Автоматические заправочные станции для автомобилей. Автоматические автозаправочные станции: преимущества и перспективы

Автоматическая автозаправочная станция/комплекс (далее ААЗС или ААЗК) - это заправка, которая состоит из топливораздаточных колонок, платежных терминалов, топливных резервуаров и навеса для защиты клиентов от дождя и снега. За исключением одного дежурного, на станции практически полностью отсутствует постоянный обслуживающий персонал. Оплата на ААЗС происходит посредством платежных терминалов, принимающих как магнитные карты, так и банкноты.
Первые автоматические автозаправочные станции были построены в Финляндии около 15 лет назад. Сейчас в Финляндии насчитывается около 1600 АЗС, из которых около 600 - автоматические. Кроме того, в стране насчитывается около 750 пунктов, на которых осуществляется заправка грузового автотранспорта только дизельным топливом. За пределами Финляндии ААЗТ эксплуатируются в Швеции, в Бельгии, в Исландии, в Прибалтийских странах.
На многих АЗС и АЗК применяются заправочные терминалы. Сроки его установки и запуска - 2 дня. Среди наиболее популярных автоматических автозаправочных терминалов, применяемых на ААЗС можно выделить автоматы финского производства Autotank, которые являются уже вторым поколением оборудования подобного типа. В России в Екатеринбурге на станции ТНК эксплуатируется автомат производства фирмы СКОН.

Российская практика
В России первые автоматические станции появились в Санкт-Петербурге. Пионером в этой области явилось ЗАО "Несте Санкт-Петербург". Их первая ААЗС появилась в 2001 году у пересечения проспекта Шота Руставели и Северного проспекта. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает уже 10 подобных заправок "Несте", и 2 станции ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт". В ближайшее время состоится запуск ААЗС "ЛУКОЙЛ" в г. Пенза, затем в Астрахани. В ЗАО "Петербургская топливная компания" также рассматривают вопросы, связанные со строительством ААЗС. Как сообщил Au92 первый заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов "в компании разработан проект типовой ААЗС и если где-то участка нам будет не хватать, будем его реализовывать". Сеть подобных станций планируется и в других городах России.
Для эксплуатации автоматического терминала на станции на территории России необходимо получить сертификат взрывопожаробезопасности, сертификат на автомат как на средство измерения и наличие фискального регистратора, разрешенного для реализации нефтепродуктов. Официальные власти выдвигают определенные требования к контролю за налогообложением - печать фискального чека, а эксплуатирующие организации - к контролю продаж топлива - ведение товарно-материального баланса.

Система оплаты на ААЗС: требования к банкнотам
При использовании автоматических автозаправочных терминалов (ААЗТ) оплата производится по картам или денежными банкнотами. В зависимости от потребностей заказчика в терминалы могут быть встроены либо купюроприемник, либо считыватель магнитных карт. Большинство заказчиков предпочитает терминалы и с тем, и с другим устройством.
В процентном соотношении на оплату банкнотами приходится 40% всех платёжных операций. В странах Балтии и Польше, где применение карт не получило широкого распространения, это соотношение составляет 80%. Сегодня на ААЗС Санкт-Петербурга процентное соотношение банкноты/карты на терминалах составляет 80% к 20%.
ААЗТ принимают купюры с тремя - четырьмя разными номиналами, являющиеся наиболее распространенными при оплате заправки топливом автотранспортного средства. В России это - 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Иначе говоря, номинал банкноты имеет важное значение. Но кроме этого, важное значение имеет и ее состояние. Банкноты, подвергшиеся сильному износу, влажные, порванные или помятые терминалом не принимаются, поэтому имеет важное значение какие из номиналов банкнот будут выбраны для приема платежа. В то же время, находящиеся в лучшем состоянии банкноты большего номинала не совсем пригодны для осуществления оплаты, так как вероятность того, что весь объём топлива, оплаченный данной купюрой, не войдёт в бак автомобиля, значительно возрастает, а терминалы сдачи не дают и внесённые средства не возвращают.

Преимущества оплаты по картам
Предоставляемые нефтяными компаниями корпоративные карты также могут быть применимы на терминалах; кроме того, довольно часто при оплате такими картами клиенты получают дополнительные скидки. Некоторые нефтяные компании при предоставлении карты клиенту не берут с него залог. В конце отчётного периода из терминалов собирается информация о произведённых заправках по данному клиенту, после чего на её основании оформляется счёт и отправляется клиенту, т.е. имеет место кредитование клиента.
Для управления и обработки информации о платёжных операциях по картам необходимо программное обеспечение, при помощи которого данная информация будет собираться, а также будет поддерживаться база данных карт. Подобное программное обеспечение для терминала разрабатывается отдельно - каждый производитель имеет свой программный продукт, и совершенствуется оно по мере изменения законодательства или в соответствии с требованиями заказчиков. Кроме этого, под каждый вид терминалов используются определенные магнитные карты. Производители отмечают, что терминал по желанию заказчика может быть перепрограммирован на карты другого вида. Стоит отметить, что каждый автономный платежный терминал оснащен фискальным регистратором, и клиент после оплаты получает чек.
В более продвинутых терминалах возможно применение банковских карт, а также карт международных кредитных организаций (VISA, Master Card, Diners Club и т.д.). При построении таких систем требуется оформить договор между нефтяной компанией или сетью АЗС с одной стороны, банком с другой стороны и организацией, производящей подтверждение/сертификацию платёжных операций, произведённых по картам, с третьей стороны. В большинстве случаев эксплуатация таких систем и работа с кредитными картами предполагает обработку ПИН-кодов в зашифрованном режиме, из-за чего система становится более сложной, но и одновременно с этим, более безопасной с точки зрения клиента.
Обычно на начальной стадии эксплуатации ААЗК предполагается применение простого способа оплаты, т.е. оплаты только денежными банкнотами. После этого можно перейти к следующей стадии - системе с применением оплаты по картам, которая, в свою очередь, потребует немного больше времени для разработки и проектирования технических аспектов. На данный момент для такого перехода необходимо только обновление программного обеспечения. Несмотря на это, при эксплуатации системы с применением кредитных карт, необходимо иметь ввиду, что рентабильность такой системы возрастает в зависимости от входящих в неё общего количества ААЗС/ААЗК и количества обслуживаемых клиентов. Необходимо так же отметить, что ААЗТ можно устанавливать и на уже действующих АЗС. При этом, с целью разгрузки топливно-раздаточных колонок (ТРК), расположенных вблизи операторской или магазина АЗС, возможна установка терминала на дальних островках и его подключение к наиболее удалённым от здания ТРК.

Другие функции ААЗС/ААЗК
В данное время терминал является прообразом совершенной, модульной системы управления на основе персонального компьютера. При помощи программного обеспечения терминала и дополнительных модулей возможно управление другим оборудованием, применяемым на ААЗС, и получение отчётов о его функционировании.
Терминал способен самостоятельно управлять ТРК. Рекомендуемое количество ТРК, подключаемых к одному терминалу, составляет две двусторонних или четыре односторонних ТРК. В этом случае клиенту более понятно с какого поста он должен заправляться. Терминал информирует клиента о том, какими должны быть его действия на каждой стадии заправки. Так же к терминалу может быть подключена и система контроля уровня топлива в резервуарах, при помощи которой можно следить за расходом топлива и получать информацию о необходимости следующей поставки. Кроме этого, данные, отображаемые на информационных стелах (цена и наличие топлива), могут быть также управляемы терминалом (а, соответсвенно, и головным офисом), в случае, если такая возможность была предусмотрена.

Системы безопасности терминала
На ААЗС/ААЗК может быть установлена и система видеонаблюдения, которая следит за ситуацией на АЗС. Она может быть связана как с контрольным записывающим устройством, так и видеотерминалом службы охраны. Сам платежный терминал к данной системе не подключается; его отдельные устройства, такие как контрольный принтер, центральный блок системы контроля расхода топлива в резервуарах, также как и основные блоки системы видеонаблюдения, находятся в отдельном строении.
ААЗС в соответствии со своим названием функционирует полностью в автоматическом режиме и передаёт информацию об операциях и состоянии оборудования в центральный офис, а также в организацию производящую подтверждение/сертификацию карточных платёжных операций и в центральный офис сервисной компании. Таким образом, за функционированием ААЗС можно наблюдать на расстоянии, а сервисное обслуживание планировать на основании получаемых отчётов.
В конструкцию терминала можно включить и дополнительные датчики безопасности, информирующие о взломе, ударах и других насильственных действиях. В случае срабатывания датчиков, терминал передает сигнал тревоги в отделение милиции или службе вневедомственной охраны, а так же включает внешние устройства (сирены, свето-шумовые пакеты, красящие маркеры, сигнальные лампы и пр.). Хотя все терминалы производятся в антивандальном исполнении, применение красящих зарядов для окраски денежных банкнот при их возможной краже уже находится на стадии внедрения.

Плюсы и минусы ААЗС
Сначала о минусах. Как уже было упомянуто в этой статье, осуществляя расчет за топливо денежными купюрами, существенное значение имеет состояние банкноты. Порванные, помятые, влажные денежные банкноты терминалом не принимаются. Соответственно, необходимо заранее спланировать и предусмотреть свои предполагаемые заправки, чтобы случайно не оказаться на дороге без топлива. И также, если предполагается осуществление заправки на автоматических автозаправочных станциях, лучше при себе иметь купюры меньшего номинала, потому что, терминалы сдачи не дают и внесённые средства не возвращают. А разменять крупные банкноты будет негде, поскольку, и это второй минус ААЗС, на станциях отсутствует дополнительный сервис и, соответственно, продажа сопутствующих товаров. Однако, эти минусы не столь существенны, если оплата производится магнитной картой. Относительно отсутствия "сопутки", все же главная функция АЗС - это реализация топлива. И с точки зрения клиента - главный продукт на ААЗС он получает, несмотря на то, что топливный оператор теряет примерно 10% прибыли, которую ему приносит дополнительный сервис на АЗС.
В то же время, отсутствие продажи сопутствующих товаров является аргументом и в пользу ААЗС, поскольку из-за отсутствия очередей в кассе возрастает ее пропускная способность. Процесс отпуска топлива проходит быстрее и ТРК находится в более интенсивном использовании. Например, если на ААЗС установлено два терминала и восемь постов, и на одну заправку в среднем приходится четыре минуты, то в итоге в течении часа на станции осуществляется примерно 120 заправочных операций. Опять же в случае с традиционной АЗС, на обслуживание одного клиента уходит в среднем около семи минут включая время простоя в очереди к кассе.
Еще одним плюсом является то, что строительство новой ААЗС требует меньших затрат чем строительство такой же традиционной АЗС. Обычно на традиционной АЗС больше ТРК, тогда как ААЗС имеет четыре двусторонних ТРК и два терминала (оптимальная конфигурация). Для ААЗС требуется в двое меньший участок земли, а так как в больших городах стоимость участков довольно высока, можно представить, какое преимущество получает ААЗС. Как правило на ААЗС присутствует строение для технических нужд, но его нельзя сравнивать с традиционной операторской или магазином.
Установление автономного платежного терминала не требует присутствие оператора. За счет этого существенно сокращается затратная часть предприятия на содержание персонала на станции. Остается только надеться на то, что в результате приобретения российскими потребителями опыта эксплуатации терминалов в режиме самообслуживания, культура обращения массового водителя с различного рода электронными аппаратами достигнет соответствующего уровня и надежность функционирования терминалов увеличивается.

Мы уже привыкли расплачиваться банковскими карточками при покупках самых разных товаров. Да, собственно, и на бензоколонках мы тоже оплачиваем бензин карточками - как банковскими, так и специальными топливными. И при этом частенько ругаемся на операторов АЗС, которые с этими картами долго возятся или отвлекаются на что-то.

И вот есть вопрос - а можно ли процесс покупки бензина сделать совсем автоматическим, так чтобы достичь полного самообслуживания?

Так вот - можно. Не вопрос. В нашей стране уже работает несколько десятков автоматических АЗС, которыми активно обзаводятся крупные топливные сети, такие как "Газпромнефть", "Татнефть", "Башнефть" и др.

Приехав на такую автозаправку, не нужно будет стоять в очереди, ждать свободного оператора, ходить в кассу и обратно, оставляя машину без присмотра.

Все вообще предельно просто: вы приехали на автоматическую АЗС, подкатили к заправочной стойке и вставили «пистолет» в бак своего авто. После этого в терминале (который не очень сильно отличается от привычного банкомата) вставили карточку или ввели наличные, потом набрали количество литров. После этого аппарат включится и нальет оплаченное количество бензина. После этого останется только вынуть карточку, забрать чек и ехать дальше.

Если у покупателя все-таки возникнут вопросы, то расположенные на авто-АЗС видеокамеры в онлайн-режиме передают в диспетчерскую все, что происходит. Выйти на видео-связь с диспетчером можно одним нажатием специальной кнопки вызова.

При этом - что немаловажно! - стоит отметить, что заправочный пистолет на такой АЗС оборудован специальным датчиком-предохранителем от перелива. Так что если оплаченный Вами бензин не поместился бак, то чек будет со специальным кодом, говорящим о том, что при следующей заправке можно будет долить оплаченные литры.

Расплатиться можно как наличными, так и с помощью банковской карты Visa, Maestro и MasterCard любого банка, приинимаются также и дисконтные топливные карты - причем автоматизированная АЗС предоставит покупателю еще одну скидку в 1-3% Такая щедрость объясняется тем, что для строительства автоматизированной бензоколонки не требуется то, что обязательно нужно людям-диспетчерам: тепло, водопровод, канализация и теплоснабжение. Кроме того авто-АЗС занимает меньшую площадь - что тоже уменьшает расходы на ее содержание.

В общем, всё по науке: автоматизация процесса продаж снижает себестоимость эксплуатации торговой точки - а, значит, и стоимость продаваемого продукта (в нашем случае - топлива). Поэтому можно ожидать, что в скором будущем количество автоматизированных заправок к крупных городах будет быстро расти, а полностью автоматизированные стойки будут появляться и на обычных заправках.

Однако жителям глубинки увидеть полностью автоматизированные АЗС придется еще не скоро - все-таки бензин товар специфический и кроме всего прочего нуждается еще и в «инфраструктуре безопасности» - от наличия поблизости подразделений МЧС до антивандальных устройств. Да и нужны ли вдалеке от крупных городов «безлюдные» АЗС?

Скорее - наоборот: на дальних дорогах АЗС являются скорее центрами экономической жизни. Возле них появляются магазины, закусочные, мини-гостиницы... а эти сферы автоматизации пока что не поддаются.

Скоро сеть АЗС Кобарт откроет в Таганроге первую автоматическую АЗС на Москатова! Что это такое и почему открытие подобной АЗС будет уникальным событием?

Автоматические заправочные станции: преимущества и перспективы

Автоматическая АЗС – это лучший способ быстро и легко заправить свой автомобиль, а также сэкономить, получив при этом топливо высокого качества. Сегодня в мире функционирует больше тысячи таких станций. Какие преимущества у ААЗС и есть ли у них перспективы дальнейшего развития?

Особенности автоматических заправочных станций

ААЗС – это полностью автоматизированная заправочная станция, которая дает возможность самостоятельно заправлять машину, не пользуясь при этом услугами оператора. На данный момент в России действуют около 80 заправочных объектов такого типа. ААЗС считаются одними из самых удобных и выгодных сервисов.
Автоматические АЗС называют «холодными»: в идеале на каждой такой станции находится один сотрудник, который мониторит качество работы системы, охраняет территорию и поддерживает ее чистоту, а также при необходимости разъясняет клиентам-новичкам, как пользоваться автоматизированным сервисом. Для решения остальных вопросов используется комплексное видеонаблюдение с нескольких ракурсов и помощь службы поддержки.
Вместо оператора заправить машину клиенту помогает автоматический терминал. Он принимает платежи и генерирует команды об отпуске топлива. Автоматический платежный терминал включает в себя:
информационное табло;
топливораздаточные колонки.

Информационное табло в свою очередь состоит из:

Дисплея, на котором система выдает подсказки насчет последовательности действий клиента и данные об оплате и количестве вливаемого топлива;
кнопочной панели управления, с помощью которой осуществляется запуск или остановка процесса заправки;
слота для приема оплаты;
отделения для выдачи чека.

Платежный терминал для оплаты принимает наличные деньги и разные виды банковых карт – магнитные и чиповые, со штрих-кодом и бесконтактного типа. Работает он и с бонусными и безналичными системами, бензокартами. На некоторых заправочных станциях автоматического типа вместо сдачи после окончательного расчета система предлагает двадцатизначный код. Им можно воспользоваться во время следующей дозаправки. Такая система ваучеров дает возможность сохранить средства на счету клиента.
Прошли те времена, когда приходилось стоять в очереди для оплаты денег оператору, ждать, пока персонал среагирует на нового клиента, тщательно следить за качеством выполняемой персоналом работы. Все, что нужно сделать на автоматической АЗС – это:

Выбрать необходимое топливо, установить топливный пистолет в бензобак;
вставить наличные или карту в слот приема денег;
проверить на табло правильность введенной суммы и литража;
нажать кнопку «ввод» для начала заправки;
после окончательной остановки счетчика вытянуть топливный пистолет из бензобака и взять чек-отчет о проведенной операции.

Преимущества ААЗС

Заправка на ААЗС дает возможность ощутимо сэкономить время – в среднем вся процедура занимает всего 2-3 минуты. Впрочем, у автоматических станций есть немало других достоинств. Среди них в первую очередь стоит назвать более низкие цены. На ААЗС минимум персонала, отсутствует тепло- и водоснабжение, электроэнергия расходуется только на отпуск топлива и освещение. Все это в совокупности дает возможность снизить стоимость предлагаемого продукта и предложить клиентам выгодные бонусные программы.

Компактная автоматическая заправка строится на площади приблизительно 112 квадратных метров, преимущественно в труднодоступных и сильно застроенных местах, там, где стандартную АЗС сделать никак нельзя. Земельный налог насчитывается значительно меньший, цена на топлива за счет этого только снижается. Да и само строительство занимает минимум времени. Владелец может быстро расширить свою сеть заправок: для клиентов этот факт тоже можно считать выгодным.

Еще один плюс автоматических АЗС – работа в режиме 24 часа 7 дней в неделю. Теперь заправлять свое авто можно в любое удобное время. Диспетчеризация станций осуществляется удаленно, безопасность гарантируют охранные системы видеонаблюдения и специальная криптографическая защита данных во время проведения операций с банковскими картами.

Сети автоматических АЗС

Впервые ААЗС появились в 1980 году, в Финляндии. Основала сеть «холодных» заправок компания Neste. С того времени автоматические АЗС стали активно строиться и в других странах. Испания и Франция, например, стали ярким примером успешности таких проектов: около половины объема всего реализованного за год топлива поступает к автомобилям клиентов именно этим путем. Не отстает и Швеция: здесь недавно предложили проект удобной роботизированной АЗС, которая осуществляет самостоятельно все действия - от открытия люка до закачки жидкости в бак.

На территории России первую ААЗС построила все та же компания Neste. Объект запустили в работу в Санкт-Петербурге, в 2001 году. Автоматическая заправка получила положительные отзывы, и такие же станции появились в Прибалтике, Финляндии, Польше. В Ростовской области первую ААЗС запустила в работу "Южная нефтегазовая компания" в 2009 году. С того времени на этой территории было построено еще восемь таких объектов.

Автоматизированные АЗС в Ростовской области обслуживают такие известные дистрибьюторы топлива, как «Лукойл», «Башнефть» и «Газпром». С каждым годом их сети заправок расширяются. «Газпром» запланировал на ближайшее будущее строительство на этой территории более 30 автоматических, как их еще называют, «социальных» сервисов. Не отстают и конкуренты. Сеть заправок «Башнефть» предлагает клиентам жидкие виды топлива, которые соответствуют мировому экологическому стандарту «евро-5», ААЗС от «Лукойл» - четыре вида топлива стандартов «евро-3» и «евро-4», а также экологическую систему минимизации выброса в атмосферу паров от нефтепродуктов.

У автоматических заправочных станций большие перспективы. Системы самообслуживания значительно увеличивают эффективность АЗС и дают возможность хоть немного, но все же снизить цены на бензин и другие виды топлива. Заправка авто еще никогда не была такой простой: понятная панель управления и подсказки компьютеризированной системы помогут проконтролировать процесс от начала до конца.

ААЗС – выгодное решение для тех местностей, для которых характерна высокая плотность застройки, это круглосуточная возможность заправить свою машину и получить профессиональные рекомендации от службы поддержки. Автоматизированные станции предлагают качество по доступным ценам, а этот факт для клиентов более чем важен!

Анна Ионова / 19.10.2016

Современные АЗС, помимо заправки автомобиля топливом, предоставляют еще массу дополнительных услуг – на их территории могут быть размещены магазин, кафе, автомойка, шиномонтаж, химчистка или пылесос для чистки салона, насос для шин и многое другое. В этом случае их называют АЗК - автозаправочный комплекс. Но все-таки главная цель, ради которой автомобилисты приезжают на АЗС и АЗК – это покупка бензина или дизельного топлива. Рассмотрим устройство типичной АЗС.

Топливо, как правило, «приезжает» на АЗС в бензовозах. Бензовоз содержит несколько отсеков, в которых находятся разные виды топлива. Цифры на цистерне указывают на объем этих отсеков. Далее происходят проверка привезенного топлива на уровень заполненности и плотность. Топливо не должно быть разбавлено водой. Узнать о наличии посторонней жидкости помогает специальное устройство, похожее на градусник – ареометр. Пробы свежего топлива каждый раз берутся на тот случай, если к АЗС предъявят претензии к качеству продаваемого товара. Далее оператор проверяет уровень заполненности резервуара самой АЗС. После всех проверок трубу от бензовоза присоединяют к резервуару, и начинается слив топлива.

Подземный многокамерный резервуар для АЗС. Источник: vmr-dv.ru/production/tanks/two-chamber.

Все сливочные горловины обозначены соответствующим наименованием топлива, так что ошибиться с трубой здесь трудно. Если оператор все-таки ошибся, то автоматика заблокирует подачу топлива. Стальные двухслойные резервуары находятся либо на расстоянии от топливораздаточных колонок (традиционная АЗС), либо непосредственно под колонками (блочная АЗС). Стандартный объем резервуара – 50 кубических метров. Проверка топлива происходит и в самом резервуаре с помощью уровнемера, который также расположен под землей. Плотность и температуру топлива оператор может увидеть на экране прибора со своего рабочего места. Через резервуар топливо поступает в топливораздаточную колонку (ТРК), и, соответственно, в раздаточный пистолет. Пистолет устроен так, что при переполнении бака срабатывает система отсечения подачи топлива. Бензин снова начнет поступать в пистолет только после очередного «взвода» его рычага.

По результатам исследования, проведенного аналитическим агентством "АВТОСТАТ" совместно с сервисом BLAMPER.RU в 2015 году, 72,5% автомобилистов придают большое значение бренду АЗС, на которой они заправляют свое транспортное средство. На выбор АЗС влияют удобное расположение (близко к дому/работе) – 50,0%, низкая цена на топливо – 28,0%, совет друзей/знакомых – 16,5%. Важность такого фактора, как «Качество топлива» отметили 4,1% опрошенных. Результат опроса также показал рейтинг самых популярных брендов АЗС. В первую тройку вошли «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть».


Источник: autostat.ru/press-releases/22406/

Автоматизация АЗС

Автоматизация АЗС – это комплекс программных и аппаратных средств, который оптимизирует работу сотрудников и позволяет увеличить скорость обслуживания клиентов и всего оборудования станции. Кроме этого, с помощью автоматизации производится контроль работы всех АЗС сети в главном офисе.

Комплексы автоматизации для АЗС обычно имеют модульную структуру, которая позволяет изменить систему в соответствии с потребностями и техническими возможностями определенных станций. Тип АЗС, количество и вид ТРК, тип уровнемеров, наличие магазина или кафе и количество операторов, система оплаты услуг и товаров – все это учитывается при разработке системы автоматизации.

Технологическое оборудование

Обеспечение надежности и безопасности технологического оборудования – одна из главных задач АЗС. Решается она следующим образом.

В резервуарном колодце, колодце слива и на площадке слива находятся уровнемеры, системы контроля параметров и датчики. Они контролируют уровень топлива, уровень в резервуаре аварийных проливов, герметичность межстенного пространства, заземление автоцистерны, работу дыхательных клапанов и т.д., а исполнительные элементы выполняют операции по предотвращению аварийных ситуаций. К исполнительным элементам могут относиться клапаны слива нефтепродуктов в резервуары, задвижки переключения стоков, погружные насосы ТРК. Все эти данные передаются в коммутатор, который находится в шкафу автоматики. Коммутатор передает информацию на специальный промышленный компьютер оператора или другое оборудование, наглядно показывающее работу системы (контрольно-измерительная консоль, планшетный компьютер). Здесь с помощью программного обеспечения оператор может наблюдать за работой оборудования – различные индикаторы показывают, насколько заполнен резервуар и какого типа топлива, есть ли разгерметизация или вода в резервуаре, то есть предоставляют показания всех датчиков. Причем система работает автоматически, например, если резервуар будет заполнен, программа «предупредит» оператора об опасной ситуации, например, покажет красный индикатор, включит звуковой сигнал, и клапан в узле слива сразу будет закрыт. Если же уровень топлива достиг минимальной отметки, система оповестит оператора об этом и отключит насос выдачи топлива. Программа сразу предупредит об аварии, так как она совмещена с пожарной и аварийной сигнализацией. Индикатор аварии также обычно размещается в шкафу автоматики. Кроме этого, ПО регистрирует все события в системе и передает данные в диспетчерский пункт, а также позволяет составлять отчеты по работе оборудования с заданными параметрами.


Интерфейс ПО для автоматизации технологического оборудования, компания «Электронные системы». Источник: azs.ru/ato.

Обслуживание покупателей

Качество предоставляемых услуг и уровень сервиса играют немаловажную роль для успешной АЗС. Уменьшить скорость обслуживания клиентов помогают автоматизированные рабочие места операторов. Компьютер, на котором установлено специальное ПО, имеет доступ к информации о количестве нефтепродуктов в резервуарах, управляет отпуском топлива из ТРК, осуществляет продажу топлива и сопутствующих товаров, обслуживает кафе, составляет сменные и аналитические отчеты и данные о действиях операторов, которые затем поступают в офис компании. На крупных АЗК, где рабочее место оператора и продавца разделены, могут устанавливаться отдельные модули для продажи топлива и для продажи товаров. Различной может быть система оплаты – до или после заправки автомобиля. Все эти условия регистрируются в ПО. Клиент должен иметь возможность оплатить бензин и наличными, и банковскими картами, а значит, система обязана быть совместима с различными фискальными аппаратами, считывателями банковских карт, терминалами и другим кассовым оборудованием. Компьютер оператора может иметь экран тачскрин или управляться с клавиатуры. Оператор на экране фиксирует, сколько топлива и на какой колонке было заправлено в транспортное средство, здесь же отображается его цена и производится оплата клиентом. Если на АЗС есть магазин или кафе, оплата товаров и продуктов может производиться также с рабочего места оператора в том случае, если в ПО добавлен специальный модуль по его обслуживанию. Это очень удобно как для операторов, так и для клиентов. Программа, как правило, автоматически, по заданному алгоритму, формирует отчеты за смену, а также резервирует все данные. Отчеты поступают в офис для последующего анализа и сбора статистики. Еще одной важной частью обслуживания клиентов является выпуск собственных топливных смарт-карт и карт лояльности. Обычно система скидок и программы лояльности разрабатываются в офисе компании, а затем информация о них поступает на компьютеры операторов. Если АЗС выпускает собственные карты, то для их учета необходимы считыватели, подключаемые к компьютеру кассира.

Вообще АЗС (делее - "заправка") встречаются 2-х типов: автоматические и обычные. Автоматическая - там где засовываешь деньги в атомат и заправляешься, в случае обычной заправки деньги платят в кассу (70% - это красивая девушка-кассир, остальные 30% - тётеньки и мужики). Оба типа оснащены одинаковыми средствами заправки (в общих чертах) - подземного резервуара с топливом, колонки, шланга и пистолета. Далее рассмотрим процесс заправки на каждой из привёденных выше заправок.

1. Автоматическая заправка.
Она дополнительно оборудована ещё и купюроприемником. К недостаткам такой заправки можно отнести: невозможность налить полный бак, купюроприёмники весьма избирательны к деньгам (с замятым уголком можно пытаться запихнуть раз 4 и только потом он его схавает), а также он не даёт сдачи. Технология процесса заправки: подъезжаем, глушим тачку, вынимаем ключи из замка(!обязательно!), нажимаем кнопку (если есть) открытия лючка бензобака, берём кошелёк, выходим из машины, закрываем её (!обязательно закрываем если нет пассажиров в салоне!), подходим к бензобаку, открываем крышку вставляем заправочный пистолет нужного класса топлива, идём к купюроприёмнику (по дороге прикидывая сколько бабла ему надо скормить), следуя подсказкам на экране засовываем деньги и нажимаем 2-3 кнопки, возвращаемся к авто, на пистолете нажимаем спусковой курок и держим пока не нальётся бензин. После того как всё произошло возвращаем пистолет в колонку, закрываем крышку и лючок бензобака и спокойненько уезжаем. На пистолете есть неплохой девайс - защёлка, ей можно зафиксировать курок и тогда операции заправки слегка меняются: в начале пистолет вставляем в бак и зажимаем курок защелкой, после оплаты просто возвращаемся и смотрим прекрасные метаморфозы - засунули деньги с одной стороны - получили бензин с другой. После того как машина заправлена, то просто ещё раз жмем курок и защелка отскочит в начальное положен-ие.

2. Обычная заправка.
На обычной заправке все примерно также. Тут возможны варианты, потому что оплата идёт в кассу с живым кассиром. В этом случае возможны 3 варианта заправки:
а) "на все!" (без сдачи) - процесс отличается от автоматической только тем, что деньги идут кассиру в кассу, поэтому их принимают в любом виде, а также принимают мелочь.
б) на конкретную сумму (автовладелец хочет разменять бабло) - тоже самое что и вариант "а)" только сдачу дают.
в) "мне полный бак" - начальный процесс ничем не отличается от предыдущих, единственное что когда пистолет вставляем в бак, то курок фиксируем спецовой защелкой, идем на кассу, говорим что нам нужно и ждем у кассы когда бак наполнится "под завязку" - когда это произойдет, то курок отщелкнется сам (там есть датчик), далее платим по факту и возвращаемся в тачку, пистолет на место и погнали!

В качестве заключения.
На автоматической заправке нужно прикинуть сколько литров лить, потому что если оплатите больше, чем может поместиться, то будет обидно, Поэтому лучше, допустим, когда стрелка датчика показывает ровно половину, то заправиться до полного бака и посмотреть сколько налили, тем самым определив сколько бензина в баке было на тот момент. На заправках есть мальчики-помогающие заправиться, чаевые им дают по желанию.