Общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»: что это, чем занимается. История российского движения школьников

Известно, что новое школьное движение займется воспитанием личности на основе "присущей российскому обществу системы ценностей" . Комментируя скупой на подробности указ, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что детали работы движения, в том числе вопросы членства, "еще предстоит проработать".

ПО ТЕМЕ

В некоторых СМИ "Российское движение школьников" поспешили расценить как возрождение пионерской организации. В ответ Песков заметил, что опыт пионерии и комсомола может пригодиться новому движению .

"Безусловно, опыт таких молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, конечно, было бы неразумно полностью от этого опыта отказываться и его игнорировать ", – заявил он.

Глава Росмолодежи (является учредителем нового движения) Сергей Поспелов, в свою очередь, рассказал, что новая детская организация "не связана с навязыванием какой-либо идеологии" и "направлена на развитие компетенций, воспитания и системы дополнительного образования". Он также заверил, участие в "Российском движении школьников" будет добровольным, передает ТАСС .

По поводу движения высказалась и cпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она считает, что новое движение школьников должно стать для подрастающего поколения "собственным интересным делом" , а не очередной "обязаловкой", навязанной сверху.

Идея получила поддержку и в педагогической среде. Учитель русского языка и литературы лицея №1581 Оксана Ганабова рассказала Дням.Ру , что за последние 20 лет в России выросло целое поколение молодых людей, ориентированных прежде всего на личные потребности.

"Они очень мало думают о том, что мир вокруг них – это некая сложная система, некое сложное целое, которое требует от человека определенных усилий, чтобы в него вписаться и как-то его двигать и развивать. Это то, что принято называть отсутствием коллективного сознания ", – рассказывает она о деформации мировоззрения современной молодежи.

Нынешнее поколение школьников, с одной стороны, все так же испытывает потребность в общении, а с другой – сильно погружено в виртуальное пространство. Там дети пытаются взаимодействовать, но происходит это в основном на уровне онлайн-игр и в деструктивном ключе – чаще всего участники объединяются, чтобы разрушать.

"У них есть внутренняя потребность в общении, но к сожалению, мы не предоставляем такой возможности. Они хотят каким-то образом взаимодействовать, но у них для этого нет ни площадок, ни каких-то других возможностей ", – указала Ганабова.

Эту проблему и может решить "Российское движение школьников", считает она. По ее мнению, общение в рамках такой площадки – правильное, структурно организованное, направленное на внутренний рост, взаимодействие, – приведет к ощутимому результату.

"В дальнейшем мы получим поколение молодых людей, которые готовы к созиданию, которые готовы что-то менять, консолидируя свои усилия, объединяясь, потому что они научились взаимодействию", – заключает учительница.

29 октября 2015 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Как отмечается в документе, целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Учредителем Российского движения школьников является Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Руководитель Росмолодежи Сергей Поспелов заверил что, новая детская организация " не связана с навязыванием какой-либо идеологии" и " направлена на развитие компетенций, воспитания и системы дополнительного образования" и заявил, что участие в "Российском движении школьников" будет добровольным.

28 марта 2016 г . в Москве состоялся первый, учредительный съезд Российского движения школьников. В число учредителей вошли Федеральное агентство по делам молодежи (от имени государства), общественные объединения (Ассоциация учащейся молодежи Российского союза молодежи "Содружество", Всероссийское педагогическое собрание, Российские студенческие отряды и др.). Также среди учредителей - ректор МГУ Виктор Садовничий, председатель СПО-ФДО Алексей Волохов, учитель русского языка и литературы из Калининградской области, Герой Труда РФ, заслуженный учитель РФ Галина Громова, директор санкт- петербургской Академической гимназии номер 56, народный учитель РФ Майя Пильдес. На учредительном съезде был принят устав и сформированы руководящие органы РДШ. Председателем организации (сроком на три года) был избран российский космонавт, Герой РФ и отец четырех детей Сергей Рязанский,

сопредседателями - учитель биологии из Татарстана, победитель конкурса "Учитель года 2013" Алла Головенькина и телеведущая Яна Чурикова.

С 18 по 20 мая 2016 года в Москве состоялся Съезд Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). Новая детско-юношеская организация «Российское движение школьников», созданная по указанию президента Владимира Путина, официально начала действовать. Старт работе был дан в конце двухдневного съезда организации, который прошел в Московском государственном университете (МГУ) имени М.В. Ломоносова.

Основные направления

В ходе работы съезда были определены основные четыре направления работы новой организации:

– военно-патриотическое,

Информационно-медийное,

Личностное развитие

Гражданская активность.

Согласно уставу, членами организации могут на добровольной основе стать лица, достигшие 8-летнего возраста (российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ), а также общественные объединения. В структуру входят региональные, местные и первичные отделения. Для координации движения в регионах, согласно распоряжению правительства РФ от 21 апреля 2016 г., создается Российский детско-юношеский центр.

Закрывая съезд РДШ, Рязанский сказал: "Работа у нас с вами только начинается. Поехали!" Рязанский отметил, что по стране работает много детских организаций, очень похожих на РДШ. "Но наша организация отличается тем, что мы объединим всех. Несомненно, мы будем перенимать их опыт, работать с ними вместе и приглашаем всех к сотрудничеству. Мы будем стараться те успешные программы, которые идут в регионах, вывести на федеральный уровень. И ребята будут заниматься общим делом, несмотря на то, что они живут в разных уголках нашей необъятной Родины".

Базовым символом движения стал логотип из трех пересекающихся сфер цветов триколора российского флага, на пересечении которых изображена пиктограмма книги как главного символа знаний. В его разработке принимали участие российские школьники. Сопредседатель движения телеведущая Яна Чурикова, презентовавшая новый символ на съезде, отметила, что логотип получился "очень гармоничный".

"Все то, о чем говорили наши участники, здесь отражено: книга как символ знаний, сферы как символ единства и гармонии и триколор. К тому же, он хорош своей вариативностью - в центр можно ставить другие изображения, показывающие направления деятельности РДШ", - сказала она. Каждое из четырех основных направления деятельности РДШ - военно-патриотическое, информационно-медийное, личностное развитие и гражданская активность также получило свой символ . Вместо книги на пересечении сфер цветов триколора будут использованы другие пиктограммы - звезда, знак "@", две колонны и детские ладони - соответственно.

29 октября в России появилась новая детско-юношеская организация, названная Российским движением школьников. Соответствующий указ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Подчёркивается, что новая организация будет общественно-государственной.


Указ №536 от 29 октября 2015 года «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников».

Из текста президентского указа:

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей постановляю:

2. Установить, что учредителем «Российского движения школьников» от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по делам молодёжи.

3. Предусмотреть в уставе организации (…), в частности, что
а) высшим органом управления организации «Российское движение школьников» является съезд, который созывается по решению координационного совета названной организации,
б) руководство координационным советом организации «Российское движение школьников» осуществляет её председатель и два сопредседателя, избираемые съездом сроком на 3 года,
в) Федеральное агентство по делам молодёжи обеспечивает представительство РФ в координационном совете организации (…), принимает участие через координационный совет организации «Российское движение школьников» в формировании основных направлений её деятельности, оказывает поддержку в реализации целей названной организации и контролирует выполнение возложенных на неё задач.

Как только президент РФ Владимир Путин указ подписал, журналисты поинтересовались у главы пресс-службы Кремля Дмитрия Пескова о том, каковы будут условия приёма детей в РДШ, и кто на первом этапе будет выступать создателями, если так можно выразиться, генеральной линии Российского движения школьников. Дмитрий Песков ответить на эти вопросы затруднился, сказав лишь о том, что предстоит достаточно большая работа для того, чтобы все эти задачи были решены в ближайшее время.

А это комментарий создания «Российского движения школьников» от министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова (цитата ):

«Российское движение школьников» будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования - воспитании и социализации учеников. Это необходимая инициатива, и министерство готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России.

При этом было отмечено, что «Российское движение школьников» - это внепартийная организация и ассоциировать её исключительно с советской пионерией «не совсем правильно».

По большому счёту, не так и важно, будет ли РДШ российской вариацией советского пионерского движения или не будет, главное в другом. Главное в том, что это, по сути, первая с момента распада СССР детско-юношеская организация, способная охватить сотни тысяч (если не миллионы) школьников, начинающая работу в России. И если работа будет вестись, как сказано в президентском указе, на основании присущей российскому обществу системы ценностей, то позитивные результаты вряд ли заставят себя долго ждать. Главное, что называется, без «пятилетки за две недели» и прочих перегибов, которыми в нашей стране начальствующие персоны способны придушить даже самую благую идею.

Итак, де-юре Российское движение школьников в нашей стране создано. И если, как сказано в указе президента, создаётся оно «с участием общественных объединений и граждан», то можно себе позволить с гражданской позиции поразмышлять на тему того, от чего детско-юношескую организацию необходимо оградить как минимум на этапе её становления.

Помимо упомянутых выше чиновничьих гиперинициатив, которые могут быть направлены не столько на развитие самого РДШ, сколько на самопиар, ограждать организацию придётся и, как говорится, с другого фронта. О чём речь? А речь о том, что сама попытка создания работоспособной и масштабной детско-юношеской организации в России – это откровенный щелчок по носу тем структурам, которые все последние годы только и заняты тем, чтобы подрастающее поколение вдруг не обрело крепкий стержень, позволяющий каждому, как говорили во времена оные, вырасти в полноправного человека и гражданина. Это всё о разросшихся как грибы после дождя бесчисленных «правозащитных» и псевдообразовательных структурах типа гипотетических «Родительский комитет против произвола учителей», «Сексуальное воспитание с пелёнок», «Подросток! Знай права, коси от обязанностей» или «Ассоциация психологически травмированных одиннадцатиклассников на уроках российской ».

С некоторых пор сама образовательная среда в России выстраивается таким образом, что у нас, видите ли, индивидуальность превыше всего. Не дай бог, кто-то из педагогов в школе заявит о каком-то там духе коллективизма, взаимопомощи или товарищеском плече – это ж явное нарушение ультралиберального принципа «Думай о себе и только о себе». Успело вырасти целое поколение, которому с молодых ногтей не без помощи так называемой соросовской литературы прививали понятие «Ты – венец творения, окружающие – говно». Простите великодушно за столь резкое выражения, но на деле это и есть завуалированный лозунг неолиберализма, который всеми силами проталкивался и местами продолжает проталкиваться в нашей стране среди молодёжи.

Успело вырасти и целое поколение, для многих представителей которого сверхзадача – получение двух дипломов о высшем образовании (один непременно – юриста, другой, конечно же, экономиста), а главной идеей является идея о том, что «мне все вокруг должны», должны только за то, что «я осчастливливаю людей своим взглядом и присутствием». Школа «должна», родители «должны», государство «должно», а «я»… а что «я» - «я никому ничего не обязан – нашли лоха» вкалывать на заводе или корпеть над инженерными чертежами…

И вот теперь государство на законодательном уровне предпринимает попытку сменить, что называется, ключевой воспитательный вектор. Сменить на тот, который может позволить ребёнку проходить социализацию с учётом того, что социализацию проходят и его сверстники, с учётом того, что твоя свобода действий должна соизмеряться со свободой действий других.

Кто первыми завыли от такой инициативы? Да всё те же либеральные «партнёры». Определённые группы в социальных сетях и элементы либеральной прессы переполнены криками о «возврате совка», «хождении строем», «идеях Чучхе» и подобных вещах. Оно и понятно. Те, кто, как говорится, ни разу не был замечен в созидании не могут себе позволить, чтобы у них из-под носа увели благодатный для посева либеральной идеологии материал – детей.

В общем, если Российское движение школьников – проект, который создаётся не для галочки, и от которого будут вилами отгонять «либеральных правозащитников», то шанс для развития у детско-юношеской организации есть. Будем надеяться…

Президент РФ Владимир Путин 29 октября 2015 года создал новую общенациональную детско-юношескую организацию РДШ ("Российское движение школьников"). Мы убеждены, сказал он, что эта дата станет началом новой эпохи развития наших детей.

Именно нашей школе выпала честь представлять «Российское движение школьников» и решить, какой должна быть наша организация.

    Приказ № 39П-47 департамента по делам молодежи Приморского края от 02 июля 2018 года "О закреплении перечня площадок, реалезующих в 2018/2019 учебном году деятельность Российского движения школьников ".

    Приказ №10-О от 29 января 2018 года федерального государственного бюджетного учреждения "Российский детско-юношеский центр" "Об тверждении плана мероприятий на 2018 год".

    Концепция проведения Всероссийской акции "День учителя".

    План мероприятий федерального государственного учреждения "Российский детско-юношеский центр" с сентября по декабрь 2018 года.

ЦЕЛЬ:

    совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

ЗАДАЧИ РДШ:

    Сохранение, пропаганда и распространение знаний в сфере школьного воспитания с учетом современных информационных и инновационных технологий;

    Объединение и координация усилий организаций, деловых кругов и граждан, занимающихся воспитанием подрастающего поколения и содействующих формированию личности, или движимых стремлением к этой цели;

    Создание и поддержка организаций, движений, кружков, детско-юношеских центров и других структур, занимающихся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности;

    Проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей, олимпиад, образовательных программ, практикумов, мастер-классов и других мероприятий, направленных на развитие детско-юношеской активности и раскрытие потенциала личности школьника.

Возглавил Российское движение школьников космонавт

Сергей Рязанцев

Публикация в СМИ

ПИЛОТНАЯ ШКОЛА РДШ

(Российское движение школьников)

представляет фотоальбом о проделанной работе

2 часть

Школа лидерства

Учащиеся школы Виктория Абрамович и Дарья Катревич приняли участие в работе II Форума молодёжного самоуправления Приморского края, проходившего с 21 по 23 октября 2016 года во Владивостоке...

Всероссийская акция

"МОЛОДЫ ДУШОЙ"

ЮНЫЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ

День старшего поколения.

Я люблю окошки деревенские

И бабушек, сидящих у окна,

Я люблю произносить их женские,

Словно Русь, простые имена.

Каждая семья держится на любви и памяти старшего поколения.

Этот праздник - знак большого уважения к людям старшего поколения. Вы – хранители мудрости, носители наших лучших традиций, достойный пример для подражания будущим поколениям. Вы подарили нам жизнь, научили работать, уважать чужое мнение и смело отстаивать собственное. Ваш жизненный опыт бесценен для молодёжи.

В нашей стране к пожилым людям всегда относились с большим почтением. Вы нужны вашим детям, внукам, ваши опыт и знания всегда будут востребованы.

1 октября учащиеся МОКУ Фадеевская ООШ, опорной площадки РДШ (Российского движения школьников), приняли участие в акции «Юные добровольцы». Наш день начался с поздравлений. В этот день мы поздравили родных и дорогих нашему сердцу людей – людей старшего поколения Матвиенко Людмилу Викторовну, Короулову Наталью Алексеевну, Кусую Любовь Романовну, Катревич Веру Петровну и многих других. Побывали в гостях у Прошкиной бабушки Кати.

Не забыли ребята и об учителях. Посетили педагогов старшего возраста, находящихся на заслуженном отдыхе. Прочли стихи и благодарственные поздравления педагогу дополнительного образования, Андрейченко Владимиру Моисеевичу. Оказали помощь в домашнем хозяйстве Ветерану труда, Почётному гражданину Октябрьского района, учителю, бывшему директору школы, Пятковой Татьяне Александровне. А также пригласили их на предстоящее торжественное мероприятие, посвящённое Дню учителя. В память о себе мы подарили цветок, выращенный своими руками.

В этот день от всей души мы пожелали всем крепкого здоровья, душевного тепла, радости, домашнего уюта, веры, надежды, любви! Долгих лет жизни!

Лидер РДШ в МОКУ Фадеевская ООШ, Ломакина Виктория,

учащаяся 8 класса

    ИНФОРМАЦИЯ об участии эко-отряда «Чистая вода» во Всероссийском конкурсе школьников «На старт, эко-отряд РДШ».

    Фильм-презентация работы эко-отряда "Чистая вода".

Актив Российского движения школьников

На базе пилотной школы МОКУ Фадеевская ООШ состоялся слёт актива Российского движения школьников, который провёл координатор Приморского отделения, председатель РДШ, Пряженников Максим Олегович.

Много нового и интересного узнали учащиеся о движении и его направлениях. Ребята самостоятельно работали над проектами, а затем их представляли и защищали. Большой интерес вызвал проект «Искатели сокровищ».

В свою очередь ребята пригласили Максима Олеговича в школьный музей «Наши истоки», где рассказали об истории школы. Экскурсию провела учащаяся 6 класса, Ратушная Яна.

Каждый участник слёта актива РДШ получил сертификат участника. Все остались очень довольны и с новыми мыслями, и идеями.

В минувший вторник редакция «Учительской газеты» увеличилась ровно вдвое. Причем вторая ее половина оказалась тоже весьма профессиональной, но достаточно юной: посмотреть, чем сегодня живет самое опытное педагогическое издание страны, пришли участники XVI Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных».
На утренней редколлегии всего четверо новичков - это одиннадцатиклассники из газеты «Антирутин» школы №38 из Ростова-на-Дону и их сверстники из газеты «Горностай», которую издает одноименный образовательный центр в Новосибирске. Это те, кто в ближайшем будущем планирует связать свою профессиональную жизнь с управлением медиа.
Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец вводит новичков в курс дела: когда, кем и в каких обстоятельствах была создана «Учительская газета», какие важнейшие вехи она прошла и почему сегодня по прошествии более 90 лет она остается ведущим российским СМИ, на высоком экспертном уровне освещающим сложнейшие вопросы современного образования. В экспресс-лекцию по истории журналистики органично вплетаются элементы методики управления издательским домом. Пожалуй, о лучшем профессиональном мастер-классе нельзя и мечтать.
...Разбор вышедшего номера «Учительской газеты», планирование следующего - гости редакции участвуют во всем: оценивают способы и особенности верстки (как здесь и как у нас), думают над тем, как продолжить темы текущего номера и что добавить, чтобы газета стала визуально еще интереснее и полнее содержательно... Острый взгляд юных журналистов подмечает многое, и скорее всего взять на вооружение что-то из прозвучавшего в ходе обсуждений стоит не только им.
Во второй половине дня к коллегам из Ростова-на-Дону и Новосибирска присоединяется команда «Переменки» - газеты лицея №11 из города Челябинска. Все вместе занимаемся перспективным планированием «Эпицентра» - эта рубрика с начала года вновь появилась в газете. Выбор темы, материала, формы подачи - всё исключительно в руках юных журналистов.
В качестве проблемного вопроса, который в самое ближайшее время подлежит рассмотрению, выбрали Российское движение школьников. Ну а кому как не его потенциальным участникам знать, что это такое и зачем это нужно их сверстникам?! Но блицопрос показывает, что лишь немногие из присутствующих в курсе, что это за организация... Домашнее, то есть редакционное, задание - узнать и написать. Редактор отдела образования и воспитания «Учительской газеты» Светлана Руденко обещает, что эти материалы войдут в ближайший номер.
Огромное впечатление на гостей производит первый номер «Учительской газеты» от 3 октября 1924 года.
Когда вместе собираются журналисты, начинающие и опытные, - это не только дискуссия в рамках единого профессионального кода, но и просто доброе человеческое общение... И, пожалуй, лучше, чем выпускающий редактор «Антирутина» Виктория Глущенко, не скажешь:
- Я очень рада, что мы пришли именно в «Учительскую газету». Шли на серьезный мастер-класс, а попали к таким светлым и дружелюбным людям. ​

Егор ВИНОГРАДОВ, 10-й класс, школа №91, Нижний Новгород:
В скауты принимают не всех

Я скаут. В нашей школе расположен региональный штаб Российского скаутского движения. Я с детства мечтал стать скаутом, как мой двоюродный старший брат. Он во всем был и остается для меня примером. Даже родителей упросил отдать меня в школу, где есть скауты, потому что ближе к нашему дому совсем другая, а сюда пришлось проситься. Сначала меня, конечно, привлекала лишь внешняя сторона: форма, галстуки, возможность ездить в походы, в загородный лагерь, где учат сплаву по реке и основам выживания с минимумом подручных средств. Потом я постепенно увидел и внутреннюю привлекательность скаутского движения. Мне нравится, что это организация неформальная, хотя и жестко построенная в смысле дисциплины - новички во всем подчиняются старшим и опытным инструкторам. С одной стороны, это может внушить сомнения, но они рассеиваются, когда узнаешь, что плохой и непорядочный человек никогда не станет инструктором. Такого человека не допустят к власти - это невозможно в скаутском движении, его просто выгонят из организации. Жизнь здесь построена таким образом, что сущность человека проявляется если не сразу, то вскоре - в трудных испытаниях человек показывает характер, узнает, на что способен. Мне нравится, что в скауты принимают не всех подряд, что нужно подготовиться, пройти испытания и доказать, что ты достоин. Я не понимаю смысла организаций, в которые всем классом можно вступить. Мне кажется, что такие общедоступные массовые организации не имеют никакого смысла. Мне бы было неинтересно в такой.

Ярослав Р., девятиклассник, Московская область:
Каждый в ответе за себя

К сожалению, я не слышал о такой организации. Не думаю, что она нужна, сегодня объединить всех вместе практически невозможно - люди, и школьники в том числе, очень разные, я, к примеру, никакой общественной работой не занимаюсь, мне это неинтересно. Да и нет времени на это - учусь в 9-м классе, так что приходится готовиться к ОГЭ, каждый день по 6-7 уроков, а потом занятия с репетиторами. К сожалению, сейчас не то время, когда можно жить по принципу «Один за всех, и все за одного». Мне кажется, что организовать нечто подобное пионерии и комсомолу сегодня нереально. В моем классе не только я, но и многие мои товарищи про Российское движение школьников даже не слышали. Встает вопрос - стоит тогда ломать копья и искусственно создавать организацию, которая никогда не станет массовой?

Петр РОГАЧЕВ, шестиклассник, школа №50, Нижний Новгород:
Нравится быть тимуровцем

В нашем классе есть тимуровская организация. Мы помогаем старшим в добрых делах. И в общешкольных делах, и дома. Мы с моим братом помогаем убираться соседу, он инвалид, и ему трудно двигаться. Мне нравится быть тимуровцем.

Маша П., 9-й класс, школа №7, Павлово, Нижегородская область:
Личное дело каждого

Когда я училась в начальной школе, у нас была «Маленькая страна», мы все входили в эту организацию, как я понимаю, что-то вроде октябрят. Но потом детство кончилось, и ни в каких организациях больше я не состояла. Я знаю несколько девочек из нашей школы, которые ходят во Дворец пионеров, там собирают активистов из каждой школы. У них все время какие-то мероприятия, они во всем участвуют, к чему-то готовятся. Одноклассники к ним относятся по-разному. Кто-то уважает, а кто-то считает выскочками. Я отношусь спокойно: если людям это нравится, пусть ходят и участвуют. Это личное дело каждого.

Светлана К., выпускница школы, Нижний Новгород:
Не могу тратить время на общественную работу

О Российском движении школьников слышу впервые. Активные мои одноклассники проявляют себя по-разному. Например, один мальчик с пятого класса участвует в акциях молодежного экологического клуба «Зеленый парус», а одна девочка из нашего класса ходит во Дворец детского творчества - там есть городской совет старшеклассников. У них много мероприятий, самых разных, то спортивных, то экологических, то концерт готовят и едут с ним куда-то, то просто развлекаются вместе. За свою активность она получила путевку в «Артек» в прошлом году. Это, конечно, здорово! Я бы тоже поехала с радостью. Но я не могу, как она, столько времени тратить на общественную работу. Хочу поступить в один из вузов Москвы или Питера, поэтому мне приходится много заниматься и самостоятельно, и с репетиторами. Может быть, в студенчестве у меня будет больше времени, и я смогу в чем-то поучаствовать. Моя подруга, например, учится на первом курсе университета. Недавно она вместе с другими студентами получила приглашение в Кремль - там собирали молодую гвардию «Единой России». Им сразу сказали, что из них будут готовить кадровый резерв партии. Она была приятно удивлена открывающимися перед ней возможностями.

Наталья ГАЕВСКАЯ, ученица 10-го класса школы №16, Воронеж:
Привлекает масштабность

Мы совсем недавно начали сотрудничать с Российским движением школьников. В нашей школе с 2013 года работает молодежный интернет-канал «Винегрет», он существует на базе медиацентра «Реактив». В декабре 2016 года мы подписали партнерский договор с РДШ и начали активно с ними взаимодействовать - освещаем мероприятия, которые проводит эта организация, сами в них участвуем и оказываем информационную поддержку. В нашей школе штаба РДШ пока нет, но до мая этого года он у нас будет сформирован, выберем и его руководителя, который станет участвовать в собраниях Российского движения школьников - такое представительство будет от каждой школы. Сейчас наш штаб потихоньку собирается, люди проявляют большую активность, хотят участвовать в движении. Мы на нашем интернет-канале стараемся поддерживать этот интерес, рассказываем о том, что такое Российское движение школьников, чем оно занимается, каковы перспективы и как именно каждый может в нем себя проявить.
Сама я не являюсь пока официальным членом РДШ, но так как я возглавляю детскую организацию - наш медиацентр и от моего имени мы заключили партнерское соглашение, то я буду одной из первых участниц движения в нашей школе.
Чем привлекательно это движение? Своей масштабностью прежде всего. У РДШ огромный охват мероприятий в различных направлениях, есть где развернуться и применить свои силы - и спортивное направление, и Юнармия, и медиа, и волонтерство - все!
Думаю, что в нашей стране обязательно нужна большая детская общественная организация или движение. У нас очень много небольших объединений, например, таких как мы, и должно быть что-то, охватывающее всех, потому что все мы занимаемся по сути одним делом - развиваем нашу молодежь. Лично для меня проявление активности в общественном движении - это хороший способ найти себя.

Вероника ДЕРЮГА, ученица 10-го «А» класса школы №1, Воронеж:
У меня свой социальный проект

Я не являюсь членом РДШ, хотя об этом движении знаю и знаю, по каким направлениям они работают. Я уже четвертый год вхожу в другую детскую общественную организацию, которая существует в нашем городе целых 50 лет! Это Воронежская региональная общественная детская организация «Искра». Мне всегда было интересно делать что-то полезное, быть участником какого-нибудь хорошего проекта, просто быть активным человеком. Мне этого хотелось, но я не понимала, с чего начать. «Искра» научила меня этому. Мне было интересно проходить тренинги, узнавать новое и развиваться. Теперь я понимаю, что очень изменилась за годы, которые провела в «Искре». Я научилась свободно общаться с людьми, даже с малознакомыми, могу договариваться с ними о чем-то, а главное - у меня сейчас свой социальный проект. Он направлен на то, чтобы показать современной молодежи, как можно интересно и с пользой проводить свободное время. Мы организуем в школах различные мероприятия, в основном для средних и старших классов. Сейчас у нас три формата: «Дозор» - это подвижная игра на местности с использованием шифров и кодов, вторая игра - ролевая, где у каждого участника есть своя роль и свои цели, которые зачастую не совпадают с целями других игроков. Участники погружаются в определенное игровое пространство и там взаимодействуют, чтобы достичь этой цели. Третья игра - «Фрисби», в ней мы используем летающую тарелку, но есть добавленные правила, которые делают игру интереснее и сложнее. Вообще деятельность детских общественных организаций во многом похожа, и цели тоже примерно одинаковы - сделать молодежь более активной, организовать ее. Но у всех есть свои проекты. Например, «Искра» уже несколько лет проводит фестиваль молодежной прессы «Репортер», я тоже в нем участвую. Я пишу в свою школьную газету и в прошлом году была на «Репортере» как участник, а в этом году уже как организатор. Но журналистика - это скорее мое хобби, после школы я собираюсь поступать в университет на прикладную математику. Участие в общественных движениях делает нас смелее и увереннее.

Стефания И., ученица 7-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:
Фундамент будущей карьеры

РДШ для меня - это фундамент для моей будущей карьеры. Здесь можно проявить себя в разных областях общественной жизни, найти единомышленников, сформировать свою точку зрения, попробовать себя в разных социальных ролях. Без общественной деятельности уже не представляю свою жизнь, так как она глубоко вошла в мой образ жизни.
Конечно, про учебу забывать нельзя. Я изучаю политическую теорию и подкрепляю ее практикой на деле через мероприятия, проводимые РДШ.
Выбор есть у каждого: жить бесцельно, без идей или наполнять свою жизнь яркими красками, знакомствами и новыми знаниями. Именно поэтому мой выбор - Российское движение школьников.

Илья Ч., ученик 10-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:
Движение очень интересное

Я в РДШ с первых дней. Движение молодое, но очень интересное. Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях и уже побывали на форуме «Дети! Россия! Будущее!», участвовали в финале 2-го Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций России, развивающих ученическое самоуправление, на днях были в Черноголовке на 1-й ассамблее РСМ Московской области.
Интересная идея - дни единых действий. В эти дни все школы живут одной идеей и одним форматом действий - мероприятия «День здоровья», «День Земли» и многие другие. Провели день книгодарения. Ребята дарили и получали в подарок любимые книги. К нам присоединились предприятия города и подарили гимназии сборники сочинений великих писателей.

Соня АТАМАНОВА, 11-й класс, гимназия №1, Челябинск:
Открытые двери - новые возможности

В прошлом году в нашей стране начало набирать обороты Российское движение школьников. Моя школа тоже стала пилотной, поэтому у меня появилась возможность оказаться на форуме новой журналистики «Мед», где ведущие SMMщики области рассказывали о ведении групп в социальных сетях. Именно с этого форума началось мое знакомство с РДШ. Вообще, хороший вопрос: зачем нужно РДШ? Столько лет жили без каких-либо школьных движений, а сейчас - здравствуйте! - появилось. Какой смысл во всем этом? Изначально многие относились к этому проекту скептически, вспоминая пионеров (хотя не понятно, почему пионеры здесь рассматриваются в негативном ключе), однако сейчас мнение кардинально изменилось. РДШ имеет массу положительных качеств. Во-первых, РДШ открывает закрытые двери. То есть не будь РДШ, я бы не познакомилась с волонтерским корпусом города Челябинска, не обрела бы новых знакомых среди молодых журналистов, с которыми мы продолжили взаимодействие после форума.
Открытые двери - новые возможности. Можно сказать, что перед нами, школьниками, все пути, надо только пользоваться возможностями.
Во-вторых, с появлением движения стали развиваться и школьные мероприятия. Приятно слышать от знакомых из других школ о том, как у них поменялся формат школьной жизни. От полного отсутствия к полномасштабным действиям, потому что РДШ проводит массу мастер-классов, форумы, флешмобы, в которых можно принять участие.
В-третьих, деятельность РДШ делится на 4 направления, для каждого из которых есть свои тематические мероприятия.
Для молодых журналистов, например, был организован день журналистики, в течение которого проводились занятия, можно было задать интересующие вопросы о профессии на пресс-конференции.
РДШ - это интересный, а самое главное - важный проект для самореализации школьников, поиска их пути. Кто-то скажет, что это отголосок «совка», но, чтобы им не быть голословными и поменять свое мнение об этом движении, надо «вариться» в этом всем, участвовать в мероприятиях движения. Люди в РДШ не кусаются, а на форумах зачастую становится тепло, как дома.

Елизавета ЛЕБЕДЕВА, 9-й класс, средняя школа №107, Челябинск:
Современная версия пионерии

РДШ - довольно неоднозначное явление для меня. Несмотря на то что все представители РДШ уверяют нас в том, что Российское движение школьников нисколько не похоже на пионерию и имеет совсем другую идею и смысл, надо признать, что на самом деле РДШ и есть самая настоящая современная версия пионерских отрядов. Немного модернизированная, но суть в принципе осталась та же - занять делом детей, развить их способности и таланты и заодно патриотизм привить, чтобы потом, в будущем, лучшие из лучших оставались жить и работать во благо нашей страны, а не уезжали за рубеж. Звучит довольно странно, но когда я брала интервью у представителя РДШ от нашей школы, то мне объяснили суть дела примерно так.
И в принципе я считаю, что сама концепция проекта неплоха. Ведь у ребят, вступивших в движение, появляется больше возможностей развить свой талант, показать его всей России. Многочисленные форумы, конкурсы, сборы и многое-многое другое проходит в РДШ практически ежедневно. И я, безусловно, поддерживаю это. Я сама обрела новых друзей, набралась опыта, побывала на интересных мероприятиях благодаря этому проекту. Но, конечно же, все не может быть идеальным, и у РДШ есть свои минусы. Например, у нас в школе тоже есть свое движение РВО - разновозрастные отряды, которые существуют уже огромное количество лет, но с приходом РДШ все, кто состоял в разновозрастных отрядах, автоматически стали еще и участниками Российского движения школьников.
Таким образом, я хочу подвести итоги. РДШ - это, безусловно, интересный проект, который может помочь некоторым ребятам показать себя на всю страну, сделать из них будущих успешных и талантливых людей. Но все же у движения есть минусы, и их достаточно. Но пока что представители сего проекта не особо торопятся исправлять все недочеты. Что ж, время покажет.

Андрей УРАНОВ, 10-й класс, Тайцкая школа, Ленинградская область:
Не орган самоуправления, а волонтерский кружок

Моя школа в поселке Тайцы Гатчинского района стала одной из пилотных для Ленинградской области. Все начиналось привлекательным представлением: харизматичный спикер два часа рассказывал о том, как простые люди могут совершить великие дела и на местном уровне, и на уровне страны, как начать заниматься самообразованием, как проявлять инициативу, чтобы быть впереди других, и т. д. После его речи первые участники объединения выступили с концертом, закрепляющим впечатление, а потом торжественная церемония принятия первых членов в ряды РДШ.
И вот организаторы уезжают и оставляют проект РДШ на саму школу, назначив координатора. Во время представления организация позиционировалась как орган самоуправления школой, с помощью которого школьники смогут влиять на жизнь и устройство своей школы. Спикер предлагал менять привычный распорядок дня, способ преподавания и мероприятия школы. Конечно же, все на какой-то момент загорелись идеями, но через пару дней у большинства все затухло. РДШ же какое-то время не давало о себе знать, но где-то через месяц актовый зал все чаще стал оккупироваться школьниками в белых футболках, а через месяца три деятельность РДШ в нашей школе оформилась и организация создала представление о себе.
Основным направлением в нашей школе стала организация местных мероприятий. Теперь в каждый значимый праздник была создана программа празднования: утром на входе в школу всегда стоит примечательный стенд и волонтеры приглашают на дальнейшие события. Все проходит чаще всего в актовом зале на двух больших переменах с разными интерактивами и концертной программой. Во время праздников члены РДШ снимают репортажи, которые оперативно монтируют и выкладывают в свою группу ВКонтакте.
В нашей школе РДШ работает, и работает хорошо, но нам обещали орган самоуправления, а мы получили просто волонтерский кружок с креативом и концертами. Не создано никакой структуры, нет скомпонованной и ясной информации для простых учеников. Нельзя четко сказать, кто лидер организации, так же как нельзя сказать, в каком направлении она развивается: праздники есть, свежее СМИ есть, но главного элемента, который обещали изначально, нет. Конечно, часть вины за это лежит на коллективе школы, который не проявляет инициативы и не стремится к развитию самоуправления, но организаторы и администрация не предоставили необходимой информации и возможности для удобной коммуникации и начала деятельности. В нашей школе могут быть социально активные ученики, готовые заниматься самоуправлением, но не готовые заниматься организацией людей.

От редакции

Надеемся, что такие встречи в «Учительской газете» станут регулярными, ведь «Эпицентр» - газета для школьников и о школьниках, нам очень важно ваше мнение, дорогие ребята. Ждем ваших писем и предложений по электронному адресу [email protected].