Самоходная "гвоздика". Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика»: история создания, описание и характеристики

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


1*



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


Режимы стрельбы:


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400

Примечания:

122-мм самоходная гаубица 2С1 «ГВОЗДИКА»

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по Постановлению № 609-201 от 4.07.1967 г. Артиллерийская часть разработана в ОКБ-9 («Уралмаш»), а шасси – в ПО «Харьковский тракторный завод».

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 122- мм буксируемой гаубицы Д-30. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы одинаковы с Д-30. Новая гаубица получила заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ – 2А31.

Ствол гаубицы Д-32 состоял из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкаморного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный, имел только ручной привод.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом.

Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.

Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Перископический прицел ПГ- 2 (индекс 10П40) предназначен как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.

Шасси САЦ 2С1 разработано на базе МТ-ЛБ .

В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионные отделения размещены в передней части корпуса, а боевое отделение ~ в средней и кормовой части корпуса, а также в башне.

Броня САУ противопульная, она должна «держать» 7,62-мм винтовочную пулю на расстоянии 300 м.

Трансмиссия САУ механическая, подвеска торсионная. Гусеницы имеют резинометаллические шарниры.

1* В 1969 году в ОКБ-9 был разработан проект установки изделий «Акция», «Гвоздика» и «Тюльпан» на единое унифицированное шасси на базе БМП-1, где изделия могли бы иметь лучшие характеристики, чем созданные на базе МТ-ЛБ и об. 123.



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


САУ 2С1 имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. На плаву траки гусениц выполняют роль лопастей. Гусеницы перематываются в воде, благодаря чему скорость движения на плаву доходит до 4,5 км/час.

САУ «Гвоздика» может транспортироваться самолетом Ан- 12.

Первые четыре опытных образца 2С1 были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение 2С1 принята в 1971 году, а в 1972 году начато серийное производство.

Режимы стрельбы:

Скорострельность прицельная при стрельбе прямой наводкой, выстр/мин. 4-5

Скорострельность прицельная при стрельбе с закрытых позиций:

при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов, выстр/мин. 4-5

при использовании выстрелов из боеукладки и при различных углах возвышения, выстр/мин. 1,5-2

Возимый боекомплект САУ 2С1 обычно составляет 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30.

Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж- 8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м.

Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° – 150 мм, под углом 30° – 80 мм, от расстояния бронепробиваемость не зависит.

Начальная скорость кумулятивного снаряда 35К-13 составляет 726 м/с.

Интересен снаряд Ш1 со стреловидными поражающими элементами. Он предназначен для М-30, но можно стрелять и из Д-32. Стреловидные элементы разлетаются в конусе с углом 24°.


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7 Парашютный, время горения 30 сек.
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Снаряд со стрело­видными элемен­тами Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Таблица стрельбы снарядами ОФ-462, ОФ-462Ж, ОФ24, ОФ-24Ж, Д4, Д4М
Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400

После завершения Великой Отечественной войны проектирование самоходных артиллерийских установок в СССР было практически свернуто. В первую половину 1950-х годов успешно эксплуатировался парк самоходок военного выпуска. Затем на процесс создания новых САУ крайне негативно повлияла позиция руководителя СССР Н.С. Хрущева. Он наивно полагал, что время артиллерии и танков безвозвратно прошло, а все задачи на поле боя можно решить с помощью ракетного оружия.

История создания 2С1 "Гвоздика"

К середине 1960-х годов стало очевидным серьезное отставание СССР от стран НАТО в создании самоходно-артиллерийских систем. Было необходимо наверстывать упущенное.

1965 году под руководством маршала артиллерии П.И. Кулешова и председателя НТК "Главного ракетно-артиллерийского управления Советской армии (ГРАУ) генерал-лейтенанта А.А. Григорьева была разработана концепция создания новых типов самоходных установок, а на основе научно-технического задела НИИ-3 Сухопутных войск -тактико-технические требования к САУ различного назначения. Предполагалось оснастить Советскую армию системами различного назначения, в том числе 122-и 152-мм гаубицами и 120- и 240-мм самоходными ми-нометами. Постановление Совета Министров СССР от 4 июля 1967 года, в соответствии с которым начались полномасштабные работы сразу по нескольким САУ, стало поистине историческим для отечественной артиллерии. Согласно этому постановлению начались работы по созданию 122-мм САУ 2C1 «Гвоздика» и 2С2 «Фиалка», 152-мм САУ 2СЗ «Акация» и 240-мм самоходного миномета 2С4 «Тюльпан».

С 1967 по 1972 год в ОКБ-9 были изготовлены и прошли испытания две опытные гаубицы Д-11 и Д-12 калибра 122-мм. По результатам их испытаний выбран вариант Д-12, которому после доработок присвоили индекс Д-32 (индекс ГРАУ-2А31).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 сентября 1970 года САУ 2C1 «Гвоздика» была принята на вооружение Советской армии. Ее серийно производил с 1971 года Харьковский тракторный завод.
Артсистему с приводами наведения поставлял Уралмаш, а двигатель - Ярославский моторный завод.

"Гвоздика" из Харькова
Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» в экспозиции Центрального музея вооруженных сил в Москве. Слева от орудия хорошо видны удлинители воздухозаборных труб, которые устанавливаются при движении на плаву.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» предназначалась для замены буксируемых гаубиц М-30 и Д-30 в артиллерийских дивизионах мотострелковых полков. Она должна была обладать сопоставимой с танками и БМП мобильностью и обеспечивать постоянную огневую поддержку наступающих мотострелковых и танковых подразделений. В качестве основы для проектирования артиллерийской части САУ была выбрана хорошо отработанная в производстве и знакомая в войсках 122-мм буксируемая гаубица Д-30. Головным разработчиком установки, получившей индекс ГРАУ 2CI, стал Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе Минсель-хозмаша, разработавший к тому времени очень удачное семейство многоцелевых транспортеров МТ-Л и МТ-ЛБ. Главным конструктором был А.Б. Белоусов. Артиллерийскую часть проектировало ОКБ-9 (Уралмаш) под руководством главного конструктора генерал-лейтенанта Ф.Ф. Петрова.

В качестве базы для размещения артиллерийской части было выбрано шасси многоцелевого бронированного транспортера-тягача МТ-ЛБ (изделие 6). Однако вскоре стало ясно, что ходовая часть транспортера не выдержит возросших нагрузок («на себе» предстояло возить не только само орудие с боекомплектом, но и броневую башню со всеми сопутствующими механизмами). Поэтому было решено удлинить ходовую часть и добавить в нее седьмой опорный каток на сторону. Такое шасси получило обозначение «изделие 10» (впоследствии оно было принято на вооружение под наименованием МТ-Лбу). На его основе разработали унифицированное шасси МТ-ЛБуш, которое кроме 2C1 использовалось в установке дистанционного разминирования УР-77 «Метеорит» и в ряде других. Применение удлиненной ходовой части позволило не только снизить нагрузку на опорный каток, но и благодаря большей плавности движения улучшить ходовые качества САУ. За счет удлинения корпуса стало удобнее и боевое отделение. В августе 1969 года опытная партия из четырех самоходных гаубиц 2C1 поступила на полигонные испытания. Здесь был выявлен серьезный дефект - сильная загазованность боевого отделения при стрельбе. Эжекционная система продувки канала ствола оказалась недостаточно эффективной, что чуть не привело к трагедии. После проведения серии из восьми выстрелов наводчик и заряжающий, находившиеся в боевом отделении, получили сильное отравление продуктами сгорания пороховых зарядов. Обошлось без жертв, но солдат пришлось госпитализировать. Для устранения этого дефекта было проработано около десяти различных вариантов. На базе гаубицы Д-32 разработали гаубицу Д-16 с полуавтоматическим затвором с пластинчатым обтюратором. Однако из-за низкой эффективности такого решения в 1972 году работы над Д-16 прекратили. Проблему решили, применив более мощный эжектор и гильзы с улучшенной обтюрацией.

Зарубежные варианты

Лицензию на производство этой машины продали в Польшу и Болгарию. В Польше машина получила название 2CIM Gozdzik и отличалась от советского прототипа польским дизельным двигателем SW 680Т, новыми опорными катками и измененными гидродинамическими щитками для движения на плаву. Вариант 2CIT отличался установкой цифровой системы управления огнем TOPAZ производства фирмы WB Electronics.

В Болгарии выпускали САУ полностью идентичную советской, за исключением гораздо худшего качества сборки. По воспоминаниям артиллеристов, в некоторых частях Советской армии на вооружении были установки болгарского производства. Они были менее надежны.

На базе шасси 2C1 в Болгарии разработали и выпускали серийно на заводе в г. Нервен Бряг (АО «Бета») боевую машину пехоты БМП-23. Компоновка машины в целом осталась прежней, только на месте боевого отделения САУ разместилось десантное и бронированная башня болгарской разработки с 23-мм автоматической пушкой 2AI4. С ней был спарен пулемет ПКТ. Десантное отделение БМП вмещало шесть полностью экипированных пехотинцев. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть БМП-23 были заимствованы у 2CI. На базе БМП-23 болгарские конструкторы разработали БМП-30, оснащенную башней от советской БМП-2,и БРМ-23. Выпуск 2CI и БМП-23 продолжался в Болгарии до середины 1990-х годов.

122-мм самоходная гаубица Model 89 румынского производства.

По заказу румынских вооруженных сил местные конструкторы в 1980-х годах создали 122-мм самоходную гаубицу Model 89. Базой для этой боевой машины стало шасси румынской разработки, в котором использовалось много узлов и агрегатов боевой машины пехоты MLI-84, созданной в свою очередь на базе советской БМП-1. Башню с гаубицей Д-32 полностью заимствовали у САУ «Гвоздика». Румынская армия приняла на вооружение 42 такие установки, которые находились в эксплуатации наряду с шестью российскими 122-мм самоходными гаубицами 2C1.

Аналогичный путь избрали в Иране. Здесь башню «Гвоздики» установили на шасси иранского бронетранспортера Boragh, который производят по китайской лицензии. Китайский прототип - БМП WZ 501 - копия советской боевой машины пехоты БМП-1. Для установки башни корпус бронетранспортера в зоне бывшего десантного отделения пришлось нарастить в высоту, чтобы обеспечить место для отката орудия при больших углах возвышения и более удобные условия для наводчика. Эта машина получила название Raad-I («Гром-1»), впрочем, по другим данным она называется Thunder-1.

Опоздавшие проекты

Постановлением Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР от 13 сентября 1969 года была поставлена задача разработать самоходные минометы калибра 120 мм для сухопутных войск и ВДВ. Самоходный миномет для сухопутных войск получил индекс ГРАУ 2С8, а ОКР проводились под наименованием «Астра». Основой для машины послужило шасси самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Во вращающейся башне установили 120-мм миномет, по своим баллистическим характеристикам аналогичный буксируемому миномету М-120. Дальность стрельбы обычной миной - до 7,1 км, а активно-реактивной - до 9 км. Для уменьшения загазованности боевого отделения на миномете был установлен эжектор и продольно-скользящий затвор. Кроме того, миномет был оснащен гидропневматическим досылателем для увеличения скорострельности. К моменту создания 2С8 было разработано новое нарезное полуавтоматическое орудие 2А51, поэтому «Астру» на вооружение не приняли. В середине 1970-х годов сформировались новые требования к противотанковым средствам. Они должны были быть мобильными, иметь возможность участвовать в контратаках и поражать танки на значительных расстояниях от огневой позиции. Поэтому решением Военно-промышленной комиссии от 17 мая 1976 года группе предприятий дали задание разработать легкое 100-мм самоходное противотанковое орудие. В состав орудия должен был входить автоматический радиолокационный комплекс управления огнем. Проект получил кодовое название «Норов». В качестве базы предполагалось использовать самоходную гаубицу 2С1. Головным предприятием был назначен Юргинский машиностроительный завод. За автоматический радиолокационный комплекс отвечало тульское ОКБ НИИ «Стрела». Опытные образцы самоходной пушки 2C15 должен был изготовить завод «Арсенал». Но в отведенные сроки предприятие не уложилось, и их пришлось сдвинуть на 1981 год. Однако и к этому сроку опытные образцы не были готовы. Испытания САУ начались только в 1983 году. К этому времени обнаружились проблемы и недоработки у других смежников. В итоге испытания завершились в 1985 году. Но к этому времени на вооружение ряда стран НАТО поступили новые образцы танков, против лобовой брони которых 100-мм артиллерия была малоэффективна. Поэтому комплекс «Норов» признали бесперспективным, и все работы по этой теме прекратили.

Модернизация

В 2003 году в ЗАО «ОКБ» на пермском ОАО «Мотовилихинские заводы» было разработано самоходное артиллерийское орудие (ОАО) 2С1М, позже получившее индекс ГРАУ 2С34 и название «Хоста». Это ОАО представляет собой глубокую модернизацию самоходной гаубицы 201 «Гвоздика» с внедрением в ее конструкцию ряда узлов и агрегатов ОАО 2С31 «Вена», 2023 «Нона-СВК» и гусеничного минного заградителя ГМЗ (объект 118). От последнего заимствована командирская башенка с установкой пулемета ПКТ. На ОАО 2С34 установлено 120-мм нарезное полуавтоматическое орудие 2А80-1, сочетающее в себе свойства пушки, гаубицы и миномета. Боекомплект - 40 выстрелов. В номенклатуру применяемых боеприпасов входят все выстрелы, используемые в ОАО 2С31 «Вена» (за исключением кумулятивного ЗВБК 14), в том числе новый управляемый снаряд ЗВОФ 112 «Китолов-2». Углы вертикального наведения орудия колеблются в диапазоне от -2 до +80°. САО «Хоста», которую производит ОАО «Мотовилихинские заводы», предназначена для подавления живой силы, артиллерийских и минометных батарей, ракетных установок, бронированных целей, огневых средств и командных пунктов на дальности до 13 км.

Конструкция САУ "Гвоздика"

Как и у большинства других образцов бронетехники, заброневое пространство самоходной гаубицы образует три отделения. Моторно-трансмиссионное находится в правой передней части корпуса и отделено от боевого и отделения управления перегородками. Отделение управления расположено в левой передней части корпуса. В нем находится рабочее место механика-водителя, механизмы управления машиной, приборы наблюдения, а также привод стопора ствола орудия в положении по-походному. Кормовая часть корпуса предназначена для размещения артиллерийского вооружения и вместе с башней образует боевое отделение. В его левой передней части - место наводчика с откидным сиденьем. За ним - рабочее место командира, над которым в крыше башни установлена вращающаяся командирская башенка с люком, оборудованная двумя перископическими смотровыми приборами и комбинированным прибором наблюдения, а также прожектором. Заряжающий занимает правую часть боевого отделения и имеет свой люк в правой части крыши башни. Установка 122-мм гаубицы Д-32, основного оружия машины, в амбразуре сварной башни обеспечивает ей углы обстрела по вертикали в диапазоне от -3 до +70° и круговой обстрел в горизонтальной плоскости. На перевод гаубицы из походного положения в боевое затрачивается не более 2 минут. Прицельная скорострельность - до 5 выстр./мин при подаче боеприпасов с грунта. При стрельбе возимым боекомплектом скорострельность составляет 1-2 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы - 15 200 м, минимальная - 4070 м. Основные части гаубицы - ствол, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа, люлька, противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката и пневматический накатник), подъемный и уравновешивающий механизмы, а также ограждение с установленным на нем досылателем. Ствол гаубицы оснащен двухкаморным дульным тормозом и эжекци-онным устройством для продувки канала ствола. Установленная в башне на цапфах люлька объединяет все элементы гаубицы и служит направляющей для движения ствола при откате и накате. К корпусу люльки крепятся щитки неподвижного ограждения. Левая цапфа люльки механически связана с параллелограммным приводом прицела, а правая - с рычагом пневматического уравновешивающего механизма, регулирующего нагрузку на рукоятке подъемного механизма при наведении гаубицы по вертикали. Кроме того, слева к люльке крепится зубчатый сектор подъемного механизма. В рукоятку привода подъемного механизма вмонтирована клавиша электроспуска ударного механизма.

Для предохранения экипажа машины от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделена от экипажа неподвижным и откидным ограждениями. Последнее, шарнирно связанное со щитками неподвижного ограждения, служит местом установки досылающего механизма и отражателя стреляных гильз. Электрический блок досылающего механизма обеспечивает досылку заряда в камору ствола в момент вывода поперечной каретки досылателя на линию заряжания, досылку заряда после нажатия на кнопку досылки, а также возврат каретки в исходное положение после закрытия клина затвора.

Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" - боевая бронированная машин, имеющая мощное вооружение и способная решать в общевойсковом бою широкий спеутр задач.
  1. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую кормовую дверь. Устройство представляет собой лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих. При загрузке снарядом или зарядом под действием их массы лоток выдвигается вперед в зону заряжания, сжимая при этом возвратную пружину. После разгрузки освободившаяся пружина возвращает лоток в исходное положение.
  2. «Гвоздика» имеет противопульное бронирование, которое обеспечивает защиту от 7,62-мм винтовочной пули Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных топливных бака общей емкостью 550 л.
  3. Движение на плаву осуществляется с помощью перемотки гусениц. САУ может преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/сек.
  4. «Гвоздику» можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76 и Ан-124. Для уменьшения высоты САу опорные катки со второго по седьмой при перевозке можно с помощью специальных устройств приподнять и закрепить. Машина оборудована системами ПАЗ и ППО.
Самоходная гаубица 2С1 Гвардии Приднестровской Молдавской республики. Вооруженный конфликт в Приднестровье, июнь 1992 года. Самоходная гаубица 2С1 сербской армии во время боев в Косово,
июнь 1999 года.
Самоходная гаубица 2С1 Республиканской гвардии Ирака во время вторжения в Кувейт,
август 1991 года.

Тактико-технические характеристики САУ 2С1

БОЕВАЯ МАССА, т 15,7
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм
длина -
ширина -
высота -
клиренс -

7265
2850
2740
400

ВООРУЖЕНИЕ: гаубица Д-32(2АЗ 1)
калибра 122 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов раздельного заряжания .
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПГ-2(10П40),
оптический прицел прямой наводки ЮП5-37.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: ЯМЗ-238Н, восьмицилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность - 300 л.с. (220,8 кВт) при 2100 об./мин,
рабочий объем - 14 860 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданная передача, главная передача двухпоточная, объединяющая в одном агрегате коническую пару шестерен, шестискоростную коробку передач и планетарно-фрикционные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь одинарных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках первого и седьмого катков, гусеницы шириной 350 мм, шаг трака - 111 мм.
СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: на суше - 61,5; на плаву - 4,5.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше - 450.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м-3, высота стенки, м-0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123,
переговорное устройство Р-124.

В конфликтах и на мирной службе

Самоходная гаубица 2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых (на БМП) полков. В каждый дивизион входило 18 САУ, а число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54. Помимо сухопутных войск 2С1 поступили на вооружение морской пехоты ВМФ. Советская армия использовала «Гвоздики» в М Афганистане, их применяли в региональных конфликтах на территории СНГ. К середине 1990-х годов эта САУ уже считалась устаревшей, но тем не менее продолжала оставаться на вооружении артиллерийских частей Российской армии и ее активно применяли в антитеррористических операциях на Северном Кавказе. много самоходных гаубиц этого типа.

  1. в Афганистане (15 единиц),
  2. Белоруссии (246),
  3. Болгарии (329, по другим данным даже 686),
  4. Боснии и Герцеговине (24),
  5. Венгрии (153, все на хранении),
  6. Вьетнаме,
  7. Грузии (20, на 2008 год),
  8. Демократической Республике Конго (6),
  9. Египте (76),
  10. Зимбабве (12),
  11. Иране (60),
  12. Йемене (25),
  13. Казахстане (120, по другим данным - 60),
  14. Киргизии (18),
  15. Республике Конго (3),
  16. Кубе,
  17. Ливии (130),
  18. Польше (522),
  19. Румынии (6, по другим данным - 48),
  20. Сербии (67),
  21. Сирии (400),
  22. Словакии (8),
  23. Судане (10),
  24. Того (6),
  25. Туркмении (40),
  26. Узбекистане (18),
  27. Украине (644),
  28. Уругвае (6),
  29. Финляндии (72),
  30. Хорватии (8),
  31. Чаде (2),
  32. Чехии (49),
  33. Эритрее (12),
  34. Эфиопии (82)
  35. Южной Осетии.

В Сухопутных войсках Российской армии по состоянию на 2010 год имелось 2100 самоходных гаубиц 2C1 «Гвоздика», в морской пехоте ВМФ - 95, и в пограничных войсках ФСБ - 90.

Видео САУ 2С1 "Гвоздика"

Захваченная сирийскими боевиками артиллерийская установка ведет огонь

Самоходные гаубицы стран НАТО

В рамках рассказа о советской самоходной гаубице «Гвоздика» будет не лишним познакомиться с зарубежными аналогами. Самоходных гаубиц такого же класса за рубежом было создано немало, только все они оснащались 105-мм орудиями.

Дело в том, что калибр 122 мм для дивизионной 1 гаубичной артиллерии накануне Первой миро-вой войны был принят только в Русской армии. В° всех остальных на вооружение дивизионной артиллерии поступали гаубицы калибра 100-105 мм, а в британской армии даже 87,6 мм. Рассмотреть все самоходные гаубицы 105-мм калибра нет возможности, речь пойдет о трех конструкциях, созданных в 1950-1960-е годы, то есть наиболее близких по «возрасту» советской самоходке.

Французская АМХ-105 В

Одной из первых 105-мм САУ, созданных после Второй мировой войны, стала французская самоходка AMX-I05A. Ее прототип был изготовлен в 1950 году на базе легкого танка АМХ-13, а первые серийные образцы стали поступать на вооружение французской армии уже в 1952 году. САУ AMX-105A представляла собой самоходную артиллерийскую установку с неподвижной, открытой сверху и смещенной к корме машины рубкой, в которой была установлена 105-мм гаубица Mk61 образца 1950 года. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от силового отделения. Остальные члены экипажа (командир, наводчик и два заряжающих) размещались в рубке - боевом отделении, выполненном из катаных броневых листов толщиной до 20 мм. Углы вертикального наведения составляли от -4°50" до +70°, а горизонтальной угол наведения составлял ±20° относительно продольной оси машины. Приводы наведения гаубицы остались ручными. Одним из основных недостатков этого орудия был медленный перевод ствола с одной цели на другую. В состав боекомплекта входили 56 выстрелов, в том числе шесть бронебойных. Дальность стрельбы 16-кг фугасным снарядом составляла 15 000 м.

AMX-105A не оснащалась ни фильтровентиляционной установкой, ни индивидуальным плавсредством. Без предварительной подготовки машина могла преодолевать броды глубиной до 0,8 м.

Ствол гаубицы производили в двух модификациях: длиной 23 калибра и 30 калибров. Стволы обеих модификаций оснащались двухкаморным дульным тормозом. В состав системы управления огнем входили прицел с шестикратным увеличением для стрельбы по бронированным объектам и гониометр с четырехкратным увеличением. Для борьбы с воздушными целями на крышах большинства машин были установлены пулеметы калибра 7,5 мм. Шасси САУ AMX-I05A отличалось от шасси легкого танка АМХ-13 лишь более высокой кормовой частью, в остальном характеристики машины остались теми же. Ходовая часть состояла из десяти опорных катков, двух ведущих колес переднего расположения, двух направляющих колес заднего расположения, шести поддерживающих роликов и двух гусениц. В подвесках первого и пятого опорных катков были установлены амортизаторы.

Самоходные установки AMX-105A (в ряде источников - Mk61) экспортировались в Израиль, Марокко и Нидерланды. Опыт корейской войны очень быстро показал, что САУ АМХ-105А нуждаются в более сильном бронировании и орудиях, способных вести круговой обстрел. В конце 1950-х годов французские конструкторы существенно модернизировали самоходку. То же орудие Mk61 установили в полностью закрытой башне кругового вращения, на крыше которой в специальной башенке монтировался 7,5-мм зенитный пулемет с углами возвышения от -15 до +45°. Броня башни обеспечивала защиту экипажа от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин.

Модернизированную САУ, получившую обозначение АМХ-105В, теперь можно было применять даже для борьбы с танками противника. Механизмы наведения придавали стволу углы возвышения от -7 до +70°, горизонтальный обстрел был круговым. Заряжать орудие можно было как вручную, так и автоматически. Полуавтоматический затвор обеспечивал скорострельность 8 выстр./мин. Гаубица была способна вести огонь на дальность от 3000 до 15 000 м.

Возимый боекомплект размещался в башне и состоял из 37 выстрелов с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Для зенитного пулемета имелось 1500 патронов. Из гаубицы можно было стрелять как французскими, так и американскими боеприпасами. В результате модернизации САУ АМХ-105В потяжелела и ее боевая масса достигла 17 т. В 1958 году был изготовлен опытный образец, а в 1960 году - опытная партия этих машин.

Американская M108

Самоходная гаубица Ml08 была разработана в США в 1950-х годах практически одновременно со 155-мм самоходной гаубицей M109, которая имела то же шасси и несколько измененную башню. В конструкции шасси использовались узлы и агрегаты плавающего бронетранспортера Ml 13. Серийное производство M108 осуществвляло в 1962-1963 годах отделение «Кадиллак гейдж мотор кар дивижн» корпорации «Дженерал моторс». Самоходная гаубица M108 представляла собой плавающую авиатранспортабельную самоходную установку весом 22,45 т и предназначалась для замены в войсках 105-мм самоходной гаубицы M52. Экипаж машины состоял из пяти человек: командира, механика-водителя, наводчика и двух заряжающих.

Корпус машины был сварным, из листов алюминиевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, а верхний лобовой лист имел значительный угол наклона. На корме машины находилась большая закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом.

Боевое отделение располагалось в кормовой части машины. Для входа и выхода орудийного расчета в кормовом листе корпуса использовался большой двухстворчатый люк. В башне, оборудованной командирской башенкой, над которой на специальном кронштейне монтировался 12,7-мм зенитный пулемет, устанавливалась 105-мм гаубица M103, снабженная дульным тормозом и эжекционным устройством. Максимальный угол возвышения гаубицы составлял +74°, склонения -4°. Машина была оборудована подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и увеличивали ее скорострельность. Кроме стандартных, в боекомплект гаубицы был введен выстрел с активно-реактивным снарядом, обеспечивавшим увеличение дальности стрельбы до 15 км. Машина могла вести огонь из орудия и пулемета на плаву.

B насшоящее время САУ М108 сострит на вооружении армии Бразилии. Испании Тайваня и Турции.

В носовой части корпуса в силовом отделении устанавливались бензиновый двигатель «Континенталь» AOI-623-1 и силовая передача фирмы «Аллисон» ХТ-300-2. В дальнейшем при модернизации был установлен дизель 8V7IT мощностью 340 л.с. производства фирмы «Детройт дизель». В состав шасси, применительно к одному борту, входили семь обрезиненных опорных катков, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения. Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя был прибор ночного видения. Специально для Ml08 было разработано индивидуальное плавсредство, состоявшее из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитов, позволявшее машине преодолевать вплавь водные преграды посредством перематывания гусениц. Но, насколько известно, его никогда не использовали ни на одной из линейных машин. Без подготовки Ml08 могла преодолевать броды глубиной до 1,83 м. Эту самоходную гаубицу выпускали только один год. Ее серийное производство прекратили после принятия на вооружение 155-мм самоходной гаубицы M109. Всего было выпущено 355 самоходных гаубиц.

Британская FV433

В начале 1950-х годов министерство обороны Великобритании приняло решение использовать гусеничное шасси FV430 в качестве базы для создания двух новых машин - бронетранспортера и самоходной артиллерийской установки. Первый прототип САУ, получивший обозначение FV433, был готов уже в 1961 году. Машина имела полностью закрытый броневой корпус. Моторнотрансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса слева, а отделение управления - справа. Механик-водитель занимал место в передней части машины, три остальных члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий - в башне.

Башня кругового вращения была установлена в кормовой части корпуса, в ее переднем отделении смонтирована качающаяся часть 105-мм гаубицы-пушки с моноблочным стволом, оборудованным дульным тормозом, эжектором и клиновым полуавтоматическим затвором. Противооткатное устройство включало два гидравлических тормоза отката и гидропневматический накатник. С помощью механизма вертикального наведения секторного типа орудию придавались углы возвышения от -5 до +65°. Имея большие углы вертикального наведения, орудие могло вести огонь как с навесной, так и с настильной траекторией. При необходимости его можно было использовать как противотанковое средство.

В возимый боекомплект входили 40 выстрелов: осколочно-фугасные, бронебойные с пластическим взрывчатым веществом, осветительные и дымовые. Для облегчения электромеханический досылатель снарядов и зарядов. Согласно первоначальным требованиям, дальность стрельбы должна была быть не менее 16 000 м, но реально она составила 17 000 м.

Для борьбы с наземными и воздушными целями на башне САУ был установлен 7,62-мм пулемет «Брен» с боекомплектом 1200 патронов. Кроме того, на бортах башни смонтированы дымовые гранатометы.

Самоходная установка FV433 «Эббот» была оснащена многотопливным 6-цилиндровым двигателем мощностью 240 л.с. и автоматической коробкой передач. В ходовой части имелись по пять сдвоенных, обрезиненных опорных катков на борт и гусеница с РМШ.

САУ «Эббот» могла преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной 2,1 м, броды глубиной 1,2 м и водные преграды. Индивидуальное плавсредство перевозили в виде сложенного гармошкой водонепроницаемого брезентового кожуха. Для преодоления водного препятствия его крепили по периметру верхней плиты корпуса, натягивая посредством раздвижного каркаса, за 10-15 мин. В воде «Эббот» передвигался за счет перематывания гусениц. Максимальная скорость плавания - 5 км/ч.

В 1970-е годы эта установка была частично заменена более мощными САУ M109 американского производства, но оставалась на вооружении английской армии до середины 1990-х, прежде чем была окончательно снята с вооружения в 1995 году.

Из самых мощных в мире самоходных минометов 2С4 «Тюльпан» калибра 240 мм. Учения проходили ночью. Бойцы, поднятые по учебной тревоге, выдвинулись с техникой в назначенный район и отразили нападение диверсионной группы условного противника.

«Тюльпан» — немолодое оружие, но все еще сохраняющее боевую мощь, позволяющую использовать этот миномет в тех случаях, когда бессильны артиллерийские установки более скромных калибров. Он незаменим при разрушении прочных фортификационных сооружений, легко справляется с бронетехникой. За счет высокой мощности боезаряда способен выводить из строя крупные соединения живой силы. Для особых случаев предусмотрен ядерный заряд мощностью в 2 килотонны. Разумеется, в Приморском крае такие снаряды со склада не извлекали.

«Тюльпан», принятый на вооружение в 1972 году, был разработан на Уральском заводе транспортного машиностроения в Екатеринбурге (тогда — Свердловск). Уральским конструкторам, преуспевшим в создании целого ряда самоходных артиллерийских установок, удалось сделать то, к чему неоднократно подступались японцы и американцы. В 1943 году японские конструкторы водрузили на гусеничное шасси мортиру калибра 273 мм, назвав это сооружение Тип 4 «Ха-То». Калибр им показался маловатым, и его повысили до 300 мм, сделав 4 опытных образца. Мортира стреляла на 3 километра, но после 10 выстрелов разваливалось шасси.

В середине 40-х годов американцы начали делать самоходный миномет калибра 250 мм. Был изготовлен макет. Однако разработка зашла в тупик, и ее финансирование было прекращено.

На Урале дело довели до победного конца. В результате у миномета получилась прекрасная дальность, достигающая 20 километров. И полный спектр боеприпасов: фугасные, зажигательные, кассетные, ядерные. Максимальная масса взрывчатого вещества приближается к 50 кг. Среди них есть управляемая мина «Смельчак-М», имеющая лазерное наведение на цель. Экипаж — 5 человек.

Название «Тюльпан» невольно напоминает о лозунге председателя Мао : «Пусть цветут сто цветов». В отечественной артиллерии цветов, конечно, меньше. Но из них вполне можно составить внушительный букет. Поскольку конструкторы советских и российских самоходок при названии своей продукции демонстрируют повышенный интерес к именам цветов.

2С1 «Гвоздика» — самоходная гаубица калибра 122 мм, разработанная на Харьковском тракторном заводе им. С.Орджоникидзе. С 1971 года находится на вооружении Советской, а теперь Российской армии. САУ «Гвоздика» длительное время была основным артиллерийским оружием мотострелковых полков. Было произведено более 10 тыс. этих эффективных и неприхотливых в эксплуатации гаубиц.

Несмотря на то, что производство «Гвоздик» было прекращено в 1991 году, их не отправили на бессрочное хранение. В 2003 году была запущена программа модернизации, в результате у модификации 2С1М1 появилась автоматизированная система управления и наведения орудия. Дальность стрельбы обычными снарядами — 15 км, активно-реактивными — 22 км. В боекомплект также входят бронебойные управляемые снаряды «Китолов».

2С2 «Фиалка» — самоходная авиадесантная гаубица калибра 122 мм. Разрабатывалась на Волгоградском тракторном заводе в конце 60-х годов. Однако проект был закрыт в связи с невозможностью удовлетворить требования технического задания. А они были предельно жесткими: для десантирования гаубицы с самолета Ан-12 ее вес не должен был превышать 10 тонн. С весовыми проблемами конструкторы справились. Но при этом конструкция шасси оказалась не слишком надежной: отдача 122-миллиметрового орудия была для него чрезмерной.

С этой проблемой, но уже в рамках другой, «не цветочной», ОКР справились в подмосковном Климовске, где находится ЦНИИточмаш. Была разработана САУ 2С9 «Нона-С» калибра 120 мм, принятая на вооружение ВДВ в 1980 году. Гаубица, вес которой не превышает 8 тонн, прекрасно десантируется парашютным способом и не имеет проблем с надежностью всех своих систем.

2С3 «Акация» — дивизионная самоходная гаубица солидного калибра 152 мм. Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Эксплуатируется с 1971 года. Эта САУ стала первой отечественной самоходной гаубицей такого большого калибра. В последующие годы неоднократно модернизировалась. 2С3М2 — это уже российская модель, выпускающаяся с 2006 года. В ней использована современная система управления огнем и повышена защищенность экипажа, а также новые боеприпасы. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами доведена до 19,2 км, активно-реактивными — до 25 км. Боекомплект увеличен до 46 выстрелов. В настоящий момент готовится следующая модификация «Акации» — 2С3М3.

2С5 «Гиацинт-С» самоходная пушка калибра 152 мм. Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Орудие создано в СКБ-172 (Мотовилихинские заводы). Эксплуатируется с 1976 года.

При одинаковом с «Акацией» калибре имеет существенные отличия, предопределенные разницей между пушкой и гаубицей. Гаубица ведет стрельбу по навесной траектории, поражая укрытые цели, пушка — по настильной, в связи с чем имеет существенно меньший угол возвышения ствола. Начальная скорость пушечного снаряда выше за счет большей длины ствола и большего количества пороха, используемого в выстреле. Поэтому и дальность стрельбы у пушки больше. Но при этом пушка существенно тяжелее, поскольку имеет не только более длинный по сравнению с гаубицей ствол, но и его стенки толще, чтобы выдерживать большее давление пороховых газов.

Максимальная дальность стрельбы «Гиацинта-С» — 37 км. Среди его боеприпасов есть корректируемые снаряды «Краснополь». А также прелестный полевой цветок «Ромашка », который на поверку оказывается снарядом с ядерным зарядом.

2С7 «Пион» — самоходная пушка калибра 203 мм. Была создана в Ленинграде на Путиловском заводе в середине 70-х годов. Отличается повышенной огневой мощью и служит для подавления тылов, уничтожения особо важных объектов и средств ядерного нападения в тактической глубине на расстоянии до 47 километров. О солидности данного оружия свидетельствует вес, равный 45 тоннам. В экипаж входят 7 человек. Длина нарезного ствола — 11 метров. Масса снарядов — 110 килограммов. В боекомплект входят осколочно-фугасные, бетонобойные, кассетные, активно-реактивные снаряды. Есть и ядерные - «Клещевина», «Саженец», «Перфоратор». Было выпущено более 500 «Пионов» как базовой модификации, так и модифицированных САУ 2С7М.

2С8 «Астра» — самоходный экспериментальный батальонный миномет калибра 120 мм. Создавался в конце 70-х годов в ЦНИИ «Буревестник» на шасси самоходной гаубицы «Гвоздика». Казнозарядный миномет оснащался устройством, автоматизирующим перезарядку орудия. В связи с чем «Астра» имела повышенную скорострельность. Орудие имело обычную для минометов дальность стрельбы — 7,1 км. Но активно-реактивные мины были способны улетать и на 9 км.

Однако проект был закрыт из-за того, что появилась идея создания максимально универсальной самоходки 2С17−2 «Нона-СВ», которая представляет собой пушку, гаубицу и миномет «в одном флаконе». Существенных преимуществ по дальности и точности стрельбы она не имела, но обладала большей разрушительной способностью за счет использования специальных снарядов с нарезкой по корпусу. Снаряд разлетался на большее количество осколков, которые имели большую скорость — 1850 м/с против 1300 м/с. Однако гаубичные и пушечные (всего 12 км) характеристики были крайне неубедительными. Поэтому и этот проект был закрыт.

Пытался расцвести в отечественной оборонной промышленности и еще один цветок — танковый управляемый реактивный снаряд «Лотос». Его разработкой в 60-е годы занималось тульское КБ приборостроения (КБ-14). Наведение снаряда на цель осуществлялось при помощи лазерного луча. Комплекс предполагалось устанавливать на новом тяжелом танке, который разрабатывался на ЧТЗ. Однако создание танка было свернуто. Тем не менее, комплекс «Лотос» в 1964 году был испытан на Гороховецком полигоне, произведя на комиссию благоприятное впечатление. Но проект вскоре был закрыт.

2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение "Гвоздики" - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов: осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные...

В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для "Гвоздики" гаубиц с картузным заряжанием - Д-16 и Д-16М. Но в серию не пошли. Компоновка 2С1 "Гвоздики" в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 "Акация". В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается посредством электрического или ручного привода на 360 градусов.

Гусеницы у САУ – резинометаллические, имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам. Опорные катки - с индивидуальной торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. С помощью перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0.6 м/сек. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. При этом на борту установки должно быть не более 30 выстрелов. "Гвоздика" авиатранспортабельна, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового и осколков снарядов и мин малого калибра. Самоходка "держит" 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 использован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние. Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в вертикальном положении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами, складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую заднюю дверь.

Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы вертикальной наводки от -3 до +70 градусов. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Минимальная дальность стрельбы - 4 070 м. Скорострельность гаубицы не очень высока. При стрельбе снарядами с "земли" - 4-5 выстрелов в минуту, бортовым боезапасом – 1-2.

Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.

2С1 "Гвоздика" в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (кроме Румынии). После объединения Германии 374 2С1 получил бундесвер. "Гвоздика" состоит на вооружении армий СНГ и сегодня, в том числе в белорусской армии. В последнее время в целях совершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением "Китолов-2". Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

Серийное производство 122-мм самоходной гаубицы 2С1 продолжается. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, Ирака, Йемена, Ливии, Польши, России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Режимы стрельбы:
- скорострельность прицельная при стрельбе прямой наводкой, выстр/мин. 4-5
- скорострельность прицельная при стрельбе с закрытых позиций:
- при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов, выстр/мин. 4-5,

При использовании выстрелов из боеукладки и при различных углах возвышения, выстр/мин 1,5-2

Источник : Энциклопедия бронетехники: Гусеничные боевые машины
подполковник Николай Качук, журнал "Армия" № 3 2001

4 июля 1967 года Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №609-201 было задано начало разработки 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Головным предприятием был назначен Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе. Этим же заводом ранее был разработан артиллерийский тягач МТ-ЛБ, использованный в качестве базы. Однако из-за недостаточной устойчивости, а также возросших нагрузок, в ходовую часть шасси был добавлен ещё дополнительный опорный каток.

С 1967 по 1972 годы в ОКБ-9 были изготовлены и прошли испытания две опытные гаубицы Д-11 и Д-12 калибра 122-мм. По результатам испытаний был выбран вариант Д-12, которому после доработок был присвоен внутризаводской индекс Д-32 (Индекс ГРАУ — 2А31).

С августа 1967 года опытная партия из четырёх самоходных гаубиц 2С1 поступила на полигонные испытания. На этапе Государственных испытаний выявился серьёзный дефект: при стрельбе возникала сильная загазованность боевого отделения. В целях устранения замечания, было проработано около 10 возможных вариантов решения этой проблемы.
11 декабря 1967 года по приказу Министерства оборонной промышленности СССР для снижения загазованности были начаты разработки модифицированных гаубиц для 2С1 и 2С3. На базе гаубицы Д-32 была разработана гаубица Д-16 с полуавтоматическим затвором с пластинчатым обтюратором. Однако из-за низкой эффективности такого решения в 1972 году работы по проекту Д-16 были прекращены. Проблема была решена применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией.
После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 года Постановлением ЦК КПСС и Совет министров СССР №770-249 самоходная гаубица 2С1 была принята на вооружение.

Самоходная гаубица САУ 2С1 Гвоздика предназначалась для замены буксиру-емой гаубицы Д-30 в артиллерийских дивизионах мотострелковых полков. Будучи самым легким образцом из всех, она должна была обладать со-поставимой с танками и БМП мо-бильностью и обеспечивать постоян-ную огневую поддержку наступаю-щих мотострелковых и танковых подразделений. 122-мм самоходная артиллерийская гаубичная установка предназначена для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты, разрушения полевых укреплений, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, а также для борьбы с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

Основное вооружение самоходной артиллерийской установки — 122-мм гаубица Д-32 (2А31), установленная в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

На 2С1 «Гвоздика» установлен перископический прицел ПГ-2, обеспечивающий ведение огня, как с закрытых позиций, так и прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.
Возимый боекомплект САУ 2С1 составляет 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания — снаряд и гильза с зарядом. Также могут использоваться осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами снаряды.

Стрельба осколочно-фугасным снарядом может вестись на максимальную дальность до 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда дальность увеличивается до 21900 м. Для стрельбы кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 используется специальный заряд Ж-8 весом 3,1 кг, придающий снаряду начальную скорость 740 м/с. Дальность стрельбы — до 2000 м. Бронепробиваемость под прямым углом составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм. Параметры бронепробиваемости от расстояния не зависят.
Скорострельность при стрельбе снарядами бортового боезапаса — 1-2 выстрела в минуту. «С земли» — 4-5, при этом подача их внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортирующего устройства через дверь в кормовой части корпуса САУ.
Ходовая часть каждого борта состоит из семи опорных катков, ведущего переднего колеса и направляющего заднего. Гусеница поддерживающих роликов не имеет. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, могут заменяться более широкими (670 мм) для повышения проходимости по снегу и заболоченным участкам. С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе.

В качестве силовой установки используется дизельный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 300 л.с., позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. 2С1 «Гвоздика» — плавающая. Скорость движения на плаву — 4,5 км/ч. При высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/сек машина способна преодолевать водные преграды шириной 300 м. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц.
Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Экипаж — 4 человека.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» состоит на вооружении сухопутных войск стран СНГ и бывшего Варшавского договора, Алжира, Анголы, Йемена, Ливии, Сирии и Эфиопии. После объединения Германии 374 установки переданы бундесверу. Помимо СССР гаубица производилась по лицензии в Болгарии и Польше.

В 2001 году была проведена глубо-кая модернизация 2С1 «Гвоздика», получившая индекс «М». Орудие 2АЗ1 было заменено полуав-томатическим 122-мм орудием 2А80, имеющим систему охлаждения ство-ла. Применение унитарных выстрелов и автоматическое восстановление на-водки повысили прицельную скоро-стрельность до 7—9 выстр./мин, а введение в боекомплект более мощ-ных боеприпасов от новой пушки по-высило эффективность поражения целей. В последнее время в целях со-вершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением — «Китолов-2». Этот сна-ряд может с высокой степенью веро-ятности поражать неподвижные и движущиеся цели. По мнению веду-щих специалистов ОАО «Мотовилихинские заводы», после модерниза-ции эффективность боевого примене-ния САУ 2С1М «Гвоздика» возрастает не менее чем в 3 раза.