Иркутские ученые выясняют, кто приручил северного оленя. Как древние люди были приручены древними волками

Археологические находки и наскальная живопись в пещерах Франции и Испании конца плейстоценовой эпохи, 11-17 тысяч лет тому назад, дали повод некоторым исследователям назвать этот период «Оленьим веком».
В настоящее время «Олений век» продолжается в Арктике. Поголовье северного оленя (Rangifer tarandus ) насчитывает 3 миллиона диких и более 2 миллионов домашних особей. Для многих коренных народов северный олень составляет основу их культурной, социально-экономической и духовной жизни. Тесная связь между человеком и животным миром, возможно, наилучшим образом выражена в этих взаимоотношениях, ведь домашнее оленеводство имеет такие древние корни и практикуется почти идентично во всех регионах своего распространения. Оленеводство зародилось на Евразийском континенте и распространилось по всему миру. Оленеводство практикуют около 30 различных оленеводческих народов в 9 странах мира. В настоящее время в оленеводстве занято приблизительно 100 тысяч человек. Традиционные формы оленеводства устойчивы по своей сути и представляют собой органический способ природопользования хрупкими северными и горными экосистемами на основе опыта, накопленного поколениями людей, сохраненного, развившегося и адаптированного к климатическим и административным системам на Севере.

Одомашнивание

Одомашнивание северного оленя не поддается простому объяснению. Не вызывает сомнений, что при отступлении ледника человек последовал за оленем на Север, применяя во время охоты на оленя ловушки. Современные археологические данные (наскальная живопись) позволяют предположить, что одомашнивание впервые имело место в Саянских горах между Россией и Монголией, возможно, 2-3 тысячи лет тому назад. Согласно другой теории тунгусы (предки нынешних эвенков и эвенов) независимо от этого одомашнили оленя к востоку от озера Байкал, и что оленеводство зародилось в нескольких местах одновременно. Новые находки все более отодвигают дату одомашнивания в прошлое. У оленеводов бытуют свои истории о том, как были одомашнены олени, и о взаимоотношениях между дикими и домашними оленями. Безотносительно дебатов, сам факт одомашнивания оленя повлек за собой оленью революцию, распространившуюся на Север, Восток и Запад. Нарты (сани) с впряженными оленями появились здесь позже по аналогии с собачьими упряжками. Оленьи упряжки сделали доступными пространства тундры и гор, по которым даже сейчас можно передвигаться только на вертолете. Олень стал предпочтительным транспортным средством на просторах Евразии.

Тайга и Тундра
Считается, что в XVII веке наметилась трансформация хозяйства коренных оленеводческих народов по мере того, как конкурирующие национальные государства начали процесс колонизации коренных народов, вторжения на их земли и пользования их ресурсами. Для кого-то это открыло новые возможности, и их стада стали увеличиваться, чтобы удовлетворить растущий спрос. Экспансия русских в Сибири в погоне за пушниной стала возможной благодаря северному оленю, как источнику питания, так и транспортному средству. В конце XIX – начале XX в. оленеводство проникло в Северную Америку, как попытка привить саамское оленеводство среди инупиатов и юпиков на полуострове Сьюард на Аляске и несколько позднее в дельте реки Макензи на Севере Канады. В 1950-е годы подобные попытки были предприняты в Гренландии.
Несмотря на переменный успех, эти эксперименты продолжаются и по сей день. В настоящее время мы делим оленеводство на тундровое и таежное. Тундровое оленеводство предполагает длинные сезонные миграции летом до прибрежных или гористых территорий в поисках лучших пастбищ и убежища. Зимой стада возвращаются в континентальную часть суши на более защищенные территории с более стабильным климатом и для смены кормовой базы. Стада становятся крупнее, а пути кочевок — длиннее, зачастую достигая много сотен километров. Основным продуктом оленеводства является мясо. Такой тип оленеводства практикуют саамы, ненцы, коми, эвены, чукчи и коряки. Таежное оленеводство географически разбросано по большой территории, характеризуется небольшими стадами, наличием верховых оленей и значительно более короткими маршрутами кочевок в лесистых или гористых местностях. Олени используются, главным образом, как транспортное средство, и для производства молока. Как в тундровом, так и в таежном оленеводстве олень обеспечивает человека питанием, одеждой, укрытием и транспортом. Все большее значение приобретают в оленеводстве художественно-прикладные промыслы. Наблюдается рост спроса на панты (для производства пантокрина) на Дальнем Востоке (главным образом, в Корее).

Изменения, Потери, Жизнестойкость и Восстановление

XX век был периодом интенсивных социальных, культурных, экологических и экономических изменений для всех оленеводческих народов. Возможно, наиболее драматичные преобразования затронули Россию после 1920-1930-х годов. В этот период почти все поголовье оленей было конфисковано, сосредоточено в крупных стадах и передано в управление коллективных хозяйств (колхозов). В 1960-е годы они были преобразованы в советские хозяйства (совхозы), олени оказались в собственности государства, а оленеводы стали наемными работниками. В Скандинавии демаркация национальных границ преобразовала саамское оленеводство. В одних регионах миграциям оленей через границы был положен конец, в то время как в других регионах такие миграции попали под строгое правовое регулирование. Вслед за этим пришла эпоха интенсивного развития инфраструктуры и период послевоенного восстановления хозяйства. Хотя олени и остались в частной собственности, традиционная структура саамского оленеводства была полностью преобразована, модернизирована и механизирована. Изменения, имевшие место за этот период, полностью переориентировали традиционные социальные структуры оленеводства. Во многих регионах законы и регулирование сократили или нивелировали роль женщины в оленеводстве. Шаткость экономики и неадекватная поддержка отрасли привели к тому, что во многих регионах молодежь неохотно выбирает профессию оленевода. Это угрожает передаче знаний от поколения поколению
В турбулентные 90-е годы прошлого столетия в некоторых регионах России оленеводство вообще исчезло. Уже упоминавшаяся выше колыбель оленеводства, Саянские горы, является одним из регионов, где в настоящее время оленеводство стоит на грани исчезновения, как и ряд других регионов с таежным оленеводством, пострадавшим от дробления и утраты пастбищ, промышленного развития, маленького размера стад, состояния здоровья оленей и вторжения чужой культуры.

Вместе с тем в других регионах, как полуостров Ямал в России, отрасль оленеводства продолжает расти. Оленеводы Чукотки восстанавливают свои стада. Для саамских оленеводов оленеводство по-прежнему занимает центральное место в годовом цикле. Это говорит о качествах, которыми в обилии овладели коренные народы: жизнестойкость, быстрая приспособляемость и гибкость. Оленеводческие народы показали, что они не только смогли пережить стремительный натиск прошлого века на свою культуру, родной язык и образ жизни, но в некоторых регионах даже преуспели.

2 3 4 ..

ОДОМАШНИВАНИЕ И ПРИРУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Процесс одомашнивания разделяют на два этапа: приручение диких животных и собственно их одомашнивание. В связи с этим различают и два понятия: домашнее и прирученное животное.
Домашними называют животных, приносящих человеку пользу в виде определенной продукции (мясо, молоко, шерсть, яйца и др.), размножающихся в неволе под контролем человека и дифференцированных внутри вида на породы. В создание домашних животных вложен огромный человеческий труд. Тысячелетиями человек совершенствовал, улучшал хозяйственно полезные признаки домашних животных, их телосложение, внутренние, биологические особенности. В любой породе животных сконцентрирован труд многих поколений людей.
С Н. Боголюбский указывает, что для одомашнивания животных требуется труд громадный, соединенный с любовью, храбростью и самоотверженностью. Этот труд привел к тому, что продуктивность домашних животных стала в десятки и сотни раз выше, чем продуктивность их диких предков.
Прежде чем стать домашними, животные должны пройти стадию приручения. Однако не все прирученные животные становятся домашними. В отличие от них, прирученные животные в неволе, как правило, не размножаются (индийский слон). Воздействие человека на этих животных было не таким большим и длительным, как на одомашненных. Прирученные животные в отличие от домашних сохраняют все основные черты диких форм.
По мере расширения научных представлений, совершенствования техники процесса одомашнивания будут возрастать и наши успехи в работе по одомашниванию диких животных. Возможности для одомашнивания новых видов поистине огромны. Многие ценные виды до сих пор не вовлечены в материальную культуру человека.
Вот почему процесс одомашнивания продолжается и в наши дни. В последние годы одомашниванию подвергаются все новые и новые дикие виды. Некоторые из них были использованы при создании новых пород. Так, например, казахский архаромеринос выведен путем скрещивания тонкорунных овец с дикими баранами аркарами (архар). Работы по одомашниванию пантовых оленей приобрели широкий производственный характер на Алтае. В результате гибридизации в Аскания-Нова удалось одомашнить европейского оленя, ведутся работы по приручению лосей, антилопы канна, нильгау, на конных заводах Узбекской ССР одомашнивают диких куланов. Для того чтобы заполнить пустующую экологическую нишу Арктики и Суб-арктики, в СССР начаты работы по одомашниванию и реаккли-матизации некогда утраченного уникального вида животных - овцебыков (рис. 1). Именно они могут использовать пустующие арктические тундры лучше, чем северные олени. Определенных успехов достигли также в приручении и одомашнивании различных видов птицы. У норок и лис получен ряд новых расцветок шерсти, не встречающихся у диких форм.
Установлено, что стадные животные проходят одомашнивание быстрее. Древнейшей формой животноводства, как отмечалось выше, была загонная, при которой молодняк помещали в загоны и подкармливали до убоя. Она стала переходной для следующей (пастушеской) формы животноводства.
Первым одомашненным животным была собака (12-15 тыс. лет до нашей эры). Она сама добывала себе корм, хорошо использовала остатки пищи человека. Но, заметив такие ценные особенности, как способность отыскивать дичь, охранять жилье, собак начали приручать, а потом и одомашнили. Затем были одомашнены коза, овца, позднее - свинья.
Свиньи - всеядные и стадные животные. Дикие кабаны близко подходили к жилью человека. Их ловили, приучали к поеданию остатков пищи и использовали на мясо. Позднее стали ловить супоросных маток. В неволе они приносили приплод, который люди откармливали и убивали. Так, постепенно произошло одомашнивание свиней. Одомашнивание крупного рогатого скота протекало гораздо позже, в период перехода человека к более оседлому образу жизни. Лошадь была одомашнена позднее, чем крупный рогатый скот.
Одомашнивание нельзя сводить к любительству, как это делали некоторые ученые. В основе процесса одомашнивание лежат материальные предпосылки.

Рис. 1. Овцебык

Человек приручал и одомашнивал тех животных, которые обитали в данной местности и лучше, полнее удовлетворяли его потребности в пище или могли быть использованы для работы, охоты. Потребность человека определяла в итоге, какой вид животного будет одомашнен, а какой останется диким. На севере олень одомашнен, а благородный олень на юге пока остается диким.

б) Свинью.

в) Северного оленя.

г) Лошадь.

д) Собаку.

Примерно 14 000 лет назад неандертальские охотники-собиратели, жившие на сегодняшней границе между Россией и Монголией, научились выманивать северных оленей из больших мигрирующих групп и разводить отдельно, создавая свои маленькие стада.

Северный олень стал для первобытных людей чем-то вроде ходячей лавки, давая им мясо, молоко и шкуры для одежд. Возможно, в тот же самый период неандертальцы начали дрессировать собак, чтобы те помогали им одомашнивать оленей.

На сегодняшний день в мире насчитывается около трех миллионов домашних северных оленей, большинство из которых живет на просторах Лапландии, протянувшейся через Швецию, Норвегию, Финляндию и Россию.

Пасущие северных оленей лопари предпочитают называть себя «саами». Возможно, им просто невдомек, что «саами» переводится с древне-шведского как «чавы».

В Северной Америке оленей зовут «карибу». Слово происходит от xalibu , что на языке коренных жителей Восточной Канады - микмаков - означает «тот, кто копает». Северный олень/карибу использует свои мощные копыта, чтобы разгребать снег и добираться до лишайника. Лишайник (он же ягель) составляет две трети рациона северных оленей.

Северные олени - кочевые животные: каждый год они проходят расстояние до 4800 км - мировой рекорд среди млекопитающих. Кроме того, они очень быстрые: по суше северный олень может бежать со скоростью 77 км/ч, по воде - 9,6 км/ч. Из-за щелкающих ножных сухожилий передвижение стада мигрирующих оленей напоминает съезд любителей кастаньет.

Ниже приводится примерная таблица дат одомашнивания основных животных.

Одомашнивание и приручение - это не одно и то же. Первое предполагает селекционное разведение. Слонов можно приручить, но домашними они при этом отнюдь не становятся.

Что странного в красноносом олене Рудольфе?

То, что он - девочка.

Несмотря на имя «Рудольф», он, как и все остальные олени Санты, на самом деле должен быть женского пола. Олени-самцы сбрасывают рога в начале зимы. Самки же ходят с рогами до самой весны, когда наступает время давать потомство.

Северный олень/карибу - единственный вид оленя, самки которого имеют рога. Рога сбрасываются и вновь отрастают каждый год. Они короче и проще, чем рога самцов, но тем не менее растут со скоростью более 2,5 см в день. У млекопитающих это самая быстрорастущая ткань.

С другой стороны, Рудольф мог быть и евнухом. Саами иногда кастрируют самцов оленей, в результате чего те не сбрасывают рога и могут переносить более тяжелую поклажу.

Для этого они отрезали у животных по кусочку уха и отправили на экспертизу в Норвегию

Иркутск. 7 декабря. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ — Ученые Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) исследуют процесс приручения человеком северного оленя в рамках международного научно-исследовательского проекта «Арктическая доместификация (одомашнивание)», сообщила в пятницу пресс-служба вуза.

«Сейчас мы вместе изучаем процесс приручения различных видов животных, которые обитают не только на севере Евразии, но и на севере Америки. Задача иркутской группы, работающей в рамках проекта, — выяснить, где находится историческая прародина доместификации северного оленя», — говорится в сообщении со ссылкой на профессора кафедры истории и философии ИрГТУ Артура Харинского.

По словам ученого, существует несколько теорий. По одной из них, северный олень был приручен на территории современной восточной Тувы. По другой — северного оленя приручили в Маньчжурии. Есть также мнение, что олень был одомашнен на севере Скандинавии, в современной Лапландии.

«Чтобы найти точный ответ, решено сделать анализы ДНК. В экспедициях этого года на Северо-Байкальском нагорье (республика Бурятия) и Патомском нагорье (Иркутская область) мы брали пробы у оленей — вырезали кусочек уха. Теперь эти фрагменты обрабатываются в одной из научных лабораторий Осло (Норвегия)», — сказал А.Харинский.

Он отметил, что существующая база данных ДНК по северному оленю, распространенному в Швеции, Норвегии и Финляндии, дает хорошее представление о том, как формировалась скандинавская популяция. Информации же по азиатским оленям нет.

Еще один важный момент в исследованиях — установить отличия северного оленя от домашнего.

«Наша идея в том, что костяк домашнего оленя, который ходил под грузом, отличается по своему строению от костяка дикого животного. Поэтому иркутские археологи этим летом собрали два целых костяка и сейчас их изучают», — пояснил А.Харинский.

Кроме того, ученые выясняют, как разные народы одомашнивали животных, так как принцип использования оленей у саамов, ненцев, чукчей и эвенков различен. Например, чукчи и ненцы разводят большие стада, а эвенки используют оленей в основном как транспорт.

По словам А.Харинского, на лето 2013 года ученые ИрГТУ запланировали несколько экспедиций в Бодайбинский район (Иркутская область) и Окинский район (Республика Бурятия), где оленеводством занимается коренной малочисленный народ сойоты.

В сообщении уточняется, что проект «Арктическая доместификация» продлится пять лет. В нем принимают участие ученые из Канады, США, России и скандинавских стран — Норвегии, Швеции, Финляндии. Из России, кроме ИрГТУ, в проекте заняты Санкт-Петербургский государственный университет и Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера).

http://www.interfax-russia.ru