Мишка япончик год рождения. Виват, Король! Правнуки Мишки Япончика в эксклюзивном интервью- о нём, семье и фильме

24 октября 1919 года в Вознесенске работники уездного ВЧК расстреляли главу одесского мафиозного синдиката Михаила Яковлевича Виницкого, который остался в памяти народа под легендарным именем Мишка Япончик.

Как было и как не было

Биография и перипетии жизненного пути Михаила Яковлевича Виницкого были долгое время прототипами для появления сценических и художественных образов в советской литературе. Л. Славин в «Интервенции» и И. Бабель в «Одесских рассказах» обобщили пространную мифологию о Мишке Япончике и создали своих бессмертных героев - королей одесского криминального мира.

Моисей (Мишка) Вольфович Винницкий (Япончик)

Художественное восприятие писателями личности Мишки Япончика породило у миллионов читателей романтический стереотип одесского вора времен гражданской войны - такого честного Робин Гуда без страха и упрека, защитника всех обездоленных. Реальная же ситуация: борьба бандитских групп за сферы влияния, массовые убийства и грабежи на улицах Одессы, бессилие и коррупция властей города остались только глухим фоном литературных произведений.

Через 70 лет, в 1989 году, московское издательство «Терра» выпустило многотомное издание «Архив русской революции», посвятив несколько страниц исторической биографии М. Я. Виницкого, которая была составлена по всем правилам академической науки. Еще через два года в том же издательстве выпущена небольшая книжка Н. Я Соболевского «Последний романтик криминального мира», где автор очень удачно распорядился архивными материалами и провел детективное расследование феномена звездной карьеры легендарного одесского вора.

Этот материал - нереализованный проект киносценария о жизни Мишки Японца: мемуары старых революционеров, протоколы полицейских допросов, устные воспоминания современников, газетные статьи из губернской периодики 1919 года. Оказывается, М. Я. Виницкий - николаевский. Родился в Голте (Первомайске) в 1881 году и был убит в Вознесенске в 1919-м. В промежутке между этими двумя датами он прошел очень непростой путь.

«Белая кость»

В 1881 году многодетную еврейскую семью Якова Ароновича Виницкого, писаря Голтинской уездной управы, изрядно «штормило. Навалились перемены. Сначала родился девятый ребенок, здоровый мальчик, которого в синагоге нарекли Моцесом, затем Яков Виницкий потерял работу.

Применительно к сегодняшнему дню можно сказать, что его сократили в связи с реорганизацией местного управления. Три уездных города - Голта, Богополь и Ольвиополь - объединили свои управы в одну общую и оставили нескольких мелких чиновников без пенсии и работы.

Виницкие продали дом и уехали в Одессу к родственникам. Далее в документах - белое пятно. Свидетельств о детских годах будущего криминального барона нет. Известно только, что в 1898 году Михаил (Моцес) Виницкий с отличием окончил торгово-политехническую школу при управлении Южной железной дороги, получил диплом электрика и был приглашен на работу в Одесское градоначальство на должность электрического кондуктора (контролера). В те времена профессия электрика была элитной, что-то вроде сегодняшнего топ-менеджера по охране компьютерных систем процветающего банка. Молодой специалист стал начальником бригады, которая следила за состоянием электроснабжения всех административных губернских учреждений города.

Михаил Виницкий не торопился стать бюрократом. Имея легкий и общительный нрав, он был на короткой ноге с высокими чиновниками в губернии, а после работы общался с друзьями в бедных еврейских кварталах. Постепенно юный кондуктор стал нужным человеком для купцов-хлеботорговцев, подрядчиков, мелких биндюжников и лавочников. Он помогал приятелям решать проблемы в муниципалитете, оказывал посреднические услуги при заключении контрактов с госучреждениями, предупреждал друзей о плановых полицейских облавах. Для чиновников молодой электрик стал связующим звеном с торгово-криминальным миром города. Через Виницкого должностные лица мэрии получали свои откаты, нелегально участвовали в прибылях и теневых коммерческих операциях.

Жизнь криминальной Одессы в начале ХХ века была стихийна и неорганизованна. Воровские банды интенсивно делили город на сферы влияния. Молдаванка воевала с торговым портом и Ланжероном, бандиты Пересыпи конфликтовали с Фонтаном. Город просыпался ночью от выстрелов и полицейских свистков.

Михаил Виницкий полгода лениво наблюдал за ситуацией. Затем стал действовать. Он предложил авторитетным ворам собраться («забить стрелу»), чтобы заключить джентльменское соглашение и прекратить бессмысленные конфликты, которые мешали общему бизнесу.

В портовом кабаке, где собрались капитаны мафии, молодой электрик «держал речь». Начал по-одесски издалека, рассказал присутствующим историю, которую услышал от португальского моряка о мирной жизни воров в городе Нагасаки. Японские коллеги, по словам Мишки, договорились о единых правилах бизнеса и никогда их не нарушали. Японские воры имели доли в заводах, фабриках и мастерских, они охраняли свои интересы и давали заработать нужным людям из правительства.


Вот в таких одесских двориках собирались "налетчики"

Он предложил собравшимся работать сообща, не ссориться по мелочам и «давать жить друг другу». Молдаванские бандиты и воры Пересыпи согласились пойти под кураторство Виницкого, который после сходки обрел новое имя - «Японец». (Пренебрежительная кличка «Япончик», появилась только после его смерти, с подачи большевистских властей). Ланжерон и Фонтаны не поддержали будущего крестного отца.

Через неделю, во время полицейской облавы, инспирированной Японцем, предводители этих кланов были убиты в перестрелке, а рядовые воры арестованы и по решению суда отправлены по этапу. Муниципальный электрик становился полноправным хозяином воровской Одессы.

Криминальная империя

К 1914 году Японец полностью контролировал городской извоз, 60% каботажных перевозок и систему контрабандной доставки колониальных товаров. Муниципальные чиновники, полиция и таможня стали неотъемлемой частью криминальной империи Михаила Виницкого. Одесса по структурной организации преступного мира на 20 лет опередила североамериканский Чикаго с гангстерским синдикатом Аль Капоне.

Сегодня трудно сказать, что побудило Японца вмешаться в борьбу политических партий города и выступить в революции 1917 года на стороне большевиков. Думается, что здесь не в последнюю очередь имели влияние масштабные еврейские погромы в Одессе, которые сначала организовывала царская полиция, а потом петлюровская Директория. Да и народ у большевиков был для Японца почти «родной». Много было откровенного люмпена, бывших уголовников и бандитов, экспроприировавших при царе авуары коммерческих банков.

Одесская подпольная группа большевиков состояла практически из одних евреев. Самуил Зацхер, Борис Юзефович, Френкель, Ройтман, Мер - лидеры законспирированной большевистской организации, которая вела в городе борьбу с интервентами, белогвардейцами и войсками Центральной Рады.

Японец по своим каналам наладил доставку оружия боевикам и участвовал со своими людьми в совместных революционных акциях.

12 декабря 1918 года в одесском городском цирке проходил массовый митинг, организованный социалистическими партиями. Большевику Ивану Клименко удалось поднять рабочих на разгром полицейских учреждений. Выйдя из цирка, митингующие с пением революционных песен двинулись к бульварному полицейскому участку, где освободили политических заключенных. Другая группа демонстрантов отправилась освобождать своих товарищей к тюрьме. Здесь к ним присоединилась толпа, человек четыреста, вооруженных, как вспоминает старый большевик Ф. Френкель, «с головы до ног»; во главе ее шел «легендарный и неуловимый бандит - Мишка Японец». События развивались быстро. Закрытые ворота тюрьмы были взорваны гранатой медвежатника Новицкого, толпа бросилась во двор. Рабочие освобождали политзаключенных, а люди Японца - уголовников. Начальника тюрьмы большевики и бандиты живьем сожгли во дворе в тюремном сарае.

Все заключенные, по словам Френкеля, были одеты в тонкие тюремные халаты и вскоре стали мерзнуть на декабрьском ветру. Проблему с одеждой бандиты решили просто: остановили первый трамвай и раздели всех пассажиров...

Красный командир


Большевики и бандиты быстро нашли общий язык. 12 апреля 1919 года Мишка Японец вместе со своим адъютантом прибыл в Особый отдел 3-й Украинской Советской Армии и поведал о своей революционной борьбе с буржуазией.

Федор Тимофеевич Фомин, находившийся в то время на должности армейского комиссара, вспоминает в своих мемуарах: «Рассказывал Японец о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России, немного «прихватывали» у местных буржуев. Говорил недолго». И далее: «Заверяю честным словом, - рукой рубанул по столу, - что теперь грабежей и налетов не будет. А если кто попытается это сделать - расстреливайте этих гадов на месте. Со старым мы решили покончить... Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хочу, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии. Люди у меня есть, оружие тоже, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужен ваш мандат и помещение для формирования отряда».

Реввоенсовет 3-й Украинской Советской Армии дал свое «добро» на организацию особого, 54-го, полка. Японец быстро взялся за дело, и в середине мая одесские обыватели имели возможность наблюдать любопытное зрелище - торжественный парад нового войска по улицам города.

Старейший одесский чекист Николай Мер вспоминал: «...Впереди Японец на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествовала пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки. Головные уборы самые разные: цилиндры, канотье, фетровые шляпы и кепки. За двухтысячным отрядом пехоты везли несколько орудий со снарядными ящиками... Комиссаром в полк был назначен известный в Одессе анархист Александр Фельдман».

Однако театр скоро закончился, и полк Японца был отправлен под Винницу, где активизировали наступательные действия войска Директории.

Запахло «горячим». По мере приближения к фронту отряд одесских уголовников таял на глазах. В Знаменке разъяренный Япончик приказал повесить прямо на перроне 10 дезертиров - не помогло. На фронт приехало всего 700 человек. Неделю продержались бандиты на передовой. Один раз удачно сходили в атаку: используя огневое и численное превосходство, они закидали бомбами петлюровские окопы и... отступили.

Фартовые парни устали жить без привычной еды и постели, ленились окапываться и несли большие потери. Ночью, после боевой операции, бандиты захватили два состава и поехали домой в Одессу. Бегство полка М. Я Виницкого имело тяжелые последствия для фронта. Петлюровцы прорвали фронт в районе Вапнярки и вышли на оперативный простор.

24 октября 1919 года Мишка Японец вместе со своим штабом приближался к Вознесенску. Министерский литерный вагон праздновал возвращение на родину. Внезапно поезд остановился у закрытого семафора, прямо напротив въезда в железнодорожное депо. Мишка Япончик, его «комендант» Халип и жена Лиза, вооруженные маузерами, быстро пошли разбираться к начальнику станции, чтобы узнать причину остановки. Вошли в кабинет и увидели двух военных.

Кто такие? - уверенно спросил Японец.

Оперуполномоченный Одесского губчека Урсулов, - ответил военный, - а это... - показал на сидящего крепыша, - чекист Зорин.

Не говоря ни слова, крепыш выстрелил три раза. Японец, Халип и Лиза умерли сразу. Чекисты, не убирая трупов, быстро покинули кабинет начальника станции и уехали из города.

На похороны Михаила Виницкого собрались все евреи Вознесенска, было много приезжих из Одессы. Покойника отпевал знаменитый кантор хоральной синагоги Пиня Миньковский и хор из солистов оперного театра.

Смерть Мишки Япончика породила очень много домыслов и стала основой многих легенд современной криминальной мифологии.

Был ли Мишка Япончик первым "вором в законе"?

Почти век назад был расстрелян красный командир Моисей Винницкий, он же король преступного мира Мишка Япончик. Много лет спустя кличку Япончик получил другой криминальный авторитет, этапированный недавно из США Вячеслав Иваньков. Между Япончиком-1 и Япончиком-2 уместилась целая эпоха - эпоха "воров в законе". О ней рассказывает известный историк, исследователь отечественного криминала, доктор юридических наук, профессор Яков Гилинский

Король Молдованки - Японец

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, - чуть ли не первый "благородный бандит" в советской литературе. А Леонид Утесов, знавший Япончика лично, в своих мемуарах упоминает даже некий "моральный кодекс". Япончик и его подельники не любили насилия, в особенности "мокрые дела".

"Вором в законе" Япончик не был, поскольку сам воровской закон появился лишь в конце 20-х - начале 30-х годов. И хотя "честный вор" (он же "вор в законе") действительно относился к насилию отрицательно - ему запрещалось убивать кого-то самому, "выводить" воровской закон из "кодекса" Мишки Япончика не стоит. Свод определенных правил, в том числе правил поведения, существовал еще в русских воровских артелях, известных с XV-XVI веков. Добровольное вхождение, круговая порука, выборность главарей или атаманов. Часть добычи член такого сообщества отдавал на артельные нужды, позже эти средства стали называть "общаком". Когда Мишка Япончик, державший одесский "общак", поддерживал семьи арестованных или погибших "на деле" налетчиков, подкупал полицию, он не делал ничего принципиально нового.

Некоторые авторы утверждают, что Япончик, отправившийся на каторгу в 1908 году по политической статье и освободившийся в 1917-м по амнистии Керенского, вернулся в Одессу не мальчиком-анархистом, а "воровским Иваном", которых позже и стали называть "законниками". В дореволюционной России блатные действительно часто назывались после ареста "Иванами, не помнящими родства", чтобы не отвечать за другие преступления, по которым разыскивались властями. Но "воры в законе" - не просто новое название "Иванов". В СССР образовалась совершенно особая группа, которой не было больше ни в одной другой стране. Разные исследователи называют разные причины, главных версий две. Первая - что касту "воров в законе" создали беспризорники, взятые на воспитание старыми ворами. Вторая связывает появление "воров в законе" с разницей в наказаниях между воровскими и политическими статьями Уголовного кодекса.

Имеется в виду знаменитая "расстрельная статья", сформулированная еще Лениным в 1921 году и впоследствии превратившаяся в знаменитую 59-ю. Главными врагами большевиков были не уголовники, а политические противники. Но по Уголовному кодексу 1924-го, а затем и 1926 года к преступлениям против порядка управления, то есть преступлениям государственным, с наказанием вплоть до расстрела, относился "бандитизм", статья 59-3. А кража объявлялась преступлением общеуголовным. За нее по 162-й статье грозило не больше одного года.

Скорее всего, справедливы обе версии происхождения “воров в законе”. Первыми, вероятно, были те, кто в Первую мировую или Гражданскую войну лишился родителей и попал к блатным. Они переняли у своих наставников воровской дух, но вынуждены были считаться с победившей советской властью и ее законами. Решили: "законники" просто "трясут фраеров" и не замахиваются на систему, существуя отдельно от нее. Не состоят в партиях, ни в каком виде не сотрудничают с властью, не служат в армии и вообще не берут в руки оружие и т.д. В вопросе отношения к государству и политическим преступлениям вновь нарождающаяся уголовная элита сознательно отмежевалась от старого блатного мира. До революции трудно было сказать, где кончаются уголовники и начинаются борцы с режимом - кроме Мишки Япончика можно вспомнить Камо, Котовского и других. Теперь честный вор не должен был воевать с государством, он вообще не должен был иметь с ним отношений. Отсюда идут правила или понятия. Семью нельзя было заводить, потому что для этого требовалось пойти в государственный орган, ЗАГС, и поставить печать в паспорте. То же и с работой - честный вор, или вор в законе, должен был жить на ворованное или заниматься мошенничеством. Чуть позднее, но еще до войны, появляется обряд "коронования". До принятия кандидат проходил "испытательный срок". По всем зонам рассылались "малявы" с целью сбора компромата. И если компромат не находился, короновали.


Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Петлюры. Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, полк сумел захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и бегству полка. Часть полка после этого дезертировала. По легенде, полк якобы взбунтовался и захватил два поезда, чтобы вернуться в Одессу. По другим сведениям, Япончику, чтобы изолировать его от полка, приказали направиться в Киев. Япончик с ротой охраны в Киев не поехал, а дезертировал и попытался вернуться в Одессу. Однако в Вознесенске он попал в организованную чекистами засаду и был убит при аресте.

Не стала ли кончина "короля" Одессы тем самым уроком, после которого урки зареклись якшаться с Советами? - Скажем так: смерть Япончика помогла создать "бульон", из которого потом получились "воры в законе". Равно как и расстрел в 1923 году бандита Леньки Пантелеева в Питере, и разгром в середине 20-х всех сколько-нибудь известных банд - "Черной кошки" (ее не киношники выдумали), банды "Попрыгунчиков", банды Василия Бессмертного под Ростовом и т.д. Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей "воров в законе".


В г. Вознесенске на месте гибели Моисея Вольфовича установлен гранитный памятник, находится при входе в парк "Марьина роща".

Почему же нынешним "коронованным" можно убивать самим, если "ворам в законе" запрещалось? Ведь Япончик, который Иваньков, содержится в тюрьме по подозрению в убийстве.

Жизнь "законников" начала меняться еще в Великую Отечественную войну. В 1942 году Сталину понадобилось пушечное мясо. Политических на фронт не посылали, а уголовным обещали снятие судимостей в случае "искупления кровью" и гарантировали невозвращение в колонии. Часть воров решила нарушить закон. Большинство из них погибло в штрафбатах. Кто-то дослужился до погон, орденов и медалей, а после войны, оказавшись без жилья, без гражданских профессий и специальностей, вернулся к прошлым занятиям. Но в лагерях и зонах уже подросло новое, не "ссучившееся" поколение. Начались знаменитые "сучьи войны". Резня была страшной, и после нее воровской мир изменил, смягчил закон. Появилась возможность зарегистрировать брак, иметь свое жилье (а не болтаться по малинам). Кроме того, почетное звание "вора в законе" стало возможно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться "законники", ни одной ходки не имевшие. Особенно много среди них было выходцев из Грузии и Кавказа, так называемые лаврушники.

Когда умер Сталин и Хрущев вернулся к идее кооперации, "воры в законе" взяли под свое крыло новую для СССР отрасль криминала - "цеховиков". "Законники" получили возможность пустить в оборот свой "общак", а "цеховики" - защиту в местах лишения свободы. А прикрывала интересы "воров в законе" третья структура, "зонтик", или крыша, замыкавшаяся на милицейских и партийных начальников. Кстати, жестокостью при "разгоне" цеховиков (слова "рэкет" тогда не существовало) прославилась банда Монгола, в которой начинал Япончик-Иваньков. Ну а с началом перестройки "законников" в этих делах стали теснить "бандиты", или "спортсмены".

Сегодня грань между бандитами и "ворами в законе" будет очень условной. В методах "работы" разницы почти никакой, и развиваются они в одном направлении. Легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов исполнительной и законодательной власти. Формально "воры в законе" до сих пор сосуществуют с бандитами, но их значение сократилось. Их сейчас порядка 200 - 300 человек. И даже зона сегодня живет не по закону, а по бандитским "понятиям". Еще в 90-х, когда в Петербурге умирал известный "вор в законе" Горбатый, Юрий Алексеев, он позвал к себе начальника питерского ГУВД Крамарева и пожаловался: "Боюсь умирать. Мир меняется. Страшные времена настают".

Мишку Япончика называют предтечей русских «воров в законе». Он был «королем» одесской преступности, держал в страхе богачей и устраивал театрализованные ограбления. Одно время Мишка Япончик даже командовал отрядом Красной Армии.

Молодая воля

По основной версии будущий «король» родился 30 ноября 1891 года в Одессе в семье Мейера Вольфа Винницкого. Мальчика назвали Мойша-Яков, по документам - Моисей Вольфович. Когда Мойше шел седьмой год, семья его осталась без отца. Чтобы заработать хотя бы какие-то деньги на пропитание, Мойша устроился работать учеником на матрасную фабрику Фарбера. Параллельно с этим он учился в еврейской школе, и успел закончить четыре класса. В возрасте 16 лет Мойша Винницкий пошел работать электриком на завод «Анатра».

Жизнь Мойши изменилась коренным образом в 1905 году, когда вслед за изданием царского манифеста о даровании свобод в Одессе начались еврейские погромы. В кровавые беспорядки, устраиваемые черносотенцами на Молдованке, полиция предпочитала особо не вмешиваться и местное население начало организовывать отряды еврейской самообороны. В одном из таких отрядов и получил свой первый боевой опыт будущий Мишка Япончик.

С тех пор он не расставался с оружием. Мойша Винницкий вступил в анархистский отряд «Молодая воля», который прославился дерзкими налетами, грабежами и рэкетом. В 1907 году рука правосудия все-таки схватила Мойшу за шиворот. Анархист получил 12 лет каторги. Был бы Мойша совершеннолетним, Мишки Япончика мы бы точно не узнали. По совокупности всех поступков смертная казнь была ему обеспечена.

Король

Обратно в Одессу Япончик вернулся летом 1917 года. Это был уже не тот мальчик, которого могли послать отнести бомбу для подрыва полицмейстера - за время каторги Мойша успел пообщаться и с «политическими» и с «блатными».
Мойша быстро оценил ситуацию. Пользуясь постоянно творящимися в Одессе беспорядками, Япончик быстро сколачивает свою банду, «выносит» кассы и магазины.

Берет на вооружение Мойша и революционную риторику. Теперь он не просто грабит, но экспроприирует для нужд революции и рабочего класса. Он организовывает большой революционный отряд еврейской самообороны. Хрестоматийной стала история с ограблением его бандой игорного клуба. Люди Япончика были переодеты в форму революционных матросов. Выручка была знатной: 100 тысяч с кона и 2000 тысяч с посетителей. Один из посетителей клуба в прямом смысле умер на месте, когда увидел перед собой толпу вооруженных людей.

Друг артистов

Выросший в бедности, Япончик любил шиковать, широко гулять и тратить деньги. У него был свой ресторан «Монте Карло» на Мясоедской улице и кинотеатр «Корсо» на Торговой улице. Во время свадьбы Мишки и Цили Аверман, пока в зале танцклассов Двойреса плясали семь-сорок сотни гостей, люди Япончика подожгли полицейский участок. Этот факт стал основой для одного из эпизодов «Одесских рассказов» Бабеля.
Одесса любила Мишку Япончика. Во-первых, потому что он старался избегать кровопролития, во-вторых, потому что грабил богатых и распределял доходы между своими людьми, которые в этой Робин Гудовской модели были «бедными». Также Япончик был не чужд искусству и поддерживал артистов. Товарищем Япончика был певец Леонид Утесов.

Красный командир

Особая среда, сформировавшаяся в Одессе, требовала от большевиков большой гибкости. Если первое время красные командиры хотели «задушить» бандитизм и воровскую среду, то потом, поняв, что сделать это быстро не получится, решили сотрудничать.
В газете «Одесская почта» за 2 февраля 1918 года было напечатано воззвание «группы воров Одессы». Воры-профессионалы обязывались грабить только богатых и требовали к себе уважения.

Воры писали: «Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики

«Бандитско-босяцкий элемент» играл в жизни Одессы большую роль. И если его нельзя было подавить, то нужно было его возглавить, поставив на место «короля» своего человека. Таким «своим» и оказался Мишка Япончик. Он был знаком с Григорием Котовским по ссылке, знал и других красных командиров, выросших из вчерашних уголовников.

За ним была большая сила - дружины еврейской самообороны, а также поддержка бедного населения Одессы и её пригородов. Надо отдать должное и самому Япончику, он умело использовал ситуацию и игру в политику, заручился серьезной финансовой и организационной поддержкой большевиков

Япончик даже стал командиром отряда Красной армии. Полк был собран из одесских уголовников, боевиков-анархистов и мобилизованных студентов. Перед отправкой полка на фронт против Петлюры в Одессе был устроен шикарный банкет, на котором Мишке Япончику торжественно вручили серебряную саблю и красное знамя.

Однако благонадежности и революционной сознательности от людей Япончика ждать не приходилось. Из 2202 человек отряда до фронта дошло только 704 человека. Долго воевать воры тоже не захотели и быстро «навоевались». На обратном пути к Одессе Япончик был застрелен комиссаром Никифором Урсуловым, который получил за свой «подвиг» Орден Красного Знамени.

Герой литературы и кино

Первый вклад в увековечивание образа Мишки Япончика сделал Исаак Бабель. Главный герой «Одесских рассказов» Беня Крик был создан на основании тех рассказов, которые Бабелю рассказывали про Мишку Япончика. Рассказы про Беню Крика были переведены на нексолько языков и получили признание даже не столько в Советском союзе (где, понятно, они были раскритикованы), сколько в Европе и даже Америке.
В 1926 году в журнале «Красная новь» вышла и киноповесть «Беня Крик», по которой буквально через год был снят одноименный фильм. Фильм был встречен далеко не однозначно. Критики накинулись на режиссера за то, что он романтизирует образ молдаванских бандитов.
Был в этой критике и разумный элемент. Мальчишки смотрели на смелого и предприимчивого Беню Крика и хотели быть на него похожим. Впрочем, не только мальчишки. Актер Кучеренко, который в «Бене Крике» играл роль бандита, а в фильме «Красные дьяволята» роль самого Махно, так проникся романтикой вольной преступной жизни, что сколотил собственную банду налетчиков. Шайка Кучеренко грабила магазины и кассы. Кучеренко уголовный мир Одессы так и запомнил по кличке «Махно.

Баку в судьбах семей... Часть 2-я

Семья Моисея Винницкого из города Одесса...

В Одессе, на Молдаванке, на улице Госпитальной, 23, жила еврейская семья:
мещанин, фургонщик Меер-Вольф Мордкович Винницкий, его жена Доба (Дора) Зельмановна и их шестеро детей - пять сыновей и дочь.

В 1905 году в еврейском отряде самообороны Моисей (Мишка) впервые берет в руки «шпалер» и больше уже никогда с ним не расстается.

В 1906-м он вступает в молодежную организацию анархистов-террористов «Молодая воля».

В одесской тюрьме Моисей Винницкий некоторое время сидел в одной камере с Григорием Котовским.

В 1917 году возвращается в Одессу и становится легендарным до сих пор Мишкой Япончиком - «королем» одесского преступного мира.

Япончик руководил примерно четырьмя тысячами одесских бандитов, которые грабили всех подряд - власть в городе менялась каждые несколько месяцев.

Решив пойти по пути старшего товарища, Григория Ивановича Котовского, он вступает в Красную армию и формирует из своих ребят 54-й стрелковый советский украинский полк.
Но воевал полк недолго - ребята рвались назад, в Одессу.

4 августа 1919 года на станции Вознесенск командир кавалерийского дивизиона Урсулов по приказу командования без суда застрелил Мишку Япончика.

Но в Одессе у него осталась семья - красавица жена Циля Аверман и малышка дочь Удая (Ада) Мойше-Яковлевна Винницкая, которая родилась 18 августа 1918 года.

Едва ли не в день гибели Япончика в одесской Еврейской больнице на 23-м году жизни умерла его единственная сестра Женя.

Циля, боясь за свою жизнь, решила уехать с мужем покойной Жени за границу, где позже она вышла за него замуж.

Циля очень хотела взять Аделю с собой, но свекровь не отдала девочку и стала ей, по сути, матерью.

Циля из Индии, а затем из Франции до 1927 года, пока окончательно не закрыли границу, присылала людей в СССР, чтобы те привезли ей ребенка.
Но свекровь так и не отдала Аделю.

Жизнь у Адели сложилась нелегко…

Она вышла замуж…но имени ее мужа никто в семье не знал. Это было семейное табу.

В 1937 году в Одессе у нее родился сын, которого в честь дедушки назвали Михаилом.

Во время войны Ада с сыном эвакуировалась в Азербайджан, в Гянджу.
Потом они жили в Минчегауре.

А после войны ее посадили… Жить надо было, ребенка кормить…
Она торговала на базаре в Гяндже маслом. Значит - спекуляция, значит - срок…

Приехала ее двоюродная сестра Женя и забрала Мишу в Одессу.

Ада была очень сильным человеком. Замуж она не вышла. Жила одна с сыном. Ни от кого не хотела зависеть.

Работала завскладом на вокзале. Хорошо зарабатывала. Лихо командовала мужиками-рабочими.

Жила отдельно, много готовила и любила угощать всех соседей.

Когда по телевизору показывали фильмы о революции, она вздыхала и произносила одну и ту же фразу: «Как бы мы хорошо жили, если бы не они…»

В Минчегауре Миша познакомился с Симой Алахвердиевой - она работала учительницей в школе.

В 1960 году родился сын Игорь, а затем Лиля и Рада (сейчас они с семьями живут в Израиле).

После рождения Лили семья переехала в Баку, где Михаил взял фамилию жены.

Он работал шофером, возил министра соцобеспечения (может быть и это стало причиной смены фамилии), занимался тем, что сейчас называется «бизнесом».

У него в кармане нашли несколько долларов. Он был арестован, сидел четыре года.
Как и мать, Михаил не любил советскую власть.

Он умер молодым. Ему было всего пятьдесят лет.

Похоронена на бакинском мусульманском кладбище… Это была ее последняя воля.

Дело в том, что на еврейском кладбище, которое находилось далеко от дома, у семьи ник­то не лежит. А на мусульманском были по­хоронены родители жены Михаила.

Аделя попросила: «Сима, похорони ме­ня рядом с ними. Ты ведь будешь приходить их навещать - и мне положишь на могилу цветочек. А еврейское кладбище далеко. Ник­то ко мне не приедет».

Волю Ады исполнили. На памят­нике написано: «Адель-ханум». Без фамилии…

В статье использованы материалы из открытых источников INTERNET"а.

Есть в моей системе координат эталон современного отечественного мини-сериала. «Охотники за бриллиантами» я смотрела трижды, но с ними такая беда, что если сажусь перед телевизором, не могу отойти покушать или поспать. А без еды или сна очень тяжело. Однако ж, сериал сей люблю всей душой, и другие ровняю по его планке.

«Жизнь и приключения Мишки Япончика» мне настоятельно советовала подруга. Мол, они этот сериал смотрят всей семьей и с великим удовольствием. Я не знаю, откуда у людей столько свободного времени! Признаться, когда первый диск подошел к половине, и выяснилось, что я посмотрела всего-то три серии, я тяжело вздохнула. Их все я могла пересказать буквально за пару предложений, из чего делаем вывод: сериал, хоть и мини, но мог быть еще меньше. Сильно затянуто, что местами в сон клонит.

Я очень рада, что наши научились делать картинку. Работа оператора, костюмы, грим — все выглядит достойно. Но, пардон, что со звуком? Почему в наших современных фильмах частенько то ни черта не слышно, то как жахнет? Ну, может поймут свои ошибки и еще научатся? Ведь и «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — это большой прогресс в плане качества для нашего ТВ.

Касаемо персоны Ткачука для роли Мишки. Тут у меня мнение двоякое сложилось. Вроде и верю ему, а с другой стороны… Думаю, не ошибусь, если скажу, что перед началом съемок, Евгений пересматривал «Крестного отца». Мне казалось, что вот-вот он скажет фразу: «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться». В комедии «Любовь-морковь» Стычкин очень забавно пародировал мафию, кривлялся под дона Карлеоне. Вот и у Ткачука вышло что-то похожее. Иными словами, я вполне могу поверить, что такой персонаж мог быть, но мог ли он стать королем преступного мира Одессы — вот вопрос.

Барышни представлены в количестве двух, как это и полагается для короля. Елена Шамова, Циля, законная супруга, но кто ее поймет, скажите. То она призывно смотрит на Мишку, только что вернувшегося из мест не столь отдаленных. Затем ее осеняет, что сей персонаж уголовник, и гонит его прочь. Потом резко любит. Миша на деле оказывается Мойшей и ведет Цилю под венец. Все довольны и счастливы, только не поймешь с чего такие перемены. Не долго музыка играла, и вот опять Циля живет в доме отца, а Мишка не пойми где. В сериале столько сюжетных линий, что режиссер сам запутался, частенько забывал про любовную историю, оттого она «провисала» и не дала зрителю прочувствовать весь драматизм.

Вторая любовь — это вообще труба. В местном кабаке с претензией на французский «Мулен Руж» работает певичка Розочка. Но мамка в кабаке злая и приму Розочку заставляет еще ходить по нумерам с клиентами. Как только в жизнь девушки входит Япончик, она наполняется счастьем и радостью. Клиентов других нет. Знай только пой, пляши, да поднимайся иногда с Японцем. Но режиссер про Розочку совершенно запамятовал! Она появляется в начале сюжета, а потом когда Мишка женится. Далее ее судьба не известна. А жаль…

Приятно для души, когда на экране знакомые с детства лица. Вот Валентин Гафт человек потрясающе талантливый, и здесь мелькнул в роли главаря Герша. Но мелькнул так, что и воспоминания не осталось. Не тронуло совершенно. Будто по бумажке роль читал.

А вот кто обрадовал, так это Артем Ткаченко. После «Меченосца» не пристально, но слежу за его карьерой. Ткаченко в роли Ржевского-Раевского появляется примерно в трех сериях, но именно они самые яркие, динамичные, не скучные. Хочется аплодировать и кричать «Верю!». Может дело в весьма интересном, многогранном персонаже, может в игре Артема, но результат важнее всего. От взгляда Ржевского-Раевского холодеет кровь. Я бы сравнила его с Джокером Леджера. И от одного, и от второго никогда не знаешь, чего ожидать. Совершенно аморальные персонажи без принципов.

Понравилась Яна Поплавская в роли большевички Соколовской. Женщина, которая в жизни несет нежный образ блондинки, здесь — жестокая, мстительная, антисексуальная мегера. Хорошее перевоплощение, хоть персонаж Соколовской и раздражал безмерно.

Гениально сыграны роли директора сахарного завода Ургантом и хозяйки публичного дома-варьете Риммой Марковой. Вот они, мастера своего дела, люди, играющие по Станиславскому, для которых допустить халтуру в профессии непростительно.

Остальные отыграли по принципу «хорошо, и ладно». Откровенного лажания не было. Даже Копанова в роли сестры Цили вполне сносна. Еще интересно знать, ужаленный в кой-какое месте Леонид Утесов, в исполнении Прилучного, чьим вокалом пел песни? И был ли Утесов и правда таким неугомонным невротиком, каким его изобразил Павел?

Понятное дело, что со времен, описанных в сериале, прошло без малого сто лет, и тут остается два варианта: павильон, где все фиктивно, либо нищая в своем разнообразии натура. За 12 серий я выучила их все.

Сценарий показался мне «сырым» и во многом недоработанным. К примеру, долгие молчаливые крупные планы, пустые диалоги можно было вполне заменить на «дорассказы», например, о судьбе Розочки или других персонажей. Это убило бы затянутость сериала и наполнило его жизнью. А так виден только павильон и люди, играющие в нем судьбы других людей.

Касаемо моральной точки зрения… Что-то наше ТВ зачастило сериалами на тему жизни и приключений аферистов и махинаторов. «Соньки — Золотой Ручки» аж два сериала сняли общей сложностью на двадцать шесть серий. А «Бригада»? Несколько лет назад я читала одну занятную книгу на тему создания героев. Там так и сказано, что можно любому негативному персонажу придать человеческий облик, облагородить чувства в черном сердце, причесать комплексы, и все — зритель, читатель, критик — все этого негодяя полюбят. Мишки Япончику нельзя не сострадать. Он же Робин Гуд чистой воды. Он же легенда для всей Одессы. И на фоне Красных он, конечно, выглядит благородно. Красные деньги отнимают под дулом пистолета, а Мишка ласково. Да что уж там, ему сами носят. И все — зритель Мишку уже уважает, а Красных — нет. Хотя, если подумать, надев фрак по последней моде и прекратив вытаскивать кошельки на базаре, Япончик не перестал быть вором. Масштаб изменился, а суть — нет.

И на фоне этих размышлений, очень хотелось бы сказать нашим киношникам: «Спасибо, что повышаете качество снимаемого материала… Повысьте еще, пожалуйста, моральную планку».

ЗЫ. Что касается одесского акцента, на который тут все жалуются, мол, не уловили его киношные особы, я ничего не могу сказать. Никогда его не слышала. Однако, уже после второй серии стала за собой замечать, что по поводу и без говорю: «Шикарный вид!».

МИШКА ЯПОНЧИК

Настоящее имя – Винницкий Моисей (Мойше-Яков) Вольфович

(род. в 1891 г. – ум. в 1919 г.)

Знаменитый одесский «король» бандитов, лидер анархистов-налетчиков, красный командир полка, прототип героев многих рассказов Бабеля.

Будущий «король воров» Мишка Япончик родился в Одессе в пригороде Молдаванка в многодетной семье еврейского фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого. С десяти лет Мишка-Мойше работал и учился в еврейской школе при синагоге, в шестнадцать начал работать заводским электриком.

В октябре 1905 года в Одессе вспыхнул кровавый еврейский погром. В те дни революционно настроенная часть еврейской молодежи взяла в руки оружие, чтобы не допустить погромщиков в еврейские кварталы Молдаванки. В один из таких отрядов вступил Мойше Винницкий. Вскоре молодой боевик присоединился к отряду анархистов-террористов «Молодая воля», состоявшему из юношей 15–19 лет. В отраде было 150 боевиков. Анархистская «Молодая воля» не только обороняла еврейские кварталы от черносотенцев, но совершала налеты на магазины, склады, частные квартиры для изъятия денег «на революцию».

«Молодую волю» возглавили анархист Лева Мочман и бандит Яша Фукс. Вместе с товарищами из «Молодой воли» Винницкий занимался вымогательством и принимал участие в ряде террористических актов. Он был замечен среди нападавших на казачьи казармы (казаки участвовали в усмирении забастовщиков), в покушении на полицмейстера, в налете на мучную лавку, на частную квартиру купца Ландера… В конце 1907 года «Молодая воля» была разгромлена полицией, а Винницкий (бандитская кличка Япончик) – арестован. Приговор Одесского окружного суда гласил: 12 лет каторжных работ в Сибири.

Только в марте 1917 года он был реабилитирован как «политический» анархист, летом того же года возвратился в Одессу, где связался с анархистскими организациями и организовал вооруженную Еврейскую революционную дружину самообороны, которая экспроприировала ценности «для нужд революции». В дружине Япончика состояло 120 человек, вооруженных винтовками и револьверами, имелось 2 пулемета. Эта дружина грабила почтовые отделения, магазины и склады, игорный клуб. «Изъятие ценностей у буржуазии» Япончик оправдывал эксплуатацией еврейского пролетариата.

В ноябре 1917 года Япончик инспирировал бунт в Одесской тюрьме, устроил побег уголовников. В то же время он призвал бандитов не грабить рабочих, а «перенести свою деятельность в центральные, буржуазные кварталы». Один вор был убит людьми Япончика за ограбление рабочих, на грудь ему положили воззвание, написанное Япончиком, в котором говорилось о терроре против грабителей «трудящегося человека». Молдаванка, где хозяйничал Япончик, объявила себя «Молдаванской республикой». Япончик написал «Манифест независимой Молдаванки».

1 декабря 1917 года на улицах Одессы, которая с ноября 1917-го вошла в состав Украинской Народной Республики, разгорелся бой между анархистами и гайдамаками. Двадцать анархистов Япончика напали на гайдамацкий патруль, гайдамаки же попытались штурмовать штаб анархистов, анархисты бросили бомбу в районный комиссариат.

Отряд Япончика в конце 1917 года «реквизировал» более миллиона рублей у сахарозаводчика Гепнера, купца Карского, дворянина Сухомлинова, ограбил кассы кожевенного и мыловаренного заводов…

13 января 1918 года большевики, анархисты и левые эсеры подняли восстание в Одессе против власти Центральной Рады УНР. Тогда левый эсер Яков Блюмкин вместе с Япончиком формирует в Одессе 1-й Добровольческий революционный железный отряд, участвовавший в уличных боях против гайдамаков 14–18 января 1918 года.

Япончик напал на полицейский участок и освободил 30 уголовников. Закончилась «одесская революция» нападением уголовников на Регистрационное бюро милиции и сожжением 16 тысяч карточек, заведенных на уголовников Одессы. Боевая дружина Япончика вошла в состав Одесской красной армии как резерв правительства советской Одессы (СНК) и командования и была переведена на государственное обеспечение. Винницкий после «одесского Октября» стал известным «славным» революционером.

Под влиянием Япончика воры-«профессионалы» Одессы давали слово грабить только богатых и требовали к себе «уважения». «Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики!» – писали в своем воззвании «профессионалы».

13 марта 1918 года красное командование сдало Одессу, в Одессу вошли германские и австро-венгерские части. В ночь на 13 марта отряд Япончика совершил нападение на банк, гостиницу, военные склады. Большевики оставили отряд Япончика в подполье и делали все возможное, чтобы провести в «короли воров» Одессы своего человека – анархиста Япончика. Этой цели добивались и вооруженные дружины террориста Котовского, анархиста Зайдлера, подпольная дружина «Моревинт». Япончик умело использовал «левую фразу» и игру в политику, чтобы заручиться сильной финансовой и организационной поддержкой подпольщиков и их «кураторов» из Советской России.

В ноябре 1918 года Япончик сосредоточил в своих руках огромную власть: ему подчинялись все предместья Одессы и уголовники, которых насчитывалось 15 тысяч. Контроль над ворами, «патронаж» спекулянтов, проституток, шулеров, валютчиков приносили громадные деньги. Япончик объединил весь уголовный мир Одессы, стал «королем». Гетманская полиция Одессы завела дело о «похождениях короля». Расследование его деятельности завершилось решением о высылке Япончика и его жены за пределы Украины. Но он бежал из-под ареста, ушел в глубокое подполье. Большевик Акулов сообщал: «Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец, который за сравнительно небольшую плату продавал штабу, главным образом, лимонки и револьверы».

12 декабря 1918 года власть гетмана Украинской Республики в Одессе пала, и в город ворвались петлюровцы. В это же время в порту высадились войска Антанты. Япончик решил воспользоваться ситуацией и со своей тысячной «армией» уголовников штурмовал полицейский участок (выпустил 56 заключенных) и одесскую тюрьму, в которой сидело 700 заключенных-уголовников. Охрана тюрьмы была буквально растерзана, начальник тюрьмы сожжен, все дела преступников – уничтожены. Новая украинская власть, узнав о разгроме тюрьмы, срочно бросила на поимку преступников полк солдат и два броневика. У стен тюрьмы завязался бой между бандитами и петлюровцами, но большинство бандитов скрылись. 16 декабря 1918 года Япончик обратился с новым воззванием к преступникам Одессы, призвав их не грабить рабочие кварталы. 18 декабря 1918-го белогвардейцы и части французских интервентов оттеснили украинские войска из Одессы. В городе устанавливается двойная власть – французского командующего и белого генерала. В разгар уличных боев между белыми и петлюровцами Япончик ограбил казначейство на миллион рублей. Новая власть решила очистить Одессу от уголовно-революционных шаек. Облавы и расстрелы без суда стали обычным явлением для Молдованки. Тогда Япончик направил губернатору Одессы письмо-просьбу: «Мы не большевики и не украинцы. Мы уголовные. Оставьте нас в покое, и мы с вами воевать не будем». Но губернатор Одессы генерал Гришин-Алмазов твердо решил «искоренить преступность». На белогвардейские репрессии бандиты ответили «бандитским террором» – Япончик и его «армия» начали в Одессе «партизанскую» борьбу против белых и французов. Япончик распространял слухи о том, что в «бандитской армии состоит 10 тысяч человек». За его голову белогвардейцы обещали 100 тысяч «наградных» рублей.

Япончик через Котовского и анархиста Анатолия Железнякова заключил союз с подпольным ревкомом Одессы, который получил от Япончика 80 револьверов, несколько винтовок и 200 гранат. Япончик помогал подполью выкупать большевиков из тюрем, уничтожал провокаторов-предателей, «отстреливал» белых офицеров. Часть отобранных у буржуазии денег он передавал на закупку хлеба для голодающих Одессы. Когда в начале апреля 1919 года части красных повстанцев и Красной армии штурмовали Одессу, «армия» Япончика ударила по белым с тыла, подняв восстание на Молдаванке. Против Япончика белогвардейцы бросили две тысячи штыков и два броневика. Вскоре в Одессу ворвались отряды красного комдива атамана Григорьева.

Япончик, как «старый революционер», был назначен на командную должность в советскую Заднепровскую дивизию, вскоре он – командир 56-го Жмеринского полка. Но этот полк был разбит петлюровцами под Тульчиным, Япончик попал в плен. В мае 1919-го он бежит из плена и становится командиром советского бронепоезда, который был направлен на подавление восстания, поднятого атаманом Григорьевым.

В начале июня 1919-го Япончик явился в Особый отдел ЧК 3-й Украинской Красной армии и предложил организовать отряд из числа своих приверженцев «для защиты революции». Это предложение поддержал реввоенсовет 3-й армии, и Япончику было разрешено сформировать батальон особого назначения из одесских бандитов. Когда число добровольцев в отряде Япончика превысило тысячу, батальон был развернут в 54-й имени Ленина (!) красный стрелковый полк 3-й Украинской Красной армии. Полк насчитывал 2200 бойцов, 40 пулеметов, конную сотню, был даже полковой оркестр. Командиром полка остался «товарищ Мишка», а комиссаром был назначен секретарь Одесского исполкома анархист Фельдман. Тогда Япончик даже сделал заявление в местной газете, в котором говорилось: «…буржуазия, привыкшая грабить бедняков, сделала меня грабителем ея, но именем такого грабителя я горжусь, и покуда моя голова на плечах, для капиталистов и врагов народа буду всегда грозой». В полк Япончика было зачислено 132 коммуниста, мобилизованных губкомом КП(б)У для воспитательной работы. Однако большинство коммунистов отказались вступить в полк, ссылаясь на то, что пребывание в бандитском полку опасно для жизни.

В июле 1919 года полк Япончика использовался как карательный отряд для подавления крестьянских восстаний. Совет обороны Одесского военного округа направил полк Япончика на «петлюровский фронт» в 45-ю дивизию Якира. Комендант Одессы большевик Мизикевич наградил Япончика от имени Совета обороны серебряной саблей с революционной монограммой и именным красным знаменем. Когда началась погрузка полка в эшелон, выяснилось, что не явилось около 700 одесских воров. По дороге на фронт сбежали еще несколько сот «боевиков», а до фронта доехало 704 бойца.

Полк Япончика участвовал в боях против армии Петлюры у станции Вапнярка 26–28 июля 1919 года. Первый день боев был для Япончика удачным, его полк развил наступление на Крыжополь. Но на следующий день петлюровцы обратили Япончика в бегство. «Боевики» заявили, что их предала Бессарабская бригада Котовского, и потребовали вернуть полк в Одессу. Часть бывших уголовников, бросив Япончика, бежала в Одессу, часть ушла в окрестные села на «реквизицию».

Комдив Якир решил расстрелять Япончика как «контрреволюционера и паникера». Он направил Япончика с остатками полка в штаб армии в Киев, рассчитывая арестовать его по дороге, а полк разоружить. Путь в Киев для эшелона Япончика был закрыт, его перекрыли петлюровцы и повстанцы. В столицу Япончик ехать не собирался, потому что знал, что там его ждут арест и застенки ЧК. Он отобрал 116 преданных «боевиков» в свою личную «охранную сотню» и отбыл поездом на Ольвиополь. Япончик мечтал прорваться в Одессу и… стать ее «королем»…От станции Помашная он поворачивает эшелон на Одессу. Командование приказало догнать беглецов и наказать виновных в бегстве с позиций по всей строгости военного времени. Комиссар Фельдман с особым отрядом ринулся в погоню, всем военкомам станций было предписано блокировать поезд Япончика. Далее обратимся к докладу уездвоенкома М. Синюкова Одесскому окружному комиссару по военным делам:

«4 августа 1919 года я получил распоряжение со станции Помашная от командующего внутренним фронтом т. Кругляка задержать до особого распоряжения прибывающего с эшелоном командира 54-го стрелкового советского украинского полка Мишку Японца. Во исполнение поручения я тотчас же отправился на станцию Вознесенск с отрядом кавалеристов Вознесенского отдельного кавалерийского дивизиона и командиром названного дивизиона т. Урсуловым, где распорядился расставить кавалеристов в указанных местах и стал поджидать прибытия эшелона. Ожидаемый эшелон был остановлен за семафором. К остановленному эшелону я прибыл совместно с военруком, секретарем и командиром дивизиона и потребовал немедленной явки ко мне Митьки Японца, что и было исполнено.

По прибытии Японца я объявил его арестованным и потребовал от него оружие, но он сдать оружие отказался, после чего я приказал отобрать оружие силой. В это время, когда было преступлено к обезоруживанию, Японец пытался бежать, оказал сопротивление, ввиду чего был убит выстрелом из револьвера командиром дивизиона. Отряд Японца, числом 116 человек, арестован и отправлен под конвоем на работу в огородную организацию».

Легендарный Япончик послужил прототипом для «короля» одесских бандитов Бени Крика – одного из главных героев Исаака Бабеля. В 1926 году вышла киноповесть И. Бабеля «Беня Крик», а в следующем году режиссер В. Вильнер на Одесской кинофабрике снял художественный фильм «Беня Крик». Известный куплетист Владимир Коралли вспоминал: «Знаменитый “король” одесских налетчиков Мишка Япончик был одной из ярчайших личностей старой Одессы. Это был колоритный тип романтического разбойника и афериста… О Мишке Япончике рассказывали разного рода романтические истории. Говорили, что он не грабит врачей и артистов, любит ходить в театр, кино и на дивертисменты. А его “мальчики” работают очень картинно: на вечерах и маскарадах появляются в смокингах, ничем по облику не отличаясь от господ, и вежливо просят дам и кавалеров расстаться с драгоценностями. Никакой грубости, хамства, а тем более насилия не допускают, только поигрывают своими никелированными браунингами. Для маскировки налетчики иногда облачались и в студенческую форму…

Я жадно рассматривал Мишку Япончика. Ему было лет тридцать. Брюнет, широкие смуглые скулы. Обращали на себя внимание неспокойные раскосые глаза. Они мгновенно и как-то незаметно перебегали с предмета на предмет, казалось, что он смотрит на всех и на все сразу. Он часто оглядывался. А одет был богато и несколько мрачновато. Пальто украшал черный каракулевый воротник, шапка того же меха лежала на коленях, едва придерживаемая рукой. Пальто было расстегнуто, и виднелся черный костюм и того же цвета косоворотка. Япончик сидел на крайнем месте, поставив ногу на проход, словно каждую минуту готов был вскочить…»

Леонид Утесов в книге «Спасибо, сердце» добавляет, что «Япончик очень неохотно шел на “мокрые дела” (убийства), а вид крови его смущал». Утесов писал: «У Япончика недурные организаторские способности. Это сделало его королем уголовного мира в одесском масштабе. Смелый, предприимчивый, он сумел прибрать к рукам всю одесскую блатную шпану… Белогвардейцев он не любит и даже умудрился устроить “на них тихий погром”».

Из книги Норильские рассказы автора Снегов Сергей Александрович

Мишка Король и я В начале октября меня перевели из второго лаготделения в первое. Во втором отделении жили строители – землекопы и проектировщики. В первом – производственники: рабочие Малого завода, шахтеры и рудари. Я был теперь производственником – инженером

Из книги Я из Одессы! Здрасьте! автора Сичкин Борис Михайлович

МИШКА ХАЛИФ Я хорошо помню кровельщика Мишку Халифа, жившего в нашем доме. Его жизнь заслуживает быть описанной в юридических учебниках. У Мишки была сезонная работа, три-четыре месяца. Управдомы каждое лето нанимали его на работу, но платить им было нечем и получить

Из книги То ли быль, то ли небыль автора Рапопорт Наталья

МИШКА Повесть (основано на реальной истории) Времена не выбирают – В них живут и умирают… А. Кушнер ПредисловиеЭто – рассказ о неожиданной встрече бывших супругов, каждый из которых в течение почти трёх десятилетий считал другого погибшим. Из одной совместной жизни

Из книги Сорок пять лет на эстраде автора Смирнов-Сокольский Николай Павлович

Мишка, верти! Поверьте, дорогие товарищи, что, если бы любому из вас предоставить возможность выйти вот сюда, на эстраду, посмотреть на публику, окинуть взором зрительный зал, вы могли бы убедиться лично, какая, в общем, грустная и совершенно безотрадная картина

Из книги Мои показания автора Марченко Анатолий Тихонович

Мишка, верти! Вторая редакция Люди, понимающие в кулинарном деле, говорят, что раков, например, можно есть только в месяцы, в названии которых имеется буква «р»: например, январь, февраль, ноябрь, декабрь и так далее. В месяцы без буквы «р», как-то: май, июнь, июль – раков есть

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора Водопьянов Михаил Васильевич

Мишка Конухов Весной 1966 года на одиннадцатый прибыл новенький, и его зачислили к нам в бригаду аварийщиков. Это был Мишка Конухов, архангельский портовый грузчик.Мишка Конухов - парень лет двадцати пяти. Детство у него было тяжелое, рос без родителей. Стал грузчиком,

Из книги Авантюристы гражданской войны: историческое расследование автора Савченко Виктор Анатольевич

Мишка и Машка До Северного полюса, кажется, сейчас рукой подать, так он «приблизился» к Москве. Самолет, вылетев из советской столицы, в этот же день доставляет пассажиров в самый центр Арктики. Наши летчики на быстроходных воздушных кораблях совершают далекие рейсы в

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Мишка Япончик - «король» одесских бандитов Улица Запорожская, что в одесском пригороде Молдаванка, приобрела дурную славу еще в девятнадцатом веке. Тут находились дома свиданий, дешевые кабаки, воровские «малины». Каждую ночь улицу оглашали крики дерущихся, ругань,

Из книги Мне скучно без Довлатова автора Рейн Евгений Борисович

Любит Мишка сладкую воду! 1954 год.

Из книги 100 знаменитых судебных процессов автора Скляренко Валентина Марковна

МИШКА НА СЕВЕРЕ В давние годы на Н-ской киностудии снимался фильм «Полярная охота». Интересную роль в этом фильме должен был играть белый медведь. Должен - значит надо достать. Для кино в те годы не было ничего невозможного. Достали белого медведя, и он неплохо сыграл свою

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

Япончик - легендарный «король» преступного мира «Вор в законе» Вячеслав Иваньков, известный под кличкой Япончик, прославился как один из самых влиятельных уголовных «авторитетов» на территории всего постсоветского пространства. Об этом человеке, признанным

Из книги Из одного котелка автора Мыслиньский Станислав

Мишка из Майданека Малолетним узникам фашистских концлагерей На Поклонной горе в многолюдном музее Экспоната не встретишь грустней и добрее: Так пронзителен взгляд чёрных бусинок-глаз, Повидавших все ужасы ада не раз! – Кто хозяин твой, милый вельветовый

Из книги автора

МИШКА Я был на Украине.Больше недели ехали мы по железной дороге. И здесь не обошлось без боев. Трижды наш эшелон атаковала фашистская авиация. Были убитые и раненые. После каждого налета врага эшелон останавливался. Мы хоронили тех, кто навсегда был вырван из наших рядов.