Зимнее занятие. Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по экологии «Зимушка зима. Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЗИМЫ»

ЦЕЛЬ: Продолжить расширять знания детей о природных явлениях зимы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи :

Закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе , связанные с зимним периодом ;

Закреплять знания о зимних месяцах ;

- продолжить знакомство со свойствами снега и его строением.

Развивающие задачи :

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей .

Продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к изучению природы , любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, ноутбук, разрезные картинки с изображением зимы, ванночки 2 шт., воронка, фильтровальная бумага, стакан, лупы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что сегодня мне пришло на почту (показывает конверты, в которых находятся разрезные картинки). Какие-то конверты. Давайте заглянем.

Воспитатель открывает конверты, вынимает разрезные картинки и предлагает детям собрать их. (2 слайд). Дети принимаются за работу. После окончания воспитатель задает детям вопрос.

Воспитатель: как вы думаете, какое время года изображено на картинках?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, ребята. Это зима! Послушайте загадку и отгадайте, о чем идет речь. (3 слайд).

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … (зима).

Ответы детей.

Воспитатель: правильно! Сегодня мы поговорим о зиме и ее явлениях. Давайте с вами вспомним названия зимних месяцев.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. (4 слайд) Декабрь самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь он самый первый, самый младший месяц нового года. Видите, он стоит с новогодней елочкой. Февраль последний зимний месяц. Он второй по счету месяц в году.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. (слайд 5). На ней изображена зима. А скажите, какое время года бывает перед зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: а какое время года будет после зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. Одним из первых признаков зимы является как вы думаете, что?

Ответы детей.

Воспитатель: одним из главных признаков зимы является снег. (слайд 6). Давайте посмотрим на снег под микроскопом. Посмотрите, снег состоит из маленьких кристалликов – снежинок. Нет ни одной одинаковой снежинки. Каждая снежинка уникальна. Скажите, а из чего снег состоит?

Ответы детей.

Воспитатель: снег - это замерзшая вода. (слайд 7). И сейчас с вами мы проведем опыты со снегом. Посмотрите, в ванночках находится снег. Что произойдет со снегом, если мы его оставим в комнате.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно он растает. Ребята, подскажите, а можно есть снег?

Ответы детей.

Воспитатель: вы все верно говорите, снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, воронка, фильтровальная бумага и прозрачный стакан. В воронку мы положим фильтровальную бумагу. И нальём воды. Смотрите, что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: вода стекает вниз в стакан, а все что было в воде остаётся на бумаге. Давайте, посмотрим, что осталось на бумаге через лупу.

Дети внимательно рассматривают бумагу через лупу и комментируют свои наблюдения.

Воспитатель: скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно она замёрзнет и превратиться в лед.

Воспитатель: посмотрите на картинку (слайд 8) внимательно. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это изображение луны и солнца. Как называется время суток, когда светит солнце светло?

Ответы детей.

Воспитатель: а как называется время суток, когда светит луна и темно?

Ответы детей.

Воспитатель: что вы можете сказать о продолжительности дня и ночи в зимние время года.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята! Зимой день становится короче, а ночь длиннее. А теперь, давайте, вспомним какие зимние явления в природе есть и как они называются?

Ответы детей.

Воспитатель: я вам помогу. Ответы на мои загадки будут как раз-таки явлениями в природе зимой.

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится?

Стелет белую постель,

Это снежная … (метель)

Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге …(гололед)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (северное сияние)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …(иней)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём...(узоры)

Воспитатель: правильно, ребята! Какие вы молодцы! Сегодня с вами мы вспомнили и узнали какие природные явления бывают зимой. А теперь расскажите, какое из явлений природы зимой вам понравилось больше и почему?

Ответы детей.

Утверждаю:

заведующая МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №113»

___________/Середа И.А./

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Прогулка в зимний лес»

КУЛИКОВА

АЛЕКСАНДРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 113»

Заводского района г. Саратов

Программное содержание . Уточнить и обобщить представления детей о приспособленности диких животных и птиц леса к зиме (звери запасают еду, меняют окраску и шерстяной покров, впадают в спячку, переходят на другой корм, в холод активно двигаются, приближаются к жилью человека). Учить узнавать следы животных. Дать представления о жизни животного мира Австралии. Учить устанавливать причинно-следственные связи в том, что внешний вид животного и особенность его жизнедеятельности зависит от среды обитания, высказывать собственные суждения. Активизировать словарь: подшерсток, сумчатая летяга, сумчатый волк. Воспитывать у детей интерес к жизни животных, желание помочь животным в зимний период. Формировать умение правильно вести себя в природном окружении. Предварительная работа. Беседы с детьми о том, как живут дикие животные леса зимой. Подбор иллюстраций и познавательного материала о жизни животных Австралии. Изготовление ширмы с изображением зимнего леса, масок птиц. Чтение художественной и познавательной литературы о животных леса и Австралии. Заучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о животных.

Ход занятия.

Воспитатель. Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Воспитатель . Какой сейчас зимний месяц идет? (февраль). Февраль – последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнце. Часто идут метели, вьюги, по земле бегут поземки.

Раздается стук в дверь. Входит ребенок в маске «попугая какаду»

Воспитатель . Ребята, к нам в гости прилетел попугай какаду. Он сейчас нам расскажет, откуда он к нам прибыл.

Попугай. Я попугай какаду, живу в тропических лесах Австралии. Видите перья у меня все белые, только хохолок на голове желтый. Я знаю, у вас сейчас идет зима, все покрыто белым снегом: деревья, земля, реки. И еще я слышал, что у некоторых зверей шерстка становится белой как снег. Вот я и решил: раз я белый, то могу жить у вас зимой. У нас в Австралии никогда не бывает зимой белого пушистого снега. Мы, животные Австралии, не знаем, как звери у вас в лесу приспосабливаются к зиме с морозами и метелями. Куда они прячутся от холода? Где находят себе корм?

Воспитатель. Ребята, давайте с вами посмотрим на карте, где находится Австралия. Видите, какой большой путь пролетел попугай, чтобы узнать, как зимуют звери в нашем лесу. А что, если сейчас мы с вами отправимся в зимний лес, и пригласим с собой попугая. Чтобы нам не заблудиться, поможет нам в нашей прогулке старичок-лесовичок, друг всех зверей.

Появляется ребенок в костюме старичка-лесовичка .

Старичок-лесовичок . Ребята, здравствуйте!

Я – старик, лесовик,

Я – в лесу охранник,

Грибам и ягодам начальник.

Чтобы в лес ко мне зайти,

Надо ключ к нему найти.

Лес – это большой дом, где живут в дружбе и согласии звери и птицы. А вы, ребята, кем будете, когда придете в лес? (Гостями.) А вы знаете, как надо общаться с зимним лесом?

Воспитатель. Ребята, есть определенная культура общения с зимним лесом. Давайте расскажем эти правила.

Дети рассказывают правила.

Ребенок 1. Главное правило – не навредить красоте зимнего леса: не раскидывать снег, не стряхивать снег с веток, не затаптывать следы животных.

Ребенок 2 . Не оставлять в лесу никакого мусора.

Ребенок 3. Зимой мусор не заметен – снег спрячет его.

Зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли люди в лес.

Ребенок 4. В лесу нельзя кричать, шуметь, а то звери испугаются.

Воспитатель . Зимой зверям и птицам холодно и голодно. Мы должны помочь им. Какие угощения возьмем с собой в лес?

Дети называют, что они приготовили . Для белочки возьмем орехи, желуди, сушеные грибы. Морковь, сухую траву – для зайцев. Для птиц: кормушку, семечки подсолнечника, ягоды рябины. А для синичек – кусочек несоленого сала.

Старичок-лесовичок . Молодцы, ребята! Хорошие гостинцы вы приготовили для лесных жителей. Покормить зимой зверей и птиц – работа несложная, а польза для леса большая. Ну что ж, пора нам отправляться в путь, пока солнце светит, а то зимний день короткий.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Январь». Дети подходят к ширме, на которой изображен зимний лес.

Старичок-лесовичок . В лесу немало есть чудес.

Добро пожаловать в мой лес.

Воспитатель. Ребята, по лесу надо идти тихо, громко не разговаривайте, прислушивайтесь, присматривайтесь. Посмотрите, сколько следов на снегу. Зимой следы на снегу могут о многом рассказать, надо только уметь их читать. Давайте сравним эти следы с нашей картотекой и мы узнаем, какой зверек здесь пробегал.

Дети берут карточки со следами зверей и сравнивают их со следами, которые нарисованы на ширме.

Дети. Это следы зайца.

Воспитатель. Ребята, а расскажите попугаю, как заяц к зиме подготовился.

Дети. Заяц-беляк к зиме становится белым, только кончики ушей черные. На белом снегу его ни волк, ни лиса не заметят.

Воспитатель . Ребята, а заяц на зиму делает запасы корма?

Дети. Заяц на зиму не делает запасы. Днем он прячется в снежных ямках под кустами, а кормится по ночам, грызет мелкие веточки и кору деревьев и кустарников.

Воспитатель. Как заяц спасается от своих врагов?

Дети. Зайца спасают быстрые задние ноги, он умеет прыгать и запутывать следы.

Ребенок читает стихотворение В. Берестова «Заячий след»

В лесу недолго до беды,

Но заяц – не простак.

Умей запутывать следы – вот так.

Туда, сюда, петляет след.

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг – скок.

Попугай . У нас в Австралии тоже есть зверьки, похожие на зайцев, их называют дикими кроликами (показывает картинку, где изображен кролик). С виду кролик совсем как заяц: длинные уши и задние ноги, такой же короткий хвост, такая же мордочка, но повадками он отличается от зайца.

Воспитатель. Крольчата рождаются в норе, и мамы-крольчихи не бросают своих детенышей. А зайчихи оставляют свих маленьких зайчат под кустом и уходят искать корм. Давайте отправимся дальше по зимнему лесу, а угощение для зайца оставим под кустом.

(Звучит запись «стрекотания» сороки .) Кто-то в лесу уже оповещает всех зверей, что в лес пришли люди.

Выходит ребенок в маске «Сороки».

Сорока. Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть меня за это

И зовут «лесной газетой»?

Ребята, а вы пословицы и загадки знаете про меня?

Дети по одному отвечают.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Как снег бела, как сажа черна.

Вертлява, как бес,

Повертелась, да в лес.

Сорока. Молодцы, ребята.

Воспитатель. Сорока, а ребята еще знают загадки и про диких животных леса.

Дети загадывают по одному загадки.

В густом лесу под елкой, осыпанной листвой,

Лежит клубок с иголками, колючий и живой. (Еж.)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле? (Белка.)

У косого нет берлоги.

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц.)

Сорока . Молодцы, ребята! Много загадок знаете, счастливого вам пути!

Воспитатель. А мы с вами отправляемся дальше по лесу. А вот и следы чьи-то. Давайте сравним с нашей картотекой следов.

Дети сравнивают следы, нарисованные на ширме с карточками следов.

Дети. Это следы волка.

Воспитатель. Следы волка похожи на собачьи следы, будто по лесу пробегала большая собака. Ребята, что вы знаете про волка?

Дети. Волк – это сильный и злой хищник. Зимой волкам трудно найти корм, поэтому они собираются в стаи. Зимой волки бегут друг за другом, лапы ставят след в след, потому что по глубокому снегу трудно бежать.

Попугай. А зимой волкам холодно?

Дети. Зимой волки не мерзнут. У них вырастает теплый густой подшерсток, поэтому они могут спать на снегу. Цвет шерсти зимой у них не меняется, им не от кого прятаться. Они сами охотятся на других животных.

Воспитатель. Волки нападают на зайцев, лося, кабана и даже на домашних животных.

Попугай. У нас в Австралии тоже есть волк, только сумчатый.

(Ребенок показывает картинку с изображение сумчатого волка .) У этого животного удлиненная морда, похожая на волчью, по спине и хвосту поперек расположены шестнадцать светлых полос.

Воспитатель. Сумчатый волк охотится по ночам, бежит на всех четырех лапах. Когда он никуда не торопится, волк встает на задние лапы и передвигается прыжками как кенгуру. На животе у волка сумка для детенышей. Сумчатый волк почти исчез в природе Австралии.

Воспитатель. Как стало холодно, подул сильный ветер, мороз щиплет щеки, нос. Мороз хочет поиграть с нами, а мы ему ответим.

(Воспитатель, поддерживая воображаемую ситуацию, совершает сам и предлагает детям исполнить игровые действия – натянуть шапку на уши, поднять воротник, потереть руки.)

Физминутка. Не боимся мы пороши,

Любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны – по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бъём по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Воспитатель . Ну, вот, мы с вами и погрелись, а сейчас отправимся дальше по зимнему лесу. Смотрите, под деревом чьи-то следы и шишки разбросаны.

(На ширме нарисовано дерево и под ним на снегу шишки .)

Дети сравнивают нарисованные следы «на снегу» с картотекой.

Дети. Под деревом следы белки. Она спускалась на землю и искала корм.

Воспитатель. Ребята, расскажите попугаю, как белка подготовилась к зиме.

Дети. Зимой у белки мех становится серым, он очень теплый. Поэтому её не видно среди деревьев зимой.

Воспитатель. А где устраивает белка гнездо? Зимой белка спит?

Дети. Белка устраивает себе гнездо в дупле. Если дупла нет, то строит себе гнездо сама из прутьев и веток, застилает травой и пухом. Называется это гнездо – гайно. Белка спит, когда сильный мороз, а потом опять выходит из гнезда искать корм.

Попугай. А какой корм запасает белка на зиму?

Дети. Белка запасает на зиму шишки, орехи, желуди, грибы.

Воспитатель. У белки есть длинный и пушистый хвост. Когда белка перепрыгивает с дерева на дерево или соскакивает на землю, то хвост служит ей рулем и парашютом. В сильный мороз белка прикрывает хвостом нос и живот. Кисточки на ушах защищают уши белки от мороза.

Ребенок читает стихотворение «Беличья память»

Шишки кедра и грибы

Кто так крепко прикрепил?

Кто их к веткам пригвоздил?

Буйный ветер их не сбил.

Это белка запасла.

Выпал снег. Земля бела.

Не узнаешь прежних мест.

А у белки есть, что есть.

Помнит белка все места,

Где тот гриб, где шишка та.

Где шиповник, где орех,

Хоть и скрыл все это снег. Воспитатель . Ребята, давайте оставим угощение для белочки на пеньке, а попугай нам хочет что-то рассказать.

Попугай . В Австралии тоже живут белки, только их называют сумчатые летяги. (Показывает иллюстрацию сумчатой летяги .) Еще этого зверька называют сахарной белкой, потому что она любит сладкую пищу – сладкие плоды и цветочный нектар.

Воспитатель. Сумчатая летяга превосходно прыгает, перелетая с одного дерева на другое. Гнездо строит в виде шара, которое свисает с веток деревьев. На животе у летяги сумка для вынашивания детенышей. У летяги очень цепкий и чувствительный хвост, он может нащупать и сорвать листок с ветки; кормится этот зверек по ночам.

Попугай. Ребята, посмотрите! На деревьях сидят красивые птички: с красной грудкой и с желтой, как наши волнистые попугайчики.

Воспитатель . Нет, какаду, это не волнистые попугайчики, это наши зимующие птицы: снегири и синички.

Ребенок читает стихотворение А. Прокофьева « Снегирек ».

На лапе у ёлки сидит снегирёк,

Чудесный, веселый лесной огонек.

Да он не один. Ты наверх погляди:

Второй вон и третий на ёлке сидит.

И вот встрепенулась красотка лесная –

На ней загорелась гирлянда живая.

Воспитатель. Ребята, давайте кормушку с угощением для птиц поставим на пенек, а сами тихо притаимся, чтобы не испугать птиц, посмотрим, как они слетятся на кормушку.

Выходят три ребенка в маске птиц «снегиря» и «синицы».

1 – я синица. Тинь – тень,

Тили – тень.

Все короче зимний день.

2 – я синица Не успеешь пообедать

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Снегирь Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

Воспитатель. Ребята, снег в зимнем лесу всех животных разделил на «надснежников» и «подснежников». «Надснежники» – это те, кто бегает, прыгает, ходит по снегу: зайцы, лоси, волки, лисы. А «подснежники» – это те, кто проводит зиму под снегом. Сейчас старичок-лесовичок тихо приподнимет «снежное покрывало» (ребенок отгибает лист бумаги от рисунка зимнего леса), и мы с вами увидим, кто же зимует под снегом. Видите, под снегом ёж крепко спит в своем гнезде, а барсук спит в глубокой норе. Только мышь не спит зимой, запасла на зиму корм, выбегает иногда наверх подышать воздухом, вот её следы видны на снегу. Ну, не будем им мешать, пусть крепко спят до прихода весны.

Видишь, попугай, каждый зверь в лесу по-своему приспособился к зиме: кто поменял свою серую шубку на белую, у кого шерсть стала густой и теплой; у одних кладовки полны запасов, а у кого их нет – другой корм ищут. А некоторые из зверей, как медведь, еж и барсук на зиму спать легли. Вот так и живут зимой в лесу звери и птицы.

Попугай. Спасибо, ребята, вам за прогулку, а я улетаю обратно в Австралию и расскажу о том, как звери в лесу приспособились к холодной зиме.

Воспитатель. А нам пора возвращаться домой! Давайте попрощаемся с лесом и нашим другом – лесовичком.

До свиданья, добрый лес. Полный сказок и чудес.

Мы к тебе еще придем

И подарки принесем.

Звучит музыка, дети уходят.

«Открытое интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Зимушка – зима» Воспитатель: Казанцева Г.П. П.Малиновка 2012г. Занятие по экологии «Зимушка – зима» Программное...»

«Малиновский детский сад»

Открытое интегрированное занятие по экологии в

старшей группе

«Зимушка – зима»

Воспитатель: Казанцева Г.П.

П.Малиновка

Занятие по экологии

«Зимушка – зима»

Программное содержание:

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и

неживой природе. Уточнить и расширить представления о жизни птиц и

зверей зимой (их повадки, образе жизни, добывании пищи, способы защиты от врагов); закрепить правила поведения в лесу.



Развивать познавательный интерес через стихи, игры.

Обогащать и активизировать словарь детей (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, волшебная, хрустальная).

Формировать диалогическую речь, развивать слух, память, внимание, воображение, мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа:

Чтение произведений о зиме, заучивание стихов, пословиц, загадок, беседа, рассматривание иллюстраций, д/игры, художественно – творческая деятельность.

Материал:

Иллюстрации о зиме, подбор стихов, пословиц; бумажные снежинки; модели «правила друзей леса», деревьев, птиц и картинки птиц, кормушка, угощение для птиц; снежинки нарисованные с 6-ю и 3-4 лучами на каждого ребенка по 3 штуки; д/игра «Звери в лесу», «Как звери готовятся к зиме», «Чудо – дерево» со снежинками; иллюстрации сказок, «окно» с отверстием; сундук с леденцами; карта – схема; персонаж сороки, зимы; цифры.

Методические приемы:

Наглядный; словесный; беседа, загадки, пословицы; стихи; игровой;

элементы труда.

Воспитатель:

Дети, послушайте загадку Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица – Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом – Все покрыла серебром.

Как вы думаете о какой царице идет речь в этой загадке? (ответы детей)

Почему зиму называют царицей?

Какая зима? (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, чудесная, волшебная, хрустальная)

На какой тройке прилетела зима?

Что за скакуны в этой тройке? (это зимние месяцы)

Вспомните их названия (ответы детей)

Какой зимний месяц сейчас? (ответы детей) Воспитатель: Зима пришла в города, села, в леса, в горы, на море.

Какой цвет у зимы? (показ картин)

Как красива природа зимой.

А кто из вас знает стихи о зиме? (дети читают стихи)

Вы знаете, что основная примета зимы – снег.

Что такое снег?

Как вы думаете, почему идет снег, а не дождь? (ответы детей) Чтение стихотворения ребенком «Белый снег»

«Игра со снежинкой»

Я предлагаю поиграть со снежинкой.

Слушайте мою команду и выполняйте:

Положите снежинку на правую ладошку;

На левое плечо;

На голову;

Сделаем так, чтобы снежинки «полетали», глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот.

Когда падает много снежинок, как называют это явление в природе?

(ответы детей)

Игра «Снегопад – это хорошо или плохо»

–  –  –

Пение песни «Что нам нравиться зимой?»

Дети, а вы знаете зимние сказки? (ответы детей)

Игра «Угадай сказку»

Вылетает сорока – игровой персонаж.

Сорока: Последние новости! Последние новости! Проказы зимы!

Дети вы хотите узнать, что же случилось в лесу? (ответы детей)

Прежде, чем мы отправимся в лес давайте вспомним «Правила друзей леса» (Дети называют правила, выставленные на стенд).

Что нужно надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (выполняем имитационные движения: надеваем валенки, шапку, шубу, варежки)

Ну вот мы и готовы, Тогда в путь.

До леса нам помогут добраться лошади.

1. ходьба с высоким подниманием колен

Скучно лошадкам идти тихо. Они прибавили шагу.

2. бег с высоким подниманием колен

Переходим в галоп.

3. прямой галоп, руки перед собой «держат вожжи»

Впереди глубокий снег. Останавливаем лошадей.

4. «Пру-у-у»

–  –  –

Вот мы и добрались до леса.

Здравствуй лес, дремучий лес.

Дети стоят на поляне, находят сверток (карта – схема)

Дети, давайте лес оживлять. Смотри на карту и идем по следам зимы. Дети называют названия деревьев.

1 след «Укутай деревья снегом»

Как мы можем им помочь? (ответы детей) Приклеивание снежинок с 6-ю лучиками. (на столе снежинки с 3,4 и 6 лучиками) Дети делятся на 4 группы по 5 человек.

Выполнили, справились, молодцы!

2 след Смотрим карту Елка с моделями птиц, под ней кормушка.

Игра «Расколдуй птиц» (угадывают модель птицы и заменяют модель картиной с птицей.

Когда распознают всех птиц, звучит музыка «Голоса птиц»

А вы слышали, как стучит дятел?

Ритмическое эхо «Стук дятла».

А как чирикает воробей? Как каркает ворона? Эти птицы перелетные или зимующие? (обощение)

На каком дереве сидят птицы на хвойном или лиственном? (ответы детей)

Что для птиц страшнее голод или холод?

Почему зимой птицам голодно?

Как мы можем помочь им? (ответы детей) Вешаем кормушку и корм для птиц.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» А.Яшина. Называют приметы.

3 след Игра «Найди зверей». Звери необычные белые.

Разделить на 3 подгруппы. Назовите зверей, каких знаете.

Физминутка «Зайцы»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью) Зайка корм себе искал, (подскоки на двух ногах) Вдруг у зайки на макушке (указательные пальцы Поднялись как стрелки ушки изображают ушки) Шорох тихий раздается (пугливо Кто-то по лесу крадется оглядывается) Зайка путает следы (бег по кругу) Убегает от беды Прыгнул в бок и обернулся И под кустиком свернулся Словно беленький клубок Чтоб найти никто не смог (свернулся в клубок) Отдохнули, теперь за дела. «Делу – время, потехе – час».

Смотрим карту, находим число 4.

4 след. Игра «Как животные готовятся к зиме» (за столами выполняют) Каждый ребенок находит свою компанию, на столе маркировка круг белого, голубого и синего цвета.

Чтение стихотворения «Есть у каждого свой дом» В.Пальчинскайте Путешествие продолжается. Смотрим карту.

5 след «Чудо – дерево» со снежинками, на которых записки с вопросами.

(обобщающая беседа)

Вопросы:

1.Какого цвета зима?

2. Главный признак зимы?

3. Сколько лучиков у снежинки?

4. Чем выделяется береза среди других деревьев?

5. Рябина хвойное дерево или лиственное?

6. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

7. Кто в лесу всю зиму спит?

8. Кто живет: в дупле? в норе? в берлоге? под кустом? в логове?

9. Кто помогает животным выжить зимой?

10. На какой праздник мы наряжаем елку?

11. Назови зимние виды спорта.

12. Назови пословицы, поговорки о зиме.

Сюрпризный момент Звучит музыка, раздается голос Зимы

Я рада вас видеть у себя в зимнем лесу.

Я наблюдала за вами как вы помогали лесу. Вы знаете о зиме и любите меня и ласковую и суровую. За это вам подарок от меня. Найдете в большом сугробе. До свидания. Мне пора.

(Дети находят сундучок со сладостями)

–  –  –

Домой возвращаемся короткой дорогой.

Похожие работы:

«В. И. Ковалевский ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЛИНИЙ 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области технологии продуктов питания и пищевой инженерии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 260601 «Машины и аппараты пищевых производств» направления подготовки дипломированного специалиста 260600 «Пищевая инженерия» Санкт-Петербург ГИОРД УДК 664.0025: 621.001....»

« Методическое пособие по подготовке и оформлению дипломной работы бакалавров геологических специальностей Казань 2015 Печатается по решению учебно-методической комиссии ИГиНГТ Протокол № 4 от 02 декабря2015 года Рецензент: доктор геолого-минералогических наук, профессор А.С. Борисов Методическое пособие по подготовке и оформлению дипломной...»

«ПРИЛОЖЕНИЕ 10 к протоколу заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 15 августа 2014 г. № Методические рекомендации по мониторингу реализации мероприятий, направленных на достижение показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №...»

«Н. Д. Золотарёва, Ю. А. Попов, Н. Л. Семендяева, М. В. Федотов МАТЕМАТИКА СБОРНИК ЗАДАЧ по базовому курсу ЕГЭ ОЛИМПИАДЫ ЭКЗАМЕНЫ В ВУЗ Н. Д. Золотарёва, Ю. А. Попов, Н. Л. Семендяева, М. В. Федотов МАТЕМАТИКА СБОРНИК ЗАДАЧ по базовому курсу Учебно-методическое пособие Под редакцией М. В. Федотова Электронное издание Москва БИНОМ. Лаборатория знаний УДК 373.3:51 ББК 22.1я729 З-80 Золотарёва Н. Д. З-80 Математика. Сборник задач по базовому курсу [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие...»

«Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы гимназия №1562 имени Артема Боровика РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся 4 класса на 20142015 учебный год Составитель: Шигабутдинова Л.Р. учитель начальных классов категория первая 2014 год СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. стр. Паспорт.. Пояснительная записка.. Учебно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. Календарно-тематическое планирование. График проведения контрольных работ....»

«Обеспеченность образовательного процесса по направлению 38.04.02«Менеджмент» (уровень магистратуры) профиль «Инвестиционный и финансовый менеджмент» учебной и учебно-методической литературой Наименование дисНаименование учебно-методических, методических и иных материалов (автор, место издания, год циплины по учебноп/п издания, тираж) му плану 1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология научного исследования», 2015 г. 2. Нечаев В.И. Научно-исследовательская работа на кафедре /...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Конспект занятия по экологии «Зимушка зима»

Интегрированная образовательная область:
1. Познание: закрепить представления о характерных признаках зимы,о состоянии живой и неживой природы,расширить кругозор детей,стимулировать познавательный интерес.
2. Коммуникация: развивать навыки общения,диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе,формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
4. Художественное творчество: вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Словарная работа: лёгкая,радостная,снежная,пушистая,зимняя.

Предварительная работа: беседа о признаках зимы рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, модели для обобщения внешних признаков,условий существования зайца, дидактическая игра «животные», снежинки, обруч (обшитый мишурой),снежки.

Технические средства: ноутбук, музыкальные композиции.

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель в костюме зимы входит в группу(установление эмоционального контакта).
- Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй,беленький снежок!
Здравствуйте,детишки:девчонки и мальчишки,
Здравствуйте,я вам скажу и загадку расскажу!
- Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет,кто знает,Когда это бывает? (Зимой)
- Правильно, зимой. Вот я, Зимушка зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ » ЗИМУШКА - ЗИМА»

Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки).
- Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся,как будто мы лёгкие, пушистые, невесомые.
(звучит аудиозапись»Серебристые снежинки»)
- Ребятки,а вы слышали какая красивая, волшебная,чудесная мелодия звучала сейчас,а как ещё можно о ней сказать? Какая она?
(ответы детей)
Воспитатель дополняет: лёгкая,зимняя, радостная, пушистая, снежная.
- Ребятки, садитесь на свои места. Какие радости приносит вам зима? Что вы любите делать зимой?
(ответы детей)(снежинки собираются)
- А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко.Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес, а поможет нам перенестись на лесную полянку эта волшебная палочка. Полетели! (воспитатель взмахивает волшебной палочкой,звучит музыка)
- Вот мы с вами и на лесной полянке.

3. БЕСЕДА «ПРИЗНАКИ ЗИМЫ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Садитесь на свои места.Ребятки,скажите мне,что происходит зимой в природе?Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки,которые вам помогут.
(на мольберте появляются опорные картинки)
- Зимой падает снег? Что мы видим на этой картинке?Что происходит в природе? (идёт снег)
- Реки покрыты льдом.Что на этой картинке произошло с речкой?
- Солнце светит,но не греет. Какое у нас солнышко зимой? Солнышко светит,но снег не тает, почему?
- Деревья без листьев. Птиц стало меньше.
(за правильные ответы воспитатель даёт снежинки)
- Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме. А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдёт. Раз,два,три - посмотрите,наши снежинки превратились в снежки.
(воспитатель незаметно меняет коробки)

4.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ ИГРА «СНЕЖКИ»

Давайте поиграем с вами в снежки на нашей полянке. У меня есть вот такой зимний, снежный обруч,вам нужно будет попасть снежком в обруч. А я посмотрю,какие вы ловкие да меткие,только ребятки не надо толкаться, будем внимательными,что бы не попасть снежком друг в друга.
(под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается,снежки собираются в коробку)

5.СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ МОДЕЛИ «ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЗАЙЦА»
- Давайте сядем на свои места. Отгадайте загадку,кто это спрятался под деревом?
-Летом шубу серую,а зимою белую
Носит попрыгайчик,боязливый…….(зайчик).
(Воспитатель показывает игрушку - зайца.)
- А теперь давайте с вами расскажем про зайку,а картинки нам помогут.
- Где живёт зайка?А Серёжа выберет нужную картинку и покажет ребяткам.
- Как выглядит зайка?
- Чем питается?
- Как приспосабливается к зиме?
(Дети отвечают на вопросы и выкладывают картинки на мольберт.)

6.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРИ »

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каких животных леса вы знаете?
(ответы детей)
- Возьмите в руки только животных леса.
(необходимо выбрать животных леса и отнести на полянку).
Проверка выполненного задания,нахождение лишнего животного,который не живёт в лесу. Закрепление понятий «дикие животные», «домашние животные».

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Нам пора возвращаться,вставайте на облачко и перенесёмся в детский сад.
- Сегодня, мы побывали в зимнем лесу,вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям.
- Мне Зимушке - зиме пора уходить. На прощание я подарю вам снежинки. Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы.


Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Зимушка – зима»

Подготовила: Акименко О.Н.
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №4 «Солнышко»

Г. Урюпинск

Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; о зимних изменениях в живой и неживой природе.
Закрепить знания о зимующих птицах, о жизни животных зимой.
Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на вопросы, доказывать свою мысль.
Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование:
Иллюстрации, картинки с пейзажами о зиме; эмблемы командам; элементы снеговика для эстафеты (круги, нос-морковка, метла, глаза-пуговицы); следы животных, нарисованных на альбомных листах.
Сказочный герой: Зима
Ход занятия:
Организационный момент: Загадка о зиме.
Воспитатель:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
- Какие зимние месяцы вам знакомы?
- Какие приметы зимы вы знаете, назовите?

Ребенок:
Вот зима пришла, серебристая
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей елочкой.
Р.Кудашева

Одна из зимних примет – это снег. А что такое снег?
-В каком состоянии еще может превратиться вода?
- А кто знает, что такое ИНЕЙ?
ИНЕЙ образуется на поверхности земли при резкой перемене температуры. А увидеть его можно утром на ветках деревьев, кустарников, на траве.
Сюрпризный момент:
(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Зима». Входит Зимушка-зима.)
Зимушка-зима: - Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы говорите обо мне и решила заглянуть к вам в гости. Давайте немножко отдохнем и споем веселую песенку. Становитесь в хоровод.
(Дети поют песню «Снег-снежок» Слова и музыка Е.Макшанцевой. Во время пения дети изображают все, о чем поют: как лепят снежки, как их кидают, как снег тает на ладошках)
Зимушка-зима: - А давайте-ка, дети, немного подвигаемся и устроим небольшие соревнования.
Воспитатель: Но для этого нужно разделиться на две команды. Одна команда- «Снегопад», а другая – «Льдинки».
Зимушка-зима: - А за правильные ответы и быстроту выполнения задания, я буду вручать ажурные снежинки.
Задание 1
Назовите зимние народные приметы, пословицы и поговорки.
Урожай на рябину - к морозной зиме.
Туман зимой – к оттепели.
Звездное небо зимой, к морозной ночи.
Береги нос в большой мороз.
Солнце на лето, зима на мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Задание 2
«Зимние загадки»
(Загадывает Зимушка-зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром. (Зима)

Запорошила дорожки,
Разукрасила дорожки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)

Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летало, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Он пушистый, легкий, белый
Выпал первый раз несмело.
Застелил он все дороги,
Мягко в нем шагают ноги.
Белит крыши и у всех
Называют его.. (Снег)

Гуляло в поле, летало на воле,
Кричу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья убирает. (Иней)

Задание 3
Эстафета «Собери снеговика»
(Дети собирают снеговика из отдельных элементов: 3 круга большого, среднего и маленького диаметра, морковка, ведро, метла, глаза, рот.)
Воспитатель: -Зимушка-зима, а наши детки знают загадки. Попробуй-ка отгадать.
Дети:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый, краса
А зовут ее лиса.

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык! Заяц
Зимушка-зима: - Дети, а в зимнем лесу можно увидеть много разных следов на снегу. Я хочу, чтобы вы угадали, что за животное оставило свой след.
Задание 4
«Угадай, чей след»
(Демонстрация рисунков следов животных)
Задание 5
«Зимующие птицы»
Воспитатель: - Назовите зимующих птиц.
Дети: синица, воробей, ворона, сорока.
Практическая часть.
Зимушка-зима: Посмотрите в окошко, дети. Снега в этом году выпало мало. Деревьям и растениям зябко и холодно на морозе. А давайте сделаем резные, ажурные снежинки и украсим ими нашу комнату.
(Дети садятся за рабочие столы. Выполняют аппликацию из салфеток.)
Ребенок:
Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая
Какая смелая.
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную-
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя
Земли касается
Звезда хрустальная.
К.Бальмонт