Leopard II. Европейское оружие сдерживания

Леопард 1 – это основной боевой танк ФРГ. Являлся главным танком Бундесвера до 1980-го. Активно экспортировался и сегодня, не смотря на существование , находится на вооружении у многих армий, регулярно модернизируется и улучшается.

История создания

В 1950-м годам руководство вооруженных сил ФРГ, Бундесвера, осознало необходимость замены американских танков М47 и М48. Эти машины уже не могли конкурировать с новейшими советскими танками, а в Холодную войну требовались эффективные и быстрые решения. В итоге в 1956 году ФРГ и Франция решили начать совместные работы по конструированию нового танка, который в немецких документах получил имя Standard-Panzer, то есть стандартный танк. Требования к машине сформулировали к 1957-му, и инженеры начали над ней работать.

Немцы и французы не очень заботились о взаимодействии, да и военным обеих стран это было невыгодно, так что по сути в разработке находилось сразу два стандартных танка. В 1963 году Франция прекратила совместные работы и стала работать отдельно над АМХ-30, а конструкторы ФРГ продолжили собственный проект Leopard 1.

Леопард должен был совместить в себе боевую мощь, подвижность и бронезащиту. Изначально по массе машина должна была быть как средние танки, с орудием не меньше 105 миллиметров, то есть как у тяжелых машин. Позже эту концепцию и назвали основным танком. При создании танка Leopard 1 приоритет сначала отдали подвижности и боевой мощи, пожертвовав защищенностью, но в будущем упущенное быстро наверстали.

В 1963 году первые прототипы нового танка были испытаны, и фирма Krauss-Maffei получила заказ на первые полторы тысячи машин. Серьезное производство развернули через год, так что первый Леопард заказчик получил в сентябре 1965-го. Но потом танк стал активно производится, модифицироваться и выставляться на продажу в другие государства.

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса — 39,6 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1965-2005;
  • Годы эксплуатации – с 1966 до наших дней;
  • Выпущено – 5200-6000 штук.

Размеры

  • Длина с пушкой вперед – 9540 мм;
  • Ширина – 3250 мм;
  • Высота – 2400 мм;
  • Клиренс – 440 мм.

Бронирование

  • Лоб корпуса (верх) — 30 / 84° и 70 / 60°;
  • Борт корпуса (верх) — 45 / 40°;
  • Корма корпуса (верх) — 35 / 14°;
  • Днище – 35 мм и 16 под двигателем;
  • Крыша корпуса – 25 мм;
  • Маска орудия – 100 мм;
  • Борт башни — 60 / 30°;
  • Крыша башни – 45 мм и 20 мм у люков.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 105 миллиметров L7A3;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 56 калибров;
  • Боекомплект – 60;
  • Прицелы – бинокулярный, монокулярный с ночным каналом, телескопический, оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А;
  • Пулеметы — 2 × 7,62-мм MG-3.

Подвижность

Модификации

Машина использовалась очень активно и применялась долго, поэтому много раз изменялась и модифицировалась, чтобы соответствовать современным требованиям.

  • Leopard 1A1 – добавился новый защитный кожух пушки и противокумулятивные экраны. В 1971 к этой же модификации добавили новые гусеницы и стабилизатор вооружения;
  • Leopard 1A1A1 – серия на базе 1А1 с более защищенной башней;
  • Leopard 1A2 – модификация 1972 года, с еще более усиленной защитой и современными наблюдательными приборами. Сильнее защищен от оружия массового поражения;
  • Leopard 1A3 – 1973 год, с сварной башней. Также в нем собрали все лучшие нововведения предыдущих моделей в области оборудования;
  • Leopard 1A4 – последняя серийная модификация с улучшенным прицельным комплексом. Разработан в 1974;
  • Leopard 1A5 – производился уже после разработки «Leopard 2», поскольку быстро заменить все устаревшие первые Леопарды новыми было нельзя. Разработанная в 1986 году модификация заключалась в добавлении на 1A1A1 новой аппаратуры связи и нового прицельного оборудования. Также на них впервые поставили модульную бронезащиту. К середине 1990-х все первые Леопарды в немецкой армии были по характеристикам аналогичны 1А5.

Машины на базе Леопард 1

  • Мостоукладчик Biber;
  • Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 2;
  • Самоходная зенитная установка Gepard.

Мостоукладчик Бибер

Боевое применение

В 1967 году Леопард-1 стали предлагать на Экспорт. Их приобрели в основном Нидерланды, а также Бельгия, Австралия, Бразилия, Греция и некоторые другие страны. Иногда заказывались модернизации, так что сегодня вне Германии на вооружении стран находятся «Леопард-1» разных модификаций. Однако в боевых действиях эти машины практически не участвовали. Единственный серьезный эпизод – это участие в составе миротворческого контингента UNPROFOR в Боснии и в нескольких боях с сербами.

Оценка танка

Несомненно, на танке «Leopard 1» танкостроение Западных стран существенно продвинулось. Новый основный танк был намного лучше американских М48 на вооружении ФРГ, и ни в чем не уступал американским М60. Но вот с советским Т-62, и особенно с разработанным к 1966-му Т-64 Леопард конкурировать не мог. Это отчасти связано с тем, что танковая промышленность ФРГ фактически начала развиваться заново, и конструкторы наверстывали двадцатилетний простой.

Танк в культуре

Сегодня танк Leopard 1 и его модификацию 1A1A1 можно встретить как немецкие танки 5 ранга, а также в игре Armored Warfare: Проект Армата как танк 3 уровня, а модификацию А5 как танк 5 уровня.

Фото и видео


Леопард 1 в зимнем камуфляже
Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 2
Самоходная зенитная установка Gepard
Разрубленный танк Leopard I в музее истории Первой мировой войны в Лейпциге

В 2014 году Бундесвер получил первый танк "Леопард 2А7". Эта модель стала очередным этапом модернизации боевой машины.

Производитель

В конце 70-х годов прошлого века концерн Krauss-Maffei AG начал серийную поставку нового танка "Леопард 2". Его создание велось в тесном взаимодействии с опытными германскими производителями вооружений. Фирма Wegmann разрабатывала башню. Porsche проектировал ходовую часть и трансмиссию. Орудием занимался Rheinmetall. За выполнение систем управления вооружением, наблюдения и связи отвечал AEG Telefunken. Им удалось аккумулировать богатый опыт проектирования тяжёлых боевых машин, полученный в годы Второй мировой войны. Были продолжены классические традиции германской школы танкостроения.

Общая характеристика

Машину можно назвать скорее консервативной, чем революционной. Создание танка — это искусство компромисса между взаимоисключающими требованиями. Немцы выбрали приоритетом удобство и надёжность эксплуатации. Может быть, в их памяти прочно остались бесконечные проблемы, к которым привела поспешность с постановкой на вооружение "Тигров" и "Пантер". "Леопард 2" имеет классическую компоновку со Машина оказалась очень надёжной в эксплуатации, с прекрасной ремонтопригодностью. Но самое главное, несмотря на консерватизм исполнения, с годами проявился значительный модернизационный потенциал, заложенный в этот танк. Новая модификация продолжила его раскрытие, и пока не ощущается, что он исчерпан. Многие считают это основной боевой танк Бундесвера не только лучшим западным, но и самым удачным танком современности. "Леопард 2А7" призван поддержать и укрепить это убеждение.

Двигатель и ходовая

В отличие от американских и советских конструкторов, инженеры Krauss-Maffei не стали экспериментировать с двигательной установкой. На "Леопард 2" установили дизель производства Mercedes-Benz. Последующий опыт эксплуатации "Абрамса" и Т-80 с газотурбинным двигателем выявил его недостатки, что подтвердило правильность выбора немецких танкостроителей. Надёжность, ремонтопригодность, лёгкость замены турбодизеля высоко оценены в войсках. Он позволяет разогнать танк "Леопард 2А7", как и прежние модификации, до семидесяти километров в час. В совокупности с гидромеханической трансмиссией и автоматической коробкой передач это придаёт машине отличные динамические характеристики.

Вооружение

Как и его предшественники, танк "Леопард 2А7" вооружён 120-миллиметровой пушкой производства Rheinmetall. В процессе модернизации танка менялась длина ствола, которая на этой модификации составляет пятьдесят пять калибров. Гладкоствольное орудие позволяет применять разные типы боеприпасов. Для поражения бронированных целей основным видом является Вместе с орудием модернизации подверглись и боеприпасы, которые получили более длинный поражающий элемент с совершенной аэродинамикой. Это привело к увеличению длины выстрела и изменению казённой части орудия. Скорость снаряда возросла за счёт более мощного заряда и длительности разгона в стволе удлинённой пушки. Пушка L55 считается наиболее совершенной артиллерийской системой, используемой в по бронепробиваемости и точности огня.

Помимо подкалиберного боеприпаса, танк может использовать кумулятивные и входящие в его боекомплект. "Леопард" не имеет в своём арсенале управляемых ракет, запускаемых из пушки, как у российских танков, и у него отсутствует система автоматического заряжания орудия. Обесценивают ли эти недостатки совершенное артиллерийское вооружение сказать сложно. На машине также устанавливается два пулемёта MG-3 калибра 7,62 мм. Ожидалось, что седьмая модификация будет оборудована дистанционно управляемым башенным пулемётом, но в войска поступили танки с традиционной пулемётной точкой.

Бронирование

Немецкая танковая конструкторская школа всегда отличалась повышенным вниманием к защите машины и экипажа. Поскольку создание танка всегда было искусством компромисса, то выигрыш в бронировании оборачивался проигрышем в весе, размерах и динамике. Танк "Леопард 2А7", фото которого вызвало интерес в военных кругах, позволил реализовать модернизационный потенциал, заложенный в начальной концепции. В новом облике машины хорошо различимы результаты усиления бронирования многослойной комбинированной бронёй. Углы наклона броневых листов максимально близки к острым. Общая толщина брони в наиболее уязвимых проекциях превысила один метр.

Танк оборудуется бортовыми экранами, которые могут усиливаться блоками динамической защиты. Помимо внешнего бронирования, внутреннее пространство танка разделено перегородками из броневой стали. Двигательный отсек разделён с боевым отделением, а боеукладка снарядов в корме башни имеет броневую стенку, отсекающую её от обитаемого отсека. В корме башни устроены вышибные панели, отводящие энергию взрыва боезапаса наружу. Вместе с секционированием защиты, это создаёт достаточно высокий уровень безопасности экипажа.

Оснащение

Трудно переоценить боевое оснащение современного танка средствами информации о тактической обстановке, навигации, связи и ведении огня. Сегодня электронное и оптическое оборудование составляет магистральное направление прогресса военной техники. Это нашло своё отражение и в том, что характеристики танка "Леопард 2А7" значительно отличаются от уровня первых моделей. Совершенная система стабилизации орудия значительно улучшила точность и кучность стрельбы, позволив поражать цель с первого выстрела. Члены экипажа оснащены более совершенными оптическими приборами. На танке установлены несколько тепловизоров с матрицей повышенного разрешения, что усилило позиции в условиях пониженной видимости. Прицелы командира танка и наводчика включены в единую боевую управляющую систему. Она же управляет орудием, оснащённым и электронным баллистическим вычислителем, учитывающим факторы износа, деформации ствола и внешних условий. В распоряжении экипажа имеется система навигации и коммуникации, позволяющие включать танк в тактику сетецентрического сражения.

Сравнение с танком Т-90

Сопоставление характеристик танков потенциальных противников всегда являлось предметом дискуссий, достигающих эпического эмоционального накала. Такие споры одновременно и захватывающие, и бессмысленные. Танк является боевым комплексом, применяемым в контексте остальных систем вооружения и в соответствии с концепцией определённой армии. Сравнивая и ставя танк "Леопард-2А7" против Т-90, можно прийти к выводу, что российская машина более совершенна. Ведь у "Леопарда" нет автомата заряжания, отсутствуют дальнобойные управляемые ракеты. Он гораздо более тяжёл и массивен, что отражается на динамике и большем силуэте корпуса. Несмотря на отличное бронирование, у него отсутствуют навесные блоки динамической защиты. Количество членов экипажа больше, чем в российском танке. Это всё является правдой, но только с одной стороны. С другой точки зрения, "Леопард 2А7" против Т-90 имеет явные преимущества. Более мощный удлинённый снаряд и возможность поразить цель с первого выстрела даже в движении делает танк очень опасным противником. Прекрасная информированность командира о тактической обстановке, обеспеченная совершенным оборудованием, позволяет более крупному и тяжёлому танку избегать угрожающих ситуаций и добиваться тактического превосходства. Стоит признать, что обе машины являются вершинами двух танкостроительных школ, которые воплотили в них весь собственный интеллектуальный и технологический потенциал.

История применения

Несмотря на свои достоинства, семейство танков, в которое входит "Леопард 2А7", можно назвать самыми невоюющими танками. Боевое применение ограничилось операциями в Афганистане, в которых им не противостояли никакие танки противника. Тем не менее, этот основной боевой танк составляет основу бронетанковых сил Германии, Голландии, Дании и других европейских стран. С распадом советского военно-политического блока он заменяет машины советского производства в государствах, присоединившихся к блоку НАТО.

Страна: Германия/Греция

В общей сложности Греция заказала в 2005 году 183 танка Leopard 2A4 из наличия немецкой армии. Перед отправкой все машины были проверены и покрашены в греческий камуфляж. Никаких других изменений конфигурация этих танков не претерпела.

Leopard 2HEL

Первое появление: 2006 год Страна : Германия/Греция

В начале 2002 года Leopard 2 был объявлен новым основным боевым танком для греческой армии. Было заказано в общей сложности 170 машин, которые должны были быть произведены главным образом в Греции. Дополнительная машина была заказана для боевых стрельб. Корпус и башня танков изготавливались в Греции. В процессе производства компоновка брони была оптимизирована, что привело к уровням защиты, сравнимым с уровнями защиты вариантов Strv 122 или Leopard 2Е. Боевые стрельбы показали несколько слабых мест в бронировании, над которыми предстояло поработать.

Танк базируется на модели Leopard 2AG, но доработан по нескольким основным направлениям. Корпус был дополнительно бронирован в передней части по образцу танков для Швеции и Испании. Дополнительные листы также установили на крыше корпуса в передней его части. Улучшенные комплекты бронирования можно увидеть также на бортах корпуса. Модули, защищающие направляющие колеса, были усилены, получив разнесенную броню в передней части. Бортовые экраны идентичны бортовым экранам варианта Leopard 2A6.

Силовой блок варианта Leopard 2HEL состоит из известной комбинации двигателя МВ873 Ка-501 и трансмиссии HSWL354. Установка современного силового блока стандарта euro рассматривалась, но не была реализована по финансовым причинам. Поскольку Греция также эксплуатирует танк Leopard 2A4, это решение представляется совершенно разумным. В кормовой части корпуса изменились лючки для обслуживания, также был немного перенесена влево опора пушки. Камера заднего вида для водителя установлена по осевой линии на крыше кормы корпуса. Эта усовершенствованная модель имеет солнечные фильтры. На этом варианте вспомогательная штанга с шаром на конце, показывающая кормовой срез машины, не установлена.

Правый борт в кормовой части был серьезно доработан, а его высота была увеличена. Здесь был установлен вспомогательный силовой блок, доступ к которому осуществляется через люк в правом борту. Он используется для выработки электроэнергии для систем танка в случае останова основного двигателя. Вспомогательный блок заменил обычные ящики для хранения в надгусеничной нише правого борта. Разъем для внешнего запуска танка сохранен с доступом к нему через небольшой лючок.

Башня танка четко определяется как семейство А6 по дополнительным клинообразным модулям на башне и основной пушке L55. Кроме того, на крыше башни установлена новая защита от атак сверху и плюс сдвижные люки командира и заряжающего. Дополнительное бронирование получил прицел PERI-R17A2. Теперь он защищен створкой с электроприводом. Она установлена на массивном поворотном кронштейне и рассчитана на защиту прицела от осколков. Вокруг прибора установлены дополнительные модули бронирования.

На танке Leopard 2HEL стоит такая же система управления огнем, как на варианте Leopard 2A6, хотя и немного усовершенствованная. В основной прицел наводчика теперь встроен современный тепловизор класса Ophelios-P. Кроме того, на крыше башни установлен датчик бокового ветра. Подобное устройство имелось на первом варианте танка уже Leopard 2, но было снято. Leopard 2 HEL в настоящее время является единственной версией семейства Leopard 2 с установленным датчиком бокового ветра.

Танк также оборудован командно-информационной системой тактического уровня INIOCHOS. Она позволяет выводить тактическую информацию и обмениваться цифровыми данными между различными подразделениями. Командир получил дисплей, на который выводится либо информация о состоянии систем танка, либо тактические данные с привязкой к местности. Командир также может вводить и отправлять данные с помощью небольшой клавиатуры. Еще один дисплей установлен у водителя, он используется для настройки и показа промежуточных точек маршрута.

На танке Leopard 2 HEL установлены современные коммуникационные средства, Обмен сообщениями на борту осуществляется через цифровую систему WISPR. Она обеспечивает зашифрованную голосовую связь между членами экипажа, а также и вокруг машины. Системе не нужны кабели для поддержания связи, она организована на основе локальной беспроводной сети WLAN. Эта система не установлена на других вариантах Leopard 2, но предлагается в качестве модернизационного комплекта. В принципе система WISPR (Wideband Intercom and Secure Packet Radio — широкополосная внутренняя связь и безопасная пакетная радиосвязь) также способна осуществлять обмен данными между машинами. Наконец, коммуникационный комплект завершают две радиостанции TRC-9200, установленные за местом командира. Они обеспечивают шифрованную связь, позволяя передавать как речевые сообщения, так и данные. Они также используются для отправки и получения данных INICHOS.

Еще одно важное усовершенствование у варианта Leopard 2HEL можно обнаружить справа в задней части башни. Для охлаждения электроники и экипажа установлена электрическая система кондиционирования. Так как система установлена вместо ящиков для хранения, то новые корзины установлены по бортам башни. Эти корзины имеются только у варианта Leopard 2HEL. Еще один способ узнать этот вариант Leopard 2 — присмотреться к пусковым установкам дымовых гранат. Это тот же самый вариант, устанавливаемый на Leopard 2A6M и Leopard 2E. Каждая отдельная установка контролируется с панели управления на командирском месте.

Leopard 2NL

Страна: Германия/Нидерланды

Нидерланды стали первым зарубежным заказчиком танка Leopard 2, соответствующий контракт был подписан уже в марте 1979 года. Первые четыре машины были поставлены в июле 1982 года, но массовая поставка началась только год спустя. В течение трех лет было поставлено в общей сложности 445 танков.

Нидерланды более или менее следовали за соответствующими конфигурациями, доступными для Германии, что привело к поставке машин в варианте А1, A3 и даже А4. Параллельно с поставкой новых машин были модернизированы устаревшие машины.

Leopard 2NL отличается от немецкой версии по некоторым основным аспектам. Самым заметным отличием является шесть установок дымовых гранат на каждом борту башни. На танках также установлены 7,62-мм пулеметы FN MAG вместо пулеметов MG3. И, наконец, установлены голландские радиостанции и приборы ночного видения водителя. В остальном эта конфигурация идентична конфигурации немецких танков.

С конца 90-х годов голландская армия сокращает количество танков Leopard 2. Австрии было продано 115 машин, 52 машины Норвегии, а в 2008 году еще 80 танков Канаде. Оставшиеся машины были модернизированы в соответствии с последними стандартами и поэтому оригинальный вариант Leopard 2NL более уже не эксплуатируется.

Leopard 2NL Demonstrator

Страна: Нидерланды

Leopard 2NL Demonstrator использовался для обеспечения деятельности в сфере контактов с общественностью. Демонстрационный образец базировался на корпусе Leopard 2. Вместо башни внутри корпуса были установлены сиденья для перевозки посетителей. По сравнению с Leopard 2NL, новая машина «похудела» на 16 тонн, что должно было хорошо сказаться на общей подвижности.

Leopard 2A5NL

Первое появление: 1996 год Страна: Германия/Нидерланды

В 1993 году Нидерланды согласились на модернизацию в общей сложности 330 танков Leopard 2NL. Уровень модернизации эквивалентен немецкому стандарту А5 за исключением вышеупомянутого оборудования. Кроме того, танки не получили новые бортовые экраны.

В связи с бюджетными сокращениями было модернизировано в общей сложности 188 машин. Все они в настоящее время уже доработаны до стандарта А6. Остальные старые танки были проданы.

Leopard 2A6NL

Первое появление: 2001 год Страна: Германия/Нидерланды

Королевская армия Нидерландов также дала свое добро на эксплуатацию более могущественных систем вооружения L55. Танки, оборудованные этой пушкой, получили обозначение Leopard 2A6NL. Были переделаны все 188 танков Leopard 2A5NL. Из них 38 позднее были проданы Португалии и еще 20 танков Канаде. На 2011 год голландская армия избавилась от всех своих танков Leopard 2. Машины хранятся на складах и предлагаются на экспорт.

Pz87

Первое появление: 1987 год Страна: Германия/Швейцария

В 70-х годах прошлого века Швейцария начала искать замену своим устаревшим танкам Centurion и Pz. 61. Этот проект получил название NKPz (Neuer Kampfpanzer — новый боевой танк), в его рамках швейцарцы должны были спроектировать и разработать собственный танк. Но на начальных этапах проекта выяснилось, что стоимость каждой машины, как следствие небольшого их количества, планируемого для закупки, может оказаться чрезвычайно высокой.

Кроме того, в проекте были определенные риски, связанные в основном с доступностью и надежностью требуемых технологий. Все это стало причиной отмены опытно-конструкторских работ в 1979 году. В качестве альтернативы швейцарская армия начала оценку других доступных на рынке машин, которые должны быть либо закуплены, либо изготавливаться по лицензии. С целью компенсации потерь швейцарской промышленности в результате отмены программы NKPz было выбрано лицензионное производство.

В конце концов, для более тщательной оценки были отобраны два танка, Leopard 2 и М1 Abrams. В 1981 и 1982 годы по два машины каждой модели прошли всесторонние испытания. В августе 1983 года было принято окончательное решение по закупке 380 танков Leopard 2. Первые 35 машин были поставлены для эксплуатации в частях в марте-июне 1987 года, тогда то они и получили свое обозначение Panzer 87. Производство остальных 345 машин началось в декабре 1987 года и продолжалось до 1993 года.

Танк Pz 87 сравним с танком Leopard 2 из пятой партии, что делает его похожим на вариант А4. Изменения коснулись главным образом башни. Ящики для хранения в корме башни были переделаны, а на левом борту башни установили разъем с системой внутренней связи танка. На переднюю часть башни танка Pz 87 приделали дополнительные грунтозацепы (скорее снегозацепы). Три закреплены впереди слева и семь впереди справа, и в итоге общее число возимых грунтозацепов было доведено до 28.

На правом борту башни имеется два крепления для пулеметных стволов. Экипаж может класть в них отработавшие стволы для охлаждения. Два 7,5-мм пулемета MG 87 используются в качестве спаренного и зенитного. Последний устанавливается на специальное крепление на люке заряжающего.

Единственное изменение внутри танка — это радиостанции AN/VCR 12, пришедшие на смену немецким радиостанциям SEM 80/90.

Pz 87 является единственным вариантом Leopard 2, который может оборудоваться ствольным вкладышем для основной пушки. Он используется для боевой учебы и представляет собой недорогой метод артиллерийской базовой подготовки на реальном танке.

После развертывания танка Pz 87 было зарегистрировано множество жалоб жителей, живущих по соседству с военными частями, на повышенный уровень шума. В результате все танки Pz 87 были оснащены большими глушителями в корме, которые согласно доступным данным на характеристики танка не повлияли.

Танк Pz 87 до сих состоит на вооружении швейцарской армии; ведется доработка 134 танков до стандарта Pz 87 WE.

Pz 87-140

Страна: Германия/Швейцария

Вариант Pz 87-140 представлял собой обычный танк Pz 87, вооруженный 140-мм гладкоствольной пушкой швейцарского производства. Машина использовалась для эксплуатационных испытаний новой системы вооружения. Было изготовлено два таких танка. Первая машина имела стандартную башню Pz 87, а вторая была оборудована дополнительными модулями бронирования на корпусе и башне. Pz 87-140 так и остался опытным образцом и никогда в действующие части не направлялся.

Pz 87-L55

Страна: Германия/Швейцария

Вариант Pz 87-L55 представляет собой обычный танк Pz 87, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой L55. Танк также получил дополнительную броню на башню, схожую с той, что устанавливалась на ранние прототипы Pz 87WE. Вариант Pz 87-L55 дальше опытного образца не пошел, пушка L55 ни на какие швейцарские машины не устанавливалась.

Pz 87WE

Первое появление: 2004 Страна: Германия/Швейцария

Швейцария в конце 90-х годов начала программы по реструктуризации своей армии, которые в основном были связаны с финансовыми ограничениями. В результате было принято решение по сокращению парка эксплуатируемых танков Pz 87 до 134 штук. Все остальные танки Leopard 2 должны были быть либо поставлены на хранение, либо переделаны, либо проданы.

Предполагалось, что машины регулярных частей будут модернизированы и это позволит продлить срок их эксплуатации на предстоящие годы. Компании KMWeg и Ruag Land Systems разработали модернизационный комплект для существующих танков, которым предстояло остаться в эксплуатации.

Цели разработки были определены с самого начала и предусматривали усовершенствования в области защиты и оперативного управления. Необходимые технологии были разработаны и использованы в первом прототипе.

Корпус прототипа получил в основном модификации, связанные с дополнительной защитой. Дополнительные модули бронирования, установленные на крыше в передней части корпуса, усилили относительно слабую основную броню. Дополнительная противоминная защита, известная еще с немецкого варианта Leopard 2A6M, была установлена под корпусом. Она представляет собой большую броневую плиту, образующую полое пространство под боевым отделением. Водительское сиденье также было заменено новым подвесным сиденьем «Dynamic Safety Seat», теперь водитель контактирует с корпусом танка только через педали. Еще одним изменением, коснувшимся рабочего места водителя, стала установка теперь уже обязательной камеры заднего вида в корме по оси танка. Она позволяет двигаться задним ходом без помощи командира.

Существенно более сложные изменения затронули башню. На ее переднюю часть и борта были установлены крупные модули бронирования, разработанные в Швейцарии. Применение в них титановых листов повысило уровень защиты главным образом от снарядов кинетического типа. Интересно, что клинообразные броневые модули, известные еще с варианта Leopard 2A5, не устанавливались. Вместо них для сохранения конструкции башни были использованы модули толщиной 230 мм. Но у этой конструкции также есть свои преимущества и недостатки. Спрямленная форма модулей гарантирует одинаковые уровни защиты по всей проекции. Но, к сожалению, прицел наводчика не был перенесен, и впереди справа так и осталось баллистически уязвимое отверстие. Модули по бортам башни закрывают почти по всей длине боевое отделение. Они сдвигаются в сторону для получения доступа к двигателю, когда башня повернута на 90 градусов влево или вправо.

Дополнительное бронирование башни впереди и по бортам состоит из нескольких модулей и легко может быть снято. Первоначально планировалось купить модули и устанавливать их только при необходимости. С целью поддержания боевой устойчивости все модули могут открываться снизу, при необходимости защитный бронематериал внутри может быть заменен. Дополнительно была повышена крыша башни в задней ее части. Пусковые установки дымовых гранат получили новую конфигурацию и защиту в виде тонкого металлического кожуха. В корме башни были установлены ящики для хранения снаряжения экипажа.

Танк Pz 87WE был оборудован электроприводами вооружения, что снижает риск получения экипажем травм в случае пробивания башни снарядом. Это также снижает энергопотребление башни и тепловые и акустические признаки заметности.

Прицел PERI-R17A1, установленный в танке Pz 87, был заменен новым PERI-R17A2, который также установлен на вариантах Leopard 2A5/6. В него встроен тепловизионный прицел Ophehos-P. позволяющий командиру обнаруживать и захватывать цели ночью или при плохих погодных условиях. Peri не был перемещен, он так и остался на крыше башни перед люком командира. Поскольку новый прицел несколько больше своего предшественника, то обзорность с места командира немного ухудшилась во фронтальной плоскости. Компоненты прицела в башне размещены точно так же как у Leopard 2A5. Окулярная часть перенесена влево от командира, справа находятся панель управления и дисплей тепловизора.

Одним из самых значительных изменений в новом танке стала интеграция VIINACCS (Vehicle Integrated Information Navigation Command Control System — интегрированная в машину информационная навигационная система оперативного управления). Она развернута в швейцарской армии с 2008 года и позволяет обмениваться разным подразделениям речевыми сообщениями и данными в цифровом формате. Она также позволяет вести обмен информацией на базе GPS, используя цветной дисплей на рабочем месте командира. Для поддержания связи установлена дополнительная антенна с правой стороны башни. Дисплей заменяет собой панель управления и тестовую панель командира. Ко всем функциям доступ осуществляется через панель системы VIINACCS.

Для того чтобы повысить возможности экипажа в борьбе с ближними небронированными целями, был разработан новый боевой модуль, получивший обозначение AWS (Autarkes Waffensystem — независимая система вооружения). Она представляет собой дистанционно управляемый боевой модуль с 12.7-мм пулеметом М2 (MG64), устанавливаемый вместо зенитного пулемета заряжающего. Вооружение работает от электроприводов и полностью стабилизировано. AWS идет только с дневным каналом, но при необходимости может быть установлен тепловизор. Управление модулем поручено заряжающему. На его рабочем месте установлена панель управления с дисплеем и ручкой управления. Дальнейшее развитие модуля AWS заключается в установке двух 7,5-мм зенитных пулеметов. Система оборудована сенсорным комплектом с развитой логикой, позволяющей обнаруживать, классифицировать и брать на сопровождение цели автоматически. Он сравним в этом отношении с британским боевым модулем TAMS. Установка модуля AWS потребовала изменения крышки люка заряжающего, теперь она открывается вперед.

Одной из целей разработки танка Pz 87WE было снижение признаков заметности, радиолокационных, тепловых и звуковых. Это было сделано главным образом за счет изменения конфигурации танка, как например, кожух для пусковых установок дымовых гранат или компоновка ящиков для хранения на башне. Кроме того, танк может оборудоваться новой мультиспектральной камуфляжной сетью. Она снижает отражение радиолокационных волн и блокирует выделение тепла. Устанавливается она на корпус и башню. В комбинации с глушителями это делает машину Pz 87 одним из самых трудно обнаруживаемых боевых танков.

Прототип Pz 87WE имел общую массу 61 тонна и показал реальный потенциал танка. Но, к сожалению, окончательная конфигурация, выбранная для войсковой эксплуатации, немного отличалась от конфигурации опытного образца. Из-за высокой стоимости швейцарская армия получит только небольшую часть разработанных технологий. Модификации брони и установка модуля AWS более не планируются. То же самое относится и к полной интеграции системы VIINACS. Машины только лишь подготовлены под установку этой системы, но немногим суждено ее получить в будущем. На других машинах установлена новая командирская панель управления, но без картографического дисплея. Карты могут выводиться только на экран водителя, на котором также выводится картинка с камеры заднего вида. Самыми значительными усовершенствованиями стали, конечно же, установка прицела PERI-R17A2 и новых электроприводов башни.

Все эти доработки и модернизации делают Pz 87WE очень интересной версией танка Leopard 2. Можно только надеяться, что когда-нибудь Швейцария модернизирует свои танки в соответствии с полной конфигурацией. Поставки машин были запланированы с 2008 года, но были остановлены в 2009 году из постоянных проблем с электроникой.

Необходимо заметить, что танк Pz 87WE рассматривался в качестве нового ОБТ для Австралии. Но, в конечном счете, он проиграл американскому танку M1A1AIM.

Leopard 2A4SG Мк.I

Первое появление: 2007 год Страна: Германия/Сингапур

Сингапур купил 96 подержанных танков Leopard 2A4 у Германии в 2007 году. 66 танков были полностью восстановлены и поступили в действующие подразделения. Остальные 30 машин были поставлены со складов и использовались в качестве источника запасных частей.

Изменения коснулись радиостанций. Кроме того, в качестве вспомогательного вооружения была установлена автоматическая пушка М242, включая фиксированное крепление на крыше башни. Машины также получили одноцветную раскраску.

В 2009 году было объявлено о том, что Сингапур планирует значительно доработать танки. Изначально планировалось, что танк Leopard 2 получит дополнительную броню, систему управления боем, вспомогательную силовую установку, цифровую СУО и усиленную подвеску. Также оценивалась возможность закупки новых боеприпасов.

Из-за финансовых проблем от большей части новых компонентов отказались и был лишь закуплен комплект бронирования стандарта Leopard 2A4 Evolution, разработанный компанией IBD. Сингапур стал первой страной, получившей подобную модернизацию. Поставки бронекомплектов прошли в 2010 году. Модернизацией предусматривается только пассивное бронирование, без установки комплекса активной защиты.

Leopard 2A4CHL

Первое появление: 2007 год Страна: Германия/Чили

Чили стала первой страной Южной Америки, которая получила на вооружение танки Leopard 2. В общей сложности для действующих частей было закуплено 115 танков и плюс еще 25 для обучения и разборки под запчасти. Поставки танков прошли в 2007-2008 годы. Танки не имеют доработок, только двигатель по контракту должен был быть отрегулирован. Поскольку Чили эксплуатирует танки на очень больших высотах, то были доработаны турбонагнетатели. Они получили новую крыльчатку, специально предназначенную для улучшения работы двигателя в высокогорной местности. На двигатель были установлены дополнительные температурные датчики с целью исключения его перегрева.

Leopard 2A4+ CAN

Страна: Германия/Канада

Помимо 20 танков Leopard 2A6 и двух БРЭМ Buffel Канада также купила 80 подержанных Leopard 2NL у Нидерландов, 14 танков А4 у Германия и 12 танков Pz 87 у Швейцарии. Оригинальный план заключался в том, чтобы начать программу постепенной модернизации и не спеша довести большую часть танков до конфигурации близкой к конфигурации А6М. Предполагалось начать с электроприводов башни, затем заняться модернизацией защиты и, наконец, установить основную пушку L/55.

Финансовые сложности, в конце концов, поставили крест на этих планах. Вместо этого использование и модификация парка танков Leopard 2 было подстроено под фактические нужды подразделений. Большая часть танков используется только для учебных целей, что делает большую часть модернизаций бесполезной. В конечном итоге, только 31 танк был модернизирован до так называемого уровня А4+. Модификации по сравнению с оригинальной конфигурацией NL в основном были проведены для того, чтобы подогнать танки до стандартного оборудования канадской армии. Сюда входят радиостанции, система дымовой завесы пулеметы и стрелковое оружие. Кроме того, танки подготовлены для установки минного плуга и бульдозерного отвала.

Из остальных танков Leopard 2, приобретенных Канадой, 20 были модернизированы до стандарта Leopard 2A4M CAN, 12 БРЭМ Buffel и 18 инженерных машин Wisent 2. Остальные 26 танков будут использоваться в качестве доноров запасных частей и будущих модернизаций.

Leopard 2A6M CAN

Первое появление: 2007 год Страна: Германия/Канада

Канада решила купить танки Leopard 2 в 2007 году. Основной причиной стала повышенная рабочая нагрузка танковых экипажей, которая их ожидала в Афганистане, с которой они бы не справились, эксплуатируя устаревшие танки Leopard 1. Эти машины эксплуатировались многие годы и уже отслужили свой запланированный срок службы много лет назад. Вместо того чтобы пойти по тому же пути, как остальные страны и использовать легкие машины, Канада решила держаться немецких основных боевых танков. Причиной этого был опыт, полученный при эксплуатации Leopard 1. Также во внимание была принята быстрая доступность Leopard 2, а также его технологическое преимущество по сравнению с другими конкурентами. Для того чтобы ускорить закупку, процесс был разбит на два этапа. На первом этапе закупили танки у Германии и Нидерландов, а на втором доработали танки. Первым шагом стала аренда 20 танков Leopard 2A6M у Германии. Машины были слегка модифицированы и напрямую отправлены в Афганистан, где они достаточно интенсивно эксплуатировались.

Новые танки под обозначением Leopard 2A6M CAN почти идентичны немецким А6М. Самым заметным изменением стали решетчатые экраны, предназначенные для детонации атакующих снарядов перед встречей с основной броней танка.

Решетчатая броня установлена по бортам и в корме корпуса и башни. Модули прикручены болтами и могут сниматься для ремонта и обслуживания. Экипажи также используют решетчатые экраны в качестве больших корзин для хранения. Для этого только надо установить в качестве дна металлическую сетку.

Кроме установки решетчатых экранов также была модернизирована основная броня. Дополнительные броневые листы были установлены на крыше корпуса в передней части вокруг люка водителя. Еще одной небольшой модификацией стали защитные рамки вокруг двух световых указателей.

Еще одна значительная доработка была проведена в радиосистемах. Обычные антенные основания танка Leopard 2 были заменены массивными Т-образными основаниями, в каждое из которых вставлены по три антенны. Левое основание держит две массивные антенны, а правое основание имеет одну радиоантенну и одну небольшую антенну для системы радиоэлектронной борьбы. Она используется для подавления мобильной связи вокруг машины, таким образом, блокирует подрыв самодельных взрывных устройств по радиоканалу. Электронные компоненты системы РЭБ установлены на крыше башни в плоских ящиках за люком командира. И, наконец, каждое антенное основание несет плоскую круглую антенну GPS для навигационной системы. Еще одна модификация – это ящик для хранения перед люком командира. В него укладываются карабины С8 членов экипажа. Хранение и использование этих длинных карабинов внутри башни было бы затруднительно для экипажа.

Танк Leopard 2A6M CAN не оборудован системой кондиционирования для экипажа и электроники. Чтобы экипаж получал хоть какое-то облегчение, его снарядили охлаждающими жилетами, забирающими воздух снаружи машины. Для электроники на крыше башни был установлен охлаждающий вентилятор.

Для службы в Афганистане танки оборудованы камуфляжной системой Barracuda, которая снижает тепловые и радиолокационные признаки заметности и служит оптической маскировкой. Известный еще с варианта Leopard 1AS, на танке Leopard 2А6М CAN также установлен зонт для защиты от солнца. Он, как правило, устанавливается на шесте между двумя люками башни, но при транспортировке может сворачиваться.

С целью продления срока службы в Афганистане танки оборудованы более мощной системой воздухоочистки для двигателя. Она способна справиться с большим количеством песка и пыли.
Слегка была доработана система управления огнем танка Leopard 2. Кроме бронебойных подкалиберных и кумулятивных типов канадский танк может вести огонь кассетным снарядом М1028.

На несколько танков Leopard 2A6M CAN также был установлен противоминный катковый трал MCRS (Mine Clearance Roller System). Он состоит из промежуточной плиты, крепимой на корпус танка и стальных роликов. Мины обезвреживаются за счет давления и вибрации. Для установки системы MCRS на корпус были добавлены места крепления и электрические разъемы, а передние фары были сняты.

Leopard 2A4M

Появление: 2010 год Страна: Германия/Канада

Leopard 2A4M был специально доработан под требования канадских вооруженных сил. Он базируется на голландском варианте Leopard 2A4, по который было переделано в общей сложности 20 машин. Танк в основном схож с вариантом Leopard 2A6M, но не имеет нового прицела командира и навигационного оборудования. На вариант Leopard 2A4M установлен оригинальный прицел Peri-R17, но передняя часть башни получила новый комплект бронирования. Танк также отличается доработанным корпусом с дополнительным бронированием крыши днища и бортов. Водительское место оборудовано тепловизором, позволяющим водителю вести машину в условиях плохой освещенности.

Leopard 2A4M идет с теми же электроприводами башни, которые были установлены на варианте А5. Электроника башни не была обновлена за исключением установки канадских радиостанций.
Из-за дополнительного бронирования вариант Leopard 2A4M стал весить более 61 тонны, что делает его самым тяжелым танком в модельном ряду Leopard 2A4.

Leopard 2A4TR

Первое появление: 2005 год Страна: Германия/Турция

Вместо первоначальных планов по закупке 1000 танков Leopard 2A5, Турция решила в 2005 году закупить всего 298 машин Leopard 2A4, поступивших с немецких складов. Танки получили только лишь усовершенствованные воздушные фильтры. Поставки всех танков прошли, но опцион еще на 41 танк так и не был реализован.

Leopard 2NG

Первое появление: 2011 год Страна: Германия/Турция

Leopard 2NG (Next Generation) представляет собой модернизационный комплект, разработанный турецкой компанией Aselsan. Это еще один проект на базе Leopard 2А4 Evolution, имеющий такую же систему дополнительного бронирования. Подобно варианту МВТ Revolution у танка Leopard 2NG также заменена электроника в башне.

Начнем с приводов башни и пушки. Наводчик и командир получили новые прицелы, а также панели управления. Наводчик теперь может менять увеличение дневной и ночной ветвей на х3 или х12. У командира установлен такой же прицел как у наводчика, только размещается он во вращающемся корпусе в задней части башни.

Панели управления командира и наводчика одинаковые, у них также одинаковая окулярная часть монокулярного типа, кнопки и дисплеи. Также установлены новые рукоятки управления. Система управления огнем была усовершенствована за счет добавления датчиков температуры и бокового ветра.

Leopard 2NG идет с навигационной системой на базе GPS и системой управления боем. Она позволяет вести обмен зашифрованными данными с другими подразделениями.

Передняя часть башни и корма оборудованы лазерными детекторами. В случае обнаружения сигнала система предупредит экипаж автоматически. Она также может повернуть башню в направлении облучающего лазерного луча и инициировать пуск дымовых гранат. Эта система изначально устанавливалась на танк Leopard 2.

Последний элемент, который стоить, отметить – это дистанционно управляемый боевой модуль на крыше башни. Он контролируется либо командиром с помощью прицела, либо при помощи специального дистанционного пульта. В этом случае заряжающий также использует оптику, установленную на модуле вооружения.

Разработка варианта Leopard 2NG был завершена в 2011 году. Поскольку Турция не стала дальше закупать Leopard 2, а начала разработку собственного ОБТ Altay, маловероятно, что было продано много модернизационных комплектов. Leopard 2NG добавляет новые технологии к старым танкам, но он не имеет тех возможностей, которые имеет модель Leopard 2 Revolution. Также следует скептично относиться к опыту компании Aselsan при модернизации немецкого танка. На данный момент на этот комплект модернизации зарубежных заказчиков нет.

Leopard 2A7+ QAT

Первое появление: 2015 год Страна: Германия/Катар

В 2009 году немецкое правительство одобрило поставку 36 подержанных танков Leopard 2A4 Катару. Уже на то время Leopard 2A4 был не последним вариантом танка и, в конечном счете, проект так и не был реализован. Вместо этого, было принято решение купить 62 танка Leopard 2A7+. Это новейший вариант семейства Leopard 2 и Катар будет первым оператором. Поставка танков началась в 2015 году. Все машины новые и в боевых действиях в других армиях не проверялись.

Leopard 2A4ID

Первое появление: 2013 год Страна: Германия/Индонезия

Индонезия пыталась купить 100 танков Leopard 2A6 у Нидерландов, но сделка была отменена в связи с массовыми протестами в стране тюльпанов. Тогда Индонезия повернулась лицом к Германии и в 2013 году Индонезия официально вошла в клуб пользователей Leopard 2. Всего было заказано 105 танков, которые будут поставляться в 2014-2020 годы. Танки будут поставлены под индексами Leopard 2A4+ и Leopard 2RI.

Первым шагом стала поставка двух танков, которые приняли участие в военном параде в октябре 2013 года. Танки эти были в варианте Pz 87 и куплены из наличия швейцарской армии. Они не были доработаны, а были лишь перекрашены. Снегозацепы сняли с танков, но оставили места их крепления. Танки также сохранили места крепления стволов пулеметов на правом борту башни, а вот глушители на двигатель были сняты. На танки также установлены новые радиостанции, которые можно опознать по новым большим антеннам.

Leopard 2A4+ Rl

Первое появление: 2014 год Страна: Германия/Индонезия

Индонезия заказала 103 танка Leopard 2, и первая партия будет состоять из 42 танков в так называемом варианте Leopard 2A4+. Танки будут базироваться на варианте Leopard 2A4, но с некоторыми дополнительными модификациями. Самое важное изменение – это электроприводы башни и пушки, заменившие собой гидравлические приводы. Это значительно снижает риск травмирования членов экипажа, а также энергопотребление. Также в башне освобождается некоторый объем, который теперь занят системой кондиционирования. Однако, по имеющимся данным вспомогательная силовая установка не была установлена.

Новая пушка получила новые противооткатные устройства, позволяющие стрелять новейшими 120-мм бронебойными оперенными подкалиберными снарядами. Система управления огнем была также усовершенствована для того, чтобы можно было вести огонь новыми программируемыми осколочно-фугасными боеприпасами. На месте заряжающего была установлена дополнительная панель управления.

Дополнительная броня не была установлена, это осталось привилегией только варианта Leopard 2RI.

Leopard 2RI

Первое появление: 2016 год Страна: Германия/Индонезия

Leopard 2RI представляет собой по сути Leopard 2A4+ RI с дополнительными модулями бронирования. 61 закупленный танк похож на вариант A4+ RI, но отличаются модулями бронирования, показанными на модели МВТ Evolution на выставке Eurosatory 2014. На них установлены дополнительные модули бронирования на переднюю часть и борта корпуса и башни, а также решетчатые экраны вокруг кормовой части. Танк также оборудован дополнительной противоминной защитой.

Leopard 2: танк для подготовки механиков-водителей

Страна: Германия

С целью обеспечения учебного процесса механиков-водителей танков Leopard 2 был разработан специальный вариант. В целом он основывается на опыте подобной же версии танка Leopard 1 и используется только в центрах подготовки.

Корпус в основе своей идентичен корпусу обычного танка, но имеет новые крепления для башни. Сама башня не имеет ничего общего с башней танка Leopard 2. Она напоминает кабину грузовика, внутри которой имеются сиденья для инструктора и двух солдат. Все органы управления аналогичны органам управления серийного танка и инструктор может взять управление на себя при необходимости.

Вместо основной пушки установлена небольшая металлическая труба. Дополнительные веса по бортам башни имитируют недостающую массу и обеспечивают заявленную по ТТХ подвижность танка.

Leopard 2 NL: танк для подготовки механиков-водителей

Страна: Германия/Нидерланды

Танк в варианте Leopard 2NL использовался для подготовки голландских мехводов. Машина похожа на немецкий вариант, но не имеет макета пушки. Этот танк также используется австрийской армией.

Leopard 2E Escuela

Первое появление: 2003 год Страна: Германия/Испания

Танк для обучения водителей, используемый в испанской армии, получил обозначение Leopard 2E Escuela. Его корпус идентичен корпусу варианта Leopard 2E. Башня с вооружением заменена небольшой кабиной, аналогичной кабине голландского танка подготовки водителей.

Продолжение следует…

В настоящее время армии ведущих военных держав мира вооружены танками третьего послевоенного поколения. К ним относятся американский М1 «Абрамс », китайские Тип 88 и Тип 99, российские Т-80 и Т-90 . Германия не является исключением: основной боевой машиной Бундесвера сегодня является танк третьего поколения «Леопард-2».

Немцы всегда славились хорошей техникой, да и школа танкостроения у них отменная, поэтому танк Leopard 2 по праву считается одним из лучших основных танков в мире. Его разработка началась еще во время Холодной войны , с тех пор были созданы многочисленные модификации машины. О достоинствах «Леопарда» говорит тот факт, что этот танк принят на вооружение в двух десятках стран мира.

Сами немцы заявляют, что «Леопард-2» - это самый лучший основной боевой танк в настоящее время. Конечно, в каждой стране хвалят изделия собственного ВПК, но в данном случае подобное утверждение недалеко от истины. Очень много экспертов действительно считает «Леопард-2» сильнейшим танком современности.

Именно «Леопард-2» можно назвать основным танком НАТО, а не как не американский «Абрамс». Кстати, немецкий танк по своим характеристикам не уступает «Абрамсу» (как минимум).

До 2018 года с конвейера сошло более 3 тысяч единиц «Леопарда», его по лицензии производят еще в нескольких странах.

История создания

В середине 50-х годов прошлого столетия в Европе начали разработку нового танка, который позже получил наименование «Леопард-1». Целью этого проекта было создание танка, который бы не уступал советским боевым машинам того времени.

Производство «Леопарда-1» началось в Германии в 1965 году, почти сразу он был принят на вооружение сразу несколькими европейскими странами, где он выпускался по лицензии. В дальнейшем «Леопард-1» неоднократно модернизировался, он состоял на вооружении десяти стран мира.

Однако уже в 1967 году немецкие конструкторы начали разработку нового танка, который позже станет «Леопардом-2». Первоначально в этом проекте (МВТ-70) участвовали американцы, но очень скоро разногласия между партнерами привели к тому, что каждая страна начала разработку собственного танка.

Немецкая национальная программа получила название «Позолоченный леопард» (затем «Вепрь»). В 1969 году были созданы два прототипа новой машины и начались их испытания. В ФРГ изначально разрабатывалось две машины с пушечным вооружением («Леопард-2К») и ракетным вооружением («Леопард-2FK»). Одновременно шли исследования в разных направлениях: в использовании на машине гладкоствольных пушек разных калибров, гидропневматической подвески, элементов ходовой части и системы управления огнем. Вскоре работы над танком с ракетным вооружением были прекращены.

Основным подрядчиком выступала компания Krauss-Maffei AG, вопросами проектирования и ходовой частью занималась Роrsсhе, компания Wegmann разрабатывала башню, а AEG Telefunken - систему управления огнем. С 1972 по 1974 год было изготовлено несколько вариантов конструкции корпуса и башни машины.

В 1973 году машина получила свое нынешнее название, чуть позже несколько «Леопардов» были испытаны в США вместе с американским перспективным танком, и показала сравнимые с ним характеристики.

После всех испытаний и конструкторских доработок в 1977 году модификация Leopard 2AV с многослойной броней и новой системой управления огнем (СУО) была принята на вооружение Бундесвера, а через два года начался серийный выпуск этой машины.

Обзор танка

Немецкий танк «Леопард-2» изготовлен по классической схеме, с отделением управления в передней части машины и двигателем, расположенным на корме. Боевое отделение с башней расположено в центре машины, в башне установлено гладкоствольное 120-мм орудие.

Броневая защита фронтальной проекции танка – многослойная. Лобовые броневые листы имеют вертикальное расположение. Бортовая броня усилена противокумулятивными экранами.

В передней части машины справа находится место механика-водителя, там же расположена часть боекомплекта и приборы управления машиной. В переднем отсеке также находится фильтровентиляционная установка.

В башне находятся места командира танка, наводчика и заряжающего, установлено гладкоствольное орудие Rh-120/L44 компании Rheinmetall вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом. Ствол орудия покрыт теплозащитным кожухом и имеет эжектор. Башня имеет кормовую нишу, в которой расположен боекомплект, ниша оборудована вышибными панелями. «Леопард-2» не имеет автомата заряжания.

Внутренняя часть боевого отделения покрыта подбоем из специального арамидного волокна, основной задачей которого является уменьшение количества заброневых осколков.

Также на башне танка находятся мортиры для постановки дымовой завесы.

С самого начала разработки «Леопарда-2» стоял вопрос об увеличении его огневой мощи. Перед конструкторами был выбор между 105-мм нарезным орудием и 120-мм гладкоствольным. В итоге, «Леопард-2» первым в западном мире получил 120-мм пушку. Благодаря удачной конструкции танковая пушка «Леопарда-2» считается одной из лучших в мире.

В кормовой части танка находится силовое отделение, в нем расположен двигатель и трансмиссия. V-образный дизельный двигатель MB 873 с двенадцатью цилиндрами располагается вдоль корпуса машины. У двигателя жидкостное охлаждение, есть турбонаддув. Его мощность 1500 л. с. Моторно-трансмиссионный отсек отделен от боевого огнеупорной перегородкой.

Двигатель оснащен двумя турбокомпрессорами и двумя охладителями воздуха. Два воздухозаборника расположены на корме под кормовой нишей башни.

Трансмиссия танка гидромеханическая, с 4-ступенчатой коробкой передач планетарного типа.

Ходовая часть состоит из семи опорных и четырех поддерживающих катков на каждую сторону. Подвеска – торсионная с фрикционными амортизаторами. Капитальный ремонт машины производится после пробега в 10 тыс. км.

Для преодоления водных препятствий над люком командира устанавливается труба, прицельные приспособления и опора башни уплотняется, на выхлопные трубы устанавливаются клапана. «Леопард-2» не может вести бой сразу после форсирования водной преграды.

В состав СУО «Леопарда-2» входит:

  • стабилизатор вооружения в двух плоскостях с электрогидравлическим приводом WHA-H22;
  • аналоговый электронный баллистический вычислитель;
  • лазерный прицел -дальномер EMES-15;
  • панорамный перископический прицел-прибор наблюдения PERI-R17;
  • вспомогательный телескопический прицел FERO-Z 18,
  • система контроля функционирования СУО.

Система позволяет вести огонь как наводчику, так и командиру танка, при этом действия командира являются приоритетными. Для поражения цели достаточно просто навести на нее маркер прицела. Благодаря отлично стабилизации орудия и совершенной СУО «Леопард-2» может эффективно вести огонь в движении. Средства наблюдения обеспечивают отличный обзор всем членам экипажа.

На новейших модификациях машины обзор всех членов экипажа доведен до 360 градусов за счет использования улучшенных тепловизионных камер.

«Леопард-2» оборудован автоматической системой пожаротушения, также есть система, которая создает внутри танка избыточное давление – это средство против оружия массового поражения. На последних модификациях в машине установлена дополнительная система кондиционирования воздуха.

Модификации танка

За долгое время эксплуатации танк «Леопард-2» неоднократно усовершенствовался и поэтому существует множество модификаций этой машины.

Базовая модификация выпускалась с 1979 по 1982 год.

В 1982 году появилась модификация Leopard 2А1, у которой была улучшена бронезащита и на машину были установлены тепловизоры, что значительно улучшило обзор для экипажа. Кроме того, изменили размещение боеукладки и, учитывая опыт эксплуатации, повысили надежность некоторых узлов танка.

В 1984 году начался выпуск новой модификации машины - Leopard 2А2. Этот танк получил топливные баки новой конструкции, а также более совершенную систему защиты от оружия массового поражения.

Leopard 2АЗ получил новую радиостанцию и новый стояночный тормоз, у него убрали люк для загрузки боеприпасов.

На Leopard 2А4 установили новую башню с усиленной броней, изготовленной на основе титана, а также более совершенную систему пожаротушения. Эта модификация танка выпускалась с 1985 по 1990 год.

Выпуск Leopard 2А5 начался в 1995 году и продолжался до 1998 года. Эта модификация получила навесные модули динамической защиты. Также был установлен новый люк механика-водителя, обзор для него был улучшен, корпус в месте расположения сидения механика-водителя был усилен. Модернизации подверглась танковая башня: изменилась маска орудия, лобовая и бортовая броня была усилена модулями разнесенной брони. Орудие получило более пожаробезопасную электрическую систему стабилизации вместо электрогидравлической. Командир получил новый независимый тепловизор следующего поколения, который был встроен в панорамный прибор наблюдения. У танка появилась система навигации GPS. В результате этих изменений вес тана возрос до 59,5-62 тонн.

Модификация Leopard 2А6 появилась в 2001 году. По сути, это танк «Леопард-2А5», который оснастили новым орудием с длиной 55 калибров. В боекомплект были добавлены снаряды из обедненного урана. Увеличение длины орудия резко увеличило начальную скорость полета снарядов, что существенно повысило бронепробиваемость. Усовершенствования коснулись и системы управления оружием. Несмотря на все изменения, вес машины так и остался на уровне 62 тонн.

В 2010 году вышла последняя модификация машины — Leopard 2А7+. Этот танк получил новый, расположенный на крыше башни, боевой модуль, состоящий из 12,7-мм пулемёта и 76-мм гранатомёта. Его управление дистанционно.

Корпус машины получил дополнительную пассивную защиту, особенное внимание было уделено защите бортов машины. Также было усилено и бронирование днища. Каждый и членов экипажа получил возможность кругового обзора за счет тепловизорных камер.

Также была усовершенствована ходовая часть танка. Для питания бортового оборудования на корме установили дополнительную силовую установку. По желанию заказчика танк можно оборудовать отвалом.

Вот список улучшений, которые были сделаны в танке Leopard 2А7+ по сравнению с 2А6:

  • значительно улучшена защита против мин и фугасов;
  • навесные элементы предназначены для защиты от боеприпасов, которые представляют наибольшую опасность для современных танков: БОПС, кумулятивных гранат (типа РПГ), ПТУР, поражающих
  • элементов кассетных боеприпасов;
  • на танке реализована концепция «цифровая башня»;
  • улучшена СУО;
  • в боекомплект были введены новейшие подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (БОПС) DM-53, а также программируемые фугасные выстрелы DM-12;
  • в модификации Leopard 2А7+ предусмотрена система связи с пехотными подразделениями, которые действуют вместе с танком;
  • на Leopard 2А7+ установлено оборудование, которое позволяет ему включаться в общую систему обеспечения, что значительно упрощает снабжение танковых подразделений боеприпасами, топливом и запасными частями.

Можно сказать, что Leopard 2А7+ может более успешно, чем старые модификации действовать не только в обычных условиях, но и принимать участие в боевых операциях в городе.

Вес последней модификации «Леопарда» составил 67 тонн.

Бундесвер уже заявил о намерении провести модернизацию части танков Leopard 2A6 и Leopard 2A5 до уровня 2А7+. Озвучивалась информация о модернизации 150 машин. В настоящее время главной бронетанковой силой немецкой армии остаются модификации 2А5 и 2А6.

К новинке проявляют интерес и другие страны, которые эксплуатируют «Леопард-2». До 2018 года было изготовлено двадцать новых машин Leopard 2А7+. Многие эксперты считают, что данная модификация является последней, дальше улучшать танк невозможно, так как его модернизационный потенциал исчерпан.

Оценка проекта

Танк «Леопард-2» входит в число лучших основных боевых танков мира. Он регулярно попадает в различные танковые рейтинги, привычно занимая самые высокие призовые места.

Последние модификации «Леопарда-2» действительно выглядят совершенно: усиленная броневая защита передней проекции и боковых частей позволяют говорить о высокой защищенности машины, мощное орудие способно справиться с любым противником, а отличные прицельные приспособления и приборы наблюдения – гарантировано обнаружить его первым.

Все вышеперечисленное делает «Леопарда-2» (последних модификаций) грозным противником для любого современного танка.

На последних модификациях танка используются самые современные подкалиберные боеприпасы с отделяющимся поддоном с сердечником из сплава вольфрама. Это позволяет поражать любые виды современной бронетехники.

Были нарекания на недостаточную противоминную защиту днища, но на модификациях А5, А6 и А7+ эта проблема была устранена.

Несомненным минусом этой машины является ее высокая стоимость.

Технические характеристики

ТТХ танка Leopard 2А6

Экипаж, человек 4
Боевая масса, т 59,9
Основные размеры, м:
длина с пушкой вперед 11,29
длина по корпусу 7,72
ширина по бортовым экранам 3,74
высота по крышу башни 2,64
Клиренс, м 0,5
Ширина трака, м 0,635
Боекомплект:
пушки, выстрелов 42
пулеметов, патронов 5 500
Максимальная скорость движения, км/ч:
по шоссе 72
задним ходом 31
Мощность двигателя, л. с 1 500
Масса двигателя, кг 2 590
Масса силового блока, кг 4 840
Преодолеваемые препятствия:
ров шириной, м 3
вертикальная стенка высотой, м 1,1
подъем крутизной, град 30
крен крутизной, град 15
водная преграда (брод) глубиной, м:
без подготовки 1
после подготовки 2,35
водная преграда глубиной (с ОПВТ*), м 4
Запас хода по шоссе, км 550
Емкость топливных баков, л 1 200

Видео о танке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Танк Леопард 2 разрабатывался в 1967 - 1979 голах фирмами Krauss-Maffei AG (генподрядчик). Porsche (общие вопросы проектирования конструкции и детальная разработка ходовой части), Wegmann (башня) и AEG Telefunken (система управления огнем) после прекращения совместных с США работ по созданию перспективного танка МВТ-70. При этом германские специалисты использовали многие конструктивные решения, полученные в ходе осуществления совместного проекта. В частности. на опытных образцах устанавливались дизельный двигатель, гидромеханическая трансмиссия, а также другие узлы, агрегаты и системы, предназначаемые для МВТ-70. В период с 1972 по 1974 год было построено 16 корпусов и 17 башен танка Leopard 2.

Немецкий танк Леопард 2 — видео

Десять опытных образцов были вооружены 105-мм, а остальные 120-мм гладкоствольной пушкой фирмы Rheinmetall. На двух машинах использовалась гидропневматическая подвеска. Однако в итоге конструкторы отдали предпочтение усовершенствованной торсионной.
В 1974 году ФРГ заключила с США соглашение о стандартизации отдельных узлов и агрегатов при разработке перспективных танков в связи с тем, что в то время обе стороны отказались от совместного создания этих боевых машин. В соответствии с соглашением немецкие специалисты разработали Leopard 2AV с новой системой управления огнем и разнесенным многослойным бронированием корпуса и башни.
Этот вариант и был принят на вооружение Бундесвера в 1977 году. Первый серийный образец был выпущен заводом фирмы Krauss-Maffei в г. Мюнхен в октябре 1979 года. С 1979 по сегодняшний день изготовлено свыше 3000 единиц.
Танк имеет классическую схему общей компоновки. Люк механика-водителя находится в передней части корпуса ближе к правому борту. Он частично перекрывается башней при положении пушки вперед. Несмотря на большой угол наклона верхнего лобовою листа (81°) механик-водитель в боевом положении управляет машиной сидя. Рабочие места командира танка и наводчика находятся справа от пушки, заряжающего - слева от нее. Высота от вращающегося полика боевого отделения до крыши башни равна 1650 мм, что считается минимально допустимой величиной для обеспечения нормальных условий работы заряжающего стоя. Моторно-трансмиссионное отделение с продольно расположенным дизельным двигателем занимает кормовую часть корпуса танка и изолировано от боевого отделения с помощью герметичной огнеупорной перегородки.

Леопард 2 (1979 - 1982 гг.) - первая базовая модификация. Изготовлено 380 единиц.
На данном фото Леопард 2 с установленной трубой-лазом для движения под водой.

Корпус и башня танка Leopard 2 сварные. Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона к вертикали, что наряду с применением разнесенной многослойной брони типа английской «чобхэм» обеспечивает достаточно эффективную защиту от бронебойных подкалиберных снарядов и ПТУР. В то же время крыша, борт и днище танка имеют толщину броневых листов 20 — 70 мм, что делает его крайне уязвимым от ударов сверху и с боковых проекций. В крыше ниши башни над боекомплектом установлены вышибные панели. Лобовые вертикальные листы башни скошены в плане примерно на 35°. Дополнительная защита бортов от кумулятивных боеприпасов обеспечивается за счет использования навесных экранов, представляющих собой стальные короба (1/3 длины экрана) и армированную резину (2/3 длины). Передние секции экранов имеют толщину 110 — 120 мм и для уменьшения ширины корпуса при перевозке танка по железной дороге, а также для осмотра и обслуживания ходовой части, могут откидываться вверх на специальных кронштейнах.
Основным вооружением танка является 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная фирмой Rheinmetall. Ствол имеет теплозащитный кожух, изготовленный из стеклопластика, и эжектор,. Эжектор размещен эксцентрично к оси канала ствола для увеличения угла снижения пушки, а по длине ствола смещен ближе к казеннику, в зону более высоких давлений пороховых газов, с целью повышения эффективности его действия. Внутренняя поверхность трубы ствола упрочнена путем автофретирования. Живучесть ствола составляет не менее 500 выстрелов.

Леопард 2 А1 (1982 — 1984 гг.) — тепловизионный прицел, усилена
бронезащита (новый наполнитель в комбинированной броне), повышенная
надежность ряда систем и агрегатов. Изготовлено 750 единиц.

Затвор вертикальный, клиновой. Для повышения точности стрельбы два тормоза отката расположены на пушке симметрично. Соединение трубы ствола с казенником выполнено быстроразъемным в виде секторной резьбы. Монтаж и демонтаж пушки при ремонте осуществляется через амбразуру башни, без снятия последней.
Боекомплект пушки состоит из 42 унитарных выстрелов с частично сгорающей гильзой, из них 15 выстрелов находится слева в кормовой нише башни за бронированной перегородкой. Время на цикл заряжания из этой укладки составляет 6 с. Остальная часть боекомплекта (27 выстрелов) находится в укладке, размещенной в отделении управления, слева от места механика-водителя. Заряжание пушки производится вручную.
Для стрельбы из пушки применяются бронебойные подкалиберные снаряды DM13 с сердечником из вольфрамового сплава и многоцелевые кумулятивно-осколочные снаряды DM12. В 1983 году в боекомплект был введен бронебойный подкалиберный цельнокорпусной снаряд DМ23. В 1987 году на вооружение был принят бронебойный подкалиберный снаряд DМЗЗ с сердечником из вольфрамового сплава диаметром 28 мм.
После выстрела поддон гильзы попадает в гильзоулавливатель, закрепленный на пушке и имеющий отсос пороховых газов. Для удаления поддонов из танка, а также для загрузки боекомплекта, используется люк в левом борту башни.
Кроме пушки танк вооружен спаренным с ней 7,62-мм пулеметом MG3 и зенитным пулеметом такого же калибра, установленным на люке заряжающего. На бортах кормовой части башни смонтировано по блоку из 8 дымовых гранатометов.

Леопард 2 А2 - это Леопард 2, модернизированный до уровня Леопард 2 А1

Система управления огнем разработана фирмой STN Atlas в содружестве с компанией Elektronik Zeiss Optronik GmbH. Основными элементами СУО являются: перископический комбинированный лазерный прицел-дальномер наводчика EMES15; панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира PERI-R17; вспомогательный телескопический шарнирный прицел наводчика FERO-Z18; аналоговый электронный баллистический вычислитель FLT2; электрогидравлический стабилизатор вооружения WНА-Н22, система встроенного контроля функционирования СУО; коллимационная система встроенной выверки.
Основной прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, имеет тепловизионный канал для стрельбы ночью на дальностях до 2000 м. Поле зрения независимо стабилизировано в двух плоскостях. Диапазон измерения дальности лазерным дальномером равен 200 — 10000 м. Для защиты глаз наводчика от лазерного облучения в оптическом канале прицела установлен светофильтр. При стрельбе ночью нажатие кнопки «Выстрел» вызывает срабатывание специальной шторки, закрывающей поле зрения для исключения ослепления вспышкой собственного выстрела.
В танке предусмотрено дублированное управление огнем из пушки от командира. Дневной прицел-прибор наблюдения PERI-R17 имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Он связан с основным прицелом наводчика, что позволяет командиру использовать лазерный дальномер, баллистический вычислитель и ночной тепловизионный канал. Однако при выходе из строя прицела наводчика командир теряет возможность дублированного управления огнем ночью.

Радиостанция SEM 80/90, модифицированный
стояночный тормоз и другие мелкие усовершенствования. Введена трехцветная
камуфляжная окраска. Изготовлено 300 единиц.

Информация о дальности до цели поступает в баллистический вычислитель, который также учитывает угловую скорость цели по вертикали и азимуту, скорость и направление ветра, температуру воздуха, атмосферное давление и угол крена цапф пушки. Данные о температуре зарядов и износе канала ствола вводятся в вычислитель вручную. Выверка прицела производится без выхода экипажа из машины. С помощью механизмов выверки достаточно совместить прицельную марку прицела-дальномера с наблюдаемой в его поле зрения выверочной маркой коллиматора.
Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Приводы наведения — электрогидравлические с гидроаккумулятором. Доступ к гидросистеме обеспечивается через специальный люк в крыше башни. При выходе из строя электрогидравлического привода используется дублирующий ручной гидропривод вертикальной и горизонтальной наводки. Максимальная скорость наведения в горизонтальной плоскости 48 град/с, в вертикальной — 9,5 град/с. Углы наведения в вертикальной плоскости — от -9° до +20°. Время подготовки прицельного выстрела наводчиком при стрельбе с ходу составляет 15 с, командиром — 17 с. При стрельбе с места это время соответственно уменьшается до 9 — 10 и 11 — 12 с.
На танке установлен четырехтактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель МВ 873 Ка501 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого в цилиндры воздуха. Двигатель — многотопливный, может работать на топливе различных сортов, включая авиационный керосин и бензин. На двигателе смонтированы два турбокомпрессора и два охладителя нагнетаемого воздуха, включенные в общую систему охлаждения. Воздух для питания поступает через два воздухоочистителя, закрепленных с двух сторон на двигателе и соединенных короткими патрубками с турбокомпрессорами.

Леопард 2 А4 (1985 — 1990) цифровой баллистический вычислитель, новая система ППО,
в боекомплект введен выстрел DM 33 с бронебойно-подкалиберным снарядом с сердечником,
имеющим увеличенное значение отношения длины к диаметру. Изготовлено 695 единиц.

Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия HSWL-354/3 обеспечивает четыре передачи переднего и две заднего хода. Планетарная коробка передач с двумя степенями свобода имеет автоматическое переключение. В трансмиссию входит механизм поворота дифференциального типа, гидрообъемная передача которого позволяет осуществлять поворот с расчетным радиусом на каждой передаче. Вокруг оси танк разворачивается за 10 с. Остановочные тормоза комбинированные, с гидродинамическим замедлителем и двумя механическими дисковыми тормозами, работающими в масле. Они обеспечивают остановку танка при движении с максимальной скоростью за 3,6 с.
Ходовая часть танка включает (на сторону) семь опорных катков и четыре поддерживающих ролика, ведущие и направляющие колеса, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром. Траки имеют съемные резиновые подушки. Подвеска индивидуальная торсионная, с дисковыми фрикционными амортизаторами на первых, вторых, шестых и седьмых опорных катках. Диски двухскатных опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Односкатные поддерживающие ролики установлены в шахматном порядке: один располагается под внутренней, ближней г борту, а другой — под наружной частями верхней ветви гусеницы.
Танк оснащен системой защиты от ОМП, обогревателем боевого отделения и быстродействующей автоматической системой ППО. При преодолении водных преград по дну над люком командира устанавливается труба-лаз, опора башни уплотняется резиновой камерой, в которую воздух подается от ручного насоса, монтируются обратные клапаны на выхлопных патрубках двигателя, а также уплотнения прицелов и спаренного пулемета.

На лобовых деталях башни и корпуса установлены модули
накладной брони с элементами встроенной динамической зашиты. введен противоосколочный
подбой, электропривод стабилизатора модернизированная СУО Krupp Atlas. В панорамный
прицел командира встроен тепловизор, изображение которого выводится на специальный
индикатор. Это дает возможность командиру танка самостоятельно вести наблюдение за
обстановкой на поле боя в темное время суток. В лазерном дальномере комбинированного
прицела наводчика используется усовершенствованный процессор, исключающий появление
вторичного, ложного эхо-сигнала. Боевая масса достигли 62,5 т. Модернизировано 225 единиц.

Леопард 2 А5 со 120-мм пушкой с длиной ствола 55 калибров.
Снаряд DM53 с начальной скоростью 1750 м/с. Огонь этими снарядами может вестись на дальности
до 5000 м. Высокая эффективность действия снаряда по цели достигается за счет его большой
длины, массы, скорости полета и высокопрочного материала, применяемого для производства
снаряда. Он выполняется сплошным из специального сплава на основе обедненного урана.
Модернизировано 225 единиц.

Статус
Первый серийный танк Leopard 2 был передан Бундесверу 25 октября 1979 года. В настоящее время этими машинами укомплектованы все кадровые танковые батальоны. В боевых действиях танки Leopard 2 не участвовали. С 1999 года в состав многонациональных сил по поддержанию мира в Косово - KFOR - входил 214-й танковый батальон (Pz.Bil.214) Бундесвера, вооруженный танками Leopard 2А5. В составе многонациональных сил в Боснии - SFOR - в 2003 году находился 101-й танковый батальон голландской армии. также оснащенный танками Leopard 2А5.

По состоянию на 1 января 2010 года танки Leopard 2 различных модификаций состоят на вооружении и Австрии (114 единиц, бывшие голландские), Германии (свыше 1000, из них 225 Leopard 2А6). Греции (183 Leopard 2А4), Дании (57 Leopard 2A5DK), Испании (128, из них 20 Leopard 2А6Е), Нидерландов (262 А5 и A6). Норвегии (57, бывшие голландские), Польши (128 Leopard 2А4), Португалии (37 Leopard 2А6). Сингапура (96 Leopard 2Л4. из них 30 предназначены для разборки на запасные части), Турции (298 Leopard 2A4). Финляндии (124 Leopard 2А4). Чили (118), Швейцарии (380) и Швеции (280).

Тактико-технические характеристики танка «Леопард 2 А6»

Боевая масса, т……………………..59,9
Экипаж, чел……………………..4
Годы производстваc…………………….1979
Количество выпущенных, шт……………………..более 3000

Габаритные размеры Леопард 2

Длина корпуса, мм……………………..7700
Длина с пушкой вперёд, мм……………………..9670
Ширина корпуса, мм……………………..3700
Высота, мм……………………..2790
Клиренс, мм……………………..490

Бронирование Леопард 2

Тип брони……………………..противоснарядная комбинированная, навесная (2A5, 2A6, 2A7)
Лоб башни, мм/град……………………..Габарит 700мм/0 для 2А4

Вооружение Леопард 2

Калибр и марка пушки……………………..120-мм Rheinmetall Rh-120
Тип пушки……………………..гладкоствольная
Боекомплект пушки……………………..42
Пулемёты……………………..2 × 7,62-мм MG3

Тип двигателя……………………..MB 873 Ka-501
Мощность двигателя, л. с……………………..1500
Скорость по шоссе, км/ч……………………..72
Запас хода по шоссе, км……………………..550
Преодолеваемый подъём, град……………………..30
Преодолеваемая стенка, м……………………..1,1