником.

Три источника сведений о первом залпе «Катюш»

71 год назад 14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут прогремел первый залп по врагу невиданного нового вида оружия - реактивной артиллерии. Семь советских установок залпового огня БМ-13-16 (боевых машин с 16 ракетными снарядами 132 мм на каждой), смонтированные на автомобильном шасси ЗИЛ-6 (вскоре получившие название «Катюша»), одновременно ударили по железнодорожной станции города Орша, забитой немецкими составами с тяжелой военной техникой, боеприпасами и горючим.

Эффект одновременного (7-8 сек.) удара 112 ракет калибра 132 мм был потрясающим в прямом и переносном смысле - сначала содрогнулась земля и загрохотало, а потом все запылало. Так в Великую Отечественную войну вступила Первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова... Такова известная сегодня трактовка первого залпа «Катюши».


Фото.1 Капитан Иван Андреевич Флёров

До сих пор главным источником информации об этом событии остается журнал боевых действий (ЖБД) батареи Флерова, где есть две записи: «14.7.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня»

и «14.7. 1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен...».

Назовем его Источник № 1 . Мы склонны считать, однако, что это тексты не из ЖБД батареи Флёрова, а из двух боевых донесений, посланных им Центру по радио, ибо ни документов, ни каких-либо бумаг при себе тогда не имел права иметь никто в батарее.


Фото.2 Залп "Катюши"

Рассказ конструктора Попова . Об этом упоминается во втором главном источнике сведений о судьбе и подвиге батареи Флерова - рассказе одного из участника разработки «Катюши» инженера-конструктора НИИ-3 Алексея Попова, который был записан известным советским журналистом Ярославом Головановым в 1983 году. Вот его содержание:


Фото.3 Конструктор Алексей Попов

«22 июня началась война. К 24 июня мы получили приказ подготовить три установки для отправки на фронт. В то время у нас было 7 РУ и примерно 4,5 тысячи PC к ним. 28 июня меня вызвали в НИИ. - «Вы и Дмитрий Александрович Шитов поедете с батареей на фронт, учить новой технике…»

Так я очутился в распоряжении капитана Ивана Андреевича Флёрова. Он сумел окончить только первый курс Академии им. Дзержинского, но был уже обстрелянным командиром: участвовал в финской кампании. Замполит батареи Журавлёв отбирал по военкоматам надёжных людей.

У нас служили москвичи, горьковчане, чуваши. Секретность во многом нам мешала. Мы, например, не могли пользоваться общевойсковыми службами, у нас была своя медчасть, своя техчасть. Всё это делало нас неповоротливыми: на 7 ракетных установок приходилось 150 машин с обслугой. В ночь с 1 на 2 июля мы ушли из Москвы.


Фото.4 Подготовка «Катюши» к боевой работе

На Бородинском поле поклялись: ни при каких обстоятельствах не отдавать установку врагу. Когда находились особенно любопытные, которые старались дознаться, что мы везём, мы говорили, что под чехлами - секции понтонных мостов.

Нас пытались разбомбить, после чего мы получили приказ: двигаться только ночью. 9 июля мы прибыли в р-н Борисова, развернули позицию: 4 установки слева от трассы, 3 РУ и 1 прицельная пушка - справа. Там простояли до 13 июля. Нам было запрещено вести огонь из любого вида личного оружия: пистолетов, 10-зарядных полуавтоматических винтовок, дегтярёвского пулемёта.

У каждого ещё было по две гранаты. Сидели без дела. Время тратили на учёбу. Пометки делать было запрещено. Мы с Шитовым проводили бесконечные «практические занятия». Однажды «Мессершмидт-109» прошёл низко над нашей батареей, бойцы не выдержали и обстреляли его из винтовок. Он развернулся и в свою очередь обстрелял нас из пулемёта. После чего мы немного передвинулись...

В ночь с 12 на 13 июля нас подняли по тревоге. Наши пушкари выдвинули вперёд пушку. Подъезжает бронемашина: «Что за часть?!» Оказалось, что нас так засекретили, что заградотряды, которые должны были держать оборону, ушли. «Через 20 минут будет взорван мост, уезжайте немедленно!».

Мы уехали под Оршу. 14 июля вышли в р-н железнодорожного узла, где было сосредоточено много эшелонов: боеприпасы, топливо, живая сила и техника. Мы остановились в 5-6 км от узла: 7 машин с РУ и 3 машины со снарядами для повторного залпа. Пушку не взяли: прямая видимость.

В 15 часов 15 минут Флёров дал приказ открыть огонь. Залп (7 машин по 16 снарядов, итого 112 снарядов) длился 7-8 секунд. Железнодорожный узел был уничтожен. В самой Орше немцев не было 7 дней. Мы сразу удрали. Командир сидел уже в кабине, поднял домкраты и ходу! Ушли в лес и там отсиживались.

Место, откуда мы стреляли, немцы потом бомбили. Мы вошли во вкус и ещё через полтора часа уничтожили немецкую переправу. После второго залпа ушли по Минскому шоссе в сторону Смоленска. Мы уже знали, что нас будут искать…».

Назовем его Источник № 2.

Доклад двух маршалов о «Катюше»

99% всех публикаций о первых залпах «Катюши» и судьбе батареи Флёрова базируются только на этих двух источниках. Однако есть еще один весьма авторитетный источник информации о первых залпах батареи Флерова - суточный доклад Главного командования Западного направления (Маршалов Советского Союза С.К.Тимошенко и Б.М.Шапошникова) Ставке Верховного Главнокомандования (И.В.Сталину) от 24 июля 1941 года. В нем сказано:

«20 армия т. Курочкина, сдерживая атаки до 7 дивизий противника, нанесла поражение двум немецким дивизиям, особенно вновь прибывшей на фронт 5 пехотной дивизии, наступавшей на Рудня и к востоку. Особенно эффективное и успешное действие в разгроме 5 пехотной дивизии оказала батарея «РС», которая тремя залпами по сосредоточенному в Рудня противнику нанесла ему такие потери, что он целый день вывозил раненых и подбирал убитых, остановив наступление на целый день. В батарее осталось 3 залпа. Просим присылки еще двух-трех батарей с зарядами» (ЦАМО, ф. 246, оп. 12928 сс, д. 2, лл. 38-41) . Назовем его Источник № 3.

Почему-то в нем не упоминаются залпы батареи Флерова 14 июля по Орше и по переправе через Оршицу и не указана дата трех ее залпов в Рудне.

Версия полковника Андрея Петрова

Внимательно изучив все обстоятельства первого залпа «катюш», Андрей Петров (инженер, полковник запаса) в своей статье «Загадка первого залпа «Катюш» («НВО» за 20 июня 2008 года) сделал неожиданный вывод: батарея БМ-13 капитана Ивана Флерова 14 июля 1941-го стреляла по скоплению на железнодорожной станции Орша не вражеских, а советских эшелонов со стратегическими грузами!

Этот парадокс - блестящая догадка А. Петрова. Он приводит несколько убедительных обоснований в ее пользу (не будем повторяться) и наводит на целый ряд вопросов, связанных с загадками первого залпа «катюши» и судьбой капитана Флерова и его батареи, в том числе:

1) Почему командир героической батареи не был награжден немедленно? (Ведь А.Г. Костиков - главный инженер НИИ-3, присвоивший себе одному авторство «Катюши» был уже 28 июля 1941 года принят Сталиным и в тот же день ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А героически погибший И.А. Флеров только в 1963 году был посмертно награжден орденом «Отечественной войны» I степени, и лишь в 1995 году ему было присвоено звание Героя Российской Федерации).

2) Почему Маршалы Советского Союза С.К.Тимошенко и Б.М.Шапошников, полностью информированные о батарее И.А.Флерова (они, например, даже знали, что у них осталось снарядов лишь на три залпа), докладывали Ставке как о первом применении «катюш» об их залпах в Рудне, а не в Орше?

3) Откуда у советского командования были весьма точные сведения о предполагавшихся перемещениях эшелона, который было необходимо уничтожить?

4) Почему батарея Флерова вела огонь по Орше 14 июля в 15.15, когда немцы еще не заняли Оршу? (А.Петров утверждает, что Орша была занята 14 июля, ряд публикаций указывает дату 16 июля, а в Источнике №2 сказано, что после залпа в Орше немцев не было 7 дней).

Дополнительные вопросы и наша версия

При изучении имеющихся материалов о первом залпе «катюши» у нас появилось несколько дополнительных вопросов и соображений, которые мы хотим изложить, считая все три вышеуказанных источника абсолютно достоверными (хотя у Источника № 1 до сих пор почему-то отсутствуют архивные ссылки).

1) В Источнике №2 указывается, что «9 июля батарея прибыла в район Борисова, развернула позицию и простояла там до 13 июля... Сидели без дела. Время тратили на учёбу» . А ведь Борисов находится в 644 км от Москвы, на 84 км западнее Орши. С учетом возвращения в нее, это лишние 168 км ночных дорог для батареи из 157 автомашин! Плюс 4 лишних дня непонятного дежурства, каждый из которых мог стать для флёровцев последним.

Что могло быть причиной этого дополнительного «марш-броска» столь неподъемного каравана автомашин батареи, а затем ее длительного сидения без дела? На наш взгляд лишь одно - ожидание прибытия эшелона, наверняка указанного Флерову Верховным командованием в качестве первоочередной цели, подлежащей уничтожению.

Значит, батарея была послана не просто для проведения войсковых боевых испытаний (с одновременной демонстрацией мощи нового оружия), а для уничтожения вполне конкретной цели, которая после 9 июля должна была находиться в районе между Борисовым и Оршей. (Кстати не забудем, что 10 июля началось немецкое наступление, ставшее началом жесточайшего Смоленского оборонительного сражения и вторая часть рейда батареи проходила в его условиях).

2). Почему Верховное командование указало Флёрову в качестве цели конкретный состав, оказавшийся 14 июля 1941 года в 15.15 на путях товарной станции Орша? Чем он был лучше или, скорее, хуже, чем сотни других составов на забитых магистралях московского направления? Почему посланные из Москвы навстречу наступающим немецким войскам установки с секретнейшим оружием и сопровождающая их колонна буквально охотились за этим составом?

Ответ на вышеприведенные вопросы один - скорее всего, Флеров действительно разыскивал состав с советской боевой техникой, которая ни в коем случае не должна была попасть к немцам. Перебрав лучшие ее виды того периода, мы пришли к выводу, что это были не танки (они тогда попадали к немцам в огромном количестве, поэтому никакого смысла в ликвидации одного или нескольких составов с ними не было).

И не самолеты (которые в тот период часто перевозили с демонтированными крыльями в железнодорожных составах), ведь в 1939-1941 годах немецким авиационным даже не делегациям, а комиссиям было показано всё.

Как ни странно, оказалось, что, скорее всего, первый залп флёровских «Катюш» был сделан по составу (или по составам) других «Катюш», которые двинулись к западной границе еще до начала войны, чтобы по тайной договоренности Сталина и Гитлера о Великой транспортной антибританской операции через Германию перебросить к берегам Ла-Манша (такую гипотезу начала войны один из авторов этой публикации впервые опубликовал в 2004 году.) Но откуда «Катюши» могли взяться до войны?


Фото.5 Один из первых вариантов «Катюши» МУ-1, она же 24-зарядная М-13-24 (1938 года)

«Катюши» появились до войны

Практически в каждой публикации о рождении «Катюши» утверждается, что советское высшее военное командование впервые увидело ее за несколько дней, а правительство постановило принять на вооружение за несколько часов до начала войны.

На самом же деле еще за два с половиной года до начала войны - с 8 декабря 1938 года по 4 февраля 1939 года - на полигоне ГАУ в Казахстане были успешно проведены полигонные и государственные испытания механизированных установок залпового огня на автомашине ЗИС-5: 24-зарядной МУ-1 и 16-зарядной МУ-2 для стрельбы ракетными снарядами РС-132.

У МУ-1 был отмечен ряд недостатков, а МУ-2 (чертеж № 199910) на трехосной автомашине ЗИС-6 было запланировано принять на вооружение в 1939 году. Госкомиссию возглавлял зам начальника ГАУ и начальник Арткома комкор (c мая 1940 года генерал-полковник артиллерии) В.Д. Грендаль.

Пред самым началом Финской войны с 26 октября по 9 ноября 1940 года на Ржевском полигоне под Ленинградом были проведены показательные стрельбовые испытания ракетной техники, в числе которых была пусковая механизированная установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6.

Комиссию возглавлял начальник артиллерии РККА комкор (c мая 1940 года генерал-полковник артиллерии) Н.Н. Воронов. На основании положительных результатов испытаний НИИ-3 обязали внедрить в 1940 году в промышленности серийное производство механизированных установок БМ-13-16, названных «объектом 233» (интересно, что выпуск РС-132 на НИИ-3 не возлагался, так весь этот год осуществлялся серийными заводами наркомата боеприпасов).

Известно, что несколько типов ракетных установок на танках использовались при прорыве «Линии Маннергейма». О том, что именно «Катюши» серийно выпускались еще до начала войны свидетельствуют еще ряд фактов:

  • из 7 пусковых установок флёровской батареи лишь 3 были изготовлены НИИ-3, а остальные 4 где-то еще
  • уже 3 июля был сформирован первый дивизион «Катюш» (43 установки, включая 7 флёровских)
  • уже к середине августа 1941 года было сформировано 9 четырехдивизионных полков «Катюш» (по 12 установок в каждом), 45 дивизионов, а в сентябре еще 6 трехдивизионных полков

Всего 1228 установок за июль – сентябрь. Позже они были названы «гвардейскими минометными частями». Такие темпы были бы нереальны, если чертежи на установки начали бы передаваться серийным заводам с 22 июня 1941 года.

Так что состав с «Катюшами» и несколько составов с РСами к ним вполне могли везти к границе в последние дни перед войной. После 22 июня 1941 года, двигаясь только по ночам, эти секретные составы особо тайно отводили в тыл, чтобы они в коем случае не попали к немцам. Но почему?

Подсказку огласил Левитан в вечерней сводке Совинформбюро

Вряд ли можно считать простым совпадением, что 22 июля 1941 года в вечерней сводке Совинформбюро диктор Левитан сообщил: «15 июля в боях западнее Ситня, что восточнее Пскова, при отступлении немецких частей нашими войсками захвачены секретные документы и химическое имущество 2-го батальона 52 миномётного химического полка противника. В одном из захваченных пакетов находились: секретная инструкция НД № 199 «Стрельба химическими снарядами и минами», издания 1940 года, и секретные дополнения к инструкции, разосланные войскам 11 июня текущего года... Германский фашизм втайне готовит новое чудовищное злодеяние - широкое применение отравляющих веществ...»


Фото 6. Шестиствольный миномет «Небельверфер» - ""Ванюша"" (1940 года)

Это поразительное совпадение - на следующий же день после первого залпа советских «Катюш» в руки советских войск попали образцы немецкой реактивной техники, возможно, шестиствольные «Ванюши» (они же «Небельверферы», они же «Ишаки»).

Дело в том, что «Катюши», точнее, их прообразы - ряд ракетных установок, начиная с МУ-1 и кончая БМ-13-16, разрабатывались в СССР в середине 1930-х годах по заказу именно Химуправления РККА, в первую очередь, для осуществления внезапного химического нападения.

И только позже для их ракетных снарядов были разработаны фугасно-осколочные и фугасно-зажигательные заряды, после чего разработки пошли по линии Главного артиллерийского управления (ГАУ).

Не исключено к тому же, что финансирование первых разработок осуществлялось химуправлением по заказам немецкого рейхсвера. Поэтому немцы могли неплохо знать многие их аспекты. (В 1945 году комиссия ЦК обнаружила, что один из заводов «Шкода» выпускал для войск СС снаряды - аналоги советских ракетных снарядов М-8 и пусковые установки для них).


Фото 7. Александр Николаевич Осокин, писатель-историк

Поэтому Сталин и решил подстраховаться. Он ведь понимал, что немцы обязательно отснимут уничтоженные первым залпом флеровских «Катюш» железнодорожные составы, смогут определить, что на них изображены обломки советских ракетных установок, а значит смогут использовать их кино- и фотокадры в пропагандистских целях: вот, мол, Советский Союз готовится применить в химических атаках против германских (а значит сможет и против английских!) войск отравляющие вещества, забрасываемые с помощью новейшей ракетной техники.

Этого нельзя было допустить. И где только наша разведка сумела так быстро найти похожую немецкую технику - реактивные минометы, да еще документацию к ним? Судя по указанным в сводке Информбюро датам, их разработка была закончена до начала войны (да и практика это подтверждает - уже 22 июня шестиствольные «Небельверферы» обстреливали Брестскую крепость). Может быть не случайно и то, что позже немецкий реактивный миномет «Ванюшей» прозвали?

Может это намек на его русские корни и родство с «Катюшей»? А может никакого разгрома 52-го немецкого химполка и не было, а «Ванюши-Небельверферы» вместе с инструкциями были переданы СССР в годы дружеской кооперации, скажем, в порядке поддержания союзнического паритета?

Был еще один, тоже не очень приятный вариант – если уничтоженные в Орше ракетные установки и снаряды к ним были немецкого или совместного советско-немецкого производства (например, те же самые шкодовские) и имели и советскую, и немецкую маркировки. Это грозило серьезнейшими разборками и со своими, и с союзниками в обеих воюющих странах.


Фото 8. Александр Федорович Корняков конструктор стрелково-артиллерийского оружия

Вот и дали на следующий день после разгрома составов в Орше сводку Информбюро о разгроме 52 немецкого химического полка. А немцам пришлось молчанием дать согласие с советской версией о разгроме минометного химполка, а что им оставалось делать? Поэтому все это и случилось:

  • советскому Верховному Командованию постоянно докладывали, где находится эшелон с «Катюшами», который должна была тайно уничтожить батарея Флерова
  • огонь по скоплению составов в Орше батарея действительно вела еще до вступления в нее немцев
  • Тимошенко и Шапошников не знали об ударе «Катюш» по Орше
  • Флерова никак не наградили (как это - награждать за удар по своему эшелону?!), и никаких сообщений о первом ударе «Катюши» в 1941 году не было (по той же причине).

Мы надеемся, что состав с «Катюшами» загнали на отдельный путь, объявили воздушную тревогу и удалили людей на время его обстрела, который, конечно же, приписали немцам. Мы предполагаем также, что второй залп батареи Флёрова в тот же день по наступающим немецким дивизиям в районе переправы на реке Оршица был нанесен, в первую очередь, для того, чтобы рассеять возможное подозрение о том, что главной задачей батареи была ликвидация конкретного советского эшелона.

Мы полагаем, что после второго залпа немцы засекли и окружили боевые установки батареи Флерова, причем не три месяца спустя в начале октября 1941 года, а немедленно после их залпа по переправе. Вероятно, после налетов авиации и неравного боя, который завершился командой Флерова «Взорвать установки!», он сам взорвал одну из них вместе с собой.

Остальные также были взорваны, при этом часть личного состава батареи погибла, часть скрылась в лесу и выбралась к своим, в том числе А.Попов. Несколько человек, в т.ч. раненный командир расчета сержант из Алма-Аты Худайберген Хасенов, попали в плен. Он был освобожден только в 1945 году, никогда ни о чем не рассказывал дома, лишь после награждения Флерова орденом в 1963 году обронил: «Я воевал в его батарее».

Никто из вышедших к своим так никогда и не рассказал, когда погиб Флеров, долгое время он считался пропавшим без вести (так он и сегодня числится в Подольском архиве, правда, почему-то с декабря 1941 года), несмотря на то, что якобы была установлена дата его гибели - 7 октября 1941 года и место захоронения - возле села Богатырь под Псковом.

Тогда, возможно, по его команде были даны лишь два самых первых залпа «Катюш», а все остальные - под Рудней, под Ельней, под Псковом - по команде его товарищей: Дегтярева, Черкасова и Дятченко - командиров 2-й, 3-й, 4-й батарей созданного 3 июля 1941 года отдельного артиллерийского дивизиона особого назначения... А потом врага громили еще 10 тысяч боевых машин «Катюша», выпустивших 12 млн. реактивных снарядов!

"Катюши" были эффективны в любое время года.
Картина Ф. Усыпенко "Ответ гвардейцев-минометчиков"

То, что у нас до сих пор нет правдивой и достоверной истории Великой Отечественной войны, факт очевидный. Причем речь идет не только о каких-то «белых пятнах» (которых и сейчас более чем достаточно), а о событиях, давно и подробно описанных в различных трудах.

КОГДА ЭТО БЫЛО?

Одно из таких событий – первое боевое применение боевых машин реактивной артиллерии БМ-13 14 июля 1941 года под Оршей. Казалось бы, тут никаких вопросов и быть не может – все и так известно, причем в деталях. И тем не менее...

Давайте прочтем всем доступный и многим, наверняка, хорошо знакомый текст (на источник не имеет смысла ссылаться, поскольку все изложенное ниже кочует из издания в издание).

«┘Впервые реактивная артиллерия участвовала в бою в июле 1941 г. под Оршей. В районе города вели тяжелый оборонительный бой части 73-й стрелковой дивизии. В ночь на 14 июля фашисты захватили Оршу. С утра сюда один за другим стали прибывать вражеские эшелоны с войсками, военной техникой, горючим и боеприпасами. Чтобы задержать наступление противника, заместитель начальника артиллерии Западного фронта генерал Г.С.Кариофилли утром 14 июля поставил командиру 1-й отдельной батареи реактивной артиллерии капитану И.А.Флерову (семь БМ-13 и 122-мм пристрелочная гаубица) задачу: произвести залп по скоплению эшелонов врага на железнодорожном узле Орша.

В 15 часов 15 минут после трех пристрелочных выстрелов из 122-мм гаубицы из лощины донесся рев и скрежет, вверх вырвались черные клубы дыма, взметнулись ввысь более сотни краснохвостых снарядов. Залп состоялся.

На эшелоны врага, находившиеся на железнодорожном узле, обрушился огненный смерч. Реактивные снаряды разрывались в самой гуще вагонов с боеприпасами, горючим, техникой, людьми. Все дрожало, как при землетрясении. Через несколько минут после залпа железнодорожный узел превратился в море огня, над которым клубился густой дым. Обезумевшие гитлеровцы метались в раскаленном дыму. Множество солдат и офицеров врага было уничтожено».

«И что же здесь непонятного?» – спросит неискушенный читатель. Да почти все. Но давайте по порядку.

Что в данном случае имелось в виду конкретно? Вполне возможно, промежуток темного времени суток – начиная примерно с захода – около 22 часов – и до восхода солнца – около четырех часов утра. То есть германские части могли взять Оршу и в 22 часа, и в 4 часа утра. Однако в июле 1941-го немцы по ночам не воевали (и этот факт широко известен). Стало быть, если Орша была оставлена «в ночь» 14 июля, речь может идти только о светлом времени суток.

Теперь элементарно прикидываем: подъем, завтрак (у немцев с этим в первые месяцы войны было очень строго), постановка боевых задач, по машинам и только затем – в бой. Следовательно, в Оршу подразделения вермахта вошли не ранее шести часов утра. По-другому (если, напомню вновь, «в ночь на 14 июля фашисты захватили Оршу») просто не получается.

Кстати сказать, при каких обстоятельствах советские войска потеряли Оршу, официальные источники и поныне хранят молчание. Захвачена – и все тут. Однако читаем дальше. «С утра сюда один за другим стали прибывать вражеские эшелоны с войсками, военной техникой, горючим и боеприпасами».

Опять-таки не совсем понятно, что это такое – «с утра». Утро начинается с восхода и формально продолжается до полудня. То есть речь может идти о сравнительно большом промежутке времени – около восьми часов. В какой момент «утра» начали «прибывать вражеские эшелоны»?

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ НЕСУРАЗИЦЫ

Впрочем, в данном предложении более интересно другое. Если начали прибывать именно вражеские эшелоны, то, стало быть, отечественный железнодорожный путь к тому времени был уже перешит на западноевропейскую колею. То есть «в ночь» заняли, а к утру уже и пути переделали.

Хорошо. Допустим, с такой скоростью немцы колею не перешивали. Они воспользовались нашими железнодорожными путями. И нашим же подвижным составом. И нашими же локомотивами. Их, выходит, было захвачено много. Ведь речь в тексте идет о «скоплении эшелонов». Но тогда как-то некрасиво получается. Ведь директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года недвусмысленно требовала: «┘при вынужденном отходе частей Красной Армии необходимо угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона┘»

Между тем – пусть и при внезапном отходе – уничтожить паровозы, взорвать входные стрелки не так уж трудно. Или как же надо бежать, чтобы не успеть сделать даже этого? Получается, Орша оказалась в руках немцев неповрежденной? Крупнейший железнодорожный узел Белоруссии достался врагу в абсолютно исправном состоянии?

Правда, согласно тексту, нет никакой логики и в действиях противника. Предположим, ему удалось захватить некоторое количество отечественного исправного подвижного состава. В первые месяцы 1941 года и не такое бывало. Но тогда вот что получается. В месте, где заканчивается западноевропейская колея, немцы организовывают своеобразную перевалочную базу – разгружают свои воинские эшелоны (крытые вагоны, платформы, цистерны), а затем – без промедления – перегружают боеприпасы, продовольствие, горючее и т.д. на захваченный советский подвижной состав. Совершенно фантастическое зрелище.

Достаточно только представить перекачку горючего из одной цистерны в другую. Ведрами, что ли, делать это в прифронтовой полосе? Подобный образ действий намного увеличил бы время доставки материальных средств непосредственно до войск. И все это предпринимается с одной целью – пригнать эшелоны в только что взятый город. Фактически – на передний край. На железнодорожный узел, находящийся в зоне огневого воздействия советской артиллерии. Уж в чем-чем, но в дурости немцев обвинять нельзя.

Опять-таки после взятия населенного пункта – первые мероприятия (проводились и проводятся любой армией) – прочесывание и разминирование. А тут – прибытие, причем одного за другим – воинских эшелонов. Абсурд, и это самое мягкое определение происходящего.

И вновь с нашей стороны картина выглядит весьма неприглядно: мало того, что Оршу сдали немцам в целости и сохранности, крупнейший железнодорожный узел даже не заминировали. Это уже на грани воинского преступления...

Поневоле встаешь в тупик и при внимательном прочтении этого пассажа: «Чтобы задержать наступление противника, заместитель начальника артиллерии Западного фронта генерал Г.С.Кариофилли утром 14 июля поставил командиру 1-й отдельной батареи реактивной артиллерии капитану И.А.Флерову... задачу: произвести залп по скоплению эшелонов врага на железнодорожном узле Орша».

«В ночь» немцы с утра захватывают Оршу. С утра туда начинают «прибывать вражеские эшелоны». Но Георгий Спиридонович Кариофилли уже точно знает: в Орше будет «скопление эшелонов врага». А потому ставит задачи на их уничтожение – и тоже с утра. Все это выглядит совершенно невероятным образом. Тем более что у генерала не было собственных средств разведки.

Но вот батарея Ивана Флерова дала залп и... «Все дрожало, как при землетрясении. Через несколько минут... железнодорожный узел превратился в море огня, над которым клубился густой дым. Обезумевшие гитлеровцы метались в раскаленном дыму. Множество солдат и офицеров врага было уничтожено».

Ничего не скажешь, впечатляющее зрелище предстает перед мысленным взором читателя. Вот только любопытно, что про количество уничтоженных железнодорожных вагонов (цистерн, локомотивов) в тексте не упоминается. Хотя их (в отличие от множества убитых и раненых германских солдат и офицеров) посчитать было не только можно, но и должно. Почему не произвести на следующий день после залпа батареи БМ-13 аэрофотосъемку железнодорожного узла Орша? А коли станция обратилась в «море огня», то в этом случае не поздно послать самолет-разведчик и через двое-трое суток. Случай-то все-таки исключительный – первый пример боевого применения реактивной артиллерии. И предъявить снимки Верховному главнокомандованию – вот оно, оружие невиданной эффективности. И тут же решение – срочно в серию.

ВЕРОЯТНАЯ ЦЕЛЬ

Впрочем, отнюдь не исключено, что такая аэрофотосъемка была осуществлена и наглядные свидетельства результата первого огневого удара ныне легендарных «катюш» имеются. Однако при рассмотрении этих снимков можно будет легко установить, что никаких немецких эшелонов на станции нет и железнодорожный узел Орша забит советскими воинскими эшелонами (вагонами, цистернами и локомотивами). Причем нельзя исключать, что на каком-нибудь 14-м пути находился состав, который ни при каких обстоятельствах не должен был попасть к врагу.

Вот тогда картина 14 июля 1941 года с точностью досланного патрона в патронник обретает реальные и резкие, сфокусированные очертания. И выглядит это полотно следующим образом.

Первое. Немцы внезапно захватили Оршу.

Второе. Железнодорожный узел оказался забит нашими воинскими эшелонами.

Третье. Среди них были особо важные. Нельзя было допустить, чтобы именно эти эшелоны достались противнику.

Четвертое. Генерал Кариофилли точно знал, что на станции Орша скопление эшелонов (при этом обычно не уточняется, что это были наши эшелоны).

Пятое. Боевое применение БМ-13 позволило успешно решить возникшую проблему. Немцы мало что смогли заполучить.

Необходимо при этом особо подчеркнуть: эффективности нового оружия – реактивной артиллерии – все вышеизложенное не отменяет.

А истории Великой Отечественной действительно как не было, так и нет, если даже в канонических текстах об общеизвестных событиях столько нестыковок.