Занятие в детском саду деревья. Конспект занятия на тему: "Деревья и кустарники". Упражнение «Соберем семью»

Конспект занятия на тему "Деревья и Кустарники"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).
4.Воспитывать интерес к миру растений.
Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников

1.Организационный момент.
В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?
Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.
-Что случилось Незнайка?

(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).
Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.
(Дети соглашаются помочь Незнайке.)
2.Чтение схем.
Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.
Как вы думаете, какому растению
подходит первая схема?
(Дети: Это схема подходит дереву.)
Воспитатель: - А как вы догадались?
(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)
Воспитатель: - Правильно!
А какому растению подходит вторая схема?
(Дети: Это схема подходит кустарнику.)
Воспитатель: - Почему?
(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)
Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Матвей, как ты думаешь,
чем похожи деревья и кустарники?

(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)
Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)
Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.
3.Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
4.Отгадывание загадок.
(Деление предложенных объектов на группы,
опираясь на схемы.)
Воспитатель: - Ребята, послушайте мои загадки, а отгадки (картинки) мы

Предпросмотр страницы №1

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»

Цель: учить различать деревья и кустарники.

1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).

4.Воспитывать интерес к миру растений.

Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников

1.Организационный момент.

В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?

Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.

Что случилось Незнайка?

(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).

Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.

(Дети соглашаются помочь Незнайке.)

2.Чтение схем.

Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.

Как вы думаете, какому растению

подходит первая схема?

(Дети: Это схема подходит дереву.)

Воспитатель: - А как вы догадались?

(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)

Воспитатель: - Правильно!

А какому растению подходит вторая схема?

(Дети: Это схема подходит кустарнику.)

Воспитатель: - Почему?

(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)

Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Матвей, как ты думаешь,

чем похожи деревья и кустарники?

(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)

Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.

3.Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».

3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».



4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели....

У дуба ствол толстый, а у березы....

У клена листья большие, а у березы....

У березы ствол светлый, а у клена....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:



6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.


8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.


Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

танзиля нуреева
Конспект занятия «Деревья нашего леса»

Конспект занятия в старшей группе по О. О. «Познание» .

Тема : «Деревья нашего леса » .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Цель : Уточнить и закрепить знания детей о деревьях .

1. Образовательная задача : Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Развивающая задача : Развивать мышление, речь.

3. Воспитательная задача : Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : Иллюстрации с изображением деревьев , листья и плоды деревьев , ИКТ с записью голосов птиц и шумом леса .

Предварительная работа : Чтение книг, рассматривание иллюстраций о деревьях , экскурсии в парк, рассматривание плодов деревьев , заучивание стихотворений, чистоговорок.

Словарная работа : Белобока, тройка скакунов, хвоя, береста, Факел, роща, дубрава.

Индивидуальная работа : Разучивание стихотворений, проговаривание скороговорок; учить правильно произносить звуки в словах.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Воспитатель : - Дети, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белоока, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром. (зима)

Да это зима. Назовите зимние месяцы. А какой месяц, наступил сейчас? (ответы детей) .

А теперь послушайте следующую загадку :

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево )

2. Основная часть.

Воспитатель : - Сегодня мы с вами поговорим о деревьях нашего леса .

Стук в дверь.

Дети, кто-то пришел к нам в гости.

Входит Старичок - лесовичок.

Воспитатель : - Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок – лесовичок.

Старичок - лесовичок : - Здравствуйте дети, шел я из леса и решил заглянуть к вам в гости. Принес я вам много интересных загадок, картинок, игр. Отгадайте, где я живу :

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек (лес) .

У меня в лесу, очень хорошо, кругом растут деревья , поют птицы. Хотите послушать шум леса ?

Использование ИКТ прослушивание записи с голосом птиц и шумом леса .

Старичок – лесовичок : - Есть у меня еще для вас загадки, отгадайте какие деревья растут в моем лесу .

1. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

Показ слайда с изображением ёлки.

2. Они до небес хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течении года, ясной стояла погода. (сосна)

Показ слайда с изображением сосны

Воспитатель : - Как называются леса , в которых растут эти деревья ? А почему? (ответы детей) .

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Чем каждой весной нас угощает береза? Есть примета : если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. Какой ствол у березы? А что можно сделать из древесины?

Показ слайда с изображением липы.

Воспитатель : А это дерево так о себе рассказывает.

Выросла я, я липка,

Тоненькой и гибкой, не ломай меня.

Зацвету я летом, медоносным цветом.

Береги меня.

Ствол у липы темный, листья как сердечки из древесины умельцы делают различные подделки. А чем полезна липа для людей?

Показ слайда с изображением рябины.

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И галдя, его клюют (рябина)

Воспитатель : - Чем полезна рябина? (ответы детей) . Есть примета : если много рябины, то зима будет холодной.

Показ слайда с изображением осины.

Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево . Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что за дерево ? Хочешь лесовичок, дети прочтут стихотворение про осину.

Старичок-лесовичок : - Можно я загадку загадаю?

Все детки на ветках

С рожденья в беретках

С деревьев упадут-

Береток не найдут. (желуди)

С какого дерева эти детки ?

Показ слайда с изображением дуба.

Какой ствол и листья у дуба?

Чтение скороговорки : Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу друг.

А сейчас немного отдохнем, на полянку в лес пойдем.

Физминутка «Поляна» с музыкальном сопровождением.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Старичок – лесовичок : - Можно я с ребятами поиграю. У меня есть интересная игра, а называется она «С какого дерева детка »

Воспитатель : - Лесовичок, а дети для тебя подготовили стихи про деревья .

Чтение стихотворений.

Старичок – лесовичок : - Как называется лес, в котором растут только деревья с листьями (лиственный) . А в каком лесу растут только деревья с хвоей (хвойные) . А где растут одни сосны? (сосновый бор) . А если растут одни березы (березовая роща? А если дубы?

Воспитатель : - Какую пользу приносит лес? Что нельзя делать в лесу?

Рассказ о пользе леса .

Старичок – лесовичок : Много вы ребята знаете о деревьях спасибо , а мне пора возвращаться обратно в лес. На прощание я вам подарю сосновые и еловые шишки, чтобы вы могли сделать из них различные поделки. До свидания ребята. Добро пожаловать в мой лес!

Заключительная часть.

Воспитатель : - Дети, вам понравилась встреча с лесовичком. О чем мы с вами разговаривали.

Чтение пословицы : Мало леса- береги , нет леса посади .

Хоровое выступление детей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Деревья - красота леса» Цель: - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу; - обобщить знания детей о живой и неживой природе,.

Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.

Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

Цель:знакомство детей с богатым миром животных Пермского края. Задачи: -формировать умение выделять части тела животных (голова, туловище,.

Тема: «Лиственные и хвойные деревья»
Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях.
Задачи:
— создавать условия для развития способности дифференцировать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по листьям, коре и плодам;
— расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень);
— способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности;
— обогащать словарный запас детей;
— воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию:
— еловые, сосновые, березовые и рябиновые ветки;
— сухие листья различных пород деревьев;
— хвоя ели и сосны;
— иллюстрации деревьев.

Предварительная работа
— рассматривание лиственных и хвойных деревьев во время прогулок;
— экскурсия в сквер;
— сбор осенних листьев.

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка. Дети собираются вокруг воспитателя.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все ниже, ниже.
(Дети присаживаются на ковер)

Воспитатель при помощи загадки предлагает детям угадать, что у нее находится за ширмой.

«Его зимой и летом,
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Упали все рубашки» . (Дерево )

Воспитатель показывает детям вазу с веточками лиственных и хвойных деревьев, удивляется, что не все веточки с листьями. Предлагает детям разделить ветки на две группы: с листочками поставить в одну вазу, а без листочков в другую.

Во время работы детям задаются наводящие вопросы.
— Почему на этих веточках нет листочков? (опали)
— Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
— В какое время года мы наблюдаем это явление? (осенью)
— Веточки каких деревьев (без листочков) стоят в этой вазе? (березы и рябины)

Воспитатель просит детей показать веточку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили. (По коре и ягодам)

Игра «С какой ветки детки?»
Воспитатель демонстрирует сухие листья деревьев, которые собрали дети на экскурсии в сквере.

— Лист с березы какой? (Березовый)
— Лист рябины какой? (Рябиной)
— Лист дуба какой? (Дубовый)
— Осины, клена и т.д.

— Все эти листочки мы собрали в сквере на земле, они опали с деревьев.
Деревья, с которых осенью опадают листочки, называют лиственными.
Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали, попробуйте отгадать.

Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
— Как Вы думаете, зеленые веточки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)

Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать об иголочке, какая она? (Зеленая, острая, твердая и т.д.) . Затем также рассматриваем и описываем «иголочку» сосны.

Воспитатель рассказывает детям о том, что «иголочки» ели и сосны — это их листочки, называются они «хвоя», а деревья с хвоей называются хвойными.

Дидактическая игра «Найди названное дерево»
Воспитатель на магнитной доске показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев. Дети называют дерево и определяют, какое оно
(лиственное или хвойное)

— Деревья все разные, но они состоят из одинаковых частей.
— Что есть у всех деревьев? (корень, ствол, ветки, листья)
— А чем же отличаются лиственные деревья от хвойных? (листьями)
— Давайте попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны.
— На что похожи наши руки? (на ветки)
— На что похожи наши пальчики? (на листочки) . Подул ветер – ветки закачались, листочки зашевелились.
— Покажите ствол? (туловище)
— А где же корни? (под землей)
— Для чего деревьям нужны корни? (для питания)
— А можно ли сказать, что деревья живые? Да, потому что деревья растут, питаются, дышат, размножаются — значит, они живые. Их нужно беречь. И если бы деревья и цветы умели разговаривать, они бы сказали нам так:

«Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор пинать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».

Физ. минутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо — влево, взад — вперед —
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо — влево, вперед — назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)

— А зачем нужны деревья, какую пользу они приносят людям? (Очищают воздух, с них собирают урожай плодов, они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу и т. д.)

Игра «Найди в групповой комнате предметы сделанные из дерева»

— Давайте вспомним, какие деревья растут на нашем участке? (Сосна, ель, рябина, береза)

Предложить детям выбрать по предпочтениям средства выразительности (краски, карандаши, восковые мелки) и нарисовать любое дерево по выбору детей. (Рисование можно перенести на вторую половину дня)

Список литературы
1. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка».
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».

Фотоприложение «Экскурсия в сквер»

Задачи.

1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.

2. Закрепить обобщающее понятие “деревья”.

3. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

I. Оргмомент

Сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.

А какие деревья вы знаете?

Где растёт много деревьев?

II. Знакомство с темой

Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.

Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.

Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад.

Деревья бывают лиственными.

Почему их так называют?

Назовите лиственные деревья.

Бывают и хвойные деревья.

Почему их так называют?

Назовите хвойные деревья.

Посмотрите на деревья.

Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?

Для чего дереву нужны корни?

Для чего нужна кора на стволе?

III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист?”

Лист берёзы – берёзовый лист.

Лист дуба – дубовый лист.

Лист липы – липовый лист.

Лист осины – осиновый лист.

Лист клёна – кленовый лист.

Лист тополя – тополиный лист.

Лист рябины – рябиновый лист.

Хвоя ели – еловая хвоя.

Хвоя сосны – сосновая хвоя.

IV. Загадки

1. Весной роняет слёзы белая (берёза).

2. Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа).

3. Если дует ветерок, задрожит её листок (осина).

4. В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёная и колкая оно зовётся (елкаю).

5. Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красны ягоды клюют (рябина).

6. Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель).

7. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево).

V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, шиповник, тополь.

Ель, смородина, рябина, дуб.

Осина, липа, ель, клубника.

Малина, клён, сосна, тополь.

VI. Заключение.

О чём сегодня говорили? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?