Международные стандарты, директивы евросоюза и российские госты. Уровни стандартизации

Глобализация мировой экономики и мировой торговли требует разработки и применения во все новых областях человеческой деятельности единых для всех стран стандартов и систем стандартов на товары и услуги. Этот процесс, возникший и развивавшийся в национальных и региональных рамках, приобрел в последние десятилетия подлинно всемирный характер. К нему обязана подключиться каждая страна, которая намеревается выйти со своей продукцией на мировые рынки, стать полноправным участником международного разделения труда.

Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и результатов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции, строго говоря, таких организаций три: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), Международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Их объединяет не только общая область деятельности, но и практически общая производственная площадка в Женеве. В самих названиях организаций заложено разграничение сфер их влияния. Если ИСО разрабатывает стандарты для всех секторов экономики и сфер деятельности, то МЭК специализируется в электротехнике и электронике, МСЭ - курирует электросвязь и телекоммуникации.

Предшественницей Международной организации по стандартизации явилась Международная федерация национальных ассоциаций (ISA), созданная в 1926 г. Она занималась в основном стандартизацией в области машиностроения. Однако, Вторая мировая война прекратила ее деятельность в 1942 г.

ИСО была создана по инициативе Организации Объединенных Наций (ООН) 14 октября 1946 г. В этот день, отмечаемый сегодня как Всемирный день стандартов, Генеральная ассамблея ИСО приняла Устав организации, который определил ее статус, структуру, функции основных органов. Одновременно было принято решение о том, что ИСО официально начнет свою деятельность лишь после ратификации основных документов (Устава и Правил процедур) 15-ю национальными организациями по стандартизации - учредителями ИСО. Последний документ о ратификации поступил от Дании 23 февраля 1947 г. Эта дата считается днем основания ИСО. СССР был одним из основателей и активным участником ИСО. После распада Советского Союза Россия является его правопреемницей в этой организации.

Согласно Уставу, целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

ИСО состоит из руководящих и технических органов (технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп). Высшим руководящим органом является Генеральная ассамблея, а высшими должностными лицами - президент, 2 вице-президента, казначей и генеральный секретарь.



Представители СССР дважды избирались президентами ИСО: в 1961-1964 г.г. Вяткин А.Е. - Председатель Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в 1976 -1979 г.г. Бойцов В.В.- Председатель Государственного комитета СССР по стандартам.

В работе Генеральной ассамблеи ИСО принимают участие представители всех национальных организаций-членов». Она решает все основные вопросы деятельности ИСО, выбирает президента ИСО, проводит обсуждение важнейших проблем и тенденций в области международной стандартизации. Современная организация деятельности и структура ИСО определены 16-й Генеральной ассамблеей ИСО, состоявшейся в 1993 г. в Женеве. Она приняла решение о ежегодном, а не раз в 3 года, как это было раньше, проведении Генеральной ассамблеи. Генеральная ассамблея будет по-прежнему выбирать президента, двух вице-президентов и от 13 до 18 членов Совета ИСО.

Постоянными членами Совета ИСО являются пять представителей организаций по стандартизации ведущих стран-членов: Германский институт по стандартизации (DIN), Британская организация по стандартизации (BSI), Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR), Американский национальный институт стандартов (ANSI) и Японский комитет промышленных стандартов (JISC). При выборе остальных 13 членов принимаются во внимание широкое географическое представительство и разнообразие отраслей промышленности.

Совет ИСО избирает 8 из 12 членов Технического руководящего бюро, утверждает его отчеты и рекомендации, принимает ежегодный бюджет Центрального секретариата, выполняет задания от Генеральной ассамблеи, включает разработку многолетних стратегических планов с трехлетними финансовыми проектами, а также создание специальных консультативных групп.

Техническое руководящее бюро возглавляет вице-президент по технической политике. Автоматически в бюро делегируются четыре члена от четырех стран, занимающих первые места в рейтинговом списке стран, входящих в ИСО, DIN, AFNOR, BSI и ANSI. Этот орган отвечает за общее руководство техническими комитетами (ТК) и подкомитетами (ПК).

В составе ИСО действует еще ряд важных органов, имеющих статус консультативных комитетов или комитетов Генеральной ассамблеи по определению политики. К ним относятся: Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по политике в сфере потребления (КОПОЛКО), Комитет по развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по системам информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО).

В ИСО предусмотрено три категории членства: члены ИСО, члены-корреспонденты (на заседаниях ТК они осуществляют функции наблюдателей) и члены-подписчики. Последняя категория, введенная в 1992 г., дает возможность малым странам с ограниченными финансовыми возможностями участвовать в деятельности по международной стандартизации. В настоящее время всеми категориями членства охвачены 133 страны мира.

Международные стандарты ИСО (МС) имеют добровольный характер и рассчитаны на рыночную экономику. Основной рабочей операцией при создании МС является достижение консенсуса по техническим вопросам на международном уровне между экспертами из промышленных, научно-технических и деловых кругов, выразивших заинтересованность в разработке соответствующих МС. Именно это обеспечивает международным стандартам ИСО широкое применение.

Подсчитано, что в течение каждого рабочего дня года в мире происходит 12-15 заседаний рабочих групп (РГ) ИСО, на которых фактически осуществляется работа по созданию стандартов (Приложение 4). Всего в ИСО свыше 2800 РГ в составе около 180 технических комитетов (ТК), в работе которых ежегодно принимают участие около 30 тысяч экспертов.

С 1947 г. издано около 12 тысяч МС ИСО. Они охватывают как традиционные виды деятельности, например, машиностроение, сельское хозяйство, строительство, так и новые области, порожденные техническим прогрессом последних лет, в частности, информационные технологии (например, цифровое кодирование аудиовизуальных сигналов для применения в системах мультимедиа).

Этапным моментом в деятельности ИСО по разработке стандартов явилась публикация в марте 1987 г. стандартов ИСО серии 9000 под общим заголовком «Системы качества». Это означало, что сертификация систем качества получила единую международную нормативную базу.

Большую заинтересованность деловых и промышленных кругов во всем мире вызвала публикация еще одного комплекса МС ИСО - стандартов ИСО серии 14000, создающих международную нормативную базу для сертификации систем экологического менеджмента.

В настоящее время ИСО работает над проблемой совместимости обоих комплексов МС ИСО.

ИСО поддерживает связи с 550 международными и региональными организациями. Среди них 28 международных организаций, в сферу деятельности которых входит и разработка стандартов (обычно по поручению ООН). К ним относится, например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Однако, подавляющее большинство МС - около 85% - разрабатывает ИСО совместно с МЭК.

Международная электротехническая комиссия. Решение о создании Международной электротехнической комиссии (МЭК) принял международный конгресс по электричеству, прошедший в 1904 г. в США. Он обратил внимание мировой научно-технической общественности на необходимость создания специального международного органа по вопросам стандартизации терминологии и параметров электротехнического оборудования. Формальное учреждение МЭК состоялось в 1906 г. в Лондоне на конференции представителей 13 стран. Россия участвует в МЭК с 1911 г. И хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

В связи с первой и второй мировыми войнами МЭК прерывала свою работу в 1914-1919 гг. и в 1939-1946 гг.

Деятельность МЭК охватывает все области электротехнологий: электронику, магнетизм, электромагнетизм, электроакустику, телекоммуникации, производство и распределение энергии. Кроме того, в компетенцию МЭК входят условные обозначения, средства измерения, вопросы надежности, проектирования и разработки технических устройств, безопасности и окружающей среды.

Основными объектами стандартизации являются материалы, применяемые в электротехнике, электротехническое оборудование общепромышленного назначения, электроэнергетическое оборудование, электронные приборы промышленного и бытового назначения, электроинструмент и т.д. МЭК разрабатывает и издает трехъязычный Международный электротехнический словарь. Относительно самостоятельный статус в МЭК имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), созданный в 1934 г. В составе МЭК около 200 технических комитетов и подкомитетов и около 700 рабочих групп, в деятельности которых участвуют 10 тысяч экспертов. Членами МЭК являются более 50 стран. Бюджет МЭК (как и ИСО) складывается из членских взносов и из доходов от продажи публикаций. Высшим руководящим органом МЭК является Совет, в котором представлены все национальные комитеты стран-членов. Высшие должностные лица - президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.

К настоящему времени издано 2,5 тысячи МС МЭК, которые с точки зрения наличия в них технических требований к продукции, методам ее испытаний являются более полными, чем МС ИСО.

Особенностью деятельности МЭК является создание международных систем сертификации. Так, в 90-е гг. МЭК создала Систему сертификации изделий электронной техники (СС ИЭТ). Она имеет свои уставные правила и собственный бюджет, который складывается из ежегодных членских взносов стран-членов. В 1986 г. опубликованы Основные правила Системы МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ). Система строится на тех же организационных условиях, что и СС ИЭТ и включает в себя сертификацию практически всех видов электрооборудования, эксплуатация которого связана с необходимостью обеспечения его электробезопасности (главным образом, бытовых электроприборов) и не охватывает потребительские свойства этой продукции.

Принципы сотрудничества ИСО и МЭК были зафиксированы в соглашениях от 1976 г. и 1991 г., которые четко разграничили сферы деятельности обеих организаций. В 1994 г. ИСО и МЭК приняли совместное заявление о координации своих действий в сферах, представляющих взаимный интерес (например, информационные технологии), и к нему присоединился МСЭ.

Большую роль в координации и сближении деятельности ИСО и МЭК играют созданные в 1988-1989-м гг. специальные совместные органы:

Группа при президентах ИСО и МЭК по вопросам политики и организации;

Консультативный комитет при президентах ИСО и МЭК по основным направлениям технического развития:

Совместный технический программный комитет ИСО/ МЭК, занимающийся устранением дублирования и решением спорных вопросов, возникающих между техническими органами обеих организаций.

Известны и другие совместные органы ИСО и МЭК, в частности, совместный технический комитет «Информационные технологии» (СТК 1), Стратегическая консультативная группа по экологии (SAGE), Информационный центр ИСО/МЭК ныне упраздненный, так как выполнил свои задачи, и др.

В 60-70-е гг. перед ИСО и МЭК встала задача регулирования международной стандартизации. Основным инструментом этого процесса стали совместные организационно-методические документы - руководства ИСО/МЭК. Это документы общего характера по вопросам международной стандартизации: руководящие указания, заявления о политике в какой-либо области, правила или инструкции по применению, и по проблемам регламентации различных аспектов деятельности по оценке соответствия.

Критерии, которые содержатся в руководствах ИСО/МЭК, представляют собой международный консенсус по тем моментам, которые лежат в основе общепринятой практики. Использование этих критериев способствует, в частности, согласованности и последовательности оценок соответствия в мировом масштабе и, таким образом, преодолению технических барьеров в торговле.

Ведущую роль в разработке руководств ИСО/МЭК в сфере деятельности по оценке соответствия сыграл комитет ИСО по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО), созданный в 1970 г. на 8-й сессии Генеральной ассамблеи ИСО. В 1985 г. он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО).

В 1977 г. на 11-м заседании СЕРТИКО была одобрена новая редакция Кодекса принципов ИСО/МЭК по системам сертификации третьей стороной на соответствие стандартам, принятого ИСО и МЭК еще в 1972 г.

За почти три десятилетия своей деятельности КАСКО совместно со специалистами МЭК подготовил несколько десятков Руководств ИСО/МЭК, которые во многих странах положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне двустороннего торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции.

Международный союз электросвязи - организация, разработавшая порядка 1,5 тыс. стандартов в области телефонии и телекоммуникаций. Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий.

За последние пять лет уровень использования международных стандартов вырос с 15 до 35%, а в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, транспорт, связь - превысил 40%.

В России принят такой порядок внедрения международных стандартов:

Прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований (применение аутентичного текста, или так называемый метод обложки);

Использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства.

К примеру, обозначение ГОСТ Р ИСО 10543-99 «Трубы стальные напорные бесшовные и сварные горячетянутые. Метод ультразвуковой толщинометрии» означает, что государственный стандарт Российской Федерации оформлен на основе аутентичного текста международного стандарта ИСО 10543:1994 и утвержден в России в 1999 г.

ОбозначениеГОСТ Р 50488-93 (ИСО 344-81) «Машины текстильные и оборудование вспомогательное. Прядильное оборудование. Ровничные катушки. Размеры» следует принимать как государственный стандарт, разработанный на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 344-81, содержащий дополнительные требования. Утвержден стандарт в 1993 г.

Аналогично обозначаются государственные стандарты, принятые на основе аутентичных текстов международных стандартов МЭК. Например, ГОСТ Р МЭК 1007-96, или ГОСТ Р 50377-92 (МЭК 950-86).

Из региональных организаций общепризнанны: Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций (ETSI), Консультативный комитет по стандартизации и качеству стран - членов ACEAN, Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (PASC), Арабская организация по промышленному развитию и горному делу, Африканская региональная организация по стандартизации, Панамериканская комиссия по стандартам (COPANT), Евразийский международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC). Наиболее влиятельны и авторитетны три первые из упомянутых выше организаций, являющиеся европейскими аналогами ИСО, МЭК, МСЭ.

Новые задачи, вставшие перед европейской стандартизацией в связи с переходом к единому рынку, выполнением директив нового и глобального подходов, определили необходимость совершенствования взаимодействия СЕН, СЕНЭЛЕК и ETSI, основанного на стремлении к повышению эффективности процесса стандартизации и призванного облегчить производителям этот переход.

В 1991 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между МЭК и СЕНЭЛЕК, получившее название Дрезденского соглашения, а в 1996 г. - Соглашение о параллельном голосовании между СЕН и ИСО, названное Венским соглашением.

СЕН, СЕНЭЛЕК и ETSI рассматривают вопрос об издании совместного каталога и бюллетеня европейской стандартизации. Страны европейского сообщества в последние годы практически все национальные стандарты принимают на основе европейских.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Обоснуйте необходимость осуществления международной стандартизации.

2. Дайте понятие международной стандартизации.

3. Назовите основные международные организации по стандартизации.

4. Приведите краткое описание деятельности ИСО.

5. Опишите деятельность МЭК.

6. Дайте краткую характеристику МСЭ.

7. Каков порядок внедрения международных стандартов в России?

8. Назовите действующие региональные организации по стандартизации.

Министерство образования и науки Российской Федерации

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет "Управление"

Заочное отделение

Специальность "Менеджмент"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Управление качеством"

По теме: "МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ"


Научный руководитель: к. э. н., доцент к. менеджмента Ботош Н.Н.

Исполнитель: студентка группы 4410 М.М. Попова


Сыктывкар 2011


Введение

1. Международные стандарты

1.1 Понятие, цели, задачи

2.1 ISO-9000 в России

Заключение

Введение


В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

Данная тема наиболее актуальна для российского предпринимательства, особенно к моменту завершения процесса приема России в члены ВТО.

Задачами работы являются определение сущности международных стандартов, понятие, цели и задачи. А так же рассмотрение этих стандартов на российских предприятиях.

Целью работы является определение уровня внедрения международных стандартов на российских предприятиях.

Объектом исследования в данной работе выступает система международных стандартов.

Предмет исследования - стандарт серии ISO.

1. Международные стандарты


1.1 Понятие, цели, задачи


Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

.сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

2.обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

.содействие международной торговле;

.содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Основными задачами стандартизации являются:

.установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

2.развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

.обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

.разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

.принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;

.формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

.создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.


1.2 Виды и положения международных стандартов


Можно выделить следующие виды стандартов:

.Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться „другие стандарты.

2.Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

3.Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы <#"justify">Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения - это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, "методическим стандартом".

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает "поведение" объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.


1.3 Международный стандарт "серия ISO-9000"


Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов.

В 1987 году Организация приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента качества ISO 9000, чем сразу привлекла к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ISO/Технический комитет 176" (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

Вторая версия стандартов серии ISO серии 9000 появилась в 1994г. В основном она повторяла структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных моментов.

Третья версия международных стандартов серии ISO 9000 была опубликована 15 декабря 2000г. Стандарт ISO 9001: 2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включал в себя 5 основных стандартов:

.ISO 9000: 2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

2.ISO 9001: 2000 Система менеджмента качества. Требования.

.ISO 9004: 2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

.ISO 19011: 2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.

.ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

В 2008 году была принята и введена в действие новая версия стандартов ISO 9000. Данные стандарты содержат разъяснения терминов и уточнение требований стандартов ISO 9000 версии 2000 года, основанные на восьмилетнем опыте их применения во всем мире, подтвержденном на сегодняшний день примерно миллионом сертификатов, выданных в 170 странах мира.

В настоящее время утверждена и введена в действие серия национальных стандартов в области качества:

.ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

2.ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

.ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 находится в стадии пересмотра и официальной публикации новой версии)

Российские государственные стандарты в области качества введены в действие с ноября 2009 года (Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии № 470-ст от 18 декабря 2008 года). Текст стандартов аутентичен международным.

Одной из самых мощных движущих сил распространения стандартов ISO является Европейский Экономический Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в сфере международной торговли.

2. Международные стандарты в России


2.1 ISO-9000 в России


В настоящее время, когда уже близок к завершению процесс приема России в члены ВТО, многие российские производители устремляются на зарубежные рынки, причем не только с сырьем, но и со сложной многокомпонентной продукцией. В последнее время объем экспорта из России неуклонно возрастает, но эти темпы могли бы стать еще выше, если бы предприятия-поставщики были сертифицированы в соответствии со стандартами ISO 9000.

Однако существует ряд проблем по внедрению стандартов ISO семейства 9000 на российских предприятиях.

Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, требования стандарта ISO 9001 весьма консервативны.

Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе обеспечения качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.

Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но уровень их эффективности может не устраивать. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса.

Любой специалист упомянет, что есть и еще одна проблема, которая не могла не возникнуть в России - торговля сертификатами. В этом обвиняются и местные органы сертификации, и международные бренды. Правда, в последнем случае речь идет, скорее всего, о недостаточно скрупулезной сертификации - вряд ли международные компании опустятся до банальной торговли документами.

Так же наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ISO 9000.

Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ISO 9000 - это "жить по правилам, которые помогают жить лучше".

В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. И переход предстоит не простой.

Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества - это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.

Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ISO 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.


2.2 ISO-9001 на ОАО "Газпром"


В 2006 году ОАО "Газпром" ввело в действие комплекс корпоративных стандартов на системы менеджмента качества "СТО Газпром серии 9000". В основе комплекса корпоративных стандартов лежат международные стандарты ИСО серии 9000, с некоторыми дополнениями, учитывающими требования национальных и отраслевых нормативных документов.

Цели внедрения комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000:

.повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг поставщиков ОАО "Газпром";

2.повышение результативности и эффективности деятельности поставщиков ОАО "Газпром" во всей цепи поставок. Оптимизация взаимодействия всех участников отраслевой кооперации;

.создание в рамках конкурентной рыночной среды условий, устанавливающих приоритетность интересов потребителя в лице ОАО "Газпром" и обеспечивающих его гарантии в получении продукции требуемого качества;

.создание процедур и механизмов объективной оценки выполнения организациями-поставщиками требований стандартов как со стороны ОАО "Газпром", так и со стороны органов по сертификации;

Стандарт ОАО "Газпром" на системы менеджмента качества СТО Газпром 9001 устанавливает совместно с ГОСТ Р ИСО 9001 требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

В соответствии с положениями статей 13 и 17 Федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" стандарт имеет статус стандарта организации, Стандарт СТО Газпром 9001 разработан в следующих целях:

.более полного удовлетворения требований потребителей (как непосредственных, так и конечных) по всей цени поставок;

2.повышения эффективности деятельности поставщиков в интересах потребителей и в своих собственных интересах;

.создания механизмов объективной оценки функционирования систем менеджмента качества организаций второй и третьей сторонами.

Общие положения СТО Газпром 9001-2006 (Часть I.)

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.

При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001]

Совместимость с другими системами менеджмента.

международный стандарт качество национальный

Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.

Настоящий стандарт ее содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему (ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Настоящий стандарт также включает отдельные требования в области менеджмента охраны окружающей среды, менеджмента рисков и безопасности, финансового менеджмента.

Область применения.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию" отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Настоящий стандарт совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2000) определяет требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

Стандарт содержит общие требования, применимые ко всем организациям независимо от вида деятельности и поставляемой продукции.

Настоящий стандарт может применяться по всей цепочке поставок.

Специальные требования ОАО "Газпром" изложены в стандарте СТО Газпром 9001 - Часть II.

СТО Газпром 9001-2006 (части I и II) - это, по сути дела, описание модели требуемого ОАО "Газпром" уровня организации бизнеса на всех этапах жизненного цикла продукта. Фактически, с вводом комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000 ОАО "Газпром" предложил своим партнерам такие правила, при соблюдении которых риск выпуска некачественной продукции был бы сведен к минимуму.

Те, кто эти правила принял, имеют реальный шанс попасть в элитный клуб поставщиков ОАО "Газпром". Своеобразным "входным" билетом послужит сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта СТО Газпром 9001-2006.

Наличие сертификата СТО Газпром 9001 будет полезно предприятию по двум причинам:

Наличие сертификата дает предприятию статус одобренного поставщика Газпрома, то есть практически гарантирует получение выгодных контрактов. ОАО "Газпром" имеет разветвлённую сеть дочерних компаний, поставщиков, проектных и строительных компаний. В настоящее время ОАО "Газпром" реализует множество, проектов, в том числе и заграничных.

Наличие сертификата позволяет с помощью специализированной консалтинговой фирмы проанализировать работу его системы менеджмента качества и определить те пути, по которым её надо дорабатывать, достраивать на соответствие требованиям СТО Газпром и это может быть средством для организации бизнеса как несущая доход модернизация системы управления.

Заключение


В данной контрольной работе была рассмотрена системе международных стандартов и их особенности внедрения на российских предприятиях.

Необходимость интегрирования российской экономики в международную экономическую систему требует конструктивного пересмотра организационных, технологических и прочих подходов к деятельности отечественных компаний.

Один из важнейших инструментов для решения этой задачи - разработка и внедрение в российскую практику современных стандартов сертификации в соответствии с международными нормами ISO 9000.

Что может дать отечественному производителю получение сертификата соответствия международным стандартам ISO серии 9000?

В первую очередь выход на международный уровень и признание на международной арене. Повышение эффективности и конкурентоспособности. А так же улучшение качества продукции.

Но, помимо этого существуют и ряд проблем по внедрению международных стандартов: бюрократические разногласия, торговля сертификатами, противоречие культурных основ.

Однако, несмотря на эти сложности все же уже есть российские предприятия, которые получили сертификат соответствия международным стандартам. Одной из такой компании является ОАО "Газпром", которой внедрение международного стандарта дало улучшение признания на международной арене и возможность реализации заграничных проектов.

Список использованной литературы


1.История международных стандартов качества ISO (ИСО) серии 9000 - Сайт Центр сертификации ISO - http://www.iso-centr.ru/iso_standards/

2.Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях. - Денис Дьяконов, - Сайт Консалтинговая группа БИГ-Петербург - http://www.big. spb.ru/publications/bigspb/qualiti/problem_iso_russia. shtml

Сертификация СТО ГАЗПРОМ 9001-2006 -

СТО Газпром 9001-2006 (Часть I и II) -

5.ISO 9000 - Российские компании включились в борьбу за качество ISO 9000. - // Коммерсантъ -


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ключевые слова и понятия: международное сотрудничество, международная стандартизация, комитеты-члены, члены-корреспонденты, члены-абоненты, международный стандарт, гармонизированные и идентичные стандарты.

Значение международной стандартизации в развитии торгово-экономических связей между странами

Национальная стандартизация любой страны отражает в своих ВС особенности и уровень промышленного развития. Поэтому национальные ВС различных стран на однотипных продукцию часто содержат различные требования, является серьезным препятствием для развития международной торговли. Для успешного проведения торгового обмена необходимо согласовать характеристики той или иной продукции со страной, которая покупает эту продукцию.

Развитие международной торговли требует единого подхода к оценке качества продукции, ее характеристик, требований к маркировке, упаковке, хранения и транспортировки. В международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и развивающиеся страны, которые создают собственную национальную экономику. Эта заинтересованность связана с распространением международных научно-технических и торгово-экономических связей.

Благодаря международному сотрудничеству в области стандартизации, начало которого можно отнести на конец XIX - начало XX в., Специалисты всех стран говорят сейчас в едином "техническом языке", которая обслуживает телефонная связь между различными странами, международные полеты самолетов, деятельность международных банков и другое.

Экономическое и научно-техническое сотрудничество между странами характеризуется сегодня быстрыми темпами роста международной торговли, повышением части наукоемкой и технически сложной продукции в общем объеме товарооборота, ускоренным внедрением достижений научно-технического прогресса в производстве продукции, повышением спроса потребителей к ее качеству и надежности. В этих условиях значительно возрастает роль международной стандартизации как организационно-технической основы сотрудничества стран в самых различных областях науки, техники, экономики, производства, которая призвана связать и систематизировать требования мировой торговли, интересы потребителей, способствовать наиболее полному использованию производительных сил и повышению эффективности общественного производства. Международная стандартизация одновременно является инструментом управления научно-техническим и экономическим развитием в мире.

Особое значение международная деятельность по стандартизации приобретает в свете решительных мер, осуществляемых мировым сообществом по ликвидации препятствий и ограничений в торговле между странами. Стандартизация в международном масштабе создает благоприятные условия для торговли за счет единых подходов к качеству продукции, ее взаимозаменяемости, технической совместимости, безопасности и охраны окружающей среды, что связано с разработкой международных стандартов (МС). Использование ТС, опыта международной стандартизации позволяет быстро развивать и поднимать производство до уровня передовых промышленных стран и тем самым развивать и углублять торгово-экономические отношения между странами. МС, которые разрабатываются различными международными организациями, устраняют технические барьеры в торговле (ТВТ), что связано с расхождением в национальных стандартах стран мира. Кроме того, на первый план выдвигается проблема качества продукции.

Международные рекомендации, приведенные в стандартах, не обязательны для стран, но соответствие продукции нормам подобных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на мировом рынке. Конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке является важным стимулом для стран, желающих участвовать в международной деятельности по стандартизации. Сегодня стандартизация является одним из действенных средств обеспечения высококачественной и конкурентоспособной продукцией потребителей, а также имеет первостепенное значение для повышения внешнеторгового оборота страны.

Внешняя торговая деятельность стран зависит от развития национальных систем стандартизации, их соответствия требованиям Генерального соглашения тарифам и торговле (GATT) и Кодекса этой организации. GATT является всесторонним межправительственным договором, действующим с 1947 p., Определяющий права и обязательства сторон участников в области внешней торговли и объединяет 123 страны. Все участники GATT и те страны, которые желают присоединиться к этой организации, должны выполнять принципиальные правила Кодекса стандартов по 40 позиций.

Главная задача GATT заключается в либерализации внешней торговли путем устранения таможенных барьеров и снижения тарифов, а также использование нстарифних средств регулирования торговли. В 1993 г.. На Уругвайском раунде было принято решение о преобразовании GATT на Всемирную торговую организацию (WTO), которая официально начала функционировать с 1 января 1995 p. GATT как всесторонняя соглашение, регулирующее торговлю товарами, стала составной частью WTO.

Сферой действия Соглашения ТВТ, так называемого Кодекса GATT / WTO по стандартизации, есть технические правила, регламенты и стандарты, которые могут влиять на торговлю прямым или косвенным образом. Соглашение ТВТ показывает, что национальные или региональные ВС, содержащие обязательные требования, не создают ненужных препятствий в мировой торговле, если они базируются на согласованных международных стандартах. Поэтому WT0 подчеркивает преимущество стандартов, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации (ISO), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Международным союзом телекоммуникаций (ITU). Деятельность этих организаций распространяется на все области стандартизации в мире и поддерживает реализацию Соглашения ТВТ - соблюдение Кодекса добросовестной практики по разработке, принятию и применению стандартов (приложение №3 к Соглашению ТВТ). Соглашением ТВТ предполагается информационный обмен между всеми членами WTO относительно требований стандартов, правил и технических регламентов на продукцию. Соглашение WTO и ТВТ на основе международных стандартов - это фундамент мирового рынка.

Процесс присоединения Украины к GATT начался в 1993 году. В 2001 г.. Были разработаны мероприятия и программа к вступлению Украины в WTO - влиятельной международной экономической организации. С целью преодоления технических барьеров в международной торговле, обеспечение национального режима торговли импортными товарами в соответствии с нормами и принципами WTO Украина присоединилась в Кодекс добросовестной практики по подготовке, принятию и внедрению стандартов WTO. Стремясь интегрироваться в мировую экономику, Украина гармонизировала свое законодательство и ВС в соответствии с нормами GATT / WTO, привела в соответствие с ними таможенное и тарифное регулирование и другие механизмы управления внешнеэкономической деятельностью.

Наша страна уделяет большое внимание международному научно-техническому сотрудничеству в области стандартизации и принимает непосредственное участие в работе международных и региональных организаций и их технических комитетов. Основными задачами международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации являются:

Сближение и гармонизация национальной стандартизации Украины с международными и региональными системами, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

Совершенствование и развитие фонда НД Украины по вопросам стандартизации на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран, а также систематизация, обобщение и максимальное использование достижений научно-технического прогресса;

Проведение целенаправленной научно-технической и экономической политики путем разработки международных и региональных стандартов на базе ВС Украины на новые конкурентоспособные виды продукции и услуг;

Улучшение нормативного обеспечения торгового, экономического и научно-технического сотрудничества с другими странами и участие в международном разделении труда;

Обеспечение защиты интересов страны при разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов;

Обеспечение единства измерений;

Обеспечение взаимного признания результатов оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В области международной стандартизации Госпотребстандарт Украины как национальный орган по стандартизации представляет Украину в международных, региональных и межгосударственных организациях по стандартизации:

С 1992 года - в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (в рамках "Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации" и других);

С 1993 года является членом Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) - наиболее влиятельных международных организациях в области стандартизации;

С 1997 года Украина является членом Европейского комитета по стандартизации (CEN) и Европейского комитета стандартизации в области электротехники (CENELEC) и членом-корреспондентом Международной организации законодательной метрологии (OIML).

Госпотребстандарт Украины активно участвует в работе Рабочей группы по стандартизации ЕЭК ООН, представляет Украину в комитетах ISO - Комитеты по информационным системам и услуг (INFCO), Комитеты по оценке соответствия (CASCO), является членом международной информационной сети (ISONET).

Международная стандартизация - стандартизация , участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов .

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Региональная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Стандарт научно-технического, инженерного общества - стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

– сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

– обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

– содействие международной торговле;

– содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Основными задачами стандартизации являются:

    установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

    развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

    обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

    разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

    принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;

    формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

    создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

    ЕЭК ООН определил следующие основные приоритетные направления и задачи для стандартизации:

    – здравоохранение и обеспечение безопасности;

    – улучшение окружающей среды;

    – содействие научно-техническому сотрудничеству;

    – устранение технических барьеров в международной торговле, являющихся следствием негармонизованных нормативных документов.

    В перечне ЕЭК ООН обозначено 15 секторов (областей), для которых необходима стандартизация: Атомная энергетика, радиационная безопасность и радиационная защита; Строительное оборудование и элементы; Электро- и электронное оборудование и детали; Охрана окружающей среды; Противопожарная защита и системы защиты от краж; Машинное оборудование; Здравоохранение; Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства; Транспортное оборудование; Обработка информации; Энергетика; Материалы; Прочие продукты и оборудование; Метрология; Обеспечение и оценка качества

    Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.

    Гармонизация стандарта - это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.

    Руководство ИСО/МЭК 21:2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта.

    Прямое применение — это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.

    Косвенное применение — применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.

    Руководство ИСО/МЭК 21 устанавливает систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов:

    – идентичные (IDT): Идентичные по технической содержанию и структуре, но могут содержать минимальные редакционные изменения;

    – измененные (MOD): Принятые стандарты содержат технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены;

    – не эквивалентный (NEQ): региональный или национальный стандарт не эквивалентен международным стандартам. Изменения ясно не идентифицированы, и не установлено четкое соответствие.

    ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:

    – принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений (метод обложки). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;

    – принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.

    При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального).

    Международные, региональные стандарты, документы ЕЭК ООН и других международных, региональных организаций и национальные стандарты других стран могут применяться в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений до их принятия в качестве государственных стандартов Российской Федерации.

    Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный) стандарт.

    В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуется стандарт, различаются уровни гармонизации. Стандарты, гармонизованные на международном уровне - гармонизованы с международным стандартом. Стандарты, гармонизованные на региональном уровне - гармонизованы с региональным стандартом. Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних или многосторонних соглашений. Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе - гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.

    Стандарты, гармонизованные на двусторонней основе - гармонизованы двумя органами, занимающимися стандартизацией.

    Следует иметь в виду, что гармонизованные стандарты не аналогичны односторонне согласованным и сопоставимым стандартам.

    Согласованный стандарт (односторонне согласованный стандарт) - это нормативный документ, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.

    Сопоставимые стандарты - это нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги), утвержденные различными органами по стандартизации. Они содержат различные требования, но относящиеся к одним и тем же характеристикам (свойствам) объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и тех же методов. Это позволяет сопоставить различия в требованиях. Неодносторонне согласованные, несопоставимые стандарты не являются гармонизованными (эквивалентными), так как не обеспечивают взаимозаменяемость продукции (услуги) и др.

    Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития и углубления промышленного сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизации затрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды .

    Гармонизации стандартов способствует участие стран в работе организаций, разрабатывающих международные стандарты. Международное сотрудничество России по линии этих организаций имеет различные формы: участие в создании международных и региональных стандартов, правил, рекомендаций; двустороннее и многостороннее сотрудничество (по гармонизации отечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров, обмен опытом, взаимное консультирование и обучение в области стандартизации); обеспечение применения международных, региональных стандартов в договорно-правовых отношениях и в народном хозяйстве.

    Факторами, которые влияют на степень гармонизации национальных стандартов, являются уровень ориентации экономики страны на внешнюю торговлю, емкость внутреннего рынка. В этой связи, например, в странах Северной Европы значительную часть фонда национальных стандартов составляют международные (региональные) нормативные документы, принятые «методом обложки» либо используемые путем прямого применения, а национальные стандарты в значительном объеме гармонизованы с международными.

    В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70-80% национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартов ИСО и около 60% стандартов МЭК.

    В других странах существуют свои особенности системы стандартизации и действуют свои национальные органы стандартизации. Например, в США эту работу возглавляет Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). Стандарты США разрабатывают организации, аккредитованные NIST. Среди них: Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM), Американское общество по контролю качества (ASQC), Американское общество инженеров-механиков(ASME), Объединение испытательных лабораторий страховых компаний, Общество инженеров автомобилестроителей (SAE), Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и ряд других. В Великобритании организацией по стандартизации является Британский институт стандартов (BSI). В Германии это — Немецкий институт стандартов (DIN). Решением Президиума DIN создано Германское общество по маркированию продукции (DQWK), которое занимается организацией, управлением и надзором за системами сертификации продукции на соответствие требованиям стандартов DIN и в необходимых случаях международных стандартов. Информационным обеспечением занимается Информационный центр технических правил (DITR). В настоящее время развивается сотрудничество DIN с Российскими организациями. Во Франции организация по стандартизации — Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR); в Японии — Японский комитет промышленных стандартов (JISC); в Швеции — Шведская комиссия по стандартизации (SJS).

    В каждой стране есть свои особенности стандартизации и существуют разные точки зрения на международную и региональную стандартизацию. Процедура разработки

    Национальная организация по стандартизации Японии — Японский комитет промышленных стандартов (JISC) разработала стратегию деятельности по стандартизации в стране, в которую включены основные положения стандартизации. Среди которых широкое использование добровольных стандартов в законодательно регулируемых сферах, таких как безопасность и защита окружающей среды. Использование стандартизации рассматривается как инструмент конкуренции. В настоящее время существует новый вид документов по стандартизации — New Deliverables. Понятие New Deliverables охватывает ряд национальных, региональных (европейских) и междуна-родных документов по стандартизации. Эти стандарты объединены общим признаком — при их соз-дании не было полного согласия между сторонами, которое лежит в основе классических стандартов. Отказ от учета мнения всех заинтересованных сторон, в некоторых случаях значительно быстрее приводит к выполнению требований рынка.

    2. Понятие оценки уровня качества. Характеристика методов оценки уровня качества

    Качество — одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Качество товара — совокупность свойств, характеристик, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности населения в соответствии с его назначением. В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации; межгосударственные стандарты РФ (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), региональный стандарт. В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обуславливающим качество. Свойство — объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными. Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и пр. Сложное свойство — комплексная особенность, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств — энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, а так же усвояемости. Показатель качества — количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими или нефизическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут измеряться количественно и качественно. Наименование показателя служит качественной характеристикой товара (например, массовая доля сахара в соке). Значение показателя — является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности) например, 12% сахара в соке. Единичные показатели — показатели, предназначенные для выражения простых свойств товара. К ним относятся цвет, форма, целостность, кислотность. Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товара. Базовые показатели — показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показательного качества (например, для оценки качества чая — берем определенные показатели, берем ГОСТ и сравниваем эти показатели, затем делаем выводы и заключения). Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся органолептические показатели (внешний вид, цвет, вкус, запах, физико-химические (массовая доля жира, этилового спирта). Уровень качества товаров — относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовым значением тех же показателей. В качестве базовых показателей приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов, а так же стандартные образцы, эталоны. Технический уровень качества — относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно- технические достижения этой области. Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и определяющих их показателей, которые обуславливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.

    Согласно ГОСТ 1555467-79 оценка уровня качества продукции
    — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

    Оценка качества - это более широкое понятие, чем контроль качества. При проведении оценки качества учитывают большее количество показателей качества.

    Оценка уровня качества - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Уровень качества является относительной характеристикой качества продукции, основанной на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей. Оценка уровня качества имеет более широкий смысл, чем оценка и контроль качества. Оценку уровня качества проводят при решении вопроса о постановке продукции на производство, выборе лучшего товара для реализации, анализе динамики уровня качества, планировании показателей качества товаров и др.

    Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием оценки качества товара. Такой выбор осуществляется с учетом следующих факторов: назначения и характера использования продукции; оценки существующей потребности в продукции и сложившегося потребительского спроса на нее; характеристики потребителей и установлении требований к продукции; состава и структуры характеризуемых потребительских свойств продукции.

    Формирование номенклатуры показателей качества продукции проводится на основе анализа их потребительских свойств. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций.

    При выборе номенклатуры показателей качества используют типовую номенклатуру показателей качества, из которой выбирают единичные показатели качества, которые наиболее важны для оценки качества конкретного товара. Номенклатура показателей качества должна соответствовать номенклатуре его потребительских свойств.

    При формировании номенклатуры на конкретный товар отдельные показатели качества, предусмотренные в групповой номенклатуре, могут не рассматриваться или рассматриваться дополнительно.

    В зависимости от задач оценки качества в номенклатуру показателей качества, кроме потребительских, могут быть включены показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые и экономические показатели. Количество показателей качества, включенных в номенклатуру, должно быть оптимальным. Бесконечное расширение числа показателей качества в номенклатуре может привести к включению в список родственных показателей. Большое число показателей качества с невысокой весомостью могут «закрыть» крупные показатели, исказив результаты оценки. Однако, если перечень слишком короток, то могут оказаться пропущенными важнейшие показатели, характеризующие качество.

    В некоторых случаях можно воспользоваться готовыми разработками номенклатуры показателей качества товаров, которые регламентированы в специальных стандартах. При необходимости номенклатуру показателей качества можно выбирать, используя экспертные методы, основанные на опросе специалистов-экспертов.

    Методы оценки показателей качества подразделяются в зависимости от способов сравнения показателей качества и источника получения информации или используемых средств.

    В зависимости от способа сравнения показателей качества различают дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества.

    Дифференциальный метод подразумевает сопоставление единичных показателей качества оцениваемой продукции с единичными базовыми показателями, установленными для данного вида продукции.

    Такое сопоставление удобно производить, подсчитывая относительные показатели качества продукции. Если они окажутся больше 1, то продукция соответствует базовому образцу. Если хотя бы один из относительных показателей качества меньше 1, то может быть сделано заключение, что продукция не соответствует базовому образцу.

    При дифференциальном методе оценки уровня качества считают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке качества продукции. Это просто и удобно, но не всегда оправданно, особенно при решении вопроса о браковке продукции по малозначащему показателю, который не влияет на функционирование продукции при эксплуатации, например недостаточная на одну нить плотность тканей, незначительное снижение (по сравнению с нормой) массы материала и т.п., тем более что основные эксплуатационные показатели продукции (прочность, стойкость к истиранию, несминаемость и т.п.) значительно превышают требования норм. Этот недостаток отсутствует в комплексном методе оценки качества, который основан на использовании одного обобщенного показателя, объединяющего показатели, выбранные для оценки качества продукции. Показатели переводят в безразмерные, определяют их значимость - коэффициенты весомости в общей оценке качества - и вычисляют обобщенные показатели:

    среднего арифметического

    (1)

    где Q ji
    - безразмерный показатель качества;

    j i
    - коэффициент весомости показателя качества,

    Σ j i
    = 1;

    n - число показателей качества;

    среднего геометрического

    (2)

    среднего гармонического

    (3)

    Преимущество комплексной оценки - учет значимости отдельных свойств и получение одной итоговой оценки. Однако она не дает полного представления об отдельных свойствах продукции и не исключает возможности компенсации недостатка одного показателя избыточным другим. Поэтому комплексные оценки обычно не рекомендуют для контроля качества продукции. Эти оценки должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества продукции. Поэтому предпочтительнее использовать комбинированный метод оценки качества.

    Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества продукции. Его применяют, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции. Например, смешанный метод оценки уровня качества используют при определении сорта отдельных видов тканей и штучных текстильных изделий, причем по большинству физико-механических показателей осуществляется дифференциальная оценка, а по недостаткам внешнего вида, разрывной нагрузке, массе, ширине и плотности - комплексная оценка в условных баллах.

    В зависимости от источника информации или используемых средств могут применяться следующие методы оценки показателей качества: измерительный, расчетный, регистрационный, органолептический, экспертный, социологический и смешанный.

    3. Сделайте заключение о соблюдении магазином метрологических правил

    А. В булочной расфасовали вафли в пакеты по 1 кг. При проверке инспектором отобранных образцов пакетов с вафлями среднее отклонении их от массы нормального количества оказалось равным 40 г.

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

· Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Назначение и цели международной стандартизации

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

  • 1. сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;
  • 2. обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;
  • 3. содействие международной торговле;
  • 4. содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Основными задачами стандартизации являются:

  • 1. установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
  • 2. развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • 3. обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
  • 4. разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • 5. принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;
  • 6. формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
  • 7. создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

ЕЭК ООН определил следующие основные приоритетные направления и задачи для стандартизации:

  • · здравоохранение и обеспечение безопасности;
  • · улучшение окружающей среды;
  • · содействие научно-техническому сотрудничеству;
  • · устранение технических барьеров в международной торговле, являющихся следствием негармонизованных нормативных документов.

В перечне ЕЭК ООН обозначено 15 секторов (областей), для которых необходима стандартизация

  • 1. Атомная энергетика, радиационная безопасность и радиационная защита.
  • 2. Строительное оборудование и элементы.
  • 3. Электро- и электронное оборудование и детали.
  • 4. Охрана окружающей среды.
  • 5. Противопожарная защита и системы защиты от краж.
  • 6. Машинное оборудование.
  • 7. Здравоохранение.
  • 8. Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства.
  • 9. Транспортное оборудование.
  • 10. Обработка информации.
  • 11. Энергетика.
  • 12. Материалы.
  • 13. Прочие продукты и оборудование.
  • 14. Метрология.
  • 15. Обеспечение и оценка качества.

Порядок применения международных стандартов

Общие нормы

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано, в основном, со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.

Руководство ИСО/МЭК 21:2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта.

  • 1. Прямое применение - это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
  • 2. Косвенное применение - применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.

Руководство ИСО/МЭК 21 устанавливает систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов

  • · Идентичные (IDT): Идентичные по техническим содержанию и структуре, но могут содержать минимальные редакционные изменения.
  • · Измененные (MOD): Принятые стандарты содержат технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены.
  • · Не эквивалентный (NEQ): региональный или национальный стандарт не эквивалентен международным стандартам. Изменения ясно не идентифицированы, и не установлено четкое соответствие.

Международные организации по стандартизации

Международная организация стандартизации (ISO)

Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.

International Electrotechnical Commission (Международная электротехническая комиссия)

Организация IEC (МЭК), образованная в 1906 г., является добровольной неправительственной организацией. Ее деятельность, в основном, связана со стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования. Основное внимание IEC уделяет таким вопросам, как, например, электроизмерения, тестирование, утилизация, безопасность электротехнического и электронного оборудования. Членами IEC являются национальные организации (комитеты) стандартизации технологий в соответствующих отраслях, представляющие интересы своих стран в деле международной стандартизации.

Язык оригинала стандартов МЭК - английский.

International Telecommunication Union (Международный Союз Электросвязи)

ITU - международная межправительственная организация в области стандартизации электросвязи. Организация объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. В ее состав входят телефонные, телекоммуникационные и почтовые министерства, ведомства и агентства разных стран, а также организации-поставщики оборудования для обеспечения телекоммуникационного сервиса. Основная задача ITU состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов. В 1947 г. ITU получила статус специализированного агентства Организации Объединенных Наций (ООН).

Международные организации, участвующие в работах по стандартизации

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН)

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - орган Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), создана в 1947 г.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом, - достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия. ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - это межправительственная организация, учрежденная под эгидой ООН для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Работает с 1957 г., штаб-квартира - в Вене; 146 членов, в том числе Россия. Официальные языки МАГАТЭ - английский, русский, французский, испанский, китайский; рабочие - английский, русский, французский, испанский.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) образована в 1995 г. на базе генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАTТ)

Международная организация потребительских союзов (МОПС)

Международная организация потребительских союзов (МОПС) ведет большую работу, связанную с обеспечением качества продукции и, в первую очередь, товаров широкого потребления. Создан в 1960 г. - членами МОПС являются свыше 160 потребительских ассоциаций из разных стран.

Международное бюро мер и весов (МБМВ)

Международное бюро мер и весов (фр. Bureau International des Poids et Mesures, BIPM) - постоянно действующая международная организация, учреждённая в соответствии с подписанной в 1875 году Метрической конвенцией. Основной задачей Бюро является обеспечение существования единой системы измерений во всех странах-участницах этой конвенции. По состоянию на январь 2014 года 55 стран являлись членами и 39 стран ассоциированными членами МБМВ.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ)

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) - межправительственная международная организации, имеющая своей целью международное согласование деятельности государственных метрологических служб или других национальных учреждений, направленное на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений в странах - членах МОЗМ. Организация создана в 1955 г. на основе Конвенции, ратифицированной законодательными органами стран-участниц.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Международная организация гражданской авиации, или ИКАО, является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, полномочия которого предусматривают обеспечение безопасного, эффективного и упорядоченного развития международной гражданской авиации. ИКАО разрабатывает следующие типы Стандартов и других положений:

  • · Стандарты и Рекомендуемая практика, которые называются SARPS (если имеется в виду и то, и другое);
  • · Правила аэронавигационного обслуживания (PANS);
  • · Дополнительные региональные правила (SUPPs);
  • · различного рода инструктивный материал.

Международный консультативный комитет по стандартизации систем космических данных (CCSDS)

Международный консультативный комитет по стандартизации систем космических данных был образован в 1982 году крупнейшими космическими агентствами мира, служит форумом для обсуждения общих проблем в области развития и эксплуатации космических информационных систем. В настоящее время он состоит из 11 членов агентств, 28 агентств-наблюдателей, и свыше 140 промышленных партнеров.

Стандартизуемые объекты:

  • · диапазоны радиочастот, функции и структуры линии "Земля-борт";
  • · параметры приемных и передающих устройств;
  • · стандартные блоки форматированных данных;
  • · процедуры командных радиолиний;
  • · обработка и сжатие данных;
  • · интерфейсы и протоколы обмена данными различных уровней;
  • · логика принятия решений и т.д.

Международное сотрудничество в области стандартизации ГОСТ Р 1.0-92 (1997)

Госстандарт России в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" вправе представлять Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

  • · гармонизация государственной системы стандартизации Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;
  • · совершенствование фонда отечественных нормативных документов по стандартизации на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса;
  • · гармонизация стандартов с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран;
  • · повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;
  • · разработка международных и региональных стандартов на основе отечественных стандартов на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;
  • · нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
  • · обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов;
  • · обеспечение единства измерений с другими странами.

Международное сотрудничество по стандартизации осуществляют по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на основе соглашений, договоров и протоколов о сотрудничестве, обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации.

Международное сотрудничество Российской Федерации по линии международных организаций по стандартизации включает в себя непосредственное участие в работе этих организаций, в первую очередь, в разработке международных и региональных стандартов, правил ЕЭК ООН и других международных организаций, а также обеспечение их применения в народном хозяйстве и договорно-правовых отношениях со странами-партнерами.

Двустороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает работы по гармонизации отечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров, совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др.

Организация и проведение работ по международному сотрудничеству по стандартизации осуществляется в порядке, установленном Госстандартом России, с учетом методических документов, принятых ИСО, МЭК, ГАТТ, Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, а также другими международными и региональными организациями, занимающимися вопросами стандартизации, а также документами, действующими в стране и определяющими порядок проведения работ по двустороннему научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами-партнерами.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора.